Кандинский василий «москва i» описание картины, анализ, сочинение

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Кандинский Василий Васильевич (Kandinsky Wassily Wassilyevich), русский и немецкий художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 века; вошел в число основоположников абстрактного искусства. Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 года. Еще в гимназические годы начал активно заниматься музыкой и живописью. С 1885 года Кандинский изучал юриспруденцию в университете в Москве, но в дальнейшем решил посвятить себя искусству.

Кандинский Василий

Волжская Песнь, 1906, Центр Помпиду, Париж

Кандинский Василий

Пара, едущая верхом на коне, 1906, Ленбаххаус, Мюнхен

Кандинский Василий

Пестрая жизнь, 1907, Ленбаххаус, Мюнхен

Выбор Кандинского стать художником определили два момента: во-первых, яркие впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в 1889 году в этнографической экспедиции по Вологодской губернии, во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картинами Клода Моне. С 1897 года жил в Мюнхене, где занимался в местной Академии художеств под руководством Франца фон Штука. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 года Василий Кандинский жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Марнау (Баварские Альпы).

Кандинский Василий

Лунная ночь, 1907, Третьяковская галерея

Кандинский Василий

Осень в Баварии, 1908, Музей современного искусства, Париж

Кандинский Василий

Кладбище и дом священника в Кохеле 1909, Ленбаххаус, Мюнхен

От ранних, уже достаточно ярких импрессионистских картин-этюдов художник перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (картины «Пестрая жизнь», «Дамы в кринолинах» и другие).

Кандинский Василий

В 1910 году Кандинский создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат «О духовном в искусстве» (книга была опубликована в 1911 на немецком языке). Считая главным в искусстве внутреннее, духовное содержание, Василий Кандинский полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов.

Кандинский Василий

Моя столовая, 1909, Ленбаххаус, Мюнхен

Кандинский Василий

Импровизация 7, 1910, Третьяковская галерея

Церковь в Марнау, 1910, Ленбаххаус, Мюнхен

В основе последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» художника (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Драматургия картин маслом и акварелью строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т.д.).

День Всех Святых II, 1911, Ленбаххаус, Мюнхен

Композиция, 1913, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Москва I, 1916, Третьяковская галерея

В 1914 Василий Кандинский вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения в искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер («Москва.

Красная площадь», 1916, Третьяковская галерея; «Смутное», там же; «Сумеречное», Русский музей; «Серый овал», Картинная галерея, Екатеринбург; все работы – 1917). В 1918 году Кандинский издал автобиографическую книгу «Ступени».

Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, не приняв коммунистическую идеологию, навсегда покинул Россию в 1921 году.

Казаки, 1917, Третьяковская галерея

Синий гребень, 1917, Русский музей, Санкт-Петербург

Поперечная линия, 1923, Музей земли Северный Рейн-Вестфалия

Уехав из России, Кандинский проживал в основном в Германии.

Его космологические фантазии (графическая серия «Малые миры», 1922) обретают в этот период более рационально – геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность («В черном квадрате», 1923; «Несколько кругов», 1926; обе картины – в Музее Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк). В 1924 мастер образовал вместе с А.

Явленским, Л. Фейнингером и П. Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки. Выступил как художник сценической версии сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» в театре Дессау (1928). После прихода нацистов к власти в 1933 году художник переехал во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен.

Смутное, 1917, Третьяковская галерея

Серый овал, 1917, Художественный музей, Екатеринбург

В сером, 1919, Центр Жоржа Помпиду

Испытав значительное воздействие сюрреализма, Кандинский все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте («Доминирующая кривая», 1936, «Голубое небо», 1940, Центр Жоржа Помпиду, Париж; «Разнообразные действия», 1941, Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк). С началом немецкой оккупации (1939) художник намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом. Умер Кандинский в Нейи-сюр-Сен 13 декабря 1944 года.

Маленькие Миры, 1922, частная коллекция

Точки, 1920, Художественный музей Охара, Япония

Жена художника Нина Кандинская, 1917, частная коллекция

Источник: http://smallbay.ru/kandinsky.html

Василий Васильевич Кандинский

Поделитья с друзьями в социальных сетях:

Кандинский Василий
Всадник.Георгий Победоносец.
Одно из самых ярких проявлений любви Кандинского к родной стране — его многочисленные произведения на темы русских былин , сказаний , поверий и легенд, в которых оживали, герои народного эпоса и древней истории.

История семьи

Василий Васильевич Кандинский родился в Одессе 4 декабря 1866 года. Семья по отцовской линии происходила из Сибири (по легенде, одна из прабабок художника была монгольской принцессой).

Отец художника, Василий Сильвестрович Кандинский занимался чайной торговлей. По линии матери в роду были прибалтийские немцы.

Возможно, именно эта интернациональная наследственность предопределила его психологическую открытость разным культурным традициям и возможность адаптироваться к образу жизни разных наций .

Кандинский Василий
Университеты
В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию (1876-85). В 1885-93 (с перерывом в 1889-91) учился на юридическом факультете Московского университета. В 1889 ездил с этнографической экспедицией по Вологодской губернии, где углубленно знакомился с древнерусской иконописью и народным творчеством. Около 1895 отказался от карьеры университетского профессора и полностью посвятил себя искусству. В 1897 поступил в школу А. Ашбе в Мюнхене, в 1900 учился у Ф. Штука в Королевской Академии художеств. В начале 1900-х гг. Кандинский много путешествовал по Европе и Северной Африке, приезжал в Россию, но постоянным местожительством избрал Мюнхен (1902-1908) .
«Я не патриот, Элла. Я только наполовину русский… По воспитанию – я наполовину немец… Как художник я привязан к Германии, и все немецкое, немецкие древности значат для меня больше, чем для многих немцев».

Хотя Кандинский и называл себя полунемцем, все же в Мюнхене он был чужестранцем.

Его друг, художник Франц Марк, говорил про него, что «в значительной степени он принадлежит к чужой расе и только носит маску «восточного европейца».

В раннем творчестве Кандинского 1901-1907 годов просматривается русская традиция. Персонажи народного фольклора, сюжеты русских сказок, преданий, былин становятся основными темами его работ.

