Мунк «у смертного одра» описание картины, анализ, сочинение

Мунк

Мунк Эдвард (экспрессионизм)

Замечательный норвежский художник. Трудно отнести его искусство к какому-то определенному направлению. С одинаковой силой в его творчестве проявились черты символизма, экспрессионизма и реализма.

Думается, что не имеет смысла искать точных определений, примет того или иного стиля. Все явления жизни художник «пропускал» через себя, очень индивидуально воспринимая их.

Эти явления, в образах и идеях существовавшие в его воображении, находили свое очень точное воплощение.

Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Все то неповторимое, индивидуальное, что мы называем искусством Мунка, впервые прозвучало именно в эти годы. К этому времени относятся знаменитые картины Мунка: «Крик», «У смертного одра», «Больная девочка», «Танец жизни».

Все они основаны на личных переживаниях художника. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Он упорно добивался какого-то очень точного ощущения в картине, придирчиво и беспощадно отклоняя несколько вариантов.

Но раз найденное удачное воплощение идеального образа, существующего в нем, Мунк повторяет много раз, не боясь упреков в однообразии. Так, известно несколько вариантов «Больной девочки» с 1886 до 1930-х годов.

Это была реакция на впечатления детства, которые были настолько сильны, что на протяжении всей жизни Мунка были для него источником вдохновения, и своего рода навязчивой идеей.

Эдвард родился в многодетной семье врача, но его сестры и братья умерли в детском возрасте, за исключением единственной сестры Ингер. Ребенком он пережил и смерть матери. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Мунк вырос в очень религиозной семье.

Мысли о смерти, страх перед жизнью, проявления чувственности и ощущение ее как греха, зла; борьба с религиозными запретами — все это причудливо переплелось в его душе. Стремление к внутренней свободе толкнуло молодого художника в среду богемной интеллигенции Осло. Довольно долгое время она привлекала Мунка.

Но в среде богемы, где считалось необходимым привлекать к себе внимание любыми способами, Мунк стоял особняком. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Это было для него открытием.

После посещения Парижа Мунк написал такие картины, как «На следующий день», «Переходный возраст».

Мунк долгое время жил во Франции, в Германии, но постоянно наезжал в родную Норвегию, и именно Норвегия давала его искусству те импульсы, которыми оно питалось. В 1892 году Мунк приехал в Берлин со своей выставкой, которая вызвала скандал, ее пришлось закрыть. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников.

Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием «Фриз жизни». Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Здесь Мунк синтезирует, собирает все важнейшие элементы человеческого бытия, превращая их в мистерии.

Любовь, Ненависть, Рождение, Смерть, Юность, Старость, борьба с силами Природы предстают в их первобытном, очищенном от наслоений, которые принесла цивилизация, смысле. Так, женщина картинах «Фриза» — это первая Женщина, это — Ева. Она влечет и пугает одновременно, ее любовь заманчива и опасна, она — средоточие зла, темного начала, воплощение греха, плоти.

Низкий лоб, грива распущенных волос, сладострастно прикрытые тяжелыми веками глаза — такой перед нами предстает женщина в картинах «Мадонна», «Вампир», «Пепел».

Пейзаж в полотнах «Фриза жизни» — это и конкретное место, и Вселенная, образ мира, как его представлял себе Мунк. Его море — это всегда тот же узнаваемый нами морской пейзаж, это — образ Моря; его лес — это тот самый первобытный лес, впервые увиденный лес, каким его видят и запоминают дети.

Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Образ человека — это лишенный защитной оболочки,обнаженный нерв, отзывающийся болью на малейшее прикосновение.

В картине «Крик» фигуру человека, застывшего в немом крике, с белыми от ужаса глазами, окружает со всех сторон непонятное, невидимое, враждебное «нечто». Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом).

Сопоставляя, сталкивая человека и природу, почти всегда ему враждебную или чужую, Мунк раскрывает перед нами внутренний мир человека, глубоко запрятанные в его подсознании инстинкты.

Традиционные методы уже не могли помочь Мунку выразить эти ощущения, образы. И художник беспощадно отбрасывает эти методы, смело используя цвет, деформируя форму. Так, он пишет зеленым лицо мужчины в картине «Ревность», деформирует фигуру человека в картине «Крик», которая считается первой европейской картиной в стиле экспрессионизма.

Больная девочка (1896)

Мунк

Девушка, сидящая на кровати (1884)

Мунк

Девушка в чулках

Мунк

Девушки на мосту

Мунк

Дождь (1902)

Мунк

Две женщины (1893)

Мунк

Гологофа (1900)

Мунк

Крик

Мунк

Летняя ночь (1889)

Мунк

  • Лодки
  • Мадонна (1894)
  • Меланхолия
  • Мужчина и женщина (1894)
  • На другой день (1894)
  • Нимфа (1896)
  • Плодородие (1902)
  • Расставание
  • Ревность (1907)
  • Танец жизни
  • Тайна летней ночи (1892)
  • Темный закат
  • У постели больного (1897)
  • У смертного одра (1895)
  • Убийца (1906)
  • Вампир
  • Вампир
  • Вечер на улице Карла Юхана

Источник: http://cvetamira.ru/munk-edvard-1863-1944

Мунк 150

Опубликовано пользователем сайта

Про кино Chi-lady 17 30 сентября 2016, 16:21

В 2013 году 2 июня в честь стопятидесятилетия со дня рождения Эдварда Мунка (12.12.1863 — 23.01.1944) в Норвегии открылась самая масштабная выставка его работ. На днях прошел — а в некоторых городах продолжается — показ экскурсионного фильма, посвященного этому уникальному событию — «Мунк 150«.  Коротко.

Этот фильм сам по себе — произведение искусства.  Рассказ ведущего, интервью экспертов, выдержки из дневников и писем, музыка, пейзажные кадры, цветовая схема, монтаж, каждая деталь работает на раскрытие сущности и внутренней логики творчества Эдварда Мунка.

С каждым кадром Мунк становится все более реальным для современного зрителя.

Расписание здесь: http://www.theatrehd.ru/ru/titles/17/schedule/133 Успевают приобщиться к великому москвичи (всегда им везет))), хабаровчане и жители Минска, если очень-очень поторопятся. 

Кто хочет подробностей, не боясь ни спойлеров, ни дилетантских рассуждений? ни многабукв — продолжайте читать.

Начну с формальностей. Режиссер: Бен Хардинг Ведущий: искусствовед Тим Марлоу Респонденты — кураторы выставки: Джон-Ов Стейхауг (Jon-Ove Steihaug), Май Бритт Гюленг (Mai Britt Guleng), Нильс Ольсен (Nils Ohlsen). В фильме также принимает участие главный редактор норвежского ежедневного издания Афтенпостен.

В интервью он объясняется за редакторов-предшественников и беспардонную критику Афтенпостен по отношению к великому Мунку.

Представлены описания следующих картин: • Больная девочка (1885–86) • Автопортрет (1886) • Весна (1889)  • Ночь (1890)  • Созревание (1895) • Пепел (1894) • Поцелуй (1890-1897) • Девушки на мосту (1901) • Вечер на улице Карла Иоанна (1892) • Отчаяние (1892) • Смерть в комнате больного (1893) • У смертного одра (Лихорадка), (1893)  • Крик (1893) • Вампир (1893) • Мадонна (1894-95) • Красное и белое (1899-900) • Танец жизни (1899–1900) • Автопортрет с бутылкой вина (1906) • Смерть Марата (1907) • Работы по оформлению Аулы Королевского университета в Кристиании (Осло) • Автопортрет. Ночной странник. (1923-24) • Автопортрет между часами и кроватью (1940-43) Простите, если что-то упустила. 

Композиция включает в себя демонстрацию полотен, комментарии экспертов о каждой работе, эмоциональных предпосылках написания картин и их последующей судьбе.

Немного игровой реконструкции, основанной на дневниках и письмах Эдварда Мунка.

Любопытная деталь: в своих записях Мунк дословно повторяет речевой оборот Чарльза Диккенса «world of sorrow and trouble» («Оливер Твист»). Возможно, просто расхожее выражение: время не отличалась легкостью.

Создатели и кураторы выставки рассказывают не только о живописи, но и о принципах экспозиции, собственных находках и решениях. Организаторы не искали легких путей привлечения зрителя. Например, наиболее популярный «Крик» поместили в ряд других работ на белом фоне без рамок, как пожелал сделать сам Эдвард Мунк при жизни. При такой экспозиции чуть меняется ракурс и менее известные картины обретают новую силу и значимость, достигается «симфонический эффект выставки». Чувствуется большое уважение к воле автора. Живой интерес искусствоведов, проделавших кропотливую работу по изучению многочисленных писем, заметок Мунка и его современников, их трепетное внимание к художнику захватывает и заражает. Они любят великого норвежца и влюбляют в него зрителей. С благодарностью хочется отметить операторскую работу. 

Картины на большом экране воздействуют неожиданно сильно. Есть возможность рассмотреть детали холста крупным планом. Разглядеть, как создавались и чего стоили отдельные шедевры: сомнения, поиск верного штриха и оттенка, соскабливание и снова сомнения, новые штрихи. «Он наносил краску и отковыривал, наносил и снова отковыривал. Слой за слоем«. (цитата не точная)))

Запомнился серо-черно-белый кадр: стая птиц взмывает над холодной рябью фьорда. И зритель переносится в пасмурную атмосферу Мунковских мест. Или другой пейзажный кадр: лес и озеро в Осгорстранне. Темно-зеленые («как глаза Милли Таулов») водоросли в мутной воде, — и в зал предается душевная смута, безысходность, смятение.  Автобиографические сцены-реконструкции, исполненные актерами, очень деликатно вписаны в картину и дополняют общую тональность повествования. У художника были три сестры и брат. Самая красивая — Ингер — часто появлялась на его полотнах.Мунк Источник: http://classic-online.ru/

Старшая сестра — Юханна София умерла от туберкулеза. Ее длительная болезнь и смерть оставили эмоциональный отпечаток на всю жизнь художника. Памяти Софии посвящена, возможно, самая авторская из всех его работ «Больная девочка». Картине уделяется наибольшее внимание как первой, где проявился неповторимый авторский стиль.

В реакции на эту картину хорошо видна тема власти и отстаивания права на авторское повествование. Власть в лице критиков и журналистов как бы прозрачно намекает художнику: «А ну, давай-ка, сбацай нам чего нибудь в привычной академической манере да помажорней». А художник такой: «Помилуйте, а с чего бы вдруг помажорнее? Как есть, так рисую».

Эдвард Мунк проявлял способности к точным наукам и даже поступил в технический колледж шестнадцатилетним. Новинками техники и возможностями создания новых эффектов изображения он интересовался до конца своих дней. Его работы впоследствии оказывают влияние на фотографию. Например, перила, уходящие в перспективу и придающие изображению глубину, — рефрен многих картин Мунка.

Линии, уходящие за горизонт — прием, широко используемый и в современной фотографии. 

Мунк  Источник: http://expressionists.ru/category/edvard-munk-kartiny/

Мунк Источник: https://www.instagram.com/nikonrussia/ http://www.radionetplus.ru/izobrazhenija/krasivye_kartinki/2664-gorodskojj_pejjzazh_sanktpeterburga_215_foto.html Или «Сила момента», чему так доверяла Диана Арбус и многие другие знаменитые фотографы. Эдвард Мунк, закончив картину, оставлял ее под открытым небом, чтобы солнце и капли дождя немного приглушили краски. На некоторых полотнах видны следы птичьего помета. Их продемонстрировали крупным планом. Самый знаменитый «Крик» создавался и по сей день существует в четырех вариантах. У картин в наше время — не менее захватывающая судьба, чем при их создании. «Крик» похищали два раза. Второй раз вместе с «Мадонной». Один из похитителей «Крика» ранее был судим за похищение картины «Вампир». Вот ведь одержимый гад!

Когда показывали и объясняли картины на о неизбежности смерти — «Комната умирающего», «У смертного одра» — маленькая девочка в зале настойчиво запросилась домой, до этого вела себя крайне спокойно. Маме пришлось увести ее.

Оставьте свой голос: Мунк
Мунк
Мунк
Мунк
Мунк
Мунк

Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/pro_kino/135277_munk-150

Невозможно оторваться: 12 пугающих картин Эдварда Мунка

В день рождения Эдварду Мунка, норвежского художника, стоявшего у истоков течения экспрессионизма в живописи, редакция Fancy Journal публикует 12 его наиболее известных работ, вызывающих сильные чувства даже у тех, кто фамилию автора видит впервые в жизни. 

Автопортрет, 1886

Мунк

Причина такой «заряженности» картин Мунка заключается в том самом экспрессионизме, жанре в котором работал художник. В его основе – выражение художественными способами эмоционального состояния и внутренних переживаний автора.

В случае Мунка, страдавшего всю жизнь от маниакально-депрессивного психоза, то были постоянно его сопровождавшее мрачное ощущение одиночества, тревоги и страха, служившие неиссякаемым источником вдохновения.

Отсюда – искаженные отчаянием лица и драматичные сюжеты, для передачи которых художник использовал яркие краски и нечеткие контуры, напоминающие многоцветную гамму эмоций, случайно вылившихся на холст. 

«Ночь в Сен-Клу», 1890

Мунк

«Вечер на улице Карла Юхана», 1892

Мунк

«Крик», 1893

Мунк

«У смертного одра», 1893

Мунк

«Мадонна», 1894

Мунк

«Тревога», 1894

Мунк

«Пепел», 1894

Мунк

«Созревание», 1895

Мунк

  • «Расставание», 1896
  • «Две женщины на берегу», 1898
  • «Танец жизни», 1900
  • «Убийца», 1910

Источник: https://fancy-journal.com/kulturnaya-zhizn/iskusstvo-i-dizajn/20725-nevozmozhno-otorvatsya-12-pugayushchikh-kartin-edvarda-munka

«Крик» в вечность. Страхи и тревоги Эдварда Мунка

13.06.2015

Мунк Автопортрет Эдварда Мунка, 1882 год / Public Domain

Картина «Крик» Эдварда Мунка сегодня не менее узнаваемый образ, чем «Джоконда» да Винчи или портрет Че Гевары. В честь дня рождения основоположника экспрессионизма АиФ.ru вспоминает его страхи, победы и поражения.

Мунк всё ещё был вне себя от злобы – Тулла, 32-летняя рыжая бестия, заявила, что наелась таблеток, чтобы покончить с собой. Конечно, он всё бросил – вернулся в ненавистный Осгордстранд, промывание желудка, врачи, постельный режим, очищение организма. Вместо картин – тазики для рвоты, вместо красок – микстуры.

Самым тяжёлым в этом были не сами процедуры, так или иначе, всё обошлось. Но Мунк подозревал, что никаких таблеток не было, и всё это обычный шантаж, каприз скучающей женщины. Тулла прибегала к таким методам уже не раз. Избалованная девчонка привыкла получать всё, что захочет.

Прошло уже несколько дней. Они договорились встретиться вечером – поговорить и помириться. В конце концов, они уже пять лет вместе, когда-то сводили друг друга с ума. Мунк надеялся, что в этот раз всё удастся наладить – хуже быть уже не может.

«Ты знаешь, я не могу жить без тебя, – начала Тулла, она уже долгие месяцы требовала брака, но Мунк отказывался и не соглашался. – Я знаю, что тебе не подходит брак, ты не создан для этой жизни, а я не создана для такой».

Тулла вытащила револьвер и приставила к своей голове. Мунк бросился отбирать у неё оружие. Резкий неумолимый хлопок прогремел на весь городок. Вместе с воздухом, казалось, содрогнулось небо. В один миг вернулись знакомые ощущения – страх неизбежной смерти, бессилия перед стихией и судьбой, когда сама вечность начинает в тебя всматриваться…

Знакомство со смертью

Мунк

  • © Public Domain / «Ночь», Эдвард Мунк, 1890 год
  • Мунк
  • «Пейзаж. Маридален близ Осло», Эдвард Мунк, 1881 год
  • Мунк
  • «Весна», Эдвард Мунк, 1889 год
  • Мунк
  • «Летняя ночь (Ингер на берегу)», Эдвард Мунк, 1889 год

Панические атаки начались у Мунка в 14 лет, когда от туберкулёза умерла сестра Софи. Она была всего на год старше, и «сгорела» у него на глазах, точно также как мать девять лет назад. Бессильный подросток мог лишь быть рядом. Поддерживать, и рисовать портреты, хоть как-то продлить её присутствие здесь, среди живых.

Мунку снились кошмары. Стоило ему остаться наедине с собой, и в голову лезли мысли об одиночестве и смерти – сейчас от туберкулёза или потом от какой-то другой болезни, она неминуема. Ты не в силах это изменить, и с каждой минутой остаётся всё меньше. Можно стараться прочувствовать всё, что тебе отведено, пропустить через себя весь фатум. И рисовать. Смерть абсолютна и неизбежна.

Но он мог останавливать время, когда рисовал. Можно воспроизвести мгновение, создать памятник моменту, и связанным с ним чувствам.

Спокойный пригород Осло, тётя Карен отдыхает в кресле-качалке, сестра сидит перед открытым окном – смотрит на пробивающийся в комнату свет, она ещё жива.

Ингер, младшая, отдыхает у берега на тёмных камнях – у неё белое платье, а на заднем плане кристально-чистое голубое море, правда, рядом с берегом немного грязно и мутно.

«Сколько я себя помню, у меня всегда было чувство глубокой тревоги, – рассказал намного позже Мунк. – Именно это я и пытался нарисовать».

В 23 года Мунку выпадает возможность съездить в Париж – на восьмую выставку импрессионистов. На этот раз участвуют ГогенДегаотец и сын Писсарро.

«Большие картины для буржуазных гостиных – это искусство арт-дилеров, оно появилось после французской революции и гражданских войн», – говорил он. Реалистичные портреты – дело техники, но дело бесполезное.

Реализмом не передать страх или отчаяние – у этих чувств нет форм.

А импрессионисты не боялись и не стеснялись выплёскивать сиюминутные эмоции и ощущения. На полотнах Мане и Ренуара были и скучные светские вечера, и очаровательные балы. Свет на этих картинах будто отражался и падал на самого Мунка. Полотна были живыми, в них пульсировала сама жизнь.

Метод

Эдвард Мунк в 1889 году.  Public Domain/ Nasjonalbiblioteket

Идеи импрессионистов идеально вписались в печальный декаданс мира Мунка. Ещё в Скандинавии он сошёлся с местными анархистами и влюбился в экзистенциальную амбивалентность Достоевского. «Некоторые страницы «Преступления и наказания» – самостоятельные произведения искусства», – восхищался художник.

Мунк взял на вооружение технику импрессионистов, и переиначил её под себя. Место ярких красок жизни заняла мрачная колористика скандинавских пейзажей. Частоколу мазков Эдвард предпочитал «удлинённые» движения как на картинах ван Гога.

Наконец, Мунк вкладывал совершенно иную функцию в свои работы. Импрессионисты воспроизводили эмоцию места и мгновения, Мунк – чувство. Это принципиально меняло взаимодействие объекта и субъекта картины. Объектом теперь была душа, реальность менялась под давлением её чувств.

«Я рисую только воспоминания, никаких дополнительных деталей, ничего, чего я бы не видел сам, – пояснял он. – Отсюда простота моих картин, отсюда их пустота».

В картинах «За рулеткой» и «Отчаяние» Мунк начинает развивать почерпнутую у импрессионистов технику, в «Вечере на улице Карла Иоанна» у прохожих всё менее узнаваемые шаблонные лица. В «Меланхолии» и «Тайне летней ночи» отражение Луны становится всё более абстрактным, и сама природа ломается под кистью художника и играет по его правилам.

В картине «Лихорадка» страх и беспросветное отчаяние доходят до предела – он уже не рисует людей, из мрака видны лишь головы скорбящих в чёрных одеяниях.

Он абсолютно точно знает, как выглядят похороны, как близкие прощаются со слишком рано ушедшими родственниками, и как невыносимо тяжело смотреть на остывшее тело сестры, ставшее частью другого мира, навечно слившееся с диваном.

«Смерть в комнате больного», «У смертного одра» – это не образы, это личный опыт.

Мунк

  1. © Public Domain / «У смертного одра (Лихорадка)», Эдвард Мунк, 1893 год
  2. Мунк
  3. «Вечер на улице Карла Иоанна», Эдвард Мунк, 1892 год
  4. Мунк
  5. «Меланхолия», Эдвард Мунк, 1892 год
  6. Мунк
  7. «Отчаяние», Эдвард Мунк, 1892 год
  8. «Тайна летней ночи», Эдвард Мунк, 1892 год

Однажды в Ницце

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор, – писал Мунк в дневнике. – Я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

Он пытался изобразить это чувство в «Отчаянии», затем в «Меланхолии», но никак не получалось. И там, и там, мешалась фигура справа – его фигура.

Уходящие по мосту друзья смотрелись ещё неплохо, но он сам совершенно выбивался из общего ряда.

Это были его ощущения, в тот момент у него не было собственного я, он стал маленькой частичкой природы – жестокой, самодостаточной, бессердечной природы.

Он полностью растворился в пейзаже и вместо собственной фигуры изобразил абстрактное антропоморфное существо, лишенное пола, узнаваемых черт, имени, прошлого и будущего. Существо стоит на уходящем в никуда мосту, обхватив в приступе панического ужаса голову, не в силах даже осознать происходящее.

Дьявольски красное небо протянуто поперёк всего полотна от края до края, чёрно-синие волны поднимаются за горизонт, поглощая маленький островок – бессмысленную и пустую надежду, затерянную среди фьордов. Мунк назвал эту работу «Крик природы».

  • © Public Domain / «Поцелуй», Эдвард Мунк, 1897 год
  • «Голос», Эдвард Мунк, 1893 год
  • «Ревность», Эдвард Мунк, 1895 год
  • «Тревога», Эдвард Мунк, 1894 год
  • «Крик», Эдвард Мунк, 1893 год

На публике она впервые появилась в декабре 1893-го. Под общим названием «Любовь» вместе с ней в Берлине были показаны «Голос», «Поцелуй» и «Ревность».

На них Мунк показал, как при виде любимой теряются горизонты, как весь мир уходит на второй план, когда ты наедине с любимой.

«Крик природы» был последним в серии, он рассказывал, как на тебя рушится весь мир, когда ты остаёшься один, а друзья уходят по мосту дальше.

В этом цикле только в работе «Ревность» видны черты лица главного героя – растерянность, непонимание и постепенно закипающая в правом нижнем углу картины мрачная злоба. Этой картиной он, наконец, попрощался с Милли Таулов, замужней светской львицей, не воспринимавшей всерьёз его чувства.

В целом, публика прошла мимо картины, но других она пробрала до самых кишок. Мунк и сам понял, что, наконец, сформировал свой стиль. Он научился писать мир именно таким, каким его чувствует.

Мунк снова и снова возвращался к этой картине и регулярно её перерисовывал. Параллельно появились и другие похожие работы: «Тревога», «Танец жизни», «Голгофа» и «Дым поезда».

В 1899-м Мунк написал «Мёртвую мать». Бледное упокоенное тело лежит на заднем плане в гробу, на переднем – спиной к матери – стоит девочка, её глаза широко открыты, голова обхвачена руками. Здесь вся биография Мунка – скончавшиеся мать и сестра, страх смерти и одиночества, неизменно влекущие за собой страх близких отношений.

Рыжеволосая бестия

Тулла Ларсен и Эдвард Мунк в 1899 году.  Public Domain

Постепенно Мунка начали узнавать как художника. У богемы его картины популярностью не пользовались, однако редкие ценители порой их покупали. Этого и шедшего в комплекте признания, пусть и ограниченного, Эдварду хватало. В конце концов, для него живопись была в большей степени психотерапией, нежели заработком.

В этот период на горизонте появилась Тулла Ларсен. Ей 28 лет, она была на несколько лет моложе Мунка. Выросла в состоятельной семье – у папы была своя пивоварня. Ларсен уже четыре года как замужем за Арне Кавли, но брак не стал преградой разыгравшейся страсти.

Три года Эдвард и Тулла были заняты в основном друг другом. Пара переехала в Осгордстранд, тихий городок, где Мунк рисовал гуляющих днём по улицам детей, прогулки женщин на мосту, рыбаков, сыновей доктора Линда, пейзажи…

Но с каждым днём Мунку становилось всё скучнее. Он продолжал держаться за сестру и вёл с ней активную переписку, хотя давно уже с ней не виделся. Тулла же любила бывать на званых обедах и приглашать гостей к себе, выходить в свет, хотя в Осгордстранде и выходить-то некуда.

Эдвард начал отдаляться от Туллы. Она чувствовала это, и пыталась вернуть былую идиллию, но все попытки были тщетны. Тулла начала требовать свадьбы. Но Мунк не соглашался: это последняя точка, ты должен заботиться о человеке и обеспечить его счастье. И как это вообще возможно, если ты – всего лишь малая часть неумолимой природы. А что если его, как сестру и мать, подкосит чахотка?

Но Туллу всё это не интересовало, причём здесь вообще это? Если он хочет быть с ней, до конца дней, как они и мечтали раньше, к чему все эти пустые сомнения? Она привыкла получать всё, что хочет.

Под усиливающийся гул монотонного быта норвежской провинции и возвращающихся страхов Мунк рисует «Автопортрет в аду». Он всё больше отдаляется от Туллы, и в какой-то момент ей приходит мысль о самоубийстве…

  1. © Public Domain / «Автопортрет с бутылкой вина», Эдвард Мунк, 1906 год
  2. «Больной ребенок II», Эдвард Мунк, 1896 год
  3. «Купающийся мужчина», Эдвард Мунк, 1899 год
  4. «Мертвая мать», Эдвард Мунк, 1900 год
  5. «Автопортрет в аду», Эдвард Мунк, 1903 год

После Осгордстранда

…пуля попала Мунку в руку. Тулла вызвала врачей, они с трудом, благодаря срочной операции, спасли руку, но сустава на пальце художник лишился. Это был конец. Эдвард больше не желал иметь с ней ничего общего, и с тех пор они не разговаривали.

Вместе с Туллой ему пришлось забыть о многих друзьях – ему казалось, что они защищают эту сумасшедшую. Чем больше он ругался с людьми, тем ожесточённее прикладывался в бутылке.

Чем больше он пил, тем больше ругался. Он устраивал скандалы прямо на улице, ругался со своей новой возлюбленной.

Начались нервные срывы, и в 1908-м Мунка поместили под надзор доктора Якобсона в психиатрическую клинику в Копенгагене.

К обычной жизни художник вернулся лишь через полгода. Его картины стали более грубыми и резкими, чуть более отстранёнными, чем раньше. В «Убийце» главный герой картины изображён в зелёной маске, небо светлое, никаких драм, никаких «криков природы» – дело уже сделано, убийца, судя по всему, возвращается домой.

В 1910-м Мунк рисует последний «Крик». Мазки теперь более чёткие, палитра чуть более усреднённая.

Он также пишет новую версию «У смертного одра», и совсем иначе передаёт собственные воспоминания – у людей снова есть тела, окутанную темнотой правую часть картины можно рассмотреть детально.

В «Рабочих на снегу» аккуратно выведены усы и мешки под глазами рабочих, лица размыты лишь у пары второстепенных персонажей.

Мунк постепенно свыкается с новой жизнью и после испанского гриппа открывает для себя яркие краски.

Палитра становится ярче, но уже поздно – с 20-х годов из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза он не может писать, как прежде.

Он ещё делает какие-то наброски, но уже не может до конца доверять своим ощущениям. Мунк пытается компенсировать физические дефекты иной работой с пространством, но это уже совсем не то.

В жизни Мунка всё меньше путешествий и всё больше пейзажей и бытовых сценок. Тем временем, в Европе о его картинах заговорили в голос, устраивали персональные выставки и ставили в один ряд с ван Гогом и Сезанном. Но писать о своих внутренних бурях больше не получается – он уже не слышит криков природы.

«Искусство придало моей жизни смысл, через него я стремился к свету, и чувствовал, что смогу передать его другим», – вспоминал Мунк.

  • © Public Domain / «Автопортрет между часами и кроватью», Эдвард Мунк, 1943 год
  • «Автопортрет в больнице профессора
  • «Убийца», Эдвард Мунк, 1910 год
  • «Рабочие на снегу», Эдвард Мунк, 1913 год
  • «Солнце», Эдвард Мунк, 1916 год

Эхо «Крика»

«Крик» Эдварда Мунка теперь считается основополагающим произведением экспрессионизма. На примере этой картины художники со всего мира научились описывать свои внутренние ощущения единственным правильным образом – живописью чувств.

Этот подход вдохновлял Кандинского и КокошкуУорхола и Бэкона, а также целый пласт немецких кинематографистов — Фридриха Вильгельма МурнауФрица ЛангаПауля Лении многих других. Так что Мунку всё же удалось обмануть смерть и одиночество.

Добавить комментарий

Источник: http://art-lestnica.ru/?p=1575

Эдвард Мунк. Крик ⋆

«Когда-нибудь перед моими картинами люди снимут шляпы, как в церкви», — это в двадцать пять лет записал в своем дневнике Эдвард Мунк. Правда до такого признания был путь в две тысячи картин. Столько написал он за свою жизнь.

Он говорил, что увидел свой «Крик», прочитав стихотворение – «я попал не на ту планету». Он знал, что с ним происходит что-то не то, но не хотел лечиться, думая, что болезнь натянутых нервов помогает ему творить.

«Все, что я могу дать, – это мои картины. Без них я ничто».

Он редко надписывал свои работы, хотел, чтобы зрители сами проникали в их суть. Но «Крик» подписан: «я ощутил крик природы». Ему было очень важно, чтобы поняли именно эту мысль.

Мама Эдварда умерла, когда ему было пять. «Ну вот, мои любимые, – написала она пятерым своим малышам, – и пришло время проститься. Ваш дорогой отец укажет вам путь на небеса, а я буду ждать вас там».

«Я не знаю никого, – говорил Мунк, – кто мог бы читать саги и сказки как отец. Он любил истории с привидениями. Ему не следовало быть доктором. Он был скорее поэтом. Но после смерти матери он сразу постарел».

Мунк

В детстве они с отцом часто спорили. Мальчик уверял, что грешнику в геенне огненной гореть всего тысячу лет. «Тысячу тысяч, – кричал отец, – и детей это тоже касается». Сестра Мунка сошла с ума. Сам он страдал психозом и алкоголизмом. Несколько рюмок – его ежедневная норма. Возможно этот персональный ад, который он создал, и вылился потом в «Крик».

  • Эдварду было двадцать пять, и он был на всемирной выставке в Париже, когда ему сообщили о смерти отца.
  • «Я был готов отдать все, лишь бы обнять его голову и сказать, как я его люблю».
  • Он снова пытается спастись кистью и начинает создавать свое главное произведение — «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти».

«Фриз жизни» задуман как ряд связанных друг с другом картин, которые все вместе должны дать описание целой жизни. Первой в этой эпопее была «Весна». Девушка, умирающая от чахотки – старшая сестра Мунка, Софи. Рядом тетя Карен, заменившая им мать.

«Я убежден, – пишет Эдвард, – что вряд ли найдется еще художник, который выжал бы свою тему до последней капли, как это сделал я».

После мамы, Софи и отца умер младший брат Андреас. В клинике для душевнобольных скончалась другая сестра Лаура.

«Без страха и болезни, – говорит Эдвард, – моя жизнь была бы лодкой без руля».

Когда художник впервые выставил «Больную девочку», критики писали, что лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это пройти мимо его картин. Картину «Крик» сочли карикатурой. В одной культурной колонке говорилось, что его герой утратил последние черты сходства с человеком. Даже уши у него собачьи, хотя ослиные подошли бы куда лучше.

Мунк

Но эту выставку посетил норвежский драматург Генрик Ибсен. Он долго стоял перед «Меланхолией», потом Эдвард объяснял мэтру тайну картины «Три возраста женщины». Мунк считал, что именно в этот момент у Генрика возник замысел пьесы о воскресении.

«Вот что я вам скажу, — сказал Ибсен, прощаясь. — Чем больше у вас будет врагов, тем больше вы приобретете друзей».

Когда норвежская казна купила картину с названием «На следующий день», пресса вновь взорвалась негодованием, что деньги потратили на бездарных проституток Мунка.

А с женщинами у художника не ладилось. Они гнались за ним, а он от них. Мог, к примеру, ехать в поезде с какой-нибудь барышней, выйти на полустанке и пересесть на другой состав. Сбежать.

«Секс ослабляет мужчин. Половой акт, как спаривание со смертью» – считал он.

До сорока лет Мунку удавалось получить за свои рисунки не более пары сотен, а то и десятков крон.

Из первой поездки в Париж Эдвард помнил только то, что с утра он пил для того, чтобы немного протрезветь, а потом, чтобы опьянеть.

За год до того, как во «Фризе жизни» появилась картина «Голгофа», Эдвард познакомился с дочерью одного богатого виноторговца Туллой Ларсен. У них был бурный красивый роман. Париж. Флоренция. Но жениться Мунк не хотел и на все инициативы возлюбленной отвечал отказом. Расставание тянулось мучительно и долго.

Однажды Эдварду сообщили, что Тулла выпила два пузырька морфина. Ее отпаивали крепким кофе всю ночь. Он примчался. Остался. А на другой день у них состоялось новое объяснение.

«Мы поссорились», – рассказывал он. «Вытащив какую-то вещь, она сказала, что застрелится. Я этому конечно не поверил, но положил свою руку на ее. И вы думаете, она не нажала на курок? Прострелила мне палец».

Палец ему спасли, вытащив двадцать девять осколков кости. Тулла успокоилась после этого, но вот нервы Эдварда сдали совсем. У него началась мания преследования. Случалось, что он подходил и бил людей, которые, как ему казалось, о нем судачат.

«Как-то будучи пьяными, – говорил он, – мы подрались с одним художником, и я сбросил его с лестницы. Он не умел драться. Я притащил ружье, прицелился и выстрелил. Меня спас дюйм и это мучит меня до сих пор. Подумать только, если бы я попал».

После очередного нервного приступа Мунк попадает в психиатрическую клинику доктора Даниэля Якобсона. Сеансы электрошоковой терапии сильно его изменили.

«Не думайте, что из больницы так легко выйти, – говаривал Эдвард. – Ведь если тебя там о чем-нибудь спрашивают, то нельзя отвечать, как хочется. Нужно сначала подумать и догадаться, какого ответа от тебя ждут. Если не сумеешь ответить на вопрос как полагается, никогда оттуда не выйдешь».

Выйдя из клиники, Мунк узнал, что он наконец знаменит. Все галереи и частные коллекции Скандинавии мечтали иметь у себя его работы. Но он не любил с ними расставаться.

«У меня же нет других детей. Они должны быть возле меня, чтобы я был в состоянии работать».

Как-то он позвонил богачу, который купил у него картину за тридцать тысяч и попросил одолжить ее на время.

«На деле мое искусство – это признание, сделанное мною по собственной воле. Попытка прояснить собственное знание о жизни. По сути – это род эгоизма, но я не перестаю надеяться, что с его помощью мне удастся помочь людям видеть яснее».

Источник: https://www.trailart.ru/jedvard-munk-krik.html

Описание картины эдварда мунка «созревание» — Описание картин

27.11.2018
Мунк

С картиной Эдварда Мунка «Крик» сейчас знакомы гораздо лучше, чем с биографией норвежского художника. Жизнь его, мрачная и мучительная, была наполнена смертью, психическими расстройствами, разочарованием. На закате своих дней Эдвард Мунк оставил запись в дневнике:

Детство и юность

Эдвард родился 12 декабря 1863 года в норвежском городе Лётен в семье Кристиана Мунка и Лауры Катрины Бьёльстад. У мальчика была старшая сестра Юханна София и две младшие — Игнер и Лаура, а также брат Андреас. Детство будущего художника проходило в переездах: отчасти из-за профессии Кристиана — военный врач, отчасти в поисках более дешевого жилья.

Эдвард Мунк и его сестра Ингер

Хотя семья Мунк жила бедно, к их роду примыкали влиятельные творческие личности. Так, дальним родственником был художник Якоб Мунк. Дедушка Эдварда запомнился миру как талантливый проповедник, а брат Кристиана, Петер Андреас – выдающийся историк.

Когда маленькому Эдварду исполнилось 5 лет, мать умерла от туберкулеза, и хозяйство на себя взяла ее сестра Карен. Кристиан, будучи человеком религиозным, после смерти супруги впал в фанатизм.

Он рассказывал сыновьям и дочерям холодившие кровь истории про ад, и на почве этого Эдварду часто снились кошмары. Чтобы сбежать от тревожных видений, мальчик рисовал.

Уже тогда его эскизы выглядели талантливо.

Эдвард Мунк

В 1877 году от туберкулеза умерла старшая сестра Эдварда, София. Молодой человек был с ней близок, поэтому тяжело воспринял утрату. Печальное событие стало причиной разочарования в вере.

В дневнике Мунк вспоминал, что отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки», но это никак не помогало девушке выздороветь.

Дни, проведенные с умирающей сестрой, позже отразились в картинах «Больная девочка» и «Весна».

Болезни так или иначе преследовали семью Мунк. Вскоре после кончины Софи еще одна сестра Эдварда, Лаура, начала странно себя вести. Она часто тревожилась, закатывала истерики, в другие дни сидела тихо и ни с кем не разговаривала. Ей диагностировали шизофрению.

Автопортрет Эдварда Мунка

Кристиан видел в сыне инженера, поэтому в 1879 году, в 16 лет, Эдвард поступил в технический колледж. Ему легко давались физика, химия и математика.

Несмотря на успехи, спустя год молодой человек отчислился, решив стать художником. Начинания мальчика отец не поддерживал: он считал занятия творчеством пошлыми.

Несмотря на протесты, в 1881-м юный живописец поступил в Королевскую школу рисования в Осло.

В 1883 году имя Эдварда Мунка впервые услышали в норвежском обществе. В качестве творческого дебюта экспрессионист представил «Этюд головы». С этого началось становление великого художника.

Живопись

В последующие годы Мунк неоднократно участвовал в выставках, но его работы терялись среди яркости оттенков и громкости имен художников. В 1886 году Эдвард презентовал дорогую сердцу «Больную девочку» и получил шквал негативных отзывов. В одной из местных газет появилась такая рецензия:

Поводом для критики стала видимая незавершенность работы и бесформенность. Молодого художника обвинили в нежелании совершенствовать технику и развиваться.

Картина Эдварда Мунка «Больная девочка»

А Мунк считал «Больную девочку» своим прорывом. В качестве модели ему позировала 11-летняя Бетси Нильсен. Однажды она обратилась к отцу Эдварда за помощью — ее младший брат сломал ногу. Девочка была так взволнована и красива с раскрасневшимися заплаканными глазами, что юный живописец попросил ее стать натурщицей.

После жесткой критики Эдвард перестал быть искренним, его живопись неинтересна и чопорна. Спустя год, в 1889-м, он попробовал еще раз рассказать о сестре в картине «Весна». Создавая ее, Мунк выступил как импрессионист: можно увидеть, как колышутся занавески, и ощутить солнечный свет, льющийся из окна.

Картина Эдварда Мунка «Весна»

На полотне летнему дню противопоставлена тяжелая атмосфера, которая царит в комнате. Рыжеволосая девушка, откинувшись на подушку, с тоской смотрит на пожилую женщину, в ее руках лекарство. В одежде нет ярких тонов, скорее похоже на траурный саван. Чувствуется, что скоро к ним в двери постучит смерть.

В конце 1889 года, когда Мунк уехал на обучение в Париж, пришло известие о смерти отца. Художник впал в депрессию, оборвал связи с друзьями. Это событие стало одним из ключевых в творчестве экспрессиониста. Он написал тогда в дневнике:

В память об отце Эдвард написал картину «Ночь в Сан-Клу». В квартире, залитой ночным светом, у окна сидит человек. Современные искусствоведы видят в этом образе как самого Мунка, так и его отца, ожидающего смерть.

Картина Эдварда Мунка «Меланхолия»

Вернувшись на родину, художник начал работу над циклом работ, который позже получил название «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти».

В нем Мунк хотел отразить стадии становления человека — от рождения до кончины. В цикл вошли ключевые произведения: «Мадонна», «Крик», «Танец жизни», «Пепел».

Всего 22 картины, разделенные на четыре группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».

Входит во «Фриз жизни» и картина «Меланхолия» 1881 года. Критики не приняли ее с восторгом, однако отметили, что Мунк обрел собственный стиль — яркие очертания, простые формы и полумрак, царящий во всех работах. Полностью цикл впервые был представлен в 1902 году.

Картина Эдварда Мунка «Крик»

В творчестве Эдварда Мунка насчитывается не одна сотня картин, но самой известной из них стал «Крик». В привычном издании на ней изображено человекоподобное существо, небо окрашено яркими оранжево-красными оттенками. Крик, вырывающийся из безгубого рта гуманоида, словно плавит пейзаж вокруг. Позади видны еще две фигуры. В своем дневнике Мунк писал:

Под впечатлением от увиденного в 1892 году художник написал картину «Отчаяние». На нем вместо распространенного существа изображен мужчина в шляпе. Спустя год Мунк набросал пастелью гуманоида, затем нарисовал его же маслом. Позже к этим версиям добавились еще две. Особо популярной является изображение 1893 года, которое хранится в Национальном музее в Осло.

Картина Эдварда Мунка «Отчаяние»

Искусствоведы нашли место, где Эдвард мог увидеть картину. Интересен факт, что раньше вблизи этого места располагалась крупнейшая в Осло скотобойня и психбольница. Исследовательница творчества Мунка отметила:

Отсюда, вероятно, и взялся «бесконечный крик, пронзающий природу».

Картина Эдварда Мунка «Созревание»

1894 год ознаменовался появлением двух работ — «Созревание» и «Девушка и смерть». Обе картины совмещают в себе контрастные явления. Так, в «Созревании» над юной, хрупкой, испугавшейся своей наготы девочкой нависла черная, пугающая тень.

Картина Эдварда Мунка «Девушка и смерть»

В произведении «Девушка и смерть» пышнотелая красавица целует скелетообразную смерть, принимая ее как лучшего друга. Такое противопоставление характерно для модерна.

Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. В поздний период его творчество стало грубым, а сюжеты — простыми. Чаще на его полотнах появлялись крестьяне и поля.

Личная жизнь

Эдвард Мунк не был женат и не имел детей, однако известно о 3 его романах.

В 1885 году он познакомился с Милли Таулов. Девушка была замужем, поэтому не принимала ухаживаний молодого человека всерьез, но и не отвергала их. Эдвард же относился к влюбленности серьезно: для него закрутить роман с замужней женщиной означало переступить все религиозные преграды. Так и не получив взаимности от Милли, Мунк отказался от идеи завоевать ее.

Станислав и Дагни Пшибышевские

В 1892 году художник познакомился со Станиславом Пшибышевским, поляком по национальности, и его будущей супругой Дагни Юль. Девушка стала для Мунка музой, он неоднократно использовал ее образ в картинах. Исследователи допускают возможность, что между молодыми людьми была любовная связь.

Самым болезненным стал роман с Туллой (Матильдой) Ларсен, начавшийся в 1898 году. Поначалу их отношения складывались хорошо, затем женщина начала утомлять Мунка навязчивостью. В 1902 году она почувствовала холодность любимого и пригрозила самоубийством. Испугавшись, Эдвард приехал к ней.

Тулла Ларсен и Эдвард Мунк

Спустя несколько дней между ними произошла ссора, в результате которой Мунк прострелил себе руку. Согласно распространенной версии, Тулла хотела застрелиться, а художник в попытках вырвать револьвер нажал на курок. Мужчину госпитализировали, и на этом отношения завершились.

До самой смерти в личной жизни Мунка не появилась любимая женщина.

Смерть

Художник обладал слабым здоровьем, однако в 1918 году переборол «испанку», которая погубила миллионы людей. В 1930 году почти ослеп из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза, но не бросил занятия живописью.

Эдвард Мунк на смертном одре

Спустя месяц после своего 80-го дня рождения, в 1944 году, художник скончался. Его посмертное фото хранится в Музее Мунка в Осло.

После смерти экспрессиониста все картины были переданы государству. Тысячи масляных полотен и гравюр сегодня составляют основную экспозицию Музея Мунка.

Музей Эдварда Мунка

Упоминания о художнике встречаются в художественных книгах и фильмах. Так, в 1974 году вышел фильм «Эдвард Мунк», рассказывающий о годах становления экспрессиониста.

Картины

  • 1886 — «Больная девушка»
  • 1892 — «Отчаяние»
  • 1893 — «Крик»
  • 1893 — «Смерть в комнате больного»
  • 1894 — «Мадонна»
  • 1894 — «Пепел»
  • 1895 — «Вампир»
  • 1895 — «Ревность»
  • 1896 — «Голос» («Летняя ночь»)
  • 1897 — «Поцелуй»
  • 1900 — «Танец жизни»
  • 1902 — «Четыре возраста в жизни»
  • 1908 — «Автопортрет на фоне голубого неба»
  • 1915 — «У смертного одра» («Лихорадка»)
  • 1919 — «Автопортрет после испанского гриппа»

Фото

Источник:

12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк (Edvard Munch)

Источник: https://infocentereurope.ru/pejzazhi/opisanie-kartiny-edvarda-munka-sozrevanie.html

Мунк + Матома и Рубен: «Saviour» («Спаситель»)

Матома, ди-джей с мировым именем, живет в третьем по величине городе Норвегии, Тронхейме. Там он создает свой поистине танцевальный поп-кроссовер в характерном скандинавском стиле. За сценическим именем Матома скрывается Том Стрэйт Лагергрен, продюсер и композитор, который сравнивает поиск нового звучания со скалолазанием.

«Я пишу радостную музыку», – утверждает Матома. Его первым релизом стал ремикс в стиле тропикал хауз песни «Old Thing Back» Кристофера Джорджа Латора Уоллеса (сценический псевдоним Notorious B.I.G).

 Потом он сотрудничал со Snoop Dogg (Келвин Кордозар Бродус-младший), Aoki (Стив Хироюки Аоки), Coldplay, Шоном Полом, Дуа Липа, Энрике Иглесиасом, Ноа Сайрус, Астрид С и многими другими исполнителями.

Его композиции набрали в Интернете более миллиарда просмотров.

«“Созревание”Мунка – такая свежая и настоящая», – Матома

Чтобы вселить живое звучание в этот проект Эдварда Мунка, Матома выбрал в качестве исполнителя Матома выбрал автора песен и продюсера Рубена Маркуссена.

Рубен начал сочинять музыку, чтобы справиться с собственными душевными недугами и показать, через что ему пришлось пройти. Он влюбился в музыку в возрасте 13 лет и выпустил свой первый настоящий сингл семь лет спустя.

Очень скоро композиции этого представителя электро-поп в Spotify прослушали миллионы человек.

Созревание (1894)

В «Созревании» Эдвард Мунк изобразил страх и неловкость. Переживания девочки, превращающейся в женщину, разворачиваются в практически абстрактном пространстве.

Музей Мунка

Эдвард  Мунк

  • Норвежский художник Эдвард  Мунк (1863–1944) был одним из самых ярких представителей модернизма.
  • Его самое известное полотно «Крик», написанное в 1893 году, является одним из канонических в мировой живописи.
  • Узнайте больше об Эдварде Мунке

Созревание (1894)

В «Созревании» Эдвард Мунк изобразил страх и неловкость. Переживания девочки, превращающейся в женщину, разворачиваются в практически абстрактном пространстве. Музей Мунка

Познакомьтесь с остальными

Узнайте больше об Эдварде Мунке

Прочитайте о художнике и его произведениях и узнайте, где их увидеть.

Всемирно известный художник Эдвард Мунк

Норвежский художник Эдвард Мунк (1863–1944) был одним из самых ярких представителей модернизма.

Его невероятно эмоциональная интерпретация психологизма в живописи легла в основу некоторых основных принципов символизма конца XIX века и оказала значительное влияние на немецкий экспрессионизм начала XX века.

  Его самое известное полотно «Крик», написанное в 1893 году, является одним из канонических в мировой живописи.

Your Recently Viewed Pages

Источник: https://www.visitnorway.ru/things-to-do/art-culture/edvard-munch/munch-plus-music/matoma/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector