Кустодиев “автопортрет” описание картины, анализ, сочинение

Кустодиев

С картины на зрителя смотрит мужчина лет 48. Смотрит пронзительно, как будто тебе в душу заглядывает, видит тебя насквозь. В глазах его стоит печаль, белки глаз немного красноваты, а их роговица блестит тусклым светом, это создает впечатление, что человек вот-вот заплачет, но он держится, оставляя слезы внутри. Веки глаз немного припущены, брови и лоб нахмурен, но не злобно, а в серьезной задумчивости. Видны мешки под глазами, такие, которые обычно возникают у людей при болезнях почек и проблемах с водным обменом в организме.

У автора портрета красивый ровный нос, высокий умный лоб, на худых, впалых щеках виднеется небольшой румянец.

Губы человека находятся в полуоткрытом состоянии, но не так, когда человек хочет что-то сказать, а когда он глубоко задумался, или быть может, у него проблемы с дыханием.

Нижняя челюсть выдвинута вперед, что говорит о том, что человек находится в настроении сражения с чем-то, преодоления каких-то трудностей.

Волосы у человека волнистые и длинные, они не уложены аккуратно и выглядят так, как будто их давно не мыли, а потому они стоят густой копной, как будто дыбом.

Это придает человеку вид некоторой небрежности и не ухоженности, но в то же время это делает мужчину каким-то необычным и от этого привлекательным.

По картине видно, что за своим усам и бороде мужчина уделял гораздо больше внимания, чем волосам на голове, поэтому они выглядят ухоженными и делают его похожим на одного из храбрых и отважных мушкетеров или рыцарей.

Автор облокотился на ручку кожаного, почти красного кресла и мы можем разглядеть его красивую руку, худую, с длинными пальцами и крупными, выделяющимися через тонкую кожу венами.

Нельзя не обратить внимания на ногти человека, они выглядят красивыми, чистыми ухоженными.

По ним можно сказать, что этот человек никогда не занимался тяжелым физическим трудом, но общий вид художника говорит о его большом уме и неординарности.

По данной картине легко можно понять, что человек этот болеет и находится в состоянии глубокой печали. Эта картина манит к себе, призывает зрителя погрузиться в те раздумья, в которые погружен автор, смотрящий на нас с полотна этого произведения искусства.

Описание 2

Карл Павлович Брюллов – выдающийся русский художник, автор многих замечательных портретов, с раннего детства был очень болезненным ребенком. Несмотря на это, он с помощью отца, обучался живописи, осваивал навыки необходимые для рисования.

По увещеваниям врачей живописец продолжительное время был прикован к постели. В четырех стенах вынужден был обитать Брюллов, и никому не разрешали нарушать его покой.

Однажды, в яркий весенний день, когда на улице всё оживает, веет приятным, теплым ветром, недуг, так долго мучивший Карла Брюллова покинул его. Живописец немедленно потребовал мольберт и краски, получив последнее, он воодушевленно принялся творить свой портрет. Современники говорят что сотворил портрет художник всего за каких-то пару часов. Картина словно подводится итог жизни Брюллова.

Долго сдерживаемый творческий потенциал во всей красе отразился в портрете. Было передано состояние сильнейшего вдохновения, видна вся красота, недюжинные способности, так долго ждавшие своего проявления.

На картине художник сидя, опирается рукой на кушетку из красной ткани.

Красный цвет тут не случайно, он являлся любимым цветом художника, помимо этого благодаря цвету создается некий контраст, между стареющим и увядающим стариком, и полным энергии красным цветом, символизирующем яркие краски жизни.

На картине мы видим грустные глаза выражающее утомление, кричащие об усталости и страданиях. Невообразимая печаль  отражается в умных глазах художника. Волосы кудрявые и взъерошенные. Болезненное, восково-бледное лицо, истощенная рука в бессилии лежащая на кушетке, напряженные, утомленные веки – детали, ярко характеризующие Брюллова в тот период.

Прожил талантливый живописец всего полстолетия. Этот портрет, который по праву можно назвать вершиной его творчества – завершение его жизни, сравниваемой со свечой, которая угасла в 1952 году.

Описание настроения картины Автопортрет

Кустодиев

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Айвазовского Девятый вал
    Айвазовский любил море. Причём, он писал картины не с натуры, а в мастерской, по памяти. Но от этого они не становятся хуже. Они так точно передают все детали, что похожи на фотографию.
  • Сочинение по картине Зимнее солнце Юона 4, 6 класс
    На холсте изображен тихий зимний день. День уже подходит к концу, а солнце светит изо всех сил. Почему-то мне кажется, что это закат. Потому что именно в закат солнце становится багровым цветом. Небо, насыщенно голубого цвета
  • Сочинение по картине Жолток Колокольчики лесные 5 класс
    В центре картины изображен букет веселых лесных колокольчиков. Он огромный, пышный, занимает практически все окно, поэтому в дом заглянуть нельзя. Художник использовал несколько цветов
  • Сочинение по картине Пластова Тройка. Ребятишки у реки
    На картине несколько «троек». Трое ребят стоят на первом плане справа. Все не худые, не толстые. Один улыбается, второй смотрит на него вопросительно. Третий просто смотрит куда-то.
  • Сочинение по картине Богданова-Бельского Виртуоз 6 класс
    Это ироничное название картины, как я понимаю. Не спорю, что мальчик, который играет на балалайке, может хорошо музицировать… Но всё-таки виртуоза представляешь на сцене во фраке. Пусть он юн и хрупок, но все мэтры восхищаются им, устраивают овацию

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/bryullov/avtoportret

Автопортрет.Б.Кустодиев. 1912 год

Автопортрет.Б.Кустодиев. 1912 год. [фев. 13, 2007|09:23 pm] дядя Коля
Кустодиев Борис Кустодиев родился в Астрахани. Его первыми яркими впечатлениями стали картины быта и типы провинциального купечества. В 1887 году, посетив выставку передвижников, Кустодиев решил стать художником и начал брать уроки у местного педагога и живописца А.П.Власова. В 1896-1903 годах он учился в Академии Художеств у В.Е.Савинского и в мастерской И.Е. Репина. Еще во время учебы в АХ под руководством своего знаменитого учителя работал над правой частью полотна “Торжественное заседание государственного совета”. После окончания Академии с золотой медалью был послан для продолжения образования пенсионером в Италию и Францию. По возвращении Кустодиев активно включился в российскую художественную жизнь. Он был членом Союза русских художников (1907-1910), объединения “Мир искусства” (с 1911), Ассоциации художников революционной России (с 1923 года). Ученик Репина, Кустодиев был прекрасным, разноплановым портретистом. Среди его портретов – и камерные (“Портрет Ю.Е.Кустодиевой с дочерью Ириной”, 1908), и парадные работы (“Портрет И.Я.Билибина”, 1901). Однако настоящую славу ему принесли произведения, в которых воплотились образы русской народной жизни, национальные типажи. Толчком к появлению в творчестве художника новой темы стал в1906 заказ году Экспедиции заготовления государственных бумаг для серии “Народных изданий” (картин-лубков). Издание не было осуществлено, но показанная на выставке СРХ “Ярмарка” имела такой успех, что вызвала к жизни новый жанр в творчестве Кустодиева.В этих работах художнику удалось соединить национально-романтический идеал народного искусства с классической традицией и современными ему живописными открытиями импрессионизма и модерна. Его картины наполнены светоносностью, яркостью цветовых контрастов и изысканной декоративной стилизацией форм. В них выразительно воплощается атмосфера народных праздников и гуляний (“Ярмарка” 1903, “Сельский праздник” 1913, “Масленица” 1916 и др.) Кустодиев с наслаждением погружается в стихию народной жизни, любуясь той ярмарочной, купеческой Русью, которая неумолимо уходила в прошлое. Как и положено мастеру “Мира искусства”, художник соединяет свое любование с тонкой иронией. Эта игра чувств особенно выразилась в созданных им незабываемых образах русских красавиц – купчих, пьющих чай, прогуливающихся по провинциальным улицам, нежащихся в пышных перинах. Многие из знаменитых работ с видами захватывающих гуляний или фольклорных красавиц создавались уже в то время, когда художник страдал от туберкулеза позвоночника – недуга, приковавшего его в конце концов к инвалидному креслу. Обладая феноменальной художественной памятью, большинство композиций в это время он писал по воображению. Несмотря на тяжелую болезнь и потрясения, происходившие в жизни страны, Кустодиев продолжал упорно работать, заражая всех своим оптимизмом. Сам художник говорил о своём искусстве: “любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным “сюжетом” моих картин…”
Читайте также:  Бугро вильям "волна" описание картины, анализ, сочинение
Comments:
From: a_dedushkin2007-02-13 07:07 pm (Link)

Вот этого автопортрета я тоже ранее не видел. Спасибо!

From: hitrovka2007-02-13 07:15 pm (Link)

:=)Автопортрет был подарен художником для Галереи автопортретов после выставки в Дрездене в 1913. В настоящее время хранится в запасниках галереи Уффици.Картон, темпера. 100×85 см

From: a_dedushkin2007-02-13 07:35 pm (Link)

Что-то очень-очень знакомое – особенно угловая красная башня. Но не могу узнать :(Есть два варианта, но оба неправильные 🙂

From: hitrovka2007-02-13 08:09 pm (Link)

Сергиева лавра:-)Только многое реставраторы “попеределали”.Там смотровая площадка есть.))))

From: a_dedushkin2007-02-13 08:11 pm (Link)

Я был прав: “Есть два варианта, но оба неправильные :)” Оба были неправильные.А теперь узнал! ;))))

From: alex_luchin2007-02-14 08:31 am (Link)

Спасибо за краткий экскурс по Кустодиеву! Всё очень познавательно и интересно!Многие замечательные картины впервые увидел, благодаря Вам!

From: hitrovka2007-02-14 10:42 am (Link)

Очень,очень рад.)))Ещё несколько картин хотел поставить до конца Масленицы.))))

Источник: https://hitrovka.livejournal.com/52150.html

Сочинение-описание по картине Автопортрет Брюллова

Брюллов написал огромное количество разных картин, которыми любуются все искусствоведы и любители живописи. Рисовать его научил отец, который с ним занимался. Если посмотреть на картину Брюллова «Автопортрет», то сразу кидается в глаза мужчина, которому примерно сорок лет.

Он внимательно смотрит на вас и из этого можно сделать вывод о том, что ему хочется заглянуть прямо внутрь вас.

Если всмотреться ему прямо в глаза, то видно глаза, которые от переживаний стали немного красными, роговица потемнела и складывается впечатление о том, что ему очень грустно и совсем скоро он заплачет или недавно плакал.

Немного приспущенные брови говорят о том, что в голове у него появилась мысль, которую нужно обдумать и принять решение и от этого его вид стал намного серьезнее. Мешки под глазами говорят о том, что у главного героя появились проблемы с почками.

На картине у мужчины имеется красивый и ровный нос, немного впалые щеки и высокий лоб, губы немного приоткрыто и создается такое впечатление о том, что он вот-вот вам что-нибудь скажет с картины. Его нижняя челюсть немного приоткрыта, и из этого можно сделать вывод о том, что он над чем-то задумался или старается найти выход из какой-то сложной ситуации, которая появилась на горизонте.

Волосы у мужчины немного кудрявые и длинные, но при этом совершенно не уложены и выглядят, словно их давно не мыли.

С одной стороны это может сказать о человеке, что он совершенно не следит за собой, а вот с другой стороны можно сказать, что это не совсем обычный человек и очень сильно отличается от других мужчин. У мужчины имеются усы, и вот за ними он ухаживает намного лучше, за своей внешностью.

И глядя на него можно сказать, что он немного напоминает рыцарей, которые ради того чтобы завоевать сердце своей любимой дамы пойдут на многие поступки и совершат настоящий подвиг.

Мужчина сидит в кресле красного цвета. Его рука лежит на ручке кресла. Заканчивается рука тонкими и красивыми пальцами. И тут не уходит из внимания его красивые ногти, которые аккуратно подстрижены. Судя по его рукам можно сказать, что раньше он никогда не поднимал слишком тяжелые вещи.

Если очень долго смотреть на картину, то можно понять, что этот мужчина чем-то сильно заболел или находится в глубокой печали. Чем больше вы смотрите на картину, тем еще больше хочется на нее смотреть. Кроме этого смотря на нее можно немного погрузиться в свои мысли или раздумья.

2 сочинение

Карл Брюллов является поистине выдающимся русским художником. Его кисти принадлежит большое количество впечатляющих своей красотой работ. В их числе и автопортрет этого творческого человека.

В центре картины изображен собственной персоной Карл Брюллов. На этом автопортрете ему около сорока восьми лет. Он смотрит на наблюдателя своим пронзительным и глубоким, внимательным и настырным взглядом художника. Вид у Карла Брюллова достаточно усталый, измотанный. Волосы стоят копной, будто их мыли в последний раз невероятно давно.

Кожа лица очень нездоровая, а даже какая-то желтая. Под глазами висят мешки, что говорит о болезнях с почечной недостаточности. Глаза тоже блеклые и тусклые: красноватые, слезящиеся. Кажется, будто человек, изображенный на картине, сейчас заплачет, и эта вода выступит на слое краски, покрывающем холст.

Но он держит, точно прячет в себе эти чувства от людей, не хотя им показывать свои истинные боли и страдания.

Выражение лица Брюллова на этой картине – серьезно-задумчивое и оттого умное. Щеки у него впалые, есть скулы. Грязные жирные волосы придает художнику эффект неухоженности и неаккуратности, но это не лишает его доли привлекательности и необычности. Хочется рассматривать его очень долго и пристально, не отводя взгляда.

Имеется возможно рассмотреть ногти на руках человека, изображенного на картине. О четко дает понять, что человек никогда не работал на земле, не занимался земляным, грязным трудом. Он худой и вид у него немного не здоровый. В целом, создается впечатление умного, талантливого человека необыкновенного ума и умения тонко чувствовать окружающий мир.

Автопортрет Брюллова говорит о его необычайно печальном и депрессивном состоянии. Он болен и потому грустит.

  • У человека, который смотрит на картину создается тоже грустноватое настроение, возникает чувство жалости к больному Брюллову.
  • Преобладающие цвета – красный, черный, коричневый, желтый.
  • Но нельзя отрицать того факта, что картина, несмотря ни на что является одной из лучших работ данного художника и шедевром русского автопортрета.
Читайте также:  Суриков "утро стрелецкой казни" описание картины, анализ, сочинение

Другие темы:

← Всадница↑ БрюлловПортрет сестер Шишмарёвых →

`

Популярные сочинения

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/bryullov/avtoportret

Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина

Борис Михайлович Кустодиев по праву считается самым народным российским художником. Хоть он в отличие от передвижников, не изображал тяжелый быт крестьянства, тем не менее в каждой его картине угадывается наличие нашего духа, нашего менталитета. Борис Кустодиев старался передать в своих картинах лишь светлые стороны жизни простого народа.

Потому этот художник часто обращался к теме народных гуляний, праздников и ярмарок.

Борис Кустодиев черпал свое вдохновение в традиционно русском изобразительном искусстве: народных промыслах,

росписях, парсуне, лубочной графике. Именно отсюда происходит та красочность картин этого художника.

Хоть Кустодиев был отличным иллюстратором и пейзажистом, свое настоящее призвание он нашел в написании портретов. Часто его заказчиками становились дворяне и зажиточные купеческие семьи. Характерной чертой творчества Бориса Михайловича является то, что даже на портретах он изображал картины народных гуляний, которые становились своеобразным фоном.

Одной из самых знаменитых работ Б. Кустолиева является портрет выдающегося российского исполнителя Федора Шаляпина. На картине певец изображен в в дорогой одежде: бобровой шубе, меховой шапке. Шуба несмотря на зимнюю пору распахнута. Под ней виден дорогой выходной костюм – видно певец спешит на свой концерт, о котором нам сообщает афиша на заднем плане.

Обут Шаляпин не по сезону. На нем дорогие лакированные туфли.

О Шаляпине может сложиться впечатление как о щеголяющем перед дамами мужчине, но на самом деле это не так. Об этом говорит простое, слегка отстраненное выражение лица певца.

”Портрет Шаляпина” – отличная картина. Она не только понять изображенного на ней человека, но и окунуться в атмосферу всеобщего новогоднего веселья.

(No Ratings Yet) Loading… Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина« Вопросы и ответы к теме “Романтизм”“Мещане” Горького в кратком содержании »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-po-kartine-kustodieva-portret-shalyapina/

Сочинение мой автопортрет

Автопортрет — это картина, написанная с себя. Не обязательно быть художником, чтобы создать автопортрет, ведь он может быть и литературным. Как раз сегодня мы пишем сочинение на тему мой автопортрет, и если честно, то для меня это довольно сложная задача. Описать себя объективно дано не каждому. Так кого я вижу перед собой в зеркале?

Сочинение на тему мой автопортрет

Глядя в зеркало я вижу высокую, стройную девчонку, слегка худощавую с длинными, красивыми ногами. Походка у меня стремительная, осанка — ровная. У меня овальное лицо, курносый маленький носик, немного вздернутый вверх, и игривые глазки. Именно глаза заставляют задержать взгляд на моем лице моих друзей и знакомых.

Как по мне, они очень привлекательные, хотя и невозможно точно определить их цвет. Я бы сказала, что у меня глаза хамелеоны. В пасмурную погоду они приобретают темный оттенок, в солнечную — светлеют. В целом, у меня добрые серо-голубые глаза, и как говорят мои знакомые, они со смешинкой. И в этом вся я.

Добрая, веселая, простая и отзывчивая.

Продолжая свое сочинение на тему мой автопортрет, попытаюсь продолжить свое описание. У меня низкий лоб, который скрыт челкой, а под челкой прячутся красивые густые брови правильной формы. Но это не подарок природы, над формой бровей пришлось потрудиться самостоятельно. Мои губы не тонкие, но и не полные. Скорее всего средней полноты.

За ними скрываются ровные белоснежные зубы. Волосы прямые, длинные, каштанового цвета, хотя мне всегда хотелось иметь кудряшки. Но, с прямыми волосами меньше мороки. Их можно распустить и они будут свисать красивым каскадом, а можно заплести в косу, или убрать в хвост, что я часто и делаю. А еще мне нравится экспериментировать и укладывать волосы в разнообразные прически.

Сейчас они заплетены во французскую косу.

По жизни я целеустремленный человек, поэтому всегда ставлю задачи, которые тут же стараюсь выполнить. Но на этом я не останавливаюсь, а поднимаю планку выше, и уверенно иду к новой цели.

Для меня важно быть во всем лучшей, поэтому приходится трудиться больше. Возможно это мой минус, но пока это качество является моим двигателем, что ведет меня вперед.

На данный момент я отличница, у которой много увлечений.

Во-первых, я люблю танцевать, поэтому записалась в школу танцев и даже успела принять участие в нескольких конкурсах. Хоть первые места пока я не заняла, но у меня все впереди.

Во-вторых, я увлекаюсь вязанием. Мне нравится вязать крючком игрушки для детей. Спицами я вяжу носки, шапки, рукавицы и перчатки. В планах связать свитер, но это будет моя первая проба. А еще я стала увлекаться искусством. Я рисую картины по номерам.

Кого еще я увидела в зеркале, работая над моим автопортретом в сочинении за 6 класс? Увидела трудолюбивую личность. Я с удовольствием готова помогать родителям, бабушкам, и даже незнакомым старикам, которые нуждаются моей в помощи.

Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-moj-avtoportret.html

Московский трактир. Описание картины Кустодивева

  • Борис Михайлович Кустодиев
  • «Московский трактир»
  • 1916 год
  • Третьяковская галерея, Москва

Кустодиев был художником, обладавшим могущественным даром захватывать, увлекать зрителя. Искусство Кустодиева, как и почти все искусство XX века, требует соучастия зрителя в творческом процессе, его сопереживания.

Оно требует от зрителя определенных интеллектуальных и эмоциональных затрат. Секрет искусства Кустодиева и его своеобразие заключается в том, что эти усилия зритель совершает почти не заметно для самого себя, с улыбкой, подчиняясь строю мыслей художника.

В 1912—1918 годах Кустодиев пишет много жанровых картин, показывающих, что художник очень хорошо знал настоящий характер современности, которую рисовал в своих произведениях. Таким является застывший мирок «Московского трактира». Уже не ирония, а гротеск лежит в основе этого произведения.

Помещение трактира, оклеенного красными обоями, освещено колеблющимся, неверным и душным светом лампады и керосиновых ламп.

По стенам чинно расставлены и развешаны различные предметы: ряды пузатых чайников, расписные подносы, клетки с птицами, икона в тяжелой раме, картина и обязательная пальма.

Толстый румяный хозяин с сияющей лысиной стоит за стойкой и служит великолепным дополнением к окороку и медной граммофонной трубе.

По трактиру порхают половые в светлых рубахах, быстрые, легкие. А один из них уснул. Он сидит на краешке стула с таким видом, будто сейчас вскочит, и только круглое лицо с волной завитых кудрей и кошачьими усиками выдает безмятежность его сна.

Читайте также:  К. сен- санс "карнавал животных"

В середине комнаты, прочно, неподвижно усевшись за большим квадратным столом, размеренно и шумно отхлебывая, пьют чай извозчики. Пьют не торопясь, истово помолясь богу, водрузив блюдечки на растопыренные пятерни. Дуют на воду, мочат в ней усы.

Все одинаково стрижены под кружок, у всех медно-красные обветренные лица, окладистые бороды. Их лица суровы, мрачны и неподвижны. Ни солнечный свет, ни шум улицы не проникают сюда.

В левом углу картины серая полосатая кошка, очень частый персонаж на картинах художника, занимается своими повседневными делами. И ей совершенно все равно, что происходит вокруг.

Он не часть этого закостенелого мира с его заскорузлым и зачерствевшим бытом. Она просто ждет кусочка лакомства, которое ей может перепасть со стола ямщиков.

И кажется, что изображена бытовая сцена с достоверным описанием места действия и действующих лиц. Однако в духоте, жарком полумраке, в тревожном красном колорите, в деревянной позе ямщиков есть та самая застылость быта, о которой так любили говорить в применении к Кустодиеву его современники.

Автор сочинения: Рыженко Елена

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/moskovskij-traktir-opisanie-kartiny-kustodiveva.html

Художник Борис Михайлович Кустодиев 1878-1927

?

Автор – алла_разумикина. Это цитата этого сообщенияХудожник Борис Михайлович Кустодиев 1878-1927

О ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Б.М.Кустодиев с женой / Портрет Ф.И. Шаляпина (1921) Почти каждый художник оставляет после себя свой неповторимый мир, застывший в красках. Одни создают реальность, отражающую эпоху, в которой жил мастер, другие – воображаемую действительность. Одним из таких художников в начале 20 века и был Борис Михайлович Кустодиев, создавший яркий мир грез о провинциальной России. Но мало кто знает, что пятнадцать лет своей жизни живописец страдал от тяжёлой болезни и не имел возможности передвигаться. Автопортрет. Б.М.Кустодиев.

От природы Борису Михайловичу досталась чувствительная, мягкая и застенчивая натура. И вместе с тем у него был твердый, целеустремленный характер и необычайная работоспособность.

Однажды в их городе проходила выставка работ передвижников, и это оказало на 9-летнего Бориса огромное впечатление – он твёрдо решил стать художником. В 15 лет он начал брать уроки живописи у астраханского художника Власова.

А через три года становится студентом Петербургской Академии художеств, учеником самого Репина.

Кустодиев окончил Академию с золотой медалью и был направлен за границу на стажировку. А вернувшись оттуда, художник быстро получил признание в России. На его полотнах проявился уникальный мир – совершенно оригинальный и неповторимый.

  Графический автопортрет. Б.М.Кустодиев.

Поиск индивидуального творческого амплуа привело художника к идее создания необычного мира русской провинции в его парадной, праздничной ипостаси.

Чистота и яркость красок, декоративность одежд и интерьеров, “вкусно” написанные натюрморты и доскональнейшая детализация картин Кустодиева были созвучны с лубком – видом искусства, близким народному восприятию.

Сюжетная направленность полотен художника несла в себе недосягаемую народную мечту о сытости и достатке, о нескончаемом празднике жизни, где отсутствует грубая реальность.

  На охоте. Б.М.Кустодиев.

Семья художника в живописных образах

В двухлетнем возрасте оставшись без отца, Борис обладал повышенным “чувством семьи”. Он как никто из русских художников-современников очень часто писал картины, отражающие самых близких ему людей. В красках и графике, в скульптуре и гравюре мастер показал любовь к своей семье, изображая своих родных в различных жизненных ситуациях.  

Жена художника. Б.М.Кустодиев.

Необыкновенно трогательной была любовь Бориса Михайловича к его жене Юлии Прошинской, в которую он влюбился с первого взгляда. Она была полной противоположностью пышнотелым героиням его картин. Зато с жены Юлии Кустодиев писал образ Богоматери на своих иконах. В семейной жизни он считал себя обладателем счастливого билета. 

  Терем. На террасе. (1906). Б.М.Кустодиев.

В семье Кустодиевых родится сын Кирилл, а через пару лет голубоглазая дочь Ирина. Они то и будут героями многочисленных полотен художника, посвященных семье.

  Утро. Жена Юлия с сыном Кириллом.(1904). Б.М.Кустодиев. Жена Юлия с дочерью Ириной. (1908). Б.М.Кустодиев. Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой. (1907). Б.М.Кустодиев. Портрет жены художника. (1909). Б.М.Кустодиев. Автопортрет.(1912). Б.М.Кустодиев. Портрет К.Б.Кустодиева. (1922). Б.М.Кустодиев.

А когда у Кустодиева начали проявляться первые признаки болезни, он, превозмогая боль, продолжал преподавать и упорно работать над картинами. В 1909 году Борису Михайловичу диагностировали опухоль спинного мозга. Болезнь, приковавшая художника к инвалидному креслу, прогрессировала, и ему пришлось перенести несколько оперативных вмешательств.

  Юлия Кустодиева. (1909). Б.М.Кустодиев.

Юлия была всегда рядом – и друг, и жена, и сиделка, и врач одновременно. И как-то во время очередной операции к жене из операционной вышел хирург и сообщил: «Мы можем спасти что-то одно: либо руки, либо ноги». «Он художник, оставьте руки», – ответила Юлия. Она же придумала кресло-каталку с небольшим мольбертом, пытаясь до последнего часа сохранить в муже жажду к жизни и творчеству.

  Портрет Ю.Е. Кустодиевой. (1920). Б.М.Кустодиев.

Картины, написанные в последние годы жизни

Б.М.Кустодиев за мольбертом.

Невзирая на адскую боль, Борис писал свои полотна лежа в постели практически до последних своих дней. И именно в этот тяжёлый период художник пишет наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.

  Купчиха за чаем. (1918). Б.М.Кустодиев.

Полотна, написанные в последние пятнадцать лет жизни, он создавал по памяти, благодаря своему уникальному таланту. Он писал Россию, которая уже исчезла, но новую он не успел узнать, так как весь мир его был заключен видом из окон его квартиры.

  Купчиха на балконе. (1920). Б.М.Кустодиев.

Всю свою жизнь в душе он оставался большим ребенком, который идеализировал все происходящее в действительности, свято веря в то, что красота спасет мир.

  Русская Венера. (1925). Б.М.Кустодиев. Матрос и милая. (1920). Б.М.Кустодиев. Купальщица-2. (1921). Б.М.Кустодиев. Купец (Старик с деньгами). (1918). Б.М.Кустодиев. Булочник. (1920). Б.М.Кустодиев.

Что примечательно, многие картины датируются 1920 годом – самым голодным годом в Стране Советов. Когда голод косил всю Россию, а в Петрограде он свирепствовал особенно, Борис Кустодиев писал на своих полотнах потрясающее изобилие продуктов.

  Могила художника Б.М. Кустодиева

Умер Кустодиев от воспаления легких, когда ему исполнилось чуть больше 49 лет в холодной и темной петроградской квартире, работая над эскизом триптиха «Радость труда и отдыха». Захоронен в Александро-Невской лавре, а в 1948 году прах и надгробный крест были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. 

Его верная супруга Юлия ушла из жизни в блокаду во время Отечественной войны. В истории искусства не так уж много было таких гармоничных пар, которые осуществили в своем союзе данное свыше: вместе и в горе, и в радости. 

 

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/140917/35955/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/17776214.html

Ссылка на основную публикацию