Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) — русский художник.
Содержание
- Биография Бориса Кустодиева
- Творчество Кустодиева
- Работы художника
- Картины Бориса Кустодиева
- Библиография
Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893—1896 годах.
Родился в 1878 г. Брал уроки рисования у П.А. Власова, окончившего Московское училище живописи.
После двухлетнего пребывания в общих классах Академии Художеств поступил в мастерскую И.Е. Репина, которому помогал в писании картины «Заседание Государственного совета» (Кустодиевым написана вся правая сторона картины, с этюдами к ней).
Получил заграничную командировку за картину «Деревенская ярмарка».
Выставлял свои работы последовательно на «Весенних Выставках» в Академии Художеств, на выставках «Нового Общества», на выставках «Союза», в «Салоне», а с 1910 г. на выставках «Мира Искусства», за границей — в Париже, Вене, Мюнхене, Будапеште, Брюсселе, Риме, Венеции, Мальме и других городах.
Творчество Кустодиева
Кустодиев начал свой путь как художник-портретист.
Уже во время работы над этюдами к репинскому «Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года» студент Кустодиев проявил талант портретиста.
В этюдах и портретных зарисовках к этой многофигурной композиции он справился с задачей достижения сходства с творческой манерой Репина. Но Кустодиев-портретист был ближе скорее к Серову.
Уже с начала 1900-х годов Борис Михайлович разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером.
Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир. По своей форме эти портреты связаны с жанровыми образами-типами Кустодиева («Автопортрет» (1912), портреты А. И. Анисимова (1915), Ф. И. Шаляпина (1922)).
В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Русская Венера», «Купчиха за чаем»).
Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре, перенося на театральные подмостки своё видение произведения.
Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918).
В своих более поздних работах для театра он отходит от камерной трактовки к более обобщённой, ищет большей простоты, строит сценическое пространство, давая свободу режиссёру при построении мизансцен.
Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома; 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена)). Эскизы декораций, костюмы и бутафория к опере А.Серова «Вражья сила» (Академический (б. Мариинский) театр, 1921).
Работы художника
- «Вступление. Москва» рисунок
- «Утро», (1904, ГРМ)
- «Балаганы»
- «Ярмарки»
- «Масленицы»
Красавица
Масленица
Ярмарка
- «Сирень» (1906)
- автопортрет (1912, Галерея Уффици, Флоренция)
- «Купчихи в Кинешме» (темпера, 1912, Музей русского искусства в Киеве)
- портрет А. И. Анисимова (1915, ГРМ)
- «Красавица» (1915, Третьяковская галерея)
- «Купчиха за чаем» (1918, Русский музей)
- «Большевик» (1919—20, Третьяковская галерея)
- «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» (1922, ГРМ)
- «Московский трактир» (1919)
- «Портрет А.Н.Протасовой» (1900)
- «Монахиня» (1901)
- «Портрет Ивана Билибина» (1901)
- «Портрет С.А.Никольского» (1901)
- «Портрет Василия Васильевича Матэ» (1902)
- «Автопортрет» (1904)
- «Портрет женщины в голубом» (1906)
- «Портрет писательницы А.В.Шварц» (1906)
- «Ярмарка» (1906)
- «Земская школа в Московской Руси» (1907)
- «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907)
- «Монахиня» (1908)
- «Портрет Н.И.Зеленской» (1912)
- «Морозный день» (1913)
Библиография
- Воинов В. Б. М. Кустодиев. — Л., 1925.
- Князева В. П. Борис Михайлович Кустодиев: (1878—1927), каталог выставки / Государственный Русский музей; [авт. предисл.]. — Л.: Гос.
- Русский музей, 1959. — 117, [2] с., [18] л. ил., портр.
- Эткинд М. Б. М. Кустодиев. — Л. — М., 1960.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: peoples.ru, ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Борис Кустодиев: картины художника
Борис Кустодиев — все картины Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Борис Кустодиев: жизнь и творчество художника
3.4 (67.27%) 11 голос(ов)
Источник: https://allpainters.ru/kustodiev-boris.html
Сочинение – описание по картине Бориса Кустодиева «Морозный день»
- Сочинение – описание по картине Бориса Кустодиева «Морозный день»
- Цели:
- Образовательная: учить анализировать произведения изобразительного искусства на примере картины Б. Кустодиева «Морозный день»
- Воспитательная: воспитывать чувство гордости за культуру и искусство своего народа.
- Развивающая: развивать творческую фантазию, воображение, внимание.
- Задачи:
— познакомить школьников с творчеством Б. Кустодиева и его картиной.
— учить находить на картине указанные детали, а затем и самостоятельно открывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения.
— учить выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность; устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. ( Если дым из труб поднимается вверх, значит…); объединять разрозненные впечатления в целостную картину морозного дня.
- — развивать умения выражать в устных высказываниях эмоциональный опыт переживания от соприкосновения с живописной картиной.
- Планируемые результаты:
- Личностные – учебно-познавательный интерес к городскому пейзажу, как жанру.
- Метапредметные
- Наблюдать, анализировать репродукцию, осуществлять поиск необходимых деталей; строить развернутые ответы письменно.
Оборудование: пособие «Музей в твоём классе», лупы, круглые рамки, презентация к занятию по картине Б.Кустодиева, памятка «Как составить рассказ по картине?», карточки с опорными словами, памятки.
Ход урока:
1.Организационный момент – Писали ли вы сочинения раньше? А кто из вас умеет писать сочинение по картине? Какую цель вы бы поставили на сегодняшнем уроке? (Научиться писать сочинение по картине)
- 2. Постановка учебной задачи:
- — Какую цель мы ставим перед собой, отправляясь в музей? (познакомиться с картиной)
- — Что должно стать результатом нашей работы на уроке? (Рассказ о картине)
— Что нам нужно сделать, чтобы получился рассказ по картине? Давайте сформулируем задачи.
- Задачи:
- — рассматривать репродукции картин,
- — находить детали с помощью инструментов,
- — определять тему и настроение картины,
- — высказывать свои наблюдения и выводы.
- — соблюдать правила поведения в музее — говорить тихо.
- 3. Открытие новых знаний:
Сегодня мы будем рассматривать картину великого русского художника Б.М. Кустодиева. Называется картина “Морозный день”. Б.М. Кустодиев родился в 1878 году в Астрахани. Отец его был кандидатом богословия, преподавал в духовной семинарии. Отец умер, когда Кустодиеву исполнился 1 год.
Борис Михайлович учился сначала в духовном училище, затем продолжил учебу в семинарии. Там он увлекся рисованием и оставив семинарию, в 1896 году уехал в Петербург, где поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. В 1898 году стал работать в мастерской И.Е.
Репина, обучился мастерству по написанию портретов. Его работы были признаны во всем мире, Кустодиев неоднократно участвовал в международных выставках. За работу “Портрет И.Я. Билибина” был удостоен малой золотой медали. В 1909 году художник получил звание академика живописи.
В результате тяжелой болезни в 1916 году был прикован к креслу-каталке, его мучили страшные боли. Но Б.М. продолжал работать. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Он в инвалидном кресле продолжал посещать выставки, театры, совершал поездки по стране.
В последние годы своей жизни он работал на холсте, подвешенном практически горизонтально над ним. Его любовь к жизни отразилась на всех картинах художника.
- 4. Первичное рассматривание картины – Я предлагаю внимательно рассмотреть картину “Морозный день” под народную песню “Зимушка” (включается запись песни)
- Вопросы:
- – Может быть кому-нибудь из вас пришли на память стихотворные строки знаменитого русского поэта (“Мороз и солнце; день чудесный…”)
- – Почему картина названа “Морозный день”?
- – Как по-вашему в какой век перенесла нас картина?
- – Деревня или город?
- – Столица или провинция?
- – Что вы можете сказать о городских постройках?
– Что находится на первых этажах домов? (на доске запись нескольких слов: провинция, трактир; значение слов уточняется в ходе беседы).
- Детальное рассматривание картины
- – Давайте внимательно рассмотрим передний план картины.
- Вопросы:
- — Что изображено?
- — Можно ли назвать место, где стоит дворник – перекрестком?
— Чем убирает дворник снег? Почему метлой?
— Какой снег летит из-под метлы дворника?
— Быстро ли бежит лошадка? (учащиеся выходят к картине и показывают детали, которые указывают на быстрое движение)
— Вы видите следы полозьев на снегу? Показывают ли эти следы на глубину снега?
— Рассмотрите задней план картины. Что изобразил художник?
- — На картине одна или две лошади?
- — Как расположены ветки деревьев?
- — Какой предмет четко просматривается сквозь ветки деревьев, сияя на солнце?
- — Обратите внимание на цвет солнца…
- — Какими красками пользовался художник, чтобы передать цвет снега?
— Видели вы снег такого цвета? Почему он кажется цветным?
— В каких местах снег имеет голубоватый оттенок? К каких розовый?
- Во время рассматривания картины учитель и учащиеся используют специальную рамку и лупу.
- Памятка:
- Как называется картина и кто её автор?
- Что запомнили о художнике?
- Что хотел показать художник?
- Как он это сделал?
- Какое настроение пытался передать?
- Опорные слова:
Перед нами картина …………………….……………………………………………….., которую написал художник …………………………………………………… Художник хотел показать ….…………………….……………………………….., поэтому он изобразил …………………..……………………. ……………………..…. ……………………. ……………………………………………………………………….. Больше всего мне понравилось …………………….…………………………………… У меня эта картина вызвала …………………….……………………………………… .
5.Итог
Источник: https://infourok.ru/sochinenie-opisanie-po-kartine-borisa-kustodieva-morozniy-den-3509427.html
Описание картины Бориса Кустодиева «Морозный день»
Многие картины Кустодиева по своим сюжетам связаны с природным календарем, с извечным круговоротом времен года, каждое из которых требовало устойчивых видов сезонных деревенских работ, сопровождалось определенным порядком церковных праздников, в очередной раз побуждало воспроизводить сложившиеся народные обычаи. Пейзажи в своих полотнах художник писал, как правило, по памяти, что очищало их от трепетного ощущения непосредственного натурного восприятия, но зато усиливало типические черты того или иного времени года. Это сказывается и в тех работах, где Кустодиев, казалось бы, передает совершенно конкретное состояние природы. В картине «Морозный день» он разрабатывал живописный эффект холодного света зимнего солнца над приземистыми домами провинциального городка, деревьями в голубоватом инее и перекрестком, где дворник неторопливо и ритмично метет снег, а мимо проносится лихач с катающимися в санях барышнями. Несмотря на богатство использованной здесь красочной гаммы, образ целиком выполнен «от себя», по воспоминаниям и воображению. Это не значит, конечно, что Кустодиев вовсе пренебрегал пейзажами, написанными с натуры: не будь у него опыта множества таких работ, преимущественно этюдных, он не мог бы создавать достоверные и убедительные образы природы по памяти.
