Айвазовский «петр i при красной горке» описание картины, анализ, сочинение

Айвазовский Иван Айвазовский (Ованес Айвазян, Иван Гайвазовский, Aivazovsky, Ivan. 1817-1900), –  русский живописец, мастер морского пейзажа (маринист). Популярнейшие картины Айвазовского — “Радуга” (1873 г.), “Чёрное море” (1881 г.), “Волна” (1889 г.), “Девятый вал” (1850 г.). В картине “Девятый вал” талант мастера впервые получил наиболее полное воплощение. Картина написана в тёплых тонах, и поэтому появляется иллюзорная надежда на спасение людей. Несмотря на трагичность сюжета, художник любуется красотой моря. Благодаря мастерству Айвазовского, краскам и передаче света, море выглядит естественным и лучезарным. Своеобразие творчества Айвазовского — в романтическом изображении необъятного величия и буйной мощи морской стихии, огненных закатов, играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей. Очевидец военных манёвров Черноморского флота, Айвазовский посвятил многие картины подвигам русских моряков («Чесменский бой«, «Наварринский бой«, обе — 1848 г.). Повышенная яркость цветовой гаммы постепенно сменяется в картинах Айвазовского стремлением к тональному единству. В лучших поздних работах, сдержанных по цвету, Иван Айвазовский пользуется тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды и света. Иван Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. В Феодосии на заработанные деньги Айвазовский открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880 г.). Айвазовский создал около 6 тыс. картин, много рисунков и акварелей.

Внимание
Изображения в синей рамочке кликабельны.

Коллеги-художники об Айвазовском

Иван Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще». Великий английский пейзажист Уильям Тернер посвящает ему стихотворение и называет гением.

Биография Айвазовского, особенности творчества

Статья Екатерины Деготь  из книги «Художественный календарь 100 памятных дат», М., 1992 г.

 Иван Константинович Айвазовский написал за свою долгую жизнь около шести тысяч картин. На протяжении более чем шестидесяти лет развития русского искусства одну из постоянных позиций в жанровом репертуаре занимали морские пейзажи Айвазовского.

Он был и остался художником одной темы, одного мотива; достигнув совершенства внутри поставленных себе рамок, он их практически не преступал. Отношение же к нему менялось, ведь жанр, им избранный, нес на себе печать времени истоков своего формирования — эпохи позднего романтизма.

Море как образ природы вообще, величественной и грозной «стихии», превосходящей человека, — такие идеи лежали в основе морских пейзажей романтиков разных стран Европы.

В России идею романтической «стихии» в пейзаже впервые воплотил учитель Ивана Айвазовского — Максим Воробьев, сделав предметом своего пейзажа бесконечность пространства, «обольщения перспективы», как любили говорить тогда, поразив зрителя «одой из воздуха, воды и света».

Воробьев создал целую школу, оставившую заметный след в истории русского пейзажа; но популярность его померкла перед знаменитостью его, быть может, не самого талантливого (рядом с Михаилом Лебедевым) ученика — Ивана Айвазовского. Родился Иван Айвазовский в Феодосии, с которой впоследствии оказалась связанной вся его жизнь.

Талант его был замечен городским архитектором, вследствие чего мальчика определили в Симферопольскую гимназию, а позднее в петербургскую Академию художеств. Уже в 1835 году Иван выставил первую работу— «Этюд воздуха над морем». В 1837 в виде исключения курс академического обучения сокращен ему на два года за особые успехи.

Затем Иван Айвазовский работает над видами с натуры, как художник участвует в военной экспедиции М.Лазарева, В.Корнилова и П.Нахимова, а в 1840 году он командирован в Италию, где становится необычайно популярным. В каждом магазине, сообщает будущий ректор Академии Ф.Иордан, продаются виды моря «под Айвазовского».

Великий английский пейзажист Тернер посвящает ему стихотворение и называет гением. В 1843 году Иван Айвазовский путешествует со своей выставкой по Европе, покоряя Париж, Амстердам, Лондон… Возвратившись в Россию, он получает звание академика и живописца Главного морского штаба». С 1845 года Иван Айвазовский  живет в Феодосии, помимо чистых пейзажей занимается батальным жанром, в том числе и историческим, запечатлевая в бесконечных вереницах полотен все сколько-нибудь значительные победы русского оружия на море. Подвергаясь в шестидесятые и семидесятые годы суровой критике, Айвазовский не бросает своих излюбленных приемов и сюжетов. Умер Иван Айвазовский 19 апреля 1900 года за работой над картиной «Взрыв турецкого корабля».

Особенности творчества Айвазовского

Творчество Айвазовского, несмотря на эволюционные изменения, предстает перед нами прежде всего как целое. Художник оперирует на протяжении всей жизни узким кругом мотивов. Характерно, что, выходя за пределы этого круга, он создает вещи удивительно неудачные и почти комичные (таковы его жанры, таковы зимние пейзажи).

Его мотивы — эффектные состояния природы, лунные ночи, экзотические восточные виды; это бури и кораблекрушения, но также и идиллические морские пейзажи с одиноким лучом, падающим из-за облаков. Идиллия и драма — две совершенно различные тематические сферы в творчестве Айвазовского, они никогда не переплетаются в пределах одного пейзажа, сложность эмоции ему неведома.

Состояние природы всегда однозначно, рассчитано на вполне определенную эмоциональную тональность. Такая апелляция к эмоциям была характерна для сформировавшейся еще в конце 18 века эстетики «живописного» в природе, того, что обращается не к разуму, но к воображению. Еще более усилилось это в романтическом пейзаже.

«Именно на картинах Айвазовского чувство находит то, что говорится ему прямо, ум остается в прекрасном dolce far niente, не помня о собственном существовании», — писал в сороковые годы славянофил и ценитель искусства Ф. Чижов. Картины Айвазовского были близки веку, который видел себя потрясаемым сильными страстями» и искал «сильных ощущений».

Ведь, как заметил Гоголь, XIX век есть век эффектов». Гоголь, восхищавшийся Айвазовским почти так же, как и Брюлловым, мог бы, вероятно, сказать и о нем, что «он силится схватить природу исполинскими объятиями и сжимает ее со страстью любовника».

Эта эмоциональность вместе с тем предусматривала вполне определенное русло, по которому должно было идти чувствование пейзажа; отсюда та символичность, которой наполнены эти картины природы. Морская стихия выступает в них как «море житейское», затерянный в нем или погибающий корабль — как символ человеческой судьбы.

В пейзажах Айвазовского мы видим различные степени такой аллегоричности: от попытки прямого изображения символа надежды и гибели («Девятый вал») до более повествовательных, более буквальных батальных сцен, в которых аллегория отступает на второй план.

В искусстве Ивана Айвазовского много общего с Брюлловым, который в каком-то смысле определил творческие принципы множества русских художников, вышедших из позднего романтизма. Среди них — стремление представить свой творческий процесс как импровизацию, мифологизируя «волшебную творческую силу».

Иван Айвазовский работал действительно быстро, всегда по памяти, полагаясь на свою фантазию и на затверженность тех отдельных элементов, из которых складывалась картина. Стены мастерской художник стремился держать пустыми, дающими простор видениям воображения. Картины Айвазовского часто строятся на контрасте, прежде всего света и тени, нередки формы, данные «на просвет».

Все пронизано светом или погружено во тьму, первенствует стихия, «бездна эфира». Не случайно, что гармония берега и воды, присутствовавшая в пейзажах Сильвестра Щедрина, у Айвазовского нарушается: это все чаще открытое море, берег и скалы не представляют собой счастливого приюта. Даже гроты у Айвазовского не такие, как у Щедрина, это гроты, в которые нужно вплывать на лодке, они также относятся к «морскому», не к «человеческому» пространству. Идеи сверхчеловеческой «бездны» даны и композиционно — наши взгляды художник направляет куда-то далеко к горизонту. Пространство у него всегда подавляет человека, даже если буря не стала сюжетом картины.

«Эстетика эффектов», столь ярым последователем которой был Айвазовский, в шестидесятые годы 19 века начала терять своих сторонников. Признавая безусловную одаренность художника, критики начинают говорить об архаичности и академичности его запоздалого романтизма.

Однако  творчество Айвазовский в эти годы все же несколько меняется: появляются так называемые «голубые марины» с их подчеркнуто цветной «атмосферой», не имеющей, конечно, ничего общего с пленэрной живописью. Помимо этого, большее место начинают занимать в его творчестве городские виды.

Таков был его ответ на требование в искусстве «реальности». Наступили, однако, времена, когда даже непримиримый противник творчества Айвазовского Крамской не только признал одну из его работ, но и поместил ее в свою собственную картину «Неутешное горе».

Это было полотно «Черное море» (1881): «На картине нет ничего, кроме воды и неба, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, которые я только знаю».

Синтетические образы моря иногда находили у позднего Айвазовского формы выражения, свободные от «бурных» проявлений, что и понравилось Крамскому.

Бесконечность и величие мира — идея, созвучная неоромантическим устремлениям 1880—90-х годов, в которые влилось и творчество Айвазовского, написавшего в 1897 году: «Я только что окончил большую картину, содержание очень фантастическое: присутствие Вселенной между планетами».

 Картины Айвазовского

  • Девятый вал 1850.
  • Айвазовский
  • Черное море 1881.
  • Айвазовский
  • Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года 1848.
  • Айвазовский
  • Радуга 1873.
  • Айвазовский
  • Наполи
  • Айвазовский

Аул Гуниб в Дагестане. 1869.

  1. Айвазовский
  2. Баржи у морского берега.
  3. Айвазовский

Башня. Кораблекрушение 1847.

Айвазовский

Берег моря ночью. У маяка. 1837.

  • Айвазовский
  • Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года 1848.
  • Бой парохода Веста с турецким броненосцем Фехти-Буленд в Чёрном море 11 июля 1877 года 1877.
  • Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями 1892.
  • Бурное море ночью 1853.
  • Буря на море 1850.

Буря у мыса Айя. 1875.

Бухта Золотой Рог. Турция 1845.

Вдоль крымского берега. 1872.

Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо 1844.

  1. Венеция 1844.
  2. Вид на венецианскую лагуну 1841
  3. Вид на скалистый берег со стороны моря 1845.
  4. Всемирный потоп 1864.
  5. Гондольер на море ночью 1843.

Десант Н.Н.Раевского у Субаши 1839

Золотой рог. Босфор. 1872.

Константинополь. Вид на бухту Золотой Рог с автопортретом рисующего художника. 1880.

  • Кораблекрушение 1843.
  • Кораблекрушение у Афонской горы 1856.

Лазоревый грот. Неаполь 1841.

Лунная ночь в Константинополе. 1862.

Лунная ночь на Босфоре. 1894.

  1. Лунная ночь на Капри 1841.

Море. Коктебель. 1853.

  • Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года 1846.
  • Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года 1846.
  • Морской вид с часовней на берегу 1845.
  • Морской пролив с маяком 1841.
  • Неаполитанский залив в лунную ночь 1842.

Неаполитанский залив в лунную ночь. Везувий 1840.

  1. Неаполитанский залив в туманное утро. 1874
  2. Петр I при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам своим 1846.

Побережье в Амальфи. 1841.

Посещение Байроном мхитаристов на острове Св. Лазаря в Венеции. 1899.

  • Пристань в Феодосии 1840.
  • Сигнал бури 1851.

Синопский бой. Ночь после боя 1853.

Хаос. Сотворение мира 1841.

Источник: https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/612-ivan-ayvazovskiy.html

Иван айвазовский — гений морской пучины

Иван Айвазовский – истинный гений безудержной морской стихии. Царь моря. Созданные им картины моря неповторимы и узнаваемы. Вот оно бушующее, враждебное, клокочущее, а вот повеял легкий бриз, и волны с белыми барашками набегают на берег. А вот оно ласковое и ручное – как маленький котенок улеглось возле ног…

Айвазовский «Большой рейд в Кронштадте» 1836, Государственный Русский музей

Будущий художник-маринист появился на свет в Феодосии. Незаурядное дарование мальчика проявилось очень рано. Он сам обучился скрипичной игре, прекрасно рисовал своё любимое море.

Однажды Ованес (таково настоящее имя художника) мастерски изобразил солдата, стоящего в карауле. Рисунок случайно попал на глаза Феодосийскому градоначальнику.

Благодаря его протекции способного юношу приняли в Петербургскую императорскую Академию художеств.

Айвазовский «Кораблекрушение у Афонской горы», 1856. Центральный военно-морской музей Санкт-Петербург

В 1833 году в Санкт-Петербург приехал Филипп Таннер – французский мастер изображения моря. Вскоре ему понадобился толковый помощник. Им-то и стал Иван Айвазовский. Стараясь успевать в Академии, молодой художник работал в две смены и даже представил на выставке два своих полотна. В рецензии на эти работы написали: «Талант Айвазовского поведет его далее». И они не ошиблись.

Айвазовский «Встреча рыбаков». Государственная Третьяковская галерея

В 1837 году за достижения в изобразительном искусстве руководство Академии присудило юному художнику Большую золотую медаль и вынесло решение командировать его в солнечный Крым для оттачивания мастерства.

В первых полотнах того времени отражены яркие картины прибрежной полосы Солнечного полуострова. «Без моря я не представляю своей жизни» — часто повторял художник.

Он обладал удивительной способностью передавать движение моря.

Айвазовский «По дороге в Ялту», 1860-е. Государственная Третьяковская галерея

Значительных успехов достиг художник в Италии. За это время Айвазовский создал сорок крупноформатных полотен. Все свои произведения художник выдерживал в одной тональности, основываясь на единстве светотени.

Айвазовский «Вид на Капри», 1845. Государственный музей русского искусства, Киев

Самой масштабной картиной, написанной Айвазовским в Италии, считается «Сотворение мира», изображающее противоборство двух стихий: небесной и морской.

Айвазовский Сотворение мира. 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

После возвращения в Россию Айвазовский написал свои самые известные полотна. Главной темой картины «9-ый вал» выступила борьба человека с морской стихией. А в полотне «Черное море» Айвазовский мастерски передал её неповторимую магию. «Это один из величайших шедевров, какой я когда-либо видел» — так сказал о картине Иван Крамской.

Айвазовский Девятый вал. 1850. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Бурное, холодное, но одновременно прекрасное море изображено мастером на полотне «Среди волн». Айвазовский мастерски озаряет волны ярким лучом света.

Айвазовский Среди волн, 1898. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия.

Оказывается, у Айвазовского была абсолютная память и исключительная работоспособность. Он написал более 6000 полотен. Причем, многие марины — по памяти.

Айвазовский Аю-Даг в туманный день. 1853. Галерея Г. Басмаджяна, Париж

Что ж, никто так, как Иван Айвазовский не смог выразить на холсте притягательность и неповторимость морской стихии. И, надо сказать, его талант оказался настолько сильным, что даже передался по наследству его потомкам – почти все его внуки стали художниками-маринистами.

Айвазовский «Побережье в Амальфи», 1841. Государственный Русский музей., Санкт-Петербург

Начиная с XVII века изображение моря заняло большое место в европейской живописи. Особенно широкое развитие маринистическая живопись получила в Голландии, Англии и Франции.

Но ни один художник не поднялся до восприятия моря как живой стихии, и только Айвазовский, наделив его всеми оттенками своих чувств и переживаний, сумел передать на полотне поэтическое представление своего народа о море как о грозной силе, зовущей к мужеству, отваге, борьбе. Издревле для русского народа морская стихия была синонимом свободы.

  • «Петр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу, для подачи сигнала гибнущим судам своим», 1846
  • «Русская эскадра на Севастопольском рейде», 1846. Государственный Русский музей
  • «Всемирный потоп», 1864
    Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Закат», 1866 . Собрание А. Шагиняна, Нью-Йорк

  1. «Захват пароходом Россия турецкого военного транспорта Мессина на Черном море 13 декабря 1877 года»
  2. Источник: painteropedia.ru

Факты об Иване Айвазовском

Иван Айвазовский начал рисовать с ранних лет. В роли полотна при этом выступали заборы, дома, альбомы и даже песок.

Один раз рисунки в городе увидел местный губернатор, который был настолько поражён талантом мальчика, что потребовал у подчинённых разыскать его, чтоб познакомиться.

Некоторое время спустя будущий всемирно известный художник поступил в Петербуржскую Академию художеств именно при помощи этого человека.

Художник никогда в жизни не был вольным творцом. Занимая должность художника в Главном морском штабе, он постоянно направлялся в места сражений для оперативного изображения боевых действий, ведь запечатлеть их в те времена могли исключительно живописцы. При этом, множество картин были написаны из рассказов очевидцев.

  • Иван Константинович был очень работоспособным человеком, свидетельством чего являются более 6000 написанных картин.
  • Айвазовский считал, что умение писать по памяти отличает настоящего художника от ненастоящего:

Окна мастерской Айвазовского смотрели в сторону двора, поэтому моря с них не было видно. Он писал свои марины по памяти, исключительно точно передавая различные состояния моря.

Айвазовский часто приезжал к брату на остров св. Лазаря. Там он останавливался исключительно в комнате Джорджа Байрона.

  1. Самой дорогой среди всех картин Айвазовского стал ««Вид Константинополя и Босфора», купленный в 2012 году на британском аукционе Sotheby’s за 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов, что в переводе на рубли составляет более 153 миллионов.

Пребывая в Италии, живописец создал картину «Хаос. Сотворение мира», которая произвела такой фурор, что в последствие была приобретена Римским Понтификом, наградившим его золотой медалью.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Источник: https://moiarussia.ru/ivan-ajvazovskij-genij-morskoj-puchiny/

Издания

Главная / Издания / Мультимедиа / Айвазовский И.К. Петр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим

Айвазовский Айвазовский Мультимедийный фильм Год издания: 2015 Язык: русский В 1846 году живописец Главного морского штаба И.К. Айвазовский создал ряд батальных произведений, посвященных событиям Северной войны со шведами: морским битвам при Ревеле, Выборге, Красной Горке, сыгравшей роль временного пристанища петровского флота во время взятия Выборга в 1710 году. В картине показан реальный исторический эпизод. Айвазовский Шторм, разыгравшийся в мелководном Финском заливе возле Кронштадта, разметал строй русской эскадры и понес корабли на мель. В «Походном журнале» Петра I записано, что 1 мая, в Вальпургиеву ночь, «великое несчастье случилось, провиантские суда и галеры едва не все отнесло в большое море гораздо далеко…» Айвазовский Петр I, управляя яхтой «Лизетта», с риском для жизни добрался до берега и развел спасительный костер, который, подобно маяку, указал кораблям путь в безопасную бухту. Через неделю флот смог доставить вооружение, боеприпасы и провиант к Выборгу, и 10 мая началась выгрузка. Вскоре Выборг сдался. Несколько позже победу отпраздновали на острове Котлин, и эта сцена была повторена как театрализованное действо, свидетелями и участниками которого стало все командование молодого Балтийского флота. Айвазовский В том же году на берегу Финского залива начали устанавливать сигнальные маяки, для ночного прохождения судов.

Русский музей рекомендует

Шедевры коллекции

Айвазовский

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Начать просмотр

Портал КУЛЬТУРА.РФ

Айвазовский

Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.

Перейти на сайт

Мобильные приложения

Источник: http://www.rusmuseum.ru/editions/multimedia/ayvazovskiy-i-k-petr-i-pri-krasnoy-gorke-zazhigayushchiy-koster-na-beregu-dlya-podachi-signala-gibnu/

Айвазовский Иван. Художник моря!

Айвазовский

 Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом движения. Море и небо — вот поистине колдовской калейдоскоп самых фантасмагорических сочетаний колеров, бликов и пятен. Изменяемость отношений красок моря и неба, смена состояний мгновенна, и поэтому мастерство, изображающее эту красоту на холсте или бумаге, выделено в особый жанр, и живописцы, изображающие море, зовутся маринистами.

Айвазовский  Маринист. Это слово само уже несет в себе запас романтики, от него как будто исходит дыхание моря с его бесконечным, беспокойным и могучим дыханием. Художник моря! Этот жанр дался по-настоящему очень немногим большим живописцам, ибо, чтобы изобразить стихию моря, надо быть и вдохновенным поэтов. Так написать саму душу моря, чтобы стать как бы частью этой красоты.

Потому великих маринистов во всей истории мировой живописи можно насчитать лишь с десяток. Но больше.

Среди самых крупных и виртуозных певцов моря был  Иван Константинович Айва­зовский — художник с невероятной маэстрией, покоривший все трудности живописи и с изумляющей, кажущейся простотой и легкостью достигший вершин этого трудного жанра.

Ни Эдуард Мане, ни Клод Моне, которые, как и Курбе, писали марины в числе прочих своих произведений, не достигли таких высот. Иное дело — Тернер или Буден, эти истинные поэты могучей водной стихии, то яростной и бурной, то нежной и тихой…

Айвазовский Все краски радуги, невероятные контрасты света и тени, модуляции тончайших цветов, растворенных во влажном воздухе, вся энергия ветра, разгуливающего на просторах морей,- все, все это должно быть отражено кистью чуткой, одухотворенной страстью, не терпящей штампованных приемов. Излишне говорить уже о том, насколько свободна, но в то же время собрания и сдержанна должна быть палитра мариниста, ибо художником моря может стать только настоящий живописец от рождения, для которого язык красок и тайны колорита ясны до конца. 

Море, как и небо, вечно в движении, в неуловимых рефлексах пленэра. Надо только это уметь видеть и, главное, запечатлеть на холсте, бумаге, на доске офорта или гравюры;.. 

***

В погожий летний день в маленьком крымском городке Феодосии, под плеск набегающей бирюзовой волны, в армянской семье Константина Гайвазовского родился 17 июля 1817 года сын — Ованес…

Можно изъездить весь мир, но безошибочно среди сотен к тысяч полотен ты найдешь и отличишь удивительно живые, трепетные, мягко и тонко написанные холсты, изображающие то просто море, озаренное лучами заката, то валы океана, громоздящиеся в пустынном огромном пространстве, то сцены морских боев…

Айвазовский — так позднее стал он писать свою фамилию — виртуоз кисти, постигший все тонкости изображения марин и достигший вершин славы. Его картины украшают лучшие собрания мира.

Художник, создавший этот поток шедевров, обязан не только своему таланту и трудолюбию.

Прежде всего создание мира его образов определено родиной — Феодосией, где еще малышом он привык видеть и научился любить море.

Айвазовский Феодосия. Крым… Это они служили той соленой купелью, в которой рождался талант будущего мастера. И бесконечная смена состояний, которые так тонко я контрастно отражают море и старые руины Генуэзской крепости, и стремительный бег облаков, то ослепительно белых и похожих на вершины вековых гор, то пурпурно-багряных, будто собравших весь жар полдня, то серебристо-лазоревых, окружающих бледную луну,- все это богатство природы с юных лет запало в душу малыша Ованеса, и он часами сидел у моря, любуясь накатом, оставляющим легкую пену и влажный след выброшенных медуз на берегу. Он дремал под мерный звук дышащего моря, и волны, прибегающие к его маленьким стопам, приходили из далекого далека, где бродили огромные корабли с надутыми парусами, фрегаты, бриги и корветы с десятками пушек, с крутыми бортами, с особо изогнутыми силуэтами, то напоминающими хищную птицу с распростертыми крыльями, то похожие на пущенную из лука стрелу… Все, все замечал и запоминал малыш, а когда пришла пора и муза тихо склонилась у его изголовья, мальчик взял кусок угля и стал рисовать на белой стене родного дома гордо плывущий корабль…

Отец увидел эти первые опыты восьмилетнего сына и, вместо того чтобы выругать его за выпачканную стену, вынес ему несколько листов плотной бумаги и карандаши.

— Рисуй,- сказал отец.

И сын начал рисовать стихийно, безудержно, Желание изобразить мир, его окружающий, было неутолимо. Правда, жизнь нелегка, средств на покупку бумаги, красок не было.

Внезапно уехал в далекую сказочную Венецию старший брат Гарик. Годы шли.

И когда будущему художнику исполнилось десять лет, нужда заставила семью Гайвазовских отдать маленького Ованеса в люди — работать в кофейню к греку Александру.

Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2012/04/blog-post_904.html

Иван Константинович Айвазовский (1817–1900)

Иван Константинович Айвазовский

(1817–1900)

Иван Константинович Айвазовский был всесторонне образованным человеком и интересным собеседником. В юности он часто посещал дом композитора М. И. Глинки, где исполнял на скрипке собственные мелодии. Позднее две из них вошли в оперу Глинки «Руслан и Людмила».

Русский художник Иван Константинович Айвазовский (настоящая фамилия — Гайвазовский) родился в Феодосии, в семье разорившегося торговца. Его отец, по национальности армянин, был хорошо образован, знал несколько восточных языков. В детстве Ваня интересовался музыкой и рисованием — он сам сочинял небольшие музыкальные произведения и исполнял их на скрипке, а также рисовал углем.

У родителей не было возможности дать мальчику хорошее образование. Однако Ване повезло: градоначальник Феодосии А. И. Казначеев заметил талант Айвазовского и похлопотал о его зачислении в симферопольскую гимназию.

Проучившись там два года, в 1833 году шестнадцатилетний Айвазовский был принят в Императорскую академию искусств в Петербурге, в класс М. Н. Воробьева.

Больше остальных Айвазовского интересовала тема моря. Во время учебы будущий маринист даже участвовал в походе Балтийской эскадры и изучал военные корабли. Вернувшись из путешествия, он выполнил несколько картин, которые экспонировались на выставке академии в 1836 году.

В них можно заметить влияние голландских мастеров XVII века, однако талант молодого художника уже ни у кого не вызывал сомнений. Айвазовский окончил академию в 1837 году с Большой золотой медалью, которая давала ему право на заграничную командировку.

Однако перед этим по решению Совета академии молодой художник отправился в Крым писать морские пейзажи.

Там он не только выполнил много пейзажей, набросков с видами Феодосии, Керчи, Гурзуфа, Ялты, Севастополя, но и принимал участие в десантных операциях Черноморского флота.

В 1839 году он участвовал в одном из военных морских походов в качестве живописца. Результатом его творчества в Крыму стал ряд картин, из которых наиболее удачными можно считать «Лунную ночь в Гурзуфе» (1839) и «Морской берег» (1840).

Айвазовский

И. К. Айвазовский. «Петр I при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам своим», 1846, Русский музей, Санкт-Петербург

В 1840 году Айвазовский вместе с другими выпускниками академии приехал в Италию, где довольно быстро завоевал популярность. Он познакомился там с Н. В. Гоголем, а также с художниками А. А. Ивановым и англичанином Дж. Тёрнером.

Айвазовский посетил Рим, Венецию, Флоренцию, Неаполь, изучая художественные шедевры. В это время он выполнил работы: «Вечер в Венеции» (1843, Дворец, Павловск); «Кораблекрушение» (1843, Картинная галерея им. И. К.

 Айвазовского, Феодосия); «Венеция» (1843, собрание Музалевского); «Неаполитанский залив ночью» (1843, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия).

Айвазовский

И. К. Айвазовский. «Бой в Хиосском проливе», 1848, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия

После Италии он отправился в Германию, оттуда — в Голландию, затем посетил Францию, Швейцарию, побывал в Англии, Португалии и Испании.

Во время этих поездок по странам Европы окончательно сложилась художественная манера Айвазовского — он не делал предварительных натурных этюдов и рисунков, довольствуясь только несколькими карандашными набросками, говоря, что «…движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры…» В 1844 году двадцатисемилетний Айвазовский вернулся в Россию знаменитым академиком Римской, Парижской и Амстердамской Академий художеств. Сразу же после возвращения в Петербург он получил звание академика, был причислен к Главному морскому штабу в качестве художника. Вскоре Айвазовский начал работу над крупным заказом — серией картин с видами городов на побережье Балтийского моря.

Айвазовский

И. К. Айвазовский. «Чесменский бой», 1848, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия

Выполнив заказ, мастер в 1845 году вернулся в родной город, построил собственный дом и занялся творчеством. В этот период он написал полотна «Одесса ночью» (1846, Русский музей, Санкт-Петербург), «Вечер в Крыму» (1848, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия).

В 1848 году Айвазовский выполнил несколько марин на исторические сюжеты: «Бой в Хиосском проливе», «Чесменский бой», «Наваринский бой» (все — в Картинной галерее им. И. К. Айвазовского, Феодосия).

На полотне «Бой в Хиосском проливе» художник показал морское сражение, происходящее днем. На переднем плане два корабля: на мачте одного развевается бело-синий андреевский стяг, на мачте другого — красный флаг.

На переднем плане в зеленоватых волнах качается обломок мачты с клочком паруса — по всей видимости, все, что осталось от потопленного корабля.

На заднем плане в дыму сражения можно разглядеть еще несколько мачт и парусов остальных кораблей эскадры.

На картине «Чесменский бой» мастер изобразил подвиг лейтенанта Ильина, который взорвал свой корабль около вражеских турецких судов.

Сражение происходит ночью — в небе, частично затянутом облаками, видна луна. Несколько кораблей горит, солдаты пытаются спастись в лодке.

В последующих работах Айвазовского можно заметить усиление традиций романтизма («Девятый вал», 1850, Русский музей, Санкт-Петербург и др.).

Во время Крымской войны 1853–1856 годов художник неоднократно бывал в осажденном Севастополе.

Впоследствии он запечатлел увиденные события на полотнах «Синопский бой днем» и «Синопский бой ночью» (обе — 1853, Военно-морской музей, Санкт-Петербург).

Через несколько лет он выполнил еще одно полотно, посвященное Крымской войне: «Осада Севастополя» (1859, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия).

В 1867 году художник написал полотно «Остров Крит» (Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия), посвященное освободительной борьбе греков против турецких завоевателей.

В последующие годы мастер выполнил несколько пейзажей с изображением степей, хуторов, а также видов Кавказа. Однако, несмотря на то что художник работал над ними с большим старанием, эти картины все-таки не так выразительны, как его знаменитые марины.

Во второй половине XIX века Айвазовский продолжал писать картины на исторические сюжеты. Особенно интересны работы «Приезд Екатерины II в Феодосию» (1883); «Черноморский флот в Феодосии» (1890); «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями» (1892); «Наполеон на острове Св. Елены» (1897), все — в Картинной галерее им. И. К. Айвазовского, Феодосия).

Айвазовский жил в Феодосии, но довольно часто совершал недолгие поездки в другие страны. Например, в 1870 году он в составе русской делегации присутствовал на открытии Суэцкого канала. Вернувшись в родной город и пользуясь только небольшими зарисовками и прекрасной зрительной памятью, он создал полотно «Суэцкий канал».

Айвазовский

И. К. Айвазовский. «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями», 1892, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия

Художник работал до конца жизни. В последние годы он выполнил множество великолепных произведений: «Черное море» (1881, Третьяковская галерея, Москва); «Корабль „Мария“ во время шторма» (1892, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия) и др.

Девятнадцатого апреля 1900 года за один день он написал свое последнее произведение «Взрыв корабля» (Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия). В ту же ночь Айвазовский умер.

В своем завещании Иван Константинович Айвазовский написал: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусств, составляли полную собственность Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии».

Следующая глава

Источник: https://design.wikireading.ru/13758

Картина недели. «Пётр I при Красной Горке…» Айвазовского

Описывать творческое наследие русского живописца армянского происхождения Ованнеса Айвазяна в цифрах получается наиболее красноречиво, ведь это история большого успеха и благоденствия. Он создал больше 6 тысяч полотен, став сверхпопулярным и богатым при жизни.

Айвазовский был почётным членом доброго десятка мировых художественных академий и почётным гражданином своей родной Феодосии. Он мог позволить себе заниматься меценатством и влиять на политические решения, касающиеся, например, строительства порта Феодосии.

А ещё он мог копать местные крымские курганы с золотом: получалась внушительная прибавка к гонорарам.

Айвазовский — настоящий бизнесмен от искусства, прямо таки анти-герой и заноза для поборников идеи голодного и полусумасшедшего художника как единственно возможного проводника истины и красоты.

К его работам и профессионалы и потребители искусства относятся с тем же трепетом, что и к фотообоям, уж слишком он продуктивен и популярен.

Для критиков весь XX век его вообще не существовало: ну, добротные фотообои и что?

Почему вам будет легко понять Айвазовского

Организаторы выставки в Третьяковке решили показать художника не только в известном всем салонном и коммерческом изводе.

Для более глубокого погружения в метод и психологию творчества Айвазовского экспозиция снабжена личными вещами, артефактами флотского быта, архивными материалами. В 20016-ом его снова стоит воспринимать всерьёз. А еще отменили очередь.

Айвазовскому уже не затмить Серова как самого упоминаемого и ненавистного художника года, которого таковым сделала диковатая толкучка на входе в Галерею.

Теперь посетители выбирают время посещения выставки заранее, во время покупки электронного билета на определённый сеанс на сайте Третьяковской галереи. Зайти на выставку можно строго по указанному в электронном билете времени — в течение 30 минут.

Толкучки нет, а есть свободный доступ к четырём ключевым полотнам, каковыми считаются «Девятый вал» (1850), «Радуга» (1873), «Черное море» (1881) и «Волна» (1889) и к полотну со сдожносочинённым названием «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим», которое даже целиком не влезло в заголовок материала.

Айвазовский

«Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим», Русский музей, 1846

А что горит и причем здесь Красная Горка?

Айвазовский даже не писал с натуры. Как-то это не буржуазно мёрзнуть с этюдником часами. На пленере он проводил сосем не много времени, делал полтора наброска и удалялся чтобы в спокойной и комфортной обстановке дофантазировать пейзаж и сымпровизировать бурю по памяти.

«Пётр I при Красной Горке…» — одна из редких работ фанатика-мариниста, где сюжет не просто повод всласть повыписывать морские волны в ассортименте. Айвазовский любил воду любовью эротомана, и исторические фигуры вроде Наполеона или лорда Байрона для этой страсти — фоновая мелюзга.

Но с Петром случай особый, и не только потому, что это редкая для художник а батальная сцена, на которой, к тому же, огню, а не воде, позволено стать центральной стихией.

Итак, перед нами тот самый сакральный момент, когда что-то пошло не так. Красная Горка — это берег Финского залива, современный запад Ленинградской области, теперь называется Большой Ижорой, в честь финно-угрского народа, которого, впрочем, давно след простыл. Сейчас там остался один худо-бедно внушительный артефакт — старинный шведский королевский тракт.

Событие на полотне происходит во вполне конкретный день 31 августа 1714 года. Тогда Красная Горка была пристанищем русской армии — предстояло забрать себе город Выборг.

Шторм представляет для русского флота большую неприятность, под его натиском ориентиры были потеряны и до берега вот так просто не доберёшься: «великое несчастье случилось, провиантские суда и галеры едва не все отнесло льдом в большое море гораздо далёко». Пётр I разжигает по истине царский костёр.

Прямо ну очень большой. Если присмотреться, можно увидеть фигуру матроса, чьими руками орудует государь–родоночальник отечественного флота.

Всё закончилось благополучно: корабли видят огненный маяк и спасаются, а провиант, который они перевозили, попадает к солдатам, оккупировавшим шведский Выборг.

Этот импровизированный маяк стал первым на берегу Финского залива, через год по приказу Петра установили уже множество стационарных. Картина была заказана Айвазовскому Главным штабом. Он и предоставил чертежи кораблей для исторической точности.

Хотя «Пётр I при Красной Горке…» и не является в полном смысле батальной сценой — тут не люди против других людей, а люди против стихии, а враг их вообще сидит себе в осаждённой крепости — но она динамичнее и «батальнее» полотен, где Айвазовский изображал боевые действия.

Из-за необходимости писать человеческие фигуры и орудия он частенько выступал как никудышный рисовальщик. В общем, от людей у художника были одни неприятности, а вода — лучше людей.

Айвазовский

Законом не запрещено: Петр I при Красной Горке и атака вейперов, 2016

Источник: http://users.livejournal.com/zhavnerovich-/38744.html

  • Предыдущие выпуски «Картины недели» можно найти по ссылкам:
  • «Обезглавливание Иоанна Крестителя» Караваджо
  • «Днём в таверне» Луиса Рикардо Фалеро
  • «Ночной кошмар» Генри Фюссли
  • «Ловля душ» Ван де Венне
  • «Суд Париса» Клингера
  • «Искушения святого Антония» Яна Мандейна
  • «Русалки» Маковского
  • «Великий архитектор» Блейка
  • «Мистерия XX века» Глазунова

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» Гогена

«Урок анатомии» Рембрандта

Источник: https://www.livejournal.com/media/528934.html

И.К.Айвазовский.Из истории русского флота

nezhnaya4youМногочисленными батальными полотнами И.К. Айвазовский (1817 -1900) прославил героев-моряков, отважно защищавших свое Отечество. Его творчество помогает хранить память о славных боевых традициях военно-морского флота. Большой рейд в Кронштадте 1836г Айвазовский изобразил все главные битвы и победы русского флота с момента его возникновения. Cюжеты его картин не образуют единой последовательности хронологического порядка. Воспринимая жизнь флота как нечто близкое и радостное, он часто создавал картины или непосредственно вслед за изображенным событием, или вскоре после него, или (что редко бывало), связывая его с какой-нибудь исторической датой. Крондштатский рейд 1839-40 Десант Н.Н.Раевского у Субаши 1839г Обеспечение выхода к берегам Балтийского моря не могло быть осуществлено без флота. К его строительству приступили, как только русские войска утвердились на берегах Балтики. Из Северной войны Россия вышла сильной морской державой. В ходе войны были устроены военные базы в Выборге, Ревеле и других местах.

Ревель(Tallinn). 1844г

Кронштадт. Форт «Император Александр I» 1844г Свеаборг 1844г Победам русского флота в Северной войне Айвазовский посвятил ряд своих картин. В 1846 году художник пишет батальные произведения, посвященные морским битвам при Ревеле, Выборге, Красной горке. Но не забывая о том, что он является живописцем Главного морского штаба , Айвазовский в 1846 году приступил к картине об основателе русского флота Петре 1, дав ей название: «Петр I при Красной горке зажигает костер для подачи сигналов флоту».

Петр I при Красной горке…1846

События, изображенные Айвазовским на картине, — исторические, они имели место 31 августа 1714 года.

Морское сражение при Ревеле (2 мая 1790). 1846г,

Морское сражение при Выборге 29 июня 1790г 1846г Борьба с Турцией, начатая при Петре 1 первоначально за овладение выходами к Азовскому и Черному морям, а в дальнейшем за свободу плавания на Средиземном море, привела к русско-турецкой войне 1768-1774 гг. В 1848 г. художник пишет картину «Наваринский бой», на котором запечатлено событие, тоже прославившее русский флот.

Наваринский бой 1846

Объединенный флот союзников (русских, французов, англичан) вошел в Наваринскую бухту, где был сосредоточен турецко-египетский флот. После бесплодных попыток вести переговоры, после обстрела союзного флота турецкими кораблями и береговыми батареями в октябре 1827 года началась Наваринская битва. Русские линейные корабли, находясь в центре и принимая на себя главный удар турецко-египетских сил, умелыми действиями уничтожили большую часть неприятельского флота. Одна из известных картин Айвазовского — «Бой брига «Меркурий» с турецкими судами».

Бриг «Меркурий» атакованный двумя турецкими кораблями 1892

Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой 1848 Этот бой произошел 14 мая 1829 года. 18-ти пушечный бриг «Меркурий», курсируя у берегов Босфора, неожиданно встретился с турецкой эскадрой. Командир брига капитан-лейтенант А.И. Казарский решил вступить в бой и, в случае необходимости, взорваться с одним из неприятельских кораблей. Искусно маневрируя и не давая противнику воспользоваться десятикратным превосходством в артиллерии, бриг «Меркурий» нанес такие поражения неприятельским кораблям, что после 3-х часового боя они прекратили преследование. Совершенно особое место в искусстве Айвазовского занимает Севастопольская эпопея. Многое из того, что связано с Крымской войной и особенно с участием в ней Черноморского флота, было изображено Айвазовским.

Русская эскадра на Севастопольском рейде 1846г

Вход в Севастопольскую бухту 1852г Севастопольский рейд 1852 Синопский бой 1853г Синоп. Ночь после боя 18 ноября 1853 г 1853г Взятие Севастополя 1855г В октябре 1853 года Турция объявила войну России. В ноябре 1853 года русская эскадра обнаружила турецкий флот в Синопской бухте. Русский флот пошел на сближение и завязал бой с самой близкой дистанции. Флагманский корабль «Императрица Мария», на которой находился Нахимов, был впереди. К исходу 4-х часового боя турецкая эскадра и береговые батареи были уничтожены. 5 октября на Малаховом кургане был смертельно ранен Владимир Алексеевич Корнилов. Позже Айвазовский пишет картину «Малахов курган — место, где был смертельно ранен адмирал Корнилов».

Малахов курган 1893г

Эта картина изображает панораму Севастополя, открывающуюся с высоты Малахова кургана. На первом плане виден своеобразный памятник — крест, выложенный из ядер на месте смертельного ранения В.А. Корнилова. У памятника — два ветерана обороны Севастополя. Они пришли на этот священный для каждого русского курган, где был смертельно ранен их любимый командир. Приехав в 1854 году в осажденный Севастополь, художник увидел над водой только верхушки мачт многих кораблей Черноморского флота, преградивших своими корпусами вход в Севастопольскую бухту вражескому флоту. Этот вид он запечатлел в картине «Осада Севастополя».

Осада Севастополя 1859г

Художник до последних дней своей жизни служил флоту, прославлял его славные победы и героизм русских моряков. Последняя картина, работу над которой Айвазовский начал в день своей смерти, также была посвящена русскому флоту. Она изображает боевой эпизод -«Взрыв турецкого корабля».

Взрыв корабля (последняя неоконченная работа)1900г

Батальные картины Айвазовского находятся во многих военно-морских музеях и картинных галереях. Но наиболее крупное собрание произведений Айвазовского имеется в Феодосийской картинной галерее, где экспонируется более 400 картин живописца. Все эти картины являются летописью боевых подвигов русского флота.

Корабль «Двенадцать апостолов» 1897г

Смотр Черноморского флота в 1849 году (Последний высочайший смотр Черноморского флота императором Николаем) 1886г Черноморский флот до Крымской войны на Феодосийском рейде 1890г Искусство изображения моря принесло И.К. Айвазовскому всемирную известность. И не случайно на могиле мариниста, которого хоронили со всеми воинскими почестями — явление по тем временам небывалое,- написано:

«Рожденный смертным, оставил о себе бессмертную славу!»

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://nezhnaya4you.livejournal.com/81733.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector