Карл брюллов “итальянское утро” описание картины, анализ, сочинение

Карл Брюллов. Портрет графини Ю. П. Самойловой с А. Паччини. Описание одной картины.

Карл Брюллов

Легко заметить, женские лица на картинах Карла Брюллова похожи, составляя определенный женский тип, излюбленный овал, к чему он словно проявляет пристрастие, может быть, не отдавая отчета в том, что можно наблюдать и у других художников, у Леонардо да Винчи или Рафаэля.

Карл Брюллов

Карл Брюллов

Правда, в картине «Итальянское утро» (1823), написанной вскоре по приезде в Рим, и которая столь понравилась в России, лицо молодой женщины мы видим в профиль, а в картине «Итальянский полдень» (1827) мы видим весьма полное лицо, все же нечто общее между ними ощущаем мы, это свежесть и роскошь женственности, что восхищает художника В последней картине, по описанию Гоголя, предстает «женщина страстная, сверкающая, южная, италианская, во всей красоте полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты, – прекрасная, как женщина».

Это была простая итальянка, полная, цветущая, как роскошная природа в полуденном краю, что стало счастливой находкой для русского художника в формировании его стиля.

И именно в это время, рассказывают, Карл Брюллов встретил в Милане у знакомых молодую женщину, столь похожую на его итальянку, только утонченней и прекрасней, из России, из высшей знати, что не могло не произвести на него неизгладимого впечатления.

Сотворенный кистью идеал повстречать в жизни! Это была графиня Юлия Павловна Самойлова, урожденная Пален (1803 – 1875).

Карл Брюллов

Несомненно графиня Юлия Павловна сыграла весьма значительную, но еще не вполне выясненную роль в жизни Карла Брюллова, о чем можно судить по серии замечательных картин, написанных по ее заказу в 1832 – 1834 годах в Италии и в 1839 – 1840 в России.

Между тем, пишут (на одном из сайтов), что летом 1827 года «они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где у Брюллова рождался замысел его главной работы». Видимо, предполагается роман между молодым художником, пенсионером Академии художеств, и блестящей светской дамой, замужней, что маловероятно по тем временам.

Пишут так: «Карл Брюллов и Юлия Самойлова не стали супругами – при их характерах тихая семейная жизнь была бы невозможна». Это тоже явный домысел.

Куда существеннее: при их характерах, – а это известно, – если бы случился роман между ними, он был бы достаточно бурным, о чем остались бы свидетельства, в коих нет недостатка о жизни знаменитого художника.

Между русским художником и знатной дамой существовала дистанция, вполне естественная для них, даже если возникало взаимное влечение.

Известно, Карл Брюллов «увезен был в Неаполь графиней Разумовской» в июле 1827 года. Там он съехался с А. Н. Демидовым, который и повез Брюллова в Помпею. Так Брюллов путешествовал по Италии, это удобно, меньше хлопот и расходов.

Художник уже раньше посетил отрытый из-под пепла город, теперь у него созрела идея картины «Последний день Помпеи».

Была ли здесь в это время графиня Самойлова? Вполне могла быть, но путешествуя в эти два летних месяца отнюдь не с Брюлловым.

Карл Брюллов

Идеи новых картин Брюллов умел очень выразительно рассказывать, тут же делая наброски. Демидов загорелся его идей и сказал, что купит его картину, если он в самом деле напишет ее.

Кажется, уже в Неаполе в разговоре о новой картине приняла участие одна дама, скорее всего графиня Разумовская, которая настояла на том, чтобы был подписан контракт.

Это обязательство не только со стороны мецената, но и художника.

Можно, конечно, предположить, что этой дамой была графиня Самойлова. Но маловероятно. Брюллов – человек страстного увлечения идеей работы, или идеей любви, что-то одно им всецело владеет, пока не отпустит по какой-либо причине, чаще из охлаждения. Летом 1827 года им овладела идея картины «Последний день Помпеи».

Брюллов затянул работу над картиной «Последний день Помпеи», поскольку работал до потери сил, а затем должен был как-то приходить в себя, – по контракту он должен был закончить ее в 1830 году, а закончил лишь в 1833. Именно в это время, еще до полного завершения большой его работы, в жизни Брюллова снова появилась графиня Юлия Павловна Самойлова.

Карл Брюллов

Возможно, она и не исчезала. Во всяком случае, в 1832 году Брюллов начинает «Портрет графини Ю. П. Самойловой с Джованниной и арапкой» (1832-1834), заканчивает тут же «Всадницу» (1832) – изображение Джованнины на лошади и выбежавшей на крыльцо маленькой Амацилии, воспитанниц графини.

Сразу две картины, когда «Последний день Помпеи» еще не закончен? Это возможно лишь при новой встрече. Вполне может быть, что именно в это время у графини появились воспитанницы.

А главное, на громадном полотне о гибели античного мира художник изображает себя с палитрой на голове и рядом мать с детьми, в которых мы узнаем графиню и ее воспитанниц, как Сандро Боттичелли изобразил себя в «Поклонении волхвов» и всех членов семейства Медичи. Это возможно лишь по эстетике Ренессанса, совмещающей прошлое и настоящее в единый миг вечности.

Пишут: «Лицо Юлии Самойловой узнаётся сразу в нескольких женских образах картины “Последний День Помпеи”: испуганная девушка, молодая мать, укрывающая младенца, тянущего ручки к упавшей птичке, женщина, обнимающая своих дочерей, погибшая женщина в центре изображения».

Но здесь уже определенный женский тип проступает, как и в «Портрете Е. П. Салтыковой» (1841). А графиня Самойлова на картине узнаваема, совершенно индивидуальна, как и сам художник с палитрой на голове.

Успех картины «Последний день Помпеи» был уникальный для всех времен.

Но у нас все это умудрились обернуть против художника – сначала царь Николай I, приказавший, чтобы прославленный художник вернулся в Россию служить ему, но из-за их сотрудничества ничего путного не вышло, это было для Брюллова хуже неволи, а расписывая своды Исаакиевского собора, Брюллов простудился. Он не ужился с царем, не вынес женитьбы (1839), сбежал от жены чуть ли не после брачной ночи. Затем уже взялись критики развенчивать славу художника, чем занимаются и поныне.

Видимо, в 1839 году в Россию приехала графиня Юлия Павловна Самойлова – как пишут, «для похорон своего официального супруга, графа Николая Самойлова, и получения наследства, оставленного ей графом Джулио Ренато Литта (Юлием Помпеевичем, как его звали в России) – вторым мужем её родной бабушки. Юлия была так похожа на итальянку, а Джулио Литта проявлял к ней такие тёплые отеческие чувства, что ходили слухи, будто она была его внебрачной дочерью».

Карл Брюллов

Во всяком случае, род Литта был связан с родом Висконти, которым принадлежала одна из картин Леонардо да Винчи, она, говорят, и перешла графине Самойловой в наследство от Литта, а в 1865 году «Мадонна Литта» была куплена Александром II, вероятно, таков был уговор. Вот каким образом, шедевр Леонардо попал в Эрмитаж.

Новая встреча Карла Брюллова и графини Юлии Павловны была, очевидно, ознаменована посещением балов в Санкт-Петербурге, о чем свидетельствует «Портрет графини Ю. П. Самойловой с А. Паччини» (1839-1840). Всякая встреча была для них праздником. Но дистанция, помимо характеров, существовала. Это ясно из факта, который требует объяснения.

Читайте также:  Билибин "суд во времена русской правды" описание картины, анализ, сочинение

Брюллов не оставил портрета Юлии Павловны. Почему она позирует ему всякий раз не одна? Разве влюбленный художник стал бы обращать внимание на воспитанниц графини? Ему бы увековечить ее образ, тем более это красавица и личность? Или она сама настаивала на том, чтобы он писал ее не одну, а с воспитанницей и арапкой? И всадница не она, а другая воспитанница?

Настаивать на чем-то перед Брюлловым против его воли невозможно, в чем постоянно убеждался властелин полумира император Николай I.

 Значит, портреты графини с участием ее воспитанниц, как и на полотне «Последний день Помпеи», написаны по замыслу художника, так ему было интереснее.

Разумеется, и графине, тем более что она скорее всего воспринимала Брюллова как балованного ребенка, в этом плане как ровню ее воспитанницам, и им с ним было весело, и ему, что видно по «Всаднице».

Я прихожу к мысли, что никакого романа между художником, слишком своенравным и гордым, и блестящей знатной дамой не было и в помине. Его нельзя было приручить, как пытался, да не сумел царь. Говорят, графиня Юлия Павловна звала Брюллова «Бришка драгоценный!» Это и есть обращение к взрослому ребенку и гениальному художнику светской дамы.

Про графиню рассказывают: «Ей принадлежала знаменитая вилла “Джулия” на озере Комо в окрестностях Милана… В 43 года Юлия Самойлова безумно влюбилась в молодого оперного певца Перри и вышла за него замуж. К несчастью, обожаемый муж умер от чахотки в том же 1846 году. Она отпела его в соборе Сан Марко в Венеции, увезла тело в Париж и похоронила на кладбище Пер-Лашез.

Юлия осталась во Франции, она утратила русское подданство, графский титул и многое из своего огромного состояния (своих приёмных дочерей она выдала замуж с большим приданым). Но в её характере было снова выйти замуж в 60 лет, чтобы вернуть себе графский титул. Брак был формальным. Состояние Юлии значительно истощилось.

Конечно, она не голодала, однако, вынуждена была продать свои портреты, написанные Брюлловым».

Прекрасно то, что графиня позаботилась о том, чтобы картины Карла Брюллова вернулись в Россию, возможно, и о том, чтобы шедевр Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» попала в Эрмитаж.

В 30-40-е годы XIX века в Санкт-Петербурге особенно увлекались балами, словно в предчувствии начала конца дворянского периода русской истории.

Кроме придворных и частных, в моду вошли общественные балы-маскарады в доме Энгельгардта, каковые посещала и царская фамилия инкогнито.

Одну из сцен бала-маскарада запечатлел Карл Брюллов, осветив ею петербургские ночи, прекрасные и трагические, как все великие эпохи в истории человечества.

Следующая глава

Источник: https://history.wikireading.ru/323127

Сочинение по картине Карла Брюллова «Итальянский полдень» – описание

Карл Брюллов Карл Брюллов

Карл Брюллов

История создания

Карл Брюллов

В 1823 году Карл Брюллов преподнес в дар императрице Александре Федоровне картину «Итальянское утро». Николай I захотел получить парное полотно. Тогда художник задумал написать «Итальянский полдень», работа над которым завершилась в 1825 году. Картины имеют много общего. Это и красивый пейзаж, и игра света и тени, и мягкие линии силуэтов. Композиции картин построены по зеркальному принципу:

  • фигуры слегка наклонены;
  • руки тянутся вверх или вперед;
  • персонажи располагаются лицом или спиной к источнику света.

«Итальянский полдень» Брюллов писал под виноградником при полуденном солнечном освещении.

Картина отражает переход в творчестве мастера от раннего романтизма к сложному психологическому портрету. Живописец оказал большое влияние на творчество выдающихся русских художников. У него было много последователей и подражателей.

Описание картины

Картина погружает в спокойную, жизнерадостную обстановку. На полотне изображена окруженная виноградными листьями молодая женщина, собирающая спелые ягоды.

Она похожа на античную менаду, которая сопровождает Вакха. Девушка восхищается прекрасными виноградными гроздьями, подаренными природой.

Она не в силах оторвать взгляд от янтарных ягод, наполненных теплом полуденного солнца.

Карл Брюллов

Молодая итальянка как будто спряталась от повседневной суеты и жарких солнечных лучей в тени виноградной лозы. Ее голова слегка откинута назад, большие глаза светятся счастьем, красивая улыбка демонстрирует радость жизни.

Художник подчеркивает гармонию в округлом лице, полной шее и руках, в которых она держит гроздь спелого винограда, наполненную живительным соком.

На лице виноградницы незаметна усталость. Румянец на пухлых щеках создает свежий и трепетный образ. Ее красоту подчеркивают темные волосы, яркая одежда и длинные серьги.

Белая рубашка оттеняет смуглую кожу и зелень больших виноградных листьев. Образ героини, наполненный лучами жаркого солнца, излучает свет и тепло. Красный цвет наброшенной шали написан в приглушенных оттенках.

Он словно отражается на румяных щеках крестьянки.

Яркость июльского солнца подчеркивают изумрудная зелень виноградной лозы, большая плетеная корзина и старая лестница.

Долгое время картина Карла Брюллова «Итальянский полдень» подвергалась критике. Современники не могли простить художнику излишнюю вольность и реалистичность.

По их мнению, женщины на картинах должны выглядеть как прекрасные и величественные античные статуи. Излишняя живость и натуральность воспринимались как большой недостаток произведения.

Брюллов полагал, что живописец имеет полное право изображать простую натуру, которая чаще встречается в повседневной жизни и напоминает о жарком полудне.

Художественные приемы

Картина полна тайн и загадок. Автор не раскрывает, кто послужил прототипом изображенной на картине девушки. Возможно, это простая крестьянка или девушка из римского пригорода, принадлежащая к другому сословию. Ее светлая кожа показывает, что она не проводит много времени, работая под палящими лучами солнца.

Особое внимание автор уделил освещению. Он поставил натурщицу таким образом, что свет располагался со спины. В результате лицо и грудь модели освещались отраженным от фонтана светом. Это сделало черты более мягкими и приглушенными. Фигурка девушки как бы светится изнутри.

Карл Брюллов

Глаза молодой итальянки отражают свет, наполняющий ягоды, а нежный румянец подчеркивает свежесть юности и необычайную трепетность.

Для описания героини художник использует светлую солнечную палитру. Очарование юности художник передает с помощью теплых оттенков: зеленого, желтого, нежно-розового, красного. На темном фоне изображение смотрится особенно ярко и живо.

Картина «Итальянский полдень» признана одной из лучших работ великого мастера. Девушка с гроздей винограда в руках — это гармоничный образ, характеризующий все работы художника, в которые он вложил самые искренние чувства и восхищение окружающим миром.

Источник: https://nauka.club/literatura/sochineniya/italyanskiy-polden.html

«Итальянское утро» — маленький шедевр Карла Брюллова

Главная › Картины Русских Художников ›

Карл Брюллов В начале 18 века в мире живописи по-прежнему был популярен романтизм. В этом жанре творило большинство художников. Картина «Итальянское утро» кисти Карла Павловича Брюллова — яркий образчик этого направления. Сейчас произведением можно полюбоваться во время посещения художественной галереи Кустенхалле Килля в Германии.

Читайте также:  Бакст "портрет будущей графини анри де буажелен" описание картины, анализ, сочинение

История создания

К окончанию учебы в Императорской Академии художеств в 1821 году Карл Брюллов был замечен только созданным меценатами Обществом поощрения художников.

Доказав свой природный талант и выполнив две работы «Раскаяние Полиника» и «Эдип и Антигона», Брюллов получил оплаченную поездку в Италию. В ней он познакомился с техникой и работами местных живописцев и отточил уже приобретенные навыки.

Первым крупным результатом его образовательного путешествия стало «Итальянское утро», написанное в 1823 году.

Жанровая утонченность

На картине запечатлена молодая итальянка, которая умывается у фонтана. Эффект утреннего солнца, освещающего полуобнаженную фигуру девушки, был достигнут с помощью специальной техники.

Брюллов расположил позирующую модель так, чтобы лучи солнца были позади нее и отражались от фонтана. Лаконичный образ и контрастный эффект помогают сосредоточиться на главном, не отвлекаясь на лишние детали.

Колоритная природная красота героини делает ее притягательной и милой. В образе полотна прослеживаются такие характерные черты:

  • камерная обстановка. Зритель как будто наблюдает за девушкой, находящейся в укромном уголке. При этом освещающее спину солнце целомудренно затемняет грудь;
  • единение человека и природы. Героиня изящно показана во время своего ежедневного утреннего ритуала и словно олицетворяет собой первые светлые мгновения дня;
  • симбиоз противоположного. В картине гармонично сочетаются классические пропорции и романтическая импульсивность, которые притягивают зрителя особым шармом.

Признание

Картина была встречена восторженными отзывами не только сообществом искусствоведов, но и императорской семьей. В лице первого выступил конференц-секретарь Академии художеств Василий Григорович, отметивший многообещающее будущее Брюллова.

В качестве императорского одобрения автор «Итальянского утра» получил бриллиантовый перстень от Николая I, а супруга императора пополнила коллекцию живописи новым экспонатом.

Кроме того, Карл Павлович получил просьбу написать парную картину, которая стала бы продолжением первого успешного шедевра.

Парная картина

Пожелание императрицы была исполнено, и в 1827 году художник заканчивает работу над «Итальянским полднем». Для этой картины Брюллову позировала более пышная в формах итальянка, собирающая виноград в саду. В образе второй картины было больше реализма, и фигура девушки уже не была столь безупречна. Это нашло негативный отклик среди критиков и простой публики.

Попытка отойти от присущих тем временам эстетических канонов привела к тому, что Брюллов разрывает отношения с Обществом поощрения художников. Несмотря на потерю финансовой поддержки, которая выражалась в получении регулярных выплат от общества, Карл Павлович смог найти свой путь.

Он остался верным своим взглядам и написал еще множество сюжетов, которые стали классикой мировой живописи.

«Итальянское утро» — маленький шедевр Карла Брюллова Ссылка на основную публикацию Карл Брюллов Карл Брюллов

Источник: https://TopKartin.ru/kartiny/italyanskoe-utro

Описание картины Карла Брюллова «Итальянское утро»

Карл Брюллов

На картине «Итальянское утро» Карл Брюллов изображает фигуру в своего рода пейзажном интерьере — отгороженном от внешнего мира, под густой сенью ветвей. Это в точном смысле «укромный уголок». Тем самым затевается лукавая игра со зрителем: ему предлагается почувствовать себя в положении соглядатая, видящего то, что обычно происходит в интимном уединении и заведомо не предназначено для постороннего взора. Такого рода интимизация пространственной среды, обнимающей фигуру с ласково обволакивающей светотенью, мотивирует изображение обнаженных и полуобнаженных фигур и одновременно сообщает этому изображению оттенок щекотливой фривольности. В изяществе этой рискованной игры Брюллов был неподражаем. Это свойство входило важной составляющей в тот успех, который снискал Брюллов в сердцах «любителей изящного», и, хотя они об этом, по большей части, молчали, именно оно, это свойство, было определенно «выговорено» эпигонами Брюллова, прежде всего перенявшими искусство обольщать такими несколько парфюмерными «красивостями».

Вслед за получением в Петербурге «Итальянского утра» была опубликована посвященная картине статья конференц-секретаря Петербургской Академии художеств Василия Григоровича. Автор увидел в этой работе не более и не менее, как обещание стать со временем «одним из великих художников нынешнего века».

Сейчас кажется по меньшей мере странным выспренний пафос такого заключения по отношению к картине, имеющей, в сущности, характер изящной безделушки или «игрушки», как говорил тот же Григорович в частном кругу.

Но именно в этом несоответствии приоткрывается формула того секрета, который заставлял учащенно биться и трепетать сердца современников перед искусством Брюллова.

«Над вымыслом слезами обольюсь», и «гений парадоксов друг». Брюллов измыслил способ сочетать в приятной пропорции то разное, что недавно выступало как несочетаемо противоположное, даже враждебное, и соединить вдруг, как бы в мгновенном наитии.

Это разное суть на одной стороне — классическая пропорциональность, непрерывность линейного мелоса, гармония, предполагающая ясное спокойствие, вневременную созерцательную длительность, а на другой — опрокидывающая эту вневременную статику романтическая импульсивная дискретность, проблеск красоты и смысла в непредумышленных, случайных конфигурациях вещей и событий.

И едва ли не главную роль в осуществлении этого парадоксального сочетания играет эффект непредумышленности. Как раз об этом, хотя и в порядке проговорки, сказано в отклике Григоровича. Не содержание, но интонацию, музыку всей статьи задает слово «нечаянно».

«Не для сравнения, а для примера» автор вспоминает Венеру Медицейскую ради того, чтобы высказать сомнение, будто «мысль к сочинению сей статуи художник нашел в самом себе». Нет, «он нечаянно видел прекраснейшую женщину, выходящую из воды». И далее то же — об «Итальянском утре»: «Мысль картины Брюллова, я уверен, едва ли придумана.

Он, вероятно, увидел прелестную девушку в таком положении нечаянно». «Девушка, моющаяся у фонтана, не есть Венера: следовательно, не должно требовать в произведении г. Брюллова совершенств идеальных…».

  • Год написания картины: 1823.
  • Размеры картины: нет данных.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: масло.
  • Жанр: портрет.
  • Стиль: романтизм.
  • Галерея: Кунстхалле, Киль, Германия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/bryullov-karl/italyanskoe-utro/

Сочинение по картине Итальянское утро — Карл Брюллов

Карл Брюллов

Карлу Брюллову суждено было раскрыть свой чрезвычайный дар в «стране высоких вдохновений» — Италии, куда его направило Общество поощрения художников в 1822 году: именно здесь он блистательно оправдал все надежды, что подавал в юности.

Живописец позволил себе лирические отступления — картины на жанровые сюжеты, которые, по суждению современного критика, несомненно, рождены счастливым случаем, подсмотрены в обыденной жизни этой страны, созданы под влиянием непосредственного впечатления.

Это знаменитые «итальянские жанры», и первый из них — «Итальянское утро» — принес ему широкую известность. Героиня картины, умывающаяся под струями фонтана, пронизанная солнечными лучами, воздушно-легкая от играющих на лице и груди рефлексов, воспринимается как олицетворение самого утра, утра восходящего нового дня, утра человеческой жизни.

Полотно покорило всех — итальянскую, а затем и русскую публику, членов Общества поощрения художников и, наконец, Александра I, которому картину Общество преподнесло в дар. Позже, в 1826 году, Николай I заказал К. П. Брюллову картину, которая была бы «под пару» предыдущей. Мастер стремился развить образное сопоставление бытия природы и человека.

На картине «Итальянский полдень» зрелая красота героини под стать налитой солнечным светом и соками земли грозди винограда, которой она любуется.

Читайте также:  Дега эдгар "в кафе. абсент" описание картины, анализ, сочинение

Зенит дня, зенит жизни природы, пора созревания плодов — зенит человеческой жизни.

Обе работы, «Итальянское утро» и «Итальянский полдень», находились в Зимнем дворце — в личных покоях императрицы Александры Федоровны, что не мешало художникам и публике видеть их.

В «Дневнике» художника А. Н. Мокрицкого от 14 октября 1835 года повествуется, как он с А. Г. Венециановым посетили будуар императрицы для знакомства с этими живописными шедеврами.

(1

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/bryullov-karl/italyanskoe-utro-karl-bryullov/

Описание картины Итальянское утро – Карл Брюллов

Карлу Брюллову суждено было раскрыть свой чрезвычайный дар в “стране высоких вдохновений” – Италии, куда его направило Общество поощрения художников в 1822 году: именно здесь он блистательно оправдал все надежды, что подавал в юности.

Живописец позволил себе лирические отступления – картины на жанровые сюжеты, которые, по суждению современного критика, несомненно, рождены счастливым случаем, подсмотрены в обыденной жизни этой страны, созданы под влиянием непосредственного впечатления.

Это знаменитые “итальянские жанры”, и первый из них – “Итальянское утро” – принес ему широкую известность. Героиня картины, умывающаяся под струями фонтана, пронизанная солнечными лучами, воздушно-легкая от играющих на лице и груди рефлексов, воспринимается как олицетворение самого утра, утра восходящего нового дня, утра человеческой жизни.

Полотно покорило всех – итальянскую, а затем и русскую публику, членов Общества поощрения художников и, наконец, Александра I, которому картину Общество преподнесло в дар. Позже, в 1826 году, Николай I заказал К. П. Брюллову картину, которая была бы “под пару” предыдущей. Мастер стремился развить образное сопоставление бытия природы и человека.

На картине “Итальянский полдень” зрелая красота героини под стать налитой солнечным светом и соками земли грозди винограда, которой она любуется.

Зенит дня, зенит жизни природы, пора созревания плодов – зенит человеческой жизни.

Обе работы, “Итальянское утро” и “Итальянский полдень”, находились в Зимнем дворце – в личных покоях императрицы Александры Федоровны, что не мешало художникам и публике видеть их.

В “Дневнике” художника А. Н. Мокрицкого от 14 октября 1835 года повествуется, как он с А. Г. Венециановым посетили будуар императрицы для знакомства с этими живописными шедеврами.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://art.goldsoch.info/italyanskoe-utro-karl-bryullov/

Карл Брюллов. Итальянский полдень. Итальянское утро. Описание картины. Шедевры русской живописи

    В 1821 году в Петербурге усилиями энтузиастов было учреждено Общество поощрения художников, главной целью которого было всеми возможными средствами помогать художникам и способствовать широкому распространению всех изящных искусств. Карлу и Александру Брюлловым была оказана честь стать первыми пенсионерами Общества в Италии. 16 августа 1822 года в дилижансе Петербург-Рига началось путешествие братьев в Рим.

    Перед художником из России распахнули двери творческие мастерские Рембрандта, Веласкеса, Ван Дейка, Тициана. Вобрав в себя достижения мирового искусства, он выплеснул на полотна откровения, равные им по масштабу.

По мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Брюллов считался «лучшим живописцем в Риме». Художник писал портреты итальянской знати и своих соотечественников.

Его живопись становится прозрачнее, колорит картин напряженнее, краски свежее.

    Молодой живописец позволяет себе лирические отступления – картины на жанровые сюжеты, которые, по суждению современного критика, несомненно, рождены счастливым случаем, подсмотрены в обыденной жизни этой страны, созданы под влиянием непосредственного впечатления. Это знаменитые “итальянские жанры”, и первый из них – Итальянское утро – принес ему широкую известность.

    Идея слияния человека и природы, их сопоставления была весьма характерна для романтического направления: сопряжения периодов человеческой жизни с течением дня или с временами года привлекала многих современников Брюллова.

    Картина «Итальянское утро» — это одна из первых жанровых композиций, выполненных Карлом Брюлловым непосредственно на натуре. Его героиня, умывающаяся под струями фонтана, пронизанная солнечными лучами, воздушно-легкая, воспринимается как олицетворение самого утра, утра восходящего нового дня, утра человеческой жизни.

    В письме, посланном в Общество поощрения художников, он сообщал о своих новаторских находках, которые предшествовали поискам естественной световоздушной среды живописцами реалистического и импрессионистического направлений во второй половине XIX века: «Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением из окна». «Итальянское утро» было представлено на выставке в Петербургской Академии художеств в 1826 году и получило превосходный отзыв в журнале «Отечественные записки».

    Полотно покорило всех – итальянскую, а затем и русскую публику, членов Общества поощрения художников и, наконец, Александра I, которому картину Общество преподнесло в дар. Позже, в 1826 году, Николай I заказал К.П. Брюллову картину, которая была бы “под пару” предыдущей.


    После картины “Утро” Брюллов стремится дальше развить образное сопоставление бытия природы и человека. Картина Итальянский полдень стала итогом многолетних исканий художника. Работа создавалась с чувством бесконечного внимания и доверия к реальной действительности.

    Пренебрегая академизмом, художник искал и находил новые возможности освещения. «Итальянский полдень» Брюллов писал в настоящем саду, когда светило стояло в зените.

«Для вернейшего расположения теней и света я работаю сию картину под настоящим виноградником в саду»,- писал Брюллов об этом произведении. Лицо, плечи и руки позировавшей ему натурщицы он «прикрыл» тенью виноградника.

Потрясающий эффект светотени на этом полотне подчеркивают рефлексы от красной шали.

    Художник стремился найти красоту в простом, повседневном. Его героиней стала искрящаяся задором, цветущая здоровьем молодая женщина, срывающая в саду кисть винограда.

Она покорила художника ярким блеском широко расставленных глаз, а главное – брызжущей через край жизненной силой.

Николай Васильевич Гоголь написал о ней: «Женщина страстная, сверкающая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты».

    Зрелая красота героини под стать налитой солнцем и соками земли грозди винограда, которой она любуется. Зенит дня, зенит жизни природы, пора созревания плодов – зенит человеческой жизни.

    В картине «Итальянский полдень» (как и в «Итальянском утре») сюжет взят не из мифологии, не из библии, а просто из жизни. Брюллов решился нарушить старые эстетические законы, сумел найти изящное в повседневном. Но смелость и новизна замысла вызвали единодушный отпор.

Все выражали порицание новой работе Брюллова: старший брат Федор, многие коллеги и публика. Картина весьма шокирует почтенных членов «Общества поощрения художников», и они лишают Брюллова стипендии.

Но, к счастью, к тому времени мастерство художника настолько окрепло, что он решает идти своим путем.

    Обе работы, “Итальянское утро” и “Итальянский полдень”, находились в Зимнем дворце – в личных покоях императрицы Александры Фёдоровны, что не мешало художникам и публике видеть их. В “Дневнике” художника А.Н. Мокрицкого от 14 октября 1835 года повествуется, как он с А.Г. Венециановым посетили будуар императрицы для знакомства с этими живописными шедеврами.

Источник: http://www.tanais.info/art/brulloff1more.html

Ссылка на основную публикацию