На картине Бориса Кустодиева «Морозный день» изображен небольшой провинциальный городок. На дворе чудесный ясный морозный день, дворник метет снег, мчатся сани. Зритель ощущает морозное дыхание русской зимы, настолько мастерски изобразил Кустодиев русскую зиму.
Художника всегда привлекал провинциальный быт со своими гуляниями, праздниками, ярмарки. Часто обращался он к народным традициям, и эта картина тоже не стала исключением.
В каждой картине Кустодиева видна его любовь к России. Ему совершенно не важно, какая она — спокойная, весёлая или неугомонная.
Он ценил историю великой державы, в то же время не переставая живо откликаться на текущие события в жизни страны.
Полотно «Морозный день» написано неестественно яркими красками, это помогает не просто видеть, а осознать всей кожей этот замечательный морозный день. Радостное настроение струится изо всех уголков картины, обыденный сюжет Кустодиев смог сделать праздником души. Это лишний раз подтверждает мастерство русского живописца.
Картина оставляет ощущение движения, её динамизм ощущается всем телом. Такой тон задают запряженные сани, мчащиеся на заднем плане. Все, что изобразил Кустодиев на картине, не случайно, каждой штрих имеет свой особый смысл. Из каждой мелочи, каждой детали складывается задорная прелесть морозного зимнего дня.
- Год написания картины: 1913.
- Размеры картины: 70 х 98 см.
- Материал: холст.
- Техника написания: масло.
- Жанр: жанровая живопись.
- Стиль: модерн.
Галерея: Государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов, Россия.
Источник: https://opisanie-kartin.ru/kustodiev-boris/moroznyj-den/
Технологическая карта внеурочного занятия Б. Кустодиев «Морозный день», ФГОС
- Сформировать знания и умения по правилам этикета.
- — Хочется ли вам узнать немного об этом художнике?
- Рассказ о художнике.
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 г.в г. Астрахани. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет.
Учился Борис в церковноприходской школе, потом в гимназии, а затем в училище при Академии художеств в Петербурге. На талантливого юношу обратил внимание и взял в свою мастерскую Илья Репин. Он не любил говорить о своих работах, зато с увлечением рассказывал об учениках.
Особенно выделял Кустодиева и называл юношу «богатырем живописи».
В 1909 году у художника вдруг заболела рука, и пальцы не могли удержать даже легкую кисточку для акварели. Начались страшные головные боли. По нескольку дней приходилось лежать в затемненной комнате, укутав голову платком.
Любой звук усиливал страдания. Питерские врачи нашли у него костный туберкулез и направили в горы Швейцарии.
Закованный от шеи до талии в жесткий корсет, оторванный от мольберта и красок, месяц за месяцем лежал он, дыша целебным горным воздухом Альп.
А болезнь наступала. Она оказалась страшнее, чем предполагали: опухоль спинного мозга. Он перенес ряд тяжелейших операций, длившихся по нескольку часов. Перед одной из них профессор сказал жене: — Опухоль где-то ближе к груди. Нужно решать, что сохранить, руки или ноги?
— Руки, оставьте руки! Художник — без рук? Он жить не сможет! – ответила жена.
И хирург сохранил подвижность рук. Только рук. До конца жизни. Отныне его «жизненное пространство» сузилось до четырех стен тесной мастерской, а весь мир, который он мог наблюдать, оказался ограничен оконной рамой.
Его брат, инженер, создал специальный станок для того, чтобы художник мог работать даже лёжа. Но чем тяжелее было физическое состояние Кустодиева, тем упорнее он работал. За годы неподвижности он создал лучшие свои вещи.
Любовь к жизни отразилась на всех картинах художника.
- Беседа о биографии художника.
- -Какие чувства у вас вызвала жизнь художника?
- -Что вас удивило?
- -С какими трудностями пришлось столкнуться художнику?
- Первичное знакомство с картиной
- — Прочитайте название картины. «Морозный день»
- — К какому жанру отнесём картину, судя по названию? (пейзаж)
- — Что вы можете увидеть на этой картине?
— А разве можно увидеть мороз? Как бы вы на рисунке показали, что на улице мороз?
- Открываем репродукцию картины.
- — Вам нравится эта картина?
- — Что вы чувствуете, глядя на неё?
- — Какое возникает настроение?
— Какое время года изображено? Какое время суток?
— Что позволило сделать такой вывод?
— Хочется поближе её рассмотреть? Давайте войдём в мир, созданный художником.
