Автопортрет
Мне хотелось, чтобы вы более пристально присмотрелись к его живописи. По сути Джорджоне ,как и Леонардо,стояли у истоков реализма.Все другие художники считали их работы эталоном.
Джорджоне – итальянский художник эпохи Возрождения, ученик Д. Беллини и учитель Тициана,представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения.
Среди великих мастеров прошлого ему принадлежит особое место. Джорджоне прожил всего 32 года. Он умер в Венеции 1510 г. от свирепствующей в то время чумы.
Одна из наиболее популярных его работ Спящая Венера.
Джорджоне .Спящая Венера, 1510г.
Картина была написана незадолго до смерти.Джорджоне не окончил картину. Он успел написать саму Венеру и, возможно, скалу за ней, прежде чем скончался от чумы в 1510 году.
Картину закончил уже его ученик -Тициан, который написал пейзаж, небо, одежды, на которых лежит Венера, и поместил Купидона у её ног. Также в некоторых местах полотна можно выделить кисть ещё одного неизвестного мастера.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О САМОМ ХУДОЖНИКЕ.
Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции.
Он был учеником Джованни Беллини и усвоил себе глубину и блеск его тёплого колорита, даже превзошёл его в этих качествах и первый из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, не чуждому натуральности пейзажу.
Главным местом его деятельности была Венеция. Он писал здесь надпрестольные образы, исполнял многочисленные портретные заказы и, по обычаю того времени, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов.
Современники ценили его как живописца, влюбленного в природу. Человек доброго и благородного нрава, художник был также замечательным музыкантом и певцом. В свое время произведения мастера много копировали, подражали ему. Считается, что подлинных картин Джорджоне в настоящее время совсем немного.
«Мадонна да Кастельфранко»1504г. Одна из очень известных его работ «Мадонна да Кастельфранко», написанная в 1504 г.
по заказу венецианского военачальника – кондотьера Тудио Констанцо, в память о его рано умершем сыне Маттео. На картине изображен интерьер небольшой часовни, где пол выложен черно-белыми мраморными плитами.
У подножия трона стоит деревянная гробница с изображением герба семьи Костанцо. С обеих сторон она «охраняется» двумя фигурами святых.
Зеленые тона ковров, устилающих трон, зеленоватый хитон и красно-розовое покрывало мадонны создают красивое сочетание с ландшафтом, с высоким бледно-голубым небом, просторными лесными лужайками, сероватой грядой гор на горизонте и зданиями.
И хотя овеянная грустью «Мадонна» написана в духе поэтической элегии, большое место занимает в ней пейзаж. Он отвлекает людей от печальных раздумий и размышлений при созерцании картины.
Гроза.1506г Современники говорили, что Джорджоне первым ввел в венецианскую живопись XVI в. новый элемент художественной выразительности – настроение, одухотворяя ее, вызывая ответные чувства у человека, смотрящего картину, и создавая незримую психологическую связь между ним и произведением искусства.
И это чувствуется не только в «Мадонне да Кастельфранко», но и в маленькой по размерам картине Джорджоне «Гроза», написанной им около 1506 г
Почти все пространство этого небольшого полотна, заполнено изображением пейзажа с сине-зеленой рекой, текущей между изрезанных берегов, поросших кустарником и деревьями.
Через нее перекинут узкий деревянный мост, за которым виднеется ряд зданий. Освещение, порожденное вспышкой молнии и рассеянным светом луны, спрятанной за облаками, создает неуловимые воздушные эффекты.
Небо в обрамлении темно-зеленых деревьев, почти черное у горизонта, контрастно по цвету розово-белой архитектуре на заднем плане.
Тусклые серебристые блики небесного огня отражаются на строениях, бревенчатом мосту, на стене и сломанных колоннах, на деревьях, воде и вселяют ощущение движения в пейзаже и внутренней тревоги.
На переднем плане картины по берегам изображены фигуры: юноши в короткой пастушеской одежде с посохом в руке и молодой женщины с золотистыми волосами, кормящей грудью ребенка.
- Златились кудри длинные у ней,
- Ее одежды белизной сияли,
- Прекрасен был лучистый взгляд очей,
Кто в них глядел, не ведал тот печали…
Эти строки из поэмы «Фьезоланские нимфы» знаменитого поэта и писателя Д. Боккаччо. Она была широко известна в эпоху Возрождения и возможно, что поэма и послужила источником для художника.
Мифологическим сюжетом поэмы явилась трагическая любовь молодого пастуха Африко к девушке Мензоле – прислужнице древнеримской богини Дианы.
Трагическая, потому что по воле богини погибли и пастух, лишивший себя жизни на берегу, и молодая женщина, которую Диана превратила в речную струю. Гроза, изображенная в картине, играет роль злой судьбы.
Юдифь.Эрмитаж.
Все картины Джорджоне индивидуальны и непохожи. Их объединяет только особое поэтическое настроение. О каждой можно рассказывать отдельно.Этот сюжет вам уже знаком.
На высокой каменной террасе, окруженной низкой оградой, в спокойной позе стоит прекрасная молодая женщина, одетая в хитон винно-розовых тонов. С легкой полуулыбкой смотрит она на лежащую под ногой голову Олофрена. В ее правой руке – тяжелый меч.
За спиной простирается далекий и мирный пейзаж с грядой голубых гор на горизонте, маленькими зданиями вдали, которые граничат с густым зеленым лесом.
Высокое просторное небо, на фоне которого высится мощный, подобный колонне ствол зеленеющего дерева.
Прозрачным светом пронизанная природа словно вторит настроению спокойного и полного достоинства облика Юдифи.
Три философа.
В картине, названной «Три философа», снова возникает холмистый лесной пейзаж. Его замыкает на горизонте горная гряда насыщенного синего цвета, за которую опускается огненный диск солнца. Вечерние небеса с летучими серо-белыми облаками воздушны и полны переходов от голубых до нежно-сиреневых тонов.
На ступенчатой скалистой площадке изображены трое мужчин разного возраста: глубокий старик в желтом плаще держит астрологическую таблицу с изображением полумесяца и раскрытый циркуль. Рядом с ним человек средних лет в белом тюрбане в восточном одеянии задумчиво смотрит перед собой. Наиболее выразительна фигура сидящего юноши в белом хитоне и зеленом плаще.
Опираясь рукой о колено, он делает какие-то измерения с помощью угольника и циркуля. Его лицо серьезно, глаза пытливо устремлены на что-то, видимое ему одному. В глубоком молчании среди тихого вечернего пейзажа вдали от людей философы погружены в изучение природы
ХОТЕЛОСЬ БЫ ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ НА ПОРТРЕТЫ,их совсем немного.
К 1506–1507 годам Джорджоне достигает творческой зрелости, тогда же происходит и окончательное формирование нового, по сравнению с XV веком, типа портрета. Как пишет Н.А.
Белоусова: «…В этих портретах отражена внутренняя, сосредоточенная и одухотворенная жизнь их моделей.
Особенно это относится к изображению так называемой «Лауры», которое в настоящее время считается просто «Женским портретом».
Лаура. 1506. Музей истории искусств. Вена
Широкие и раскидистые зеленоватые ветви лавра, написанные на черном фоне, обрамляют поясное изображение молодой женщины, одетой в ярко-красную, отороченную коричневым мехом мантию, распахнутую на ее обнаженной груди. На гладких темных волосах – прозрачный серовато-белый шарф, конец которого спускается на шею и грудь.
Спокойное округлое лицо с черными, устремленными вдаль глазами и крупным ртом изображено, как и торс, в трехчетвертном повороте, создающем ощущение пространственности и глубины картины.
Правой рукой она придерживает меховой воротник, кисть левой руки, задрапированной широким красным рукавом, исчезает за пределами рамы.
Весь облик заставляет исследователей предполагать, что здесь дано либо изображение куртизанки, либо возлюбленной Петрарки Лауры по сходному звучанию ее имени с лавром».
«Портрет молодого человека» (ок. 1510)
Это изображение нетипично для портрета эпохи Ренессанса: взгляд модели на портретах той эпохи обычно направлен прямо, рождая ощущение контакта со зрителем.
Молодой человек смотрит в сторону, это создаёт особую, меланхоличную атмосферу и взаимодействие не на рациональном, а эмоциональном уровне.
В этом произведении удачно соединились индивидуальные черты с образом идеального человека Возрождения.
Смягчённые очертания контуров свидетельствуют о том, что Джорджоне был знаком с приёмом сфумато, разработанным Леонардо да Винчи.
Три возраста жизни.
Несмотря на кратковременность жизни Джорджоне у него было много учеников, к которым принадлежат, между прочим, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Фр. Торбидо (прозванный иль Моро) и сам Тициан.
Еще значительнее число художников, подражавших его направлению, каковы, например, Лоренцо Лотто, Пальма Старший,Джованни Кариани, Рокко Марконе, Парис Бордоне, Джирол. Пеннаки, Порденоне, Коллеоне, Дзанки и др., картины которых нередко слывут теперь за его работы.
- Портрет старухи.
- О ДЖОРДЖОНЕ:
- Джорджоне положил начало блестящему расцвету венецианской живописи, занявшей вскоре после его смерти ведущее положение в живописи Италии.
- В XVII веке Ридольфи писал о Джорджоне, что «поистине он был первым, кто показал дорогу живописи и сочетанием своих красок с легкостью приблизился к изображению натуры».
- В апреле 1820 года Байрон в письме Уильяму Бэнксу пишет: «Я мало что понимаю в картинах, но для меня нет ничего выше венецианцев, а превыше всех Джорджоне».
Вазари пишет, что Джорджоне «всю свою жизнь был человеком благородных и добрых нравов», а прозвище свое «Джорджоне», что значит «большой Джордже», получил «за величие духа». Он был знаменит не только как художник, но и как один из самых замечательных музыкантов Венеции этого времени, и Вазари пишет, что его игра на лютне и пение «почитались в те времена божественными».
Источники.
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29006
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%BE%D0%BD%D0%B5
http://self-portrait.ru/simple3.html
http://www.bibliotekar.ru/100hudozh/15.htm
Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/2513960
Образ Юдифи в живописи
05.10.2014
Как известно, библейские сюжеты часто используются художниками при создании картин. Одной из самых востребованных ветхозаветных образов является Юдифь. Согласно легенде, Ветилую, город где жила богобоязненная и целомудренная вдова Юдифь, осадила армия вавилонян во главе с Олоферном, полководцем царя Навуходоносора. Город должен был пасть, но этому помешала Юдифь. Надев красивые одежды, вместе со служанкой она отправилась в лагерь вавилонян и «втерлась» в доверие к Олоферну. И, в один из вечеров, когда он заснул пьяным, Юдифь отрезала ему голову и вернулась в Ветилую. Вражеская армия, потеряв полководца, в панике разбежалась, а молодая вдова вернулась к прежней жизни.
В европейской живописи чаще всего встречается несколько эпизодов этой притчи. Чаще всего встречается изображение Юдифи с мечом в одной руке и головой Олоферна в другой, а за ее плечами стоит служанка.
Этот «признак» позволяет отличить Юдифь от Саломеи, которая обычно изображается с серебряным блюдом, на котором лежит отрубленная голова Иоанна Крестителя.
Также встречается изображение Юдифи в активном действии — опускающей оттрубленную голову в корзину, а примерно с 16 века, и в процессе убийства. В раннем Средневековье образ Юдифи встречается как пример добродетели, которая побеждает порок.
Одно из самых ранних изображений встречаются в росписи Базилики Святого Павла за городскими стенами. Эти фрески датированы 9 веком. Немного моложе росписи в соборе Шартре и в Сен-Шапель, 11 и 13 век соответственно.
В эпоху Возрождения изображение Юдифи часто дополнялось еще двумя сюжетами: «Аристотель и Кампаспа» и «Самсон и Далила». В этой интерпретации образ Юдифи становился аллегорией несчастья мужчины, который оказался во власти женщины, замыслившей коварство.
В эпоху Нового Времени образ Юдифи возвращается в живопись с работой Сандро Боттичелли «Возвращения Иудифи» (примерно 1470 год).
Особенно популярна эта легенда стала у итальянцев, которые, благодаря принадлежности Олоферна к ассирийцам, сопоставляли его с турками, их извечными врагами. Даже в Сикстинской капелле можно обнаружить изображение Юдифи — Микеланджело использовал ее образ при росписи.
Эта притча встречается среди работ Джорджоне, Веронезе, Доменико Беккафуми, Джентилески, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Караваджо и Джорджоне. Картины двух последних считаются наиболее известными.
На картинах, созданных в эпоху Ренессанса и позднее, Юдифь часто изображается обнаженной. Так, у полотна Джорджоне заметны эротические черты, которые передаются гравюре «Сон доктора» Альбрехта Дюрера.
В дальнейшем это вылилось в работы, сочетающие темы секса и насилия, например гравюры Пармиджанино и Жака Калло, рисунки Мантеньи. В 16-17 веках образ Юдифи становится аллегорией Кары — выражением победы над грехом. Среди картин 19 века заслуживает полотно Августа Риделя, выдержанное в духе историзма.
В 20 веке образ Юдифи стал ассоциироваться с типом «роковой женщины». Такой мы видим «молодую вдову» на картинах Густава Климта («Иудифь) и Франца Штука.
Источник: https://8-poster.ru/onenews/262/
Джорджоне
Джорджо Барбарелли да Кастельфранко известен как Джорджоне — мастер эпохи Высокого Возрождения и одна из самых загадочных фигур мирового искусства.
Художник не подписывал свои работы, и авторская принадлежность полотен и реконструкция каталога до сих пор вызывают горячие споры среди искусствоведов.
Творческая активность Джорджоне продлилась чуть более 10 лет, но ознаменовала перелом в венецианской живописи. Немногочисленные картины мастера — жемчужины величайших музеев мира.
Детство и юность
Биография загадочного художника, отдаленная веками, содержит мало достоверных фактов, и зачастую они легко подменяются домыслами. Итальянские искусствоведы, говоря о Джорджоне, называли того скорее мифом, нежели человеком.
Автопортрет Джорджоне / Web Gallery of Art
Даже о фактах, связанных с рождением будущего мастера живописи, нельзя говорить однозначно. Первые попытки его жизнеописания восходят к 16-му веку, и согласно, им Джорджо родился неподалеку от Венеции, в городке Кастельфранко-Венето, в 1477 или 1478 годах.
Ни один источник не рассказывает о юных годах художниках и о времени, когда тот решился покинуть родной город. Известно, что в Венецию живописец приехал молодым и уже в 1493 году поступил на обучение к известному мастеру Джованни Беллини.
Читайте такжеСамые известные художники в мире
Здесь он обретает внимание к цвету и деталям, сосредоточившись на искусстве пейзажа. Историки полагают, что, закончив учиться, Джорджоне вернулся в Кастельфранко-Венето, где в сотрудничестве с местными художниками занимался оформлением фасадов и интерьеров, работая в технике фрески.
Искусствоведы 16–17 веков перечисляют много фресок Джорджоне, но к настоящему времени сохранилась только одна работа — фрагмент фасада Фондако деи Тедески, который хранится в галерее Франкетти в Венеции. Фреска выполнена совместно с Тицианом, который также был учеником Джованни Беллини. Творчество обоих художников крепко связано.
Живопись
Одной из первых самостоятельных работ, вышедших из-под кисти Джорджоне, считают картину “Христос, несущий крест”, датируемую 1497 годом. Следующий труд художника также связан с религиозными мотивами: в 1504-м он начал писать картину для алтаря собора Сан Либерале родного города. “Мадонна Кастельфранко” изображает Деву Марию с младенцем в окружении святых Георгия и Франциска.
Картина Джорджоне «Юдифь» / Web Gallery of Art
Жемчужиной наследия Джорджоне считается шедевр, хранящийся в Эрмитаже, — “Юдифь” (1504). Утонченная и гармоничная работа демонстрирует совершенство, которого достигли мастера Высокого Возрождения, недаром долгое время авторство произведения приписывали Рафаэлю.
Образ Юдифи олицетворяет силу, которая таится в хрупкости женской красоты, и пронизан светом и умиротворенностью, которым вторит пейзажный фон. Молчаливая одухотворенность, богатство сокрытых жизненных сил характерны для образов, вышедших из-под кисти итальянца.
Картина “Три философа” первоначально была задумана как иллюстрация библейского сюжета, однако в процессе трансформировалась в жанровое полотно.
Здесь изображены трое мудрецов, представляющих разные типажи. Они отличаются возрастом, культурой и мировоззрением.
Однако лиричный, полный глубины и объема пейзаж объединяет героев в единое целое, оставляя надежду, что эти люди услышат и обогатят друг друга.
Картина Джорджоне «Гроза» / Gallerie dell'Accademia
Природа как действующее лицо еще ярче предстает на полотне “Гроза”, датируемом 1505-1508 годами.
Настроенческий пейзаж стал особым жанром в творчестве Джорджоне, о чем говорит и “Сельский концерт” (1510), где образы музыкантов органично вписаны в пасторальный фон.
Эти картины носят откровенно светский характер, что знаменует тенденцию, которую задавала венецианская живопись в тот период. Она сосредоточена на человеке и окружающем его пространстве, насыщена цветом и гармоничными тонами.
Однако Джорджоне не перестает осмыслять религиозные и мифологические сюжеты, благодаря чему появляется одна из последних картин — “Спящая Венера, хранящаяся в Дрезденской галерее.
Она вновь говорит о гармоничном единстве человека и природы, достигаемом ясностью объема, выразительностью контуров и мягкостью светотени.
В каждом мазке читается любование красотой человека и окружающего мира, при этом многодетальность не нарушает гармонии, сливаясь в целостное творение.
Картина Джорджоне «Спящая Венера» / Галерея старых мастеров
Портреты художника полны проницательности и точности. “Старуха” (1508), “Портрет юноши” (1508) посвящены простым, незнатным людям, чьи черты привлекли Джорджоне глубиной и характером.
Автопортрет живописца также демонстрирует лицо незаурядное, привлекающее скорее харизмой, нежели правильностью линий.
Но все же в первую очередь итальянец — певец красоты, о чем говорят изображения Лауры и Антонио Броккардо.
К концу 1510-х Джорджоне стал законодателем мод в венецианской школе живописи, на его новаторские работы ориентировались молодые художники, а картины итальянца пользовались спросом в частных коллекциях.
Личная жизнь
Глядя на полотна Джорджоне, легко представить его как человека, обладающего высокой чувственностью и романтическим очарованием. Известно, что мужчина был высок ростом и за это получил свое прозвище, которое можно перевести как Большой Джорджо.
Читайте также10 самых неожиданных прозвищ знаменитостей
Вместе с тем толкование имени неразрывно связывают с величием духа и мастерства художника. О личной жизни живописца ничего не известно: тот не оставил после себя писем или записок. Однако его картины полны мечтательного томления, грации и лирики, что косвенно свидетельствует о том, что молодой гений знал толк в любви.
Джорджоне входил в круг юных патрициев, стремящихся превратить мир в “сад веселья”. Он был всесторонне одарен, умел музицировать на лютне и имел дар импровизации.
Смерть
Творческий путь Джорджоне оборвался на взлете: в 1510 году мужчины не стало. Причиной смерти художника стала эпидемия чумы, которая свирепствовала в то время в Италии. Предание гласит, что тот заразился болезнью от возлюбленной, которую отказался оставить, несмотря на смертельную опасность.
Читайте также8 звезд, ушедших из жизни молодыми
Изначально считалось, что он умер в Венеции, но исследования 2011 года называют другое место — остров Лаззарето Нуово, куда зараженные люди отправлялись в карантин. Такую же функцию выполнял и остров Повелья в Венецианской лагуне — именно там, по другой версии, похоронен великий мастер Возрождения.
Несмотря на то, что Джорджоне прожил чуть больше 30 лет, он ознаменовал значительный прогресс в живописи, оказав влияние на последующих представителей венецианской школы — Тициана, Себастьяна дель Пьомбо, Лоренцо Лотто и других. Наличие множества подражателей и продолжателей породило проблему авторства работ Джорджоне, которое подчас доподлинно установить невозможно.
Картины
- 1500 — «Святое семейство»
- 1501 — «Испытание огнём Моисея»
- 1501 — «Суд Соломона»
- 1504 — «Юдифь»
- 1504 — «Мадонна Кастельфранко»
- 1505 — «Читающая Мадонна»
- 1506 — «Лаура»
- 1506 — «Юноша со стрелой»
- 1507 — «Поклонение волхвов»
- 1508 — «Старуха»
- 1508 — «Гроза»
- 1508 — «Спящая Венера»
- 1509 — «Три философа»
- 1510 — «Портрет юноши»
- 1510 — «Поклонение пастухов»
Источник: https://24smi.org/celebrity/104184-dzhordzhone.html
Женщина и Смерть. Юдифь
?
Categories: Работа неизвестого художника XVI века
«Юдифь» или «Иудифь» — женский вариант имени «Иуда». Иуда — довольно распространенное в древности палестинское имя; даже целое племя («колено»), весьма многочисленное, носило и до сих пор носит его — иудеи, в честь прародителя. В нашем же сознании «Иуда» и «предательство» — синонимы; для этого было достаточно одного единственного неосмотрительного поступка одного единственного Иуды, христопродавца. К Юдифи это ни имеет никакого отношения, просто женщина-тезка, но все же, если задуматься, где в ее случае проходит граница между отвагой и коварством?
Сандро Боттичелли (1472 (слева) и 1490гг)
Давайте вспомним, что это был за случай.
«В восемнадцатом году, в двадцать второй день первого месяца, последовало в доме Навуходоносора, царя Ассирийского, повеление — совершить, как он сказал, отмщение всей земле.
Созвав всех служителей и всех сановников своих, он открыл им тайну своего намерения и своими устами определил всякое зло той земле. И они решили погубить всех, кто не повиновался слову уст его».Иудифь 1:12
Микеланджело Буонаротти, часть росписи Сикстинской капеллы, прим. 1480.
Полководца Олоферна отправили с важной миссией в подвластные Ассирии земли — покарать непокорных и донести новую идеологию. Навудохоносора все покоренные народы должны были признать богом, а от своих старых богов отказаться.
Огненной саранчой пронеслись по городам и деревням войска Олоферна, истребляя идолов, разоряя святилища, вырубая священные рощи и безжалостно убивая сопротивлявшихся. Пришел черед и Иудеи, войска подступили к городу Ветулуе.
«И в тот же день поднялись все сильные мужи их: войско их состояло из ста семидесяти тысяч ратников, воинов пеших, и из двенадцати тысяч конных, кроме обоза и пеших людей, бывших при них, — а и этих было многое множество. Остановившись на долине близ Ветилуи при источнике, они протянулись в ширину от Дофаима до Велфема, а в длину от Ветилуи до Киамона, лежащего против Ездрилона. Сыны же Израиля, увидев множество их, очень смутились, и каждый говорил ближнему своему: теперь они опустошат всю землю, и ни высокие горы, ни долины, ни холмы не выдержат их тяжести. И, взяв каждый свое боевое оружие и зажегши огни на башнях своих, они всю эту ночь провели на страже. На другой день Олоферн вывел всю свою конницу пред лице сынов Израилевых, бывших в Ветилуе, осмотрел восходы города их, обошел и занял источники вод их и, оцепив их ратными мужами, возвратился к своему народу».Лоренцо Лотто, 1512
Источники воды были захвачены врагом, городу угрожала жажда и голод. В городе жила Юдифь, молодая вдова иудея Манассии, умершего незадолго до этого от теплового удара во время жатвы ячменя.
Она несколько дней молилась единому богу Иегове вместе со своими земляками, но войска врага окружили город и не собирались уходить, и молодая прекрасная женщина решила, что жертвенный поступок может быть действеннее молитв.
Она облачилась в роскошные наряды, одела лучшие свои украшения и двинулась в путь, к стану Олоферна, прихватив с собой служанку, несущую мешок с кошерной едой.
Андреа Мантенья, 1495Полководец принял ее, как важную гостью — ведь Юдифь была хороша собой и сразу приглянулась Олоферну. Три дня пробыла она в гостях у него, присутствуя на пирах и делая все, чтобы соблазнить главного своего врага и втереться в доверие. История стыдливо скрывает подробности, нам предлагается целомудренная версия: Олоферн отважился на решительные действия только на третий день, но слишком перебрал спиртного и уснул, оставшись наедине с красавицей. Что там было на самом деле, скрыто за завесой тайны, судя по всему, не все художники, прибегнувшие к популярному сюжету, верили в то, что между Юдифью и Олоферном ничего не было. А что, такая недосказанность только придает пикантности всей этой истории.Джорджоне, 1505. Его Юдифь такая женственная и мягкая, как этот облик не вяжется с тем, что она сделала!Да это и не важно, важно то, чем все закончилось — Юдифь обезглавила спящего Олоферна его же мечом, голову служанка положила тот самый мешок для кошерной еды, и обе украдкой улизнули в темноте из лагеря врага, вернувшись в родной город. Наутро ассирийцы обнаружили обезглавленное тело своего полководца и в ужасе бежали восвояси. Юдифь принесла голову кровожадного врага в родной город и, торжествуя, достала ее из мешка и показала всем. Ликованию израильтян не было предела!
Юдифь больше не выходила замуж и прожила в почете 105 лет. Сидела потом на пенсии и думала где-то на восьмом десятке: «А может, и не надо было тогда тому парню отказывать. Ну, в такой жесткой форме».
Юдифь почитается в христианской и иудейской религиях, как ветхозаветнаяя праматерь. Живописцы всех времен ее просто обожают — такой многослойный и противоречивый образ.
Ох, и затаскали сюжет художники! Еще бы: такая убийственная женственнось, такая неженская жестокость!Пошли смотреть.Тициан, 1515Тициан, 1570. Между двумя шедеврами Тициана 55 лет, ведь сам художник прожил невероятно долгую жизнь — 88 лет. На первой картине Юдифь юная и трепетная, похожая на Юдифь Джорджоне. На второй — более зрелая и искушенная, такое себе рыжеволосое воплощение вероломства.Винченцо Катена, 1520-25Юдифь на картине венецианца выглядит вполне прозаично. Изображение можно было бы принять за светский портрет молодой девушки на фоне безмятежного итальянского пейзажа, если бы не ужасный трофей, лежащий прямо перед ней. Если внимательно присмотреться, есть еще некоторые нюансы. Интимный характер изображению придает нижняя сорочка, в которую облачена девушка, верхнее платье небрежно наброшено на плечо. И такое мягкое, невинное лицо!Бенвенуто Тизио де Гарофало, 1525Художник принадлежал к Феррарской школе, поэтому ощущается некоторое влияние Северного ренессанса. Юдифь на многих картинах итальянцев изображалась белокурой красоткой — именно такие дамы были в моде в то время. Черноволосых итальянок не так много, и всем известнет их старинный секрет — красавицы Возрождения смачивали волосы лимонным соком и часами сидели под палящим солнцем.Ян Корнелис Вермейн, 1525На многочисленных светских портретах Вермейна мы видим обычных людей — приземленных и не идеальных, Юдифь же у него получилась высшим существом — возвышенным, утонченным; она словно светится изнутри через полупрозрачную кожу. Здесь нет никакого эротического подтекста — просто карающий меч правосудия. В женском обиличии.Джованни Антонио Парденоне, 1530Юдифь на этой картине прекрасна потому, что выглядит удивительно живой (в отличие от ее жертвы). Ее поза и выражение лица демонстрируют кротость, контрастируя со страстным и решительным взглядом черных глаз. Ужасно, но мертвую голову она держит в руках без всякого страха и отвращения.Лукас Кранах старший, 1530. Сохранилось более десятка изображений Юдифи в его исполнении. И у всех — лицо Сибиллы Клевской, супруги покровителя немецкого художника, Иоанна Фридриха, курфюрста Саксонского. Кранах рисовал ее без устали — как минимум, он был восхищен красивой и начитанной дамой, возможно — тайно влюблен в нее.Амброзиус Бенсон 1533Художник был итальянцем по национальности, но всю жизнь жил и работал в Нидерландах, поэтому стиль такой необычный, смешанный. Его Юдифь практически обнажена — видимо, у них с Олеферном… ну, совсем почти дошло до дела. Но в последний момент он, разумеется, заснул.Ламберт Сустрис, 1550Здесь все наоборот — Сустрис родился в Северных Нидерландах, но учился и работал в Италии. У него такая забавная немного Юдифь, «купеческая». В ее руках более уместен был бы качан капусты. Не верится, что это пухлое создание с робким взглядом могло безжалостно отсечь голову у старого воина.Джорджо Вазари, 1554А здесь уже никаких сомнений — убила без всякой жалости! Даже платье у нее смахивает на одеяние римского солдата.Лоренцо Сабатини, 1562Еще одна купчиха в мясной лавке, прости господи.1579 ТинторетоВенецианский художник был удивительно популярен и плодовит. Юдифь он изображал несколько раз, это — наиболее удачная работа (признаться, из-под кисти художника, спешившего удовлетоврить побольше заказчиков, не всегда выходили шедевры). Это уже самое позднее Возрождение, уже почти маньеризм.Лавиния Фонтана, 1595Женщины-художники эпохи Возрождения — редкость, и тем более они удивительны, как явление. Это, кажется, автопортрет. Во всяком случае, Юдифь очень похожа на знаменитый автопортрет Лавинии. Обратите внимание на голову Олоферна — такое впечатление, что он уже мертв с неделю.Лавиния Фонтана, 1596…И эта тоже.Галиция Феде, 1596Еще одна женщина-художник и еще один автопортрет. Очень талантлива была, известна изящными натюрмортами. Ну, и такое проскакивало.1598. ВеронезеКак часто стали писать Юдифь в 16-17 веках! Для католической Италии этот сюжет стал символичным — в эпоху Религиозных войн Юдифь стала символом крепости и верности старой вере.Караваджо.1599Потрясающая работа! На мой взгляд, это самая выразительная Юдифь всех времен и народов! Где-то читала, что Караваджо в наше время стал бы гениальным режиссером, таким драматизмом иполнены его работы. Отсечение головы (и убийство вообще) в его творчестве занимает заметное место. Не часто встречается в живописи и этот ужасный сюжет — Юдифь «в процессе». Юное и прекрасное лицо женщины поражает своей отрешенностью и… брезгливостью.Агостино Карраччи, 1600Еще одна отрешенная Юдифь. И даже будто бы сонная.Джузеппе Чезари. 1605-10.Она — совсем юный цветочек, он — противный старикашка. Даже этого повода достаточно!Маттео Роселли, 1610 Как вы думаете, что привлекло мое внимание в первую очередь? Правильно, босоножки!1610-15. Паоло СарачениЯвное влияние Караваджо — вот эта контрастная светотень особо подчеркивает драматизм сцены.Орацио Джентилески, 1608Бытовая повседневнось происходящего поражает воображение и подчеркивает угрюмый криминальный характер сцены. Если не смотреть на корзину, можно подумать, что сообщницы просто стащили курицу на кухне хозяйки.Орацио Джентилески, 1621-24Здесь уже больше пафоса и драмы — видимо, повлияли семейные неурядицы, которые пришлось пережить семье Джентилески, я расскажу о них позже. Интересные у него были работы — бесспортно влияние Караваджо, характерная светотень, и при этом яркая тосканская колористика.1612-20. Артемизия ДжентилескиАвтор — дочь Орацио Джентилески, еще одна караваджистка. Девушка перенесла личную трагедию — ее изнасиловал знакомый отца, часто бывавший в их доме художник Агостино Тасси. Последовал суд, публичный позор, унизительные допросы. Насильнику дали всего год тюрьмы — судьи не исключали, что Артемизия добровольно вступила с ним в связь, но затем донесла на него после того, как узнала, что он уже женат. Так или иначе, пережитая драма и жажда мести нашли отражение в творчестве художницы. Кровищи-то больше, чем у самого Караваджо!Артемизия ДжентилескиВсем своим Юдифям художница придавала собственные черты. Еще она рисовала себя в образе христианских мучениц, поруганной Лукреции, Сусанны, оболганной старцами, Иаили и прочих дам, пытавшихся постоять за свою честь.Еще Артемизия Джентилески…И еще.Две очень похожие работы Кристофано Аллори, 1613Не знаю, кто был моделью художника, но хороша она неимоверно! Бесстрастность и красота, торжество чести и правосудия.Джованни Франческо Геррери, 1615Тетка такая базарная, и так ужасно деловито она все это проделывает!Симон Вуэ, 1615-20Француз, учившийся в Италии, очень талантливый и мало известный. Здесь Юдифь выглядит немного вульгарной и высокомерной — она явно торжествует.Симон Вуэ, 1615-27Уже немного другая — открытое благородное лицо, изящная поза и ни тени раскаяния.Симон Вуэ, 1640«Седина в бороду»: чем старше художник, тем обнаженнее героиня.Рубенс, 1616Юдифь с лицом Елены Фурмен, второй жены художника, и с ее мясистой грудью. Очевидно, уязвимая женственность может стать мощным оружием! Смотрите-ка, сарушка-служанка очень довольна.Рубенс, 1620Даже странно — совсем другая трактовка всего через 4 года.Леонелло Спада,1618-19Единственная Юдифь из представленных, которая хотя бы отдаленно напоминает иудейскую женщину.Антиведутто Грамматика, 1620…А эта совсем не напоминает.Вирджиния да Веццо, 1624-26Картину написала ученица, а затем и жена художника Симона Вуэ (он здесь представлен). Ее Юдифь, кажется, даже слегка веселится.1628 Валентин де БулоньЖаль, не смогла найти репродукцию получше, хорошая работа. Булонь был французским караваджистом, даже композиция позаимствована у Караваджо, но все равно довольно своеобразно. Юдифь такая молоденькая и миловидная.1629 Валентин де БулоньКрасавица! Иудейская Фемида. «Кто с мечом к нам придет,…», ну, или что-то в этом роде.Массимо Станцоне, 1630Нелепый «сарацинский» наряд и фотографическая точность изображения лица. И немножко религиозного пафоса.Алессандро Варотари, 1636«Ой, такая я вся романтичная и задумчивая…»Саломон де Брей, 1636Голландский живописец «Золотого века» редко прибегал к религиозным сюжетам, он, в основном, писал портреты и жанровые сцены. Так что, если бы не голова доверчивого и похотливого дурака, вполне себе бытовая ситуация. И девушка явно не еврейская.Трофим Биго, 1640Еще один караваджист, француз. У него такая утрировано контрастная светотень, что его его нередко называли «мастером огонька свечи». И Юдифь у него эдакая рыжая бестия.Элизабетта Сирани, 1658Дочь художника Гвидо Рени вынуждена была ремеслом художника кормить семью, когда отец не смог работать из-за артрита. Умерла очень рано, в 27 лет.Ян де Брей, 1659У голландцев есть такая особенность — даже пафосных библейских героев они изображают до смешного обыденно. Это, например, напоминает кровавую ссору подвыпивших любовников.Антонио Дзанки, 1670От картины исходит аура неудержимого эротизма — просто таки Эрос и Танатос.
Она ему такая: «Ну что ж ты, дурачок, повёлся?).
Григорио Лаццарини, 1700Жутко так, а она даже улыбается еле заметно.Джованни Батиста Пьяцетта, 1720Джованни Батиста Пьяцетта, 1745Филип ван Дейк, 1726
Так что, мужчины, не стоит напиваться и засыпать в компании малознакомых женщин, особенно если собираетесь захватить их страну. А то проснетесь однажды, а голова на тумбочке!
Источник: https://agritura.livejournal.com/209488.html
Итальянское Возрождение ДЖОРДЖОНЕ
|
Сандро Боттичелли. Весна. Ок. 1477-1478. Галерея Уффици, Флоренция
3. Какой идеал человека выдвигала эпоха Возрождения? (Творец, познающий мир, наслаждающийся жизнью, ценящий красоту окружающего мира. Он всем интересуется, приносит пользу обществу, верит в Бога, но его вера основывается на знании. Он может принадлежать к любому сословию, и его материальное положение может быть различным.
) 4. Кого принято считать провозвестником нового мышления новой эпохи — эпохи Возрождения? (Данте.) 5. Каковы отличительные черты живописи Возрождения? (Перспектива, светотень.) ? Работа с иллюстрациями Для каждой группы подготовлены репродукции картин и таблички с подписями к ним. Ученики должны подобрать подписи к картинам.
Для 1-й группы:
Леонардо да Винчи. «Джоконда». Сандро Боттичелли. «Весна». Джотто. «Поцелуй Иуды». Тициан. «Венера Урбинская».
Для 2-й группы:
Рафаэль. «Сикстинская мадонна». Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры». Микеланджело. «Сотворение светил» (фрагмент росписи Сикстинской капеллы). Тициан. «Любовь небесная и любовь земная» ? Живые картины Каждая группа учащихся получает репродукцию картины и представляет изображенное на ней при помощи жестов, выражения лица, передачи композиции. Другая группа угадывает автора и название представляемой картины. 1-я группа — Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря».
2-я группа — Рафаэль. «Афинская школа».
Лернардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1497. Церковь Санта-Мария делла Грацие, Милан
2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО НА ПРЕДЫДУЩЕМ УРОКЕ Города Италии. Венеция как один из культурных центров Италии эпохи Возрождения
Учитель. Какие типы средневековых городов мы выделяли?
Ученики. Столичные, университетские, торговые города-республики. Учитель. К какому типу относится Венеция? Ученики. Это торговый город-республика. Учитель. На чем основывалось материальное благополучие Венеции? Ученики. Ресурсы Генуи и Венеции не позволяли прокормить население, даже хлеб приходилось привозить издалека. Сама Италия находилась на перекрестке торговых путей Средневековья. По морям, рекам Северной Италии и дальше через альпийские перевалы проходил путь, связывавший растущие города Европы со сказочно богатым Востоком, откуда везли шелка, пряности, сахар, хлопок, краски, вина, драгоценные камни, ковры и зеркала — словом, всё, что так привлекало состоятельные сословия Запада. Перепродажа восточных товаров давала купцам-посредникам огромные барыши. Поэтому Венеция и Генуя сделали ставку на мировую торговлю. Отныне итальянские купцы начали осваиваться в портах Леванта, Египта, Византии, в торговых городах Европы и на крупнейших ярмарках. Учитель. Каково было государственное и общественное устройство Венеции?
Ученики. В XI столетии во всех трех городах оформились коммуны — в Генуе и Флоренции во главе с консулами, в Венеции же правителем еще со времен византийского господства считался дож, выбираемый пожизненно. Там власть стабилизировалась довольно рано, в отличие от Генуи и Флоренции, где это произошло лишь в XVI в.
Тициан. Любовь небесная и любовь земная. Ок. 1515 — 1516. Галерея Боргезе, Рим
Между сословиями не было четкой границы: феодалы участвовали в торговле и банковских операциях, купцы и банкиры приобретали земли и поместья; интересы торговцев и землевладельцев переплетались. В XIII в. самостоятельной политической силой становятся пополаны — «жирный» и «тощий» народ, зажиточные и бедные, недовольные властью сеньоров.
В то время как другие республики, не удержавшись на стадии демократии, постоянно скатывались к анархии или попадали под власть иноземной тирании, Венеция укрепляла власть патрицианской олигархии. Там было не так уж много земельных владений, чтобы феодальная знать могла иметь существенное влияние.
Число фамилий, имевших право участвовать в коммунальных советах, ограничили очень узким кругом старых богатых родов. Власть дожа простиралась не далее права подавать мудрые советы.
Попытки переворотов и восстаний республика святого Марка (так называлась Венеция) пресекла в зародыше и впредь, на случай подобных неурядиц, был учрежден Совет десяти (дециумвират) — орган разведки и тайного следствия по делам о государственной измене. Суд Совета был скор и беспощаден.
Законодательная власть оставалась в руках богатых патрициев. Зажиточным горожанам сделали только одну уступку: на них распространялось действие законов республики.
Рафаэль. Сикстинская мадонна. 1515-1519. Картинная галерея, Дрезден
Учитель. Расскажите об общественных ценностях республики Венеция. Ученики. Постепенно в Венеции сложилась особая прослойка государственных чиновников-горожан.
Этот компромисс, умелая внутренняя политика, а также щедрость богатого города на хлеб, зрелища и жилье для бедных помогали сохранять мир и спокойствие в республике святого Марка. Правящую знать объединяла идея служения государству.
Если флорентийский банкир действовал «во имя Бога и прибыли», то венецианский патриций служил «Господу Богу и Святейшей Венеции». «Благородный» человек непременно должен был быть патриотом.
Государство в Венеции подчинило себе церковь, активно и разумно вмешивалось в экономику, не уступая цехам политического влияния. К началу XV в. Венеция была одним из самых сильных и богатых государств Европы.
3. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ
Джорджоне. Женский портрет («Лаура»). 1506. Музей истории искусств, Вена
Список иллюстраций к рассказу: «Юдифь», «Гроза», «Три философа», «Спящая Венера», «Женский портрет» («Лаура»). На прошлом уроке мы говорили о творчестве великого венецианца Тициана. Сегодня обратимся к личности художника, которого можно назвать его учителем. Это Джорджоне. В XVII в.
первый биограф Тинторетто Карло Ридольфи писал о Джорджоне: «Поистине он был первым, кто показал дорогу живописи и сочетанием своих красок с легкостью приблизился к изображению натуры». В апреле 1820 г.
Байрон пишет в письме: «Я мало что понимаю в картинах, но для меня нет ничего выше венецианцев, а превыше всех Джорджоне».
Вазари говорил, что Джорджоне «всю свою жизнь был человеком благородных и добрых нравов», а прозвище Джорджоне, что значит «большой Джордж», получил за величие духа. Он был знаменит не только как художник, но и как один из самых замечательных музыкантов своего времени. Вазари пишет, что его игра на лютне и пение «почитались в те времена божественными».
Тициан. Венера Урбинская. 1538. Галерея Уффици, Флоренция
Сведения о биографии художника скупы. Известно, что родился он в 1476 или 1478 г. в городке Кастельфранко, а его родители были «самого низкого происхождения». Вопрос: Что характеризует Джорджоне как человека своей эпохи?
Известно лишь несколько картин мастера, написанных маслом. Джорджоне — художник тонкой поэзии, глубокого лирического чувства, тонких переживаний.
Музыка, меланхолия, созерцательное настроение — естественное содержание его картин, в которых как будто нет сюжета, нет и активного действия. Но присутствует порой сложный подтекст.
Вместе с тем творчество Джорджоне человечно, полно пленительной красоты, сохраняет вечную волнующую привлекательность. Главную роль в его живописи играет колорит, с многообразием тонов и их мягкими переливами.
Леонардо да Винчи. Джоконда. Около 1503. Лувр, Париж
Герои Джорджоне чаще всего пребывают в раздумье, погружены в свой внутренний мир. Его полные жизни произведения навеяны античной мифологией, аллегориями или литературными произведениями.
Знаменитая картина «Гроза» полна таинственной поэтичности, которой подчинены не столько люди, сколько сама природа, напряженно застывшая в ожидании грозы.
Впервые в истории живописи пейзаж играет столь важную роль в картине, как бы отражая душевное состояние героев.
Джотто. Поцелуй Иуды. 1304–1306. Капелла Скровеньи (капелла дель Арена), Падуя
В 1507–1508 гг. Джорджоне создает «Спящую Венеру». Этот образ являет собой высшее выражение идеала — обобщенного и прекрасного женского образа. В нем строгая и соразмерная гармония всех частей.
Художник придает этому образу еще большую поэтичность и глубину, изображая его на лоне природы.
Простор неба, белые облака, голубые горы — все сливается с образом спящей Венеры в едином умиротворенном бытии.
4. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Задание
Рассмотрите «Портрет Лауры» и прочитайте отрывок из текста «Джорджоне» («Сто великих художников»). Напишите небольшое сочинение-зарисовку по картине Джорджоне «Юдифь».
Микеланджело. Сотворение светил (фрагмент росписи Сикстинской капеллы). Около 1510. Сикстинская капелла, Ватикан
Пример творческой работы Одна из ранних работ художника посвящена подвигу библейской героини Юдифи, спасшей родной город от нашествия ассирийцев. Она отправилась в стан врага и убила их полководца Олоферна. Войско неприятеля отступило. Прекрасная кроткая Юдифь олицетворяет в картине высшую справедливость.
Ногой Юдифь попирает отрубленную голову Олоферна. Ее глаза опущены, и поэтому мир ее мыслей и чувств для нас закрыт. В облике молодой женщины нет ничего агрессивного или воинственного. Хотя в правой руке у нее меч, но она не столько сжимает его, сколько на него опирается.
В ее фигуре не чувствуется напряжения, напротив, в ней всё гармония и ясное спокойствие. В Юдифи много женственной мягкости и обаяния. Красивый золотистый колорит объединяет красные, серебристо-голубые и зеленые тона в один гармоничный аккорд.
Я думаю, тема этой картины близка художнику-венецианцу, потому что идея служения государству, патриотичность объединяла многих жителей и деятелей Венецианской республики.
Анна Чехачева. 8-й класс.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Закончить творческую работу.
Рафаэль. Афинская школа. 1509-1511. Станца делла Сеньятура, Ватиканский дворец
ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ Джорджоне К 1506–1507 годам Джорджоне достигает творческой зрелости, тогда же происходит окончательное формирование нового по сравнению с XV веком типа портрета. Как пишет Н.А. Белоусова, «в этих портретах отражена внутренняя, сосредоточенная и одухотворенная жизнь их моделей.
Особенно это относится к изображению так называемой «Лауры», которое в настоящее время считается просто «Женским портретом». Широкие и раскидистые зеленоватые ветви лавра, написанные на черном фоне, обрамляют поясное изображение молодой женщины, одетой в ярко-красную, отороченную коричневым мехом мантию, распахнутую на ее обнаженной груди.
На гладких темных волосах — прозрачный, серовато-белый шарф, конец которого спускается на шею и грудь. Спокойное округлое лицо с черными, устремленными вдаль глазами и крупным ртом, изображено, как и торс, в трехчетвертном повороте, создающем ощущение пространственности и глубины картины.
Правой рукой она придерживает меховой воротник, кисть левой руки, задрапированной широким красным рукавом, исчезает за пределами рамы.
Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200600812
Описание картины Юдифь – Джорджоне
Картина “Юдифь” написана венецианским художником Джорджоне, ориентировочной датой создания считается 1504 год. Размер картины 144 x 67 см, дерево, масло, перенесено на холст. Работа художника “Юдифь” посвящена известной библейской истории.
В картине Джорджоне героиня, убившая Олоферна, неожиданно предстает не воинственной, а задумчиво-нежной.
В этой знаменитой работе художника находит свое выражение чувство загадочной сложности внутреннего душевного мира человека, таящегося за кажущейся ясной прозрачной красотой его благородного внешнего облика. Картина “Юдифь” – формально композиция на библейскую тему. Причем, в отличие от картин многих кватрочентистов, именно композиция на тему, а не ее иллюстрация.
Характерно, что мастер изображает не какой-нибудь кульминационный с точки зрения развития события момент, как это обычно делали мастера кватроченто. На фоне спокойного предзакатного ясного пейзажа под сенью дуба стоит, задумчиво облокотись на балюстраду, стройная Юдифь. Плавная нежность ее фигуры по контрасту оттеняется массивом ствола могучего дерева.
Мягко алые одежды пронизаны беспокойно ломаным ритмом складок, как бы далеким отзвуком пронесшегося вихря. В руке она держит опертый острым концом в землю большой обоюдоострый меч, холодный блеск и прямизна которого контрастно подчеркивает гибкость полуобнаженной ноги, попирающей голову Олоферна. По лицу Юдифи скользит неуловимая полуулыбка.
Эта композиция, казалось бы, передает все очарование образа юной женщины, холодно прекрасной и ясной, которой вторит, как своеобразный музыкальный аккомпанемент, мягкая ясность мирной природы.
Вместе с тем холодное режущее лезвие меча, неожиданная жестокость мотива – нежной нагой ступни, попирающей мертвую голову, – вносит ощущение какой-то смутной тревоги и беспокойства в эту, казалось бы, гармоническую, почти идиллическую по настроению картину.
В целом господствующим мотивом, конечно, остается ясная и спокойная чистота мечтательного настроения.
Однако сама нега образа и загадочная жестокость мотива меча и попираемой головы, почти ребусная сложность этого двойственного настроения оставляют современного зрителя в некотором смятении.
Но современников Джорджоне, видимо, в меньшей мере поражала жестокость контраста, нежели привлекала та тонкая передача отзвуков отошедших далеко бурь и драматических конфликтов, на фоне которой особенно остро ощущалось обретение утонченной гармонии, счастливого состояния мечтательно грезящей прекрасной человеческой души.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://art.goldsoch.info/yudif-dzhordzhone/
Картина «Юдифь»
Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко). Около 1478–1510.
Юдифь
Великий венецианский художник, открывающий эпоху Высокого Возрождения, Джорджоне прожил короткую жизнь — прославленному живописцу было около 32 лет, когда он стал жертвой эпидемии чумы. До нашего времени сохранилось лишь около десяти бесспорных работ Джорджоне.
Юдифь в Эрмитаже
В Эрмитаже хранятся две работы мастера; камерная «Мадонна с младенцем» и «Юдифь», которая по праву принадлежит числу величайших шедевров эрмитажной коллекции.
Сейчас кажется странным, что в знаменитом собрании барона Кроза, откуда «Юдифь» вместе с другими шедеврами западноевропейской живописи поступила в 1772 году, она считалась произведением Рафаэля.
Однако в XVIII веке имя гениального венецианского живописца было забыто, к тому же он не подписывал свои произведения, поэтому естественно, что неизвестные шедевры живописи приписывались тогда самому почитаемому из живописцев Возрождения — «божественному» Рафаэлю. Джорджоне был вновь «открыт» лишь в XIX столетии.
В Библии повествуется о подвиге молодой иудейской женщины Юдифи, которая спасла свой город, осажденный войсками ассирийского полководца Олоферна. Юдифь тайно проникла в лагерь врагов и, сумев покорить своей красотой полководца Олоферна, после пира обезглавила его.
Обзор и история картины
Согласно гуманистической идее эпохи Возрождения, человек, совершивший подвиг во благо своего народа, прекрасен духовно и физически, поэтому образ Юдифи был чрезвычайно популярен в итальянском искусстве.
У Джорджоне Юдифь, неподвижно застывшая рядом с отрубленной головой врага, опираясь на нее ногой как на страшный постамент, кажется спокойной, отрешенной, погруженной в себя. Картина наполнена контрастами, усиливающими её смысл.
Прекрасное лицо девушки контрастирует с искаженными гримасой смерти чертами Олоферна. Джорджоне изобразил Юдифь божественно безмятежной героиней, сотворившей страшное убийство, но не ведающей сомнений и убежденной в своей правоте.
Пейзаж, на фоне которого она изображена, как и в других произведениях великого мастера, является не только фоном, но и олицетворением гармонии мира, в котором человек и природа едины. Колористическая гамма картины дает представление об удивительном, истинно венецианском, мастерстве Джорджоне — живописца.
Тело и одежда Юдифи, пейзаж и небо написаны богатейшими сочетаниями теплых розовых и холодных голубых и зеленоватых оттенков, с которыми контрастирует более темный передний план и ствол дерева, что подчеркивает необычайную гармоничность и пластичность образа героини.
Источник: https://artrue.ru/style/renessans/kartina-yudif.html
Сочинение: Анализ картины "Юдифь"
- Доклад
- Анализ картины «Юдифь»
- Английский искусствовед Роберт Камминг привёл 6 ключей умения смотреть и видеть.
- И с их помощью я хотела бы сделать анализ картины «Юдифь» Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известного как Джорджоне.
- Во-первых, необходимо знание сюжета, а то как мы поймём, что хотел передать художник?
Юдифь (ивр. יהודית, Йехуди́т, женск.
вариант имени Иехуда) — персонаж ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи», еврейская вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев.
Легенда: Иудею вторглась огромная армия Навуходоносора под командованием полководца Олоферна. Вавилоняне осадили город Ветилуя (Бетулия), в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой. Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага и сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием. Когда в один из вечеров он засыпает пьяным, она отрезает ему голову и возвращается в родной город. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбегается. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие
Следующим шагом анализа картины будет знание символов.
1)Цвет.
Первым отличительным моментом, который приковывает к себе взгляды,- ярко-красное платье героини. Красный- цвет крови и пламени, он появляется в ситуациях, требующим мобилизации сил, оказывает возбуждающее действие. Активность, опасность, жар, любовь связывают именно с красным цветом.
Что и требовалось доказать. Юдифь убила врага, совершила грех во имя спасения своего народа.
Синий-цвет покоя. За спиной женщины видны горы. Значит, покой уже близко. Враг отступает.
Зелёный же цвет символизирует саму жизнь. Рядом с горами виднеется молодая зелёная трава-знак новой, светлой жизни. А под ногами уже старые, зелёные кусты, готовые вот-вот завять.
Хотелось бы обратить особое внимание на положение фигуры самой героини.
Лицо спокойно, не выражает никаких чувств, хотя хрупкая женщина только что убила человека! Из библейского повествования следует, что Юдифь испытывает удовольствие, совершая этот поступок.
Она не приносит себя в жертву, а, скорее, утверждает свое величие. А руки…В одной из них Юдифь держит огромный меч. И ей совсем не тяжело.
Почему левой полуобнаженной ногой Юдифь едва касается отрубленной головы Олоферна? Хорошие герои передвигаются на сильных, крепких ногах, служащих им хорошей опорой.
Зато как изящно её платье и как аккуратно сделана причёска! Волосы-символ красоты, жизненной силы.
2)Пространство картины.
Можно рассмотреть разделение территории на 3 линии: земли, неба и среднюю зону, в которой происходят все изображаемые события.
На коричневой земле лежит голова убитого Олоферна. Земля – это и грязь, и телесное начало, и источник жизни, и опора.
В небесной зоне обитают Боги и ангелы, душы праведников. Но на картине небо изображено серым, без солнечного света.
3)Время.
Понятия времени и пространства тесно связаны друг с другом.
Голова и глаза Олоферна направлены в левую сторону, то есть в прошлое, которое было заполнено злом. У Юдифи же голова слегка наклонена в правую сторону. Она победила врага, оказалась сильнее. Однако глаза опущены. Буд-то она испытывает чувство стыда.
Подводя итог всему вышесказанному, расскажу своё личное восприятие.
Картина вызывает у меня странное ощущение. Образ Юдифи в одноименной картине Джорджоне кажется искусственным, загадочным. Но в то же время удивительно видеть спокойствие молодой женщины, беспощадно убившей врага.
Источник: https://ronl.org/sochineniya/kultura-i-iskusstvo/124345/