А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Архипов Абрам Ефимович – русский художник, живописец бытового жанра. Яркий представитель живописной традиции позднего импрессионизма с характерным для «Союза русских художников» доминирующим интересом к сельской, «почвенно»-бытовой теме.
Лед прошел, 1895, Русский музей
По реке Оке, 1899, Русский музей
Радоница (Перед обедней), ГРМ
Прачки, 1901 год, ГТГ
Архипов родился в 1862 году в крестьянской семье в деревне Егорово Рязанской области. В 1877–1883 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Василия Григорьевича Перова и в 1886–1888 у Василия Дмитриевича Поленова, а также в петербургской Академии художеств в 1884–1886 годах. Жил и работал Абрам Архипов преимущественно в Москве.
С 1902 года Архипов неоднократно совершал поездки на север России, к Белому морю, чутко впитывая впечатления тамошней жизни, сохранившей свой средневековый уклад. Был членом Товарищества передвижников с 1891 года и Союза русских художников с 1904 года.
Ранние произведения Архипова («Пьяница», 1883; «Деревенский иконописец», 1889; обе в Третьяковской галерее) – типичные передвижнические бытовые жанры, в которых нарастает его самобытный, темпераментный дар колориста.
Усваивая попутно и опыт импрессионизма, молодой Архипов учится проникновенно передавать цветом атмосферу, глубинный дух сюжета.
Цветовая экспрессия достигает предельной остроты в его знаменитой картине «Прачки» (варианты 1890-х и 1901 годов, Русский музей и Третьяковская галерея).
Неизменно более мажорны у него сюжеты деревенской и провинциальной жизни (к примеру, в картинах «Радоница» («Перед обедней», 1892), Русский музей; «Северная деревня», 1902, Третьяковская галерея), проникнутые чинным ладом размеренного, устоявшегося бытия.
Фигуры крестьян предстают у художника средоточиями красочной природной стихии. Воздухом и светом наполнены пейзажи, тесно связанные с фигурами либо обретающие самостоятельное значение.
Крестьянская девушка, 1917, Новгородский музей
Женщина в красном, 1919, Нижегородский музей
Крестьянка в розовом, 1910-е, Художественный музей, Самара
После 1917 года манера и тематика картин Архипова не претерпели существенных изменений.
Своим широким, темпераментным мазком он по-прежнему писал старую русскую деревню, чьи мотивы, однако, на фоне революционных преобразований, крушивших прежний уклад, обретали все более ностальгический оттенок.
Произведения этого периода, впрочем, чаще внешне оптимистичны, а не печальны: архиповские поселяне (в том числе особо популярная «Девушка с кувшином», 1927, Третьяковская галерея) порой воспринимались публикой и критикой как воплощение России, героически принявшей революцию.
Пейзаж (Этюд со срубом), 1910-е, Музей Республики Татарстан
На Волге, 1889, Русский музей
Крестьянки на берегу Волги, 1910-е
Наследие Архипова, однако, отнюдь не укладывается в узкопартийные рамки. Его сочная импрессионистическая манера письма, собственный стиль мастера, а также авторитет педагога (Архипов был профессором МУЖВЗ с 1892, имея среди учеников А.М. Герасимова и С.В.
Герасимова), способствовали закреплению той сферы живописной свободы, красочной «вольницы», которая, хоть и идеологически стесненная, сохранялась даже в самые суровые годы.
К тому же тесная связь с сельской «почвой», поморской и среднерусской глубинкой выдвинули его в число основоположников особой «деревенской» линии русской живописи, лидером которой позднее стал А.А. Пластов. Архипов Абрам Ефимович скончался 25 сентября 1930 года в Москве.
Источник: http://smallbay.ru/artrussia/arhipov.html
Художник Абрам Ефимович Архипов | Картины
Лёд прошёл
Художник Абрам Ефимович Архипов родился в августе 1862 года в крестьянской семье, в одном из сёл Рязанской губернии.
Абрам Ефимович Архипов (Пыриков). Портрет работы И. Репина
С раннего детства увлекался живописью, рисовал в каждую свободную минуту, рисовал «везде, всегда, всюду, где только можно», как вспоминал сам Абрам Ефимович впоследствии. Его талант заметили педагоги ещё в то время, когда будущий художник учился в церковноприходской школе.
Первыми учениками живописи для будущего художника стали приезжие иконописцы. Среди этих иконописцев оказался вольнослушатель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, который помог талантливому подростку подготовиться, а потом и поступить в училище.
В 1877 году Архипов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где педагогами талантливого молодого человека стали В.Д. Поленов, В.Г. Перов, В.Е. Маковский, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников.
Ранние работы Архипова получают награды на выставках. Особенно публике понравились «Пьяница» и «Деревенский иконописец». Довольны молодым художником и учителя, особенно художник-передвижник Перов, поскольку ученик внял советам и наставлениям учителя» Изображать правду жизни!
Деревенский иконописец
В 1883 году, проучившись семь лет в училище, Абрам Архипов поступил в петербургскую Академию художеств. Но после двух лет обучения, будучи одним из лучших учеников, он оставил академию и вернулся в Московское училище – художник решил, что учёба в училище даст ему гораздо больше, чем имитация обучения в академии.
В 1887 году за картину «Посещение больной» молодому художнику присваивают серебряную медаль.
Посещение больной
На картине художник изобразил свою мать: с устало опущенной головой, с тоской глядящая в одну точку, на крестьянской сломанной кровати, в полутёмной избе, сидит крестьянка.
А рядом, примостившись на краешке шаткой кровати, сидит пришедшая проведать больную соседка. Скорбные лица женщин, обречённость и отчаянная безнадёжность в позах.
И только яркий свет за открытой дверью, как бы напоминает о том, что совсем рядом есть другой мир, полный света, вольного воздуха и радости. И надежды.
В 1888 году Архипов окончил Московское училище с большой серебряной медалью и званием классного художника.
В 1891 году Абрам Ефимович Архипов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок.
Художник много и плодотворно работает, несколько его картин («По реке Оке», «Келейник», «Посещение больной») приобретает для своей коллекции П.М. Третьяков.
По реке Оке
В этот период художник пишет полотна, которые критики назовут «картинами с большим драматическим содержанием». Картина «По этапам» открывают целую серию работ, которые посвящены тяжёлой крестьянской судьбе и рассказывает о людях, которые, нищие и разорённые, изнурённые тяжкой работой, покорно и безропотно несут свой страшный крест.
«Подёнщицы на чугунном заводе» — это полотно о горькой судьбе простой русской женщины, которая много и тяжело работает.
Подёнщицы на чугунном заводе
А картина «Прачки» стала просто горьким призывом если не к революции, то к протесту. Художник однажды побывал в прачечных близ московского Смоленского рынка и был просто поражён до глубины души тем, что в этих прачечных увидел.
Когда картина была уже закончена, художник, вдруг увидел старуху-прачку, которую просто невозможно было не написать. Впоследствии Архипов писал, что
…увидел старую женщину… устала она ужасно, спина болит, села отдохнуть… Всё живописно – пар клубится, усталость старухи…
Потрясённый увиденным, Архипов решил написать ещё одну картину – так появился второй вариант «Прачек», ещё более горький и драматичный.
Прачки
На границе веков художник начал писать северные пейзажи, волшебную северную природу с её необычными красками, самобытную деревянную архитектуру севера, суровые берега полярных морей. В этот период были написаны «На Севере», Лодочная пристань на Севере», «Северная деревня» и ещё целый ряд полотен.
Северная деревня
Шесть лет (с 1896 года по 1912 год) художник, в основном, живёт и работает в Европе. В этот период получает звание академика. В 1904 году он выходит из Товарищества передвижных выставок и активно участвует в создании «Союза русских художников».
После возвращения из Европы Архипов снова отправляется в путешествие на Север России, пишет быт северных деревень и поморов.
После Октябрьской революции Абрам Ефимович преподаёт в ГСХМ и во Вхутемасе. В 1924 году становится членом Ассоциации художников революционной России., а в 1927 году – Народным Художником России.
После событий 1917 года и стиль, и тематика творчества Архипова претерпевают существенные изменения – крестьянки в красном, это некое воплощение исконной народной традиции, через народный костюм, в новом революционном мире.
В гостях
Его «красные крестьянки» в национальных одеждах, ярких платках и бусах, румяные и весёлые, разительно отличаются от прачек и подёнщиц дореволюционной России – в этих работах художника чувствуется некоторая декоративность, избыточность мажорной красочной гаммы.
В этот период любимым цветами художника становятся все оттенки красного и розового.
Баба
Художник много работает до самой своей смерти.
Скончался художник Абрам Ефимович Архипов в сентябре 1930 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Смотреть картины художника Абрама Ефимовича Архипова
Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-abram-arxipov-1862-1930.html
Архипов Абрам Ефимович (1862 — 1930)
Архипов А. Е. (реализм)
Одним из выдающихся живописцев, продолжающих крестьянскую тематику Товарищества был А. Е. Архипов.
Крестьянский паренек, увлеченный рисованием еще в церковноприходской школе, он сумел в 1888 году закончить Московское училище, где занимался у Перова и Поленова. Спустя два года его приняли в Товарищество передвижных выставок, а еще через четыре предложили преподавать в Училище.
Все свое творчество он посвятил народу, изображал картины-новеллы из крестьянской, а иногда из городской жизни. К сожалению, он не пытается передавать индивидуальные характеристики образов, все его сюжеты воспринимаются в целом, не акцентируя внимание на отдельных персонажах.
В 1902 году Архипов после более чем десятилетнего пребывания в рядах передвижников перешел в Союз русских художников, где надолго оставил деятельность в области бытового жанра.
Лед прошел
Пожалуй, одна из редких радостных картин Архипова. Пришла весна. Река вздулась, взломала лед на реке, и вот лед уже прошел, река очистилась, остались только редкие, иногда проплывающие льдины, да еще кое-где кучки старого нерастаявшего снега на берегу. В этот солнечный день на берег реки высыпали и взрослые, и дети — порадоваться солнышку, реке, наконец-то освободившейся от льда и сулящей много хорошего. Этой рекой люди живут, от нее кормятся. Вот уже в ледяной воде реки женщина полощет белье. Двое мужиков рассуждают, один в фартуке, прибежал прямо с работы посмотреть на реку. Вероятно, обсуждают прогнозы будущего лова рыбы. Сзади них двое ребятишек увлеченно играют прямо на земле — возможно, в камешки?..Ближе к зрителю двое ребятишек — мальчик и девочка. Мальчик, постарше, показывает девочке в сторону реки, может, рассказывает, как он наловит рыбы и принесет домой. А мама приготовит вкусную уху. А за ними дедушка с внучком на руках, тоже смотрит на реку, на редкие проплывающие льдины, вспоминает, как он в молодости ходил по реке на пароходе, зарабатывал на семью деньги. На первом плане мальчишка-подросток с грустью смотрит вдаль, мечтает о новой неизвестной жизни где-то там, за рекой… Колорит картины выдержан в светлых, неярких тонах, созвучных с красками еще не до конца проснувшейся от зимней спячки природы, с блеклой одеждой, бедной, а порой просто нищей. Вроде бы и радость от прихода настоящей весны, но что-то не хочется веселиться громко, что-то нет здесь ничего яркого, звонкого, жизнерадостного. Разве что река — свободная, очистившаяся от старого льда, жизнеутверждающая, полная надежды!
Поденщицы на чугунолитейном заводе
Художник показывает нам о трудном, бедственном положении простых русских женщин, вынужденных работать на таком тяжелом производстве. Это, конечно, работницы, выполняющие самую простую, низкооплачиваемую работу.
Это поденщицы, как правило, приезжающие из соседних деревень, потому что там и вовсе негде заработать хоть какие-то живые деньги. Вероятно, сейчас разрешенный перерыв. Можно перекусить скудным обедом. Одна женщина, мать, кормит грудью грудного ребенка, которого ей принесли покормить.
А скорее всего, ребенок находится где-то рядом с ней, потому что его некуда деть, пока она работает. Так и хочется вспомнить стихи поэта Некрасова:
«Доля ты, русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать…»
Радоница (1892)
«Радоница» — это весенний праздник поминовения усопших. Еще его называют «родительский день». В этот день на кладбище приходят помянуть близких и знакомых умерших. Люди обходят могилы, кладут поминальные кулечки, рассыпают зерно для птичек и ставят букетик скромных полевых цветов. Художник изобразил крестьян, которые пришли на деревенский погост помянуть своих усопших родственников. Кладбище обычно располагается рядом с церковью или часовней. Постояв у могилы, люди заходят в церковь помолиться за упокой души своих близких, поставить свечку. Выйдя на улицу, одинокий старик садится на скамейку и в горьком раздумье вспоминает , может быть, свою умершую жену. Он остался один. И плохо, тяжко жить ему одному на белом свете. А с другой стороны от него сидят две пожилые женщины — подруги или соседки. Одна внимательно, с сочувствием, слушает,как другая рассказывает горькую историю о болезни и смерти ее мужа. А подальше кружком, прямо на земле, расположилась группа женщин, разложив на платочке скудную снедь, у кого какая есть, и поминают родных. Перед ними стоит нищая, в робкой надежде, что ее тоже чем-нибудь угостят. Везде люди тихо беседуют, вспоминают, делятся горем. У кого-то горе еще недавнее, живое, острое, а у кого-то боль от утраты уже сглаживается, и можно вспоминать с тихой благостью, рассказывать, каким он был хорошим, добрым, забывая все плохое, тяжелое. Ну а сегодня — солнечный весенний день. На фоне еще блеклой зелени травы яркими пятнами выделяются белые кофты, платки, надетые ради большого православного праздника — Радоницы.
По Оке
Картина воссоздает залитую солнцем широкую реку, по которой медленно движется барка-паром. На барке скучились крестьяне и крестьянки с пожитками. Идет великое «перемещение» народа, порожденное разорением, пролетаризацией бедняцкой массы деревни. В картине художник выбрал типичное явление того времени — переселенчество. Вот одна, уже пожилая, видимо, женщина, сидит спиной к зрителю, опершись на руку, задумалась о жизни. которая ее ждет, о неизвестности. Рядом лежит скудный узелок с пожитками. Сзади нее две женщины — одна молодая, румяная, она мечтает о будущей жизни и полна надежды, ей не страшна неизвестнось, а наоборот, она притягивает, заманивает. Рядом с ней женщина постарше, вглядывается вдаль, высматривает, долго ли еще плыть в те неизвестные места…Ближе к корме пожилая женщина в светлом платье и платочке и несколько мужиков. Они рассказывают что-то веселое, видно, вспоминают курьезный случай из жизни. Они воспринимают переезд как приключение, они могут пошутить, позубоскалить между собой. А на корме мальчишка-подросток уезжает на первые заработки. Он с тоской прощается со своим домом, с друзьями, с родными, что остались на том берегу. Когда-то он вернется сюда, и вернется ли? Искрится под горячими лучами солнца вода, мерно плещутся о борт волны, слышны удары весел о воду…Идет великое переселение из одной жизни в другую. Которая лучше, привольнее, свободней?..
Посещение больной
Еще одна история тяжкой беспросветной жизни русского народа конца 19 века. К больной пришла ее подруга или родственница — узнать, как она, полегче ли стало! Та уже в состоянии встать с постели, посидеть с подругой, рассказать о своем недуге, пожаловаться на судьбу. С горестным вниманием та ее слушает. Чувствуется, что женщина одна живет в этой нищей избе. В темном углу, у печки, лежанка с соломой вместо матраса,прикрытая тряпкой. Рядом ведро. Солома рассыпалась по полу — видно, больная еще не в состоянии подмести в избе. Дверь на улицу открыта, скорее всего, чтобы пустить в душную избу свежего воздуха. От картины веет такой беспросветной нуждой, такой, разрывающей душу, тоской от этой суровой, невозможной жизни.
Прачки (1890 е)
Полотно «Прачки» — вершина достижений живописца. Оно посвящено городскому мотиву, связанному с излюбленной мастером крестьянской тематикой. Прачки вербовались прежде всего из тех, кто приходил в город из деревни. Их жизнь протекает в тесноте подвального помещения, в чаду и угаре. Изнурительная, однообразная работа превратила женщин в живые развалины. Сцена глубоко выразительна, хотя в ней нет драматического сюжета. Эпизод, выхваченный из гущи жизни, впечатлял своей остротой, темпераментной живописью. Художник своим мастерством достигает эффекта почти физического ощущения духоты и влажности паров, окутавших подвал и прачек.
В лавке старьевщика
В центре мастерской художник разрисовывает маску. Вокруг коробки со старыми вещами, на столе банки с красками, другие необходимые атрибуты, чтобы придать старым вещам товарный вид, попытаться их отреставрировать. В другой комнате тоже работает художник. Видимо, заказов очень мало, да и покупают неохотно — поэтому обстановка в мастерской скудная, вокруг чувствуется бедность, нужда. Чтобы передать это настроение, художник использует гамму скупых серо-зеленых тонов.
На Волге (1889)
Обратный (1896)
- Дворик
- Пейзаж. Этюд со срубом
- Северная деревня (1900-е)
- Северное море
Источник: http://cvetamira.ru/arhipov-abram-efimovich-1862-1930
«Прачки» конец 1890-х
За несколько лет Абрамов сделал несколько этюдов и две картины, точнее, два варианта одной. Вообще он не любил делать повторений, даже сильно отличающихся от первоначального замысла. Но тут, когда все уже было готово и он считал, что закончил свой долгий труд, решил последний раз сходить в прачечную, сверить окончательно свое живописное решение с натурой.
Вернулся сосредоточенный, замкнувшийся, заперся в мастерской, поставил чистый холст на мольберт и принялся писать заново.
Только спустя некоторое время поделился с друзьями впечатлениями от последнего посещения прачечной: «Я увидел, что все совсем другое, чем то, что видел в первый раз; увидел старую женщину, она и сбила меня с толку — устала она ужасно, спина болит, села отдохнуть — это более выразительно…
Все живописно — пар клубится, усталость старухи…»
Живописно! Это было важно для настоящего мастера. Как можно больше выразить живописью, так решил сначала, еще в 97-м.
И он принялся за новый вариант картины. Уменьшил число персонажей. Изменил композицию. Она стала лаконичнее, обобщеннее. На переднем плане слева поместил ту, старую, уставшую, говорящая» поза которой и натолкнула на новое решение. И пар, поднимающийся в просвете окна, вышел теперь так натурально, что казалось, даже запах прачечной сумел он передать.
Писал он «Прачек» совсем иначе, чем прежние картины: широким, длинным, свободно ложащимся мазком. Такой мазок, которым овладел он в совершенстве, позволял передавать текучесть формы, превращая, где надо, объем в пятно.
К этой технике прибегали и Соров, и Левитан, и Коровин в своих театральных декорациях и портретах.
Толчок к этому дал им шведский художник Цорн, произведения которого демонстрировались на выставке скандинавских художников и увлекли многих живописцев.
За те годы, что работал Архипов над «Прачками», было много выставок. Помимо отечественных, впервые стали устраиваться в 90-х годах выставки иностранных художников. В организации части из них видную роль сыграл С. П. Дягилев.
«Прачки», второй вариант, наконец была закончена, и он выставил ее на XXIX передвижной выставке. С болезненным самолюбием ловил каждое слово о своей картине, читал-перечитывал каждую статью.
Пожалуй, только одна его картина «По реке Оке» имела еще такой же огромный отклик в печати, как эта. Все в один голос отмечали высокое художественное мастерство.
«Картина А. Е.
Архипова небольшая, но из-за нее одной стоит сходить на выставку передвижников», — писала «Петербургская газета».
«Картина «Прачки» ярким лучом светится на выставке. Это, пожалуй, лучшая и серьезнейшая работа этого высокоталантливого художника», — вторили «Новости и биржевая газета».
Источник: http://art-galerea.ru/kartina/prachki-konec-1890-x.html
Сочинение по картине Прачки — Абрам Архипов
В конце 90-х годов девятнадцатого века вся Россия встала на путь индустриализации. В связи с этим многие крестьяне вынуждены были отправляться на приработок в город. Такую сцену новой городской жизни случайно увидел Абрам Ефимович Архипов, проходя по московским переулочкам в районе Смоленского рынка, он в приоткрытую дверь подвала увидел двигающиеся фигуры и почувствовал щелочной запах прачечной.
Заглянув в заполненную паром, звуками плещущейся воды и женскими голосами комнату, он увидел нескольких женщин разного возраста, которые стирали, колотили, отжимали и стряхивали бесчисленные полотна.
Художник познакомился с женщинами и пригласил их к себе в ателье позировать для картины.
После своей картины «Поденщицы на чугунолитейном заводе», имевшей на XXIV передвижной выставке большой резонанс, тема судьбы простой сельской женщины в России стала для Архипова смыслом всей его художнической деятельности.
Никто так не воспел красоту и самобытность северной крестьянки, как Архипов в своих красочных и живописных портретах односельчанок.
Ему понадобилось несколько лет, чтобы прийти к окончательному варианту этой картины.
Первый вариант изображает всех женщин в их привычных рабочих движениях. Второй же вариант базируется на контрасте механического повторения рутинных движений работающих женщин и неподвижно сидящей прачки в чрезвычайно выразительной позе смертельно усталого человека. Лица, фигуры, позы и одежда настолько индивидуальны, что кажется, ты знаешь этих женщин давно.
Композиция картины стремится в перспективе к маленькому окошку, дающему слабый свет, сквозь пар, поднимающийся от раскаленных чанов. Распаренные лица, насквозь промокшие от пота, пара и мыльной воды одежда, волосы, платки, руки и лица. Вся эта движущаяся масса делится на две части мастерски написанным светлым пятном мокрого пола.
Общий серебристо серый с лилово-пурпурными включениями колорит напоминает старинную икону. Виртуозная живописная манера, благодаря точности и достоверности деталей создает впечатление легкости и свободы.
На своем долгом и успешном творческом пути Абрам Ефимович Архипов напишет множество чудесных картин, достаточно вспомнить его «крестьянский» цикл портретов женщин в красочных северных народных нарядах, но «Прачки» останутся живописным шедевром, значение, которого трудно переоценить. Его живописная, психологическая и художественная ценность останется достоянием России.
(1
Источник: https://kartiny.rus-lit.com/arxipov-abram/prachki-abram-arxipov/
Русский художник Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович (1862 — 1930)
Русский художник Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович (1862 — 1930).
В гостях.1915
Абрам Ефимович Архипов (1862-1930) вошел в историю русского искусства конца XIX-начала XX века как художник тонкого и поэтического таланта, посвятивший свое творчество русской деревне, крестьянской теме. Он родился 15 (27) августа 1862 года в одном из глухих селений Рязанской губернии в бедной крестьянской семье. Впервые мальчик приобщился к рисованию в местной школе.
Родители всячески поощряли занятия сына и в 1876 году, с трудом собрав средства, отправили его учиться в Москву в Училище живописи, ваяния и зодчества. Вместе с ним в то время занимались Андрей Рябушкин, Николай Касаткин, Михаил Нестеров. Душой Училища и любимым педагогом был Василий Перов, преподавали также Владимир Маковский, Василий Поленов, Алексей Саврасов.Далее…
«>
- Радоница (Перед обедней)
- Радоница (Перед обедней) (деталь)
Обратный Архипов учился с огромным упорством и желанием. Его работы получают награды на выставках.Уроки Перова, призывавшего художников изображать правду жизни, не боясь темных сторон, не пропали даром. Архипов начинает свой творческий путь как художник-жанрист, явный преемник и последователь своего учителя.
Деревенский иконописец
В мастерской масок
В 1883 году после семи лет учебы в Училище Архипов решил продолжить учение в Академии художеств. Однако академическая система преподавания его разочаровала.
Несмотря на то, что живописный этюд «Натурщик, падающий с седла» и рисунки были признаны образцовыми и переданы на постоянное хранение в Академический музей, Архипов покидает Академию и возвращается в Московское училище.
После смерти Перова он занимается у Поленова, чье искусство, полное света, радостного ощущения жизни, также оказало влияние на творчество Архипова.Одной из серьезных работ, подводящих итог ученическому периоду, явилась картина «Подруги, или Посещение больной» (1885, ГТГ).
Здесь изображена мать художника. Печально опустив голову, уставившись в одну точку, сидит больная женщина в полутемной убогой избе, на кровати с соломенной подстилкой. Рядом с ней, с таким же горестным потухшим взором примостилась соседка, пришедшая проведать больную.
Позы обеих женщин, их усталые, скорбные лица — все говорит о покорности, безнадежности и безотрадности. Только солнечный свет, который врывается в открытую дверь, как бы напоминает о существующих где-то радости и красоте.
В этом произведении — тихая печаль и глубокое сострадание к людскому горю.
- Зима
- Зима. Задворки
В 1888 году Архипов вместе со своими друзьями по Училищу отправился в путешествие по Волге. Они останавливались в деревнях, много рисовали, писали этюды. Там же родился замысел небольшой картины «На Волге» (1889, ГРМ), в которой художник впервые пытался достичь органического сочетания жанровой сцены и лирического пейзажа.
По реке Оке.
Через два года Архипов был принят в действительные члены Товарищества передвижных выставок. В том же году появилось одно из наиболее известных его полотен «По реке Оке» (ГТГ), где изображена плывущая баржа с усталыми, погруженными в свои думы крестьянами. картины перерастает сюжетные рамки. Оно шире, глубже, значительнее.
Это рассказ о людях, способных многое вынести, сохранив стойкость и душевную крепость. Это утверждение поэзии русской природы, с голубыми далями, весенними разливами рек, потоками солнечного света. Колорит, построенный на сочетании приглушенных неярких красок, соответствует общему настроению произведения. Изменилась живописная манера Архипова.
От тщательности и выписанности ранних работ художник приходит к широкому, свободному, темпераментному письму. «Вся картина писана прямо на солнце, — сообщал о полотне В. В.
Стасов, — это чувствуется сразу по каждой тени и блеску, по всему чудесному общему впечатлению; из сидящих на барже людей четыре бабы — просто великолепны по бесконечно правдивым позам, в которых они, праздные, усталые и унылые молча сидят на своих тюках».
Лед прошел.
В 1890-е годы Архипов писал картины преимущественно на воздухе, он вывел своих героев из маленьких душных мастерских и комнат на широкие просторы Волги, на открытые, залитые солнцем площади, золеные лужайки и дороги. Весенней бодростью веет от полотна «Лед прошел» (1895, Рязанский областной художественный музей). Освобождается от льда река, разрывая оковы зимы.
На это торжество проснувшейся природы пришли посмотреть жители окрестных деревень — старики, бабы, детвора. Первые солнечные лучи заливают все вокруг. Люди в произведениях художника неразрывно связаны с природой.
Их мысли и чувства передаются как бы отраженно, через пейзаж, в котором, как и в русских былинах, народных песнях, есть эпическая широта и размах, лирическая задушевность и тонкая поэзия.
В картине «Поденщицы на чугунолитейном заводе» (1896, ГТГ) художник затронул одну из важных тем XIX века — горькую судьбу русской женщины.
Изображая отдыхающих от изнурительного труда женщин, Архипов большое внимание уделяет передаче окружающего.
Стелющийся черный дым, выжженная солнцем земля, низкие деревянные корпуса помогают представить ужасные условия, в которых от зари до зари трудятся работницы.
Прачки.
В картинах Архипова почти никогда нет острых ситуаций или активного действия. Основная мысль раскрывается через среду, обстановку, в которой происходят события. Подобное решение жанровой картины стало характерным для мастеров конца XIX века.
К числу наиболее известных и самых значительных произведений Архипова относится картина «Прачки», существующая в двух вариантах .К работе над картиной Абрам Ефимович Архипов приступает в конце 1890-х годов, продолжая наметившуюся в его творчестве тему женского труда.
Натурой для него послужили работницы прачечной близ Смоленского рынка в Москве, но позировали они в углу мастерской художника, «близком по освещению тому, что он видел в подвале».Так возник первый вариант картины конца 1890-х годов, принадлежащий ГРМ (второй вариант был создан в 1901, ГТГ).
Он написан с большим мастерством, в широкой живописной манере и хорошо передает напитанное влагой и испарениями полутемное помещение прачечной, в которой трудятся до полного изнеможения сил женщины. Тема изнуряющего труда выражена главным образом в фигуре старухи у корыта с бельем, изображенной на первом плане.
Группа прачек в глубине картины, у окна, образует самостоятельное целое (даже композиционно вписываясь в круг). Художник превосходно передает их усталые, но все еще быстрые движения, подчеркивая динамику всей этой группы эффектными рефлексами света на мокрых от воды фигурах.В картине социальный мотив переплетается с живописными исканиями.
Сам сюжет дал повод для реализации новой художественной манеры, в которой появляется стремление к обобщенности формы, к освобождению от детализации при изображении предметов и фигур, к свободному и широкому письму Применяя в размещении четырех женских фигур на полотне принцип кольцевой композиции, Архипов сдвигает всю эту группу вправо и акцентирует на ней внимание зрителя сочно взятыми, широко положенными пятнами освещенных солнцем одежд.Те же цветовые удары – от бледно-розового и сиреневого до карминного, желтого, белого и зеленого, что звучат в фигурах крестьянок, художник дает и в натюрморте левой части холста, создавая ощущение праздничности и какой-то неуемной жизнерадостности. Работая над этим полотном, художник неустанно искал натуру. Он посещал прачечные, часами наблюдал за движением работающих женщин. Когда картина была почти окончена, художник в одной из прачечных на Смоленском рынке обратил внимание на сидящую старуху-прачку. Сгорбленная спина, опущенная голова, бессильно поникшая рука — все говорило о предельной усталости, глубокой душевной апатии, безнадежности. Потрясенный увиденным, Архипов решил начать новый холст. Так родился еще один вариант, более печальный и лаконичный. Художник отказался от многих ненужных подробностей. Он приблизил фигуры к зрителю, дал их более крупным планом. Образ поднят художником до глубокой степени обобщения, он стал олицетворением беспросветности, обреченности существования работниц, от зари до зари занятых тяжким трудом.
Прачки.
Картина «Прачки» — свидетельство новых колористических исканий художника. В отличие от других полотен, она содержит и явно обличительные тенденции и в этом смысле связана с лучшими традициями искусства критического реализма второй половины XIX века.
- Северная деревня1900
- Северная деревня
- Северное море.
- На Волге.
В начале 1900-х годов появляются северные пейзажи Архипова. Здесь предстает величавая природа, с приглушенными красками, самобытной деревянной архитектурой, покосившимися избами, теснящимися на берегах, безлюдными лесистыми островами, огромными валунами у моря.
Он с огромным увлечением работает над картинами «Северная деревня» (1902, ГТГ), «Лодочная пристань на Севере» (1903, ГТГ), «На Севере» (1912, ГТГ). В сероватой, строгой гамме этих полотен заключено удивительное цветовое богатство. Колорит их торжественен и звучен.
- На Белом море
- На Белом море
- Утро в деревне. Мост
- Лодки.
В 1920-х гг. основное место в творчестве художника занимают крестьянские портреты-типы: «Крестьянин Рязанской губернии» (1925), «Девушка с кувшином» (1927), «Крестьянка в зеленом фартуке» (1927).
В этих портретах нашла продолжение традиция, сложившаяся в творчестве живописца еще в предреволюционные годы: крестьяне изображаются им как сильные, уверенные, жизнерадостные, красивые люди. Но теперь их внутренняя значительность и спокойная величавость возрастают, образы приобретают обобщенность, даже монументальность.
Широкий густой мазок, контрастное сопоставление тонов, праздничная яркость цвета — все это создает образы людей, полных здоровья и радости, придает им жизнеутверждающую силу . Все они — в национальных ярких одеждах, с вышитыми платками и бусами.
Портреты, написанные широко, обобщенно, темпераментным крупным мазком, отличаются декоративностью, мажорностью красочной гаммы. Излюбленными становятся красные, интенсивно-розовые, звучные тона.
- Крестьянская девушка.
- Баба.
- Крестьянка.
- Крестьянка в розовом
- Молодая крестьянка в красной кофте
Архиповские «крестьянки в красном» продолжили собой «народные» традиции вместе с «заветами передвижников», к которым обращались противники арт-авангарда.
Красная же доминанта произведений обеспечивала их революционный пафос. Сам мастер выразил свой традиционализм и политическую лояльность, войдя в Ассоциацию художников революционной России (АХРР).
Его крестьянские портреты-типы стали еще более мажорными.
- Женщина в красном
- Девушка с кувшином
- Крестьянки на берегу Волги
- Молодая женщина.
«Именно Абрама Архипова можно считать тем, кто после многовекового застоя заново открыл красный цвет в русской живописи, всю его силу и огненную мощь — то ли красного солнышка, то ли страшного пожара… От него идут красные бабы и Малявина и Соловицкого…» (Стоцкий Ш.И.)
- Весенний праздник
- Крестьянка
- На рынке.
- Рязанская пригородная девица. 1928
Много сил и времени отдает художник и преподавательской деятельности. Начав ее в 1894 году в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Архипов и после Октябрьской революции продолжает преподавать.
В 1924 году он вступает в Ассоциацию художников революционной России.
В 1927 году, в связи с сорокалетием художественной деятельности, ему, одному из первых советских живописцев, было присвоено звание народного художника Республики.
- Орсе, Париж
- Московские дворы.
- Зима.
- Купола.
- Муром
После дождя. 1910.
- Рыбаки.
- Приход священника.
Октябрь в деревне.1920-е.
Портрет Архипова А.Е, работы И.Репина.
Архипов умер в Москве 25 сентября 1930. Он не был женат и не имел детей, однако, художественные традиции семьи продолжила его внучатая племянница Алла Бедина .
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/6249174.html
Описание картины Абрама Архипова «Прачки»
Свой творческий путь в области жанровой живописи А. Е. Архипов осуществлял, рисуя разнообразные эпизоды из жизни крестьян. Полотно «Прачки», раскрывающее тему тяжёлого, изнурительного труда, Архипов начал в конце 1890-х годов и закончил в 1901 г. За это время было создано два варианта картины. Работа «Прачки» является одной из самых известных и одновременно одной из наиболее важных в творчестве художника.
Картина была задумана в Москве и вдохновлена посещением прачечных, располагавшихся неподалёку от Смоленского рынка. Однако для позирования было выбрано другое место – угол в мастерской Архипова, где освещение соответствовало подвалу прачечной.
Первый вариант полотна охватывает большее количество фигур, второй более лаконичен. В первом варианте группа прачек образует композиционный круг и выглядит как единое целое.
Мастерство художника передаёт их изнеможение, вызванное непомерным трудом, а эффект движения достигается через использование рефлексов света, играющего на мокрых поверхностях предметов и бледных лицах женщин.
Во втором варианте картины тема тяжёлого труда раскрывается через образ старухи-прачки, сидящей возле корыта с бельем и сгорбившейся от усталости.
Колорит картины стоится на оттенках серого, пурпурного и сиреневого цветов. Широкие мазки передают блеск мокрого пола, насквозь пропитанный влагой воздух, клубящийся вокруг прачек пар и бледное освещение из крошечного окошка, край которого виден на картине.
В полотне «Прачки» в первую очередь прослеживается социальный мотив: предельная усталость от тяжёлой работы и осознание безвыходности своего положения, вызывающее у женщин ещё и душевную тоску, чувство безысходности и апатии. Кроме социального подтекста, в картине реализуется новая художественная манера: обобщенность формы, почти полный отказ от детализации в изображении, работа широкими мазками и стремление к свободному письму.
(1 votes, average: 5,00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-abrama-arxipova-prachki/
Передвижники. Абрам Ефимович Архипов
Приветствую всех ценителей прекрасного! Сегодня мы посмотрим на одного из не самых известных художников-передвижников, творчество которого тем не менее заслуживает внимания! Присоединяйтесь!
Прачки, 1890е гг
А теперь о художнике!
Знаете, бывают такие люди, которым везёт? Если говорить об Абраме Ефимовиче Архипове, то, действительно, можно сказать что ему везло. Но помимо везения, жизнь его была построена на упорном труде и развитии собственного таланта.
Абрам Архипов родился в августе 1862 года в маленькой деревне Егорово под Рязанью в семье бедного крестьянина. С детства мальчик был склонен к рисованию, а с годами его страсть развивалась всё больше и больше.
Однажды летом Абрам попал в подмастерья к заезжим иконописцам, среди которых был вольнослушатель Московского училища живописи, ваяния и зодчества Зайков, который и явился катализатором для поступления самого Архипова на обучение в Москву.
Несмотря на бедность, отец смог найти сумму, необходимую на обучение сына и Абрам отправился в Москву в возрасте 15 лет, где обучался в мастерских у Поленова, Маковского, Саврасова и других мастеров своего времени.
Пьяница, 1880е
Показательно, что первые свои картины он продал Третьякову — «Пьяница» ушла за 200 рублей! А «Посещение больной» приносит ему серебряную медаль и звание «классного художника».
К 1894 году Архипов становится преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а чуть ранее — членом Союза передвижных выставок.
Даже со сменой власти, он смог остаться преподавателем и помог в реорганизации училища, а так же смог отстоять своё видение живописи, пронеся его сквозь революцию.
Крестьянка в розовом, 1910е гг
Чем же отличалось творчество Архипова от коллег? Его любовью к ярким, почти импрессионистским краскам и широким мазкам. Ну и, конечно же, сюжеты! Крестьянская жизнь, изображаемая наперекор коллегам по «передвижничеству» яркими красками и без надрыва, негатива, а так же быт и пейзажи крайнего Севера — отличительная черта его творчества.
Давайте же посмотрим на его картины!
Деревенский иконописец, 1889гПроводы крестного хода, 1890е ггПтицелов, 1895гВ мастерской масок, 1897гРадоница, 1892гПо реке Оке, 1889гДеревня на севере, 1900е ггПароход в Северной России, 1900е ггУтро в деревне. Мост, 1911гУтро, 1912гБаба, 1910е ггЧаепитие, 1919гЖенщина в желтой рубахе, 1919гВеселая девушка, 1920г
Вместо послесловия
Надеюсь, вы получили достаточную порцию удовольствия от просмотра работ этого необычного для передвижников мастера. Если хотите узнать больше о передвижниках, почитайте и про Сергея Аммосова!
Ну а пока ставьте лайки и подписывайтесь на канал, мне очень важна ваша обратная связь. Оставляйте комментарии, если есть какие-либо пожелания по тому о чём вам захочется спросить или почитать, а я постараюсь представить в ответ ещё не один интересный материал!
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c503f72c9fd5600ae460c88/5d67bec43639e600af33a611