Сочинение–описание
по картине В.М.Васнецова
«Алёнушка»
Урок развития речи
- Виктор Михайлович Васнецов
- 1848 — 1926
- Я всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать
- и выразить русский дух.
В.М.Васнецов
Автопортрет. 1873
Кировская земля
«С квартиры на квартиру»
«Военная телеграмма»
«Балаганы в Париже»
«Книжная лавочка»
«После побоища Игоря Святославовича с половцами»
«Витязь на распутье»
«Богатырь»
«Поединок Пересвета с Челубеем»
- «Иван-Царевич на Сером Волке»
- «Ковер-самолет»
- «Снегурочка»
- «Кащей Бессмертный»
- «Царевна-лягушка»
Абрамцево, церковь Спаса Нерукотворного
Абрамцево
Избушка на курьих ножках
Фасад Третьяковской галереи
Дом Васнецова
в Троицком переулке
Долина речки Вори у деревни Мутовки
- Иллюстрации к сказке
- «О сестрице Аленушке
- и братце Иванушке»
«Осока»
«Алёнушкин пруд» (Пруд в Ахтырке)
«Этюд сидящей девочки»
«Этюд сидящей девочки»
«Алёнушка»
Аленушка
- Одинокая, грустная, задумчивая, горькая сиротская доля, в больших карих глазах глубокая тоска, безысходная печаль;
- ситцевый цветастый крестьянский сарафан, выцветшая серо-голубая кофта;
- загорелые руки, растрепаные каштановые волосы;
- НЕБО
- Осеннее, унылое, хмурое, сумрачное, бледно-серое, неприветливое, равнодушное небо
- ВОДА
- Холодная, темно-коричневая, почти черная вода, неподвижная, застывшая, заросший , глубокий, бездонный пруд, размытое отражение в воде
- ЛИСТЬЯ
- Пожелтевшие, золотые, опавшие листья, побуревшая трава, пожелтевшая зелень, увядающая природа
- ДЕРЕВЬЯ
- Мрачные, темные, застывшие, настороженные, могучие деревья, густая чаща дремучего леса
- КРАСКИ
- Осенние, блеклые, тусклые, холодные, неяркие, бледные
Сопоставьте стихотворение А. Прокофьева и картину В.М.Васнецова.
- В чем сходство и различие поэтического образа?
- А. Прокофьев «Аленушка»
- Пруд заглохший весь в зелёной ряске В ней тростник качается, шумит, А на берегу, совсем как в сказке, Милая Алёнушка сидит.
- Прост венок, а нет его красивей, Красен от гвоздик, от лилий бел, Тополиный пух на платье синем, С тополиных рощ он прилетел.
- Но кукушка на сосне кукует.
И тропинка к берегу ведёт. Солнце щедро на воду такую Золотые обручи кладёт.
Составление плана сочинения
- «Я только Русью и жил» (О художнике В. М. Васнецове)
II. Описание картины В. М. Васнецова «Аленушка»
- 1. Портрет Аленушки (лицо, поза, одежда)
- 2. Природа, на фоне которой изображена героиня (пруд, лес, небо)
- 3. Настроение, которое передает картина
III. Мое отношение к картине В. М. Васнецова
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Написать сочинение-описание
по картине В. М. Васнецова «Аленушка»
Источник: https://multiurok.ru/files/urok-razvitiia-riechi-sochinieniie-opisaniie-po-ka.html
Васнецов Виктор Михайлович
Другие известные художники
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье священника Михаила Васильевича Васнецова. Вскоре после рождения Виктора семья перебралась в село Рябове, где и прошли детские годы будущего художника.
«Я жил в селе среди мужиков и баб, — вспоминал впоследствии художник, — и любил их не «народнически», а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины».
Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника, именно здесь у него проявился интерес к народному творчеству.
С 1858 по 1862 год мальчик учится в духовном училище в Вятке. После этого он продолжил учебу в духовной семинарии.
Учась в семинарии, Виктор одновременно брал уроки у гимназического учителя рисования Н.Г.
Чернышева, с увлечением рисовал с литографий и гипсов в вятском музее, делал зарисовки с натуры, помогал художнику Э. Андриолли в росписи только что отстроенного вятского собора.
В 1866 году он подготовил шестьдесят рисунков к сборнику «Русские пословицы и поговорки» Н. Трапицына. Васнецов не стал священником, как мечтал отец в 1867 году он, не завершив учебу, ушел с предпоследнего философского класса и решил поехать в столицу — поступать в Академию художеств.
Исполнив жанровые картинки «Молочница» и «Жница» (1867) и разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург. Не попав сразу в академию, он год занимался в школе Общества поощрения художников, в числе преподавателей которой был И.Н. Крамской, поддержавший талантливого юношу.
В 1868 году Виктор становится учеником академии. Здесь он будет заниматься (с перерывами) до 1876 года. Вынужденный зарабатывать деньги на жизнь, Васнецов дает частные уроки, иллюстрирует различные издания, сотрудничает в иллюстрированных журналах и дешевых народных изданиях. Большое влияние оказал на молодого Васнецова в академии П.П. Чистяков.
Тогда же он сближается с И.Е. Репиным.
«Жница»
С 1874 года молодой художник начинает выставляться на передвижных выставках. Уже в первых своих работах Васнецов предстает как художник-жанрист, примкнувший к демократическому направлению.
Ранние произведения художника проникнуты интересом к окружающей действительности, сочувствием к обездоленным.
Их отличает наблюдательность и меткость характеристики персонажей «Нищие певцы» (1873), «В чайной» (1874), «Книжная лавочка»(1876), «С квартиры на квартиру»(1876).
Нищие-певцы (Богомольцы). 1873
23 ноября 1876 года Васнецов женится на Александре Владимировне Рязанцевой. Брак оказался удачным у Васнецовых родились четыре сына. В том же году художник отправляется за границу в Париж. Результатом наблюдений в столице Франции стала картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877).
- «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877 год)
- На события Русско-турецкой войны 1877-1878 годов на Балканах художник откликнулся эмоциональной картиной «Чтение военной телеграммы» (1878). В 1878 году Васнецов возвращается на родину :
«Когда я приехал в Москву, — писал он, — то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда. Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным».
Мастером занимательного живописного «рассказа», сложившимся художником-жанристом выступает Васнецов в картине «Преферанс» (1879).
В.М. Васнецов — Преферанс
В это же время Васнецов обращается к новым темам русскому народному эпосу, сказке, родной истории.
В 1880 году художник завершает свою первую историческую картину — «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), которая экспонировалась на Восьмой передвижной выставке.
Эта картина была встречена публикой и критикой недоброжелательно. Только самые проницательные из друзей разгадали, что представляло собой новое искусство Васнецова.
Очень значительна была в то время поддержка С.И. Мамонтова. При его посредничестве Васнецов получил заказ на декоративные картины-панно для зала заседания правления Донецкой железной дороги.
В этих трех картинах — «Ковре-самолете» (1880), «Битве славян со скифами», «Трех царевнах подземного царства» (1884) — Васнецов и начал осуществлять новую программу своего творчества.
«Витязь на распутье»
В 1881 году Васнецов создает свое наиболее проникновенное и целостное в поэтичности и искренности чувства произведение — картину «Аленушка». Художник долго не мог найти модель для нее.
Ни одна из девочек, по мнению художника, не походила на ту сказочную сестрицу Иванушки, которую он так ясно представлял себе. Но однажды художник понял, что у его героини должны быть глаза Верочки Мамонтовой (той самой, с которой Серов писал свою «Девочку с персиками»).
И он тут же переписал лицо заново, попросив девочку хотя бы полчаса посидеть перед ним неподвижно.
Ковёр -самолёт 1880
В 1883-1884 годах Васнецов пишет большое панно «Каменный век» для украшения зала открывавшегося в Москве Исторического музея.
В изображении сцен охоты на мамонта и последующего пиршества Васнецов создает впечатляющие образы и картины реконструируемого далекого прошлого. «Впечатление, произведенное на современников «Каменным веком», — писал И.
Грабарь, — пожалуй, можно сравнить только с впечатлением, произведенным когда-то «Помпеей» К. Брюллова».
Васнецов В.М. Битва скифов со славянами. 1881.
Высокое профессиональное художественное мастерство проявил художник в грандиозных росписях Владимирского собора в Киеве. Здесь Васнецов работал с 1885 по 1896 год.
«В таких сюжетах, как «Рай», Васнецов вводит в церковную роспись черты светской картинности и характерной для него повествовательности, — отмечает А.А. Федоров-Давыдов.
— Васнецов выступает здесь таким же рассказчиком-сказочником, как, например, в «Иване-царевиче на сером волке» (1889) — картине, которую художник писал одновременно с росписями, как бы для отдыха от них».
Васнецов В.М. Три царевны подземного царства. 1879-1881
И все-таки не церковные росписи, а светская живопись определила выдающееся место Васнецова в истории русской живописи.
В 1891 году работы во Владимирском соборе в основном были закончены, и художник с семьей возвращается в Москву.
К этому времени его материальное положение позволило осуществить давнюю мечту — приобрести небольшую усадьбу близ Абрамцева и построить в Москве скромный дом с просторной и светлой мастерской.
В 1897 году художник пишет картину «Иван Грозный». В отличие от образов, созданных его современниками (Шварцем, Антокольским, Репиным), Иван Грозный у Васнецова — не только деспот-мученик, но личность убежденная и сильная.
Именно так — с уважением к уму, силе и вместе с тем с удивлением и страхом перед непомерной жестокостью — изображался Грозный в народных преданиях о нем.
Близость к фольклору ощущается не только в трактовке образа, но и в особенностях стилевого решения картины.
Царь Иван Грозный. 1897.
Нетрудно заметить, как много внимания уделено в ней орнаменту.
Нарядная орнаментальность картины придает ей оттенок фольклорности, рождая ассоциацию с поэтическим произведением, расцвеченным узором народных эпитетов, сравнений и метафор, подобно лермонтовской «Песне о купце Калашникове», которую иллюстрировал художник и которая, несомненно, оказала воздействие на характер стилевого и образного решения картины». Еще через год был завершены «Богатыри» — наиболее известное и прославленное произведение Васнецова. В 1899 году «Богатырями» Васнецов открывает в Москве свою первую персональную выставку.
В начале века имя Васнецова приобрело широкую известность. Росло количество его подражателей, и создавался так называемый «васнецовский стиль», имеющий мало общего с истинным направлением художника.
- Богатыри
- С 1898 по 1911 год Васнецов работает над эскизами мозаик и росписей церквей для Гуся-Хрустального, Петербурга, Варшавы, Дармштадта и других городов.
В последний период жизни Васнецов был занят созданием семи больших картин на темы русских сказок. Одновременно он продолжал писать портреты, которые всегда занимали особое место в творчестве художника. Очень скромные, без малейшей аффектации, портреты эти поражают сходством с оригиналом.
Портреты Е. Мамонтовой, М. Антокольского, В. Полетаевой, детей художника и многие другие всегда предельно просты, однако решение их никогда не повторяется — поза, посадка фигуры, выражение лица, живописный строй их как бы вытекает из характера самой натуры и всегда очень реалистичен.
Царевна-лягушка. 1918
После революции 1917 года семья художника оказалась разрозненной, он тяжело это переживал. Однако саму революцию Виктор Михайлович воспринял просто и естественно, видя в ней, по его собственным словам, «проявление воли народа».
Спящая царевна
Народное искусство остается для Васнецова источником вдохновения.
Он продолжает разрабатывать сюжеты народных сказок и в картинах, написанных уже после Октябрьской революции «Царевна-лягушка» (1918-1926), «Змей Горыныч»(1918-1926), «Сказка о спящей царевне» (1900-1926), «Кащей Бессмертный» (1917-1926) и «Бой Ивана-царевича со змием» (1917-1926). Художник продолжал неустанно работать вплоть до самой смерти 23 июля 1926 года.
Источник: https://tunnel.ru/post-vasnecov-viktor-mikhajjlovich
Виктор Васнецов: картины на тему русских сказок, биография художника
Творчество Виктора Васнецова
В истории русского искусства Виктор Михайлович Васнецов занимает такое же место, какое в истории науки занимают знаменитые первооткрыватели. Виктор Васнецов первым открыл путь в богатый и прекрасный, ранее совсем не известный мир народной поэзии, царство русских сказок и былин; он был первым, кто сумел оживить «дела давно минувших днкй, преданья старины глубокой».
Сначала Виктор Васнецов писал небольшие жанровые сценки из жизни бедного петербургского люда. Но это был еще не настоящий Васнецов. Лучшими работами художника стали те, которые он посвятил русской старине.
В. М. Васнецов родился в 1848 году в далеком вятском селе Лопьял. Здесь, в глуши уральских лесов, в будущем художнике пробудилась горячая любовь к народному искусству.
«Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины» — так писал о своем детстве Виктор Васнецов.
В 1867 году он приехал в Петербург, а в 1868-м поступил в знаменитую Петербургскую Академию художеств. Затем он вышел из академии и сблизился с кружком Крамского, стал членом Товарищества передвижных выставок
Несгибаемое прямодушие и непоколебимость в выборе своего пути, твердость в убеждениях и страстная любовь к родине — таков душевный склад Виктора Васнецова.
В 1880 году появилась первая картина Васнецова на исторический сюжет «После побоища Игоря Святославича с половцами» по мотивам «Слова о полку Игореве».
Вслед за ней Васнецов пишет «Аленушку», начинает «Ивана Грозного», а в 1898 году на Персональной выставке художника были впервые показаны «Богатыри», над которыми Васнецов работал свыше восемнадцати лет. Это был его наиболее плодотворный период творчества.
Впечатление, произведенное этими картинами, было громадно. «Богатыри» стали высшим, не превзойденным выражением мощи, доблести, мудрости и миролюбия русского народа.
Богатыри
«Богатырей» художник писал в Москве, в мастерской, построенной по собственному проекту, недалеко от Самотечной площади. В Москву он приехал в тридцатилетнем возрасте и до конца жизни (1926 год) не покидал древнюю русскую столицу. Она стала его домом, «Берендеевыми палатами».
В домике-теремке близ Самотеки в конце жизни художник создал сюиту картин на темы русских сказок: «Баба-яга», «Кащей бессмертный», «Царевна лягушка», «Царевне Несмеяна», «Спящая царевна», «Сивка-бурка», «Ковер-самолет».
Виктор Васнецов очень разнообразен. Он работал не только в живописи, но и в графике (иллюстрации к пушкинской «Песне о вещем Олеге»), в театре он создал замечательные декорации к весенней сказке Островского «Снегурочка».
Васнецов работал и как художник монументалист: он расписал круглый зал Исторического музея в Москве (фриз «Каменный век»), по его проекту был оформлен фасад Третьяковской галереи.
По его рисункам и проектам в художественных мастерских в Абрамцеве искусные мастера украшали народными орнаментами мебель, посуду и т. п.
Везде, где работал Васнецов: в живописи, архитектуре, прикладном искусстве, он стремился возродить русское народное творчество.
Биография Васнецова
Сын бедного сельского священника Виктор Васнецов (1848-1926) , окончив духовное училище, поступил в вятскую духовную семинарию. Однако любовь к изобразительному искусству взяла верх в окончательном выборе профессии. Дойдя до последнего философского курса, Васнецов оставил семинарию, уехал в Петербург.
Там ему удалось попасть сперва в школу Общества поощрения художников, а затем в Академию художеств. Здесь Васнецов пробыл (с перерывами) с 1868 по 1875 год. Главным его учителем был П. П. Чистяков, который и позднее оказывал Васнецову но мощь во многих его начинаниях. С большим вниманием относились к молодому художнику И. Н.
Крамской и В. В. Стасов.
Свой творческий путь Васнецов начал с небольших жанровых картин — «С квартиры на квартиру» (1876), «Чтение военной телеграммы» (1878), близких работам известных живописцев В. Г. Перова и В. Е. Маковского. По скоро определился совершенно иной характер его дарования.
Он перестал обращаться к изображению повседневности и, по собственным его словам, из жанриста стал «историком несколько на фантастический лад». Решающим толчком для этого послужил переезд Васнецова в Москву (1878), знакомство с ее памятниками старины, встреча и дружба с известным меценатом С. И.
Мамонтовым и членами мамонтовского кружка. Первым большим произведением нового этапа творчества Васнецова была картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880), написанная по мотивам «Слова о полку Игореве».
В этой картине все написано с натуры: и Аленушка — крестьянская девочка, и осенний пейзаж глухого лесного места. Идя от жанра, Васнецов силой своего таланта сумел превратить действительность в сказочный образ.
В 1883-1885 годах Виктор Васнецов, работая над тремя панно «Каменный век» для только что выстроенного тогда в Москве здания Исторического музея, проявил себя как мастер монументально-декоративного искусства. В картине «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897) художник с большим мастерством создал величественный образ.
Самым значительным историческим произведением Виктора Васнецова явилось полотно «Богатыри» (1898). Нил ним художник работал с перерывами около двадцати лет.
Создавая эту, ныне широко известную, картину, Васнецов, как и в «Аленушке», шел от реальных образов крестьян и русской природы. Прообразом Ильи Муромца был, на пример, крестьянин Иван Петров, уроженец села Карачарово, по былинным преданиям считающеюся родиной богатыря.
Жизненности картины способствовали продуманность композиции, удачно связанный с могучими фигурами трех всадников пустынный стенной пейзаж.
Творчество Васнецова было весьма многообразным. Он иллюстрировал книги, занимался гравированием. Его красочные костюмы и декорации к драматическому спектаклю «Снегурочка» А.Н.
Островского и затем к одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова (1881-1882 гг. и 1885-1886 гг.
) заложили основы русского реалистического театрально-декорационного искусства, которое позже — в конце XIX начале XX века завоевало мировую славу.
Влияние васнецовской «Снегурочки» распространилось даже на декоративно-прикладное искусство. Об этом вспоминают многие современники, это подтверждается И. Э.
Грабарем в «Истории русского искусства»: «Васнецов, пишет Грабарь, своей постановкой «Снегурочки» в половине восьмидесятых годов произвел такое огромное впечатление на всех, что многие только и бредили русскими мотивами.
Всюду стал входить русский узор, кустарные изделия; молодые художники целые дни просиживали в Историческом музее и усердно изучали старинную резьбу, набойки и вышивки».
Работал Васнецов и в области архитектуры. Им спроектирован фасад Третьяковской галереи и собственный дом в Москве, где сейчас находится васнецовский мемориальный музей.
Картины Васнецова
Источник: https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/939-vasnecov.html
Сочинение по картине Кащей Бессмертный — Виктор Васнецов
Над знаменитым полотном «Кащей Бессмертный» «сказочник» в живописи, Виктор Васнецов, работал с 1917 года, а закончил его художник в 1926 году. Эта картина стала хронологически последним его творением.
Каждый из нас знает сказки про Кощея Бессмертного, который олицетворяет ненависть и зло в русском фольклоре.
Васнецов часто черпал вдохновение в русских сказках, перенося образы сказочных героев на свои полотна. Каждый персонаж всегда приобретал свой характер, душу, с полотна на нас, на зрителей, смотрит как будто бы реально живущий человек, а не герой мифа или сказки.
На полотне доминируют три цвета: золотой, красный и темно-коричневый. Основной смысловой акцент делается на богато обставленные палаты с роскошным убранством. Жадный и неистовый взгляд Кощея дает нам понять, что перед нашим взором скупой и скаредный старик, который чахнет над своим богатством.
Это мы можем понять по трем большим, многопудовым сундукам и горе золота в левом углу комнаты.
В центре картины, вокруг этого богатства, Кощей, изображенный художником в виде костлявого, но грозного старца, и юная дева — можно предположить, что Васнецов изобразил Василису Прекрасную. Видно, что в костлявом и безобразном теле не осталось ничего душевного и теплого. Только жадность и желание всем и всея владеть.
Корона на голове и меч в руке говорят нам о его всемогуществе, но они не в силах подчинить и, уж тем более, расположить к себе юную девушку. Его взгляд застыл на окровавленном мече, и ее глазах виден нескрываемый ужас и страх перед Кощеем.
Многие отмечали, что за время написания холста, а он писался ни много ни мало 9 лет, впитал в себя все происходящие события в то время в России. Также к событиям привязывают символизм в картине. Есть ли какие-либо черты символизма у Васнецова в этой работе трудно сказать, но одно очевидно, что его произведение точно передало его переживания и чувства автора в период создания этого шедевра.
(1
Источник: https://kartiny.rus-lit.com/vasnecov-viktor/kashhej-bessmertnyj-viktor-vasnecov/
Сочинение по картине Васнецова “Кащей Бессмертный” — Сочинения, рефераты, доклады на все темы
Николай Петрович Крымов считается одним из лучших пейзажистов ХХ века. Он так рисует пейзажи знакомых мест, что каждый, кто смотрит на его картину, будто бы оказывается не только ее зрителем, но и непосредственным участником. Одной из самых впечатляющих работ художника является «Ветреный день. Бык», созданная в 1908 году.
Каждый, кто смотрит на эту картину ощущает тревогу и волнение, бушующая стихия будто бы прорывается через картину и заставляет зрителей поежится от страха и преклонения перед ней.
Подробнее…
Сочинение по картине Перова “Птицелов”
Осенью 1870 года, гуляя по лесу со своим другом, Василий Перов увидел старика, лежащего на земле, который потихоньку свистел в дудочку, заманивая птичку, а рядом с ним мальчишка. На Руси птиц часто ловили в это время, чтобы зимой они услаждали слух своим пением слух, а на Благовещение пичужек выпускали на свободу.
Возвратившись домой, Перов принялся за написание “Птицелова”. Он вспоминал, как будучи маленьким мальчиком, вот также испытывал душевный трепет, сидя в засаде и ожидая, когда, наконец-то, в западню попадет доверчивая птаха. Так хотелось зимой слушать эти незамысловатые трели.
Подробнее…
Сочинение по картине Серова «Портрет актрисы Ермоловой»
«Мария Николаевна Ермолова,- пишет К. С. Станиславский,- это целая эпоха для русского театра, а для нашего поколения — это символ женственности, красоты, силы, пафоса, искренней простоты и скромности. Ее данные были исключительны. У нее была гениальная чуткость, вдохновенный темперамент, большая нервность, неисчерпаемые душевные глубины.
Внешние данные Марии Николаевны были не менее значительны. У нее было превосходное лицо с вдохновенными глазами, сложение Венеры, глубокий, грудной, теплый голос, пластичность. беспредельное обаяние и сценичность.
Подробнее…
Сочинение по картине Серебряковой «На кухне. Портрет Кати»
Русская художница начала XX века, мастер графики и живописи З. Е. Серебрякова, стала одной из первых женщин, которые вошли в историю нашей отечественной живописи. Она прославилась своей картиной «За туалетом. Автопортрет», которая была представлена в 1909 году на выставке «Союза русских художников» и сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее.
Значительное место в творчестве художницы занимает тема детства, которая является любимой для Зинаиды Евгеньевны. Художницу привлекала детская непосредственность, естественность и открытость. Широкую известность приобрели картины художницы: «За завтраком», «Катя в голубом у елки», «Девочки у рояля», «Мальчики в матросских тельняшках» и многие другие.
Подробнее…
Сочинение по картине Ге “Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила”
В Академии художеств Ге учился семь лет. Все его ученические работы показывают, что годы не прошли для художника даром. Помимо создания ветхозаветных сюжетов, он выделялся и как портретист.
Особенно хороши были его работы, связанные с мифологическими сюжетами. Великолепно программное произведение Ге Ахиллес оплакивает Петрокла (1855), написанное по поэме Гомера “Илиада”.
Подробнее…
Сочинение по картине Перова “Дилетант”
Картина “Дилетант” написана в сатирическом стиле. Но сатира бывает тоже разная. Эта картина, я думаю, показывает добрую сторону этого жанра.
- Работа получилась немного даже насмешливая.
- Картина показывает художника, который закончил работу над своим произведением и теперь оценивает его.
Подробнее…
Сочинение по картине Врубеля “Портрет Брюсова”
Портрет Брюсова делался по заказу Рябушинского, издателя журнала “Золотое Руно”, который задумал поместить в журнале серию графических портретов поэтов и художников, выполненных выдающимися мастерами.
Несмотря на то, что Врубель уже около года жил в психиатрической лечебнице Усольцева, предприимчивого Рябушинского это не остановило – он приехал туда вместе с Брюсовым, снабдил художника мольбертом, ящиком цветных карандашей и уговорил принять заказ.
Впрочем, Врубеля и не пришлось уговаривать, так как Брюсов ему очень понравился.
Подробнее…
Источник: https://express5top.ru/index.php/sochineniya-po-kartinam/13451-sochinenie-po-kartine-vasnetsova-kashchej-bessmertnyj.html
Кащей Бессмертный. Описание картины Васнецова
Виктор Васнецов. Кащей Бессмертный (Кощей Бессмертный).
1917–1928. Дом-музей В.М.Васнецова, Москва, Россия.
Кащей Бессмертный (Кощей Бессмертный)
Русская народная сказка
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Вдруг мать их унес Кощей Бессмертный. Старший сын и просит у отца благословенья искать мать. Отец благословил; он уехал и без вести пропал. Средний сын пождал-пождал, отпросился у отца, уехал и тоже без вести пропал. Младший сын, Иван-царевич, говорит отцу: «Батюшка! Благословляй меня искать матушку». Отец не отпускает, говорит: «Тех нет братьев, да и ты уедешь: я с кручины умру!» — «Нет, батюшка, благословишь — поеду и не благословишь, -поеду». Отец благословил.
Иван-царевич пошел выбирать себе коня: на которого руку положит, тот и падает; так и не смог выбрать себе коня, идет по городу, повесил голову. Ниоткуда взялась старуха, спрашивает: «Что, Иван-царевич, повесил голову?» — «Уйди, старуха! На руку положу, другой пришлепну — мокренько будет».
Старуха обежала другим переулком, идет опять навстречу, говорит: «Здравствуй, Иван-царевич! Что повесил голову?» Он и думает: «Что же старуха меня спрашивает? Не поможет ли мне она?» И говорит ей: «Вот, бабушка, не могу найти себе доброго коня». — «Дурашка, мучишь-ся, а старухе не скажешь! — отвечает старуха. — Пойдем со мной».
Привела его к горе, указала, место: «Скапывай эту землю». Иван-царевич скопал, видит чугунную доску на двенадцати замках; замки он тотчас же сорвал и двери отворил, вошел под землю; тут прикован на двенадцати цепях богатырский конь; он, видно, услыхал ездока по себе, заржал, забился, все двенадцать цепей порвал.
Иван-царевич надел на себя богатырские доспехи, надел на коня узду, черкасское седло, дал старухе денег и сказал: «Благословляй и прощай, бабушка!» Сам сел и поехал.
Долго ездил, наконец доехал до горы; преболыпущая гора, крутая, въехать на нее никак нельзя. Тут и братья его ездят — возле горы; поздоровались, поехали вместе. Доезжают до чугунного камня пудов в полтораста, на камне надпись: «Кто этот камень бросит на гору, тому и ход будет».
Старшие братья не могли поднять камень, а Иван-царевич с одного маху забросил камень на гору — и тотчас в горе показалась лестница. Он оставил коня, выдавил из мизинца в стакан крови, подает братьям и говорит: «Если в стакане кровь почернеет, не ждите меня — я умер!» Простился и пошел.
Зашел на гору — чего он не насмотрелся! Всякие тут леса, всякие ягоды, всякие птицы!
Долго шел Иван-царевич, дошел до дома: огромный дом! В нем жила царская дочь, тоже утащил ее Кощей Бессмертный. Иван-царевич кругом ограды ходит, а дверей не видит. Царская дочь увидела человека, вышла на балкон и кричит ему: «Тут, смотри, у ограды есть щель, тронь ее мизинцем — и будут двери». Так и сделалось. Иван-царевич вошел в дом.
Девица его приняла, напоила-накормила и расспросила. Он ей рассказал, что пошел спасать мать от Кощея Бессмертного. Девица говорит ему на это: «Трудно спасти мать, Иван-царевич! Он ведь бессмертный — убьет тебя.
Ко мне он часто ездит; вон у него меч в пятьсот пудов, подымешь ли его? Тогда ступай!» Иван-царевич не только поднял меч — еще бросил кверху; сам пошел дальше.
Приходит к другому дому, двери знает, как искать; вошел в дом, а тут его мать; обнялись, поплакали. Он и здесь испытал свои силы — бросил какой-то шарик в полторы тысячи пудов! Время приходит быть Кощею Бессмертному; мать спрятала его.
Вдруг Кощей Бессмертный входит в дом и говорит: «Фу, фу! Русской костки слыхом не слыхать, видом не видать, а русская костка сама на двор пришла! Кто у тебя был? Не сын ли?» — «Что ты, бог с тобой! Сам летал по Руси, нахватался русского духу, тебе и мерещится», — ответила мать Ивана-царевича, а сама поближе с ласковыми словами к Кощею Бессмертному, выспрашивает то, другое и говорит: «Где же у тебя смерть, Кощей Бессмертный?» — «У меня смерть, — говорит он, — в таком-то месте: там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть». Сказал это Кощей Бессмертный, побыл немного и улетел.
Пришло время — Иван-царевич благословился у матери и отправился искать смерть Кощея Бессмертного. Идет дорогой много времени, не пивал, не едал, хочет есть до смерти и думает, кто бы попался… Вдруг волчонок он хочет его убить.
Выскочила из норы волчиха и говорит: «Не тронь моего детища, я тебе пригожусь». — «Быть так!» Иван-царевич отпустил волчонка, идет дальше — видит ворону. «Постой, — думает, — здесь я закушу!» Зарядил ружье, хочет стрелять, ворона и говорит: «Не тронь меня, я тебе пригожусь».
Иван-царевич подумал и отпустил ворону. Идет дальше; доходит до моря, остановился на берегу.
В это время вдруг взметнулся щучонок и упал на берег; он его схватил, есть хочет смертно, думает: «Вот теперь поем!» Ниоткуда взялась щука, говорит: «Не тронь, Иван-царевич, моего детища, я тебе пригожусь». Он и щучонка отпустил.
Как пройти море? Сидит на берегу да думает, а щука как будто узнала его думу, легла поперек моря, он и прошел по ней, как по мосту; доходит до дуба, где была смерть Кощея Бессмертного, достал ящик, отворил — заяц выскочил и побежал.
Где тут удержать зайца! Испугался Иван-царевич, что отпустил зайца, призадумался, а волчонок, которого не убил он, ринулся за зайцем, поймал и несет к Ивану-царевичу. Он обрадовался, схватил зайца, распорол его и как-то оробел, а утка выпорхнула и полетела. Он стрелял, стрелял — мимо! Задумался опять.
Ниоткуда взялась ворона с воронятами — и за уткой; поймала утку, принесла Ивану-царевичу. Царевич обрадовался, достал яйцо; пошел, доходит до моря, стал мыть яичко да и уронил в воду.
Как достать из моря? Безмерна глубь! Закручинился опять царевич, вдруг море встрепенулось — и щука принесла ему яйцо, а потом легла поперек моря. Иван-царевич прошел по ней через море и отправился к матери; приходит, поздоровались, и она его опять спрятала.
Прилетел Кощей Бессмертный и говорит: «Фу, фу! Русской костки слыхом не слыхать, видом не видать, а здесь Русью несет!» — «Что ты, Кощей? У меня никого нет», — отвечала мать Ивана-царевича. Кощей и говорит: «Я что-то занемог!» (А Иван-царевич пожимал яичко: Кощея Бессмертного от того коробило.
) Наконец Иван-царевич вышел, показывает яйцо и говорит; «Вот, Кощей Бессмертный, твоя смерть!» Тот на коленки перед ним и говорит: «Не бей меня, Иван-царевич, станем жить дружно; нам весь мир будет покорен». Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил яичко — и Кощей Бессмертный умер.
Взяли они, Иван-царевич с матерью, что было нужно, пошли на родиму сторону. По пути зашли за царской дочерью, к которой Иван-царевич заходил, взяли и ее с собой. Пошли дальше; доходят до горы, где братья Ивана-царевича ждут. Девица говорит: «Иван-царевич! Воротись ко мне в дом: я забыла подвенечное платье, бриллиантовый перстень и нешитые башмаки».
Между тем он спустил с горы мать и царскую дочь, с которой они условились дома обвенчаться; братья приняли их да взяли спуск и перерезали, чтобы Ивану-царевичу нельзя было спуститься; мать и девицу угрозами уговорили, чтобы дома про Ивана-царевича не сказывали. Прибыли в свое царство; отец обрадовался детям и жене, только опечалился об Иване-царевиче.
А Иван-царевич воротился в дом своей невесты и взял обручальный перстень, подвенечное платье и нешитые башмаки. Приходит на гору, метнул с руки на руку перстень, и явилось двенадцать молодцев, спрашивают: «Что прикажете?» — «Спустите меня вот с этой горы». Молодцы тотчас его спустили. Иван-царевич надел перстень — их не стало.
Пошел он в свое царство, приходит в тот город, где жили его отец и братья, остановился у одной старушки и спрашивает: «Что, бабушка, нового в вашем царстве?» — «Да чего, дитятко! Вот наша царица была в плену у Кощея Бессмертного; ее искали три сына, двое нашли и воротились, а третьего, Ивана-царевича, нет и не знают где.
Царь кручинится о нем. А эти царевичи с матерью привезли царскую дочь, и старший жениться на ней хочет, да она сначала посылает его куда-то за обручальным перстнем или велит сделать такое кольцо, какое ей надо; уж кличут клич, да никто не выискивается».
— «Ступай, бабушка, скажи царю, что ты сделаешь, а я пособлю», — говорит Иван-царевич.
Старуха прибежала к царю и говорит: «Ваше царское величество! Обручальный перстень я сделаю». — «Сделай, сделай, бабушка! Мы таким людям рады, — говорит царь, — а если не сделаешь, то голову на плаху».
Старуха перепугалась, пришла домой, заставляет Ивана-царевича делать перстень, а Иван-царевич спит, мало думает — перстень-то готов! Он шутит над старухой, а старуха трясется вся, плачет, ругает его: «Вот ты, — говорит, — сам-то в стороне, а меня, дуру, подвел под смерть». Плакала, плакала старуха и уснула.
А Иван-царевич встал поутру рано и будит старуху: «Вставай, бабушка, да ступай, неси перстень, да смотри: больше одного червонца за него не бери. Если спросят, кто сделал перстень, скажи: сама, на меня не сказывай!» Старуха обрадовалась, снесла перстень; невесте понравился.
«Такой, — говорит, — и надо!» Вынесла ей полное блюдо золота, а она взяла один только червонец. Царь говорит: «Что, бабушка, мало берешь?» — «На что мне много-то, ваше царское величество! После понадобятся — ты же мне дашь». Сказала это старуха и ушла.
Прошло некоторое время — вести носятся, что невеста посылает жениха за подвенечным платьем или велит сшить такое, как ей надо. Старуха и тут успела (Иван-царевич помог), снесла подвенечное платье.
После снесла нешитые башмаки, а червонцев брала по одному и сказывала: эти вещи сама делает. Слышат люди, что у царя в такой-то день свадьба; дождались и того дня. А Иван-царевич старухе приказал: «Смотри, бабушка, как невесту привезут под венец, ты скажи мне».
Старуха время не пропустила, Иван-царевич тотчас оделся в царское платье, выходит: «Вот, бабушка, я какой!» Старуха в ноги ему: «Батюшка, прости, я тебя ругала!» — «Бог простит!» Приходит в церковь, а брата его еще не было. Он стал в ряд с невестой, их обвенчали и повели во дворец.
А по дороге попадается жених — старший брат; увидал, что .невесту ведут с Иваном-царевичем, и со стыдом обратно!
Отец обрадовался Ивану-царевичу, узнал о лукавстве братьев и, как отпировали свадьбу, старших сыновей отослал в ссылку, а Ивана-царевича сделал наследником.
Марья Моревна — русская сказка em
Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/kashhej-bessmertnyj-opisanie-kartiny-vasnecova.html
Описание картины Виктора Васнецова «Кащей Бессмертный»
Полотно «Кощей Бессмертный» писалось знаменитым русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым в течении девяти лет. Оно было полностью завершено только в 1926 году, хронологически картина стала его последней работой. Еще с детства каждый из нас слушал от родителей сказки о старике по имени Кощей, представляющем вселенское зло для персонажей русского народного фольклора.
Васнецов в своих работах часто обращался к мотивам из русских сказок, в каждого выдуманного персонажа он мог вложить душу. Образы на его полотнах всегда выглядели максимально реалистичными и человечными.
В картине три главных цвета: насыщенный шоколадный, ализариновый красный и золотой. Все призвано показать, что действие происходит в роскошных хоромах, отделанных редкими породами дерева и усыпанных золотом и порчей.
Кошей по характеру невероятно жаден и скуп, как видно на полотне, эти черты художник показал с помощью нескольких массивных сундуков, расставленных в его хоромах и, по всей видимости, до верха набитых драгоценностями и трофеями.
Среди всего этого великолепия художник изобразил мрачного старца в золотой короне, который пленил у себя молодую девушку. Кощей заинтересованно разглядывает свою добычу пустыми глазами.
Похоже, что у него не осталось души, перед нами только оболочка ужасного тела, вселяющего страх, отвращение и немного жалости.
Девушка не смотрит на старика, взор красавицы с ужасом и негодованием обращен к длинному мечу, на конце лезвия которого застыла темная человеческая кровь.
Многие современники великого художника отмечали, что за время написания холста он переживал многочисленные страдания, вызванные волнениями в стране. Возможно, этот меч является знаком для наблюдателей, неким посланием людям будущего о прекращении вражды.
(6 votes, average: 3,67
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-viktora-vasnecova-kashhej-bessmertnyj/
Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри». Виктор Михайлович Васнецов Жил на нашей земле замечательный художник Виктор Михайлович Васнецов. Он писал. — презентация
1 Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри»
2 Виктор Михайлович Васнецов Жил на нашей земле замечательный художник Виктор Михайлович Васнецов. Он писал картины, рисовал декорации для театральных постановок, по его рисункам и чертежам строились дома.
Больше всего он прославился своими живописными полотнами особенно на темы русских былин и сказок. Так хорошо знал художник русскую историю, таким богатым было его воображение, что он легко умел представить себе наших предков, их жизнь и Древнею Русь.
Оттого в его картинах есть красота и правда.
3 Какие картины В.М.Васнецова вам известны? «Алёнушка» «После побоища Игоря Святославича с половцами» «Царь Иван Грозный» «Богатыри»
- 4 «Алёнушка»
- 5 «После побоища Игоря Святославича с половцами»
- 6 «Царь Иван Грозный»
- 7 «Царевна-лягушка»
- 8 «Богатырь»
- 9 «Спящая царевна» (1900 – 1926 гг.)
- 10 «Иван-царевич на сером волке» (1889 г.)
- 11 «Ковер-самолет» (1880 г.)
- 12 «Царевна-Несмеяна» (1914 – 1916 гг.)
- 13 «Богатырский скок» (1914 г.)
- 14 «Витязь на распутье» (1882 г.)
- 15 «Кащей Бессмертный» (1917 – 1928 гг.)
- 16 «Богатыри»
17 «Богатыри» Тихо в мастерской художника. Пахнет красками, скипидаром, холстом, деревом. На бревенчатой стене развешаны старинные тяжёлые шлемы, огромный меч в чёрных ножнах, острые секиры, стальная кольчуга давнее воинское снаряжение. Для художника эта его коллекция бесценная память о победах русского оружия, о русских богатырях- исполинах. Васнецов пишет о них картину.
С кистью и красками поднимается он по высокой лестнице-стремянке. Хотя он и сам немаленького роста, но с пола ему никак не дотянуться до верха огромного полотна. Поработает, стоя на площадке, спустится, отойдёт,- шаг у него стремительный, широкий; посмотрит, всё ли хорошо получается, и опять за дело. Весь день так проходит, до самых сумерек. Да не один день, а много месяцев и даже лет.
Задумал Васнецов изобразить русских богатырей, когда был совсем молодым неизвестным художником, а закончил работу, уже став прославленным мастером. Всё это время он никогда не расставался с картиной. Возил её с собой с квартиры на квартиру, из города в город. И вот она готова. Назвал её Васнецов просто и коротко: «Богатыри». Древнее это слово.
Богатырь значит, смелый и храбрый воин, удачливый и в бою счастливый.
18 «Богатыри» «Богатыри» — самая знаменитая картина Васнецова. Первый её набросок художник сделал в 1871 году, а закончил в Давайте вглядимся в эту картину. Кто изображён на ней? Реальны ли персонажи?
19 Как, с помощью каких средств передаётся на картине тревожность «былинного» времени? Состояние природы (неспокойное предгрозовое небо, клубящиеся тучи, ветром разметаны гривы коней) Богатыри П осреди беспредельно широкой степи остановились богатыри. С тревогой, зорко всматриваются вдаль..
20 Кто такие богатыри? Нет ли жестокости в их лицах? Какую войну они ведут?
21 Почему на переднем плане картины у ног богатырских лошадей художник нарисовал маленькие сосенки и ёлочки? Богатыри изображены как единое целое. Однако каждый из них индивидуален.
22 Илья Муромец На исполинском вороном коне самый могучий богатырь – Илья Муромец. С удивительной лёгкостью держит он «палицу булатную сорока пудов». Илья – самый старший из богатырей, густая седая прядь выбилась у него из- под шлема. Илья – крестьянин, на нём простой шлем и обычная кольчуга. Конь под стать богатырю, такой же мощный, сильный.
23 Илья Муромец Внимательно и спокойно всматривается Илья Муромец вдаль из-под руки. В тёмных глазах смелость, твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово. Каждая деталь на картине своё слово об Илье говорит. Стремя пустым болтается. Не спешит вдеть в него ногу богатырь.
Всё равно врагу не застать его врасплох. На коне Илья сидит уверенно, свободно. Седло ему как дом родной. Всю жизнь свою он провёл в седле. Круглый шлем плотно обхватывает голову, прижимает седые кудри.
Мощное тело охраняет щит, не пробиваемый стрелами, да крепкая кольчуга рубашка из тысячи металлических колец. Острое копьё на длинном древке, знаменитая пудовая палица с колючими шипами, меткие стрелы в колчане всё рассказывает нам о характере этого воина.
Смотришь на картину и веришь: таким он и был, былинный герой богатырь Илья Муромец, крестьянский сын.
24 Добрыня Никитич Былины говорят, Добрыня знатного происхождения, сын рязанского князя. Он выделяется нарядностью одежды и красотой воинского снаряжения. Сверкает серебром его кольчуга, щит украшен жемчугами. Красавец белый конь в нарядной сбруе с золотыми украшениями.
25 Добрыня Никитич По-другому изображён Добрыня Никитич. Крепкая рука порывисто выхватывает тяжёлый меч из ножен. Острый взгляд решительно устремлён во вражескую сторону. Рвётся в бой русский витязь. Добрыня и горяч, и храбр.
А по одежде, вооружению мы видим он богатого, знатного рода. На груди его золотая красивая цепь. Парчовой узорчатой каймой украшена понизу рубаха. Поверх тонкой кольчуги ещё крепкая броня надета. Шлем фигурный на голове, с высоким шишаком.
И красный щит, и ножны тоже нарядно украшены.
26 Алёша Попович Прозвище его говорит о том, что происходит он из семьи священника. В руках Алёши «тугой лук» да «стрелочка калёная». Врага побеждает он не столько своей силой богатырской, сколько ловкостью, хитростью, находчивостью. Гнедой конь украшен бубенцами, стоит, пригнув к земле голову.
27 Алёша Попович Алёша Попович третий всадник. Ни в чём от своих боевых товарищей не отстаёт. И кольчуга на нём надета, и на коне он ловко сидит, и лук наготове держит. И всё- таки он не такой, как Илья и Добрыня. Не только потому, что молод и строен. Взгляд у Алёши мечтательный, тихий. И поза иная.
Голову наклонил, одна рука спокойно свешивается. А приглядишься заметишь, что Алёша захватил с собой гусли. Художник, наверное, хотел этим сказать, что любит Алёша песни петь, на гуслях звончатых играть. И зритель чувствует душа у Алёши тонкая, поэтическая.
Эти качества русского человека тоже хотел передать Васнецов в «Богатырях».
28 Под стать богатырям и кони. Конь Алёши будто повторяет характер хозяина. Опустил длинную шею, мирно тянется к траве. Спокойный, неторопливый. Горяч, нетерпелив, как сам Добрыня, его «белеюшко».
Первым опасность почуял. Напрягся, задрожал весь. Вороной конь Ильи тяжёл, могуч. Стоит, точно в землю врос! Шею изгибает, огненным глазом косит. Гривой потряхивает. К бою готов.
Вот она богатырская застава!
29 «Мне хотелось сохранить в памяти народа былинную Русь» (М.В.Васнецов)
30 Чтобы подчеркнуть силу и отвагу русских витязей, художник построил картину особым образом: почти всё её пространство заняли собой всадники. Копыта коней упираются в землю у нижнего края полотна. А верх его завершают стальные богатырские шлемы. Врагу не пробиться через эту заставу.
Чтобы подчеркнуть силу и отвагу русских витязей, художник построил картину особым образом: почти всё её пространство заняли собой всадники. Копыта коней упираются в землю у нижнего края полотна. А верх его завершают стальные богатырские шлемы. Врагу не пробиться через эту заставу.
За могучими плечами богатырей леса, холмы, небо. Родина. И как же прекрасны и суровы эти необъятные просторы! Как всё величественно и тревожно в природе в минуту опасности! За могучими плечами богатырей леса, холмы, небо. Родина.
И как же прекрасны и суровы эти необъятные просторы! Как всё величественно и тревожно в природе в минуту опасности!
31 «Мне хотелось сохранить в памяти народа былинную Русь» (М.В.Васнецов) В бескрайнем холодном небе клубятся белые, тяжёлые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле, колышет осенний ковыль, треплет конские гривы. Хищная птица и камень- могильник напоминают о прошлых битвах.
А тёмно-зелёные дальние холмы у горизонта спокойны и величественны. В бескрайнем холодном небе клубятся белые, тяжёлые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле, колышет осенний ковыль, треплет конские гривы. Хищная птица и камень- могильник напоминают о прошлых битвах.
А тёмно-зелёные дальние холмы у горизонта спокойны и величественны. Все краски картины тоже усиливают настроение торжественности и боевой тревоги. Приглядись, как рядом с тёмно-зелёными, приглушёнными серыми тонами горит красный цвет щита Добрыни, копья Муромца, одежды Алёши, флажка на его шлеме.
Все краски картины тоже усиливают настроение торжественности и боевой тревоги. Приглядись, как рядом с тёмно-зелёными, приглушёнными серыми тонами горит красный цвет щита Добрыни, копья Муромца, одежды Алёши, флажка на его шлеме. Воспел Васнецов в «Богатырях» свой непобедимый народ. Потому и считал эту картину для себя самой главной.
Воспел Васнецов в «Богатырях» свой непобедимый народ. Потому и считал эту картину для себя самой главной.
32 Примерный план сочинения 1. Кто такие богатыри? 2. Как художник передаёт особенности исторической эпохи, в которую существовали богатыри? 3. Как показывает мощь богатырей? 4. Образ Ильи Муромца: внешний вид, воинское снаряжение, богатырский конь. 5. Образ Добрыни Никитича. 6. Образ Алёши Поповича. 7. Вывод о единстве богатырей, символизирующем непобедимость Святой Руси.
33 «Мне хотелось сохранить в памяти народа былинную Русь» (В.М.Васнецов)
Источник: http://www.myshared.ru/slide/443637/