Рубенс питер пауль «тайная вечеря» описание картины, анализ, сочинение

Рубенс Питер Пауль

  • Леонардо да Винчи
  • Музей: Монастырь Санта-Мария дель Грацие, Милан
  • Год: 1494-1498
  • ⇐ Нажмите на изображение для увеличения

Описание картины:

Тайная вечеря — да Винчи. 1494-1498. Масло и темпера на штукатурке. 460х880

   После известной мистификации Дэна Брауна в мире не осталось человека, который не знал бы, как выглядит эта работа великого мастера Возрождения. Вся загадочность и сложность этой работы начинается с того самого момента, когда Леонардо приступил к работе.
   Создается впечатление, что мастер был заинтересован в том, чтобы его работа исчезла, разрушилась, перестала существовать. Выбрав странную технику исполнения картины (фреской работу назвать нельзя, поскольку краски наносились на сухую штукатурку), Леонардо не мог не понимать, что разрушение работы начнется сразу после ее завершения.
   Все попытки восстановить или отреставрировать картину были неудачными. Последние сто лет реставраторы ищут средство, чтобы законсервировать работу в таком состоянии, в котором она сейчас и предотвратить ее дальнейшее разрушение. Пока безуспешно.
   Традиционный библейский сюжет для росписи монастырских трапезных: последний ужин Иисуса со своими учениками. Момент произнесения слов Спасителя: «Один из вас предаст меня». Реакция двенадцати учеников Христа поражает своей достоверностью, разнообразием и эмоциональностью.
   Известно, что труднее всего для автора было найти прототипов для Спасителя и Иуды. Легенда гласит, что моделью для этих фигур стал один и тот же человек в разные периоды своей жизни. Как известно, мастер постоянно создавал и хранил зарисовки портретов людей, которые позже использовал в своих работах.
   Обилие неразличимых уже деталей картины, наполненных символическим смыслом, особый колорит и свет, который волшебным образом высвечивает в работе главное и затеняет все то, что относится ко второму и третьему планам — все в работе является новым словом для живописи. Но самое главное — это точная и глубокая перспектива, которая оптически раздвигает стены трапезной, продолжая ее и сливаясь с постройкой. Именно эта работа стала первой в истории мировой живописи, где перспектива была бы столь четко выражена и органично вписывалась в пространство.
   Поиски тайных, зашифрованных в деталях картины, домыслы и теории заговора — все это только отвлекает от высокой художественной ценности работы, ее настоящего содержания и мастерства выполнения.

   Уже сегодня работа стала недоступной для широкой публики. Если изыскания химиков не увенчаются успехом, человечество потеряет великий оригинал, а будущие поколения будут иметь представления о работе только по нескольким копиям, которые передают лишь поверхностное сходство.

Другие картины Леонардо да Винчи

Рубенс Питер Пауль Портрет Джиневры де Бенчи

Рубенс Питер Пауль Святой Иероним

Рубенс Питер Пауль Мадонна с Младенцем и святой Анной

Рубенс Питер Пауль Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта)

Рубенс Питер Пауль Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа)

Рубенс Питер Пауль Мона Лиза (Джоконда)

Рубенс Питер Пауль Мадонна в скалах

Рубенс Питер Пауль Благовещение

Рубенс Питер Пауль Поклонение волхвов

Крещение Христа

Битва при Ангиари

Дама с горностаем

Витрувианский человек

Святой Иоанн Креститель

Мадонна с гвоздикой

Спаситель мира

Прекрасная Ферроньера

Вакх

Портрет музыканта

Источник: https://muzei-mira.com/kartini_italia/1772-kartina-taynaya-vecherya-leonardo-da-vinchi-opisanie-kartiny.html

Художник Рубенс Петер Пауль (Божественное)

Одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно, стала религиозная живопись.

Для полного понимания ее значения для художника и общества важно вспомнить, что Рубенс жил с 1577 по 1640 год, в тот период, который обычно историки называют Контрреформацией, так как он характеризовался возрождением римско-католической церкви, предпринимавшей энергичные усилия с целью подавления последствий протестантской реформации.

Это было время острых столкновений, в ходе которых человеческий дух и интеллект добивались больших успехов, но оно также известно своей алчностью, нетерпимостью и беспримерной жестокостью…

«Охота на ведьм», поражающий воображение размах религиозного усердия, густо замешанного на слепом фанатизме и суеверии, превратили XVI и XVII века в настоящий кошмар — по всей Европе тысячи людей, мужчин и женщин, заканчивали свою жизнь на кострах в наказание за то, что они якобы совершили преступления против человечества и природы.

Возрожденная из средневековья инквизиция старательно выискивала врагов римской церкви, что неизбежно приводило к массовым преступлениям и пыткам подозреваемых в ереси людей. Религиозные войны, одна за другой, подрывали установившийся в Европе мир…

Рубенс Питер Пауль
Автопортрет 1623. 91х71. Национальная галерея Канберра

  • Рубенс Питер Пауль
    Триумф Церкви 1625 — 1626, 86 см x 106 см, панель, масло. Питер Пауль Рубенс (1577 Зиген — 1640 Антверпен)
  • Рубенс Питер Пауль
  • Рубенс Питер Пауль
  • Рубенс Питер Пауль
  • Рубенс Питер Пауль
  • Рубенс Питер Пауль
  • Рубенс Питер Пауль
  • Рубенс Питер Пауль
  • Рубенс Питер Пауль

Непорочное зачатие, 1628. Холст, масло, 198х137. Музей Прадо, Мадрид, Испания

Обучение Марии 1630-35. 194х140. Королевский музей искусств Антверпен

Коронование Марии ок1613. 46х61. Институт искусств Курто, Лондон

Поклонение пастухов ок1608. 400х300. Церковь святого Павла Антверпен

 
Мадонна с Младенцем и святыми 1634. 220х193. Церковь св Иакова Антверпен

Маленькие Иисус с Иоанном с двумя ангелами
Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде ок1620. 185х210. Старая пинакотека Мюнхен

Маленькие Христос и Иоанн 112х149. Частное собрание

Святое Семейство со святым Франциском ок1630. 191х214. Королевское собрание Англия

Святое семейство и Святая Анна, 1630. Холст, масло, 115х90. Музей Прадо, Мадрид

Святое Семейство со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем — 1614 136х100, Коллекция Уоллес Лондон

Возвращение Святого Семейства из Египта Собрание графа Лестер, Норфолк

Вход Христа в Иерусалим 1632. Музей искусств Дижон

Крещение Христа 1605. 411х675. Королевский музей искусств Антверпен

Христос и грешница 143х194. Королевский музей искусств Брюссель

Христос в доме фарисея Симона ок1640. 40х52. Королевское собрание Англия

Христос, умывающий ноги ученикам 1632. Музей искусств Дижон

Тайная вечеря 1631-32. 304х250. Пинакотека Брера Милан

Триумф Иуды Маккавея 1635. 310х228. Музей искусств Нант

Бичевание Христа Церковь святого Павла Антверпен

Путь на Голгофу 569х355. Королевский музей искусств Брюссель

Несение креста — 1637

Распятый Христос, 1610-1611. Холст, масло, 219х122. Конинклийк Музей, Антверпен

Три Распятия, 1620. Холст, масло. Музей Бойманаса ван Бенингена, Роттердам

Распятие — 1627, 51х38, Рококсхейс Антверпен

В 1620 году бургомистр Антверпена и друг Рубенса Николае Рококс заказал ему «Распятие на кресте» для францисканской церкви Реколле. Эта, теперь ставшая знаменитой, картина называется «Удар копьем». На ней римский воин копьем пронзает бок Христа.

Небольшая группа людей, оплакивающих Христа, грубо оттеснена солдатами на лошадях с небольшого пространства вокруг трех грубо сколоченных крестов на Голгофе.

Грубость и жестокость публичной казни контрастируют с молчаливо выраженным горем стоящих рядом Богоматери и святого Иоанна, с состраданием Марии Магдалины, которая жестом, молящим о защите, протягивает руки к солдату, поднимающему свое копье ( ниже под другим названием).

Христос и два вора на кресте, 1619-1620. Дерево, масло, 429х311. Конинклийк Музей, Антверпен

Чрез небольшой промежуток времени он достиг славы величайшего живописца своей эпохи; уже в 1610 и 1611 г. им были исполнены две мастерские работы: «Воздвижение Креста» и «Снятие со Креста» (обе в антверпенском соборе).

Воздвижение креста, триптих, общий вид. Слева направо: Мария и Иоанн, Воздвижение креста, Воины 1610. 460х340, 460х150. Собор Антверпен

Воздвижение распятого Христа,триптих, центральная часть. 1610. Дерево, масло, 460х340. Антверпен, Кафедральный Собор

Необыкновенный успех имела его роспись алтаря, выполненная им в период с 1611 по 1614 год для Антверпенского собора.

Главной картиной была «Снятие с креста», слева — «Кара Господня», а справа — «Представление в храме».

«Кара Господня» и «Представление в храме» — композиции, обладающие редкой благодатью, — они написаны теплыми красками, все еще напоминающими о влиянии на художника Венеции.

Снятие с креста, триптих, общий вид 1612-14. 421х311, 421х153. Собор Антверпен

Но центральная панель — «Снятие с креста» знаменует собой явное освобождение Рубенса от итальянской зависимости, в ней мы наблюдаем эволюцию череды более светлых красок, что является типичным явлением для нидерландской живописи.

На самом мертвом теле, на складках савана, на женских фигурах мерцающие бело-серые блики, светло-янтарный и зелено-голубой цвета контрастируют с более традиционным красным и коричневым на мужских фигурах. Зрителя поражала, прежде всего, фигура мертвого Христа.

«Это одна из самых прекрасных его фигур, — писал знаменитый английский живописец сэр Джошуа Рейнольдс (1723-1792), — Голова, упавшая на плечо, смещение всего тела дают нам такое верное представление о тяжести смерти, что никакое другое не в силах превзойти его». На самом деле здесь изображена вся «тяжесть смерти», но в самой картине никакой тяжести не чувствуется.

С перехватывающей дыхание виртуозностью Рубенсу удалось передать то мгновение, когда тело освобождено от креста, до того, как оно под тяжестью своего веса сползает в крепкие руки святого Иоанна, который стоит, раскрыв свои объятия, чтобы принять его.

Фигура слева слегка поддерживает левую руку Христа, а справа достопочтенный Никодим, ухватившись за конец савана, другой рукой удерживает его тело. Стоящая на коленях Магдалина поддерживает руками его ступни. Но никто из них покуда не принял на себя его тела; это критический момент, схваченная художником доля секунды, перед тем как мертвое тело окажется на протянутых к нему руках.

Снятие с креста, триптих, центральная часть. 1612-14. 421х311. Собор Антверпен

Картина Рубенса «Снятие с креста» стала вызовом для всех художников, так как она требовала высокого технического мастерства рисунка, а также умения вызвать у зри-теля соответствующие эмоции. Именно эта картина сделала Рубенса первым религиозным художником своего времени.

  1. Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового Завета, к изображению святых.

Оплакивание Христа ок1618. 138х178. Королевский музей искусств Антверпен

Оплакивание Христа Девой Марией и святым Иоанном Галерея Хаттон, Ньюкасл

Погребение Христа 1615-16. 83х65. Институт искусств Курто, Лондон

Святая Троица 158х152. Королевский музей искусств Антверпен

Воскресение Христа 1611-12. 138х98, 136х40. Собор Антверпен

Воскресение Христа, центр 1611-12. 138х98. Собор Антверпен

Воскресение Христа 1617-19. 67х102. Музей искусств Марсель

Извещение Марии о скорой смерти 1609-12. 92х73. Институт искусств Курто, Лондон

Благовещение о воплощении Христа, как исполнение пророчеств 1628-29. 65х47. Фонд Барнса, Мерион

Вознесение Девы Марии 1620-25. 88х59. Маурицхейс Гаага

Вознесение Марии 1616-18. Академия искусств Дюссельдорф

Христос — Владыка мира Музей искусств Страсбург

Триумф веры 1627. 481х595. Музей искусств Валансьенн +++++++++++++++

Святой Петр (мастерская Рубенса) — 1616 — 1618

Два апостола Частное собрание

Обращение Павла 1610-12. 95х121. Институт искусств Курто Лондон

Святое Семейство со свв Елизаветой и Иоанном Крестителем 114х88. Галерея Палатина Флоренция

Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1609-10

Явление святому Франциску Мадонны с Младенцем Церковь святого Антония Падуанского, Антверпен

Четыре евангелиста ок1625. 439х447. Музей Ринглинга Сарасота

Святой Георгий со святыми 1608. Санта Мария Валличелла Рим

Мученичество святого Георгия Музей искусств Бордо

Кесарево — кесарю, Божье — Богу ок1612. 144х190. Музей искусств Сан Франциско

Еще ранее, в 1609 г., он устроил у себя обширную мастерскую, в которую молодые художники стекались толпою отовсюду. В эту пору им были написаны: «Обращение св. Бавона» (для церк. св. Бавона, в Генте), «Поклонение волхвов» (для церк. св.

Иоанна в Мехельне) и колоссальное изображение «Страшного суда» (в мюнхенской пинакот.). Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг.

, все в Старой пинакотеке, Мюнхен).

Источник: http://www.crown6.org/publ/3-1-0-7997

Величайший гений живописи на все времена — 12 шедевров кисти Питера Пауля Рубенса

Питер Пауль Рубенс – величайший гений своего времени. Его имя навсегда закрепилось в истории искусства. Художник с большой буквы, как известно, был еще и замечательным человеком: красив, умен, энергичен и уверен в себе. Художник, который ни разу не усомнился в своем творчестве.

Автопортрет с Изабеллой Брант

РУБЕНС, ПИТЕР ПАУЛЬ (Rubens, Peter Paul) (1577–1640), –  великий фламандский художник и дипломат.

Рубенс  как никто другой воплотил подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы.

Рубенс не только виртуозный мастер масштабных работ на мифологические и религиозные темы, но и тонкий портретист и пейзажист.

Рубенс Питер Пауль
Автопортрет Питера Рубенса

В 16 веке в мире искусства происходили большие изменения. Фламандцы изобрели краску для рисования, более удобную и практичную. В ее основу вошло масло льна. Это добавило краскам яркости и увеличило время высыхания. Картины стали более глубокими, а работа превращалась в неспешное удовольствие.

Рубенс Питер Пауль
Картина Питера Рубенса «Самсон и Далила»

Питера Пауля с детства влекло искусство. С 14 лет он обучался ремеслу у местных художников. Основы будущий живописец постигал у пейзажиста Тобиаса Вархахта, который был связан с ним родством.

Вторым мастером в жизни Рубенса стал еще один родственник: Адам ван Ноорт. Питер Пауль намеревался добрать у прославленного художника знания, не полученные во время работы с Вархахтом. Четыре года ученик трудился под присмотром Ноорта. За это время юный Питер проникся интересом к фламандской атмосфере. Позже это сказалось на его творчестве.

Рубенс Питер Пауль
Картина Питера Рубенса «Суд Париса»

В 1595 году начинается новый этап в творчестве Питера Рубенса. Следующим учителем становится Отто ван Веен (в то время один из самых влиятельных художников). Его называют основоположником маньеризма и главным наставником Рубенса, чей талант приобрел новые грани во время обучения.

Туалет Венеры 1612-1615

Питер Пауль Рубенс не стал писать в манере Веена, хоть его стиль и оказал большое влияние на мировоззрение художника. Наставник стал для него примером многогранности и образованности. Еще в детские годы Рубенс тянулся к знаниям, изучал языки (владел свободно шестью языками) и гуманитарные науки.

Рубенс Питер Пауль
Картина Питера Рубенса «Сусанна и старцы»

Уроки у Отто Ван Веена Рубенс брал до 1599 года, а затем в официальном статусе «свободного художника» в 1600 году отправился в Италию, чтобы усовершенствовать мастерство и полюбоваться на произведения античности.

На тот момент живописцу было 23 года, но он уже обладал собственным почерком, благодаря чему практически сразу Питер Рубенс был приглашен на службу к Винченцо Гонзаге, правителю Мантуи. Герцог увлекался античным искусством, любил картины эпохи Возрождения. Рубенс часто писал для него копии.

Рубенс Питер Пауль
Картина Питера Рубенса «Тайная Вечеря»

Восемь лет Питер Пауль провел при дворе Гонзаги. Считается, что служба является удачным решением для художника, так как церковная власть того времени стала выступать против ереси на картинах современных художников.

За время, проведенное в Италии, молодой живописец побывал в Риме, Мадриде, Венеции, Флоренции. Выполнял поручения дипломатического характера.

Рубенс Питер Пауль
Картина Питера Рубенса «Три грации»

В 1608 году Рубенс поспешно вернулся в Антверпен, узнав о смерти матери. Отъезд обратно в Италию он не планировал: утрата казалась настолько тяжелой, что художник подумывал об уходе в монастырь. Но оставить живопись Питер не смог. Помимо многочисленных заказов от богатых жителей родного города, ему поступило предложение работать при дворе эрцгерцога Альберта.

В Антверпене художник стал одним из востребованных. Он старался успевать выполнять заказы эрцгерцога, расписывать собор и писать картины для сотни других жителей города. В 1618 году появился шедевр «Союз Земли и Воды». В нем ярко выражено влияние итальянских художников на стиль живописца. Считалось, что главным замыслом полотна являлось единство Антверпена и реки Шельды.

Рубенс Питер Пауль
Картина Питера Рубенса «Союз Земли и Воды»

Объем заказов стал значительно больше, и Питер Пауль открыл собственную мастерскую. Теперь он, некогда старательный ученик, делился знаниями с юными дарованиями (в истории остались такие имена, как Якоб Йордане, Франс Снейдерс). Ученики выполняли многочисленные заказы горожан. Это со временем стало продуманной системой, школой искусств.

Между тем в 1620 году появляется ещё одно произведение искусства, вершина творчества Рубенса — «Персей и Андромеда», сюжет которого связан с античным мифом, которым так увлекался Питер Пауль.

«Персей и Андромеда»

Ближе к 1630 годам Питера Рубенса утомил насыщенный образ жизни. Некоторое время он пробыл в уединении, создавая очередную гениальную картину. «Три грации» и «Суд Париса» являются воплощением натуры их автора. Рубенса всегда привлекала красота и пластичность объемного женского тела

«Сусанна и старцы» стала классикой фламандской живописи. Сюжет обращен к Ветхому Завету.

Картины Рубенса, принадлежавшие соборам, связаны со Священным Писанием («Тайная Вечеря», «Самсон и Далила»), хотя его творчество больше охватывает другую область жизни – яркую, пышную, драматичную.

Не все картины церковной направленности вызывали одобрение. Одна из таких – «Воздвижение креста». Она считалась очень противоречивой.

Картина Питера Рубенса «Избиение невинных»

«Избиение невинных» олицетворяет сцену из библии, когда Ирод истреблял младенцев, боясь пришествия нового царя Иерусалима. Биографы пишут, что эта работа полюбилась автору больше всех остальных.

Еще один памятник эпохи барокко – устрашающая «Медуза». Реакция современников на эту картину оправдала ожидания Питера Рубенса. Люди были напуганы откровенностью произведения. Художник относился неравнодушно к политическим делам Антверпена.

Картина Питера Рубенса «Медуза»

Его творчество долгое время было связано с политикой, в том числе и «Медуза», которую местные жители расценили как знак предупреждения.

Питеру Паулю Рубенсу, благодаря картинам и дипломатическим способностям, удалось добиться мира между Мадридом и Лондоном. Художник мечтал повлиять на ход войны в родной стране, но этого сделать ему не удалось. После многочисленных поездок 50-летний Рубенс осел в Антверпене окончательно.

Личная жизнь

После возвращения из Италии Рубенс взял в жены Изабеллу Брант, 18-летнюю дочь чиновника.

Портрет Изабеллы Брант

Брак строился на расчете, хотя молодая девушка окружала заботой и вниманием Рубенса 17 лет. Первая жена родила Питеру Паулю троих детей. В 1630 годах она умерла от инфаркта.

Питер Рубенс и Елена Фоурмен

В 50 лет Питер Рубенс снова женился. 16-летняя Елена Фоурмен – последняя любовь художника, его главная муза, мать пятерых детей.

В 1640 году Питер Пауль Рубенс заболел. Из-за возраста оправиться от болезни художник не мог. Фламандский живописец умер 30 мая рядом с детьми и любимой женой Еленой.

https://24smi.org/celebrity/14222-piter-rubens.html

Источник: https://s30556719953.mirtesen.ru/blog/43831190458

Питер Пауль Рубенс «Тайная вечеря» (1632 г.)

Рубенс Питер Пауль

Творчество Питера Пауля Рубенса относится к направлению барокко. Размеры данной картины: 304 x 250 см. Она выполнена маслом на панели.

Центральную часть картины занимает стол, вокруг которого расположились Иисус (в центре) и апостолы. Сидящие фигуры так устремились к Христу в едином порыве, что образуют круг. Круг, символизирующий божественность, заостряет внимание на таинстве евхаристии, запечатленном на изображении.

Но этот круг разрывает Иуда Искариот, отвернувшийся от происходящего вокруг Христа и мрачно смотрящий на зрителя. Стол на картине повернут так, что зрителю виден обращенный к нему вершиной треугольник. В картине неоднократно повторяется треугольник: фигуры Иисуса, апостола на переднем плане спиной к зрителю, Иуды Искариота.

Треугольник – символ оппозиционности мироустройства, бинарных оппозиций духа и материи, земли и неба. В центр стола перед Иисусом помещена чаша с вином – кровью Христовой, в руках Иисуса круглый хлеб, благодаря символике круга напоминающий о божественности плоти Христовой.

Над головами персонажей находится черный тяжелый полог, напоминающий кучевые облака и, видимо, символизирующий небесный мир. В левой части картины расположена невысокая колонна, на которой стоит книга, освещенная двумя свечами. Книга наводит на мысль о Библии. Вдали виднеется фронтон здания с колоннами.

Колонны здесь символизируют стремление к небу, а горящие высокие свечи – стремление к божественному свету.

В цветовом композиции среди многочисленных оттенков коричневого (пол, стены, колонны, одеяния апостолов) ярко выделяются три пятна: белая скатерть, красная накидка Христа, иссиня-черная рубаха Иуды.

Белая скатерть обозначает символику стола как жертвенного алтаря с первым причастием и сидящим Христом – жертвой, указывает на святость, очищение от грехов. Красное покрывало Иисуса – символ его жертвенной крови и грядущего воскресения.

Черное одеяние Иуды Искариота символизирует его страшную тайну, угрозу смерти для Христа, близость его собственной смерти и связь с подземным миром, куда предстоит спуститься Иисусу и где придется навечно остаться Иуде.

Символика светотеневой композиции ясно прочитывается. Главный световой акцент – луч божественного света, нисходящий с верхней центральной части композиции и ярко освещающий Иисуса, благословляемый им хлеб – плоть Христову — и обращенные к нему лица апостолов.

Второй акцент – нимб над головой Иисуса, символизирующий свет его божественного учения. Третий акцент – две зажженных свечи, освещающий книгу, что вновь наводит на мысль о Библии – Священном писании.

Иуда отворачивается от света, он против божественного света, против божественного учения, против Христа.

Отношения персонажей на картины выстраиваются следующим образом. Иисус – центральная фигура, приковывающая внимание зрителя. На него в едином порыве устремили взгляды все апостолы. Они удивительно гармоничны, едины в своем искреннем порыве. Неслучайно апостолы вместе с Иисусом образуют круг. Иуда разрывает божественный круг, отворачиваясь от Христа.

Он мрачно, исподлобья смотри на зрителя, его подпирающая рука прикрывает рот, словно заставляя хранить страшную тайну. Под его ногами лежит собака. Попирая ногами собаку, верное человеку существо, он символически попирает верность своему учителю. Иуда противопоставлен Иисусу и апостолам средствами пространственной композиции, цвета, светотени, символики.

Никола Пуссен «Тайная вечеря» 1640 г, (Замок Белвуар, Грэнтем, Великобритания)

Рубенс Питер Пауль

Творчество Никола Пуссена принято относить к направлению классицизма. Данная картина выполнена маслом на холсте.

Стол и ложа с возлежащими Христом и апостолами размещены в нижней трети картины. Прямоугольный стол, покрытый белой скатертью, символизирует жертвенный алтарь, на который возложены хлеб и вино — кровь и плоть Христовы и в центре которого восседает сам Иисус.

Иисус расположен лицом к зрителю, апостолы – в профиль, так как их взгляды обращены на Учителя. Внимание зрителя приковывает центральная фигура Христа, который в левой руке держит чашу с вином, а правой совершает крестное знамение.

Перед Иисусом, в центре стола, стоит круглое блюдо с хлебом, и символика круга подчеркивает святость первого причастия апостолов. Фигура Иисуса образует треугольник, вписанный в темный прямоугольник окна – это символизирует божественное в человеческом, небесное в земном, духовное в материальном.

Примечательно, что прямоугольное окно увенчано полукругом, а внутри полукруга украшение выполнено в виде солярного знака. На него накладывается треугольник подвесного светильника с двумя горящими свечами.

Полукруг окна, солярный знак, треугольник светильника – все это образует узнаваемую символику небесной сферы, божественного света. Справа виднеется приоткрытая дверь, впускающая свет в комнату; в дверном проеме стоит второстепенный персонаж – скорее всего, слуга.

Все апостолы объединены общим порывом, причастностью к таинству святой евхаристии, кроме Иуды Искариота. Он расположен с краю, в тени, в позе отстранения. Больше половины изображения занимают уходящие вверх стены и высокий потолок, в сумеречном освещении угадываются колонны, арки и полукруглые своды – символы устремления к небу, символы божественных, высших сфер.

Из разнообразных оттенков серо-коричневого выступают яркие цветовые акценты одежд Иисуса и апостолов. Взгляд приковывает красное одеяние Иисуса – символ жертвенной крови и грядущего воскрешения. Синие цвета в его одежде свидетельствуют о божественной тайне.

Белый цвет скатерти несколько приглушен, но символика белого ясно читается – святость, очищение от грехов. В одеждах апостолов преобладают оранжевые, желтые, золотые и синие тона. Иуда Искариот отмечен черным цветом, символически указывающим на смерть и связь с подземным миром.

Следует отметить присутствие цветов спектра божественного огня: черный, красный, золотой, белый, синий, — что воплощает идею восхождения, будущего вознесения Иисуса.

В композиции можно выделить несколько источников света. В полутемном помещении светильник над головой Иисуса ярко освещает его кроткое лицо и благословляющие руки. Он также освещает лица апостолов – лишь Иуда остается в тени, что символично.

Все осенены божественным светом – кроме предателя Искариота. Из приоткрытой двери вливается поток света , позволяющий разглядеть высокий потолок, колонны и арки.

Перед столом на прямоугольной подставке стоит свеча, свет которой разгоняет сумрак в нижней части картины, словно даря зрителю частичку божественного света учения Иисуса.

Иисус – центральная фигура среди персонажей картины. Взгляды апостолов устремлены на него, они застыли в напряженном внимании. Иоанн страдальчески уронил голову на стол. Иуда Искариот отстраняется от Христа и апостолов. Его отчуждение показано напряженной отшатывающейся позой, черным цветом одежд, тенью, крайним положением среди учеников.

Предыдущая1234567Следующая

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/9x9c8f.html

Страсти Христовы в живописи Рубенса

?

Автор — Муромлена. Это цитата этого сообщенияСтрасти Христовы в живописи Рубенса

  • Страсти Христовы
  • в живописи
  • Питера Пауля Рубенса (1577-1640)

Feast in the House of Simon the Pharisee (ок1640, Королевское собрание Англия)  Омовение ног Иисуса грешницей  Рубенс Питер Пауль Христос, умывающий ноги ученикам (1632. Музей искусств Дижон)

Last Supper Тайная Вечеря   (1631 -1632, Пинакотека Брера Милан)

The Last Supper — (1632) The Last Supper Flagellation of christ Бичевание Христа (Церковь святого Павла Антверпен)

The Flagellation Of Christ

Crown of Thorns Терновый венец

Carrying the Cross Несение креста (1637) Путь на Голгофу (Королевский музей искусств Брюссель) Kruisdraging  Голгофа Christ with the Cross (1613) Rubens Raising Of The Cross (1610. Собор Антверпен)   Воздвижение креста

    L'Érection de la croix Воздвижение креста  The Raising of the Cross, Поднятие креста Christus am Kreuz Распятие  The Three Crosses (1620, Музей Бойманаса ван Бенингена, Роттердам) Христос и два вора на кресте, (1619-1620, Конинклийк Музей, Антверпен) The Crucified Christ (1610-1611, Конинклийк Музей, Антверпен) Christ on the Cross. (1600) Christ on the Cross Christ On The Cross (1627, Рококсхейс Антверпен)  Descent from the Cross Снятие с креста Descent from the Cross Снятие с Креста Триптих Центральная панель (1611-1614)   Triptych The Descent from the Cross (centre panel)  Снятие с креста

      Descent From The Cross (1612-14.Собор Антверпен) La descente de croix Lamentation of Christ by Mary and John (Галерея Хаттон, Ньюкасл) Оплакивание Христа Lamentation Of Christ  (1617 -1618, Королевский музей искусств Антверпен) the Entombment The Lamentation (1609) The Lamentation (1614) The Lamentation (1613-1614) The Lamentation over Christ The Deposition (1602. Галерея Боргезе, Рим) The Entombment Положение во гроб (1611- 1612) Entombment Погребение Христа (1615-16. Институт искусств Курто, Лондон) The Resurrection of Christ Воскресение Христово— (1611 -1612, Собор Антверпен)

        Le Christ ressucité Христос воскрес Christ Triumphant over Sin and Death Христос Триумф над грехом и смертью, (1615-1622) Christ triumphing over Death and Sin Christ as Redeemer of the World  Христос как Искупитель мира

        Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

        Источник: https://kolybanov.livejournal.com/14334177.html

        Питер Рубенс – биография и картины художника в жанре Барокко – Art Challenge

        Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса.

        В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской.

        Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.

        Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции “Воздвижение Креста”, около 1610-1611, “Снятие со Креста”, около 1611-1614, — обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами.

        Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника.

        Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (“Автопортрет с женой Изабеллой Брант”, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.

        В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой.

        Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой.

        Со страстным “языческим” жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (“Союз Земли и Воды”, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Похищение дочерей Левкиппа”, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).

        Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов; теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.

        Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин “История Марии Медичи” (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).

        Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами.

        Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок,они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (“Возчики камней”, около 1620, “Пейзаж с радугой”, около 1632-1635, — оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).

        Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе “Портрет камеристки инфанты Изабеллы” (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.

        Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене.

        В 1626 году, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где познакомился с живописью Тициана, работами испанских мастеров.

        В 1630-е годы начался новый период творчества художника.

        Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (“Шубка”, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена), иногда в образе мифологических и библейских персонажей (“Вирсавия”, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (“Кермесса”, около 1635-1636, Лувр, Париж), исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Богатство декоративной фантазии, исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок , выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

        В “стеновский” период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме.

        Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника — “Елена Фаурмент с детьми” (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), “Три грации” (1638-1640, Прадо, Мадрид), “Вакх” (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).

        Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций и другие.

        В творчестве Рубенса ярко выражены мощный реализм и своеобразный фламандский вариант стиля барокко. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента.

        Прирожденный живописец-монументалист, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, он пользовался почетом при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона.

        Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу творчества Рубенса.

        Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие живописцы).

        Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса.

        В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской.

        Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.

        Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции “Воздвижение Креста”, около 1610-1611, “Снятие со Креста”, около 1611-1614, — обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами.

        Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника.

        Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (“Автопортрет с женой Изабеллой Брант”, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.

        В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой.

        Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой.

        Со страстным “языческим” жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (“Союз Земли и Воды”, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Похищение дочерей Левкиппа”, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).

        Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов; теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.

        Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин “История Марии Медичи” (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).

        Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами.

        Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок,они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (“Возчики камней”, около 1620, “Пейзаж с радугой”, около 1632-1635, — оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).

        Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе “Портрет камеристки инфанты Изабеллы” (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.

        Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене.

        В 1626 году, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где познакомился с живописью Тициана, работами испанских мастеров.

        В 1630-е годы начался новый период творчества художника.

        Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (“Шубка”, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена), иногда в образе мифологических и библейских персонажей (“Вирсавия”, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (“Кермесса”, около 1635-1636, Лувр, Париж), исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Богатство декоративной фантазии, исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок , выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

        В “стеновский” период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме.

        Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника — “Елена Фаурмент с детьми” (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), “Три грации” (1638-1640, Прадо, Мадрид), “Вакх” (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).

        Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций и другие.

        В творчестве Рубенса ярко выражены мощный реализм и своеобразный фламандский вариант стиля барокко. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента.

        Прирожденный живописец-монументалист, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, он пользовался почетом при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона.

        Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу творчества Рубенса.

        Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие живописцы).

        Источник: https://artchallenge.ru/gallery/ru/29.html

        Ссылка на основную публикацию
        Adblock
        detector