Искусство и развлечения 1 июня 2015
Художник Серов Валентин Александрович известен многим как автор портретного жанра.
Особенно знаменит его портрет «Девочка с персиками», который пропитан солнечным светом и прозрачной, воздушной легкостью теплого дня.
Картина «Похищение Европы» кардинально отличается от ранних картин Серова не только жанром, но и композицией, и стилистикой изображения.
Мифы Древней Греции в живописи
Начиная с античности, греческие мифы побуждали художников, скульпторов и поэтов создавать произведения искусства. Мифология и по сей день представляет собой богатый мир героев и сюжетов. Мифы передают дух Древней Греции, места, где воспевалась и увековечивалась красота. Неудивительно, что именно их сюжеты чаще всего становятся предметом изобразительного искусства.
На протяжении веков подвиги Геракла, мучения Прометея и похождения Зевса были запечатлены в разных форматах, стилях и техниках такими художниками, как Боттичелли, Рубенс, Рембрандт, Доре и многие другие. В период модернизма влияние мифологии на живопись уменьшилось, большее внимание стало уделяться стилю и технике изображения в ущерб сюжету картины.
В российской живописи ХХ века исторический и мифологический жанр обрел «второе дыхание» благодаря великолепным картинам Врубеля и Васнецова, которые оживили сюжеты национального фольклора. Древнегреческие мифы стали предметом особого интереса Валентина Серова в поздний период его творчества.
История картины
В самом начале ХХ века среди людей искусства пошли слухи о начале грандиозного проекта по оформлению музея изящных искусств им. Пушкина. Живописное оформление залов должно было подчеркивать и разъяснять постоянные экспозиции музея. В биографии Серова четко прослеживается желание участвовать в этом проекте.
В середине 1900-х гг. Серов посетил Грецию, чтобы впитать классическую культуру и искусство. Подготовка к росписи классических залов музея считается основной целью, которую преследовал художник. Серов Валентин Александрович начал писать первые варианты «Похищения» незадолго после поездки.
Многие искусствоведы считают, что картина «Похищение Европы» и сопутствующая ей «Встреча Одиссея с Навзикаей» были написаны как эскизы для настенной росписи, а не для станковых картин. Аргументом в пользу этой точки зрения может считаться то, что автор не собирался писать ни одну из упомянутых картин маслом.
Валентин Серов, «Похищение Европы»: описание
Картина «Похищение Европы» в качестве сюжетной линии использует миф о молодой финикийской царевне по имени Европа, дочери царя Агенора, которую возжелал Зевс. Обратившийся в быка, Олимпийский Бог унес Европу на своей спине на остров Крит.
Интерпретация Серова не требует правдоподобного изображения героев и окружающего их пейзажа, она не пытается создать реалистичный сюжет. Валентин Серов стремился к обобщению художественных образов, к созданию картины, объединяющей в себе культуру, знания и традиции древней Греции.
Стиль картины
Еще одним аргументом в пользу написания «Европы» для декоративного панно музея искусств является уникальная стилистика картины. В 1907 г. Серов отправился на остров Крит с целью изучить античные настенные росписи древнего храма.
Новаторские приемы в стилизации и даже композиции картины «Похищение Европы» указывают на то, что автор был вдохновлен классическим искусством древнегреческих монументальных исторических панно.
Стиль картины можно с легкостью назвать минималистичным. Динамичная композиция, однообразие форм, отсутствие лишних деталей и минимальная цветовая гамма создают присущий модерну эффект стилизации.
Продолговатые, вытянутые по диагонали формы быка и дельфинов, а также «волнующаяся» линия горизонта оставляет картину без единой прямой вертикальной или горизонтальной линии в композиции.
От этого она кажется движущейся вверх.
Фигура огненно-рыжего быка, плывущего по бурному морю, разделяет картину на две части по диагонали как в композиционном, так и в цветовом плане. Серов выбрал атипичный, для Зевса в форме быка, цвет.
В большинстве случаев величие и великолепие громовержца подчеркивается белым цветом, в данном случае Серов выбрал яркий оранжевый цвет, который внес в колористику картины необыкновенную динамичность и одновременно создал визуальный фокус.
Картина «Похищение Европы»: варианты
Серов создал несколько вариантов картины, ни один из которых не считается полностью завершенным. Во всех существующих изображениях палитра и композиция остаются практически неизменными, в отличие от множества вариантов «Встречи Одиссея с Навзикаей», в которых Серов экспериментировал с построением, композицией, динамикой и цветовой гаммой.
Самый большой по размеру и наиболее детализированный вариант картины «Похищение Европы» хранится в Государственной Третьяковской галерее, но принадлежит при этом частной коллекции.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/127674/
Валентин Серов. Последние декоративные панно. Похищение Европы. Одиссей и Навзикая
Теперь мы подошли к одному из последних жизненных эпизодов Валентина Александровича Серова. В 1907 году Серов вместе с Л.С.Бакстом, автором символистских полотен и деятельным членом «Мира искусства», поехал в Грецию.
Его восторженные греческие впечатления нашли непосредственное отражение лишь в работах 1910 года, когда художник вновь оказался на морском побережье, в Беаррице, во Франции.
Захваченный мифологическим миром Древней Греции, Серов работал над двумя декоративными панно – «Похищение Европы» (1910) и «Одиссей и Навзикая» (1910).
Валентин Серов. Похищение Европы. 1910
Валентин Серов — Похищение Европы
Сюжет картины «Похищение Европы» взят из древнегреческой мифологии. Могучий Зевс влюбился в дочь финикийского царя Агенора Европу. В виде прекрасного быка он предстал перед царевной и ее подругами, когда те гуляли по берегу моря.
Молодым девушкам понравилось играть с красавцем-быком, они решились украсить его рога цветочными гирляндами. И когда Европа («широкоглазая», как переводится ее имя) села на спину Зевса-быка, он кинулся в море и увез девушку на остров Крит.
Там она стала его женой и родила ему трех сыновей-героев.
В панно «Похищение Европы» нет внешних проявлений разбушевавшихся стихий. Могучая сила, олицетворенная в Зевсе, принявшем облик быка, смиряется загадочной красотой финикийской царевны Европы, подобной древнегреческой коре.
Именно коры, женские изваяния на Акрополе, произвели особое впечатление на Серова во время путешествия по земле эллинов в 1907 году. Взгляд быка грозен, поза Европы неустойчива, но это не нарушает общей величавой гармонии всего полотна.
Весь строй картины пронизан ощущением какой-то особой, возвышенно-обобщенной монументальности.
Валентин Серов — Одиссей и Навзикая
Во время поездки в Грецию Валентин Серов заинтересовался раскопками Кносского дворца.
Изучение руин этого дворца английским археологом Эвансом перевернуло представление о древней греческой цивилизации.
Работая над картиной «Одиссей и Навзикая», художник рассказывает о потерпевшем крушение Одиссее, который попал на остров феаков, сказочного народа, пребывающего в мире блаженного, потустороннего бытия.
Валентин Серов. Одиссей и Навзикая. 1910
Высокий свод небес с воздушной громадой облаков и приближенная к зрителю узкая прибрежная полоска воды с отраженными в ней зыбкими силуэтами движущейся вдоль светлого моря процессии, все это втягивает вглубь необозримого пространства. Устремлена вперед стройная, как статуя, царевна Навзикея, управляющая колесницей, влекомой мулами. По велению Афины она должна помочь Одиссею возвратиться на родину с острова Схерия, принадлежащего народу феаков.
Герой отстал от процессии девушек-рабынь и уныло бредет в тяжелом раздумье о пережитых страданиях, о неизвестном будущем. Излюбленный Серовым музыкально-ритмический мотив шествия становится олицетворением жизненного пути, неисповедимой судьбы, вечного странствия между обреченностью и надеждой.
Это были одни из последних произведений Валентина Александровича Серова. Сутью его творческого метода было постоянное развитие, борьба против всяческих штампов, ремесленных приемов. Даже смерть художника воспринималась современниками как глубокий историко-культурный водораздел, обозначивший конец целой эпохи.
Валентин Серов — преподаватель
Собственный опыт мастера помог ему найти общий язык с молодым поколением. Как преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) Серов был свидетелем экспериментов начинающих живописцев, будущих основателей символистских и авангардных группировок «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост».
В.А.Серов. Автопортрет. 1880-е.
Футурист Д.Д.Бурлюк признавался:
До того, как нас, молодежь начала двадцатого века, отравил микроб нового искусства, Серов был нашим кумиром.
Неудивительно, что Серову удалось воспитать поколение художников. Главным своим учителем его считали К.С.Петров-Водкин, П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян, Н.П.Ульянов и другие известные живописцы.
Н.К.Рерих отмечал:
Этот человек… знал, что делал. А делал он творческое, честное, прекрасное дело в истории русского художества… Как хорошо, что наряду с Суриковым, Репиным, Васнецовым, Нестеровым, Куинджи был у нас и Серов, засиявший таким прекрасным, драгоценным камнем в ожерелье русского искусства.
Источник: https://valentina-site.ru/russkie-hudojzniki/valentin-serov/valentin-serov-13-poslednie-dekorativnyie-panno
Описание картины Валентина Серова «Похищение Европы»
Суть мифа, положенного в основу картины, состоит в следующем: Зевс, заметив необычайную красоту земной девушки Европы, дочери царя финикийцев, Агенора, влюбляется в нее и решает ее похитить. Обратившись в быка, он предстает перед прекрасной Европой. Усыпив ее бдительность миролюбивым поведением, дождавшись момента, когда девушка сядет ему на спину, Зевс в образе животного бросается в море и уплывает на остров Крит, неся на спине свою возлюбленную. Так Европа становится его женой и у них появляются трое сыновей.
Конечно, такая красочная легенда привлекала к себе множество художников. Картины на тему похищения Европы писали Тициан, Паоло Веронезе, Рембрандт, Гвидо Рени, Клод Лоррен, Франсуа Буше, Гюстав Моро, Франческо Альбани, Николас Питерс Берхем, Лука Джордано и многие другие. Но работа Валентина Серова отличается от всех своей масштабностью и монументальностью.
Художественная композиция картины Серова «Похищение Европы» строится на напряженном диагональном движении и стремлении ввысь. Все действующие лица на картине специально расположены по диагонали.
Мощные, резкие движения огромного быка, плывущего по волнам с испуганной девушкой на могучей спине, повторяет плывущий рядом дельфин, что только усиливает динамический эффект, который производит изображение.
Большую часть полотна занимает море, сильно волнующееся, грозное и довольно мрачное.
Нестандартно и цветовое решение, выбранное Серовым для написания этого шедеврального полотна.
Все краски, используемые художником имеют очень яркие и насыщенные оттенки, видно влияние античных фресок, которые изучал Серов на острове Крит.
Для изображения быка он берет оранжево-кирпичный цвет, вследствие этого Зевс в образе животного становится мощным светлым энергичным пятном на фоне волн и неба, исполненных в сине-серых тонах.
- Год написания картины: 1910.
- Размеры картины: 71 х 98 см.
- Материал: холст.
- Техника написания: темпера.
- Жанр: мифологическая живопись.
- Стиль: модерн.
- Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Источник: https://opisanie-kartin.ru/serov-valentin/pohisshenie-evropy/
В.Серова «Похищение Европы»
Валентин Александрович Серов, великий русский художник, график и портретист, в своём творчестве он объединил традиции и новаторство, известен как создатель многих всемирно известных полотен, которые дошли до наших дней и радуют нас гениальностью и простотой изображения, поражая своей загадочностью и неповторимостью по сей день. Его шедевры далеки от общепринятых канонов, в них читается свой особый неповторимый характер, который заставляет остановиться, присмотреться, задуматься и почувствовать могучую энергию, переданную кистью мастера. Волшебным, непредсказуемым образом передавая то настроение и идею, которая была задумана художником.
В особенности пути мастера — это поиск чего-то нового, глубокого, неосознанного. Серов, на протяжении своей жизни, много путешествовал, его привлекало удивительное, необычное, интересное, что впоследствии отображалось в его картинах.
Одним из направлений трудов живописца было его увлечение и изучение мифологии и работа над археологическими находками, с целью создания не только обычных, станковых, картин, но и декоративных панно для росписи музеев и храмов.
Он с жадностью изучал легенды, описания, сказания и стремился передать все это на полотне.
Одной из подобных работ считается картина «Похищение Европы», написанная в 1910 году после посещения Серовым Греции, которая произвела на него неизгладимое впечатление. А изучения останков так называемого Кносского дворца, заставили задуматься над тайными смыслами мифологии минувших лет.
Поражённый, красивой древнегреческой легендой о великой любви могущественного бога неба Зевса к простой смертной девушке, дочери финикийского царя, прекрасной Европе, художник берётся за создание своей версии античного сюжета.
Картина даётся ему не сразу, он снова и снова ищет варианты, чтобы в точности перенести на полотно все то, что чувствует сам, чего хочет донести до людей.
В своей работе В.А. Серов стремился показать, несмотря на всю мифичность сюжета, реальную жизнь, и это выделяет его картину из ряда ранее созданных описаний этой легенды другими художниками. Композиция создана в импрессионистическом направлении, построена на диагоналях и постоянном динамичном движении.
Движение просматривается во всём, в вытянутом силуэте быка – Зевса, плывущем по бурлящему морю, трансформированном очертании самого моря, создающем сильный неиссякаемый поток жизни, и удлинённых контурах дельфинов, которые повторяя движения быка, плывут на встречу манящему горизонту. Бык уносит на своей могучей спине хрупкую, испуганную девушку.
Его сильные ноги рассекают непокорные вздымающие ввысь, волны. Он выглядит величественным, уверенным в себе, с царственным поворотом головы, но в то же время с невероятно реальными, необыкновенными человеческими глазами. Во взгляде быка читается любовь, страсть, обожание и печаль.
Как будто он хочет извиниться за свой поступок, похищение девушки, но не может справиться с всепоглощающим, измучившим его чувством – любви и страсти.
Художник, отступает от первоисточника изображая быка в ярком оранжевом, а не белом цвете, на фоне тёмно-синего моря, в самом центре картины, что привлекает особое внимание, являя собой смысл произведения, свежий взгляд переплетения условности и реализма и пренебрежение воспринятыми канонами и условностями.
В своих произведениях Валентин Серов всегда шёл от натуры. Сама Европа, изображена реальной, худощавой девушкой, с застывшим, античным лицом, в простой одежде тёмных тонов, что выглядит необычно, для изображения особ царской семьи.
Покорно балансируя на могучей спине быка, отдавшись судьбе, с загадочной улыбкой на лице, она несмотря на страх перед неизвестностью, кажется, доверилась своему похитителю. Девушка изображена такой хрупкой и беззащитной, она, как будто отдалась в руки провидения.
Уверенность Зевса, великая сила и решительность передались ей. Словно сбылись её потаённые мечты о новой неизвестной и интересной жизни, которая снилась ей по ночам.
А все вокруг, резвящиеся дельфины, бурлящее море, волнистая, игривая линия горизонта, создаёт уверенность в завтрашнем дне, таком далёком и в то же время невероятно близком. Таком, опасном и манящем, таком, о котором мечтает каждый из нас.
Изображение моря, как изысканный орнамент, в котором нет места обычному этюду, оно нереальное, мифическое, вздымается темно — синим облаком и несёт на себе все живое не только силуэты, но и саму жизнь. Оно кажется нереальным, сказочным, мифическим, но в то же время энергетически сильным неиссякаемым потоком, вздымающимся до горизонта и впадающем в неизвестность.
Там за горизонтом богатая, счастливая жизнь, полная любви и изобилия. Там за горизонтом забудутся все горести и сбудутся все мечты, по крайней мере, в это хочется верить смотря на эту картину.
Художник осознанно не прорисовывает второстепенные детали, давая таким образом, фантазии дорисовать, додумать, увидеть каждому своё, известное только ему одному, желаемое только ним одним.
Эта работа, считается незаконченной одной из последних шедевров художника. Она является символичной, предсказывающей завершение жизненного пути великого метра. Серов работает тайно, скрывает свои работы от всех окружающих .
Живописец как будто тайно создаёт свою, уникальную версию античности, он пытается зарисовать события, таким, будто бы увиденные глазами древних поколений.
Все персонажи в картине занимают незначительное место, превращаясь в плоские силуэты и это неслучайно, потому что, главное, тут сумасшедшая энергия и движение, поток неисчерпаемых чувств и желаний.
Насчитывается более шести вариантов этого шедевра в которых художник стремится увести этот сюжет от реальной жизни, он искал цветовую гамму, проводил эксперименты с пространством, в то же время стремясь превознести человечество над обыденностью, показать нереальное в реальном свете. Каждая из версий имеет своё художественное звучание. Серов непросто рисовал, он пытался создать свой новый, неповторимы мир живописи.
Вы еще не знаете где можно посмотреть обучающие уроки по географии? В таком случае могу порекомендовать обратиться к специализированному ресурсу, который представлен по адресу http://uroki.tv»
Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/v-serova-pohishhenie-evropyi/
Картина Серова. Похищение Европы
Древнегреческий миф о прекрасной царевне Европе, похищенной всемогущим Зевсом – один из самых известным. Многие художники использовали это античное повествование и предлагали различные художественные, стилистические и композиционные решения.
Важным является и тот факт, что этимологическое происхождение одного из материков связано с именем этой девушки, означающее, скорее всего, «заход» или «широкоглазая». Таким образом, в европейской культуре есть особое отношение к этому мифу.
Европа играла со своими подругами на берегу возле моря, и ее красоту и грацию заметил главный бог-олимпиец. Ослепленный страстью Зевс решил похитить ее. Приняв обличье белоснежного неагрессивного быка, он предстал перед девушками.
Легкомысленные красавицы приближаются к быку, украшают его рога цветами. Но когда юная Европа решила сесть на него верхом, животное внезапно устремляется в море и увозит на остров Крит.
На своей картине «Похищение Европы» Валентин Серов запечатлел именно тот момент, когда могучий Зевс в облике быка пересекает море, а девушка сидит на его спине.
Но в интерпретации знаменитого русского живописца, этот сюжет отошел от академических канонов и приобрел совсем иное звучание, прославив художника.
Получив заказ на выполнение росписей в России, Валентин Серов совершил поездку на остров Крит и досконально изучил остатки Кносского дворца. Создавая свое полотно, живописец использовал характерный для эстетики модерна приемы стилизации и яркие краски.
Отступив от античной традиции, Серов изобразил белоснежного быка рыжим с белым пятном посреди лба, а выражение морды быка – весьма очеловеченное. Это яркое оранжевое пятно выглядит особенно впечатляюще, выразительно и красиво на фоне сине-фиолетового моря и белых волн.
Горизонтальное направление центральных фигур усиливают движение. Для достижения такого динамизма Серов удлинил корпусы тел быка, девушки и дельфина.
Чтобы передать силу штормового моря, живописцев располагает горизонт высоко вверху и использует крутые волны, чтобы взрыть линию горизонта огромными морскими валами. Могущество быка передано в том, как он сильно и бесстрашно рассекает эти крутые волны.
- Интересным в этой картине является то, что юная красавица на спине принявшего обличье быка Зевса вовсе не выглядит напуганной.
- Она сидит в неудобной для езды на животном позе, как бы демонстрируя, что ничего не боится и лишь слегка держится за невероятно длинные рога могучего животного.
- Девушка спокойно смотрит назад и, видимо, прощается во своим прошлым, все дорогим сердцу – своими подругами, родителями и знакомыми, но она не испытывает радостных чувств к неизвестному будущему, но знает, что все это происходит к лучшему.
- Автор сочинения: Ирина Шастова
Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/kartina-serova-poxishhenie-evropy.html
Похищение Европы картина Серова В. А. 1910 г
Похищение Европы картина Серова В. А. замечательного русского живописца, была завершена в 1910 г. и известна в нескольких (около десяти) авторских вариантах. Написана на картоне темперой и имеет размер 71 х 98 см.
На картине изображено море, над которым огромный оранжево-коричневый сильный бык на спине уносит красавицу Европу. Она выглядит совершенно спокойной и даже равнодушной к происходящему.
Хотя сюжет заимствован из греческой мифологии, в Европе мы не увидим мраморной застывшей красоты. Ее можно принять за обычную девушку.
Вокруг этих двух персонажей — в морской воде резвятся дельфины, словно свита, сопровождающая быка.
В этом произведении мы легко обнаружим символику. Европа уже не следует долголетнему поклонению античности, она находится в движении вперед. И это ее, как видим, не беспокоит.
Впереди нет конкретной цели, конечного пункта следования, но это будущее, и Европа не собирается оплакивать прошлое, оставленное ею по воле божественного Зевса. Какой берег выберет, стремительно уносящий ее могучий бык? Ответа на этот вопрос нет.
Но герои композиции оглядываются на зрителей, приглашая их последовать за ними.
Миф о похищении царевны лежит в основе теории о зарождении европейской цивилизации. Рожденных красавицей троих детей, усыновил правитель Крита. Их потомки и стали первыми европейцами.
Привлекает внимание и пространство картины, которое имеет особый ритм. Его дают дельфины, именно они, своими играми, еще больше подчеркивают физическую силу быка. Можно сказать, что автор намеренно сделал море лишь фоном, хотя, и могущественным, и неукротимым в своей стихии.
Небольшие блики, легкое отражение персонажей на воде — все это также подчеркивает силу Зевса, которому безропотно подчиняется все в этом мире. Но, не стоит думать, что море или небо имеют одно цветовое решение.
Присмотритесь, и вы без труда различите мазки, градуированные тончайшими переходами близких оттенков.
В картине Похищени е Европы трудно найти второстепенные детали. Оно написано как бы по определенной схеме, что характерно для модернизма. Серов большое внимание уделяет образу Быка.
Если внимательно всмотреться в эту центральную фигуру, то мы без труда заметим черты человеческих эмоций.
Это перевоплощение главного бога Олимпа — Зевса, воспылавшего неукротимой страстью к дочери правителя Финикии Агенора.
Стоит также особо подчеркнуть, что палитру картины — смешение коричневых, синих и черных оттенков — автор позаимствовал из старинных фресок, увиденных им на острове Крит.
Серов создавал эту картину, после своей поездки на Крит в 1907 г, где он с огромным интересом рассматривал развалины величественного Кносского дворца. Это одна из его последних работ. Она представляется осмыслением творческого пути, размышлением о современном мире. Возможно, поэтому «Похищение Европы» признано самым удачным из произведений Серова. Это образец модернизма.
Древний миф много раз вдохновлял живописцев. Но картина Серова Похищение Европы полностью отличается от других произведений. Здесь не присутствуют светлые тона и изящество линий.
Она масштабна и монументальна. Композиция строится на движении по диагонали, словно изображенные персонажи движутся не только вперед, но и ввысь.
Большую часть полотна занимает море: грозное, бушующее и неспокойное.
Напомним, что два варианта картины Похищение европы находятся в Третьяковской галерее Москвы, еще один — в Русском музее Санкт-Петербурга.
Многие искусствоведы утверждают, что лучший вариант долгие годы был в семье художника. В 1996 г.
наследники Серова написали руководству Третьяковской галереи и попросили принять этот вариант на хранение, выдвинув только одно условие — о выставлении его в постоянной экспозиции.
Источник: https://www.art-portrets.ru/artists/pohischenie-evropy.html
Открытка (плейкаст) « Похищение Европы »
Валентин Александрович Серов
1865-1911
В.А. Серов удивляет гибкостью и динамичностью художественного мышления. За свою недолгую жизнь он прошел интенсивный творческий путь, не останавливаясь на достигнутом и постоянно обновляя свою манеру письма.
От «Девочки с персиками» до «Похищения Европы» расстояние огромно, но измеряется оно не годами, а новыми задачами и художественными средствами. «Девочка с персиками» — это светлое дыхание самой жизни, а «Похищение Европы» — декоративное панно, далекое от пленэрной живописи.
Это произведение предварило многие поиски русского авангарда и явилось одним из самых высоких достижений стиля модерн в русской живописи.
В 1907 году Серов совершил путешествие в Грецию. Очарованный миром античной культуры, он задумал цикл произведений на темы античных мифов.
В искусстве Древней Греции Серова поразило «удивительное соединение понимания высокой декоративности, граничащей с пафосом даже, — с уютностью».
«Похищение Европы» существует в нескольких вариантах, которые близки по композиционному решению, стилистике и образной трактовке темы.
По воспоминаниям родственницы художника, Нины Симонович-Ефимовой, именно в пору написания «Похищения Европы» у Серова было сильное желание «уйти от повседневности». В работах последних лет жизни художника условное берет верх над реальным.
Полотно «Похищение Европы» решено декоративно; оно написано большими цветовыми плоскостями, которые ритмически согласованы живой, гибкой линией, приводящей к гармонии объем и плоскость. Серов делает высокую линию горизонта, что позволяет ему трактовать пространство как плоскость.
Безбрежное море написано условно, и в то же время мастер добивается ощущения толщи бесконечной глубины воды, которую разрезает по диагонали полотна мощная фигура быка — Зевса. По контрасту с Зевсом фигурка Европы кажется маленькой и беспомощной, она словно робко покорилась судьбе.
Ее лицо напоминает лицо коры времен греческой архаики; оно словно маска с невидящим взглядом. В тоже время фигура Европы дана в сложном ракурсе и живом, выразительном движении, словно все ее силы направлены на то, чтобы удержаться на спине быка.
Однако в сочетании с застывшим взглядом героини это производит иное впечатление, выраженное в стихотворении О. Мандельштама, навеянном картиной Серова:
- Горько внимает Европа могучий плеск,
- Тучное море кругом закипает в ключ,
- Видно, страшит ее вод маслянистый блеск
- И соскользнуть бы хотелось
- С шершавых круч…
- Серов не занимается стилизацией архаического периода искусства Древней Греции, он создает острое, современное для той поры произведение, в котором выражает сам дух древнего искусства — сочетание декоративности с интимным настроением.
- Русские художники 19 века
«Похищение Европы.»1910г.
Картон, темпера. 71×98 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Источник: http://www.playcast.ru/view/874416/12baf9c007a997fe713d312c57424490f9e9b657pl