Голландец Винсент Ван Гог и норвежец Эдвард Мунк никогда не встречались, несмотря на то, что свои выдающиеся полотна они создавали в один и тот же период. Оба художника многим пожертвовали ради искусства, оба трудились, не жалея сил и здоровья, оба были глубоко несчастны в любви и лечились в психиатрических больницах.
С 25 сентября 2015 года по 17 января 2016 года в амстердамском музее Винсента Ван Гога проходит масштабная выставка «Мунк: Ван Гог», которая демонстрирует невероятные параллели между жизнями и творчеством двух выдающихся мастеров. Подробнее об этом в нашем сегодняшнем репортаже.
- Началом профессионального пути Винсента Ван Гога и Эдварда Мунка можно считать 1880 год, когда 17-летний Мунк поступил в Королевскую школу искусства и дизайна в Осло (на фото — слева), а 27-летний Ван Гог — в антверпенскую Королевскую академию художеств (на фото — справа).
Казалось бы, на тот момент между Винсентом Ван Гогом и Эдвардом Мунком не было ничего общего. 17–летнему Эдварду сразу стали пророчить большое будущее, а друзья и коллеги не сомневались в его художественном даровании. Молодого Мунка даже заметила норвежская пресса, правда, статьи и упоминания о нем были скорее критическими.
В талант начинающего художника Винсента Ван Гога не верил никто — кроме него самого. Но несмотря ни на что Ван Гог решил, что если он будет много трудиться, то непременно добьется успеха. Со временем в это поверил и младший брат Винсента — Теодор Ван Гог, который обеспечивал его средствами к существованию.
После нескольких лет упорной практики оба художника чувствуют в себе готовность создать первое масштабное произведение. В 1884 году Эдвард Мунк пишет картину «Утро», на которой изображена только что проснувшаяся горничная. Работа была встречена с непониманием, критики как будто бы совсем не заметили потрясающих красок и того струящегося утреннего света, который так точно передал Мунк. «У девушки грязная нога!» — негодовали они.
В 1885 году Винсент Ван Гог пишет своих знаменитых «Едоков картофеля»: на картине за скромной трапезой изображена семья крестьян. «Я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду», — так художник объяснил картину в одном из писем брату Тео.
В XIX веке, впрочем как и в первой половине века XX, Париж — это мировая столица культуры и искусства. Художники со всех концов света приезжают сюда, ведь во французской столице можно получить уроки живописи у признанных мастеров, здесь ежегодно проходит одна из самых престижных художественных выставок — Парижский салон, где можно увидеть последние работы актуальных художников. Ну а для тех, чьи картины были отвергнуты жюри официального Салона, всегда оставалась возможность принять участие в Салоне Независимых, выставиться в небольшой частной галерее или в одном из многочисленных парижских кафе.
Художники стремятся в Париж еще и для того, чтобы попасть в Лувр — уже тогда считавшийся одним из лучших музеев мира. Желая увидеть в Лувре работы «старых мастеров», в 1885 году в Париж приезжает Эдвард Мунк, а в 1886-м здесь оказывается Винсент Ван Гог.
«Ура! Да здравствует Франция! Представь только, как мы “износим” полы Лувра, французскому правительству придется заново их красить и реставрировать!» — пишет Эдвард Мунк одному из своих друзей накануне отъезда в Париж. На фото — картина Эдварда Мунка, изображающая парижскую улицу Лафайет (Rue La Fayette).
Винсент Ван Гог приехал в Париж 28 февраля 1886 года, что стало абсолютной неожиданность для его брата Теодора, о чем мы узнаём из этого письма: «Мой дорогой Тео! Не сердись на меня за неожиданный приезд. Я все взвесил и думаю, что таким образом мы выиграем время. Буду в Лувре к полудню, а если хочешь, то и раньше. Дай мне, пожалуйста, знать, в котором часу ты можешь прийти в Квадратный зал».
На момент приезда Винсента Ван Гога в Париж Эдвард Мунк уже покинул город, так что встреча, которая вполне могла бы произойти, так никогда и не состоялась. Кстати, художники даже снимали жилье на одной и той же улице, расположенной у подножия холма Монмартр, вращались в одних и тех же артистических кругах, интересовались импрессионистской техникой и японскими гравюрами. На фото — работа Винсента Ван Гога «Монмартр: за мельницей», в которой чувствуется влияние импрессионистов.
Известно, что Винсент Ван Гог и Эдвард Мунк одинаково восхищались живописью Эдуарда Мане, особенно высоко они ценили его дар портретиста. На фото — «Портрет Эмиля Золя», написанный Мане в 1868 году.
Среди молодых художников-современников, оказавших влияние как на Винсента Ван Гога, так и на Эдварда Мунка, стоит упомянуть Поля Гогена, чьи работы наполнены глубоким содержанием, в них символически зашифровано что-то большее, чем просто изображение окружающего мира. На фото картина Поля Гогена «Ареареа» («Озорная шутка»).
В работе Эдварда Мунка «Плодородие» (на фото — слева) и картине Винсента Ван Гога «Сеятель» (на фото — справа) чувствуется влияние Поля Гогена.
Эдвард Мунк и Винсент Ван Гог ощущали необходимость не просто писать отдельные картины, но создавать серии, в которых идеи художников получали бы развитие. Каждая работа, входившая в серию, отсылала к другой, и весь этот ансамбль воспринимался как единый, завершенный труд. Пожалуй, самая известная серия, созданная Ван Гогом, — «Подсолнухи».
Что касается Эдварда Мунка, то к началу 1893 года у него окончательно оформилась идея — создать цикл работ, способный отразить все основные аспекты человеческого бытия.
«Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти» — так художник назвал этот цикл. «Фриз» условно можно разделить на четыре раздела: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».
В эту серию входят такие известные работы Мунка, как «Мадонна», «Крик», и многие другие.
Винсент Ван Гог и Эдвард Мунк не были только художниками, они оставили нам потрясающие ансамбли своих текстов, состоящие в первую очередь из подробных писем, отправленных друзьям и родным, а в случае Мунка еще и из дневников, литературных и поэтических произведений. «Литература, искусство и окружающий мир, для меня — это одно и то же», — писал Винсент Ван Гог.
В общей сложности до нас дошло более 800 писем Винсента Ван Гога, адресованных родственникам и друзьям, но прежде всего брату Тео, которого он регулярно информировал о том, как продвигается работа над картинами.
Кстати, Винсент в переписке с Тео давал очень подробные описания своих работ, к которым часто обращаются искусствоведы при определении авторства картин Ван Гога.
Все письма были написаны художником в период с 1872 по 1890 год, оригинальные тексты писем можно найти на сайте Vangoghletters.org.
Известны около 2600 писем Эдварда Мунка и примерно 1500 карандашных набросков, которые он, так же как и Ван Гог, отправлял друзьям и знакомым. Дневники художника, заметки и поэтические тексты рассказывают об интересных событиях из жизни Мунка: его первом приезде в Париж, богемной жизни в Осло и непростых отношениях с богатой молодой норвежкой по имени Тулла Ларсен.
Письма Эдварда Мунка были написаны в период с 1874 по 1944 год, так что его корреспонденция длилась примерно в четыре раза дольше, чем корреспонденция Винсента Ван Гога. Оригинальные тексты писем и карандашные наброски Эдварда Мунка размещены на сайте Emunch.no.
В 1908 году, уже после смерти Винсента Ван Гога, Эдвард Мунк писал: «Рисовать с натуры сильные чувства, необузданные страсти, адские душевные муки — невероятно тяжело для нервной системы. Винсент — тому пример (да и я, частично, тоже)». На фото — картина Эдварда Мунка «Пепел».
Нередко приходится слышать, что настоящий художник, способный творить великое искусство, должен быть беден, одинок, несчастен, а в идеале — «немного безумен». Винсент Ван Гог и Эдвард Мунк в этом смысле являются настоящими «примерами для подражания», ведь каждый из них возложил на алтарь великого искусства все, чем обладал или мог обладать: свое физическое и психическое здоровье, несостоявшуюся любовь, семейное счастье и обычную человеческую жизнь, полную простых и незаметных радостей. На фото — картина Винсента Ван Гога «На пороге вечности», написанная им за несколько месяцев до своей кончины.
«Я чувствую, что теряю всякое желание иметь детей и создать семью, хотя иногда и впадаю в меланхолию по этому поводу… Порой я виню во всем эту чертову живопись. Любовь к искусству заставляет нас терять настоящую любовь», — писал Винсент Ван Гог своему брату Тео в июле 1887 года.
В дневнике «Сумасшедшего поэта» Эдвард Мунк пишет о себе следующее: «Он объясняет ей, что не может любить. Он объясняет, что тяжесть наследственных заболеваний убедила его в том, чтобы никогда не жениться и не иметь детей». На фото — работа Эдварда Мунка «Автопортрет с испанским гриппом».
Абсолютное отречение от всего того, что препятствовало занятиям живописью, и невнимание к собственному здоровью привели к тяжелым последствиям, вылившимся в случае Эдварда Мунка в затяжную депрессию и непрерывную алкоголизацию. На фото — «Меланхолия», картина, написанная художником в 1892 году.
В 1908 году Эдварду Мунку пришлось обратиться за психиатрической помощью к профессору Якобсону. Находясь в больнице Якобсона, Мунк выполнил этот шарж: художник сидит возле какого-то электрического прибора, а врач (профессор Якобсон) закрепляет провода на его голове. Подпись под рисунком гласит: «Профессор Якобсон электризует знаменитого художника Эдварда Мунка и питает его слабый мозг позитивной мужской и негативной женской энергией».
Что касается Винсента Ван Гога, то после череды госпитализаций в психиатрические учреждения он не только больше не сможет обрести душевного равновесия, но и не найдет в себе сил для того, чтобы продолжать жить дальше.
29 июля 1890 года Винсент Ван Гог покончит жизнь самоубийством, а в его кармане найдут неотправленное письмо, адресованное брату Тео: «Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так…» Иллюстрация — Винсент Ван Гог, «Вороны над пшеничным полем», картина была закончена за 19 дней до смерти художника.
«За свою короткую жизнь Ван Гог не допустил того, чтобы пламя его таланта погасло. Огонь и угли водили его кисть по холсту, а он — сгорел за свое искусство. Так же, как он, я не позволю погаснуть своему пламени, и горящей кистью я буду писать до самого конца». Эдвард Мунк.
Источник: https://maxpark.com/community/8087/content/6866149
Эдвард Мунк и Винсент Ван Гог: параллели
Голландец Винсент Ван Гог и норвежец Эдвард Мунк никогда не встречались, несмотря на то, что свои выдающиеся полотна они создавали в один и тот же период. Оба художника многим пожертвовали ради искусства, оба трудились, не жалея сил и здоровья, оба были глубоко несчастны в любви и лечились в психиатрических больницах.
С 25 сентября 2015 года по 17 января 2016 года в амстердамском музее Винсента Ван Гога проходит масштабная выставка «Мунк: Ван Гог», которая демонстрирует невероятные параллели между жизнями и творчеством двух выдающихся мастеров. Подробнее об этом в нашем сегодняшнем репортаже.
(Всего 27 фото)
Началом профессионального пути Винсента Ван Гога и Эдварда Мунка можно считать 1880 год, когда 17-летний Мунк поступил в Королевскую школу искусства и дизайна в Осло (на фото — слева), а 27-летний Ван Гог — в антверпенскую Королевскую академию художеств (на фото — справа).
Казалось бы, на тот момент между Винсентом Ван Гогом и Эдвардом Мунком не было ничего общего. 17–летнему Эдварду сразу стали пророчить большое будущее, а друзья и коллеги не сомневались в его художественном даровании. Молодого Мунка даже заметила норвежская пресса, правда, статьи и упоминания о нем были скорее критическими.
В талант начинающего художника Винсента Ван Гога не верил никто — кроме него самого. Но несмотря ни на что Ван Гог решил, что если он будет много трудиться, то непременно добьется успеха. Со временем в это поверил и младший брат Винсента — Теодор Ван Гог, который обеспечивал его средствами к существованию.
После нескольких лет упорной практики оба художника чувствуют в себе готовность создать первое масштабное произведение.
В 1884 году Эдвард Мунк пишет картину «Утро», на которой изображена только что проснувшаяся горничная.
Работа была встречена с непониманием, критики как будто бы совсем не заметили потрясающих красок и того струящегося утреннего света, который так точно передал Мунк. «У девушки грязная нога!» — негодовали они.
В 1885 году Винсент Ван Гог пишет своих знаменитых «Едоков картофеля»: на картине за скромной трапезой изображена семья крестьян.
«Я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду», — так художник объяснил картину в одном из писем брату Тео.
В XIX веке, впрочем как и в первой половине века XX, Париж — это мировая столица культуры и искусства.
Художники со всех концов света приезжают сюда, ведь во французской столице можно получить уроки живописи у признанных мастеров, здесь ежегодно проходит одна из самых престижных художественных выставок — Парижский салон, где можно увидеть последние работы актуальных художников.
Ну а для тех, чьи картины были отвергнуты жюри официального Салона, всегда оставалась возможность принять участие в Салоне Независимых, выставиться в небольшой частной галерее или в одном из многочисленных парижских кафе.
Художники стремятся в Париж еще и для того, чтобы попасть в Лувр — уже тогда считавшийся одним из лучших музеев мира. Желая увидеть в Лувре работы «старых мастеров», в 1885 году в Париж приезжает Эдвард Мунк, а в 1886-м здесь оказывается Винсент Ван Гог.
«Ура! Да здравствует Франция! Представь только, как мы «износим» полы Лувра, французскому правительству придется заново их красить и реставрировать!» — пишет Эдвард Мунк одному из своих друзей накануне отъезда в Париж. На фото — картина Эдварда Мунка, изображающая парижскую улицу Лафайет (Rue La Fayette).
Винсент Ван Гог приехал в Париж 28 февраля 1886 года, что стало абсолютной неожиданностью для его брата Теодора, о чем мы узнаём из этого письма: «Мой дорогой Тео! Не сердись на меня за неожиданный приезд. Я все взвесил и думаю, что таким образом мы выиграем время. Буду в Лувре к полудню, а если хочешь, то и раньше. Дай мне, пожалуйста, знать, в котором часу ты можешь прийти в Квадратный зал».
На момент приезда Винсента Ван Гога в Париж Эдвард Мунк уже покинул город, так что встреча, которая вполне могла бы произойти, так никогда и не состоялась.
Кстати, художники даже снимали жилье на одной и той же улице, расположенной у подножия холма Монмартр, вращались в одних и тех же артистических кругах, интересовались импрессионистской техникой и японскими гравюрами.
На фото — работа Винсента Ван Гога «Монмартр: за мельницей», в которой чувствуется влияние импрессионистов.
Известно, что Винсент Ван Гог и Эдвард Мунк одинаково восхищались живописью Эдуарда Мане, особенно высоко они ценили его дар портретиста. На фото — «Портрет Эмиля Золя», написанный Мане в 1868 году.
Среди молодых художников-современников, оказавших влияние как на Винсента Ван Гога, так и на Эдварда Мунка, стоит упомянуть Поля Гогена, чьи работы наполнены глубоким содержанием, в них символически зашифровано что-то большее, чем просто изображение окружающего мира. На фото картина Поля Гогена «Ареареа» («Озорная шутка»).
В работе Эдварда Мунка «Плодородие» (на фото — слева) и картине Винсента Ван Гога «Сеятель» (на фото — справа) чувствуется влияние Поля Гогена.
Эдвард Мунк и Винсент Ван Гог ощущали необходимость не просто писать отдельные картины, но создавать серии, в которых идеи художников получали бы развитие. Каждая работа, входившая в серию, отсылала к другой, и весь этот ансамбль воспринимался как единый, завершенный труд. Пожалуй, самая известная серия, созданная Ван Гогом, — «Подсолнухи».
Что касается Эдварда Мунка, то к началу 1893 года у него окончательно оформилась идея — создать цикл работ, способный отразить все основные аспекты человеческого бытия.
«Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти» — так художник назвал этот цикл. «Фриз» условно можно разделить на четыре раздела: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».
В эту серию входят такие известные работы Мунка, как «Мадонна», «Крик», и многие другие.
Винсент Ван Гог и Эдвард Мунк не были только художниками, они оставили нам потрясающие ансамбли своих текстов, состоящие в первую очередь из подробных писем, отправленных друзьям и родным, а в случае Мунка еще и из дневников, литературных и поэтических произведений. «Литература, искусство и окружающий мир для меня — одно и то же», — писал Винсент Ван Гог.
В общей сложности до нас дошло более 800 писем Винсента Ван Гога, адресованных родственникам и друзьям, но прежде всего брату Тео, которого он регулярно информировал о том, как продвигается работа над картинами.
Кстати, Винсент в переписке с Тео давал очень подробные описания своих работ, к которым часто обращаются искусствоведы при определении авторства картин Ван Гога.
Все письма были написаны художником в период с 1872 по 1890 год, оригинальные тексты писем можно найти на сайте Vangoghletters.org.
Известны около 2600 писем Эдварда Мунка и примерно 1500 карандашных набросков, которые он, так же как и Ван Гог, отправлял друзьям и знакомым. Дневники художника, заметки и поэтические тексты рассказывают об интересных событиях из жизни Мунка: его первом приезде в Париж, богемной жизни в Осло и непростых отношениях с богатой молодой норвежкой по имени Тулла Ларсен.
Письма Эдварда Мунка были написаны в период с 1874 по 1944 год, так что его корреспонденция длилась примерно в четыре раза дольше, чем корреспонденция Винсента Ван Гога. Оригинальные тексты писем и карандашные наброски Эдварда Мунка размещены на сайте Emunch.no.
В 1908 году, уже после смерти Винсента Ван Гога, Эдвард Мунк писал: «Рисовать с натуры сильные чувства, необузданные страсти, адские душевные муки — невероятно тяжело для нервной системы. Винсент — тому пример (да и я, частично, тоже)». На фото — картина Эдварда Мунка «Пепел».
Нередко приходится слышать, что настоящий художник, способный творить великое искусство, должен быть беден, одинок, несчастен, а в идеале — «немного безумен».
Винсент Ван Гог и Эдвард Мунк в этом смысле являются настоящими «примерами для подражания», ведь каждый из них возложил на алтарь великого искусства все, чем обладал или мог обладать: свое физическое и психическое здоровье, несостоявшуюся любовь, семейное счастье и обычную человеческую жизнь, полную простых и незаметных радостей. На фото — картина Винсента Ван Гога «На пороге вечности», написанная им за несколько месяцев до своей кончины.
«Я чувствую, что теряю всякое желание иметь детей и создать семью, хотя иногда и впадаю в меланхолию по этому поводу… Порой я виню во всем эту чертову живопись. Любовь к искусству заставляет нас терять настоящую любовь», — писал Винсент Ван Гог своему брату Тео в июле 1887 года.
В дневнике «Сумасшедшего поэта» Эдвард Мунк пишет о себе следующее: «Он объясняет ей, что не может любить. Он объясняет, что тяжесть наследственных заболеваний убедила его в том, чтобы никогда не жениться и не иметь детей». На фото — работа Эдварда Мунка «Автопортрет с испанским гриппом».
Абсолютное отречение от всего того, что препятствовало занятиям живописью, и невнимание к собственному здоровью привели к тяжелым последствиям, вылившимся в случае Эдварда Мунка в затяжную депрессию и непрерывную алкоголизацию. На фото — «Меланхолия», картина, написанная художником в 1892 году.
В 1908 году Эдварду Мунку пришлось обратиться за психиатрической помощью к профессору Якобсону.
Находясь в больнице Якобсона, Мунк выполнил этот шарж: художник сидит возле какого-то электрического прибора, а врач (профессор Якобсон) закрепляет провода на его голове.
Подпись под рисунком гласит: «Профессор Якобсон электризует знаменитого художника Эдварда Мунка и питает его слабый мозг позитивной мужской и негативной женской энергией».
Что касается Винсента Ван Гога, то после череды госпитализаций в психиатрические учреждения он не только больше не сможет обрести душевного равновесия, но и не найдет в себе сил для того, чтобы продолжать жить дальше.
29 июля 1890 года Винсент Ван Гог покончит жизнь самоубийством, а в его кармане найдут неотправленное письмо, адресованное брату Тео: «Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так…» Иллюстрация — Винсент Ван Гог, «Вороны над пшеничным полем», картина была закончена за 19 дней до смерти художника.
«За свою короткую жизнь Ван Гог не допустил того, чтобы пламя его таланта погасло. Огонь и угли водили его кисть по холсту, а он — сгорел за свое искусство. Так же, как он, я не позволю погаснуть своему пламени, и горящей кистью я буду писать до самого конца» (Эдвард Мунк).
- Материал подготовлен при поддержке Центра пропаганды и развития творчества людей, страдающих психическими расстройствами, Дарьи Евсеевой.
- Информация о лекциях и мероприятиях «Центра» — Evseeva-centre.ru
- Смотрите также — Гениальная художница Фрида Кало
Источник: https://BigPicture.ru/?p=693909
Возможные источники вдохновения
В литературе нет недостатка в разнообразии версий относительно обстоятельств создания «Крика». В фоновом пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Изначальное название на немецком, данное Мунком картине, было «Der Schrei der Natur».
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
В 1978 году искусствовед Роберт Розенблюм высказал мнение, что бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 году.
Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с прижатыми к щекам руками, также поразила воображение Поля Гогена, она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?».
Недавно итальянский антрополог высказал мнение, что Мунк, возможно, видел другую мумию во флорентийском музее, ибо она больше напоминает фигуру на картине.
Существует также версия, что картина эта частично — плод психического расстройства; в самом деле, есть сведения, что художник страдал маниакально-депрессивным психозом. «Мунк неустанно воспроизводил „Крик», словно таким образом пытаясь избавиться от него, — до тех пор, пока не прошёл курс лечения в клинике. С победой над психозом он утерял способность (или необходимость) делать это.
Фигура кричащего очень примитивизирована, т.е. художник передает нам не столь черты лица, детали фигуры, а ту эмоцию, которую эта фигура выражает. Лицо человека представляется безликой, застывшей маской, которая издает вопль.
Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями — пронзительными полосами, желтого, красного и синего. Диагональ моста и зигзаги пейзажа придают всей композиции мощнейшую динамику. Трагической гримасе лица человека противопоставлены мирные фигуры двух мужчин.
Небо изображено в ярких, эмоциональных цветах: красный, оранжевый, голубой и др. Река же изображается темными и глубокими красками (черный, темно-синий), а в цветовом изображении берегов можно заметить большое разнообразие.
Красноватое небо, возможно, было вызвано извержением вулкана Кракатау в 1883 году, когда в атмосферу планеты и было выброшено огромное количество пепла. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884.
Стенерсен увидел в картине Мунка всепоглощающий страх слабого человека, парализованного ландшафтом, линии и краски которого сдвинулись, чтобы удушить его. Действительно, картина «Крик» является апогеем психологического обобщения. Живопись Мунка в этой картине достигла исключительной напряженности, а само полотно уподобляется пластической метафоре человеческого отчаяния и одиночества.
«Крик» обращается к коллективному, бессознательному. Какой национальности бы вы ни были, убеждений или возраста, вы хотя бы однажды наверняка испытали такое же экзистенциональное чувство ужаса, особенно, в век насилия и саморазрушения, когда каждый борется за выживание», — сказал накануне торгов Дэвид Норман, сопредседатель совета директоров Sotheby's.
Он считает, что холст Мунка стал пророческой работой, предрекшей 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.
Источник: https://studbooks.net/507552/kulturologiya/vozmozhnye_istochniki_vdohnoveniya
История создания картин "Вампир" и "Пепел"Эдварда Мунка
Осенью 1892 года Мунк был приглашен с выставкой в Берлин. Он сам привез картины, сам вешал их, придавая этой выставке большое значение. Выставка вызвала скандал, и ее пришлось закрыть. Но имя Мунка с этого момента стало известным в среде интеллигенции, художников, и художник остался в Германии, где прожил до 1909 года.
В Германии Мунк сошелся с кружком прогрессивной интеллигенции, в основном состоявшим из таких же, как он, иностранцев.
Среди них были Август Стриндберг, Станислав Пшибышевский. Именно в Берлине, в этой среде, у Мунка родилась идея «Фриза жизни» .
Более тридцати лет художник работал над этой «симфонией» (по собственному его выражению) .
О количестве и точном составе «Фриза» исследователи творчества Мунка спорят до сих пор. Но несомненно, в эту работу входили «Звездная ночь» , «Голос» , «Вампир» , «Мадонна» , «Крик» , «Страх» , «Смерть в комнате больного» , «Пепел» , «Ревность» и некоторые другие.
Эти картины в основном были написаны в 1890-е годы, в периоды летних поездок в Норвегию. Во «Фриз жизни» Мунк включил картины, написанные до того, как он задумал «Фриз» . Это «Поцелуй» , «Меланхолия» .
Заклейменная нацистами как «дегенеративная», картина норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка «Любовь и боль» («Вампир»).
Мунк написал «Любовь и боль» в 1894 году для большой серии «Фриз жизни», в которую входило и самое знаменитое его полотно — «Крик». У картины с двумя названиями существуют четыре варианта.
С раннего возраста, Мунк боролся с плохим состоянием здоровья, сильные эмоции, депрессии и суицидальные наклонности, хотя он в конце концов прошел терапию, перестал пить и дожил до своего восьмидесятилетия.
Вампир 1895 Мунка — попеременно под названием Любовь и Боль — фокусируется на концепции женского пола, как кровососущего.
Женщина наклоняется над человеком, который, кажется беспомощным и пассивным, ее рот, возможно, готов укусить в шею. Ее красные волосы длинные и свободные, и выглядит, как кровь капает на них обоих, это не единственный яркий цвет, темная и полная клаустрофобии сцена.
И хотя нет никаких видимых клыков вампира или традиционно запекшейся крови, Мунк, безусловно, создал впечатление, что любовь может иногда превращатся в ужас.
Пепел является примером попытки производить наиболее убедительные образы состояний сознания и психологических условиях. На картине изображено прощание после любви, мужчина в отчаянии, женщина равнодушна.
Название Пепел относится к дыму сгоревшего журнала, который проходит вдоль края картины, означающий смерть любви. (?)
Источник: https://otvet.mail.ru/question/66053900
Описание картины Эдварда Мунка — Крик
Картину Эдварда Мунка «Крик» считают одним из самых узнаваемых в мировой живописи полотном и даже называют канонической, как «Подсолнухи» Ван Гога или «Черный квадрат» Малевича.
На аукционе она была продана за 12 минут и установила абсолютный рекорд по стоимости когда-либо ранее проданных произведений искусства – 19,1 миллионов долларов.
За последнее десятилетие барьер в 100 млн долларов удалось взять лишь трем произведениям искусства – двум картинам Пикассо и одной скульптуре Альберто Джакометти.
«Крик» побил рекорд, установленный картиной Пабло Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст», которая была продана в 2010 году за 106,5 миллиона долларов.
На картине изображено безволосое страдающее существо с головой, похожей на перевернутую грушу, с прижатыми в ужасе к ушам ладонями и с открытым в безмолвном крике ртом. Судорожные волны мук этого существа, словно эхо, расходятся в воздухе вокруг его головы. Этот мужчина (или женщина) кажется заключенным в собственном крике вопле и, чтобы не слышать его, зажал уши.
Мунк сам объяснил как родился замысел этой картины. «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы», — выгравировано на рамке проданного лота рукой Мунка.
Красноватое небо, возможно, было вызвано извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884.
Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал 4 версии «Крика», и есть версия, что картина эта — плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не возвращался к работе над полотном.
Источник: 1tvnet.ru
Картина Эдварда Мунка «Крик»
Картина Эдварда Мунка «Крик»
Картина Эдварда Мунка «Крик»
Картины Эдварда Мунка.
Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/opisanie-kartiny-edvarda-munka-krik.html
«Крик» Мунка. О самой эмоциональной картине в мире
Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. Национальная галерея Норвегии в г. Осло.
«Крик» Эдварда Мунка (1863-1944 гг.) знают все. Слишком значительно его влияние на современное массовое искусство. И, в частности, на кинематограф.
Достаточно вспомнить обложку видеокассеты «Один дома» или убийцу в маске из одноименного фильма ужасов «Крик». Образ напуганного до смерти существа очень узнаваем.
С чем же связана такая популярность картины? Как образу из XIX века удалось «пробраться» в век XX и даже XXI? Попробуем разобраться.
Чем так поражает картина «Крик»
Картина «Крик» завораживает современного зрителя. Представьте, каково было публике XIX века! Конечно, к ней отнеслись очень критично. Сравнивали красное небо картины с интерьером скотобойни.
Ничего удивительного. Картина крайне экспрессивна. Она взывает к самым потаённым эмоциям человека. Пробуждает страх перед одиночеством и смертью.
И это во времена, когда был популярен Вильям Бугро, который тоже стремился взывать к эмоциям. Но и в страшных сценах он изображал своих героев божественно идеальными. Даже если речь шла о грешниках в аду.
Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850 г. Музей д’Орсе, Париж
В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. Деформированное пространство. Тягучее, плавящееся. Ни одной прямой линии, кроме перил моста.
А главный герой – невообразимо странное существо. Похожее на инопланетянина. Правда, в XIX веке про инопланетян ещё не слышали. Это существо, как и пространство вокруг него, теряет форму: плавится, как свеча.
Как будто мир и его герой погрузились в воду. Ведь когда мы смотрим на человека под водой, его изображение тоже волнистое. А разные части тел сужаются или вытягиваются.
Обратите внимание, что голова вдали идущего человека настолько сузилась, что почти исчезла.
Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло
И сквозь это водное пространство пытается прорваться крик. Но он еле слышен, как звон в ушах. Так, во сне мы иногда хотим крикнуть, но получается нечто несуразное. Усилия превосходят результат многократно.
Только перила кажутся реальными. Лишь они удерживают нас, чтобы не попасть в засасывающий в небытие водоворот.
Да, есть от чего прийти в смятение. И раз увидев картину, не забыть её уже никогда.
История создания «Крика»
О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам, создав копию своего шедевра через год после оригинала.
На этот раз он поместил работу в простую рамку. А под ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».
Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция
Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. Его друзья пошли дальше. А он почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…
Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда, сначала у него вышла вот такая работа.
Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло
На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувших неприятных эмоций.
И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.
Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло
Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».
Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло
На мой взгляд, эта картина более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с позитивными цветами.
Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?
Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.
Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии есть условия для такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.
Типичен ли «Крик» для Мунка?
«Крик» — это не единственная пугающая зрителя картина. Все-таки Мунк был человеком, склонным к меланхолии и даже депрессии. Так что в его творческой коллекции немало вампиров и убийц.
Слева: Вампир. 1893 г. Музей Мунка в Осло. Справа: Убийца. 1910 г. Там же.
Изображение персонажа со скелетоподобной головой тоже было Мунку не в новинку. Такие же лица с упрощенными чертами лица он уже рисовал. За год до этого они появились на картине «Вечер на улице Карла Иоанна».
Эдвард Мунк. Вечер на улице Карла Иоанна. 1892 г. Коллекция Расмуса Мейера, Берген
Вообще Мунк сознательно не прорисовывал лица и руки. Он считал, что любую работу нужно смотреть на расстоянии, чтобы воспринять её целиком. А в таком случае не важно, прорисованы ли ногти на руках.
Эдвард Мунк. Встреча. 1921 г. Музей Мунка, Осло
Тема моста была очень близка Мунку. Он создал бесчисленное количество работ с девушками на мосту. Одна из них хранится в Москве, в Пушкинском музее.
Эдвард Мунк. Девушки на мосту. 1902-1903 гг. Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А. С. Пушкина), г. Москва
Так что отголоски «Крика» мы находим во многих работах Мунка. Если внимательно к ним приглядеться.
Подведём итог: почему «Крик» — шедевр
«Крик», конечно, феноменален. Ведь художник использовал очень скупые средства. Простейшие цветовые сочетания. Много-много линий. Примитивный пейзаж. Упрощённые фигуры.
И все это в совокупности невероятным образом выражает самые глубинные человеческие эмоции. Страх и отчаяние. Гнетущее чувство одиночества. Болезненное предчувствие надвигающейся катастрофы. Ощущение собственного бессилия.
Эти эмоции можно почувствовать так пронзительно, что ничего удивительного в том, что картину наделяли мистическими свойствами. Якобы любой, кто её коснётся, подвергается смертельной опасности.
Но мы в мистику верить не будем. А лишь признаем, что «Крик» — настоящий шедевр.
- Оксана Копенкина
- Перейти на главную страницу
Источник: https://arts-dnevnik.ru/krik-munk/
Муки и музы Эдварда Мунка
Всю жизнь художник искал женщину, похожую на его тетю
В Третьяковской галерее открылась выставка всемирно известного норвежского живописца Эдварда Мунка. В Москву из Национального музея в Осло привезли 100 работ мастера, фотографии, мемориальные раритеты.
Приехал и знаменитый «Крик». Для многих именно эта загадочная и пугающая картина — визитная карточка художника.
Что же должно произойти с автором, чтобы он нарисовал такое?
Эта рыжеволосая женщина определенно вознамерилась свести его с ума. Матильда Ларсен — Тулла, как он ее называл. Дочь состоятельного виноторговца из Христиании (так назывался Осло с 1624 по 1877 год) очаровала 35-летнего Мунка в 1898-м.
Ларсен настойчиво хотела замуж, но у бедного Эдварда, с детства боящегося всего на свете, с возрастом проявилась новая фобия: попасть под влияние женщины. Еще до встречи с Туллой художник с ужасом рассказывал о знакомом и его супруге: «Он стал словно каша. Его следовало бы вырвать из ее рук. Он прилип к ее груди — она ужасна. А у него пустые глаза и серое лицо».
Мунк пишет картину «Вампир» — с впившейся в шею возлюбленного девушкой. У нее огненные волосы — как у Туллы.
У Эдварда с самого начала не заладилось с девушками. Первая любовь, с которой он лишился невинности, — Милли Таулов. Радоваться бы возмужанию, а он пишет полотно «Пепел», где изображает себя тяжелораненым, а Милли — поднимающейся, как феникс, из пепелища. На одном из графических вариантов оставляет фразу: «Я видел нашу любовь, лежащую на земле в виде груды пепла».
Картина «Смерть Марата» (1907) отражает сложные отношения мастера с Туллой Ларсен (слева)
Как известно, все страхи из детства, — Эдвард рос в отнюдь не расслабляющей атмосфере.
Отец Кристиан Мунк служил военным врачом, но при этом был фанатично религиозен. Вместо сказок рассказывал двоим сыновьям и трем дочкам про загробную жизнь, и дети были уверены, что вот-вот умрут. Позже Эдвард напишет «Автопортрет в аду»: мысленно он уже смирился, что ему уготовано место в чистилище.
— Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни, — писал Мунк на закате дней.
Мальчику было пять лет, когда от туберкулеза умерла его мать, Лаура Катрина. Тот же недуг вскоре сразил и старшую сестру, Софию — Мунк изобразит угасающую девочку на картине «Больной ребенок».
Потрясенная произошедшим, сходит с ума младшая сестра Лаура. Заботу о детях взяла на себя сестра матери — добрая тетя Карен.
Только рядом с ней Эдвард чувствовал себя в безопасности и всю жизнь искал похожую на нее.
С жены друга, Дагни Юль, мастер писал «Мадонну» (1894). Красавицу, с которой у Эдварда был роман, убил один из воздыхателей
Пожирательница мужчин
Тулла была красавицей, но совсем не тетя Карен: с ней было страшно. Устраивая сцены ревности, она грозила, что умрет от передозировки морфия.
Как-то явившийся на свидание Мунк застал такую картину: его возлюбленная, завернутая в саван, лежит в гробу, а вокруг горят поминальные свечи. Художник подошел ближе, и тут «покойница» чуть не задушила его в объятиях. А когда тот собирался удрать, пригрозила пистолетом.
Завязалась возня. В пылу схватки Тулла прострелила Мунку средний палец на левой руке, который пришлось ампутировать.
Художник писал о неистовой пассии: «Тонкое и надменное лицо… обрамляющие его волосы подобны сиянию. Удивительная улыбка плотно закрытых губ напоминает мне об образе Мадонны и вызывает необъяснимое чувство тоски». Словесный портрет — точное воспроизведение картины «Мадонна», пять вариантов которой художник создал еще до знакомства с Туллой.
Продвинутые звёздные мамочки не побоялись привести на открытие весьма откровенной выставки дочек. Рената Литвинова с 17-летней Ульяной
Позировала мастеру любовница — жена его близкого друга, польского писателя Станислава Пшыбышевского Дагни Юль.
Барышню называли «пожирательницей мужчин»: в списке ее ухажеров значились многие. Но развязка наступила слишком быстро: в 33 года Дагни застрелил один из юных любовников.
Трагедия произошла в номере грузинского «Гранд Отеля» на глазах у ее шестилетнего сына Зенона.
— Женщина в ее тотальной изменчивости — это загадка для мужчины. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание… Человек, сводящий с ума… — очередная сентенция Мунка о тех, кого он всю жизнь безуспешно пытался понять.
Продвинутые звёздные мамочки не побоялись привести на открытие весьма откровенной выставки дочек. Рената Литвинова с 17-летней Ульяной
Гений и безумие
Вскоре в мир иной отошел отец художника. Подавленный чередой несчастий, искалеченный Мунк на полгода попадает в психиатрическую клинику с маниакально-депрессивным синдромом.
После лечения Эдвард продолжает работать с утроенной силой и даже получает стипендию для поездки в столицу Франции. Париж, правда, ему запомнился слабо — только тем, что «перед завтраком с кем-то выпивал, чтобы протрезветь, а потом пил, чтобы опьянеть».
В 1937-м нацисты включили Мунка в список «дегенеративных художников». Когда в апреле 1940-го немецкие войска вторглись в Норвегию, они пытались привлечь Мунка к сотрудничеству. Но не вышло. Ему велели убраться из дома, но он, запершись и замирая от ужаса, что за ним придут, продолжал писать.
Марина Зудина с 12-летней Машей рядом с картиной «Автопортрет между часами и кроватью» (1943)
Художник так боялся умереть молодым — и дожил до 80. Его не стало 23 января 1944 года.
Во вскрытой после смерти хозяина квартире обнаружили 1008 живописных полотен, 4443 рисунка, 15 391 гравюра, 378 литографий, 188 офортов, 148 резных деревянных досок, 143 литографических камня, 155 медных пластин, множество фотографий и дневников. Не оставив наследников, все произведения Эдвард Мунк завещал Осло, где в 1963 году открылся музей мастера.
Вопли психов и рев скотобойни
- «Крик» (1893).
- Картон, масло, темпера, пастель.
- Размер: 91 × 73,5 см.
Самое знаменитое полотно Мунка входит в цикл «Фриз жизни» — серию на темы любви и смерти.
Картину называют предвестником искусства XX века, поднимающего темы отчаянья, боли, одиночества, экологических бедствий. Сам художник говорил, что изобразил «крик природы»: «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы.
Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы».
Исследователи установили, где и при каких обстоятельствах Мунк мог пережить подобные чувства.
- Место, запечатленное на картине, — пригород Христиании Экеберг. Здесь находились скотобойня и приют для умалишенных, и вой забиваемых животных сливался с воплями безумцев.
- Фигура на переднем плане напоминает мумию. Возможно, она навеяна художнику посещением Всемирной выставки в Париже в 1889 году, где показывали перуанские артефакты. Скорее всего, автор изобразил себя — защищающегося от сильного шума.
- Алый цвет неба, по одной из версий, — следствие извержения индонезийского вулкана Кракатау в 1883 году. Мощнейший взрыв привел к выбросу вулканического пепла, из-за чего повсюду еще долго наблюдались огненные закаты.
- Облака похожи на перламутровые — конденсационные образования радужной окраски. Если это они, Мунк изобразил их одним из первых.
- Чернеющий фьорд напоминает гигантскую змею или морское чудище, грозящее поглотить мир.
- Две спокойные фигуры на мосту, похоже, не слышат вопль окружающей среды. Противопоставляя цвета и формы, художник как бы подчеркивает: даже если реальность кажется безмятежной, это затишье временное. Мир полон опасности.
Украсть за 20 секунд
Существует четыре версии «Крика». Две картины хранятся в старом музее Мунка в Осло, одна — в Национальной галерее Норвегии, еще одна — в частной коллекции в США. Последнюю продали на аукционе в 2012 году за рекордную на тот момент сумму почти в $120. В Москву привезли первый вариант композиции, выполненный пастелью в 1893 году, и один из двух хранящихся в Музее Мунка.
На родине на «Крик» покушались дважды. В 1994-м, когда в Лиллехаммере проходила зимняя Олимпиада, полотно вынесли из Национальной галереи буквально за 20 секунд, и все шутили, что вор действовал с олимпийской скоростью. После этого по залам расставили охранников, а вход в музей по строгости досмотра стал похож на вход в аэропорт.
Кстати, после январского инцидента с похищением «Ай-Петри» Архипа Куинджи, Третьяковка потратила миллион на усиление охраны. В каждом зале наконец установили сигнализацию, дежурят росгвардейцы. Так что за Мунка хотя бы здесь можно не беспокоиться.
Довела до самоубийства
Полотна Эдварда Мунка входят в черный список картин, приносящих несчастье.
- Все, кто соприкасался с картиной «Крик», заболевали, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали.
- Однажды музейный служащий уронил полотно. Вскоре у него начались сильнейшие головные боли, которые довели беднягу до самоубийства.
- В другой раз картину выронил рабочий музея. Через неделю он попал в автоаварию и долго лечился после травм.
- Кто-то из посетителей музея решился прикоснуться к изображению и через несколько дней погиб при пожаре.
- Еще одна картина Мунка — «Мертвая мать»- имеет схожее действие. Владельцы полотна утверждали: глаза девочки постоянно следили за ними, а простыни на кровати шуршали и двигались.
Кстати
- Полотна, которыми художник был недоволен, он «наказывал»: выставлял за порог под дождь или снег. Радовался, когда на них попадал птичий помет. Стертое изображение не исправлял.
Источник: https://www.eg.ru/culture/726010-muki-i-muzy-edvarda-munka-055962/