Кандинский Василий
Зимний день. Смоленский бульвар.
Русские годы

С началом войны Кандинский, российский подданный, вынужден был покинуть Германию. Возвратившись на родину через Швейцарию и Балканы, он поселился в Москве; в 1916 посетил Швецию, в 1917 Финляндию.

Его живописные работы предреволюционных и революционных лет обладали широким стилистическим диапазоном: продолжая создавать экспрессивно-абстрактные полотна («Смутное», Третьяковская галерея, «Сумеречное», Русский музей, обе 1917; «Белый овал», 1920, Третьяковская галерея, и др.

), художник писал и обобщенно-реалистические натурные пейзажи («Москва. Зубовская площадь», «Зимний день. Смоленский бульвар», обе ок. 1916, Третьяковская галерея), не оставлял занятий живописью на стекле («Амазонка», 1917; «Дамы в кринолинах», ок.

1918, обе в Третьяковской галерее), а также создавал картины, сочетавшие фигуративные элементы и декоративно-беспредметное начало [«Москва I (Красная площадь)», Третьяковская галерея; «Москва II», частное собрание, Мурнау, Германия, обе 1916].

После Октябрьской революции Кандинской активно включился в общественную деятельность. Был членом художественной коллегии Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, председателем Всероссийской закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, в 1919-21 заведовал московским Музеем живописной культуры.

Преподавал в Государственных художественных свободных мастерских и Вхутемасе (1918-21), состоял профессором Московского университета. В 1921 живописец-теоретик разработал программу деятельности Института художественной культуры (Инхук), где руководил секцией монументального искусства.

В печати регулярно появлялись статьи и теоретические работы Кандинского; так появилась и автобиографическая книга «Ступени» (М., 1918).

В январе 1921 Кандинский покинул Институт из-за внутренних разногласий. Вскоре был избран вице-президентом вновь созданной Российской Академии художественных наук, в которой руководил также физико-психологическим отделением. В декабре 1921 был откомандирован в Берлин для организации там филиала Академии и установления культурных связей с другими странами.

Кандинский Василий  
Москва. Красная площадь.
Отъезд

В 1922 Кандинского пригласили преподавать в школу «Баухауз», где ему были поручены занятия по стенной живописи, по теории формы. В изданиях «Баухауза» были опубликованы трактаты Кандинского, посвященные вопросам формообразования, цветоведения, сценическому синтезу искусств.

В живописи и графике Кандинский обратился к воплощению своеобразных космологический идей, интерес к которым возник у него еще в России (графическая серия «Малые миры», 1923). В 1924-25 вместе с художниками Л. Фейнингером, А. Г. Явленским, П. Клее вошел в объединение «Синяя четверка».

В 1926 Кандинский опубликовал свой теоретический труд «Точка и линия на плоскости», переизданный во многих странах мира. Спроектировал и выполнил ряд монументальных работ (эскизы живописных панно для фойе «Свободной выставки», 1922; керамическое оформление музыкальной комнаты для Международной выставки в Берлине, 1931). Выступил как сценограф и режиссер в постановке сюиты М. П.

Читайте также:  Шарден жан "молитва перед обедом" описание картины, анализ, сочинение

Мусоргского «Картинки с выставки» в театре Дессау (1928). В 1928 принял немецкое подданство.

В 1920-е гг. художник достигает всемирного признания, его персональные выставки и выставки «Синей четверки» прошли во многих музеях и галереях в странах Европы и США.

Кандинский Василий
Малые миры
В 1928 году Кандинский принял немецкое гражданство. Успешная преподавательская и выставочная деятельность, признание творческих заслуг, свободное передвижение по миру убедили художника в том , что он обрел, наконец, свою родину, однако приближался 1933 год и свобо становилось все меньше. В ходе этих мрачных Баухауз был закрыт, а спустя четыре года его участники вместе с Кандинским стали героями печально знаменитой выставки»Дегенеративное искусство», организованной нацистами в Мюнхене. В 1933 он навсегда уехал из Германии в Париж, в пригороде которого Нейи-сюр-Сен прошли его последние годы.
Кандинский Василий
Смутное
За пределами времени и пространства

Вспоминая о переломных 1890-х годах Кандинский писал:»Все эти науки я любил и теперь думаю с благодарностью о тех часах внутреннего подъема , а , может быть, и вдохновения, которое я тогда пережил.

Но часы эти бледнели при первом соприкосновении с искусством, которое только одно выводило меня за пределы времени и простраства.

Никогда не дарили меня научные занятия такими переживаниями, внутренними подъемами , творческими мгновениями.»

 
Кандинский Василий
Одесский порт

Поделитья с друзьями в социальных сетях:

Пост опубликован: 12.02.2009

Источник: http://kayrosblog.ru/post96061730

Москва II — Василий Кандинский

Кандинский Василий

«Москва II», написанная Кандинским в 1916 году — одно из самых прекрасных полотен «русского периода», находящихся в частных коллекциях. Бурные события, приведшие художника обратно на родину, разбудили любовь к родному городу, хранившуюся в его сердце все эти годы. В 1916-1917 годах, вдохновленный возвращением, Кандинский пишет несколько «московских» картин. Эта композиция-калейдоскоп, насыщенная бурной энергией цвета воплощает красоту динамики Москвы, какой видит ее художник.

«Солнце плавит всю Москву в один кусок, звучащий как туба, сильной рукой потрясающий всю душу. Нет, не это красное единство — лучший московский час. Он только последний аккорд симфонии, развивающей в каждом тоне высшую жизнь, заставляющей звучать всю Москву подобно fortissimo огромного оркестра.

Розовые, лиловые, белые, синие, голубые, фисташковые, пламеннокрасные дома, церкви — всякая из них как отдельная песнь,- бешено зеленая трава, низко гудящие деревья, или на тысячу ладов поющий снег, или alegretto голых веток и сучьев, красное, жесткое, непоколебимое, молчаливое кольцо кремлевской стены, а над нею, все превышая собою, подобная торжественному крику забывшего весь мир алиллуйя, белая, длинная, стройно-серьезная черта Ивана Великого. И на его длинной, в вечной тоске по небу напряженной, вытянутой шее — золотая глава купола, являющая собою, среди других золотых, серебряных, пестрых звезд обступающих ее куполов, Солнце Москвы» В письме к Мюнтер от 4 июня 1916 года Кандинский пишет об идеях для своих новых московских работ: «Я хотел бы написать большой пейзаж: собрать отдельные элементы и объединит их на холсте. Слабые и сильные, я бы смешал их вместе, также как мир представляет собой смесь различных элементов.

Эта картина должна быть как оркестр […] в 8 часов вечера я пошел в Кремль, чтобы увидеть соборы такими, как я хочу их изобразить. Новые богатства развернули они перед моими глазами».

Через несколько недель он снова писал ей: «Это постепенно развивается в моем воображении. То, что было лишь фантазией, в настоящее время принимает физическую форму.

Чего не хватало этой идее — это глубины и звучания, очень серьезного, сложного и в то же время простого» .

Затем, после двух с половиной месяцев работы на холсте, Кандинский пишет: «Вы знаете, что у меня была эта мечта — написать большую картину, вдохновленную счастьем, радостью жизни, или Вселенной. Внезапно я осознаю гармонию цветов и форм, происходящих из этого мира радости» .

Интересно что на обеих картинах, «Москва I» и «Москва II» в самом центре холста отчетливо различима пара в традиционных русских костюмах, обращенная спиной к зрителю и как будто созерцающая вместе с ним величественную симфонию столицы.

PS: картина продана в Лондоне на аукционе Сотбис 3 февраля 2015 года за 9,48 млн долларов.

(1

Источник: https://paintingplanet.ru/moskva-ii-vasilij-kandinskij/

Описание картины Василия Кандинского «Москва I»

Кандинский Василий

Василий Васильевич Кандинский очень любил Москву. Он говорил, что Москва – это сложный и подвижный город. Он называл её путаницей, где переплетаются события, судьбы и люди. Но при этом для него Москва – это самый красивый город на планете Земля. Поэтому неудивительно, что его источник вдохновения – Москва. Именно ей он посвятил несколько картин, главной из которых считают картину «Москва. Красная площадь».

Василий Васильевич Кандинский жил в конце 19, начале 20 века. Он известен всему миру как один из основоположников абстракционизма. Это такой жанр живописи, который многим не признан и не понятен. Необычные сочетания цветов, форм, фантастических сюжетов – всё это характерно для абстракционизма.

На первый взгляд, на картине «Москва. Красная площадь» вообще нельзя узнать Москву. Где-то вдали видны колокола, часовни, большие белые дома. Но совершенно не понятно как в этом можно узнать город.

Москва для Кандинского – это большая путаница, поэтому на его картинах всё переплетено, спутано, непонятно. Но если присмотреться, то можно увидеть знаменитую брусчатку на Красной площади. Можно увидеть маленьких человечков, и даже здание, похожее на Большой театр.

Яркие цвета очень важны для абстракционизма. Василий Кандинский выбрал для своей Москвы жёлтый, синий, красный и розовый. Сама техника очень специфичная. Кандинский рисовал большими мазками маслом. Цвета он стремился не смешивать, чтобы получилась яркая и чёткая картина.

Многим людям непонятен абстракционизм. Они считают, что так может рисовать каждый человек, и это не должно стоить больших денег. Но, тем не менее, картины Кандинского и других художников, рисовавших в этом стиле, продаются на аукционах за большие деньги. Но эта картина хранится в Третьяковской галерее, в Москве.

  • Год написания картины: 1916.
  • Размеры картины: 49,5 x 51,5 см.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: масло.
  • Жанр: городской пейзаж.
  • Стиль: экспрессионизм.
  • Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/kandinskij-vasilij/moskva-1/

Василий Кандинский: биография, картины

«Форма, даже если она совершенно абстрактна и подобна геометрической, имеет своё внутреннее звучание, является духовным существом с качествами, которые идентичны с этой формой» — Василий Кандинский

Один из пионеров абстрактного искусства Василий Кандинский, чье творчество считают «своим» Россия, Украина, Германия и Франция, был неутомимым исследователем-этнографом, создателем огромного количества картин, автором нескольких книг об искусстве, талантливым преподавателем.

Кандинский получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе. Затем изучал право и экономику в России. Интересовался живописью с детства. «У каждого цвета есть таинственная жизнь, — говорил он. Однако лишь в возрасте 30 лет Кандинский всерьез решил стать художником.

Работы 1896-1911 гг. — в основном пейзажи, построенные на цветовом разладе. Игра цветных пятен и линий постепенно замещала образы реальности. В 1901 году мастер основал художественное объединение «Фаланга» в Мюнхене и организовал школу, в которой сам работал учителем.

В 1914-1922 гг. художник создал полу-абстракции, импрессионистические пейзажи и романтические фантазии. В абстрактных картинах усиливается геометризация отдельных элементов. Причины этого — процесс упрощения, авангардная и художественная атмосфера Москвы того времени.

Картины, созданные художником в 1922-1933 годах, полны светлого и странного юмора, который появился в его поздних парижских произведениях.

В 1934-1944 годах Кандинский не использовал комбинацию основных цветов, но работал с мягкими и тонкими цветами. В то же время его картины этого периода полны жизни и энергии. Художник назвал этот период «действительно живописной сказкой».

Вдохновленный созданием работ, которые передавали, по его убеждению, универсальное чувство духовности, Кандинский разработал изобразительный язык, слабо связанный с внешним миром, но выражающий внутренний опыт. Свою теорию он изложил в книге на немецком языке «О духовном в искусстве», которая стала настольной для очень многих художников во всем мире.

Кроме того, что сформированный В. Кандинским выразительный абстрактный стиль живописи стал его эпохальным вкладом в изобразительное искусство двадцатого века, художник был учредителем нескольких творческих объединений, самое известное — мюнхенский «Синий всадник» (1911-1914).

Ключевые идеи:

— Кандинский решительно выступил против своих оппонентов-конструктивистов. «Если художник использует абстрактные средства выражения, это не значит, что он абстрактный художник, это даже не означает, что он художник».

Есть не менее мертвые треугольники (будь они белые или зеленые), чем мертвые куры, мертвые лошади и мертвые гитары. Стать «реалистичным академиком» возможно, как и стать «абстрактным академиком».

Форма без содержания — это не рука, а пустая перчатка, наполненная воздухом», — писал художник.

— Художник разработал и усовершенствовал свою теорию: «Абстрактное искусство создает новый мир, рядом с «настоящим», не имеющим ничего общего с реальностью».

— В. Кандинский разделял свои большие картины зрелого периода на три фундаментальные категории. «Впечатлениями» называл прямые ощущения, полученных от внешней природы, предметов и фигур. «Импровизациями» отражал внутренние видения, идеи воображения. С 1909 по 1914 гг.

создал более 35 таких полотен — большинство из них носит ассоциативные визуальные ряды, ясно иллюстрирует личный путь художника к абстракции. «Композиций» было создано не более 10, и в них наблюдается убедительное освобождение цвета от привязки его к реальным объектам.

Несколько таких работ художник, будучи глубоко религиозным человеком, посвятил темам Потопа, Страшного Суда, Апокалипсиса.

— Кандинский создал мир образов, где абстракция была языком форм, возникших из желания значимости и жизненной силы.

— В начале 1920-х годов, после возвращения из России в Германию, Кандинский был увлечен образовательным процессом и теоретической работой в Баухаузе — в работах экспрессионистская спонтанность сменилась порядком; на холстах появилось больше места, а сюжеты приобрели характерную геометрическую форму.

Читайте также:  Клавесин: история, видео, интересные факты, слушать

— Василий Кандинский рассматривал абстрактное искусство как идеальный способ визуализировать «внутреннюю необходимость» творца и передать универсальные для всех людей эмоции и идеи. Он считал художника, себя в частности, пророком, миссия которого — поделиться идеалами с миром и улучшить жизнь общества.

Источник: https://thesketchline.com/authors/vasilij-kandinskij/

Кандинский василий васильевич

Российский живописец, график, дизайнер, теоретик искусства, поэт.

Ро­дил­ся в се­мье ком­мер­сан­та.

Окон­чил юри­дический фа­куль­тет Московского университета (1893). В 1889 году уча­ст­во­вал в экс­пе­ди­ции по Во­ло­год­ской губернии, по­зна­ко­мил­ся с народным искусством. Ре­шив стать ху­дож­ни­ком, в конце 1896 года пе­ре­ехал в Мюн­хен, где обу­чал­ся жи­во­пи­си в шко­ле А. Аж­бе (1897-1898) и в Академии художеств у Ф.

фон Шту­ка (1900); по­зна­ко­мил­ся с А.Г. Яв­лен­ским, М.В. Ве­рёв­ки­ной, Д.Н. Кар­дов­ским и И.Э. Гра­ба­рём. В 1901 году ос­но­вал в Мюн­хе­не объ­е­ди­не­ние ху­дож­ни­ков «Фа­лан­га» («Phalanx»). В 1903-1907 годах пу­те­ше­ст­во­вал по стра­нам Ев­ро­пы и Северной Аф­ри­ки (Ту­нис); не­од­но­крат­но за­ез­жал в Рос­сию.

С 1908 года по­се­лил­ся в Мур­нау, близ Мюн­хе­на. В 1909 году ос­но­вал «Но­вое мюн­хен­ское ху­дожественное объ­е­ди­не­ние» («Neue Künstlervereinigung München»), в 1911 году — объ­е­ди­не­ние «Си­ний всад­ник» (совместно с Ф.

Мар­ком; в 1912 году вы­пус­тил в свет од­но­именный аль­ма­нах с об­лож­кой по собственному эс­ки­зу — про­грамм­ный до­ку­мент ху­дожественного аван­гар­диз­ма).

Ис­пол­нял так­же ак­ва­ре­ли, вы­ста­воч­ные пла­ка­ты, кси­ло­гра­фии: «Сти­хи без слов» (1903, изданы в 1904); кни­га сти­хо­тво­ре­ний Кандинский в про­зе «Зву­ки» («Klänge») с ав­тор­ски­ми ил­лю­ст­рация­ми (1913).

В поэ­зии Кандинского со­еди­ни­лись чер­ты сим­во­ли­ст­ской и эк­спрес­сио­ни­стичной поэ­ти­ки, а так­же фу­ту­ри­стичные зау­ми. Дли­тель­ные дру­же­ские от­но­ше­ния, ба­зи­ро­вав­шие­ся на не­из­мен­ном ин­те­ре­се Кандинского к му­зы­ке, свя­зы­ва­ли его с А. Шён­бер­гом.

Ра­бо­ты Кандинского 1900-х годов от­ме­че­ны различными влия­ния­ми — от русского народного луб­ка, немецкой гра­вю­ры XV века до французского им­прес­сио­низ­ма, пост­им­прес­сио­низ­ма, фо­виз­ма, сим­во­лиз­ма, мо­дер­на и «Ми­ра ис­кус­ст­ва» («Одес­са.

Порт» (конец 1890-х, ГТГ), «Вос­кре­се­нье (Древ­не­рус­ское)» (1904, Му­зей Бой­ман­са — ван Бё­нин­ге­на, Рот­тер­дам); порт­ре­ты вто­рой же­ны Кандинского, ху­дож­ни­цы Габ­рие­лы Мюн­тер (1877-1962) и другие).

 В жи­во­пис­ных пей­за­жах конца 1900-х годов, на­пи­сан­ных в Мур­нау и близ­ких немецкому экс­прес­сио­низ­му, фор­си­ро­ван­ные цве­та при­об­ре­та­ют си­лу са­мо­сто­ятельной вы­ра­зи­тель­но­сти, про­стран­ст­вен­ные пла­ны ко­лы­шут­ся, изо­бра­же­ние ут­ра­чи­ва­ет зри­тель­ную ус­той­чи­вость («Пей­заж с баш­ней», 1908, Национальный му­зей современного искусства, Па­риж; «Мур­нау. Вид с же­лез­ной до­ро­гой и зам­ком», Городская га­ле­рея Лен­бах­ха­ус, Мюн­хен, и другие). Пей­заж­ные фан­та­зии 1910-х годов ба­лан­си­ру­ют на гра­ни фи­гу­ра­тив­но­сти и аб­ст­рак­ции, на­тур­ные фор­мы всплы­ва­ют и ис­че­за­ют в по­то­ках кра­соч­ных масс (цикл «Им­про­ви­за­ции» (с 1909; ГТГ, ГРМ, Му­зей современного искусства, Сток­гольм, и другие со­б­ра­ния); «Озе­ро» (1910, ГТГ) и другие).

В 1912 году в Мюн­хе­не вы­шла кни­га Кандинского «О ду­хов­ном в ис­кус­ст­ве» («Über das Geis­tige in der Kunst»), став­шая од­ним из пер­вых опы­тов тео­ре­тического обос­но­ва­ния аб­ст­рак­цио­низ­ма (пер­вая аб­ст­ракт­ная ак­ва­рель Кандинского бы­ла соз­да­на ещё в 1910 году).

В тео­рии Кандинского эле­мен­ты ху­дожественной фор­мы (ли­ния, цвет) яв­ля­ют­ся но­си­те­ля­ми пер­вич­ных смы­слов; ком­би­на­ции та­ких форм-зна­ков, ос­во­бо­ж­дён­ных от пред­мет­но­сти, об­ра­зу­ют ху­дожественный текст, рас­кры­ваю­щий ду­хов­ное со­дер­жа­ние уни­вер­су­ма.

По­лот­на Кандинского 1910-1914 годов со­хра­ня­ют связь с пей­заж­ным вос­при­яти­ем, од­на­ко по­лы­ха­ния цве­та, па­ря­щие фор­мы, мол­ние­нос­ные рос­чер­ки ас­со­циа­тив­но со­от­но­сят­ся ско­рее с об­щи­ми пред­став­ле­ния­ми о ди­на­мических про­цес­сах в при­ро­де — ор­га­нической жиз­ни, гео­ло­гических ка­так­лиз­мах, пуль­си­рую­щих то­ках мик­ро­ми­ра, ко­ло­вра­ще­ни­ях в кос­мическом про­стран­ст­ве: «Им­про­ви­за­ция № 27 (Сад люб­ви II)» (1912 год, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк), «Кар­ти­на хо­лод­ных форм» (1914 год, ГТГ); цикл кар­тин круп­но­го фор­ма­та «Ком­по­зи­ции» (I-III не сохранился; IV — 1911 год, Ху­дожественное со­б­ра­ние зем­ли Северный Рейн-Вест­фа­лия, Дюс­сель­дорф; V — 1911 год, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Швей­ца­рия; VI — 1913 год, Эр­ми­таж, Санкт-Пе­тер­бург; VII — 1913 год, ГТГ) и другие.

В конце 1914 года Кандинский вер­нул­ся в Рос­сию, где по­сле 1917 года ра­бо­тал в московском от­де­ле ИЗО Нар­ком­про­са, в Ин­сти­ту­те ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры (Ин­хук; 1920-1921), пре­по­да­вал в Сво­бод­ных ху­дожественных мас­тер­ских — Вху­те­ма­се (1918-1921) и Московском университете (1920 год; почетный профессор), за­ни­мал­ся ре­ор­га­ни­за­ци­ей му­зе­ев в Рос­сии (один из ор­га­ни­за­то­ров Му­зея жи­во­пис­ной куль­ту­ры, смотрите Жи­во­пис­ной куль­ту­ры му­зей в Мо­ск­ве, так­же ди­рек­тор в 1919-1921 годах); был ви­це-пре­зи­ден­том Рос­сий­ской ака­де­мии ху­до­же­ст­вен­ных на­ук (РАХН, 1921 год). Со­труд­ни­чал с К.С. Ма­ле­ви­чем и А.М. Род­чен­ко. В этот пе­ри­од аб­ст­ракт­ные фор­мы в жи­во­пи­си Кандинского об­ре­та­ют поч­ти ве­ще­ст­вен­ную плот­ность, а фи­гу­ра­тив­ные трак­ту­ют­ся как «сгу­ще­ния» не­ма­те­ри­аль­ных энер­гий («Мо­ск­ва I», 1916, ГТГ; «Су­ме­реч­ное», 1917, ГРМ). В начале 1920-х годов его эс­ки­зы ис­поль­зо­ва­лись в Рос­сии так­же в рос­пи­сях по фар­фо­ру.

В конце 1921 года Кандинский воз­вра­тил­ся в Гер­ма­нию и по пред­ло­же­нию В. Гро­пиу­са пре­по­да­вал в Бау­хау­зе (в Вей­ма­ре и Дес­сау), где вёл класс ана­ли­тического ри­сун­ка и мас­тер­скую на­стен­ной жи­во­пи­си, за­ни­мал­ся про­бле­ма­ми ди­зай­на.

В 1924 году по ини­циа­ти­ве Кандинского воз­ник­ло ху­дожественное объ­е­ди­не­ние «Си­няя чет­вёр­ка» («Blaue Vier») в Бер­ли­не (П. Клее, А. Г. Яв­лен­ский, Л. Фей­нин­гер и К.).

Кандинский про­дол­жал пуб­ли­ко­вать тео­ре­тические ра­бо­ты («Ос­нов­ные эле­мен­ты фор­мы», «Курс и се­ми­нар по цве­то­ве­де­нию», «Аб­ст­ракт­ный син­тез на сце­не», «Аб­ст­ракт­ное ис­кус­ст­во» и др.

); в 1926 году в Мюн­хе­не вы­шла его книга «Точ­ка и ли­ния на плос­ко­сти» («Punkt und Linie zu Fläche…»), в ко­то­рой начaла ху­дожественного фор­мо­об­ра­зо­ва­ния вы­во­дят­ся из ли­ней­ных по­строе­ний.

Под воз­дей­ст­ви­ем кон­ст­рук­ти­виз­ма Бау­хау­за сло­жил­ся но­вый жи­во­пис­ный стиль Кандинского, на­зван­ный им «ли­ри­че­ским гео­мет­риз­мом».

Из основных гео­мет­рических эле­мен­тов (круг, овал, тре­уголь­ник, квад­рат) и их про­из­вод­ных фор­ми­ру­ют­ся слож­ные фи­гу­ры, рас­по­ла­гаю­щие­ся по па­рал­лель­ным пла­нам или рас­хо­дя­щим­ся осям («Ма­лень­кая меч­та в крас­ном», 1925, Ху­дожественный му­зей, Берн; «Жёл­тое — Крас­ное — Си­нее», 1925, Национальный му­зей современного искусства, Па­риж, и др.).

Не­ко­то­рые ра­бо­ты («Квад­рат», 1927, га­ле­рея Маг, Па­риж) сво­ей иг­рой со зри­тель­ны­ми ил­лю­зия­ми на несколько де­ся­ти­ле­тий опе­ре­жа­ют экс­пе­ри­мен­ты оп-ар­та.

К концу 1920-х годов «хо­рео­гра­фия» гео­мет­рическая форм об­ре­та­ет поч­ти сце­ническую вы­ра­зи­тель­ность, яв­ляя не­кую от­вле­чён­ную мо­дель сю­жет­ных взаи­мо­дей­ст­вий («Уров­ни», 1929, Му­зей С. Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк; «Лёг­кое», 1930, Национальный му­зей современного искусства, Па­риж).

По про­ек­ту Кандинского бы­ли ис­пол­не­ны так­же на­стен­ные рос­пи­си в За­ле приё­мов в Юри­ф­рай (1922) и ке­ра­мический де­кор Музыкального са­ло­на для немецкой стро­ительной вы­став­ки (архитектор Л. Мис ван дер Роэ, 1931; оба — в Бер­ли­не; не сохранились). Соз­дан­ное Кандинским оформ­ле­ние по­ста­нов­ки ба­ле­та «Кар­тин­ки с вы­став­ки» на музыку М.П. Му­сорг­ско­го (1928, Дес­сау) яви­лось прак­тической раз­ра­бот­кой ху­дож­ни­ком про­блем све­то­му­зы­каль­но­го син­те­за (смотрите Све­то­му­зы­ка).

В 1928 году Кандинский по­лу­чил германское гра­ж­дан­ст­во. В 1930-1931 годах пу­те­ше­ст­во­вал по Ита­лии, Егип­ту, Па­ле­сти­не, Тур­ции, Гре­ции. В 1933 году, по­сле за­кры­тия на­цис­та­ми Бау­хау­за, Кандинский пе­ре­се­лил­ся во Фран­цию; в 1939 году при­нял французское гра­ж­дан­ст­во.

В Гер­ма­нии его ра­бо­ты бы­ли по­ка­за­ны на вы­став­ке «Де­ге­не­ра­тив­ное ис­кус­ст­во» (1937) и изъ­я­ты из му­зе­ев.

В жи­во­пи­си по­след­не­го де­ся­ти­ле­тия жиз­ни Кандинский до­стиг­нут оп­ре­де­лён­ный син­тез пред­ше­ст­вую­щих по­ис­ков: мяг­ко из­ги­баю­щие­ся фор­мы за­клю­че­ны в чёт­кий кон­тур и яс­но вы­де­ля­ют­ся на од­но­тон­ном фо­не («Во­круг кру­га», 1940, Му­зей С.

Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк; «Мяг­кий по­рыв», 1944, Национальный му­зей современного искусства, Па­риж). Не­ко­то­рые из позд­них аб­ст­рак­ций Кандинского на­по­ми­на­ют древ­ние пик­то­грам­мы, ма­гические зна­ки или идео­грам­мы, сбли­жа­ясь с жи­во­пи­сью Х. Ми­ро и пред­вос­хи­щая на­прав­ле­ние ие­рог­ли­фи­че­ско­го аб­ст­рак­цио­низ­ма.

Сочинения:

A. Schoenberg, W. Kandinsky: letters, pictures and documents / Ed. by J. Hahl-Koch. L.; Boston, 1984;

Complete writings on art / Ed. by K. C. Lindsay, P. Vergo. N. Y., 1994;

W. Kandinsky and G. Münter: letters and re­mi­nis­cences, 1902-1914 / Ed. by A. Hoberg. Münch.; N.Y., 1994;

Über das Theater. Köln, 1998;

Из­бран­ные тру­ды по тео­рии ис­кус­ст­ва. 2-е изд. М., 2008. Т. 1-2.

Литература

  • Grohmann W. W. Kandinsky. Leben und Werk. Köln, 1958
  • Ringbom S. The sounding cosmos. Åbo, 1970
  • Weiss P. Kandinsky in Munich: the formative Jugendstil years. Prin­ceton, 1979
  • Long R. C. W. Kandinsky: the development of an abstract style. Oxf.; N. Y., 1980
  • Röthel H. K., Benjamin J. K. Kan­din­sky, catalogue raisonné of the oil paintings. L., 1982–1984. Vol. 1–2
  • Poling C. V. Kan­din­sky’s teaching at the Bauhaus. N. Y., 1986

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/kandinskii_vasilii_vasilievich

Творчество Кандинского Василия Васильевича

 Можно еще назвать такие 
полотна, как «Круги в круге» (1923), «Интимное известие» (Овал 
№ 1, 1925) и «Без названия» (Овал 
№ 2, 1925).  

 Свое внимание к кругу 
Кандинский объяснял так: «Сегодня 
я люблю круг, как раньше любил, например, коня, а может быть и больше, так как нахожу в круге больше внутренних возможностей, отчего он и занял место коня». В круге он находил «связь с космическим», восхищался «напряжением, несущим в себе бесчисленные напряжения», при этом он испытывал «сильное чувство внутренней силы круга».  

 Картины Кандинского все 
чаще выставляются: каждый год 
между 1927-м и 1932-м в разных 
странах открывалось от пяти 
до пятнадцати выставок с его 
произведениями. В 1930 году состоялась 
первая персональная выставка художника в парижской галерее «Зак», а на следующий год – другая, в «Галери де Франс».  

  
Биоморфная абстракция. Париж. 1934-1944

С приходом к власти нацистов Кандинский покинул Германию, гражданство которой 
получил в 1928 году. Теперь он направился во Францию. Там он остался до конца своих дней, поселившись в Нейи под Парижем. В 1939 году он примет французское подданство.

Несмотря на преклонный возраст, его творческая сила еще не иссякла. Он не сдался, хотя теперь снова был один, снова трудился в уединении собственной мастерской.

К тому же в те годы в европейском искусстве господствовал возрожденный реализм, из-за чего Кандинскому и другим нефигуративным художникам приходилось нелегко.  

 «Каждый за себя» – такое 
многозначительное название было дано Кандинским одной из первых написанных им в Париже работ. Самая же первая из них – акварель – была названа не менее характерно: «Старт». День художника по-прежнему строго упорядочен. В его расписание включена даже пятнадцатиминутная прогулка в Булонском лесу или по берегу Сены.  

 Парижское время – самый 
спорный период в творчестве 
Кандинского. Творчество этого 
периода, получившего наименование 
«синтетического», отмечено отпечатком 
воздействия сюрреалистической 
живописи: «Разные части», «Вокруг 
круга» (обе – 1940), «Разнообразные действия» (1941).  

 Как отмечает М.К. Лакост: «Графически-строгое образотворчество 
сменилось в его картинах мотивами 
барочной полноты, выглядящими 
так, будто они уже утратили 
всякую связь со структурой, которая 
долгое время лежала под поверхностью, будучи знакома лишь художнику; и только силой творческого акта стала видна также другим.  

 …Всплыли своеобразные фигуры, которые так и хочется назвать 
существами. Художник не предпринимал 
ничего, чтобы смягчить эффект 
причудливо-нелепого. Напротив, чем абсурднее в этих картинах фигуры, тем очевиднее решимость прорисовать их до последней детали; чем изощреннее формы, тем ярче краски.

Ни разу прежде не виданные, но почему-то все же привычные фигуры появляются в двух разных конфигурациях: то это замкнутая в себе композиция, то беспорядочное нагромождение самых несходных форм, рассеянных по всему полотну.

Однако исполнение отличается такой ясностью, что не оставляет места ни одной случайной детали: союз точности и воображения!»  

 Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной сказкой». В 1944 году Кандинский тяжело заболел, и 13 декабря 1944 года его не стало.

Читайте также:  Д. шостакович «вальс №2»: история, видео, содержание, интересные факты

Художественный вклад 
в русскую культуру

XX век подарил человечеству много 
выдающихся личностей, чей вклад 
в развитие мировой культуры настолько велик, что мы подчас не можем оценить его во всей полноте. В ряду таких личностей достойное место занимает Василий Васильевич Кандинский — смелый, дерзновенный и плодотворный экспериментатор. 

В. В. Кандинский принадлежал к поколению 60-х годов прошлого века, но творчеством стал заниматься только на рубеже веков. Он решил стать художником в зрелом возрасте, и своей судьбой в чем-то напоминает Ван Гога и П. Гогена.

В. Кандинскому предстояло пройти искушение модернизмом и выйти к новым художественным свершениям — к созданию авангардного абстрактного искусства, обосновав его существование не только своими произведениями, но и теоретически.

В критической и теоретической 
литературе понятие «авангард» толкуется 
очень широко и часто применяется к различным явлениям модернизма. Разные искусствоведы давали разные определения «авангардизму».

Упрощая суть вопроса, скажем, что авангардизм — это такое исторически-конкретное явление в развитии художественной культуры, характерной особенностью которого является открытие новых средств, способов и форм художественного мышления.

В русском искусстве начала XX века в авангарде были кубизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм. Конечно, к какому бы направлению ни принадлежал 
художник, значение имеет только его творческая индивидуальность, способность мастера через свой метод, художественную манеру и стиль выразить духовные ценности современной ему цивилизации. 

Отношение к творчеству В.В. Кандинского 
долгое время было крайне негативным, причем выражалось это со стороны вождей тоталитарных государств. В 1930-е годы в фашистской Германии картины В.

Кандинского были отнесены к «дегенеративному искусству». По-своему вторили немецким идеологам и у нас — в стране, где восторжествовал только метод социалистического реализма.

Обыкновенные граждане никак не могли выразить свое отношение к произведениям художника, потому что они их просто не видели.

Традиционно считается, что история 
абстрактного искусства началась в 
России с 1910 года, когда появились 
первые неизобразительные акварели В. Кандинского. Перспективы развития абстрактного искусства В. Кандинский связывал, как пишет доктор философских наук И. П. Лукшин, с «наступлением новой духовной атмосферы.

Он и ощущал себя не рядовым художником, а деятелем, который сам приближает эру духовного царства, эпоху великого духовного возрождения». Говоря о духовности, В.

Кандинский подчеркивал, что она связана с выражением внутреннего мира человека, который наиболее адекватно раскрывается в беспредметных формах, так как предметность является бездуховным, вульгарным материализмом.

Для того, чтобы наглядно представить 
переход к эпохе великой духовности, В. Кандинский изобразил треугольник. Его верхнюю острую часть занимают художники пророческого типа, чье 
творчество отвергается многочисленной толпой, располагающейся в основании треугольника.

Движение в нем идет по направлению вверх, и впоследствии на место, которое изначально занимали всего несколько человек, со временем приходят целые массы. Так осуществляется духовный рост общества — с отклонениями, временными остановками, иногда прерывается периодами упадка. И в такие моменты (считает В.

Кандинский) искусство ищет содержание в твердой материи, потому что не находит его в тонкой. Эра же нового искусства означает его движение к «анатуральному, абстрактному и внутренней природе».

Переходу к абстрактной живописи у В. Кандинского соответствует 
появление в его творчестве апокалиптических мотивов. В апокалиптическом взгляде 
на мир концентрировалось ощущение конца света, ощущение господства сатаны. В битве добра и зла, света и тьмы, Бога и сатаны будет разрушен старый неправедный мир, воскреснут все христиане и на земле воцарится Мессия.

Мотивы этой вселенской катастрофы переходили у В. Кандинского из одного произведения в другое, исполнялись им в различных материях. Например, фигуры апостолов из «Всех святых» превратились в «Воскресение» в живописи на стекле, в акварель и гравюру для сборника «Звук», а потом трансформировались в «Страшный суд». Если сначала в левом верхнем углу картин В.

Кандинского сохранялись еще смутные очертания ангела с трубой, то впоследствии конкретность деталей постепенно исчезает, контуры отделяются от цветовых плоскостей, цветные пятна теряют свою вещественность и объемность, живописные формы становятся прозрачными и взаимопроникающими.

Святой Илья превращается в красное пятно, ангелы в левом верхнем углу становятся повторяющимися кривыми линиями. 

Свое обращение к абстрактной 
живописи В. Кандинский объяснял не фантазией, не прихотью художника, а существованием замаскированных образов, содержание которых должно выявляться постепенно. В конце 1900-х годов он поселился в Мурнау — небольшом баварском селении у подножия Альп, среди гор и озер. Вероятно, здесь художник и написал свои первые абстрактные композиции и импровизации.

Отказавшись от предметности изображения, В Кандинский разработал три типа абстрактных картин, которые и 
легли в основу его дальнейшего 
творчества. Первый тип — это 
«импрессии», которые рождаются 
от прямого впечатления при созерцании внешней природы.

Второй — импровизации, выражающиеся «главным образом бессознательно, большей частью внезапно». Первые беспредметные работы и были созданы В. Кандинским в «импрессиях» и импровизациях.

В них художник еще сохранял некоторую связь с реальными предметами, но потом окончательно разделил свои картины на три стадии удаления от первоначального импульса, который дал толчок к их написанию. Третий тип — собственно композиции, в которых многолетние художнические изыскания В.

Кандинского получили наиболее полное выражение. «С самого начала, — писал художник, — уже одно слово «композиция» звучало для меня, как молитва». Лучшие из них созданы в начале 1910-х годов — в период наивысшего развития таланта художника.

Вершиной творчества В. Кандинского 
считаются «Композиция VI» и «Композиция VII», написанные в 1913 году.  Как пишет искусствовед Н.Б. Автономова, по комбинациям живописных форм и линий картины эти многосоставны и разнообразны. В них нет глубины пространства в привычном для нас понимании, однако при этом она все же сохраняется.

Характер распределения форм, наложенных друг на друга, и свойства самой краски (которая, по словам В. Кандинского, «может отступать или выступать, стремиться вперед или назад») помогают ему построить «идеальную плоскость» и вместе с тем дать ее «как пространство трех измерений».

Сам он называл это рисуночным (или живописным) «растяжением пространства».

«Композиции», над которыми В. Кандинский работал долго и напряженно, имеют 
свою живописно-пластическую драматургию.

Художник исполнил много графических и живописных набросков и эскизов, он мыслил свои «Композиции» как некие новые миры, возникающие так же, как возник «космос» — «путем катастроф, подобно хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой — музыка сфер».

«Композиция VI» и «Композиция VII», почти одинаковые по размеру, различны по характеру содержания и его 
воплощения. Каждый из мотивов, достигая своего крайнего напряжения, действительно 
уподоблен некой катастрофе — 
своего рода взрыву или потопу.

Линии «Композиций» движутся по поверхности холста плавными изгибами то широко и свободно, то группируются в виде параллелей. Взаимодействуя, они сталкиваются друг с другом, изменяют свое направление, перерезают друг друга, ломаются или складываются в те или иные комбинации.

Пятна и линииздесь действуют, как живые существа. И то, что это абстрактные линии (а не конкретные люди, животные или предметы), лишь усиливает выразительность события. Теряя в конкретности, пластическое событие приобретает характер всеобщности.

Трагедия, которая разворачивается в условном времени, содержит в себе катарсис (очищение), гармоничное развитие, казалось бы, неразрешимых противоречий.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_04/tvorchestvo-kandinskogo-vasiliya-vasilevicha/136353.1859436.page2.html

Москва I

Валерий ТУРЧИН

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ МОСКВА I 1916. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эта небольшая по размеру картина полна глубокой символики. Мастер оставил ее себе, почему она и не была отмечена в собственноручном списке произведений.

Исполненная в 1916 году, картина “Москва I”, как будем ее называть и мы, так как авторского названия у нас не имеется, а возможно, его не существовало, создана в период духовного перелома.

Позади остались годы, проведенные в Германии, поездка в Швецию, где он в последний раз свиделся с Габриэле Мюнтер. Он живет в центре Москвы, и из башенки, в которой он работает, виден Кремль.

Он стремился понять духовное сердце России, о которой взволнованно писал в своей книге “Ступени. Текст художника” (ее русский вариант под этим названием появился в 1918 г.). Он считал, что в этом городе “пришел его час”.

Тема Москвы появляется в его живописи с 1910 г., а за “Москвой I” последует и “Москва II”, более абстрактная по своим формам.

Здесь же художник показывает не Красную площадь, как предполагали отдельные исследователи, а обобщающий образ древней столицы с ее церквями.

Москва. 1915. Частное собрание

По всей видимости, здесь представлен миг обновления, и вверху по углам картины показаны некоторые сгустки энергии, испускающие магические лучи. Реальность преображается. Сами собой раскрываются захоронения, черные птицы взмывают в воздух. В центре композиции видна пара, которая вступает в некое оранжевое облако. Она, несомненно, переходит в иное пространство, в иные миры.

Привлекает внимание аббревиатура, состоящая из двух букв “АН”, сливающихся в некий знак. Можно предположить, что это инициалы его будущей жены Нины Андриевской (но они в действительности познакомятся чуть позже).

Если же предположить, что буквы — это сокращение немецкой записи “Heilige Anna” (то есть “Святая Анна”), то тогда картина посвящена первой жене художника Анне. Художник, разведясь с ней, никогда не порывал отношений, перешедших в дружеские, и они вновь свиделись в Москве.

На какое-то время для него Анна стала символом Москвы.

Москва. Зубовская площадь. Ок. 1916. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Само же поклонение женщине проходит через все творчество Кандинского, и многих из них он называл “святыми”, веря в их высокое предназначение. Так что картина — икона любви, пусть и прошедшей. Именно эти двое, художник и Анна, находящиеся в центре картины, переходят в иной, высший мир.

В то же время, когда создавалась картина, художник вновь обращается к реалистическим пейзажам. Он как бы начинает все сначала, восходя от реальности к абстракции. В последующие годы он будет занят именно разработкой языка абстрактных форм, впрочем, уже лишенных скрытой символики. В этом новом художественном языке будут усиливаться четкие геометрические начала.

Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=201000107

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector