Что такое тональность в музыке, учимся определять и изменять тональности

Сущность тональности и проблема транспонирования

Источник: https://infopedia.su/6×9177.html

9 урок. Тональности на гитаре

Здесь я Вам расскажу: что такое тональности на гитаре, как переходить в другую тональность на гитаре.

В некоторых песнях под гитару, например, в песне Пацаны в войну играли Вы наверняка слышали, что, например, во втором и (или) в третьем куплете песни как бы меняется звук, становится выше. Это и есть переход в другую тональность.

Важно

В основном, переходы бывают на один или на два тона выше. В некоторых случаях на три.

Что же вообще такое «Тональность на гитаре»? Простыми словами — это первый аккорд, с которого Вы начинаете играть песню. Если первый аккорд в песне — Am, то мы можем смело сказать, что тональность этой песни — Am (ля-минор). Но не будем вокруг да около, а перейдем сразу к делу.

Как перейти в следующую тональность на гитаре?

Есть одна интересная вещь. Для того, чтобы перейти на тональность выше на гитаре, можно просто передвинуть пальцы на один лад к корпусу гитары, и не нужно искать, как берется тот или иной аккорд. То есть, например Вы играли песню в тональности Am, вот как выглядит этот аккорд Am на гитаре:

Потом Вы решили перейти на тональность выше, на аккорд A#m. Передвигаем пальцы на один лад к корпусу гитары, и получаем:

Струны, которые были открытыми в аккорде Am, теперь зажимаются на первом ладу. А те, которые были зажаты — переносятся на лад вперед. Аккорд A#m у нас с Вами зажимается с помощью баре.

Начнем с аккорда Am и пройдемся по тональностям. Передвигаете Вы пальцы На A#m, потом на Hm, и так далее до Dm, который у Вас будет выглядеть так (смотреть, что такое табулатура):

А чтобы не передвигать пальцы еще дальше, для перехода в следующую тональность на гитаре, и не играть где-то по середине грифа, аккорд Dm можно взять другим способом, более нам привычным:

Кстати, можете прослушать переход из тональности Am в тональность A#m, может, на слух Вы сможете разобраться, что такое тональность на гитаре, если еще не разобрались:

На всякий случай, я приготовил для Вас схему для перехода в другую тональность на гитаре. На ней Вы можете видеть, как перегнать тот или иной аккорд в следующую тональность.

->Am — A#m — Hm — Cm — C#m — Dm — D#m — Em — Fm — F#m — Gm — G#m — Am-> .

Таблица для перехода в другую тональность

Транспонирование или транспозиция — это перенесение музыкального произведения или его части в новую тональность. Музыкальный термин «тональность» появился в середине XIX века.

Под ним стали понимать высотное положение лада, то есть высоту звуков лада, определяемую положением тоники на той или иной ступени музыкального звукоряда.

Каждый лад может быть изложен по крайней мере в двенадцати тональностях.

Транспонирование неизбежно влечет за собой изменение тональности произведения. В наше время музыковеды отмечают взаимосвязь тональности не только с замыслом и характером музыкального произведения, но и с творческой индивидуальностью композитора. «Выбор композитором тональности. не случаен,» -пишет А.Л.

Обратите внимание

Островский и указывает на совпадение тональностей сходных в общих чертах по характеру и построению музыкальных произведений различных авторов: в тональности До мажор написаны Первая симфония Бетховена, «Славься» из оперы «Иван Сусанин» Глинки, финал «Песни о лесах» Шостаковича; в До миноре — Пятая симфония Бетховена, шестая симфония Глазунова, этюд соч. 10, №12 Шопена.

Островский обращает также внимание и на то, что нередко ком­позиторы в своем творчестве предпочитают использование какого-то оп­ределенного круга тональностей, и приводит в пример Шопена, любившего многозначные тональности а также До, Соль и Ми минор, но избегавшего тональности Ре минор, в которой у него написана только прелюдия № 24 соч. 28.

Таким образом, тональности — важнейшие элементы выразительности, связанные не только с замыслом и характером произведения, но и с творческой индивидуальностью композитора. Необходимо подчеркнуть, что значение определяется не только тем, как она звучит,- важную роль играют и внеслуховые факторы тональностей.

Интересны в этом отношении мысли, высказанные С.И. Савшинским. «Для пианиста, — пишет он, — важно то, что каждая тональность не только по-своему звучит, но и по-своему играется. Каждая тональность имеет для пианиста свои игровые ощущения и представения.

Они в тональности До мажор иные, чем в Си мажоре, в Ре мажоре иные, чем в Ре — бемоль мажоре и т.д.»

Еще в 80-х годах XIX века немецкий историк и теоретик музыки, — педагог и композитор А.Б. Марле предостерегал «от столь легкомыслен­ного подчас переложения музыкальных пьес из одного тона в другой, к сожалению встречающегося так часто».

Признавая, что «некоторые обстоятельства» иногда вызывают необходимость «подобных переложений», он пишет, что переложения эти никогда не следует совершать без особенной нужды или без особенных к тому побудительных причин.

Даже не имея, собственного убеждения о значении известного строя, следует с уважением относится к творцу какой-нибудь музыкальной пьесы уже по одному тому, что он не без основания, вероятно, избрал для своего произведения именно известный строй, а не какой-нибудь другой».

Важно

И в наше время мы находим указания на необходимость бережного отношения к тональности, выбранной автором произведения: «… Следу­ет не злоупотреблять возможностью транспозиции и прибегать к ней только в случае крайней необходимости, исполняя каждое музыкальное произведение по возможности в той тональности, в какой оно написа­но автором».

Обращает на себя внимание тот факт, что указывая на бережное отношение к тональностям авторских оригиналов, теоретики тем не ме­нее признают необходимость транспозиции и весьма подробно объясняют способы транспонирования музыкального произведения.

Знанием транспонировать должен обладать учитель музыки ради требования певцов, для которых та или иная песня оказывается слишком низкой или высокой для детского голоса.

Что бы танцы выглядели свежими, яркими – учитель так же должен уметь транспонировать и варьировать темы танца.

Ну, а теперь обратимся к музыкально-теоретической литературе, в которой определяются цели и задачи транспонирования.

Подобные мысли мы находим и у авторов музыкально-теоретических работ. Так, в «Терминологии по элементарной теории музыки» H.Л. Гарбузов пишет: «Транспонирование музыкальных произведений, производится:

а) с целью облегчения исполнения музыкального произведения, если его первоначальная тональность высока или низка для данного голоса или данного музыкального инструмента,

б) с целью облегчения исполнения партий на некоторых музыкальных инструментах,

в) с педагогической целью, если первоначальная тональность музыкального произведения имеет большое количество ключевых знаков и затрудняет чтение с листа нотной записи музыкального произведения,

Совет

г) с творческой целью, если композитор переносит в другую тональность целые части музыкального произведения, пользуясь транспони­рованием, как средством музыкальной выразительности».

Так же высказывается и другой наш известный теоретик — И.В.Способин. Практика подтверждает эти положения. Транспонирование так же является важным элементом исполнительского мастерства аккомпаниатора учителя — всякий даже небольшой музыкальный отры­вок, служащий сопровождением хореографии, будет звучать более ярко и свежо, если учитель своевременно и умело производит смену то­нальности.

В данном случае транспонирование логично рассматривать как простейший элемент импровизации. Не случайно авторы статьи «Учить искус­ству импровизировать» С.Мальцев и И.Розанов считают транспонирование важнейшим средством воспитания учителя.

«Этому — пишут они, — учили с детства, используя в качестве материала последовательности аккордов, изучаемые на занятиях по гармонии, а также несложные пьесы.

С помощью транспонирования у начинающих планомерно воспитывалась свободная зрительно-слухо-моторная ориентация на клавиатуре», то есть то, без чего немыслима никакая импровизация.

Часто пользуются импровизацией /транспонированием/ авторы аранжировок для домры и балалайки.

У этих инструментов сравнительно небольшой диапазон и выбор тональности связан с использованием ярких открытых струн. Таким тональностям аранжировщики отдают предпочтение.

Это под­тверждают высказывания В.Розанова — автора пособия для руководителей оркестров русских народных инструментов «Инструментоведение».

Вот что рассказывает о целях транспонирования в процессе перело­жения музыкальных, произведений для домры А.

Обратите внимание

Александров: «Выбор тональ­ности определяется возможностью разговаривать на домре своим родным языком — языком домры.

Транспонирование направлено на оптимальное использование способов извлечения звука, приемов игры, штрихов, динамики и артикуляции: помогает найти наиболее технические /удобные/ средства исполнения.

В своей практике руководителя ансамбля русских народных инструментов я довольно часто прибегаю к практике транспонирования аккопанимента песен подстраиваясь под исполнителя. Это р.н.п.

«Зоря моя зоренька», «Тополек», «Ивушки», Романс Нины «За все тебя благодарю» сл. Е.Стюарт, муз. И. Бурляева.

Инструментуя пьесы учитывал исполнительские возможности студентов, облегчая партии на балалайке, домре альт, гитаре.

В силу широкого диапазона и яркости всех регистров, баянисты могут исполнять любую пьесу как для фортепиано, так и для органа и во­кальных произведений сохраняя при этом текст оригинала.

И тем не менее баянистам работая в школе часто приходится иметь дело с транспонированием музыкальных произведений в работе с хоровым и хореографическим коллективами, непосредственно готовясь к урокам и внеклассным занятиям.

Поэтому развивать слуховые и внеслуховые ощущения тональностей необходимо на протяжении всего обучения музыке на уроках музыкального инструмента, музыки и методики преподавания, поскольку сам процесс их воспитания является важным условием развития музыкального слуха в целом. Многие педагоги /например, А.П.Щапов, С.И.Савшинский, О.Б.Рафалович/ считают именно транспонирование важнейшим способом развития то­нальных слуховых и внеслуховых ощущений и представлений.



Аккорд Пол тона 1 тон        
A B
Am Bm
A7 B7
B H
Bm Hm
B7 H7
H C
Hm Cm
H7 C7
C C# D
Cm C#m Dm
C7 C#7 D7
D D# E
Dm D#m Em
D7 D#7 Em7
E F
Em Fm
E7 F7
F F# G
Fm F#m Gm
F7 F#7 Gm7
G G# A
Gm G#m Am
G7 G#7 A7

Обратите внимание, что всё начинается с аккорда категории «A» и заканчивается также категорией «A». Дальше идет всё заново.

Переносим все аккорды песни в другую тональность

Мы с Вами рассмотрели, как перевести только первый аккорд песни в другую тональность на гитаре. А что же нам делать с другими аккордами песни? А ведь они тоже переносятся на тональность выше.

Ну, например, есть у нас песня, в которой имеется цепочка аккордов:Am, Dm, E, Am. Первый аккорд песни — Am. И вот захотели мы перейти с него в тональность Hm (смотри схему тональностей выше), получается, сразу на две тональности вверх.

То есть нам нужно передвинуть все пальцы на два лада вперед, к корпусу гитары. И все остальные аккорды, естественно, тоже будут передвинуты на два лада. Таким образом, цепочка аккордов будет теперь такая: Hm, Em, F#, Hm.. Тем, как Dm перешол в Em, я мог Вас запутать.

Совет

А теперь постараюсь распутать.. Аккорды можно ведь брать не только в одной позиции. Так вот, Dm же можно взять еще и так:

И вот мы двигаем его на два лада вперед:

А это уже получился аккорд Em, но в другой позиции. Нам здесь играть не удобно, поэтому мы берем его в привычной для нас позиции:

Таким образом, глядя на схему тональностей на гитаре, которая находится в пункте выше, можем сказать, что, дойдя до аккорда Dm, путем передвигания пальцев, мы уже не берем его (аккорд Dm) с помощью баре, а берем в привычной для нас позиции. А, что касается аккорда D#m (следующего после Dm), то его мы взять сможем только с помощью баре. А вот следующий аккорд (Em) опять берем без баре, а в обычной позиции.

Программа для перегона тональностей на гитаре

А нужны ли нам вообще эти все сложности, о которых я написал выше?

Источник: https://muzykantam.net/uroki-gitari/uroki-novichkam/tonalnosti-na-gitare.php

Тональность – так ли это страшно?

Ноты вне тональности

В Уроке№3, как впрочем и в других уроках, вы часто встречали загадочные термины – гамма до мажор, гамма ля мажор, гамма ми минор и т. д.

А что, собственно такое – гамма до мажор или любая другая? Попытаюсь объяснить «на пальцах». Вообще-то гамма – это техническое упражнение для развития беглости пальцев и усвоения тональности.

А тональность? Вот об этом сейчас и поговорим.

ЛАДно или о ладах в музыке

Еще с детского сада на музыкальных занятиях малышам говорили – вот есть грустный колокольчик, и есть веселый колокольчик. Грустный  колокольчик зовут «МИНОР», а веселый – «МАЖОР». Все песенки, которые вы знаете, сочиняют эти колокольчики и получаются они у минора – грустные, а у мажора – веселые.  Объяснение, конечно, очень показательно для дошкольников.

Два лада в музыке

Однако для детей постарше и для взрослых можно сказать более серьезным языком – вся музыка, которая когда-либо была или будет сочинена, написана либо в мажоре, либо в миноре. И это может на слух определить даже ребенок. Вот эти мажор и минор называются – ЛАД.

Следует отметить, что музыкальный язык довольно богат, как ни странно, и часто бывает, что пьеска, написанная в миноре, звучит довольно весело, а мажорное произведение нагоняет тоску. Это случается сплошь и рядом, но, тем не менее, надо научиться различать на слух минорный и мажорный лады.

Тоника – царица тональности

А теперь вернемся к началу – допустим – до мажор. Или ля минор. Или фа мажор. Вот всех этих словосочетаниях есть определение какого-либо лада – минорного или мажорного. А что же означают слова – до, фа, ля? Все знают, что это ноты, но какие? А это, друзья мои, – ТОНИКА. Самый первый и самый главный звук в тональности.

Внимание! Я объясняю следующее понятие. Есть звукоряд. Как цифры идут одна за другой, так и ноты имеют четкую последовательность в звукоряде.

ДО  РЕ  МИ  ФА  СОЛЬ  ЛЯ  СИ  ДО  РЕ  МИ  ФА  СОЛЬ  ЛЯ  СИ  ДО  РЕ  МИ  ФА  СОЛЬ

и т. д.

Нот, как вы знаете, всего 7. Далее они просто повторяются.  А есть понятие ступени. Их тоже 7.

Музыкальные ступени

Если звукоряд начать с ноты ДО, то и закончить его следует нотой ДО. В этом случае первой нотой будет нота ДО и название ей – ТОНИКА. Смотрите, что получается. Если тоника – ДО, то есть первая  ступень – ДО, то вторая будет РЕ, третья – МИ, а седьмая – СИ.

Звукоряд с тоникой ДО

Если мы решим начать наш звукоряд нотой РЕ, то тоникой будет нота РЕ, на второй ступени – нота МИ, на третьей – ФА, а  заканчиваем мы наш звукоряд тоже нотой РЕ.

Звукоряд с тоникой РЕ

Приспичило нам начать звукоряд с ноты ЛЯ – Бога ради. Но только тогда и первой будет ступень ЛЯ, она же – тоника.

Если мы за тонику берем, допустим, ноту МИ, то второй нотой (ступенью) будет, соответственно ФА, третьей – СОЛЬ, четвертой – ЛЯ и т д.

Звукоряд с тоникой МИ

ВЫВОД – тоникой может быть любая нота, но СТУПЕНЬ – всегда ПЕРВАЯ.

Подошли к определению тональности

Теперь мы с вами плавно приближаемся к понятию ТОНАЛЬНОСТЬ. Что же это такое и с чем ее едят? А тональность в музыке, друзья мои, это когда соединяются тоника и лад. Вот и получается, что тональность (гамма) до мажор – это мажорный лад с тоникой ДО. А тональность ля минор – это минорный лад с тоникой ЛЯ.

Для чего нужны тональности?

Как художнику нужны разные краски, так и музыканту нужны разные звуки и разные тональности. Любое музыкальное произведение можно исполнить в любой тональности – мажорное во всех мажорных, а минорное – во всех минорных. Это вопрос удобства исполнения.

Пока всё понятно? Ну, если что – в комментариях спрашивайте – отвечу. Только спешу сообщить, что я вам дала очень примитивное объяснение. Есть еще понятие диезы и бемоли. что это? А это почти всегда черные клавиши на клавиатуре. И тональность песни может быть, к примеру – до диез минор или ля бемоль мажор. Только об этом я расскажу в ближайших уроках.

Типичный образец пьесы в миноре:

(1

Источник: https://ProPianino.ru/tonalnost-tak-li-eto-strashno

Что такое тональность?

Разговор в данной теме пойдет о важном музыкальном понятии.

Любая музыка – это своего рода путешествие, т.к. имеет свое развитие и имеет движение то вверх, то вниз. Но всегда заканчивается, приводя чувства слушателя к ощущению  покоя и устойчивости.

А все потому, что в конце любой мелодии стоит нота  украшенная мажорным или минорным аккордом.  Эта главная нота, которая имеет название – ТОНИКА.  Другие ноты мелодии и аккорды подчиняются ей.

Отсюда можно сделать смелое определение:

ТОНАЛЬНОСТЬ – совокупность  аккордов и нот, которые подчинены одной главной ноте.
Напрашивается вопрос. Но как равные 12 нот могут подчиняться друг другу?

Ответ прост: как только человек выбирает какой-то мелодии тональность (назначает главную ноту), как тут же остальные ноты следуют за ней.  Например, если тонику понизить на полутон, то и все ноты композиции должны понизиться на полутон, при этом характер мелодии не изменится, а только ее высота.

Идем дальше!

Обратите внимание

Никто не может объяснить тот факт, что для человеческого слуха наилучшим интервалом является «КВИНТА».  На данном интервале основана привычная нашему слуху музыка. Для лучшего понимания приведу рисунок, в котором расставлены ноты в ряд (нотный звукоряд), но с интервалом в квинту:

Получается, что самые простые мелодии устроены так, что звучащие в них аккорды двигаются (проигрываются) по квинтам.

Перейдем к практике:

Любая мелодия строится по образному правилу: выбираем дом (главную ноту), выходим из него и возвращаемся домой.

Возьмите гитару и проиграйте аккорды A – D – E –  снова A   и прислушайтесь как звучно и ровно они играются, как будто нет среди них лишнего аккорда. Постарайтесь запомнить мелодию .

  А теперь проиграйте вот эти аккорды (много раз): D – G – A – D , затем: G – C – D – G.  Только при этом не спешите.  Если вы вникните в характер музыки, то обязательно заметите, что во всех случаях он не меняется.

Первые аккорды в своем ряду – это главные аккорды в своей тональности и являются тоникой.  Как вы заметили их всего 3.  В народе их называют «Три блатных». У профессионалов – «Тоника», «доминанта» и «субдоминанта».  Я предлагаю называть их «Т», «2» и «3». А в минорной тональности к каждому названию добавлять букву «m».

Вот и дошли до таблицы основных аккордов тональностей:

Сразу скажу, что не нужно заучивать данную таблицу. Нужно просто в ней разобраться раз и навсегда. 🙂
Обратите внимание и вы заметите, что все аккорды в любых тональностях исполняют по очереди одну из 3-ех функций. Вот например аккорд F  тональности До-мажор будет — «2». , в Фа-мажор он станет «Т», а в Ля- диез мажоре – «3».

И снова практика:

Проиграйте тройку основных аккордов в последовательности Т — 2 – 3 – Т во всех мажорных тональностях, а также Тm – 2m – 3m- Tm в любых минорных тональностях. Не обязательно играть сложные аккорды. Здесь главное понимание и спокойствие.

Важно

И для общего знания и понимания данной темы скажу, что существует всего 12 тональностей, в каждой есть мажорная и минорная часть аккордов. У данных частей основные ноты – общие.

И для особо любознательных приведу полную таблицу основных аккордов обобщенных тональностей:

ТОНАЛЬНОСТЬ (Нотная грамота)

nagitaru.ru!

Источник: http://nagitaru.ru/tonalnost/

Теория музыки. Лад, тональность и интервалы

Мы продолжаем наш цикл статей по теории музыки, и сегодня речь пойдет о том, что такое лад, тональность и интервалы в музыке.

В прошлой статье мы с вами изучили нотное письмо и увидели, как в целом выглядит музыка в письменном виде, и какая нота за какой звук отвечает. Чтобы вам было проще вовлечься в данный урок, давайте вспомним с вами то, как выглядит звукоряд:

То, что вы видите на картинке выше – это гамма До мажор. О том, почему она называется именно “До мажор” речь пойдет немного позже. А сейчас мы с вами поговорим о гамме.

Гамма – это звукоряд, ступени которого находятся на расстоянии в один тон либо в полутон друг от друга. Обычно гаммы играют музыканты для разогрева и для развития моторики пальцев.

Ступени гаммы от первой и до седьмой нумеруются римскими цифрами.

 Каждая ступень лада имеет свое название:

  • I ступень – тоника (Т)
  • II ступень – нисходящий вводный звук
  • III ступень – медианта (средняя)
  • IV ступень – субдоминанта (S)
  • V ступень – доминанта (D)
  • VI ступень – субмедианта (нижняя медианта)
  • VII ступень – восходящий вводный звук

Вы наверняка понимаете, что ноты в музыке находятся в определенном соотношении между собой. Поэтому нельзя просто ударить по струнам гитары или обвалиться на клавиши фортепиано, чтобы получилась ласкающая слух мелодия.

И прежде всего это самое соотношение выражается в том, что в музыке существуют звуки, которые будто бы выделяются из общей массы нот. Такие звуки называются устойчивыми и зачастую завершают мелодию.

Но и среди устойчивых звуков есть свой лидер – тоника. Она является основной опорой всей мелодии. На примере ниже вы можете послушать мелодию без тоники:

Кажется, что чего-то не хватает, правда? Хочется закончить мелодию.

И, конечно же, в противовес устойчивым звукам существуют и неустойчивые. Неустойчивые тяготеют к устойчивым звукам, стремятся соединиться с ними. И переход неустойчивого звука в устойчивый – это разрешение.

Итак, мы с вами поняли, что существует определенная закономерность, по которой строится музыка. И эта закономерность называется ладом. Лад всегда лежит в основе любой музыкальной композиции и именно он организовывает все звуки в музыке, придает мелодии характер.

Чтобы продолжить наш рассказ о ладах, нам нужно немного отвлечься и рассказать вам об интервалах.

Интервал – это одновременное или последовательное сочетание звуков. Одновременный интервал называется гармоническим, а последовательный – мелодическим. Нижний звук интервала – это его основание, а верхний – вершина. На примере левый интервал – гармонический, а правый – мелодический.

Мелодические интервалы могут быть как восходящими (то есть читаются снизу вверх), так и нисходящими (то есть наоборот). Гармонические же интервалы читаются только снизу вверх.

Совет

Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми. И всего их восемь:

  1. Прима
  2. Секунда
  3. Терция
  4. Кварта
  5. Квинта
  6. Секста
  7. Септима
  8. Октава

Но все простые интервалы также делятся. Мы же помним о том, что расстояние между соседними ступенями может равняться тону или полутону. Отсюда следует, что некоторые интервалы могут быть двух видов:

  1. Чистая прима – 0 тонов
  2. Малая секунда – 1/2 тона
  3. Большая секунда – 1 тон
  4. Малая терция – 1 и 1/2 тона
  5. Большая терция – 2 тона
  6. Чистая кварта – 2 и 1/2 тона
  7. Увеличенная кварта – 3 тона
  8. Уменьшенная квинта – 3 тона
  9. Чистая квинта – 3 и 1/2 тона
  10. Малая секста – 4 тона
  11. Большая секста – 3 и 1/2 тона
  12. Малая септима – 5 тонов
  13. Большая септима – 5 и 1/2 тона
  14. Чистая октава – 6 тонов

Не будем вас более перегружать подробностями об интервалах. Заметим только, что интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонанс – это сливающееся, согласное звучание. Диссонанс – это резкое, не сливающееся звучание, ну или попросту “неприятное”.

Консонирующие интервалы:

1. Весьма совершенный консонанс:

  • Чистая прима
  • Чистая октава

2. Совершенный консонанс:

  • Чистая кварта
  • Чистая квинта

3. Несовершенный консонанс:

  • Малая терция
  • Большая терция
  • Малая секста
  • Большая секста

К диссонирующим интервалам относятся все остальные.

Теперь вернемся к ладам. Лады бывают разными, но мы с вами разберем самые основные: мажорный и минорный.

Мажорный лад (в дословном переводе – больший лад) – это лад, устойчивые звуки в котором образуют мажорное (большое) трезвучие, то есть созвучие, которое состоит из трех звуков.

Звуки мажорного трезвучия располагаются по терциям: между нижним и средним звуками находится большая, а между средним и верхним – малая. Между верхним и нижним же образуется чистая квинта.

Мажорное трезвучие, которое строится на тонике (то есть на первой ступени лада) – это тоническое трезвучие.

В таком ладу неустойчивые звуки находятся между устойчивыми. Мажорный лад состоит из семи ступеней, а последовательный звукоряд лада – это и будет гамма, о которой мы говорили выше.

В мажорном ладу интервалы между ступенями располагаются таким образом: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Минорный лад (меньший лад) – это лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Минорное трезвучие состоит из малой терции между нижней и средней ступенью, и большой между средней и верхней.

В минорном ладу интервалы располагаются так: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

На слух минорный и мажорный лады довольно легко отличить друг от друга. Если мелодия звучит весело и энергично – то это мажорный лад, ну а если вы слышите грустную и плавную мелодию – то это минорный лад.

Тональность – это высота, на которой расположена тоника лада. Название тональности соответствует названию ее лада, к примеру: До мажор, Ре минор и т.д.

Обратите внимание

Предположим, что вы решили спеть ту или иную песню, но она оказалась вам слишком низкой для вашего голоса. Поэтому нам нужно переписать мелодию в более высокой тональности. Для этого нужно переписать все ноты на нужное количество тонов выше.

Но стоит учитывать, что существуют тональности, и выходить за их пределы – равносильно созданию диссонанса.

Если вам интересно, как переносить мелодию из одной тональности в другую – напишите об этом в комментариях, и мы подробно разберем эту тему в следующей статье.

Тональность обозначается ключевыми знаками альтерации, которые имеют строгое правило своего появления на нотном стане. Диезы пишутся в таком порядке: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си.

Бемоли же располагаются в обратном порядке: Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа.

Гармонический мажор – это мажорный лад с пониженной четвертой ступенью. Он имеет своеобразное восточно-экзотическое звучание и присущ мелодиям многих азиатских народов.

Мелодический мажор – это мажорный лад, в котором понижены и четвертая, и седьмая ступени. Такой лад имеет особую певучесть и очень приятен для слуха.

Источник: https://say-hi.me/music/teoriya-muzyki-lad-tonalnost-i-intervaly.html

Что такое тональность?

Выясним сегодня, что такое тональность. Нетерпеливым читателям говорю сразу: тональность – это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами, привязка к конкретному участку музыкального звукоряда. Дальше же не поленитесь разобраться основательно.

Слово «тональность» вы наверняка уже слышали, правда? На неудобную тональность иногда жалуются певцы, прося поднять или опустить высоту песни. Ну, кто-то, может быть, слышал это слово от водителей авто, которые тональностью называют звук работающего двигателя.

Скажем, набираем мы скорость, и сразу чувствуем, что шум двигателя становится более пронзительным – изменяет свою тональность.

Наконец, назову то, с чем уж точно каждый из вас сталкивался – это разговор на повышенных тонах (человек просто стал орать поменял «тональность» своей речи и эффект сразу все почувствовали).

Теперь вернёмся с вами к нашему определению. Итак, тональностью мы называем высотное положение музыкального лада.

О том, что такое лады и об их устройстве, подробно написано в статье «Что такое лад».

Напомню, что самые распространённые в музыке лады – это мажор и минор, состоят они из семи ступеней, главной из которых является первая (так называемая тоника).

Тоника и лад – два важнейших измерения тональности

О том, что такое тональность, представление вы получили, теперь перейдём к компонентам тональности. Для любой тональности решающее значение имеют два свойства – её тоника и её лад. Рекомендую запомнить следующее положение: тональность равно тоника плюс лад.

Это правило можно соотнести, например, с названием тональностей, которые предстают в таком виде: фа мажор, ля-бемоль мажор, си минор, до-диез минор и т.п. То есть название тональности отражает, что какой-то из звуков стал центром, тоникой (первой ступенью) одного из ладов (мажора или минора).

Ключевые знаки в тональностях

Выбор той или иной тональности для записи музыкального произведения определяет, какие знаки будут выставлены при ключе. Появление ключевых знаков – диезов и бемолей – связано с тем, что на основе заданной тоники вырастает лад, который регулирует расстояние между ступенями (расстояние в полутонах и тонах) и который заставляет одни ступени понижаться, другие же, напротив, повышаться.

Для сравнения предлагаю вам 7 мажорных и 7 минорных тональностей, в качестве тоник которых взяты основные ступени (по белым клавишам). Сравните, например, тональности до мажор и до минор, сколько знаков в ре мажоре и какие ключевые знаки в ре миноре и т.д.

Итак, вы видите, что ключевые знаки в ля мажоре – это три диеза (фа, до и соль), а в ля миноре знаков нет; ми мажор – тональность с четырьмя диезами (фа, до, соль и ре), а в ми миноре всего один диез при ключе. Всё это потому, что в миноре по сравнению с мажором низкие третья, шестая и седьмая ступени – своего рода индикаторы лада.

Важно

Чтобы помнить какие ключевые знаки в тональностях и никогда не путаться в них, нужно освоить пару простых принципов. Подробнее об этом в статье «Как запомнить ключевые знаки».

Прочитаете её и узнаете, например, о том, что диезы и бемоли при ключе записываются не как попало, а в определённом, легко запоминаемом порядке, и ещё о том, что этот самый порядок-то помогает мгновенно сориентироваться во всём многообразии тональностей…

Параллельные и одноимённые тональности

Пора узнать, что такое параллельные и что такое одноимённые тональности. С одноимёнными тональностями мы уже столкнулись, как раз когда сравнивали мажорные и минорные тональности.

Одноимённые тональности – это тональности, в которых одна и та же тоника, но разный лад. Например, си мажор и си минор, соль мажор и соль минор и т.п.

Параллельные тональности – это тональности, в которых одни и те же ключевые знаки, но разные тоники. Такие мы тоже видели: например, тональность до мажор без знаков и ля минор тоже, или, соль мажор с одним диезом и ми минор тоже с одним диезом, в фа мажоре один бемоль (си) и в ре миноре также один знак – си-бемоль.

Одноимённые и параллельные тональности всегда существуют в паре «мажор-минор». Для любой из тональностей можно назвать одноимённый и параллельный мажор или минор. С одноимёнными всё понятно, а вот с параллельными сейчас разберёмся.

Как найти параллельную тональность?

Тоника параллельного минора находится на шестой ступени мажорного лада, а тоника одноимённого мажора – на третьей ступени минора.

Например, ищем параллельную тональность для ми мажора: шестая ступень в ми мажоре – нота до-диез, значит, тональность, параллельная ми мажору – до-диез минор.

Еще пример: ищем параллель для фа минора – отсчитываем три ступени и получаем параллельный ля-бемоль мажор.

Есть и другой способ найти параллельную тональность. Действует правило: тоника параллельной тональности находится на малую терцию вниз (если ищем параллельный минор), или на малую терцию вверх (если ищем параллельный мажор). Что такое терция, как её строить и все остальные вопросы, связанные с интервалами, разбираются в статье «Музыкальные интервалы».

Подведём итог

В статье разбирались вопросы: что такое тональность, что такое параллельные и одноимённые тональности, какую роль играют тоника и лад, и как появляются ключевые знаки в тональностях.

В заключение – ещё одни интересный факт. Существует один музыкально-психологический феномен – так называемый цветной слух.

Что такое цветной слух? Это форма абсолютного слуха, когда человек ассоциирует каждую тональность с каким-либо цветом. Цветным слухом обладали композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.Н. Скрябин.

Быть может и вы обнаружите в себе эту удивительную способность.

Совет

Желаю успехов в дальнейшем изучении музыки. Оставляйте свои вопросы в комментариях. Сейчас предлагаю немного отдохнуть и посмотреть видео из фильма «Переписывая Бетховена» с гениальной музыкой 9-й симфонии композитора, тональность которой, кстати, уже знакомый вам ре минор.

«Переписывая Бетховена» – Симфония №9 (потрясающая музыка)

Источник: https://music-education.ru/chto-takoe-tonalnost/

Dj ToBBuS — Тональности: основы основ

Источник: http://djsab.moy.su/index/tonalnosti_osnovy_osnov/0-39

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector

Тональности: основы основ

Если ты посмотришь на клавиатуру синтезатора или рояля, ты увидишь, что она состоит из повторяющихся групп по семь белых плюс пять черных клавиш. Каждая такая группа называется октавой (см. ниже). Белые клавиши внутри октавы соответствуют нотам до, ре, ми, фа, соль, ля и си или C, D, E, F, G, A и B в буквенном обозначении. После си снова идет до – следующей октавы. 

Черные клавиши называются через соседние белые. Так, черная клавиша между до и ре называется до-диез (C#, C-sharp), или ре-бемоль (D♭, Db, D-flat).

Строго говоря, правильное название зависит от музыкального контекста, но для наших целей эти названия равнозначны.

Точно так же черная клавиша между соль и ля – это ля-бемоль (A♭, Ab, A-flat), она же соль-диез (G#, G-sharp).

Что же такое тональность? Говоря очень упрощенно, тональность – это набор нот, на которых строится мелодия. Каждый такой набор выстраивается по определенным правилам от тоники (главной ноты тональности) и может быть мажорным или минорным.

Мажорные тональности звучат весело и жизнеутверждающе, тогда так минорные – грустно и меланхолично. Т.к. всего в октаве 12 нот, то существует 24 тональности – по минорной и мажорной для каждой возможной тоники. Тональность обозначается названием главной ноты и построенным от нее ладом – мажором или минором.

Например: ре мажор (D, D major), ре минор (Dm, D minor), си-бемоль мажор (B♭, B♭ major, B-flat major). Тоника не зря называется главной нотой тональности. В какой бы тональности ни звучала мелодия, она всегда тяготеет к ее тонике.

Главная нота всегда звучит к месту и гармонирует с любой мелодией, находящейся в тональности ее имени. Как ты увидишь дальше, это свойство тоники очень полезно при определении тональности трека. 

Определение тональности на слух

Для того чтобы выстраивать сет в соответствии с правилами гармонического сведения, тебе нужно заранее знать тональности своих треков. Определить тональность композиции можно тремя способами: на слух, с помощью специальных программ и, наконец, используя базы данных тональностей в Интернете.

Обратите внимание

Я начну с определения тональности на слух, и не случайно. Современные бухгалтеры давно пользуются компьютерами, но, согласись, таблицу умножения им знать все-таки нужно. Так и с умением определять тональность на слух для DJ.

Конечно, существуют компьютерные программы, делающие это автоматически, да и тональность нужного трека часто можно узнать на специальных сайтах. В то же время, точность программного определения не стопроцентная, а в интернетовских базах данных присутствуют далеко не все композиции.

Поэтому тебе нужно как минимум иметь представление о том, как определить тональность самостоятельно. 

Для определения тональности на слух тебе понадобится пианино, синтезатор или компьютерный эмулятор фортепианной клавиатуры.

Забегая немного наперед, я рекомендую установить Rapid Evolution: виртуальная клавиатура этой программы обладает функцией построения аккордов, которая сильно облегчает определение тональности для новичка. (Rapid Evolution требует, чтобы на твоем компьютере была установлена виртуальная машина Java). 

Установив и запустив Rapid Evolution, нажми на кнопку «piano». На экране появится эмулятор клавиатуры (см. слева, нажми на картинку, чтобы ее увеличить).

Запусти на вертушке или другом источнике звука композицию, тональность которой ты хочешь определить.

Обрати внимание: питч при этом должен стоять на нуле!
Твоя цель – найти на клавиатуре ноту, которая лучше всего подходит мелодии.

Убедившись, что в выпадающем списке слева от кнопки OK выбран пункт single note, перебирай на виртуальной клавиатуре клавиши одну за другой (тебе может понадобиться поэкспериментировать в разных октавах).

Рано или поздно, ты найдешь одну ноту, которая по звучанию подходит треку лучше других – независимо от того, куда направляется мелодия. Такая нота, которая менее всего выделяется, практически исчезая на фоне мелодии, скорее всего, будет тоникой.

 Найдя возможную тонику, попробуй ее доминанту (на 7 полутонов выше) и субдоминанту (выше на 5 полутонов). (Полутон – это расстояние между двумя ближайшими клавишами, черной и белой либо двумя белыми как E и F). Если тонику ты угадал правильно, то ее доминанта и субдоминанта также должны хорошо подходить мелодии.

 После того, как ты убедился, что имеешь дело с главной нотой тональности, осталось определить ее лад – мажор или минор. В уже знакомом тебе выпадающем списке вместо single note выбери major и нажми на клавишу тоники. Послушай, гармонирует ли полученный мажорный аккорд с мелодией.

Затем попробуй минорный – выбери minor и снова нажми на клавишу главной ноты. Ты можешь сделать вывод о ладе тональности на основании того, какой из этих двух аккордов сочетается с мелодией трека лучше всего. 

Подсказка. Большинство современных танцевальных композиций написаны в минорных тональностях.

Одни говорят, что это объясняется более широким спектром эмоциональных оттенков, которые передает минор.

Важно

Другие – что все дело в музыке черных рабов Америки, где преобладали грустные мелодии и в которую электронная музыка уходит своими корнями. Так или иначе, это наблюдение стоит взять на заметку!

Пример 1. Попробуем определить тональность небезызвестной тебе по статье «Структура трека» композиции Todd Terry All Stars – Get Down (Kenny Dope Original Mix):

Запускаем трек, перематываем к месту, где начинается мелодия, и начинаем наигрывать ноты – C, затем C#, D, D# и так далее. С самого начала нам сопутствует удача: C очень хорошо сочетается с мелодией. Идем дальше и обнаруживаем, что и G звучит неплохо в контексте трека.

Если C – тоника, то с треком должны хорошо сочетаться ее доминанта и субдоминанта, G и F соответственно. G мы уже «вскрыли»; попробуем F, сначала вроде бы пропущенную. Так и есть, F на фоне композиции тоже звучит хорошо. Надо быть внимательнее! Итак, тоника – это, скорее всего, C.

Определим лад тональности. Мажорный аккорд, начинающийся от C, звучит явно «не в кассу», а вот минорный как будто «впаян» в композицию, звучит в ней как родной. Значит, тональность Get Down – Cm, она же до минор. 

Пример 2.

Следующий «подопытный»: Martin Solveig – Rejection (Ian Carey Remix):

Для разнообразия начнем наигрывать ноты, начиная с F. Продвигаясь вверх, замечаем, что A♭ и B♭ хорошо гармонируют с треком; это интересно, потому что они могут быть субдоминантой и доминантой соответственно (т.к. расстояние между ними – ровно два полутона). Если это так, то тоникой должна быть нота на 7 полутонов ниже B♭, а именно E♭.

И действительно, E♭ идеально «вплетается» в композицию, звуча к месту в любой ее точке. Определяем лад обычным методом. Мажорный аккорд на фоне трека снова фальшивит, а вот минорный – то, что доктор прописал. Делаем вывод, что тональность трека – E♭m, или ми-бемоль минор.

Кстати, так как E♭ и D# – одна и та же нота, то (здесь я немного упрощаю) E♭m еще можно обозначить как D#m, или ре-диез минор. Не забывай об этом. Ну как, у тебя еще не отбило желание учиться гармоническому сведению? Не волнуйся, дальше будет проще.

В следующей части цикла я расскажу о программах, которые определяют тональность автоматически, а также о готовых базах данных в Интернете. Немного терпения, мы движемся дальше!

Определение тональности для ленивых

Совет

На данный момент мне известны два специализированных программных продукта, решающих задачу определения тональности. Первый из них – Mixed In Key, который благодаря продуманному маркетингу наделал немало шума в диджейском сообществе.

Копия этой программы, заслужившей благосклонные отзывы таких звезд как Пит Тонг, на момент написания статьи стоила $58. Второй продукт, находящийся в тени Mixed In Key, но от этого не менее интересный – тот самый Rapid Evolution, с которым мы уже знакомы.

По своей функциональности он не уступает, а то и превосходит MIK, и при этом совершенно бесплатен. 

Автоматическое определение тональностей в Rapid Evolution выполняется очень просто. Сначала нужно добавить интересующие тебя композиции в библиотеку программы.

Для этого в главном окне нажми на кнопку add songs. В появившемся диалоговом окне (см. слева, намжи на картинку, чтобы увеличить) нажми browse и выбери трек либо папку на диске.

Наконец, нажми add all, чтобы добавить в библиотеку все треки папки.

Затем в таблице поиска выдели треки, тональности которых ты хочешь определить. Нажми на правую кнопку мыши и в появившемся контекстном меню выбери detect, а затем key (см.

ниже справа), чтобы запустить процесс определения тональностей. Запасись терпением, т.к. на это потребуется некоторое время.

В конце концов, в колонке key напротив названия треков появятся их тональности, определенные Rapid Evolution.

Кстати, RE умеет определять тональность не только музыкальных файлов на твоем компьютере, но и «живого» сигнала, поступающего с линейного входа звуковой карты! Это исключительно полезно, например, для определения тональностей треков твоей виниловой коллекции.

Как я уже сказал, Rapid Evolution и Mixed In Key – 

специализированные программы для определения тональностей. В то же время, растущая популярность гармонического сведения приводит к тому, что эта функция появляется и в компьютерных эмуляторах диджейской установки.

Сказанное в первую очередь касается всем известных Virtual DJ и MixMeister. Чтобы автоматически определить тональность трека в Virtual DJ, нужно сделать две вещи. Во-первых, нажми правой кнопкой мыши на заголовок таблицы треков в нижней части экрана и в появившемся меню поставь галочку напротив пункта Key.

В таблице появится колонка Key, в которой позже будут отображаться тональности треков. 

Наконец, почти как в Rapid Evolution, выдели нужные треки в таблице, нажми на правую кнопку мыши и выбери Scan for BPMs (см. справа). После недолгого анализа треков Virtual DJ отобразит их тональности в соответствующей колонке.

Пара слов о точности.

Mixed In Key в действии я не пробовал, а о Rapid Evolution могу сказать, что он довольно надежен, но не всегда. Создатели RE утверждают, что программа правильно определяет тональность в 67-71% случаев, что, в общем-то, не так уж плохо.

Тем не менее, RE определил тональность Martin Solveig – Rejection (Ian Carey Remix) из предыдущей статьи как D# вместо D#m. 

За качество определения Virtual DJ я поручиться не могу, но в целом оно мне показалось удовлетворительным.

Обратите внимание

Кстати, для определения тональностей композиций твоей коллекции лучше использовать одну и ту же программу.

Опыт показывает, что даже если продукт и «врет» от случая к случаю, тональности, определенные им как совместимые (об этом – в следующей статье), часто оказываются таковыми и в реальности. 

Базы данных тональностей в Интернете

MixShare. На сайте MixShare, откуда «родом» Rapid Evolution, имеется собственная база данных информации о треках. Она находится в разделе Music и, по всей видимости, была скомпилирована с использованием результатов анализа композиций вышеупомянутой программой. Чтобы зайти в этот раздел, тебе придется зарегистрироваться, но это бесплатно и быстро. Касательно самой базы данных, то страничка сильно тормозит, и в ней я так и не смог найти ни одного из интересующих меня танцевальных треков. Более того, после пары поисков мой аккаунт был заблокирован за «превышение лимита трафика». Ну что ж, может, тебе повезет больше. 

Harmonic Mixing Database. Создатель этого сайта пошел интересным путем. Он строит базу данных информации о треках, анализируя в Mixed In Key их отрывки на Beatport (онлайн-магазин танцевальной музыки). На момент написания этой статьи в базе сайта находилось около 400 тыс. треков, и найти интересующую тебя композицию представлялось вполне реальной затеей.

Отмечу, что данные о треках на Harmonic Mixing Database в общем кажутся более точными, чем результаты анализа Rapid Evolution. Это может свидетельствовать о небольшом превосходстве со стороны Mixed In Key. Подозреваю, что определение тональностей треков уже снится тебе по ночам.

Осталось узнать о самом интересном: как количество перевести в качество, или информацию о тональностях композиций – в умение создавать по-настоящему гладкие миксы. Об этом я и расскажу в последней статье цикла о гармоническом сведении.

 

Как сводить гармонически

После того, как ты определил тональности треков своей музыкальной коллекции, начинается самое интересное.

Чтобы твоей сет был построен по правилам гармонического сведения, необходимо, чтобы тональность каждой следующей композиции была совместима с тональностью предыдущей.

Существуют определенные правила насчет того, какие тональности совместимы между собой, но, к счастью, тебе не нужно оканчивать консерваторию, чтобы их использовать.

Колесо Камелота (The Camelot Wheel, см. ниже – нажми на картинку, чтобы ее увеличить), изобретенное Марком Дэвисом с вебсайта Harmonic-Mixing.com, делает определение совместимых тональностей тривиальным.

Предположим, что сейчас на танцпол играет уже набивший тебе оскомину Todd Terry All Stars – Get Down (Kenny Dope Original Mix). Этот трек, как мы определили выше, находится в тональности Cm (до минор). Находим C minor на внутреннем круге колеса Камелота.

C minor, номер 5A, соседствует с F minor, G minor и E-flat major (соседство по диагонали не считается!) – это и есть совместимые с Cm тональности. Естественно, что Cm также совместима и сама с собой.

Теперь твоя задача проще пареной репы: выбрать следующий за Get Down трек так, чтобы он находился в тональности Fm, Gm, E♭ или той же Cm. Это почти гарантирует то, что при сведении композиции будут хорошо сочетаться друг с другом.

Важно

На практике для маркировки треков на CD или обложках пластинок вместо тональностей лучше использовать нумерацию Камелота: 1A, 2A и так далее. Это позволит тебе определять совместимые тональности без самого колеса перед глазами.

Правило проще всего продемонстрировать на примере: для 11B совместимыми будут 10B, 12B (число на единицу больше или меньше, буква та же), 11A (то же число, другая буква) или же сама 11B. После того, как ты несколько раз попробуешь свести треки с учетом тональностей, у тебя появится вполне законный вопрос.

Как известно, в процессе битмэтчинга ты подбираешь питч нового трека так, чтобы его темп совпадал с темпом предыдущего. Но изменение питча естественным образом искажает тональность композиции, делая звук выше при увеличении питча и ниже – при его уменьшении. Выходит, если темпы треков разные, то информация об их тональностях бесполезна? Не совсем.

Во-первых, чтобы поднять или опустить тональность трека на один полутон, необходимо изменить питч на целых 6%. Это означает, что если положения питча сводимых треков отстоят друг от друга недалеко, на 1-2%, то композиции в совместимых тональностях все еще будут хорошо сочетаться гармонически.

 Во-вторых, многие современные CD- и даже виниловые проигрыватели обладают функцией Master Tempo, которая, используя цифровую обработку звука, сохраняет исходную тональность трека независимо от положения питча. Эта функция полностью решает проблему влияния питча на тональность. Я даже подозреваю, что ее распространение непосредственно повлияло на растущую популярность самого метода гармонического сведения. 

И на десерт: метод «накачки энергии»

Когда тональности сводимых треков совместимы друг с другом, ты можешь позволить себе делать очень длинные переходы, не переживая по поводу того, что мелодии композиций будут конфликтовать. В арсенале гармонического сведения есть и еще один трюк, который называется «накачкой энергии».

В этом методе сведения ты подбираешь следующий трек не по принципу совместимости тональностей, а так, чтобы его тональность была на один или два полутона выше тональности текущего трека, в том же ладу. Например, если на танцпол играет Martin Solveig – Rejection (Ian Carey Remix) в тональности E♭m, то следующий трек должен быть в тональности Em или Fm.

Эффект такого метода – постоянно нарастающая энергия на танцполе; кажется, что сет набирает и набирает обороты. Если ты пользуешься нумерацией Камелота, то для «накачки энергии» к номеру тональности текущего трека нужно прибавить 7 или 2. Для примера выше: номер E♭m (т.е.

Совет

E-flat minor) – 2A, значит, следующий трек должен быть в тональности 9A или 4A, а это как раз E minor или F minor. В отличие от классического гармонического сведения, «накачка энергии» не располагает к затяжным переходам, т.к. тональности сводимых треков несовместимы.

Поэтому следи за тем, чтобы твои переходы при использовании этого метода были недлинными, или используй эквалайзер, чтобы вырезать конфликтующие элементы композиций. 

В заключение рассказа о гармоническом сведении хочу сказать, что все хорошо в меру. Подбор следующего трека только на основании его тональности может сильно ограничивать твои варианты.

Правила созданы для того, чтобы их нарушать; не позволяй им помешать поставить ту «бомбу», которую танцпол ждет здесь и сейчас. Пусть гармоническое сведение будет еще одним оружием из твоего диджейского арсенала, а не наручниками, сковывающими твою свободу.