ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Защищено авторским свидетельством
и охраняется законом об авторских правах.

«Честь имею!»

Авторская программа по героико-патриотическому и духовно - нравственному воспитанию молодежи на службе Отечеству

Актуальность проблемы

Особенности развития России в последние десятилзетия привели к реальной необходимости качественного улучшения патриотического воспитания молодого поколения российских граждан. Выдающийся русский философ И. А. Ильин характеризовал патриотим, как «высшее выражение духовности человека», т.е. понятие, в котором заложены и мировоззрение, и духовно - нравственные качества человека. Поэтому под воспитанием патриота понимается, прежде всего, воспитание высоконравственной личности в системе традиционных отечественных мировоззренческих, духовных, нравственных и культурных ценностей.

Еще недавно наша страна была обществом с традиционным типом сознания. Веками проверенные ценности сплачивали в нас в единый народ. Сегодня, пожалуй, впервые за всю историю российской государственности в стране нет целостной системы идей и представлений о мире, обществе, человеке, добре и зле, т.е. нет единой идеологии, без которой государство перестает быть государством, народ перестает быть народом, превращаясь в разобщенное население, которым легко манипулировать.

Воспитание патриота Отечества на государственном уровне надо начинать с определения идеологии государства, определения четких задач: какую страну мы хотим построить, гражданина какой страны мы хотим воспитать? Что означает в современных условиях понятие «патриотизм», в чем он должен выражаться и как проявляться, что такое в современных условиях труд человека во благо Отечества (ради кого, и каким образом мы должны трудиться), что такое защита Отечества (от кого, и как мы хотим его защищать)? Пока эти задачи четко не определены государством, каждый, кто занимается воспитанием будущих патриотов, понимает их в силу собственного воспитания и мировоззрения, проявляет инициативу в меру собственного видения проблемы и понимания задачи.

Предлагаемая для ознакомления авторская программа по героико-патриотическому и духовно - нравственному воспитанию молодежи «Честь имею!» не случайно называется именно так. Нынче молодежи очень не хватает чувства чести. Не апломба, не «крутизны», а именно чести, в том смысле, в котором она понимается изначально, в толковом словаре русского языка В. И. Даля: «честность, благородство души, и чистая совесть». Совесть (внутреннее нравственное устроение человека), и честь (внешнее выражение совести, проявляющееся в поступках человека) - основные категории личности, наиболее всеобъемлющие нравственные понятия. «Честь - это внешняя совесть, а совесть - внутренняя честь». (А. Шопенгауэр).

Много внимания уделяя разнообразным инновациям в области образовании молодежи, государство год за годом оставляет на заднем плане развитие личностных качеств своих граждан. Однако ни знания, ни навыки, ни умения, а только честь и совесть, востребованные во всех временах и при всех общественных формациях, делают человека человеком. Именно за эти качества ценят его окружающие и в семье, и в общественной жизни.

Цели и задачи Программы «Честь имею!»

- развитие у молодежи патриотического сознания, гражданственности, мировоззрения, положительных нравственных качеств, ценностных ориентаций, моральных критериев, смысложизненных ценностей, определяющих направленность личности, ее устремленность к идеалу;

- осознание молодежью важности традиционных моральных, духовных и нравственных ценностей народов России, развитие чувства сопричастности к судьбе, истории, культуре родного Отечества;

- воспитание уважения к героям и подвижникам Отечества, сохранение преемственности поколений и памяти о народном и воинском подвиге в годы Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., заботливое, бережное отношения к старшему поколению;

- сближение ценностных ориентаций молодежи и старшего поколения;

- понимание необходимости добросовестного служения Отечеству и народу, как на гражданском, так и военном поприще, готовность к защите Отечества и службе в Российской армии;

- повышение инициативы, развитие активной жизненной и гражданской позиции, волевых качеств, самостоятельности в принятии решений наряду с высоким чувством ответственности за свои дела и поступки.

- повышение культуры ведения дискуссии, развитие умения слушать и слышать друг друга, самостоятельно мыслить, формулировать свои мысли и аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения, развитие чувства собственного достоинства;

- творческое и эстетическое развитие личности.

Современность Программы «Честь имею!»

Примеры патриотизма и высоких нравственных качеств личности Героев Отечества показаны не только на образах широко известных героев нашего славного прошлого, но, в большей степени, на образах сравнительно малоизвестных современных героев – реальных людей, сформировавшихся в различных социальных условиях новейшей отечественной истории последних 80- 90 лет (примерной продолжительности человеческой жизни).

Жизненные ценности и яркие проявления патриотизма близких нам по времени героев показаны в контексте знакомых примет нашей эпохи. Масштаб личности героев, их высокие нравственные и моральные устои, свойства характеров, идеалы, оказывают сильное воздействие на сознание молодежи, заставляют задуматься о собственной жизненной позиции, способствуют самопознанию, обретению национального достоинства и чувства гордости за родное Отечество и его героев, помогают молодому человеку ощутить свою сопричастность к сильному, великому народу, способному на подвиги в любые времена.

Важнейшую роль в оказании воздействия на сознание играют современные средства художественной выразительности, направленные на чувственную, эмоциональную сферу человека - песня, музыка, слово, киноискусство. Патриотизм не сводится к определенной сумме знаний. Обретая чувство Родины, человек стремится к познанию тайны о самом себе, ищет ответ на вечный вопрос: что есть жизнь, каков смысл жизни, кто я, каково мое место в мире? Любовь к Родине, таинственным образом возникающая в сердце человека - одна из загадок бытия, такая же, как любовь, дружба, честь, совесть, вера, верность, и т.д. А что, кроме искусства, наилучшим образом отражает сердечные чувства? А в искусстве царица выразительности – музыка. «Из всех искусств одной любви музыка уступает. Но и любовь – мелодия» (А. С. Пушкин). Именно с рождения песен, музыки и поэтического слова начиналась Программа «Честь имею!»

«Эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать ту или иную эмоцию ученика, и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика», писал Л. С. Выготский в «Педагогической психологии». Таким образом, синтез современной музыки, слова, кино, других искусств является необходимым компонентом в патриотическом воспитании молодежи, ведь еще Конфуций утверждал: «Исправление нравов государства надо начинать с его музыки».

История создания проекта

Формы реализации Программы «Честь имею!»

1. Программа «Курс занятий по патриотическому и духовно - нравственному воспитанию молодежи «Честь имею!»:

Практическое пособие, предназначенное для дополнительного образования подростков и молодежи от 11 до 18 лет. Адресовано педагогам, психологам, специалистам по воспитательной работе, социальным работникам, работающим с подростками и молодежью Видеофильм "Герои нашего времени", программа, учебный план, методические рекомендации.

Многообразие форм и методов воспитательного процесса Программы и ее творческий характер направлены на развитие патриотического мировоззрения, высоких нравственных качеств и ценностных ориентаций всесторонне и гармонично развитой личности. Знакомство и исследование учащимися ярких проявлений патриотизма близких нам по времени Героев Отечества способствует лучшему пониманию истоков и смысла героических подвигов, приобщению к истории родной страны, осознанию своего места в жизни, формированию собственной жизненной позиции, ориентированной на традиционные отечественные духовно-нравственные и культурные ценности.

Основой Программы является авторский музыкально-документальный видеофильм «Герои нашего времени», записанный на DVD диске и состоящий из 7 частей-сюжетов, завершающихся песнями- видеоклипами. Части можно просматривать непрерывно, а также выбирая по отдельности: 1. "Чувство Родины". 2. "От героев былых времен..." 3. "Не уходи, герой!" 4. "За други своя". 5. "Жить - Родине служить". 6. "Вера и верность". 7. "Честь имею!" Продолжительность видеофильма - 1 час 20 минут.

Видеофильм посвящен нашим современникам - героям Отечества разных поколений от Великой Отечественной войны до наших дней. Включает в себя рассказы о героях, интервью с ветеранами и молодежью, кадров документальной хроники, авторских песен- видеоклипов, посвященных героям.

Видеоклипы, показывающие переклички эпох – прошлых и нынешней, высказывания Героев, факты их биографий в контексте событий эпохи, свидетельства родных, близких, друзей, сослуживцев, фото из семейных архивов, кадры кинохроники, актуальные интервью с современной молодежью настраивают зрителя на размышления о Родине, жизни, об истоках патриотизма и героизма, об истинных героях и ложных кумирах. Поступки героев, их образ мыслей, их любовь к Родине, воспетые в посвященных героям песнях побуждают задуматься о чести, верности долгу, самоотверженности, мужестве, о неувядающей славе героев Отечества, о том, каким высоким и красивым должно быть предназначение человека на земле.

Отзывы о видеофильме

Созданная на основе авторского видеофильма «Герои нашего времени», «Программа курса занятий по патриотическому и духовно - нравственному воспитанию молодежи «Честь имею!», рассчитана на 12 занятий. 7 из них проводятся по схеме: в начале занятия учащимся демонстрируется одна из частей видеофильма, по окончании просмотра педагог беседует с учащимися, обсуждая тематику данного занятия. При просмотре видеофильма учащиеся находятся в ситуации внутреннего нравственного выбора, невольно сравнивают жизненные ценности героев со своими, дают свою оценку поступкам героев и их личным качествам. По окончании просмотра у учащихся возникает эмоциональный отклик. Задача педагога – настроить учащихся на доверительный, искренний разговор - беседу и активно провести его, помочь учащимся сформулировать возникшие мысли и чувства и обосновать свое мнение. В ходе бесед учащиеся учатся самостоятельно мыслить, аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения слушать и слышать друг друга, приобретают опыт коллективного самопознания, навыки культуры ведения дискуссии.

В Программе представлены разработки учебного плана и форм проведения занятий, перечень вопросов для обсуждения с учащимся, с помощью которых педагог проводит беседу, подкрепляя собственную позицию по обсуждаемой теме примерами из жизни, а также приведенными в Программе народными пословицами и поговорками, высказываниями выдающихся людей, статистическими данными. В конце занятия педагог совместно с учащимися подводит итоги беседы, делает выводы. Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса занятий по Программе разнообразны. Это комплексные занятия, сочетающие видеоурок и беседу с учащимися с проектной деятельностью, викториной, занятием – исследованием. Рекомендуется максимально полно использовать творческий потенциал учащихся: вводить на занятиях элементы инсценировки, концерта, художественного чтения, использовать другие виды творчества.

К заключительным занятиям курса учащимся предлагается подготовить самостоятельные творческие работы по направлениям и темам, наиболее затронувших их согласно тематике Программы (примерный перечень приведен в Программе). На заключительном занятии рекомендуется провести неформальную творческую встречу-беседу с ветеранами разных поколений.

Результативность занятий оценивается с помощью анкетного опроса, который производится на первом и последнем занятиях (образец анкеты прилагается). Предполагается динамика положительных изменений в структуре и иерархии жизненных ценностей учащихся, их нравственных идеалах, развитии личностных качеств ответственного человека и гражданина, сплочение ученического коллектива.

Отзывы о программе

2. Молодежная акция «Честь имею!»

Проводится для подростков и молодежи - школьников, учащихся кадетских корпусов, Суворовских училищ, колледжей и профессиональных училищ, военнослужащих, студентов ВУЗов, курсантов учебных заведений Силовых структур. Возраст участников - от 12 до 22 лет. Акция состоит из нескольких мероприятий.

а) Музыкально-документальный киноконцерт «Герои нашего времени.

Моноспектакль – киноконцерт, посвященный нашим современникам - героям Отечества разных поколений от Великой Отечественной войны до наших дней в исполнении автора. Включает в себя интервью с ветеранами и молодежью, кадры документальной хроники, а также рассказы о героях и посвященные им авторские песни- видеоклипы.

Созданный в 2007 году, киноконцерт стал итогом культурно - просветительской деятельности автора в 2002 - 2007гг.: режиссера, исполнительницы собственных песен и ведущей цикла тематических вечеров встреч молодежи с Героями Отечества в Культурном центре Вооруженных Сил России в Москве.

Киноконцерт «Герои нашего времени» отмечен дипломом 4-го Всероссийского конкурса премии «Хрустальная роза Виктора Розова» в области музыкального, литературного и театрального мастерства, наградами ряда региональных конкурсов. Автор является лауреатом 1-го Всероссийского фестиваля-конкурса патриотической песни «Это Родина моя», лауреатом и дипломантом других фестивалей и конкурсов.

Жизнь, подвиги, высокие нравственные ориентиры героев Отечества показаны, как примеры самоотверженного служения Родине. Средствами слова, музыки, киноискусства автор предлагает молодежи задуматься о вечных и непреходящих духовно-нравственных ценностях: любви к Родине, чести, верности долгу, самоотверженности, мужестве. Киноконцерт приобщает молодежь к историческим и культурным традициям, воспитывает чувство гордости за родное Отечество и его героев, повышает мотивацию учащихся к учебе и защите Отечества, улучшает дисциплину и моральный климат в молодежных коллективах, способствует самопознанию личности.

Около 200 раз киноконцерт «Герои нашего времени» был исполнен автором перед школьниками, учащимися кадетских корпусов, Суворовских училищ, колледжей и профессиональных училищ, военнослужащими, студентами ВУЗов, курсантами военных учебных заведений, допризывной молодежью - участниками военных сборов и каникулярных лагерей в различных регионах России и зарубежья. Неизменно проходя с успехом, он вызывает большой интерес и сильный эмоциональный отклик, оказывает положительное воздействие на развитие патриотического сознания и ценностных ориентаций молодежи.

Продолжительность киноконцерта «Герои нашего времени» - 1 час 30 минут.

Отзывы о киноконцерте, условия проведения

б) «Честь имею!» - «круглый стол»

Проводится после просмотра киноконцерта «Герои нашего времени». Рекомендован для молодежи от 14 до 22 лет в системе среднего, среднего профессионального и высшего образования, военнослужащих частей и подразделений Силовых структур, а также в условиях каникулярного оздоровительного лагеря, военных сборов, и пр.). Продолжительность Акции в данном формате – примерно 3 часа.

Примечание: перечень направлений и тем для обсуждения высылается по запросу заинтересованной стороны.

в) «Честь имею!» - Зрительская конференция

Проводится после просмотра киноконцерта «Герои нашего времени» для молодежи 14-22 лет в системе высшего и среднего профессионального образования. Отличается от «круглого стола» более развернутым форматом. Участники зрительской конференции заранее готовят выступления, сообщения по тематике Акции, выбирая формы и виды выступлений по своему усмотрению участников.

Продолжительность Акции в данном формате – примерно 4 часа.

Отзывы о Молодежной акции «Честь имею!»

Примечание: Сценарный план проведения Молодежной акции «Честь имею!», перечень направлений и тем для сообщений и выступлений высылается по запросу заинтересованной стороны.

3. «Честь имею!» - семинар, мастер класс, конференция

Проводится для педагогов, психологов, воспитателей, социальных работников и специалистов по работе с подростками и молодежью. Состоит из нескольких мероприятий.

а)«Честь имею!» - мастер класс автора «Программы курса занятий по патриотическому и духовно - нравственному воспитанию молодежи «Честь имею!» для педагогов, специалистов по работе с молодежью и воспитательной работе, социальных работников и др.Продолжительность «мастер класса» – 1,5 -2 часа.

б) «Честь имею!» - семинар, научно-практическая конференция, мастер классы по патриотическому и духовно - нравственному воспитанию молодежи с участием специалистов – ученых, организаторов, практиков Продолжительность зависит от формата и количества мероприятий.

Примечание 1: Возможно объединение мероприятий пп.2 и 3.

Примечание 2: План проведения Акции «Честь имею!» для молодежи и педагогов высылается по запросу заинтересованной стороны.

Завершает киноконцерт «Герои нашего времени», а также одноименный видеофильм и «Программу курса занятий по патриотическому и духовно - нравственному воспитанию молодежи «Честь имею!» песня «Честь имею!» В ее тексте поэтически оформлены основные идеи Программы, а эпиграфом стало знаменитое высказывание А. В. Суворова: «Жизнь – Отечеству, честь – никому».

Аудиозапись, ноты, текст песни !»Честь имею!»

Внимание!

Ваши предложения о проведении:

- молодежной акции «Честь имею!» в вашем регионе,

- киноконцерта «Герои нашего времени» в вашем учебном заведении, воинской части, каникулярном оздоровительном лагере, и др.

- концерта, творческой встречи с автором исполнителем О. Дубовой;

- «Честь имею!» - семинара, мастер класса, научно-практической конференции

а также о приобретении видеофильма «Герои нашего времени» (диск DVD, 80 мин.) и методического пособия «Программа курса занятий по патриотическому и духовно - нравственному воспитанию молодежи «Честь имею!» (журнальное издание, 60 стр. с иллюстрациями) направляйте:

e-mail: olga-dubova@nm.ru


Џо вопросам работы сайта
пишите: L_style@bestchart.ru