Пуссен «бегство в египет» описание картины, анализ, сочинение

Презентация на тему: БЕГСТВО В ЕГИПЕТ Пуссен

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Пуссен Пуссен

Пуссен

Пуссен

Пуссен

Пуссен

Пуссен

Пуссен

Пуссен

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Косарева Александра, ДГ2-1

№ слайда 2

Описание слайда:

Бегство в Египет После того как они ушли, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: "Встань, возьми ребенка с матерью и беги в Египет. Оставайся там до тех пор, пока не скажу тебе.

Ирод собирается разыскать ребенка и убить Его". 14 Тот встал, взял ребенка с матерью и ночью отправился в Египет. 15 Там он оставался до смерти Ирода.

Это произошло, чтобы исполнилось то, что сказал Господь через пророка: "Из Египта призвал Я Сына Моего". (Матфей 2:13-15)

№ слайда 3

Описание слайда:

Иногда изображается юноша, идущий, как правило, позади. Считается, что это Иаков Меньший, старший сын Иосифа, названный впоследствии "братом Господним". Иногда изображается юноша, идущий, как правило, позади. Считается, что это Иаков Меньший, старший сын Иосифа, названный впоследствии "братом Господним".

№ слайда 4

Описание слайда:

Бегство в Египет. Икона, XVIII в. Бегство в Египет. Икона, XVIII в.

№ слайда 5

Описание слайда:

Женщина, которая встречается в этой сцене – Саломея, повивальная бабка (согласно евангелию Псевдо-Матфея) Женщина, которая встречается в этой сцене – Саломея, повивальная бабка (согласно евангелию Псевдо-Матфея)

№ слайда 6

Описание слайда:

В более поздней итальянской живописи, в частности у Джентиле де Фабриано, мужские фигуры в этой сцене исчезают, их заменяют две служанки. В более поздней итальянской живописи, в частности у Джентиле де Фабриано, мужские фигуры в этой сцене исчезают, их заменяют две служанки.

№ слайда 7

Описание слайда:

В живописи художников, живших к северу от Альп, вообще не принято было изображать кого бы то ни было из сопровождавших Святое семейство в этом путешествии В живописи художников, живших к северу от Альп, вообще не принято было изображать кого бы то ни было из сопровождавших Святое семейство в этом путешествии

№ слайда 8

Описание слайда:

Иногда Св. Семейство изображается садящимся в лодку, чтобы быть перевезенным ангелом через реку. Лодочник в образе Харона как предсказание смерти Спасителя. Иногда Св. Семейство изображается садящимся в лодку, чтобы быть перевезенным ангелом через реку. Лодочник в образе Харона как предсказание смерти Спасителя.

№ слайда 9

Описание слайда:

Иногда бегство предстает как действие, происшедшее, согласно евангельскому рассказу, в ночь. Иногда бегство предстает как действие, происшедшее, согласно евангельскому рассказу, в ночь.

№ слайда 10

Описание слайда:

Порой художники выбирают момент отъезда, показывая прощание Девы Марии с провожающими Порой художники выбирают момент отъезда, показывая прощание Девы Марии с провожающими

№ слайда 11

Описание слайда:

Известны изображения — хотя они и редки, — где Дева Мария в этой сцене совершает свой путь не на осле, а пешком, неся младенца на руках. Известны изображения — хотя они и редки, — где Дева Мария в этой сцене совершает свой путь не на осле, а пешком, неся младенца на руках.

№ слайда 12

Описание слайда:

Отдых на пути в Египет Альтдорфер Альбрехт. Отдых на пути в Египет. 1510 г.

№ слайда 13

Описание слайда:

Отдых на пути в Египет, Буше, 1737 Отдых на пути в Египет, Буше, 1737

№ слайда 14

Описание слайда:

Иногда сцену отдохновения в пути изображали в игривом тоне, с пляшущими купидонами Иногда сцену отдохновения в пути изображали в игривом тоне, с пляшущими купидонами

№ слайда 15

Описание слайда:

Иосиф может собирать финики и передавать их Младенцу, иногда изображаются ангелы, наклоняющие ветви дерева. Иосиф может собирать финики и передавать их Младенцу, иногда изображаются ангелы, наклоняющие ветви дерева.

№ слайда 16

Описание слайда:

К концу XV века на картинах с этим сюжетом начинают доминировать Мария с младенцем, благодаря чему он сближается с образом Мадонны с младенцем. Иосифу теперь отводится здесь второстепенная роль. К концу XV века на картинах с этим сюжетом начинают доминировать Мария с младенцем, благодаря чему он сближается с образом Мадонны с младенцем. Иосифу теперь отводится здесь второстепенная роль.

№ слайда 17

Описание слайда:

Микеланджело Меризи де Караваджо. Отдых на пути в Египет. 1594—1596 гг. Микеланджело Меризи де Караваджо. Отдых на пути в Египет. 1594—1596 гг.

№ слайда 18

Описание слайда:

Никола Пуссен, Святое Семейство в Египте, 1655 Никола Пуссен, Святое Семейство в Египте, 1655

№ слайда 19

Описание слайда:

В евангелии Псевдо-Матфея и Арабском евангелии детства Спасителя рассказывается чудесах, которые произошли по пути Святого семейства. В евангелии Псевдо-Матфея и Арабском евангелии детства Спасителя рассказывается чудесах, которые произошли по пути Святого семейства.

№ слайда 20

Описание слайда:

Избиение младенцев «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось решенное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Роме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.» (Мф. 2:16-18) 

№ слайда 21

Описание слайда:

Обычно сцена представляет собою сад во дворце Ирода. Ирод наблюдает за происходящим либо с балкона, либо сидя на своем троне. Обычно сцена представляет собою сад во дворце Ирода. Ирод наблюдает за происходящим либо с балкона, либо сидя на своем троне.

№ слайда 22

Описание слайда:

Бертрам из Миндена Мастер Грабовский Алтарь. Избиение младенцев. ок. 1379 г. Бертрам из Миндена Мастер Грабовский Алтарь. Избиение младенцев. ок. 1379 г.

№ слайда 23

Описание слайда:

Убегающая мать (ее младенец скрыт в складках ее плаща) — это Елисавета, мать Иоанна Крестителя; о ее укрытии в горах с младенцем Крестителем рассказано в апокрифической Книге Иакова. Убегающая мать (ее младенец скрыт в складках ее плаща) — это Елисавета, мать Иоанна Крестителя; о ее укрытии в горах с младенцем Крестителем рассказано в апокрифической Книге Иакова.

№ слайда 24

Описание слайда:

Эта евангельская история редко встречается в раннем христианском искусстве. Эта евангельская история редко встречается в раннем христианском искусстве. Художник мозаики церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в.) не желает изображать кровавую сцену самого избиения, а даст лишь намек на него.

№ слайда 25

Описание слайда:

Совершенно по-другому трактуют этот эпизод художники Возрождения. Все их внимание и усилия направлены на то, чтобы передать возможно ярче и драматичнее — порой с леденящими душу подробностями. Совершенно по-другому трактуют этот эпизод художники Возрождения. Все их внимание и усилия направлены на то, чтобы передать возможно ярче и драматичнее — порой с леденящими душу подробностями.

№ слайда 26

Описание слайда:

Гвидо Рени, Избиение младенцев Гвидо Рени, Избиение младенцев

№ слайда 27

Описание слайда:

Среди общей сумятицы художники Возрождения нередко изображают никуда не бегущую, а скорбно сидящую женщину, проливающую слезы над убитым младенцем.

Это образ Рахили, упомянутой Матфеем в цитате из Иеремии: Среди общей сумятицы художники Возрождения нередко изображают никуда не бегущую, а скорбно сидящую женщину, проливающую слезы над убитым младенцем.

Это образ Рахили, упомянутой Матфеем в цитате из Иеремии: «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер. 31:15)

№ слайда 28

Описание слайда:

Возвращение из Египта По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте (20) и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. (21) Он встал, взял Младен­ца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. (Мф., 2:19-21)

№ слайда 29

Описание слайда:

Мария на картинах с этим сюжетом идет пешком, а не едет на осле. Иисус уже не младенец, а отрок — он идет самостоятельно, а не находится на руках у Марии. Движение справа налево. Мария на картинах с этим сюжетом идет пешком, а не едет на осле. Иисус уже не младенец, а отрок — он идет самостоятельно, а не находится на руках у Марии. Движение справа налево.

№ слайда 30

Описание слайда:

Питер Пауль Рубенс. Возвращение из Египта. Эскиз. 1614 Питер Пауль Рубенс. Возвращение из Египта. Эскиз. 1614

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/begstvo-v-egipet0.html

Бегство в Египет

Популярный в западном изобразительном искусстве и достаточно редкий для русской живописи библейский сюжет бегства Святого семейства в Египет отражает события после Рождества. Упоминание о бегстве в Египет содержится только в Евангелии от Матфея.

После того как волхвы, принеся свои дары младенцу Иисусу, не вернулись к царю Ироду праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф.2:13).

Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и младенцем Иисусом пошёл в Египет, где находился до смерти Ирода.

О смерти Ирода Иосифу было возвещено ангелом, и Святое семейство вернулось «в землю Израилеву», но, узнав что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, побоялось идти туда и поселилось в Назарете.

В этом сюжете выделяется 3 части: бегство в Египет, избиение младенцев Иродом, возвращение из Египта. Главными персонажами сцены бегства в Египет являются Дева Мария, едущая на ослике, Младенец, которого она держит на руках, и Иосиф, как правило, ведущий осла.

Краткость истории, изложенной в Писании, заставляла художников и поэтов обращаться к апокрифам и фантазировать.

***

Пуссен

  • Религиозные сюжеты в русской живописи
  • * * *

Пуссен

  1. В 1853 году художник получил за эту композицию малую золотую медаль Академии художеств 
  2. * * *

Пуссен

Государственная Третьяковская галерея, Москва

В первое время по приезде в северную столицу Боровиковский продолжал писать иконы. Однако образный строй и стилистика этих работ существенно отличаются от произведений, выполненных в Малороссии. Таковы редкие образцы религиозной живописи «Иосиф с младенцем Христом» (слева на камне указан год исполнения и место написания — 1791, СПб.

) и «Товий с ангелом» (оба — в ГТГ). Вероятно, эти небольшие иконки были предназначены для домашних киотов в доме Н.А. Львова (он пригласил художника переехать в столицу) и его окружения. В них уже нет традиционных черт украинского искусства. Напротив, здесь чувствуется знакомство Боровиковского с образцами светской живописи.

В выборе сюжетов и построении композиции заметно влияние западноевропейских мастеров. Так изображение святого Иосифа с младенцем не встречается в православной иконографии, в то время как в католической живописи оно присутствует. В 1621 году в Ватикане было утверждено официальное празднование дня Святого Иосифа.

Читайте также:  Брюллов "портрет графини ю.п. самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью амацилией пачини" описание картины, анализ, сочинение

Популярность этого святого отразилась в его многочисленных изображениях кисти итальянских и испанских мастеров барокко. В Эрмитаже находится полотно Б.Э. Мурильо «Святое семейство», в котором поза Иосифа с младенцем на руках сходна с постановкой фигуры у Боровиковского. Похоже написание складок одежды.

Известно, что Боровиковский копировал произведения из эрмитажного собрания. Сохранилась картина «Богоматерь с младенцем Христом и ангелом», его копия с произведения, считавшегося в восемнадцатом веке работой А.Корреджо (ГТГ).

Медальон «Иосиф с младенцем Христом» отличается сильными чувствами, гармонией восприятия натуры и тончайшей живописью миниатюрного письма.  (Людмила Маркина. Красоту Боровиковский спас. Наше наследие)

* * *

Пуссен Пуссен
И пошел в Египет.
В. Д. Поленов. 1900–10 гг.

  • Из цикла «Из жизни Христа» 
  • * * *

Пуссен

Источник: Библиотека Якова Кротова

Пуссен
Отдых на пути в Египет.
Егоров Алексей Егорович (1776 — 1851). До 1827 или 1836 (?) г. Холст, масло. 66,5х49.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Пуссен

* * *

Пуссен

* * *

Пуссен

  1. Из собрания Государственного музея истории религии 
  2. * * *

Отдых Святого семейства на пути в Египет.
Петр Васильевич Басин. 1842-1843

etnaa.mylivepage.ru

Богоматерь с младенцем, отдыхающая на пути в Египет.
Бруни Федор Антонович (1801 — 1875). 1838 г. Холст, масло. 111,2?84,6.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Источник: http://allart.biz/photos/r-50.html 

Святое семейство.
Петр Михайлович Шамшин. 1856 г. Холст, масло, 82,5 х 83.

Симферопольский художественный музей

Работа «Святое семейство» (1856) выполнена в подражание ренессансным художникам. Формат «тондо» (круга) подчиняет себе композицию, выдержанную в округлых линиях.

Каркасом для построения всей группы фигур является равносторонний треугольник и пирамида.

Иосиф подносит младенцу Иисусу кисть винограда – символ Христа («Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь»… (Иоан. XV, 1-6).

Святое семейство.
Петр Михайлович Шамшин. 1858 г. Холст, масло, 101,5 x 95.
Государственный Русский музей, С.-Петербург

Бегство в Египет.
Николай Кошелев. 1890-е гг. Холст, масло. 97?70.
Эскиз для мозаики храма Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Источник: Библиотека Якова Кротова

Бегство в Египет.
Мозаика, выполненная по эскизу Н. А. Кошелева.
Храм Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург

Источник: блог Мозаики храма Воскресения Христова (Спас на крови)

И был там.
В. Д. Поленов. 1890-1900-е гг. 26,3×31,2 холст, масло.
Из цикла «Из жизни Христа»
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего». Евангелие от Матфея 2:14-15

Комментарий В. Д. Поленова: «На первом плане Иосиф с египтянином исполняют работу (стругают бревно); вблизи под навесом у стены, сидящая Мария, рядом колыбель младенца. Сцена происходит, по-видимому, во дворе египтянина, дом которого виден невдалеке». 

Указ Ирода об избиении младенцев.
Клавдий Васильевич Лебедев.

Церковно-археологический кабинет МДА

Избиение младенцев. Эскиз
Г. И. Семирадский. Конец 1860-х. Картон, графитный карандаш, сепия. 17,8х23,2.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Источник: Русская живопись

Святое семейство. Эскиз
росписи.
Г. И. Семирадский. Холст, масло. 30х37
Национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева, Бишкек, Кыргызтан

* * *

Ангел повелевает Иосифу вернуться в землю Израилеву.
А. А. Иванов. 1850 г. Бумага, акварель, кисть, перо, итальянский карандаш. 35х41,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

  1. Из цикла «Из жизни Христа»

Возвратились в Назарет.
Худ. В. Д. Поленов. 1900–10 гг.

Бегство в Египет.
Павел Филонов. 1918 г. Масло на холсте. 71?88,9.
Мид Арт Музеум, Амхерст колледж, шт. Массачусетс (публ. Третьяковской галереи http://www.tg-m.ru/articles/06/04/042–049.pdf)

  • Источник: Olga's Gallery
  • Источник: Olga's Gallery

Крестьянская семья (Святое семейство).
Павел Филонов. 1914 г. Холст, масло. 159х128.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Полотно «Крестьянская семья», созданное в 1914 году, имеет второе, очень важное для понимания мировоззрения мастера название — «Святое Семейство». Картина близка к традициям примитивизма: крупные, несколько неуклюжие фигуры главных героев окружены условной моделью пейзажа — яркими цветами и травами.

Персонажи кажутся будто сложенными из абстрактных по форме мелких деталей, «атомов и молекул», которые, в свою очередь, образуют сложную мозаику. Фигуры людей неподвижны, но мир вокруг них пребывает в постоянном движении крохотных частиц.

Эта картина воплощала давние мечты художника о будущем воцарении справедливости и добра на земле, в котором патриархальная крестьянская семья — и есть «святое семейство».

К «Святому семейству» примыкают и другие, образовавшие с «Крестьянской семьей» некую группу: «Коровницы» (1914 год), цикл «Ввод в мировой расцвет» (вторая половина 1910-х годов), рисунки «Георгий Победоносец» (1915 год), «Мать» (1916 год) и некоторые другие. Ольга Егорова «Тайна Филонова»

Святое семейство.
Марк Шагал. 1975–76 г. Холст, масло, 30х97.
Частная коллекция

Галерея современного искусства

Ещё по теме:

Источник: https://ros-vos.net/christian-culture/evangelie/6

Презентация на тему: Косарева Александра, ДГ2-1
Бегство в Египет, Избиение младенцев. Святое

1

Первый слайд презентации

Косарева Александра, ДГ2-1
Бегство в Египет, Избиение младенцев. Святое семейство в восточно- и западнохристианском искусстве. Влияние апокрифов на изображения сюжета.

2

Слайд 2: Бегство в Египет

После того как они ушли, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми ребенка с матерью и беги в Египет. Оставайся там до тех пор, пока не скажу тебе. Ирод собирается разыскать ребенка и убить Его».

14 Тот встал, взял ребенка с матерью и ночью отправился в Египет. 15 Там он оставался до смерти Ирода. Это произошло, чтобы исполнилось то, что сказал Господь через пророка:
«Из Египта призвал Я Сына Моего».

(Матфей 2:13-15)

3

Слайд 3

Иногда изображается юноша, идущий, как правило, позади. Считается, что это Иаков Меньший, старший сын Иосифа, названный впоследствии «братом Господним».

Сон Иосифа и Бегство в Египет, миниатюры из Слов Григория Назианзина. XI в. (Византия)
Бегство в Египет. Фрагмент иконы Рождества. М-рь св. Екатерины на Синае, XI в.

Дуччо ди Буонинсенья, Явление ангела Иосифу и бегство в Египет, 1308-1311

Пуссен Пуссен Пуссен

4

Слайд 4

Бегство в Египет. Икона, XVIII в.
Бегство Святого Семейства в Египет. Сано ди Пьетро. Середина XV века. Ватикан

Пуссен Пуссен

5

Слайд 5

Женщина, которая встречается в этой сцене – Саломея, повивальная бабка (согласно евангелию Псевдо-Матфея)

Пуссен

6

Слайд 6

В более поздней итальянской живописи, в частности у Джентиле де Фабриано, мужские фигуры в этой сцене исчезают, их заменяют две служанки.
Джентиле да Фабриано, Бегство в Египет

Пуссен

7

Слайд 7

В живописи художников, живших к северу от Альп, вообще не принято было изображать кого бы то ни было из сопровождавших Святое семейство в этом путешествии
Монограммист АВ, Бегство в Египет
Рембрандт, Харменс ван Рейн. «Бегство в Египет»,1625

Пуссен Пуссен Пуссен

8

Слайд 8

Иногда Св. Семейство изображается садящимся в лодку, чтобы быть перевезенным ангелом через реку. Лодочник в образе Харона как предсказание смерти Спасителя.
Карраччи, Бегство в Египет, 1603
Читтадини, Бегство в Египет с лодочником, 17 в

9

Слайд 9

Иногда бегство предстает как действие, происшедшее, согласно евангельскому рассказу, в ночь.
Эльсхаймер Адам
Бегство в Египет. 1609. Старая пинакотека. Мюнхен
Джотто
Иоган Людден

10

Слайд 10

Порой художники выбирают момент отъезда, показывая прощание Девы Марии с провожающими
Веронезе. Бегство в Египет 1580г.

11

Слайд 11

Известны изображения — хотя они и редки, — где Дева Мария в этой сцене совершает свой путь не на осле, а пешком, неся младенца на руках.
Ботичелли
Пуссен, 1657 г.
Андреа Ансальдо «Бегство в Египет»

12

Слайд 12: Отдых на пути в Египет

Бертрам из Миндена Мастер Грабовский Алтарь. Отдых на пути в Египет. ок. 1379 г.
Альтдорфер Альбрехт. Отдых на пути в Египет. 1510 г.

13

Слайд 13

Отдых на пути в Египет, Буше, 1737

14

Слайд 14

Иногда сцену отдохновения в пути изображали в игривом тоне, с пляшущими купидонами
Корреджио
Лука Карнах

15

Слайд 15

Иосиф может собирать финики и передавать их Младенцу, иногда изображаются ангелы, наклоняющие ветви дерева.
Федерико Бароччи. «Отдых по пути в Египет», 1570 г.
Карло Сарачени. «Отдых на пути в Египет» 1606 г.

16

Слайд 16

К концу XV века на картинах с этим сюжетом начинают доминировать Мария с младенцем, благодаря чему он сближается с образом Мадонны с младенцем. Иосифу теперь отводится здесь второстепенная роль.
Кантарини Симоне, Отдых на пути в Египет.1612
Корреджо, Отдых на пути в Египет со св. Франциском

17

Слайд 17

Микеланджело Меризи де Караваджо. Отдых на пути в Египет. 1594—1596 гг.

18

Слайд 18

Никола Пуссен, Святое Семейство в Египте, 1655

19

Слайд 19

В евангелии Псевдо-Матфея и Арабском евангелии детства Спасителя рассказывается чудесах, которые произошли по пути Святого семейства.
Чудо с пальмой ( Великолепный часослов герцога Беррийского )
Сокушение идолов (книжная миниатюра, 1423 год )

20

Слайд 20: Избиение младенцев

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

Тогда сбылось решенное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Роме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.»
(Мф.

2:16-18)
Избиение младенцев

21

Слайд 21

Обычно сцена представляет собою сад во дворце Ирода. Ирод наблюдает за происходящим либо с балкона, либо сидя на своем троне.
Маттео ди Джованни, Избиение младенцев, 1488

22

Слайд 22

Бертрам из Миндена Мастер Грабовский Алтарь. Избиение младенцев. ок. 1379 г.
Бертрам из Миндена Мастер. Алтарь Букстехуде Избиение младенцев. ок. 1400 г.

23

Слайд 23

Убегающая мать (ее младенец скрыт в складках ее плаща) — это Елисавета, мать Иоанна Крестителя; о ее укрытии в горах с младенцем Крестителем рассказано в апокрифической Книге Иакова.
«Избиение младенцев» (фреска Джотто в капелле Скровеньи)

24

Слайд 24

Эта евангельская история редко встречается в раннем христианском искусстве.
Художник мозаики церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в.) не желает изображать кровавую сцену самого избиения, а даст лишь намек на него.

25

Слайд 25

Совершенно по-другому трактуют этот эпизод художники Возрождения. Все их внимание и усилия направлены на то, чтобы передать возможно ярче и драматичнее — порой с леденящими душу подробностями.
Маттео ди Джованни, Избиение младенцев, 1482
Пуссен

26

Слайд 26

Гвидо Рени, Избиение младенцев
Ангелы на картинах с этим сюжетом художников Возрождения часто держат охапки пальмовых ветвей Они предназначены невинно убиенным детям как символ мученической смерти.

27

Слайд 27

Среди общей сумятицы художники Возрождения нередко изображают никуда не бегущую, а скорбно сидящую женщину, проливающую слезы над убитым младенцем. Это образ Рахили, упомянутой Матфеем в цитате из Иеремии:
«Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер. 31:15)
Никола Пуссен. Избиение младенцев (1625—1626)

Читайте также:  П.и. чайковский увертюра «1812 год»: история, видео, содержание, интересные факты

28

Слайд 28: Возвращение из Египта

По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте (20) и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. (21) Он встал, взял Младен­ца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
(Мф., 2:19-21)
Возвращение из Египта

29

Слайд 29

Мария на картинах с этим сюжетом идет пешком, а не едет на осле. Иисус уже не младенец, а отрок — он идет самостоятельно, а не находится на руках у Марии. Движение справа налево.
Возвращение св. Семейства в Иерусалим. Копт. икона. Кон. XVII — нач. XVIII в.

30

Последний слайд презентации: Косарева Александра, ДГ2-1
Бегство в Египет, Избиение младенцев. Святое

Питер Пауль Рубенс. Возвращение из Египта. Эскиз. 1614
Йорданс, Возвращение из Египта

Источник: https://slide-share.ru/kosareva-aleksandra-dg2-1begstvo-v-egipet-izbienie-mladencev-svyatoe-131294

Бегство в Египет. Евангельские события — Евангельские места. Путеводитель

Евангельский рассказ об этом событии чрезвычайно краткий, большинство подробностей содержится в апокрифических Евангелиях детства.

Пуссен Пребывание Святого семейства в Египте

Евангельский рассказ

Рассказ о бегстве Святого семейства в Египет содержится только в Евангелии от Матфея. После того как волхвы, принеся свои дары младенцу Иисусу, не вернулись к царю Ироду, праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его»  (Мф.2:13).

Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и младенцем Иисусом пошёл в Египет, где находился до смерти Ирода. Евангелист связывает (Мф.2:15) бегство в Египет с пророчеством Осии: «Я любил его и из Египта вызвал сына Моего»  (Ос.11:1).

Пуссен Бегство в Египет. фреска Джотто в капелле Скровеньи [показать]Джотто ди Бондоне (1266–1337), Public Domain

О смерти Ирода Иосифу было возвещено ангелом и Святое семейство вернулось «в землю Израилеву», но, узнав что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, побоялось идти туда и поселилось в Назарете.

Чтимые церковью места

Евангелие не сообщает о местах, которые Святое семейство посетило на своём пути в Египте, они известны лишь из Священного Предания.

Наиболее подробно этот вопрос рассмотрен в традиции коптов — египетских христиан. Классическим источником по этому вопросу являются сочинения папы Феофила, 23-го патриарха Александрийского (384—412 гг.).

Пуссен Святое семейство на привале Адам Эльсхаймер (1578–1610), Public Domain

К числу почитаемых мест относятся:

  • Матария (en:Al-Matariyyah) (северная окраина современного Каира): почитается сикомора, в тени которой укрылось от жары Святое семейство, и колодец (кладка относится к римской эпохе), возведённый над источником, забившем по приказанию Иисуса. Копты почитают сикомору и от умирающего дерева берут росток, который сажают рядом. В настоящее время растёт дерево, посаженное в 1906 году (рядом находится его засохший предшественник, посаженый в 1672 году).
  • Эль-Минья (в 20 км от города на восточном берегу Нила расположен монастырь в котором в 328 г. императрицей Еленой был построен храм над пещерой, где по преданию нашло себе убежище Святое семейство во время бегства в Египет).
  • Церковь Святых Сергия и Вакха (Абу Серга): построена на месте предполагаемого отдыха или временного проживания Святого семейства.
  • Монастырь Каламон (Иорданская долина): почитается пещера, в которой Святое семейство останавливалось на ночлег.
  • Церковь Святой Марии в Маади (южная окраина Каира) — построена в IV в., в павильоне на территории храма находятся ступении, ведущие к воде — их почитают как место где Святое семейство село в лодку, чтобы отправиться в путь в Верхний Египет.

Апокрифические истории

Апокрифические источники в отличие от канонических текстов содержат описание многочисленных подробностей и чудес связанных с бегством в Египет. При этом наиболее раннее из Евангелий детства — Протоевангелие Иакова (ок. 150 г.

) не упоминает об этой истории, а сообщает, что «Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребёнка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли». Подробное описание бегства содержится в Евангелии Псевдо-Матфея (IV в.

) и Арабском евангелии детства Спасителя (VI в.).

Евангелие Псевдо-Матфея

Данный апокриф, как и канонический текст, сообщает, что Иосиф получил повеление отправится в Египет от явившегося ему ангела и далее рассказывает о чудесах, которые произошли по пути Святого семейства.

Автор апокрифа сообщает, что Иосифа и Марию сопровождали трое отроков (предание считает их детьми Иосифа) и молодая девушка (предание считает её повитухой Саломеей).

Для передвижения «у них было два вола и повозка, в которой везли необходимые вещи».

Когда путники решили сделать привал в одной из пещер, то из неё:

«…вдруг вышло великое множество драконов, и, увидев их, отроки громко вскричали. Тогда Иисус, сойдя с рук Матери Своей, стал перед драконами; они поклонились Ему, и когда поклонились, они ушли. И исполнилось то, что сказал пророк: «Хвалите Господа вы, сущие на земле, драконы».

Изумлённым родителям Иисус сказал: «не смотрите на Меня только как на Младенца. Я совершенный муж, и надлежит всем диким зверям сделаться ручными предо Мною». Дальше в пути дорогу путникам указывали львы и леопарды, которые склоняли свои головы перед младенцем. Дикие звери не причиняли вреда овцам и баранам, которых Иосиф и Мария взяли из Иудеи.

Автор апокрифа считает это исполнением пророчества Исаии: «волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их»  (Ис.11:6).

Пуссен Чудо с пальмой (Великолепный часослов герцога Беррийского) anonimus, Public Domain

В дороге Мария присела отдохнуть под пальмой на вершине которой было множество плодов. Иосиф не смог достать их своей жене и тогда Иисус повелел пальме наклонится и Богородица смогла утолить голод.

В ответ на замечание своей матери, что у них закончилась вода, Иисус повелел пальме: «пусть из-под корней твоих истечёт источник, который скрыт под землёю, и пусть даст нам воду утолить жажду нашу».

На следующий день, отправляясь в путь, Иисус в благодарность пальме произнёс:

«…говорю тебе, пальма, и приказываю, чтобы одна из твоих ветвей была отнесена ангелами Моими и посажена в раю Отца Моего, и Я дарую тебе в знак благословения, что всем, кто победит в битве за веру, будет сказано: вы удостоились пальмы победы».

Явившийся ангел «взял одну из ветвей, и он полетел в глубину неба, держа эту ветвь в руке. И присутствующие, видя это, были как мёртвые».

По просьбе своего отца Иисус чудом сократил тридцатидневный путь до Египта так, что они прошли его в один день и вошли в город Сотин.

«И так как они не знали там никого, у кого могли бы попросить гостеприимства, то вошли в храм, который египтяне называли Капитолием. В этом храме стояли сто семьдесят пять идолов, и они каждый день служили этим божествам кощунственной службой. И случилось, что когда блаженная Мария со Своим Младенцем вошла в храм, все идолы упали на землю, на лица свои, и оказались разрушенными и разбитыми».

Пришедший в храм градоначальник Афродисий счёл, что «если бы этот Младенец не был Богом, наши боги бы не пали на лица свои при виде Его, и не простёрлись бы перед Ним. Это свидетельствует, что Он их Владыка». И чтобы избежать Божьего гнева, погубившего фараона при исходе евреев из Египта «народ этого города признал Иисуса Христа своим Господом».

Пуссен Сокушение идолов (книжная миниатюра, 1423 год) Bedford Master, Public Domain

Святое семейство оставалось в Сотине до тех пор пока ангел не возвестил Иосифу, что можно вернуться в Иудею так как умерли «искавшие жизни Младенца».

Арабское евангелие детства Спасителя

  • Сокрушение идола и исцеление сына жреца

Пройдя всего один день пути Святое семейство достигло крупный египетский город в котором был «идол, которому, клятвенно повинуясь, прочие идолы и божества египтян покорствовали». Когда они вошли в город случилось землетрясение и горожане спросили у идола о его причине:

«Отвечал им идол:— Пришёл сюда тайный Бог, но воистину Бог Он. И не достоен кроме Него ни единый как Бог почитаться, ибо и впрямь Он Сын Божий. И едва распознав Его, вздрогнула эта земля, а от прихода Его — волновалась и трепетала. Да и сами мы пред величием силы Его трепещем».

После этого идол пал. Святое семейство остановилось в странноприимном доме, куда ворвался бесноватый сын жреца и, схватив одну из пелёнок Иисуса, возложил себе на голову: «…тут начали бесы, в змей и ворон обратившись, изо рта его стремглав выпрыгивать! И тотчас, волею Господа Христа исцелённый, стал этот мальчик Бога славить, а потом Господа, его исцелившего, благодарить принялся».

Видя такие чудеса, родители Иисуса испугались, решив, что если на родине, ища Иисуса, Ирод убил всех младенцев вифлеемских, то египтяне за поругание местного бога сожгут их. Иосиф и Мария приняли решение покинуть этот город.

  • Обращение в бегство разбойников

Идя по пустыне, Святое семейство проходило мимо логова разбойников, которые вернулись в него с награбленной добычей и пленниками.

В этот момент они услышали «великий гул, который бывает, когда войско и конница великого царя с барабанным боем из города выступает.

Бросили тут, испугавшись, разбойники всё награбленное, пленники же развязали путы друг другу, на ноги встали, разобрали скарб свой и разъехались».

Войдя в один город, Мария увидела бесноватую — «невыносимы одежды ей были и терпеть она не могла покоев: голая, ремни и цепи, которыми связывали её, порвав, то и дело на пустыри убегала и, стоя на перекрёстках дорог, да на кладбищах, в людей камнями швыряла». Как только Мария пожалела женщину, то вышел из неё бес и её родные «с величайшим почётом приняли у себя Владычицу Марию с Иосифом».

В одном селении была свадьба, но «из-за козней проклятого сатаны и усердия чародеев онемела тамошняя невеста и совсем бессловесной сделалась». Когда Святое семейство проезжало через селение, то: «немая невеста к Господу длани свои и на руки Его подхватила и, крепко к себе прижав, целовала, баюкала и качала, над Ним склонившись. И разомкнулись тотчас уста её, и стали уши слышать».

В городе, через которые проходило Святое семейство жила женщина, на которую во время купания в реке набросился «в змеином облике сатана» и стал регулярно посещать её и насиловать. Увидев младенца Иисуса, женщина попросила Марию разрешить ей взять его на руки:

Читайте также:  Опера «русалка»: содержание, видео, интересные факты

«И едва прикоснулся Он к ней, отпустил и стремглав покинул её сатана, и ни разу его с тех пор уж она не видела».

« Anno Domini» (Святое семейство в Фивах, Эдвин Лонгсден Лонг) Edwin Long (1829–1891), Public Domain

Избавленная от змея девушка взяла воды, которой умывали младенца Иисуса и омыла ей тело своей прокажённой подруги, которая от этого исцелилась и стала спутницей Святого семейства. Придя в другой город, новая спутница Иосифа и Марии узнала что у жены градоначальника родился сын, поражённый проказой.

Она рассказала ей свою историю исцеления и тогда «жена властителя и позвала их, чтобы насладились они гостеприимством её, и приготовила Иосифу пир роскошный со множеством приглашенных. А потом, на заре, собрала она ароматную воду, в коей Господа Иисуса купала, и той водой облила сына своего, который с нею был. И немедля очищен был сын её от проказы».

Мария и Иосиф, получив щедрые дары от правителя, отправились дальше в путь.

Проезжая мимо кладбища, Святое семейство встретило рыдающих трёх женщин с мулом.

Узнав, что мул это их брат, превращённый в животное в день его свадьбы, «подняла тут Владычица Мария Господа Иисуса и на спину мула того положила, и, сама вместе с женами зарыдав, Иисусу Христу сказала: „Внемли, Сыне! Исцели Ты мула этого великой силой Своей и сделай его человеком, разумом наделенным, каким он и прежде был“. И едва отлетели слова эти от уст Марии, изменился в облике мул и человеком сделался, юношей чистым и непорочным».

Пересекая пустыню Святое семейство встретило двух разбойников — Тита и Думаха, которые были дозорными при своих спящих товарищах. Тит не хотел причинять вреда Иисусу и его родителям и уговорил Думаха их пропустить:

Увидав, что благое дело ради них совершил разбойник, молвила Владычица госпожа Мария ему:— Господь Бог поддержит тебя Своею десницей и отпущением грехов одарит.И сказал в ответ матери Своей Господь Иисус:— Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит — одесную, и ошую — Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное.

Источник: https://gospel-ru.touristgems.com/history/503-begstvo-v-egipet/

Бегство в Египет

Duccio di Buoninsegna. Maestà (front, predella) Бегство в Египет. 1308-1311 гг

Святому семейству посвящена  «трехчастная» цепочка событий,  последовавшая сразу после Рождества Христова. К ней относятся сюжеты «Бегство в Египет», «Избиение Вифлеемских младенцев» и «Возвращение из Египта». 

Если первые события — Рождество, ангельский хор, поклонение пастухов и волхвов – основываются на новозаветных канонических Евангелиях от Матфея и Луки, то  последующие события базируются в основном на апокрифах,  сказаниях и легендах.

Бегство в Египет упоминается  очень кратко и только в Евангелии от Матфея (глава 2; 13-15). Но по мере того, как христианство распространялось среди простых людей, а богословские тонкости трактовались не только отцами церкви, но и гностиками, события, последовавшие за  Рождеством Христовым, обрастали все новыми и новыми деталями.

Так появилось псевдо Евангелие с рассказами и историями о младенческом и отроческом периодах Иисуса, сведения о которых в четвероевангелии практически отсутствуют, за исключением проповеди двенадцатилетнего Иисуса в храме.

В Евангелии от Матфея есть только те детали, которые необходимы для  богословской программы евангелиста: доказать евреям, для которых писалось Евангелие, что Христос – истинный Мессия, Который произошел от царя Давида в соответствии со всеми ветхозаветными о Нем пророчествами.

Николя Пуссен. Бегство в Египет. 1657 г.

Но свято место пусто не бывает. По мере того, как Иисус Христос становился в глазах людей всемогущим Богом, появилась потребность в рассказах и о том, что Он не просто возрастал в силах и премудрости, согласно Евангелию от Луки, а уже изначально  был способен творить чудеса.

Т.е. исцелять, воскрешать умерших, подчинять Себе природу и стихии, разрушать идолов и изгонять бесов. В соответствиями с запросами в начале XIII века широкое распространение среди народа получило Евангелие детства (Евангелие от Фомы).

На его основе  возникли  и другие апокрифы. Именно они  стали источниками картин и фресок на «трехчастный» сюжет о бегстве в Египет, избиении младенцев и возвращении семейства из Египта.  История бегства в Египет начинается словами канонического Евангелия. Волхвы, обманув Ирода, отошли из Вифлеема в свою страну другим путем.

Тициан. Бегство в Египет

Ирод, надеявшийся, что волхвы вернутся и расскажут о новорожденном Царе Иудейском, в гневе приказывает убить всех Вифлеемских младенцев, младше двух лет. В их число должен был попасть и Иисус Христос.  Иосифу Обручнику снится сон, в котором Ангел извещает его об этом и приказывает взять Матерь с Младенцем и срочно бежать от гнева царя в Египет.

Египет издавна был местом спасения евреев: в голод ли, или в другой какой напасти, они находили убежище в соседней стране. Здесь с давних времен жило несколько тысяч евреев и всегда можно было найти у них приют. Проснувшись, Иосиф взял Младенца и Матерь Его, а также своего сына от первого брака, Иакова.

Взял он  и старицу  Саломию, сродницу Девы Марии, принимавшую у Нее роды. Иаков и Саломия  должны были помогать им в дороге, поскольку путь предстоял неблизкий, минимум в десять суток.

Джотто. Бегство в Египет. В центре — Богородица с Младенцем. Иосиф Обручник ведет осла. Рядом с ним Саломия. Сзади три отрока (сыновья Иосифа?) помощники в пути.

Вся история бегства в Египет и обратного возвращения  Святого семейства в изложении апокрифов – это череда эпизодов, каждый их которых маленькое чудо, демонстрирующее  могущество Иисуса, Его силу и премудрость. Маленькие сказки, в которых проявляется представление народа о Всесильном и Могучем Боге, аналогичное тем, что они читали в греческих сказаниях о богах.

Приведем только две прекрасных легенды из этой серии. Первая о том, что убежав от преследователей, Святое семейство решило заночевать в пещере. Стояла ночь, и было холодно. Так холодно, что на полу пещеры был иней.

Тут БогоМладенца увидел маленький паучок и ему очень захотелось сделать для Него что-нибудь. Он решил сплести паутину, которая бы согрела Его и закрыла вход в пещеру. Увидев пещеру, воины хотели уже начать ее обыскивать, но увидели на входе паутину, покрытую инеем, и решили, что в пещере никого нет.

Бегство в Египет. 1609. Старая пинакотека. Мюнхен Эльсхеймер (Elsheimer) (1578-1610), немецкий живописец и гравёр

Если бы туда кто-нибудь вошел, то  паутины бы не было. С тех пор в честь такого чудесного спасения Младенца принято украшать елочки разноцветными паутинками и бусами, напоминающими об этой легенде.

Второе чудо связано с разбойниками.  Попав в засаду, Святое семейство должно было погибнуть или как минимум отдать своего осла, на котором ехала Дева Мария с Младенцем, и весь свой скарб. Но один из разбойников, посмотрев на Младенца, так Им залюбовался и настолько Младенец ему понравился, что разбойник запретил другим трогать это семейство.

За такой поступок Матерь Иисуса сказала, что это зачтется ему в будущем, что Сей Младенец воздаст ему за то, что он не посмел Его тронуть. По легенде этим разбойником был тот, которого распяли справа от Иисуса и который первым вошел в Царство Небесное по слову Господа.

Бегство в Египет. Святое семейство отдыхает под деревом (икона, Палех, XIX век)

Есть также эпизод о дереве, из которого бежали бесы, как только Иисус приблизился к нему. Потом дерево согнулось, как бы отдавая честь Иисусу, и одновременно стало охраной для Девы Марии с Младенцем от жары. Это чудо известно как чудо с пальмой. В честь этого события дорогу при входе в Иерусалим покрывают пальмовыми ветвями.

На сюжет об отдыхе по дороге в Египет и о чуде с деревом созданы картины таких замечательных художников, как  Мурильо, Ельсхеймера, Караваджо, Дюрера и других. Есть также на этот сюжет несколько православных икон.

Существует также несколько картин западных художников  на эпизод с разрушением  в Египте идолов. Согласно легенде  было разрушено 365 идолов только в одном храме города Ермополя. В русских иконах, посвященных бегству в Египет, тоже присутствуют детали с разрушением идолов.

Сокрушение идолов (книжная миниатюра, 1423 год)

Сколько пробыло Святое семейство в Египте, достоверно неизвестно. По одним источникам – несколько месяцев, по другим – два, три, пять или семь лет. Евангелие детства в средневековье  было переведено на многие языки, в том числе и на церковно-славянский.

Правда, «История Фомы израильтянина» или «Детство Христово»  в России попало в список книг, запрещенных для чтения. Существует арабский вариант «Детства» и западная его версия  – Евангелие от псевдо-Матфея.

В ней описывается  еще больше деталей и подробностей бегства в Египет и пребывания там Святого семейства. Евангелия Детства были чрезвычайно популярны среди простого народа, поскольку носили черты фольклора, вселяли надежду на чудо в повседневной жизни и укрепляли веру.

Коптская икона «Бегство в Египет»

Склонность римлян к настенным росписям и поощрение религиозной живописи на любые библейские сюжеты без ограничений, способствовали созданию целой галереи картин и фресок на сюжет  бегства в Египет с разными его вариантами.

В православии изображения на библейские темы были строго ограничены каноничностью. Сюжет, связанный с бегством в Египет, строгой каноничностью не обладал. По этой причине он не получил широкого иконографического развития. Русских икон на эту тему чрезвычайно мало. Зато очень много их у коптов.

Западная галерея картин и икон на сюжет «Бегства в Египет» необыкновенно широка и разнообразна. Картины  «Бегство в Египет» писали Тициан, Джотто, Рембрандт, Питер Брейгель, Дюрер, Джаниле да Фабриано, Гюстав Доре, Николя Пуссен и другие.

Прибытие в Сотин (деталь иконы Рождество Христово, Синайский монастырь, XII век). Одной из сцен иконы Рождества является Бегство Святого семейства в Египет от царя Ирода. Богородица с Младенцем, Иосиф Обручник и Иаков, сын Иосифа. Встречает их Женщина , олицетворяющая Египет

Каждый из них давал собственную трактовку сюжета, отличавшуюся одна от другой как детализацией, так и драматизмом истории. Закончить сюжет о бегстве в Египет хочется стихотворением Иосифа Бродского из Рождественского цикла поэта:

Бегство в Египет

…погонщик возник неизвестно откуда.

В пустыне, подобранной небом для чуда
по принципу сходства, случившись ночлегом,
они жгли костер. В заметаемой снегом
пещере, своей не предчувствуя роли,
младенец дремал в золотом ореоле
волос, обретавших стремительный навык
свеченья — не только в державе чернявых,
сейчас, — но и вправду подобно звезде,
покуда земля существует: везде.
25-е дек. 1988

Тина Гай

coded by nessus

Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/begstvo-v-egipet/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector