Полотно Сезанна «Картежники» (1892) стоит в ряду работ, прославивших художника как мастера, способного передать саму сущность бытия, т. е. такие его составляющие как сосредоточенность, движение, покой. Не просто обыденная, скучная сцена из провинциальной жизни рядового трактира, а чувства и эмоции людей – то, что словами не передается.
Еще в молодости, Сезанн пристально изучал картину Луи Ленена «Игроки в карты», при этом смысл его восклицания, что он желал бы рисовать так же, станет понятен лишь намного позже. Уже после смерти Сезанна, сущность его внутреннего мира, заставляющая выражать свой замысел путем деформации реальной действительности, будет названа экспрессионизмом.
Образы не выделяются четкими контурами, да и задача точно запечатлеть обстановку и достоверно изобразить людей, здесь явно не ставилась, главное – передать через «собственное видение» цельность натур, их индивидуальность.
Сезанн не один раз изображал картежников (сохранились 5 вариантов), меняя количество людей, да и саму атмосферу сюжета; этот вариант считается не таким ярким, но наиболее спокойным. Легко почувствовать, что эти французы предавались игре в карты каждый день, причем относились к процессу не менее серьезно, чем к повседневным крестьянским заботам.
Источник: http://www.hudojnik-impressionist.ru/pic_sez19.htm
«Игроки в карты» Сезанна — История одного шедевра
Сюжет
Прованские крестьяне, коротающие свободные часы за курением трубки и игрой в карты, застыли, поглощенные своим занятием. Это своего рода парафраз французской и фламандской живописи XVII века.
Правда, в отличие от работ прошлого, где карточная игра разворачивалась в тавернах между подвыпившими простолюдинами, Сезанн представил персонажей как философов.
Его игроки сфокусированы, их лица словно окаменели.
«Игроки в трик-трак» братьев Ленан, XVII век. (wikipedia.org)
Серия из пяти полотен была написана между 1890-м и 1895-м. Полотна различаются размерами, количеством персонажей и колористикой. Все они рассеяны по миру. Самая дорогая находится сейчас в Катаре.
1890−1892 гг., Метрополитен-музей, Нью-Йорк. (wikipedia.org)
1890−1892 гг., Фонд Барнса, Филадельфия. (wikipedia.org)
1892−1893 гг., Семейное собрание эмира Катара. (wikipedia.org)
1892−1895 гг., Институт искусства Курто, Лондон. (wikipedia.org)
1894−1895 гг., Музей Орсе, Париж. (wikipedia.org)
Во время подготовки к работе художник долгие часы наблюдал за крестьянами в родном Экс-ан-Провансе. Он сделал более дюжины эскизов, некоторые из которых воспринимаются сегодня как самостоятельные произведения.
Судьба художника
Поль Сезанн родился на юге Франции в городе Экс-ан-Прованс в 1839 году в семье состоятельного юриста и банкира, который настаивал на том, чтобы сын пошел по его стопам.
И хотя сын отказался подчиниться воле отца, последний не оставил его без поддержки. Все же, несмотря на деньги семьи, Сезанну приходилось туго во время его жизни в Париже.
После кончины отца в 1886 году Сезанн получил наследство, что решило все его финансовые проблемы и позволило сосредоточиться на искусстве.
Его ближайшим другом был Эмиль Золя, который также родился в Экс-ан-Провансе. Вместе они росли, мечтали о будущей славе, затем переехали в Париж, где, по мысли Золя, только и можно было прославиться. Сезанн же больше любил спокойную, упорядоченную жизнь в провинции. Это стало одной и причин разлада, который впоследствии перерастет в открытый конфликт.
Поль Сезанн, начало 1860-х. (wikipedia.org)
Сезанн не получил серьезного художественного образования. В Экс-ан-Провансе он ходил на курсы рисунка, а после переезда в Париже пытался поступить в серьезное учреждение, но каждый раз ему отказывали. И тогда Сезанн стал учиться у великих мастеров, чьи работы он мог найти в Лувре.
Долгое время его работы не только не покупали, но и не выставляли, не понимали и не поддерживали его как художника. Перелом в творчестве Сезанна произошел после знакомства с Камилем Писсарро, который смог разглядеть чувственную скромную натуру Поля за его внешностью, которую сравнивали с медвежьей.
Тот же Писсарро поддержал идею Сезанна жить в провинции, в окружении природы. Будучи человеком замкнутым и застенчивым, Сезанн долгие часы проводил за размышлениями о сути искусства, природе вещей и средствах, с помощью которых ее можно выразить.
Он пришел к мысли, прогрессивной для своего времени, что художник, прежде чем писать что-либо, должен постичь суть объекта, а затем через форму, цвет и композицию выразить ее. Копирование реальности, по мысли Сезанна, было бессмысленным. Он стремился передать незримое через искусство.
В своих творческих поисках Сезанн все дальше уходил от импрессионизма к абстракции. Что до личной жизни, то с годами он все глубже погружался в депрессию, которая отвратила его (и от него) друзей и семью. После смерти матери в 1897 году он и вовсе стал затворником, чем спровоцировал появление многочисленных легенд и мифов о себе.
Сезанн предложил новый способ понимании мира через искусство: «Пейзаж становится человеком, мыслью, бытием внутри меня. Я становлюсь одной из моих картин. Мы сливаемся в радужном хаосе». Молодые художники, в том числе Пикассо и Матисс, восхищались Сезанном, считая его своим учителем.
Столетия назад такие народы, как скифы, печенеги, хазары, наводили ужас на своих соседей. Однако это не помогло древним народам сохранить свою идентичность.
Нашли ошибку или опечатку ? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia
Главный редактор: Снежана Петрова
Источник: https://diletant.media/articles/40362512/
Поль сезанн. «игроки в карты». 1895 г
Картину Поля Сезанна «Игроки в карты», написанную около 1895 года, за 250 миллионов долларов приобрела королевская династия Катара. Таким образом картина Сезанна стала самим дорогим произведением искусства, проданным когда-либо на открытых или частных торгах.
[h2] История написания картины[/h2]Поль Сезанн (1839-1906) был уроженцем Прованса, с его яркими красками, словно слитыми с формами предметов, — отсюда и живописная манера зрелого мастера.
Прожив какое-то время в Париже, он вернулся на родной юг, в Экс-ан-Прованс, и стал писать местную природу и крестьян из окрестных деревень.
В периоде 1890-1896 художник создал пять полотен, на которых изобразил мужчин, играющих в карты. Представленный вариант хранится в музее Метрополитен.
Тема карточной игры
Тема карточной игры часто возникает в европейской, в том числе и французской, живописи.
Достаточно упомянуть картину из музея Гране в Эксе братьев Лененов, которая в какой-то мере вдохновила Сезанна на создание одноименных произведений.
Самих карт на полотне почти не видно, поскольку автор заинтересован фигурами своих героев, их манерой сидеть за столом, сдержанными и одновременно яркими одеждами — то есть пластикой и цветом.
Люди, неторопливо и с чувством проводящие своей век на этой цветущей древней земле, были источником вдохновения для Сезанна.
«Я люблю всех, кто живет и стареет, не стараясь изменить обычаи, — говорил он, — кто спокойно позволяет себе жить в соответствии с законами времени».
Основательны и почти неподвижны игроки — Сезанн попросил позировать ему окрестных фермеров, мир вокруг них кажется вылепленным из того же материала, что и они сами. Однородная «фактура» людей и окружающего пространства особенно привлекала художника.
Источник: https://vilingstore.net/article/9234/pol-sezann-igroki-v-karty-1895-g/
Сезанн Поль
Другие известные живописцы
Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в маленьком провинциальном городке Экс-ан-Прованс. Его отец был владельцем шляпного магазина. Он женился на матери Поля, Анне-Элизабет, когда мальчику уже исполнилось пять лет. Поль учился в одной школе с писателем Эмилем Золя, который на всю жизнь останется его самым близким другом. Мальчиков сближала любовь к литературе.
В 1852 году Поль стал пансионером «Коллежа Бурбон». Здесь он пребывал до 1858 года, последние два года, до 1858 года, был приходящим учеником. В том же году Поль начинает учиться в Муниципальной школе рисования.
При поддержке матери и младшей сестры Мари он получает от отца разрешение посвятить себя живописи и в 1861 году отправляется в Париж. Некоторое время он учится в академии Сюиса, но уже в сентябре возвращается в Экс. Поль устраивается служащим в отцовском банке и снова посещает рисовальную школу.
Через несколько месяцев он уезжает в Париж, где проваливается на вступительном экзамене в Школу изящных искусств. Вскоре Поль вновь возвращается в столицу, снимает мастерскую.
Отныне жизнь художника связана с двумя городами — Парижем и Эксом. Париж поразил Сезанна своими музеями. Художник называл Лувр «книгой, по которой мы учимся читать», особенно выделял он испанских и венецианских живописцев. Бывая в столице, Поль сближается с Писсарро, Моне, Сислеем, Ренуаром, Мане.
Как и его новые друзья, будущие импрессионисты, Поль охотно проводит время в пригородах столицы. Он много работает в окрестностях Экса — в Эстаке, в Гарданне, в имении отца Жа-де-Буффан. Со временем поездки в Париж становятся все более редкими. Уже в ранних произведениях Сезанн ищет способы передачи материальной сущности вещей.
Его привлекает Домье остротой формы, динамикой, смелыми контрастами темных и светлых цветовых пятен.
Автопортрет, 1875
Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер «Убийство», «Натюрморт с черепом и подсвечником», «Оргия», «Человека голубом колпаке», «Дядюшка Доминик», «Девушка у пианино». Можно выделить среди этих работ большой «Портрет отца».
Таким образом, Поль, наверное, хотел утвердиться в глазах отца как художник. В 1870 году началась война с Пруссией. Отец дважды «выкупал» Поля, спасая от призыва в армию. Художник уезжает в Эстак, неподалеку от Марселя. Здесь он живет с молодой натурщицей Гортензией Фике.
В 1872 году у них рождается сын Поль.
«Брак долгое время держали в секрете от отца, — рассказывает Ю.Г. Шапиро. — Лишь в 1878 году последний случайно узнал все и наказал сына, наполовину уменьшив средства, которые давал ему на жизнь.
Сезанн был вынужден вернуться в Экс, временно оставив жену и маленького сына в Марселе, где их поддерживал, посылая деньги, Золя. Лишь в 1886 году художник смог официально оформить брак с Гортензией Фике.
А несколько месяцев спустя, после смерти отца, он стал обладателем значительного состояния». После сближения с импрессионистами Сезанн часто пишет картины на пленэре.
Вместе с Писсарро художник работает в Понтуазе под Парижем (1872), а затем переезжает в Овер, где остается до 1874 года. В этот период Сезанн еще работает в манере импрессионистов, в живописи которых главным была динамика изображения свето-воздушной среды.
Его палитра заметно посветлела, очистилась от черных тонов. В ней зазвучали насыщенные зеленые и золотистые тона. Отказавшись от построения формы с помощью контуров, Сезанн начал лепить ее цветом, от чего форма сделалась более пластичной и весомой.
В 1874 и 1877 годах Сезанн выставляется вместе с импрессионистами.
Портрет отца Поля Сезанна
На первую выставку импрессионистов художник представил три картины, в том числе «Дом повешенного» (1873). Несмотря на критику, у этой картины нашелся покупатель.
Он объяснял удивленным знакомым «У меня есть гарантия — личное письмо Клода Моне, в котором он заверяет, что картина еще станет знаменитой. Я прикрепил это письмо с задней стороны картины.
Если недоброжелатели вздумают надо мной посмеяться, я сразу покажу им письмо!» На Сезанна нападали еще яростнее, чем на других художников-импрессионистов.
Он отошел от группы, постепенно уединился, стал подолгу жить в Эксе «Я решил молча работать вплоть до того дня, когда почувствую себя способным теоретически обосновать результаты своих опытов», — писал художник. Иллюзорная передача природы и нюансов освещения уже не удовлетворяет Сезанна.
Художник стремится показать мир объективно. Он хочет передать постоянные качества природы, найти и запечатлеть на холстах тот извечный порядок и гармонию мироздания, которые он не находил в разрываемой противоречиями социальной действительности своего времени.
На смену импрессионистическому «изображаю как вижу» приходит сезанновское «изображаю как есть».
Поль Сезанн в молодости
Начинается самый плодотворный период Сезанна — «классической живописи».
Между 1882 и 1888 годами внимание его в основном сосредотачивается на пейзаже, в котором художник стремится передать свои ощущения «Поворот дороги» (1882), «Маленький мост» (1882-1885), «Дома в Эстаке» (1882-1885), «Вид Гарданны» (1885-1886), многочисленные изображения горы Сент-Виктуар (1885-1887), «Пейзаж с горой святой Виктории» (1885-1887), виды Марсельской бухты, «Мост через Марну в Кретёе» (1888).
После 1890 года и до конца века лучшие шедевры Сезанна — это портреты «Курильщик» (1892), «Мальчик в красном жилете» (1890- 1895), «Пьеро и Арлекин» (1888), «Мадам Сезанн в желтом кресле» (1890-1894), «Портрет садовника Валлье» (1906).
В картине «Пьеро и Арлекин» художник использовал в качестве сюжета два персонажа итальянской комедии масок. Персонажи являют собой вечный конфликт мечтательно-бездеятельного и демонически-активного начала. Для Сезанна главным были поиски художественно-пластического решения.
Напряженная, несбалансированная композиция, схематизация фигур открывают пути к появлению экспрессионизма и кубизма.
История жизни Поля Сезанна
«Портрет Поля Сезанна» (1890-1894), быть может, самый человечный из всех автопортретов Сезанна. Изображение превосходно вписано в окружающее его пространство, объемно выступая из него как внезапное и мощное видение.
«Женщина с кофейником» (1890 и 1894), обращенная лицом к зрителю, предстает перед нами как монументальная башня, поражая массивностью своих форм. Положение фигуры в пространстве и трактовка окружающей обстановки создают полное единство картины.
Ярко-синий цвет платья, облекающего мощное тело, контрастирует с нежным серовато-розовым цветом фона и ярко-оранжевым тоном кожи. «Картежники» (1890-1892), пожалуй, самая выдающаяся композиция Сезанна.
Ахилл Амперера
Он много раз изображал этот мотив с большим или меньшим числом игроков.
Цветовой эффект основан на контрастах между сине-фиолетовой курткой игрока, сидящего слева, и желтой с синими тенями фигурой игрока справа и на контрасте этих тонов с красными тонами фона и тел с желтым тоном стола.
В середине девяностых годов Сезанн начинает работать над портретами, которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и оставались незавершенными — «Портрет А. Воллара» (1899), «Портрет Г. Жеффруа» (1895).
«Творческие принципы Сезанна наиболее полно раскрылись в многочисленных натюрмортах, — считает Н.Л. Мальцева. — Простые по мотивам, они всегда торжественны, передают материальность мира вещей, как бы наполненного значительным смыслом. Предметный мир в них раскрывается в движении и вместе с тем в незыблемости своего бытия».
Свои первые натюрморты «Черные часы» и «Натюрморт с оловянным чайником» Сезанн написал около 1869-1870 годов. Объекты картин Сезанна настолько вещественны, что кажутся ирреальными. Вместе с тем он умеет обратить наше внимание на красоту вещи, как это видно по его картинам «Горшок с геранью и фрукты» (1890-1894), «Натюрморт с драпировкой» (1898-1899).
Одно из первых мест в длинном ряду подобных натюрмортов занимает картина «Персики и груши» (1888). В начале XX века Сезанн создает знаменитую теорию, по которой во многом пойдет развитие авангардного искусства.
В письме к своему единомышленнику, художнику Бернару, он так излагает свои взгляды «Нужно вернуться к классицизму через природу, иначе говоря, через ощущение.
Картина Поля Сезанна «Персики и груши»
В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Рисунок и цвет неразделимы, по мере того как пишешь — рисуешь чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту.
Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки». Слава приходит к художнику в конце жизни.
На картине «В честь Сезанна» Морис Дени изображает вокруг мастера молодых художников, которые восхищаются им это сам Дени, Редон, Руссель, Серюзье, Вюйяр.
В 1904 году проходит большая ретроспективная выставка Сезанна в Осеннем Салоне. На следующий год там же выставлены «Большие купальщицы», над которыми художник работал семь лет. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Сезанн оставался фанатиком живописи до своего последнего вздоха.
Картина Поля Сезанна «Берега Марны»
В конце жизни он из-за диабета уже не мог далеко ходить пешком, но каждый день в любую погоду, невзирая на болезнь, отправлялся на этюды в повозке.
15 октября 1906 года он простудился, работая на натуре над картиной «Хижина Журдина», а 22 октября — скончался.
Только после смерти художника выяснится, какое огромное творческое наследие он оставил после себя, — восемьсот с лишним полотен, около 350 акварелей и такое же количество рисунков.
Источник: https://tunnel.ru/post-sezann-pol
Pic of the Week: "Игроки в карты", Поль Сезанн
За каждым произведением искусства скрывается своя необычная история. И в рубрике «Pic of the Week» Styleinsider продолжает рассказывать о самых знаменитых шедеврах живописи. И сегодня мы поговорим о серии картин «Игроки в карты» французского живописца Поля Сезанна.
- Дата создания
- 1890-1895
- Версии картины
«Игроки в карты» — это серия, которая включает в себя 5 картин. При этом все они отличаются по своим размерам и числу изображённых на них персонажей.
Четыре картины выставлены в музеях Европы и Америки (одна постоянно находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, вторая — в Фонде Барнса в Филадельфии, третья — Институте искусств Кутро в Лондое, четвёртая — в музее Орсе в Париже), а ещё одна до последнего времени времени хранилась в частной коллекции, пока власти Катара не выкупили её для Национального музея. К тому же, эта серия полотен считается одной из важнейших для «заключительного периода» творчества художника.
История создания
В юные годы Сезанн часто посещал Художественный музей Гранье в своём родном городе Экс-ан-Провансе, где его внимание особенно привлекла, выставленная там картина «Игроки в карты», авторство которой приписывается Луи Ленену. Скорее всего, тогда Сезанна впервые посетило желание создать подобного рода жанровую картину. Однако, вернулся он к этому замыслу уже в поздний период своего творчества.
«Игроки в карты», Луи Ленен
Точная хронология создания полотен не известна. По общепринятой версии, первой была самая крупная работа. Для её создания он выбрал почти двухметровое полотно, на котором было пять персонажей: трое из них играют в карты, а двое наблюдают за происходящим.
В следующих картинах он уже использует меньшие полотна и сокращает число персонажей, сначала до четырёх, потом до двух. Таким образом художник устраняет лишние детали, которые не столь важны для сюжета и композиции.
Однако, данные инфракрасного сканирования картин ставят под сомнение тот факт, что художник начинал работу над серией с самого большого полотна.
«Игроки в карты», Поль Сезанн
В первую очередь, Сезанн стремился показать людей, ведь именно они служили источником его вдохновения. Поэтому в качестве моделей Сезанн выбрал местных крестьян, многие из которых работали в его собственном поместье. Карт на полотне почти не видно, однако, сами фигуры игроков очень выразительны. Огромное внимание уделено пластике игроков, их манере сидеть за столом, одежде.
Интересные факты
— Скорее всего, игра на картинах идёт не на деньги, ведь ни на одной из них они не изображены. Некоторые предполагают, что спокойные выражения лиц игроков и отсутствие денег на столе говорят о том, что персонажи, возможно, играю в джин.
— Одна из картин «Игроки в карты» в 2011 году была продана за рекордную на тот момент сумму в 250 млн. долларов. Полотно приобрела королевская семья Катара у греческого магната Георгия Эмбирикоса.
— Одна из картин «Игроки в карты» была украдена в 1961 году прямо во время выставки в Париже вместе с несколькими другими полотнами. Подробности возврата картин неясны: некоторые источники утверждают, что они были возвращены после уплаты выкупа через несколько месяцев, другие, что похищенные работы были обнаружены через год в заброшенном автомобиле в Марселе.
— Чтобы продемонстрировать печать от возможной утраты этого шедевра живописи, во Франции была выпущена марка, посвящённая краже картины.
— Полотно послужило вдохновением для создания серии из 9 карикатурных картин «Собаки, играющие в покер» американского художника Кассиуса Марцелла Кулиджа.
«Собаки, играющие в покер», Кассиус Марцелл Кулидж
Источник: https://styleinsider.com.ua/2018/01/pic-of-the-week-the-card-players-paul-cezanne/
Поль Сезанн — Игроки в карты
Картина «Игроки в карты», приписываемая кисти Луи Ленена, была знакома Полю Сезанну с юных лет. Он не раз любовался ею, посещая музей в Эксе, и всегда хотел так же мастерски рисовать, как и автор этого полотна.
В 1889 году Сезанн вернулся в Жа и приступил к воплощению своей юношеской мечты. По замыслу художника композиция будущего полотна не должна была быть шаблонной. В качестве моделей он выбрал крестьян с местной фермы. Ему нравилась их сдержанность, задумчивость и степенность — то, что многие горожане в силу высокомерия попросту не замечали.
Поль Сезанн Сезанн принялся за двухметровое полотно с огромным усердием и любовью. Он делал многочисленные наброски будущих персонажей, чтобы набить руку. Терпение крестьян, неподвижно позировавших в течение нескольких часов, поражало его.
Однако вскоре художника стали одолевать сомнения: персонажи показались слишком грузными, а их расположение и окружающая обстановка неподходящими. Это вынудило начать работу сызнова. Так повторялось еще не раз. В итоге на свет появилось шесть вариантов данной картины.
В конечной версии количество героев сократилось до четырех, а обстановка и фактура стали более упрощенными.
Многие, знавшие Сезанна преимущественно по натюрмортам, считали, что персонажи на его картинах выглядят бездушно, и обвиняли в том, что он раскладывает их на холсте точно яблоки или апельсины.
Однако после того как полотно «Игроки в карты» было продемонстрировано общественности, мнение о художнике изменилось.
Сезанн предстал как человек сложной внутренней работы и исканий, ценивший жизнь и любивший размышлять о смысле бытия.
Изображенные на картине персонажи играют в карты, они сосредоточенны и погружены в раздумья. Даже стоящий у стены мужчина хотя и не участвует, но пристально наблюдает за игрой. Интерьер выглядит лаконично и сдержанно (в качестве декораций использовались предметы из мастерской художника).
Источник: http://painteropedia.ru/paul-cezanne-igroki-v-karty/
Картина «Игроки в карты»
Годы создания: 1892–1893.
Тип: холст, масло.
Габариты: 97*130 см.
Игроки в карты
Одноименная серия картин
В конце 19 столетия знаменитый французский художник Поль Сезанн написал серию картин, на которых изображал игру в карты. Все картины имеют одно название — «Игроки в карты».
Чем больше росло количество картин, тем меньше людей на них изображалось, а также уменьшалось количество второстепенных объектов на картине. В конечном итоге, наиболее запоминающейся и популярной стала последняя картина из этой серии, она явилась для художника идеальным вариантом его задумки.
Игроки в карты
На картине изображены два мужчины, играющих в карты. Сезанн очень любил крестьян, поэтому и изобразил их на своем полотне.
Он изобразил неспешную и размеренную игру в карты, игроки спокойны, они сидят за небольшим светлым столом в одном из местных заведений.
Если взять в расчет количество подобных картин, можно сделать вывод, что художник часто бывал в подобных заведениях и наблюдал за играющими людьми. Он хорошо изучил их поведение, благодаря тому, что они мало двигаются во время игры.
На своей картине Сезанн мастерски изобразил экспрессию, создал ощущение динамики, с помощью детального изображения мимики и жестов игроков. Все эти вещи он смог соединить со своей манерой живописи.
Картина выполнена в светлых ярких оттенках, что создает в картине живую атмосферу обыденщины. Фон картины выполнен размыто, он вовсе не напоминает стену забегаловки, он похож скорее на что-то абстрактное.
На полотне зритель наблюдает противостояние двух людей, вдохновленных азартом и полностью затянутых в карточную игру. В нашем мире карты порой являются не просто частью игры, они также могут предсказать судьбу человека.
Игроки в карты
На этой картине карты используются людьми для развлечения.
Если рассмотреть выражения лиц героев, можно заметить, что они очень сосредоточены, они размышляют над каждым ходом, придумывают стратегию игры, чтобы одержать победу над противником, они настолько серьезны, что создается впечатление, что от исхода игры зависит их судьба.
И это совсем не шутки, ведь довольно часто в азартные игры люди играют на большие средства и другие ценные вещи, и часто бывают такие моменты, когда крупный проигрыш ломает всю дальнейшую жизнь игрока. Возможно, зритель как раз наблюдает тот самый момент, когда решается судьба игроков.
Странным обстоятельством является то, что происходит все это в какой-то забегаловке. Но несмотря на то, что герои сами по себе довольно простые люди, в этот момент они выглядят очень важными персонами. Это и является главным смыслом всего полотна, Поль Сезанн наконец-то добился именно того, чего хотел.
Картина «Игроки в карты» обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: Валентина
Жанровая живопись (архив)
Источник: https://artrue.ru/style/postimpressionism/cezanne/igroki-v-karty.html
«Игроки в карты» Сезанна | Дневник живописи
Поль Сезанн. Игроки в карты. 1890-1895 гг. Музей д’Орсе, Париж.
Полю Сезанну позировали сельские жители. Это редкий случай, когда моделями были не члены семьи художника. Ведь он работал очень медленно. 1-2 года над одной картиной!
Возможно, Сезанн неспроста выбрал сюжет с картами. Во время карточной игры люди сидят достаточно долго в одной позе. К тому же крестьяне умели терпеливо позировать.
За 5 лет Сезанн создал 5 картин с игроками в карты. Одна из самых известных находится в музее д’Орсе в Париже (в качестве главной иллюстрации).
Есть «Игроки» и в Нью-Йорке, и в Лондоне. Буквально разбросаны по всему миру!
Поль Сезанн. Игроки в карты. 1890-1895 гг. Слева: Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Справа: Институт искусства Корто, Лондон.
Но вернёмся к работе из Парижа.
Поль Сезанн. Игроки в карты. 1890-1895 гг. Музей д’Орсе, Париж.
Как всегда, поражает цветовая гамма Сезанна. Пиджак игрока слева не просто коричневый. Он соткан из зелёных, фиолетовых, бежевых мазков.
А шляпа игрока справа — из белых, желтых, красных и голубых.
Сезанн не гнался за реалистичностью.
Фигуры мужчин сильно вытянуты. Стол перекошен. Правая его ножка и вовсе частично не прорисована. Как будто художник вёл кисточкой по холсту, и краска закончилась.
Почему именно так он нарисовал стол, сложно понять. Но мы попытаемся.
Дело в том, что Сезанн очень хотел передать суть предмета. Таким, какой он есть. Без иллюзий и наносного в виде прямой перспективы и ярких гладких цветов.
В этом он чем-то близок к иконописи.
Посмотрите на книгу в руках святого. Художник показал ее как бы с разных сторон: и сбоку, и сверху.
Чтобы была непременно видна ее толщина. И заодно тяжесть чувствовалась.
Икона «Никола Липенский». 1294 (создана для монастырской церкви Николы на Липне). Новгородский музей-заповедник, Великий Новгород.
Сезанн тоже писал стол так, чтобы передать его текстуру, его реальные свойства. Поэтому показывает его и сбоку, и сверху. Отсюда — перекошенность и небрежность.
Самое удивительное, что скорее всего Сезанн не видел икон в византийском стиле. И к такой манере письма он пришёл, не испытав на себе их влияния.
- Оксана Копенкина
- Перейти на главную страницу
Источник: https://arts-dnevnik.ru/sezann-igroki-v-karty/
Поль Сезанн
Самой дорогой из когда-либо проданных картин на сегодня стала картина Поля Сезанна «Игроки в карты»,за неё эмир Катара заплатил частному коллекционеру 250 млн.долларов.
Поль Сезанн Игроки в карты 1893
Проданная картина из серии 5 картин «Игроки в карты»,написанные Сезанном в 1892-1895 годах. Две из них,в том числе самая большая из них, находятся в США,причём там на картине изображено не 2 игрока,а 3,к тому же есть ещё зрители,на одной — один,на второй — два. А вот в Лондоне и Париже картины аналогичны проданной эмиру — по 2 игрока. Есть ещё набросок картины,проданный за 19 млн.
Фонд Барнса Филадельфия (самая большая картина)
Сезанн Метрополитен-музей Нью-Йорк
Набросок
Посещая Экский музей,где художник жил,Сезанн часто останавливался у картины «Игроки в карты»,приписываемой Матье Ленену,и восклицал:»Вот так я хотел бы писать!» Постепенно пришло решение написать подобного рода жанровую картину,начав с набросок своих будущих игроков,моделями ему служат местные крестьяне.
Выбрав двухметровое полотно,он пишет 5 фигур: трое играют в карты,двое наблюдают за игрой.Он экспериментирует,переходит к полотну меньшего размера,сокращает число фигур до четырёх,потом до двух..
«Он устраняет все, что не имеет первостепенного значения, во всем: в линии, в красках, в архитектонике ансамбля, он стремится к строгости и тонкости, которые, как только их достигаешь, кажутся необыкновенно легкими, но даются только ценой труда, огромного терпения и настойчивых исканий.
И Сезанн начинает снова и снова, бесконечно переделывая, стремясь продвинуться еще дальше, подняться еще выше в своей неутолимой жажде совершенства…»
Автопортрет
Поль Сезанн — французский живописец, один из крупнейших представителей постимпрессионизма,который во многом определил развитие современного искусства. Его мощная живопись, умение конструировать цветом форму, достижения в передаче пространства привлекли к его наследию внимание живописцев разных стран и направлений.
Тающий снег в Эстаке 1870 ( серия картин )
Поль Сезанн родился в конце 1839 года,его отец был в небольшом городке Экс-ан-Прованс на юге Франции богатым человеком — совладельцем банка,мать же была скромной продавщицей шляп.Своего отца Поль не любил и боялся,тот был суровым и скупым человеком,но учился Поль благодаря отцу в самой престижной школе города,где числился прилежным и способным учеником.
П.Сезанн Девушка за пианино ( единственное изображение его матери — женщина на заднем плане)
Ему легко давалась математика,он увлекался поэзией,сам писал стихи и любил писать сочинения.Имея хорошую память, знал наизусть почти всего Вергилия и Гомера.
Удивительно,но в школе уроки рисования Поль не особо любил,поэтому трудно было предположить,что из него со временем может выйти настоящий художник.Непростые отношения в семье оказывали не лучшее влияние на формирование характера юного Сезанна.
Он рос замкнутым и нелюдимым, таким он и остался на всю жизнь. Люди всегда раздражали художника, всю свою жизнь он избегал света и суеты и находил отраду и утешение только в живописи.
Единственным другом Поля Сезанна на протяжении многих лет был Эмиль Золя,с которым он учился в одной школе,он очень дорожил этой дружбой,так как плохо сходился с людьми. Их дружба продолжалась более 40 лет, пока Эмиль Золя не написал произведение под названием «Творчество», в главном герое которого — неудачнике и самоубийце — Сезанн узнал себя.
Сезанн Эмиль Золя
После школы Золя уезжает в Париж,Поль,не решаясь ослушаться деспотичного отца, поступает в университет на юридическое отделение, но вместе с тем начинает посещать уроки живописи в местной школе-студии и даже оборудует собственную художественную мастерскую в поместье отца. Искусство все больше и больше увлекает его.
Он всеми силами стремится в Париж, и наконец отец, поддавшись на настойчивые просьбы и уговоры домашних, отпускает его в столицу. Париж поразил Сезанна своими музеями. Художник называл Лувр «книгой, по которой мы учимся читать», особенно выделял он испанских и венецианских живописцев. Поль часто посещает Лувр, где усердно копирует картины великих художников: Рубенса, Делакруа, Тициана.
В Париже Поль сближается с Писсарро, Моне, Сислеем, Ренуаром, Мане.
Теперь Сезанн получает возможность обучаться искусству рисования и живописи в знаменитой академии Сюисса. Молодому художнику приходится тяжело в столице, общество не принимает его, считая этого провинциала слишком мрачным и неотесанным. Он уезжает обратно к отцу, пытается работать в его конторе, но затем вновь возвращается в Париж, потому что чувствует, что не может уже жить без живописи. Этот период метаний продолжался целых десять лет и сопровождался тяжелой депрессией,вызывая у друзей тревогу внезапными вспышками гнева.
Не однажды Сезанн, отвергнутый и осмеянный, будет принимать решение отказаться от живописи. Но призвание, значение которого он уже отчётливо понимал, каждый раз будет возвращать его к страстно любимому занятию.
В Париже он найдёт единомышленников в кругу импрессионистов, неоценимую поддержку Сезанну постоянно оказывал Камиль Писсарро, твёрдо веривший в его гениальность.Но ему трудно приобрести друзей из-за сложного характера, совмещавшего упрямство, своенравие и робость в общении.
К тому же отличие его творческой манеры от импрессионистской живописи будет уже очевидным. .Ему были чужды стремления импрессионистов показать сиюминутное состояние окружающего мира, его изменчивость и зыбкость.
Он скорее воспринимал окружающую среду, как нечто незыблемое, подчиненное строгой гармонии. Геометрия пространства никогда не перестанет играть для него важную роль.
Полной нищеты он избегал только благодаря достатку родителей. Его уделом при жизни были насмешки и одиночество. При этом он сумел так полно раскрыть свой талант, что его творчество позволило появиться и оформиться многим значительным живописным направлениям 20-го века.
Органичное и своеобразное единство нюансов и стилевых особенностей, впоследствии развившихся в творчестве Пикассо, Кончаловского, Лентулова, даже получило название «сезаннизм», в подтверждение заслуг великого Мастера.Сезанн называл свой труд «воплощением», подчёркивая стремление передать на полотне открывшийся ему замысел Творца.
Плотные, почти осязаемые краски пейзажей, совмещение перспектив и точек обзора, предельная заполненность изображения становятся уникальными чертами стиля автора. Его неподражаемая колористика останется никем не превзойдённой.
Французский философ Мерло-Понти обращался к Полю Сезанну в поиске философского вдохновения и для того, чтобы сделать философию способной говорить языками видимого.
В середине 1860-х годов Сезанн женился на Гортензии, матери своего сына, много лет бывшей его тайной женой из-за боязни отцовского гнева и послужившей ему моделью для более чем 40 картин. После смерти отца Сезанн унаследовал неплохое состояние.
Признание стало к нему приходить только в конце жизни. Но вкусить плоды своих трудов Сезанн уже не смог. Он умер в 1906 году, сильно простудившись во время работы на открытом воздухе.
Сезанн — настоящий трудоголик,ещё с молодости он работал до полного изнеможения,им написано более 800 работ маслом,не считая множества рисунков, и более 350 работ,выполненных в технике акварели.Ему требовалось сто сеансов работы на один натюрморт, сто пятьдесят — на портрет.
То, что мы называем его творчеством, для него самого было не более чем опытом и попыткой подступиться к своей живописи.
В разных музеях нашей страны находится немало работ французского постимпрессиониста.
В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, можно увидеть его натюрморты «Фрукты», «Букет цветов в вазе», «Натюрморт с драпировкой», пейзажи «Большая сосна близ Экса», «Голубой пейзаж», «Гора св. Виктории».
Там же можно увидеть, как выглядел Поль Сезанн — «Автопортрет в каскетке», написанный художником между 1873-1875 гг.
В Москве, в ГМИИ, в постоянной экспозиции выставлены живописные полотна «Пьеро и Арлекин», «Мост на Марне в Крейтеле», «Дорога в Понтуазе»…А лично мне очень нравятся его натюрморты,которые я показала в этом посте о Поле Сезанне.
Считается,что творческие принципы Сезанна наиболее полно раскрылись в его многочисленных натюрмортах.
Всеобщее признание красоты натюрмортов Сезанна объясняется той убедительностью, с которой он умеет доказать нам, что его «искривленное» видение более правдиво, более достоверно и более жизненно, чем то восприятие реальности вещей, которое свойственно простым смертным.
Всемирная слава нашла художника уже после смерти. На картине «В честь Сезанна» Морис Дени изображает вокруг мастера молодых художников, которые восхищаются им: это сам Дени, Редон, Руссель, Серюзье, Вюйяр.
Морис Дени В честь Сезанна
Наш О.Мандельштам посвятил Сезанну стихи:
Художник нам изобразилГлубокий обморок сирениИ красок звучные ступениНа холст, как струпья положил.Он понял масла густоту -Его запекшееся летоЛиловым мозгом разогрето,Расширенное в духоту.А тень-то, тень все лиловей,Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет.Ты скажешь: повара на кухнеГотовят жирных голубей.Угадывается качель,Недомалеваны вуали,И в этом сумрачном развале
- Уже хозяйничает шмель.
- А у меня на память о посещении Экса осталось давнее фото с памятником Полю Сезанну скульптора Аристида Майоля.
- Картины художника :http://gallerix.ru/storeroom/819964423/#more
- Подробно о творчестве и сомнениях Сезанна: http://theoryandpractice.ru/posts/7647-cezanne
- «Игроки в карты:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D1%80%D…%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B
Источник: https://agent-40.livejournal.com/55836.html