Левицкий дмитрий «портрет екатерины ii» описание картины, анализ, сочинение

Левицкий Дмитрий

Г. Левицкий. Автопортрет

Дальнейшее развитие интимного портрета было связано с именем Д.Г. Левицкого. Первоначальное образование он получил у отца, гравера Киево-Печорской лавры. Учился портретной живописи у художника Антропова.

Левицкий владел всеми формами портрета — от парадного до камерного. Но вначале он был известен как мастер парадного портрета.

Перелом в его творчестве произошел в связи с заказанной ему императрицей Екатериной II портретной серии воспитанниц Смольного института благородных девиц в честь первого выпуска института. Это были 7 крупноформатных произведений, выполненных в 1773 — 1776 годах. Заказ имел в виду, конечно, парадные портреты.

Предусматривалось изобразить девушек во весь рост в театральных костюмах на фоне декораций в манерной, изысканной позе. Смольный был детищем Екатерины, и она хотела показать образы дворянок, которые бы не только по рождению, но и по образованию, просвещенности возвышались над низшими сословиями.

Однако, художник, работая над портретами, подошел к решению задачи совершенно неожиданно. Его увлекла непосредственность девушек, искренность, с которой они играли свою роль.

Скованные различными рамками условностей, строгости, иногда излишней, в которой они жили в пансионе, девушки могли раскрыть полностью свой характер, свои чувства лишь на сцене. И художник не мог остаться равнодушным к этому: портреты получились очень интимными, очень живыми. Известно, что Екатерина была недовольна выполненным заказом.

Портрет Анны Степановны Протасовой, бывшей камер-фрейлины Екатерины II

Левицкий Дмитрий

Портрет священника

Левицкий Дмитрий

Портрет Хованской и Хрущевой (1773 )

Левицкий Дмитрий Девушки — «смолянки» изображены в образе пастушка и пастушки, которые играют грациозную пастораль. Художник восхищен очарованием и юностью девушек. С большим мастерством художник передает упругий блестящий атлас, тонкие кружева, ажурные декорации. Мягкий контур изящных фигурок, нежные, прозрачные тона, тонкое сочетание розового с серебристым и зеленым придают портрету изысканную гармонию. Левицкий живо передает два разных душевных склада, два характера: бойкий, шаловливый, — уверенной в себе Хрущевой и робкий, стеснительный — Хованской.

Портрет Урсулы Мнишек (1783)

Левицкий Дмитрий Вглядимся…Овал. Как в волшебное зеркало глядим в полотно. Вмиг изображение переносит нас через два столетия. Гордо посаженная головка. Благородный овал лица. Высокая напудренная прическа. Тонкие брови, нарумяненные щеки, чуть тронутые краской губы .Все это необходимо для того, чтобы лицо дамы не поблекло рядом со сверкающим драгоценными кружевами и атласом нарядом. Художник спешит. Он знает, что внизу ее ждет карета. Бьют часы. Пора..Улыбка Урсулы означает конец сеанса. Графиня быстро встает, чопорно приседает, придерживая широкие юбки, сгибается в легком поклоне ее пудреная головка. Эта дама — племянница польского короля Станислава Понятовского, Игрою света и тени на лице, волосах, груди и шее, переливами шелковых тканей художник добивается впечатления праздности, нарядной пышности.

Портрет М. А. Дьяковой-Львовой (1778)

Левицкий Дмитрий Первый портрет показывает восемнадцатилетнюю девушку, почти ровесницу «смолянок». Она изображена в повороте, непринужденность которого выразительно подчеркивается золотистым боковым светом, упавшим на фигуру. Лучистые глаза юной героини мечтательно-радостно смотрят куда-то мимо зрителя, а влажные губы тронуты поэтически неопределенной улыбкой. В ее облике — лукаво-задорная смелость и целомудренная робость, всепроникающее счастье и просветленная грусть. Это характер еще до конца не сформированный, полный ожидания со взрослой жизнью. Девушка была влюблена в архитектора, близкого друга Левицкого, но ее родители не соглашались, чтобы их дочь вышла замуж за «ремесленника». Тогда они тайно обвенчались. Именно в тот период ее запечатлел художник в первом портрете. В течение трех лет она жила под родительским кровом, надеясь, что отец и мать сменят гнев на милость. В конце концов ее настойчивость победила.

Портрет Львовой М.А. (1781)

Левицкий Дмитрий Второй портрет (1781) написан, когда молодой женщине исполнился 21 год, но она выглядит старше своих лет. В ее взгляде чувствуется усталость, в улыбке проскальзывает горечь. Ощущается, что ей пришлось столкнуться с чем-то трудным, тяжелым. Однако спокойный, величавый разворот плеч, горделиво откинутая голова показывают, что именно борьба воспитала в ней чувство собственного достоинства, сформировала личность. Изменилась цветовая гамма. В первом портрете мягкие краски в гармоничной тональности. Во втором портрете темные звучные тона делают колорит напряженным, чуть жестковатым.

Портрет Нелидовой (1773)

Левицкий Дмитрий

«Смолянка» Екатерина Нелидова запечатлена в своей лучшей роли — служанки Сербины из оперы Перголези «Служанка — госпожа», в которой рассказывается, как ловкая горничная сумела добиться сердечного расположения своего господина, а затем и брака с ним.

Грациозно приподняв пальчиками легкий кружевной передник и лукаво склонив голову, Нелидова стоит как бы в ожидании взмаха дерижерской палочки.( Кстати, пятнадцатилетняя «актриса» пользовалась такой любовью публики, что ее игра отмечалась в газетах, ей посвящали стихи. ).

Чувствуется, что для нее представление — не повод продемонстрировать «изящные манеры», привитые в пансионе. а возможность проявить молодой задор, стесненный повседневными жесткими правилами Смольного института. Левицкий передает полное душевное растворение Нелидовой в сценическом действии. Художник строит богатую гамму серо-зеленых, жемчужных и розовых тонов.

(Рассказ о фаворитках Павла I)

Портрет Прокофия Демидова ( 1773 )

Левицкий Дмитрий Оригинал, богач, меценат, способный ученый (биолог и зоолог), создатель уникального гербария, автор труда о пчелах. Но, в первую очередь, он был большой чудак. О московских чудачествах Демидова ходили легенды. Его дом на Басманной улице был обшит железом, а в стенах были скрыты маленькие органчики. Там можно было встретить заморские растения, попугаев и даже орангутангов. А слугам было велено ходить в очках, и на одной ноге иметь онучу и лапоть, на другой — чулок и башмак. Он так прославился своими чудачествами, что была даже выпущена книга «Русский чудак XVIII столетия». Левицкий изобразил Демидова на фоне классических колонн, опершись на большую лейку, тут же открытая книга, правая рука показывает на кадки с какими-то растениями. Костюм парадный, но на голове домашний колпак; насмешливый умный взгляд и провалившийся беззубый рот: сам заказчик настаивал на таком «реализме» или художник остался верен себе? — неизвестно. Но портрет вызывает неизменный интерес.

Портрет дочери Агаши в народном костюме

Левицкий Дмитрий

  • Александр Васильевич Храповицкий
  • Портрет императрицы Екатерины II-законодательницы
  • Портрет Анны Артемьевны Воронцовой в детстве
  • Портрет арфистки Алымовой

Портрет княжны П.Н.Репниной (1781)

Портрет Екатерины II (ок.1782)

Портрет неизвестной с розой

Портрет смолянки Е.И.Молчановой

Портрет смолянки Н.С.Борщовой

Источник: http://cvetamira.ru/levickiy-dmitriy-georgievich-1735-1822

Левицкий Дмитрий Григорьевич

Дмитрий Григорьевич Левицкий русский художник портретист, мастер парадного портрета. Его портретам свойственны интенсивность цвета и богатство оттенков, он точно подмечал позы и жесты натуры.

Родился на Украине в семье принадлежавшей старинному украинскому роду. Отец художника Григорий Кириллович занимался живописью и гравюрой, хотя он был священнослужителем из местечка Маячка, жил в Киеве.  Наверное, поэтому Дмитрий Левицкий продолжил увлечение отца и стал известным русским художником.

Большую роль в развитии художественных талантов юного художника сыграл А.П. Антропов художник того времени, расписавший в 1752-1755 годах собор Андрея Первозванного в Киеве. Дмитрий Левицкий с 1758 года учится у Алексея Антропова до 1762 года, в это же время он посещал классы Академии художеств, например, Дж Валериани. Д.Г.

Левицкого берут в «живописную команду» под руководством А.П. Антропова, И. Васильского и И. Вишнякова в подмастерье. Где Д.Г. Левицкий расписывал Триумфальные ворота, которые были выстроены в Москве по случаю коронации государыни Екатерины II.

После чего тут же в Москве для отстроенных новых церквей (Кира и Иоанна на Солянке и Великомученица Екатерина на Большой Ордынке) русский художник написал иконы.

В 1769 году Д.Г. Левицкий переезжает в Петербург, получает «назначение» в академики за портрет художника Г.И. Козлова и его жены, эта его работа не сохранилась.

В 1770 году картины Д.Г. Левицкого были представлены на летней академической выставке, что дало широкое признание художника в светском обществе. Получил звание академика за портреты ректора Академии и архитектора здания Академии художеств на Васильевском острое Александра Филипповича Кокоринова.

В 1771 году Д.Г. Левицкий начинает свою педагогическую деятельность, он вёл портретный класс Академии художеств на протяжении 17 лет. Помимо обучения художник выполнял заказы придворных особ и Академии.

В 1775 году становится советником Академии художеств.

Все лучшие работы Дмитрия Григорьевича Левицкого были написаны 1770-е годы. В это время русский художник написал портреты опекуна московского Воспитательного дома Б.В. Умского (1770), князя А.М. Голицына (1772), инжерер-генерала М.И. Мордвинова (1778), генерал-аншефа М.Н.

Кречетникова (конец 1770-х). Интересная работа Д.Г. Левецкого – портрет П.А. Демидова (1773).

Парадный портрет этот отличается тем, что написан с долей иронии, но, однако, предполагается, что замысел портрета принадлежит портретируемому, который изображен в домашнем халате в колпаке, опирающийся на садовую лейку, с гордой осанкой, торжественным жестом руки, указывающий на горшки с цветами, что свидетельствует об увлечении садоводством. Одна из лучших работ – портрет знаменитого французского философа Дени Дидро (1773), жившего в Петербурге в период с 28 сентября 1773 года по 22 февраля 1774 года.

В начале 1770-х годов Д.Г. Левицкий приступил к написанию серии портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре. На картинах изображались девушки отличавшиеся какими-то особыми талантами или достижениями в науке и искусстве.

Среди них парные изображения Ф.С. Ржевской и А.М. Давыдовой (1771-1772), Е.Н. Хрущевой  и Е.Н. Хованской (1773), а также Н.С. Борщова (1776), Е.И. Нелидова (1773) и А.П. Левшина (1775). Таким образом Левицким был открыт новый жанр портретной живописи: «портрет в роли».

В 1780-е Левицким была создана уникальная галерея портретов выдающихся современников: А.В. Храповйцкого (1781), И.М. Долгорукова (1882), Е.А. Бакуниной (1782), М.А. Дьяковой (1778), А. Воронцова (конец 1780-х годов), Н.А. Львова (1789).

Особняком в ряду портретов стоит портрет дочери Агаши (1785), выполненный в русском крестьянском духе, характерном для того периода русской истории интересе к национальным образам.

Особое место среди лучших картин Левицкого занимает «Портрет Екатерины II – законодательницы» (1783). За свою жизнь Левицкий написал около 22 портретов государыни, однако, писал он их не с натуры, а с изображений других художников. Императрица не удостоила художника позированием.

В 1787 году художник оставляет Академию художеств, совет Академии, учитывая заслуги художника, назначает ему ежегодное пособие в размере 200 рублей.

Во время преподавания Д.Г. Левицкий разработал трёхступенчатую модель образования. На первой ступени ученики должны были копировать известные художественные произведения художников – Рембрандта, Ван Дейка, Греза, и русских художников Никитина и Лосенко.

На втором этапе ученики обучались самостоятельному композиционному мышлению. И на третьем этапе ученик должен был решить задачу портрета: изучить натуру и выразить в изображении её характер, образ. Ученики Левицкого — Л.С. Миропольский, С.С. Щукин, П.С. Дрождин. Е.Д.

Камеженков, — оставили яркий след в истории русской живописи.

В 1790-х годах делает большое количество заказов – официальные портреты. Среди них прославленные полководцы, кавалеры ордена Св. Владимира: В.А. Румянцев-Задунайский, А.В. Суворов, П.В. Завадовский, Н.В. Репнин, С.К. Грейг, И.Л.

Голенищев-Кутузов, В.П. Коновницын. Дипломаты, советники Екатерины II: П.В. Бакунин-Меньшой, С.Р. Воронцов, А.А. Безбородко И.И. Шувалов, Г.А. Потемкин.

Последним заказом стала серия портретов детей наследника престола Павла Петровича и Марии Фёдоровны.

В конце жизни художник теряет свои позиции первого художника, он испытывает большие материальные трудности, ему не выплачивается пособие. А ему надо было содержать большую семью. Здоровье Левицкого ухудшилось , он слепнет. Русский художник Дмитрий Григорьевич Левицкий похоронен на Смоленском кладбище, и сегодня один из участков Смоленского кладбища в Петербурге называют «Левицкой аллеей».

Читайте также:  Бенуа "вечер" описание картины, анализ, сочинение

Левицкий Дмитрий

  • Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской

Левицкий Дмитрий Левицкий Дмитрий Левицкий Дмитрий Левицкий Дмитрий

  • Портрет А.Я. Левицкой, жены художника

Левицкий Дмитрий

  • Портрет А.Д. Левицкой (Агаши) — дочери художника

Левицкий Дмитрий

  • Екатерина II — законодательница в храме

Левицкий Дмитрий

  • Портрет В.И. Митрофанова и его жены М.А. Митрофановой

Левицкий Дмитрий

  • Портрет А.А. Ворошиловой в детстве

Левицкий Дмитрий

  • Портрет А.П. Храповицкого
  • Портрет Е.К. Ворошиловой в детстве
  • Портрет графа А.И. Воронцова
  • Портрет графини А.С. Протасовой
  • Портрет графини М.А. Варашиловой в детстве
  • Портрет Ф.С. Ржевской и княжны Н.М. Довыдовой
  • Портрет М.Ф. Полторацкого
  • Портрет Просковьи Воронцовой

Источник: https://rus-artist.ru/2012-12-14-14-47-48.html

Прогулки по Русскому музею. Санкт

Левицкий Дмитрий

Акварели современного нидерландского художника-самоучки Жерара Хендрикса.

Художник Жерар Хендрикс (Gerard Hendriks) родился в нидерландском городке Эйндховене. Живопись и рисунок вошли в жизнь Жерара в раннем детстве.

С того самого момента, как я смог держать карандаш, я начал рисовать, а с тех пор, как взял в руки кисть, уже никогда не прекращал писать картины.

После окончания средней школы Gerard Hendriks хотел поступись в академию художеств, но семья была против такого легкомысленного выбора и молодой человек получил «серьёзную практичную специальность». При этом Хендрикс не оставил своего увечения.

На протяжении многих лет, я изучал самостоятельно различные художественные техники, экспериментировал в различных стилях: от абстрактного к образному и комбинировал то и другое.

Художник-самоучка писал натюрморты, много работал над сюжетами о музыке, спорте, танцах, серьёзно увлёкся дикой природой.

В течение многих лет я писал реалистичные натюрморты, пейзажи, картины животных, однако, спустя некоторое время этот стиль живописи становился всё менее и менее для меня интересным. Хотя там была правда реальности, но на мой взгляд, в картинах чего -то не хватало. Там не было моей души и сердца. Конечный результат работы был всегда заведомо известен и перестал удивлять меня.

В результате многолетних поисков своего стиля художник начал писать в «менее строгой и расслабленной манере».

Я действительно наслаждаюсь свободным и более абстрактным стилем, он позволяет вкладывать в работу мои эмоции и чувства. Птицы, животные остаются узнаваемыми, но цвет не обязательно должен быть реалистичным.

Те технические приёмы, которые я использую в работе краской, постоянно приносят мне новые и неожиданные решения относительно того, как картина будет выглядеть в окончательном варианте.

Я свободно применяю разбрызгивание, процарапывание, вставляю и использую другие материалы, смешиваю техники. Мне важен только конечный результат. А также, мне хочется, чтобы у зрителя была возможность найти свой собственный смысл в картинах.

  Для меня живопись акварелью — это захватывающее приключение, своего рода сафари за мольбертом.

Жерар Хендрикс уже много лет успешно экспонирует свои работы в галереях и музеях Европы.В 2006 году художник стал членом Института Акварели Бельгии.

Акварельные картины художника Жерара Хендрикса (Gerard Hendriks)

  • Левицкий Дмитрий
  • Левицкий Дмитрий
  • Левицкий Дмитрий
  • Левицкий Дмитрий
  • Левицкий Дмитрий
  • Левицкий Дмитрий
  • Левицкий Дмитрий
  • Левицкий Дмитрий
  • Левицкий Дмитрий

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43593234350/Progulki-po-Russkomu-muzeyu.-Sankt—Peterburg.-CHast-2.

Дмитрий Григорьевич Левицкий — мастер парадного портрета или новатор в живописи?

В самом деле в 1770-х годах им было создано семь больших парадных портретов, а в 1780-х годах — пятнадцать. В частности, он изображал императрицу в образе законодательницы. В нем живописец пытался заложить идеи об «истинном монархе», который первый подчиняется законам своего государства и царствует ради народа.

В 1790-х годах мастер создал еще два портрета императрицы, где он показывает величие государыни, и ему, без сомнения, это удается. Все портреты выполнены в коричнево-золотистой теплой гамме.

Левицкий Дмитрий Автопортрет, 1783 г. ru.wikipedia.org

Конечно, работы Левицкого очень понравились правительнице, и он стал получать много заказов.

  • Так художник пишет «Портрет Суворова». На картине изображен спокойный, уже немолодой человек в парадной одежде и орденах в статусе генералиссимуса.
  • По заказу Екатерины художник создает портрет ее фаворита А. Д. Ланского. В нем он очень точно изобразил душевные качества фаворита, его — по словам императрицы — «глубокий разум и справедливость».
  • В картинах «Портрет Бакуниной» и «Портрет Прасковьи Воронцовой» Дмитрий Григорьевич подчеркивает глубокую доброту, нежность и тонкое изящество моделей.

Левицкий Дмитрий Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия. Около 1783 г. art-catalog.ru

Несомненно, в этих и других работах, которые являются вершиной мастерства Левицкого, он предстает перед нами как настоящий гений живописи парадного и камерного портретов. Но хотелось бы обратить внимание читателей, что Дмитрий Григорьевич был еще и новатором живописи. Об этом говорят его более ранние работы, когда он еще не был так известен широкой публике.

В 1770 году художник написал «Портрет Н. А. Сеземова». Это был первый портрет крепостного человека. Несмотря на то что Сеземов был богатейшим винным откупщиком, сделавшим миллионное состояние, он оставался крепостным графа Шереметева. В портрете Сеземова Левицкий хотел передать проницательность, житейскую хитрость и смекалистость образа.

Левицкий Дмитрий Портрет Екатерины Андреевны Бакуниной. 1782 г. art-catalog.ru

В 1775—1777 годах мастер получает первый заказ от самой Екатерины написать портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц. И здесь стоит подчеркнуть, что тогда в России не было ни одного учебного заведения, где обучались девочки.

Дворянок учили дома, а бедных девочек не учили совсем, и, по сути, Левицкий стал первым живописцем, создавшим целую галерею женских образов, полных неповторимой индивидуальности, глубокой женственности и очарования.

Он написал семь портретов или аллегорических картин (Борщова-театр, Алымова-музыка, Молчанова-наука), олицетворявших собой, по мнению знатоков, целиком ХVIII век.

К сожалению, мы сегодня очень плохо знаем биографию великого портретиста и живописца. Мы даже не знаем точной даты его рождения: 1735 (1737) — 1822 гг.

Известно только, что будущий гений русской живописи родился на Украине в маленьком селе на Полтавщине, и его отец Григорий, который был священником, являлся человеком талантливым и образованным.

Он 13 лет прожил в Польше, где овладел граверным делом, и после стал известным графиком, но уже на Украине.

Левицкий Дмитрий Портрет А. В. Суворова, 1786 г. art-catalog.ru

Предполагают, что в 1752—1755 годах Д. Левицкий познакомился с известным живописцем А. П. Антроповым и в 1758 году переехал в Петербург. Интересно то, что Левицкий умер в возрасте 87 лет, почти забытый как художник. С окончанием правления Екатерины II закончилась и померкла слава гениального живописца.

Но:

«Слава Левицкого не ограничивалась пределами России. Его имя было известно в Европе, и ни один свой портрет не ценил просвещенный Дидро, как писанный Левицким». (А. Лебедев, искусствовед)

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/95420/

Из истории присоединения Крыма к России: «Портрет Екатерины II» Дмитрия Левицкого из Ульяновского художественного музея

230 лет исполняется одному из самых знаменитых произведений в собрании Ульяновского областного художественного музея – большому парадному «Портрету Екатерины II» прославленного художника Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822). Портрет связан с присоединением Крыма к Российской империи в 1783 году и имеет непосредственное отношение к путешествию Екатерины Великой на Крымский полуостров.

Экспозиция зала русского искусства XVIII века в Ульяновском областном художественном музее
Левицкий Дмитрий

В 1787 году, 230 лет назад, Екатерина II отправилась в грандиозное путешествие в Крым, чтобы непосредственно увидеть присоединённые к империи обширные земли Северного Причерноморья и Тавриды, в которых под управлением Григория Александровича Потёмкина строились новые города, порты, создавался Черноморский флот. Путешествие было помпезным, императрицу сопровождали послы крупнейших держав, происходили встречи с монархами, император Священной Римской империи Иосиф II Габсбург инкогнито присоединился к российской императрице.

В Херсоне Екатерину II встретил поверенный в делах России при Мальтийском ордене госпитальеров (иоаннитов) Антон (Антонио) Константинович Псаро, который преподнёс императрице подарок от великого магистра ордена Эммануила де Роган-Полдю – пальмовую ветвь в букете искусственных цветов. Подарок императрица передала Г.А. Потёмкину.

В письме великому магистру Екатерина II отмечала: «Я не могла лучше сделать, как вручить её (пальмовую ветвь. – А.Д.) князю Потёмкину-Таврическому, фельдмаршалу моих армий и предводителю моих морских сил на Чёрном море, оказавшему важные услуги не только своему отечеству, но и всему Христианству.

Он поставил её на корабле, носящем мой собственный флаг; это место назначило ей мое уважение к Вам и к славной корпорации, которой Вы управляете с таким отличием. Она послужит, кроме того, хорошим предзнаменованием для моего оружия».

Екатерина II дружественно относилась к Мальтийскому ордену, противостоявшему многие века Османской империи, с которой Россия вела войны во второй половине XVIII  века. Симпатия к ордену передалась сыну Екатерины – Павлу Петровичу, ставшему впоследствии великим магистром Мальтийского ордена.

Пальмовая ветвь в качестве подарка была оценена – пальмовыми ветвями встречали Иисуса Христа при входе в Иерусалим. В качестве ответного подарка великому магистру был заказан парадный портрет императрицы академику Императорской Академии художеств Дмитрию Григорьевичу Левицкому. Д.Г.

Левицкий был украинцем родом из Киева, его предки во второй половине XVII века переселились с Правобережной Украины на юг Полтавщины, что, добавим, подтверждало привлекательность российского подданства для украинцев после Переяславской Рады 1654 года.

Отец Левицкого одно время носил фамилию Нос, однако сменил её, он был священником, но также успешным гравёром. Д.Г. Левицкий учился у отца, у живописца А.П. Антропова. Исключительно одарённый, Д.Г. Левицкий стал первоклассным портретистом второй половины XVIII века. Благодаря крупному государственному деятелю в области внешней политики графу А.А.

Безбородко, покровительствовавшему Левицкому, последний получал заказы на создание парадных портретов Екатерины, хотя сама императрица, вероятно, никогда лично не позировала художнику.

Левицкий Д.Г. Портрет Екатерины II. 1787.
Левицкий Дмитрий

В 1787 году Левицкий стал работать над портретом императрицы для великого магистра Мальтийского ордена. Ныне портрет находится во дворце великого магистра в мальтийской столице – Валлетте.

Художником был сделан и более масштабный вариант портрета, очевидно, по заказу князя Ивана Сергеевича Барятинского (1738-1811) – екатерининского дипломата, долгое время бывшего посланником во Франции, непосредственно связанного с успешным присоединением Крыма к России, удостоенного 2 февраля 1784 года ордена Святого Александра Невского «за произведенную им негоциацию за покорение Российской державе Крымского полуострова». И.С. Барятинский, кстати, был праправнуком царского воеводы Юрия Никитича Барятинского, разбившего С.Т. Разина в Симбирске в 1670 году. При сыне И.С. Барятинского – Иване Ивановиче (1767 или 1772 — 1825) в начале XIX века была создана княжеская усадьба Марьино в селе Ивановском Курской губернии, где и находился «Портрет Екатерины II» Д.Г. Левицкого до 1918 года, когда имущество имения Марьино было национализировано советской властью. Портрет императрицы был направлен в Государственный музейный фонд, из которого поступил в Ульяновский художественный музей в 1926 году.

Следует отметить, что художественный музей в Симбирске был открыт в 1920 году. В первое десятилетие деятельности происходило активное формирование собрания музея, как на основе местных коллекций, в основном из бывших дворянских имений, так и благодаря поступлениям шедевров изобразительного искусства из центра. Так в Ульяновске появился «Портрет Екатерины II» Левицкого.

Сюжет портрета навеян примечательным событием, произошедшим с Екатериной II в Крыму. У греческого селения Кадыковки близ Балаклавы императрицу в аллее лавровых деревьев, усеянной апельсинами и лимонами, дорога по которой в середине была усыпана лаврами, встретила рота амазонок, вооружённых ружьями, под руководством капитана Елены Ивановны Сарандовой (Шидянской).

Амазонская рота была создана в марте-апреле 1787 года из ста благородных дочерей и жён греков, отцы и мужья которых служили в полку в Балаклаве, по указу Потёмкина для церемониальных функций во время пребывания Екатерины Великой в Крыму. Вот как описывалась встреча Екатерины Великой и амазонской роты (Г. Дуси. Записка об амазонской роте // Москвитянин. 1844.

Читайте также:  Магритт "каникулы гегеля" описание картины, анализ, сочинение

№1): «Потёмкин, вышедши из кареты, просил позволения у Государыни стрелять Амазонской роте, встретившей Её. Она запретила, и подозвав, чрез переводчика Таврено, начальника их, Сарданову, подала ей руку, поцеловала в лоб, и потрепав по плечу, сказала: «Поздравляю вас, Амазонский Капитан, – ваша рота исправна, – Я ею очень довольна».

Потёмкин торжественно радовался».

Вид амазонской роты воскрешал античные предания о женщинах-воинах, чего, очевидно, и добивался Потёмкин, так как античные реминисценции были очень важны в век классицизма и подчёркивали величественность и достоинство монарха.

Левицкий Дмитрий

Под впечатлением от вида женщин-воинов и символической встречи Екатерины в аллее лавровых деревьев, окружением императрицы было сочинено сюжетное содержание портрета, переданное Левицкому для воплощения.

Екатерина II в образе, напоминающем амазонку, в день триумфа у лаврового дерева с лавровым венком на голове.

Лавровые листья украшают ножны в правой руке императрицы с вложенным мечом, указующим на новое владение России – крымскую землю, где различимы города и мечети бывшего Крымского ханства. Подчёркивает образ амазонки короткая серебристая атласная туника.

Из доспехов на Екатерине – металлический пояс. Светло-зелёное шёлковое платье и горностаевая мантия возвращают нас к образу державной императрицы. На горностаевой мантии, за левой рукой Екатерины, находится шлем с плюмажем. Шлем украшают лавры и двуглавый орёл.

Императрица изображена с орденом Святого Георгия 1-й степени: георгиевской лентой, большим крестом на ленте и звездой на груди. Екатерина II являлась учредительницей ордена Святого Георгия в качестве высшей военной награды и в связи с этим была первым кавалером Георгиевского ордена 1-й степени.

Императрицей были утверждены узнаваемые ныне черно-желтые цвета на ленте. Орден был ей учреждён в 1769 году во время войны с Османской империей 1768-1774 годов, успешное завершение которой позволило России в 1783 году присоединить Крым и Северное Причерноморье.

Так что присутствие ордена Святого Георгия на полотне Левицкого закономерно.

Вместе с орденом Святого Георгия на императрице изображены цепь и знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного – высшей награды империи, которую Екатерина возложила на себя, вступив на престол.

Орден Святого апостола Андрея Первозванного был учреждён Петром I, преемницей которого в деле модернизации России и её военно-политического усиления выступала Екатерина II. Орденский знак и цепь не случайно присутствовали на работе Левицкого.

На знаке ордена изображался распятый на кресте апостол Андрей. Андрей Первозванный был первым христианином, побывавшим в Крыму и заложившим там начала христианства.

С присоединением Крыма к России при Екатерине Великой для христианства наступил этап свободного развития на этой древней земле, видевшей апостола Христова Андрея, а также крещение князя Владимира I. Таким образом, портрет иносказательно указывал на то, что Екатерина II – радетельница христианства.

Образ Екатерины Великой прославлял дворянско-помещичью Россию.

Тем не менее, нельзя не отметить, что крупные победы в эпоху императрицы были достигнуты за счёт угнетения значительной части народа, расширения крепостничества, что обернулось кровавыми восстаниями, самым крупным из которых стало восстание под руководством Е.И. Пугачёва.

Успехи были бы невозможны, конечно, без деятельной натуры самой императрицы, равнявшейся на Петра Великого и интересовавшейся такими личностями, как Александр Македонский, Александр Невский, Константин Великий.

«Портрет Екатерины II» Д.Г.

Левицкого в Ульяновском областном художественном музее, как живописная и одновременно историческая реликвия, сохраняет память об одном из важнейших событий отечественной истории – присоединении Крыма к Российской империи.

Для Ульяновской области образ императрицы актуален и тем, что в 1780 году по указу Екатерины II было образовано Симбирское наместничество, что стало важной вехой в истории становления Симбирского – Ульяновского региона.

Антон Долматов, член Ульяновского регионального отделения Российского военно-исторического общества.

Источник: https://ulpressa.ru/2017/03/17/iz-istorii-prisoedineniya-kryima-k-rossii-portret-ekaterinyi-ii-dmitriya-levitskogo-iz-ulyanovskogo-hudozhestvennogo-muzeya/

Исследование аллегорического портрета екатерининской эпохи

Представляло интерес понять, что такое аллегорический портрет и как его интерпретируют русские художники екатерининской эпохи. Анализ был проведён на примере работы Д. Г.

Левицкого «Екатерина II – законодательница в храме богини правосудия».

Во время изучения портрета мы постараемся ответить на несколько вопросов: чем этот портрет отличается от многих ему подобных; шедевр ли это или типичное произведение эпохи; как оно повлияло на русское искусство и культуру.

В последнее время в России возрос интерес к истории, особенно к истории XVIII века: выпускается много научно-популярных журналов, книг и брошюр, по-своему интерпретирующих и анализирующих искусство XVIII века. Именно по этой причине тема является актуальной.

Наиболее популярным аллегорический портрет стал в XVIII веке, когда правители через язык символов хотели донести до подданных определённое послание. В основном они прославляли свою мудрость, военную мощь, политические или дипломатические таланты.

Известный американский исследователь Ричард Уортман в книге «Сценарии власти» анализировал символику русской культуры: «мифы объясняли, что королевское достоинство является иноземным» [1, с. 22].  Чаще всего шло обращение именно к греческой и римской мифологии.

Например, Екатерина II сравнивала себя то с мудрой Минервой, то со справедливой Фемидой. Эти аллегории возводили её имперское начало к самому Августу.

Российский филолог и специалист по истории русского языка Виктор Маркович Живов считал, что культура просвещения в России – это мифологическое действо государственной власти [2, с. 670].

В живописи второй половины XVIII века академические стандарты сковывали самобытность художников, навязывая им определённые стандарты. Искусство принуждено было удовлетворять вкусам и требованиям аристократии, желавшей стать как можно ближе к западу. Именно поэтому оно не могло развиваться свободно.

Русский искусствовед барон Николай Николаевич Врангель писал, что за двумя-тремя исключениями русское искусство страдало косноязычием [3, с. 122]. Лучшее, что дошло до нас от искусства XVIII века — это портреты и пейзажи. В портретах художники достигли значительного совершенства [4, с. 14].

Возможно, этому способствовала специфика портретного жанра, где художник не обязан был блистать оригинальностью.

По мнению историка Скворцова, единственным мастером, не обладавшим косноязычием был Левицкий. «Не заметно в нем блужданий, неуверенности, недоговоренности, столь характерных для русских художников, он – одно из исключений русского искусства» [4, с. 17].

На портретах Левицкого можно увидеть людей разных сословий: вельможи, фрейлины, купцы и даже сама императрица. Все эти портреты объединяет хорошо построенная перспектива, сходство портрета и реального человека и открытые жесты. С лицедейским азартом он относился к физиогномическим особенностям живописных изделий [3, с. 127].

Особенностью парадных портретов Левицкого считается представление внутренней сути человека при общей торжественности картины.

Своего рода «квинтэссенцией» классицизма является портрет Екатерины II в образе законодательницы – идеальный образ «просвещенной государыни», «первой гражданки Отечества», решенный в сугубо аллегорическом ключе.

Это скорее даже не  портрет в буквальном смысле этого слова, где классически изображено реальное лицо с его индивидуальными чертами, а аллегорическая композиция [5, с. 251]. Аллегорический портрет — это разновидность костюмированного портрета, в котором образ портретируемого представлен в форме аллегории.

Программа портрета «Екатерина II – законодательница в храме богини правосудия» была сочинена в кружке петербургских интеллектуалов, куда входили архитектор Львов, поэт Гаврила Державин, а также Дмитрий Левицкий.

На портрете изображена императрица, талантливо играющая роль «мудреца на троне» не только перед своим народом, но и перед европейскими просветителями – Дидро, Вольтером, Гриммом.

«Роль прекрасна! Будь такой, какой желаешь казаться!» — смысл картины, по мнению искусствоведа М. М. Алленова [3, с. 128].

Картина не была заказом лично императрицы, что совершенно несвойственно такому жанру, как парадный портрет.  Заказчиком данного портрета был канцлер А. А. Безбородко.  Екатерина не позировала Левицкому, это подтверждают камер-фурьерские журналы. Существует мнение (например, Е. М. Кукина [5, с.

110]), что Левицкий опирался на портрет известного художника Ф.С. Рокотова (см. рисунок 1а), который особенно нравился императрице. Действительно, мы можем найти некоторое сходство картин портретистов (см.

рисунок 1б): черты лица императрицы, орден на груди, богато украшенные одежды и открытый жест монархини.

а) Левицкий Дмитрий    б) Левицкий Дмитрий

Рисунок 1. а) Ф. С. Рокотов , Портрет Екатерины II. 155,5 х 139, 1763. ГТГ, б) Д. Г. Левицкий «Екатерина II – законодательница в храме богини правосудия», холст, масло, 261*201, 1783. ГРМ. 

На картине Левицкого в аллегорической форме воплотился идеал эпохи – образ просвещенного монарха. Он похож на парадный портрет, но его нельзя назвать таковым, потому что на нем нет главных атрибутов императорской власти: державы и скипетра.

Таким образом картина относится к жанру аллегорического портрета.

Если сравнивать портрет Рокотова и Левицкого, то очевидны отличия аллегорического портрета и парадного: если на первом обязательно изображены императорские регалии, то на втором они только подразумеваются.

Художник представляет свою героиню в виде жрицы богини правосудия Фемиды. Государыня, в одеянии, напоминающем античную тогу, с лавровым венком на голове вместо короны, стоит перед скульптурным изображением Фемиды, под которым воздвигнут алтарь.

На нём Екатерина сжигает цветы. У её ног – книги Законов, которые охраняет орёл. На дальнем плане видны море и корабль. Описание своей аллегории Левицкий приложил в журнале «Собеседник любителей российского слова» [6, с. 17].

Статья художника «расшифровывает» портрет.

Обращаясь к отдельным фрагментам картины и опираясь на разъяснения самого художника, хотелось бы проанализировать символизм портрета. Здесь нет ни одной случайной детали!

  1. Место. Сюжет картины происходит в античном храме богини правосудия — Фемиды. За спиной у государыни колонны в классическом стиле и великолепный темно-зеленый бархат, под ногами алый ковёр. Все эти атрибуты показывают нам роскошь храма.
  2. Одежда:
  • Екатерина облачена в белую, отливающую серебром, атласную одежду, которая очень напоминает античные одеяния, обтекающие силуэт пышными ниспадающими складками. Это сближает внешний облик Екатерины с античной женщиной и переносит нас в Древнюю Грецию. Белый цвет символизирует чистоту. Это значит, что государыня чиста перед народом. Царская горностаевая мантия символизирует российскую власть. Художник блестяще передаёт текстуру тканей. В портрете Екатерины особенно впечатляет мастерство изображения тканей, да ещё в таком ассортименте – шелк, атлас, бархат, кисея, кружево, сукно, — который превосходит своим изобилием всё, что можно было найти у других портретистов.  
  • На голове императрицы не корона, а лавровый венок. Он является символом власти, доверенной монарху народом. Тем самым художник говорит, что Екатерина ведет «труды для пользы Отечества».
  • На груди императрицы сияют ордена: святого Андрея Первозванного (цепь) и святого Владимира 1-й степени (лента и крест). Лента святого Владимира представляет собой две чёрных полосы по краям и одну красную посередине. То, что Екатерина на портрете Левицкого изображена именно с этим орденом, имеет особый символизм: императрица как бы получала его за свой труд во благо Отечества. Орден святого Андрея Первозванного возвеличивает Екатерину Алексеевну и намекает на легитимность её власти в стране, так как в основном этот орден выдавался по происхождению.
  1. Жест. Движения Екатерины Алексеевны мягкие, величественные и одновременно решительные, уверенные. На лице у императрицы мягкая и приветливая улыбка. Добрый взгляд, обращен с любовью на зрителя и одновременно немного поверх него. Своим взглядом Екатерина как бы приглашает нас присоединиться к участию жертвоприношении.
  2. Справа от императрицы расположена скульптура Фемиды, которая обладала даром пророчества. Она представлена не так, как обычно. В классическом изображении богиня обычно прямо и величественно стоит на постаменте с повязкой на глазах, с весами в одной руке и мечом в другой. Здесь же художник изображает её сидящей, что уже немного смущает взор. Более того, одна рука у неё свободна, а вторая лежит на колене и держит весы. Это очень необычная интерпретация Фемиды. Богиня с удовлетворением смотрит на Екатерину и радуется тому, что видит. Екатерина  «преемница» Фемиды, которая не хуже самой богини будет вершить справедливость.
  3. Под статуей стоит жертвенникс надписью «Для общего блага». Он является символом государственного служения Екатерины II. Обычно в античных храмах на подобных возвышениях возлагали подношения богам. Невооруженным глазом сложно заметить, что в жертвеннике Екатерина сжигает цветы мака – символ сна и покоя. Этим символом Левицкий показывает, что ради процветания страны императрица готова пожертвовать собственным спокойствием.
  4. Под ногами императрицы расположены книги законов и Орёл. Художник представляет нам не просто книги для прочтения на досуге, а государственные дела, которые вершит императрица. Про орла Д. Г. Левицкий говорил: «Победоносный орел покоится на законах и вооруженный Перуном страж рачит о целости оных» [6, с. 17]. То есть, орёл – это грозный страж закона. Кроме того, у него в клюве можно заметить оливковую ветвь, которая символизирует мир и всеобщее благоденствие, к которому и стремилась Екатерина.
  5. На заднем плане видны море и корабль. На корме корабля можно разглядеть Андреевский флаг, который таит в себе интересную деталь — Меркуриев жезл, символизирующий защищенную торговлю. То есть это мирный, а не военный флот.
Читайте также:  Георгий свиридов: биография, интересные факты, творчество

Композиция картины в целом имеет не меньшее значение. Во-первых, на портрете Левицкого хорошо проявляются черты классицизма, стиля, пришедшего вместе с Екатериной и сменившего елизаветинское барокко.

Это и насыщенность цвета с преобладанием холодных тонов, и четкость деления на несколько пространственных планов, и сдержанность, пластичность скульптурных форм. Во-вторых, картина не обладает динамичностью, что свойственно портретам.

Даже глядя на дым от горящих цветков мака, устремлённый практически вертикально вверх, мы чувствуем неподвижность и спокойствие. Низкий горизонт как бы возвышает, возвеличивает фигуру.      Взгляд       модели направлен на зрителя  сверху    вниз.

Этот приём как бы поднимает портреты над окружением,      придает им силу, величие и пластическую чёткость характера [7, с. 55]. Действительно, первое определение, которое хочется дать картине – это величественная.  Это создается именно благодаря пространственному решению.

Перед Левицким стояла непростая задача показать «божество» таким образом,  чтобы,   глядя на него,  люди верили в его мудрость и в то, что оно на самом деле жертвует  своим покоем для общего блага. И живописец справился с этoй задачей.

Он рассчитывал на человека, знакомого и с реальным придворным этикетом, и с этикетом портретного жанра, и с довольно сложным языком аллегорий, питавшимся античным искусством, античной литературой, но также Библией, христианской традицией и русской государственной символикой.

Портрет вызвал восторг современников. К сожалению, мы не знаем впечатление самой императрицы. Но через 10 лет художник повторил картину, лишь несколько состарив лицо императрицы.

Левицкий писал портрет Екатерины не раз. Но именно разбираемый нами вариант сам автор считал основным.

Другие авторские повторения находятся в ГТГ, Новосибирской картинной галерее, Киевском музее русского искусства [7, с. 55].

Если сравнивать это произведение с другими аллегорическими портретами (например, портрет Стефано Торелли (см рисунок 2)), то он отличается по многим параметрам: краски на картине Левицкого более яркие и насыщенные, в то время как у других цвета более блёклые; у Левицкого Екатерина является единственным и главным действующим лицом, у Торелли же она является центральным, но не единственным персонажем; у первого Екатерина не теряет своего человеческого облика, когда как на другом портрете она больше похожа на богиню, чем на себя. Однако главное отличие этих двух аллегорических портретов заключается в том, что Левицкий писал портрет в качестве призыва, наказа императрице, чтобы она была справедливой, величественной, такой, какой он изобразил её. Торелли же писал картину по заказу самой императрицы, которая вела в это время рискованную кампанию против турков в Архипелаге.

Левицкий Дмитрий

Рисунок 2. Стефано Торелли «Екатерина II в образе Миневры, окруженная музами», конец 1760-х Холст,  масло, 64,3 х 48,4, ГТГ.

В работе проанализирован яркий пример аллегорического портрета XVIII века – картина Левицкого «Екатерина II – законодательница в храме богини правосудия».

Показано, что портрет Левицкого отличается от многих ему подобных. Но при этом художник скорее преследовал коммерческий замысел, так как идея картины была придумана не им, а была заказана канцлером Безбородко. То есть сюжет картины «Екатерина II – законодательница» не является воплощением фантазии одного только художника.

Левицкий выполнял задачу, поставленную перед ним, и выполнил её, по мнению современников и учёных, мастерски.

То, какой отклик вызвала картина в литературе этого времени, то, как тщательно её изучают искусствоведы Новейшего времени, говорит только о том, насколько она значима для русской культуры. Именно поэтому картину можно назвать шедевром русской живописи.

Список литературы:

  1. Уорман Р.С. Сценарии власти : Мифы и церемонии рус. монархии : Материалы и исслед. / Ричард С. Уортман. — М.:  ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2002. – 597с.
  2. Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры / В.М. Живов. — М. : Яз. славян. культуры, 2002. — 758 с.
  3. Алленов М. М., Лифшиц Л., История русского искусства / М. М. Алленов. — М.: Белый город, 2007-2008. – 848с.
  4. Скворцов. А. М. Русское искусство. Д. Г. Левицкий / А.М. Скворцов. – М.: К.Ф. Некрасов, 1916. – 75с.: ил.
  5. Кукина Е. М. Мир русского искусства : энциклопедический словарь / Е. М. Кукина. — 2-е изд., стер. — Москва : Дрофа : Рус. яз.-Медиа, 2008. – 550 с.
  6. Собеседник любителей российского слова, содержащий разные сочинения в стихах и в прозе некоторых российских писателей. Т. 6. Ч. 1-7, 9-11, 13. – СПб.: Имп. Акад. наук, 1783. – 365 с.
  7. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер. — М.: Изобразительное искусство, 1985. – 368с.
  8. Врангель Н.Н. Венок мертвым: Художественно-исторические статьи / Бар. Н.Н. Врангель. — СПб.: Тип. «Сириус», 1913. – 187с.
  9. Ильина Т. В. История искусств : Отеч. искусство / Т. В. Ильина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Высш. шк., 1994. — 461 с. 

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/lvi/81751

Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Екатерины 2»

Левицкий написал картину в 1783 году.

Зритель может представить особенности портрета в период классицизма. Мы можем понять особенности искусства, его символику и аллегорию. Екатерина находится в храме самой богини Правосудия.

Она сжигает цветы мака на специальном алтаре. Вместо короны на голове императрицы лавровый венец. Орден святого Владимира говорит о том. Что Екатерина сделала многое для страны.

Об этом же свидетельствуют книги, которые лежат у ее ног. Это истина.

В этом грандиозном портрете ярко проявились основные черты классицизма. Прежде всего, это очень насыщенные цвета. Холодные тона здесь преобладают. Можно почувствовать деление на несколько планов в пространстве. Формы скульптурны. Они максимально сдержаны и одновременно пластичны. Художник умело использует приемы аллегории. Мы видим Екатерину в одежде из атласа белого цвета.

Перед нами настоящая женщина античных времен. Двигается она плавно, а улыбается очень приветливо. Именно таким должен быть руководитель сильной страны. Для создания величественного эффекта использованы определенные детали: ковер слегка сдвинут, бледно-желтый атлас переливается, видна роскошная мантия из горностая.

Левицкий создал образ, максимально идеализирующий Екатерину. В него он заложил идеи о том, что монарх царствует только для народа и живет он по тем законам, которые существуют в государстве.

Содержание картины носит непортретный характер. Это сближает ее с историческими полотнами того времени. Этот портрет аллегорический. Чтобы изобразить настоящую государыню, необходимы были подтверждения в виде аллегорий и символов. Левицкий стремился к достоверности.

Перед нами не просто портрет, а идея. Художник дает своеобразный наказ императрице. Именно так дворянская интеллигенция представляла себе монархическую власть в идеальном ее виде.

(3 votes, average: 2,33

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-dmitriya-levickogo-portret-ekateriny-2/

Портрет Нелидовой. Описание картины Левицкого

Один из портретов живописной сюиты «Смолянки» кисти Дмитрия Левицкого, на котором изображена Екатерина Ивановна Нелидова, воспитанница Императорского воспитательного общества – первого в Европе закрытого учебного заведения для благородных девиц, которое было основано по указу Екатерины II в 1764 году при Воскресенском (Смольном) монастыре. Это была одна из лучших учениц Смольного, Екатерина II любила ее за веселый нрав и живой ум. По окончании института была определена фрейлиной к великой княгине Марии Федоровне, жене наследника Павла Петровича. Фаворитка Павла I, после его воцарения – камер-фрейлина двора. Несмотря на то, что полностью контролировала распределение высших постов в империи, отличалась бескорыстием и часто выступала заступницей перед Павлом. После появления новой фаворитки Лопухиной переехала жить в Смольный монастырь. Заступничество за императрицу, которую Павел хотел выслать в Холмогоры, привело к высылке Нелидовой из Петербурга.

Портреты должны были представлять девушек в том виде, в котором они пленяли двор и высшее общество Петербурга в праздничные дни своих выступлений в Смольном институте.

Екатериной II было высказано пожелание, чтобы на холстах оказались запечатленными их мастерство в области танца, музыки, театрального искусства, чтобы было показано совершенство присущих им изящных манер, равно как и обаяние их нравственных обликов. Нелидова изображена в роли служанки-госпожи в одной из комических опер.

Она танцует, кокетливо глядя на зрителя, она прекрасно знает, как молода, как хороша собой и обаятельна, как замечательно и грациозно она умеет танцевать.

Жанр портрета, избранный Левицким, не имеет аналогов ни в русском, ни в западноевропейском искусстве XVIII века.

Общепринятая форма репрезентативного портрета была нарушена уже тем, что в них был введен элемент действия, имеющего определенную целевую направленность и потому принципиально отличного от тех движений, которые отличают человеческие фигуры на привычных парадных портретах.

Все в портрете Нелидовой строится на почти неуловимом и парадоксальном сочетании детского и взрослого, естественного и маскарадного, серьезного и забавного и прочих нюансах гибкого, рассчитанного на тонкое разгадывание замыслов. Условность, связанная с ситуацией намеренного позирования, прекрасно «уживается» с той естественной грацией, которую с удовольствием наблюдает художник.

Левицкий виртуозно передает ткань и шитье платья. Владеет богатейшей гаммой зеленого цвета и его оттенков.

Портретисту дороги в картине не только каждая черточка лица, поворот фигуры, но и любая мелочь, свет и тень, переливы ткани, прозрачное кружево фартучка и едва различимые на заднем плане условные театральные декорации.

В портрете отсутствуют сложные аксессуары. Здесь главенствует не декоративное начало, а образ человека, данный в ясной и четкой композиции и тонкой живописной гармонии.

Источник: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/919f1174-f259-4e6b-8ee7-964278f473a6/71968/

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/portret-nelidovoj-opisanie-kartiny-levickogo.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector