Боттичелли «венера и марс» описание картины, анализ, сочинение

Боттичелли

  • Кто же ты, Венера Сандро Боттичелли?
  • Прекрасные девушки всегда были и будут являться источником вдохновения для художников.
  • Поклонение прекрасным дамам породили множество мировых шедевров искусства.
  • Для художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли, такой музой и идеалом красоты являлась
    Симонетта Веспуччи.

Боттичелли С. Боттичелли.Портрет Симонетты Веспуччи

Молодая красавица не обращала никакого  внимания на скромного художника.  А ведь именно благодаря ему её прекрасный образ остался в веках, но она, к сожалению,  так и не узнала об этом, так как жизнь ее оказалась слишком короткой.

Боттичелли Сандро Боттичелли

О Симонетте Веспуччи известно немного.  Симонетта вышла замуж за Марко Веспуччи –родственника известного мореплавателя Америго Веспуччи.

Другом Марко был  соправитель Флоренции –Джулиано Медичи и молодожены решают  перебраться во Флоренцию

После переезда во Флоренци., красавица Симонетта не осталась незамеченной в обществе. Ее внимания добивались многие мужи города. Среди ее поклонников был сам правитель – Лоренцо Медичи.

Боттичелли Портрет Джулиано Медичи. С. Боттичелли. Портрет Симонетты Веспуччи. С. Боттичелли

Но Симонетта была влюблена в его младшего брата Джулиана  — брак с Марко оказался не очень счастливым.

Джулиан был красив, ловок, статен и силен.  Он был кумиром и желанным мужчиной для многих дам Флоренции. Джулиано совсем не интересовался государственными делами, в отличии от своего брата, правителя Флоренции. Его больше прельщали турниры и балы.

Симонетту  тоже  считали первой красавицей и называли «несравненной». Поэты посвящали ей стихи, а художники писали ее портреты.

Боттичелли С. Боттичелли. Портрет Симонетты Веспуччи.
Боттичелли Венера и Марс. Сандро Боттичелли, 1483 г.

Симонетта и Джулиано испытывали влечение друг к другу, но многие считали, что их любовь носила платонический характер. Какие взаимоотношения были между ними на самом деле –сейчас уже трудно установить.
Но тот факт, что Джулиано на турнире, проходившем 28 января 1475 года , провозгласил Симонетту своей дамой сердца и назначил её королевой турнира, известен совершенно точно.

Сандро  Боттичелли запечатлел это событие на своей картине, изобразив Симонетту в образе Миневры .  Умерла Симонетта в 23 года от чахотки ( однако есть предположение, что это был яд). Ее раннюю смерть оплакивала вся Флоренция. Ровно через два года, в этот же самый день, умер возлюбленный Симонетты –Джулиано. Многие усматривали в этом мистические явления.

  1. Но Сандро Боттичели , в память о прекрасной Симонетте, на протяжении 15-ти лет использовал в своих работах ее образ.
  2. Посмотрите, сколько грации изображено на картине С.андро Боттиччелли «Весна»

Боттичелли «Весна» картина С. Боттичелли

  • Самая известная его работа –« Рождение Венеры» была написана спустя целых 9 лет после ее смерти.

Боттичелли Сандро Боттичелли «Весна- рождение Венеры»

Дорогие друзья! Я очень рекомендую Вам посмотреть удивительный фильм из серии авторских фильмов  историка искусстава -Паолы Волковой. Послушайте, какой анализ она дает картине Боттичели «Весна»

С. Боттичелли «Весна», описание картины

ЕСЛИ ВАМ ЭТА СТАТЬЯ БЫЛА ИНТЕРЕСНА, ПОДЕЛИТКСЬ ЕЙ С ДРУЗЬЯМИ! СПАСИБО!

Tweet

Пожалуйста, не забудьте нажать на кнопочки социальных сетей — поделитесь с друзьями! Тем самым вы окажете мне огромную помощь в развитии блога

Posted in ЯРКАЯ ЛИЧНОСТЬ   

Источник: http://priyatelnitsa.ru/yarkaia-lichnost/kto-zhe-ty-venera-sandro-bottichelli.html

Биография художника Сандро Боттичелли: картины с описанием и названиями

Эпоха итальянского Возрождения неразрывно связана с именем Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli). Несмотря на то, что талантливый художник признан одним их самых ярких представителей флорентийской школы живописи, его произведения были незаслуженно преданы забвению в течение почти трех столетий.

Интерес к творчеству Боттичелли возродился в середине XIX века. Великолепные полотна мастера входят в коллекции многих музеев мира, и по праву считаются истинными шедеврами изобразительного искусства.

Биография художника

Настоящее имя живописца – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi). Основным источником информации о биографии мастера и его творческом пути является историко-искусствоведческая книга Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) «Жизнеописания».

Юношеские годы и образование

Будущий художник родился в 1445 году, во Флоренции (Firenze), в семье небогатого ремесленника.

Его отец, Мариано ди Джованни Филипепи, занимался дублением кожи, держал небольшую мастерскую, но дело не приносило огромных доходов. Из четырех детей Сандро (сокращенно от Алессандро) был самым младшим ребенком.

Один из его старших братьев, Антонио, стал ювелиром, двое других, Джованни и Симоне, посвятили себя коммерции.

Начальное образование Сандро было вполне традиционным для того времени, как и все дети семьи Филипепи, он посещал приходскую школу доминиканской церкви Санта-Мария-Новелла (Basilica di Santa Maria Novella).

Когда отец умер, заботы по содержанию семьи легли на плечи старшего сына Джованни. Став к тому времени зажиточным купцом, он отличался крупным телосложением, за что получил прозвище «botticelle», означающее в переводе на русский «бочонок», которое впоследствии перешло другим братьям.

???????? НАШ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНСТАГРАМ???????? Боттичелли

С ранних лет Сандро проявлял склонность к искусству. Талантливого 12-летнего подростка сперва отдали на обучение в ювелирную мастерскую старшего брата Антонио.

Позже, в 1462-1464 годах по рекомендации Джорджио Антонио Веспуччи (Giorgio Antonio Vespucci ), соседа семейства Филипепи, одаренный юноша отправился постигать тонкости живописи в город Прато (Prato), расположенный в 20 км от Флоренции.

Там в течение 5 лет он учился в мастерской прославленного художника Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi). Вернувшись в родной город, Сандро продолжил образование. Он стал подмастерьем флорентийского скульптора и живописца, Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio), одним из учеников которого был в то время молодой Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).

Творческий путь

С конца 1460-х годов Сандро Боттичелли стал получать крупные индивидуальные заказы. Вскоре он открыл собственную мастерскую. Первые самостоятельные работы во многом напоминали произведения учителей Боттичелли, но со временем молодой художник сумел найти свой неповторимый стиль. В начале творческого пути он успешно реализовывал себя как портретист, заказчиками были знатные горожане.

Успех Сандро Боттичелли неразрывно связан с именем Медичи (Medici), представители влиятельного клана оказывали огромную поддержку таланту художника, постоянно обеспечивая его работой.

Он часто посещал заседания Платоновской академии в Кареджи, которая находилась под патронатом Лоренцо Великолепного (Lorenzo di Piero de Medici il Magnifico).

Неоплатонические идеи, бурно обсуждаемые в стенах виллы Медичи, определили идеалистическую направленность и гуманистические мотивы в произведениях художника. Слава о выдающемся живописце быстро распространилась за пределы Флоренции.

В 1481 году он был приглашен в Рим (Roma), где, по поручению папы Сикста IV, расписывал стены Сикстинской капеллы (Cappella Sistina).

Период кризиса

События культурной, социальной и политической жизни Флоренции, оставили глубокий след в творчестве художника.

В 1490-х годах Боттичелли, будучи по натуре, как и большинство гениев, человеком восприимчивым и отличающимся тонкой душевной организацией, попал под влияние фанатичного монаха и реформатора Джироламо Савонарола (Girolamo Savonarola), ставшего фактически негласным правителем города. Поборник нравственности рьяно осуждал в своих проповедях тиранию Медичи и разнузданную жизнь приближенных к влиятельному клану.

Савонарола считал любое проявление жизнелюбия и красоты греховным, вместе со своими сторонниками он публично сжигал произведения искусства и светские книги.

По свидетельству Джорджо Вазари, Боттичелли лично бросал свои полотна в костры, разведенные на одной из площадей Флоренции. Он практически перестал заниматься живописью, отчего остаток жизни провел в большой нужде.

Работы, созданные Боттичелли в поздний период творчества, отличались аскетизмом и сдержанностью цветовой гаммы. Самого Савонаролу осудили и обвинили в ереси, что стало большим потрясением для художника.

В 1498 году по приказу папы римского Александра VI Борджиа монах был казнен.

Любовь и муза живописца

О личной жизни Сандро Боттичелли сохранилось мало сведений. Известно, что он никогда не состоял в браке, и не имел детей.

По мнению некоторых исследователей в молодости художник был тайно влюблен в Симонетту Веспуччи (Simonetta Vespucci), флорентийскую красавицу, покорившую сердце Лоренцо Великолепного, его младшего брата Джулиано Медичи (Giuliano de’ Medici) и многих других влиятельных особ.

Боттичелли

Прекрасная дева позировала для большого числа картин Боттичелли. Симонетта умерла в возрасте 23 лет, но даже после ее смерит художник продолжал долгие годы рисовать свою музу по памяти, считая ее пленительный образ идеалом женской красоты.

Старость и смерь

Последнее документальное упоминание о жизни Боттичелли датируется 1504 годом. Сохранившиеся источники свидетельствуют о том, что художник был членом специальной городской комиссии, авторитетным решением которой определялось место для установления статуи «Давида», работы Микеланджело (Michelangelo).

Поздние годы жизни мастера были омрачены тяжелой болезнью и нищетой. Боттичелли долгое время проводил в одиночестве, он умер в 1510 году, в возрасте 65 лет. Тело художника было погребено на кладбище церкви Всех Святых (Chiesa di Ognissanti) во Флоренции.

Картины

В картинах позднего периода чувствуется глубокий душевный кризис. Измененное мировоззрение автора отразилось в целом ряде его произведений, наполненных драматизмом и даже некоторой нервозностью. Лиричность, линейный ритм и радужная палитра уступили место художественным средствам, характерным для искусства готического периода.

Рождение Венеры

«Рождение Венеры» входит в число самых узнаваемых работ художника. Датой ее создания считается 1482-1486 годы. По одной из версий Боттичелли написал картину по заказу двоюродного брата Лоренцо Великолепного.

Боттичелли

В основе сюжета – история о появлении из морской пены Венеры, прекрасной богини плотской любви и красоты (в древнегреческой мифологии ее имя – Афродита).

Героиня изображена обнаженной, приняв стыдливую позу, она стоит в раковине, плывущей по волнам.

Зефир и Аура создают дуновение ветра, помогая добраться до берега, где нимфа времен года Ора ожидает богиню, приготовив для нее накидку с узорами из цветов.

Произведение Боттичелли пронизано одухотворенностью. В нежном лице Венеры прослеживается образ мадонны, а очертания ее изящного тела напоминают древнегреческие статуи.

Эмоциональная атмосфера передается в том числе и благодаря композиционному решению: фигуры симметрично расположены на фоне умиротворённого неба и моря, что усиливает ощущение гармоничного союза духовной и телесной красоты.

Неподвластный времени шедевр Боттичелли находится в галерее Уффици (Galleria degli Uffizi), во Флоренции.

Советую посетить индивидуальную экскурсию в галерею Уффици на которой вы увидите шедевры итальянских мастеров и узнаете интересные факты.

Весна

Загадочная картина «Весна» была написана в 1482 году, по заказу Лоренцо Великолепного. Художник черпал вдохновение в сочинениях древнеримских авторов.

Боттичелли

Боттичелли изобразил сцену из философской поэмы Лукреция «О природе вещей». Некоторые герои картины являются прототипами произведения Овидия «Фасты», повествующего о праздниках и священных днях древнего Рима.

Мифологические персонажи, собравшиеся на цветущей поляне апельсиновой рощи, представляют собой аллегорию прихода весны.

Композиция создает ощущение парящего танца, в жестах и позах героев чувствуется невероятная легкость и ритмичность.

Споры искусствоведов об истинном замысле художника не прекращаются в течение долгих лет. Исследователи склонны видеть в картине глубокий философский, христианский и даже политический подтекст. До 1743 года произведение «Весна» принадлежало представителям семьи Медичи.

Спустя почти 70 лет работа Боттичелли попала в галерею Уффици, однако, долгое время она не была доступна широкой публике так как хранилась в заказниках музея. Слава и известность пришли лишь в начале XX века. Сегодня эта картина входит в число главных экспонатов галереи.

Поклонение волхвов

Примерной датой создания картины «Поклонение волхвов» считается 1475 год. Работа Боттичелли, изображающая известную библейскую сцену, настолько восхитила современников, что мастеру было заказано около 7 авторских копий.

Боттичелли

Произведение художника предназначалось для украшения погребальной часовни в базилике Санта-Мария-Новелла, главной доминиканской церкви Флоренции. Популярный в эпоху Возрождения новозаветный сюжет исполнен глубоким аллегорическим смыслом.

Особая ценность картины заключена в ее героях, образ каждого персонажа связан с реальной исторической личностью: представителями династии Медичи, их приближенными вельможами и почетными горожанами.

В правом углу – автопортрет самого Боттичелли, он предстает белокурым юношей в золотистой мантии. Яркая цветовая гамма, динамичность композиции, точность рисунка, внимание к мельчайшим деталям усиливают торжественность и праздничность произведения.

Великолепная картина Боттичелли входит в художественную коллекцию галереи Уффици.

Венера и Марс

Мифологическое произведение «Венера и Марс» было создано художником приблизительно в 1483 году.

Боттичелли

Работа осуществлялась по заказу одного из представителей флорентийской семьи Веспуччи (Vespucci), что подтверждается изображением роя ос в верхнем правом углу картины – геральдического символа знатного и богатого рода. Обращение к наследию античной культуры было типичным для искусства эпохи Возрождения.

В аллегорических образах отчётливо читаются гуманистические идеи. Венера символизирует любовь, красоту и женскую силу, способную усмирить свирепствующую энергию бога войны. В полуобнаженной, спящей фигуре Марса чувствуется безмятежность и абсолютный покой. На заднем плане озорные фавны шутливо играются с оружием и доспехами, оказавшимися ненужными, когда воцаряются гармония и любовь.

Читайте также:  Перов василий "савояр" описание картины, анализ, сочинение

Произведение Боттичелли «Венера и Марс» входит в художественную коллекцию Лондонской Национальной галереи (The National Gallery) – официальный сайт www.nationalgallery.org.uk.

Мистическое рождество

Картина «Мистическое рождество» датируется 1501 годом. Произведение относится к позднему периоду творчества художника, когда Боттичелли был увлечен религиозными идеями и трагически воспринимал окружающую реальность.

Боттичелли

В это время, после смерти правителя Лоренцо Великолепного, Флоренцию охватили политические и военные волнения. Неспокойная ситуация, сложившаяся в родном городе художника, и острые внутренние переживания, близкие к депрессивному разочарованию, отразились на апокалиптическом характере произведения.

Люди, пришедшие поклониться младенцу Христу, облачены в современные одежды. Три главных ангела в верхней части картины олицетворяют собой благодарность, справедливость и истину, – высшие ценности, о которых говорил в одной из своих проповедей Савонарола.

Примечательно, что среди героев произведения отсутствуют библейские пастухи и волхвы. При этом в нижней части картины художник изобразил демонов, пытающихся укрыться под землей, – образы, характерные для темы страшного суда.

Сложное и во многом загадочное произведение Боттичелли находится с 1878 года в Лондонской Национальной галереи.

↘️???????? ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ ????????↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Источник: https://Italy4.me/izvestnye-lyudi/sandro-botticelli.html

Сюжет известной картины Боттичелли «Венера и Марс»

Боттичелли В Национальной галереи Лондона, находится одна из известных картин Боттичелли «Венера и Марс». Период написания произведения искусства трактуется 1482-1483 годами. Предполагается, что картина была написана к какому-либо торжеству для семьи Веспуччи, про это свидетельствует фамильный символ семьи в виде осиного гнезда и ос летающих возле дупла.
Семейство Веспуччи — была богатой и знатной во всем городе, поэтому влияние ее на творчестве художника могло вполне отобразиться. Известно так же, что художник написал много работ для Веспуччи и города в целом, но многие из них не дошли до наших дней.

Предназначение картины и ее параметры

Картина вытянута по горизонтали, предполагается что данная композиция была предназначена для брачного ложа в виде расписной вставки, ведь материалом для творения является панель.
Картина имеет не маленькие параметры — 173,4 х69,2 см. Материалом послужила деревянная основа (панель). Композиция была написана в технике темпера.

Сюжетная линия произведения искусства

Гуманистический сюжет картины, открывает зрителю мифологический подтекст, где астрологическое значение Венеры и Марса олицетворяется влюбленными молодыми людьми. Моральный аспект картины во всевластии Венеры над свирепостью Марса.

Нежный и ласковый образ Богини любви подавляет негативную предрасположенность Бога войны.Известно, что единственный ребенок Богини любви Венеры — это купидон или как его еще называют Амур.

Боттичелли не изобразил его на полотне, но многие видят в сатирах и взгляде Венеры некий подтекст к пробуждению и зачатию ребенка. Это спорное трактование, но оно обсуждается и по сей день.

На деревянной основе композиции запечатлены:

  • Венера (Богиня Любви);
  • Марс (Бог войны);
  • сатиры или фавны.

Любовный союз Богини любви и Бога войны

Юная Венера, в белоснежном платье сидит напротив спящего Марса, она наблюдает как он спит, закинув назад голову и приоткрыв рот.

Бог войны изображен на картине беззащитным и безоружным, он полностью во власти любви. Казалось бы от воинственного и страшного диктатора больше ничего не осталось ужасающего.

Обнаженный юноша лежит напротив венеры, а белоснежная ткань прикрывает его интимное место.

Роль сатир в композиции

Рядом с возлюбленными вселяться фавны, духи которые обитают в лесах. Пока воинственный Марс спит, они играют с его доспехами, шлемом и оружием, тем самым показывая как любовь способна обезоружить даже Бога войны. Сатиры с козлиными ногами высмеивают ситуацию которая произошла. Шумные игрища возле спящего Марса, добавляют нотку иронии и шутки в композиции.

Связь картины с Лукианом II

Многие связывают сюжетную линию картины Боттичелли «Венера и Марс» с текстами древнегреческого писателя Лукианом II, где он описывает свадебное торжество Александра Великого (Македонского) с Роксаной. В тексте описываются те же сатиры, которые играют с военной экипировкой Александра, при этом смеясь и дурачась.

Данная картина имела огромный успех, живописец в который раз получил массу восхищений его непревзойдённого таланта.
Сандро Боттичелли много работ написал для богатой семьи Веспуччи, но к сожалению только данное произведение искусства смогло дойти до наших дней.

Сандро Боттичелли, будучи художником эпохи Возрождения, с помощью своего творчества представил под иным углом образ женщины. В те времена у женщины было мало прав, она не имела право голоса. Благодаря картинам Боттичелли, образ слабого пола превозносится в мифологическом плане, женщина раскрывается как личность и покорительница мужских сердец.

Источник: https://TopKartin.ru/mirovoe-iskustvo/venera-i-mars

«Венера и Марс» Сандро Боттичелли

Ярчайший художник эпохи Возрождения Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в семье дубильщика кож, и свое прозвище получил по наследству от старшего брата – толстяка (botticelli – бочонок), а при крещении будущий художник был назван пышно: Алессандро ди Мариано ди Ванно Филипеппи.

Безусловно, главным в становлении Сандро как художника было место его рождения – Флоренция, где он также получил хорошее образование: два года в мастерской ювелира (не оттуда ли его филигранный рисунок?), затем обучался живописи у фра Филиппо Липпи и пять лет в мастерской Верроккьо, где в это же время учился Леонардо да Винчи. Флоренция того времени была не только политическим и торговым центром, но и местом, где собрались лучшие поэты, философы, музыканты и художники кватроченто. Щедрые меценаты – правящая династия Медичи – всячески поощряла развитие искусств и ремесел.

Получив в 25 лет свой первый официальный заказ Боттичелли стал известен, что позволило ему войти в круг золотой молодежи при дворе Лоренцо Медичи «Великолепного». Он подружился с младшим братом и соправителем Лоренцо Медичи, Джулиано, блестящим молодым человеком, подражать  которому, было принято у светской молодежи Флоренции.

Молодые люди проводили время в охотах, балах и турнирах в честь Прекрасной Дамы. Такой Прекрасной Дамой была Симонетта Веспуччи, признанная первая красавица Флоренции. Джулиано Медичи поклонялся ей, и, конечно же, вся свита разделяла его чувства. Поэты посвящали ей стихи, художники писали ее портреты. Симонетта стала музой и любимой моделью Сандро Боттичелли.

Ее облик являют миру его Венеры и Мадонны, которым он неустанно придавал ее черты.

В 1472 году Боттичелли вступил в гильдию Святого Луки, что означало, что он стал свободным художником. Он открыл большую мастерскую и набрал подмастерьев.

А уже в 1473 году художник написал прекрасную картину «Поклонение Волхвов» по заказу банкира Лами, на которой в виде волхвов и их свиты изобразил семейство Медичи, поэтов и философов из их свиты, заказчика Лами и самого себя в правом углу. Эта его работа произвела фурор.

Историк живописи Вазари писал: «…это величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему удивляется».

Итак, к моменту написания картины «Венера и Марс» Боттичелли был очень успешен, знаменит, и имел множество заказов. За его плечами было создание знаменитых работ «Весна» и «Рождение Венеры», несколько изумительных Мадонн и фрески Сикстинской Капеллы, заказанные папой Сикстом IV.

Но не все было безоблачно в жизни художника. В 1476 году умерла Симонетта, не дожив до 30 лет. Вслед за ней в 1478 году погиб Джулиано Медичи, заслонив собой брата от наемного убийцы, как настоящий рыцарь. Уходил «Золотой век» Лоренцо Великолепного.

Наверное, поэтому герои произведений Боттичелли выглядят  исполненными светлой грусти и отрешенности.

Около 1485 года художник пишет две картины на мифологические сюжеты «Афина и кентавр» и «Венера и Марс». Обращение к античной мифологии характерно для Ренессанса, также как и опора на идеи Гуманизма – идеологии Возрождения.

Значение светских аллегорий понятно: гармония между человеком и вселенной, достигнутая усилиями разума и духа, победа интеллекта и красоты над грубой силой и оружием. В картине «Афина и Кентавр» — торжество разума и красоты человеческого духа (Афина) над инстинктом и животными страстями (Кентавр).

На таком же противопоставлении построена и композиция «Венера и Марса». Красота и разрушение, Любовь и Война, нежная Венера и свирепый Марс. Они лежат на фоне миртового сада (мирт – дерево Венеры), головами в разные стороны, демонстрируя единое целое, состоящее из противоположностей.

Одетая в светское платье Венера немного печальная, но исполненная достоинства и сознания собственной силы. Усыпленный ею Марс почти полностью обнажен, могучее тело расслабленно, голова запрокинута.

От глубокого сна его не может пробудить даже маленький сатир, трубящий в раковину Тритона над самым его ухом. Статичность фигур Венеры и Марса подчеркивают движения маленьких сатиров, надевших доспехи Бога Войны.

Смысл картины очевиден: победа Любви, красоты (в том числе духовной), гармонии над Войной, Хаосом, разорением. Эта идея, зародившаяся в недрах Гуманизма, проходит красной нитью через всю последующую историю, и находит свое отражение даже в лозунге хиппи: «Make love, not war!» (Занимайся любовью, а не войной).

В картине «Венера и Марс» полностью проявились присущие творениям Боттичелли блестящая техника, тонкие оттенки красок, игра светотени и величественная гармония изображения.

Композиция ее настолько совершенна, что легла в основу произведений младших современников художника Пьетро Козимо и Якопо Селайо, которые писали вариации на тему «Венеры и Марса».

Известность Боттичелли была огромна. Вазари писал: «Рисовал Сандро так хорошо и так много, что еще долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки».

Сандро Боттичелли прожил 65 лет. Не создал семьи. Не скопил денег. Умер в бедности в мае 1510 года, и был забыт, вопреки словам Вазари, скоро после смерти. Заново был открыт только в XIX веке.

В наше время именем Боттичелли назван кратер на Меркурии.

Искусствовед Ксения Левина

Боттичелли

Источник: http://medsna.ru/venera-i-mars-sandro-bottichelli/

Самые известные картины Боттичелли: ФОТО с описанием

Как известно Эпоха Раннего Возрождения оставила нам огромное культурное наследие.

Среди ярких и очень талантливых представителей этого периода можно выделить итальянского художника, представителя флорентийской школы живописи — Сандро Боттичелли.

Родился живописец в семье, не связанной с кистью и красками. Его отец Мариано ди Джованни Филипепи был кожевником, а мать Смеральда воспитывала детей и хранила домашний очаг.

Сначала юный Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи, ведь именно так по-настоящему звали будущего художника, решил стать ювелиром, но через пару лет забросил это занятие и стал учиться живописи у самого лучшего мастера этого дела Фра Филиппо Липпи.

Ученик он был очень трудолюбивый и старательный, а результат не заставил себя долго ждать. Каждая его картина — это настоящий шедевр искусства, а библейские темы придают им еще более мистический шарм и настоящий смысл.

Сегодня мы поговорим и вспомним самые красивые и знаменитые картины Сандро Боттичелли.

1

«Рождение Венеры», 1486 г

Сюжет картины возвращает нас к греческим мифам и легендам. Художник воспроизвел на полотне рождение богини красоты, женственности и совершенства — Венеры, или же Афродиты, родившейся из пены морской. На берег она плывет в морской раковине, а подгоняет ее сам бог западного ветра Зефир, он в объятиях своей жены Хлориды, дочери царя Орхомена.

На берегу, величественную и нагую Венеру встречает одна из трех сестер — изящная богиня привлекательности и обаяния нежная Грация. Мы просто уверены, что эту реликвию живописи видел каждый. Даже если не знать автора сего произведения и его названия, то сюжет картины навсегда останется в нашей памяти.

В настоящее время шедевр хранится в Галерее Уффици, Флоренция.

2

«Весна», 1482 г

Название картины уже говорит о своем сюжете. На полотне изображена роскошная поляна в апельсиновом саду, где весна входит в свои права, здесь расцветают цветы, которых художник нарисовал больше пятисот штук разных видов, форм и цветов.

Богиня цветов Флора щедро усыпает землю розами и нарциссами, северный ветер Зефир своей силой гнет ветки деревьев к низу. В центре картины стоит сама Венера — богиня радости и любви, а над ней с закрытыми глазами парит младенец Амур, направивший свою стрелу любви в одну из танцующих Граций.

Очень красивая, нежная картина наполнена светом, но не каждый сможет уловить ее истинный смысл. Этот шедевр выставлен в Галерее Уффици во Флоренции.

3

«Венера и Марс», 1483 г

Еще одна из самых популярных картин античного характера и иконографического расположения фигур на полотне. Эту картину Боттичелли нарисовал по заказу богатого семейства Веспуччи. У картины есть скрытый смысл.

Читайте также:  Дега эдгар "урок танцев" описание картины, анализ, сочинение

Под образами греческих богов Венеры и Марса зашифрованы Джулиано Медичи и Симонетта Веспуччи и их горячая любовь. Украшают экспозицию веселые ангелы, которые резвятся среди двух влюбленных, отдыхающих после страстной встречи.

Эту картину итальянского художника можно увидеть в экспозиции Лондонской национальной галереи.

4

«Мадонна с младенцем», 1467 г

У талантливого итальянца есть целая группа картин под названием «Мадонна с младенцем» поэтому рассказать о какой-то одной картине не получится. В эпоху Возрождения тема рождения маленького Иисуса была очень популярной, поэтому не один живописец того времени изображал Мадонну и ее священное дитя.

Зарождение новой жизни — вот настоящий сюжет этой картины и можно сказать, что все они похожи одна на другую, ведь на них изображена благословенная мать и ее новорожденное чадо. Ореол святости и чистоты, который витает в воздухе, когда смотришь на эти картины, проникает в подсознание и наполняет душу теплом и добром.

Вот он смысл жизни человека дарить жизнь и наслаждаться бытием.

5

Портрет Джулиано Медичи, 1475 г

Как известно Боттичелли был вхож в эту знатную семью и нередко писал для нее картины на разные тематики и отчасти портреты всех членов ее семьи. Одним из таких популярных портретов является портрет Джулиано Медичи, написанный в 1475 году.

Сандро написал не одну копию этого портрета так как постоянно был недоволен своей работой. Как мы видим, художник использовал ракурс в три четверти.

Если в первом портрете Боттичелли изобразил на заднем фоне интерьер комнаты, то в последней копии он решил сделать однотонный фон, что не было характерным для портретной живописи того времени. Может мастер кисти смотрел далеко вперед….

Все вариации портретов хранятся в разных музеях разных стран мира. А именно в Национальной галерее города Вашингтон, академии Каррара городе Бергамо и третья копия находится в Берлине в музее Саатлих.

6

«Святая Троица», 1493 г

Печальная картина распятия отца нашего небесного была написана в период с 1491 по 1493 гг, ведь в эпоху преклонения церкви обойти такое событие и не увековечить его на полотне мастер просто не смог.

Он был не первым и не последним живописцем, который изобразил эту тему, но каждый художник видит и представляет все по-своему, поэтому и картины вышли все разные, хоть и изображено на них одно и то же.

«Святая Троица» считается самой удачной во всей религиозной живописи Сандро Боттичелли.

7

«Аллегория силы», 1470 г

Эту картину мастер кисти написал в 1470 году где изобразил сильную, но чем-то обеспокоенную, усталую от жестокости и несправедливости женщину в доспехах на троне и с мечем в руке.

Она отождествляет власть, независимость и силу, а некоторые искусствоведы просто убеждены, что художник изобразил греческую богиню войны знойную и храбрую Артемиду.

Сейчас полотно находится в галерее Уффици, во Флоренции.

8

«Поклонение волхвов», 1475 г

Эта христианская тема была настолько популярна, что Боттичелли было заказано написать семь разных копий этого религиозного события. Свою версию картины художник написал в 1475 г, и она теперь хранится в галерее Уффици.

В образе волхвов итальянский живописец изобразил трех членов семьи Медичи: отца Козимо и его сыновей — Козимо младшего и Пьеро. Также там присутствуют внук Козимо — Лоренцо Медичи со своим братом Джулиано. Сюжет картины таков: волхвы пришли поклониться и показать свое почтение и любовь Мадонне и ее священному ребенку.

Джорджо Вазари так высказался в своих «Жизнеописаниях»: «Невозможно и описать всю красоту, вложенную Сандро в изображение голов, повернутых в самых разнообразных положениях — то в фас, то в профиль, то в полуоборот, то, наконец, склоненных, а то еще как-нибудь иначе.

Невозможно также описать и все разнообразие в выражениях лиц у юношей и у стариков со всеми отклонениями, по которым можно судить о совершенстве его мастерства».

9

«Возвращение Юдифи в Ветулию», 1478 г

Этого библейского персонажа Боттичелли изображал не раз, так как юная Юдифа олицетворяет все христианские, эстетические и моральные каноны эпохи Ренессанса. Она пример верности, чести и самопожертвования ради других.

Сюжет заключается в том, что вдова Юдифа, когда к их городу подходят воины царя Олоферна, решает спасти город, предложив себя похотливому ассирийцу.

Красавица иудейка сразу понравилась Олоферну, а ночью, дождавшись, когда тот заснёт, Юдифь отрубила ассирийцу голову и вернулась в родной город, миновав спящих стражей. Этот шедевр можно увидеть в галерее Уффици во Флоренции.

10

«Портрет молодой женщины», 1480 г

Хорошо итальянцу удавались портреты молодых женщин. Один из таких портретов мы сейчас с вами и рассмотрим.

Эту картину Сандро нарисовал в 1476–1480 годах, а натурщицей была сама Прекрасная Симонетта Веспуччи любимая женщина Джулиано Медичи и первая красавица эпохи Ренессанса. Боттичелли возвращается к строгому профилю с изящным силуэтом и жёсткой рамой, нишей или окном.

Портрет является поэтически идеализированным, где смягчено всё индивидуальное. Увидеть сей шедевр можно в картинной галерее города Берлина — одного из самых красивых городов мира.

11

«Мистическое Рождество», 1500 г

Сюжет этой картины известен всем. Не смог ее обойти и наш гениальный итальянец.

Что может быть религиозней и священней, нежели рождение сына небесного? Боттичелли очень красиво изобразил это таинство на своем полотне, ведь когда смотришь на эту картину, складывается такое чувство, что ты там присутствуешь — так все выглядит правдоподобно.

Написана она была в конце 1500 года и несет в себе определенный смысл и некий призыв к миру и спокойствию, так как в то время в Италии проходили беспорядки. Наверху крыши хижины находятся три ангела, одетые в белые, красные и зелёные одежды.

Эти цвета олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость, тем самым концентрируя внимание на мире и покое. Эта картина была одной из последних картин Боттичелли, а находится это чудо искусства в Национальной галерее Лондона.

12

«Паллада и Кентавр», 1483 г

На полотне изображена прелестная дева, увенчанная венком и вооружённая тяжёлой алебардой, которая сильной рукой держит кентавра за его густые волосы, показывая всем своим видом всю свою власть и превосходство над ним.

Красивый венок, сплетённый из веток оливы, опоясывает её грудь и руки, а нежный и немного прозрачный наряд делает ее силуэт еще более женственным и эротичным. Эту картину Сандро написал в подарок на бракосочетание Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи с Семирамидой, а заказал сей подарок сам Лоренцо Медичи.

Происходило все это в 1483 году, в этом же году и был создан этот шедевр, который в настоящее время находится в галереи Уффици.

13

Портрет Эсмеральды Брандини, 1475 г

Еще один красивый портрет дамы Ренессанса, написанный живописцем в 1475 году. Здесь мы видим, что женщина изображена уже не в профиль, а в анфас. И это своего рода эксперимент художника, и можно сказать, что он удался. В будущем этот приём подхватят и другие художники.

Такой ракурс придает образу ощущение некоего движения. Хранится этот портрет Боттичелли в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Натурщица являлась супругой Донато Брандини, матерью знатного флорентийского ювелира Микеланджело де Вивиано де Брандини из Гаиуоле.

Фон картины остался привычным для эпохи Возрождения и это, как мы видим, дверной проем.

Сандро Боттичелли был поистине самым одаренным художником-самоучкой эпохи Раннего Возрождения. Из-под его кисти вышло огромное количество картин.

Но к сожалению, все они однотипны и схожи, поэтому мы постарались выбрать для вас самые знаменитые и красивые творения художника тосканской школы живописи.

Надеемся, что Вам понравилась наша выставка картин, а если мы что-то упустили пишите в х.

Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/samye-izvestnye-kartiny-bottichelli.html

Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры»

 

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры

Около 1484 г. Холст, масло. 172,5 х 278,5 см.

  • Галерея Уффици, Флоренция
  • Она еще не родилась,
  • Она и музыка и слово,
  • И потому всего живого
  • Ненарушаемая связь.

Осип Мандельштам. «Silentium».

«Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», — писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов.

То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной, и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв.

, мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. И все же это так.

Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха.

Боттичелли принадлежал раннему Возрождению, кватроченто, его младшие современники – Высокому Возрождению, определившему развитие европейского искусства, по крайней мере, на три столетия. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре.

Степень приближения к этому идеалу стала мерилом совершенства, поэтому произведения искусства Средневековья и раннего Возрождения часто не отвечали вкусам последующих поколений. В них видели не иную, по-своему совершенную, эстетику, а лишь неумелость и примитивизм, их изобразительный язык казался грубым и невнятным.

Лишь когда европейские живописцы научились с абсолютной достоверностью передавать на холсте все многообразие окружающего мира и двигаться в этом направлении было уже некуда, лишь когда скучные эпигоны-академики бессчетное число раз повторили каждую фигуру, каждый жест с картин и фресок Рафаэля, возникла насущная потребность в новых художественных ориентирах.

И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.

Автопортрет Сандро Боттичелли.Фрагмент фрески «Поклонение волхвов» 1475 г.

Возвращением Боттичелли мы обязаны английским художникам середины 19-го столетия, называвшим себя прерафаэлитами. В полном соответствии с названием, они обратились к искусству дорафаэлевского времени – средневековому и раннеренессансному. В нем они увидели непривычную одухотворенную красоту,   искренность и глубокую религиозность, в нем заново открыли давно забытые образы и мотивы. Одним из кумиров прерафаэлитов стал Боттичелли, но преклонение английских живописцев дало лишь первый импульс все возрастающей славе этого мастера. Европейская культура нашла и продолжает находить в его наследии что-то жизненно важное для себя. Что же? Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» — прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять.

Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Он не так давно вернулся в родную Флоренцию из Рима, где выполнял почетный заказ папы Сикста IV

: вместе с другими крупнейшими художниками расписывал фресками стены Сикстинской капеллы. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Самый яркий представитель этой банкирской династии, Лоренцо Великолепный, продолжал традиции своего деда Козимо и отца Пьеро, просвещенных тиранов и щедрых покровителей искусства, философии, поэзии. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Но еще жива была память о недавней трагедии: в 1478 г. заговорщики из семейства Пацци убили любимца всего города, младшего брата Лоренцо Великолепного Джулиано, а сам тиран лишь случайно избежал гибели и жестоко расправился с заговорщиками. Власть Медичи снова казалась безграничной, и среди тех, кто был отмечен и обласкан ею, – живописец Сандро Боттичелли.

Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. 1478 г.

Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры».

Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Она много лет украшала его виллу Кастелло.

Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати.

Чтобы понять замысел картины, нам придется не только оживить в памяти античный миф, но и познакомиться с духовными исканиями флорентийских гуманистов эпохи Медичи. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Круг его почитателей, в который входили мыслители, поэты, художники и сам Лоренцо Великолепный, именовался Платоновской академией.

Душой кружка был философ Марсилио Фичино, который с помощью сложных философских построений доказывал, что идеи Платона предвосхитили христианство. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований.

Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу, ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу».

Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно — языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении.

Возможно, в картине отразились впечатления художника от стихов философа и поэта Анджело Полициано, который тоже был в числе неоплатоников. В поэме 1475 г.

«Стансы к турниру» Полициано описывал именно ту сцену, которую изобразил на своем полотне Боттичелли: «Девушка божественной красоты / Колышется, стоя на раковине, / Влекомой к берегу сладострастными Зефирами, / И Небеса любуются этим зрелищем».

Но Боттичелли не иллюстрировал поэму, а мыслил в унисон с ее автором, стремясь как можно убедительнее передать на холсте античный сюжет. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера).

Читайте также:  Кустодиев "вербный торг у спасских ворот" описание картины, анализ, сочинение

Несущая богиню раковина вот-вот коснется земли, ее подгоняют к берегу дуновения западного ветра Зефира и его подруги Ауры. На берегу, держа наготове затканное цветами покрывало, Венеру ждет ора — одна из четырех богинь времен года, Весна.

Шею оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта – символ вечной любви, у ее ног цветет анемон – первый весенний цветок, также один из символов Венеры. С неба падают розы, которые, по древнему преданию, появились на свет вместе с Венерой, ибо роза прекрасна, как сама любовь, а ее шипы напоминают о любовных муках.Зефир и Аура

Морская гладь, небесный простор, девственно-пустынный берег, огромная раковина, на краю которой стоит юная женщина несравненной прелести, развевающиеся волосы, летящие драгоценные ткани, деревья, травы и цветы… вся картина соткана из изысканно-красивых мотивов. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, поэтому в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»).

Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения).

Подобная композиция, в согласии с уже знакомыми нам идеями неоплатоников о преемственности античности и христианства, сближала картину с привычными молитвенными образами. Кроме того, эта ясная схема — три композиционных узла, четко обозначенных на нейтральном светлом фоне, — позволила Боттичелли полностью сосредоточиться на главном: сложнейшей перекличке ритмов.

Светлые, ненасыщенные, чуть блеклые цвета картины, подобные нежным переливам перламутра, также не отвлекают зрителя от прихотливых извилистых линий, невесомых силуэтов, грациозных жестов.

«Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон, и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня.

«Рождение Венеры» — одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей, излучинами берегов.

Называя произведения живописи музыкальными или поэтическими, мы, зачастую, лишь эксплуатируем красивые слова.

Но сложнейший ритмический строй картины Боттичелли действительно достоин того, чтобы сравнить его живопись со стихотворением, в котором разнообразие созвучий объединяется рифмой и размером, или с музыкальной пьесой, в которой мелодическое богатство подчинено математически строгим законам гармонии.

Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев; волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам.

Особую прелесть придает картине     то, что это крупное полотно написано с тщательностью миниатюры. Контуры век и бровей, крылья носа, пальцы, лунки ногтей, пряди волос, травинки, прожилки листьев – все это художник прорисовывает тончайшими легкими линиями, непостижимым образом не впадая при этом в мелкую детализацию.

Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Ора, спешащая прикрыть наготу богини, олицетворяет романтическую, целомудренную сторону любви, сплетающиеся в объятии ветры — чувственную.

Ветры и ора захвачены движением, они преданно служат богине, но и энергия ветров, и порыв оры — все растворяется, гасится в абсолютном покое, окутывающем Венеру. Прекрасная статуя — вот слова, которые приходят на ум при взгляде на недвижную фигуру богини, и которые осознанно адресовал своим зрителям художник.

Он был первым ренессансным мастером, запечатлевшим полностью обнаженное женское тело во всей его чувственной прелести, и всячески подчеркивал преемственность своей Венеры с античной скульптурой.

Его современникам этот замысел был более понятен, чем нам: боттичеллиевская Венера точно повторяет жест античных статуй — Венеры Медичейской из флорентийского собрания Медичи и Венеры Капитолийской, которую художник, очевидно, видел во время пребывания в Риме.

Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие.) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой — похожа на мрамор. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S

» обращают нас к искусству готики.Сандро Боттичелли. Предположительно портретСимонетты Веспуччи. После 1480 г.

Боттичелли с легкостью отходит от классических канонов и создает нечто большее, чем безупречная красота, — пленительное, зыбкое, томительное очарование, которое невозможно передать словами.

И все же с тех пор, как прерафаэлиты вернули миру золотоволосую богиню любви, каждое новое поколение пытается найти единственно верные слова и разгадать тайну ее притягательности.

Прежде всего исследователей и зрителей занимает вопрос: существовал ли у боттичеллиевской Венеры реальный прототип? Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины? Увы, о частной жизни Боттичелли известно лишь то, что семьи у него не было, о его возлюбленной мы ничего не знаем.

Однако Боттичелли был свидетелем великой любви, которой радовалась вся Флоренция, которую воспевали поэты – возвышенной любви Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. Эта любовь окончилась трагически: юная Симонетта угасла от чахотки, а через два года, точно в день ее смерти, заговорщиками был убит Джулиано.

В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой, и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возлюбленной, которой поклонялись, как божеству.

Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником, идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Эти лица похожи не столько чертами, сколько особым выражением безгрешной чистоты и безмятежности, странной отрешенности и грусти. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота.

Фрагмент картины «Рождение Венеры»

Мы ловим кроткий затуманенный взгляд Венеры, стремясь постичь ее мысли, разгадать ее чувства, но кажется, что на безоблачно ясном лице нет ни тени чувств, ни проблеска дум.

В тот краткий миг, который изобразил на холсте художник, богиня уже существует, но еще не пришла в этот мир, еще находится вне земных волнений, страстей, действий.

Ее лицо завораживает нас совершенной первозданностью, но это не пустота, а высочайшая духовная насыщенность, таящая в себе всю полноту грядущих возможностей, всю глубину будущих чувств. Это белизна чистого листа, который скоро заполнят слова или ноты, чистота холста, к которому вот-вот прикоснется кисть.

Еще секунда – и дочь моря ступит на землю, ее нагое тело окутает покрывало, по лицу пробегут облачка ощущений, и чудо рождения закончится. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Так, радуясь наступающему дню, мы не можем не сожалеть об угасшей красоте рассвета, так, взрослея, не можем не вздыхать о минувшем детстве.

Боттичелли с печалью оглядывался на античность — эпоху великого начала европейской культуры, когда единство представлялось естественным состоянием всего сущего.

Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы».

С тех пор история европейской культуры стала длиннее почти на столетие, искусство стало еще раздробленнее и изощреннее, и, вглядываясь в лицо боттичеллиевской Венеры, мы все острее понимаем тоску художника по недосягаемой цельности.

Марина Аграновская

Источник: www.maranat.de

Источник: https://marinagra.livejournal.com/8758.html

Картина «Весна»

Дата создания: 1482 год.
Тип: темпера, дерево.

Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция.

Весна Боттичелли

Шедевр флорентийского Возрождения был заказан семьей Медичи. Считается, что «Весна» создавалась к празднованию свадьбы Лоренцо Медичи и Семирамиды Аппиани.

Это произведение готического искусства объединяет в себе аллегорические и мифологические сюжеты, а также содержит многочисленные отсылки на классические и современные тексты, которые до сих пор интерпретируются учеными и историками искусства, зачастую по-разному.

Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работами Филиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Стоит упомянуть и влияние Антонио дель Поллайоло, проявившееся в изображении человеческой анатомии и пропорциях тел.

Эксклюзивные работы

«Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Успешное завершение такого труда добавило еще больше уважения к уже известному художнику.

Популярность мастера подарила ему возможность изобразить другие мифологические сюжеты, которые, кстати, изначально не были предназначены для демонстрации большой аудитории, и создавались специально для заказчиков.

Клиентами Боттичелли были культурные и образованные люди, изучавшие классическую мифологию и историю античности.

В 1919 году картина была приобретена галереей Уффици во Флоренции, тщательно очищена и отреставрирована в 1982 году. К сожалению, с течением времени она все таки значительно потемнела.

Классическая мифология

В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидия и «О природе вещей» Лукреция.

Данная картина является одним из первых известных произведений, изображающих богов и богинь в натуральную величину и практически голыми. Некоторые позы и фигуры были позаимствованы мастером из греческой скульптуры.

Хотя, как видно по слегка увеличенным животам и удлиненным торсам, они были переработаны, исходя из современных представлений флорентийской эстетики.

Венера

События картины разворачиваются в божественном саду Венеры, богини любви, которая стоит в центре. Вокруг нее, в драгоценных и прозрачных одеждах, цвета которых символизируют семью Медичи, располагаются танцующие танцующие фигуры. На страже веселья стоит Меркурий — крылатый посланник богов в шлеме и с мечом.

Фигура Венеры, возможно, основывалась на Симонетте Веспуччи, жены Марку Веспуччи. По слухам, она была любовницей Джулиано Медичи, который, как предполагается, послужил моделью для Меркурия.

Зефир

В правой части полотна Боттичелли изображает два сюжета из классической мифологии, посвященные Зефиру, богу ветра. Его взгляд направлен на нимфу Хлориду. Эта сцена основана на легенде о любви Зефира к прекрасной нимфе.

Возбужденный красотой Хлориды, бог насильно делает ее своей супругой, но в дальнейшем раскаивается, преобразуя несчастную в Флору, богиню цветов и весны. Именно Флора изображена между супругами и Венерой.

Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.

Пейзаж

В этом саду, однако, хозяйкой является Венера, о чем говорит ее положение, а также положение руки. Она приветствует зрителя и приглашает его в свое королевство. Боттичелли окрасил около пяти сотен различных видов растений, в том числе около 190 цветов. Символика и интерпретация этого решения до сих пор не ясны.

Символизм и смысл

Некоторые эксперты считают, что сюжеты с Зефиром отсылают к физической любви, в то время как взгляд купидона был изначально направлен на картину «Паллада и Кентавр», которая якобы висела рядом с «Весной». Она изображала триумф добродетели над похотью.

«Паллада и Кентавр», «Венера и Марс», «Рождение Венеры» и «Весна» создавались в 1480-е года. Они, в своих описательных и стилистических приемах, образуют необычайно однородную группу.

Несмотря на многочисленные попытки ученых и историков искусства расшифровать тайны и символику этих работ, они остаются не менее загадочными. Одна из причин этого — отсутствие необходимых знаний и первоисточников, на которые опирался живописец.

Многие текстовые работы, картины и исторические факты попросту не дошли до наших дней.

Рождение Венеры

Для многих ученых исследование картин Сандро Боттичелли является делом всей жизни, поэтому не стоит волноваться, если вам не все понятно в этих работах. Просто наслаждайтесь ими.

Картина «Весна» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Глеб

Историческая живопись (архив)Мифология

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/botticelli/kartina-vesna.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector