Дмитрий Григорьевич Левицкий (май 1735, Киев – 4 (16) апреля 1822, Санкт-Петербург) – российский художник украинского происхождения, мастер парадного и камерного (интимного) портрета, автор изображений известнейших людей российского государства, включая императрицу Екатерину II и «малый двор» (так называли в Петербурге двор цесаревича Павла), академик, руководитель портретного класса в Академии художеств, член масонской ложи «Умирающий сфинкс».
Особенности творчества художника Дмитрия Левицкого. Блестящее дарование позволило Левицкому обогатить установившиеся к XVIII веку в России традиции живописи, расширив рамки классицизма и привнеся в изобразительное искусство (подобно тому, как это сделал в литературе Державин) живую непосредственность и естественность. Начиная с ранних работ, Левицкий проявляется как первоклассный мастер парадного портрета («Портрет архитектора А.Ф.Кокоринова»), способный найти выразительную позу и жест, уловить за статусными атрибутами природное обаяние портретируемого, виртуозно передать материальную красоту и фактуру предметов, соединить высокую интенсивность цвета с гармоничным тональным единством. В камерных портретах Дмитрия Левицкого («Портрет П.А.Демидова», «Портрет Е.А.Бакуниной» и др.) появляется особая «домашность», фамильярность интонации. Подобно английскому современнику и коллеге Томасу Гейнсборо, Левицкий предпочитает для своих портретов не глухой, а полупрозрачный, «подсвеченный» изнутри фон, он так же внимателен к тончайшим индивидуальным особенностям лиц своих героев, а его героини (Мария Дьякова, Урсула Мнишек, девушки-смолянки) если и не всегда безупречно красивы, то всегда неповторимы.
Известные картины Дмитрия Левицкого: портрет Екатерины II законодательницы в храме богини правосудия, портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской» («Смолянки»), портрет Марии Дьяковой, портрет Н.И.Новикова, портрет Дени Дидро.
Левицкий, лучший русский портретист XVIII века, уже в XIX веке был основательно забыт. Собственный ученик Кипренский затмил его славу, когда Левицкий был еще жив.
А с появлением Перова, Крамского и Репина стало казаться, что любой портрет екатерининской эпохи неоправданно помпезен и безнадёжно старомоден. Лишь в начале ХХ столетия Александр Бенуа извлёк имя Левицкого из забвения.
Он был убеждён и сумел убедить других, что во всём европейском искусстве эпохи Просвещения с Левицким могут поспорить в мастерстве разве что немец Антон Графф (да и то сомнительно) и англичанин Томас Гейнсборо.
Дмитрий Григорьевич Левицкий происходил из украинского дворянско-священнического рода. Его предки с «гоголевской» фамилией Нос в XVII веке перебрались с правобережной Украины под Полтаву.
Григорий Кириллович, отец Левицкого, был образованный священник. Он увлекался живописью и гравированием, даже ездил брать уроки «к немцам», и стал первым учителем Дмитрия.
Отец сделал для сына и его будущего еще две важных вещи: обосновался в Киеве и сменил смешную фамилию «Нос» на благозвучную «Левицкий».
Киев начала и середины XVIII века, пронизанный западноевропейскими культурными влияниями, был местом несравненно более образованным, чем обе российских столицы.
Именно с вращением в насыщенной культурной среде и обучением в Киевской духовной академии, «этой русской Сорбонне», связывает Бенуа появление такого изумительного таланта, как Левицкий.
В начале 1750-х годов в Киев приехал живописец Алексей Антропов.
Он должен был расписать только что построенный по проекту Растрелли храм Андрея Первозванного. Левицкий стал ассистировать Антропову. По окончании работ наставник забрал его с собой в Москву – там тоже предстояла работа по декорированию церквей.
Взглядов Антропов придерживался весьма оригинальных. Например, он изо всех сил презирал недавно созданную Художественную академию за то, что она «портит» таланты и высушивает индивидуальность.
Левицкому, во всяком случае, Антропов поступать туда учиться не велел.
Левицкий ограничился частными уроками у перспективиста и сценографа Джузеппе Валериани и живописца Луи Жана-Франсуа Лагрене, учившегося, в свою очередь, у Ван Лоо, придворного художника Людовика XV.
Первую славу Левицкому принесли 6 полотен, представленных на ежегодной академической выставке в 1770-м. Из 6 картин уцелели только 3, в том числе знаменитый портрет архитектора Кокоринова. За него Левицкий удостоился звания академика.
Так сравнительно легко малороссийский самородок вошёл в культурную элиту Санкт-Петербурга. Его стали приглашать писать выпускниц Смольного института благородных девиц, портретировать екатерининских вельмож и камер-фрейлин.
Левицкий был лишён подобострастия перед моделью своего современника Рокотова, чужд сентиментальности младшего коллеги — Боровиковского. Его техника превосходна, а живописные приёмы нестандартны и свежи.
Закономерно, что он достиг высшей ступени художественной иерархии – был допущен к писанию портретов самой императрицы.
В последней четверти XVIII века Левицкий окончательно оседает в Петербурге. Он счастливо женат, его дом на Васильевском острове славится гостеприимством. Там бывают образованнейшие люди своего времени – Богданович и Хемницер, Капнист и Державин.
Одним из близких друзей Левицкого стал просветитель Николай Новиков.
Теоретические идеи Просвещения он претворял на практике: открыл в Москве типографию, библиотеки, в 16-ти российских городах учредил книжные магазины. Однако «просвещенная императрица» нашла повод посадить Новикова в Шбиссельбургскую крепость: в 1770-х он примкнул к масонам и активно критиковал крепостное право.
По смерти Екатерины, в первый же день собственного восхождения на престол Павел I освободит Новикова. «Портрет Н.И.Новикова», хранящийся в Третьяковской галерее, написан Левицким вскоре после его освобождения.
С большой психологической точностью художник изображает человека больного и измученного, но не сломленного, не отказавшегося от ценных для него идей.
Новиков поручится за Левицкого, когда тот надумал вступить в масоны. В 1800-м году видный масон Александр Лабзин как раз учредил ложу «Умирающий сфинкс». Туда были приняты Боровиковский и Левицкий, а портретист Рокотов, к слову, стал масоном значительно раньше: среди «вольных каменщиков» бытовала традиция заказывать портреты «братьев», потому живописцев принимали в масоны с особым рвением.
Левицкий тоже напишет нескольких крупных масонов. Портрет же самого Лабзина кисти Боровиковского сохранился, а вот кисти Левицкого – нет. Это, пожалуй, символично. Боровиковский остался верен масонству до конца. В Левицком же, очевидно, взыграла его украинская прагматичность: он не только порвал с масонами, но и потом всячески чурался мистики, расцветшей пышным цветом при дворе Александра I.
«Некая инстинктивная ирония», по замечательной формуле Бенуа, вела художника и в жизни, и в искусстве. В творчестве Левицкий удачно проскользнул между Сциллой барочной избыточности и Харибдой классицистической строгости.
Ему важнее была личность портретируемого, чем его державные заслуги. Портреты Суворова и Голенищева-Кутузова, Воронцова и Потемкина берут не эффектностью поз и торжественностью антуража, но выражением индивидуальности, «лица необщим выраженьем». Левицкий проживет долгую жизнь.
Однако к началу нового века время его славы и возвышения осталось позади.
О полузабытом стареющем Левицком вдруг вспомнили в 1807-м. Мотивируя тем, что «пенсия его весьма скудна», а «упражнения и познания весьма обширны», художника пригласили преподавать в Академию художеств, где когда-то, в 1780-е, он уже вёл портретный класс. Тогда среди его учеников действительно родился настоящий бриллиант – Орест Кипренский.
Константин Паустовский в очерке о Кипренском приводит любопытнейшие факты и о его учителе Левицком: «Над умами художников властвовал тогда Левицкий — хитрый и добродушный украинец, создавший гениальные портреты кавалеров и дам екатерининской эпохи. Все пытались подражать золотистому теплому тону его картин.
Этот тон молодые художники ловили и изучали всюду — в пыльных классах Академии, когда закатное солнце бросало косые лучи на паркет, в отблесках куполов и игре бронзовых шандалов, в зрачках красавиц, позлащенных пламенем свечей. На последних картинах Левицкого золотистый тон исчез.
Он сменился фиолетовым и малиновым — холодным и старческим тоном».
Последнее, «старческое», его десятилетие было печально. Известно, что Левицкий почти ослеп. Советское искусствоведение утверждало, что художник бросил писать, поскольку погрузился в тяжелейшее религиозное мракобесие.
Впрочем, данных для такого вывода недостаточно: вся теория основана на одном-единственном мемуарном свидетельстве человека, якобы видевшего, как дряхлый Левицкий на четвереньках полз к алтарю, чтобы получить причастие.
В любом случае, траектория судьбы художника сложилась так, что он надолго пережил время собственного триумфа. Целых полвека Левицкий прожил в Петербурге, на Васильевском острове.
Как бы скверно, одиноко и холодно временами ни было в Северной Пальмире, он не решился вернуться ни в уютную и хорошо знакомую Москву, ни на малую родину в Киев. Но екатерининская эпоха больших свершений, к которым и сам Левицкий был в полной мере причастен, с грохотом канула в Лету у него на глазах.
«Ни страны, ни погоста не хочу выбирать, на Васильевский остров я приду умирать», – напишет через много лет Бродский. Забавно и грустно, но буквально так полутора столетиями ранее поступил Левицкий. В 1822-м году он умер в своем доме на Васильевском острове в полной безвестности. Могила «русского Гейнсборо» на Смоленском кладбище в Петербурге затерялась.
Анна Вчерашняя
- 26 пользователям
- Работы в 4 коллекциях и 42 подборках
Источник: https://artchive.ru/dmitrylevitzky
Дмитрий Григорьевич Левицкий, Изображений: 9
Рассматривая картины русских художников 18-19-го веков, можно изучать историю родной страны.
В одном из залов Русского музея в городе Санкт-Петербурге выставлена целая коллекция картин известного русского портретиста Дмитрия Левицкого, посвященная одному немаловажному событию в истории России.
Это цикл из женских портретов под общим названием «Смолянки», который художнику заказала Екатерина II в честь первого в истории выпуска воспитанниц в институте благородных девиц.
Это учебное заведение было создано в 1764 году по инициативе Екатерины II для воспитания девочек из семей дворян с целью дать женщинам достойное всестороннее образование, подготовить их к семейной жизни, сделать их полезными членами общества.
И хотя инициатива была вполне передовой для того времени, дворянские семьи не спешили отдавать в это благородное заведение своих дочерей. Однако в течение первых шести месяцев первый поток благородных девиц был укомплектован.
Всего в первом потоке обучалось 60 воспитанниц, среди них были 7 девочек из очень обеспеченных благородных и титулованных семей, остальные девочки принадлежали сословию обедневших дворян и мелких чиновников.
1773 год. В институте проводят первую публичную церемонию перехода девочек из «среднего звена» в «старшее» и первый раз выводят в высший свет. Первый бал сопровождался богатыми церемониями и большим праздником. В честь этого события Екатерина сделала заказ Д.
Левицкому на 7 портретов девочек-смолянок. Художник писал этот необычный цикл целых три года. За время работы над циклом произошло несколько значимых событий, которые сопровождались праздничными балами. А в 1776 году из института выпустились первые воспитанницы.
Все это отмечалось с большим размахом: проводились балы, устраивались маскарады, концерты, ставились театральные постановки, что привлекало к ним огромный интерес представителей света.
Поэтому задача у художника была непростая: следовало изобразить лучших учениц, одетых в театральные костюмы. С поставленной задачей художник справился блестяще.
Итак, серию «Смолянки» открывает парный портрет, на котором изображены две девочки, княжны Анастасия Давыдова и Феодосия Ржевская. Они одеты в платья, которые были определены для институток их возраста. Поэтому можно почти точно определить возраст воспитанниц.
Княжна Давыдова, примерно 7 лет (первый возраст), одета в платье кофейного цвета, из-за этого девочек в шутку называли «кофейницами». В руки ей художник вложил белую розу как символ юности и непосредственности.
Представительница знатного грузинского княжеского рода на экзамене отличалась декламацией и поэтому была удостоена чести быть героиней первого портрета цикла.
Стоящая рядом Феодосия Ржевская, вела своё происхождение из очень знатной и состоятельной семьи. На портрете она в платье голубого цвета, следовательно, ей примерно 10 лет (второй возраст).
Девушка окончила институт с золотым шифром, высшей наградой императрицы. По окончании обучения стала женой князя Голицына. Девочки демонстрируют великосветские манеры и благородное воспитание.
По мнению искусствоведов, этот портрет был пробным.
На следующем портрете художник запечатлел Екатерину Нелидову в театральном костюме Сербины, из оперы Перголезе «Служанка-госпожа». Художник поймал момент, когда девушка танцует менуэт.
Подруги любили девушку за веселый нрав и легкость общения. По свидетельству современников, она обладала стройным телосложением, изяществом движений и артистичностью. Была фавориткой при дворе Павла I.
В конце жизни служила в женском институте, помогая воспитывать юных дворянок.
Третий портрет тоже парный, на нём изображены Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская в костюмах из спектакля-комедии Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе».
Молоденькая Екатерина Хрущева играет необычную для девушки роль мужчины-ловеласа, это амплуа сделало её знаменитой. Обе девушки отлично окончили институт. За успехи в обучении Хованская также получила золотой шифр.
Кроме этого молодая институтка очаровала собой короля Швеции Густава III, который в порыве восторга прислал ей богатый подарок – сердечко, усыпанное бриллиантами.
На четвертом портрете написана Александра Левшина, любимая ученица Екатерины II, ставшая впоследствии ближайшей фрейлиной. Девушка изображена, играющей роль Заиры из трагедии Вольтера с тем же названием. По окончании института получила золотой шифр. Впоследствии вышла замуж за князя Черкасского.
Три следующих портрета составляют триптих, символизируя три аллегории: Науки (или Декламации), Музыки и Танца.
Аллегорию Науки представляет портрет Екатерины Молчановой, одетой в белое платье из натурального шелка, характерное для девочек выпускного класса.
В руках девушка держит книгу – символ знаний, а справой стороны, на столе, стоит вакуумный насос, символизирующий науку. Да и сама Екатерина выделялась среди сверстниц серьёзностью, любовью к точным наукам, увлекалась чтением.
По окончании института получила золотой шифр, а позже служила фрейлиной при императорском дворе.
Аллегория Музыки представлена образом Глафиры Алымовой за любимым музыкальным инструментом – арфой. Она прославилась как лучшая арфистка своего времени. На ней также надето белое платье, однако оно выглядит более роскошным, чем у девушки на предыдущем портрете.
Великолепный туалет с замысловатыми деталями и обилие украшений на воспитаннице свидетельствует о том, что девушка была предметом страсти самого художника и его любимой музой. Алымова также получила золотой шифр и удостоилась чести быть фрейлиной.
Она была одной из первых выпускниц, написавших цикл воспоминаний о временах учебы в институте.
И заключительный портрет цикла, аллегория Танца, представлен изображением Натальи Борщевой. Девушка представлена в образе Пандолфы из пьесы «Служанка-госпожа» во время исполнения танца.
Также получила золотой шифр и стала Марии Федоровны. Также за заслуги перед отечеством была кавалер-дамой ордена Св. Екатерины, который вручался за просветительство и благотворительность.
Прожила довольно долгую и насыщенную жизнь.
Серия портретов «Смолянки» породила новый, необычный жанр, ставший довольно популярным: «портрет в роли».
Образы институток в театральных костюмах и играющих определённы роли придают некую зрелищность и театральность, что подчеркивается изображением деталей интерьера: занавес, декорации, предметы-символы.
Но в то же время художник особое внимание уделяет деталям, жестам, движениям, подчеркивающим черты характера своих героинь. Что делает эти портреты необыкновенно жизненными и поэтичными.
Источник: https://gallerix.ru/storeroom/587301105/
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг.)
Среди сохранившихся произведений Левицкого 1770-х гг. преобладают различные варианты парадных портретов. Большой, в рост‚ близкий к размеру натуры парадный портрет в русской живописи имел к тому времени длительную историю.
Главной задачей такого портрета было возвеличение и прославление человека высокого социального положения. Изображаемый появлялся перед зрителями в самом торжественном виде, а обстановка и атрибуты, сопровождавшие его, красноречиво свидетельствовали о значимости его особы и его деяний.
При этом модель выступала в строго определенной социальной роли: монарха, военачальника, государственного деятеля.
Так называемые «Смолянки» («Смольнянки») — цикл из 7 портретов юных питомиц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позже — Смольный институт), выполненный Дмитрием Левицким в 1772—76 годах.
Левицкий по заказу императрицы Екатерины II написал серию портретов воспитанниц Смольного института для благородных девиц, основанного императрицей в 1764 году.
Ржевская (справа) изображена в голубом форменном платье, установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц; Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого (младшего) возраста. Эта маленькая смуглая грузинская княжна держит в руке белую розу — символ юности и добродетели. Девочки демонстрируют свои светские манеры, утверждая тем самым успехи института в воспитании юношества. Первый в серии портрет, вероятно, явился пробным.
Девушка изображена в танцевальной позе, она представлена в сценическом костюме, судя по всему, в том, в котором она с большим успехом сыграла роль Заиры в одноименной трагедии Вольтера, которую ставили в Смольном.
Изображена танцующей на фоне театральной декорации, что позволяет её представить Аллегорией Танца. Возможно, также как и Нелидова, она тут представлена в роли Пандолфы из пьесы «Служанка-госпожа», где играла с ней вместе. (Любопытно, что в её правой руке присутствует анатомическая ошибка).
Демидов у Левицкого стоит торжественно, как на парадном портрете. Но вместо расшитого золотом, увешанного орденами и лентами кафтана, вместо пудреного парика на нем домашний халат и колпак.
Движение руки Демидова тоже величественно, как у полководца, который, показывает на поле боя. Но Демидов показывает рукой на горшки с выращенными им цветами.
И на столе перед ним не шлем и не шпага полководца, не свернутые свитком государственные бумаги, а ученый труд по ботанике, луковица какого-то цветка и лейка.
Зрителям понятно, что человек на портрете Левицкого занимает высокое положение, но живет не но общим правилам, а по-своему.
В этом портрете хорошо проявляются черты зрелого классицизма, ведущего стиля того времени. Это и насыщенность цвета с преобладанием холодных тонов, и четкость деления на несколько пространственных планов, и сдержанность, пластичность скульптурных форм, и использование аллегорических приемов.
Портрет изображает императрицу в белой, отливающей серебром атласной одежде, будто античную женщину, с величественно-плавными движениями и приветливой улыбкой. Она торжественна и прекрасна. Это образ идеального руководителя государства.
Сдвинутый ковер, бледно-желтые переливы ломкого атласа, горностаевая мантия за правым плечом создают величественный эффект.
«Екатерина-Законодательница» – это портрет-идея.
Портрет относится к разряду аллегорических картин. Образ «идеальной государыни» требовал от художника подтверждения в виде различных эмблем и символов. В композицию привнесены предметы, соседство которых может быть оправдано только иносказательными смыслами, отчего полотно окончательно утратило реалистический характер.
Белая атласная одежда императрицы сродни античным одеяниям, обтекающим фигуру пышными ниспадающими складками. Одновременно на государыне можно увидеть царскую мантию, цепь ордена св. Андрея Первозванного, а также красную ленту и крест ордена св.
Владимира 1-й степени. Изящным жестом императрица бросает в алтарь маки, которые во времена Античности считались символом сна и покоя. Тем самым Екатерина II изъявляет готовность пожертвовать своим спокойствием ради процветания свои подданных.
один из самых сокровенных образов, созданных Дмитрием Григорьевичем Левицким. Он выражает и радостную светлую любовь художника к жизни, и упоение живописца чувственной красотой мира.
Эти качества, свойственные многим работам Левицкого, в «Портрете М.А.Дьяковой» проявились по-особому; здесь отсутствует даже намек на позирование.
Портрет словно отражает благоговение художника перед открывающейся полнотой жизни, ясной озаренности молодой души.
Всё в картине спокойно, естественно, непринуждённо. Но разворот фигуры, задумчивое склонение головы, широкий беспрепятственный поток света, осеняющий лицо, стройная перекличка нежных красок таят в себе богатые потенциальные возможности движения.
В этом портрете идеал эпохи, грезящей о совершенстве естественного человека, совпал с живой человеческой конкретностью.
Портретируемая не наделяется высокими качествами, не предстаёт тем, кем она хотела бы быть или кем её хочет видеть общество, но проявляется во всей своей живой подлинности.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/16_11660_o-brendah-i-brendinge.html
Методика преподавания портретной живописи в средних классах
первые появляется автопортрет.
Первые портреты («парсуны» от слова «персона») в России появились во времена Петра I, они украшали дома самых известных людей эпохи (слайд А. Матвеев. «Портрет Петра I», «Портрет княгини Голицыной»).
Глядя на эти полотна, мы видим императоров и императриц, полководцев и светских красавиц, но пока это лишь изображение важных персон.
В это время появляются парадные и камерные портреты (слайд-схема, запись в тетрадь) На парадном портрете человек изображается в полный рост на архитектурном или пейзажном фоне, камерный портрет это поясное, погрудное изображение человека на обычном фоне (слайды А. Антропов. «Портрет Петра III», Д. Левицкий «Портрет Марии Дьяковой»).
Постепенно пышность изображения сменяется ощущением добра, благородства, душевности.
И в 18 веке появляется совсем другие портреты это портреты-образы, на которых люди смеются, грустят, мечтают, раздумывают (слайд (Д. Левицкий «Портрет воспитанниц Хованской и Хрущовой», К.
Маковский «Семейный портрет»). И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером.
Мы, зрители, пытаемся увидеть человека глазами художника, почувствовать его настроение, найти в нем те черты, которые привлекли автора, и тогда между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна? Давайте попробуем совершить такое путешествие во времени вместе с художником Ф. Рокотовым (слайд «Портрет Струйской»).
Перед вами картина Федора Рокотова «Портрет Струйской». Внимательно рассмотрите ее, какой представляется вам эта женщина?
Учащиеся рассматривают картину, фоном звучит мелодия Е. Доги из кф «Мой ласковый и нежный зверь»).
- Давайте поговорим. (Учащиеся высказывают свое мнение, учитель обобщает ответы)
- У каждого из вас произошел свой разговор с художником, а вот как выразил свои чувства поэт Н. Заболоцкий:
- Ты помнишь, как из тьмы былого,
- Едва закутана в атлас,
- С портрета Рокотова снова
- Глядела Струйская на нас?
- Ее глаза как два тумана,
- Полуулыбка, полуплач,
- Ее глаза, как два обмана,
- Прикрытых мглою неудач.
Есть в русской живописи еще один женский портрет, который окутан дымкой таинственности и красоты (слайд Д. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»).
- Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в своих стихах:
- Она давно прошла, и нет уже тех глаз
- И той улыбки нет, что молча выражали
- Страданье тень любви. И мысли тень печали…
- Но красоту ее Боровиковский спас.
А какие чувства вызывает у вас этот образ? Запишите эти несколько слов в тетрадь (удивление, восхищение, тишина, изящество, мечтательность, задумчивость и т.д.)
Учащиеся рассматривают картину на фоне отрывка из пьесы «Июнь» цикла «Времена года» П.И. Чайковского, записывают свои мысли, учитель спрашивает мнения нескольких ребят.
Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока.
По каким же признакам мы можем сказать, что картина относится к той или иной эпохе?
На экране слайд с изображением двух картин: И. Вишнякова «Портрет Сарры Фермор» и Г. Ряжского «Письмо», проводится сравнительный анализ, проводится сравнительный анализ.
Признаки эпохи: обстановка, интерьер, одежда, прическа, род занятий, техника исполнения, цвет и т.д.
- Теперь, когда вы знаете один из главных секретов художников-портретистов передача образа человека и времени, в котором он живет, мы можем с вами поговорить о том, как же достигается художником этот эффект.
- Что должен учитывать художник, создающий портрет? (слайд-схема)
- Техника исполнения:
- выбор характерной позы; четкость рук и жестов
- выражение лица и особенно глаз (глаза зеркало души);
- выбор фона и композиции;
- выбор цвета.
Цвет в живописном портрете играет основную роль. Он придает картине настроение жизнерадостное или лирическое, грустное или романтическое.
Давайте попробуем почувствовать настроение портрета.
Демонстрируется видеоряд репродукций: К. Лемох «Варька», В. Тропинин «Портрет сына» и О. Ренуар «Жанна Самари», учащиеся высказывают свое мнение,сравнивают портреты, находят отличия в изображении характерных образов, анализируют технику исполнения, используя представленную ранее схему)
А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение и поиграть в игру «Художник и его портрет». Я художник, хочу нарисовать портрет и выбираю себе натуру. Тот, кого я выберу, должен создать образ и настроение, а чтобы картина получилась моментальной, вместо кисти я использую фотоаппарат.
Итак, начинаем.
Проводится игра, в ней участвуют 23 человека, по ходу игры учитель еще раз проговаривает технику создания портретного изображения. Пока решаются технические вопросы с оборудованием, ребятам предлагается записать с доски фамилии русских художников-портретистов (О. Кипренский, К. Брюллов, Н. Ярошенко, Д. Доу, И. Репин, А. Никитин).
Давайте посмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленной задачей?
На экран проецируются «портреты» фотографии, ребята делятся впечатлениями.
III. Заключительная часть урока.
Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов (слайд-видеоряд всех репродукций, использованных на уроке). Было интересно? Так почему же искусство портрета привлекает и художника, и зрителя? (Ответы учащихся.)
Вывод урока: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (слайд, запись в тетрадь).
Домашнее задание (слайд, запись в тетрадь):
1. Знать записи в тетради.
2.Индивидуальные задания: история создания картин И. Репина «Бурлаки на Волге» и «Не ждали».
3.Творческое задание: в альбом «Мой вернисаж» вклеить репродукцию понравившегося портрета и придумать свою историю об изображенном человеке.
Наш урок окончен. Спасибо.
Таким образом, портретная живопись является особенно сильным средством интеллектуального, эмоционального и эстетического воспитания в подростковом возрасте.
Целью изучения раздела «Портретная живопись» является знакомство учащихся с характерными особенностями портретной живописи, формирование целостного представления о портрете. Важно использовать различные виды деятельности на уроках.
Они должны быть направлены на развитие речи, мышления, памяти, аналитических способностей, самостоятельной работы, творческой и познавательной активности, сплочение коллектива. Для этого применяются различные виды работ.
Заключение
Завершая работу можно прийти к выводу, что в живописи портрет самостоятельный жанр, призванный не только достоверно отражать внешние черты человека, портретная живопись должна показать характер человека, отразить его внутренний мир, передать его эмоциональное состояние. Человек на картине, портрете должен быть изображен в естественной и привычной для него атмосфере, в характерной именно ему позе.
Произведения изобразительного искусства утверждают в юной душе чувства величия и красоты человека, поднимают личность в ее собственных глазах. Рассматривание с детьми картин такой же сложный способ эмоционально-эстетического влияния, как и музыка. Конкретность, образность мышления в детские годы утрудняет раскрытие перед воспитанниками обобщающего содержания изобразительного искусства.
Портретному жанру принадлежало большое место в системе академического обучения, поскольку педагоги начала ХIХ века видели именно в изображении человека путь непосредственного обращения художника к натуре.
Портретная живопись является особенно сильным средством интеллектуального, эмоционального и эстетического воспитания в подростковом возрасте. Учитывая особенности данного возраста, необходимо подбирать корректные приемы, способы и методы в преподавании портретной живописи на уроках МХК в средних классах.
В курсовой работе мы выявили психологические особенности младшего подросткового возраста, проанализировали методическую литературу по теме «Преподавание портретной живописи в школе» и опыт практикующих учителей. Нами был разработан конспект урока по данному разделу, а также даны методические рекомендации, которые могут помочь учителю в преподавании этих уроков. Цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Библиографический список
- Алпатов, М.В. Очерки по истории портрета [Текст] / М.В. Алпатов. М.-Л., 1937.
- Андроникова, М. Об искусстве портрета [Текст] / М. Андронникова. М., 1975.
- Андроникова, М. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма [Текст] / М. Андронникова. М., 1980.
- Андроникова, М.Портрет и портретное сходство [Текст] / М. Андронникова // Художник. 1974. №10.
- Аникушин, М.О портретном творчестве [Текст] / М. Аникушкин // Художник. 1973. №3.
- Баранов, С.П. Принципы обучения [Текст] /С. П. Баранов. М.: Просвещение, 1981.
- Басин, Е.Я. К определению жанра портрета [Текст] / Е.Я. Басин // Советское искусствознание. 1986. №20.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] /В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989.
- Вачьянц, А.М. Вариации прекрасного. Введение в мировую художественную культуру [Текст] / А.М. Вачьянц. М.: Айрис-Пресс, 2008.
- Виппер, Б.Р. Проблема сходства в портрете [Текст] / Б.Р. Виппер // Сборники Москов
Источник: https://www.studsell.com/view/79720/?page=5
Методика преподавания портретной живописи в средних классах
Формы контроля: тестирование, зачёт, контрольные работы.
На уроках могут быть использованы самые различные технические средства обучения. Это карточки с выписанными терминами, карты, различные репродукции, мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, видеофильмы, распечатанный текст.
При изучении целой галереи женских образов, вышедших из под кисти М. Нестерова и выстраданных в его сердце и душе, лучше, если на уроке зазвучит русская народная песня в инструментальном переложении. Гибкая, напевная, берущая за душу мелодия – это фон для проникновенных стихов великого русского поэта Н. Некрасова:
- «Есть женщины в русских селеньях
- С спокойною важностью лиц,
- С красивою силой в движеньях,
- С походкой, со взором цариц…»
И каждый ученик, непременно ощутит внутри своей души и своего сердца, сопричастность с возвышающими душу человека строками Н. Некрасова и с земной красотой пленительных женских образов, созданных замечательным русским художником М.В. Нестеровым.
Для того, чтобы учащиеся полнее представили образ «нестеровской девушки» необходимо продемонстрировать им несколько репродукций картин Нестерова, изображающих судьбу русских женщин и проанализировать их. Продемонстрировать ученикам цикл поэтических картин, написанных М. Нестеровым – «Роман в картинках» («На горах», «В лесах», «За Волгой»).
Такая последовательность картин с похожестью сюжета заинтересует учащихся, и они с увлечением посмотрят и на другие картины М.
Нестерова, с изображением русских женщин, женские портреты этого художника («Великий постриг» – четвертую часть «Романа в картинках», «Христова невеста», «У креста», «Равноапостольная княгиня Ольга», «Царевна», портреты жены и дочерей «Девушка у пруда», «Амазонка»).
Учащимся будет интересно узнать, что до картины «Христова невеста» М. Нестеров не писал пейзажей. Но девушку на этой картине, он окружил родной природой. Ученики должны теперь понять, что художник отныне вступил в самый избранный тесный круг верных певцов и вдохновенных поэтов русской природы.
Учащиеся, рассматривая эти картины, переживают за этих девушек и женщин, также они своими глазами видят как на этих произведениях оживает старина, сохранившаяся еще в русском старообрядчестве.
С помощью таких картин с нежными тихими женскими образами, созданных кистью М.
Нестерова, ученики глубже и полнее поймут и прочувствуют всю чистоту, красоту, женственность и мягкость души русской женщины, так как художник очень ярко выразил свои мысли на картинах, а потому детям будет легче их понимать.
Им будет более понятен не только смысл сюжетов картин М. Нестерова, но и замысел самого автора, и то, что он сам чувствовал, создавая женские облики на своих полотнах.
Изучать портретную живопись нужно в 5 – 6-х классах еще и потому, что именно в этом возрасте учащиеся уже начинают глубже понимать и осмысливать материал, который им предлагается на уроке МХК, легче запоминают новые термины. Способны выходить на некоторые обобщения. Это позволяет глубже раскрывать содержание урока.
Также на примере портретов, написанных М. Нестеровым, можно показать ученикам насколько глубок интерес этого художника к конкретному человеку. Портреты М.
Нестерова – это прекрасная встреча с портретным искусством, встреча с человеком, его мыслями, чувствами, переживаниями, отношениями к жизни, миру, к своей эпохе, многообразная галерея индивидуальностей и характеров.
Это самая сложная и в то же время прекрасная работа – вглядываясь в человека, изучая его, открывая себя с ним, что очень важно для учащихся 5 – 6-х классов, открывать для себя богатство его души, сравнивая себя с ним, стремиться к совершенству.
На уроке, посвященном изучению творчества М.В. Нестерова широкая развернутая панорама портретных образов этого художника, помогает ребятам целостно воспринимать сущность этого жанра.
Также важно, чтобы дети поняли, что художник, через искусство портрета дает представление о людях, которые как бы воплощают в себе дух своего времени («Портрет И.П. Павлова»).
- Изучение портретов дает еще и прекрасную возможность пробудить интерес к человеку вообще, как одному из самых совершеннейших и прекраснейших созданий на земле, подчеркнуть, что уникальность человека должна как можно полнее выявляться во всех периодах человеческой жизни.
- Из всего этого можно сделать вывод, что задача учителя МХК при изучении портретной живописи – опираясь на представления детей, повысить уровень их восприятия, чтобы они могли воспринимать все это в окружающей действительности: предметах, явлениях, поступках людей; научить учащихся понимать истинную красоту, которая, не всегда может быть тихой и спокойной, скромной и собранной, или яркой и громкой.
- 2.2 Конспект урока МХК в 5 классе «Портрет – зеркало души»
- Тема урока: «Портрет – зеркало души».
- Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
- Цель урока: Подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств в контексте эпохи.
- Задачи:
- познакомить учащихся с историей возникновения жанра;
- дать представления о видах портрета;
- развивать целостное восприятие произведения искусства и умение «слышать» разговор художника со зрителем.
Используемые учебники и учебные пособия:
- Игра « «В мире прекрасного». 80 вопросов и 80 ответов по искусству. ПМГП «Арт» г.С-Петербург
Используемая методическая литература:
- Вачьянц А.М. Вариации прекрасного. Введение в мировую художественную культуру. – М.: Айрис-Пресс, 2008.
- История и культурология. /Под ред. Шишовой Н.В. – М.: Логос, 2000.
- Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. – М.: Владос, 1998.
Краткое описание:
Урок проводится в 5-х классах в разделе «Виды и жанры живописи». На уроке учащиеся знакомятся с портретным жанром, техникой исполнения, шедеврами мировой портретной живописи. Урок носит проблемный характер и нацелен на эмоциональное восприятие произведений искусства.
- Оборудование: интерактивная доска, ПК, медиапроектор, фотоаппарат (при отсутствии необходимой аппаратуры можно использовать репродукции картин), раздаточный материал: игра «В мире прекрасного» (репродукции по жанрам живописи)
- Ход урока:
- I. Проверка домашнего задания:
- 1. устный опрос учащихся (определения «пейзажа» и «натюрморта», виды пейзажа);
2. работа с раздаточным материалом: разложить репродукции по жанрам (2 человека), фототест «Перепутанные картины» (3 чел.);
3. демонстрация видеоряда картин (назвать художника и название картины: А. Саврасов. «Грачи прилетели». И. Левитан «Золотая осень», И. Айвазовский. «Девятый вал», И. Левитан. «Над вечным покоем», И. Шишкин. «Рожь», А. Куинджи «Ночь на Днепре»);
4. проверка творческих работ учащихся (2–3 работы), выставление оценок.
- II. Основная часть урока:
- Эпиграф урока:
- «В хорошем портрете, написанном
- талантливым художником,
- можно увидеть лик эпохи».
- В. Иванова
- Вступительное слово учителя.
– Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос: почему искусство портрета привлекает и художника, и зрителя? (Постановка проблемного вопроса урока, вопрос записывается в тетрадь.)
– Какое изображение мы называем портретом? (Ответы учащихся)
Портрет – это изображение в живописи человека или группы людей (слайд с определением).
– Искусство портрета уходят корнями в глубокую древность. Пожалуй, первые портреты были созданы древними египтянами (демонстрация слайда с изображением Нефертити, Тутанхамона).
Веря в загробную жизнь, они соблюдали в скульптурных портретах сходство, чтобы душа могла отыскать своего хозяина.
Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками, затем появились росписи на стенах гробниц и жилищ
Древние греки тоже писали портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов (слайд с изображением древнегреческой живописи).
– Но настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения (15–16 вв.), когда главной ценностью в мире стал человек (слайд Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», А. Дюрер «Автопортрет», запись в тетрадь). Прекрасные портреты в то время создавали Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт. Тогда же впервые появляется автопортрет.
– Первые портреты («парсуны» от слова «персона») в России появились во времена Петра I, они украшали дома самых известных людей эпохи (слайд А. Матвеев. «Портрет Петра I», «Портрет княгини Голицыной»). Глядя на эти полотна, мы видим императоров и императриц, полководцев и светских красавиц, но пока это лишь изображение важных персон.
В это время появляются парадные и камерные портреты (слайд-схема, запись в тетрадь) На парадном портрете человек изображается в полный рост на архитектурном или пейзажном фоне, камерный портрет – это поясное, погрудное изображение человека на обычном фоне (слайды А. Антропов. «Портрет Петра III», Д. Левицкий «Портрет Марии Дьяковой»).
– Постепенно пышность изображения сменяется ощущением добра, благородства, душевности.
И в 18 веке появляется совсем другие портреты – это портреты-образы, на которых люди смеются, грустят, мечтают, раздумывают (слайд (Д. Левицкий «Портрет воспитанниц Хованской и Хрущовой», К.
Маковский «Семейный портрет»). И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером.
– Мы, зрители, пытаемся увидеть человека глазами художника, почувствовать его настроение, найти в нем те черты, которые привлекли автора, и тогда между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна? Давайте попробуем совершить такое путешествие во времени вместе с художником Ф. Рокотовым (слайд «Портрет Струйской»).
Перед вами картина Федора Рокотова «Портрет Струйской». Внимательно рассмотрите ее, какой представляется вам эта женщина?
Учащиеся рассматривают картину, фоном звучит мелодия Е. Доги из кф «Мой ласковый и нежный зверь»).
- – Давайте поговорим. (Учащиеся высказывают свое мнение, учитель обобщает ответы)
- – У каждого из вас произошел свой разговор с художником, а вот как выразил свои чувства поэт Н. Заболоцкий:
- Ты помнишь, как из тьмы былого,
- Едва закутана в атлас,
- С портрета Рокотова снова
- Глядела Струйская на нас?
- Ее глаза – как два тумана,
- Полуулыбка, полуплач,
- Ее глаза, как два обмана,
- Прикрытых мглою неудач.
– Есть в русской живописи еще один женский портрет, который окутан дымкой таинственности и красоты (слайд Д. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»).
- Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в своих стихах:
- Она давно прошла, и нет уже тех глаз
- И той улыбки нет, что молча выражали
- Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…
- Но красоту ее Боровиковский спас.
А какие чувства вызывает у вас этот образ? Запишите эти несколько слов в тетрадь (удивление, восхищение, тишина, изящество, мечтательность, задумчивость и т.д.)
Учащиеся рассматривают картину на фоне отрывка из пьесы «Июнь» цикла «Времена года» П.И. Чайковского, записывают свои мысли, учитель спрашивает мнения нескольких ребят.
– Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока.
– По каким же признакам мы можем сказать, что картина относится к той или иной эпохе?
На экране слайд с изображением двух картин: И. Вишнякова «Портрет Сарры Фермор» и Г. Ряжского «Письмо», проводится сравнительный анализ, проводится сравнительный анализ.
Признаки эпохи: обстановка, интерьер, одежда, прическа, род занятий, техника исполнения, цвет и т.д.
- – Теперь, когда вы знаете один из главных секретов художников-портретистов – передача образа человека и времени, в котором он живет, – мы можем с вами поговорить о том, как же достигается художником этот эффект.
- Что должен учитывать художник, создающий портрет? (слайд-схема)
- Техника исполнения:
- выбор характерной позы; – четкость рук и жестов
- выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
- выбор фона и композиции;
- выбор цвета.
– Цвет в живописном портрете играет основную роль. Он придает картине настроение – жизнерадостное или лирическое, грустное или романтическое.
Давайте попробуем почувствовать настроение портрета.
Демонстрируется видеоряд репродукций: К. Лемох «Варька», В. Тропинин «Портрет сына» и О. Ренуар «Жанна Самари», учащиеся высказывают свое мнение, сравнивают портреты, находят отличия в изображении характерных образов, анализируют технику исполнения, используя представленную ранее схему)
– А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение и поиграть в игру «Художник и его портрет». Я – художник, хочу нарисовать портрет и выбираю себе натуру. Тот, кого я выберу, должен создать образ и настроение, а чтобы картина получилась моментальной, вместо кисти я использую фотоаппарат.
Итак, начинаем.
Проводится игра, в ней участвуют 2–3 человека, по ходу игры учитель еще раз проговаривает технику создания портретного изображения. Пока решаются технические вопросы с оборудованием, ребятам предлагается записать с доски фамилии русских художников-портретистов (О. Кипренский, К. Брюллов, Н. Ярошенко, Д. Доу, И. Репин, А. Никитин).
– Давайте посмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленной задачей?
Источник: https://studizba.com/files/show/doc/60953-3-112844.html