Крамской “портрет третьякова” описание картины, анализ, сочинение

К 180- ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Крамской

Портрет Павла Михайловича Третьякова кисти Ильи Репина.

Павел Михайлович Третьяков — русский предприниматель, меценат, коллекционер, собиратель произведений русского изобразительного искусства. Павел Михайлович Третьяков является основателем Третьяковской галереи.

Биография Третьякова

Выдающийся деятель отечественной культуры Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) посвятил свою жизнь одной идее, одной цели — собиранию произведений русской школы живописи, с тем чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в… полезных учреждениях». И он действительно создал такое полезное учреждение — первый русский общедоступный музей, в котором национальная живопись предстала не в разрозненных художественных явлениях, но как нечто единое и цельное. Своей почти полувековой собирательской деятельностью, поддержкой наиболее талантливых и ярких художников Третьяков не меньше, чем идеологи «передвижников»— Иван Крамской или В. В. Стасов,— оказал влияние на формирование художественной культуры России второй половины XIX века и помог ее расцвету.

Крамской

Памятник Павлу Михайловичу Третьякову около Третьяковской галереи. (cкульптор – А. П. Кибальников)

Традициии коллекционирования в России

К этому времени коллекционирование в России перестало быть чисто дворянским занятием. Инициатива, как и во многих других областях, здесь переходит к просвещенным кругам купечества и интеллигенции. Коллекции собирали братья Боткины, К. Т. Солдатенков, Ф. И. Прянитников, В. А. Кокорев, Г. И. Хлудов, И. И. Четвериков, М. М. Зайцевский, В.

С. Лепешкин, П. Образцов, позднее — братья Щукины, И. А. Морозов, С. И. Мамонтов и другие. Третьяков происходил, как и они, из купеческой среды и сам до конца своих дней оставался купцом: вместе с братом, Сергеем Михайловичем, он владел мануфактурной фабрикой в Костроме, и это давало ему средства для истинного дела его жизни — собирательства.

Крамской

Портрет Третьякова кисти Ильи Репина.

Начало собирания произведений изобразительного искусства

Третьяков — коренной москвич, получил домашнее образование и, по его словам, «с юности беззаветно любил искусство».

Первые его приобретения — еще случайные и незначительные — относятся к 1853 году, в следующем году он покупает девять картин старых голландских мастеров — они до самой смерти Третьякова украшали его жилые комнаты.

Но, не имея на первых порах опыта и разносторонних знаний в области искусства и руководствуясь глубоким патриотическим чувством, Третьяков решил сосредоточиться на собирании работ современных ему русских художников.

Годом зарождения его галереи принято считать год 1856, когда были приобретены картины «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова. Затем последовала покупка работ И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф.

Лагорио, блистательного портрета итальянского археолога М. Ланчи кисти К. Брюллова и др. Так Третьяковым была начата многолетняя, самоотверженная собирательская работа, скромная, не рассчитанная на рекламу и восхваления (известно, что Третьяков едва не заболел ог огорчения после восторженной статьи о нем Стасова и «сбежал» из Москвы от торжеств по передаче Галереи в дар городу).

Крамской

Крамской Иван Николаевич. Портрет П.Третьякова.

Принципы коллекционирования

Можно сказать, что уже с самого начала коллекционирования Третьяков имел ясное представление о цели своего труда.

В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, он писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

Убежденность Третьякова, его вера в свое дело кажутся удивительными, если вспомнить, что он закладывал основы галереи в то время, когда русская школа живописи как самобытное и значительное явление лишь смутно вырисовывалась в тени, отбрасываемой великой художественной традицией Запада, могучее древнерусское искусство было полузабыто, произведения русских художников рассеяны по частным коллекциям, дома и за границей, когда не было еще ни Репина, ни Сурикова, ни Серова, ни Левитана, тех их картин, без которых невозможно сейчас представить русское искусство. В характере Третьякова сердечная отзывчивость и доброта сочетались с требовательностью, прямотой, твердой деловой хваткой. Десятилетиями он материально поддерживал художников, помогал Крамскому, Перову, Ф. Васильеву и столь многим другим, что их даже трудно перечислить; опекал училище глухонемых, был организатором приюта для вдов и сирот неимущих художников. В то же время, покупая картины, он называл весьма умеренные цены, терпеливо торговался с авторами, иногда отказывался от слишком дорогих произведений, которые очень хотел приобрести,— берег деньги все для той же цели: собрать как можно больше произведений, представить русскую школу не только в лучших ее проявлениях, но и со всей возможной полнотой. Чуткость к искусству, всегдашняя искренность, готовность оказать материальную и нравственную поддержку, а главное, одушевлявшая Третьякова высокая цель снискали ему глубокое уважение и любовь художников. Все самое честное и передовое в искусстве того времени тянулось к Третьякову, помогало ему. Некий молчаливый уговор художников о предоставлении права первого выбора Третьякову ставил его вне конкуренции с другими коллекционерами. Многолетние дружеские связи соединяли его с Крамским, Репиным, Перовым, Стасовым, Ярошенко, Максимовым, Поленовым, Суриковым, Прянишниковым и другими. Его облик запечатлен в ряде живописных и скульптурных произведений (С. Волнухин «Портрет П. М. Третьякова»).

Крамской

Волнухин Сергей Михайлович. Портрет П.М.Третьякова. 1899. Бронза.

Картины в коллекции Третьякова

Он выделял в современном ему искусстве самую живую и плодотворную струю — передвижников, с их боевым, демократическим духом, страстной приверженностью к правде и глубоким сочувствием к угнетенным.

Именно произведения передвижников составили драгоценное ядро его коллекции, и до сих пор полнота и качество этой части собраний галереи остаются непревзойденными. Этот героический период русского искусства можно понять, прочувствовать и изучить в Москве, в «Третьяковке» так, как нигде больше.

Огромное патриотическое и художественное значение имело осуществление идеи Третьякова о создании портретной галереи деятелей русской культуры.

Обширная галерея портретов и автопортретов была выполнена по его заказу Крамским, Перовым, Репиным, Серовым и другими живописцами и сохранила для потомков образы «лиц, дорогих нации, лучших ее сынов», по выражению И. Е. Репина,— выдающихся ученых, писателей, музыкантов, артистов, художников ( Толстого, Достоевского, Тургенева, Герцена, Некрасова, Гончарова, Чайковского и других).

Крамской

Памятник Третьякову около Третьяковки. (cкульптор – А. П. Кибальников)

Читайте также:  Левитан исаак "тихая обитель" описание картины, анализ, сочинение

Событиями в судьбе галереи были приобретение этюдов А. Иванова к картине «Явление Христа народу», собрания коллекционера Ф, И. Прянишникова, коллекции картин  Верещагина, таких капитальных произведений, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Сурикова, «Крестный ход в Курской губернии» и «Протодьякон» Репина и др.

Дом Третьякова в Замоскворечье, «в Толмачах», купленный в 1851 году, где было положено начало галерее, постепенно разрастался и перестраивался вместе с ростом коллекции и уже с 70-х годов широко посещался публикой. И дом Третьякова и бесценные собрания искусства были переданы Третьяковым в дар городу Москве в 1892 году в качестве общедоступного публичного музея.

В состав коллекции входило и прекрасное собрание французского искусства его умершего брата — Сергея Михайловича (в 1925 году эти 84 картины перешли в Музей нового западного искусства, ныне они — в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В 1918 году, по декрету о национализации, подписанному В. И.

Лениным, галерея получила свое теперешнее название «Государственная Третьяковская галерея», чем было увековечено имя ее основателя.

Дело его жизни — настоящий подвиг, а сам он заслуживает благодарности, памяти и уважения как национальный герой.

Статья из книнги “Сто памятных дат. Художественный календарь.1982”

Дополнительная информация: 

Всероссийское музейное объединение”Государственная Третьяковская галерея”

Москва, Лаврушинский пер., 10 230-77-88, 951-13-62 (м. Третьяковская) 953-52-23 Крымский вал, 10 (м. Октябрьская): 238-13-78 Дни и часы работы: ежедневно с 10:00 до 19:00, выходной – понедельник. Галерея, основанная в 1856 г.

купцом П.М.Третьяковым, дает полное представление о развитии изобразительного искусства в России, начиная с Киевской Руси и кончая современным искусством ХХ века.  Третьяковская галерея предлагает обзорные и тематические экскурсии.

Источник: https://www.artcontext.info/articles-about-art/763-tretyakov.html

Книга: Иван Крамской. Его жизнь и художественная деятельность

портрета Некрасова, один поясной, другой в постели; во втором Крамской передал потомству черты поэта, измученного болезнью в последние дни его жизни.

Глава VI. Крамской как художественный критик

«Судьбы русского искусства». – Другие статьи Крамского и его письма к разным лицам об искусстве и живописи. – Резюме эстетических воззрений Крамского.

В том же 1877 году Крамской впервые выступил в печати, поместив в «Новом времени» три статьи под общим заглавием «Судьбы русского искусства». До сих пор он никак не мог решиться высказаться печатно в защиту своих взглядов. При свойственной ему крайней скромности он считал себя недостаточно подготовленным, чтобы выступить в роли художественного критика.

Но открытая в то время в Академии выставка ученических работ еще раз убедила его в том, что русское искусство гибнет под гнетом академической чистоты стиля, что «она (Академия) этого новорожденного ребенка пеленать не умеет и непременно задушит».

Крамской не выдержал и на страницах «Нового времени» высказал свои взгляды на Академию и ее влияние на молодых художников.

Крамской

Крамской И.Н. Портрет Третьякова, основателя галереи, 1876.

В своих статьях он старается разъяснить русскому обществу печальное положение зарождающегося искусства.

Начав с того, что нигде в Европе искусство не поставлено в такую тесную зависимость от Академии, как в России, что русскому искусству не дано, как мы замечаем это на Западе, развиваться вне академических стен вследствие разных неблагоприятных условий, он приводит ряд причин неправильной постановки дела в Академии и ряд доказательств, убеждающих во вреде существующей академической системы. Составив краткий исторический обзор деятельности Академии, начиная с возникновения ее в царствование Екатерины II, указав на стремление в последнее время сделать из Академии учреждение, выпускающее образованных художников, он доказывает несоответствие устава Академии поставленной цели. Ученики, говорит он, выходят из Академии с полным незнанием своего дела; достоинство работ, выставляемых ежегодно учениками Академии, прогрессивно падает. За последние девятнадцать лет Академия не выпустила ни одного выдающегося художника. Нужно, продолжает он, искать новые пути для развития русского искусства, потому что оно нуждается в помощи, а между тем очень еще далеко то время, когда искусство найдет поддержку в русском обществе, где накопилось слишком много вопросов государственной важности, в сравнении с которыми вопросы искусства по меньшей мере неуместны.

Мимоходом мы обратим внимание читателя на последнее положение. Оно вносит в характеристику Крамского как общественного деятеля новую немаловажную черту. В его обширной переписке не раз встречаются рассуждения о второстепенной роли искусства в развитии культуры народов.

Это уменье отвести надлежащее место в ряду других вопросов тому, что является его собственной жизненной целью, рисует художника с чрезвычайно симпатичной стороны. Защищая, как он сам выражался, до последней капли крови идею свободного искусства, Крамской был далек от честолюбивых мечтаний.

Он верил, что даже небольшое дело стоит того, чтобы ради него жить и бороться, коль скоро в его основание положен серьезный принцип, и стойко проводил в жизнь это убеждение.

В бумагах Крамского найдены еще две ненапечатанные статьи с тем же заглавием «Судьбы русского искусства», написанные позже; одна из них писалась в 1880 году; другая, написанная в 1882 году, была представлена одному высшему должностному лицу в виде записки.

В этих статьях вопрос об обучении юношества искусству рассматривается со стороны положительной, то есть говорится о средствах к поднятию живописи в России.

Такими средствами Крамской признавал устройство специальных школ рисования и мастерских, где каждый молодой художник мог бы работать под руководством опытного мастера, избранного им самим.

Читайте также:  Давид жак луи "клятва горациев" описание картины, анализ, сочинение

Мы сказали выше, что, поместив в «Новом времени» статью под заглавием «Судьбы русского искусства», Крамской в первый раз решился высказаться в печати.

С тех пор время от времени он помещал небольшие статьи на страницах «Нового времени», «Исторического вестника» и чаще всего на страницах «Художественного журнала». Обыкновенно статьи эти появлялись без подписи автора.

В бумагах покойного найдено, кроме того, еще несколько статей, предназначенных к печати, но по разным причинам не напечатанных.

В этих мелких статьях, а главным образом в письмах Крамского разбросано множество отдельных суждений об искусстве, совокупностью которых определяются его эстетические воззрения.

Чувствуя за собой недостаточную философскую подготовку, Крамской никогда не имел претензии на звание великого художественного критика. Свои взгляды он высказывал по большей части в силу только внутренней потребности делиться с другими своими мыслями, часто вовсе не подозревая, что слова его станут впоследствии общим достоянием. Не раз выражая свое мнение относительно настоятельной потребности в определенных, всеми усвоенных теоретических воззрениях на искусство, он, однако, вовсе не претендовал и на роль создателя стройной теории.

Тем не менее, сопоставляя отдельные его суждения об искусстве, здесь и там разбросанные, мы видим, что они сами собой складываются в теорию до того стройную и цельную, что часто рассуждения, разделенные между собой десятью и более годами, настолько согласны одно с другим, что одно из них кажется непосредственным продолжением и развитием другого.

Вся совокупность эстетических воззрений Крамского представляет логическое развитие одного основного положения, состоящего в определении понятия «художник».

«Художник есть служитель истины путем красоты», – говорит Крамской, строго различая красоту в искусстве и красоту в действительности. Красота в действительности производит на нас непосредственное впечатление внешней гармонией отдельных частей целого; красота в искусстве состоит во внутренней гармонии формы и содержания.

Искусство может взять своим сюжетом явление в действительности безобразное, но произведение искусства будет тем не менее прекрасно, коль скоро форма будет гармонировать с содержанием. Если мы представим себе, во что обратилась бы наша изящная литература, если бы стала игнорировать отрицательные стороны жизни, мы поймем, чего с такой энергией добивался Крамской от живописи.

Он требовал от нее жизненной правды. В этом более

Источник: https://litvek.com/br/95210?p=20

Сочиненин по картине Крамского “Портрет Третьякова”

Насколько мне известно, Крамской и Третьяков были друзьями, которые познакомились в 1869 году. Помимо картин купленных Третьяковым для своей галереи у Крамского, а их было не мало (только портретов было заказано около 12 штук), их объединяли дружеские встречи и переписка на темы политической и культурной жизни.

По мнению историков, этот портрет был написан в 1876 году, в это время Третьяков был болен. Художник со всей любовью и уважением к своему другу, сумел изобразить его настолько трогательным, что когда мы смотрим на картину, мы, несомненно,

проникаемся уравновешенностью и сдержанностью героя.

Особое внимание Крамской уделяет прорисовыванию деталей лица, рисуя правильные, изящные черты, умный взгляд и ясные темные глаза. Глядя на картину, складывается впечатление, что Третьяков хочет с нами заговорить. На мой взгляд, автору хотелось особенно выделить значимость нарисованной фигуры для нашего мира.

Обозначить какой вклад был внесен Третьяковым в поддержку искусства нашего государства.

Портрет изображен в основном в темных тонах, нет ярких всплесков. Темный фон и темная одежда, по моему мнению, были нарисованы не случайно, лицо выглядит уставшим и несколько бледноватым.

Сам герой портрета изображен в полной серьезности, и задумчивости. Глядя на портрет, кажется, что Третьяков смотрит нам прямо в глаза. Художнику удалось запечатлеть героя как на фотографии, уловить каждый его жест, каждый волосок на голове Третьякова.

Я несомненно стала большой поклонницей портретов этого художника.

В свои картины Крамской будто вдыхает жизнь, оживляет каждого своего героя, и если долго смотреть, на его картины, невольно становится жутко, от того что изображение оживает, и перед тобой стоит не фигура из истории а настоящий творец.

(No Ratings Yet) Loading… Сочиненин по картине Крамского “Портрет Третьякова”« “Муза” анализ стихотворения ПушкинаГобсек краткое содержание »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenin-po-kartine-kramskogo-portret-tretyakova/

Самые известные картины Ильи Репина (ТОП-10)

Творчество Ильи Репина знакомо каждому со школьной скамьи. Этот великий русский художник поражает силой, мощью и гениальным исполнением своих живописных полотен. Его называют самым русским из всех русских художников за то, что в своих картинах он одним из первых изобразил героизм социального протеста, и описал практически все стороны тогдашнего русского общества.

Самые знаменитые картины Ильи Репина:

1

 Бурлаки на Волге (1870–1873)

Огромное полотно высотой 1,3 м и шириной почти в три метра изображает рабочий день волжских бурлаков. Первые задумки у художника возникли за год до начала работы над картиной. Гуляя по берегам Невы, Репин был поражён контрастом бурлаков, тянувших баржу, с цветущей окружающей жизнью.

Работа над картиной продлилась три года, и для её создания Репин сделал множество подготовительных эскизов и зарисовок. Критики встретили картину по-разному. Одни восхищались реализмом жизни, другие — ругали за «величайшую профанацию».

Но ведущие художники России отозвались о «Бурлаках», как о великом произведении искусства.

Самые знаменитые картины Брюллова.

2

 Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1880–1891)

Эта картина отличается не только масштабностью, но и интереснейшим сюжетом. Легенда гласит, что письмо было написано запорожскими казаками в 1676. Текст письма состоял из колких ответов и реплик на ультиматум турецкого «властелина мира», с включением острого народного юмора и нецензурной брани.

Этот сюжет заинтересовал Репина, и работа над картиной продлилась почти 11 лет. В своих героях Репин отобразил воплощение рыцарского духа, свободы и отчаянной храбрости.

Читайте также:  Бакст "портрет будущей графини анри де буажелен" описание картины, анализ, сочинение

Каждый персонаж картины — огромная личность. Характеры, лица, костюмы — всё было тонко подмечено художником.

Колкости, смех, искромётный юмор — можно сразу догадаться, что же такого было в том курьёзном послании турецкому султану.

3

 Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1883–1885)

Картина изображает момент убийства Иваном Грозным своего старшего сына Ивана. В припадке гнева царь ударил сына посохом и убил его. Репин передал именно тот момент, когда отчаяние поглотило обезумевшего от горя отца.

Реакция публики на картину была неоднозначной. Но то, что она гениальна — никто не спорил. Невозможно оторваться от глаз старика, и алой горячей крови, текущей сквозь его пальцы.

Смятый ковёр, световые акценты, позы героев, ужасная реалистичность произошедшего делают эту картину потрясающей, одной из самых великих произведений живописи.

Из-за этого реализма картину несколько раз пытались повредить личности с неуравновешенной психикой.

4

 Садко (1876)

Эта картина была написана художником в Париже, как протест импрессионизму. Репин не понял этого нового течения в живописи, и оценил лишь его техническую сторону, но смысла в импрессионизме не отметил.

Темой для картины стало старинное сказание о Садко. Новгородский купец Садко попал к морскому царю, и тот предложил ему на выбор невест. Садко выбрал из тысячи красавиц и заморских див, обычную русскую девушку. Репин хотел донести, что, несмотря на тысячи заморских диковин и разных заманчивых вещей, он остался верным русской истории и русской культуре.

Самые красивые русалки в мире.

5

 Крестный ход в Курской губернии (1877)

Это крупномасштабное полотно Илья Репин написал после поездки в Курскую губернию, где увидел живописное шествие, крестный ход с «чудотворной иконой». По пыльной дороге на фоне вырубленного леса, идёт разношёрстная процессия, во главе которой обычные мужики торжественно несут церковные реликвии.

Стоит жара и духота. Люди в толпе расслоились по сословиям. Почётных граждан и духовенство тщательно оберегает конная полиция. Кое-где нарушителей поколачивают плёткой. Простые и нищие люди озабочены серьёзностью происходящего.

Реализм картины потрясает, складывается впечатление присутствия и личного участия в процессии.

Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru есть познавательная статья о самых красивых иконах.

6

 Не ждали (1888)

Редакция most-beauty уверена, что картина Ильи Репина «Не ждали» знакома многим ещё со школы. В СССР её интерпретировали с русским народовольческим движением. Сюжет прост — семья встречает отпущенного на свободу бывшего заключённого или каторжника.

По каким причинам человек был осуждён, а потом отпущен — не известно. Но в 1888 году зрители точно узнали в герое картины народовольца. Реакция членов семьи на внезапное появление обтрёпанного и измученного человека разная. Ему и рады, и боятся одновременно.

Мать, жена, дети явно не готовы к подобному визиту.

7

 Портрет Мусоргского (1881)

Портрет композитора Мусоргского выделяется драматизмом и глубиной. Он написан перед самой смертью великого композитора.

Перед зрителями больной, измученный болезнью человек — отёчное красное лицо, всклоченные волосы и борода. Но, в первую очередь, лицо гения музыки притягивает потрясающе умными и печальными глазами.

Это взгляд сильного, энергичного человека, снедаемого тоской и ощущением близкого конца.

Кстати, о самых красивых портретах в мире на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья.

8

 Проводы новобранца (1878–1879)

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. затронула все слои населения России. Находясь под впечатлением от этого события, Репин решил изобразить один из самых трогательных моментов — прощание простой крестьянской семьи с новобранцем. Молодого человека провожают на войну жена, дети, родители и соседи.

Всё готово к отправке — в телегу с нехитрыми продуктами запряжена лошадь, за спиной новобранца видны сочувствующие соседи. Картина наполнена печалью, и искренней тревогой, но в ней озвучена чёткая патриотическая идея — это необходимо для служения Отечеству.

Полотно с успехом выставлялось во многих городах России, а Репин получил твёрдое положение в рядах художников-передвижников.

9

 Приготовление к экзамену (1864)

Одна из первых серьёзных работ Ильи Репина наполнена юмором и озорством молодости. Этот процесс подготовки студентов к экзамену актуален и сегодня. Молодой человек на переднем плане отложил книжки и шлёт воздушный поцелуй девушке из окна напротив.

Второй студент уморился от чтения, и заснул с книжкой на груди. На улице стоит весна, кипит жизнь, а студентам приходится коротать время не с барышнями, а с книжками.

В то время Репин стал вольным слушателем Академии художеств, и как никому другому, ему была близка и понятна студенческая жизнь.

Самые известные картины Васнецова Виктора Михайловича.

10

 Портрет Третьякова (1883)

Портрет основателя галереи русской живописи Третьякова прост и скромен. Интеллигентное лицо и простая поза мецената говорят о многом.

Перед зрителями возникает образ философа, думающего человека, трепетного, тонкого ценителя прекрасного. Его рука с изящными тонкими пальцами является ярким акцентом картины.

Дело всей жизни Третьякова — пополнение и сохранение коллекции картин великих русских художников. Его детище — бесценное сокровище, генный код русского искусства.

????

 Послесловие

Илья Ефимович Репин — выдающийся русский живописец — передвижник, а его творчество — вершина «передвижнического реализма». Невозможно не восхищаться его размахом и абсолютным талантом. Многие картины Ильи Репина хранятся и выставляются в лучших музеях и галереях страны.

Ниже мы решили разместить ещё несколько популярных картин Ильи Репина:

Иов и его друзья (1869)

Мужичок из робких (1877)

Портрет С.М. Драгомировой (1889)

Портрет профессора Иванова (1882)

Портрет писателя Леонида Андреева (1904)

Воскрешение дочери Иаира (1870)

Стрекоза (1884)

Портрет В.И.Репиной, дочери художника.

Мужик с дурным глазом (1877)

Портрет Ефима Васильевича Репина (1879)

Портрет композитора П. И. Бларамберга (1884)

Читающая девушка (1876)

Портрет А. Ф. Керенского (1918)

Портрет А. И. Шевцова (1869)

Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых (1888)

Дуэль (1896)

Портрет П. М. Третьякова (1901)

Портрет писателя А. Ф. Писемского (1880)

Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/kartiny-ili-repina.html

Ссылка на основную публикацию