Буше “одалиска” описание картины, анализ, сочинение

Ф.БУШЕ – ОДАЛИСКА. Правдивые фантазии.

 

 “Я дал шесть луидоров одному немецкому художнику, чтобы он написал её с натуры обнаженной, и она вышла как живая.

Он изобразил её лежащей на животе, опираясь руками и грудью на подушку и держа голову так, словно лежала на спине. Искусный художник нарисовал ноги её и бедра так, что глаз не мог и желать большего.

Внизу я велел написать: O-Morphi. Слово это не из Гомера, но вполне греческое; означает оно Красавица. “

Джакомо Джироламо Казанова. История моей жизни

Буше

 Ф,Буше – Отдыхающая женщина  (  Одалиска ) . 1752 г. По другим данным  Портрет мадемуазель О, Мерфи .

 – Я больше не интересна королю! – маркиза де Помпадур закрыла лицо руками.
Мадам Оссе нежно обняла ее за плечи.
– Все обойдется, мадам.
– Мне скоро сорок, мой организм уже не выдерживает ни любовных возлияний, ни абортов. Людовику нравятся молодые женщины, а здесь в Версале любая девица норовит прыгнуть к королю в постель!
Неужели мне стоит воплотить мою давнюю задумку, Олений парк?
– Олений парк? – спросила мадам Оссе удивленно. – Я что-то о нем не слышала.  

– Королю надо развлекаться. – ответила Помпадур.

Буше

 Ф. Буше-Портрет маркизы де Помпадур. 1759 г

Дамский угодник и сибарит Людовик XV теперь действительно сильно скучал даже на балах и в театральной ложе.
Отдав все политические дела верной маркизе, чьими чарами король уже успел изрядно пресытиться за много лет их головокружительного романа, он жаждал разнообразия в своей пышной, ленивой и праздной жизни….

Превратив скромную красавицу мадам Этиоль во всесильную маркизу де Помпадур, разлучив ее с законным мужем и сделав любимой наложницей, король считал, что сделал все, что мог, и должен был – кем была бы Помпадур без Версаля и любви короля,несмотря на ее ум, шарм, способности?

  •  Буше
  • Луи Мишель ван Лоо –  Портрет короля Людовика XV  1763 г

Долгие годы она как могла скрашивала досуг короля, не позволяя ему даже зевнуть, хотя рядом с ней королю явно не спалось – эти бесконечные остроумные театральные постановки, маскарады, супы, сваренные лично маркизой из овощей ее собственного огородика….
Ее фантазия поистине неисчерпаема, но молодые женщины – это тот лакомый кусочек, от которого трудно отказаться, даже обладая незаурядной Помпадур!


И она знала это…

  1.  Буше
  2. Ф, Буше-Купание Дианы  1742 г, Лувр

Критерии отбора девушек для развлечений короля были таковы : красота и полное отсутствие ума.
Маркиза знала, что государь любит остроумных и интересных, а если она еще и красива, то это опасно – он может увлечься серьезно, надолго, и тогда….
Отныне в зону внимания Помпадур попадали юные эффектные, аппетитные пустышки и дурочки, желательно дворянского происхождения, но позволялось и рангом ниже, незамужние, со склонностью барышни – ” наживки ” к любовным авантюрам. ” Олений парк ” располагался в окрестностях Версаля, и представлял собой красивый особняк, утопающий в зелени, ухоженный и привлекательный.

Маркиза позаботилась и о богатой роскошной обстановке, и бесшумных и молчаливых слугах, и появляющихся из большого люка деликатесах с охлажденным шампанским и ароматными цветами, и о широком удобном любовном ложе….


  Заинтригованной прелестнице говорили, что ею заинтересовался некий высокопоставленный польский вельможа, и за ночь любви она получит солидненькую сумму – выгодная сделка!
Девушке закрывали глаза, и везли в особняк, где она находила и дорогие платья. и вкусные кушанья, и пенную душистую ванну с травами, и любые развлечения. А ночью пред девушкой представал высокий, статный незнакомец в маске, которую он мог снять по своему желанию, и дать себя узнать.
Утром одалиска получала обещанные деньги, подарки и ее возвращали обратно – возможно, до следующего визита, это зависело от короля.
В любом случае девушка не оставалась в убытке, ведь потом ее выдавали замуж, маркиза через своих агентов подыскивала женихов, чтоб девушка осталась довольной, счастливой, и с подарками.

Позже, девушек одевали согласно фантазиям короля – это тоже было плодом усилий маркизы, и хотя поползли слухи, что в загадочном парке тратятся огромные суммы, в том числе и казенные, а также растлевают малолеток, трудяга – маркиза обращала внимания на это мало.

Буше
Ф. Буше  Завтрак  1739 г

Однажды ее агенты показали ей картину ” Одалиска”, выполненную любимцем Франции Франсуа Буше, изображающую юную девушку красивого и соблазнительного сложения.
Говорили, что романтичный, тонко чувствующий Буше выбирает для своих Диан и Венер простых девушек, которых видит в церквях или на рыночных площадях…


  • Его известная мастерская, где рождались шедевры, была наполнена хорошенькими гризетками, которым знаменитый художник помогал делать хорошую карьеру, являя миру на своих полотнах.
  • Буше
  • Ф. Буше -Одалиска на синей софе  1745 г Лувр

Маркиза навела справки – Мария Луиза О, Мерфи, ирландского происхождения, натурщица, 15 лет от роду, приехала в Париж с родней из Руана, одна из сестер подает надежды как артистка.
Она соответствовала критериям – обладала миловидной наружностью, пикантным телом, спокойным нравом, и ее не опекали родные.

Отец, Даниэль О, Мерфи, бывший солдат, некогда явившийся во Францию за лучшей долей, скончался в Руане, а оставшаяся без средств мать с остальными дочерьми, приехала в Париж, и сразу поняла, что ее красавицам дочкам здесь найдется место, и пятеро барышень О, Мерфи работали актрисами и натурщицами, помогая матери, торгующей подержанными вещами, но не слишком следящей за тем, как ее дочки проводят свой досуг.
Одна из сестер, Виктуар, впоследствии стала ведущей актрисой парижской Комической оперы.
Семье требовались деньги, и когда Мария Луиза получила предложение нанести визит в ” Олений парк”, раздумывала недолго. Но все сразу пошло не так.
Ирландская болтушка оказалась слишком интересной и веселой для короля – давно он так не смеялся над ее шуточками и россказнями!
Маркиза каждый день выслушивала тайные донесения о том, что Людовику больше не нужны новые девушки, он вовсю развлекается с Луизой О, Мерфи под носом у всесильной маркизы!
Помпадур приходилось уходить с головой в работу, дабы не сойти с ума от ревности, и она постоянно ловила себя на мысли, что слушая донесения послов, или танцуя на маскараде, думает об этой ирландской нахалке. А потом весь двор заговорил о том, что у новой любовницы короля будет ребенок.


  1. Сама маркиза так и не смогла осчастливить Людовика плодом их любви, у нее была лишь дочка Александрина от мужа Ленормана Этиоль.
  2.  Буше
  3. Ф. Буше  –  Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога  1750 г Лувр
  4. Вопреки злорадному желанию маркизы, Луиза вовсе не оказалась неповоротливой, грубой и безвкусно одетой ” девкой”, которой в пору торговать селедками.

Новые дорогие шикарные платья сидели на Луизе, как влитые, а ее мягкая и несколько фривольная улыбка, ясные глазки, свежая кожа молочного цвета, и детская непосредственность были ее лучшей рекламой.

И хотя красотка не стремилась в политику, мало интересовалась делами страны, и не представляла угрозу для маркизы, все ждали развязки, Людовик не был верным и постоянным влюбленным.
Маркиза проигрывала Луизе в молодости.

Людовик все реже заходил к маркизе, она оказалась словно в вакууме, и по привычке с полнейшим спокойствием воспринимала разговоры о родившемся ангелочке Агате Луизе, юной маме, и потерявшем голову от счастья, стареющем монархе – ей не привыкать к жестокости двора!


  • Потом Луиза забеременела, и хотя двор сомневался в отцовстве Людовика, его страсть к ирландской натурщице великого Франсуа Буше не угасла, он два года держал маркизу на расстоянии, деля ложе с Луизой, с присутствием которой в жизни мужа смирилась и добрая королева Мария Лещинская, хотя с большей симпатией относившаяся к маркизе де Помпадур.
  • Буше  

Диана после охоты, . Обучение Купидона, 1742.

Но Луиза сама погубила себя.
Привыкнув к вседозволенности, она захотела все таки большего – выгнать маркизу де Помпадур из Версаля.
Отвыкший от важных государственных дел, которыми занималась маркиза, и питавший нежность и благодарность к ней Людовик на этот раз не выполнил просьбу молодой наложницы.
Двор загудел о переменах, о новом возвращении забытой де Помпадур, о новых фаворитках, более осторожных… Маркиза вернулась победительницей – король без нее не мог!
Но и Луиза не осталась в накладе, ее сосватали богатому дворянину при условии удалиться подальше от двора.

Ей пришлось подчиниться.

  1. Буше
  2. Ф. Буше  –  Ринальдо и Армида “1734 г

Впоследствии она выходила замуж еще два раза.
Одним из них был Жак де Бофранше, граф де Айя, видный и популярный человек. С Луизой у них был сын.

Пережив и Людовика XV, и маркизу, Буше, и многих своих друзей и злопыхателей, Луиза вновь оказалась при дворе, возобновила прежние связи, и активно вела светскую жизнь – от былой натурщицы остались лишь воспоминания, Луиза была настоящей ” львицей”, праздной и величавой….
Распробовав шикарную жизнь, Луиза уже не смогла приобщиться к новой, вне Версаля. С приходом к власти Робеспьера, Луизу неожиданно арестовали за роялистские убеждения, жалость к королевской молодой чете, и прочим ” подозрительным”.
Но удача пока еще была на стороне О, Мерфи. Она получила свободу, пережила годы потрясений, не покидая Францию, и когда к власти пришел Наполеон Бонапарт, возобновила свои выходы в свет.
В Париже все знали молодую душой, гостеприимную и веселую Луизу… Она умерла в 1814 году, в Париже. Ее сын от брака с Жаком де Бофранше де Айя, сделал блестящую военную карьеру, дослужился до генерала.

Его сестра Агата Луиза, внебрачная дочка короля Людовика XV, возможно, посвятила себя церкви, но данные сомнительны. Скорее всего, она прожила незаметную жизнь, не оставила заметного следа в истории….


 

  • Буше

Ф. Буше  –  Аллегория живописи  1760 – гг
___________________________________

источник

http://www.myjulia.ru/article/256486/ 

 

Источник: http://www.crown6.org/publ/3-1-0-1035

Франсуа Буше, Изображений: 306

Франсуа Буше является ярким представителем эпохи рококо и мастером художественных искусств во французской живописи начала 18 столетия. Творчество Буше крайне тяжело охарактеризовать только в одних оттенках и ракурсах, так как его изобразительная деятельность распространяется не только на картины  

Буше Закат солнцаБуше Четыре сезона – ВеснаБуше ОдалискаБуше Леда и лебедьБуше Мадам де Помпадур за туалетомБуше Пастух, играющий на свирели пастушкеБуше Спящая ВенераБуше Туалет ВенерыБуше Задраная юбкаБуше Геркулес и ОмфалаДиана после купанияВенера, утешающая АмураОбнажённая на софе Муза ЭратоОткровения пастушекАврора и КефалПортрет маркизы ПомпадурРомантическая сценаДиана с нимфой после охотыМарс и Венера, застигнутые ВулканомПан и СирингаВенера и КупидонУрок музыкиЧетыре времени года – ОсеньЮпитер и КаллистоПохищение ЕвропыМадам де ПомпадурАллегория музыкиВакх и ЭригонаДаная и золотой дождь. ЭтюдМадам БержереАнжелика и МедорЖенская головкаВид на Тиволи с храмом ВестыТриумф ВенерыМарс и ВенераОхота на тиграПохищение ЕвропыОтдых на пути в ЕгипетТуалет ВенерыАнгелочки и голубиДумаешь, это изюм?Портрет мадам де ПомпадурСильвия, спасаемая АминтойОзеро с гусями, аистами, попугаями и цаплями МодисткаВенера и КупидонПасторальАмуры – аллегория живописиЧетыре времени года – ЛетоЧетыре сезона – ВеснаПастушок и пастушкаДиана после охотыПасторальИспуганная купальщицаПортрет Мари-Эмили Бодуэн, дочери xудожникаСпящие нимфы, обнаруженные сатирамиУтренний кофеПастух и пастушкаТри грации с АмуромВенера и путтиАллегория Франции и НаваррыПейзаж с мельницейВенера в своей Бане, окружённой нимфами и амурамиОбучение КупидонаПейзаж в окрестностях БовеПейзаж с прудомВенера на волнеСадовницаТоржество ВенерыДевушка с мопсомПан и СирингаПейзаж с водяной мельницейДанаяТуалет ВенерыАллегория живописиКупидон, поражающий стрелой ПсихеюДевушка с розамиРинальдо и АрмидаЛетняя пасторальКузница Вулкана Вакханка, играющая на свирелиКитайский садикПигмалион и ГалатеяПейзаж с прачкамиРыбалка по-китайскиСпящая пастушкаГолубятняНептун и АмимонаМолодая женщина, принимающая ванночку для ногПейзаж с голубятнейВозвращение с рынкаЧетыре сезона – ЗимаДевушка с тамбуриномВлюбленные в паркеМишень любвиВосход солнцаПасторальАполлон и пастушка из ИссыПастушок, играющий на волынкеВенера в кузнице Вулкана Мадам де Помпадур Юпитер и КаллистоБашмакиПослушная собачкаАврора и КефалЦветочницаМузыцирующие путтиВенера и АдонисОсенняя пасторальМадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителе…ОдалискаКартоны для гобеленов – Китайские танцыСтарая голубятняПрерванный сонВенера и ВулканВенера обезоруживает КупидонаАмуры, отсчитывающие времяТриумф ВенерыОсеньТуалет дамыДва путти с открытой клеткой и колчаномАвтопортрет в студииРыбачкиИгра три желанияПоxищение ЕвропыСильвия и ФиллидаГении искусствВенера и КупидонРыбачкиТаинственная корзинкаКартоны для гобеленов – Китайские диковинкиРечной пейзаж с руинами мостаУтроМаркиза де Помпадур, метресса Людовика XVПрелести сельской жизниМадонна с младенцем, маленьким Иоанном Крестителем…Юпитер в облике Дианы и КаллистоТриумф ВенерыПереправа по мостуАллегория музыкиПрекрасная кухаркаКартоны для гобеленов – Двор китайского императораПейзаж с рыбаком и девушкойВулкан передает Венере оружие для ЭнеяВакханкиВенера и Меркурий, обучающие КупидонаГадалкаРея Сильвия, убегающая от волкаТри ГрацииПейзаж с мостомВенера и ВулканОсеньПейзаж с водяной мельницейФонтан ВенерыГолова девушкиФонтан любвиВенера и КупидонВлюбленные в паркеЖивотноводство и садоводствоПасторальная сценаУрок чтенияЮноша, угощающий девушку виноградомЛука Джордано – Минерва – покровительница искусств…Меркурий, отдающий на попечение Вакха Нисейским ни…Маленький виноградарьИзбалованный ребёнокПан и СирингаСвятой Пётр, приглашённый идти по водеДевушка с муфтойАллегория поэзииКартоны для гобеленов – Китайский садикМельница в ШарантонеПение и танецСмерть МелеаграДеревенский мостикЖенщина за туалетомКартоны для гобеленов – Прием у китайского императ…Птичья клеткаПисьмоКартоны для гобеленов – Китайская свадьбаПортрет дамы Иоанн КрестительКупальщицыАллегория скульптурыЖивопись и скульптураМадам де ПомпадурМаленький Иисус благословляет маленького Иоанна Кр…Нежданный посетительПасторальный пейзажГнездоБрак Амура и ПсихеиКузница ВулканаПастушья идиллияПереправа вбродРечной пейзажЮная садовница и юная пастушкаРечной пейзаж с руинами древнего храмаКупидоны – жнецыСвятое СемействоОбxодительный пастуxДевочка, кормящая домашнюю птицуКартоны для гобеленов – Китайские развлеченияЕвтерпаМузыка и танецПейзаж с водяной мельницейПутти-рыболовыМуза ЭратоПрекрасная селянкаДрессировка собачкиСпящая ВенераЧетыре сезона – ЛетоСельская идиллияДевочка с птичьей клеткойФантастический пейзаж в ТиволиЛесной пейзаж с солдатамиТуалет ВенерыПрачкиРазве они думают о винограде ?Сбор вишенРадости сельской жизниПасторальный пейзаж с прачкой и парой на берегу ре…Комедия и ТрагедияПоклонение пастуxовЗаговор АмуровПоэзия и музыкаПасторальСпасение младенца ПирраСпящий пастушокПриятный урокМодисткаПривал на оxотеСбор вишенПасторальная сценаЮный алxимикОтдых у источникаИгрок на свирелиДрессированная собачкаЛовушка для птицСпящие Амуры Птичьи клеткиЧтение письмаПасторальная сценаПасторальный пейзаж с пастухом и пастушкойПутти с мыльными пузырямиПасторальная мелодияОхота на крокодилаПасторальный пейзаж с девочкой, удящей рыбуЮная пастушкаМадонна с младенцемКартоны для гобеленов – Китайская рыбалкаВознесение Девы МарииПейзаж с хижинойПастухи у источникаРисованиеЛесной пейзаж с домами на горизонтеИосиф представляет своего отца и братьев фараонуАстрономия и гидравликаМаленькая танцовщицаМаленькая охотница на птицЖертвоприношение ГедеонаКаприччо с холмом Палатино, вид с Кампо ВаччиноАрxитектура и xимияПоэзияКартоны для гобеленов – Китайская ярмаркаПасторальный пейзаж с КупидономРыбалка и оxотаПейзажистПасторальный пейзажПейзаж с башней и мостикомМаленькая путешественницаТанцующая собачкаКартоны для гобеленов – Китайская охотаСмерть МелеаграОтправка посланникаПейзаж с отшельником отцом Люком

Читайте также:  Кандинский "пляжные корзины в голландии" описание картины, анализ, сочинение

Рисунки и наброски

Лежащая обнаженнаяЛежащая обнаженная сзадиЛежащая обнаженная сзадиВенера и КупидонЭтюд ВенерыНимфа, лежащая у сосудаГолова девушки сзадиОбнаженная в постелиАмур, лежащий на нивеГолова девушкиСтоящая Венера, указывающая на сердце в мишениГолова девушкиГолова девушкиБюст девушкиСмерть СократаЖан-Клод Гаспар де СирёльЭтюд двух русалокАврора и КефалСпящее дитяЗаброшенная хижина в лесуПеремирие Иакова и ЛаванаМадам де ПомпадурОбнимающаяся параСидящая обнаженнаяОтдыхающая молодая матьЮноша, дразнящий спящую девушкуЮноша с удочкойГолова девушкиШкольный классПутти с цветами

Франсуа Буше является ярким представителем эпохи рококо и мастером художественных искусств во французской живописи начала 18 столетия. Творчество Буше крайне тяжело охарактеризовать только в одних оттенках и ракурсах, так как его изобразительная деятельность распространяется не только на картины, а ещё и на гравюру и декорирование. Будучи придворным художником короля, Франсуа, неоднократно поручали наиболее ответственную работу в сфере творческой занятости такую как: декорирование книг, создание неповторимых костюмов и образов для Парижской оперы, участие в исполнении уникальных интерьеров. Франсуа Буше предстает перед нами неким экстремалом своего времени, ибо вкус его неповторимого искусства основан исключительно на импровизации, нежели на приобретенном опыте. И все эти черты находят своё отражение, как в его картинах, так и в прочих художественных работах.

В своих художественных композициях Буше неоднократно затрагивает мифологию наряду с пасторалями и аллегориями. Благодаря столь неординарному смешению появляются образы, насквозь пронизанные сентиментальностью, чувственностью и даже некой неестественной слащавостью.

На своих полотнах Франсуа Буше предпочитал изображать персонажей, которые поддаются любовным утехам, или же изображены при занятии своими повседневными делами. Герои картин наполнены голубыми и нежно-розовыми тонами красок. Плавные переходы теней и контрастов дополняют композиции картин в их и так сложном сочетании изгибов, линий и объемов фигур.

Буше гениально владел приемами драпировки, подачи света ракурсами, располагая своих персонажей таких образом, что рядом с ними мог располагаться ещё целый ряд предметов и декораций. Работы Франсуа Буше поражают своей раскованностью и чувственностью.

Особое предпочтение и внимание Буше уделил богине Венере, а также будничной парижской повседневности и совсем простым зарисовкам из деревенской жизни.

Отличительной особенностью картин Франсуа Буше являются светлые и жемчужные тона, в которых выполнены все картины художника.

Окутывая весь сюжет картины некой дымкой, художник придает им ещё больше таинственности и прозрачности, которую он всегда и стремился изобразить на своих картинах. Буше – любитель мифологической тематики.

В его картинах не присутствует правдивость и реалистичность. Вся композиция картин проникнута однообразием, но она крайне тонко детализирована и идеальна в каждом штрихе.

Немного вникнув в конкретные факты из жизни художника, стоит упомянуть его поездку в Рим. Данное событие имеет особый характер, ведь оно косвенно повлияло на всё творчество Франсуа Буше.

Автор известнейших картин, посетил Италию для глубоко изучения творчества и жизненного пути найизвестнейших художников, таких как Альбано, а также Пьетро да Кортоне. Кортоне стал основополагающим элементом последующего творчества Буше.

Картины автора стали напоминать полотна которые вышли из под кисти уважаемого и наследуемого им Пьетро.

Но несмотря на ярое увлечение и почитание Кортоне, Франсуа не растерял своей самобытности, а лишь подчеркнул отдельные детали своих полотен, которые по мнению критиков и современников автора стали более чётко выверенными, приобрели недостающий сильный стержень и мужество, смешанное с лёгким, характерным для автора в будущем, холодком.

Тонкая душевная организация первого художника короля, чётко прослеживается в каждой из его легендарных работ. Образцом колоритности и просвещённости в глубинах самых разномастных сфер Буше, можно назвать работу «Геркулес и Омфала».

Знатоки изобразительного искусства, неоднократно указывали на яркий отблеск фламандских мотивов в этом произведении, а соответственно и в глубоком восприятии мира художником. Выразительные черты и мимолётные, иногда незаметные для обычного наблюдателя выразительных образов, детали, говорят о недюжей наблюдательности Франсуа.

Только проникнутый сутью вещей и их самыми малейшими особенностями творец полотен, способен добиться и создать неповторимые и наполненные характерами образы существ, героев Эллиады, а также знатных персон мифологии и этноса.

Франсуа Буше пережил и острый кризис своего творчества. Ближе к концу восемнадцатого столетия, автор глубоко прочувствовал и перенёс на себе деградацию аристократии. Аристократическое общество того времени напоминало Франсуа жалкую пародию, насмешку над былым строем.

Писатель попал во времена пережитков и это разительно изменило его почерк. Картины автора стали жёсткими, не свойственно ему холодными и по мнению некоторых ценителей «неживыми». Как и в пережитках аристократии, на полотнах появился напускной пафос, жёсткие элементы насмешек и превосходства, высокомерие.

Изящество, хрупкость образов и их характеров – полюбившиеся почитателями автора элементы, ушли в небытие, скрылись под пылью переживаний и смутной скорби автора о былых временах и устоях культурной жизни общества. Рококо, присущий Буше, исказился до неузнаваемости и безобразности.

Тем самым, в который раз картины автора отразили его внутреннюю душевную боль, переживания и тонкость творческой натуры.

Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1056799967/

Наталия Семенова: Подделывать "Одалиску" не стоило

Буше

С.Портер

Скандал вокруг «Одалиски» прогремел три года назад, когда Christie’s отказался взять у «Авроры» купленную на аукционе картину.

Аукционный дом настаивал на собственной экспертизе, фонду было достаточно заключений экспертов Русского музея, Третьяковской галереи и Центра имени Грабаря, уверенных, что картина – подделка. Средства массовой информации поспешили сообщить, что Вексельбергу (Виктор Вексельберг – владелец «Авроры».

– «Ведомости») на Christie’s продали фальшивку. Ни в одной публикации не было даже допущения, что картина может быть подлинной, что теперь, после слушаний, кажется весьма вероятным.

Наталья Семенова не занимается атрибуцией и экспертизой, она изучает феномен коллекционирования и написала несколько книг о русских коллекционерах. О Лео Масковски, в собрании которого нашлась «Одалиска», она до скандала ничего не знала.

– Почему никто из экспертов даже не предполагал, что «Одалиска» подлинная?

– Скажу сразу, картину я не видела, экспертиза – не моя специальность, мои аргументы – исторические, биографические. И я сначала думала: фальшак.

Аукционные дома серьезно не занимаются провенансом вещей, просто не успевают, а тут еще смущала самоуверенность Christie’s – картина, как говорят питерские дельцы, была куплена «на адресе», в доме вдовы коллекционера Лео Масковски, где висели вещи Левитана и Поленова. Но для музейных экспертов провенанс не важен, они получили вещь, уже определенную как подделка.

– Определение до них дал только Владимир Петров, по репродукции в каталоге он решил – это Кустодиев, а когда увидел картину живьем, уверился, что подделка.

– Экспертиза – больше искусство, чем наука. Сказалась предвзятость. И главное, о чем на процессе говорили: эксперты сравнивали картину с эталонными, музейными вещами Кустодиева, а «Одалиска» – не такого уровня. В музее масса рутинной работы, экспертиза в том числе. То, что для меня, например, детективная загадка, для них – обязанность.

Читайте также:  Левицкий "портрет марии дьяковой" описание картины, анализ, сочинение

– Первое, что удивляет в заключениях, – сравнение с эталонными вещами.

– На большой выставке любого художника зрители видят неудачи и провалы. И надо помнить, что перед войной Кустодиеву сделали операцию на позвоночнике, и он не мог ходить, был прикован к инвалидной коляске, писал сидя. Представьте, 1919-й год – время написания картины – в Петрограде. Холод и голод.

Есть свидетельства, что в это время к художнику приводили заказчиков, готовых купить что-нибудь пикантное, всегда пользовавшееся спросом. Известно также, что Кустодиев тиражировал свои сюжеты. Эксперты пишут в заключениях, что в «Одалиске» не просвечивается подготовительный рисунок, но у него такой сюжет был «в руках».

Есть несколько работ, где можно найти ту же натурщицу, похожую композицию.

– Эксперты посчитали такую компиляцию признаком подделки…

– Не обращая внимания, что многие источники компиляций публично не выставлялись.

– Ваши аргументы в пользу подлинности картины связаны и с ее бывшим владельцем Лео Масковски.

– Признаюсь, я сначала вообще не верила, что был такой человек. Но потом мы с коллегой Владимиром Поляковым нашли каталог рижской выставки 1932 г., где было представлено 49 работ из коллекции Масковски, в том числе и «Одалиска» (название дано Christie’s. – «Ведомости») под именем «Красавица».

В рижских газетах фотографии картины иллюстрируют статьи о выставке. Если бы музейные эксперты имели на руках каталог и газеты, то могли сделать другие выводы.

Но информация об эмигрантской выставке в буржуазной Латвии советским исследователям была недоступна, поэтому даже не вошла в классическую монографию Марка Эткинда о Кустодиеве.

– Очень. У него были два портрета Рокотова, эскиз к «Боярыне Морозовой», Серов, Нестеров. Многие вещи из его собрания позже оказались у известных коллекционеров – Руслановой, Зильберштейна – и в наших музеях. Перед отъездом в Германию в 1939 г.

Масковски продал часть своих картин. После присоединения Латвии к СССР проданные вещи вернулись на нашу территорию. У вдовы коллекционера, когда в 1989 г.

она передавала «Одалиску» аукционному дому, оставалось только несколько картин, причем небольших, которые можно было легко увезти.

– Нет сомнений, что «Одалиска» – это «Красавица» с рижской выставки 1932 г. Могли ли ее подделать до того, как она попала к Масковски?

– Зачем подделывать то, что не стоит дорого? В 1920–1930-е гг. цены на произведения русского искусства были невысоки. А «Одалиска» даже не картина, этюд, сделанный для куска хлеба. Кустодиев умер в 1927 г.

, до этого легче было ему вещь заказать, чем делать фальшивку.

Подделки картин наших художников хлынули на рынок после перестройки, когда появились новые богатые, готовые платить за русское искусство, прежде мало востребованное, большие деньги.

Источник: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/1833040/ne_stoilo_poddelyvat_odalisku

Виктору Вексельбергу изменила "Одалиска"

Верховный суд Великобритании рассматривает иск к всемирно известному аукционному дому Christie's, от которого требуют вернуть деньги за купленную в 2005 году на аукционе русского искусства картину художника Бориса Кустодиева “Одалиска”, оказавшуюся подделкой. За этой покупкой стоит российский миллиардер Виктор Вексельберг.

Картина Бориса Кустодиева “Обнаженная в интерьере”, фигурировавшая в каталогах под названием “Одалиска” и написанная в 1919 году, была продана 30 ноября 2005 года на аукционе русского искусства в Лондоне. Она ушла за рекордные для тех торгов $2,9 млн, более чем в семь раз превысив предварительную оценку. Тогда же обнаженная “Одалиска” была ввезена новым владельцем в Россию.

О том, что картина Кустодиева является подделкой, стало известно еще в прошлом году. Полотно было опубликовано под первым номером в очередном томе выпускаемого под эгидой Росохранкультуры “Каталога подделок произведений живописи”.

Факт мошенничества был подтвержден тремя авторитетными российскими экспертизами, сделанными специалистами Научно-реставрационного центра имени Грабаря, Русского музея и Третьяковской галереи, причем первое из отрицательных заключений было сделано еще в 2006 году.

Было объявлено, что владелец картины, скорее всего, потребует возвращения денег. Однако имя “потерпевшего” тогда не было обнародовано.

Картина Бориса Кустодиева — не самое знаменитое и не самое крупное из приобретений, за которыми стоит российский миллиардер Виктор Вексельберг. В 2004 году он купил за $110 млн коллекцию яиц Фаберже — и именно эта покупка стала сенсационной.

(Кстати, одно из яиц вскоре после той покупки пытались также объявить фальшивкой.) Впрочем, тогда подчеркивалось, что покупка имела социально и политически ориентированную окраску.

Изделия Фаберже не предназначались для личного пользования господина Вексельберга, они были куплены “для России”, с тех пор часто экспонировались, для коллекции предполагается построить специальное музейное помещение.

Покупка же “Одалиски” Кустодиева, сделанная через подконтрольный олигарху фонд “Аврора”, не была превращена в публичный акт, что свидетельствует о том, что интересы Виктора Вексельберга на антикварном рынке носят не только “патриотический”, но и инвестиционный характер.

Аукционные дома обычно оговаривают, что атрибуция картин проводится доступными и принятыми на момент продажи произведения средствами. Как правило, особо пристальное внимание экспертов уделяется картинам авторов, подделки которых встречались в прошлом.

Однако Борис Кустодиев никогда не состоял в “группе риска”, случаев сколько-нибудь значимого жульничества специалисты не припомнят. Видимо, это притупило пять лет назад бдительность экспертов.

Тем более что в 1989 году “Одалиска” Кустодиева уже продавалась, причем на том же Christie's, и никаких претензий не последовало.

С другой стороны, согласно принятым международным правилам, срок ответственности любого аукционного дома за подлинность пущенных с молотка лотов ограничивается пятью годами, то есть в случае с “Одалиской” этот срок истечет в ноябре 2010 года.

Вполне возможно, что достоянием гласности факт судебного процесса сейчас стал именно потому, что времени до вынесения решения остается все меньше и меньше.

Как сообщила британская газета The Daily Telegraph, в настоящее время “Одалиска” находится в Великобритании, поскольку ответчик потребовал проведения своей экспертизы.

Разумеется, исход дела чреват для аукционного дома с ежегодными оборотом $5-6 млрд не только (и даже не столько) материальными, сколько репутационными потерями.

Вчера в русском отделении Christie's корреспонденту “Ъ” неофициально заявили, что удивлены появившимися в британской прессе сообщениями о процессе. По мнению представителей аукционного дома, до решения суда в Великобритании неэтично говорить о факте подделки.

Официальный же комментарий Christie's звучит так: “Мы осведомлены о том, какие заключения были подготовлены для покупателя картины. Мы очень серьезно относимся ко всем предположениям касательно подлинности той или иной работы, проданной на наших торгах, и очень тщательно проверяем их.

Сейчас, после того как картина была нам возвращена, мы проводим все необходимые экспертизы, включая детальный анализ материалов и техники письма”. “Ъ” будет следить за ходом дела.

Роман Должанский, Татьяна Маркина

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/1443446

Любимый художник маркизы де Помпадур Франсуа Буше: будуарные сцены на грани приличия

?

Categories: Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур, 1750 и 1756Любимый художник маркизы де Помпадур Франсуа Буше: будуарные сцены на грани приличияФрансуа Буше. Темноволосая одалиска, 1743

Классическая живопись рококо, в частности, одного из самых ярких его представителей Франсуа Буше, всегда вызывала много вопросов и споров. При жизни художник пользовался невероятной популярностью, позже его начали критиковать за легкомысленность и фривольность, Дидро обвинял его в потакании вкусам низких сословий. Впрочем, вульгарности тогда было куда больше при дворе. Буше часто работал над заказами короля Людовика XV и его фаворитки маркизы де Помпадур, и его живопись называли зеркалом, отражающим французскую придворную жизнь.

Для картины *Светловолосая одалиска* Буше позировала 12-летняя любовница Людовика XV, 1752

Излюбленной темой мастера всю жизнь оставалась обнаженная женская натура, что приводило к частым обвинениям в распутстве и сластолюбии. Вряд ли эти претензии имели под собой почву – Буше был женат на женщине, которая была на 15 лет его моложе. Он в ней души не чаял, и она всегда оставалась для него идеалом женственности и красоты, что он неоднократно доказывал в своих работах.

Франсуа Буше. Купание Дианы, 1742

В 1734 г. Буше присудили почетное звание «живописца исторических сцен», что было равнозначно официальному признанию его принадлежности к художественной элите, в 1737 г. он стал профессором Академии живописи и скульптуры, а в 1765 г. – ее президентом. Тогда же он был удостоен титула «первого королевского живописца».

Геркулес и Омфала, ок. 1728–1731

Буше был частым гостем в Версале. В 1748 г. он начал работать для маркизы де Помпадур, от которой с тех пор поступали частые заказы. В 1752 г. она добилась для него разрешения жить и работать в Лувре. Помпадур была любовницей короля всего 5 лет, при этом ей удалось оставаться влиятельной персоной на протяжении десятилетий, до самой смерти Людовика XV.

В ней сочетались противоположные качества: острый ум, образованность, дипломатичность – с одной стороны, тщеславие, деспотичность, цинизм – с другой. Она могла помогать художникам и писателям, а потом отправить их в тюрьму за критические высказывания в ее адрес. Буше умел ей угождать – на всех портретах с разницей в 9 лет у нее лицо 20-летней девушки.

Франсуа Буше. Три грации, 1765

Многие современники осуждали Буше за близость распутному высшему свету.

Моралист Дени Дидро, считавший, что искусство должно обличать пороки и устрашать тиранов, обвинял Буше в безнравственности и вульгарности: «У него наблюдается извращение вкуса, колорита, композиции, характеров, воображения, рисунка – причем все это является следствием развращения нравов.

Что такой живописец может запечатлеть на холсте? Только свои грязные фантазии. А какими еще могут быть фантазии человека, который большую часть своего времени проводит в обществе проституток самого низкого пошиба?»

Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур, 1758 и 1759

Тем не менее, талант Буше был достаточно многогранным: он писал пейзажи, пасторали, портреты, картины на мифологические сюжеты, иллюстрации к книгам, эскизы парковых скульптур, гобеленов и театральных декораций, оформлял интерьеры дворцов. Но наибольшую популярность ему принесли скандально известные обнаженные одалиски.

Франсуа Буше. Триумф Венеры, 1740Франсуа Буше. Туалет Венеры, 1749

И хотя Буше до сих пор обвиняют в том, что он переходит границы приличия, его работы не теряют популярности

Источник: https://tiina.livejournal.com/8246947.html

Франсуа Буше "Одалиска". Правдивые фантазии о Красавице

?

Category: Автор – lomovolga. Это цитата этого сообщенияФрансуа Буше “Одалиска”. Правдивые фантазии о Красавице.

 “Я дал шесть луидоров одному немецкому художнику, чтобы он написал её с натуры обнаженной, и она вышла как живая. Он изобразил её лежащей на животе, опираясь руками и грудью на подушку и держа голову так, словно лежала на спине. Искусный художник нарисовал ноги её и бедра так, что глаз не мог и желать большего. Внизу я велел написать: O-Morphi. Слово это не из Гомера, но вполне греческое; означает оно Красавица. “

Читайте также:  Врубель михаил "царевна лебедь" описание картины, анализ, сочинение

Джакомо Джироламо Казанова

“История моей жизни”

  • Франсуа Буше
  • Портрет Мари-Луизы О'Мерфи (Обнаженная на кушетке) 1752
  •  галерея «Старая Пинакотека», Мюнхен

 – Я больше не интересна королю! – маркиза де Помпадур закрыла лицо руками. Мадам Оссе нежно обняла ее за плечи. – Все обойдется, мадам. – Мне скоро сорок, мой организм уже не выдерживает ни любовных возлияний, ни абортов.

Людовику нравятся молодые женщины, а здесь в Версале любая девица норовит прыгнуть к королю в постель! Неужели мне стоит воплотить мою давнюю задумку, Олений парк? – Олений парк? – спросила мадам Оссе удивленно. – Я что-то о нем не слышала.

 

– Королю надо развлекаться. – ответила Помпадур.

  1.  Франсуа Буше
  2. Портрет маркизы де Помпадур,1759
  3. Люлли  – Менуэт

Дамский угодник и сибарит Людовик XV теперь действительно сильно скучал даже на балах и в театральной ложе. Отдав все политические дела верной маркизе, чьими чарами король уже успел изрядно пресытиться за много лет их головокружительного романа, он жаждал разнообразия в своей пышной, ленивой и праздной жизни….

  • Франсуа Буше
  • Мадам де Помпадур (деталь), 1746
  • Превратив скромную красавицу мадам Этиоль во всесильную маркизу де Помпадур, разлучив ее с законным мужем и сделав любимой наложницей, король считал, что сделал все, что мог, и должен был – кем была бы Помпадур без Версаля и любви короля,несмотря на ее ум, шарм, способности?
  1.  
  2. Луи Мишель ван Лоо
  3. Портрет короля Людовика XV, 1763 

Долгие годы она как могла скрашивала досуг короля, не позволяя ему даже зевнуть, хотя рядом с ней королю явно не спалось – эти бесконечные остроумные театральные постановки, маскарады, супы, сваренные лично маркизой из овощей ее собственного огородика….

François Boucher (18th century) Madame de Pompadour (detail)

Ее фантазия поистине неисчерпаема, но молодые женщины – это тот лакомый кусочек, от которого трудно отказаться, даже обладая незаурядной Помпадур! И она знала это…

Критерии отбора девушек для развлечений короля были таковы : красота и полное отсутствие ума.

François Boucher Figura de Moça

Маркиза знала, что государь любит остроумных и интересных, а если она еще и красива, то это опасно – он может увлечься серьезно, надолго, и тогда….

Отныне в зону внимания Помпадур попадали юные эффектные, аппетитные пустышки и дурочки, желательно дворянского происхождения, но позволялось и рангом ниже, незамужние, со склонностью барышни – ” наживки ” к любовным авантюрам.

Boucher Francois

“Олений парк” располагался в окрестностях Версаля, и представлял собой красивый особняк, утопающий в зелени, ухоженный и привлекательный. Маркиза позаботилась и о богатой роскошной обстановке, и бесшумных и молчаливых слугах, и появляющихся из большого люка деликатесах с охлажденным шампанским и ароматными цветами, и о широком удобном любовном ложе….

 

Заинтригованной прелестнице говорили, что ею заинтересовался некий высокопоставленный польский вельможа, и за ночь любви она получит солидненькую сумму – выгодная сделка!

Девушке закрывали глаза, и везли в особняк, где она находила и дорогие платья. и вкусные кушанья, и пенную душистую ванну с травами, и любые развлечения.

  • Madame de Pompadour (1750)

А ночью пред девушкой представал высокий, статный незнакомец в маске, которую он мог снять по своему желанию, и дать себя узнать. Утром одалиска получала обещанные деньги, подарки и ее возвращали обратно – возможно, до следующего визита, это зависело от короля.

  1. В любом случае девушка не оставалась в убытке, ведь потом ее выдавали замуж, маркиза через своих агентов подыскивала женихов, чтоб девушка осталась довольной, счастливой, и с подарками.
  2. Francois Boucher Toaleta, 1742
  3. Позже, девушек одевали согласно фантазиям короля – это тоже было плодом усилий маркизы, и хотя поползли слухи, что в загадочном парке тратятся огромные суммы, в том числе и казенные, а также растлевают малолеток, трудяга – маркиза обращала внимания на это мало.
  4. Франсуа Буше 
  5.  Завтрак, 1739
  6. Однажды ее агенты показали ей картину ” Одалиска”, выполненную любимцем Франции Франсуа Буше, изображающую юную девушку красивого и соблазнительного сложения.

Говорили, что романтичный, тонко чувствующий Буше выбирает для своих Диан и Венер простых девушек, которых видит в церквях или на рыночных площадях…

  • Франсуа Буше
  • Девушка с букетом роз 
  • Его известная мастерская, где рождались шедевры, была наполнена хорошенькими гризетками, которым знаменитый художник помогал делать хорошую карьеру, являя миру на своих полотнах.
  • Франсуа Буше
  • Одалиска на синей софе,1745 Лувр
  • Маркиза навела справки – Мария Луиза О, Мерфи, ирландского происхождения, натурщица, 15 лет от роду, приехала в Париж с родней из Руана, одна из сестер подает надежды как артистка.
  • Она соответствовала критериям – обладала миловидной наружностью, пикантным телом, спокойным нравом, и ее не опекали родные.
  • François Boucher
  • La Odalisca (фрагмент)
  • Отец, Даниэль О, Мерфи, бывший солдат, некогда явившийся во Францию за лучшей долей, скончался в Руане, а оставшаяся без средств мать с остальными дочерьми, приехала в Париж, и сразу поняла, что ее красавицам дочкам здесь найдется место, и пятеро барышень О, Мерфи работали актрисами и натурщицами, помогая матери, торгующей подержанными вещами, но не слишком следящей за тем, как ее дочки проводят свой досуг.
  • Francois Boucher (1703-1770) Shephers girl

Одна из сестер, Виктуар, впоследствии стала ведущей актрисой парижской Комической оперы. Семье требовались деньги, и когда Мария Луиза получила предложение нанести визит в ” Олений парк”, раздумывала недолго.

  1. François Boucher  The Four Seasons: Summer ,1755

Но все сразу пошло не так. Ирландская болтушка оказалась слишком интересной и веселой для короля – давно он так не смеялся над ее шуточками и россказнями!

  • Маркиза каждый день выслушивала тайные донесения о том, что Людовику больше не нужны новые девушки, он вовсю развлекается с Луизой О, Мерфи под носом у всесильной маркизы!
  • PICOT, Franзois-Edouard Brown Odalisque. 
  • Помпадур приходилось уходить с головой в работу, дабы не сойти с ума от ревности, и она постоянно ловила себя на мысли, что слушая донесения послов, или танцуя на маскараде, думает об этой ирландской нахалке.

Francois Boucher Vertumnus and Pomona (detail ), 1749

А потом весь двор заговорил о том, что у новой любовницы короля будет ребенок. Сама маркиза так и не смогла осчастливить Людовика плодом их любви, у нее была лишь дочка Александрина от мужа Ленормана Этиоль.

  1.  Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога,1750, Лувр
  2. Вопреки злорадному желанию маркизы, Луиза вовсе не оказалась неповоротливой, грубой и безвкусно одетой ” девкой”, которой в пору торговать селедками.
  3.  François Boucher Hermitage Museum
  4. Новые дорогие шикарные платья сидели на Луизе, как влитые, а ее мягкая и несколько фривольная улыбка, ясные глазки, свежая кожа молочного цвета, и детская непосредственность были ее лучшей рекламой.
  5. Francois Boucher

И хотя красотка не стремилась в политику, мало интересовалась делами страны, и не представляла угрозу для маркизы, все ждали развязки, Людовик не был верным и постоянным влюбленным. Маркиза проигрывала Луизе в молодости.

  •  François Boucher Léda et le Cygne.
  • Людовик все реже заходил к маркизе, она оказалась словно в вакууме, и по привычке с полнейшим спокойствием воспринимала разговоры о родившемся ангелочке Агате Луизе, юной маме, и потерявшем голову от счастья, стареющем монархе – ей не привыкать к жестокости двора!
  • Потом Луиза забеременела, и хотя двор сомневался в отцовстве Людовика, его страсть к ирландской натурщице великого Франсуа Буше не угасла, он два года держал маркизу на расстоянии, деля ложе с Луизой, с присутствием которой в жизни мужа смирилась и добрая королева Мария Лещинская, хотя с большей симпатией относившаяся к маркизе де Помпадур.
  • Франсуа Буше
  • Купание Дианы, 1742, Лувр
  • Франсуа Буше
  •  Диана после охоты. Обучение Купидона, 1742

Но Луиза сама погубила себя. Привыкнув к вседозволенности, она захотела все таки большего – выгнать маркизу де Помпадур из Версаля.

Отвыкший от важных государственных дел, которыми занималась маркиза, и питавший нежность и благодарность к ней Людовик на этот раз не выполнил просьбу молодой наложницы. Двор загудел о переменах, о новом возвращении забытой де Помпадур, о новых фаворитках, более осторожных…

    Маркиза вернулась победительницей – король без нее не мог! Но и Луиза не осталась в накладе, ее сосватали богатому дворянину при условии удалиться подальше от двора.

    • Ей пришлось подчиниться.
    • Франсуа Буше
    • Ринальдо и Армида, 1734 

    Впоследствии она выходила замуж еще два раза. Одним из них был Жак де Бофранше, граф де Айя, видный и популярный человек. С Луизой у них был сын.

    Пережив и Людовика XV, и маркизу, Буше, и многих своих друзей и злопыхателей, Луиза вновь оказалась при дворе, возобновила прежние связи, и активно вела светскую жизнь – от былой натурщицы остались лишь воспоминания, Луиза была настоящей ” львицей”, праздной и величавой….

    1.  François Boucher (French, Rococo , 1703-1770)
    2. La Gonna Solleveta
    3. Распробовав шикарную жизнь, Луиза уже не смогла приобщиться к новой, вне Версаля.

    С приходом к власти Робеспьера, Луизу неожиданно арестовали за роялистские убеждения, жалость к королевской молодой чете, и прочим ” подозрительным”. Но удача пока еще была на стороне О, Мерфи. Она получила свободу, пережила годы потрясений, не покидая Францию, и когда к власти пришел Наполеон Бонапарт, возобновила свои выходы в свет.

    В Париже все знали молодую душой, гостеприимную и веселую Луизу…

    Она умерла в 1814 году, в Париже.

    Ее сын от брака с Жаком де Бофранше де Айя, сделал блестящую военную карьеру, дослужился до генерала. Его сестра Агата Луиза, внебрачная дочка короля Людовика XV, возможно, посвятила себя церкви, но данные сомнительны. Скорее всего, она прожила незаметную жизнь, не оставила заметного следа в истории….

    • Франсуа Буше
    • Аллегория живописи, 1760
    • “Portrait of Marie-Louise O'Murphy – Ruhendes Mädchen.” Boucher 1751, oil on canvas

    (59.5 x 73.5 cm)

    Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

    Источник: https://kolybanov.livejournal.com/8408409.html

    Ссылка на основную публикацию