Саврасов «пейзаж с рекой и рыбаком» описание картины, анализ, сочинение

Алексей Саврасов – хрестоматийная фигура в русской живописи, человек тяжелой судьбы. Его работы настолько поэтичны, что похожи на стихи классиков, выписанные на холсте. Гения обожали ученики, зрители почитали за сказанное им новое слово в искусстве, но распад семьи, алкоголизм и последовавшие за этим материальные трудности привели художника к трагическому концу.

Детство и юность

О ранних годах в биографии Алексея Кондратьевича известно мало. Он коренной москвич. Родился весной 1830 года в купеческой семье, проживавшей на территории Замоскворечья.

Саврасов Портрет Алексея Саврасова

Отец Кондратий Артемьевич промышлял галантереей и мечтал, что дети унаследуют его коммерческую жилку.

Возложенные родителем надежды оправдал младший брат живописца – Николай, унаследовавший семейное дело.

Интересный факт – до 50-х годов художник писал свою фамилию как отец – через «о», Соврасов, но впоследствии «отретушировал». Таким образом, с единоутробными сестрами и братом фамилии разнились.

Мальчик рано увлекся изобразительным искусством. Уже в 12 лет он рисовал акварелью и гуашью пейзажи романтической направленности.

Работы, сделанные подростком, ценили как настоящие произведения искусства и с удовольствием покупали на улице, что поначалу отца, видевшего в этом перспективы прибыли, радовало.

Все переменилось с того момента, как юный Алексей огласил решение выучиться на художника и поступать в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ).

Саврасов Алексей Саврасов

Соврасов-старший категорически противился выбору сына, который в 1844 году успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом. В ход шли наказания рублем, родительская немилость и даже пленение на чердаке. Отсутствие юноши на занятиях в МУЖВ объяснялось семейными причинами.

Только благодаря живому участию в судьбе талантливого ученика педагогов, однокурсников и содействию обер-полицмейстера Москвы Дмитрия Лужина Алексею удалось вернуться в класс Карла Ивановича Рабуса.

Саврасов Карл Рабус

Фигура Рабуса в жизни Саврасова – фундаментальная. Выпускник петербургской Академии художеств, талантливый пейзажист, он прославился в первую очередь как педагог. Мастер слова вырастил и вдохновил Каменева, Герца, Аммона, Бочарова и многих других. Под его началом гений студента раскрылся – о Саврасове мгновенно заговорили как о новом явлении в русской живописи.

Живопись

Картины, созданные в студенческие годы, получили признание публики и коллег. В 1848-м его талант отметили в особом отчете МУЖВ. В 1849-м его как автора лучших студенческих эскизов приглашает в творческое путешествие по югу России меценат Лихачев. О работах, созданных под впечатлением о поездке, критик Николай Рамзанов писал:

«Пейзажи г. Саврасова … дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу».

В 1850-м он представил совету МУЖВ 2 работы: «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у Разлива», послужившие достаточным основанием для присвоения ему звания художника.

Саврасов Картина Алексея Саврасова «Вид Московского Кремля при лунном освещении»

Одной из ключевых особенностей работ творца являются пронзительные, одушевленные, наполненные чувством виды природы. Переосмысливая романтические традиции, он добавлял на холст реалистичности, безыскусности, искренности.

«Тягучая» красота его манеры изображения привлекла внимание венценосных особ. В 1854-м великая княгиня Мария Николаевна приобрела одну из работ автора и пригласила погостить в загородную резиденцию Сергиевка, расположенную между блистательными петербургскими пригородами: Ораниенбаумом и Петергофом.

Саврасов Картина Алексея Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума»

Поездка станет плодотворной. Работы, написанные тут, принесут 24-летнему молодому человеку звание академика, а «Вид в окрестностях Ораниенбаума» чуть позже купит Павел Третьяков. Шедевр войдет в список первых экспонатов коллекции его галереи, где картина хранится до сих пор.

В 1858-м, после смерти любимого Рабуса, художник возглавил пейзажный класс МУЖВ. Его учениками станут выдающиеся мастера: Исаак Левитан, братья Коровины, Михаил Нестеров. В мастерской Саврасова царил дух свободы, он пренебрегал дисциплиной и позволял подопечным гораздо больше, чем разрешал устав. Игорь Грабарь писал:

«Саврасов умел воодушевлять своих учеников, и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре». Саврасов Картина Алексея Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках»

Впоследствии его педагогическая манера станет одной из причин увольнения из вуза наряду с алкоголизмом. Превосходно совмещал творческую и преподавательскую деятельности. Через год после назначения написал одну из лучших картин – «Пейзаж с рекой и рыбаком» (ныне хранится в Риге).

В 60-х участвовал в выставке благотворительного МОЛХ, путешествовал по Европе, в соавторстве с Василием Пукиревым выпустил учебник по рисованию. Венцом декады творчества стал «Лосиный остров в Сокольниках».

Саврасов Картина Алексея Саврасова «Бурлаки на Волге»

70-е стали самым ярким периодом в карьере и самым мрачным временем в личной жизни художника. Он много путешествует. Покидая Москву, подолгу живет в провинции.

Большое впечатление на Саврасова производят Волга и пейзажи в окрестностях могучей и полноводной реки. Заволжские дали запечатлены на многих полотнах, включая «Бурлаки на Волге».

Любопытно, что спустя 2 года холст с таким же названием создаст выдающийся Илья Репин.

Несмотря на то, что Саврасов невольно ассоциируется с весной, художник писал природу во все времена года. Например, в наследии автора много работ с одинаковым названием «Зимний пейзаж».

Читайте также:  Кандинский "пляжные корзины в голландии" описание картины, анализ, сочинение

Саврасов Картина Алексея Саврасова «Зимний пейзаж»

В 1871-м он пишет «Грачи прилетели» — картину, с которой его имя отныне навсегда ассоциируется. Полотно впервые выставлялось на дебютной выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого был Саврасов. Иван Крамской, сравнивая полотно с работами современников, писал

« деревья, вода и даже воздух, но душа есть только в “Грачах”».Саврасов Картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» и «Пейзаж. Село Волынское»

В 80-90-х «почерк» автора стал неровным. Сказывались проблемы с алкоголем, резко ухудшившееся зрение и нищета, в которой прозябал художник. Среди работ периода — «Пейзаж. Село Волынское», где появляются непривычные для Саврасова элементы – дымящие трубы, заводской смог.

Новаторский стиль автора, взгляд на русскую природу стали значимой вехой в истории живописи, его проникновенный художественный голос не стих. Интерес к личности и творчеству Саврасова по-прежнему велик: о нем снимают фильмы, пишут критические статьи, делают выставки, обобщающие богатое наследие художника в глазах потомков.

Личная жизнь

В 1857-м художник сочетался законным браком с Софьей Герц, приходившейся сестрой его другу и университетскому товарищу. В браке родились 5 детей. 2 дочери художника скончались в младенчестве, что стало для него и супруги страшным ударом.

Саврасов Портрет Алексея Саврасова

В 1876-м пара разошлась. Жена уехала к сестре, забрав детей, а в жизни художника начался период скитаний.

Пристрастился к алкоголю, вел нищенское существование, чураясь помощи, которую предлагали друзья «из прошлого», например, Третьяков. Два года сожительствовал с Верой Киндяковой.

С 1983-го до кончины жил с Екатериной Моргуновой, которая родила ему дочь Надежду и сына Алексея, ставшего впоследствии видным советским художником.

Смерть

Годы нужды и пагубное пристрастие к алкоголю подточили здоровье художника. Забытый всеми, в 1897 году он умер в больнице для бедных.

Могила Алексея Саврасова

На погребении присутствовали двое: меценат Третьяков и ученик Левитан, описавший мастера так:

«С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

Могила находится на Ваганьковском кладбище.

Картины

  • 1850 – «Камень в лесу у Разлива»
  • 1852 – «Рассвет в степи»
  • 1854 – «Вид в окрестностях Ораниенбаума»
  • 1859 – «Пейзаж с рекой и рыбаком»
  • 1862 – «Швейцарский вид»
  • 1869 – «Лосиный остров в Сокольниках»
  • 1871 – «Бурлаки на Волге»
  • 1871 – «Грачи прилетели»
  • 1871 – «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода»
  • 1873 – «Просёлок»
  • 1875 – «Радуга»
  • 1884 – «Кутузовская изба в Филях»

Источник: https://24smi.org/celebrity/29786-aleksei-savrasov.html

Алексей Саврасов — биография, картины и произведения художника

02 ноября 2019

Саврасов

Алексей Кондратьевич Саврасов принадлежит к художникам, роль которых в истории русского искусства неоспоримо значительна. Наряду с Шишкиным, Васильевым, Куинжди, Поленовым, он был создателем школы национальной пейзажной живописи второй половины XIX века.

Каждый из этих художников имел свои излюбленные мотивы, свой неповторимый творческий почерк, но их всех объединяла любовь к России. Они отличались от своих предшественников найти красоту в самом скромном и, казалось бы, обыденном.

Лесные дали, озера, разливы рек, деревенские околицы, покосившиеся сараи и избы, дворики, просеки – вся эта «проза», взволнованно прочувствованная художниками, открывала подлинную поэзию, разлитую в русской природе, учила находить прекрасное в простом, в самой жизни.

Искусство передвижников противостояло условно-романтической и слащаво-салонной пейзажной живописи академического толка. Передвижники как бы взглянули на природу глазами самого народа.

Саврасов – один из самых глубоких русских пейзажистов. Расцвет его деятельности падает на 1870-е годы.

Он был типичным живописцем своего времени с его болью за окружающее, стремлением к правде в искусстве и беспощадной требовательностью к себе.

Как художник и педагог, а преподавание было для него частью творчества, Саврасов подготовил высокий расцвет русской пейзажной живописи на рубеже двух веков. Ему обязан развитием своего таланта Левитан.

Саврасов Алексей Кондратьевич родился 12 мая 1830 года в Москве, в купеческой семье. Вопреки планам отца в 18-летнем возрасте Алексей поступил в Московское училище живописи и ваяния в класс К.И.Рабуса – последователя романтической пейзажной школы.

Саврасов окончил три класса начальной школы и   имел опыт писания акварелей по мотивам модных тогда пейзажистов. Он успешно проходит курс обучения.

В 1849 году его посылают для «снятия видов с натуры в Малороссии и Одессе», а в следующем 1850 году за картину «Вид Московского Кремля при луне» и два натурных этюда удостаивают звания неклассного художника.

Одна из наиболее ранних известных нам работ Саврасова – «Вид на Кремль в ненастную погоду» (Государственная Третьяковская галерея, 1851) написана в традициях романтического пейзажа, господствовавшего тогда в академических кругах.

Саврасов

  • Алексей Саврасов
  • «Вид на Кремль в ненастную погоду»
  • Государственная Третьяковская галерея
  • 1851

В 1862 году Саврасов совершает вторую поездку на Украину и привозит ряд этюдов и картин («Степь», «Вид Киева с Днепра»), заставивших признать в нем незаурядного живописца. Его приглашают в Петербург.

 Исполненные по заказу пейзажи окрестностей Петергофа и Ораниенбаума Саврасов представил в Совет Академии художеств и в 1854 году получил за них звание академика.

Читайте также:  Опера «русалка»: содержание, видео, интересные факты

Саврасова не прельстили выгодные заказы. Он вернулся в Москву и с 1857 году занял место руководителя пейзажного класса в Московском училище живописи и ваяния, где когда-то учился сам. Собственно, это было началом перелома в творческой жизни художника. В дальнейшем его искусство развивается в русле демократического реализма, приобретая все более ярко выраженный национальный характер.

«Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859) открывает новый период творчества художника, знаменуемый поисками национального своеобразия пейзажной живописи. В отличие от ранних работ в не м поражает простота избранного мотива — здесь нет ничего романтического: тихая гладь реки, пологие берега, широкие дали, ясное небо.

Саврасов

  1. Алексей Саврасов
  2. «Пейзаж с рекой и рыбаком»
  3. 1859

В 1862 году Саврасов побывал в Англии, Франции, Германии и Швейцарии. По швейцарским этюдам им уже в России были написаны картины «Озеро в горах» и «Водопад» (Государственная Третьяковская галерея, обе – 1860-е годы), заставляющие вспомнить пейзажи А.Калама. в 1867 году художник посетил Всемирную выставку в Париже.

Знакомство с классикой европейской живописи помогло ему усовершенствовать профессиональное мастерство и, вместе с тем, глубже понять свои задачи, как художника, тверже встать на путь нового эстетического осмысления природы.

Это заметно сказалось в его работах конца 1860-х годов, таких, как «Сельский вид» (Государственная Третьяковская галерея, 1867) и особенно «Лосиный остров в Сокольниках» (Государственная Третьяковская галерея, 1869).

Саврасов

Саврасов Алексей

«Лосиный остров в Сокольниках»

Начиная с 1870-х годов, творчество Саврасова неразрывно связано с Товариществом передвижных художественных выставок. Он был членом-учредителем Товарищества и одним из наиболее активных и последовательных его деятелей, одним из тех, кто 23 ноября 1869 года подписал проект устава и письмо-обращение художников Москвы к художникам Петербурга.

В декабре 1870 года Саврасов взял длительный отпуск в Московском училище и уехал под Ярославль. Уже одно то, что художник стремился выйти из круга привычных тем, говорит о его творческой зрелости.

Поездки на Волгу определили все последующее искусство Саврасова. В течение ряда лет он работал над волжской темой – «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (Горьковский художественный музей, 1870).

Саврасов

  • Саврасов Алексей
  • «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода»
  • Холст, масло
  • Горьковский художественный музей
  • 1870

1871 год был особенно плодотворным в творчестве художника. Именно тогда были написаны картины «Оттепель», «Разлив Волги под Ярославлем» (обе – Государственный Русский музей), «Ранняя весна» и лучшее, поэтичное творение Саврасова – «Грачи прилетели» (Государственная Третьяковская галерея).

Любовное и пристальное изучение национального пейзажа в многочисленных этюдах и картинах, долгие годы поисков обобщенного художественного образа родной природы завершились созданием произведения, которому принадлежит особое место в русской пейзажной живописи, и шире – в истории русской культуры.

Саврасов

  1. Алексей Саврасов
  2. «Грачи прилетели»
  3. Холст, масло
  4. 62 х 48 см
  5. Государственная Третьяковская галерея
  6. 1871

В середине 1870-х годов Саврасов создает произведения, которые полностью опровергают легенду о нем, как авторе одного шедевра. Тонко развитое чувство природы и долгий опыт изучения натуры позволили ему создать такие произведения, как «Вечер. Перелет птиц», «Могила на Волге», «Волга», «Радуга».

Саврасов

  • Саврасов Алексей
  • «Волга»
  • 1870

В это время художник пользовался огромной популярностью как педагог: ему обязаны развитием своего таланта Левитан, Коровин, Светославский и многие другие художники. В 1882 году Саврасов был вынужден оставить училище, где в течение 25 лет был бессменным руководителем пейзажного класса.

В это же время в творчестве художника появляются первые признаки упадка. Искусство Саврасова мельчало и в своих образах, и в самой живописи.

Картина «Рожь» — последнее по времени значительное произведение художника, мастерски написанное, захватывающее поэзией русских просторов.

В дальнейшем он все чаще повторял старые мотивы и только в недолгие дни просветления создавал картины («Просека в сосновом лесу» и «Ночка» — обе 1883) и рисунки «Могила А.С.Пушкина», 1880), заставляющие вспомнить его работы 1870-х.

В живописи он создал новый жанр – русский лирический пейзаж, а в жизни стал жертвой отчаянья и русской болезни. Самый молодой академик и самый уважаемый московский художник, он умер в больнице для бедных в 1897 году.

искусство, Живопись XIX века, саврасов, Передвижники.

Источник: https://ArtDoArt.com/news/aleksej-kondratevic-savrasov

Алексей Саврасов – мастер лирического пейзажа

Русские победы

Публике Саврасов известен картинами «Грачи прилетели», «Пейзаж с рекой и рыбаком», «Вид в окрестностях Ораниенбаума»

Саврасов

А. Саврасов «Весна. Грачи прилетели», 1872

Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве. В тот год в древнюю столицу пришла страшная эпидемия холеры, но семейство Саврасовых беда миновала.

Отец мелкий торговец, мечтал войти в купеческое сословие и стать купцом хотя бы третьей гильдии. Сына, естественно, представлял только в этом качестве.

Однако у Алеши были другие интересы, его увлекло рисование, в детстве, будучи учеником городского трехклассного училища, он начал писать картинки гуашью и акварелью. Его рисунками заинтересовались торговцы на Ильинке и Никольской улице. Там бойко торговали лубочными изделиями, книгами и гравюрами.

Читайте также:  Герен "аврора и кефал" описание картины, анализ, сочинение

Здесь же Алеша познакомился с одним художником, который увидев творческий потенциал мальчика, посоветовал поступать в художественное училище. Алексей поступил Московское училище живописи и ваяния, здесь он учился на курсе у художника видописца Карла Рабуса.

За картину «Вид Московского Кремля при луне» (1851), написанную во время учебы, был удостоен звания неклассного художника.

После поездки в 1852 году по Малороссии написал картины «Степь днем» и «Рассвет в степи», вызвавшие положительные отклики у критиков.

«Пейзажи г. Саврасова… дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника, вследствие теплого и вместе с тем разумного воззрения на природу… самобытность его таланта несомненна», – отмечал художник Николай Рамазанов.

По приглашению великой княгиня Марии Николаевны, президента Академии художеств, работал на великокняжеской даче в Сергиевском на берегу Финского залива. За картину «Вид в окрестностях Ораниенбаума» двадцатичетырехлетний художник получил звание академика.

У Саврасова была возможность стать художником, приближенным к императорской семье, Мария Николаевна готова была ему покровительствовать, но он предпочел вернуться в Москву и трудиться самостоятельно.

Саврасов

Такова его самая известная картина «Грачи прилетели», на ней нет каких-либо необычных красот. Грязный проселок, серый снег, голое дерево, грачи – совершенно банальная картинка, которая, однако, искрится любовью к Родине.

Эта картина сослужила живописцу плохую службу, долгое время он считался художником одной картины. После смерти второй дочери в его пейзажах стали появляться трагичные, мрачные нотки. 

Алексей Кондратьевич преподавал, среди его учеников знаменитые художники Исаак Левитан, Константин Коровин, Михаил Нестеров. Был он одним из основателей и деятельных участников Товарищества передвижных художественных выставок.

В последние годы жизнь не была к нему щедра: у него началась болезнь глаз, пришлось оставить преподавательскую работу, он развелся с женой, много пил. На жизнь зарабатывал продажей копий своих старых работ.

Умер в 1897 году в одной из московских больниц, которую называли «чернорабочей». На его могиле, на Ваганьковском кладбище установили простой деревянный крест.

темы

Новости партнеров

Источник: https://rusplt.ru/wins/aleksey-savrasov-master-29841.html

Сочинение «Пейзаж с рекой»

«Пейзаж с рекой и рыбаком» написан известным русским пейзажистом А. Саврасовым в 1859 году. Эта картина является значимым этапом в его творчестве и саморазвитии. Глазам зрителя предстает берег Москвы-реки. Саврасов пишет пейзаж с натуры, находясь в Подмосковье, рядом с селом Архангельское.

На полотне изображено тихое летнее утро. Прохлада утра, свежесть пока еще противостоят надвигающемуся зною. Передний план картины находится в глубокой темной тени, солнце еще встает.

Далее в первых солнечных лучах виден берег и его желтый песок. Слева написан круто поднимающийся берег реки, он густо порос различными деревьями. Изображен изгиб реки — широкий, спокойный и чистый.

Похоже, что течение остановилось, будто еще не проснувшись.

Деревья, растущие на берегу, видны в отражении зеркальной глади воды. На дальнем плане картины предстает противоположный берег Москвы-реки. Берег холмист. Еще дальше чуть виднеется лес.

Небо прозрачно-голубое, с застывшими в нем густыми облаками. Картина словно пронизана светом, в ней много воздуха и он почти ощутим. Сам Саврасов говорил о том, что в пейзаже важно прописать именно воздух.

И как не великолепно не прописывай пейзаж и деревья, без воздуха получится плохой пейзаж.

На переднем плане полотно одиноко бредет рыбак с уловом и снастями. Он кажется ничтожно маленьким в сравнении с бескрайней природой и рекой. Картина демонстрирует важность природы, ее преобладание над людским миром. Рыбак идет спокойно и медленно, он не нарушает покой природы, реки и отражающихся в ней деревьев. На картине спокойное раннее утро.

Цветовые оттенки, использованные художником в этой картине, в основном светлы и нежны (не считая тени). Контраст красок хоть и присутствует, но является гармоничным. Сам художник являлся чутким и лиричным человеком, что с успехом переносил на полотно.

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение «Пейзаж с рекой»« Забота о птицах сочинениеСочинение Зачем розе шипы нужны »

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-pejzazh-s-rekoj/

Саврасов: не только "Грачи", но и реки

Волга. Дали. 1870-е

Родоначальник русского лирического пейзажа А.К. Саврасов и русские реки.

Чаще всего он, разумеется, писал Волгу, а внимания больше всего уделял передаче воздуха. Сама живопись получилась многослойной и богатой оттенками.

Волга. 1870-еВолга. Дали. Первая половина 1870-х

Есть, впрочем, картины не такие туманные, но всё равно лиричные:

Пейзаж. Берег Волги. 1874Разлив Волги под Ярославлем. 1871На Волге. Первая половина 1870-х

Есть ещё ярче:

Вид Волги под Юрьевцем. 1870-е Волга близ Городца. 1870

Есть немного быта. Например, с рыбаками:

Рыбаки на Волге. 1872Пейзаж с лодкой. 1860-еПейзаж с рекой и рыбаком. 1859

Встречается и столь любимый Саврасовым вертикальный формат:

Волга. Пейзаж. Первая половина 1870-хНа Волге. 1875

Одна из самых узнаваемых картин художника:

Могила на Волге. Окрестности Ярославля. 1874

Другие реки:

Берег реки Ве. . ги в низовьях. 1870-еЛесистый берег реки Москвы. 1859

Необычный формат картины:

Речной пейзаж. 1880-1890-е

И ещё несколько удивительно красивых по колориту картин:

Берег реки. 1879Костер у рекиПейзаж с рекой. 1880-еПлоты. 1868

Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5ca73854ce8c8200b34dff2b/savrasov-ne-tolko-grachi-no-i-reki-5cb34017e962a300b425367c?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=685854935.510.1573007639357.79758&integration=publishers_platform_yandex

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector