М.К.Эшер. «Пинета Кальви», Корсика, 1933
Фотография: www.mcescher.com
Эшер
прославился своими оптическими иллюзиями и математически выстроенными
рисунками. Куда менее известна его страсть к итальянским пейзажам — результат
путешествия по Италии в 1922 году.
Между тем эти пейзажи в его творчестве
занимают довольно важное место (что по московской выставке очень заметно): с
1922-го по 1935-й Эшер создал множество гравюр с изображениями интерьеров восхищавших его церквей (например, «Внутри Св.
Петра» 1935 года) и
панорамных видов городов, а также итальянской природы и разных
достопримечательностей. Природа Италии для него была неотделима от искусства
Возрождения: строгие пропорции ренессансных зданий и
важное место геометрии в творчестве художников Ренессанса явственно повлияли на
все его последующее творчество.
Кроме того, Эшер был сильно впечатлен
мумифицированными останками священников на Сицилии и запечатлел их в очень
реалистичной литографии. Позже он пытался создавать пейзажи в Голландии и
Швейцарии, но разочаровался в местной природе и оставил это занятие.
Эшер и мавританский стиль
М.К.Эшер. «Предел круга IV», 1960
Фотография: www.mcescher.com
Еще в 1930-е
годы Эшер посетил памятники мавританского искусства в Испании, в том числе
Альгамбру, где его поразили знаменитые геометрические орнаменты.
Орнаменты и
вообще геометрические композиции для художников Востока были едва ли не главным
способом самовыражения — ислам запрещает изображать людей, а самыми денежными стройками, как правило, были
мечети.
К тому же математика была любимой наукой исламского Средневековья.
Эшер и кристаллография
М.К.Эшер. «День и ночь», 1938
Фотография: www.mcescher.com
В основе многих
известных рисунков Эшера лежит принцип симметрии — тот же самый, что положен в
основу науки о кристаллах.
Эшер не был ученым — его прежде интересовала
эстетическая сторона симметрии, поэтому он развлекал и себя, и зрителя, заставляя
симметрично кружить по поверхности ящерок, птиц, кошек, даже демонов и ангелов.
Однако наукой он увлекался довольно серьезно — и в 1960 году по приглашению
химика и кристаллографа Каролины МакГиллаври Эшер даже выступал с лекцией о
симметрии на международной кристаллографической конференции в Кембридже.
Эшер и геометрия
М.К.Эшер. «Гравитация», 1952
Фотография: www.mcescher.com
Под
впечатлением от мавританских орнаментов Альгамбры Эшер начал делать наброски с
использованием разных кристаллических решеток.
К этим наброскам он потом
добавлял фигуры животных и создавал листы, мозаически заполненные
разноцветными фигурами ящеров или птиц.
Другие характерные приемы Эшера —
переходы из двухмерного в трехмерное пространство и изображения сложных
многогранников (типичный пример — работа «Гравитация»).
Эшер и математика
М.К.Эшер. «Меньше и меньше», 1956
Фотография: www.mcescher.com
О том,
насколько творчество Эшера близко ученым-математиками, говорит тот факт, что во
время XII Всемирного математического конгресса в Амстердаме в 1954 году была
открыта выставка работ Эшера.
Математикой он никогда специально не занимался,
хотя прочитал исследование венгерского математика Дьёрдя Пойа о группах
симметрии, которое ему прислал брат. Из этой работы он почерпнул знание о том,
что существует 17 «групп рисунка обоев».
Это специальное название для
существующих в природе видов двухмерных повторяющихся паттернов, позволяющих
без разрывов заполнить плоскость фигурами одного вида так, чтобы получилась
мозаика или пазл. Эшер часто использовал принцип мозаичного замещения
плоскости, например в орнаментах 1950-х годов.
Математика описывает, какими
фигурами можно замостить плоскость регулярно (тремя правильными
многоугольниками: треугольником, квадратом и шестиугольником), но Эшер пошел
дальше — его интересовала нерегулярная мозаика, состоящая из разных по форме
фигур.
Кроме того, Эшер стал изображать в своих мозаичных картинах фракталы
(фигуры, состоящие из собственных маленьких подобий) еще до того, как
математический термин «фрактал» был введен в употребление в 1975 году.
Эшер и неевклидово пространство
М.К.Эшер. «Картинная галерея», 1956
Фотография: www.mcescher.com
Самые
знаменитые работы Эшера построены как визуальные обманки, но по сути являются
визуальным воплощением неевклидова пространства — то есть такого пространства,
в котором параллельные прямые спокойно могут пересекаться. Эшер не доказывал
теорем с помощью своих рисунков, просто демонстрировал удивительные возможности
нашего восприятия.
Эти поиски, надо сказать, были вполне в русле авангардного
искусства. Один из интересных примеров проявления неевклидовой геометрии в
работах Эшера — «Картинная галерея». Здесь переплетаются два пространства — галереи и картины, которая висит в галерее. Так как перспектива построена по
незнакомому нам принципу, сразу разобраться в происходящем непросто.
Но
постепенно мы понимаем, что видим ситуацию одновременно с нескольких сторон — мужчина в картинной галерее смотрит на картину, мы смотрим на него, а женщина,
изображенная на картине, — на мужчину из галереи. Это немного напоминает поиски
кубистов, которые отказывались от реалистичности в поисках широты взгляда.
Еще
один пример неевклидового пространства в работах Эшера — гравюра «Относительность».
Эшер и оптические иллюзии
М.К.Эшер. «Вавилонская башня», 1958
Фотография: www.mcescher.com
Уже в самых
ранних своих работах Эшер экспериментировал с перспективой как способом
изменить взгляд зрителя на картину.
Этими экспериментами он отчасти обязан
опыту искусства Возрождения — ведь так называемая прямая перспектива, которая
была взята за основу ренессансной живописи, — это, в общем, точно такая же
условность, как и «обратная перспектива», используемая в византийской
иконописи.
Идеальные пропорции — не меньшая иллюзия, чем искажение
пространства, это Эшер хорошо понимал. Он начал создавать картины со сложной
перспективой во время путешествий по Италии — когда выполнил работу под
названием «Вавилонская башня».
Эшер и рекурсия
М.К.Эшер. «Относительность», 1953
Фотография: www.mcescher.com
Рекурсией
называют такое явление, при котором объект повторяет сам себя, иногда — бесконечно.
Эшер много раз использовал рекурсивный метод в разных формах.
Эшер и дизайн
М.К.Эшер. «Метаморфоза III», 1968
Фотография: www.mcescher.com
Эшер никогда не
отказывался от возможности подзаработать, тем более что его семье, судя по
сохранившимся свидетельствам, постоянно не хватало на жизнь.
Эшер много работал
с Королевской почтой Нидерландов, делая все что угодно — от дизайна поздравительных открыток и почтовых
марок до 50-метрового панно «Метаморфоза III», в котором наглядно
продемонстрированы различные приемы мозаичного замощения пространства в
сочетании с оптическими иллюзиями.
В «Метаморфозе» геометрические фигуры плавно
перетекают в изображения птиц, животных и архитектурных форм, чтобы потом
закольцеваться и вернуться к первоначальному рисунку. Эшер также создавал узоры
для оберточной бумаги магазинов De Bijenkorf.
Несмотря на то что дизайн не был
основным делом его жизни, Эшер оказал серьезнейшее влияние на последующие
поколения промышленных художников и дизайнеров, особенно на приверженцев
психоделического искусства.
М.К.Эшер. «Водопад», 1961
Фотография: www.mcescher.com
Имп-арт — это
направление в искусстве, нацеленное на изображение невозможных с точки зрения
геометрии фигур. Например, английский ученый Роджер Пенроуз создал сразу
несколько таких фигур, самые известные из которых — треугольник Пенроуза и
лестница Пенроуза.
Все «невозможные» картины были созданы Эшером с 1958 по 1961
год — вскоре после того, как эти фигуры были описаны Пенроузом. Эшер применил
находки Пенроуза в гравюрах наряду с обычными, евклидовыми многогранниками.
Самые яркие примеры невозможных фигур у Эшера — в литографии «Водопад» и в
гравюре «Спускаясь и поднимаясь».
В «Водопаде» создана модель вечного
двигателя, основанная на «невозможном треугольнике», а «Спускаясь и поднимаясь» — это художественная модель «невозможной лестницы», по которой движение в одну
сторону будет бесконечным спуском, а движение в другую сторону — бесконечным
подъемом.
Секрет «невозможных» фигур заключается в ракурсе, с которого на них
смотрят, — что было особенно увлекательно для Эшера, в совершенстве овладевшего
различными видами перспектив и их искривлений.
Источник: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/ot-fraktala-do-rekursii-kratkiy-kurs-po-miru-mkeshera/
Онлайн-архив: оптические иллюзии и невозможные гравюры Маурица Эшера
Мауриц Корнелис Эшер (1898-1972) – один из самых выдающихся художников-графиков в мире. Прежде всего известен изображениями с невозможными фигурами, невозможной архитектурой, невозможной реальностью.
Его произведения можно увидеть на многих веб-сайтах в интернете и в различных художественных произведениях. Литография «Относительность» присутствует в фильме «Лабиринт» в одной из комнат Города Гоблинов.
В своих работах Эшер исследовал понятия бесконечности и симметрии, экспериментировал с архитектурой, перспективой и невозможными пространствами. Хотя в годы, которые он провёл в Италии, мастер создал ряд замечательных реалистичных работ. Например, литография «Кастровальва», на которой изображено селение на вершине крутого холма.
В 50-х и 60-х годах творчество Эшера вызвало интерес среди учёных и математиков. Он говорил: «Хотя я абсолютно несведущ в точных науках, мне иногда кажется, что я ближе к математикам, чем к моим коллегам-художникам».
Он переписывался с учёными, читал научные статьи и включал их идеи в свои работы.
Картину «Спускаясь и поднимаясь» Эшер создал под влиянием эффекта «лестницы Пенроуза», о котором прочитал в статье Лайонела Пенроуза и Роджера Пенроуза.
Работы Эшера продолжают изумлять миллионы людей во всём мире. В них угадывается его способность к проницательному наблюдению за окружающим миром и выражению собственных фантазий. Мауриц Эшер показывает зрителям, что реальность удивительна, постижима и увлекательна.
88 оцифрованных литографий и гравюр Маурица Эшера в высоком разрешении предоставила Бостонская публичная библиотека, отсканировав свою коллекцию и сделав её доступной для интернет-пользователей. Работы опубликованы на сайте некоммерческой организации Digital Commonwealth. Их можно увеличивать и рассматривать в мельчайших деталях.
- «Мозаика II», июль 1957 года.
- «Небо и вода», июнь 1938 года.
- «Спускаясь и поднимаясь», март 1960 года.
- «Ад» (копия картины Иеронима Босха), ноябрь 1935 года.
- «Автопортрет в сферическом зеркале», апрель 1950 года.
- «Пятый день сотворения», февраль 1926 года.
- «Другой мир», январь 1947 года.
- «Звёзды», октябрь 1948 года.
- «Балкон», июль 1945 года.
- «Бельведер», май 1958 года.
- «Относительность», июль 1953 года.
- «Водопад», октябрь 1961 года.
Источник: https://cameralabs.org/12061-onlajn-arkhiv-opticheskie-illyuzii-i-nevozmozhnye-gravyury-mauritsa-eshera
Мауриц Эшер вывел русских рокеров из мировоззренческого лабиринта
Фрагмент автопортрета Маурица Эшера «Рука с отражающим шаром»
В столичном Музее современного искусства до 9 февраля продлится выставка картин Маурица Корнелиса Эшера (Эсхера).
Нидерландского гравера принято считать мастером оптических обманов и отражателем парадоксальных пространств неевклидовой геометрии. Его непредставимые образы и хитро построенные головоломки до сих пор будоражат умы молодых интеллектуалов. Однако творчество Эшера гораздо шире и глубже, нежели пресловутые визуальные игры.
Несмотря на свои смелые эксперименты со всевозможными альтернативными измерениями, художник имеет мало общего с авангардистами. Его рисунок вызывающе точен, причем эта точность не является самоцелью, а используется как средство для демонстрации ограниченности чисто рационального постижения сути вещей.
Мауриц Эшер «Симметрия»
По своим воззрениям, Эшер был традиционалистом и консерватором.
Его мало интересовало изобразительное искусство эпох Ренессанса и Барокко, ярчайшие представители которых потихоньку начали дискредитировать христианские представления о мире.
Вдохновение Эсхер неизменно черпал из музыки Баха и средневековой живописи. А в пору творческих кризисов он, например, утешался срисовыванием сцен ада с полотен сурового аскета Иеронима Босха.
Мауриц Эшер «Освобождение»
Замкнутое на себе пространство полотен Эшера как раз и является идеальной моделью христианского ада, обитатели которого более всего страдают от бесконечной изнурительной повторяемости одной и той же цепи не вполне приятных событий.
Но, в отличие от тех же авангардистов и декадентов, нидерландский живописец отнюдь не наслаждался воспроизведением инфернальной серийности, а пытался докопаться до ее первопричины и наметить пути выхода.
Источник всех бед человека художник видел в непомерно раздутом эго, когда все остальные служат лишь фоном для твоих собственных амбиций, а, в свою очередь, другие воспринимают фоном тебя.
Задумывая автопортрет в стеклянном шаре, Эшер с удивлением заметил, что эгоистичный человек, в отличие от окружающих его неодушевленных предметов, всегда отражается лишь в центре сферы.
Обложка переиздания альбома «Джан Ку» «Лабиринт»
Фрагмент гравюры «Рука и отражение в шаре» использовала питерская группа «Джан Ку» в переиздании своего первого альбома «Лабиринт».
Только, в отличие от Эшера, оформители буклета разместили в шаре не портрет художника, а его же знаменитую гравюру «Водопад», на которой вода, в зависимости от угла зрения, способна течь то вверх, то вниз.
Тем самым, «Джан Ку» как бы пытается преодолеть извечный эгоцентризм, но ставит во главу угла релятивизм и абсурдность нашего бытия.
Мауриц Эшер «Водопад»
Отсюда и двоящиеся смыслы текстов альбома. Показательна фраза из песни «Отравление небом»: «Там — здесь кто-то есть, да-да-да, нет-нет-нет». То есть, здесь речь идет и о сомнениях, и о разных взглядах на одну и туже ситуацию, и об извечном споре атеистов и верующих о бытии Бога.
Таких примеров в альбоме много, а одним из самых частотных мотивов становится мотив лабиринта. В определенный момент герой начинает тяготиться бесконечными блужданиями и завяляет: «Лабиринт прилип к ногам — я иду, мне нужен план».
Выход намечается в последнем альбоме «Джан Ку» «Гранж», где обратившиеся к Православию музыканты обильно цитируют «Евангелие» и творения святых Николая Сербского и Иустина Поповича.
Обложка альбома группы «Воскресение» «Не торопясь»
Путеводной звездой в духовных поисках живопись Эшера стала и для группы «Воскресение». Оформление ее позднего альбома «Не торопясь» навеяно гравюрами «Вавилонская башня» и «Восхождение и спуск».
Отвечая на вопрос о причине таких предпочтений, вокалист «Воскресения» Алексей Романов ответил, что как дипломированный архитектор, он всегда тяготел к парадоксам уникума из Голландии. Но, думается, истоки следует искать все же глубже.
В песнях альбома «Не торопясь» можно обнаружить такие эшеровские мотивы, как моделирование новых реальностей («Сотворю тебе мир»), относительность всего сущего («прокатился век за месяц») и эксперименты со временем («время бережно и мерно набирает силу грома»).
Мауриц Эшер «Вавилонская башня»
Несмотря на свое визуальное сходство, гравюры «Вавилонская башня» и «Восхождение и спуск» несут разные посылы. Первая из них порицает праздность и гордыню: вместо того, чтобы возводить башню дальше, ее строители отдыхают, дерутся и любуются плодами своих трудов.
Подобный мировоззренческий ступор отражен и в песне «Воскресения» «Посмотри, как я живу», которую Романов, по силе покаянного чувства сравнивает с псалмами Давида.
Что касается картины «Восхождение и спуск», то в ней точно схвачен закон духовной жизни: если ты думаешь, что поднимаешься вверх, ты катишься вниз — и, соответственно, наоборот.
Подобно этому, и в песнях «Не торопясь» и «Ветер (Дыхание доброго неба)» участники «Воскресения» предлагают остановится, оглядеться — и уже из самой этой точке внутреннего покоя начать движение дальше: «Одни поднимаются, чтобы упасть, другие — чтобы лететь».
Мауриц Эшер «Восхождение и спуск»
Говорят, Мауриц Эшер не любил рок-музыку и с тревогой писал своему сыну о том, что набирающие популярность «битлы» несут в себе новый хаос. Российские музыканты счастливым образом опровергли эти опасения, взяв за основу его неуемное стремление к высшей гармонии.
Источник: https://www.km.ru/muzyka/2014/01/21/persony-i-sobytiya-v-mire-muzyki/730376-maurits-esher-vyvel-russkikh-rokerov-iz-mi
Икона эпохи: Мауриц Корнелис Эшер
Мауриц Корнелис Эшер
(Maurits Cornelis Escher)
1898-1972, Нидерланды
художник-график
Мауриц Корнелис Эшер родился в 1898 году в нидерландском городе Леуварден. Он был младшим сыном в многдетной семье инженера. В 1904 году будущий художник, его братья и родители переехали в Арнем, где мальчик учился столярному делу и музыке, но быстро бросил занятия из-за проблем со здоровьем.
После окончания средней школы в 1918 году Эшер поступил в Делфтский технический университет, но снова был отчислен — из-за плохого самочувствия он не справлялся с заданиями. Однако затем он начал изучать архитектуру в Харлеме и успешно закончил вуз в 1922 году.
Кроме того, в молодости Эшер увлекался литературой и пробовал свои силы в литературе.
С самого начала учебы в Харлеме Эшер понял, что рисовать он хочет намного больше, чем проектировать. Он показал свои графические работы преподавателю Самуэлю Йессуруну де Меските, который поддержал решение молодого художника.
К тому времени де Мескита был уже известным художником-графиком: его литографии, гравюры на дереве и офорты очень повлияли на творчество Эшера.
Художник дружил со своим учителем до смерти де Мескиты — в 1944 году он был схвачен нацистами, и скончался в Освенциме.
Жизнь в Италии
Закончив учёбу, в 1922 году Эшер отправился в путешествие по Испании и Италии.
Во время традиционного для художников гран-тура, Эшер впервые посетил Альгамбру — дворец в Гранаде, построенный во времена мусульманского господства в Испании.
Мусульманские узоры и мозаики, которыми украшена Альгамбра, очень повлияли на творчество Эшера: он не раз использовал приемы исламских художников для создания своих работ.
Мозаики в Альгамбре, которые вдохновляли Эшера
В 1924 году Эшер с женой Джеттой Умикер поселился в Риме. Он провел в Италии одиннадцать лет, и каждый год художник путешествовал по стране, делая наброски пейзажей и архитектуры. Затем он использовал эти зарисовки для создания своих литографий и ксилографий.
Например, на заднем плане литографии «Водопад», созданной в 1961 году, изображены террасы, которые Эшер рисовал в Италии. Кроме набросков, есть и законченные графические работы, сделанные художником во время жизни в Италии: например, литографии «Кастровальва» 1930 года и «Атрани» 1931 года.
Обе работы изображают места, которые посетил Эшер во время поездок.
Невозможные фигуры
Еще в Альгамбре Эшер заинтересовался принципом тесселяции — приемом, позволяющим разделить плоскость на части, которые полностью покрывают ее, не пересекаясь и не накладываясь друг на друга. Заинтересовавшись математикой, Эшер изучил работу венгерского учёного Дьёрдя Пойа, посвященную группам симметрий замощений, и начал создавать работы на основе этого исследования.
Однако Эшер придумывал орнаменты, состоящие не из геометрических фигур, а из насекомых, птиц, рыб, собак, крабов, лошадей и других живых существ.
Эти графические работы вошли в серию «Регулярное деление плоскости», которая затем была издана как отдельная книга в 1958 году — правда, принцип тесселяции так интересовал Эшера, что он продолжал эту серию до конца 1960-х и создал 137 работ.
«Относительность», 1953 год
Однако наибольшую известность приобрели «невозможные фигуры» Эшера.
Он исследовал пародоксы, позникающие при изображении трехмерного пространства и делал рисунки интерьеров и архитектурных сооружений, которые, на первый взгляд, кажутся верными, но при внимательном изучении работы зритель замечает противоречивые элементы соединения частей той или иной фигуры. Одно из самых известных произведений Эшера, изображающих «невозможное» пространство — это литография «Относительность» 1953 года, на которой изображен мир, который не подчиняется законам гравитации.
Признание
Первая выставка работ Эшера состоялась в Гааге в 1924 году, а два года спустя эту экспозицию показали в Риме. Уже тогда критики называли Эшера талантливым рисовальщиком, но многие критиковали его работы как «слишком интеллектуальные». В 1934 году произведения художника были показаны на Всемирной выставке в Чикаго и тоже были положительно оценены критиками и коллекционерами.
Литография «Рисующие руки», 1948 год
Однако настоящий успех пришел к Эшеру в 1950-х, после того, как прошли его большие выставки в США и Нидерландах. На родине художника его работы были представлены в Stedelijk — главном музее современного искусства в Амстердаме. Он начал читать лекции по всему миру, причем часто выступал в технических учебных заведениях — например, в MIT, так как часто сотрудничал с учёными.
Таймлайн
1919
Эшер поступает в школу архитектуры и прикладного искусства в Харлеме
1922
После окончания школы отправляется в путешествие по Италии и Испании. Начинает создавать свои первые произведения
1924
Женится и начинает жить в Риме
1935
Уезжает из Италии из-за фашисткого режима, селится в Швейцарии
1937
Переезжает из Швейцарии в Брюссель. Делает первую ксилографию «Натюрморт и улица» в жанре «невозможной реальности»
1941
Переезжает в Барн (Нидерланды), где проводит время немецкой окуппации
1948
Литография «Рисующие руки»
1950
Первая персональная выставка в США
1953
1953
Создает литографию «Относительность»
1954
Персональная выставка в музее Stedelijk
1955
Награжден орденом Оранских-Нассау — наградой, вручаемый монархом Нидерландов за особые заслуги перед государством
1958
Выходит книга Эшера «Регулярное деление плоскости»
1969
Заканчивает свою последнюю ксилографию «Змеи»
1970
Селится в доме престарелых в Ларене (Нидерланды)
Влияние
Наука
Эшер увлекался математикой (хотя специализированного образования у него не было), сотрудничал с учеными и часто иллюстрировал сложные математические теории.
В 1952 году математик и профессор Принстонского университета Герман Вейль использовал работу Эшера «Симметрия» для оформления обложки своей книги, а физик Янг Чжэньнин проиллюстрировал свою гипотезу о применении законов симметрии в квантовой физике работой «Всадники».
Кроме того, произведения Эшера иногда вдохновляли ученых: например, наброски художника помогли его брату, геологу Беренду Эшеру, сделать открытие в области кристаллографии.
-
- «Относительность», построенная из LEGO
- Популярная культура
Первая выставка Эшера в США открылась в 1950 году, и после этого художник быстро стал популярным — его вашингтонский дилер продал к середине 1950-х 150 отпечатков работ Эшера. Однако широкой публике он стал известен в 1960-е: тогда недорогие постеры с его психоделическими работами покупали хиппи, которые затем украшали ими стены своих жилищ.
Особенной популярностью пользовались копии литографии «Относительность» — начиная с 1960-х она появлялась в СМИ, кино, сериалах, а в этом году трехмерную модель изображенного Эшером интерьера сделали из конструктора LEGO.
Еще один недавний пример: в фильме «Начало» главные герои ходят по бесконечной лестнице, напоминающей ту, которую нарисовал известный график.
Что можно найти в продаже
M.C. Escher : 29 Master prints
Источник: http://www.lookatme.ru/mag/people/icon/198979-escher
Мауриц Корнелис Эшер
Подписаться на новости
По завершению обучения, Мауриц Эшер отправился путешествовать по Италии, где и встретил свою будущую жену Жетту Уимкер. Молодые супруги поселились в Риме, где прожили до 1935 года. В течение всего этого времени Эшер регулярно путешествовал по Италии и делал рисунки и наброски. Многие из них в дальнейшем использовались в качестве основы для создания гравюр по дереву.
В конце 1920-х годов Эшер стал достаточно популярным в Нидерландах и на этот факт во многом повлияли родители художника. В 1929 году он провел пять выставок в Голландии и Швейцарии, которые получили достаточно лестные отзывы критиков. В этот период картины Эшера впервые были названы механическими и «логическими».
В 1931 года художник обратился к торцовой ксилографии. К сожалению, успешность художника не приносила ему больших денег, и он зачастую обращался за материальной помощью к своему отцу.
Родители на протяжении всей своей жизни поддерживали Маурица Эшера во всех его начинаниях, поэтому когда в 1939 умер отец, а годом позже мать, Эшер чувствовал себя не самым лучшим образом.
В 1946 году художник заинтересовался технологией глубокой печати, отличавшейся определенной сложностью в исполнении. По этой причине до 1951 года Эшер выполнил всего семь оттисков в манере меццо-тинто и больше не стал работать в этой технике. В 1949 году Эшер с двумя другими художниками организовали большую выставку своих графических работ в Роттердаме, после ряда публикации о которой, Эшер стал известен не только в Европе, но и в США. Он продолжил работать в выбранном ключе, создавая все новые и порой неожиданные произведения искусства.
Одной из самых примечательных работ Эшера является литография «Водопад», основанная на невозможном треугольнике. Водопад играет роль вечного двигателя, а башни кажутся одинаковой высоты, хотя одна из них на этаж меньше, чем другая.
Две последующие гравюры Эшера с невозможными фигурами — «Бельведер» и «Спускаясь и поднимаясь» были созданы между 1958 и 1961 годами.
В число весьма занимательных работ входят также гравюры «Вверх и вниз», «Относительность», «Метаморфозы I», «Метаморфозы II», «Метаморфозы III» (самое больше произведение – 48 метров), «Небо и Вода» или «Рептилии».
В июле 1969 года Эшер создал последнюю гравюру на дереве под названием «Змеи». А уже 27 марта 1972 года художник умер от рака кишечника.
В течение всей жизни Эшер создал 448 литографий, гравюр и гравюр по дереву и более 2000 различных рисунков и набросков.
Еще одной интересной особенностью являлось то, что Эшер, как и многие его великие предшественники (Микеланджело, Леонардо да Винчи, Дюрер и Холбен), был левшой.
Учителя и наставники
Источник: http://sulimart.ru/blog/uchitelya-i-nastavniki/escher-maurits/