Когда-то искусство было привилегией элит, но сегодня любой может посетить музей или филармонию, чтобы насладиться великими произведениями прошлого. Современный человек, который хочет считаться образованным, должен быть хоть немного подкован в этих вопросах и уметь отличать Мане от Моне, например.
Никто не говорит, что обязательно ознакомиться со всеми работами авторов, которые по праву считаются великими, однако знать самые значимые произведения всё же стоит. Как минимум это весьма полезно для общего развития. Потому мы решили собрать самые известные картины, когда-либо написанные человеком.
Леонардо да Винчи, «Мона Лиза»
Рафаэль Санти, «Сикстинская Мадонна»
Иероним Босх, «Сад земных наслаждений»
Диего Веласкес, «Менины»
Эжен Делакруа, «Свобода, ведущая народ»
Михаил Врубель, «Демон сидящий»
Грант Вуд, «Американская готика»
Рене Магритт, «Сын человеческий»
Сальвадор Дали, «Постоянство памяти»
Иван Айвазовский, «Девятый вал»
Питер Брейгель, «Вавилонская башня»
Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря»
Эдуард Мане, «Бар в “Фоли-Бержер”»
Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы»
Рембрандт, «Ночной дозор»
Эдвард Мунк, «Крик»
Жак-Луи Давид, «Смерть Марата»
Винсент Ван Гог, «Звездная ночь»
Виктор Васнецов, «Богатыри»
Джексон Поллок, «№ 5»
Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры»
Андрей Рублев, «Троица»
Василий Верещагин, «Апофеоз войны»
Ян Вермеер, «Девушка с жемчужной сережкой»
Кацусика Хокусай, «Большая волна в Канагаве»
Карл Брюллов, «Последний день Помпеи»
Джеймс Уистлер, «Аранжировка в сером и черном. Мать художника»
Клод Моне, «Впечатление. Восходящее солнце»
Илья Репин, «Бурлаки на Волге»
Валентин Серов, «Девочка с персиками»
Пабло Пикассо, «Девочка на шаре»
Анри Матисс, «Танец»
Казимир Малевич, «Белое на белом»
Микеланджело Буонарроти, «Сотворение Адама»
Караваджо, «Обезглавливание Иоанна Крестителя»
Жан-Оноре Фрагонар, «Качели»
Гюстав Курбе, «Отчаяние. Автопортрет»
Карл Брюллов, «Всадница»
Пьер Огюст Ренуар, «Завтрак гребцов»
Марк Шагал, «Над городом»
Питер Брейгель, «Фламандские пословицы»
Пабло Пикассо, «Герника»
Густав Климт, «Поцелуй»
Питер Пауль Рубенс, «Похищение дочерей Левкиппа»
Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»
Уильям Блейк, «Великий архитектор»
Тициан, «Любовь земная и Любовь небесная»
Джузеппе Арчимбольдо, «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна»
Кузьма Петров-Водкин, «Купание красного коня»
Василий Кандинский, «Композиция VII»
Конечно, это далеко не полный список работ гениев, и неудивительно, если мы случайно упустили твоего любимого автора. Даже мировые шедевры не всем приходятся по вкусу, что уж говорить об отдельных довольно своеобразных живописцах. А ведь некоторые художники еще и прячут послания в своих работах.
А вот поближе познакомиться с работами Винсента Ван Гога ты можешь здесь.
Делись впечатлениями в комментариях.
Источник: https://ofigenno.com/samye-izvestnye-kartiny
Блейк УильямКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Блейк Уильям (Blake William) (28 ноября 1757 – 12 августа 1827), английский живописец, гравер, поэт. Искусству живописи и гравюры учился в Лондоне у гравера Дж. Безайра (с 1771), посещал Академию художеств (1778), испытал влияние Дж. Флаксмена. В творчестве Блейка, иллюстрировавшего акварелями и гравюрами собственные стихи («Песни неведения», 1789; «Песни познания», 1794; «Книгу Иова», 1818–1825; «Божественную комедию» Данте, 1825–1827 и другие произведения), ярко отразились тенденции романтизма в английском искусстве конца XVIII – первой четверти XIX века: тяготение мастера к визионерской фантастике, аллегоризму и мистической символике, обращение к смелой, почти произвольной игре линий, острым композиционным решениям.
Геката, 1795, Галерея Тейт, Лондон
Великий Дракон и Зверь с моря, 1805, Галерея, Вашингтон
Навуходоносор, 1795, Галерея Тейт
Великий Красный Дракон, 1810, Бруклинский музей, Нью-Йорк
Великий Красный Дракон и Женщина-Солнце, 1805, Вашингтон
Число Зверя 666, около 1805, Музей Розенбаха, Филадельфия, США
Блейк отрицает традиционную композицию и перспективу, изысканные линеарные формы работ живописца вызывают представление о потустороннем мире.
Сам стиль отражает свойственное художнику уникальное мистическое видение мира, в котором сливаются воедино реальность и воображение.
Гравер и книжный иллюстратор по профессии, Уильям Блейк выразил свой талант в поэзии и в поразительных по воздействию мистических и символических картинах.
Духовный мир представлялся Уильяму Блейку более важным, чем мир материальный, а истинный художник виделся ему пророком, наделенным божественным даром проникновения в сущность вещей. Блейк жил в бедности и умер непризнанным 12 августа 1827 года.
Элохим и Создание Адама, 1795
Европа Пророчество, 1794
Америка Пророчество, 1793
Лестница Иакова, 1800
Данте и Вергилий у врат ада, 1827
Смерч влюбленных, 1827
В настоящее время Уильяма Блейка по праву считают одним из великих мастеров английского изобразительного искусства и литературы, одним из наиболее ярких и оригинальных живописцев своего времени.
To see a World in a Grain of Sand And a Heaven in a Wild Flower, Hold Infinity in the palm of your hand And Eternity in an hour…
William Blake
Увидеть мир в одной песчинке И космос весь – в лесной травинке, Вместить в ладони бесконечность И в миге мимолетном вечность…
Уильям Блейк
Адам и Ева у тела Авеля, 1825
Иерусалим, эманация Альбиона
Сатана и Иов, 1827
Великий Архитектор, 1794
Призрак Ничтожества, 1820
Радостный день, 1820
Симония Папы, 1827, Галерея Тейт, Лондон
Состраданье, 1795, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Беатриче и Данте, 1827, Британский музей, Лондон
Иллюстрации к поэме Джона Мильтона «Потерянный Рай», 1808
Рафаил предупреждает Адама и Еву
Искушение и грехопадение Евы
Изгнание Адама и Евы из Эдема
Сатана в Первоначальной Славе
Битва с мятежными ангелами
Христос искупает грехи человечества
Примечание. Джон Мильтон (John Milton) – классический английский поэт (1608–1674); родился в Лондоне в состоятельной семье и получил блестящее образование, сначала в элитном лицее святого Павла, а затем в Кембриджском университете.
Последний период (1660–1674 годы) жизни Мильтона, уже слепого и одинокого, ознаменовался тремя гениальными произведениями: «Paradise Lost» («Потерянный Рай»), «Paradise Regained» и «Samson Agonistes». Первое из них появилось в печати в 1667 году, два последних – в 1670.
«Потерянный Рай» – христианская эпопея о возмущении павших ангелов, ранее служивших Богу, а также и о падении человека.
В противоположность героическим эпопеям Гомера и средневековым эпопеям, а также поэме Данте, «Потерянный Рай» английского поэта Мильтона – произведение совсем иного повествовательного строя.
Великое значение «Потерянного Рая» – в психологической картине борьбы неба и ада. Мильтон смог создать грандиозный образ сатаны, которого жажда свободы довела до зла.
Первая песнь «Потерянного Рая», где побежденный враг Творца горд своим падением и строит пандемониум, посылая угрозы небу, – самая вдохновенная во всей поэме и послужила первоисточником демонизма Байрона и всех романтиков вообще.
Воинственная религиозность пуританина Мильтона воплотила дух времени в образе души, рвущейся на свободу. Пафосу этой демонической (в буквальном смысле слова) стороны «Потерянного Рая» соответствует идиллическая часть – поэтические описания рая, любви первых людей и их изгнания.
Бесчисленные поэтические красоты в передаче чувств, музыкальность стиха, грозные аккорды, говорящие о непримиримости в деле веры, дают вечную жизнь этой эпопее XVII столетия.
Источник: http://smallbay.ru/blake.html
50 шедевров живописи, которые обязан знать каждый образованный человек
?
Category: Когда-то искусство было привилегией элит, но сегодня любой может посетить музей или филармонию, чтобы насладиться великими произведениями прошлого. Современный человек, который хочет считаться образованным, должен быть хоть немного подкован в этих вопросах и уметь отличать Мане от Моне, например.Никто не говорит, что обязательно ознакомиться со всеми работами авторов, которые по праву считаются великими, однако знать самые значимые произведения всё же стоит. Как минимум это весьма полезно для общего развития. Потому мы решили собрать самые известные картины, когда-либо написанные человеком.
Леонардо да Винчи, «Мона Лиза»
Рафаэль Санти, «Сикстинская Мадонна»
Иероним Босх, «Сад земных наслаждений»
Диего Веласкес, «Менины»
Эжен Делакруа, «Свобода, ведущая народ»
Михаил Врубель, «Демон сидящий»
Грант Вуд, «Американская готика»
Рене Магритт, «Сын человеческий»
Сальвадор Дали, «Постоянство памяти»
Иван Айвазовский, «Девятый вал»
Питер Брейгель, «Вавилонская башня»
Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря»
Эдуард Мане, «Бар в “Фоли-Бержер”»
Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы»
Рембрандт, «Ночной дозор»
Эдвард Мунк, «Крик»
Жак-Луи Давид, «Смерть Марата»
Винсент Ван Гог, «Звездная ночь»
Виктор Васнецов, «Богатыри»
Джексон Поллок, «№ 5»
Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры»
Андрей Рублев, «Троица»
Василий Верещагин, «Апофеоз войны»
Ян Вермеер, «Девушка с жемчужной сережкой»
Кацусика Хокусай, «Большая волна в Канагаве»
Карл Брюллов, «Последний день Помпеи»
Джеймс Уистлер, «Аранжировка в сером и черном. Мать художника»
Клод Моне, «Впечатление. Восходящее солнце»
Илья Репин, «Бурлаки на Волге»
Валентин Серов, «Девочка с персиками»
Пабло Пикассо, «Девочка на шаре»
Анри Матисс, «Танец»
Казимир Малевич, «Белое на белом»
Микеланджело Буонарроти, «Сотворение Адама»
Караваджо, «Обезглавливание Иоанна Крестителя»
Жан-Оноре Фрагонар, «Качели»
Гюстав Курбе, «Отчаяние. Автопортрет»
Карл Брюллов, «Всадница»
Пьер Огюст Ренуар, «Завтрак гребцов»
Марк Шагал, «Над городом»
Питер Брейгель, «Фламандские пословицы»
Пабло Пикассо, «Герника»
Густав Климт, «Поцелуй»
Питер Пауль Рубенс, «Похищение дочерей Левкиппа»
Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»
Уильям Блейк, «Великий архитектор»
Тициан, «Любовь земная и Любовь небесная»
Джузеппе Арчимбольдо, «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна»
Кузьма Петров-Водкин, «Купание красного коня»
Василий Кандинский, «Композиция VII»
Источник: https://matveychev-oleg.livejournal.com/8697752.html
Уильям Блейк
Большое видится на расстоянии. Эти есенинские слова в полной мере характеризуют отношение современников и потомков к Уильяму Блейку. Только в 20 веке художник, поэт и философ удостоился звания выдающегося деятеля английского искусства и литературы. При жизни его считали одержимым дьяволом.
Главным источником творчества Блейка была Библия. Но автор символического «Великого архитектора вселенной», живший в эпоху научного прорыва, не любил ни одну церковь и в итоге создал собственную мифологию – сочетание принципов Просвещения с религиозными догматами.
Детство и юность
Уильям Блейк родился в Лондоне в ноябре 1757 года и всю жизнь прожил в британской столице, не нуждаясь во внешнем влиянии окружения – мастер довольствовался внутренними переживаниями.
Тому, как сложилась его биография, Уильям обязан родителям, не ограничивавшим наследникам свободу. Отец держал лавку в Сохо, где продавал ткани. Мать воспитывала детей, которых родилось 7, но двое умерли младенцами.
Семья для того времени была довольно образованной, хотя с некоторыми особенностями. Если речь шла о книгах – то в доме читали труды естествоиспытателя Эммануила Сведенборга и мистика Якоба Бёме.
Увлечение Блейка живописью началось с репродукций картин Альбрехта Дюрера, Микеланджело и Рафаэля Санти, которые приобретались специально для сына.
Портрет Уильяма Блейка
В возрасте 10 лет Уильям пошел в художественную школу, затем подрабатывал в граверной мастерской, одновременно изучая способы нанесения рисунка на твердые поверхности. Зарисовки в Вестминстерском аббатстве навсегда поселили в сердце будущего гения любовь к религиозным мотивам и готическому направлению.
В 1778 году Блейк поступил в Королевскую Академию искусств, но учебное заведение не окончил.
Причиной стало непринятие молодым художником проповедуемого педагогами эклектичного стиля и желания вогнать учеников в строгие рамки. Юноше ближе оказалась классика Высокого Возрождения.
Покинув стены академии, Уильям начал зарабатывать изготовлением гравюр по чужим рисункам. Этому виду искусства Блейк отдал 40 лет жизни.
Портрет Уильяма Блейка
В 1784 году, получив наследство после смерти отца, Уильям, брат Роберт и партнер Джеймс Паркер открыли типографию, выпускавшую книжные иллюстрации.
Живопись
В живописных полотнах Уильяма Блейка, помимо религиозности, прослеживается тяга к мифологии и символизму, граничащим с фантастикой. Художник проводил параллели между Святой Троицей и союзом религии, воображения и искусства: и там, и там части единого целого не существуют порознь.
Чтобы расшифровать скрытые в картинах послания, зрителю потребуются знания о времени, в котором жил творец, и Святого Писания. По легенде Бога Уильям увидел еще в раннем детстве.
Став постарше, рассказывал об ангелах, облепивших дерево. Позднее к видениям присоединились голоса.
Возможно, это подтолкнуло Блейка к изобретению иллюминированной печати, при которой изображение сопровождалось стихами.
Произведениям известного британца свойственны замкнутость объемов и форм, местами – четкая графичность, нарушение общепринятых законов построения композиции. Тому пример – иллюстрации Откровения Иоанна Богослова.
В писании апостола рассказывалось о числе дьявола 666, 4 всадниках и звере Апокалипсиса, вавилонской блуднице и втором пришествии. Неудивительно, что столь красочное повествование подтолкнуло множество художников на визуальное воплощение героев.
Свое видение представил и Блейк. В 1805 и 1810 годах им написаны 2 варианта «Великого красного дракона и жены, облеченной в солнце».
Первая картина хранится в Национальной галерее в Вашингтоне, вторая – в Бруклинском музее.
В обеих сразу бросается в глаза тело чудовища, однако главный персонаж, если следовать содержанию «Апокалипсиса», – лежащая в нижней части полотна женщина, олицетворяющая для кого – Церковь, а для кого – Богородицу.
Картина Уильяма Блейка «Великий Архитектор» («Ветхий днями»)
По словам Уильяма, «свет других миров» помогал в создании «Сна Иакова». Центральная фигура картины «Радостный день, или Танец Альбиона» — соединение образа Христа и витрувианского человека.
При помощи акварели и чернил в 1805 году Блейк написал удивительно тонкую, почти монохромную работу «Ангелы охраняют Христа в гробнице».
«Адам дает имена животным», выставленная в музее Поллока в Глазго, исполнена уже на деревянной доске в технике темпера.
Второе название картины «Великий Архитектор» — «Ветхий днями», так обозначали Бога в мировых религиях. Автор дал ему имя Уризен. Гравюра является иллюстрацией к книге «Европа: Пророчество». В мифологии Блейка Уризен – носитель отрицательной, черной силы, стремящейся сделать человечество единообразным, неспроста ведь он что-то измеряет циркулем.
Психоаналитики, рассматривая полотно «Геката», видят в нем отказ от владения пространством, замешательство, а искусствоведы – очередное нарушение живописных канонов: богиня колдовства изображена в виде 3 отдельных фигур вместо традиционных соединенных спинами. И повсюду тайные знаки: сова, считавшаяся символом мудрости, а позднее – зла, коварный змей, обладающий знаниями, сама Геката, смотрящая искусителю в глаза, но руку она держит на Библии.
Литература
Поэзия и проза Уильяма Блейка, по мнению ряда знатоков, также не вписываются в общепринятые правила, на этот раз – английской филологии. Тем не менее, уже два века ими зачитываются поклонники романтизма, разбирают на цитаты, а особенно красочные строки превратились в афоризмы:
«Хитрость – сила трусливого»«На любой заданный вопрос есть ответ»
Принято считать, что Уильям в понимании человеческой природы опередил свое время, более того, исследователями творчества Блейка-поэта отмечены черты психоанализа, который получил распространение на сто лет позднее.
Стихотворение Уильяма Блейка «Тигр, тигр…»
Первый стихотворный сборник под названием «Поэтические наброски» увидел свет в 1783 году. Затем вышли оптимистичные «Песни невинности» и омраченные горечью осознания действительности «Песни опыта».
Иллюстрации к книгам Уильям оформлял собственноручно, а оба этих труда – еще и в одну книгу, как символ противоположных состояний души.
Стихотворению «Дитя-Радость» противопоставлялся образ «Больной розы», «Эхо в зелени» контрастировало с «Деревом яда», «Ягненок» — с «Тигром».
Сочинение «Бракосочетание рая и ада» — своеобразный ответ поэту и мыслителю Джону Мильтону на вопросы, косвенно заданные в поэме об Адаме «Потерянный рай». К ней Уильям выпустил цикл акварельных работ. Высшая способность, присущая человеку, по Блейку – воображение, дается Адом.
Рай олицетворяет рациональность и порядок. Зло становится силой, которая меняет мир, а Добро в традиционном понимании пассивно и реакционно. Но по одиночке они существовать не могут, и только их единство, то самое «бракосочетание» рождает целостную, духовную личность.
Будучи крещенным англиканской церковью, Уильям Блейк сопротивлялся религиозным догмам, высмеивал покорность и покаяние. С другой стороны, стихотворения «О скорби ближнего» и «Божественный образ» — гимн присутствию Бога в судьбе каждого человека, в радостные и печальные моменты.
Личная жизнь
В личной жизни Уильяма Блейка было куда меньше поисков и метаний, чем в творческой. С женой Кэтрин Буше поэт познакомился в то время, когда переживал крах предыдущих отношений – девушка отказалась выходить замуж. Блейк обвенчался с избранницей в 1782 году.
Портрет Кэтрин Буше, жены Уильяма Блейка
В лице супруги Уильям обрел любящего и верного друга, с пониманием относившегося к тому, что у мужа
«есть богатство дум, восторги духа, здравый ум…Но беден казной земною».
Кэтрин, не умевшая даже расписаться в свидетельстве о браке, под присмотром Уильяма научилась читать и писать, выполнять гравюры. Женщина станет вдохновителем Блейка во времена неудач и помощницей в иллюстрировании книг.
Смерть
Уильям Блейк умер в августе 1827 года в бедности. До последних дней художник работал над иллюстрациями к поэме «Божественная комедия» Данте Алигьери. Этой работе итальянского мыслителя Блейк посвятил в общей сложности 102 рисунка, множество предварительных набросков.
Могила Уильяма Блейка
Как и у Вольфганга Амадея Моцарта, последним пристанищем британского гения стала общая могила на кладбище Bunhill Fields в Лондоне. После Второй мировой войны власти решили разбить на этом месте парк. Поскольку о точном месте захоронения никто не знал, ограничились памятной плитой, на которой написали, что «неподалеку лежат останки» Блейка и его жены.
В 21 веке поклонники творчества Уильяма потратили 2 года на установление конкретного места погребения. На помощь пришли древние церковные книги и знания современного ландшафтного дизайнера Кэрол Гарридо. Исследуя каждый сантиметр, энтузиасты нашли точное место.
Уильям Блейк
Лондонское Общество Блейка объявило сбор пожертвований для памятника поэту, неравнодушные люди перечислили почти $ 40 тыс. И в августе 2018 года ценители романтизма обрели место паломничества. На могиле Уильяма Блейка установлена белая мраморная плита с указанием имени, дат жизни и смерти и надписью: «Поэт. Художник. Пророк». Фото надгробия опубликовало издание The Guardian.
Интересные факты
- В 1949 году власти Австралии учредили премию имени Уильяма Блейка за вклад в религиозное искусство.
- Много лет спустя после смерти Блейк гностико-католической церковью причислен к лику святых, несмотря на антирелигиозную позицию.
Набросок портрета Уильяма Блейка
- В 1931 году на сцене лондонского театра «Олд Вик» был поставлен балет Job: A Masque for Dancing, впервые созданный полностью британским творческим коллективом. Балет основан на Книге Иова из Библии и был вдохновлен иллюстрированным изданием Уильяма Блейка, опубликованным в 1826 году.
- Строки «Тигр, тигр, жгучий страх, Ты горишь в ночных лесах. Чей бессмертный взор, любя, Создал страшного тебя?» звучат в сериале «Менталист» с Робин Танни и Саймоном Бейкером.
Цитаты
«Гравирование — это ремесло, которому я учился, мне не стоило и пытаться жить иным трудом. Мои небеса — это медь, а земля моя — это железо».
- «Мои произведения более известны на небесах, нежели на земле».
- «Жизнь — это Действие и происходит от Тела, а Мысль привязана к Действию и служит ему оболочкой».
- «Не думай, что ты умнее других, хотя другие и считают, что умнее тебя, — и в этом твое преимущество перед ними».
- «Размениваясь на мелочи, рискуете потерять целое».
Картины
- 1786 – «Оберон, Титания и Пак с танцующими феями
- 1793 – The Gates of Paradise. Серия иллюстраций к поэме «Потерянный рай»
- 1794 — «Радостный день или Танец Альбиона»
- 1795 – «Исаак Ньютон»
- 1805 – «Великий красный дракон и жена облеченная в солнце»
- 1810 — «Коттедж Блейка»
- 1820 – «Призрак Блохи»
- 1820 – «Солнце в гневе»
- 1827 – «Антей, опускающий Данте и Вергилия в последний круг ада»
- 1827 – «Вихрь любовников»
Библиография
- 1783 – «Поэтические наброски»
- 1789 – «Песни невинности»
- 1792 – «Песнь свободы»
- 1793 – «Бракосочетание Рая и Ада»
- 1794 – «Песни опыта»
- 1794 – «Европа. Пророчество»
- 1809 – «Мильтон»
Источник: https://24smi.org/celebrity/65061-uiliam-bleik.html
Картина недели: «Великий архитектор» Уильяма Блейка
За последние несколько лет потребители, моды и посетители (ладно, проходители мимо) барбершопов выучили, что борода означает херитейдж, то есть всё древнее и традиционное. Изображённый на картине Блейка бородач — самый что ни на есть тру херитейдж.
Он самый старый иудо-христианский бог, он злобный отморозок, а Вечный днями (Вечный денми) — его ветхозаветное имя.
Оригинальное название картины загадочного британца звучит как «The Ancient of Days», а о том, откуда в русскоязычной версии появился архитектор, и при чём здесь свобода заниматься сексом до брака и не любить Королеву — ниже.
«Великий архитектор», версия LJ Media
Почему вам будет легко понять Блейка?
— Картина написана в конце XVIII века и выглядит при этом страшно современно: это и символизм и сюрреализм одновременно.
Примечательно, что манеру Блейка и его персонажей неосознанно копируют авторы в пору ученичества: выставки любой детской художественной школы содержат похожие работы, будто в ДНК современного художника обязательно заложена эмбриональная стадия «Блейк», это как временные жабры у человеческого зародыша.
— Что известно о мужике в круге? Православие уточняет, что, несмотря на установленное триединство, под Ветхим днями может подразумеваться исключительно Бог Отец, но никак не Иисус Христос, и вообще не будем об этом. То есть на картине Блейка мы имеем дело с древней сущностью, которую каббала чтит куда больше, чем христианство.
— Закон, порядок, мораль, религия и вера как стопор свободы духа — любимая тема Блейка, который был сторонникам креационизма, но позволял себе горевать по ограниченным возможностям. Под излюбленную тематику он и перепридумал Ветхого днями, благодаря фигуре которого картину (а не только её анимированную версию от LiveJournal Media), можно считать богохульной.
«Ветхий днями» копия Блейка, законченная им в 1827 году за несколько дней до смерти. Оригинал был написан в 1794 году.
И что же такого здесь зашифровано?
Солнечный круг и тьма вокруг
Темноту Блейк представлял миром освобождённого духа и сознания, незамутнённого привнесённой социальной и религиозными мутью. А солнце, из которого вылезает Ветхий, — это тупой ограниченный круг. Нехороший круг, злой.
Зато он радует не только нормальных, не таких как Блейк, адептов креационизма, но и сторонников палеовизита. Уж больно лучи похожи на те, что окружали летательные аппараты якобы доисторических астронавтов. Ещё солярные дуги вокруг Бородача, конечно, понравятся язычникам. Которые скажут: «Агааа! Ну куда ж без нас в вашем так называемом монотеизме!»
Седина и злобная физиономия
Как было сказано выше, Блейк сочинил собственного ретробога специально для своей мифологии, которая раскрывается во многих его поэтических произведениях. Этому Ветхому Бородачу художник даёт имя Уризен (от слова reason — разум).
Почитать о блейковской версии мироустройства можно здесь. Согласно мифологии Блейка Уризен — это тот самый ограничитель человеческого разума, благодаря которому масштаб наших возможностей, и наших страданий ограничен скудными возможностями сознания.
Он формалист, лицемерно исповедующий смирение и поощряющий насилие и отвечающий за возникновение всепоглощающего чувства вины, с которым сражается современная психотерапия. Короче, тиран и космической величины сволочь.
По Блейку, Иисус является затем, чтобы исцелить синяки и ссадины, полученные человечеством от старого всемогущего Уризена.
Циркуль-бластер
Орудие труда Уризена — мегациркуль, которым тот разграничивает пространство, время, творит божественный закон, регламентирует объём наших мозгов и всю скорбную человеческую долю.
Именно из-за циркуля-бластера к «Вечный днями» прилипло название «Великий архитектор», которое, как теперь ясно, звучит чересчур почтительно по отношению к изображённому персонажу, и излишне комплиментарно к его миссии.
Леворукость
Ветхий днями, вернее его аватар Уризен, создает мир левой рукой, а не правой. Это отличие малодушно подчёркивает разницу блейковской фантазии от правильного ветхозаветного Яхве. Поэт и художник всё же побаивался обвинений в ереси. Ну или собственный персонаж и мифология были ему дороже и казались интереснее классической.
Предыдущие выпуски «Картины недели» можно найти по ссылкам:
«Мистерия XX века» Глазунова
«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» Гогена
«Урок анатомии» Рембрандта
Источник: https://www.livejournal.com/media/103035.html
Художник и поэт Уильям Блейк: картины, биография
Великий архитектор
Уильям Блейк (англ. William Blake; 28 ноября 1757, Лондон — 12 августа 1827, Лондон) — английский художник и поэт, мистик и визионер.
Уильям Блейк родился 28 ноября 1757 года в Лондоне, в районе Сохо. Блейк был сыном торговца трикотажем. В десять лет Блейк поступил в школу рисования Г.Парса. Примерно пятнадцати лет от роду был взят в ученичество к граверу; в 1779, поступил в школу при Королевской академии, где впервые выставил свою картину (1780).
Уильям Блэйк испытал влияние Дж. Флаксмена. С 1818 г сотрудничал с живописцем Дж. Линнелом . Свою главную задачу Блейк видел в раскрепощении воображения. В истории искусства областью пристального внимания художника было Средневековье, из которого он заимствует многие принципы и иконографические мотивы. В то же время Блейк обращался и к наследию античности.
У Блейка мир поэзии и изобразительного искусства взаимопроникают друг в друга, так что их невозможно разделить. Блейк сам гравировал и раскрашивал иллюстрации к собственным сочинениям, изданием которых занимался собственноручно.
Для творчества Уильяма Блейка, знаменующего переход от просветительства к романтизму, характерны тяготение к фантастике и символике, философским аллегориям, композиционной остроте и смелой игре линий.
В 1791 Уильям Блейк начал выпускать знаменитые ныне «иллюминированные книги» — отпечатанные в цвете с гравированных медных досок либо раскрашенные акварелью по одноцветным печатным контурам. Книги раскрашивались по вкусу покупателя и приносили Блейку скромный доход; до конца жизни он периодически изготавливал новые экземпляры.
Уильям Блейк иллюстрировал акварелями и гравюрами собственные стихи («Песни невинности», изд. 1789 г.), а также «Книгу Иова» (1818-1825 гг., изд. 1826 г.). Блейк начал готовить 100 иллюстраций к «Божественной комедии» Данте и закончил 7 гравюр (1825-1827 гг.). Произведения: «Дитя-радость», и лл. к сборнику «Песни неведения», 1789 г.
; «Творец вселенной», фронтиспис к поэме «Европа», 1794 г.; «Навуходоносор», 1795 г.; «Ньютон», 1795 г.; «Геката», ок. 1795 г.; «Жалость»,. ок. 1795 г.; «Сотворение Адама», 1795-1805 гг.; «Танец Альбиона», ок. 1796 г.; «Сон Иакова», ок. 1799-1806 гг.; «Двадцать четыре старца, полагающие венцы перед престолом», ок. 1803-1805 гг.; «Большой красный дракон и женщина, одетая в солнце», о к.
1806-1809 гг.; «Христос, принимающий на себя роль Спасителя», илл. к «Потерянному раю» Дж. Мильтона, 1808 г.; «Суд Париса», 1811 г.; «Дьявол, поражающий Иова проказой», илл. к «Книге Иова», 1825 г.; «Когда запели звезды», илл. к «Книге Иова», 1820 г.; «Иов и его дочери», и лл. к «Книге Иова». 1823-1826 г.
; «Беатриче на колеснице», «Данте и Вергилий у врат ада», «Вихрь любовников», Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери, 1824-1827 гг.
Творчество Блейка-художника можно разделить по фазам его преобладающих интересов. Первая (1790-1795) — всплеск великолепия, явленный в 11 больших цветных эстампах, лучший из которых — Бог, творящий Адама (God Creating Adam). Начиная с 1790 Блейк создал обширную серию иллюстраций к книгам Ветхого и Нового Заветов в акварели и темпере.
Блейк был убежден, что живопись его собратьев-соперников уступит в долговечности его рисованным темперой «картинам кабинетного формата», однако большая их часть растрескалась и потемнела, а кое-что погибло. В 1810-1817 Блейк подготовил несколько превосходных серий акварельных иллюстраций к Мильтону и Шекспиру.
После 1817 он был занят главным образом рисованием и гравировкой иллюстраций к Книге Иова, а затем к Данте.
Умер Блейк в Лондоне. При жизни Блейк не получил известности, но был «открыт» после смерти прерафаэлитами. В 2001 г. в нью-йоркском музее «Метрополитен» состоялась выставка живописи и графики Блейка. Сегодня книги Блейка выходят огромными тиражами во многих странах. Оказал значительное влияние на культуру XX в.
Галерея картин Уильяма Блейка
Источник: https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/718-
Великий Архитектор
- Уильям Блейк — Ветхий днями (The Ancient of Days).
- Годы создания: 1794, 1827
- Бумага, гравировка, акварель.
- Оригинальный размер: 23,3 × 16,8 см
- Художественная галерея Уитворт, Манчестер, Англия
«Ветхий днями» (англ. The Ancient of Days) — гравюра английского художника и поэта Уильяма Блейка.
Название картины «The Ancient of Days» по-английски означает «Ветхий днями» — это одно из имён (эпитетов) Бога в Ветхом завете, упомянутое в книге пророка Даниила (по-арамейски: Атик Йомин)
Описание картины Уильяма Блейка «Великий Архитектор»
Полотно, написанное автором в 1794 г., относится к направлению сюрреализма.
Ульям Блейк относился к приверженцам теории креационизма, и его холст «Великий Архитектор» отображает явственную духовность своего создателя.
Таинственная картина, как и остальные творения английского поэта-мистика, вначале предали забвению, а в наши дни оно рождает множество предположений. Полотно находится в Великобританском музее.
Автор перенес свою концепцию на полотно исключительным способом. Холст получил название «The Ancient of Days», что с английского звучит как «Ветхий днями». Такими словами в большинстве религиях мира называли имя Бога. На полотне центральным действующим лицом является Бог, которого изобразили в момент создания, когда он не устраивает порядок, а сдерживает свободу и границы фантазии.
В творческом процессе автора объектом рассуждения постоянно выступали вера и религия, при помощи которых устанавливаются порядок и нормы. Религия отмечена и в этом произведении автора.
Но больше всего качеств у ветхозаветного Яхве. Перевод названия картины обозначает бессмертный.
Для представителей христианской веры во всем мире в большинстве случаев это имя сопоставляется с Богом-отцом, но временами им называли и Бога-сына.
Картина необычна для правоверных христиан. Блейк показал его в ореоле солнца, он собран, но облик гневный, что толкает припомнить языческих создателей. Также показанное обличие вызывает ассоциацию с богом гностиков. Но после произнесенной фразы Блейка: «Все религии одинаковы» становится тяжело это понять.
Похоже, автор пытался сообщить о том, что они оказываются выражением лучших человеческих свойств. Скорее всего, не зря из-за этого Ветхий днями на полотне создает левой рукой. Вероятнее всего, в своей картине Блейк показал Уризена, его выдумал сам автор, он являлся одной из его фантазий.
«Ветхий днями» ( анг. The Ancient of Days, букв. Древность дней, Ветхий днями) — гравюра английского художника и поэта Уильяма Блейка.
Название картины «The Ancient of Days» буквально переводится с английского как «Ветхий днями». Это словосочетание использовалось в качестве имени Бога, в Библии оно встречается в книге пророка Даниила.
Главный персонаж картины — Бог в момент творения. В своей собственной мифологии Блейк даёт ему имя Уризен (от слова reason — разум). Он чем-то напоминает фигуры с фресок Скстинской капеллы работы работы Микеланжело, однако если Микеланджело остаётся в рамках традиции, то работа Блейка находится на грани ереси.
Бог-отец предстаёт как воплощение зла, жестокий создатель законов и ограничений.Мистик Блейк презирал все инструменты, так почитаемые последователями Ньютона и всеми теми, кто по мнению Уильяма Блейка создал заговор с целью уничтожить всю поэзию в жизни.
Поэтому Бог на его гравюре не устанавливает порядок, а ограничивает и обозначает пределы воображения. Блейк изображает самого Бога ограниченным, заключённым в пространство внутри солнца.
Только развевающиеся локоны волос и бороды, а также гигантский циркуль в его руке, вырывающиеся из зловещего красного круга, говорят о возможности вырваться в загадочную темноту — мир духа, освобождённого воображения, в котором, как считал Блейк, можно обрести истинное счастье.
Уильям Блейк «Великий архитектор» (1794)Хранится в Британском музее в Лондоне.
Главный персонаж картины — Бог в момент творения, который не устанавливает порядок, а ограничивает свободы и обозначает пределы воображения. Блейк даёт ему имя Уризен (от слова reason — разум).
Он напоминает фигуры с фресок Сикстинской капеллы работы Микеланджело, однако если Микеланджело остаётся в рамках традиции, то работа Блейка находится на грани ереси.
Бог Отец видится в злой ипостаси, как создатель жестоких законов и ограничений.
Мистик Блейк презирал все инструменты, так почитаемые последователями Ньютона и всеми теми, кто, по мнению Уильяма Блейка создал заговор с целью уничтожить всю поэзию в жизни. Поэтому Бог на его гравюре не устанавливает порядок, а ограничивает и обозначает пределы воображения.
Блейк изображает самого Бога ограниченным, заключённым в пространство внутри солнца.
Только развевающиеся локоны волос и бороды, а также гигантский циркуль в его руке, вырывающиеся из зловещего красного круга, говорят о возможности вырваться в загадочную темноту — мир духа, освобождённого воображения, в котором, как считал Блейк, можно обрести истинное счастье.
Источник: https://8-poster.ru/pictures/Velikiy_Arhitektor/
Уильям Блейк. Великий Архитектор
Английский поэт-мистик Уильям Блейк вошел в историю не только благодаря своим литературным произведениям. Он также создал несколько гравировок, самой знаменитой из которых является гравюра «Великий Архитектор», написанная в жанре близком к сюрреализму.
Взаимоотношение Блейка с религией были несколько особенными для того времени. Будучи одним из сторонников теории креационизма, тема Господа-создателя была центральной в работах англичанина. Блейк представлял его несколько в другой ипостаси, часто называя его Уризеном.
Мало кто знает имя христианского бога-отца. В библейских трактатах употребляются многочисленные синонимы, начиная от Яхве, Иегова, Сущий и заканчивая Всемогущий, Всевышний, Ветхий Днями и Великий Архитектор.
Английское название этой гравюры имеет название «Ветхий День» (The Ancient of Days), а последним именем эта гравюра была названа при переводе на русский язык.
Главным персонажем этого невероятно известного произведения является Господь-создатель, но его изображение необычно для христианского представления того времени. Весьма отдаленно Великий Архитектор напоминает Господа на картине Микеланджело.
Он могучего телосложения, его тело прекрасно и наполнено великой энергией. Мощные мышцы левой руки и спины такие же как у античных атлетов и очеловеченных богов на картинах эпохи Возрождения. У Архитектора – длинные седые волосы и длинная седая борода, благодаря чему зритель понимает, что Господу много лет, но его физическая форма остается такой же, как и у мужчины в расцвет сил.
Уильям Блейк поместил своего персонажа в центр зловещей красной сферы, подобной солнцу, излучающей яркий желтый свет в черную непроглядную тьму мироздания. Вокруг этого яркого круга расположились сине-черные тучи. Присев на правую ногу, левой рукой Архитектор держит огромный циркуль.
В религиозной концепции Блейка Ветхий Днями не столько творец, сколько высшая сущность, дарующая законы, порядок и ограничивающая пределы воображения и свободу.
Черты лица Господа сосредоточены и трудно осознать, то ли он сердится, то ли просто размышляет над своим творением. В какой-то мере и сам Создатель ограничен угрожающе-красной сферой, а то, что он левой рукой очерчивает законы циркулем весьма неспроста.
Гравюра Уильяма Блейка необычная для своего времени. Она нарушила привычные каноны в передаче лика Всемогущего, принятого до тих пор в христианстве и в восприятии современников граничило с ересью.
Долгое время она была забыта и редко вспоминалась среди художников. Но сейчас она считается одной из самых известных в европейской культуре.
Автор сочинения: Ирина Шастова
Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/uilyam-blejk-velikij-arxitektor.html
Уильям Блейк, "Великий архитектор" ("Ветхий днями")
Художник, поэт и просто творческая личность Уильям Блейк был, что называется, визионером. И в смысле галлюцинаций-видений (ему являлся немного-немало сам Господь Бог) и в смысле предвидений будущего. В конце XVIII века, когда в живописи еще царствовал классицизм, Блейк открыл сюрреализм, как будто взглянул на 120 лет вперед. Взгляните на любую его картину — на ней нет и следа вековой пыли, она выглядит так, как будто ее нарисовал современник Дали. Неудивительно, что при жизни Блейка не признали.
Вызвала недоумение у современников и гравюра “Ветхий днями” (в России она известна под названием “Великий архитектор”). Изображен на этой картине Создатель Вселенной, Бог-отец.
Ветхий днями — одно из многочисленных наименований ветхозаветного бога, да и сам образ явно отсылает к Яхве и прочим древним сущностям, а не к Иисусу Христу.
Круг-солнце, в котором восседает Великий Архитектор, кажется вообще языческим символом.
На самом деле герой картины — плод воображения самого автора. Верующй человек, креационист, Блейк создал собственную продуманную и разветвленную мифологию, описать которую в двух словах невозможно. Но создателем человеческого мира по этой мифологии является Уризен (от английского «разум»).
Это наш прародитель, но родитель весьма токсичный. Он одержим правилами и порядком, устанавливает законы, которые калечат человечество, внушает чувство вины. Главная его задача — ограничить пределы разума, закрыть границы воображения. Лицо его яростно, он и сам не уверен в своем творении.
И сам этот бог помещен в круг света не просто так: это ограничивающий, зловещий круг, он закрывает проход в темноту, которая является миром духа и свободы. Тьма хранит неограниченные возможности, это средоточие освобожденного воображения. Там можно найти счастье — но лицемерный и жестокий Уризен четко ограничил земной мир, не допуская выход к блаженной тьме.
Уризен держит в руках некое подобие циркуля — это инструмент, которым он создает мир.
На другой картине Блейка циркуль держит Ньютон — и это символ ограниченности, рабства, которыми для Блейка являются логика, математика и прочие точные науки, уводящие от истинно божественного воображения.
Этим вот циркулем Уризен ограничивают нашу Вселенную, а вместе с ней — возможности разума, пределы чувств, границы познания. Это очень, очень жестокий бог. Необычное видение для 1794 года, не правда ли?
Оценили Блейка только во второй половине XIX века, а полное и абсолютное признание и как художник, и как поэт он получил только в XX веке. Неудивительно, этой эпохе творчество Блейка созвучно как родное.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d83cb3c2fda8600adc8a546/5d8521520ce57b00add2f89c
Описание картины Уильяма Блейка «Великий Архитектор»
Эта картина принадлежит к жанру сюрреализма и была написана художником в 1794 году.
Картина «Великий Архитектор» выражает яркую гамму религиозных чувств Блейка – этот живописец являлся одним из сторонников теории креационизма.
Загадочная картина принадлежащая английскому поэту-мистику, как и все его создания, сначала была забыта, а сейчас она вызывает много догадок, ее анализируют и интерпретируют. Хранится эта картина в Британском музее.
В этом произведении искусства прежде всего поражает необычный образ, который художник использует для интерпретации своего замысла. А называется эта картина «The Ancient of Days», что в буквальном переводе с английского означает «Ветхий днями». Этими словами обозначали имя Бога в разных мировых религиях.
Главным персонажем этой картины является Бог, а изображен он в момент творения, он не устанавливает порядок, а ограничивает свободу и пределы воображения.
Религия и вера, законы и порядок, которые они устанавливают всегда присутствовали в творчестве этого поэта, они являлись предметом для его размышлений.
И в этой картине Блейк коснулся религии. Больше всего черт в этой картине от ветхозаветного Яхве. Ветхий днями означает бессмертный. Чаще всего это имя в мире христиан ассоциируется с Богом-отцом, но иногда этим именем обозначали и Бога-сына.
Ветхий днями Блейка не является традиционным для ортодоксальных христиан. Художник изобразил его на фоне Солнца, заставляя вспомнить о языческих богах-демиургах, он сосредоточен, а его черты лица показывают гнев.
Кроме Ветхозаветного Яхве, этот образ также ассоциируется с демиургом гностиков. Но понять это становится труднее из-за высказываний самого Блейка: «Все религии одинаковы». Видимо, он хотел сказать, что все они являются проявлением лучших качеств человека. Может быть потому, и Ветхий днями изображенный на его картине творит левой рукой неспроста.
Но наиболее вероятным является то, что на этой картине Блейк изобразил Уризена, которого изобрел сам Блейк, это был плод его собственного мифологического воображения.
Уризена он часто описывал или изображал в образе старца с белыми волосами, иногда у него были инструменты архитектора: Уризен является творцом мира.
Об этом говорит и перевод названия картины на русский язык: ее в нашей стране больше знают под именем «Великий архитектор».
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-uilyama-blejka-velikij-arxitektor/