Сальвадор Дали, пожалуй, один из самых известных и эпатажных художников XX века. Его оригинальное видение мира отразилось во всем, что он делал: в живописи, скульптуре, дизайне интерьеров, кино. Но самым совершенным произведением Дали был он сам.
В день рождения маэстро мы вспоминаем, как складывался его творческий путь.
Пейзаж близ Фигераса
Склонность к живописи Дали проявил еще в детстве: «Пейзаж близ Фигераса» он написал в 6 лет на почтовой открытке. Талант Дали признавался всеми, а его поведение шокировало. Он был отчислен из Королевской академии изящных искусств в Мадриде, когда на экзамене заявил преподавателям, что ни один из них не знает о живописи столько, сколько знает он.
Просвещенные удовольствия
Спустя несколько лет молодой Дали уезжает в Париж и присоединяется к движению, идеально раскрывшему его личность, — сюрреализму. Отражая мир между сном и реальностью, сюрреалисты будоражили воображение публики. Одной из первых работ Дали в новом жанре стала картина «Просвещенные удовольствия».
Дали, повернувшись спиной, пишет портрет Галы
Знакомство с Галой навсегда изменило жизнь Дали. Их союз стал залогом невероятного успеха художника. В картине «Дали, повернувшись спиной, пишет портрет Галы, повернувшейся спиной и увековеченной шестью виртуальными роговищами, временно отраженными в шести зеркалах» зритель видит Дали-художника, рисующего Галу, которая смотрит на себя в зеркало… Игра вполне в духе художника.
Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече
Гала — ключевая фигура на многих картинах Дали. Огромный интерес американских журналистов, например, вызвал «Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече». «Как возникло такое сочетание?» — недоумевали они.
«Я люблю свою жену и люблю отбивные и не вижу причины, почему бы мне их не изобразить вместе», — ответил Дали. «А почему отбивные сырые?» — не унимались журналисты. «Потому что Гала тоже сырая, а не жареная», — логично ответил художник.
Постоянство памяти
В 1931 году появилась одна из самых известных картин Дали — «Постоянство памяти». Ее замысел родился благодаря… сыру. Художник писал пейзаж местных окрестностей, который должен был стать основой для более крупного полотна, посвященного более глобальной идее. Какой именно — он понять не мог, пока не увидел на своей кухне кусок расплавленного сыра.
«Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально „увидел“ решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины».
Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения
- Замысел своей картины «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» Дали объяснял так: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение».
- Художник несколько раз пытался встретиться с Зигмундом Фрейдом, зачитывался его работами и часто изображал на картинах образы, увиденные им во сне.
Атомная Леда
В 1945 году Дали увлекается физикой и теорией атомного распада. Природа атома, частицы которого не соприкасаются друг с другом, безумно заинтересовала художника. По такому же принципу он выстроил композицию картины «Атомная Леда», в которой ни один предмет не касается другого.
Тайная вечеря
В 1950-е годы Дали занимают вопросы христианства и значения религии в современном мире. А в 1955 году он пишет одну из главных картин — «Тайную вечерю», в которой воссоздает традиционный молитвенный образ, но на совершенно новой основе.
Логотип Chupa-Сhups
Слева — логотип, разработанный Дали; справа — современный вариант упаковки.
Сальвадор Дали — автор дизайна логотипа Chupa-Chups. В 1969 году он придумал форму цветка для логотипа, которая с небольшими видоизменениями благополучно дожила до сегодняшнего дня. Он же предложил разместить логотип не сбоку, а сверху конфетки.
«Harper’s Bazaar» и «Vogue»
Обложка журнала «Vogue», созданная Сальвадором Дали.
Своим успехом Дали обязаны несколько культовых журналов. Например малоизвестный в начале своего существования «Harper’s Bazaar». Дали создал для него иллюстрации, которые значительно укрепили позиции издания.
Вслед за «Harper’s Bazaar» интерес к мистическому сюрреалисту проявил и «Vogue». В разные годы художник разрабатывал обложки для номеров модного журнала.
Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе
В 1974 году Дали основал собственный музей в родном Фигерасе.
По задумке художника, это место должно было стать сюрреалистическим лабиринтом, где каждый чувствовал бы себя немного сумасшедшим и немного оторванным от реальности.
Замысел удался: посетители галереи получили возможность совершить увлекательное путешествие по лабиринтам фантазий Дали. А для него самого этот музей стал последним пристанищем.
«Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кому неинтересно, который час на моих растекшихся циферблатах — они ведь показывают точное время».
Источник: https://sovetchiki.org/889032734793009901/post-obozhaniya-salvadora-dali/
Дали Сальвадор
Другие известные живописцы
Самой яркой личностью в мире искусства XX века был Сальвадор Дали. Сюрреалист в живописи, он воплотил в жизнь собственные фантазии, вообразив, что все гротескное и невероятное и есть нормальное состояние человека и природы.
Великим художник-сюрреалист Сальвадор Дали был человеком эксцентричным и ярким, как и его фантастические грезы. Когда в 1989 году он умер в весьма преклонном возрасте, то оставил нам в наследство странности своего образа жизни, соперничающие с загадочностью его работ. Именно такая эпитафия больше всего подошла бы для одной из самых ярких личностей нашего века.
В отличие от своих коллег испанский художник постоянно искал к себе внимания прессы и общества. Его часто клеймили как человека, которого больше интересуют деньги, чем искусство.
За свою творческую жизнь, продолжавшуюся почти шесть десятилетий, Сальвадор Дали создал около двух тысяч художественных полотен.
Он также сам писал и иллюстрировал книги, создавал поэмы и очерки, делал декорации для спектаклей, балетов, работал в рекламе, использовал в своем творчестве многие материалы — от ювелирных изделий и мебели до стекла и фарфора.
«Божественный Дали», как он сам любил себя называть, был во всем необыкновенно колоритен: длинные гладко зачесанные волосы, навощенные усы, бесконечные перелеты между Нью-Йорком, Парижем и замком в Испании, демонстрация своей горностаевой мантии и трости с серебряной ручкой… Список чудачеств великого художника мог бы быть бесконечным.
«Давайте залезем на дерево…»
«Просыпаясь каждое утро, я испытываю огромное удовольствие от того, что я — Сальвадор Дали, и я спрашиваю себя, что бы это мне сегодня такое чудесное совершить?» — сказал он однажды.
Во время своей первой поездки в Америку — деньги на нее он одолжил у Пабло Пикассо — Сальвадор Дали показал встречавшим его репортерам картину, где была изображена его обнаженная подруга Гала (Галина Дмитриевна Дьяконова) с бараньими отбивными на плечах.
Когда его спросили, при чем здесь отбивные, он ответил: «Все очень просто. Я люблю Гала и люблю бараньи отбивные. Здесь они вместе.
Отличная гармония!» Спустя несколько дней, когда Дали нужно было прочесть лекцию в Нью-Йорке, он появился в аудитории в костюме цвета морской волны и в водолазном шлеме.
«Так будет удобнее опускаться в глубины подсознания», — сохраняя полную серьезность, сказал художник. К сожалению, во время лекции он чуть не задохнулся, потому что забыл прихватить с собой дыхательную трубку.
Картина Дали «Сумеречный старик»
В 1974 году Дали подписал с американским рекламным агентством договор на телерекламу, в которой он расписывал красками надетые на модель колготки.
Позднее, когда он уезжал из Америки во Францию, его видели с огромной куклой Баггс Банни, прощальным подарком фирмы. «Это самое уродливое и ужасное создание в мире, — сказал Дали. — Я ее покрашу майонезом и сделаю предметом искусства».
Когда однажды в дом Дали в Коста-Браво пришел репортер, художник отвел его в сад и сказал: «Давайте залезем на дерево, там нам будет удобнее».
На дереве были подвешены два стула. Сальвадор Дали официально женился на Гала, с которой прожил всю жизнь, в 1982 году, незадолго до ее смерти. Детей у них не было. Художник всегда говорил, что ни в коем случае и не хотел их иметь.
«Великие гении всегда производят на свет посредственных детей, и я не хочу быть подтверждением этого правила, — сказал он. — Я хочу оставить в наследство лишь самого себя». Дали обожал поражать, шокировать людей.
Чем иным можно объяснить такое его высказывание: «Порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие».
Сальвадор Дали в молодости
Эпатаж Дали был подчас как бы продолжением его оригинальности. Когда кто-то из сюрреалистов вдруг объявлял себя коммунистом, вдруг оказывалось, что Дали — ярый испанский роялист.
Когда другие художники утверждали, что единственный путь к успеху — через бедность и богемную простоту, то он не скрывал, что стремится к успеху потому, что успех приносит ему деньги и удобства.
Когда его современники стали утверждать, что правды в искусстве можно достичь лишь через авангардистский эксперимент, Дали объявил, что он сам весьма старомоден. Несмотря на всю эту словесную эквилибристику, Дали утверждал, что он — единственный в мире здравомыслящий человек.
Об этом художник написал в своей автобиографии «Необыкновенные признания Сальвадора Дали», опубликованной в 1976 году: «Клоун на самом деле не я, а наше страшно циничное и бесчувственное общество, так наивно играющее в серьезность, что это помогает ему наилучшим способом скрывать собственное безумие. А я не устану это повторять! — я не сумасшедший». Пик творчества Дали пришелся на период от середины 20-х годов до начала 40-х, когда сюрреализм переживал подъем.
Картина Дали «Корзинка с хлебом»
На многих его работах этого периода изображены не связанные друг с другом по смыслу вещи в несвойственном для них окружении. Картину «Настойчивая память» многие критики до сих пор вспоминают как самый яркий образец сюрреализма.
На картине Дали изобразил поврежденные часы на фоне странных предметов, включающих засохшую ветку.
Слывший балагуром, Дали заявил, что часы для него были «чем-то вроде нежного, экстравагантного, одинокого, параноидально-критического союза времени и пространства».
Гений в кадке
Сальвадор Дали родился в испанском городке Фитуэрас в семье среднего достатка 11 мая 1904 года — через два года после смерти брата, которого тоже звали Сальвадор.
Но, по своему обыкновению, Дали оспаривал и этот факт. К примеру, он утверждал, что родился на два месяца раньше, поскольку был уверен, что начал думать, еще когда находился во чреве матери, в семь месяцев.
«Было тепло, мягко и тихо, — говорил он. — Это был рай».
С самого раннего возраста Сальвадор хотел быть художником и к десяти годам уже написал маслом яркую картину «Елена Троянская».
Вместе с тем он был весьма оригинальным мальчиком, любившим привлекать к себе внимание, даже если для этого приходилось падать с высокой школьной лестницы.
Его любимым местом отдыха была большая кадка в комнате для стирки белья, где Сальвадор мог часами сидеть, размышляя и рисуя.
«Автопортрет» Дали
Он также любил прятать свои длинные волосы под большой черной шляпой и позже называл себя первым в мире хиппи.
Когда Сальвадору исполнилось семнадцать лет, отец послал сына в Академию искусств Сан-Фернацдо в Мадриде, где талантливый юноша ухитрился одновременно получить несколько призов за лучшие работы и быть отстраненным от учебы на год за подстрекательство студентов на бунт против неправильного, как он считал, назначения нового профессора. Год спустя он вернулся, чтобы снова быть исключенным в 1926 году, как было объявлено в академии, «за поддержку революционных идей».
В юности художник был подвержен влиянию разных стилей в искусстве. Во время поездки в Париж в 1928 году его приятельница испанская художница Джоан Тиро познакомила Сальвадора Дали сюрреализмом.
Основанное в 1924 году французским поэтом Андре Бретоном сюрреалистическое направление в искусстве провозгласило «непрерывное использование подсознательного воображения».
Дали вскоре стал лидером этого направления.
Картина Дали «Постоянство памяти»
«Повинен в вульгаризаторстве…»
В 1929 году Дали написал картину «Великий мастурбатор», одну из наиболее значительных работ того периода. На ней изображена большая, похожая на восковую голова с темно-красными щеками и полуприкрытыми глазами с очень длинными ресницами. Огромный нос упирается в землю, а вместо рта нарисован гниющий кузнечик с ползающими по нему муравьями.
Подобные темы были характерны для работ Дали 30-х годов: он питал необыкновенную слабость к образам кузнечиков, муравьев, телефонов, ключей, костылей, хлеба, волос. Дали сам называл свою технику ручной фотографией бетонной иррациональности.
Она была основана, как он говорил, на ассоциациях и интерпретациях не связанных между собой явлений. Как ни удивительно, но и сам художник отмечал, что понимает не все свои образы.
Хотя творчество Дали было хорошо воспринято критиками, прочившими ему большое будущее, все же успех мгновенной пользы не принес.
Картина Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»
И Дали дни напролет колесил по парижским улицам в тщетных поисках покупателей для своих оригинальных образов.
Ими, например, служили женская туфля с большими стальными пружинами, очки со стеклами величиной с ноготь и даже гипсовая голова рычащего льва с жареным чипсами.
Эксцентричность даже привела дали к ссоре с коллегами-сюрреалистами, которые в 1934 году исключили уже известного живописца из своего движения, объявив, что «он проявляет нездоровый интерес к деньгам и повинен в вульгаризаторстве и академизме».
Смятение и закат
Многие десятилетия своей жизни Сальвадор Дали отдал бизнесу и коммерции. На протяжении нескольких лет он писал одну картину в год — обычно за огромную плату, а сам занимался чем угодно — от продажи литографий до разработки рисунков костюмов и рекламы авиакомпаний.
«Дали лучше спится после получения чеков на большие суммы», — любил говорить он. Наверно, Дали и впрямь спал как ребенок, потому что его имя красовалось на упаковках косметики, на бутылках бренди, на мебельных гарнитурах.
Одно из самых несерьезных его занятий — расписанные Дали в 1973 году панели пассажирских самолетов испанской авиакомпании.
Â
Работы художника в рекламе заставили большинство критиков согласиться с тем, что по крайней мере два последних десятилетия творчества Дали были примечательны больше его чудачествами, чем какими-либо настоящими художественными достижениями.
За несколько лет до смерти у Дали начались серьезные проблемы со здоровьем: болезнь Паркинсона, глубокая депрессия и нервное истощение. После смерти жены он большую часть времени проводил в старинном замке в Паболе, к северу от Барселоны.
В августе 1984 года из-за короткого замыкания в звонке для вызова слуг загорелось его постельное белье. Ослабевшего, с тяжелыми ожогами Сальвадора Дали перевезли во флигель собственного музея.
К несчастью, полностью излечиться от тяжелого недуга престарелому художнику так и не удалось, он был прикован к инвалидной коляске и ел через трубочку. Руки, создавшие десятки художественных шедевров XX века, больше его уже не слушались.
Профессиональная деятельность Дали пришла в полный упадок.
Картина Дали «Сон Венеры»
Секретари и агенты вымогали у него деньги как только могли, продавали его авторские права, права на репродукции по всему миру. Большая часть дохода оседала в их глубоких карманах.
Из-за досадной привычки художника все время подписывать чистые листы бумаги — а Дали подписывал их иногда по 1800 штук в час — повсюду то и дело появлялись фальшивые литографии. Неудивительно, что вскоре начались громкие скандалы из-за многочисленных подделок работ мастера.
Дали, конечно, стало известно, что легкомысленно подписанные им листы бумаги превратились в «фальшивых Дали».
Картина Дали «Слоны»
По некоторым оценкам, таких подделок было продано на сотни миллионов долларов. Но Дали этот скандал оставил равнодушным. «Люди так не волновались бы, если б я был посредственным художником, фыркнул он. — Всех великих художников подделывали». И действительно, среди любителей искусства популярность Дали никогда не меркла.
В 1978 и 1980 годах ретроспективные выставки его картин в Лондоне привлекли внимание более 250 тысяч посетителей, а в Париже их посетило более миллиона человек. Наряду с талантливыми работами история сохранила и невероятные странности Сальвадора Дали. Как однажды заметил известный критик Уинтроп Сэрджент: «В Дали нет ничего из ряда вон выходящего. Он просто необыкновенен!»
- Дали является автором логотипа «Чупа-Чупса»
- Сальвадор Дали с муравьедом
Источник: https://tunnel.ru/post-dali-salvador
Картины Сальвадора Дали — АРТГАЛЕРЕЯ — медиаплатформа МирТесен
- mp-3 плейер
- (музыкальное сопровождение)
- Озеро в Вилабертране (1920)
- Скалы на побережье Льянэ (1926)
- Мрачная игра (1929)
- Сюрреалистическая композиция (1928)
- Незримые лев, конь и спящая женщина (1930)
- Рука (1930)
- Постоянство памяти (1931)
- Головокружение (1931)
- Тревожный знак (1934)
Явление моей кузины Каролинеты на побережье в Росасе (Плавно надвигающееся предчувствие) (1933)
- Астральный параноический образ (1934)
- Женщина с головой из роз (1935)
- Явление города Делфта (1935-1936)
- Белое безмолвие (1936)
Геологическое правосудие (1936)
- Медиумически-параноический мотив (1935)
- Леди Луис Маунтбеттен (1940)
- Археологический отголосок Анжелюса Милле (1935)
- Сон (1937)
- Лебеди, отражённые в слонах (1937)
Явление лица и вазы с Фруктами на берегу моря (1938)
Беконечная загадка (1938)
Исчезающие образы (1938)
Африканские впечатления (1938)
- Телефон на тарелке с тремя жареными сардинами в конце сентября (1939)
- Овцы (1942)
- Тристан и Изольда (1944)
Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения (1943)
Галарина (1944-1945)
Искушение святого Антония (1946)
Атомная Леда (Leda Atomica) (1949)
Христос святого Хуана де ля Крус (1951)
Assumpta corpuscularia lapislazzulina (1952)
- Вид Порт-Льигата с Ангелом-хранителем и рыбаками (1950)
- Я в возрасте шести лет, когда я верю, что стал девочкой, а пока с большой осторожностью приподнимаю кожу моря, чтобы рассмотреть собаку, которая спит под сенью воды (1950)
- Колосс Родосский (1954)
- Тайная вечеря (1955)
Живой натюрморт (1956)
Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба (1958-1959)
Рука Дали похищает золотое руно, имеющее форму облака, чтобы показать Гала-зарю, совершенно обнаженную, — там, далеко, очень далеко, по ту сторону солнца (1977)
Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Гала, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести зеркалах (1977)
- В поисках четвертого измерения (Fourth-dimension) 1979 г.
- Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа (1981)
- Жемчужина (Рearl) 1981 г.
- Три знаменитые загадки Гала (ЕnigmaGala) (1982)
- Воин (Warrior) (1982)
- Ласточкин хвост (Swallow) (1983 г.)
Дали Сальвадор,(полное имя Сальвадор Фелипе Хасинто Дали-и-Доменеч, Dali y Domenech),(11 мая 1904, Фигуэрас, Каталония — 23 января 1989, там же),испанский живописец, виднейший представитель сюрреализма.
Рисовать стал с юности. В 1924-1926 учится в Мадридской академии Сан-Фернандо, увлекается идеями анархизма, интересуется современными французскими мастерами, прежде всего символистами, а затем фовистами, кубистам и футуристами.
В 1928 переезжает в Париж, в 1929 встречает свою будущую жену — Гала (Елена Дьяконова), ставшую постоянной моделью его картин.
Как некие кадры несостоявшегося фильма, запечатлевающие мир снов и галлюцинаций, воспринимаются такие произведения Дали, как «Великий мастурбатор», «Раскрашенные удовольствия».
Обращаясь к сфере подсознательного, интересуясь эротикой, неосуществленными желаниями, игрой воображения, Дали стремится объективировать видения , дать описание безумия.
В навязчиво иллюзионистической манере, призванной убедить зрителя в реальности бредового мира, Дали с необыкновенно изощренной фантазией совмещает объекты совершенно разнородные, сталкивает их друг с другом в противоестественных ситуациях.
Знамениты образы Дали: расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, и другие. Использует он и прием «исчезающих образов», которые как бы растворяются в окружающем пространстве. Популярность художника растет, выставки устраиваются одна за другой.
Вскоре Дали порывает с парижской группировкой сюрреалистов, объявив себя единственным истинным представителем этого движения и в 1940 уезжает в США.
Среди известных картин этого времени — «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» — своеобразная иллюстрация к фрейдизму.
Дань атомной «моде» отдана в таких композициях, как «Атомная Леда» и в попытке создать Институт по изучению атомной бомбы в отношении искусства.
В 1948 возвращается в родной Фигуэрас, хотя временами наезжает в США.
После возвращения домой Дали все более проникается идеями католицизма. Религиозные мотивы, классицистическая композиция, подражание технике старых мастеров характерны для таких его картин 1950-х гг., как «Мадонна порта Льигат», «Христос св. Ионна на кресте», «Тайная вечеря», «Открытие Америки, или Мечта Христофора Колумба».
В последние годы Дали часто обращается к фотографии. Он читает лекции, выпускает книги, посвященные себе и своему искусству, в которых безудержно восхваляет свой талант («Дневник одного гения», «Дали по Дали», «Золотая книга Дали», «Секретная жизнь Сальвадора Дали»).
Он всегда отличался причудливой манерой поведения, постоянно меняя экстравагантные костюмы и фасон усов. В 1974, вложив все свои средства, Дали строит Театр-музей Дали в Фигуэрасе — здание фантастической архитектуры, наполненное картинами и объектами художника.
Здесь он и погиб во время пожара, пребывая в полном одиночестве и не желая покинуть дом…
Высказывания Дали:
Дуракам угодно, чтобы я следовал тем советам, которые я даю другим. Но это невозможно, ведь я же совсем другой.
- ***
- Новую религию можно создать только с благословения банкиров.
- ***
- Врагов я забрасываю цветами — в гробу.
- ***
- Художник думает рисунком.
- ***
- Совершенно очевидно одно — то, что я ненавижу простоту во всех ее формах.
- ***
Когда я пишу картины, я чувствую себя сумасшедшим. Единственное различие между мною и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший.
- ***
- Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист — это я.
- ***
- Не бойся совершенства, тебе его не достичь никогда.
- ***
Люблю трансатлантические суда. Это роскошные больницы для здоровых людей.
- ***
- В шесть лет я хотел быть Колумбом, в семь — Наполеоном, а потом мои притязания постоянно росли.
- ***
- Я люблю Gala больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег.
Источник: https://artgalereya.mirtesen.ru/blog/43255456850/next
Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения — Сальвадор Дали
Самые длинные, связные и впечатляющие сны снятся человеку непосредственно перед пробуждением. Сон может длиться несколько секунд, но субъективно оставить ощущение нескольких часов, насыщенных событиями. Мир сновидений — именно то пространство, где отсчет времени ведется по Мягким часам Сальвадора Дали; а они, по словам мастера, всегда показывают точное время.
Сошедшие с цирковой афиши тигры летят вперед. Когти выпущены, пасти раскрыты, грозные клыки оскалены в пароксизме ярости. Один тигр появляется из пасти другого.
Тот, в свой черед, выпрыгивает изо рта огромной рыбы, а та выныривает из гигантского граната со вспоротой кожурой. Два гранатовых зернышка каплями крови светятся над сонной гладью моря.
Зрителю эта анфилада образов неизбежно напомнит куклу-матрешку — или же кащееву смерть, спрятанную во вложенных друг в друга тайниках.
Пространство до линии горизонта заполнено безмятежным неподвижным морем. Это материя сна: то самое Бессознательное, из которого, как из внутриутробных вод, рождаются образы и сюжеты.
Далеко, почти у горизонта, из воды вздымается скалистый островок, и у края холста желтеют скалы из песчаника, без которых Дали не мыслил морской пейзаж.
Эти камни, причудливо изрезанные волнами и безжалостными каталонскими ветрами, вдохновляли художника на создание двойственных образов и обманчивых иллюзий, когда одно изображение перетекает в другое, — подобно тому, как трещины в камне складываются в новые и новые картины.
На заднем плане, прямо по воде, вышагивает слон на паучьих ногах. Он, подобно известной скульптуре с римской площади Минервы, — слонику Бернини — несет на спине обелиск-кристалл.
Его парадоксально тонкие ноги заставят бодрствующего зрителя изумиться, но во сне возможно все. В том числе и совместить несовместимое, и бросить вызов законам гравитации. С земным притяжением спорит и обнаженное тело Гала, парящее над каменной плитой.
Ее голова откинута назад, руки заведены за голову, одна нога подогнута. Она выглядит аллегорией мирного сна, находясь в гармонии с безмятежным морским пейзажем. Тем сильнее бросается в глаза контраст между статикой женского тела и динамикой яростных агрессивных образов.
Еще более усиливает этот диссонанс винтовка с примкнутым штыком, который замер в миллиметрах от кожи спящей Гала.
Рядом с ней, крошечный на фоне порожденных подсознанием образов, парит плод граната. Он, в отличие от гигантского граната-из-сна, реален. Вокруг него вьется пчела. И гранат, и пчела попали в это сонное царство неслучайно.
Они послужили катализатором для всего этого пиршества грез. Жужжание пчелы породило в голове спящей женщины цепочку тревожащих картин. Укол острием штыка стал логическим завершением сюжета сновидения, подменив собой в этой реальности укус пчелы.
Чуть поодаль зависла над камнем пара морских раковин — математически совершенных форм, которыми так восхищался Дали. Они смотрятся как крошечный, но неотъемлемый штрих, завершающий картину идеального сновидения.
И все это благословленное учением Фрейда торжество бессознательного осеняет ущербная луна, призрачное светило мира снов.
(1
Источник: https://paintingplanet.ru/son-vyzvannyj-poletom-pchely-vokrug-granata-za-sekundu-do-probuzhdeniya-salvador-dali/
Дали сон вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения
Сальдвадор Дали – художник, творивший в очень необычным ключе. Его работы, в том числе «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», всегда имеют скрытую подоплёку.
Знаменитый испанский художник, график, скульптор Дали принадлежал к направлению сюрреализма. В его произведениях всегда существовал подтекст, который по сей день привлекает искусствоведов и просто любителей необычного. «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната…» — воплощение стиля Дали, его стремление к тому, чтобы показать человеческие сны и подсознание.
Для того, чтобы понять этого мастера, необходимо обратиться к методам его работы. Как и вся жизнь художника, его рабочий процесс отличался своеобразностью. Дело в том, что в то время, пока он работал над картинами, сюрреалист периодически спал.
Казалось бы, какого результата можно добиться, если всё время спать? Но когда Дали садился подремать в кресле, он всегда сжимал в пальцах что-нибудь, например, кисть или ложку, а на пол у ног ставил металлическую тарелку.
Понемногу дремота окутывала творца, пальцы слабели, разжимались, и предмет, падая, грохотом будил Дали. Это помогало уловить удивительные видения между сном и реальностью.
Дальше дело за малым – взяться за кисть и зарисовать пришедшие образы.
Так родился «Сон…». Героиня картины находится в состоянии, столь любимом Дали. Спящий разум ещё рождает невероятные картины, непостижимым образом связанные друг с другом, звук жужжания, который проникает в сон, добавляет новые элементы, но именно он вскоре прервёт череду видений.
Картина была создана художником в США в то время, пока он скрывался там вместе с женой Галой от угрозы фашистов. В ней нашёл воплощения интерес Дали к фрейдизму. Творение должно было показать долгий связный сон, вызванный неким мгновенным воздействием, которое затем приводит к пробуждению.
Примечательно, что Фрейд не любил сюрреалистов, считал их шутами. Правда, картины Дали впечатлили его, а вот статья о паранойе совсем не заинтересовала.
Тем не менее, многие идеи фрейдизма нашли своё воплощение во «Сне…». Каждая деталь имеет своё особенное значение.
Начать стоит с центральной фигуры картины, с женщины. Она не просто спит, она пребывает на стыке мира яви и мира сна. Эти два мира не просто изображены на полотне, они сплетаются и переходят друг в друга, являясь единым целым.
Женщина – это Гала, возлюбленная супруга Дали, которая вдохновляла его в творчестве. Художник даже считал её своим вторым «Я».
Что интересно, спящая не лежит, она парит в воздухе. Полёт, согласно Фрейду – это и есть подавленное сексуальное желание.
Ниже женщины в воздухе находится плод граната с летающей вокруг него пчелой. Он — то, что связывает героиню картины с настоящим миром, ведь плод является его частью, но пчела – это первопричина происходящего.
К чему во сне парень дарит кольцо
Вместе с тем в композиции присутствует ещё один гранат – тот, что снится женщине. В античности и христианстве гранат – символ возрождения и плодородия, поэтому неудивительно, что именно из него рождаются остальные персонажи сновидения, представляющие собой трансформацию пчелы и переживаний спящей.
Рыба, покрытая чешуёй, изображает фасеточные глаза пчелы, тигры – жужжащий звук, что она издаёт, и полоски на теле. Их изображение было взято с вывески на цирке.
Ружьё со штыком – одновременно жало пчелы и выражение опасности, нависшей над сном. Прозвучит выстрел – и вся дремота исчезнет. Но ружьё – это ещё и символическое изображение мужских гениталий, что указывает на сексуальные страхи героини. Фрейд писал, что девушки с подобными проблемами часто видят сны, где мужчины гонятся за ними с оружием.
Слон – образ, впервые появившийся у Дали именно на этой картине. В дальнейшем художник часто использовал его в творчестве. Здесь у слона длинные и неустойчивые ноги. Они будто готовы сломаться и потому изображают шаткость мира снов.
Обелиск на спине слона и луна – символы начал мужчины и женщины. Кроме того луна выражает собой ночь, то есть время сна, а острота обелиска в сочетании с острыми когтями тигров показывает животный страх.
Море, простирающееся внизу, — вечность и, возможно, бессознательное, так как психика человека, по мнению Фрейда, подобна айсбергу, большая часть которого находится в бессознательном.
По словам Дали, когда он увидел эту сцену, она была абсолютно живой, дышала, двигалась. Сам художник был на грани падения в море, чистое и прохладное, и ему было интересно, успеет ли он упасть до того, как героиня проснётся, разбудит ли её своим падением. Дали задавался вопросом, заговорят ли они, когда он вынырнет.
Остаётся неизвестным, почему именно Гала выступает героиней картины, и связано ли это с реальными событиями.
Несомненно, Сальвадор Дали – автор полотна, на котором он сумел запечатлеть и свои собственные мысли, и идеи фрейдизма. Он соединил всё это и передал в произведении мир снов с его особенной логикой.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.
Источник: https://warhistory-ukrlife.ru/dali-son-vyzvannyj-poletom-pchely-vokrug-granata-za-sekundu-do-probuzhdenija/
Загадки Дали
В картине Сальвадора Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» множество символов, представленных в некоторой последовательности, и даже ноги слона, на заднем плане, напоминают длинные острые копья.
Все это происходит, как принято считать, в голове спящей женщины, однако на картине мы видим также и саму женщину. Это очень странно, потому что во сне вряд ли кому приходилось видеть себя со стороны. Однако на картине мы не видим пчелы, которая с большей вероятностью должна была бы там присутствовать.
Следовательно, напрашивается очевидный вывод, что все, нарисованное художником, происходит в голове именно у пчелы, когда она летела вокруг граната, и по дороге наблюдала спящую голую женщину. Пчела ясно представила, что могло было бы той женщине присниться, и на секунду задремав (что с пчелами изредка бывает), увидела все это воочию.
Сальвадору Дали, хорошо умеющему проникать в мысли пчел и муравьедов, оставалось всего лишь только все зарисовать, что он незамедлительно и сделал.
…
Итак о буквальности.
Как известно, многие великие безумцы обладали даром предвидения, и вы будете правы, сказав, что на картине мы видим реальный и иллюзорный мир одновременно, только образы вы все же видите более буквально, чем хотел бы художник, а изобразил он все еще более буквально, чем мог изобразить. Художник копнул намного глубже, чем можно встретить в описаниях картины, в том числе его собственных.
Бенедикт XVI-й, он же Йозеф Алоиз Ратцингер, профессор теологии, возглавлявший долгое время Конгрегацию доктрины веры, она же Святая инквизиция, с вступлением на высочайший пост, увидел происходящее вокруг с доселе незнакомой ему вершины.
Произошло то, чего он не мог ожидать. Мир, который он до тех пор считал реальным, оказался иллюзией, а к новой реальности он был не готов. И это то на вершине карьеры.
И пчела, которую вы как бы видите на картине — это мир, заставивший Бенедикта проснуться.
Но поскольку Райцингер способен увидеть себя со стороны только после пробуждения, то женщина, изображенная на картине — всего лишь символ, предвещающий это пробуждение. Результатом этого пробуждения явился отказ папы от престола.
Итак на картине очень символично изображено решение Бенедикта XVI-го отказаться от папства, связанное с его пробуждением, вызванным открывшимися реалиями мира-пчелы.
Естесственно, такой мир-пчела не может быть настолько очевиден, чтобы быть изображенным так откровенно, и поэтому, конечно же, остается за кадром.
Гранат, над которым летит трутень… Да, именно трутень, символизирует уничтожение планеты человечеством, склонным больше к потреблению, чем к жизни в гармонии с природой.
Планета-гранат с трутнем-человечеством изображены, как и слон, шествующий вдали на тонких и длинных остроконечных шестах, не крупным планом, а на периферии картины.
Со слоном все понятно — любой человек боится быть затоптанным, а в контексте сна, вызванного миром пчелой, тот имеет ноги, похожие на жала. Собственно, это также может символизировать мир, который способен тебя ненароком ужалить или затоптать. А вот с гранатом немного сложнее.
Он все же на переднем плане, и страх потери планеты в результате жизнедеятельности человека-трутня более масштабен.
Однако, поскольку человек внутренне никогда не согласится, что он трутень, и боится осознать, что, очевидно, именно в результате его, человека, деятельности, планета будет однажды уничтожена, то изображение граната с трутнем над ним и представлено столь малозаметно. Однако, следует заметить — на переднем плане, что наводит на мысль, что этот символ один из ключевых, и однозначно, в равной мере с миром-пчелой, способствует прозрению и пробуждению папы Бенедикта XVI-го
Источник: https://www.inpearls.ru/871627
Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения, Сальвадор Дали
Сон, вызванный (или навеянный) полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения — наверное, одна из самых затасканных и известных картин Сальвадора Дали, наряду с мягкими часами.
Я постарался разобрать по полочкам все символы, которые художник использовал в картине. Конечно, когда речь идет о Сальвадоре, сделать это доходчиво и понятно могут не только лишь все, мало кто может это сделать.
Смысл и символизм некоторых картин, вроде великого мастурбатора лежит на поверхности, другие же понимал, наверное, только сам мэтр.
Описание и значение картины Сальвадора Дали «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг грана, за секунду до пробуждения»
Если вы думаете, что мне нравится писать такие длинные заголовки — нет, мне не нравится, это все для гугла с яндексом. Ну не понимают они по другому. Слава богу теперь хоть тексты можно более-менее нормальные писать.
Та самая. Холст, масло. 1944, музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Я вот скажу честно — пытаться описать картину Сальвадора, это как писать против ветра. И да, я мастер поэтичных и небанальных метафор.
Если Магритт писал картины — ребусы, чтобы их пытались отгадать, то Дали задумывал полотна, как бурный выплеск подсознательного. Его работы невозможно понять полностью априори. Их можно только частично прочувствовать.
Тем не менее, некоторый фрейдистский символизм, читается почти в каждой картине.
Что сам Сальвадор Дали говорил о картине «Сон, навеянный полетом пчелы»?
Целью было впервые изобразить открытие Фрейдом типичного сна с многословным повествованием, являющегося следствием мгновенного воздействия случайного события, которое и вызовет пробуждение. Подобно тому как падение штыка на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает ощущение укуса жалом, который разбудит Галу.
Цитата бессовестно стырена из загнивающей бездуховной английской педивикии и бесстыдно переведена. За достоверность, правда, не ручаюсь, так как ссылка в педивикии битая и по переходу ничего кроме ошибки 404 не видно. Но похоже на мэтра, похоже. А даже если это не Дали, мэтр был бы доволен таким упоротым объяснением.
Не, не, ребят, не пытайтесь это понять, серьезно. Мне это удалось только после получасовой масту… ой, медитации (привычка, извините). Как вы понимаете, картина «Великий мастурбатор» мне гораздо ближе. Есть такая же цитата в русской педивикии, но там перевод неточный и потому вообще непонятно, зато, когда я прочитал ее на английском, наконец-то вкурил что к чему.
Значение картины
Если верить этой цитате, то Сальвадор Дали попытался передать ощущение тревожно-тягостного сна, который возникает под воздействием внешних факторов за некоторое время до пробуждения. Ну, знаете, такой себе сон, когда вам снится что падаете в пропасть, а на деле — с кровати. И, несмотря на то, что падаете какую-то долю секунды, во сне кажется, что падение длится больше минуты.
Есть также не слишком правдоподобная, но забавная версия, что, дескать, полотно — это отсылка к теории эволюции. Во первых, вся доступная информация говорит совсем другое, во вторых, не, господа, это на Сальвадорыча не похоже. Вот онанизм на Фрейда, сновидения, подсознательное и т.д. — это да, но не на теорию эволюции, это слишком скучно и научно для мэтра.
В общем то, на этом достоверный смысл картины заканчиваете, все остальное догадки искусствоведов. Достоверный — это конечно, громко сказано, так как я уже говорил, что ссылка на видипекии ведет на несуществующую страницу, а больше я нигде этой цитаты не нашел (ну ладно, давайте будем честны, я не искал — мне было лень).
Символы картины «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения
Давайте по порядку, сначала — инвентаризация.
На картине мы видим обнаженную женщину, над ней нависают штык и тигры выпрыгивающие из рыбы, которая, в свою очередь появляется из граната. На заднем плане слон — один из любимейших символов Сальвадора Дали, чуть ниже расскажу про его возможные истоки. Ну и на переднем — собственно гранат и пчела.
- Гранат — либо символ Венеры, либо христианский символ плодородия. Ну те же яйца, как говорится. Или гранат — это просто гранат. Может Сальвадору просто нравились гранаты?
- Штык — аллюзия (я надеюсь вы знаете что такое аллюзия, ребята?) на пчелиное жало, может символизировать пробуждение женщины от мирного сна.
- Слон — аллюзия (нет я не могу сказать просто «намек», это не куртуазно) на статую Бернини «Слон и обелиск» — https://en.wikipedia.org/wiki/Elephant_and_Obelisk Статуя была сделана по заказу Папы римского (уж не помню какого). Слон намекает на историю Фрейда про сон с похоронами папы, который был вызван колокольным перезвоном.
- Голая женщина символизирует женщину.
- Тигры (это уже чисто моя догадка) — скорее всего ассоциация с жужжанием пчелы. Жужжание пчелы исказилось в сознании спящей женщины и превратилось в рычание тигра. Но это не точно.
- Рыба — честно, понятия не имею. Судя по тому, что я не нашел никакой информации, искусствоведы — тоже.
Кто модель на картине?
Опять таки, если верить цитате, то модель на картине — это Гала. Я правда уже писал, что на Галу она похожа так же как Ким Чен Ын на хорошего правителя. Но фиг знает, может, Сальвадор Дали настолько идеализировал свою жену.
Пусть у Галы и была хорошая фигура (в отличие от фейса), но не настолько же. К тому же, «Гала» на этой картине не похожа на Галу, изображенную на других полотнах.
Мне кажется, все-таки, Дали использовал в качестве модели, какую-нибудь богемную посетительницу его безумных вечеринок, а потом сказал, что это Гала, лица то не видно. Ну, это уже досужие домыслы, кто знает.
Когда была написана и где находится?
Картина была написана незадолго до окончания второй мировой войны в 1944 году (Сальвадорыч к тому моменту уже свалил в зогневающую Америку ).
Да, ребят, для тех, кто в танке — я орфографические ошибки специально делаю, это ирония типа (вот запятые — это да, это я просто не умею их ставить).
Если вы сейчас задумались — неужели находятся такие не слишком одаренные люди, которые думают, что это не специально и исправляют меня. Так вот — они находятся.
На данный момент «сон, вызванный полетом пчелы» находится в Музее Тиссена-Борнемисы. Кому интересно — ранее одна из самых больших галерей в частном владении, сейчас государственный художественный музей в Мадриде. Основателем был большой и влиятельный немецкий буржуй Генрих Тиссен-Борнемиса.
Знаете, я когда сюда пишу про всяких художников и живопись, прям душа отдыхает.
Это, конечно, не так прибыльно как писать про «пластиковые окна в Москве» (такой локальный мем вебмастеров — людей, которые пилят сайты, не обращайте внимания), но гораздо интереснее.
Пусть бабла мне с этого сайта капает с гулькин нос, зато он для меня как первый ребенок и я никогда не заказывал статьи отсюда копрорайтерам. Все писал сам.
К тому же я и сам художник, кто лучше меня напишет? Я сам знаю, что слишком скромен, не надо мне тут. Ну ладно, давайте закончим эти сопли бородатого вебмастера (если меня вообще можно так назвать), вы же не за этим сюда пришли.
Графоманы — они неисправимы.
Источник: http://figgery.com.ua/dali-son-naveyannyj-poletom-pchely-vokrug-granata/