Рассмотрите улицу, изображённую на рисунке. С помощью большой вертикальной рамки покажите церковь, дом с колоннами, магазин (что там продают?), трактир (столовая).
- — По каким приметам можем судить, что здания хорошо отапливаются? ( дым из труб)
- — А почему в этот день печи нужно топить особенно хорошо? (мороз)
- Чтение стихотворений по картине
- Пантелеймон Образцов написал стихотворение «Морозный день»
Трещит мороз. Застыли речки. Дрожат берёзки у реки. У нас тепло. В горячей печке
- Потрескивают огоньки.
- — Есть ли другие подтверждения, что день морозный? (солнце красноватого цвета, иней, малолюдно)
- — Кого вы видите на улице?
— А лошадку возле трактира вы заметили? Если вам трудно её отыскать, рассмотрите второй маленький кружок под репродукцией. Это деталь картины «Морозный день». Найдите эту деталь на репродукции и рассмотрите её в лупу.
— Эта лошадка возит людей или продукты для трактира? (продукты)
— Быстро ли едут сани за спиной у дворника? Какие детали помогают ответить на этот вопрос? (ноги, хвост лошади, концы воротника пассажирки)
- — Видно ли по фигурам пассажиров, что на улице холодно? (дама прикрывает лицо, ноги укрыты)
- — Не кажется ли вам, что из дома с колоннами кто-то смотрит на улицу?
- — Что привлекло его внимание?
- — Какие звуки он мог услышать? ( слушаем звуки колокольчика)
- Поэт Валентин Берестов тоже написал стихотворение «Морозный день», отрывок из которого я предлагаю послушать:
- Морозный день… Зато над головою В переплетенье сучьев, в черной сетке, Стекая по стволам, по каждой ветке
- Висит лавиной небо голубое.
- — А какие цвета преобладают в данной картине?
Корней Чуковский тоже написал одноимённое стихотворение: Мороз десятиградусный трещит в аллеях парка. Нам весело, нам радостно и на морозе жарко. Большое солнце зимнее висит воздушным шаром. Деревья—в белом инее,
а щёки пышут жаром.
— Правда ли, что на улице очень красиво? Что делает ее особенно нарядной?
— Как можно было еще назвать картину?
— Почему же художник выбрал именно название “Морозный день”?
— Понравилась вам картина Б.М. Кустодиева? Чем? Какие ощущения и чувства вызвала?
Работа в группах:
Повторим правила работы в группе
(Слушаем П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь. Святки»)
На доске написаны критерии, по которым вы будете оценивать выступление товарищей после работы в группах. Рассказ можно составлять, пользуясь памяткой и опорными словами.
- Критерии оценки ответа:
- Правильная речь
- Чёткость изложения материала
- Личные впечатления
- Памятка:
- Как называется картина и кто её автор?
- Что запомнили о художнике?
- Что хотел показать художник?
- Как он это сделал?
- Какое настроение пытался передать?
- Опорные слова:
Перед нами картина …………………….……………………………………………….., которую написал художник …………………………………………………… Художник хотел показать ….…………………….……………………………….., поэтому он изобразил …………………..……………………. ……………………..…. ……………………. ……………………………………………………………………….. Больше всего мне понравилось …………………….…………………………………… У меня эта картина вызвала …………………….……………………………………… .
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tehnologicheskaya_karta_vneurochnogo_zanyatiya_175437.html
Занятие кружка "Музей в твоём классе" на картине Б.М. Кустодиева "Морозный день" план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)
Тема занятия: «Морозный день» Б.М. Кустодиев. Городской пейзаж.
Цель занятия: формировать умение находить и видеть на картине Б. Кустодиева «Морозный день» то, что изображено, и реконструировать то, что вышло за рамки изображения в совместной деятельности по рассматриванию и описанию репродукции.
Задачи:
- Познакомить школьников с жанром — городской пейзаж.
- Учить находить на картине указанные детали, а затем и самостоятельно от крывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изобра жения.
- Учить выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную цен ность и целостность; устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изобра жено, и тем, что выходит за рамки изображения. ( Если дым из труб идёт вертикально вверх, значит…); объединять разрозненные впечатления в целостную картину морозного дня.
- Развитие умения выражать в устных и письменных высказываниях эмоциональный опыт переживаниями от соприкосновения с живописной картиной.
Форма организации занятия: аудиторное.
Оборудование: пособие «Музей в твоём классе», лупы, круглые и прямоугольные рамки, презентация «Жанры живописи», презентация к занятию по картинам Б.М. Кустодиева, памятка «Как писать отзыв по картине?», карточки со словарными и опорными словами, образец каталожной карточки, словари.
- Универсальные учебные действий:
- Личностные УУД:
- Будут сформированы:
- Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с живописью Кустодиева.
Регулятивные УУД:
Научится:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Получит возможность научиться:
- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
Научится:
- Ориентироваться в жанре картины.
- Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со зрителями, особенности композиционного решения художником поставленной задачи;
- Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;
- Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить указанные детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие предмет изображения;
- Устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;
- Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
- Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
- Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Получит возможность научиться:
- Различать некоторые приёмы передачи перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя картины в целом;
- Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Коммуникативные УУД:
Научится:
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- Задавать вопросы;
- Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Получит возможность научиться:
- Точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как ориентир для построения действий.
- Планируемые результаты занятия:
- Воспитательные результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)
- Ученик научится:
- распознавать жанр живописи — городской пейзаж,
- внимательно рассматривать и устно описывать живописную картину, называя автора, определяя тему и настроение картины;
- оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.
Ученик получит возможность научиться
- пробовать себя в роли экскурсовода;
Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
У ученика будут сформированы:
- учебно – познавательный интерес к изучению живописных произведений искусства;
- опыт рассматривания и анализа живописных картин;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картинами Б.Кустодиева;.
- умение оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы. ( Текст –описание, отзыв по картине, стихотворные строки)
Воспитательные результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного социального действия)
У ученика будут сформированы:
- Опыт составления каталожной карточки;
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Деятельность обучающихсяпо развитию речи | Содержание материала и деятельность учащихся по развитию речи (первый час ) | Деятельность обучающихсяпо ИЗО | Содержание материала и деятельность учащихся по ИЗО (второй час) |
|
Б. Кустодиев.«Морозный день» — городской пейзаж. | Рассматривать репродукции, находить и называть объекты. Наблюдать за постройками. Называть предметы. Делать выводы по наблюдениям. Составлять устные высказывания. Составлять с помощью учителя отзыв по картине. | Темы и объекты изображения художников. Мир природы и человека. Наблюдение за постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице (много/ мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с улицы тем, кто смотрит на нее из окон. | Наблюдать, какими красками художник передаёт цвет снега. Рассматривать фрагменты, расположенные на полях, возле репродукции. Выделять их на картине с помощью малой рамки.Определять с помощью учителя жанр картины – городской пейзаж.Пробовать себя в роли экскурсовода. | Цвет снега. Снег цветной или кажется цветным? В тени и на солнце. Рассматривание 5-ти фрагментов, расположенных на полях возле репродукции картины. Обнаружение их на репродукции с помощью круглой рамочки. |
|
Б. Кустодиев.«Морозный день» — городской пейзаж. | Рассматривать городские постройки, детали. Рассуждать о назначении деталей, причинах малолюдности. Называть цвета и оттенки снега. Устно высказывать суждения. Составлять рассказ — описание. Составлять отзыв по картине. | Городские постройки. Первые этажи их назначение и обитатели. Перекресток, метки, отграничивающие пешеходную часть улицы от проезжей. Причины малолюдности на улице. Цвета и оттенки снега.Текст – описание.Сочинение – отзыв. |
Рассматривать мелкие детали, фрагменты картины. Находить признаки снегопада, безветрия. Называть цвета и оттенки снега.
|
След от саней отражает глубину снега. Другие признаки подтверждения снегопада. Безветрие. Цвета и оттенки снега. Тени на снегу.Рассматривание фрагментов картины.Каталожная карточка. |
- класс Занятие по развитию речи
- Организационный момент:
- Мотивация.
Заранее на стенде размещены карточки, по желанию ученики узнают их значение в словарях и энциклопедиях.
Прочитайте слова на карточках: ямщик, «Морозный день», трактир, Борис Михайлович Кустодиев, полозья, 1913 г.
Слайд 1 – Чья фамилия, имя и отчество здесь размещены? (художник) Открываем портрет Б.М.Кустодиева.
Слайд 2 — Прочитайте название картины. Открываем репродукцию картины.
- Стихотворение читает учитель: Морозный день, так ярко солнце светит…
- В плену деревья все от серебра…
- Не каждый красоту Зимы приметит…
- Ты посмотри, какая красота…
— Вам нравится эта картина? Хочется поближе её рассмотреть ?
3. Постановка цели и задач:
— Отправимся в музей нашего класса.
— Чему мы будем учиться на занятии? (Рассматривать репродукцию, находить детали, делать открытия, делиться впечатлениями.)
– Что нам потребуется, чтоб лучше рассмотреть все её детали?
Цель: Сегодня на занятии кружка мы продолжим вместе с вами учиться рассматривать репродукции картин, находить детали с помощью инструментов, определять тему и настроение картины Б.Кустодиева «Морозный день», высказывать свои наблюдения и выводы. Работать будете в парах, помогая друг другу. Соблюдайте правила поведения в музее. Говорить тихо.
Результат: В конце занятия вы должны будете назвать автора и название картины, высказать своё мнение о картине, попробовать себя в роли экскурсовода.
- Первый этап обращения к картине (общее, целостное впечатление от картины)
— Автор назвал свою картину «Морозный день». Можно ли иначе назвать эту картину? (Предлагают свои названия — Зима, Зима в городе)
— Что обязательно должно отражаться в названии? (Смысл какого-то важного впечатления, переживания автора)
Вывод: в картине есть что-то важное, общее для автора и зрителя переживание, впечатление, которое в искусстве называется образ.
- Второй этап – подробное рассматривание.
1) — Что мы можем обнаружить при внимательном рассмотрении картины?- Что изобразил художник?(перечисляют)
— Можно ли сказать , что на картине художника изображён город?(доказывают)
— Как вы думаете, к какому жанру относится эта картина? – Посмотрите на слайд с определением. Слайд 3. (Городской пейзаж)
— Это современный город? – Художник написал эту картину в 1913 году, почти 100 лет назад.
— Обратимся к оставшимся карточкам. Прочитайте и объясните значение этих слов. Назовите источник информации.
Ожигов
ЯМЩИ́К, -а, м. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница.
ПО́ЛОЗ, -а, мн. ч. -лозья, -ьев, м. Гладкая, скользящая, загнутая спереди пластина, брус, а также вообще узкая скользящая полоса, планка. Полозья саней.
ТРАКТИ́Р, -а, м. Недорогая столовая (также с подачей вина, закусок) для приезжих, для широкой публики первонач. гостиница с рестораном. Т. у городской заставы.
— Эти слова мы будем употреблять при описании картины.
2) Слайд 4 — Сейчас вы по моему заданию будете с помощью инструментов находить детали картины и на слайде проверять себя. Указывайте местоположение детали словами, (в левом нижнем углу, в глубине картины, в центре, на переднем плане и т.д.) как можно точнее характеризуйте каждую подробность.
Рассмотрите улицу, изображённую на картине. Есть ли среди построек церковь?(Красная церковка.) Дом с колоннами? Магазин? Трактир? (Столовая) Около каждого ли дома есть забор? (Возле зелёного двухэтажного дома , в котором находится трактир, ни с одной стороны забора нет.)
По каким приметам мы можем судить, что почти все здания хорошо отапливаются? Посмотрите , какой дым идёт из труб? (Поскольку дым из розовеющих труб идёт не тонкой струйкой, а мощными столбами — значит, печи топят усиленно.
А почему в этот день нужно топить печи особенно хорошо? (Из-за мороза.
) Есть ли на картине другие подтверждения того, что день морозный? (Солнце красноватого цвета, вызолотившего своим сиянием небо, его лучи пробиваются сквозь густую изморозь, небо окрасилось в оранжевый цвет, иней на деревьях (Изукрашены морозным инеем), малолюдно.)
Кого вы видите на улице? А лошадку возле трактира вы заметили? Если вам трудно её отыскать, рассмотрите второй маленький кружок под репродукцией. Это деталь картины «Морозный день». Найдите эту деталь на репродукции и рассмотрите её в лупу. Как вы думаете, лошадка возит людей или продукты? (Продукты.)
Быстро ли едут сани за спиной у дворника (перед домом с колоннами)?(Лихо мчит. Бойко бежит лошадка) Какие детали картины помогают ответить на этот вопрос? Рассмотрите ноги лошадки и её хвост. А ещё, какая деталь указывает на быстрый ход саней? Проверьте, одинаково ли развеваются лошадиный хвост и концы мехового воротника у одной из пассажирок?
Видно ли по фигурам пассажирок, что на улице холодно? (Одна из пассажирок закрывает лицо меховым воротником, ноги пассажиров закрыты тёплой полостью.
) Не кажется ли вам, что из окон дома с колоннами кто-то смотрит на улицу? Если это так, то, что привлекло их внимание? (Возможно, кто-то смотрит на проезжающие сани.
) Какие звуки могут доноситься с улицы? ( Из окна можно услышать скрип полозьев саней по снегу, окрик ямщика, шорох метлы, звон колоколов.)
Физ. минутка: можно подойти к начерченному прямоугольнику на доске, отображающему оригинальный размер картины.98 х70 см
Можно походить, обменяться впечатлениями.
- Третий этап обращения к картине – вновь обращаемся к целостному впечатлению, названию картины.
1) Слайд 5 — Посмотрите на картину в целом. Подумайте, какое она передаёт ощущение.
- — Можно ли сказать, что название картины точно передаёт ощущение от картины, выражает впечатления автора?
- Выбери подходящее высказывание или придумай своё.
- Картина вызывает ощущение…… (спокойствия, праздника, уюта, бодрой радости, ясности, мягкости и воздушности, морозного дыхания русской зимы, праздника, зимней нарядности, сказочности русского старинного города), которое исходит от художественного образа морозного дня.
- 2) Слайд 6 – Составь своё устное высказывание по картине. Можно начать так:
- « Я согласен ( или не согласен) с художником, который назвал свою картину «Морозный день». Автор изобразил…………
« Сегодня мы рассматривали репродукцию картины …………………… . Она вызвала во мне ощущение…………………………….Больше всего ………
- — Составь устное сочинение – отзыв по памятке 1) Что хотел выразить автор;
- 2) Как он это делает;
- 3) Рассказать о собственном отношении к этой картине.
« Перед нами картина………………. Художник хотел…………………….. Автор ………………… Мне она понравилась (или не понравилась)……….
3) Выслушаем ваши суждения.
Выскажите своё мнение о прослушанных выступлениях. С чем согласны? (Не согласны?).
7. Рефлексия: — Кто поделится своими впечатлениями от картины с родителями, друзьями? — Кто хочет попробовать себя в роли экскурсовода?
8. Итог занятия: Чему учились на занятии? Назовите автора и название картины? Кто запомнил к какому жанру живописи относится эта картина?
9. Домашнее задание: По выбору: 1) записать своё высказывание в альбом. 2) Узнать есть ли у Кустодиева ещё картины о зиме? 3) Подумать над вопросом , Какого цвета снег? 4) Подобрать или сочинить стихотворение к картине.
Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2012/04/06/programma-kruzhka-muzey-v-tvoyom-klasse
Картина дня: Борис Кустодиев "Морозный день"
- Автор – Борис Михайлович Кустодиев
- Название – “Морозный день”
- Дата написания картины – 1913 год
- Место экспонирования – Саратов. Государственный художественный музей Радищева
- Иван Есаулков
- Вот небольшой городок –
Луковка церкви горит,
Ясный морозный денёк
Радости людям дарИт. - Дворник метлой снег метёт,
Кучер на саночках мчит,
Барышень юных везёт,
Бойко лошадка бежит.
Лишь промелькнули дома,
Церковь и дворник с метлой.
Радостно дышит зима,
Жжётся мороз озорной.
Это наш русский уклад,
Это знакомый нам быт!
Матово краски горят,
Сказочен города вид.
Всюду пушисты снега,
Встали печные дымы.
Как же ты нам дорога,
Русская сказка зимы!
*Кустодиев Борис Михайлович – выдающийся мастер жанровых сцен русского быта. Родился в Астрахани в 1878 в семье преподавателя духовной семинарии.
Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. В возрасте пятнадцати лет он стал брать уроки живописи у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова.
Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев отправился в Петербург и поступил в Академию художеств.
Б.М. Кустодиев. “Масленница”
Молодой художник учился в мастерской Ильи Ефимовича Репина, который привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (Портрет Ивана Билибина был отмечен золотой медалью II класса на международной выставке в Мюнхене в 1901 году).
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане – «русские венеры»).
Кустодиев. “Федор Шаляпин” Русский музей
Эти серии и близкие им полотна (портрет Федора Ивановича Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. В 1909 году у Бориса Кустодиева появились первые признаки тяжелой болезни.
Несколько операций, проведенных с целью излечить заболевание спинного мозга, принесли лишь временные облечения. В 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, однако Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.
<
Источник: https://wanderings.online/kartina-dnya-boris-kustodiev-moroznyj-den/
Б. Кустодиев «Морозный день» сочинение
- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков»
- ЯНАО, г.Ноябрьск
- Конспект урока по русскому языку2 класс
- «Б. Кустодиев «Морозный день»
- подготовила
- учитель начальных классов
- Михайлова Елена Викторовна,
- г. Ноябрьск
- 2016
Тема : Б. Кустодиев «Морозный день», устное сочинение.
- (Внеурочная деятельность)
- 2 класс, русский язык.
- Цели:
- научить составлять рассказ – описание по картине.
- познакомить обучающихся с жанром живописи: пейзажем, бытовой и исторической картиной;
- дать начальное представление о логике развития живописного языка: классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность.
- сформировать первичные представления о целостности художественного мира Кустодиева.
- определение темы картины и настроения автора, которым он хотел поделиться со зрителями;
- устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения.
- Формировать:
- личностные УУД:
- — готовность и способность к саморазвитию;
- — ценностное отношение к природному миру, учебно-познавательная мотивация учебной деятельности;
- -навыки сотрудничества в учебной ситуации.
- познавательные УУД:
- — умение работать с текстом;
- — анализ;
- — сравнение;
- — установление причинно-следственных связей.
- коммуникативные УУД:
- — умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- — умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- — умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- регулятивные УУД:
- — умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- — умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
- Форма организации внеурочной деятельности:
- кружок.
- Оборудование:
- картина Б.М. Кустодиева “Морозный день”;
- портрет художника;
- проигрыватель аудиодисков;
- музыкальный диск
Инструменты, используемые на занятии:
- большая прямоугольная рамка для выделения содержательно-значимых фрагментов и удержания внимания; малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей; полоска картона, с помощью которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части; лупа для рассматривания мелких деталей, особенностей красочного слоя и характера мазка.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
-Посмотрите на доску. На доске для вас висит картина. Что будем сегодня изучать на уроке? Как вы думаете, какая цель сегодняшнего урока? (Научиться писать устное сочинение по картине)
2.Работа с картиной. Беседа о художнике.
– Сегодня мы будем рассматривать картину великого русского художника Б.М. Кустодиева.
Учитель рассказывает о художнике. (или ребенок подготавливает информацию)
Б.М. Кустодиев.(на доске портрет) Презентация.
Он родился 100 лет нaзaд в Астрaхaни, городе, рaсположенном между Европой и Азией. Пестрый мир волжских ярмaрок, шумных бaзaров, городских сaдов и тихих улочек, крaсочных церквей, нaродных обычaев и прaздников, в детстве увиденный им, нaвсегдa вошел в творчество художникa. Кустодиев любил Россию — и спокойную, и ярую, и ленивую, и неугомонную.
Отец его был кандидатом богословия, преподавал в духовной семинарии. Отец умер, когда Кустодиеву исполнился 1 год. Борис Михайлович учился сначала в духовном училище, затем продолжил учебу в семинарии. Там он увлекся рисованием и оставив семинарию, в 1896 году уехал в Петербург, где поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств.
В 1898 году стал работать в мастерской И.Е. Репина, обучился мастерству по написанию портретов. Его работы были признаны во всем мире, Кустодиев неоднократно участвовал в международных выставках. За работу “Портрет И.Я. Билибина” был удостоен малой золотой медали. В 1909 году художник получил звание академика живописи.
В результате тяжелой болезни в 1916 году был прикован к креслу-каталке, его мучили страшные боли. Но Б.М. продолжал работать. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Он в инвалидном кресле продолжал посещать выставки, театры, совершал поездки по стране.
В последние годы своей жизни он работал на холсте, подвешенном практически горизонтально над ним. Его любовь к жизни отразилась на всех картинах художника.
- 3. Первичное рассматривание картины
- -Рассмотрите картину.
- -Какое название вы можете предположить?
-Почему? Назовите приметы, подтверждающие, что стоит мороз.
- -Называется картина “Морозный день”.
- – Я предлагаю внимательно рассмотреть картину “Морозный день” под музыку Вивальди (из сборника «времена года» зима).
- – Почему картина названа “Морозный день”?
-Мы видим морозный день, солнце стоит высоко. Мороз чувствуется во всем, даже в холодновато- красном солнце. Дома стоят тоже замороженные – художник передал это слегка зеленоватым оттенком, белесоватым налетом. Из трубы вертикально вверх идет дым. Деревья стоят неподвижные, покрытые инеем.
- – Как по-вашему в какой век перенесла нас картина?
- – Деревня или город?
- – Столица или провинция?
- – Что вы можете сказать о городских постройках?
- – Что находится на первых этажах домов?
- Работа со словарем: значение слов: постройки, провинция, булочная.
- 4.Детальное рассматривание картины
- – Давайте внимательно рассмотрим передний план картины.
- -Много людей на улице или мало?
- — Почему малолюдно на улице?
- -А что изображено?(лошадь с санями, дворник)
-Рассмотрим сани с лошадью. Воспользуемся рамкой и полоской картона.
— Быстро ли бежит лошадка? (учащиеся выходят к картине и показывают детали, которые указывают на быстрое движение)
— Вы видите следы полозьев на снегу? Показывают ли эти следы на глубину снега? (След от саней отражает глубину снега)
— На картине одна или две лошади?
-Кто управляет лошадью? Санями правит возница в синем тулупе и высокой шапке с меховой оторочкой.
-Кто сидит в санях? Что можете сказать об этих дамах? ( В санях, закутавшись, сидят две дамы. От ветра раздуваются меха на их шубах.)
-Кто еще изображен на картине? (Дворник.)
-Во что он одет?( Дворник в подпоясанном тулупе и желтых рукавицах.)
— Можно ли назвать место, где стоит дворник – перекрестком? Найдите и рассмотрите при помощи малой круглой рамки чем отграничена проезжая часть от пешеходной.
— Чем убирает дворник снег? Почему метлой? (непонятно зачем метет метлой снег на дороге)
- — Какой снег летит из-под метлы дворника?
- Рассмотрим задний план картины.
- -Какие цвета использовал художник, чтобы передать оттенки снега?
— А вы видели снег такого цвета? Когда он может казаться цветным?
-В каких местах снег кажется голубоватым, а в каких розоватым?
5.Физминутка.
Подойдите к окну. Давайте рассмотрим снег за окном. Какие оттенки снега вы видите? Посмотрите вдаль, на деревья.
-Рассмотрим первые этажи, их назначение и обитателей: на первых этажах находятся магазины — булочная и другие.
-Как вы думаете, какие звуки с улицы слышны тем, кто смотрит с улицы?
— Рассмотрите деревья. Что можно сказать о ветках? Что просматривается сквозь ветки деревьев?
6..Итоговые вопросы по картине.
-Понравилась вам картина Б.М. Кустодиева? Чем?
-Какие ощущения и чувства вызвала?
— Какая погода изображена на картине? Подтвердите . Что делает улицу особенно нарядной?
7. Итог занятия.
-Кто попробует составить устный рассказ – сочинение по картине? Учащиеся описывают картину, используя опорные слова:
-
морозный день
-
холодновато- красное солнце
-
постройки, провинция, булочная.
-
сани с лошадью
-
правит возница
-
раздуваются меха на шубах дам.
-
Дворник в подпоясанном тулупе
-
снег кажется голубоватым, а иногда и розоватым
-
сквозь ветки просматривается церквушка.
-
Картина вызвала противоречивые чувства- с одной стороны — мороз, холодно, промозгло, с другой — нарядно, красочно, празднично!
8.Рефлексия.
- -А какое настроение у вас?
- -На парте лежат снежинки, обозначьте свое настроение на них.
- Если праздничное, веселое, радостное- нарисуйте улыбку, если нейтральное, спокойное – ровное положение губ, а если вам грустно(зима может вызвать и такое настроение), то грустное положение губ.
— Теперь ваши снежинки прикрепим на картину- создадим рамку. Молодцы.
-На этом наше занятие закончилось.
-В библиотеке вы можете взять альбомы с творчеством Б.М.Кустодиева, познакомиться подробнее с его остальными картинами.
Список используемой литературы:
1.https://regnum.ru/news/2092981.html
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/b-kustodiiev-moroznyi-dien-sochinieniie.html