Эпоха романтизма конца 18 – начала 19 веков подарила миру много великих имен в литературе, музыке и живописи.
Одним из известных представителей этого периода является художник и гравер испанского происхождения Франсиско Гойя.
Картины этого мастера оставили яркий след, как в истории испанской живописи, так и в общемировой культуре. Франсиско Гойя называют неоднозначной личностью с необычной судьбой.
Жизнь Франсиско Гойя
Великий художник появился на свет в 1746 году в городе Сарагоса (столица испанского автономного сообщества Арагона). Его мать, Грасиа Лусьентес, происходила из семьи мелких аристократов, а отец – Хосе Гойя – был ремесленником, он занимался обработкой металла. Понятно, что семья Франсиско была среднего достатка.
О ранних годах жизни будущего художника известно не слишком много подробностей. Исследователи утверждают, что образование он и его два старших брата получили довольно поверхностное. В 1751 году мальчика отдали в церковно-приходскую школу, где он показал хорошие способности в двух направлениях – живопись и математика.
Видя у сына тягу к изобразительному искусству, Хосе Гойя отдал четырнадцатилетнего Франсиско на обучение к монаху Хосе-Ласан-и-Мартинес, местному весьма посредственному рисовальщику. Вряд ли он мог дать действительно серьезную подготовку своему ученику.
Во всяком случае, сам Франсиско высказывался о своем учителе не слишком лестно. Он утверждал, что все обучение Ласан-и-Мартинеса заключалось в копировании картин художника Веласкеса. Однако, несмотря ни на что, учитель сумел разглядеть большой талант, скрытый в его ученике.
Именно благодаря Мартинесу Франсиско смог получить в 1761 году свой первый большой заказ – ему было поручено расписать ризницы в церкви деревни Фуэндетодос.
Дважды, в 1763 и 1766 годах, Франсиско Гойя делает попытки поступить в мадридскую Академию Сан-Фернандо, но обе они оказались безуспешными.
В 1775 году Гойя приступил к работе у своего родственника Франсиску Байеу, который в то время был придворным художником, а уже в 1779 году он с успехом представляет монарху свои работы. Кроме того, Гойя зарабатывает трудом живописца свой первый капитал.
В 1780 году он заключает выгодный контракт на роспись купола одного из самых больших храмов в Испании – собора дель Пилар. В 1786 году Франсиско становится придворным художником Карла III, а после смерти этого монарха он продолжает работать при дворе Карла IV.
Известно, что в конце 1792 – начале 1793 годах Гойя тяжело заболел. Точно не известно, какой именно недуг подкосил здоровье художника, но последствия для него были самыми печальными – Франсиско Гойя оглох.
Война с Францией 1808-1814 годов сильно повлияла на творчество художника. В течение этих долгих военных лет Гойя работал над интересными жанровыми картинами и создал целый цикл картин, посвященных этой войне.
В 1820 году он снова тяжело заболел. Спустя два года, в 1822 году художник навсегда покинул Мадрид и поселился в Париже. Вдали от своей родины он продолжал писать картины. Скончался великий мастер в 1828 году.
Творческий путь великого мастера
Ранние работы Гойя, которые были сделаны для двора, — это серия картин, выполненных маслом на холсте («Прогулка в Андалусии» 1977 г., «Зонтик» 1977 г., «Игра в жмурки» 1788-1789 гг.). В сценах, которые мы видим, чувствуется праздничность, здесь художник отдает предпочтение ярким, сочным краскам. Эту серию можно назвать самой жизнеутверждающей.
В 1786 году Франсиско получает должность придворного художника и, естественно, начинает писать много портретов. В некоторых работах можно видеть, что Гойя несколько вольно обращается с пропорциями человеческого тела. Его портреты отличаются сильным психологизмом и глубоким пониманием человеческой сущности. В 1800-1801 гг.
Гойя выполняет крупный королевский заказ – портрет всей монаршей семьи («Семья Карлоса IV»). В этой работе видна четкая композиция, краски отличаются своей яркостью, картина выполнена в светлых тонах. В левом углу художник изобразил самого себя, стоящего за мольбертом.
Примечательно, что на этой картине королевская чета изображена с лицами, похожими на маски, причем не самые привлекательные.
В галерее портретов Гойя можно увидеть еще несколько интересных работ. Например, «Маха одетая» (1800-1803 гг.). Маха – это значит горожанка, девушка из народа. Красивая, независимая и хорошо понимающая силу своего обаяния. На полотне мы видим девушку в белом одеянии, которая лежит на постели.
Эту картину художник писал по заказу фаворита королевы. Для него же Гойя создал еще одну, парную картину – «Маха обнаженная» (1799-1800 гг.).
Эту работу заказчик предпочитал держать вдали от посторонних глаз, ведь Испания того времени – это страна глубоко религиозная, и изображение обнаженной натуры там не приветствовалось.
Интересный период в творческом пути Гойя – это 1797-1799 годы, когда он создает серию работ «Капричос», что в переводе означает капризы, фантазии. В этих работах автор показывает пороки своего времени, как предрассудки омрачают жизнь людей. Самая известная картина серии – это «Сон разума рождает чудовищ». Гойя показывает нам то, что скрыто в человеческом сознании.
В 1808 году Испания была оккупирована французскими войсками. Национально-освободительная война длилась 6 лет. В этот период Гойя пишет цикл картин в графическом стиле, показывающих все ужасы войны и бедствия, которые она приносит народу (1810-1815 гг.).
Это такие картины, как «То же», «Хоронить и молчать», «Здесь тоже (ничего не поделать)», «Плотоядный стервятник». Одна часть картин выполнена по собственным впечатлениям, другая – дополнена воображением художника.
По реалистичности передачи всего драматизма того времени эти графические рисунки приближаются к настоящим фотографиям, выполненным на полях великих войн 20 века.
В 1814 году французы были изгнаны, в Испанию вернулся законный король, и для него Гойя написал два больших полотна, посвященных событиям национально-освободительной войны. «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» изображает, как испанцы сражаются с французскими войсками.
Они срывают их с коней, закалывают кинжалами и сами гибнут от рук противника. На этой картине изображено множество людей, охваченных общим порывом борьбы. Краски тревожные – преимущество отдается темным и красно-оранжевым тонам. Следующая картина – «Третье мая 1808 года в Мадриде».
Она изображает следующий день, когда оставшиеся в живых мятежники были казнены. На полотне мы видим испанцев, которые готовятся принять смерть. На их лицах написаны и боль, и страх, но в то же время и непокорность. Яркое пятно картины – испанец в белой рубашке, воздевший вверх руки.
Эта фигура вызывает ассоциации с распятием – символом жертвенности и в то же время готовности идти до конца за свои убеждения. Интересно, что на картине можно видеть только лица испанцев. Все французы изображены к зрителям спиной, они показаны как некая безликая масса.
В этой картине Гойя очень остро показывает борьбу и трагическую судьбу испанского народа, его смерть и одновременно непобедимость.
После войны, с возвращением законного короля в страну вернулись и старые порядки, в том числе и инквизиция. В картинах Гойи во второй половине 1810-х годов можно наблюдать мрачные, трагические сцены («Трибунал инквизиции» 1812-1819 гг., «Похороны сардинки» 1812-1814 гг.). Лица, изображенные на них, кажутся безумными и пугающими, даже во время веселья.
В начале 1820-х годов Гойя ведет уединенную жизнь в своем доме. Его стены он покрывает своей, так называемой «черной живописью». Впоследствии все эти росписи были отделены от стен и перенесены на холсты (в настоящий момент их можно увидеть в музее Прадо).
Одной из самых шокирующих работ этого периода является картина «Сатурн, пожирающий одного из своих детей» (1820-1823 гг.). По древней мифологии, Сатурн – это бог, которому было предначертано быть свергнутым одним из его детей. Именно поэтому, как гласят легенды, он так безжалостно расправлялся с ними.
На своей картине Гойя изображает ужасную сцену, где Сатурн буквально разрывает беспомощное тело. Но в глазах бога по-прежнему можно видеть страх…
В Испании не нашлось каких-либо учеников или последователей Франсиско Гойя. Картины этого великого художника, в основном, повлияли на французских живописцев, как его поколения, так и последующих.
- Где родился Леонардо да Винчи: жизненный путь великого итальянца
Интересные факты из жизни Чехова А.П.
Источник: https://vseonauke.com/1221368330432285551/fransisko-gojya-kartiny-velikogo-mastera/
Франсиско Гойя: шедевры испанского художника
Сегодня Франсиско Гойя считается одной из самых влиятельных фигур в истории искусства. Его обычно связывают с движением романтизма, которое появилось в XVII веке.
Однако Гойя одновременно прославился и как один из мастеров «старой школы», и как основоположник современного искусства. Хотя эти роли могут показаться несовместимыми, его картины доказывают эту взаимосвязь.
Представляем шесть знаменитых шедевров испанского художника.
Благодаря царственности, наготе, войне и даже оккультизму, эта подборка иллюстрирует необычный и, самое главное, беспрецедентный подход художника к живописи.
«Маха обнаженная», 1797-1800
В 1797 году Гойя начал работать над одной из своих самых противоречивых картин — «Маха обнажённая». Как следует из простого названия девушку из низших классов Мадрида, позирующую полностью обнаженной.
Хотя точное происхождение произведения неизвестно, историки считают, что оно было заказано Мануэлем де Годой, первым государственным секретарем Испании, который хотел пополнить свою коллекцию произведений с изображением обнаженных фигур.
«Маха одетая», 1798-1805
Через пять лет после окончания работы над «Махой обнажённой» Гойя написал «Маху одетую». Картина отображает одну и ту же девушку в такой же позе.
Одежда — не единственное различие между двумя работами. Фигура и кровать во втором случае занимают больше места в композиции. Это могло быть сделано преднамеренно, потому что девушка в одежде, как правило, не так смущает зрителя. Разница особенно очевидна при взгляде на обе картины в музее Прадо.
«Портрет семьи Карла IV», 1800-1801
В 1799 году, в возрасте 53 лет, Гойя стал Primer Pintor de Cámara — самая престижная должность для испанского придворного художника. В своей картине, на которой изображена королевская семья, он передал все недостатки фигур в деталях.
Разница между декоративным и изобразительным искусством
«Третье мая 1808 года в Мадриде», 1814
Несмотря на то, что Франсиско Гойя был придворным художником, самая известная его работа не связана с королевской семьей. «Третье мая 1808 года в Мадриде» — это радикально политическая работа. Художник отдает дань уважения испанцам, которые восстали против французской армии во время одной из наполеоновских войн.
На картине изображена армия Наполеона, столкнувшаяся с испанскими гражданами после восстания. Драматический, полный действия и наполненный эмоциями сюжет показывает момент, когда французы убили группу беспомощных пленных, все из которых сражались, чтобы спасти своих лидеров и страну от завоевания Наполеона.
«Сатурн, пожирающий своего сына», 1819-1823
После «Третьего мая 1808 года в Мадриде» в работах Гойи все больше стало заметно отчаяние. С 1819 по 1823 год он написал несколько депрессивных картин, которые висели на стенах в доме больного и стареющего художника. В это время он пережил два тяжелых заболевания. Депрессия выражалась не только в сюжетах, но и в темной цветовой гамме.
Одной из самых известных работ этой серии является картина «Сатурн, пожирающий своего сына». В римской мифологии Сатурн был лидером титанов, которые свергли своего отца, Целуса, в попытке стать правителями Вселенной.
После успешного свержения Целуса он боялся, что его собственные потомки сделают то же самое. Чтобы избежать этой участи, он убил и съел всех своих детей вскоре после рождения. Гойя изобразил ребенка в образе взрослого.
«Шабаш ведьм», 1821
Еще одна всемирно известная работа из «темной» коллекции — «Шабаш ведьм». Жуткий сюжет, как полагают, связан с ухудшением психического и физического состояния художника. Тем не менее, еще до своих страданий он предпочитал мрачную палитру и говорил, что для него более важны тень и свет.
Источник: https://facte.ru/arts/fransisko-gojya
3 шедевра из музея Прадо
Творчество
3 шедевра из музея Прадо
20 ноября 2019 2 569 просмотров
Лиана Хазиахметова
Национальный музей Прадо отметил 200-летие. Из книги «Главное в истории искусств» рассказываем про три картины, которые хранятся в мадридском музее.
Крестный путь, Рафаэль
Рафаэль известен непревзойденным мастерством в изображении людей и разнообразием художественных интересов. Джорджо Вазари в 1550 г. назвал его «королем художников». Термин выдержал проверку временем и не утратил актуальности.
Эта картина, также известная как Lo Spasimo («мучение»), изображает Христа несущим крест на Голгофу. Когда Христос спотыкается под тяжестью креста, Мария падает на колени и протягивает ему руку. Так Рафаэль показывает, что она сопереживает боли Христа. Обмен героев взглядами передает множество эмоций.
Благодаря ярким цветам и плавным контурам этот убедительный образ одновременно и реалистичен, и идеален. Толпа на переднем плане уравновешена действием, изображенным на дальнем плане.
Левая и правая стороны также композиционно уравновешены: слева могучий Симон Киринеянин, решительно поднимающий крест, а справа плачущие женщины позади Девы Марии.
Картина была заказана монастырем Санта-Мария-дель-Спасимо в сицилийском Палермо. Корабль, везший ее из Рима, утонул, но картина чудесным образом достигла порта Генуи: она была в футляре и не пострадала от воды. Среди картин Рафаэля наиболее известны великолепные Мадонны и большие фрески Станца делла Сеньятура Ватикана. Он был одним из самых знаменитых художников Высокого Возрождения.
Менины, Диего Веласкес
Диего Веласкес (1599–1660), которого часто называют «художником из художников», был одним из самых востребованных живописцев своего времени. Он вдохновлялся творчеством Караваджо, был и знатоком искусства прошлого. Его живые и непосредственные картины роскошны и лаконичны; их правдивость необычна для испанских королевских кругов.
«Менины» — таинственный королевский портрет, изображающий мастерскую Веласкеса в королевском дворце. Девочке с золотыми волосами, инфанте Маргарите, дочери Филиппа IV, короля Испании, и Марианны Австрийской, тогда было 5 лет. Она одета в пышное громоздкое платье и окружена фрейлинами (менинами).
Одна из них, стоя на коленях, предлагает ей напиток, другая присела в реверансе. Рядом двое карликов: Мария Барбола и Николао де Пертусато, игриво толкающий ногой сонного мастифа. Королевский камергер дон Хосе Нието остановился на ступеньках в задней части комнаты, придерживая занавес, чтобы в помещение попадал свет.
Король и королева, отраженные в зеркале, находятся как будто рядом со зрителем. На единственном автопортрете Веласкес поместил себя рядом с королевской семьей, в придворном костюме, перед своим холстом. На его груди красный крест ордена Св. Якова, который он получил по окончании картины.
Говорят, король приказал добавить на нее крест после смерти Веласкеса.
Третье мая 1808 года в Мадриде, Франсиско Гойя
Франсиско Гойя (1746–1828) создал таинственные и яркие картины, запечатлев трудности и опасности жизни в Испании XVIII и XIX вв., что оказало большое влияние на его последователей.
2 мая 1808 г. армия Наполеона вошла в Мадрид, жители города восстали против вторжения. В наказание на следующий день французские солдаты арестовали и расстреляли сотни испанцев.
В центре картины Гойя изобразил испанского рабочего на коленях перед рядом солдат, с руками, раскинутыми, как у распятого Христа. Правая рука отмечена стигмой, напоминающей раны на теле Христа.
Фонарь на земле — единственный источник света, который усиливает драматизм происходящего, создавая длинные темные тени и яркие пятна света.
На переднем плане художник изобразил окровавленные трупы — тела мужчин, которые отдали жизни за свой город. Рядом с крестьянами изображен францисканский монах, стоящий на коленях и облаченный в серое.
Он не был участником восстания, но его все равно арестовали французские солдаты — так Гойя показывает их мстительность и жестокость. Одетые в серые шинели и киверы, с саблями, они в упор целятся в испанцев.
Солдаты обращены спиной к зрителям, поэтому остаются обезличенными — этим Гойя показывает то, что их личность исчезает при необходимости повиноваться приказам. Мрачный колорит в сочетании с яркими пятнами света усиливает ужас происходящего.
Из книги «Главное в истории искусств»
Источник: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2019/11/20/tri-shedevra-iz-muzeya-prado/
Восстание 2 мая 1808 года: Мадрид против французских оккупантов
2 мая 1808 года двадцатипятитысячный французский гарнизон, расположившийся в Мадриде, встретился с разъяренной толпой горожан. Схватив, что попало – чаще всего ножи или даже просто камни и палки – жители Мадрида нападали на вооруженных и подготовленных французских солдат. К народному бунту присоединилось лишь одно испанское военное подразделение: так артиллеристы из казарм Монтелеон навсегда вписали свои имена в историю страны.
В начале мая 1808 года Мадрид жил в напряжении: там стоял французский гарнизон, а среди горожан то и дело ползли разные слухи. Последний из них состоял в том, что наполеоновский маршал Мюрат собирается вывезти из страны наследника короля инфанта Франсиско. Учитывая, что чуть раньше его отец — король Карл IV — отрёкся от престола, это бы означало фактический захват власти в Испании.
Испанцы боялись того, что Наполеон захватит власть в стране
Дело в том, что французский войска стояли в испанской столице уже довольно долго: Наполеон под хитрым предлогом — якобы ради усиления армии в Португалии, с которой Франция вела войну — ввел их туда и не торопился уходить. Естественно, испанцам, которые видели к тому же неспособность своего престарелого короля как-то повлиять на ситуацию, такое положение дел не нравилось.
«Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде». Художник Франциско Гойя.
Для начала восстания нужна была лишь искра — правдоподобного слуха о намерениях французов оказалось вполне достаточно.
Впрочем, не слишком осторожно повел себя и Мюрат: увидев, что перед Королевским дворцом собираются горожане, намеренные препятствовать похищению инфанта Франсиско, сподвижник Наполеона дал приказ открыть по ним огонь из артиллерии. От Королевского дворца мадридцы отошли, однако бунт тогда вспыхнул в разных частях города.
Мюрат начал действовать очень жестко в отношении повстанцев
Утром 2 мая некоторые ничего не подозревавшие французские солдаты, расквартированные в испанской столице, вышли на прогулку и были буквально растерзаны толпой.
В городе то и дело раздавались крики «Смерть французам!» Стало понятно, что военного столкновения не избежать: Мюрат начал стягивать имевшиеся у него в распоряжении силы, в то же время испанская армия получила приказ — не выходить из казарм.
Ослушаться приказа смогло лишь одно подразделение: артиллеристы казарм Монтелеон высыпали на улицы, чтобы сражаться за независимость своей страны.
«Третье мая 1808 года в Мадриде». Художник Франциско Гойя.
«Я послал в Испанию больше войск, чем собирался, так как во всяком случае не хотел допустить, чтобы события обернулись против нас, а страх перед фаворитом и английские интриги, которые уже тогда сплетались с интригами Фердинанда, могли к этому привести. Мюрат, который командовал армией, делал только глупости и ввел меня в заблуждение», — говорил позже, как описывает это в своих воспоминаниях французский дипломат Арман де Коленкур, сам Наполеон Бонапарт.
По мнению Наполеона, Мюрат сделал много ошибок в Испании
Основные столкновения произошли в центре города: площади Пуэрта дель Соль и Пуэрта Толедо были буквально залиты кровью. Там же погибли капитаны артиллеристов Педро Веларде и Луис Даоис, которых принято считать национальными героями и лидерами восстания.
Ожесточенные уличные бои шли лишь несколько часов: несмотря на то, что некоторым горожанам удалось завладеть французскими ружьями, силы были не равны. Армия Мюрата стягивалась в центр Мадрида со всех концов города, а повстанцам неоткуда было ждать пополнения.
В итоге французам удалось потопить восстание в крови: тысячи повстанцев остались лежать замертво на городских улицах.
Смерть Веларде 2 мая 1808 года. Художник Мануэль Кастеллано.
Уже вечером того же дня Мюрат решил с помощью жестоких мер брать ситуацию под свой контроль: в первую очередь это означало, что маршал собирается запугать испанцев и предотвратить следующие попытки восстания. «Жители Мадрида, давшие увлечь себя на ложный путь, предались мятежу и убийствам.
Была пролита французская кровь. Это требует мести. Все, арестованные при бунте с оружием в руках, будут расстреляны», — писал Мюрат в своем приказе.
Военно-полевые суды, которые выносили смертные приговоры, были лишь формальностью: часто пойманных на улице испанцев расстреливали целыми группами, не разбираясь в том, участвовали ли они в бунте.
Тысячи испанцев погибли в ночь со второго на третье мая 1808 года
Надо сказать, что и здесь план Мюрата дал сбой: репрессии лишь подтолкнули испанцев в других городах к тому, чтобы выступить с оружием в руках против оккупантов. Во всей стране ввели осадное положение: расстрел грозил всем, кто остановится на улице в обществе более шести человек.
Несмотря на это, в разных городах Испании стихийно начали возникать хунты (органы местного самоуправления), которые сопротивлялись власти французов.
Количество вооруженных столкновений росло в геометрической прогрессии: так началась долгая и кровопролитная война, в которой Испания отстояла свое право на независимость.
AWESOME! NICE LOVED LOL FUNNY FAIL! OMG! EW!
Источник: https://homsk.com/trombon/vosstanie-2-maya-1808-goda-madrid-protiv-frantsuzskikh-okkupantov
Картина Третье мая 1808 года в Мадриде
«Третье мая 1808 года в Мадриде» (исп. El tres de mayo de 1808 en Madrid, вариант перевода — «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года») — историческое полотно Франсиско Гойи, написанное в 1814 году и выставленное в мадридском музее Прадо.
1 Короткая информация
2 История сотворения
3 Описание
4 Техника выразительности
5 Ритм в картине
6 См. также
7 Литература
§Короткая информация
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, испанский живописец, гравер.
Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новшеством, страстной чувственностью, фантазией, остротой свойства, социально направленным гротеском: картоны для царской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791), портреты («Семья короля Карла IV», 1800), росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820—1823), графика (серии «Капричос», 1797—1798, «Бедствия войны», 1810—1820), картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» – обе ок. 1814). «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», одна из самых величавых и новаторских картин XIX века.
§История сотворения
2 мая 1808 года патриотическое выступление в Мадриде было безжалостно подавлено оккупировавшими Испанию французскими войсками. Сразу прямо за этим французские власти провели массовые экзекуции повстанцев – они длилось всю ночь и весь последующий денек.
После окончательного изгнания французов и возвращения в Испанию короля Фердинанда VII Гойя получил от правительства заказ на две огромные картины, которые, по мысли заказчика, должны были «увековечить средством живописи геройские сцены славной борьбы испанцев с деспотом Европы».
Гойя исполнил заказ, но его полотна не были оценены по достоинству – это связано, вероятнее всего, с тем, что живописец написал их в очень уникальной манере. От него добивались геройских фигур и патетических жестов, а он по-человечески страстно проклинал страхи войн.
В особенности видимо это проявилось в картине «Расстрел повстанцев», сейчас считающейся непревзойденным шедевром. Хотя сам Гойя не был очевидцем экзекуции, но атмосферу ужасного насилия над человеком, передал точно.
§Описание
Живописец избрал сюжетом для собственной картины конкретно миг перед залпом. Все происходящее кажется неестественным – как в ужасном сне.
Из мрака, выделенные светом фонаря, выступают силуэты 2-ух групп, стоящих друг против друга; вдалеке видны черные строения Мадрида на фоне наизловещего темного неба. Основной художественный прием этой композиции – противопоставление.
Перед зрителем два враждующих народа: французские завоеватели и испанские бойцы за свободу и независимость.
Фигуры повстанцев полны выразительности и драматизма. В массе приговоренных каждый переживает приближение погибели по-своему: кто-то рыдает, кто-то неистово молится. Посреди их выделяется могучий испанец в белоснежной рубашке. Он встречает погибель без ужаса. Его большущая фигура выхвачена из толпы потоком света; кажется, что все дула ружей нацелены лишь на него.
Центральная фигура изображена стоящей на коленях. В полный рост она показалась бы огромной скульптурой, потому Гойя специально уменьшает ее размеры, усиливая тем общий драматический эффект полотна.
Рядом с ним мужик со сжатыми кулаками, его чувства выражены более сдержанно и наименее патетично. И здесь же сгорбленный человек со сжатыми пальцами рук – он осознает, что обречен, и смиренно ожидает погибели.
Слева мы лицезреем повстанцев, в изображении которых самую важную роль играют их руки. Гойя, очевидно, знал о том, что перед расстрелом руки приговоренных связывают, но пренебрег этой деталью ради усиления общего красочного эффекта.
Обширно расставив ноги, направив мушкеты на невооруженных людей, французские бойцы стоят цельной группой и, похоже, лишены человечьих чувств.
Бойцы выступают тут как олицетворение зла и насилия – вот поэтому они совсем безлики, их личные черты и людские чувства укрыты под схожими мундирами. Стреляющие бойцы размещены еще поближе к жертвам, чем должно быть по сути.
И это тоже сознательный прием, имеющий целью выделить беспощадность всей сцены.
Городской пейзаж на заднем плане припоминает не Мадрид, а быстрее Толедо со известной картины Эль Греко. Может быть, Гойя тут сознательно «цитирует» работу 1-го из величавых старенькых мастеров.
Событие, запечатленное на картине, запоминается в целом, своим общим настроением, – даже повстанец в белоснежном воспринимается как окончание общего порыва, потому что он один из многих. Гойя не стремится к академической корректности рисунка, к законченности деталей. Все написано обширно, свободно, большими энергичными мазками.
Неумолимости надвигающейся смерти резко противопоставлена сила человечьих эмоций. Живописец просто, агрессивно, обнаженно и вкупе глубоко гуманно передает чувство обреченности, граничащий с безумием ужас, волевую собранность, испепеляющую ненависть к противнику.
Картина открывала пути новенькому осознанию исторической живописи. Оказалось, что подвиги не только лишь определенных исторических лиц, да и обыденных обычных людей достойны быть увековеченными в истории вообщем и искусстве а именно. И им для этого, оказывается, совсем не необходимы древние одежки либо условный аллегоричный язык, принятые в исторической живописи художников-академиков.
Эта картина заполучила символическое значение, она подняла испанскую национальную школу до высоты мирового трагизма. Эта картина является в еще большей мере отражением личной реакции Гойи на происшедшее, чем повествование о самом событии.
В отличие от большинства людей, которые, оказавшись вовлеченными в какие-либо деяния, стараются оценить их обычно исходя из убеждений семейных либо узколичных интересов, живописец переводит событийную историю на язык общечеловеческих судеб, не прибегая к мифологическим иносказаниям и геройской бутафории.
Испытываемые им чувства при восприятии какой-нибудь драматической сцены либо рассказа о ней так сильны, что принуждают его отрешиться от повествовательного стиля и вызывает жгучее желание отомстить за жертвы военных злодеяний.
Тогда и изображению личного факта придается значение приятного примера, чье пластическое выражение приобретает, благодаря собственной грубости и пронзительности, форму реального манифеста и немедля воспринимается всеми.
§Техника выразительности
В отличие от вышеупомянутых портретов тут силуэт фигуры разрывается, она вся заполняется разнонаправленными движениями, их ритмический набросок становится резким. Контрасты света и тени усиливаются, внезапно вспыхивают и настолько же быстро исчезают.
Некий мятежной энергией, грубостью окутаны цветовые сочетания, потерявшие былую декоративную упорядоченность и строгость. Но особую выразительность и живописную раскрепощенность приобретает тут яркая поверхность. Фактура и ранее была у Гойи активной и различной.
Но сейчас из декорирующего средства она перевоплотился в остросодержательное. Это уже не наружняя, осязательная черта изображенного материала, поверхности, а условная, символическая форма.
Схожую роль фактура игралась у Эль Греко, а в недалеком будущем приобретет всеобъятное значение в живописи Ван Гога.
§Ритм в картине
В этой картине Гойя при помощи ритма охарактеризовывает силу власти как бездушную машину насилия, подавляющую хоть какое сопротивление ей.
На картине изображён расстрел испанских повстанцев оккупационными войсками Наполеона. Французские бойцы армии Мюрата стоят плотно, как стенка, они изображены практически со спины, мы не лицезреем их лиц — это безликая, бездушная машина.
Ритм положений ног, склонённых поз французских боец, целящихся в повстанцев; ритм больших киверов, сабель, портфелей на спинах боец; ритм ощетинившихся ружейных стволов со штыками делают напряжение, подчёркивают организованность, злость и жестокость наполеоновской армии.
Французские бойцы стоят в тени, в сумраке ночи — это представители тёмных, агрессивных сил.
Повстанцы ярко освещены светом фонаря, поставленного на землю. Это светлые силы свободы и справедливости. Они и стоят у холмика, символизирующего высоту их духа. На повстанце, воздевшем к небу руки, белоснежная рубашка, что символизирует как чистоту его эталонов, так и близость к смерти, погибели.
Цвет его ярко-жёлтых штанов тоже символичен: этот цвет солнца, божественной сути. Повстанец прикрывает своим телом нескольких других расстреливаемых. На его руках — стигматы, следы крестных мук Спасателя за всех людей, направления рук и ног образуют форму андреевского креста, на котором был распят апостол Андрей.
Гойя тем поднял этот образ до библейских высот, освятил борьбу собственного народа за освобождение от иноземного ига.
Это восстание стало началом народного сопротивления французской оккупации, с мая 1808 по всей Испании развернулась освободительная партизанская война, так именуемая герилья, кончившаяся в феврале 1814 года изгнанием французов из Испании.
§
Источник: http://peresvetovgallery.ru/kartiny/kartina-trete-maya-1808-goda-v-madride.html