Дега «танцевальный класс» описание картины, анализ, сочинение

На этот пост о балете меня подтолкнул выпуск «Нереальной политики» с Тиной Канделаки, Андреем Колесниковым и главное, гостьей программы, Анастасией Волочковой.Дега Эдгар Дега.Репетиция балета. 1873. Холст, масло.45,8 x 61.Кембридж (штат Массачусетс). Художественный музей Фогга.

Балет Эдгара Дега

Огромную роль в творчестве Дега сыграло балетное искусство. Он увлекся балетом в 70е годы и до конца дней оставался его поклонником.«Карандаш и уголь, масло и пастель, нежно-серые гризайли и яркие гармонии, отдельные фигуры и многолюдные композиции- все эти пути были испробованы Дега для новых и новых воплощений завладевшей им темы».

Балет для Дега- это некий живой организм, это совершенно особый ритм жизни, который очень сложно понять и принять. Балет – это, прежде всего, тяжелый труд, это долгая изнурительная работа, предвосхищающая грандиозное действо, интересующее художника меньше всего. Для него не существуют некоего идеала, некоей прима-балерины, задаренной цветами, любовными посланиями и восторженными взорами.

«Балерина Дега – существо всецело телесное, физическое; это живой автомат – кости и мускулы, облеченные газом и шелком, юбочкой и трико. Ее пляска не одухотворена и не осмысленна внутренним переживанием, это – движение, только движение.

Ее мимика, ее выражения – они не сводятся к пресловутой и трафаретной улыбке, sourire de la danseuse, которая должна расцвести на сцене, или к гримасе усилия, с которой она обучается своему трудному искусству».

Любопытны записи, сделанные Эдмоном де Гонкуром в 1874 году: «Художник показывает свои картины, время от времени дополняя пояснения воспроизведением какой-нибудь хореографической фигуры, имитацией, говоря языком танцовщиц, одной из их арабесок.

И поистине забавно видеть, как он, стоя на носках, с занесенными над головой руками, смешивает эстетику танца с эстетикой живописи, рассуждая о нечистых тонах Веласкеса и силуэтности Мантеньи».Одна из самых ранних работ балетного цикла – «Танцевальное фойе Оперы на улице Ле Пелетье» (1872). В просторном танцевальном зале идет репетиция балета.

Три танцовщицы расположились у станка, в левом углу, среди группы балерин справа, находятся хореограф и скрипач. Передний план пуст, лишь деревянный стул заполняет пространство, чуть левее молодая танцовщица, она замерла в ожидании указаний и советов хореографа.

Между этой одинокой фигуркой и преподавателем танца возникает некое напряженное пустое пространство, оно усиливает чувство одиночества и страха, ведь сейчас все внимание обращено только на нее, сейчас она не должна ошибиться. Но, не смотря на живописные группы танцовщиц, все же центром композиции является пустое пространство, и взгляд зрителя сосредоточен на зеркально-гладком полу.

Интересен колорит картины, спокойные бежево-серые тона стен прекрасно сочетаются с воздушными белоснежными нарядами балерин. До блеска начищенный пол будто сливается с арочным зеркалом в стенной нише.Дега «Танцевальное фойе Оперы на улице Ле Пелетье» (1872)В «Танцевальном классе» 1874 года, из музея Метрополитен в Нью-Йорке, – небольшое помещение, с низким потолком и деревянным полом, составленным из многочисленных досок. Возможно, могло бы создаться ощущение тесноты и невыносимой летней духоты, если бы не зеркало, которое отражает в себе огромное окно, светлое небо и две призрачные фигурки балерин (будто возникающих из ниоткуда и ненаблюдаемых больше нигде в пределах картины). Вдоль зеленой стены рассредоточены фигуры юных балерин, каждая изображена в особой позе, кто-то старается показать все свое мастерство, кто-то, устав от репетиции, просто отдыхает, прислонившись спиной к стене, на заднем плане можно разглядеть дам в шляпках, возможно, они зашли полюбоваться танцем своих дочерей, а возможно, это фрейлины, сопровождающие своих послушниц и беспрестанно наблюдающие за бедняжками…Одинокая фигура справа, чуть в стороне от всех – великий мастер романтического балета Жюль Перро, облаченный в светлый льняной костюм, он опирается на деревянную трость и внимательно наблюдает за танцующей перед ним юной балериной, вероятно, спустя мгновение он вынесет свой вердикт…Существует еще одна версия «Танцевального класса», но 1873–1875 года, из парижского музея Орсэ. Все тот же зеленый, но слегка измененный зал, зеркало обрамлено темными, будто малахитовыми колоннами. Две танцовщицы на первом плане изображены в другом ракурсе, одна из них, пытается прийти в себя, ее голова запрокинута назад, а рука тянется к уставшей спине, чтобы хоть немного привести в рабочее состояние позвоночник и мышцы. Другие же, будто, парят с необыкновенной легкостью над темным полом, под зорким взглядом балетмейстера, изображенного в той же самой позе, что и на нью-йоркской картине.Дега «Танцевальный класс» 1873-1875.В этих девочках еще можно разглядеть всю ту хрупкость и изящность, присущую только юному возрасту. В более поздних работах Дега изящества будет все меньше и меньше, его работы будут отражать всю трагическую историю балерины: «вот она – еще худенькая девочка и уже преждевременная женщина с жеманно поджатыми губками, в декольтированном корсаже, рядом с сестрой в коричневом гимназическом платьице, которую ждет та же участь. Вот и самые упражнения ее, чуждые всякого подъема и увлечения и скучные, как этот серый парижский день, льющий свои холодные волны через громадные окна фойе-упражнения, утомляющие до той же неистовой рабочей зевоты, которую мы видим у «Гладильщицы»».Картина «Репетиция балета на сцене» из музея Орсэ, 1874 года скорее напоминает фотографию, благодаря своим колористическим особенностям. Мы, словно, наблюдаем откуда-то сверху за репетицией балета. В то время как одна группа балерин отрабатывают свои пируэты, другая группа, располагающаяся в левом углу, отдыхает. Вот, девушка присела на скамейку, она сидит спиной к зрителю и почесывает спину. А другая, лениво потягивается и зевает. Кто-то перевязывает ленты на пуантах, кто-то просто стоит, умирая от скуки и невыносимости нескончаемого дня. Невозможно различить лица балерин, они неотличимы друг от друга, в них нет никакой индивидуальности, невозможно представить, что спустя какое-то время эти изможденные девушки перевоплотятся в дивных принцесс и крылатых фей, будут порхать над сценой Гранд Опера и сводить с ума поклонников.Дега «Репетиция балета на сцене» 1874.В «Репетиции на сцене» 1874 года из музея Метрополитен, появляются два новых персонажа – бурно жестикулирующий балетмейстер и вальяжный, почти сползающий со стула мужчина. Фигуры балерин далеки от сложившихся в 20 веке балетных канонов. Они приземисты и коренасты, их шеи коротки, их лица грубы, в них полностью отсутствует какое-либо вдохновение, им чужд восторг, и кажется, что только лишь мечта о славе может сподвигнуть их на продолжение занятий.«Урок танца», 1879 года из Метрополитена, дает нам четкое представление о несчастной судьбе совсем еще юного существа, не понимающего, зачем она здесь и кому это нужно. Она стоит у станка, уставшая и бесконечно одинокая, в воздушной газовой пачке, с повязанным на боку белоснежным атласным бантом, ее наряд, будто, весь соткан из тысячи бликов. Девочка скорее напоминает заводную куклу, запрограммированную на определенные действия, она, словно марионетка, призванная служить своему кукольнику, а он, беспрестанно следит за каждым ее движением. Ее взор обращен на него, но для нас он невидим, и только печальный скрипач, наполняет танцевальный зал прекрасной мелодией. Здесь воздух пропитан разобщенностью человеческих душ, здесь исчезают понимание и доброта, здесь будет забыто еще одно детство и незаметно промелькнет еще одна жизнь.Дега «Урок танца» 1879.В работе «Танцовщицы у палки», 1876–1877, две балерины, неловко закинувшие ноги на палку, разрабатывают суставы и кости. Они посвящают себя беспросветным дням бесконечных репетиций, мечтая о триумфальных выступлениях и всеобщем признании.Дега «Танцовщицы у палки» 1876–1877.И вот, одна из них уже танцует на большой сцене – «Звезда» 1876-1877г. Художник запечатлел ее в момент грациозного па, и кажется, что счастье переполняет ее в этот миг, и что теперь значат испытанные в танцевальных классах муки, по сравнению с мигом славы? Ее наряд сияет в свете рамп, черная ленточка на шее изящно развевается и вторит летящим движениям танца. «Здесь художник, работая пастелью, словно соревнуется в виртуозности со своей героиней. Его штрихи- то тонкие и протяжные, то густые и отрывистые – переливаются перламутровыми оттенками в облачном сгустке многослойного муслина. Особенно великолепно мгновенные касания красного, падающие цветочной россыпью на тюнику балерины. Стремительный танец руки, долгие скольжения и быстрые броски пастели как будто внушены мимолетностью балетных образов». А где-то на заднем плане ожидают своего выхода остальные балерины и за декорацией можно разглядеть фигуру режиссера в черном костюме, но сейчас они второстепенные герои, и лишь та, которая танцует в праве зваться царицей сего действа.Дега «Звезда» 1876-1877.«Балерина с букетом цветов» предстает перед зрителем в глубоком реверансе. Сегодня она блистала на этой сцене и скромный букет цветов, преподнесенный ей одним из поклонников, сулит ей невиданный успех. А на заднем плане изображены танцовщицы с веерами, две из них присели под соломенный зонтик, грациозно склонив, друг к другу головки, балерина в алом венке отдыхает, опершись на основу зонта, четвертая балерина, чуть выставив ножку вперед, собирается прошествовать в другую часть сцены. Как интересно распределяет Дега живописные группы танцовщиц, если в правой части балерины тонки и изящны, то в левом углу мы найдем лишь грубых, коренастых девушек. И, кажется, что кто-то совершил нелепую ошибку, облачив этих безликих существ, в столь прекрасные воздушные наряды, украсив их волосы чудесными цветами. А где-то вдали, виднеется голубое небо и горы и, глядя на них, совершенно забываешь, что это всего лишь декорации и традиционная уловка театрального художника.Дега «Балерина с букетом цветов» около 1877.В картине «Балерина у фотографа» 1875 года из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина невероятно насыщенный колорит становится доминирующим началом картины. Танцевальный зал скорее напоминает некое подводное царство, старый древесный пол будто устлан морскими травами, а сквозь огромное окно, омытое прозрачными водами, виднеется, окутанный синей дымкой призрачный город. Посреди зала, в несколько нелепом па застыла молодая танцовщица, она позирует невидимому фотографу, ее руки воздеты над чуть запрокинутой головой, а полупрозрачная пачка не может скрыть от любопытного зрителя далеко не изящные ножки, скованные тугими пуантами. «Острота и гротескность женской фигуры, в которой больше животного, нежели человеческого, смягчена нежной туманностью, насыщенной голубовато-морской гармонией, а холодная монотонность последней изящно оживлена пикантностью кораллово-алых губок балерины и бутоньерки, приколотой к ее поясу…» Дега постоянно сопоставляет природною красоту с человеческим несовершенством. «Этот контраст красоты вещей, красоты природы, города, света и воздуха и некрасивых. В ЧЕМ-ТО ДУШЕВНО И ФИЗИЧЕСКИ НЕПОЛНОЦЕННЫХ ЛЮДЕЙ ПРЕСЛЕДУЕТ Дега повсюду»…Дега «Балерина у фотографа» 1875.Совершенно иное ощущение вызывает картина «В театре», 1880 года из Парижа. Прежде всего, в глаза бросается пестрота театральных костюмов танцовщиц, взгляд зрителя устремляется в глубину сцены, на которой танцуют балерины, а разноцветных нарядах, оранжевых, голубых, желто-зеленых, схожих с красочным оперением, какой-нибудь диковинной птицы. И лишь спустя миг взгляд падает на терракотовые перила ложа, на которые манерно опирается женская рука в белой перчатке, держащая бинокль. В правом углу фрагментарно изображен веер из павлиньих перьев. Нам не дано видеть сидящую даму, и мы можем только догадываться, кто является обладательницей этих прекрасных аксессуаров. Танцующие балерины, будто не подозревают о чьем-то присутствии в верхней ложе и о том, что в любой момент их могут начать разглядывать в бинокль, словно какую-нибудь пеструю бабочку, оказавшуюся под микроскопом.Пастель «Танцовщицы на сцене» (или «Зеленая танцовщица»), ок.1880, поражает, прежде всего, мастерски выполненным, вертикально вытянутым форматом. Фигуры трех танцовщиц буквально взмывают вверх, их летящие бирюзовые пачки, обрамленные по краям каймой лучистых искорок, прекрасны и невесомы, будто крылья стрекоз. Руки танцовщицы, находящейся в центре композиции распростерты и ее левая рука, кажется, сливается с поднятой ножкой невидимой балерины, стоящей чуть ниже, в свою очередь ее правое колено плавно переходит в рисунок пачки иллюзорной танцовщицы, скрывшейся за пределами картины. По контрасту с «зеленой» группой балерин, на заднем плане сияют в пламенных одеяниях девушки из кардабалета, причем, в отличие от зеленых танцовщиц они расположены строго по горизонтальной линии. «Раздвижное», распахивающееся веером пространство великолепно передает динамику сходящихся и расходящихся балетных группировок».Дега «Танцовщицы на сцене» (или «Зеленая танцовщица») ок.1880.Существует несколько иная версия «Танцовщицы на сцене» из Художественного музея в Далласе, 1882–1884 гг. Практически то же построение композиции, что и в предыдущей работе, но здесь доминирует четкая перспективная вертикаль и полностью отсутствует горизонтальное начало. Вереница переплетенных рук и сливающихся полупрозрачных тканей балетных нарядов тянется от нижнего правого края картины и постепенно растворяется в иллюзорном пространстве верхней части картины.Около 1898 года была написана одна из лучших картин Эдгара Дега – «Голубые танцовщицы» (ГМИИ им. А. С. Пушкина). Своеобразный, крупный план, срезанные фрагменты лиц и платьев, безусловно, напоминают фотографию. Работа выдержана в глубоких, насыщенных тонах. Несмотря на то, что действие происходит на сцене, как и в «Танцовщице у фотографа» создается впечатление некоего водного пространства, но если изображенное в прежней работе ассоциировалось с морскими или даже океанскими безднами, то в «Голубых танцовщицах» распознается мотив заросшего кувшинками пруда.«Голубые танцовщицы» ок. 1898.Фосфоресцирующий синий цвет платьев придает всему происходящему некоторый мистический оттенок. «Голубые танцовщицы», словно прекрасные неземные создания, кружатся в чарующем танце воды. Желтые цветы, украшают их волосы, а одеяния сливаются с иллюзорным небом и водой.

Случайность и фрагментарность изображаемого события становятся главными художественными принципами Эдгара Дега.

Спасибо сюда. Проиллюстрировано мной.

Много репродукций Дега.

Источник: https://art-shmart.livejournal.com/12310.html

Современное искусство по кусочку. Импрессионизм. Часть 2

Опубликовано пользователем сайта

Дега

В предыдущей части я остановилась на том, что одним из источников вдохновения для творчества импрессионистов были японские ксилографии — укиё-э. Особенно любили асимметрию в композиции — характерный прием укиё-э для усиления эмоциональной выразительности, когда правая часть рисунка больше левой. 

Дега

Кацусика Хокусай (1760-1849)

Кроме асимметрии, укиё-э прельщает своей упрощённостью, рисунком на манер комикса.  Эдгар Дега (1834-1917) взял немало из японской графики. В частности его впечатлил Утагава Хиросигэ. Еще раз приведу здесь его станцию Оцу, чтобы было нагляднее. 

Дега

Утагава Хиросигэ, Станция Оцу (1848-1849)

Композиция построена таким образом, что зритель будто подглядывает за происходящим сверху. Такой эффект камеры наблюдения. Благодаря диагонали, проведенной снизу вверх создается ощущение движения и взгляд движется вдоль этой прямой.

Важный момент: Хиросигэ обрезает композицию, усиливая динамику. Вообще, этот прием характерен для укиё-э. В европейской живописи такое «обрезание» не использовалось.

Всё же композиция так или иначе выстраивалась в рамках полотна или поверхности, на которую оно наносилось. 

Дега решил исправить ситуацию. 

Дега

Эдгар Дега, Танцевальный класс, 1974

Стоит ли отмечать, что Дега совершенно игнорирует принципы написания картин, провозглашаемые Академией. Полотно говорит само за себя. Композиция строится по диагонали от нижнего левого угла к верхнему правому, ракурс приподнят, а изображение обрезано «по живому». Благодаря этому, картина не выглядит статичной. Создается эффект только что схваченного мгновения. Хотя это далеко не так. 

Дега

Эдгар Дега, Автопортрет с приветствием, 1866

Сам Дега признавался: » Нет искусства менее спонтанного, чем у меня».  И в этом смысле он действительно далек от импрессионизма. Дега не увлекался живописью на пленэре, работал в мастерской с предварительными набросками. Если для Моне наиболее важным был свет и цвет, то для Дега — движение и ракурс.

Возможно, именно поэтому двумя излюбленными сюжетами для него стали балерины и лошади. И те, и те отличаются ярко выраженной физиологичностью — их тела интересно рисовать в динамике, с разных точек.  Но балерины Дега — не воздушные, эфемерные создания.

Они показаны в моменты, далекие от романтики — изнурительные репетиции, раздевалки, закулисье. 

К каждой картине он тщательно готовился, анализируя и изучая человеческую анатомию сродни тому, как это делал в свое время да Винчи.

Дега Дега Дега

Способ воссоздать непосредственное ощущение движения Дега подсказали не только японские графики. Многому он научился у нового и быстро развивающегося искусства фотографии. В частности, у Эдварда Мейбриджа (1830-1904) — первопроходца в этой области. Его, теперь уже знаковые работы — серии снимков поэтапно запечатлевающих движение лошадей и людей. 

Дега

Эдвард Мейбридж 

Дега изучал и копировал их перед тем, как приступить к работе над картиной. Вообще, Эдгар Дега был импрессионистом более по своим новаторским методам, нежели по духу. Скрупулезность, тщательная проработка композиции, пристальное внимание к анатомии и главное — верность линии и контуру. Манера, отсылающая нас больше к академии, нежели к спонтанным зарисовкам на плэнере. 

Если знать, что Дега был в свое время дружен с Жаном Огюстом Домиником Энгром — классиком академизма — все становится вполне понятно. Еще раз Энгр для наглядности)

Дега

  • Жан Доминик Энгр, Большая Одалиска, 1814
  • Кстати, пока искала Одалиску, столкнулась с современным искусством «в действии»))
  • Вот кто-то серьезно вдохновился)

Традиционалист до мозга костей, Энгр внушил своему коллеге понимание рисунка как основы картины. Дега действительно стал прекрасным рисовальщиком, умевшим рисовать не хуже старых мастеров ( как Пикассо и Матисс, кстати). Это бросается в глаза в «Коляске на скачках».

Эдгар Дега, Коляска на скачках, 1869-72

Опять привет японцам — теперь по диагонали мы видим коляску с парочкой буржуа. Изображение безжалостно обрезано спереди, таким образом Дега усиливает динамику композиции. Но главное — рисунок. Это не небрежные штрихи, свойственные импрессионистам.

Здесь — кропотливая длительная работа, аккуратно и грамотно положенные краски. Даже критикам пришлось признать за Дега умение рисовать. Возможно, в них затеплилась надежда на то, что современное искусство можно соединить с искусством старых мастеров и таким образом продолжить традицию.

 К слову, сам Дега тоже стремился к этому. Собственно он себя называл реалистичным художником. 

Да, действительно, его нельзя назвать полноценным импрессионистом, как Моне, Ренуара и Писсарро, но многое в его работах созвучно методу коллег. Сюжеты современной жизни, яркая палитра, видимая небрежность исполнения и стремление ухватить ускользающий миг. 

Кстати, у Дега есть еще одна интересная особенность. Во многих портретах он заметно смазывает лица. В некоторых случаях становится даже жутковато, особенно на контрасте с прорисованными фигурами, руками и платьем. 

    Раскол в группе, соединившей столько ярких индивидуальностей, был неизбежен. Накануне выставке 1886 года в Париже, уже известное сообщество художников было на грани распада. Но окончательное разделение произошло не на почве творческих разногласий. В дело вмешалась политика. 

    Камнем преткновения стало «дела Дрейфуса» в сер 90х.  Собственно, это дело посеяло раздор среди всей Франции. Альфред Дрейфус — капитан французской армии еврейского происхождения был ложно обвинен в измене ( передаче немцам секретных документов) и сослан в тюрьму. Позже появились доказательства его невиновности.

    Дега, Ренуар и Сезанн разделили антисемитскую позицию военных, подставивших Дрейфуса намеренно. Ренуар даже писал, что никогда больше не будет иметь дело с евреями. На минуту, Камиль Писсарро — идейный вдохновитель группы — был евреем. Его поддержал Моне и писатель Эмиль Золя, который перенял эстафету Бодлера в деле защиты современного искусства. 

    Несмотря на раскол, импрессионисты уже сделали себе имя. 1886 год был их звездным часом — Дюран-Рюэль организовал выставку в Америке. Ее ошеломительный успех вполне передают слова самого торговца: 

    «Американская публика не смеется и не обсуждает новинки. Она просто покупает». 

    • Очень правдоподобное описание того, что будет происходить на рынке современного искусства во второй половине XX века.
    • Продолжение следует)
    • Немного тех, о ком почти ничего не сказала:
    • Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919)
    • Камиль Писсарро (1830-1903)
    • Альфред Сислей (1839-1899)

    Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/vokrug_sveta/131447_sovremennoe-iskusstvo-po-kusochku-impressionizm-chast-2

    «Танцевальный класс» Эдгара Дега — УМБРА

    Французский импрессионист Эдгар Дега родился 19 июля 1834 года в Париже. Он мог стать юристом, но будучи студентом Парижского университета, понял, что его призвание – живопись. Дега поступил в Парижскую школу изящных искусств, учеба в которой на всю жизнь привила ему интерес к человеческой фигуре.

    Эдгар Дега наиболее известен картинами, изображающих танцовщиц. Его картины на темы театра, балета и оперы изображали не только представления на сцене, но и моменты закулисной жизни и репетиции. Но мало кто знает, что до середины 1880 года он не мог получить разрешение посещать репетиции балерин, ему разрешали только бывать в пустых классах.

    Поэтому художник составлял композиции из изображений танцовщиц, которые ему позировали по отдельности. Картина «Танцевальный класс» (87х75, холст, масло, около 1871-1874 годов) стала первым полотном Дега большого формата с изображением танцовщиц.

    Сейчас эта работа, заказанная у живописца певцом-баритоном Жаном-Батистом Фором, хранится в музее Орсе во Франции.

    Дега

    Эдгар Дега «Таневальный класс» 1871-1874

    На картине зрители видят танцевальный класс мастера Жюля Перро, стоящего во властной позе. Танцовщицы, расположившиеся вдоль стены студии, репетируют. А балерины на переднем плане пока ожидают своей очереди, чтобы предстать перед мастером.

    Яркие краски поясов, костюмов и других украшений выражают энергию и элегантность танцовщиц, падающий справа свет подчеркивает их позы. Все внимание сосредоточено на танцовщицах, поэтому фон сведен к минимуму.

    Края композиции срезаны, как это мог бы сделать фотограф, сфокусировав внимание на балеринах.

    Фон картины выглядит нейтральным, благодаря чему с ним живо контрастируют детали костюмов танцовщиц. Красный, зеленый, голубой вспыхивают по всей композиции, заставляя зрителя переводить взгляд от одной фигуры к другой.

    В работе Дега сочетает точный рисунок с эскизностью деталей, выполненных свободным мазком. Художник точно передает выражения лиц танцовщиц, а волосы, платья, костюмы наоборот написаны свободными мазками сухой кисти, которые лишь намекают на фактуру и цвет. Местами слой краски такой тонкий, что просвечивается холст, который тоже участвует в создании текстуры.

    В ранних изображениях танцовщиц палитра Дега была приглушенной, и лишь отдельные детали выделены яркими красками. Когда он смог присутствовать на репетициях, цвета костюмов стали все более насыщенными и выразительными, поскольку он использовал весь спектр чистых цветов пастели.

    Дега

    Эдгар Дега «Автопортрет с приветствием» 1862

    Из-за проблем со зрением художник вынужден был оставить живопись. Дега занимался скульптурой. Умер художник в возрасте 83 лет от воспаления легких.

    В материале использованы данные из книги Дианы Ньювол «Импрессионисты».

    Источник: http://umbra.media/arhiv/tantsevalnyj-klass-edgara-dega/

    Описание картины Эдгара Дега «Танцевальный класс»

    «Танцевальный класс» — одна из самых известных работ Эдгара Дега. Художник много писал артистический мир, изображая на своих картинах актеров, певцов оперы и танцовщиц. Закулисье вдохновляло автора; он часто посещал Парижскую Оперу, ища сюжеты для будущих картин. В конце концов он стал за сценой «своим» человеком. Волшебная страна, расположенная «по ту сторону занавеса», для большинства зрителей является сферой совершенно незнакомой; Дега показывал простому человеку, чем живет богемный мир — показывал с любовью, но отчасти и с сарказмом.

    Балерины — основная и наиболее часто встречающаяся на картинах Дега тема. С одной стороны, художник восхищен балетом и создаваемыми на сцене образами; с другой стороны, к героиням своих работ он относится иронично. Живописец увидел балет с совершенно новой точки зрения.

    Картину «Танцевальный класс» автор писал не один год. Для этого он посещал уроки легендарного балетмейстера Перро — учитель занимает центр картины. За плечами мастера — годы, полные торжества и побед, длинная жизнь, наполненная поездками в разные страны и блестящими постановками для лучших танцовщиц современности. Перро немолод, он опирается на палку; но по-прежнему энергичен и полон идей.

    На картине — последние минуты урока. Юные феи балета сбросили напряжение, расслабились; лишь некоторые из них спешат напоследок повторить нужные па. Другие нимфы уже поникли, опустили головы и сгорбили плечи — усталость дает знать о себе.

    В позах девочек нет ничего возвышенного или пафосного; девушка на переднем плане с удовольствием чешет спину, ее подруги в глубине зала поправляют платья, считая минуты до того мига, когда можно будет, наконец, переодеться.

    Удивителен контраст легких белых пачек, напоминающих о волшебстве балета, и обыденных выражений лиц героинь.

    Художник подробно прописал дощатый пол зала. Дега — один из тех редких авторов, который придавал равное значение как героям своих художественных произведений и крупным, значимым деталям, так и мелочам — полу, стенам, заднему плану.

    (2 votes, average: 5,00

    Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-edgara-dega-tancevalnyj-klass/

    Самые знаменитые картины Эдгара Дега: описание и фото

    Классик импрессионизма Эдгар Дега получил классическое образование и изначально занимался под руководством Энгра, мастера реализма. Но, в 1862 году Дега знакомится с Ренуаром и Моне, по тем временам уже знаменитыми импрессионистами. И Дега кардинально изменил направление в своём творчестве.

    В отличие от Моне и Ренуара, которые были приверженцами работы на пленере, Эдгар Дега рисовал по памяти и не любил писать на свежем воздухе. В 1870 году Дега в своих работах стал использовать пастель, и называл сам себя мастером цветных линий. Эдгар Дега был мастер не только линий, но и движения.

    Самой излюбленной темой в работах Дега были женщины. Балерины, танцовщицы, кухарки, знатные дамы, простые и богатые, одетые и обнажённые. Он любовался ими, и изображал их в какой-то определённый момент движения или действия. Есть что-то фотографическое в этих великолепных работах.

    знаменитые картины Эдгара Дега:

    1

     Гладильщицы (1884–1886)

    Фигура гладильщицы, зевающей от своей однотонной, утомительной работы, стала символом работницы XIX века. Женщина решила передохнуть и выпить немного вина. Её поза и весь внешний вид говорит о том, как у неё ноет спина, болят руки.

    Рядом с ней вторая гладильщица продолжает отутюживать ткань тяжёлым чугунным утюгом. Её усталость видно в напряжённой позе, когда она, опустив голову, пытается со всех сил давить на утюг обеими руками. Это тот Париж, который скрывается за яркими витринами и вывесками богатых магазинов и отелей.

    Повседневная тяжёлая безысходность работниц делает их жизнь невыносимой.

    Дега отработал новую технику, когда грубый холст и грубые мазки создают на картине эффект пастели. Гуманизм картины как раз кроется в этой жёсткой живописи. Зрителю становится невыносимо жаль этих тружениц. И если это так, то Дега смог сдвинуть огромную глыбу проблем женского труда в Европе XIX века.

    2

     Голубые танцовщицы (1898)

    Небольшой квадратный лист бумаги превратился в настоящий шедевр под искусной рукой Дега. Волшебство, очарование этой картины неоспоримо. Изящество балерин, изысканный голубой цвет делает работу узнаваемой и необычайно эстетичной.

    Балерины и балет были для Дега одной из любимых тем. Он рисовал девушек в самых различных позах, ракурсах, как будто выхватывал из ленты времени маленький фрагмент движений балерин. Эта картина, скорее всего, похожа на современную фотографию. У неё необычный ракурс — вид сверху.

    Зритель видит только изящные шеи, плечи и талии танцовщиц.

    Каждая балерина занята своим делом: одна поправляет бретельку платья, другая — проверяет, как сидит танцевальный костюм на её прекрасных плечах, третья пытается рассмотреть через плечо свои ноги, а у четвертой зритель видит только затылок и часть спины — видно, что балерина нагнулась завязать бант на пуантах.

    Самые красивые картины Поля Гогена.

    3

     Балерина и женщина с зонтом (Ожидание), 1882

    Это очередная пастель Эдгара Дега на тему балета. На картине всего два персонажа — молодая балерина и дама в строгом чёрном платье с зонтом. Женщины сидят на скамье у стены. Молодая танцовщица проверяет пуанты, а женщина в чёрном, очевидно, её мать. Её поза напряжена, она ожидает выхода дочери, результата от её танца. Возьмут её в балет или нет?

    4

     Звезда (1876-1877)

    Дега обожал балет, это видно, с какими любовью и трепетом он изображал своих балерин. Волшебный мир театра привлекал Художника со всех сторон — со стороны сцены, стороны кулис, балетных классов. Его интересовал весь процесс подготовки к балету.

    Именно пастель смогла вознести балерин Дега на уровень небожительниц. Изысканные мягкие тона, нежность, воздушность и прозрачность делают его работы превосходными. Центральная фигура картины — балерина, которая парит в воздухе, касаясь сцены кончиком пуантов.

    Она белоснежная, вся светится изнутри.

    На заднем плане декорации и кулисы. Из-за декорации видна фигура респектабельного человека, мецената, роль которого в жизни примы неоднозначна. Эта фигура возвращает зрителя из волшебной страны эльфов в суровую земную жизнь.

    5

     Причёсывающаяся женщина (1885)

    Это полотно, по мнению редакции most-beauty — одна из лучших работ художника. Молодая обнажённая женщина сидит, скрестив ноги, спиной к зрителю, расчёсывает роскошные волосы. Прекрасный чистый колорит, нежные линии, тонкие пастельные штрихи делают фигуру женщины пленительной и очень естественной.

    6

     Абсент (1893)

    Перед зрителем разворачивается довольно интересный сюжет. В кафе за столиком сидит странная пара — трезвый мужчина с трубкой и выпившая женщина. Перед ней стоит бокал с абсентом.

    Поза женщины расслаблена, она бесцеремонно выдвинула вперёд ноги, опустила плечи. Её веки отяжелели и чуть прикрывают глаза. Она пьяна и абсолютно безразлична к окружающему миру.

    Мужчина, по всей видимости, не является спутником дамы. Он смотрит в окно с безучастным видом.

    На картине изображено утро, о чём свидетельствует утренняя газета в руках господина, чьими глазами мы наблюдаем эту сценку. У дамы и у мужчины, видимо, была бурная ночь.

    Действие абсента имеет определённый эффект на человека. Изрядно выпившие люди становятся равнодушными ко всему на свете, отчуждёнными. Дега смотрит на эту пару трезвым взглядом и подчёркивает пагубность этой привычки. А ведь пристрастие к абсенту было бичом XIX века.

    7

     Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо (1879)

    Знаменитая цирковая акробатка изображена художником в немыслимом ракурсе. Фигура смещена в левый верхний угол, нарисована снизу-вверх, что делает композицию очень необычной. Зритель будто в реальности наблюдает за работой воздушной гимнастки. Фигура нарисована так мастерски, что создаётся впечатление присутствия на цирковом представлении.

    Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о самых красивых гимнастках.

    8

     У модистки (1882)

    Дега всегда считал себя реалистом, хотя и рисовал в манере импрессионизма. Реализм его работ настолько велик именно за счёт изображения реальных моментов из жизни парижан. Однажды он проходил мимо витрин дамских шляпных магазинов и не смог отвести глаз от происходящего за витриной. В результате таких наблюдений появился целый цикл «У модистки».

    Одна из первых картин изображает двух дам — покупательниц, одна из которых примеряет шляпку. В своей работе Дега использует диагональную композицию, на переднем плане изображены аксессуары — всевозможные шляпки. Но они не отрывают внимания зрителя, его привлекают именно увлечённые дамы, которых словно застали врасплох за примеркой модных шляпок.

    9

     Прачки несут бельё в город (1878)

    Жёлто-коричневая гамма картины отображает не только тяжесть женского труда, но и беспросветную серость их будней. На картине изображены две прачки, которые расходятся по клиентам в разные стороны.

    Корзины с чистым бельём тяжелы настолько, что женщинам приходится наклоняться. Лица прачек загорелы от постоянного нахождения на солнце. Эти женщины непохожи на чопорных дам.

    Они делают свою тяжёлую работу изо дня в день ради скромного заработка, который не позволит купить им новое платье или модную шляпку.

    ????

     Послесловие

    Эдгар Дега — великий художник-импрессионист, который славился своей пастельной техникой. Он вознёс её на такой высокий уровень, который остался практически недосягаемым. С его мастерством к пастели стали относиться серьёзно, как к масляной живописи. Most-beauty.ru ждёт от вас комментариев относительно картин этого художника. Какие его работы вам нравятся больше всего?

    А ниже мы размещаем ещё несколько известных картин Дега, которые не вошли в наш основной список:

    Репетиция (1874)

    Портрет семьи Беллелли (1858–1867)

    Хлопковая контора (1873)

    Танцевальный класс в Опере (1872)

    Танцовщица в зелёном (1877–1879)

    Танцовщицы (1889)

    Дамский магазин (1879)

    Упражнения юных спартанцев (1860)

    Балетная репетиция на сцене (1874)

    Музыканты в оркестре (1872)

    Танцовщицы в розовом (1885)

    Танцовщицы у станка (1905)

    Оркестр оперы (1870)

    Площадь Согласия (1875)

    Танцовщица с букетом (1877)

    Танцовщицы тренируются у станка (1877)

    На этом пока всё! Это, конечно, не все самые знаменитые картины Эдгара Дега. Их очень много! Спасибо за внимание.

    Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/kartiny-edgara-dega.html

    Эдгар Дега. Волнующий мир балета

    Любимейшей темой Эдгара Дега был балет

    Искусство танца настолько поглотило художника, что он оставался верен ему всю жизнь…

    Он мог подолгу наблюдать за балеринами и стремился изображать их в естественной обстановке: на репетициях и во время выступлений, в студии и на большой сцене…

    У него нет постановочных картин. Наверное, именно поэтому балерины Дега – это не рафинированные красавицы, а обычные девушки, которых, так же, как и художника, увлек танец… 

    Удивительно, но большинство работ, посвященных балету, Эдгар Дега писал в мастерской, куда и приглашал своих моделей…

    Двадцать лет потребовалось художнику – и двадцать годовых абонементов в Парижскую оперу, – чтобы её директор разрешил Дега работать непосредственно за кулисами театра.

    В балетной среде Дега интересовал не только сам танец, но и сопутствующая ему подготовка: бесконечные тренировки балерин, первые показательные выступления в танцевальном классе, генеральная репетиция на большой сцене…

    • Прежде, чем выйти на эту сцену, балерине нужно было проделать большой путь.
    • Начинался он с постановки корпуса и самых простых балетных па.
    • Правильное положение головы, ног и рук достигалось путём длительных тренировок в танцевальном классе.
    • На картине «Танцевальный класс в Опере» мы видим перед собой большой зал, заполненный балеринами: они разминаются перед показательным выступлением.

    Чтобы избежать травм, нужно было максимально разогреть мышцы и связки…

    Э. Дега. «Танцевальный класс в Опере». (1872)

    В середине зала мы видим балерину, уже готовую выступить. Стоящий перед ней балетмейстер дает ей последние указания…

    Рядом, у пюпитра с раскрытыми нотами, сидит скрипач. В руках у него смычок и скрипка.

    Картина кажется нам очень светлой и воздушной – во многом за счёт белых пачек девушек-балерин, делающих их похожими на снежинки…

    Впрочем, лёгкость балерин – лишь видимая. Мы уже знаем, как тяжело она даётся…

    Следующая картина – «Танцевальный класс» – показывает нам обычный день из жизни балерин.

    Э. Дега. «Танцевальный класс». (1873)

    Утро… Девушки заходят в класс, одевают белоснежные пачки, завязывают пуанты и подходят к станку.

    Вот они встали в первую позицию. Носки в стороны – и присели, поднялись – и развернулись, и снова присели, и снова развернулись…

    Перед нами – обычный танцевальный класс с натертым до блеска деревянным полом и огромным зеркалом. Необычной кажется разве что винтовая лесенка, по которой, словно лёгкие пташки, спускаются-слетают откуда-то сверху балерины…

    Ещё одна картина, также названная художником «Танцевальный класс», переносит нас прямиком на урок танца…

    Э. Дега. «Танцевальный класс». (1874)

    Старенький балетмейстер, опираясь на трость, смотрит на своих подопечных.

    Стоящая в середине балерина уже готова к танцу. Она изящно выгнула спину и отставила ножку…

    Остальные балерины, видимо, уже размялись и ждут очереди, чтобы тоже показать своё искусство.

    Большинство из них стоят и смотрят на учителя, кто-то сидит, давая отдых ногам, кто-то поправляет цветок в волосах… Повернувшаяся к нам спиной девушка на переднем плане держит в руке веер. Её соседка… чешет спину.

    Перед нами, безусловно, все те же балерины, которых мы привыкли видеть на сцене, в огнях рампы и среди волшебных декораций. Однако вместе с тем мы видим и девушек вполне обычных. Художнику удалось максимально приблизить их к нам за счет простоты жестов и поз.

    В левом нижнем углу мы замечаем наполненную лейку. Она нужна, чтобы обрызгивать пол. Пуанты ведь очень скользкие…

    После того, как основные движения танца разучены,балетмейстер показывает девушкам, как танцевать под музыку…

    Балерины должны ведь не только чувствовать мелодию, но и подчинять ей свой танец.

    В картине «Урок танцев» мы видим, как этому искусству учится девочка-подросток.

    Под аккомпанемент скрипки она делает у станка свои первые, пока еще самые простые движения…

    Э. Дега. «Урок танцев». (1879)

    Музыкант не смотрит на девочку, полностью отдавшись звукам музыки…

    Девочка же, напротив, напряженно вглядывается в его лицо, словно ища в нем ответы на свои пока ещё детские вопросы…

    На картине «Репетиция» мы видим, как двигаются балерины под звуки музыки…

    Э. Дега. «Репетиция». (1878)

    В залитом светом зале с огромными окнами они учатся синхронно поднимать ноги, делать повороты – все то, что может пригодиться им в дальнейшем на сцене…

    После того, как репетиции в танцевальном классе были признаны успешными, балеринам разрешают выйти на большую сцену, чтобы провести репетицию там…

    В картине «Балетная репетиция на сцене» мы видим слабо освещенные подмостки.

    Э. Дега. «Балетная репетиция на сцене». (1874)

    В дальнем конце их, лицом к нам, сидит балетмейстер. Перед ним танцуют балерины…

    Балетмейстер внимательно следит за танцем. Уж он-то знает, что от того, как его ученицы поведут себя на генеральной репетиции, зависит успех всего номера. Номера, который он готовил столь долго…

    На другой картине,«Балетная репетиция», мы видим совершенно сказочный момент.

    Э. Дега. «Балетная репетиция». (1875)

    Среди уже готовых для спектакля декораций молодая девушка-балерина исполняет чарующий танец…

    Сцена тонет в зеленоватой полумгле. Кажется, что над ней нависает склоненные древесные ветви…Вдали же стеной встаёт таинственная и сумрачная лесная чаща.

    Девушка очень изящна и хрупка в своём зелёном, словно сотканном из листвы платье… Настоящая лесная нимфа!

    Учитель даёт ей последние наставления…

    Но вот, наконец, все репетиции позади, и наступает день спектакля.

    Начинает играть оркестр, и на сцену врываются… Розовые бабочки? Рой сорванных ветром цветочных лепестков?..

    В картине «Оркестр в опере» Эдгар Дега сосредотачивает своё внимание не на девушках, а на музыкантах, оставляя за нами право решать, что за спектакль идёт на сцене…

    Э. Дега. «Оркестр в Опере». (1869)

    В середине картины, мы видим друга Дегафаготиста Дезире Дио. Именно его художник и сделал главным действующим лицом этой картины.

    Вокруг него собрались его коллеги-музыканты, во фраках и при бабочках… Все они играют в знаменитой Парижской опере.

    Глядя на музыкантов, на стоящего перед нами Дезире Дио, играющего на фаготе, мы словно погружаемся в мир театра. Нас обволакивают звуки музыки, завораживает ритм танца… Чарующее ощущение.

    Ещё одна картина – «Музыканты в оркестре» – снова показывает нам оркестровую яму, однако на этот раз художник не делает акцента на лицах музыкантов.

    Все его внимание устремлено на сцену, где склоняется в поклоне прима-балерина.

    Э. Дега. «Музыканты в оркестре». (1872)

    Как красива она в своем белоснежном, расшитом весенними цветами платье… И как обворожительна ее свита!

    Это удивительное волшебство – находиться столь близко от оркестровой ямы и видеть перед собой людей, которые рождают музыку. Звуки той таинственной сказки, что только что была разыграна перед нами…

    Как и Эдгар Дега, я очень люблю балерин. Мне кажется, нет большего мастерства, чем выражать свои чувства и эмоции с помощью танца.

    Совершенно без слов.

    Только под звуки музыки…

    1. Поставьте ????, если статья показалась Вам интересной.
    2. Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
    3. Эдгар Дега. Обитатели кафешантанов
    4. Эдгар Дега. Лошади и их наездники

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d31524131878200ad1dc4a3/5dadc01afe289100b252644a

    9 историй о "Голубых танцовщицах" Дега

    • Эдгар Дега (1834 – 1917). Настоящее имя художника – Илер-Жермен-Эдгар де Га
    • Шедевр: Голубые танцовщицы (Danseuses bleues)
    • Дата создания: около 1897 года
    • Материал: Бумага, пастель
    • Размеры: 64х65 см

    Музей: ГМИИ имени А.С. Пушкина. Здание  Галереи искусства стран Европы и Америки XIX – XX (Москва, Волхонка, 14)

    Коллекционер Сергей Щукин

    1 – история картины

    “Голубые танцовщицы” Дега находились почти всегда после написания на территории России благодаря московскому купцу и коллекционеру Сергею Щукину. Ему удалось собрать лучшие образцы современного ему французского искусства, такой коллекции нет даже во Франции. Сергей Щукин признавался своей дочери:

    “Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай её”.

    Зал Моне с “Голубыми Танцовщицами” Дега в московском особняке Сергея Щукина. Начало XX века. Реконструкция Кристины Делок-Фурко

    Дега после написания “Голубых танцовщиц” передал на хранение ее в коллекцию арт-дилера импрессионистов Дюран-Рюэля в Париже. У последнего полотно приобрел Щукина для своей коллекции.

    Картина постоянно висела в московском особняке коллекционера на Большом Знаменском переулке до 1918 года, пока коллекция не была преобразована в Государственный музей нового западного искусства, просуществовавший до 1948 года.

    После прекращения работы музея коллекция Щукина была разделена между ГМИИ Пушкина в Москве и Эрмитажем.

    Так выглядел зал импрессионистов в щукинском особняке. Реконструкция Кристины Делок-Фурко

    Все работы Эдгара Дега в ГМИИ Пушкина (Москва) происходят из коллекции Щукина.

    Знаменитый художник Морис Дени, посетивший Москву в 1909 году, увидев “Голубых танцовщиц” Дега в домашней галерее Щукина, так отозвался о ней: “В большом салоне – голубой Дега, самый прекрасный, самый звонкий и самый новый”.

    2 – истории о деньгах

    Художник происходил из обеспеченной семьи. Отец художника, Огюст де Га, управлял французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега, Рене Илером де Га.

    Илер де Га эмигрировал в Италию в годы Французской революции, полагая, что его жизнь в опасности. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке.

    Её отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане.

    Эдгар Дега

    Мы привыкли к тому, что художник постоянно нищ и бос, но не в случае Дега. Удивительно, но талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. Его работы хорошо раскупались.

    «Голубые танцовщицы» были приобретены за баснословные деньги – 60 000 франков! За картины Дега Щукин с маршанами (так в те времена называли арт-дилеров) почти не торговался. Для сравнения – средняя зарплата на заводе обычного работника составляла в месяц 108 франков.

    Эдгар Дега “Четыре танцовщицы” 1899. Национальная галерея искусств (Вашингтон, США)

    Не смотря на расточительность, Сергей Щукин в остальных случаях любил говорить: «Хорошая картина — дешевая картина».

    Что же о художнике: деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи. Он был отшельником. Он редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Дега мог управлять ей из своей мастерской со второго этажа. Если гость был не ко двору, щеколда на двери так и не поднималась. Она очень часто не поднималась.

    Эдгар Дега “Голубые танцовщицы” Около 1897. ГМИИ Пушкина (Москва)

    В истории живописи имя Дега навсегда связано с балетной темой. Он стал первым, кого очаровала не конкретная прима, а балет как искусство и труд, Дега не только увидел, но и показал балет с другой стороны.

    Четыре балерины на картине “Голубые танцовщицы” – неразрывное целое, своей пластикой передают идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения. Трудно даже сказать, изображены ли на полотне четыре балерины. Это может быть фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах. 

    Эдгар Дега “Танцовщицы” Музей Метрополитен (Нью-Йорк, США)

    Мотив передачи сложного движения интересовал Дега на протяжении всего его творчества. Нередко он как бы развертывал его во временной последовательности, показывая его различные этапы, как в этой группе балерин.

    Художник несколько раз возвращался к подобной композиции, варианты которой находятся в Лувре и в частном собрании во Франции.

    Однако, по выразительности, чистоте и гармонии московские “Голубые танцовщицы” представляют наиболее удачное решение этой темы.

    Театральный мир балета на его полотнах показывает непривычные уголки театра, иногда видимые только в приоткрытую дверь. Знаменитая картина «Голубые танцовщицы», написана с совершенно необычного ракурса, словно художник, а за ним и зритель, подсматривает за балеринами.

    Эдгар Дега “Две отдыхающие танцовщицы” (1905—1910), Музей Орсе (Париж, Франция)

    4 история – о потерянном зрении Дега

    В 36 лет (1870 год) франко-прусская война приближалась к Парижу. Вместе с Эдуардом Мане Эдгар Дега уходит в армию. Он пошел добровольцем в пехотный полк. Вскоре был обнаружен дефект зрения правого глаза (начало слепоты) и Дега был переведён в артиллерию, где и закончил войну.

    Картина “Голубые танцовщицы” относится к позднему периоду творчества Дега. Он написал ее, когда ему было примерно 63 года. В эти годы зрение его ослабело настолько, что он стал писать большими цветовыми пятнами, придавая первостепенное значение декоративной организации поверхности картины, что отчетливо прослеживается в картине.

    Эдгар Дега “Балерины” Британская национальная галерея

    Не сохранилось никаких свидетельств стремления Дега к физической близости к танцовщицам балета или какой-либо из его натурщиц, впрочем, как и каких-либо иных сведений о личной жизни художника. Никто не знал, есть ли у Дега любовница. Сам Дега никогда не рассказывал о своих отношениях с женщинами.

    В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым; с ним случались приступы гнева. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.

    И действительно, его иногда с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.

    В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской.

    Эдгар Дега. Автопортрет

    К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками, и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег.

    Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа.

    Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах.

    Эдгар Дега “Танцевальный класс” Музей Орсэ (Париж, Франция)

    6 история – о Дега и импрессионистах

    Дега мало интересовал пейзаж, занимавший центральное место в творчестве импрессионистов, и он не стремился запечатлеть на полотне ускользающую игру света и тени, так завораживавшую Моне. Дега вырос из традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов.

    Дега можно отнести к импрессионизму только благодаря трепещущей, светящейся игре красок.

    Общим, как для Дега, так и для остальных импрессионистов, был, пожалуй, только жадный интерес к живописным сюжетам современной жизни и стремление запечатлеть её на полотне каким-то новым, необычным способом.

    Ирония судьбы, но именно в 1890-х, после распада группы импрессионистов, работы Дега стали наиболее близки по стилю именно к импрессионизму. Однако размытые формы и яркие тона, которые он начал использовать в эти годы, были скорее следствием прогрессирующей потери зрения, чем стремлением художника к характерным для импрессионизма цветам и формам.

    Эдгар Дега “Танцовщицы в розовом и зеленом” 1894. Частное собрание

    Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, признавали его влияние на своё искусство.

    7 история – цитаты Дега о живописи и балете

    “Живопись требует небольшой тайны, некоторой неопределённости, некоторой фантазии. Когда вы вкладываете совершенно ясное значение, людям становится скучно.”

    “Ничто в искусстве не должно казаться случайным, ни один жест.”

    «Меня называют живописцем танцовщиц. Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».

    Эдгар Дега “Розовые танцовщицы”

    8 – Интересные факты о жизни Дега

    • Дега родился в семье богатого банкира, увлекавшегося искусством
    • В 1853 году Дега начинает изучать право по желанию отца, одновременно  по своему желанию – берет уроки живописи в мастерской Барриаса. С 1855 года он регулярно посещает Школу изящных искусств, где работает в мастерской Ламотта, ученика Энгра
    • Его родовая фамилия – аристократическая, де Га, но он поменял её на более «народную» — Дега
    • Дега был перфекционистом. Друзья шутили, что он прекратит работу над картиной, только если отобрать её силой
    • Его называют «живописцем танцовщиц», и не зря. Он написал более полутора тысяч полотен, где так или иначе были изображены танцовщицы, а в первую очередь – балерины
    • Художник был признанным мастером пастели. Он не только довел до совершенства существующие способы работы с ней, но и создал новые, к примеру, обработку картин паром и разведение пастели

    Эдгар Дега “Танцовщика выгибается” 1883

    9 история-анекдот из жизни Дега (или как Дега снимал мастерскую)

    Молодой Эдгар Дега, скитаясь по парижским углам, решил снять мастерскую.

    После долгих поисков он наконец нашел в небогатом районе подходящую комнату, но хозяин квартиры сразу же выставил целый ряд условий:
    – Я могу вам сдать эту комнату, но предупреждаю: здесь должно быть тихо,
    – Я спокойный человек, месье, – скромно ответил Дега.

    – Никаких гостей, никаких криков, – продолжал хозяин.
    –  Обещаю, – сказал художник.
    – Домой не возвращайтесь поздно, потому что пол скрипит, – добавил хозяин.
    –  Хорошо, постараюсь, – обещал Дега.
    –  Вы храпите? Стены здесь тонкие, и я не смогу уснуть.

    –  Нет, я сплю спокойно, – ответил Дега, уже теряя терпение.
    – Тогда все в порядке. Я сдам вам эту комнату, – сказал довольный хозяин.
    –  Но я должен вас честно предупредить, – заметил Дега, – что я художник.
    –  И что же?

    –  Боюсь, вас может встревожить плеск воды, в которой я мою свои кисти!

    Источник: https://wanderings.online/golubye-tantsovshhitsy-dega/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector