Алексеев «красная площадь в москве» описание картины, анализ, сочинение

Алексеев

Алексеев

Благодаря художнику Фёдору Алексееву сегодня мы можем увидеть, как выглядела Москва до пожара 1812 года и последующей большой реконструкции Кремля. Мастер сумел изобразить Красную площадь во всей красе и наполнил её вид увлекательными подробностями.

     В 1800 году Фёдор Яковлевич Алексеев был направлен в Москву для «снятия видов». Император Павел I поставил перед художником задачу: «внимательно ознакомиться с образом жизни москвичей и достопримечательностями города и отобразить всё это очень чётко и подробно в художественной форме».

   Мастер начал подбирать городские виды для увековечивания на полотне. И настолько увлёкся старой русской архитектурой, что пробыл в Москве больше года. Художник выполнил большое количество зарисовок с натуры, по которым впоследствии создал серию живописных полотен и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом — разнообразных изображений Кремля.

   Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью. Жанр, в котором они написаны называется ведута.

Это разновидность архитектурного пейзажа с видами города и его окрестностей, изображёнными с топографической точностью.

Наиболее значимыми работами «московского цикла» стали картины «Красная площадь в Москве» и «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве». Обе хранятся в Третьяковской галерее.

Облик первопрестольной рубежа XVIII–XIX веков

  На картине «Красная площадь в Москве» мастер воссоздает облик первопрестольной рубежа XVIII–XIX веков. Величественные памятники средневековой архитектуры – главные «участники» картины. Множество вертикалей – церкви, колокольни, башни уравновешиваются спокойным горизонтальным форматом холста.

Такая композиция уподобляет пространство площади грандиозной театральной сцене. В центре Красной площади –Покровский собор, его также называют Собором Василия Блаженного, его окружают многочисленные постройки.

Ещё не засыпан глубокий «Алевизов ров», который прежде тянулся вдоль кремлёвской стены со стороны Красной площади.

    Стена со Спасской башней на картине имеет сероватый цвет – она оштукатурена и сильно обветшала. Перед башней — двухэтажное здание публичной библиотеки Василия Киприянова, построенное во времена Петра I. Видны главы Вознесенского монастыря и шатёр Царской башни. Кроме того, чётко прорисовано Лобное место в центре площади.

   Вердута заполнена множеством людей. Из Спасских ворот выходят гвардейцы. Горожане заняты повседневными делами: гуляют, торгуют, гарцуют на лошадях, идут крестным ходом с чудотворной иконой. Все эти персонажи смешиваются в один общий суматошный пейзаж.

Глядя на него, понимаешь, в период создания картины Красная площадь прежде всего была торговым местом. По всей видимости, руководствуясь этими историческими данными, нынче на ней стали проводить различные фестивали и ярмарки, а зимой — заливать каток.

Дивное, непостижимое слияние суетности

   Большую площадь полотна занимает изображение неба, которое будто покрывает собой всё, что находится снизу. Мягкий небесный свет заливает Красную площадь, оживляет и украшает городской пейзаж.

   Вспоминаются слова поэта Константина Батюшкова о том, что Москва – это «дивное, непостижимое слияние суетности, тщеславия и истинной славы и великолепия, невежества и просвещения, людскости и варварства».

   Несомненно автору удалось подчеркнуть все архитектурные достоинства объекта и создать прекрасный цельный пейзаж московской жизни на Красной площади. Словом, не зря современники называли Алексеева «русским Каналетто», тем самым проводя параллель между ним и известным итальянским мастером городских пейзажей. Алексеев и впрямь был непревзойдённым мастером русской ведуты…

Педагоги видели в Алексееве театрального декоратора

    Вряд ли его отец, отставной солдат и сторож Академии наук Яков Алексеев мечтал о такой славе своего сына. Хотя, наверное, надеялся на успех. Ведь мальчик увлёкся рисованием в раннем детстве.

Некоторое время обучался у известного мастера барроко Алексея Антропова. А потом отец, желая сыну лучшей доли, но не особо надеясь на успех, обратился с прошением к руководству взять мальчика на обучение в Императорскую Академию художеств.

На его удивление прошение было принято. Более того, на юный талант сразу обратили внимание.

   В первые годы обучения мальчик занимался орнаментальным рисованием и живописью плодов, птиц, а затем и пейзажем. В 1773 году за программный пейзаж молодой художник получил золотую медаль.

По существующим тогда правилам юношу надо было отправить учиться заграницу, так и было сделано. Да вот только преподаватели видели в нём театрального декоратора.

Именно этому искусству его и отправляют учиться в Венецию.

   Находясь в Италии, молодой человек учится создавать театральные декорации, но параллельно изучает творчество знаменитых итальянских пейзажистов Франческо Гварди, Джордане Антонио Каналлето.

Он безумно увлекается видовыми и фантастическими гравюрами Джованни Баттиста Пиранези.

Это увлечение Алексеева вызвало большое недовольство Совета Академии, члены которого по-прежнему видели в нём театрального декоратора, а не свободного художника.

Своё призвание Алексеев видел в написании пейзажей

   После возвращения в Петербург Фёдор Алексеев получает работу живописца при театральном училище и выполняет театрально-декорационные работы. Почти десять лет он занимался этим делом, не отказываясь от мечты стать пейзажистом. Ибо в этом он чувствовал своё признание и не оставлял попыток доказать это своим учителям…

    Помимо театрально-декорационных работ Фёдор Яковлевич делает копии с произведений известных европейских художников: Каналетто, Белотто… Все понимают, что они превосходны. Алексеев идёт дальше, он рисует собственные городские пейзажи.

Более того, ему удается освободиться от  принципов «перспективного», строго линейного вида местности, принятого в то время в русской гравюре. Художник сумел перейти к целостному живописному образу природы. В итоге Алексеев открыл совершенно новое направление в живописи.

Словом, Академия была просто вынуждена признать за ним право заниматься пейзажем, и в 1794 году за картину «Вид Петербурга по Неве-реке» Фёдор Яковлевич удостаивается звания академика…

    Последущие его картины «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» и «Вид Зимнего дворца от Петропавловской крепости» искусствоведы посчитали произведениями высокой живописной культуры. Это был невероятный успех мастера.

Прекрасные виды города

   С 1795 по 1797 год Алексеев направляется на юг страны. Его целью было написание видов в ознаменование недавнего путешествия Екатерины II по югу России. По натурным зарисовкам, сделанным за время поездки, художник в течение последующих трёх лет написал несколько произведений, изображающих южные города. Среди них «Вид Николаева», «Вид Бахчисарая», «Площадь в Херсоне».

   В 1800-1801 годах аналогичное задание Алексеев выполняет в Москве. Картины, написанные в этот период, принесли художнику общественное признание. В письме президенту Академии художеств А. С.

Строганову Алексеев писал: «По осмотрении Москвы я нашёл столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать; должно было решиться, и я уже начал первый эскиз с площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для писания картины».

Картины «Соборная площадь в Московском Кремле» и «Вид на Москву со стороны Каменного моста» по общему мнению особенно удались живописцу.

  Последующий период творчества самобытного художника главным образом связан с Петербургом.

Живописец изобразил прекрасные виды города на Неве во многих своих картинах: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости», «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса». Работы мастера этого периода в отличие от первых городских пейзажей отличаются пластичностью и свободой в передаче архитектурных красот.

Его полотна являются ценными историческими документами

    С течением времени здоровье художника становилось хуже, интерес к его работам со стороны современников ослабевал.

Всеми забытый художник Федор Яковлевич Алексеев умер 11 (23) октября 1824 года в Петербурге через три дня после создания своей последней зарисовки наводнения в Санкт-Петербурге.

Похоронен на Смоленском православном кладбище. Деньги на похороны и помощь многодетной семье выделила Академия художеств.

   Однако, его творчество оставило яркий след в русской живописи. Произведения Алексеева стали не только эстетическими открытиями «первопроходца» жанра русского городского пейзажа в живописи, но и являются ценными историческими документами.

  • Наталья Швец
  • Репродукция картины Фёдора Алексеева «Красная площадь в Москве»
  • Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Бродского называют мастером изображения вождя»
Читайте также:  Бродский исаак "на даче" описание картины, анализ, сочинение

Источник: http://www.vao-mos.info/territoriya-goroda/krasnaya-ploshhad-v-moskve.html

Сочинение на тему Красная площадь в Москве

Москва – столица нашей родины, а Красная площадь, пожалуй, самая главная её достопримечательность. Знаете, почему она называется Красной? Потому что, красивая.

Когда-то давно, с северной стороны площади был самый большой рынок. Тогда она называлась – Торг. После страшного пожара, площади привилось название – Пожар. А теперь мы знаем её под современным, нынешнем названием.

В наши дни Красную площадь ежедневно посещают тысячи иностранных туристов и граждан нашей страны, приехавших с её далёких краёв. Многие гости столицы хотят посетить Мавзолей Ленина. Вождь умер почти сто лет назад, но его тело всё еще хранится, забальзамированное, на территории Красной площади.

Красная площадь является хранительницей покоя, не только Ильича, но и многих героев родины, отличившихся военных начальников, знаменитых учёных, космонавтов, нескольких братских могил, а также урн с их прахом. Всё это находится позади Мавзолея.

Рядом стоит почётный караул. Некоторые туристы специально дожидаются смены часовых солдат, чтобы посмотреть на это зрелище. Как чеканя шаг, маршируют новые на смену тех кто уже отстоял, и замирают словно статуи.

Красная площадь была свидетелем множества исторических и государственных событий. Как праздных, так и жестоких. Народные восстания или, например, четвертование Степана Разина.

Также именно отсюда наши солдаты уходили на фронт, во времена Великой Отечественной Войны. Здесь же сейчас проходят парады в честь дня победы. Непередаваемое зрелище.

Демонстрация военной техники, от танков до самолетов, марширующие колонны солдат, и пламенные речи главнокомандующих, а также президента.

Архитектура Красной площади и Кремля очень красивы. Стены площади выложены из красного кирпича, на верху сооружены красивые и ровные зубцы. Над стеной возвышаются Кремлевские шатры с рубиновыми звездами, а крыша правительственного здания, красивого изумрудного цвета, переливается на солнце.

Красная площадь – достояние нашей Родины, нашей столицы. Она очень большая, и хранит много интересных исторических фактов и тайн. На её территории находиться также государственный исторический музей, который привлекает множество туристов, не хуже Мавзолея.

Если вы когда-нибудь будите в Москве, обязательно посетите Красную площадь. Если же вы житель этого города, то никогда не забывайте, насколько значимо и интересно это место.

← Дагестан мой край родной
← Будущее России↑ Про РодинуРоссия, устремлённая в будущее →
Что значит быть гражданином своей страны →

Алексеев

  • История жизни Владимира Дубровского в романе Дубровский Пушкина: судьба героя, воспитание
    Главным героем романа Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» является Владимир Дубровский. Его жизнь полна разными событиями, среди которых есть и хорошие, и плохие.
  • Почему для России важно развитие науки? Сочинение
    Даже странный вопрос в теме, так как развитие науки важно просто для всех стран без исключения. Кому это не важно, ведь это прогресс!
  • Проблема чести и долга в романе Пушкина Капитанская дочка сочинение
    В качестве эпиграфа для своего романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкин взял пословицу «Береги честь смолоду». Таким образом, автор обозначил основную проблему произведения.
  • Характеристика и образ Ивана Шатова в романе Достоевского Бесы сочинение
    Шатов Иван Павлович может кому-то показаться героем второстепенным, я же уверен, что мысли, которые Достоевский вложил в монологи и размышления Шатова, в саму его судьбу — чуть ли не главное, что есть в романе.
  • Сочинение на тему Природа в лирике Есенина 11 класс
    Всем нам знаком великий русский поэт Серебряного века Сергей Александрович Есенин. Расцвет его творчества пришёлся на первую четверть прошлого века. Стихи Сергея Есенина найдут отклик в душе каждого русского человека.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/pro-rodinu/krasnaya-ploshchad-v-moskve

Реферат: Ф.Я. Алексеев. Красная площадь в Москве

Введение

Поездки лучших выпускников Академии художеств на стажировки в Италию и Францию в большой степени способствовали становлению в XVIII веке российской живописи как светского искусства.

Федор Алексеев, посланный в Венецию для совершенствования в области создания театральных декораций, очень скоро проявляет свое настоящее предназначение.

Его копии известнейших итальянских мастеров городского пейзажа (Беллотто, Гварди, Каналетто) принесли ему известность и, главное, материальную независимость, что позволило Ф.

Алексееву полностью выразить себя в соответствии с призванием — впечатляюще воспроизвести на своих картинах виды Санкт-Петербурга, Москвы, других российских городов.

Его работы (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794; Вид Казанского собора в Петербурге; Соборная площадь в Московском Кремле; Вид города Николаева, 1799; Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости, 1810; и др.) принесли Ф.Я. Алексееву признание современников как ведущего живописца городского пейзажа. Представленные работы позволяют и нам оценить талант и призвание замечательного русского художника.

Федор Яковлевич Алексеев — первый в русской живописи мастер городского пейзажа. С именем Федора Алексеева в русском искусстве связан образ классического Петербурга. Благодаря этому художнику городской пейзаж сформировался как самостоятельный жанр.

Целью данной работы является творческая жизнь Ф.Я. Алексеева.

Для достижения поставленной цели необходимо выделить ряд задач:

1.Рассмотреть детство и юность художника.

2.Охарактеризовать образование живописца.

.Выделить творческую жизнь мастера.

1. Юность художника и образование

алексеев пейзаж живопись

Ф.Я. Алексеев родился в Санкт-Петербурге в 1753 или 1754 году. Сведений о жизни художника сохранилось немного, до сих пор не установлена точная дата его рождения. Отец будущего пейзажиста, Яков Алексеевич, отставной солдат, служил сторожем при петербургской Академии наук. Первоначальное образование Алексеев как солдатский сын получил в гарнизонной школе.

В начале 1767 года, по прошению отца, мальчика приняли в Академию художеств, воспитанником третьего возраста. Некоторое время Алексеев обучался живописи «плодов и цветов» (так в Академии назвали жанр натюрморта).

Однако педагоги заметили склонность юноши к изображению видов и архитектурных мотивов и за год до окончания учебы перевели в недавно организованный класс пейзажной живописи.

В 1773 году Алексеев закончил учебу в Академии, получив малую золотую медаль за живописный пейзаж, содержание которого, к сожалению, не известно. Золотая медаль давала право на продолжение художественного образования за границей, на счет Академии.

Поскольку станковый пейзаж в то время имел много общего с искусством театральных декораций, Алексеева отправили в Венецию совершенствоваться в области декорационной живописи. В Венеции молодой художник пробыл более трех лет.

Первоначально он осваивал приемы создания театральных декораций, обучаясь «черчению перспективы» в мастерских венецианских художников Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспари.

Эти мастера являлись представителями уходящего стиля барокко и создавали архитектурные композиции, в которых соседствовали фантастические сооружения разных эпох. Алексеев же стремился заниматься станковой пейзажной живописью, отразившей черты нового стиля — классицизма.

Архитектурные и природные виды, исполненные в этом стиле, отличались достоверностью изображения и одновременно продуманной организацией пространства, придающей картинному образу возвышенный, обобщенный характер. Алексеев самовольно покинул своих венецианских учителей и, не дожидаясь разрешения Академии, отправился в Рим, где надеялся освоить новое пейзажное направление.

2. Творчество живописца

алексеев пейзаж живопись

Стремление художника к личной и творческой самостоятельности встретило противодействие со стороны резидента Академии в Венеции, маркиза Маруцци, опекавшего русских пенсионеров. Маруцци вынудил Алексеева вернуться в Венецию, но строптивый ученик предпочел занятиям с Моретти и Гаспари самостоятельную работу с натуры.

В Венеции Алексеев впервые проявил тяготение к изображению городских «ведут». Его наставниками в этом стали произведения знаменитых венецианских живописцев Антонио Каналетто и Бернардо Беллотто. Копируя их картины, Алексеев осваивал композиционные приемы построения пространства городского пейзажа.

Художник в совершенстве овладел классической техникой письма лессировками, позволявшей придать цветовому решению особую прозрачность и глубину. Свой дар живописца Алексеев сумел проявить в копии, исполненной в 1776 году с произведения Каналетто «Архитектурная фантазия». Картина, получившая название «Внутренний вид двора с садом.

Лоджия в Венеции» (Государственный Русский музей), предназначалась для Академии художеств и демонстрировала успехи, достигнутые художником в живописи архитектурных «проспектов». Из-за интриг Маруцци, картина прибыла в Петербург с большим опозданием, что весьма повредило дальнейшей карьере художника.

Читайте также:  Перов василий "спящие дети" описание картины, анализ, сочинение

Несмотря на очевидные живописные достоинства работы, Алексееву не присудили за нее звание «назначенного» в академики. Первоначальное решение Академии о продлении пенсионерского срока своему питомцу также было отменено, и Алексеев был вынужден вернуться в Петербург летом 1777 года.

В начале 1779 года Алексеев был определен в Дирекцию Императорских театров «живописцем при театральном училище».

В формулярном списке, составленном художником в конце жизни, указано, что он находился на службе в Дирекции почти семь лет и «оказал успехи», воспитав одного из первых учеников, пейзажиста В.П. Петрова.

Оригинальные работы, исполненные Алексеевым для театра, к сожалению, не сохранились.

Еще одной, важной сферой деятельности художника в 1780-е годы стало копирование произведений западноевропейских пейзажистов, в том числе уже хорошо знакомых ему Каналетто и Беллото. Работы этих художников находились в собрании императорского Эрмитажа. Заказывала копии императрица Екатерина II.

Художник с гордостью отмечал, что императрица «…находила великое удовольствие смотреть труды мои и всегда награжден был». Копии, исполненные Алексеевым с видов Венеции Каналетто и видов увеселительного комплекса Цвингер в Дрездене кисти Беллотто, можно назвать творческими интерпретациями оригиналов.

Значительно уменьшая размеры и масштаб повторений, Алексеев создавал камерные по характеру произведения, отличающиеся самостоятельным цветовым решением. Колористической самобытностью отличаются и копии, написанные художником с произведений немецкого пейзажиста Я.Ф. Хаккерта — «Вид Катании и Этны» и «Вид Липари и Стромболи».

Оригиналы с изображением бухты у подножия вулкана Этна на Сицилии и островов в Средиземном море, приобрел у автора великий князь Павел Петрович. Они являлись яркими образцами современного направления в пейзажной живописи, в котором стремился работать сам Алексеев.

Пройдя длительную школу копирования, Алексеев сумел выработать собственный живописный почерк. Не удивительно, что первые из известных оригинальных пейзажей художника сразу приобрели статус шедевров.

В 1793 году Алексеев написал «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (Государственный музей-усадьба «Архангельское»), а через год исполнил парный к нему «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (Государственная Третьяковская галерея). Виды Петербурга явились рубежом в творчестве пейзажиста.

Летом 1794 года Алексеев получил звание «назначенного» в академики за написанную в Венеции копию с картины Каналетто, а спустя несколько месяцев, был удостоен звания академика перспективной живописи за «Вид города Санкт-Петербурга по Неве-реке».

Виды Северной столицы начала 1790-х годов складываются в единую панораму Дворцовой набережной от Летнего сада до старого здания Адмиралтейства. В них Алексеев предстал сложившимся мастером городского пейзажа, создав удивительный образ гармоничного города-мечты. Силуэт набережной составляет единое целое с пространством ландшафта.

Переливчатость голубовато-серой гаммы тонов создает эффект прозрачности и глубины воздушной и водной стихии, в которую словно погружены здания. Примечательно, что изысканность колорита у Алексеева не всегда являлась результатом применения многослойных лессировок.

В пейзаже 1794 года все богатство цвета художник передал в практически единственном красочном слое, благодаря своему уникальному живописному дарованию.

В 1795 году по заданию Академии, Алексеев отправился в путешествие в Малороссию и Крым, «снимать виды» городов, в которых незадолго до этого побывала императрица Екатерина II. Художник побывал в Николаеве, Херсоне, посетил древний Бахчисарай.

На основе натурных впечатлений, в конце 1790-х годов, Алексеев написал серию живописных панно с видами этих городов.

(Ныне хранятся в Херсонском краеведческом музее, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее) Большие размеры панно свидетельствуют о том, что они предназначались для дворцовых интерьеров. Исполняя заказ, Алексеев применил полученные в Венеции навыки декоратора.

Обобщенность манеры письма, плоскостность изображенного пространства, насыщенная цветовая гамма произведений демонстрируют иную грань таланта мастера, художественная манера которого изменялась в зависимости от поставленной перед ним творческой задачи.

В 1800 году, по повелению императора Павла I, Алексеев прибыл в Москву, «для снятия разных видов». Вместе с помощниками из числа академических воспитанников, А. Кунавиным и И. Мошковым, художник провел в первопрестольной столице более года.

Москва привлекла пейзажиста средневековыми сооружениями, непривычными для жителя Петербурга. В письме президенту Академии художеств А.С.

Строганову Алексеев сообщал: «По усмотрении Москвы я нашел столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать: должно было решиться, и я уже начал первый эскиз площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для написания картины».

Картина «Красная площадь в Москве» (1801, Государственная Третьяковская галерея) стала наиболее известным полотном кисти мастера. На ней художник представил древние архитектурные памятники — Кремлевскую стену со Спасской башней, собор Покрова, что на Рву, именуемый храмом Василия Блаженного, Лобное место.

Пространство площади превратилось в подобие театральной сцены, на которой разворачивается повседневная жизнь москвичей. В картине Алексеев создал не только выразительный архитектурный образ города, но и показал разнообразие и пестроту московской жизни.

Под руководством Алексеева, его ученики создали множество акварельных рисунков, запечатлевших облик «допожарной» Москвы. Большинство изображенных на них сооружений — храмы и монастыри, царские терема и триумфальные ворота — погибли во время Отечественной войны 1812 года, другие были разрушены позднее.

Рисунки вошли в так называемый «портфель» московских видов, ставший основой для создания живописных произведений.

Написанные Алексеевым в 1800-е — 1810-е годы картины «Соборная площадь в Московском кремле», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (Государственная Третьяковская галерея), и другие, уже для современников Алексеева приобрели характер исторических документов.

Одним из самых ярких художественных образов Москвы, созданных Алексеевым, стал «Вид Московского кремля и Каменного моста» (Государственный Исторический музей). Он был гравирован С.Ф. Галактионовым, украшал многие иллюстрированные издания и даже фарфоровые изделия того времени.

В 1800-е годы Алексеев вновь обратился к изображению своего родного города, Петербурга.

В картинах «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810, Государственная Третьяковская галерея), «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» (1810-е, Государственный Русский музей) главными героями стали новые архитектурные сооружения столицы, возведенные в начале XIX века. Сложностью и динамичностью построения отличается вид на Биржу, венчающую стрелку Васильевского острова. Художник избрал точку зрения, которую современники назвали «счастливой». Она позволила запечатлеть в едином пространстве великолепные здания, олицетворявшие мощь и процветание молодого города. Архитектурный «проспект» превратился в изображение городской среды, полной шума и движения. Важную роль в петербургских видах начала XIX века играют сценки из жизни городских обитателей, наполняя образы обаянием и человеческой теплотой.

Огромный вклад в развитие пейзажного жанра Алексеев внес как педагог. В 1802 году пейзажист был удостоен звания профессора и произведен в Советники Академии художеств. С 1803 года до самой смерти он возглавлял класс перспективной живописи.

Некоторые из воспитанников Алексеева работали в его мастерской, помогая ему исполнять многочисленные заказы на московские и петербургские виды, особенно в последние годы, когда сам мастер тяжело болел. Одним из лучших учеников Алексеева стал М.Н. Воробьев, возглавивший после смерти учителя отечественную пейзажную школу.

Умер Ф.Я. Алексеев 11 (23 ноября — по новому стилю) 1824 года в Петербурге.

3. История написания и анализ произведения Ф.Я. Алексеев. Красная площадь в Москве

июля 1800 года Совет Санкт-петербургской Императорской Академии художеств в соответствии с повелением Павла I направил академика живописи Ф.Я. Алексеева «для снятия разных видов» в Москву. Здесь он работал до 1802 года.

За полтора года художник написал целый ряд пейзажей, которые позволяют представить себе, как выглядела первопрестольная столица России на рубеже XVIII-XIX столетий. В письме президенту Академии художеств А.С.

Строганову Алексеев писал: «По осмотру Москвы я нашел столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать; должно было решиться, и я уже начал первый эскиз с площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для писания картины».

В своей картине Ф.Я. Алексеев не просто перечисляет многочисленные и разнообразные постройки древней столицы, но, как и было свойственно его пониманию пейзажной картины, пытается создать целостный, единый образ города.

Читайте также:  Жерико теодор "раненый кирасир" описание картины, анализ, сочинение

В центре Красной площади изображен Покровский собор (храм Василия Блаженного). Перед ним — Лобное место, с которого в древней Руси оглашались царские указы и другие важнейшие сообщения. Правую часть картины замыкают Кремлевская стена и Спасская башня.

Справа от башни, за стеной, поднимаются главы Вознесенского монастыря, слева виден шатер Царской башни. Величественные памятники средневековой московской архитектуры — главные «герои» пейзажа.

Они составляют уравновешенную, гармоничную композицию, уподобляя пространство картины грандиозной театральной сцене. Солнечный свет, льющийся слева, окрашивает весь пейзаж в теплые, золотистые тона.

Продуманно и точно отобранные детали достоверно передают облик старой Москвы. Люди, заполняющие площадь, участвуют в раскрытии образа города, вносят в него теплоту и человечность. Внимательно вглядываясь в изображения многочисленных горожан, толпящихся на площади, можно получить представление о внешнем облике москвичей рубежа XVIII-XIX столетий.

Кареты, повозки, всадники на лошадях, собаки — все это кажется художнику важным для воссоздания облика города. Художник настолько увлечен передачей своеобразия московского уклада жизни, что считает необходимым изобразить даже продукты, продающиеся в съестных лавках. Ф.

Алексеев сумел передать атмосферу шумной и пёстрой московской жизни, придерживаясь при этом традиций классицизма и добиваясь строгой построенности и уравновешенности картины.

«Красная площадь в Москве» была подарена Третьяковской галерее П.А. Бурышкиным в 1917 году.

Заключение

Творчество Ф.Я. Алексеева явилось важным этапом в сложении традиций национальной школы живописного пейзажа. Его произведения, привлекательные для современников и потомков возвышенностью и художественным совершенством образов, сохранили облик русских городов рубежа XVIII-XIX столетий, став ценнейшими историческими документами эпохи. «Русский Каналетто» — так называли его современники.

Федор Яковлевич Алексеев является первым, в истории русской живописи, мастером городского пейзажа. В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга, живописную красоту Москвы, поэзию повседневной городской жизни. Также, Федор Алексеев наряду большими портретистами XVIII века — один из наиболее интересных художников первого периода русской живописи.

Его привлекал пейзаж, в котором огромную роль играла архитектура. Он много путешествовал и уже в начале XIX века написал виды провинциальных городов России и Москвы.

Наиболее известные работы мастера: «Соборная Площадь в Московском Кремле» (1780-е), «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), «Вид на Воскресенские и Никольские ворота от Тверской улицы в Москве» (1811).

Список литературы

1.Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке: Учеб. пособие. — М.: Республика, 1999. — 448 с.

2.Глинка Н.И. Беседа о русском искусстве. XVIII век: Учеб. пособие. — СПб.: Книжный мир, 2001. — 256 с.

.Энциклопедия русской живописи: Учеб. пособие / Под ред. Т.В. Калашниковой. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — 351 с.

Источник: http://dodiplom.ru/ready/88993

История написания и анализ произведения Ф.Я. Алексеев. Красная площадь в Москве

25 июля 1800 года Совет Санкт-петербургской Императорской Академии художеств в соответствии с повелением Павла I направил академика живописи Ф.Я. Алексеева «для снятия разных видов» в Москву. Здесь он работал до 1802 года.

За полтора года художник написал целый ряд пейзажей, которые позволяют представить себе, как выглядела первопрестольная столица России на рубеже XVIII-XIX столетий. В письме президенту Академии художеств А.С.

 Строганову Алексеев писал: «По осмотру Москвы я нашел столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать; должно было решиться, и я уже начал первый эскиз с площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для писания картины».

В своей картине Ф.Я. Алексеев не просто перечисляет многочисленные и разнообразные постройки древней столицы, но, как и было свойственно его пониманию пейзажной картины, пытается создать целостный, единый образ города.

В центре Красной площади изображен Покровский собор (храм Василия Блаженного). Перед ним — Лобное место, с которого в древней Руси оглашались царские указы и другие важнейшие сообщения. Правую часть картины замыкают Кремлевская стена и Спасская башня.

Справа от башни, за стеной, поднимаются главы Вознесенского монастыря, слева виден шатер Царской башни. Величественные памятники средневековой московской архитектуры — главные «герои» пейзажа.

Они составляют уравновешенную, гармоничную композицию, уподобляя пространство картины грандиозной театральной сцене. Солнечный свет, льющийся слева, окрашивает весь пейзаж в теплые, золотистые тона.

Продуманно и точно отобранные детали достоверно передают облик старой Москвы. Люди, заполняющие площадь, участвуют в раскрытии образа города, вносят в него теплоту и человечность. Внимательно вглядываясь в изображения многочисленных горожан, толпящихся на площади, можно получить представление о внешнем облике москвичей рубежа XVIII-XIX столетий.

Кареты, повозки, всадники на лошадях, собаки — все это кажется художнику важным для воссоздания облика города. Художник настолько увлечен передачей своеобразия московского уклада жизни, что считает необходимым изобразить даже продукты, продающиеся в съестных лавках. Ф.

 Алексеев сумел передать атмосферу шумной и пёстрой московской жизни, придерживаясь при этом традиций классицизма и добиваясь строгой построенности и уравновешенности картины.

«Красная площадь в Москве» была подарена Третьяковской галерее П.А. Бурышкиным в 1917 году.

Творчество Ф.Я. Алексеева явилось важным этапом в сложении традиций национальной школы живописного пейзажа. Его произведения, привлекательные для современников и потомков возвышенностью и художественным совершенством образов, сохранили облик русских городов рубежа XVIII-XIX столетий, став ценнейшими историческими документами эпохи. «Русский Каналетто» — так называли его современники.

Федор Яковлевич Алексеев является первым, в истории русской живописи, мастером городского пейзажа. В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга, живописную красоту Москвы, поэзию повседневной городской жизни. Также, Федор Алексеев наряду большими портретистами XVIII века — один из наиболее интересных художников первого периода русской живописи.

Его привлекал пейзаж, в котором огромную роль играла архитектура. Он много путешествовал и уже в начале XIX века написал виды провинциальных городов России и Москвы.

Наиболее известные работы мастера: «Соборная Площадь в Московском Кремле» (1780-е), «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), «Вид на Воскресенские и Никольские ворота от Тверской улицы в Москве» (1811).

Источник: https://studbooks.net/577325/kulturologiya/istoriya_napisaniya_analiz_proizvedeniya_fyanbspalekseev_krasnaya_ploschad_moskve

Описание картины Федора Яковлевича Алексеева «Красная площадь в Москве»

1801 г.

Пейзаж, написанный художником маслом на холсте во время его «командировки» по Москве, организованной для него Павлом I.

Задача перед художником стояла следующая: внимательно ознакомиться с образом жизни москвичей и достопримечательностями города и отобразить все это очень четко и подробно в художественной форме.

Когда Алексеев приступал к заданию, он настолько много мест Москвы счел достойными, чтобы быть увековеченными в пейзажах, что впоследствии создал, целую серию картин, посвященных этой тематике.

Красная площадь изображена во всей своей красе. Автор сумел досконально передать все тонкости архитектурных строений, расположенных на территории площади. В центре, конечно же, главная достопримечательность всех времен Руси – Покровский собор или Собор Василия Блаженного. Оригинальный, красивый, сияющий разноцветьем куполов он возвышается над людьми, собравшимися на площади.

По правой стороне площади изображена Кремлевская стена. С левой же стороны художник нарисовал длинные торговые ряды, вдоль которых собралась масса народа.

Повозки и лошади, женщины в цветастых платьях и мужчины за прилавками с товарами – все эти персонажи смешиваются в один общий суматошный пейзаж, изображенный автором, и показывающий значение Красной площади, как места торговли в период создания картины.

Большое место в картине уделяется изображению неба, которое будто покрывает собой все, что находится снизу. Мягкий небесный свет заливает собой всю площадь. Это очень глубоко показано в картине и очень ее оживляет и украшает. Еще несколько архитектурных достоинств, изображенных фоном, дополняют общий образ прекрасного и цельного пейзажа московской жизни на Красной площади.

Это такие сооружения, как библиотека Василия Киприянова пред Спасской башней, стрелы Вознесенского монастыря и шатер Царской башни. Кроме того, очень четко прорисовано Лобное место в центре площади.

(2 votes, average: 5,00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-fedora-yakovlevicha-alekseeva-krasnaya-ploshhad-v-moskve/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector