Сезанн поль «мужчина с трубкой» описание картины, анализ, сочинение

В 1874 году в Париже, ставшим в то время местом художественной революции, открылась первая выставка художников, которых впоследствии назвали импрессионистами. Это событие вызвало шквал негатива со стороны критиков, привыкших оценивать работы, выполненные в соответствии с канонами классической живописи.

Сезанн Поль Портрет Поля Сезанна

Творчество Клода Моне и Огюста Ренуара не поддавалось осмыслению, а их картины осуждали и высмеивали. В ряду недооцененных творцов был и постимпрессионист Поль Сезанн, в чью сторону отпускались самые нелицеприятные высказывания.

Сейчас холсты живописца, которого при жизни игнорировали и не понимали, украшают лучшие музеи Европы и продаются на различных аукционах за баснословные суммы денег.

Детство и юность

Будущий художник родился 19 января 1839 года в небольшом городке на юге Франции – Экс-ан-Прованс.

Поль был первенцем в семье банкира Луи — Огюста Сезанна. Отец, начинавший с продажи шляп, а затем открывший собственный банк, был человеком крайне властным. Вся семья подчинялась его воле. Мать художника, Анна — Елизавета, родила еще двух дочерей – Марию и Розу, но обожала своего первенца Поля и во всем его поддерживала.

Сезанн Поль Автопортрет Поля Сезанна

Тяга к рисованию проявилась у художника в пять лет. Тогда Сезанн разрисовывал стены в доме углем, создавая весьма правдоподобные изображения. Правда, успехами сына гордилась только мать, а отец мечтал передать сыну свой бизнес.

Из биографии гениального живописца известно, что он по воле главы семейства в 1849 году поступил в школу Сен-Джозеф. В 1852 году Поль перевелся из Сен-Джозефа в шестой класс престижного закрытого колледжа Бурбон.

Там создатель картины «Персики и груши» познакомился с будущим знаменитым писателем Эмилем Золя. Именно Эмиль открыл новому товарищу волшебный мир книг и поэзии.

Сезанн Поль Портрет отца Поля Сезанна

В 1855 году шестнадцатилетний Поль окончил колледж, отличившись в написании стихотворений на французском и латыни, но никак не проявив себя как художник. Затем амбициозный юноша по велению отца поступил на юридический факультет. После занятий, вечерами, Поль ходил в местную школу живописи. К радости Сезанна, в ту пору глава семейства не усмотрел в этом занятии ничего предосудительного.

Любимым местом творческого парня был городской музей, в котором регулярно выставлялись живописные полотна. Именно там Сезанн понял, что хочет стать художником. Правда, отец был непреклонен и настаивал на том, чтобы сын продолжал изучать право.

Мыслями одаренный юноша был в Париже, в который его зазывал друг по колледжу — Эмиль Золя, перебравшийся к тому времени во французскую столицу и пробовавший свои силы в литературном творчестве. В конце концов, Сезанн добился от отца позволения уехать на пару месяцев в гости к товарищу.

Сезанн Поль Поль Сезанн в молодости

В 1861 году юный живописец окончательно перебрался в столицу Франции для того, чтобы готовится к поступлению в Академию художеств.

В тот период Сезанн посещал занятия в местной мастерской, в которой он познакомился с будущими импрессионистами Камилем Писсарро и Клодом Моне, которые хоть и обучались азам рисования, но уже имели собственное сформированное видение пути развития живописного искусства.

Писсарро сразу поверил в Сезанна и прочил в будущем ему успех. Несмотря на хвалебные отзывы, молодой художник из провинции чувствовал себя чужим в атмосфере столичной мастерской. Единственным другом, которого он там завел, был его земляк Ахилл Амперера, который впоследствии увлеченно писал обнаженных женщин.

Сезанн Поль Ахилл Амперера

Поль не верил в свой талант. Временами ему даже казалось, что все его занятия бессмысленны и нужно вернуться в родные края, чтобы продолжить дело отца. Художника мучили угрызения совести и чувство вины перед родителем, надежды которого он не оправдал. Эти душевные терзания в конечном итоге привели к тому, что творец бросил любимое занятие и уехал домой.

В Экс-ан-Провансе Поль стал работать в банке Сезанна – старшего, которого обрадовало возвращение блудного сына. Правда, радость обоих была недолгой.

Парень не мог долго жить без живописи и скоро вновь стал посещать школу рисования.

После проведенного дома года и бесконечных разговоров с главой семейства молодой человек вновь отправился в Париж с намерением во что бы то ни стало поступить в школу при Академии художеств.

Готовясь к сдаче экзаменов, Сезанн вдруг обнаружил, что ему чуждо то искусство, которое он вознамерился изучать. Салонная живопись казалась юноше бессмысленной и пустой. Помимо прочего, Поль вновь стал сомневаться в собственном таланте. Он много работал, но его недовольство собой только усиливалось. Результатом стала очередная неудача – художник завалили экзамены.

Сезанн Поль Поль Сезанн

В 1863-ем живописец посетил Салон, в котором увидел отвергнутую публикой скандальную работу Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Это произведение, благодаря которому в искусстве того времени свершился переворот, изменило и видение мира Сезанна. Именно оно приобщило молодого художника, как и многих его ровесников, к новому пониманию искусства.

Судьбоносным для Сезанна стало знакомство с Фредериком Базилем, случившееся в этом же году. Базиль привел нового знакомого в мастерскую Марка Глейра, выпускниками которого были Клод Моне, Альфред Сислей и Огюст Ренуар. Природная робость не позволила Сезанну влиться в круг будущих импрессионистов.

В 1864 году, получив отказ Салона принять его новые работы, Поль вновь бросил занятия живописью и снова вернулся в Экс-ан-Прованс. Правда, и там он продолжил писать, не в силах отказаться от занятий искусством. Через полгода Сезанн приехал в Париж, чтобы в очередной раз показать жюри Салона свои работы, которые те вновь забраковали.

Сезанн Поль Автопортрет Поля Сезанна

По возвращении в Экс-ан-Прованс Поль посвятил себя портрету. Он упорно работал, но и в следующем году произведения художника были списаны в утиль. Сезанн совершенно отчаялся. Он понимал, что его творчество чуждо современникам, но рисовать, подстраиваясь под узко мыслящих критиков, живописец не хотел.

После того как на очередном предварительном показе в Салоне картины Сезанна получили издевательские овации публики, к нему подошел Эдуард Мане, который тепло отзывался о работах молодого дарования. Получив положительный отзыв от своего кумира, Сезанн наконец-то обрел уверенность, которой ему так не хватало.

Живопись

Работы раннего периода творчества Поля имели романтический характер: сцены насилия («Убийство»), натюрморты («Натюрморт с черепом и подсвечником»), эротические видения («Оргия»).

Сезанн Поль Картина Поля Сезанна «Персики и груши»

В начале 1870-х годов художник начал писать этюды на пленэре и в совершенстве овладел техникой мелкого мазка. Наиболее импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного».

Сезанн Поль Картина Поля Сезанна «Берега Марны»

Стоит отметить и то, что в пейзажах с панорамным охватом Сезанн достигал величественной эпичности («Берега Марны»), а в натюрмортах подчеркивал структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры («Горшок с геранью и фрукты», «Натюрморт с яблоками и апельсинами»).

Сезанн Поль Картина Поля Сезанна «Натюрморт с яблоками и апельсинами»

На рубеже 1880-1890 годов Поль все больше увлекся фигурными жанрами. Так, композиция «Пьеро и Арлекин» сюжетно посвящена последнему дню карнавала перед постом. В этот же период живописец написал серию картин, посвященных игре в карты. Все они вышли под одинаковым названием – «Игроки в карты».

Картина Поля Сезанна «Пьеро и Арлекин»

С каждой последующей работой автор уменьшал количество изображенных на холсте людей, а также удалял с полотна лишние детали. Героями картины были люди, живущие в дорогих сердцу художника краях – в Провансе.

Картина Поля Сезанна «Игроки в карты»

Творчество одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, оказало громадное влияние как на художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства.

Личная жизнь

Сезанн, страдавший от фобии прикосновений и способный разве что сбрить бороду, чтобы завоевать понравившуюся женщину, был женат на натурщице Мари-Гортензии Фике.

Встреча будущих супругов произошла в Париже в 1869 году, когда Сезанну было тридцать лет, а Фике едва исполнилось девятнадцать. Через год влюбленные уже жили вместе. В 1872-ом Мари родила избраннику сына, который при крещении получил имя Поль.

Картина Поля Сезанна «Дома у дороги»

После рождения наследника чувства живописца к супруге постепенно остывали. Разлуки, случавшиеся во время сезонных переездов Сезанна то в Париж, то в Экс-ан-Прованс, усугубляли и без того шаткое положение дел.

Сначала их отношения были тайными. Ни Поль, ни Мари не стремились вести общее хозяйство. Сезанн, опасавшийся родительского гнева, приложил немало усилий, чтобы отец не узнал о его возлюбленной.

Читайте также:  Лентулов "собор василия блаженного" описание картины, анализ, сочинение

Портреты жены Поля Сезанна

Открыто признать связь с Гортензией и официально усыновить Поля получилось только в 1886 году, когда они наконец поженились. В итоге за двадцать лет супружеской жизни Сезанн написал маслом двадцать четыре портрета Гортензии. После того как супруги развелись, натурщица продолжала позировать Полю.

Смерть

Известно, что на протяжении последних лет жизни у художника обострился диабет. Помимо прочего, он страдал от конъюнктивита и гнойника на правой ноге. Для того чтобы добираться до пленэра, живописец каждый день нанимал один и тот же ветхий экипаж, доставлявший его от собственного дома до места назначения.

Когда в октябре 1906 года стало прохладно и самочувствие создателя картины «Дома у дороги» ухудшилось, цена на экипаж резко подскочила, и разгневанный Сезанн прогнал возницу. Из-за того что художник был не в состоянии носить громоздкие принадлежности, необходимые при работе маслом, он перешел на акварель. Правда, даже ходьба с этюдником на спине была для мастера испытанием.

Поль Сезанн в последние годы

Однажды Поль попал в сильную грозу недалеко от горы Сент-Виктуар, на которой он часто писал этюды. По пути домой продрогший живописец потерял сознание. Через пару часов кучер проезжавшего мимо экипажа подобрал мастера и отвез его восвояси. Домоправительница, увидев Сезанна, тут же послала за доктором.

Следующий день был холодным, и, вопреки предписаниям врача, своенравный художник отправился дописывать портрет своего садовника Валье среди лимонных деревьев на холме. Проведя весь день на улице, Поль простыл. У него начался жар. Творец всегда испытывал отвращение к чужим прикосновениям, но в тот день попросил Валье помочь ему спуститься к дому.

Могила Поля Сезанна

Заболев пневмонией, осложненной хроническим диабетом, художник скончался, так и не придя в себя. На протяжении пары дней автор произведения «Купальщицы» бредил, попеременно бормоча себе под нос имена то покойного друга Эмиля, то сына. Сестра Мари, понимая, что брату осталось недолго, пригласила в дом священника, который совершил все полагающиеся обряды.

Картина Поля Сезанна «Купальщицы»

22 октября 1906 года, когда Мари была в церкви, домоправительница обнаружила, что лежащий лицом к стене художник скончался. Объявление о смерти отложили до следующего дня, чтобы жена живописца Гортензия и наследник приехали на похороны Сезанна, проходившие на кладбище Сен-Поль в Экс-ан-Провансе.

Произведения

  • 1865 – «Натюрморт с хлебом и яйцами»
  • 1867 – «Пейзаж с источником»
  • 1867 – «Похищение»
  • 1869 – «Завтрак на свежем воздухе»
  • 1870 – «Купание»
  • 1870 – «Убийство»
  • 1874 – «Дом отшельника в Понтуазе»
  • 1877 – «Вечно женственное»
  • 1877 – «Мадам Сезанн в красном кресле»
  • 1884 – «Натюрморт с суповой чашей»
  • 1890 – «Мужчина с трубкой»
  • 1900 – «Натюрморт с черепами»
  • 1906 – «Садовник Валье»

Источник: https://24smi.org/celebrity/4761-pol-sezann.html

Знаменитый натюрморт и Сезанн

Французский художник Поль Сезанн был человеком странным. Замкнутый трудоголик с завышенной критикой к самому себе. Всю жизнь он старался быть лучшим, был «жаден» до нового и необыкновенного. Хорошо учился, был обеспечен, получил прекрасное религиозное образование, а известен стал как художник. Сезанн создал натюрморты, о которых нельзя не сказать, рассматривая мировое искусство.

Поль Сезанн

Работы этого художника хочется рассматривать. Классика и вызов. Яркие краски и классические образы сложных форм.

Поль Сезанн был человеком увлекающимся, но замкнутым, что характерно прослеживается в его гениальных произведениях.

Сезанн Поль

Картины Поль Сезанн писал, как одержимый, отдавая каждой всего себя. В них очень четко прослеживаются переживания и познания нового. Затворнический образ жизни художника, окутанного фобиями и страхами, не лишил его яркой и красочной жизни. Он, безусловно, один из самых выдающихся персонажей 19-го века.

Биография

Будущий гений Поль Сезанн родился в 1839 году на юге Франции в достаточно деспотичной семье. Отец был строгих нравов и воспитывал сына в соответствии со своими религиозными представлениями о жизни.

Сезанн Поль

Поль получил достойное образование, которое давало ему «путевку в жизнь». Он обладал прекрасной памятью, хорошо разбирался в литературе. Говорил на нескольких языках и знал толк в точных науках. Его знакомство с живописью произошло банально – это был обязательный предмет в школе, где он учился.

Твердое желание заниматься живописью пришло к Сезанну в двадцатилетнем возрасте. Как одержимый он начнет писать и искать собственный стиль всю свою жизнь. Последние работы будут написаны им в год его смерти – в 1906-м. За свой долгий творческий путь художник создаст более 800 работ, многие картины, к сожалению, он уничтожит, как «недостойные».

В тридцать лет Сезанн женился на Марии-Гортензии Фике, с которой прожил в браке почти 40 лет. У семьи родился сын Поль.

Свой знаменитый «Натюрморт с яблоками» Поль Сезанн будет улучшать всю жизнь.

Известные картины

Картины Поля Сезанна невероятно разнообразны.

Взглянув на несколько из них, особенно написанных в разные периоды жизни художника, сложно представить, что эти произведения принадлежат кисти одного человека.

В ранних работах мастера чувствуется дух романтизма, нежность и реализм в движениях и формах. Период влияния импрессионизма отличается буйством красок. Очень реалистичные пейзажи художник пишет в 90-е годы.

Его картины – это вызов, где рядом идут бунтарство и прозрачность натюрмортов. Его самые известные работы: «Девушка у пианино», «Пьеро и Арлекин», «Игроки в карты», а также «Мужчина с трубкой» и «Купальщики».

Сезанн Поль

Сезанн создал натюрморты, по которыму его можно узнать из тысячи других художников. Это «Натюрморт с драпировкой» или «Занавес, кувшин и блюдо с фруктами». Самые обсуждаемые его работы, стали визитной карточкой гения в будущем.

Работа Сезанна «Букет цветов в голубой вазе» также входит в сотню самых узнаваемых мировых произведений. Сегодня, глядя на нее, мы невольно узнаем в ней влияние Моне и Писсарро. Яркая, лаконичная, она относится к ранним работам художника.

А такие произведения как: «Гора св. Виктории» и «Курильщик» – вы можете увидеть в Эрмитаже.

По теме:  Картинная галерея Тамбова: история, описание

Натюрморты Сезанна

Как это часто бывает, художники становятся знаменитыми только после своей смерти. Печальная участь не обошла стороной и Сезанна. При жизни он не пользовался особым успехом.

Сегодня Поль Сезанн «Натюрморт с яблоками» мог бы продать за миллионы долларов! Не секрет, что картина художника «Занавес, кувшин и блюдо с фруктами» является одним из самых дорогих произведений мирового искусства.

Сезанн Поль

Сезанн часто писал яблоки, их можно встретить в большинстве его натюрмортов. Художник не просто любил эти незамысловатые фрукты, он считал их простыми, но в то же время уникальными по своей цветовой палитре. Именно этой красочной простотой он мечтал удивить весь Париж, что у него и получилось.

Картина Сезанна «Натюрморт с драпировкой» – самая узнаваемая его работа. Она написана за 10 лет до смерти художника. В центре произведения белый кувшин с яблоками и апельсинами.

Однако даже здесь прослеживается бунтарский дух маэстро, а именно в столе, который лишен правильных пропорций и намеренно был изображен художником выпуклым.

Чистые насыщенные цвета толкают нас к импрессионистам, но искаженные правила и разбросанные предметы в произведении дают понять, что это особенный стиль Сезанна.

Постимпрессионизм

Поль Сезанн начинал свой творческий путь под флагом импрессионизма. Его близкий друг и соратник Камиль Писсарро был его учителем. Но со временем тонкий и живой ум Сезанна стал сопротивляться простым формам выбранного им направления.

Он решил создать новый виток в искусстве. Импрессионизм того времени не был признан публикой, люди больше высмеивали новые веяния, нежели принимали их.

Желание смешивать обычное и нетривиальное впоследствии принесло художникам-постимпрессионистам свои плоды.

По теме:  Вятская роспись: история происхождения, символика, фото
Сезанн Поль

Заключение

Поль Сезанн оставил нам мировое наследие. Совершенно разный, непредсказуемый, он посвятил свою жизнь искусству, и сделал это не зря! Его противоречивые работы то мрачные, то переполненные яркими красками, то прозрачные, то почти невесомые.

Броские портреты, пронзительные образы героев, непонятная геометрия натюрмортов и мягкие образы обнаженных фигур поражают откровенностью, вызывают в нас желание рассматривать детали. Все это Поль Сезанн – гениальный, но, как и многие, не признанный в свое время.

Натюрморты Сезанна – это эксперимент, открывший для нас целый мир простых вещей. Он создал свою особую атмосферу, собственную культуру и неповторимый стиль.

Сезанн не основал никакой школы, у него не было последователей при жизни, все, что он имел – индивидуальность. Художник-живописец был единственным в своем роде, именно его именем названа целая эпоха постимпрессионизма.

  • Сезанн Поль МРТ, расшифровка. МРТ головного мозга, гортани, брюшной полости, позвоночника
  • Сезанн Поль Автомагнитола JVC KW-AV51: описание, характеристики, инструкция
  • Сезанн Поль Автосалон «АвтоМаркет»: отзывы
  • Сезанн Поль Одна и две «н» в наречиях. Как писать правильно?
  • Сезанн Поль Как юмор помогает справиться со стрессом?
  • Промышленный маркетинг: понятие, особенности процесса, стратегия, достоинства и недостатки
  • 9 ошибок тренировки бицепсов Сложно испортить сгибания рук на бицепс, но…
  • Лучшие бренды горнолыжной одежды: обзор продукции, отзывы
  • Как подготовить кусты смородины к зиме правильно?
  • Как проверить заземление мультиметром в частном доме?
  • Должностная инструкция лифтера. Правила безопасной эксплуатации лифтов
  • Хотите иметь длинные и густые ресницы? Сделайте эту сыворотку!
Читайте также:  Балет «гаянэ»: содержание, видео, интересные факты, история

Источник: https://textman.ru/sovety/2018/11/24/126748/

Дама в шляпе и мужчина с трубкой. Эссе

Поэт, эссеист, художник, историк литературы, доктор философии Еврейского университета в Иерусалиме, член Союза писателей Израиля. Родилась и жила в Одессе; с 1992 г. в Израиле, живет в Иерусалиме. Автор восьми книг (стихи, эссе, графика, детская книга), участник международных художественных выставок.

Печаталась в литературных журналах России, Украины, Израиля, США, Англии, Италии, Японии: «Юность», «Радуга», «Арион», «Топос», «Сетевая Словесность», «Бег», «Приокские зори», «Дерибасовская–Ришельевская», «Иерусалимский журнал», «22», «Артикль», «Литературный Иерусалим», «Интерпоэзия», «Квадрига Аполлона», «Бег», «Кольцо А», «Новая реальность» и др.

; в переводе на английский и японский языки: «Confrontation Magazine» (Long Island University), «METAMORPHOSES» (Amherst, Mass.

, USA), «Modern Poetry in Translation» (Oxford, England), «Hokusei review» (Япония); в одесских и израильских поэтических антологиях «Вольный город», «Ориентация на местности», «120 поэтов русскоязычного Израиля», «Антология поэзии Израиль 2005», «Глаголы настоящего времени». Победитель Международных конкурсов графики (Варшава, Москва). Журнальные публикации и графика открыты в Интернете.

  • Имен не помнил, путал даты,
  • Но ты, какой была когда-то,
  • Не исчезала никуда.
  •                 Юрий Михайлик
  • более слово, чем слева
  •                 Велимир Хлебников

Как в сонете Иннокентия Анненского «Так неотвязно, неотдумно, что, полюбив тебя, нельзя не полюбить тебя безумно», где любовная лирика обращена не к женщине, а к поэзии, эпиграф из стихотворения Юрия Михайлика можно соотнести с изобразительным искусством.

А именно с живописью первых десятилетий 20-го века – «Дамой в шляпе» Матисса, портретами  Кандинского, Бакста, Серова, Фешина и др., заодно с обликом курильщика от Сезанна до Хуана Гриса и Ханы Орловой.

А эпиграф из Хлебникова напоминает нам, что авангардное искусство формировалось в Европе и в России вне связи с политическими событиями, до революции 1917 г.

оно не было еще политизировано и художники руководствовались личным интересом к новым выразительным средствам, испытывая влияние художественных открытий, а не административных установок.

Сопоставляя оригиналы картин в музеях и на выставках, благодаря усилиям музейных работников «передвижных» и доступных зрителю в разных странах, видишь, как ощутимо влияли друг на друга художники, распределенные в истории искусств по различным направлениям европейского авангарда.

К примеру, комментируя выставку «Поль Сезанн и русский авангард начала XX века», экспонировавшуюся в 1998  г. в Эрмитаже и Музее им. Пушкина, анонимный автор корреспонденции, цитируемой на разных сайтах, отметив визуально ощутимое воздействие новаций Сезанна на создателей кубизма Брака и Пикассо, подробно пишет о связи живописи Сезанна с работами художников русского авангарда:

«…Возможностью видеть в оригинале полотна Сезанна они были обязаны двум замечательным русским коллекционерам – Сергею Ивановичу Щукину и Ивану Абрамовичу Морозову, которые привезли в Москву все сливки новой французской живописи, в том числе Сезанна, тогда, когда даже во Франции она еще не получила широкого признания.

Посещая частные галереи Щукина и Морозова, московские художники видели все самые новые, прогрессивные достижения французской живописи. Именно благодаря коллекциям Щукина и Морозова смогло возникнуть такое удивительное явление, как русский авангард.

И все же если под авангардом обычно подразумевают русский кубофутуризм, супрематизм, конструктивизм, беспредметную живопись, то на этой выставке был представлен скорее «русский сезаннизм», а не авангард.

Художники «Бубнового валета», такие, как Машков, Кончаловский, Лентулов, за которыми закрепился ярлык «московских сезаннистов», по-своему интерпретировали творческое наследие Сезанна. Их большие, яркие, кричащие полотна имели гораздо больше общего с русским примитивом: вывеской и лубком, нежели с более утонченной, рафинированной живописью Сезанна.

На выставке экспонировались пейзажи, натюрморты, автопортреты русских художников, мотивы которых явно были навеяны полотнами Сезанна. Из наиболее интересных важно отметить «Курящего солдата» Михаила Ларионова, продолжающего сезанновскую тему курильщика, но трактованную в духе русского примитива, а также «Курильщика (стиль подносной живописи)» Натальи Гончаровой».

Дополню этот комментарий датой – выставка «Бубновый валет» открылась в Москве в декабре 1910 года, ее участники и составили одноименную авангардную группу.

В статье искусствоведа Елены Турчинской «Сезаннизм и отечественная живопись XX века», размещенной на сайте Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, характеризуются художественные новации Сезанна, востребованные в живописи русского авангарда:

«Пространственное построение картин Сезанна основано на другой перспективе, которую называют «ныряющей», встречающейся чаще в натюрмортах, когда передняя часть стола развертывается почти параллельно плоскости картины. В пейзажах – это «перцептивная перспектива», как называет ее Б.Раушенбах. При этом, по мнению М.

Матюшина, Сезанн активно апеллировал к зрению, что делал и сам Матюшин в процессе создания своей «теории расширенного смотрения». … Сезанн в своих работах использует своеобразный живописный прием – чередование мазков и пятен, ложащихся рядом друг с другом, благодаря чему холст подчиняется единому и энергичному ритму.

И картина становится сплошным цветоритмом».

Как писал художник-сюрреалист и теоретик искусства Вольфганг Паален, приходит понимание того, что «внутренняя природа вещей так же значительна, как и внешняя.

Вот почему Сёра, Сезанн, Ван Гог и Гоген открывают новую эру в живописи: Сёра – своим стремлением к структурному единству, к объективному методу, Ван Гог – своим цветом, который перестает играть описательную роль, Гоген – смелым выходом за рамки западной эстетики и особенно Сезанн – решением пространственных задач».

В творчестве Пикассо период с 1907 по 1909 гг. называют сезанновским или африканским. Влияние Сезанна приводит и Пикассо, и Брака к геометризму в изображении, когда в основе  сложной композиции лежат простые фигуры – шар, цилиндр, конус. С архаикой африканского искусства Пикассо знакомится в Париже, на выставке в Этнографическом музее Трокадеро весной 1907 года.

История создания кубизма и его разнообразных влияний представлена в моих метатекстах с графикой на сайте визуального искусства «Иероглиф» – «105 лет кубизму» (http://hiero.ru/2237082) и др. Об африканском влиянии на творчество Жоржа Брака речь идет в метатексте «Georges Braque, 1911 /Центральная часть триптиха (http://hiero.ru/2127135) с подписью:

Редкую фотографию молодого Жоржа Брака в его мастерской в Париже (1911 г.) я сканировала из книги: Jean LAUDE. /Французская живопись (1905-1914) и «негритянское искусство»/. PARIS, 1968.

В тот же триптих входит лирико-графический метатекст «Пошли мне сад на старость лет / левая часть триптиха», где приведены фрагменты стихотворений М.Цветаевой, А.Ахматовой, Х.Р.Хименеса, сопровождаемые цитатой из статьи балканского слависта Александра Флакера о свойствах триптиха в искусстве модерна: 

  1. Марина Цветаева
  2. Сад
  3. За этот ад,
  4. За этот бред,
  5. Пошли мне сад
  6. На старость лет.

………………………

  • 1934
  • Анна Ахматова
  • Летний сад
  • Я к розам хочу, в тот единственный сад.
  • Где лучшая в мире стоит из оград,
  • Где статуи помнят меня молодой,
  • А я их под невскою помню водой.
  • В душистой тиши между царственных лип
  • Мне мачт корабельных мерещится скрип.
  • И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
  • Любуясь красой своего двойника.

……………

  1. 1959
  2. Хуан Рамон Хименес
  3. Черепицы в дожде и цветах
  4. Бродят души цветов под вечерним дождем.
  5. О ростки желтоцвета по кровельным скатам,
  6. вы опять отогрели заброшенный дом
  7. нездоровым и стойким своим ароматом

……………………..

  • Перевод А. Гелескула
  • …триптих в искусстве европейского модерна или символизма не говорит о последовательности событий во времени, а создает вариации «того же высказывания или метафорическое его дополнение».
  • Александр Флакер
  • Russian Literature, 16, 1984

……………………..

http://hiero.ru/2189116

Определение Александра Флакера фиксирует ассоциативно-метафорический характер соединения отдельных частей в художественное целое и соотносится с практикой современного искусства, где фрагментарность, как писал Юрий Николаевич Тынянов в статье о Тютчеве, «стала основой для совершенно невозможных ранее стилистических и конструктивных явлений».

В метатексте «Пошли мне сад на старость лет / левая часть триптиха» приведены фрагменты трех стихотворений, в которых ощутимы и вариации, и метафорическое дополнение. Как отметил Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Ахматова ассоциировала сад с Эдемом… Сад в поэзии Ахматовой – символ иного, настоящего и счастливого бытия».

Читайте также:  Билибин "сказка о царе салтане" описание картины, анализ, сочинение

В стихах Марины Цветаевой «Сад» тоже видна эта ассоциация – сад как счастливая мечта в адском и бредовом настоящем. Не упоминая о бредовом настоящем в стихотворении 1959  г.

, Анна Ахматова отталкивается от него, возвращаясь в Летний сад своей молодости, в петербургский текст русской литературы с его привычными атрибутами –невской водой, статуями, двойничеством, отражениями.

В исследовании «Петербург и «Петербургский текст русской литературы» Владимир Николаевич Топоров к числу культовых питерских мифов причисляет их привязку к «узким» локусам (Зимний дворец, Михайловский замок, Юсупов дворец, Исаакиевский собор, фальконетовский монумент Петра, Летний сад).

При сопоставлении с трудами В.Н.Топорова о петербургском тексте русской литературы, тональность которых слышится в ахматовском отрывке из «Поэмы без героя»:

  1. Ветер рвал со стены афиши,
  2. Дым плясал вприсядку на крыше
  3. И кладбищем пахла сирень.
  4. И царицей Авдотьей заклятый,
  5. Достоевский и бесноватый,
  6. Город в свой уходил туман.

возникает метафорическая связь с третьим фрагментом рассматриваемого метатекста – стихотворением испанского поэта Хуана Рамона Хименеса, лауреата Нобелевской премии по литературе 1956 года «За лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии». Стихотворение Хименеса «Черепицы в дожде и цветах» в переводе Анатолия Михайловича Гелескула совмещает романтические души цветов под дождем с заброшенностью и горечью тех мест, «где невеселы краски, и много цветов, и большие глаза нелюдимы и сини…».

……………………………

Дамские шляпы с перьями ушли в прошлое, курение выходит из обихода на наших глазах, может быть, мода вернет их как стилизацию, но останутся стихи, картины, скульптуры, репродукции и ощущение в культурной памяти, что та, «какой была когда-то, не исчезала никогда».

Источник: https://www.promegalit.ru/public/20677_bella_vernikova_dama_v_shljape_i_muzhchina_s_trubkoj_esse.html

Поль Сезанн. Натюрморт с драпировкой

?

likbez_a_m

June 27 2018, 09:59

Category: Поль Сезанн (1839—1906)
«Натюрморт с драпировкой», ок. 1895, Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Импрессионистической* зыбкости, импрессионистическому “прекрасному мгновению» Сезанн противопоставил сгущенную материальность, длительность состояния и подчеркнутую конструктивность.

Он воспротивился тому веянию пассивной красочной нирваны, которое, как тенденция, таилось в живописи Клода Моне (не случайно Писсарро был ему ближе). Живопись Сезанна — это живопись волевая, строящая картину мира, как строят здание.

Даны элементы: цвет, объемная форма, пространственная глубина и плоскость картины.

Из этих простых первоначал Сезанн возводит свои миры, в которых есть нечто внушительно-грандиозное, несмотря на небольшие размеры полотен и скупой набор сюжетов: гора Сен-Виктуар в Эксе, еще раз гора Сен-Виктуар, пруд с мостиком и еще раз пруд с мостиком, дома и утесы, яблоки и кувшин на скатерти, персики на скатерти и еще много раз яблоки, персики и кувшин все на той же скатерти.

Поль Сезанн (1839—1906)
«Гора Сент-Виктуар», 1882—1885, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Бывают поэты для поэтов. Бывают и художники для художников. Сезанн — преимущественно художник для художников. Никто из последующих художественных поколений не мог пройти мимо Сезанна. Каждый что-то у него воспринимал, чем-то обогащался или по крайней мере получал пищу для профессиональных размышлений.

Для большинства же зрителей-непрофессионалов Сезанн труден, а на первый взгляд и скучноват в своем внешнем однообразии — у него нет ни интересных сюжетов, ни лиризма, ни ласкающей глаз палитры. В устойчивой, густой оранжево-зелено-синей гамме он лепит цветом свои пейзажи, — зеленый цвет желтеет, передавая свет, и голубеет, передавая тень и даль.

На сопоставлении холодных голубоватых тонов скатерти и посуды с желто-зелено-красными тонами фруктов строятся его натюрморты. При этом фактурой предметов Сезанн пренебрегает — его яблоки не из тех, какие хочется съесть: они кажутся сделанными из какого-то твердого, холодного и плотного вещества, так же как и кувшин, и даже скатерть.

И действительно: он писал предпочтительно гипсовые муляжи фруктов и искусственные цветы.

Поль Сезанн (1839—1906)
«Натюрморт с драпировкой», ок. 1895, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Фрагмент

Вот наконец зритель встречает «сюжетный» мотив — Арлекин и Пьеро. Но и тут разочарование или недоумение: где же меланхолия Пьеро? Где романтика и мелодрама комедии дель арте? В каких вообще человеческих отношениях друг к другу находятся эти две фигуры — одна синевато-белая, другая черно-красная? Напрасно искать ответа — все это не входит в задачу Сезанна.

Поль Сезанн (1839-1906)
Пьеро и Арлекин. 1888—1890
фр. Pierrot et Arlequin
Холст, масло. 102 × 81 см
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Русский художник Валентин Серов, увидев в собрании Щукина сезанновских «Арлекина и Пьеро», почувствовал к ним неприязнь. Но потом признавался, что эти «два болвана» не идут у него из ума, стоят перед глазами и заслоняют собой все остальное. В самом деле: после Сезанна многое в живописи, даже хорошее, может показаться каким-то маломощным.

В пейзажах Сезанна нет «настроения»,  — но редкие пейзажи других художников выдерживают с ними соседство на одной стене. В его портретах нет психологизма, — но они дают ощущение духовно-физической монолитности, крепости, цельности человеческого существа.

Вентури говорит: «Крестьянин, написанный Сезанном, индивидуален, как портрет, универсален, как идея, торжествен, как монумент, крепок, как чистая совесть».

Поль Сезанн (1839-1906)
«Мужчина с трубкой», 1890.

Вглядываясь в полотна Сезанна, начинаешь чувствовать своеобразное величие этого мастера. Оно не в постижении жизненной характерности изображаемого, а в том, как могущественно и серьезно ставится сама проблема живописного явления, соотносимого с явлением натуры. Вот поэтому Сезанн неоценим для живописцев, хотя не прельщает, как Ренуар, не захватывает, как Домье.

Поль Сезанн (1839—1906)
«Берег Марны», 1888, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Поль Сезанн (1839—1906)
Автопортрет, 1875

Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. 2004

*Импрессионисты стремились передать в своих произведениях непосредственное впечатление от окружающей среды — impression, впечатление прежде всего от современного города с его подвижной, импульсивной, разнообразной жизнью.

Это впечатление они стремились воплотить на полотне, создав живописными средствами иллюзию света и воздуха, богатой световоздушной среды.

Для этого они разложили цвет на весь спектр, стараясь писать чистым цветом, не смешивая его на палитре и используя оптическое восприятие глаза, сливающего на определенном расстоянии отдельные мазки в общий живописный образ.

Они хотели быть максимально приближенными к тому, как тот или иной предмет видит человек в натуре на пленэре… Вот почему один из критиков некогда и сказал, что «импрессионизм в искусстве то же, что натурализм в литературе».

ИмпрессионизмСезаннфранцузская живопись

Источник: https://likbez-a-m.livejournal.com/27428.html

Поль сезанн (1839-1906)

?

Автор — truskovalent. Это цитата этого сообщенияПоль сезанн (1839-1906)

ПОЛЬ  СЕЗАНН (1939-1906)

  Поль Сезанн родился во Франции 19 января 1839 года в городе Экс-ан-Прованс в семье состоятельного буржуа. В колледже Бурбон, в котором он учился, Поль подружился с будущим известным писателем Эмилем Золя.

  Поль изучал право в университете Экса, но не окончил курса, решив целиком посвятить себя живописи. Отец Сезанна не был доволен выбором своего сына, однако, смирился с ним и оставил Полю значительную ренту, позволившую вести вполне безбедную жизнь.  После непродолжительного обучения в Школе Изящных Искусств Экс-ан-Прованса Сезанн отправился в Париж, где познакомился с Камилем Писсарро, Пьер-Огюстом Ренуаром, Клодом Моне и Альфредом Сислеем.  Вместе с ними он участвовал в первой выставке импрессионистов в 1874 году в фотографическом ателье Надара в Париже. Однако, холодная реакция публики по отношению к работам Сезанна на этой и на последующей выставке импрессионистов 1877 года заставили его порвать с этой группой художников.  Большое влияние на творчество Сезанна оказал Камиль Писарро. Они работали вместе в 1872—1873 годах. Большой педагогический дар Писсарро помог Сезанну в поисках его собственной неповторимой манеры живописи.  В 1886 году после смерти отца Сезанн переселился в Экс-ан-Прованс, который больше почти не покидал.  Признание пришло к Сезанну уже около 1900 года. Его картины были представлены на Всемирной выставке в Париже. Он пользовался особенно большой популярностью у молодого поколения художников. 

Поль Сезанн умер 22 октября 1906 года в Экс-ан-Провансе, после продолжительной болезни, связанной с простудой при работе над очередной картиной.

  • ПОДБОРКА  РАБОТ ХУДОЖНИКА:
  • «Девушка у пианино» (Увертюра к «Тангейзеру»), около 1868 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Молодая итальянка», 1896 г «Мужчина с трубкой», 1890 г

«Пьеро и Арлекин» («Масленица»), 1888 год, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

  1. «Гора Сент-Виктуар», 1882-1885 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк .

«Берега Марны», 1888 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург

  • НАТЮРМОРТЫ:
  • «Натюрморт с драпировкой», 1889 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/14102135.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector