Куинджи А.И. (романтический реализм)
«Художник света» — так называют Куинджи, одного из самых необычных мастеров пейзажной живописи 2-й половины 19-го века. Он создал особый тип романтического пейзаажа, основанного на реалистическом восприятии мира. Ни один художник после Брюллова, по свидетельству современников, не пользовался таким шумным успехом, как Куинджи.
Его березовые рощи, освещенные ярким солнцем, тихие лунные ночи на Днепре, солнечные закаты и зори поражали зрителей своей поэтичностью, натуральной, доходящей до иллюзии передачей света, особыми лучезарными красками.
Сила света в картинах Куинджи, то яркого, праздничного, то таинственно мерцающего, породила даже легенду о «лунных красках», которыми будто бы пользовался художник.
Куинджи обладал поразительной чувствительностью глаза к самым тончайшим нюансам цвета, то есть к его изменениям под действием освещения. Это позволяло ему добиваться исключительно верных тонов в картине при передаче красок зримого мира, безошибочно передавать соотношение света и теней.
Но картины Куинджи восхищали публику не только своей поэзией света. Покоряли они и неожиданностью своих красот, новизной пейзажных мотивов. Особенно восхищает в его пейзажах мягкое очарование украинской природы, воспетой еще Гоголем.
А.И.Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя. Оставшись сиротой, был вынужден «пойти в люди». Рисовал с детства, где только мог. Его хозяин, местный хлеботорговец, заметил талант мальчика и в 15 лет отправил его в учение к Айвазовскому, в Феодосию.
Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. В начале 60-х годов Куинджи переехал в Петербург, намереваясь поступить в Академию художеств. Но без подготовки не смог выдержать экзамен. А потом упорно, из года в год все делал новые попытки.
В 1868 году он провалился снова, но его картина «Татарская сакля на берегу моря в лунную ночь» , допущенная к конкурсу, неожиданно принесла Куинджи звание неклассного художника и разрешение учиться в Академии в качестве вольнослушателя.
Однако, разрешение явно запоздало — Куинджи шел 27-й год, и он уже сам стал самостоятельным художником.
Обладая ярким самобытным талантом, Куинджи не терпел проторенных дорог и всегда стремился идти своим путем. Он верил только в свои личные воззрения на искусство и до всего доходил своим умом.
Творческая жизнь Художника была очень плодотворной, он написал огромное количество великолепных пейзажей. Но в 80-х годах неожиданно для публики Куинджи овладел душевный кризис, причина которого до сих пор неизвестна. Почти 30 лет художник вел затворническую жизнь, ничего не писал. И только после его смерти 11 июля 1910 года все созданное им стало достоянием художественной общественности.
Березовая роща (1879)
Перед нами природа в праздничном наряде. Березовая роща восхищает обилием света, яркой зеленью травы, белизной и стройностью деревьев. Чтобы все внимание зрителя привлечь к освещенным солнцем белоснежным стволам, художник обрезает рамой картины верхушки берез.
Картина вся построена на резких контрастах света и тени, их переходы почти отсутствуют здесь. Густая тень переднего плана контрастирует с освещенной солнцем поляной, вокруг которой глухая стена погруженной в тень рощи.
Ее темно-зеленый силуэт выделяется на фоне светло-голубого неба. В тени, окутывающей стволы берез, то там, то тут вспыхивают солнечные зайчики. Три березы, стоящие в центре, наполовину залиты солнцем.
Ветви берез с нежной, пронизанной светом листвой — на фоне темной зелени рощи.
Картина выглядит очень нарядной, декоративной. Очень точно выразил свое впечатление от картины художник А.А.Рылов: «Березовая роща» — какая странная композиция, какая упрощенность форм и красок! Краски сочные, душистые, точно пропитаны березовым соком.
Как смело художник обрезал рамой стволы берез наверху. Ничего, что темно-коричневые стволы на корнях берез ненатуральны, и все как будто ненатурально. Не беда. Эти коричневые краски подчеркивают сочность зеленых тонов.
Реальна эта радость, сверкающая под душистыми березами.»
Дарьяльское ущелье. Лунная ночь (1890-1895)
Я прикасаюсь к Вечности рукой. В горах так близко можно встретить Вечность…
Боясь нарушить неземной покой, я ввысь смотрю и вижу бесконечность.
Так далека отсюда суета, так мимолетны чаянья людские…
Здесь только гор немая красота и неба величавая стихия.
Когда стоишь над небом высоко на крыше мира крохотной букашкой —
То дышится свободно и легко, и перед Вечностью предстать совсем не страшно…
Эльбрус вечером
- Седой Эльбрус душою молод, могуч и страстен — только тронь.
- В его челе вселенский холод, в его груди шальной огонь.
- Он грозен, как и встарь, сегодня и высока его краса.
- Соединились преисподня навеки в нем и небеса.
- Днепр утром (1881)
Последнее полотно Куинджи, с которым он выступил на публике.
Степь в цвету, широкая, привольная, овеянная утренней свежестью, в тумане раннего утра.
Картина, в отличие от «Лунной ночи на Днепре», написана в неброском серебристом рассеянном освещении, в тонкой гамме красок, в прозрачности далей, затянутых легкой пеленой тумана. Это самая простая по мотиву картина Куинджи.
Здесь ничего не изображено, кроме высокого берега Днепра, заросшего цветущими травами, широкой ленты реки и простирающейся до самого горизонта равнины.
Но ни одно произведение Куинджи не отличается таким тонким настроением, такой проникновенной лиричностью, как этот широкий степной пейзаж.
Чумацкий тракт в Мариуполе (1874)
Необъятная степь, не имеющая ни конца, ни края, и над ней бездонное серебристо-серое небо, словно завешенное легкой пеленой облаков. Моросит дождь. По разъезженному тракту, утопая в грязи, томительно медленно тянутся обозы, вырисовываясь темными силуэтами в туманной мгле. Их вереница, извиваясь вдоль дороги, растянулась по всей степи, подчеркивая ее широкий размах, и, кажется, путь, лежащий перед чумаками, нескончаем. Тоскливый вой собаки, врывающийся в сонное оцепенение степи, усиливает ту тоску и отчаяние, которыми до предела наполнена картина.
На острове Валаам (1873)
Северный остров Валаам. Суровая сумрачность природы, скудость и тоскливое однообразие. Голая каменистая почва, едва прикрытая низкорослыми мхами, чахлые тоненькие деревца, мелкая заболоченная речка с просвечивающим каменистым дном и сине-черная мгла низко нависших туч, выразительно переданные в картине, оставляют унылое, безрадостное впечатление. Эта картина привлекла внимание художественной общественности к Куинджи. Многих восхитил ее удивительный серебристый тон.
Лунная ночь на Днепре (1880)
С большой поэтической силой Куинджи передал очарование глубокой бархатной южной ночи, сохранив величавую простоту изображения. Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Тишина царит над миром. Мерцающий серебристо-зеленый свет луны льется с небес на землю, прорезая ночную тьму, тревожа воображение.
В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр. Искрится легкая рябь на воде. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру.
Противоположный берег тонет во мраке ночи.
«Знаете ли вы украинскую ночь? — писал Гоголь. — О, вы не знаете украинской ночи. Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее, Земля вся в серебристом свете…
Тихи и спокойны пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов…Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно…Как очарование, дремлет на возвышении село.
Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Все тихо.»
Образ, созданный Куинджи, перекликается с этой волнующей поэтической картиной природы, нарисованной Гоголем, такой же лирический и проникновенный.
Куинджи запечатлел пейзаж как бы с высоты птичьего полета, добившись тем самым ощущения необъятной шири и грандиозности изображения. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. С поразительной верностью оттенков переданы легкие облака, чуть посеребренные лунным светом.
Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков.
Иллюзия этого чарующего, фантастического лунного света была настолько сильна, так неотразимо действовала на зрителей, что буквально заставляла подозревать, не усиливает ли художник его эффект с помощью искусственного освещения за картиной.
«Лунная ночь на Днепре» покорила петербургскую публику. К картине на выставке началось форменное паломничество. Длинные очереди зрителей жаждали увидеть прославленное полотно. Откликам в печати не было числа. Труд художника получил полное признание.
Украинская ночь (1876)
Картина экспонирована на 5-й Передвижной выставке в 1876 году и пользовалась шумным успехом у зрителей. Вся нега малороссийской ночи представлена здесь чародеем Куинджи. Снова контрасты света и тени, снова сказочность и декоративность пейзажа: Тиха украинская ночь!..
…Какая ночь! Как великаны, деревья сонные стоят,
И изумрудные поляны в глубокой мгле безмолвно спят…
В капризных, странных очертаньях несутся тучи в небесах,
Свет с тьмой в роскошных сочетаньях лежит на листьях и стволах…
(С.Я.Надсон)
Вид Исаакиевского собора при лунном освещении (1869)
- Ночное (1905 — 1908)
- Лес (1887)
- Лов рыбы на Черном море (1900)
- После дождя (1879)
- Радуга (1900 — 1905)
- Ранняя весна (1890-1895)
- Солнечные пятна на инее (1876 — 1890)
- Вечер на Украине (1878)
- Закат (1876 — 1890)
Источник: http://cvetamira.ru/kuindzhi-arhip-ivanovich-1841-1910
Философия пейзажа: творчество Архипа Куинджи
Про Архипа Куинджи говорили, что его картины затмевают на выставках произведения других живописцев, не оставляя им шанса на внимание аудитории.
«Для того, чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом», — говорил Куинджи. Следуя этому принципу, он неустанно трудился, прокладывая путь импрессионизму.
Эксперименты со светом, тонко написанные пейзажи и неповторимая авторская манера принесли Архипу Ивановичу мировую известность.
Художник ушел из жизни 24 июля 1910 года. В годовщину смерти одного из самых известных русских пейзажистов предлагаем вам познакомиться с любопытными фактами из его биографии и, конечно, творчеством — чтобы вы сами убедились в том, что пройти мимо его работ на выставке было невозможно:
Архип Куинджи рано лишился родителей, поэтому нанимался на работу, будучи еще маленьким мальчиком. Чтобы заработать, он брался за любое дело: был пастухом, служил на постройке церкви, а также подрабатывал у хлеботорговца. Чувствуя тягу к живописи, Архип попытался поступить в ученики к Ивану Айвазовскому, однако художник его не заметил — в итоге ученик лишь красил забор да толок краски.
- На острове Валааме, 1873 год
- Украинская ночь, 1876 год
- В юности Архип Иванович всерьез увлекался фотографией и даже попытался открыть собственную студию.
Березовая роща, 1901 год
Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. Современники рассказывали о нем следующее. Зайдя однажды к художнику Ивану Крамскому, Куинджи застал его сыновей за уроком математики. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. Куинджи тоже захотел выслушать объяснение.
«Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете!» — возразил ему Крамской. Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте! Это… я — человек… и потому все могу понять!..» Куинджи потребовал дать ему условия задачи и формулы. Архип Иванович, никогда не прикасавшийся к математике, просидел над задачей ночь, а утром, гордый, явился к Ивану Крамскому — задача была решена.
- Ладожское озеро, 1870−1873
- После дождя, 1879 год
Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму».
Игра светотени, контрасты берега на первом плане, холодный лунный свет, поражающий своим правдоподобием — все это не оставило профессоров равнодушными. Он удостоен звания свободного художника, после чего ему разрешено сдавать экзамены для получения диплома.
Поначалу Куинджи прилежно учился, но после успеха своих работ на выставках Товарищества передвижников перестал посещать лекции.
Березовая роща, 1879 год
Художник тщательно подходил к вопросу организации выставок и всегда следил за тем, как освещены его картины. Выставляя в 1880-м свою работу «Лунная ночь на Днепре», художник направил на нее луч электрического света. Картина заиграла новыми красками, поразив публику эффектными цветовыми решениями. Вообще, многие критики отмечали удивительную силу, с которой Куинджи передавал свет.
Лунная ночь на Днепре, 1880 год
Архип Иванович много экспериментировал с цветом, стремясь сделать свои произведения максимально правдивыми. Он пользовался асфальтовыми красками, однако с течением времени они, увы, темнеют.
Снежные вершины, 1895 год
К Куинджи быстро пришла слава, а значит — излишнее внимание. В начале 80-х он решает стать затворником: работает над новыми картинами, но не выставляет их. Этот период в жизни художника длится целых 20 лет.
Архип Иванович создает новые краски, которые должны быть устойчивы к воздействию света и воздуха. «Искусство — не игра для развлечения. Играть с искусством — тяжелый грех», — говорил художник.
Он работал систематически, не отвлекаясь на шум славы, прорабатывая новые приемы в живописи.
Радуга, 1900−1905
- Ночное, 1905−1908
- Вечер на Украине, 1878 год
Художник активно занимался благотворительностью. Так, он передавал щедрые взносы в Академию художеств. На благотворительную деятельность уходила большая часть средств — сам Куиджи жил очень скромно.
Источник: https://diletant.media/articles/30085721/
Синдром Куинджи: Почему картины самого знаменитого уроженца Мариуполя светятся изнутри
Плохой парень спел главную песню Донбасса и резко похорошелНикакая репродукция не выдаст замысел, ни одна копия не заменит оригинал. Несколько лет назад я впервые на расстоянии вытянутой руки увидела «Лунную ночь на Днепре» Архипа Куинджи. Неоновая, словно подсвеченная изнутри, широкая лента реки, крупная точка луны. Поэтическая, всеобъемлющая летняя ночь над древним Днепром. В 1880 году эта работа произвела фурор — большинство зрителей не верили, что лунный свет можно так передать, используя только краски, заглядывали за полотно в поисках спрятанного светильника.
Даже сейчас, спустя почти 140 лет после написания, пострадавшая от многочисленных переездов, картина будоражит, вызывает в памяти название психосоматического расстройства, которое может наступить от слишком ярких переживаний при созерцании предметов искусства. Искусства, которое человеческий мозг не в состоянии объять, постичь, объяснить. Слишком красиво, слишком абсолютно, чтобы быть правдой. Словосочетание «синдром Стендаля» появилось только в 1979 году, первый диагноз поставили в 1982-м, но еще за век до этого зрители приходили на выставку одной картины Куинджи «Лунная ночь на Днепре», часами стояли рядом с полотном, а после уходили в слезах. С некоторыми посетителями случались истерики.
От «фотошопера» до гения
Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье сапожника, рано осиротел, учился из рук вон плохо, но на любом доступном клочке бумаги рисовал.
В 13 лет вместе с чумаками пешком отправился в Феодосию, мечтал поступить в ученики к Ивану Айвазовскому, но тогда маринист не разглядел талант.
Вся живопись Архипа летом 1855 года сводилась к толчению красок и покраске заборов, но всё же ему удалось тогда получить несколько уроков от Адольфа Фессера, родственника Айвазовского.
Два месяца прожил Куинджи в Феодосии и вернулся в Мариуполь, устроился ретушёром к местному фотографу. Через два месяца была Одесса, где будущий художник тоже зарабатывал себе на хлеб ретушированием. В 1860 году Куинджи перебрался в Таганрог, где снова устроился ретушёром в фотостудию, в Таганроге прожил долгие пять лет.
В 1865 году двадцатитрёхлетний Архип приезжает в Петербург с целью поступить в Академию художеств. Первые две попытки успехом не увенчались.
Под очевидным влиянием Айвазовского в 1868 году Куинджи пишет не дошедшую до нашего времени картину «Татарская сакля в Крыму», создание которой позволило ему получить звание свободного художника.
И только в 1870 году, с третьей попытки, живописец смог стать вольнослушателем Императорской Академии художеств. В это же время он знакомится с художниками-передвижниками.
Под влиянием идей передвижников Куинджи пишет несколько работ, которые были представлены публике в рамках выставок Товарищества передвижников и имели невероятный успех.
Имя Архипа Куинджи получило широкую известность, и живописец, поверив в свой талант, перестал посещать Академию художеств. Уже тогда было очевидно, что это человек колоссального трудолюбия, с несомненной способностью выжить, добиться своего.
Сейчас бы о нем сказали «мотивированный»: страстно хотел стать художником — и стал им. Талант его неспокойный, буйный, совсем не академический.
Город М
Плавильный котел Донбасса: русская руда и всероссийские добавки© РИА Новости, Алексей Куденко | Перейти в фотобанкМариуполь, где родился Архип Куинджи, подарил художнику не только жизнь, но и любовь. Вера и Архип повстречались ещё в юности, а обвенчались только в 1875 году, спустя двенадцать лет после знакомства. Для художника это были очень трудные годы, но он поверил словам Веры и шёл к своей мечте: «Я люблю вас и буду ждать!»
Молодой художник случайно оказался в доме Шаповаловых, увидел девушку и попросил разрешения написать ее портрет. Вера была дочерью богатого мариупольского купца.
Отец Веры Леонтий был недоволен завязавшейся дружбой, полушутя и полугрозя спросил у Веры, не собралась ли она замуж за нищего художника. Вера сказала отцу, что замуж пойдёт только за Архипа — или уйдет в монастырь.
Тогда Леонтий Шаповалов поставил Куинджи условие: принести 100 рублей. По тем временам это была огромная сумма.
Куинджи уехал на заработки, вернулся через три года со 100 рублями, но отец невесты поставил новое условие — заработать ещё денег. Расчёт был прост: купец надеялся, что дочь образумится за то время, пока жених добывает новую сумму.
Архип снова отправляется в Петербург, где живёт впроголодь, добывая деньги для «выкупа» Веры. Одну за другой он пишет невероятные работы: «На острове Валааме», «Ладожское озеро». Уже тогда о Куинджи можно было говорить как о стихийном художнике.
Метод, который он немного позже окончательно изберёт для высокого полёта своей кисти, проступал на холстах — природа взволнованная, природа загадок, пиковые состояния природы.
В 1873 году в Обществе поощрения художеств состоялась выставка картины «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне Куинджи получил бронзовую медаль. В 1875 году художник уезжает во Францию, где покупает свадебный фрак и цилиндр, из Франции едет в родной Мариуполь.
Спустя столько долгих лет состоялась желанная свадьба. После венчания Архип пишет портрет Веры, её лицо на картине светится любовью и счастьем.
Передвижники, передвиньтесь
В 1875 году Куинджи приняли в члены Товарищества передвижников. В этом же году на выставке Товарищества живописец представил картину «Степи», а в 1876 году — «Украинскую ночь», вызвавшую восхищение публики.
Эта картина стала переломной для творчества Куинджи: он ушёл от академического романтизма и ступил на тропу экзотического восприятия реальности. «Украинская ночь» — первая магическая работа художника.
Тёмное небо, перекличка синего и чёрного, украинские мазаные хаты, освещённые неоновым лунным светом — как предтеча будущего огромного успеха, пришедшего в 1880 году после выставки одной картины «Лунная ночь на Днепре».
Весной 1879 года Архипа Куинджи и Михаила Клодта избрали в ревизионную комиссию Товарищества передвижников, но всего через несколько месяцев Куинджи рвёт с художниками Товарищества.
Повод — анонимная статья, автор которой резко отзывается о работах Куинджи, обвиняет его в однообразии, злоупотреблении особым освещением. Критиком оказался Клодт.
Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако вскоре понял, что того не исключат, и решил уйти сам.
Разрыв назревал давно, если бы не история с Клодтом, Куинджи всё равно ушёл бы от передвижников — в определённый момент их художественные рамки стали ему тесны. Куинджи не нужна была система, он сам по себе был системой, именно поэтому он и занятия в Академии забросил.
Передвижники — это товарищество со своим уставом, со своими лидерами, среди которых были довольно консервативные художники. А он хотел быть хозяином положения и никому не подчиняться.
У него уже была своя наработанная клиентура, картины успешно продавались, продавались очень дорого, почти баснословно.
Передвижники ему были не нужны ещё и потому, что за группу держится тот, кому группа что-то даёт. Он ни на кого не был похож. Куинджи сам по себе стал брендом, привлекал внимание именно непохожестью, своим горением. Были, есть и будут многие хорошие художники, масса талантливых рисовальщиков, но они подобны друг другу, а он вырывался из толпы живописцев своим непокорным стилем, куинджизмом.
В чём успех?
Донецк: Бог на краю войныВ чём во все времена заключался успех? Залог успеха — показать людям то, чего они не видели. Куинджи это понял, ему необходимо было шокировать публику. В этом была его главная цель, да и заложено желание выделяться было в его характере. Искусство Куинджи эмоционально, он хотел писать те состояния природы, которые производили эффект: солнечный закат, утренняя заря, полуденное сияние, лунная ночь и т.д. Он стал прямо-таки зациклен на эффектности изображения, особенно к концу жизни.
Куинджи был очень талантливым самоучкой, в нём много от самодеятельного художника — недаром его так любят копировать. Он хотел производить впечатление, его занимали нюансы света и цвета. Ведь что такое цвет? Это игра света, окрашивающего в разные оттенки поверхность. Художник много экспериментировал — и находил отклик в сердцах людей.
Результатом разрыва с передвижниками стала выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» в 1880 году. Куинджи сделал всё, чтобы представить это не просто как рядовую выставку картины, а как художественное заявление.
«Лунную ночь на Днепре» мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал её великому князю Константину Константиновичу за пять тысяч рублей. Князь взял полотно в кругосветное путешествие.
Под действием морского воздуха состав битумных красок, которые применил художник при написании полотна, изменился. Это привело к потемнению пейзажа.
После оглушительного успеха «Лунной ночи на Днепре» Куинджи представил свои работы ещё на нескольких выставках, а потом, на пике славы, стал затворником. Двадцать лет Куинджи никому не показывал свои полотна, за эти годы создав около 800 работ: пятьсот живописных и триста графических.
Летом 1901 года Куинджи впервые за два десятка лет продемонстрировал своим воспитанникам и друзьям новые полотна: «Вечер на Украине», над которым работал 23 года, «Христос в Гефсиманском саду». В ноябре 1901 года состоялась последняя выставка Куинджи, после которой никто не видел новых работ мастера вплоть до 1910 года, до самой смерти живописца.
Коммерсант
Существует стереотип, что художник должен быть бедным. Это мы видим, обращая свой взор и в сторону представителей западноевропейской живописи, и в сторону русской художественной традиции. Общим местом стала фраза, что за талант нужно дорого платить. Хочешь быть Рембрандтом — будь, но помни о нищете.
Хочешь быть Ван Гогом, опередить время — так знай, что не продашь за жизнь ни одной картины и умрёшь в бедности. За фамилию, которая останется в искусстве на века, приходится рассчитываться комфортом земной жизни. Гораздо проще быть верным времени остроглазым портретистом, чем смелым, свободным творцом, как создатель «Ночного дозора».
Порою талант гораздо шире человека, порою талант очень сложно объять и понять. Иногда он разрушает судьбу. Понимание собственного таланта — это сверхзадача художника, но художник — это человек, а человек, как известно, слаб.
Конечно, есть редкие примеры успешных при жизни художников, когда и в систему вписан, и образование имеешь, и талант, и хороший характер. Тот же Айвазовский, например.
У Куинджи помимо художественного таланта был ещё один дар, сослуживший ему отличную службу. Он обладал хваткой, способностью трезвого расчёта. То ли мариупольская улица его так наградила, то ли коммерческий талант развился за дюжину лет, посвящённых зарабатыванию денег, до свадьбы с Верой.
Куинджи не витал в облаках, как тот же Рембрандт, знал цену деньгам, был талантливым коммерсантом. Во-первых, он продавал свои картины дорого, а во-вторых, точно знал, куда надо вкладывать заработанные средства. Он покупал земельные участки, строил на них дома.
При этом сам жил довольно скромно, деньги не мотал, роскошью себя не окружал.
Дети Куинджи
Гулящие бабы золотых скифов: К юбилею выдающегося археологического открытия в Донбассе© скриншот с видео «Крым.Реалии» | Перейти в фотобанкУ Куинджи не было своих детей. Вера дала ему покой и уют домашнего очага, но не подарила наследников. Куинджи любил своих учеников, как детей, а они его любили, как отца. Куинджи — это типичный ренессансный художник, который был хозяином мастерской. Он всегда был человеком в силе, лидером, его любили, а он любил искусство. Пример человека, который был небеден и мог многое решить сам. Для денег он мог не писать, они и так у него были от коммерческой деятельности. К нему тянулись талантливые люди, Куинджи поощрял в них смелость, колористическое дарование. Ему необходимо было быть первым — короля, как известно, делает свита. Ему нужна была свита из молодых, талантливых и ярких, поэтому он и стал главой школы куинджистов. Очень многие из взятых им под крыло стали художниками первого ряда.
Из куинджистов вышли и Рерих, и Рылов, и Богаевский, и латышский художник Пурвитис. Картины Куинджи и его учеников всегда словно над бытом, над конкретной реальной ситуацией. Куинджисты стремились к эмоциональной насыщенности художественного образа.
Сам Куинджи всю жизнь находился в колористическом поиске, разрабатывал в полотнах красочную гамму, старался достичь осмысленного звучания цвета. Ученики Куинджи продолжили его поиски и расширили художественную географию. Добавили к Украине и России, Крыму и Кавказу — Заполярье, Прибалтику, Италию, Францию, Индию, etc.
Архип Куинджи ушёл из жизни в 1910 году, оставив богатое наследство. Весь капитал был завещан Обществу имени Куинджи для поддержки художников, которое было основано за два года до смерти живописца.
Главное — помимо материального наследства, знаменитый выходец из Мариуполя своим творчеством оставил ещё и практическое подтверждение уникальной формулы любого искусства. Как заставить волноваться другого? Нужно как следует разволноваться самому!
Источник: https://ukraina.ru/exclusive/20190127/1022422251.html
Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре 8 класс
Картина «Лунная ночь на Днепре» написана известным русским художником Куинджи. Она произвела сильное впечатление на зрителей на его персональной выставке, будучи там единственной картиной. Чтобы лучше оценить её, в помещении выключали свет и освещали картину лучом электрического света. Пространство как — будто расширялось. Некоторые люди стояли и плакали.
Великий князь Константин купил эту картину для себя и не расставался с ней в поездках. Мы можем только догадываться, почему она его так поразила. Картина не выдержала стремительных перемен климата и воздействия солёного морского воздуха. Пейзаж потемнел. Поэтому сейчас картина смотрится по-другому.
Художник был мастером пейзажа и художником света. Он умел сочетать краски так, что создавался эффект сияния и иллюзия мерцания света. Стоит тихая украинская ночь.
Природа и люди — всё спит глубоким спокойным сном. Большую часть картины занимает небо. На нём, окруженная редкими облаками, светит луна. Широкий Днепр, изгибаясь, несёт свои воды вдаль.
В них, как в зеркале, отражается широкая лунная дорожка.
Она светится каким-то нереальным светом, как — будто идущим из глубины реки. На берегу стоят крестьянские мазанки. Свет отражается от их стен и крыш. От картины веет таинственностью и загадочностью. На полотне изображена борьба света и тьмы, но луна всё больше выходит из-за туч, и свет побеждает, разливается по широкой водной глади.
Картина была настолько популярна, что художник создал ещё два экземпляра полотна. Он считал её главным произведением всей жизни. Один экземпляр находится в Третьяковской галерее, второй — в Ялте, в Ливадийском дворце, а оригинал в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Вариант №2
«Лунная ночь на Днепре» — одна из самых известных картин Архипа Куинджи. Написанная в 1880 году, она отличилась своей мистической славой.
Петербургская публика, не дожидаясь завершения работы художника, начала осаждать его мастерскую, желая поскорее увидеть это феерическое зрелище. Но композиция была мгновенно выкуплена и выставлена одиночно.
В чем же таинственность этого необыкновенного произведения?
Рассматривая картину, зритель невольно погружается в думы о незабвенной красоте природы, о вечном.
Величественное зрелище поражает иллюзией натурального лунного света; публика, как завороженная, подолгу не может отойти от него. Мне тоже очень понравилась эта картина.
Она как будто наполнена натуральным светом и воздухом, и настоящим, глубоким небом. Не картина, а действительность, как удивлялись поэты.
Лунная ночь была настолько популярна, что художнику пришлось создать еще две копии этой картины. В настоящее время оригинал находится в Государственной Третьяковской галерее, одна копия – в Ливадийском дворце, другая – в Государственном Русском музее.
Описание по картине
Одной из наиболее мистических и завораживающих картин конца XIX – начала XX века есть «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи. Художник имеет свой выразительный стиль и авторскую подачу. В художественной галерее картина собирает возле себя посетителей, которые рассматривают её до мельчайших деталей.
Куинджи утверждал, что картина «Лунная ночь на Днепре» — лучшее его творение. А тема моря является основной в творчестве художника. Он передает силу и глубину моря, а также воздух. Но наиболее завораживающий – лунный свет, который переливается всей цветовой гаммой.
Картины художника глубокие и наполненные игрой света и тени.
Первое на что обращаешь внимание – бескрайнее синее море, которое переходит в небо без чёткого горизонта. На небе ярким кругом выделяется полная луна. Её свет освещает всю картину и покрывает поверхность моря.
Куинджи называл себя художником света и это правда. Далеко не каждый сможет передать настолько тонко световые лучи и тени. Коричневый оттенок земли словно отделяет воду от жилых хат, возможно небольших улиц.
Архип Куинджи при помощи темных мазков в светлых местах создает глубину пространства.
На картине можно рассмотреть еще много мелких деталей, которые не теряют привлекательность наравне с водной гладью и ночным небом. Это небольшие украинские хаты. Можно почувствовать, что художник творил в конце XIX века.
Украинские хаты – белые с соломенными крышами. На картине изображены деревья, которые покрыты листвой. Поэтому можно сделать вывод, что это лето. Это время ежедневной работы для народа, поэтому ночь настолько пустая и тихая.
Простота картины, но при этом её глубина – удивляет, завораживает и притягивает внимание. И именно это делает её настолько известной. Запоминающая тема и стиль художника сделали Архипа Куинджи всемирно известным. А картину «Лунная ночь на Днепре» — культурным достоянием.
8 класс, 3, 4 класс
Куинджи — Лунная ночь на Днепре
Сейчас читают:
- Суть и смысл романа Обломов Гончарова сочинение
Скорее всего, любой человек, прочитавший данное произведение, вынесет из него для себя свою суть и свой смысл, но все, же стоит заметить, что основная суть в произведение все, же присутствует. Основная мысль это то, что во времена написания романа - Путь исканий Андрея Болконского (Жизненный путь) в романе Война и мир сочинение
Андрей Болконский один из главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир», был достаточно доброй и честной души персонажем. Его путь в романе был продолжительным, видно, что автор уделяет не мало страниц этому персонажу - Сочинение на тему Лесная поляна (описание)
Конец августа — хорошее время для сбора грибов в средней полосе России. Выбраться на лесную поляну, вдохнуть полной грудью свежий воздух, забыть о времени и вернуться домой с полными корзинами и ведрами. Что может быть лучше? - Женские образы в романе Война и мир сочинение рассуждение
Роман-эпопея Толстого « Война и мир » удивительный, с огромным количеством образов не похожих друг на друга. Мне нравится в романе то, что все персонажи интересны и по-своему загадочны для меня, с нетерпением читаешь и не можешь оторваться от строк. - Сочинение по картине Пластова Саня Маликов 6 класс
Художник Пластов, человек, который очень любил свою Родину. Он писал жанровые картины из жизни окружающих его людей. Все свои картины в портретном жанре он писал с натуры. На картине Аркадия Александровича «Саня Маликов» мы видим мальчика, - Сочинение по картине Юона Праздничный день
Юона “Праздничный день” написано в 1903 году является одной из первых работ живописца. В это самое время автор прибегает к теме деревни, рисует картины, на которых изображает природу, разные ее состояния,
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-kartinam/kuindzhi-lunnaya-noch-na-dnepre-8-klass
Анализ картины Архипа Куинджи "Лунная ночь на Днепре". Работа с Кейсами
Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Начинаем урок. Настраиваемся на успех. 15:00
Художник не может творить, если его душа мертва, а сердце холодно. Он не будет живописцем или скульптором, если его чувства не воспринимают красок жизни, гармонии природы, если его не трогают судьбы людей.
Леонардо да Винчи назвал живопись «немой поэзией». Картина безмолвна. Звуки и слова лишь предполагаются зрителем. Картина неподвижна. Настоящий художник не копирует действительность, а по-своему воспроизводит ее и толкует.
- В России природа всегда была музой, как для поэтов, так и для художников.
- Независимо от стиля художника, от его техники или фантазии пейзаж, написанный с натуры рукой мастера, всегда будет не просто застывшим мгновением или прекрасным видом – такая работа «живет» вне времени и места.
- Сегодня мы с вами будем работать с картиной великого художника Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
«Куинджи – художник света. Свет – очарование, и сила света, и его иллюзия были его целью. Конечно, вся суть этого явления заключалась в самом Куинджи, в его феноменальности, личной врожденной оригинальности. Он слушал только своего гения – демона…» так говорил о нём Репин.
- Давайте сформулируем цель нашего урока.
- «Раскрыть смысл картины Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
- Какие при этом мы будем решать задачи?
-
Узнать биографию художника, выделить своеобразие его творчества.
-
Проанализировать картину и её элементы.
-
Применить новые знания на практике.
- Почему великие творения искусства так ценятся людьми и не умирают?
- Это вопрос, на который мы с вами должны ответить в ходе сегодняшнего урока.
- А перед работой у нас физминутка) (2 мин) 15:05
Раздаю кейсы. Пожалуйста, начинайте работать с заданиями. (5 мин)
Начинаем с первой команды. Какое задание было у вас? 15:12
Задание 1: Восстановите текст. Продумайте последовательность абзацев.
Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье бедного сапожника. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Рано осиротев, мальчик жил у родственников, работал у чужих людей, был слугой у хлеботорговца.
В 10 лет закончились школьные годы Архипа – учился он неважно, зато все время рисовал: он рисовал везде, где приходилось, – на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к Айвазовскому. Проведя несколько месяцев у знаменитого художника, Куинджи едет в Петербург с мечтой поступить в Академию художеств.
После окончания Академии художеств на пятой передвижной выставке Куинджи представил картину «Украинская ночь». В картине всё построено на богатстве цветовых сочетаний. Через два года эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже.
Долгие годы Куинджи посвящает воспеванию природы южной и средней полосы России. Наибольший успех на выставке 1879 года выпал на долю картины «Березовая роща».
Куинджи был очень своеобразным человеком, но удивительно добрым ко всему живому. Он обожал птиц – каждый день в полдень, выходил на улицу с мешком корма и кормил слетавшихся к нему со всех сторон пернатых. А в его квартире была маленькая комната, «птичий лазарет», где жили больные птицы. Он их выхаживал, а потом отпускал на волю.
В 1880 году впервые в России состоялась необычная художественная выставка не только одного живописца, но и одной картины. Это была «Лунная ночь на Днепре». Успех превзошёл все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Более того, выставка стала крупным общественным событием в жизни Петербурга.
В 1882 году слава Куинджи поднялась до зенита, когда ему все аплодировали, как большому артисту, он вышел на сцену, раскланялся перед публикой и скрылся за занавесом, чтобы больше никогда не выступать. Куинджи как художника не стало, он перестал выставлять свои работы.
С тех пор Куинджи не только не устроил ни одной выставки – он не показал ни одной новой своей работы даже друзьям.
Он продолжал работать – в своей мастерской, вдали от людей и суеты, экспериментировал с красками, светом, искал новые композиционные решения. Ужасно боялся повторов, но при этом говорил: «Я всегда буду писать.
Ведь я же художник!». Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
«Лунная ночь на Днепре» сегодня хранится в Русском музее (авторская копия – в Третьяковской галерее).
Возвращаемся к задачам. Какую задачу мы выполнили? (1)
- Ребята, а вы знаете, что такое Днепр?
- Днепр – это река, протекающая по территории Украины, России и Белоруссии.
- Какое задание было у второй команды? 15:22
- Задание 2: Проанализируйте данный текст и дайте ответы на вопросы:
- 1) Чем насыщал свои полотна Архип Куинджи, о чём «говорят» его пейзажи?
Глядя на картины художника, даже поверхностный зритель ощущает необычность изображенного в них света. «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи», — писал о Куинджи Репин.
2) С помощью чего художник добился поразительного эффекта картины? Каким образом он решил её показывать?
Мысль, как озарение: «А если… «Лунную ночь на Днепре» показывать в темной комнате?!»
Эффект оказался поразительным: пространство в картине расширилось, луна светила окруженная мерцающим сиянием, Днепр играл ее отражением. Все как в жизни, но красивее, возвышеннее.
Пораженный найденным эффектом, он знал, что надо показывать «Лунную ночь на Днепре» в темном зале, одну…»
3) Что открывалось перед зрителями? Что завораживало их? Что привлекало их внимание прежде всего?
Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хаты.
И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Мир забылся в спокойном сне. Таинственно течет могучий, полноводный Днепр и блещет, как рыбья чешуя. Плывут облака, с ними будто плывет луна.
Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным светом погруженную в ночной покой землю.
Переходим к третьей команде. Какое задание было у вас? 15:27
Задание 3:
-
Выразительно исполните стихотворение Александра Пушкина.
А. Пушкин
Отрывок из поэмы «Полтава»
Тиха украинская ночь.Прозрачно небо. Звезды блещут.Своей дремоты превозмочьНе хочет воздух. Чуть трепещутСребристых тополей листы.Луна спокойно с высотыНад Белой Церковью сияетИ пышных гетманов садыИ старый за́мок озаряет.И тихо, тихо всё кругом…
Строки Пушкина перекликаются с общим настроением картины.
-
Установите соответствие между фрагментами картины и их описаниями.
Попробуйте разбить картину на сцены или эпизоды и проанализировать их.
Лунный свет самое удивительное в этой картине. Его предельная естественность определяется умением использовать световые и цветовые контрасты.
Небо можно воспринимать как самостоятельную картину. Оно является главным композиционным звеном. Оно несет лунный свет, который соединяет землю и небо в единое целое.
Ветряк типичная примета украинского села. Человеческий мир и мир природы сливаются в этой работе в целостный образ, отличающийся философской глубиной и композиционной продуманностью.
Гладь реки искрится и колышется как живая – и здесь иллюзионизм налицо!
Побеленные стены крестьянских хат зеркально отражают лунный свет, и в этом взаимодействии крепко связывается земное и небесное.
Возвращаемся к задачам. Какую задачу мы выполнили? (2)15:32
Какое настроение создает картина «Лунная ночь на Днепре»?
Эта картина создает удивительное, фантастическое настроение, ожидание приключения. Это не рассвет и не вечер, а именно ночь, лунная ночь. Мельница, дома – всё спит. Всё спокойно, только лунная дорожка на реке создает чуть–чуть тревожное ожидание чего–то. Может быть, рассвета следующего дня, счастья. А, может, грядущих неудач. Но настроение картины не печальное.
А теперь давайте послушаем музыкальное произведение «Лунный свет» композитора Дебюсси. Постарайтесь передать своё настроение, как вы видите лунную ночь.
Слушаем музыку.
Возвращаемся к задачам. Какую задачу мы выполнили? (3)15:37
Давайте подведем итоги. В чем же смысл картины Куинджи? В чем его секрет?
Удивительный секрет Куинджи – не только в его фантастическом владении красками, в иллюзии истинного света, которую он создавал так точно и вдохновенно. Сами по себе луна или солнце – не предмет для живописи. Но, глядя на такие картины, мы можем сделаться лучше, добрее, здоровее.
Наверное, именно в этом и заключается разгадка «Лунной ночи на Днепре» и других полотен замечательного русского художника Архипа Куинджи – они, неся в себе удивительное обаяние этой мощной личности, непонятным, мистическим образом делают нас лучше и добрее, врачуют наши души…
Достигли ли мы цели нашего урока?
Вернемся к началу урока к вопросу: Почему великие творения искусства так ценятся людьми и не умирают?
Огненный дух художника, ваятеля, поэта, композитора, в процессе своего творчества, насыщает элементами Света то, что творит он. А так как элементы Света обычному разрушению временем или забвению не подлежат, то длительность жизни великих произведений искусства идет далеко за пределы жизни вещей и предметов обычных.
С каким произведением мы сегодня познакомились?
Кто автор?
Что вам понравилось? Что больше всего запомнилось?
Капитаны, оцените себя и работу своей команды.
Д/З
На листочках записаны разные варианты домашнего задания. Оцените свои возможности и выберете то задание, с которым вы справитесь.
-
Написать сочинение-миниатюру по картине А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
-
Изобразить с помощью красок лунную ночь.
-
Выучить наизусть отрывок из поэмы А. Пушкина «Полтава».
Молодцы! Спасибо за работу! Урок окончен.
Источник: https://intolimp.org/publication/analiz-kartiny-arkhipa-kuindzhi-lunnaia-noch-na-dnieprie-rabota-s-kieisami.html