Да, портреты кисти Валентина Серова — это не только девочки с персиками и без. Не только купцы, ученые и красавицы княгини. На открытой сейчас в Третьяковской галерее на Крымском валу выставке представлена и целая серия «царских» портретов.
Началось все-таки не с прямого царского заказа. А с заказа в 1892 году харьковского дворянства на написание картины «Император Александр III с семьей» — в память о спасении царской семьи после крушения поезда на станции Борки, что как раз недалеко от Харькова. Серову в этот момент 27 лет — из чего следует: в этом возрасте он уже успел приобрести имя.
Картины этой на выставке нет. Не потому, что ее не дали для экспонирования, а потому, что ее больше не существует. Портрет находился до 1941 года в Харьковском художественном музее и погиб во время войны. (Попытки найти хоть какое-то его воспроизведение успехом не увенчались.). Но некоторые подготовительные работы сейчас в Третьяковке присутствуют.
Можно только представить, насколько Серову было некомфортно работать. Известно, что над своими портретными полотнами он обычно трудился подолгу, требуя от моделей многочисленных сеансов. Не тут-то было: над образом царя работать пришлось вообще по фотографии, а посмотреть на него вживе лишь однажды.
Однако представление о том, что могли видеть современники, получить все-таки можно. Царский портрет из картины был повторен художником по просьбе великого князя Сергея Александровича, брата царя и московского генерал-губернатора.
До гибели самого Сергея Александровича портрет находился в его кабинете, впоследствии — у Николая II в Царском селе (что запечатлено на фотографиях его кабинета). Соответственно, сейчас в фондах этого музея.
Выставка дала зато возможность соединиться эскизным портретам царских детей. Точнее, трем из них. Эскизы уже писались с натуры, но тоже слишком быстро для Серова — всего за три сеанса.
Ксения, старшая дочь (ныне портрет — в Псковском музее-заповеднике). Здесь ей 17 лет.
Ксения выйдет замуж за своего двоюродного дядю (но при этом почти ровесника — он был лишь на девять лет старше и с детства дружил с братом Ксении, будущим Николаем II), великого князя Александра Михайловича. В революцию они уцелеют и окажутся в эмиграции. Большинство ныне живущих Романовых — потомки Ксении и Александра.
Михаил, четвертый сын Александра III. Здесь ему 14. В 1918 году будет расстрелян пермской ЧК. Ну, и по мнению одних — он и был последним российским императором из династии Романовых («от Михаила до Михаила»), другие это решительно оспаривают. Портрет же — в Русском музее в Петербурге.
Ольга, младшая дочь императора. Здесь ей 11 лет. Как и у старшей сестры, ей предстоит после революции долгая жизнь в эмиграции. Портрет — в Русском музее.
Успех у группового портрета был большой. К Серову обращаются другие члены императорской фамилии, пожелавшие иметь портреты его работы.
Мне среди них очень нравится портрет великого князя Павла Александровича — с конем и в форме лейб-гвардии Конного полка (чтоб не запутаться: Павел — это сын Александра II, но в силу разветвленности династии примерный ровесник своих племянников). Портрет — в Третьяковке.
Павел Александрович будет в 1919 году расстрелян в Петропавловской крепости вместе с еще рядом представителей семьи Романовых… в ответ на убийство Карла Либкнехта и Розы Люксембург в Германии.
Та же судьба постигла еще одного героя серовского портрета — великого князя Георгия Михайловича (как и Павел, он приходился внуком Николаю I, но по линии другого сына). Нумизмат, автор нескольких научных трудов, он много лет был управляющим Русского музея в Санкт-Петербурге, передал музею в дар свою коллекцию монет. По иронии судьбы расстрелян в Петропавловке близ Монетного двора.
К образу Александра III Серову, впрочем, придется еще не раз вернуться. Вот «Портрет императора Александра III с рапортом в руке», написанный по заказу 12-го гренадерского Астраханского полка. Ныне в Русском музее.
И здесь тоже очень хороши лошадки, пусть и на заднем плане.
А неизменную скрупулезность работы художника показывает и вот этот небольшой этюд: ордена для императорского мундира.
Еще любопытней портрет Александра в парадном мундире датской королевской лейб-гвардии (после женитьбы на датчанке Дагмар указом короля Кристиана IX Александр получил звание ее почетного полковника и всегда носил эту форму во время своих визитов в Данию). На нем также датские награды: орден Слона и орден Данеброг. Картина эта и сейчас находится в Офицерском фонде Королевской лейб-гвардии в Копенгагене и была предоставлена им на нынешнюю московскую выставку.
Император изображен стоящим у главной лестницы северного фасада дворца Фреденсборг в Дании. Готовясь к написанию картины, Серов посетил Данию. Ему даже позировал в соответствующем мундире некий сержант лейб-гвардии (этюд хранится в ГИМе).
Получил Серов заказ — в числе других живописцев — и на оформление альбома, посвященного коронованию Николая II. Натурные зарисовки были сделаны художником во время торжеств. Однако и здесь он продолжал тщательно исследовать даже фон событий. Вот его эскиз композиции «Миропомазание Николая II в Успенском соборе» (в ГТГ).
А вот этюд — внутренний вид того же собора (ныне в Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске)
Не раз писал Серов и Николая II. Иногда также в парадном виде, как в форме Королевского шотландского драгунского гвардейского полка (в дар этому полку портрет и предназначался). Сейчас находится в музее полка в Эдинбурге. Получить портрет на московскую выставку не удалось, но он воспроизведен в каталоге.
А вот совсем не парадный так называемый «Портрет Николая II в тужурке» (повседневная форма лейб-гвардии Преображенского полка, которую Николай в обычное время и носил) был предназначен в подарок императрице и находился в ее кабинете. В 1917 году был уничтожен ворвавшимися в Зимний дворец солдатами (его просто изорвали штыками).
Что же в таком случае мы видим на выставке? Видим вполне настоящее авторское повторение. Зачем Серов его написал? Не исключено, что и сам был доволен своей работой, но при этом понимал, что «одолжить» его у императрицы для демонстрации на какой-нибудь выставке вряд ли станет возможным.
Завершился этот «роман с Романовыми» конфликтом с императрицей Александрой Федоровной. По свидетельствам мемуаристов, при написании очередного портрета Николая та попросила художника что-то переделать. Серов вежливо протянул императрице палитру и кисть: «Может быть, вы сами исправите, Ваше императорское величество?».
Так оно было или не так, но во дворце он больше не работал.
Источник: https://diletant.media/blogs/60920/253/
10 самых известных картин Валентина Серова
Валентин Александрович Серов появился на свет в Санкт-Петербурге в 1865 году. Он жил с матерью в Мюнхене, где учился рисовать сначала у немецкого гравера Карла Кеппинга, потом у И.Е. Репина.
Серов сдружился с Ильей Ефимовичем, гостил с ним летом в Абрамцеве, вместе с ним путешествовал по Крыму, а затем и по Украине.
В 1889 году он взял в жены Ольгу Трубникову. Валентин Александрович стал давать частные уроки, написал много картин на заказ.
Он умер в 1911 году из-за приступа стенокардии, ему было всего 46 лет. Но за свою не такую уж длинную жизнь успел написать множество запоминающихся полотен, был признанным мастером портрета, известным живописцем и графиком.
Самые известные картины Серова, их фото, до сих пор узнают и любят, даже люди, далекие от мира искусства знают их названия.
10. Пётр I
Картина «Петр I» появилась в 1907 году. Издательство Кнебеля решило выпустить серию исторических картин-пособий, которые использовались бы для обучения школьников. Но вместо обычного портрета получилась картина, полная жизни и динамики.
Сейчас эта работа художника считается одной из лучших, а когда-то была мало оценена по достоинству.
В центре полотна мы видим царя, который направляется к месту возведения своего любимого города – Санкт-Петербурга.
На его лице страшное и властное выражение, глаза горят, волосы развиваются по ветру. Зритель словно смотрит на них снизу вверх. За царем идут люди, одетые в иностранные платья. Это мастера, которые были приглашены для строительства новой столицы.
На заднем плане мы видим стройку, т.к. уже начались работы по возведению великого города.
9. Автопортрет
Картина «Автопортрет» относится к 1880 году, она создана маслом на холсте. Здесь мы видим юного живописца.
Поражают глубокие, зеленого цвета глаза художника. Взгляд у него внимательный, как бы отражает его сложный характер.
Серов всегда считался мастером в создании портретов. Создание автопортрета было для него чем-то вроде личного экзамена, который он смог выдержать.
8. Баба с лошадью
Он смотрел на все, как реалист, и показывал зрителям простые деревенские картины, написанные с добротой и сердечностью.
Одна из них – «Баба с лошадью», созданная в 1889 году. Мы видим веселую молодую девушку с румяными щеками. Она стоит рядом со своей лошадью, держит ее за уздечку.
Художник писал, что ему хотелось передать ощущение русского мороза. Когда он приступил к написанию картины, его окружили крестьяне, наблюдали за его работой и восхищались его умениями.
Позже он не раз говорил, что именно одобрение простого народа позволяет ему гордиться своим творчеством.
7. Портрет Марии Акимовой
На картине «Портрет Марии Акимовой» показана женщина, на лице которой читается усталость души, измученность.
Получился шедевр, который поразил и современников. Серову удалось прочувствовать сложную судьбу женщины и передать свои ощущения зрителям.
У Марии Николаевны Акимовой действительно была непростая жизнь. Как только она вышла замуж, сразу же стала вдовой, т.к. ее муж, картежник и мот, утонул, бросившись в реку. Женщине пришлось отбиваться от кредиторов.
Она смогла обрести свое счастье, только вновь выйдя замуж. Именно в это время ее портрет и написал Серов. Но прожила она после этого не долго. Пережитые несчастья подорвали ее здоровье, вскоре она умерла из-за болезней.
6. Портрет Николая II
Создана в 1900 году. Николай II решил подарить супруге свой портрет и заказал его у Валентина Александровича.
Современники считали, что ему удалось показать, прежде всего, человека, а не царя. Его поза расслаблена, в облике Николая II нет высокомерия или пафоса.
Перед нами интеллигентный мужчина, в глазах которого видна тревога и переживание. Получилась «теплая» картина.
5. Девушка, освещённая солнцем
Портрет полон жизни. Мы видим лето, ароматное, зеленое, солнце играет лучами и разогревает землю. Устав от его ярких лучей, девушка села под деревьями, но и там не смогла спрятаться от солнечного света.
Трудно оторвать взгляд от слегка задумчивого, но умиротворенного взгляда, яркого румянца на щеках.
Картина «Девушка, освещённая солнцем» была одним из самых любимых творений Серова.
4. Похищение Европы
Картина «Похищение Европы» была создана в 1910 году. Ее сюжет был взят из мифологии.
Зевс полюбил дочь царя Агенора Европу. Он явился к ней и к ее подругам в образе красивого быка. Девушки играли с ним. А когда Европа села на спину быка, он поплыл с ней на Крит. Там она стала женой Зевса.
Идея написать эту картину появилась у художника после посещения Крита в 1907 году, где он изучал остатки Кносского дворца.
У него получилось монументальное панно. Его бык – рыжий, а не белый, как до этого было принято его рисовать. Цвет выбран не случайно. На фоне сине-фиолетового моря ярко-оранжевое пятно смотрится особенно выразительно.
3. Дети
Каротина «Дети» появилась в 1899 году. На ней изображены дети В.А. Серова, двое мальчиков, одному из которых, Саше – 7 лет, а второму, Юре – 5. Они стоят на террасе дачи.
Они очень похожи друг на друга, с темными волосами, которые вьются и падают на лоб, к тому же одинаково одеты. Старший мальчик смотрит на Финский залив, а младший – на зрителя.
Жесты и позы передают характеры детей. Старший брат сосредоточенно наблюдает, а младший мечтательно и задумчиво смотрит вперед.
Серов писал эту картину для себя. У него получилось изобразить детей в естественных позах, а также нарисовать удивительный пейзаж, передающий настроение автора: вечернее небо, водная гладь, тяжелые облака.
2. Портрет Мики Морозова
На картине «Портрет Мики Морозова» вы видим 4-летнего мальчика, рожденного в семье состоятельного промышленника, который был и известным меценатом.
Когда он вырос, смог стать известным литературоведом и театральным критиком, изучал творчество Уильяма Шекспира, был главным редактором англоязычного журнала News.
Пока же мы видим мальчика, нарисованного в своем любимом кресле. Он сидит, но заметно его желание как можно быстрее вскочить и убежать.
Портрет получился очень выразительным. Глаза наполнены наивной шаловливостью, рот ребенка немного открыт и, как будто он хочет о чем-то рассказать.
Критики называют эту картину гимном беззаботного детства. Друзья Михаила не раз отмечали, как художник точно изобразил мальчика, т.к. сходство было очевидно, даже когда он повзрослел.
1. Девочка с персиками
Была создана в 1887 году в усадьбе Абрамцева, принадлежавшей Савве Мамонтову. На портрете мы видим Веру Мамонтову, которой на тот момент было 11 лет. Перед ней – 4 персика.
В 1871 году Мамонтовы приобрели персиковые деревья, которые были посажены в их оранжереях. В августе девочка вбежала в дом с персиком и села за стол. Серов, увидев ее, предложил ей позировать, что она и делала каждый день в течение 2 месяцев.
Когда картина «Девочка с персиками» была закончена, он подарил ее матери девочки. Художник признавался, что стремился передать особенную свежесть, которая чувствуется в натуре, но не отображается на картине.
Источник: https://top10a.ru/samye-izvestnye-kartiny-serova.html
Редкая кинохроника в цвете 1913 — 1916 год. Император России Романов Николай Александрович
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Николай II родился 18 мая 1868 года в Царском Селе. Он получил хорошее домашнее образование по специально написанной программе — изучал экономику, юриспруденцию, политическую историю, военное дело и языки. Среди его преподавателей были композитор Цезарь Кюи, который также был большим специалистом по фортификации, известный правовед Константин Победоносцев, химик Николай Бекетов и другие. Правда, они лишь читали наследнику престола лекции — проверять усвоенный материал преподаватели права не имели. Тем не менее учился Николай II прилежно. Как вспоминал великий князь Александр Михайлович: «Накануне окончания образования, перед выходом в лейб-гусарский полк, будущий Император Николай II мог ввести в заблуждение любого оксфордского профессора, который принял бы его, по знанию английского языка, за настоящего англичанина». Пятнадцатилетнего Николая II, еще не принесшего присягу о службе Родине, и нарисовал придворный художник его отца Александра III Лауриц Туксен.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1894 году в Большой церкви Зимнего дворца Николай II обвенчался со своей возлюбленной принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, будущей императрицей Александрой Федоровной. Свадьба была предельно скромной. По воспоминаниям Александры Федоровны, «церемония в церкви очень сильно напоминала… ту, которая состоялась в 1884 году, только на нашей не было наших обоих отцов — и это было просто ужасно — ни отцовского поцелуя, ни благословения. …Ты можешь вообразить себе наши чувства. Один день в глубоком трауре, оплакиваем горячо любимого человека, а на следующий день в пышных одеждах встаем под венец. Невозможно представить себе больший контраст, и все эти обстоятельства сблизили нас еще больше». А венчание молодых перенес на холст Илья Репин.
Союз Николая II и Александры Федоровны считали уникальным для людей их круга — настолько теплыми и душевными были их отношения.
Письменными свидетельствами их любви стала переписка, которую вели Николай и Александра. «Молиться за тебя — моя отрада, когда мы разлучены.
Не могу привыкнуть даже самый короткий срок быть без тебя в доме, хотя при мне наши пять сокровищ» — так писала императрица мужу в одну из долгих разлук.
«Парадный портрет Николая II» Ильи Репина (1895)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Илья Репин писал императора неоднократно, и в 1895 году создал «Парадный портрет Николая II». Так как долгое время эта работа была неизвестна, сведений о ней сохранилось крайне мало. Император в парадном мундире с голубой лентой через плечо был изображен в интерьерах Мариинского дворца. В письмах Репин вспоминал: «На прошлой неделе состоялось три сеанса, т. е. в понедельник, 28-го, — 1-й сеанс, полтора часа; во вторник час и вчера — полчаса. Лепит в это же время Антокольский и кончает свой медальон Васютинский. Мы приезжаем во дворец в час и раньше. Государь выходит к нам в два часа, его все время сопровождает императрица и все время остается здесь во время работы». Позднее он добавлял: «Государя портрет я кончил, было всего семь сеансов. Много раз откладывали, он был не совсем здоров — инфлюенция (все проклятая и их не щадит). Государь позировал плохо, все находят мой портрет похожим и не бранят». Написан этот портрет был вскоре после вступления Николая II на российский престол после смерти его отца Александра III.
«Миропомазание императора Николая Александровича» Валентина Серова (1896)
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Священная коронация Николая II и Александры Федоровны состоялась 26 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля и проходила по традиционным канонам: коронование, литургия, миропомазание (именно этот момент и запечатлел на картине Валентин Серов), причащение. Николай II вспоминал об этом дне в своем дневнике: «Великий, торжественный, но тяжкий, в нравственном смысле, для Аликс, Мама и меня, день. Все это произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается во всю жизнь!!!» Однако с коронацией Николая II связано трагическое событие: 30 мая, в ближайшее воскресенье после коронации, состоялся «народный праздник» на Ходынском поле, во время которого из-за неграмотной организации в давке погибло 1389 человек, а еще 1300 получили увечья.
«Портрет императора Николая II» Валентина Серова (1900)
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Валентин Серов был одним из самых известных художников своего времени. В отличие от многих коллег, он мог сам выбирать, кого рисовать, а кому отказывать. Однако отказать самому императору в портрете Серов не мог.
По воспоминаниям художника работа долго не клеилась, в особенности из-за многочисленных советов императрицы, которая активно вмешивалась в творческий процесс. В какой-то момент Серов даже не выдержал и отдал Александре Федоровне кисть и палитры, чтобы она написала портрет сама. Но портрет все равно не получался, о чем Серов и сообщил императору.
Расстроенный Николай II, одетый в куртку офицера Преображенского полка, присел за стол и сложил руки перед собой — и вот только тогда Валентин Серов понял, как надо писать императора. Как написал потом об этой картине Константин Коровин: «Серов первым из художников уловил мягкость, интеллигентность и вместе с этим слабость императора, и запечатлел их на холсте…
» Возможно, успех портрета как раз и заключался в том, что на нем был изображен именно военный, полковник, а не блистательный государь. Великий князь Александр Михайлович вспоминал: «В Николае II рано начала развиваться большая любовь к военной службе. Эта служба как нельзя лучше отвечала складу его характера. Он был командиром эскадрона лейб-гусарского полка.
Два года прослужил он офицером в Гвардейской конно-артиллерийской бригаде. Ко всем своим обязанностям относился серьезно и добросовестно. Смерть отца застала его командиром батальона л[ейб-]г[вардии] Преображенского полка в чине полковника, и всю свою жизнь он остался в этом сравнительно скромном чине.
Это напоминало ему его беззаботную молодость, и он никогда не выражал желания произвести себя в чин генерала. Он считал недопустимым пользоваться прерогативами своей власти для повышения себя в чинах».
«Торжественное заседание Государственного Совета» Ильи Репина (1903)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Это грандиозное полотно Ильи Репина площадью 8,7 на 4 метра заслужило отдельный зал в Русском музее. Картину Репин создал для экспонирования в Мариинском дворце, где и проходили заседания Государственного совета Российской империи. Написать групповой портрет с 81 героем было задачей непростой, и в этом Репину помогали художники Илья Куликов и Борис Кустодиев. В работе живописцы использовали многочисленные фотоснимки, сделанные во время заседания совета (в частности, по фотографии и по предыдущим портретам Репина был написан Николай II). На картине изображен Николай II в момент речи, посвященной столетнему юбилею этого государственного института, а также награждение членов Совета памятными медалями.
«Император Николай II с орденом святого Владимира» Генриха Манизера (1905)
Государственный исторический музей, Москва
Генрих Манизер изобразил Николая II в непростое для императора время. В начале ХХ века отношения между Россией и Японией серьезно ухудшились — и в итоге 9 февраля 1904 года, после того как японцы атаковали эскадру в Порт-Артуре, Россия объявила войну Японии. После ряда неудачных сражений Россия оставила Мукден и Порт-Артур. По воспоминаниям Константина Рыдзевского, «новость, которая удручила всех, любящих свое Отечество, царем была принята равнодушно, не видно на нем ни тени грусти». Сам же Николай в своем дневнике писал: «Получил ночью потрясающее известие от Стесселя о сдаче Порт-Артура японцам ввиду громадных потерь и болезненности среди гарнизона и полного израсходования снарядов! Тяжело и больно, хотя оно и предвиделось, но хотелось верить, что армия выручит крепость. Защитники все герои и сделали более того, что можно было предполагать. На то значит воля Божья!» Неудачи в Русско-японской войне способствовали росту общественного недовольства, критическим настроениям в обществе.
«Император Николай II» Александра Маковского (1907)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1907 году, когда Александр Маковский создал этот портрет для штаба Царскосельского гусарского полка Его Величества, Николай II был уже иным правителем. После революции 1905 года в стране работала Государственная дума, действовали прежде не регламентированные свободы совести, слова, собраний, была отменена цензура. Но, несмотря на все эти преобразования, Николай II не смог заслужить народной любви — он по-прежнему считался виновником поражения в Русско-японской войне, трагедии на Ходынском поле и других внутренних и внешних неудачах страны. Тогда Константин Бальмонт написал известное стихотворение «Наш царь»: Наш Царь — Мукден, наш Царь — Цусима, Наш Царь — кровавое пятно, Зловонье пороха и дыма, В котором разуму — темно. Наш Царь — убожество слепое, Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел, Царь-висельник, тем низкий вдвое, Что обещал, но дать не смел. Он трус, он чувствует с запинкой, Но будет, час расплаты ждет. Кто начал царствовать — Ходынкой,
Тот кончит — встав на эшафот.
«Царь Николай II» Бориса Кустодиева (1915)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Один из последних портретов Николая II был написан Борисом Кустодиевым в 1915 году в Царском Селе, хотя изображен император был на фоне Московского Кремля.
Художник вспоминал: «Ездил в Царское 12 раз; был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления… Много беседовали — конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше — но просветить мне его не удалось — безнадежен, увы…Что еще хорошо — стариной интересуется, не знаю только, глубоко или так — «из-за жеста». Враг новшества и импрессионизм смешивает с революцией». Портрет был написан в разгар Первой мировой войны, неудачное участие России в которой вызвало еще большее недовольство царем у жителей страны. В феврале 1917 года произошла очередная революция, в результате которой 2 марта Николай II был вынужден отречься от престола.
http://www.culture.ru/materials/198094/nikolay-ii-biografiya-v-portretah
Источник: https://slovakia.mid.ru/revolucii-1917/-/asset_publisher/OmdbJKPMMyWN/content/nikolaj-ii-biografia-v-portretah?inheritRedirect=false
Серов В. А. — Портрет императора Николая II
Наиболее значительным и запоминающимся портретом кисти Валентина Александровича Серова можно по праву считать «Портрет императора Николая II». Это полотно было написано художником в самом начале ХХ века в 1900 году. ХХ век явился непростым и богатым на крупные исторические события. Живописное изображение русского царя отличается созданием цельного яркого образа. Портрет властителя державы воспринимается единым, несколько аскетичным. В.А. Серов довольно долго работал над созданием изображения царя. Длительное время портрет не получался, а картинный образ разваливался. Художник часто испытывал недовольство от проделанной работы, он чувствовал, что характер царя ему не даётся от чего картина лишается внутренней правдивости. И действительно образ явно непростой. Это не обычный человек или просто человек выдающихся качеств, это великая личность в истории, это личность, от которой зависит не только судьба отдельно взятой державы, но и положение всего мира. Сложность личности отразилась и в том, как непросто и трудно было живописцу со званием лучшего портретиста России создавать портрет Николая II.
Николай II представлен в довольно простой форме офицера Преображенского полка. Внешний облик царя скромен, выдержан, строг. Изображение напоминает в некоторой степени фотографический снимок по тому, как неподдельно правдиво схвачено эмоциональное состояние, взгляд и внутренняя тревога, присущая личности императора.
Николай II сложил перед собой руки, что придаёт его фигуре твёрдости и решительности, несмотря на то, что выражение глаз императора полно меланхолической грусти. Подобный взгляд так долго и искал Серов.
Именно этот взгляд служил выражением сути личности Николая II и отражал его внутреннюю уязвимость и тонкость переживаний.
Серов попытался отойти от ощущения недосягаемости и несокрушимости образа императора. Художник стремился приблизить личность великого самодержца к обычной действительности и показать, что в нём есть многие качества человека интеллигентного, мягкого и подчас робкого. Художник позволил нам почувствовать эту слабость в непоколебимом императорском образе.
По самому воплощению портрет скорее напоминает набросок или эскиз. Изображение воспринимается как яркая часть, значимая часть действительности. Поскольку всякий момент жизни значим и важен, хотя бы уже тем, что невозвратен и неостановим.
Сдержанная цветовая гамма подчёркивает молодость императора, гармонию и выразительность черт лица, красоту личности, создаёт в первую очередь взгляд. Этот взгляд не властителя державы, а обыкновенного человека, с его глубокими размышлениями, переживаниями, тревогами и каждодневными заботами. Этот взгляд красив, но печален.
Так и личность самого императора была по-настоящему великой, непростой, неспокойной, чувствительно деликатной.
Источник: http://painteropedia.ru/serov-portret-nikolaya-ii/
Валентин Серов. Портрет императора Николая II. Описание картины. Шедевры русской живописи | Русские художники. Russian Artists
Танаис Галерея
|
Валентин Серов. Портрет императора Николая II.
1900.
Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Валентин Серов был, без сомнения, первым портретистом своего времени. Чести позировать ему домогались многие, но побаивались проницательности художника – способности отразить на холсте потаенные качества портретируемого.
В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка; эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова.
Когда Серову заказали портрет царя, художник находился в зените славы. Известно, что он отказывался от многих заказных работ, но это был не тот случай. Тем не менее, как мастер, знающий себе цену, он терпеть не мог, чтобы заказчик вмешивался в его работу советами и указаниями. Серов по своему душевному и творческому складу менее всего был приспособлен к амплуа «придворного портретиста».
Феликс Юсупов, портрет которого впоследствии писал Серов, вспоминал, что «по натуре он был независим и бескорыстен и не мог скрывать того, что думает.
Рассказал мне, что, когда писал портрет государя, государыня поминутно досаждала ему советами. Наконец он не выдержал, подал ей кисть и палитру и попросил докончить за него». (Князь Феликс Юсупов.
Мемуары в двух книгах. – М.: Издательство Захаров и Агриус, 1998. С. 69.).
Вот еще одно воспоминание современника: «Царица попросила царя принять свою обычную позу и, взяв сухую кисть из ящика с красками, стала внимательно просматривать черты лица на портрете, сравнивая их по натуре и указывая удивленному Серову на замеченные ею мнимые погрешности в рисунке.
— Тут слишком широко, здесь надо поднять, там опустить.
Серов, по его словам, опешил от этого неожиданного урока рисования, ему кровь ударила в голову, и, взяв с ящика палитру, он протянул ее царице со словами: — Так вы, ваше величество, лучше сами уж и пишите, если так хорошо умеете рисовать, а я больше слуга покорный».
В литературе о Серове есть свидетельства, что портрет императора долго не удавался. Портрет писался с натуры, работа продвигалась с большим трудом, и в какой-то момент Валентин Александрович решил отказаться от заказа: «К сожалению, Ваше величество, ничего не выходит.
Так иногда случается у художников. Сегодня у нас сеанс последний». Государь в простой куртке офицера Преображенского полка с неподдельной грустью сел за стол и положил на него руки. И тут Серов увидел все то, что ему так не доставало.
Он молниеносно уловил и общий облик, и особый взгляд царя.
Портрет написан удивительно легкой, свободной кистью. По манере письма портрет почти эскизен, но продуманно целостен и гармоничен. Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 1880-х годов, Серов в этот период предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов, хотя и придавал им большое количество оттенков. Так написано и это произведение.
Во всей иконографии Николая II, пожалуй, лучшее изображения государя – это серовский портрет, отличающийся необыкновенной схожестью, что отмечали многие современник. И если Серов и польстил императору, то как искусно! Простотой и безыскусностью своего мастерства.
Николай изображен не как император, властитель огромной империи в период ее процветания (войны, революции, распад страны, смерть в Екатеринбурге – все это еще впереди), но как простой человек, личность – со своими заботами, трудностями, внутренними переживаниями и колебаниями.
Спустя многие годы, находясь в эмиграции в Париже, Константин Коровин напишет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора…».
Главная сайта
Главная
На страницу «Серов»
«Три шедевра»
Посмотреть картину
Источник: http://www.tanais.info/art/serov37more.html
Валентин Александрович Серов — Портрет императора Николая II (Портрет Николая II в серой тужурке): Описание произведения
В 1902 году во время работы над очередным портретом Николая II произошел инцидент, поставивший точку в отношениях между Серовым и династией Романовых. Императрица Александра Федоровна, пожелавшая взглянуть, как продвигается работа, осмелилась давать Серову советы (она и сама рисовала — брала уроки у немецкого художника фон Каульбаха).
И Серов, будучи человеком независимым и не самого легкого нрава, предложил ей окончить портрет вместо него. Государыня, покрывшись пунцовыми пятнами, выбежала из комнаты вон. Портрет остался недописанным. На все попытки императорского дома восстановить с Серовым дипломатические отношения, художник отвечал решительным отказом.
Когда Николай попробовал подобраться к Серову через Сергея Дягилева, Валентин Александрович отрезал: «В этом доме я больше не работаю», — и слово свое сдержал.Портрет Николая II в офицерской тужурке Преображенского полка стал, таким образом, последним законченным портретом императора кисти Серова.
После 1905 года неприязнь Серова к царской семье возросла многократно: художник винил императора в событиях Кровавого воскресенья. Он считал, что в своем портрете предугадал будущие невзгоды, связанные с правлением Николая. Однажды, увидев свою картину на выставке, Серов воскликнул: «А в уголках глаз-то – 1905 год!».
А друг художника – Константин Коровин – писал об этом портрете: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора».
Однако в 1900-м Валентин Серов определенно испытывал симпатию к своей высокопоставленной модели.
Работая над этим портретом, Серов заступился за Мамонтова (Савва Иванович находился под следствием), и император немедленно распорядился, чтобы того отпустили под домашний арест.
Серов попросил Николая материально поддержать журнал «Мир искусства», и тот снова не отказал. Серова подкупало умение царя держаться просто и в то же время с огромным достоинством, он явно пребывал во власти его обаяния.
Этим и продиктована композиция картины. Предназначенная в подарок императрице*, она начисто лишена бравурности и пафоса парадных портретов.
Николай II в повседневной военной форме, в его позе (к слову, моментально оживляющей в памяти знаменитую серовскую «Девочку с персиками») нет ни самолюбования, ни высокомерия, в глазах светится ум.
Известный искусствовед Абрам Эфрос говорил, что Серов «ласковой кистью написал тихого светловзорого мечтателя в полковничьих погонах».
В том же году Серов сделал копию с «Портрета в тужурке». Однажды он принес ее в комнату, где собиралась редакция «Мира искусства».
«Усадив» нарисованного императора во главе стола, он умело подсветил портрет и едва не довел до коллективного сердечного приступа Льва Бакста, Александра Бенуа и других своих соратников по журналу.
Именно эта авторская копия хранится сейчас в Третьяковской галерее**.
Что касается первого портрета, который висел в рабочем кабинете императрицы Александры Фёдоровны, его постигла не столь веселая участь. В 1917 году глаза «светловзорого мечтателя» с оригинала выкололи штыками матросы, штурмовавшие Зимний дворец.
**В Эрмитаже хранится офорт, сделанный в 1913 году по оригиналу Серова.
Андрей Зимоглядов
Источник: https://artchive.ru/valentinserov/works/36161~Portret_imperatora_Nikolaja_II_Portret_Nikolaja_II_v_seroj_tuzhurke
Валентин Серов. Портреты Николая II
Серов Валентин Александрович (1865-1911)
Николай II в тужурке. 1900
Холст. 70 x 58
Третьяковская галерея (с 1914)
Гнетом (для Серова) висела необходимость основное свое время посвящать портретам царской фамилии. Он никогда не считал эту работу большой для себя честью, но, однажды попав на эту линию, не считал возможным отказываться. Неприятностей это дело приносило гораздо больше, чем можно было думать.
В памяти друзей Серова остался такой, например, эпизод: в 1900 году Серов писал портрет Николая II в форме шотландского полка — в красном мундире с меховой шапкой. После окончания портрета Серов зашел во дворец по просьбе Николая, чтобы показать свою работу царице.
«Царица, – рассказывает И.Э.
Грабарь, – просила царя принять свою обычную позу и, взяв сухую кисть из ящика с красками, стала внимательно просматривать черты лица на портpeте, сравнивая их по натуре и указывая удивленному Серову на замеченные ею мнимые погрешности в рисунке.
Серов Валентин Александрович (1865-1911)
Николай II в форме шотландского драгунского полка. 1900 Холст, масло. 116 x 89 Собрание Шотландского королевского полка
- — Тут слишком широко, здесь надо поднять, там опустить.
- Серов, по его словам, опешил от этого неожиданного урока рисования, ему кровь ударила в голову, и, взяв из ящика палитру, он протянул ее царице со словами:
- — Так вы, ваше величество, лучше сами уж и пишите, если так хорошо умеете рисовать, а я больше слуга покорный.
Царица вспылила, топнула ногой и, повернувшись на каблуках, надменной походкой двинулась к выходу… »
Серов Валентин Александрович (1865-1911)Выход императрицы Александры Федоровны. Рисунок ГРМ
Царь опешил не меньше Серова, он попытался было остановить жену, уговорить ее, но безуспешно. Пришлось ему как-то замазывать этот эпизод. Николай II, как оказалось, больше всего боялся, как бы Серов не отказался от писания портретов его семейства. Это был бы достаточно шумный скандал.
О втором недоразумении в резиденции российских императоров можно судить по письму, которое Серов вынужден был послать начальнику канцелярии министерства двора.
« … Должен Вам заявить, что вчерашняя беседа Ваша со мной произвела на меня в высшей степени тяжелое впечатление благодаря замечанию Вашему, что я, nользуясь случаем, когда со мной не сговорились предварительно в цене, назначаю государю слишком высокую плату*.
Не знаю, имеете ли вы право бросать мне в лицо подобное обвинение. Почему я назначаю столь высокую (по Вашему мнению) цену — на то у меня есть свои соображения, хотя бы и то, весьма простое, что до сих пор они (цены) были низки (по моему мнению) и гораздо ниже цен иностранных художников, работавших двору, каковы Беккер и Фламенг.
Во что мои работы обходятся мне самому, я не ставлю на счет министерству, каковы, например: переезды из Москвы и жизнь в Петербурге, поездка в Копенгаген, когда писал портрет покойного государя Александра III, не ставлю в счет и повторения сего портрета акварелью взамен эскиза, впрочем, это была простая любезность (стоившая мне более месяца работы).
Не желал бы я упоминать обо всем этом — Ваше замечание вынудило меня на то. Во всяком случае, сколько бы я ни спросил, — сколько бы мне ни заплатили — не считаю Вас вправе делать мне вышеуказанное замечание и покорнейше просил бы Вас взять его обратно.
Академик В.Серов».
*Серов назначил за портрет Николая II 4 тысячи рублей.
Только через несколько лет, уже после событий 1905 года, Серов нашел в себе силы окончательно разорвать тяготившие его отношения с царским двором и сумел это сделать так твердо и решительно, как не сумел бы, пожалуй, никто из современных ему художников.
Но и работая во дворце, Серов никакого особого почтения к своим царственным моделям не испытывал. Он даже не прочь был позабавиться при случае на их счет и позабавить друзей.
Серов Валентин Александрович (1865-1911)
Николай II в тужурке. 1900
Холст. 70 x 58
Третьяковская галерея (с 1914)
Так, со вторым портретом Николая II, где тот изображен сидящим за столом в домашней тужурке и писанным в один год с портретом в шотландской форме, Серов проделал такую шутку.
По дороге во дворец Серов заехал на совещание в редакцию «Мира искусства». Портрет был при нем. До начала совещания оставалось еще какое-то время. В зале было темновато, пустынно. Серов заскучал.
И вдруг, недолго думая, поставил портрет на стул во главе стола, где обычно сидел Дягилев, слегка задрапировав верх картины. Руки царя оказались на уровне стола, и в полумраке зала портрет производил впечатление живого человека, сидевшего за столом.
Серов отошел в сторонку и с наслаждением наблюдал, как шарахались в испуге приходившие на совещание члены «Мира искусства».
Проделка Серова вспоминалась долго.
В.Смирнова-Ракитина. Валентин Серов. Серия ЖЗЛ. Выпуск 16. Москва. 1961
*** «В этом доме я больше не работаю…»
О решении Серова более не работать над портретом Николая II и вообще над портретами представителей царской семьи известно со слов самого Серова. Об этом резком поступке художника пишет в книге «Моя жизнь. Автомонография» И. Э.
Грабарь: «Действительно, как ни зазывали после этого Серова в официальном порядке и кружным путем, он наотрез отказывался от царских заказов.
Кто помнит условия жизни в царской России и, в частности, оберегание престижа царской власти, тот поймет, какое гражданское мужество надо было иметь для того, чтобы так разговаривать и так вести себя с царями».
Об одной из окольных попыток, через С. П.Дягилева, уговорить Серова написать во дворце несколько новых портретов членов царской семьи упоминает Н. П. Ульянов. В ответ на это предложение Дягилева Серов телеграфировал ему свой категоричный отказ: «В этом доме я больше не работаю».
А.Кудря, Валентин Серов
*** Десоветизация живописи. Часть III
Серовым было исполнено несколько портретов Николая II, среди которых самым известным и, по всеобщему признанию, «до жути» похожим стал портрет царя в тужурке Преображенского полка (на выставке представлено его авторское повторение: оригинал был исколот штыками революционных матросов в 1917 году).
И опять-таки приходится говорить о несоответствии созданного Серовым образа с расхожей мифологией. Хотя наши распропагандированные современники умудряются не только увидеть в глазах царя «обычные переживания отца семейства… мягкость и деликатность», но и «сходство его образа… с «Девочкой с персиками» (!!!).
Если не верите, можете поискать эту фразу в блогах интернета.
И все-таки, хотя, как говорится, каждый видит то, что хочет увидеть, осмелюсь утверждать, что никакой особой мягкости и деликатности в этом портрете нет (это особенно ясно, если сравнивать глаза царя с глазами людей на многих других портретов Серова). Во взгляде сидящего перед нами аморфного серого человека сочетаются чувства отчужденной недоверчивости и какого-то неизбывно тоскливого опустошенного равнодушия и обреченности.
Возникшее в процессе общения с царской семьей чувство человеческой мелкости, незначительности ее членов и вопиющее несоответствие реального образа царя с масштабами и «проклятыми» вопросами России со временем перешло у Серова (как вспоминала Г.
Гиршман) в «презрение», отразившееся и в «неслыханно дерзком» отказе его работать «в этом доме», и в позднейших сравнениях Николая II с капитаном из купринского «Поединка» (перечитайте повесть и обратите внимание на образ капитана Сливы — вялого, обрюзгшего, с ничего не выражающим лицом и выпуклыми водянистыми глазами). Надо сказать, что Серов в данном случае «присвоил» императору чин более высокий, чем Чехов, который говорил в кругу Толстого: «Одни говорят, что он малоумный, другие — что он идиот. Я его видел несколько раз: он просто гвардейский поручик».
А Грабарь вспоминал, как незадолго до смерти Серов сказал о взгляде императора, зафиксированном на «Портрете в тужурке», что «такие глаза бывают только у палачей и тиранов. Разве не видно в них расстрела девятого января?»
Серов Валентин Александрович (1865-1911)
Николай II в тужурке. 1900
Фрагмент
Владимир Петров, газета «Суть времени», серия статей «Десоветизация живописи» https://rossaprimavera.ru/article/desovetizaciya-zhivopisi-chast-iii
Источник: https://likbez-a-m.livejournal.com/30340.html