Посмотрите на портрет художника. Что сразу привлекает ваше внимание? Глаза и рука. Для того чтобы добиться большей выразительности он отказывается от локальных цветов и использует основные, но также он отказывается от реалистичной передачи фона.
Пространство, в которое помещена фигура художника, словно вырастает из некой бездны. Четко выписанные лицо и рука, противопоставлены почти абстрактному воспроизведению окружающей обстановки, что делает картину очень выразительной.
Обратите внимание на этот факт, он важен для понимания личности художника и его творческого метода.
Особое видение мира сформировалось под влиянием происходивших, в его жизни событий. Болезни и потеря близких оставили неизгладимый след в душе художника. Особенно на него повлияла смерть сестры Софии, с которой он был очень близок. Страдания сестры, семьи и его собственные он передал в картине «Больная девочка».
В пятилетнем возрасте его мать умерла от чахотки, у второй сестры Лауры была диагностирована Шизофрения. Отец Мунка был религиозен настолько, что иногда доходил до психонервоза. Вполне возможно, что нервные болезни передавались по наследству, ведь сам Мунк страдал от сильной депрессии, приступов страха и нервозов.
Основными темами творчества художника стали: — одиночество, болезни, смерть. В своих дневниках он писал: «Без страха и болезней моя жизни была бы лодкой без руля».
Еще одной отличительной характеристикой всех работ Мунка было то, что они выглядели как бы незаконченными. На выставке в октябре 1886 года картина «Больная девочка» вызвала скандал.
Собратья по кисти посчитали наглостью, послать на выставку «набросок». Сам же Мунк называл свою картину «эскизом».
Он работал жидкими масляными красками. Глубокие бороздки свидетельствуют о нервной манере письма. Благодаря этому приему в картине чувствуется мощная внутренняя сила. Это не натуралистическая передача индивидуального сходства, не анатомически правильная моделировка с применением светотени, а эмоция. Многие критики поносили Мунка за «беспорядочные красочные мазки».
Мунк написал работу «Летняя ночь», она стала неким переходом от 19 века к 20. Мунк как-то сказал: «Я пишу не то, что вижу, я пишу то, что видел».
В этой картине, сцена представшая перед нами извлечена из памяти художника и воплощенная в живописи, стала образом человеческого существования.
В этой работе заложена суть творчества Мунка: композиция базируется на горизонталях и вертикалях, тема же демонстрирует тяготение художника к передачи грусти, одиночества и экзистенциальной тоски.
Художник отправился в Париж изучать новое французское искусство и постигал живопись Тулуз-Лотрека, Моне, Ван Гога и Писсаро.
Работа «Весенний день на Карла-Юнгас-гате» написанная в 1890 г, говорит о влиянии импрессионистов, также как «Улица Лафайет», созданная после возвращения из Парижа.
Обе картины пронизаны сверкающим светом благодаря наложению красок раздельными четкими мазками в виде точек или мелких параллельных штрихов. Стилистически — это импрессионистические работы, но композиционные принципы своей работы Мунк сохранил.
Работа «Ночь в Сен Клу» возможно была написана под воздействием «Ноктюрнов» Уистлера. Принято считать, что мужчина в цилиндре – друг Мунка – Эмануэль Гольдстейн. Но невольно возникает мысль, что на картине изображен сам художник.
Мунк был меланхоликом, тем, кто считает, что смерть всегда рядом. Во всех работах Мунка пространство превращается в витрину за которой протекает жизнь узника (Ночь в Сен Клу), или заперты за штрихованными решетками (Больная девочка).
В Германии выставка Мунка с треском провалилась, критики разнесли его в пух и прах. Но шумиха как водится, вызвала интерес к новому Норвежскому художнику. Повторная выставка 1892 года позволила Мунку обеспечить себя на ближайшее время.
Мунк неустанно работал, стремясь создать произведение, которое вобрало бы все аспекты человеческого существования.
С натурализмом художник простился на родине, с импрессионизмом в Париже, и вот тогда на новую почву упало зерно его художественного языка.
Этот язык более выразительный, чем любые художественные приемы, был способен воплотить замысле Мунка, сказать все самое важное о жизни, любви и смерти. Особое его достоинство – простота.
В работах Мунка периодически повторяются образы лунного столба, водяной глади, горизонтального берега и вертикальных стволов (символы мужчины и женщины). Пейзажи Мунка пронизаны внутренним напряжением, наделены индивидуальными характеристиками.
В 1893 году Мунк написал картину, которая сегодня известна под названием «Мадонна». По замыслу Мунка, полотно должно было отражать главные циклы жизни женщины: зачатие ребенка, произведение потомства и смерть. Считается, что первой стадией обусловлена поза Мадонны, вторую Мунк отразил в литографии, сделанной в 1895 году — в левом нижнем углу изображена фигурка в позе эмбриона.
О том, что художник ассоциировал картину со смертью, говорят его собственные комментарии к ней и тот факт, что любовь в представлении Мунка всегда была неразрывно связана со смертью.
Кроме того, соглашаясь с Шопенгауэром, Мунк полагал, что функция женщины выполнена после рождения ребенка. Как отмечает исследователь творчества Э.
Мунка, «дабы подчеркнуть, что на картине речь идет именно о моменте зачатия, по одну сторону женской фигуры Мунк нарисовал две фигурки, похожие на зародыши, а по другую — изображения легко узнаваемых сперматозоидов».
«Вампир» Мунка — попеременно под названием Любовь и Боль — фокусируется на концепции женского пола, как кровососущего. Женщина наклоняется над человеком, который, кажется беспомощным и пассивным, ее рот, возможно, готов укусить в шею. Ее красные волосы длинные и свободные, и выглядит, как кровь капает на них обоих.
Это не единственный яркий цвет, темная и полная клаустрофобии сцена. И хотя нет никаких видимых клыков вампира или традиционно запекшейся крови, Мунк, безусловно, создал впечатление, что любовь может иногда превращается в ужас. От этой картины исходит какой-то сверхъестественный, едва ли не болезненный магнетизм, который неизменно приковывает внимание.
Крик» как эмблема экспрессионизма служит своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения. Словно бы заглянув в грядущее столетие мировых войн, революций и экологических бедствий, Мунк как бы отрицает саму возможность какого-либо их преодоления.
Сам Мунк, объясняя замысел картины, признался, что изобразил «крик природы». «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей.
Дрожа от страха, я услышал крик природы», — эти слова выгравированы рукой художника на рамке, обрамляющей одно из полотен.
Экзистенциальный ужас, пронзительный и панический — вот, что изображено на картине, утверждают искусствоведы. Он такой сильный, что буквально обрушивается на зрителя, который сам вдруг превращается в фигуру на переднем плане, закрывающую голову руками — чтобы защитить себя от «крика», реального или вымышленного.
Картины Мунка вызывают эмоции даже у людей, которые мало что знают о биографии художника и обстоятельствах, из-за которых его полотна почти всегда окрашены в мрачные цвета. В его картинах часто есть что-то от мира мечтаний.
В них все на грани фантазии и действительности.Также портретная живопись занимала большое значение в жизни Мунка. Но заказчиков не всегда удовлетворяли их портреты.
Портрет Госпожи Барт, или Женщина в синем был написан в 1921 году по заказу друга Мунка, доктора Петера Барта.
В этом портрете Мунк достигает максимальной выразительности психологического состояния модели, делающей ее не только дамой из общества. Синий, не просто цвет платья, он указывает на состояние ума и духа.
Мунк подчеркивает это видением того же синего в волосы натурщицы. Господа Барт осталась недовольна своим портретом и выкупать его не стала.
Но он экспонировался в Гамбурге, откуда был изъят нацистами как произведение дегенеративного искусства.
- Подробнее познакомиться с жизнью и творчеством Эдварда Мунка можно в книге Ульриха Бишоффа – «Эдвард Мунк: Картины жизни и смерти».
- Анфиса Кочнева,Специально для http://kreativ-magazine.ru
Источник: https://kreativ-magazine.ru/edvard-munk-zhizn-i-hudozhestvennaja-koncepcija/
Таинственный мир образов, чувств и переживаний Эдварда Мунка
veneyaСамый незабываемый художник 19 столетия, стоящий у истоков нового направления в живописи – экспрессионизма, несомненно, является Эдвард Мунк. Автопортрет, 1882
Для создания соответствующей атмосферы слушаем по порядку:
http://music.yandex.ru/#!/album/1693098
WitchcraftCold BloodThe Terminal Show
Elle Theme
http://music.yandex.ru/#!/album/1696355
Searching the PastSnow Driven
http://music.yandex.ru/#!/track/14574435/album/1693609
Так кем же он был, той таинственной персоной, который смог уловить течение жизни, социальный протест, тяжелые условия существования людей, их немые мольбы о помощи, их отчаяние: художником, прилагающим невероятные усилия сдержать свое внутреннее напряжение, излившись в одном истошном крике или сошедшим с ума одиноким человеком, свободным от оков правил и ограничений? Заглянем в его душу…
На Мунка оказали влияние такие известные художники, как Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри де Тулуз-Лотрек, Жорж Сера и другие, которые позволили раскрыться его таланту в полную силу, проявить себя. Они приоткрыли ему двери в неведомый мир социальных противоречий реальной жизни, помогли проникнуть в душу обычного человека, при этом выразив свои собственные чувства через мистицизм, драму, мрачные предчувствия.
Прозаическая правда жизниРабочие на пути домой, 1915Мистическое озарение
Мадонна, 1895-1902, литографияНевероятное напряжение
Цветок боли, 1897
А в 1893 г. художник создает свое самое значимое, известное произведение «Крик», пастель.
Позднее, в 1910 году, он написал еще одну версию темперой.
Фигура кричащего напоминает скорее скелет, эмбрион, а волнообразные линии пейзажа, повторяют закругленные контуры головы и широко раскрытого рта — как если бы звук крика отдавался повсюду. Ощущение, что через столь напряженный колорит, дрожаще-изогнутые формы, необычный ракурс мы можем почти физически почувствовать исторгнутый крик, кажется из глубин самого существа, полный боли и отчаяния, такой силы и напряжения, что внутри все сжимается от этого странного, беспокойного волнения. Драматизм сцене придает напряженный контраст между фигурой на первом плане и чужими, занятыми самими собой людьми в отдалении. Это – ода собственному отчаянному одиночеству, потери смысла жизни, его изоляции от общества. По накалу чувств, это произведение, безусловно, затягивает, увлекает, но в тоже время пугает и отталкивает.Картины Мунка отражают его внутренний мир. На протяжении всей жизни главными темами были болезни, депрессия, меланхолия, трудные отношениями с женщинами и смерть. С ранних лет он познал, что такое потерять близких людей, когда от туберкулеза умерла его мать и сестра, да и он сам чуть не умер от этой болезни, поэтому все его творчество проникнуто мрачными предзнаменованиями, но, в тоже время, жаждой жизни.
У смертного одра (Лихорадка), 1915
Смерть в комнате больного, 1893Свое отчаяние, боль, болезненные желания, одиночество он пытался заглушить алкоголем, наркотиками, что, в конечном счете, привело в сумасшедший дом.
«Болезнь, безумие и смерть — черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь», — писал Мунк.
Автопортрет в аду, 1903
Поэтому его картины полны этим неистовым напряжением всех душевных и физических сил, драматизма и невероятных усилий сдержать внутреннюю агонию.
Итак, в 1879 году Мунк поступает в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре переходит в Государственную академию искусств, где его преподавателем становится живописец Кристиан Крог. Посмотрим на несколько его полотен.
- Картина Мунка «Утро» (1884), созданная под несомненным влиянием Крога, вызывала неприятие критики своей необычностью, простотой, но в тоже время, истинными явлениями жизни.
- В начале 1880-х годов он становится членом радикально настроенной группы студентов, писателей и художников «Богема Кристиании» собравшаяся вокруг писателя Ханса Йегера (1854–1910)
и ратовавшая за необходимость покончить с отжившей общественной системой, с неравноправием полов и традиционным укладом семьи.
Йегер стал для Мунка авторитетом, художник считал йегеровский принцип «Пиши свою жизнь» основой любого творчества. Однако было нечто, что со временем оттолкнуло художника от этого кружка: эротические излишества. А ведь, есть один малоизвестный факт, оказывается Мунк был не только гениальным художником, но и хорошим писателем, и его литературное наследство смело можно называть огромным.
В 1886 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил последнюю выставку импрессионистов, оказавшись под большим впечатлением от работ Писсарро и Моне, атмосферой вечного праздника и веселья. Камиль Писсарро «Ярмарка в Дьеппе»
Клод Моне «Улица Монторжей, украшенная флагами», 1878Клод Моне «Солнечный свет»Клод Моне «Утро на Сене.
Туман», 1897
- Художник был настолько покорен игрой света и цвета, легкости и нежности мазка, сглаженности линий, тонким восприятием окружающего мира, что после возвращения в родную Норвегию создает первую широко известную картину «Больной ребенок» (1885-1886), где в своей манере, через призму чувств и меланхолии, показывает болезнь и смерть сестры Софии и матери Лауры.
Выражение лица у девочки бледное, строгое, серьезное, а ее мать полностью погружена в свое горе, это видно по опущенному лицу, согнутой фигуре в черном. Цветные акцентные пятна вносят заметное оживление в картину, проникнутой чувством меланхолии и страдания.А вот еще один пример. Весна, 1889На этой картине тоже заметно влияние импрессионистов, по легкому дуновению ветерка белых, воздушных занавесей, по утонченному колориту, контрасту холодных и теплых цветов, но в целом атмосфера, как и на предыдущей картине, навевает тоску, растворившись в мрачной безысходности существования. Мунк умело изображает одиночество, может потому что он и был его истинным воплощением. Летняя ночь (Ингер не берегу), 1889После этого он опять приезжает в Париж, где проведет без малого 3 года. На короткий срок он поступает в мастерскую Пьера Боннара, но вскоре уходит, не вынеся строгих, скованных правил и академических настроений.Пьер Боннар «Вечер в Париже», 1911Пьер Боннар «В цирке», 1897За время пребывания в Париже Мунк впитывает передовые идеи новых школ и направлений в живописи, как постимпрессионизм, пуантилизм.Жорж Сера «Воскресный полдень на острове Ла Гранд-Жат», 1884-86Жорж Сера «Этюд для «Купания в Ансьере», 1883-1884Творчество Поля Гогена привлекло Мунка за счет острой, социальной правды и отражения тяжелых условий жизни обычного, трудящегося человека, показ жизни без прикрас, а со временем картины приобретают символический смысл.Поль Гоген «Ночное кафе», 1888
Поль Гоген «Бретонская женщина с кувшином», 1888Поль Гоген «Кловис Гоген спит», 1884Поль Гоген «Георгины и пионы в синей вазе», 1876Поль Гоген, Прачки, 1888
Гоген оказал огромное воздействие на дальнейшую работу Мунка, привнеся в его работы тематику символизма. Кроме того, колоссальному влиянию на развитие этого направления в искусстве способствовал И. Кант. Он утверждал, что «нашему разуму приемлемы только феномены, то есть лишь то, как этот предмет представляется в восприятии нашими органами чувств, непосредственно, природа предмета непостижима. Тут, человеческому разуму, блуждающему во тьме, и приходит на помощь символ. Он призван выразить умопостигаемый смысл явлений и порожден прозрением художника».
Интересно проследить за изменениями в манере художника.
- Сравните картину «Весенний день на улице Карла Йогана» (1890) и «Вечер на улице Карла Иоанна» (1892).
Эмоциональная экспрессия, бурлящие линии, яркий колорит Винсента Ван Гога также повлияли на творчество Мунка.Винсент Ван Гог «Звездная ночь», 1889В интерпретации Мунка.
Звездная ночь, 1922Винсент Ван Гог «Сеятель» (по Милле), 1889У МункаКосарь, 1916
Кстати, именно под влиянием Ван Гога было создано самое известное произведение Мунка «Крик».
В 1892 году Мунк выставил 55 работ на своей выставке в Германии, многие критики и зрители сошлись во мнении, что они насыщены страстью, энергией, но многие не понимали его творчества, поскольку до Мунка, никто не создавал столь живые, удивительные картины жизни с социальным подтекстом.
И хотя эта выставка была закрыта через неделю из-за разгоревшего вокруг нее скандала, позже художник стал заметной фигурой.В Германии он сошелся с авангардным кружком писателей, художников, с которыми выставлялся на многочисленных выставках, особенно сдружился с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой норвежкой Дагни Пшибышевской.
Последняя на несколько лет стала музой Мунка.Дагни Пшибышевская, 1893Однако психологический настрой Эдварда Мунка вскоре привел его к увлечению алкоголем, что отрицательно сказалось на его здоровье, но это и время его активной работы.
Автопортрет с бутылкой вина, 1906 Следующий день, 1894
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти», желая отобразить все основные аспекты человеческого бытия, как любовь, женственность, страх, отчаяние и смерть.
Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В 1893 году Мунк создал «Крик» — свое самое известное произведение, которое считается знаковым событием экспрессионизма.
Ревность Мунк представлял в образе одинокого человека, наблюдающего за другими людьми, мужчиной и женщиной, которые заняты друг другом. Обратите внимание на ярко-алый цвет, в котором Мунк изображает женщину, как цвет страсти, соблазнения.
Ревность, 1895
Картина «Меланхолия» (1892) сразу обращает на себя внимание своим необычным ракурсом. По его собственным словам «пейзаж стал для него выразителем настроения». Волны, разбивающиеся о скалы, сам берег и море, непостижимы как смерть, вечны как тоска.
Извивы береговой линии, очертаний валунов символизировали для него линии судьбы человека, его жизни и смерти.
- Мунка занимала женская сексуальность, эту тему он впервые развил в своем полотне «Половая зрелость» (1894).
- Следующей картиной на тематику женской сексуальности стала «Три стадии женщины» (1894).
- А на картине «Танец жизни» (1899-1900) снова и снова Мунк повторяет «три стадии женщины», посмотрите справа женщина в красном, далее мы видим в белом и последний, завершающий штрих, женщина в черном.
- Картина «Вампир» (1895) навевает чувства о разрушительной силе женской любви.
В работе можно почувствовать исходящую угрозу от скованной, напряженной позы девочки и непропорционально огромной, черной тени справа. Мунк здесь сочетает мотивы сексуальности и угрозы, тревоги, что в целом характерно для его творчества, воспринимавшего половое чувство как могучую, но темную и опасную для человека силу.Пожалуй, самым драматическим по накалу страстей является изображение женщины в картине «Мадонна», как олицетворение огромной власти над мужчинами, когда ее шарм, красивое, стройное тело, полное жажды страсти полыхает изнутри, но как бы возводя барьер между собой и мужчиной. Она – главная и решение только в ее руках.Мадонна, 1894В это время творческие и физические силы Мунка достигают своего апогея. На его картине «Автопортрет с зажженной сигаретой» (1895), мы видим человека, словно привидение с зажженной сигаретой, дым от которой клубиться возле лица, напоминая нам о бренности, призрачности существования.Снова и снова Мунк изображает взаимоотношения мужчины и женщины. Мужчина и женщина, 1898Мужчина и женщина, 1912Одинокие, 1935Ревность, 1907А женщина в его работах предстает в различных ипостасях.МеланхолияКрасное и белое, 1900Четыре возраста в жизни, 1902Живо интересуясь социальной жизнью общества.Рождество в публичном доме, 1905Рабочий и дитя, 1908Старик в ВарнемюндеВ Германии Мунк овладел техникой офорта, в Париже экспериментировал с литографией и гравюрой на дереве, в которой широко использовал характерный для Гогена прием подчеркивания фактуры дерева. В гравюре и литографии Мунк воплощал те же сюжеты, что и в живописи, но с гораздо большей энергией, силой и оригинальностью. Мадонна, 1895-1902, литографияКрик, 1896, литографияПепел, 1896, литография
После неудачного романа с молодой норвежкой, когда во время ссоры, в пылу, Мунк повредил себе левую руку, позднее ему был ампутирован палец, а также из-за его беспрестанных стычек с незнакомыми людьми, Мунка помещают в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. На картине «Профессор Даниель Якобсон» (1909) художник изобразил своего лечащего врача, как это ранее сделал Ван Гог, посвятив свою картину доктору Гаше.
- По возвращении в Норвегию он рисует жизнеутверждающее полотно «Солнце» (1916), пронизанное его лучами, написано с настроением.
Начиная с 1909 года, стиль Мунка меняется в сторону более резкой и грубой манеры, поэтому на его поздних картинах мы видим широкие мазки с яркими контрастными цветами.На протяжении своей жизни Мунк жил в вечном страхе перед собой, перед людьми, особенно женщинами, в страхе быть отвергнутым, отдавшись чувствам, свою душу, с детства познав горькую правду жизни. Поэтому он предпочел быть один, где можно укрыться от глаз, став просто собой. В конце жизни к художнику пришла слава, успех, деньги, но это ничто перед лицом смерти и сумраком одиночества, о том, с чем он жил и творил, проникая в суть вещей и пытаясь ответить на вечные вопросы.Ночь, 1890
Источник: https://veneya.livejournal.com/24434.html
Семён Талейсник: Р�стоки «С„СЂРёР·Р° Р¶РёР·РЅРё» Рдварда РњСѓРЅРєР°
Как и у каждого гения, считают, что грань между нормой и патологией весьма зыбкая и неустойчивая.
Как врач, СЏ СЃ этим положением согласен… Создавая картины РЅР° тему болезни, смерти Рё самоубийства, РњСѓРЅРє повторил трагическую СЃСѓРґСЊР±Сѓ РјРЅРѕРіРёС… СЃРІРѕРёС… героев.
Семён Талейсник
Всемирную известность норвежскому С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєСѓ Рдварду РњСѓРЅРєСѓ, принесла, написанная РёРј РІ 1893 РіРѕРґСѓ картина «Крик» («Отчаяние»). Рто был период его Р¶РёР·РЅРё, полный сомнений Рё разочарований, СЃ наплывом неодолимых горестных воспоминаний Рё переживаний после случившихся РІ детстве смертей близких. Да ещё усугубленный несостоявшейся, кстати, Рё нежеланной РёРј свадьбы, Рё обескураживающим розыгрышем его друзей РІ СЃРіРѕРІРѕСЂРµ СЃ невестой, сообщивших ему, СЏРєРѕР±С‹, Рѕ её смерти. После СЂСЏРґР° СЃСЃРѕСЂ Рё потасовок СЃ виновниками, РѕРЅ попал РІ психиатрическую клинику РЅР° полгода.
Картина «Крик», впоследствии проданная Р·Р° наибольшую цену (аукцион Sotheby’s — 120 млн долларов, 2 мая 1912 РіРѕРґР°), потраченных покупателями РЅР° всех аукционах, Рё РїРѕ сей день, вызывает разноречивые суждения Рё отголоски. РќРѕ это история более РїРѕР·РґРЅСЏСЏ, чем тема СЂРёСЃСѓРЅРєРѕРІ РњСѓРЅРєР°, которая меня заинтересовала.
Р РёСЃ 1. «КРР�РљВ» 1893, Рвард РњСѓРЅРє. Национальная галерея, Осло
Рто полотно, РїРѕ словам С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°, РІС…РѕРґРёС‚ РІ цикл произведений РїРѕРґ общим названием «Фриз Р¶РёР·РЅРёВ», Рѕ котором РњСѓРЅРє РіРѕРІРѕСЂРёР», что это «поэма Рѕ Р¶РёР·РЅРё, любви Рё смерти»… Р’РѕС‚, что РѕРЅ сказал Рѕ непосредственном РїРѕРІРѕРґРµ Рє созданию картины:
«Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы — солнце зашло, небо окрасилось в кроваво-красный цвет — и меня охватило чувство меланхолии.
Я остановился, обессиленный до смерти, и оперся на парапет; над городом и над черно-голубым фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи: мои друзья продолжали свою дорогу, а я стоял пригвожденный к месту, дрожа от страха. Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы».
Как и у каждого гения, считают, что грань между нормой и патологией весьма зыбкая и неустойчивая.
Как врач, СЏ СЃ этим положением согласен… Создавая картины РЅР° тему болезни, смерти Рё самоубийства, РњСѓРЅРє повторил трагическую СЃСѓРґСЊР±Сѓ РјРЅРѕРіРёС… СЃРІРѕРёС… героев.
В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти, в результате коих он периодически становился пациентом психиатрических отделений.
Однажды он познакомился с незаурядным психиатром доктором Линде, который отнёсся к пациенту с огромным вниманием. Он создал своему пациенту все условия для рисования и фотографирования в клинике.
Художник любил снимать себя и создал серию автопортретов. Дружба между врачом и пациентом, благотворно сказалась на здоровье Мунка и легла в основу лечебного направления — арт-терапии, исцеления искусством.
РќРѕ первой картиной Рдварда РњСѓРЅРєР° была картина «Больная девочка», нарисованная РёРј ещё РІ 1886 РіРѕРґСѓ.
Поводом для её создания были три пережитые им смерти самых близких ему людей, оставившие глубокий трагический след в душе художника.
Рто была смерть РѕС‚ туберкулёза матери, Р° позднее — его старшей сестры Софии РѕС‚ быстротечной чахотки Рё РІСЃРєРѕСЂРµ старшего брата Андреаса. Вторая сестра заболела шизофренией.
Смерть матери поразила душу ребёнка на пятом году его жизни, а вторая в 14 лет. Не удивительны душевные и творческие последствия перенесенных смертей. Да и сам художник не отличался богатырским здоровьем.
«Болезнь, безумие и смерть были ангелами у моей колыбели и с тех пор сопровождали меня всю жизнь» — написал впоследствии художник. Возвращаясь к теме смерти, он писал картины или эскизы к ним о больной девочке в 6 или 8 вариантах (по разным источникам).
Рдвард РњСѓРЅРє был вторым ребёнком военного врача Христиана РњСѓРЅРєР°, который был бессилен РІ оказании помощи Рё предотвращения смерти СЃРІРѕРёС… жены Рё детей.
� это бессилие, и отчаяние шагающего из угла в угол, бессмысленно молившегося, врача также зафиксировалось в памяти ребёнка, ставшего живописцем, и изменившим своё отношение к религии. Он пишет картины, отличающиеся большой жизненной правдой и человечностью, выражающие его трагическое ощущение жизни. Всё чётче и реальнее показывая состояние и отдельные признаки (симптомы) больного человека.
Р РёСЃ 2. «БОЛЬНАЯ ДЕВОЧКА» (Det syke barn), 1886, Рдвард РњСѓРЅРє (1863 — 1944), Национальная галерея Осло
РќР°, поистине, трагической РїРѕ сюжету картине, показана тяжело больная рыжеволосая (какой была Рё сестра РњСѓРЅРєР° Софи) девушка СЃ изможденным лицом, лежащая РІ постели СЃ высоко поднятым головным концом её, РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, РёР·-Р·Р° затруднённого дыхания. Более светлое лицо, как Р±С‹ нарочито освещённое, нежели видимый сумрак комнаты. Выражение бледного лица СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕРµ, глаза прикрыты или закрыты, что чётко РЅРµ прорисовано, как Рё пальцы РЅР° безжизненно согнутых кистях СЂСѓРє. Подле постели РІРёРґРЅР° согбенная фигура матери, опустившей РІ отчаянии помочь голову, РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ РІ рыданиях, чтоб РЅРµ видела дочь…
В череде беспощадной критики и неприятия картины «Больная девочка» из-за отмеченной выше её незавершённости, по мнению многих художников и критиков, некоторые всё же подчёркивали «своеобразие» и «трогательность» работы. Но в то же время отмечали небрежность автора и нежелание совершенствовать технику рисунка.
«Он видит только то, что существенно», говорил его старший коллега и единственный его учитель живописи Кристиан Крог. Вот почему картины Мунка кажутся „незавершенными“. В этом чувствуется влияние экспрессионизма.
Мунк отвергал необходимость подчёркивания деталей.
В портретах он неохотно рисовал пальцы, уши, не чётко показывал женскую грудь, и никогда не показывал ногти, презрительно отзываясь о художниках, «выписывающих ноготки».
РќРѕ, как дальше настаивал РљСЂРѕРі: «Они завершены, именно завершены — это его (РњСѓРЅРєР°) оригинальные завершённые работы. Произведение искусства завершено тогда, РєРѕРіРґР° автор откровенно выразил РІСЃРµ, что Сѓ него РЅР° душе…В»
Р РёСЃ 3. «ВЕСНА» (1889 Рі.) Рдвард РњСѓРЅРє
Даже позднее, уже в 1889 году в картине «Весна» он снова возвращается к этой болезненной для него теме и рисует порыв весеннего ветра в окне комнаты, где как паруса надуваются занавески и пробиваются лучи солнечного света, как провозвестники возможного выздоровления. Но фигура и измученное болезнью лицо сидящей на кресле больной девушки, опирающейся на высокую его спинку, столь трагичны, что оптимизма в сюжете, говорящем скорее об угасании жизни, заметить невозможно. Всё плохо и безнадёжно выражает обречённый взгляд больной в никуда. Об этом свидетельствуют и беспомощная поза, и беспокойное выражение лица матери, сидящей подле, не знающей к чему приложить руки, чтобы помочь и облегчить страдания дочери.
Следующая картина предшественника, РІ какой-то мере, учителя, Рё, СѓР¶ точно, единомышленника, Рдварда РњСѓРЅРєР°, норвежского живописца Кристиана РљСЂРѕРіР°, РјРѕР¶РЅРѕ считать катализатором картин РњСѓРЅРєР° Рѕ боли, горести Рё безнадёжности.
При рассматривании нижеследующего, поистине реалистического полотно, Крога, признаки болезни сразу бросаются в глаза зрителю.
Рту картину СЏРІРЅРѕ больной девочки, нарисованную РІ необычном ракурсе СЃ близкого расстоянии, сидящей РІ кресле-каталке, СЏ нашёл совершенно случайно Рё неожиданно для себя, знакомясь СЃ обстоятельствами написания картины РњСѓРЅРєР° того Р¶Рµ названия. Р�Р±Рѕ было СѓР¶Рµ выше сказано, что эта картина Кристиана РљСЂРѕРіР°, была предтечей темы, ставшей личной Рё для РњСѓРЅРєР°.
Норвежский живописец, и писатель, будучи главой группы художников-реалистов, позже ставший директором Академии художеств в Осло и председателем Союза норвежских художников, Кристиан Крог, призывал собратьев по кисти сосредоточивать своё внимание и фиксировать взгляд на жизни отдельного человека. Крог был автором многих жанровых картин с тщательно выписанными портретами на них. Что можно увидеть на этом холсте.
Рис 4. «БОЛЬНАЯ ДЕВОЧКА», Кристиан Крог, (1852 — 1925)
Ни у кого из зрителей не возникает даже тени сомнения, что на холсте нарисована тяжело больная девочка.
Бросается в глаза резкая (мёртвенная) бледность лица, синюшность век, и особенно кистей рук с землистым оттенком покрывающей их кожи, с плотно и тревожно сомкнутыми ладошками.
Об этом свидетельствует также весь облик как бы обиженной судьбой, огорчённой, если не страдающей от недуга, девочки. Она едва сдерживает слёзы.
Покрытое тёплым одеялом тело почти до груди, подложенная под спину подушка свидетельствуют о возможной малоподвижности немощной больной.
Кристиан РљСЂРѕРі РЅРµ РјРѕРі РЅРµ заразить Рдварда РњСѓРЅРєР° больничной темой, тем более, что СЂСЏРґ смертей РІ семье последнего преследовали его память Рё сознание постоянно. «Без страха Рё болезней РјРѕСЏ Р¶РёР·РЅСЊ была Р±С‹ лодкой без руля» — писал впоследствии РњСѓРЅРє.
К сожалению, в �нтернете не представлены репродукции (либо я не смог их найти) картин Мунка «У смертного ложа/Агония», 1895; «Комната умирающего», 1895; «Девочка у постели умершей матери», которые косвенно могли быть оценены глазами врача в данном исследовании.
После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был изъят, как образец «дегенеративного искусства», и пущен с молотка. Сейчас он находится в «Галерее Тейт» в Лондоне. Однако, сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом».
Так выглядят или мне показались интересными для просмотра глазами врача представленные картины норвежских художников о больных людях.
Источник: http://club.berkovich-zametki.com/?p=10508
Отчаяние художника Эдварда Мунка приводит к картине «Больная девочка»
Если вы думаете, что самым несчастным художником на свете был Винсент Ван Гог, значит, вы не слыхали об Эдварде Мунке. По сравнению с Мунком, жизнь Ван Гога выглядит сплошным весельем. По крайней мере у Ван Гога было счастливое детство.
Что касается Мунка, странно, как он вообще выжил и, более того, нашел в себе силы трансформировать свои страдания в экспрессивное искусство. Самым известным выражением его горестной тоски стали картина и литография «Крик», вопль, вырвавшийся из глубин Вселенной.
В конце концов мальчик, не надеявшийся дожить до зрелого возраста, умер восьмидесятилетним стариком, обеспеченным и почитаемым.
Он так и не сумел прогнать своих демонов, но выдавил их, как краску, на холст, оставив нам в наследство искусство, пронзительно выражающее человеческую боль.
Эдвард Мунк был сыном Кристиана Мунка, армейского врача, который познакомился и сочетался браком с Лорой- Катериной Бьолстад, когда его полк в 1860-е годы квартировал в маленьком норвежском городке Лётене. Там родились первые двое детей: Софи в 1862 году и Эдвард в 1863 году. Через год семья переехала в Христианию (ныне Осло), где на свет появились еще трое детей — Ан- дреас, Лора и Ингер.
Лора-Катерина, вероятно, заболела туберкулезом еще до замужества, и Мунк на всю жизнь запомнил, как она кашляла кровью в платок. Она умерла в 1868 году на глазах у Софи и Эдварда. Утрата жены усугубила свойственный Кристиану кальвинистский фатализм, которым он щедро делился с детьми.
Мунк так боялся смерти и вечного проклятия, что просыпался ночью в ужасе, думая, что он уже умер, и спрашивал себя: «Я в аду?» Бронхиты и простуды каждую зиму только добавляли страхов; в тринадцать лет он начал кашлять кровью.
Он одолел болезнь, но его сестре повезло куда меньше — год спустя Софи умерла от туберкулеза.
От горестной атмосферы в семье, где постоянные утраты сочетались с суровой бедностью, Мунк спасался, как мог, хотя возможности у него были ограничены. Он находил радость в рисовании; рисовал углем, забравшись на печь.
Но Кристиан, считавший художников развратниками и безбожниками, отправил сына учиться на инженера. Проучившись год, Мунк сказал отцу, что хочет стать художником. Несмотря на яростное сопротивление Кристиана, Мунк поступил в Норвежский институт искусств.
Он быстро доказал свою состоятельность как художник, и, возможно, отец смягчился бы, работай Мунк в традиционной манере, получая стипендии, продавая картины и не нуждаясь в деньгах. Но Мунк связал себя с наиболее радикальным искусством.
Он также подружился с богемной компанией, в которой читали Ницше и оправдывали самоубийство. В 1885 году Мунк уже не мог избавиться от похмелья без утренней дозы алкоголя, и у него был роман с замужней женщиной.
Тогда же он начал работу над своим первым шедевром «Больная девочка», на котором он изобразил свою сестру Софи на смертном одре.
Когда он работал над картиной «больная девочка», слезы текли у него по лицу; под влиянием нахлынувших чувст он взял бутылку с растворителем и плеснул его на холст — на картине образовались потеки краски.
Мунк выставил картину в октябре 1886 года в надежде, что публика оценит ее эмоциональную глубину. Но его лишь высмеяли.
Больная девочка
Удрученному Мунку негде было искать утешения. Дома недовольный отец молился о спасении его души, а сестра Лора погрузилась в мир фантазий и иллюзий (первые признаки шизофрении).
Правда, однажды удача улыбнулась ему: Мунка наградили стипендией для поездки в Париж с целью совершенствования мастерства, но даже «город света» не утишил его боль. В ноябре 1889 года умер его отец, и Мунк впал в отчаяние. Он записал в своем дневнике: «Я живу с мертвецами».
Из книги «Тайная жизнь великих художников». Э. Линди.
Картины Эдварда Мунка
Источник: https://www.pavelin.ru/lichnosti/103-munk.html
"Больная девочка" Эдварда Мунка — Репродукции картин известных художников
«Больная девочка» Эдварда Мунка
Александра Обновлено 07.11.2014 22:39
Творчество норвежского живописца Эдварда Мунка вряд ли кого-то может оставить равнодушным. Даже люди, не знающие биографию художника, могут увидеть, что все его картины окрашены в темные цвета, что сквозь них проходят мотивы одиночества и смерти. Но, тем не менее, там нашлось место и жизни.
«Больная девочка» — это одна из самых ранних картин художника. На ней изображена рыжеволосая девчушка болезненного вида, держащая за руку женщину в черном. Во всем помещении царит мрачная атмосфера среди которой можно отыскать всего-то одно светлое пятно – лицо умирающей девушки.
Данная картина написана не просто так, она навеяна воспоминаниями о смерти от туберкулеза любимой старшей сестры художника. От этой же болезни умерла мать Мунка девятью годами ранее.
Вот так и вышло, что потеря двух близких людей в совокупности с чрезмерной набожностью отца оставили в сердце художника неизгладимый след, отголоски которого можно наблюдать и в его картинах.
Женщина, одетая в черное, символизирует тетю художника, которая ухаживала за болеющей девочкой до самой ее смерти. На картине женщина находится в молитвенной позе.
Это неспроста, ведь данное внутреннее переживание впервые привело Эдварда Мунка к мысли о религии и к последующему отторжению от нее.
Его отец всю ночь, пока Софи – так звали сестру творца – страдала, молился Богу, который не смог ничем помочь.
Интересно то, что данная картина, выставленная на выставке с более именитыми полотнами, заслужила лишь разгромные отзывы критиков, которые отмечали, что наибольшее, что можно сделать для картины Мунка – это просто молча пройти мимо нее.
Она так не понравилась специалистам, что они еще долго сетовали на то, как такой ужас можно было выставить вместе с великими картинами. Говорили о том, что это полотно понизило общий уровень выставки.
Несмотря на все это для Мунка «Больная девочка» оставалась одним из наиболее знаковых произведений на протяжении всей его жизни.
Признание к художнику пришло лишь в последние десятилетия его жизни. Критики, да и простой народ считали его картины слишком мрачными. Они явно были не для всех. Однако была одна картина, получившая известность сразу же после ее написания.
Ее название – «Девушки на мосту». Неудивителен тот факт, что она мгновенно стала популярной, ведь это полотно так разительно отличается от всего, написанного ранее Мунком. Тут нет привычных образов смерти и одиночества, нет той присущей картинам художника мрачности.
Тут лишь радость. Особенность этого полотна состоит в том, что Эдвард Мунк не изменил натуру, как он делал это обычно.
В оригинальном пейзаже в действительности мост размещался точно так же, как мы видим это на полотне, да и белый домик, наверное, до сих пор находится на своем исконном месте.
Источник: https://canvas.com.ua/oldb/bolnaya-devochka-edvarda-munka
Самые известные картины Эдварда Мунка: описание и фото
Норвежец Эдвард Мунк — самый удивительный и таинственный художник конца 19, начала XX столетия. Его жизнь была сложной, спорной, порой даже трагической.
В начале своей творческой карьеры он был многим не по нраву, в 40-годах, когда к власти пришли фашисты, а Мунк был уже глубоким стариком, его картинам было устроено настоящее гонение. Но, в наши дни его творчество определённо имеет огромное значение для всего мира.
Таинственные картины Мунка — настоящие шедевры экспрессионизма, образцы гениального мастерства тонкого и мудрого художника.
Самые знаменитые картины Эдварда Мунка:
1
Больная девочка (1886)
Мунк считал эту картину знаковой и главной в своём творчестве. Она стала началом поиска новых средств выражения чувств и терзаний художника. Критики встретили эту картину непониманием и отрицанием. В штыки было воспринято буквально всё: колорит, композиция, средства изображения.
И только в середине XX века Мунк был признан величайшим мастером экспрессионизма, а это полотно — мировым шедевром.
Сюжет полотна взят из детства художника. Болезнь, а потом и смерть сестры наложила на маленького мальчика неизгладимое впечатление, граничащее с душевным расстройством.
На картине изображена больная девочка. Лежащая в постели, а над ней склонилась бабушка или няня. Девочка очень бледная, её волосы разметались по подушке. Хрупкое тело покидают силы. Тёмные тона и чёрный цвет подчёркивают неизбежность смертельного исхода больной.
2
Вечер на улице Карла Юхана (1892)
Картина входит в группу работ под названием «Фриз жизни» и в группу «Страх жизни». Это философское послание художника своим современникам.
Толпа, идущая навстречу зрителю, которым является и сам художник, безликая, безразличная и гнетущая. Одиночество сквозит по улицам города, несмотря на то, что вокруг полно людей.
Но, все они бредут сами по себе, натянув безликую маску абсолютного равнодушия.
Эта картина кричит об одиночестве художника, его не восприятии окружающего мира. Некая аутичность Мунка всегда была его пыткой и вечной душевной болью.
3
Крик (1893)
Картина «Крик» — самый знаменитый шедевр норвежского художника экспрессиониста Эдварда Мунка. Многие современники художника полагали, что работа была написана в состоянии его душевного потрясения.
Каждый видит в ней своё значение. Некоторые видят предсказание экологической катастрофы или безумной войны. Некоторые — психической болезни автора.
Но редакция most-beauty считает, что главное — это впечатление, которое производит картина на зрителя.
На фоне пылающего неба, которое опустилось на дрожащие воды пролива, изображён мост. Мост разделяет картину на две части по диагонали.
На переднем плане — нереальная фигура кричащего человека, лицо которого слилось в зеленовато-жёлтую маску ужаса. Изображение безумного кричащего существа, пересекаясь с цветом, формой мазков, передаёт зрителю мощнейшие эмоции.
Сочетание двух цветов синего и красного создаёт основу картины, техника написания включает в себя как масло, так и темперу.
Картину несколько раз похищали, но причиной похищения были не огромные деньги, которые она стоит, а её воздействие на человека. Эта картина — предчувствие катастрофы XX века.
Самые знаменитые картины Эдгара Дега.
4
Звёздная ночь (1893)
Этот ночной пейзаж представляет береговую линию в Осгордстранде, небольшом пляжном курорте к югу от Осло в Норвегии, где Эдвард Мунк проводил лето начиная с 1880-х годов.
Здесь Мунк пытался уловить эмоции, вызванные ночью, а не записывать его живописные качества. Синий цвет передаёт мистику и тоску пейзажа, который кажется полным предчувствий.
Абстрактная насыпь справа представляет собой скопление деревьев.
5
Смерть в больничной палате (1893)
Смерть в больничной палате 1893 года восходит к памяти о смерти сестры Софи. Она умерла от туберкулёза в 1877 году. Этот мотив — одно из многих проявлений болезни, смерти и печали в семье Мунка.
В скудно обставленной комнате художник нарисовал себя вместе со своей ближайшей семьёй — братом, сёстрами, отцом и тётей. Его 15-летняя сестра сидит в кресле, спинкой стула смотрит на нас.
Мунк: Её последней просьбой было встать с кровати и сесть на стул. «Я очень хочу жить,» — сказала она. Но в этом кресле Софи умерла …
6
Вампир (1893)
Картина «Вампир» является отождествлением ужаса и страха перед женщиной. Её образ, хищный и ужасный, накрывает свою жертву. Но первое впечатление от картины быстро развеивается. Перед зрителем возникает пара, страстная, предающаяся объятиям. И угнетающая окраска картины изменяет своё первоначальное значение.
Борьба мужского и женского начала всегда привлекало художника. Страхи и тайные комплексы выплёскивались на полотно, обретая нереальные, кошмарные черты, как в страшном сне.
7
Тревога (1894)
Тревожные картины Мунка — его визитная карточка. Темы смерти, тревоги, ужаса, беспокойства всегда присутствовали в его работах.
В судьбе художника было немало моментов, которые повлияли и на его характер, и на здоровье, и на мировоззрение, и на восприятие окружающего мира.
В раннем детстве (в 5 лет) он лишился матери, через год умерла его сестра. Эти события повлияли на ребёнка так сильно, что целый год он молчал.
Картина «Тревога» создана после знаменитой картины «Крик». И если «Крик» — это сплошной ужас и отчаяние, то «Тревога» — душевное беспокойство, когда человек не находит места от предчувствий чего-то плохого.
Композиция картины повторяет композицию «Крика». Тот же мост, тот же огненно-синий пейзаж. Но в этом случае, группа людей в чёрных одеяниях всем своим видом источают тревогу.
Их лица неестественны, размыты, лишь только глаза отражают внутреннее состояние людей.
Основа «Тревоги» — это потрясающий цвет. Можно ли цветом передавать душевное состояние? Мунк это доказал. Огненное пылающее небо и вибрирующее тёмное пространство за мостом создают неповторимое впечатление.
8
Расставание (1896)
Личная жизнь Эдварда Мунка была суматошной, мучительной, сопряжённой с душевными травмами, ссорами, и даже попыткой самоубийства любимой женщины. Все эти события тесно переплелись с творчеством художника и отразились в его работах. Картина «Расставание» является отпечатком пережитого разрыва самим Мунком.
Мужчина на картине страдает физически, его боль сосредоточена в области сердца. Кровавое пятно у его ног — символ боли и эмоциональной опустошённости.
Женщина, напротив, целеустремлённа и решительна. Она лишена индивидуальности, так как является общим образом всех женщин.
Мунк считал, что мужчина сильнее переживает разрыв, а женщина более жизнестойка.
Не пропустите, на нашем сайте most-beauty.ru вы можете также полюбоваться самыми известными картинами Шагала.
9
Танец жизни (1899)
Обычный танец влюблённой пары — это ли не жизнь? Слева юность, в образе милой девушки в белом, справа старость, в виде пожилой дамы в тёмном платье, а в центре танцует зрелая пара.
Юность с надеждой смотрит в будущее, а старость — с грустью вспоминает прошлое. Пара в центре медленно танцует и всецело поглощена собой. Она — самое яркое пятно на картине.
Красное платье дамы — явный символ жизни, страсти и любви, без которых жизнь не имеет смысла.
10
Ребёнок и смерть (1898)
В старости художник писал о травмирующих годах своего детства: «Мой дом был домом болезней и смерти». Картина «Ребёнок и смерть» — одно из самых ярких свидетельств Мунка о тематическом комплексе смерти, смерти и горя.
На нём изображена маленькая девочка, которая смотрит из картинки и держит уши закрытыми. На заднем плане мы видим её покойную маму. Для Мунка характерно то, что он имеет дело не с человеком, который умирает, а с психологическим состоянием тех, кто остаётся. Основная тема этой картины — боль девушки.
Но вместо того, чтобы выражать это в слезах, ребёнок кажется испуганным.
11
Брошь. Ева Мудоччи (1903)
После 1902 года литографии Мунка были в основном нарисованы на бумаге.
Были, однако, некоторые исключения, такие как этот портрет Евы Мудоччи 1903 года, выполненный на камне с использованием различных литографических техник.
Ева Мудоччи была известной британской скрипачкой, которая вместе с пианисткой Беллой Эдвардс гастролировала по всей Европе, включая Норвегию.
Эдвард Мунк встретил её в Париже в 1903 году. Они стали близкими друзьями. Первоначально отношения носили любовный характер, но со временем они стали больше похожи на отношения между братом и сестрой. С 1902 по 1908 год она была одним из ближайших доверенных лиц Мунка.
12
Звёздная ночь (1922)
Мунк обожал наблюдать за таинственным звёздным небом, и посвятил этому великолепному зрелищу несколько работ. Картина «Звёздная ночь» передаёт красоту зимнего звёздного неба, которое художник наблюдал со своего крыльца.
Окружающий пейзаж не интересует художника, он поглощён красотой сияющих звёзд, на фоне которых Луна смотрится бледным пятном. Оттенки голубого и глубокого синего подчёркивают холод зимней ночи. Город ещё не спит.
Он светится огнями окон, которые подчёркивают зелёные отблески звёздного неба.
Послесловие
Эдвард Мунк завещал свои полотна родному Осло, и после смерти художника, Нидерланды стали обладателем огромной коллекции его потрясающих работ. На основе более 1 тыс. картин был создан музей, который сейчас пользуется мировой известностью.
К сожалению, формат сайта most-beauty.ru не предполагает очень длинных текстов. А у нас есть большое ощущение того, что многие работы знаменитого художника мы ещё не показали. Поэтому мы решили восполнить этот пробел и в самом конце статьи опубликовать ещё несколько знаменитых картин Эдварда Мунка:
Сестра Ингер (1884)
Летняя ночь (Ингер на берегу)(1889)
Ночь в Сен-Клу (1890)
Глаза в глаза (1894)
Ревность (1895)
Девушка и три мужские головы (1898)
Четыре женщины на мосту (1901)
Четыре женщины на мосту (1901)
Автопортрет. Между часами и кроватью (1943)
На этом пока всё. Напишите в х какие картины Эдварда Мунка вам наиболее симпатичны?
Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/kartiny-edvarda-munka.html