Гоген «золото их тел» описание картины, анализ, сочинение

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по Мировой Художественной Культуре на тему «Творческий путь Поль Гогена» (11 класс)

Гоген

Гоген

Гоген

Гоген

Гоген

Гоген

Гоген

Гоген

Гоген

Гоген

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Подготовила: Батталова Валентина ученица 11«б» класса ПОЛЬ ГОГЕН

2 слайд Описание слайда:

Эже́н Анри́ Поль Гоге́н (фр. Eugène Henri Paul Gauguin ; 7 июня 1848 — 8 мая 1903) — французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. На больших плоскостных полотнах Гоген создаёт статичные и контрастные по цвету композиции, глубоко эмоциональные и одновременно декоративные.

3 слайд Описание слайда:

Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Его отец, Кловис Гоген (1814—1849), был журналистом в отделе политической хроники журнала Тьера и Армана Мара «Насьональ», одержимым радикальными республиканскими идеями; мать, Алина Мария (1825—1867), была родом из Перу из богатой семьи.

До семилетнего возраста Поль жил в Перу и воспитывался в семье матери, так как ранее его отец умер от сердечного приступа во время путешествия к берегам самого Перу.

Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам. Биография

4 слайд Описание слайда:

В 1855 году, когда Полю было 7 лет, он с матерью возвращается во Францию. Учится в Орлеане, в школе, из которой мечтает сбежать, чтобы стать моряком.

С 17-ти лет плавает на судах (1865-71), совершающих рейсы между Южной Америкой и Европой.

Затем поступает в банк (1871), делает успешную карьеру, женится, начинает коллекционировать живопись и сам пробует писать картины; знакомится с импрессионистами и вскоре принимает участие в их выставках (1880-82).

5 слайд Описание слайда:

Живопись всецело захватила Гогена, в 1883 он бросает службу в банке, расстается с семьей (имея пятерых детей), чтобы целиком посвятить себя искусству. Первые его произведения носят подчас подражательный характер («Сена возле Йенского моста», 1875).

6 слайд Описание слайда:

С конца 1880-х гг. Гоген становится одним из наиболее значительных художников постимпрессионизма. Мощный творческий темперамент, властный характер, убежденность в своей правоте, самобытный талант — все это выдвинуло Гогена в лидеры. Бонжур, месье Гоген. 1889 г

7 слайд Описание слайда:

В конце 1880-х гг.

он с группой последователей поселяется в деревне Понт-Авен (Бретань), где еще сохранились самобытные нравы, обычаи, верования, старинные костюмы; его привлекает жизнь среди людей, не затронутых современной цивилизацией («Видение после проповеди», 1888, Национальная галерея, Эдинбург; «Свинопас.

Бретань», 1888). Мастера «Понт-Авенской школы» упрощают формы, заполняют плоскость холста крупными цветовыми массами, очерчивая их четким контуром, как в перегородчатой эмали, отсюда название их метода: «клуазонизм» (от франц. cloison — перегородка).Духовные поиски сближают Гогена с символизмом.

8 слайд Описание слайда:

«Бретаньские» работы Видение после проповеди. 1888 г

9 слайд Описание слайда:

Свинопас. Бретань. 1888 г

10 слайд Описание слайда:

Бретонский мальчик у реки Авен. 1888 г

11 слайд Описание слайда:

Гоген видит задачу художника в том, чтобы проникнуть в тайную суть, сокровенный смысл явления и раскрыть его миру («Желтый Христос», 1889). Для Гогена характерна непрестанная жажда перемены мест: в 1887 он внезапно уезжает на Мартинику, в 1888 возвращается в Понт-Авен.

12 слайд Описание слайда:

Зимой 1888 г. Гоген появляется в Арле на юге Франции («Арлезианка», 1888), работает вместе с Ван Гогом, мечтающим создать братство художников. Однако отношения их кончаются ссорой и разрывом. В 1891 Гоген решает уехать на Таити в надежде найти там воплощение своей мечты о золотом веке, о жизни в гармонии с природой и людьми; но и здесь его не оставляют тревоги, заботы, болезни.

13 слайд Описание слайда:

На Таити его талант обретает удивительную мощь, здесь были созданы самые прославленные его полотна, изображающие свободных прекрасных людей, живущих в единстве с щедрой благожелательной природой.

Он пишет таитянок то на фоне раскаленного песка, розоватые тона которого оттеняют янтарно-смуглые тела женщин («А, ты ревнуешь?», 1892), то среди тропической зелени («Таитянка с плодом манго», 1892).

14 слайд Описание слайда:

А, ты ревнуешь? 1892 г

15 слайд Описание слайда:

Таитянские полотна праздничны по цвету, уподобляясь ярким декоративным панно («Таитянские пасторали», 1892).В 1893 Гоген возвращается во Францию, едет в Бретань, осваивает технику гравюры на дереве, однако в 1895 вновь возвращается на остров.

16 слайд Описание слайда:

Он переживает тяжелый кризис, его мучают сомнения, и картины нередко отражают тревожное состояние его души: «Невермор» (1897); «Материнство» (1896); большая композиция «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идем?» (1897).

17 слайд Описание слайда:

Порой вера в жизнь возвращается («Сбор плодов», 1899). В 1901 он переезжает в Атуону (Маркизские о-ва), продолжает работать, несмотря на болезнь («Золото их тел», 1901).

18 слайд Описание слайда:

Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ. Влияние творчества Гогена на искусство XX века бесспорно.

Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош». В нём описывается простой английский брокер Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом, для того чтобы заниматься живописью.

Автопортрет, посвященный Винсенту Ван Гогу . 1888 г

19 слайд Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-mirovoy-hudozhestvennoy-kulture-na-temu-tvorcheskiy-put-pol-gogena-klass-759587.html

Поль Гоген, Белая лошадь, Забавы и таитянские мотивы

В музее Орсе храняться следующие картины Поля Гогена: «Золото их тел», Автопортрет, «Белая лошадь», «Над пропастью», «Хижина под пальмовыми ветвями», «Забавы»

Золото их тел

Гоген

Одна из картин, написанных в период пребывания на Доминике. В картине автор передает красоту таитянской природы, и контрастирующий с ней цвет тел местных женщин.

Белая лошадь

Гоген  Картина, написанная в духе анимализма. При этом Гоген использует свои любимые таитянские мотивы, изображая на заднем плане всадников на лошадях. В работе он подчеркивает единение человека с природой. Всадники на лошадях абсолютно наги, у них нет лошадиной сбруи, вместе с тем человек и лошадь чувствуют друг друга, у них полная гармония. При кажущейся простоте исполнения картины в ней чувствуется особая атмосфера, тишина и покой, лишь легкий ветерок колышет траву…

Забавы

Гоген

Художник показывает досуг простых таитянских жителей. Они свободны, в них нет спешки, они заняты любимым делом в гармонии с природой и собой.

Упрощенные формы, яркие цвета, все это призвано создать акцент на чувствах, на эмоциях.На гармонии.

Много лет картина не теряет своей актуальности, в спешке, в погоне за карьерой, в повседневной суете мы забывает о том, что есть сама жизнь, не замечаем мир вокруг нас. А Гоген показал нам это.

Поль Гоген (1848-1903)  

Гоген

Поль Гоген родился в 1848 году в Париже, отец – журналист, мать – франко-перуанка. Поначалу ничто не связывало Поля с искусством. Поначалу он служит моряком, позже становиться успешным биржевым брокером.

Начал рисовать с 1874 года, поначалу посвящая любимому делу лишь выходные. В 35 лет он бросает семью, пятерых детей и полностью посвящает себя искусству. В этом его поддерживает друг – Камиль Писсаро.

С 1879 по 1886 год Гоген поддерживает связь с импрессионистами, и вместе с ними выставляет свои работы.

В 1888 году он совместно с Эмилем Бернаром выдвигает синтетическую теорию в искусстве, где особое значение придается отражениям света и  плоскостям, а также неестественным цветам и символическим примитивным объектам.

Гоген много путешествует. В 1893 году он возвращается во Францию, представляет свои работы. Они вызывает у публики интерес, но приносят слишком малый заработок.Больной сифилисом, совсем сломленный духом,  он переезжает в Океанию.

Умирает на Маркизских островах.

Как известно, некоторое время Гоген плотно сотрудничал с Ван Гогом, художники проживали вместе. Многие им приписывали любовную связь. Именно после их размолвки и произошла изветсна история с Ван Гогом и его ухом.Гоген

В своем творчестве Гоген отказывался  от  западного натурализма, ставшего на тот момент традиционным. Он  использовал  природу, как исходную точку к абстрактным фигурам и символам.

В своих работах он ставил на первое место линейные образцы и цветовую гармонию, которые пропитывали его картины особой таинственностью.

За свою биографию Гоген оживил искусство ксилографии, выполнив свободные, дерзкие работы ножом, а также выразительные, не отвечающие нормам формы, сильные контрасты. Кроме того, Гоген создал несколько гончарных работ и литографий.  

Источник: https://posmotrim.by/article/pol-gogen.html

Поль гоген

Гоген

Гоген придавал огромное значение творческой фантазии художника: «Модели – для нас, художников, – это только типографские литеры, которые помогают нам выразить себя… Произведение искусства для того, кто умеет видеть, – это зеркало, в котором отражается состояние души художника».

Эжен Анри Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Отец Поля, журналист, после переворота 1851 года вынужден был эмигрировать и вскоре умер. По материнской линии он происходил из старинного перуанского рода. До семи лет Поль жил с матерью в Перу.

Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам. Вернувшись на родину в 1855 году, мальчик учится в одной из школ Орлеана.

Окончив гимназию в 1865 году, Гоген до 1868 года плавает на судах, совершающих рейсы между Южной Америкой и Европой. Позже он служит в военном флоте, а в 1871 году, благодаря помощи опекуна, ему удается устроиться в биржевую контору М. Бертена, успешная работа в которой приносит изрядный доход.

В 1873 году Гоген женится на датчанке Метте Софии Гад и вскоре становится отцом пятерых детей. Зарабатывая большие деньги, он начинает коллекционировать картины импрессионистов, в свободное время рисует сам, посещает Академию Коларосси. Большое значение для него имело сближение с художником Писсарро.

Гоген В этих работах Гоген стремился найти новый живописный язык. Чтобы добиться впечатления большей компактности и простоты форм, он использует упрощенные контуры и строгую композицию. Часть бретонских работ художник выставил на Салоне 1886 года. За два года в Понт Авене сложился круг художников, разделявших эти новые устремления Гогена. К нему принадлежали Серюзье, Бернар и Филиже. Новый изобразительный язык Гогена вызвал оживленные споры. Между тем Бернар выработал новый стиль, клуазонизм, основанный на системе ярких цветовых пятен, разделенных резкими контурами. Открытие Бернара произвело сильное впечатление на Гогена, и он применил этот метод в своей композиции «Видение после проповеди, или Иаков, борющийся с ангелом» (1888). Перспектива и пространство полностью исчезли из картины, уступив место цветовой разработке поверхности.

В апреле 1887 года вместе с художником Шарлем Лавалем Гоген уезжает на остров Мартинику. Чтобы заработать на жизнь, им пришлось наняться простыми рабочими на строительство Панамского канала. Здесь на тяжелых земляных работах они оба заболели болотной лихорадкой.

Заработанные деньги помогли художникам добраться до Антильских островов, где они провели несколько месяцев. В 1888 году Гоген едет в Арль к ван Гогу. Несмотря на то что художники часто работали бок о бок, они мало влияли друг на друга.

К арльскому периоду относится пейзаж «Аликан» (1888), где в трактовке пространства можно увидеть влияние японцев. «Посмотрите на японцев, которые как никак рисуют восхитительно, – писал художник из Арля, – и вы увидите жизнь на открытом воздухе и под солнцем без теней.

Они пользуются цветом только как сочетанием тонов, различных гармоний, создающих впечатление жары и т.д. Я буду отдаляться как можно больше от того, что создает иллюзию вещи, а тень, являющуюся обманом зрения, производимым солнцем, я склонен изгнать».

В начале 1889 года Гоген вернулся в Бретань, где с небольшими перерывами жил вплоть до зимы 1890 года.

В Бретани были написаны наиболее известные картины Гогена конца восьмидесятых годов: «Битва Иакова с ангелом» (1888), «Желтый Христос» (1889), «Здравствуйте, господин Гоген» (1889). Пейзаж в этих символических картинах вполне конкретен.

В «Желтом Христе», в частности, можно различить характерные для Бретани дома, людей в национальных костюмах. К этому времени относится и поразительное полотно «Ван Гог, пишущий подсолнухи».

Продав на аукционе в Париже некоторые из своих картин, Гоген отправился на Таити, чтобы осуществить там свою мечту о «мастерской в тропиках». Художник живет на Таити жизнью туземца. Он изучает легенды, традиции и верования таитян, смесь буддизма с христианством, навязанным туземцам миссионерами и администрацией колоний. Как говорил Гоген: «Здесь торжествует, к сожалению, солдатская цивилизация, торговля и бюрократизм». Гоген защищает таитян от произвола местной администрации. Он говорит, что готов защищать все варварское и примитивное против испорченности цивилизации. Здесь, под воздействием впечатлений от экзотического окружения и новой для него культуры, Гоген окончательно обрел свой стиль. На острове он создает самые прославленные полотна, изображающие свободных прекрасных людей, живущих в единстве с щедрой благожелательной природой. В картине «Та матете» (1892) новые впечатления художника соединились с мотивами, взятыми из древних культур – египетской, греческой и яванской. Таитянские полотна праздничны по цвету, уподобляясь ярким декоративным панно: «А, ты ревнуешь?», (1892), «Таитянка с плодом манго» (1892), «Таитянские пасторали» (1893). В одном из писем с Таити он пишет: «Я только что закончил три полотна… мне кажется, что они самые лучшие, а так как через несколько дней 1 января, я датирую одно из них, самое лучшее, 1893 годом. В виде исключения я ему дал французское название «Таитянские пасторали», так как не нашел соответствующего слова на языке канаков. Не знаю, почему все покрыто чистой зеленой веронезе и такой же киноварью, мне кажется, что это старинная голландская картина или старинный гобелен… Чему приписать это?» В картине «Таитянские пасторали» особенно отчетливо проявляются главные слагаемые гогеновского стиля – плоскостное цветовое пятно и окаймляющий его контур: цвет распределяется крупными и звучными плоскостями и приобретает плоскостную самостоятельность. «В конце августа 1893 года Гоген возвратился во Францию, – рассказывает Ю.Г. Шапиро. – И тут счастье как будто вдруг улыбнулось ему. Он получил наследство, что позволило ему в Париже снять ателье и приступить к работе. В ноябре 1893 года была открыта первая выставка его произведений. Даже среди художников лишь немногие одобрили ее.

Читайте также:  Кало фрида "без надежды" описание картины, анализ, сочинение

Гоген работает то в Париже, то в Бретани, посещает Брюгге (1894), а позднее – Копенгаген, где в последний раз встречается с семьей. В 1894 году в ссоре с матросами Гоген получает травму.

Его спутница, монмартрская танцовщица, яванка Аннах, покидает художника на больничной койке в Бретани, уезжает в Париж, расхищает имущество мастерской и бежит.

С трудом собрав средства (для этого был организован аукцион картин), Гоген в 1895 году вновь покидает Францию, на этот раз навсегда, и уезжает на Таити в Пунаауи.

И снова упорная работа, борьба за существование, страдания, голод. Тяжело переносит Гоген известие о смерти своей дочери. Недоумение и враждебность, с которыми публика встречает его картины, усиление болезни доводят художника до отчаяния. Он пытается покончить с собой (1898). Но именно в эти трудные годы Гоген создает наиболее известные свои картины: «Женщина под деревом манго» («Королева красоты») (1896), «Жена короля» (1896), «Никогда» (1897), «Откуда мы приходим? Кто мы? Куда идем?» (1897)». В 1896 году Гоген пишет письмо своему другу и художнику Даниэлю де Монфреду, где описывает содержание своей картины «Жена короля». На темно зеленой траве лежит обнаженная таитянка, держа за головой красный веер, знак старинного рода. Перед ней на траве рассыпаны красные плоды дерева манго. За ней мощный ствол дерева раскинул свои ветви, а рядом целый ряд мелких деревьев пестрят цветами. Справа выделяются ярко желтые кусты; вдали синий океан набегает волнами на розовый песок. За королевой прислужница рвет плоды, пробирается собака с красными глазами, и двое старцев, как пишет Гоген, беседуют о древе познания. Художник считал, что картина удалась ему. Реальные предметы становятся у Гогена носителями символического смысла: рассыпав перед королевой плоды манго, он как бы представляет ее в виде таитянской Евы, а за ней лианы, обвившие ствол дерева, напоминают змею. Заполняя цветом большие планы, он создает монументальную композицию; местами же разбивая поверхность на отдельные пятна, он обводит их арабесками и сложными изгибами, мягкими и извилистыми, как лианы. Сочетанием цветов, коричневого тела с зеленой травой, синего океана с розовым песком и рассыпанными пятнами веера, цветов на деревьях, плодов в траве – создает удивительное декоративное богатство. Рисунком, цветом и формой он хочет внушить настроение торжественного покоя. Обобщенный рисунок, контрастные и в то же время гармоничные сочетания цветовых пятен придают картине то настроение спокойного достоинства и торжественного покоя, которое Гоген пытался отыскать в патриархальной жизни таитян вдали от европейской цивилизации.

В 1901 году Гоген переселяется на остров Доминик (Хива Оа). Он поселяется в Атуане и строит на сваях «дом радости». Художник продолжает работать, несмотря на болезнь, и пишет картины «Золото их тел» (1901), «Брод» (1901).

По насыщенному, скорее темному колориту и по красочному богатству «Брод» близок «Жене короля», но в ней чувствуется большая пространственность, чем в произведениях таитянского периода. Между деревьями, между всадниками и прибрежными зарослями есть пространство.

Большие однотонные пятна цвета, часто плоские, свойственные Гогену в предыдущие годы, встречаются реже. Среди спокойных композиций художника эта картина выделяется намеченным движением и оправдывает то название, которое ей дают некоторые исследователи, – бегство.

Тем более что гамма сине лилово розовых тонов создает несколько таинственное и тревожное впечатление.

Но и на Доминике художник не нашел ожидаемого покоя. Симпатии к местному населению побуждают его открыто выступать против несправедливостей, творимых администрацией.

Постоянные конфликты с колониальными властями кончаются нападками и возбуждением против него уголовного дела. Ни на чем не основанный приговор к трем месяцам тюрьмы и штрафу в тысячу франков Гоген не успел опротестовать.

Тяжелобольной, доведенный до отчаяния, он умирает 8 мая 1903 года.

Источник: http://megaznanie.ru/index.php/encyclopedia/art/1182-2010-07-09-09-44-31.html

Поль Гоген

Гоген
Автопортет с идолом1893 43х32 cmMarion Koogler McNay Art Museum, San Antomio,TX, USA Автопортрет в шляпе1893 46х38 cm Musée d'Orsay,Paris, France Автопортрет с палитрой1894 Автопортрет, за работой1893 32х21 cmбумага Автопортрет1890 46х38 cmPushkin Museum of Fine Art,Moscow, Russia
Автопортрет1896 40х32 cmMusée d'Orsay,Paris, France Ареареа Озорная шутка1892 75х94 cmMusée d'Orsay,Paris, France Бананы1891Musée d'Orsay,Paris, France Белая лошадь1898 140х91 cmMusée d'Orsay,Paris, France Большое дерево1891 73х91 cmArt Institute of Chicago,IL, USA
Большое дерево1891Cleveland Museum of Art, ,br>Cleveland,OH, USA Бретонская деревня под снегом1894 62х87 cmMusée d'Orsay,Paris, France Бретонские крестьянки1894 66х92 cmMusée d'Orsay,Paris, France Бретонский пейзаж. Мельница Давида1894 73х92 cmMusée d'Orsay,Paris, France В ванильной роще, человек и лошадь1891 73х92 cmSolomon R. Guggenheim Museum,New York, USA
Ваза с цветами1896 64х74 cmNational Gallery,London, UK Ваирумати1892Musée d'Orsay,Paris, France Варварская музыка1893 Варварские поэмы1896 63х47 cmFogg Art Museum, Cambridge, Massachusetts, USA. Великий Будда1899 134х95 cmPushkin Museum of Fine Art, Moscow, Russia

Источник: http://xn—-ftbai0aqbde6k.xn--p1ai/1890.html

Поль Гоген: биография и жизненный путь

Гоген Поль Гоген был рожден в Париже в 1848 году. Франция запомнила его как великого мастера кисти, который больше всего на свете любил свое дело. Он представлял собой крупнейшего творца постимпрессионизма и стоял на одной ступени с Сезанном и Ван Гогом. Художник был очень беден, его полотна не находили себе покупателя и не пользовались популярностью среди масс. Однако в 2015 году, произведение «Когда свадьба», стало самой дорогой работой из продаваемых на тот момент. Это краткая биография Поля Гогена, она рассказывает путь художника о его непростой судьбе.

Юность Поля Гогена

Знаменитый художник был рожден в Париже 7-го июня 1848 года. Мать его — Алина Мария, вышла из обеспеченной семьи, которая брала свои корни из Перу. Отец его — Кловис Гоген, работал журналистом в политическом отделе, он был приверженцем убеждениям республиканского характера.

1849 год для семьи оказался не наилучшим. Из-за провального переворота против монархии, Кловис боялся, что жизнь его в опасности, тогда вместе с семьей было принято решение уехать из Франции.

Они поспешили в Перу, к родственникам по линии жены, где отец Поля смог бы найти убежище и заниматься своим политическим журналом. К сожалению, эти планы не смог он воплотить в жизнь.

Дорогой в Южную Америку отец Гогена покинул этот мир, предполагается, что причиной стала сердечная недостаточность.

Будущий живописец до семи лет рос в семье родственников. Где беззаботная наполненная экзотикой жизнь запечатлелась художнику на многие года.

Здесь у него проснулась любовь к тропикам и тяга к путешествиям. Когда мальчику исполнилось семь лет, он со своей матерью вынужден вернуться во Францию, где дядя по отцовской линии оставил им наследство.

Они поселились в Орлеане, где начался новый этап жизни юноши.

Молодой человек был способным учеником и быстро овладел французским языком. Хорошо обучался и другим наукам. Мама Гогена Алина, в 1861 году, смогла открыть свое небольшое дело — швейную мастерскую в Париже.

Тем временем способный Поль, готовился к поступлению в Мореходное училище. Молодой человек потерпел неудачу, не смог выдержать конкуренцию, тогда он решил пойти другим путем, устроившись учеником лоцмана.

Путь в самостоятельную жизнь

Непрерывное путешествие по всему миру длилось вплоть до 1871 года. Гоген смог посетить: Южную Америку, Средиземное и Северное моря.
Находясь в Индии, к Полю приходят трагические новости — умерла его мать.

Женщина оставила сыну завещание, где настоятельно рекомендует продолжать свой вид деятельности и не возвращаться домой, так как друзья семьи, скорее всего его не примут.

Несмотря на слова покойной матери, Поль возвращается в Париж, где в 1872 году неожиданно получает руку помощи от друга семьи Густава Арозы, который занимался биржевыми делами, фотографией и был знатным коллекционером живописи. Его рекомендации помогли Гогену получить звание брокера биржи.

В 1873 году, Поль женился на юной красавице Мэтте-Софи Гад, она была с окружения Ароза. Через год супружеской жизни, Поль Гоген становится Отцом, назвали ребенка Эмиль. Так, через некоторое время у него появились еще дети.

Алина (1877) года рождения, Кловис (1879), Жан-Рене (1881), Поль рожденный в 1883. Следующие десятилетия, дела у Поля идут значительно лучше, он укрепил свое положение в обществе, материальное благосостояние так же стало намного лучше.

Теперь семья может себе позволить хорошую квартиру со всеми удобствами, где особое место выделяется мастерской живописца. На данном жизненном этапе, глава семьи коллекционирует произведения искусства, как и его наставник Ароза.

Особым почтением в коллекции художника являются картины написанные импрессионистами. Ко всему прочему, Поль сам начинает творить шедевры.

Творческая деятельность Гогена

Первые работы живописца родились на свет между 1873-1874 годами, эти полотна были посвящены пейзажной тематике. Самая интересная работа выставлена на показ в 1876 году.

Важную роль в жизни Поля, сыграл Камиль Писсарро, художник-импрессионист в конечном итоге стал лучшим другом Поля. В 1879 году, его приглашают быть участником выставки, где коллекционера теперь всерьез начинают воспринимать как художника.

Через некоторое время происходит знакомство начинающего художника с Эдгаром Дега, их дороги пересеклись благодаря Писсарро. Эдгар много лет будет служить поддержкой для Поля, так работы Гогена нашли своего хозяина.

Среди которых «Прекрасная Анжела», «Хина тефатоу», «Женщина с плодом манго». Благодаря своему дару убеждения Эдгар просил Дюрана-Руэля, занимающегося продажей живописи импрессионистов, покупать картины Поля.

Поиски себя в живописи

Скором времени художник переезжает с семьей в Копенгаген, продолжая деятельность брокера. Но через некоторое время Поль ушел с головой в живопись, посвящая все свободное время творениям. Поль Гоген картины и искусство выдвигает на первый план, поэтому 1885 году он решается оставить семью в Дании и вернуться в родной город Париж.

С целью экономии средств живописец отправляется в Бретань, где он проводит все свое время, обмениваясь знаниями с художниками символистами. Здесь он познакомился с мастером кисти Лавалем, с которым в 1887 году отправился на остров Мартиника. Это путешествие помогло Гогену добавить немного японского мотива в свои произведения искусства.

Истощенный от всех ударов судьбы связанные с ухудшением здоровья, недостатком средств и сообщением о кончине его дочки Алины, Гоген впал в депрессию. Напоследок он решает написать композицию «Откуда пришли? Кто мы? И куда идем?». Завершив картину, он возвысился в горы, чтобы умереть, но не рассчитал количество мышьяка и не смог себя отравить.

Решает Гоген автопортрет написать так же в период своей депрессии, указывая что он последний.

Путешествуя по миру, Поль стал свидетелем сооружения канала в Панаме, а в 1888 году недолго проживал у Ван Гога. За это время художники успели плодотворно поработать. К сожалению, визит Поля был не долгим, художники изрядно поссорились на фоне сумасшествия Ван Гога.

Читайте также:  Нестеров михаил "философы" описание картины, анализ, сочинение

Ностальгия по экзотическому детству, которое проходило в Перу, художник возжелал уйти от «болезненной» цивилизации. Так в 1891 году, живописец отправляется на Таити, где в течение всего одного года пишет целых 80 композиций.

Самые известные картины Гогена:

  • «Шьющая женщина» (1880);
  • «Дух мертвых не дремлет» (1892);
  • «Женщина держащая плод» (1893);
  • «Золото их тел» (1901);
  • «Заклинание» (1903);
  • «Последний автопортрет» (1903).

Искусство сквозь нищету и бедность

В 1901 году Поль, отправляется на небольшой островок Хива-Оа, там он женится на юной таитянке. Этот период из жизни художника самый плодотворный, он усердно занимается творчеством, совмещая это с журналисткой деятельностью.

Творца постигла нелегкая судьба, которая привела его к бедности, болезням, в том числе проказе, он в это время создал самые лучшие свои полотна. Работы, наполненные реальностью окружающей Океании, которая одновременно переплетается с мифологией.

На этом острове он находится до самой своей смерти. Поля нашли мертвым, ему было 54 года. На прикроватной тумбочке находился пустой флакон от яда. В этот раз, художнику удалось совершить побег.

Всемирная известность к Полю Гогену пришла после его кончины, в момент Парижской выставки 1906 года, где было показано 227 полотен живописца.

Источник: https://TopKartin.ru/hudozhniki-mira/pol-gogen

Читать 100 великих художников

В картине «Таитянские пасторали» особенно отчетливо проявляются главные слагаемые гогеновского стиля – плоскостное цветовое пятно и окаймляющий его контур: цвет распределяется крупными и звучными плоскостями и приобретает плоскостную самостоятельность.

«В конце августа 1893 года Гоген возвратился во Францию, – рассказывает Ю.Г. Шапиро. – И тут счастье как будто вдруг улыбнулось ему. Он получил наследство, что позволило ему в Париже снять ателье и приступить к работе. В ноябре 1893 года была открыта первая выставка его произведений. Даже среди художников лишь немногие одобрили ее.

Гоген работает то в Париже, то в Бретани, посещает Брюгге (1894), а позднее – Копенгаген, где в последний раз встречается с семьей. В 1894 году в ссоре с матросами Гоген получает травму.

Его спутница, монмартрская танцовщица, яванка Аннах, покидает художника на больничной койке в Бретани, уезжает в Париж, расхищает имущество мастерской и бежит.

С трудом собрав средства (для этого был организован аукцион картин), Гоген в 1895 году вновь покидает Францию, на этот раз навсегда, и уезжает на Таити в Пунаауи.

И снова упорная работа, борьба за существование, страдания, голод. Тяжело переносит Гоген известие о смерти своей дочери. Недоумение и враждебность, с которыми публика встречает его картины, усиление болезни доводят художника до отчаяния.

Он пытается покончить с собой (1898).

Но именно в эти трудные годы Гоген создает наиболее известные свои картины: «Женщина под деревом манго» («Королева красоты») (1896), «Жена короля» (1896), «Никогда» (1897), «Откуда мы приходим? Кто мы? Куда идем?» (1897)».

В 1896 году Гоген пишет письмо своему другу и художнику Даниэлю де Монфреду, где описывает содержание своей картины «Жена короля». На темно-зеленой траве лежит обнаженная таитянка, держа за головой красный веер, знак старинного рода. Перед ней на траве рассыпаны красные плоды дерева манго.

За ней мощный ствол дерева раскинул свои ветви, а рядом целый ряд мелких деревьев пестрят цветами. Справа выделяются ярко-желтые кусты; вдали синий океан набегает волнами на розовый песок.

За королевой прислужница рвет плоды, пробирается собака с красными глазами, и двое старцев, как пишет Гоген, беседуют о древе познания. Художник считал, что картина удалась ему.

Реальные предметы становятся у Гогена носителями символического смысла: рассыпав перед королевой плоды манго, он как бы представляет ее в виде таитянской Евы, а за ней лианы, обвившие ствол дерева, напоминают змею.

Заполняя цветом большие планы, он создает монументальную композицию; местами же разбивая поверхность на отдельные пятна, он обводит их арабесками и сложными изгибами, мягкими и извилистыми, как лианы.

Сочетанием цветов, коричневого тела с зеленой травой, синего океана с розовым песком и рассыпанными пятнами веера, цветов на деревьях, плодов в траве – создает удивительное декоративное богатство. Рисунком, цветом и формой он хочет внушить настроение торжественного покоя. Обобщенный рисунок, контрастные и в то же время гармоничные сочетания цветовых пятен придают картине то настроение спокойного достоинства и торжественного покоя, которое Гоген пытался отыскать в патриархальной жизни таитян вдали от европейской цивилизации.

В 1901 году Гоген переселяется на остров Доминик (Хива-Оа). Он поселяется в Атуане и строит на сваях «дом радости». Художник продолжает работать, несмотря на болезнь, и пишет картины «Золото их тел» (1901), «Брод» (1901).

По насыщенному, скорее темному колориту и по красочному богатству «Брод» близок «Жене короля», но в ней чувствуется большая пространственность, чем в произведениях таитянского периода. Между деревьями, между всадниками и прибрежными зарослями есть пространство.

Большие однотонные пятна цвета, часто плоские, свойственные Гогену в предыдущие годы, встречаются реже. Среди спокойных композиций художника эта картина выделяется намеченным движением и оправдывает то название, которое ей дают некоторые исследователи, – бегство.

Тем более что гамма сине-лилово-розовых тонов создает несколько таинственное и тревожное впечатление.

Но и на Доминике художник не нашел ожидаемого покоя. Симпатии к местному населению побуждают его открыто выступать против несправедливостей, творимых администрацией. Постоянные конфликты с колониальными властями кончаются нападками и возбуждением против него уголовного дела. Ни на чем не основанный приговор к трем месяцам тюрьмы и штрафу в тысячу франков Гоген не успел опротестовать.

  • Тяжелобольной, доведенный до отчаяния, он умирает 8 мая 1903 года.
  • ВИНСЕНТ ВАН ГОГ
  • (1853–1890)

Винсент ван Гог родился в Грот-Зюндерт близ Бреды 30 марта 1853 года в многодетной пасторской семье. Детство, проведенное в деревне, навсегда отпечаталось в его душе любовью к природе и пейзажу «с фигурами», работающими людьми. В десятилетнем возрасте мальчик уже делает первые зарисовки с натуры и с увлечением копирует приглянувшиеся ему литографии.

Поскольку отец всегда занимал должности в непрестижных приходах, хорошо обеспечить семью он не мог и поэтому стремился, чтобы его старший сын Винсент был пристроен в хорошее место.

В шестнадцать лет, так и не окончив школу в Цевенбергене, по рекомендации родственников Винсент начинает работать комиссионером (младшим торговцем картинами) в художественно-торговой фирме Гупиль в Гааге, а затем в ее отделении в Лондоне. Здесь он знакомится с произведениями крупнейших английских живописцев и увлекается Констеблем, Тёрнером, Гейнсборо, Рейнольдсом.

Однако неразделенная любовь к дочери хозяйки пансиона, где он жил, вызвала у него глубокую депрессию. Вначале его хозяева пошли ему навстречу и даже перевели его в 1874 году в Париж, думая, что смена обстановки отвлечет его. Однако Винсент и там не смог найти покоя и, в конце концов, потерял место.

Ван Гог короткое время преподает в английском пансионе в Рамсгейте, а с июля 1876 года занимает должность помощника проповедника в Айлварте.

В 1877 году Винсент поступает на подготовительное отделение факультета теологии в Амстердамском университете, но скоро бросает его и слушает в Брюсселе специальный курс для миссионеров.

Он принимает священнический сан. Его желание «нести свет во тьму» обратилось на шахтеров, «тех, кто работает во тьме», и в 1878 году он получает место проповедника в Боринаже на юге Бельгии.

Происходит разрыв с семьей.

«Впечатлительный, чуткий к горю людей и несправедливости, он впервые почувствовал бессилие проповедей в борьбе с нищетой. Молодой миссионер покинул свой дом, роздал нуждающимся все деньги, собственную одежду и имущество, во время эпидемии тифа не отходил от постели больных… Уже через полгода церковное начальство лишает ван Гога места» (Ю.Г. Шапиро).

Эти события совершенно изменяют течение его жизни. Череда неудач привела Винсента к душевному кризису, из которого он пытался найти выход в рисовании. Образцом для подражания служили в первую очередь произведения Ж. Милле.

Позднее он создал самостоятельные композиции, акварели и рисунки, изображающие бедственное положение углекопов. В 1880 году ван Гог уехал в Брюссель, где начал интенсивные занятия живописью.

Тогда же он подружился с художником Александром ван Раппаром.

Для обучения живописи он отправляется в Брюссель, а затем с конца 1881 по 1883 год живет в Гааге, где на первых порах его наставником является дальний родственник – художник, пейзажист и анималист Антон Мауве. К этому времени относятся первые картины ван Гога, исполненные масляными красками.

«Чем дальше, тем больше я чувствую, что рисовать фигуры – дело хорошее, – писал брату Винсент в 1881 году, – что косвенно оно благотворно влияет и на работу над пейзажем. Если рисуешь иву так, словно она – живое существо, – а в конце концов так оно и есть, – все окружающее получается само собой…»

В 1883 году Винсент вернулся к родителям в Нюэнен. Прожитые здесь два года стали решающими для становления художника. Он писал пейзажи и большие композиции с фигурами, используя при этом темные краски, чтобы передать угнетающую атмосферу жизни.

Все его картины и этюды проникнуты горячим сочувствием к простым людям.

До нас дошло очень небольшое количество ранних работ художника («Крестьянка» (1885), «Ткач за станком» (1884)), поскольку он, понимая несовершенство своего мастерства, уничтожал их.

Источник: https://online-knigi.com/page/24067?page=110

Поль Гоген — Перрюшо Анри — страница 86 — чтение книги бесплатно

Одним из последних, значительных произведений Гогена была картина «Две таитянки» (1899, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Здесь снова повторен излюбленный Гогеном образ двух близко стоящих фигур, когда одна тянется, клонится, «сливается» с другой, как один ствол дерева срастается с другим.

Прекрасные таитянки Гогена не индивидуализированы, они все одной идеальной плоти, во всех них художник видит «золото их тел» (как он назвал одну из картин). Любование художника этой цветущей плотью не омрачено горечью размышлений о жизни и смерти.

Красноватые рефлексы, падающие на обнаженную грудь таитянки, от блюда, которое она держит в руках, создают ощущение чувственной конкретности, почти как у импрессионистов.

В статичности женских фигур, в спокойствии их лиц, в немом жесте, которым как будто предлагается блюдо, можно предугадать величавость протягивающей яблоко бронзовой «Помоны» Аристида Майоля.

Отринутый от общества и умерший в одиночестве, Поль Гоген оказал большое влияние на развитие французского искусства. Перрюшо описывает влияние, которое имел художник на многих из тех, кто работал в Понт-Авене.

Группа Наби тоже вдохновлялась его идеями. Скульптор Майоль, который начинал как живописец, входил в группу Наби.

Его женские фигуры, хотя и тяготеют к античности, к классике, не могли быть созданы без влияния «таитянок» Гогена.

Гоген был первым крупным художником, превратившим станковую картину в декоративное панно, стершим грань между этими видами живописи. Его деревянные рельефы, керамика, гравюры — все это предопределяло поиски стиля модерн, вышедшего за рамки станкового искусства и пышно расцветшего в области декоративно-прикладных ремесел.

Любовь к арабеске, к стилизованному рисунку, к четко ограниченному красочному пятну, которая у парижан питалась японскими гравюрами и идеями, носившимися в воздухе, у Гогена, уехавшего на Таити, нашла живую, реальную почву.

Стремление общаться с натурой (пусть он видел в ней лишь то, что хотел), черпать из природы вдохновение связывает Гогена с его старшими друзьями и предшественниками — импрессионистами.

Дотошный шведский исследователь Бенгт Даниельссон изучил все творчество Гогена с точки зрения его достоверности. Он нашел много неточностей, несовпадений, но тем не менее ему было ясно, что в картинах Гогена отражена жизнь таитян — их быт, их обычаи и ритуалы.

Помещенные в исследовании Даниельссона яркие цветные фотографии, изображающие таитян XX века, сохранивших свои национальные особенности и привычки, куда меньше передают экзотический быт Таити, чем картины Гогена, в которых, кажется, растворился аромат незнакомых цветов, говор непонятной речи, шелест листвы.

Творчество Гогена никогда не было бы столь значительным, если бы этот человек не был сам сильной личностью, не был способен в одиночку, как Робинзон, вести хозяйство, строить хижины, дружить с дикарями. Моряк, биржевой маклер, художник, островитянин — Поль Гоген всегда оставался самим собой, человеком своего века.

Стоит вспомнить, что через несколько лет после смерти Гогена на Таити таможенник Анри Руссо черпал экзотические мотивы для своих картин из ботанических атласов.

По сравнению с художниками следующего поколения, Гоген — это преданный поклонник реальной натуры, истинный сын XIX столетия, сочетающий в своем характере и практицизм и склонность к медитации.

Читайте также:  Сезанн "дорога с горой сент-виктуар" описание картины, анализ, сочинение

Книга о жизни Поля Гогена зовет еще раз всмотреться в его картины, проникнуться завораживающим и прекрасным волшебством его живописи.

К. Богемская

Примечания

1

 Сейчас это дом № 56. В 1930 году на доме, где родился Поль Гоген, была установлена мемориальная доска.

(обратно)

2

Сейчас № 58.

(обратно)

3

 По-видимому, из деревни Ле Гоген, расположенной в 15 километрах от Куртене.

(обратно)

4

 Возможно, ее звали Мари-Пьер Лене. Как пишется точно ее фамилия, неизвестно.

(обратно)

5

 Все мои попытки установить происхождение этой прабабки Гогена оказались тщетными.

(обратно)

6

 Симон Боливар. «Письма Боливара» в «Волер» от 13 июля 1838 года.

(обратно)

7

 Работы деда Гогена заслуживают того, чтобы сказать о них несколько слов.

Г-жа Маркс-Ванденброук писала, что Андре Шазаль «подписывал своим именем не только портреты знаменитых людей и репродукции барельефов и скульптур, но и многочисленные рисунки для вышивания — из них два заслуживают интереса: весьма замечательная доска, на которой изображены два мифологических животных, отличается великолепным упрощенным рисунком, уравновешенной композицией и цветом, достойным Гогена, а «Мост Роше в Меревиле» — чудо уплощенного пространства».

(обратно)

8

 «Друа», 1839, 2 марта.

(обратно)

9

 Четыре года спустя, в 1847 году, Маркс и Энгельс скажут: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Интересно также отметить, что именно английский пролетариат вдохновил одно из первых произведений Энгельса и что положение того же английского пролетариата произвело такое сильное впечатление на Ван Гога, что он, подобно Флоре, решил посвятить себя служению отверженным и стать проповедником.

(обратно)

10

 Жюль Жанен.

(обратно)

11

 «Число картин, вывозимых в Перу, просто невозможно вообразить», писал в «Воспоминаниях об Испанской Америке» Макс Радиге, который жил в этой стране за несколько лет до приезда туда Алины Гоген. Среди художников, чьи произведения были представлены в Перу, он называет Сурбарана, Мурильо, Риберу, Бассано, Лукаса Джордано, Менгса.

(обратно)

12

 Он умер в этом городе в 1860 году, тщетно пытаясь добиться от префектуры разрешения съездить в Париж, «чтобы собрать там остатки средств для поддержания моральных и физических сил».

(обратно)

13

 «Дон Пио умер ста тринадцати (а не девяноста семи) лет», «он был отцом (а не тестем) Эченикве» и т. д. Подобного рода «уточнения», внесенные Гогеном, часто повторяются исследователями его творчества.

Но они принимают за историческую правду то, что относилось к миру воображения Гогена, которое во многом повлияло на его судьбу и было одним из существенных элементов его духовной жизни.

На предшествующих страницах я восстановил подлинные факты (с помощью, в частности, перуанских ежегодников той поры и многочисленных работ на испанском языке, таких, как «Galeria de Retratos de los Gobernantos del Peru» Доминго де Биберо, опубликованная в Casa Editorial Maucci в Барселоне в 1909 году и содержащая дельную биографию Эчепикве. Опирался я также на «Скитания парии» Флоры Тристан, «Воспоминания» Макса Радиге и т. д.). Эти факты очень существенны для понимания психологии Гогена. Между прочим, интересно отметить, что перуанскому детству Гогена редко придают значение и, главное, никто не попытался изучить его глубже, хотя оно сыграло определяющую роль в его судьбе. Даже тексты произведений Гогена и Флоры Тристан, которая, кстати, указывает возраст дона Пио, не были внимательно прочитаны. Приведу лишь один пример: Гоген называет ястребов местным словом «gallinazos», a исследователи прочли его как «gallinaces», то есть «куриные».

(обратно)

14

 Всегда втроем (латин.). — Примеч. пер.

(обратно)

15

 Имя господина и госпожи Ароза дважды упоминается в Дневнике Делакруа (2 февраля и 26 марта 1856 года).

(обратно)

16

 Ныне площадь Гюстава Тудуза.

(обратно)

17

 За семнадцать лет до этого, почти день в день, в начале декабря 1848 года, молодой человек, которому в ту пору было почти столько же лет, сколько теперь Полю, тоже нанялся учеником па корабль в Гавре, который плыл тем же курсом, что и «Лузитано». Молодого человека звали Эдуард Мане. Мы ведем рассказ о 1865 годе — годе, когда разразился скандал с «Олимпией».

(обратно)

18

 Не 1200 тонн, как писал Гоген.

(обратно)

19

 Ла Фарси — знаменитая куртизанка того времени.

(обратно)

20

 Это плавание продолжалось ровно тринадцать с половиной месяцев.

Оно единственное из всех плаваний Гогена, подробности которого нам до сих пор неизвестны (не считая Вальпараисо), но я смог восстановить его в общих чертах благодаря разбросанным в разных местах указаниям: в томе воспоминаний Гогена «Прежде и потом» (Иквикве), в его переписке (Табога), в интервью, данном им «Эко де Пари» 13 мая 1895 года (Таити), в двух статьях Октава Мирбо, опубликованных той же газетой 18 февраля 1891 и 14 ноября 1893 года (Таити), и в книге Шарля Мориса о Гогене (Индия).

(обратно)

21

 До сих пор маршруты Гогена на «Жероме-Наполеоне» были неизвестны. Данные, которые я здесь сообщаю, почерпнуты мной из «Матрикулярных списков кораблей за 1863-1880 годы», сохранившихся в архивах истории морского флота.

Источник: https://nemaloknig.com/read-205138/?page=86

Гоген поль

Гоген поль — французский живописец, скульптор, график.

Сын французского жур­на­ли­ста и пе­ру­ан­ки из ари­сто­кра­тического ро­да, вос­пи­ты­вал­ся в се­мье ма­те­ри и сво­его дя­ди в Ли­ме.

Эк­зо­тическая при­ро­да, яр­кий ме­ст­ный ко­ло­рит за­пе­чат­ле­лись в па­мя­ти ху­дож­ни­ка как об­раз рая, ко­то­рый он пы­тал­ся вос­соз­дать в сво­ём твор­че­ст­ве.

С 1855 года Гоген жил в Ор­леа­не; в 1865-1871 годах в ка­че­ст­ве мо­ря­ка пла­вал на тор­го­вых су­дах, кур­си­рую­щих ме­ж­ду Ев­ро­пой и Южной Аме­ри­кой.

В 1871-1882 годах был бан­ков­ским слу­жа­щим; на­чал кол­лек­цио­ни­ро­вать жи­во­пись и са­мо­стоя­тель­но пи­сать кар­ти­ны («Вид Се­ны у Иен­ско­го мос­та», 1875, Му­зей Ор­се, Па­риж), изу­чал различные тех­ни­ки скульп­ту­ры у Ж.Э. Буйо. В 1880-1886 годах при­ни­мал уча­стие в вы­став­ках им­прес­сио­ни­стов. Бро­сив служ­бу, це­ли­ком по­свя­тил се­бя жи­во­пи­си.

Один из ве­ду­щих мас­те­ров пост­им­прес­сио­низ­ма, Гоген в конце 1880-х годов воз­гла­вил понт-авен­скую шко­лу в Бре­та­ни — груп­пу мо­ло­дых ху­дож­ни­ков, ис­кав­ших но­вые пу­ти в искусстве и счи­тавших, что жизнь сре­ди про­стых лю­дей, не за­тро­ну­тых современной ци­ви­ли­за­ци­ей, от­кро­ет им не­кие веч­ные ис­ти­ны бы­тия.

Гоген и его по­сле­до­ва­те­ли стре­ми­лись к обоб­ще­нию и уп­ро­ще­нию фор­мы, за­пол­няя холст круп­ны­ми цве­то­вы­ми мас­са­ми и за­клю­чая их в чёт­кий кон­тур, как в пе­ре­го­род­ча­той эма­ли (смотри Клуа­зо­низм).

Для Гогена внеш­ний об­лик объ­ек­та — лишь обо­лоч­ка, скры­ваю­щая со­кро­вен­ный смысл яв­ле­ния, его тай­ную сущ­ность, в ко­то­рую дол­жен про­ник­нуть ху­дож­ник. Творческие прин­ци­пы сбли­жа­ют Гогена с сим­во­ли­ста­ми, хо­тя сам ху­дож­ник поль­зо­вал­ся тер­ми­ном «син­те­тизм» («Ви­де­ние по­сле про­по­ве­ди.

Борь­ба Иа­ко­ва с ан­ге­лом», 1888, Нацональнаяи га­ле­рея Шот­лан­дии, Эдин­бург; «Ар­ле­зи­ан­ка», 1888, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк; «Жёл­тый Хри­стос», 1889, Ху­дожественная га­ле­рея Ол­брайт-Нокс, Буф­фало). По­ми­мо Понт-Аве­на, Гоген ра­бо­тал в Па­на­ме, на Мар­ти­ни­ке (1887), в Ар­ле (вме­сте с В.

Ван Го­гом, октябрь — декабрь 1888 года) и Па­ри­же; за­ни­мал­ся так­же ке­ра­ми­кой, ли­то­гра­фи­ей, кси­ло­гра­фи­ей и офор­том (порт­рет С. Мал­лар­ме, 1891).

В на­де­ж­де осу­ще­ст­вить меч­ту о «зо­ло­том ве­ке», об иде­аль­ной жиз­ни в гар­мо­нии с при­ро­дой и людь­ми, Гоген в 1891 году уе­хал на остров Таи­ти.

Соз­дан­ные здесь по­лот­на, на­сы­щен­ные яр­ки­ми крас­ка­ми и солн­цем, по­доб­ны де­ко­ра­тив­ным пан­но: «А, ты рев­ну­ешь?» (1892, ГМИИ), «Таи­тян­ские пас­то­ра­ли» (1892, Эр­ми­таж, Санкт-Пе­тер­бург), «Же­на ко­ро­ля» (1896), «Сбор пло­дов» (1899, оба — в ГМИИ), «И зо­ло­то их тел» (1901, Му­зей Ор­се) и др.

Не­ред­ко его кар­ти­нам при­сущ мис­ти­ко-сим­во­лический ха­рак­тер («Дух мёрт­вых не дрем­лет», 1892, Ху­дожественная га­ле­рея Ол­брайт-Нокс, Буф­фа­ло).

Пе­ред не­удач­ной по­пыт­кой са­мо­убий­ст­ва Гоген соз­дал мо­ну­мен­таль­ную про­грамм­ную кар­ти­ну «От­ку­да мы при­шли? Кто мы? Ку­да мы идем?» (название — ци­та­та из Б. Пас­ка­ля; 1897, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Бос­тон).

На Таи­ти Гоген за­ни­мал­ся и резь­бой по де­ре­ву; в его скульп­ту­ре ощу­ти­мы влия­ния ост­ров­ной пла­сти­ки, сти­ли­за­ция под при­ми­тив («Идол с ра­ко­ви­ной», 1893; рель­е­фы, ук­ра­шав­шие дом Гогена, 1902; все — в Му­зее Ор­се).

Жизнь на тро­пических ост­ро­вах бы­ла да­ле­ка от рай­ской идил­лии, о ко­то­рой гре­зил ху­дож­ник. По­сле не­дол­го­го пре­бы­ва­ния во Фран­ции (1893-1895 годы) Гоген вер­нул­ся на Таи­ти, в 1901 году пе­ре­ехал на Мар­киз­ские острова, где умер от про­ка­зы. Твор­че­ст­во Гогена ока­за­ло зна­чительное влия­ние на твор­че­ст­во груп­пы «На­би», мас­те­ров французского фо­виз­ма, немецкого экс­прес­сио­низ­ма, Э. Мун­ка, Ф. Ход­ле­ра, П. Пи­кас­со, Н.С. Гон­ча­ро­ву и других ху­дож­ни­ков начала XX века.

Сочинения:

Ноа-ноа. Пу­те­ше­ст­вие на Таи­ти. 2-е издание. М., 1918;

Lettres à sa femme et à ses amis. P., 1946. P., 1992.

Дополнительная литература:

Gauguin. Sa vie, son oeuvre. Réunion de textes, d’études, de documents. P., 1958;

Wil­denstein G. P. Gauguin. (Cat.). P., 1964. Vol. 1;

Кан­тор-Гу­ков­ская А.С. П. Го­ген. Жизнь и твор­че­ст­во. Л.; М., 1965;

Да­ни­эль­сон Б. Го­ген в По­ли­не­зии. 2-е изд. М., 1973;

Hoog M. P. Gauguin, vie et œuvre. P., 1987;

Mor­gan E., Joachim H., Kornfeld E. P. Gauguin. Bern, 1988.

Иллюстрации:

П. Го­ген. «Жёл­тый Хри­стос». 1889. Ху­до­же­ст­вен­ная га­ле­рея Ол­брайт-Нокс (Буф­фа­ло). Архив БРЭ;

П. Го­ген. «А, ты рев­ну­ешь?». 1892. Му­зей изо­бра­зи­тель­ных ис­кусств име­ни А.С. Пуш­ки­на (Мо­ск­ва). Архив БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Крюч­ко­ва В.А. П. Го­ген. М., 2006
  • Thomson B. Gauguin. P., 1995
  • Пер­рю­шо А. П. Го­ген. М., 1995
  • Ко­чик О. Мир Го­ге­на. М., 1991
  • The art of P. Gauguin. (Cat.). Wash., 1988

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/gogien_pol

Читать онлайн "Поль Гоген" автора Гордеева Марина Николаевна — RuLit — Страница 8

Автор книги «Сто великих картин» Надежда Ионина трактует художественные приемы, использованные мастером в этой работе, следующим образом: «Лесной ручей — любимая метафора художника часто трактуется им как источник жизни, таинственное начало бытия.

Вероятнее всего, спящий младенец олицетворяет здесь рассвет человеческой жизни, а высокий юноша, срывающий с дерева плод, воплощает идею единения человека с природой.

Другие персонажи олицетворяют собой порыв к постижению вселенской тайны бытия, трагедию духа и проблески первого беспокойства относительно короткого века человека и многое другое»[10].

Картина «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» стала одной из последних «больших» работ художника.

Озорная шутка. 1891

Разговор. 1897

Девушки с цветами манго. 1899

Айнах с острова Ява. 1893

Женщина в красном. 1891

Несмотря на все невзгоды и трудности, которые обрушились на Гогена, он продрожал писать.

К числу лучших произведений позднего периода относится полотно «Жена короля» (1896, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва).

После ее завершения мастер написал своему Другу Даниэлю де Монфрейду: «Только что закончил картину — один метр тридцать сантиметров на один метр, которую считаю гораздо удачнее всего предыдущего: обнаженная царица лежит на зеленом ковре, служанка срывает плоды, два старика подле большого дерева рассуждают о древе познания; в глубине морское побережье. Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью»[11].

Добавим, что эта работа органично дополняет ряд произведений европейской живописи, изображают них прекрасных обнаженных Венер — «Спящая Венера» Джорджоне (1508–1510, Картинная галерея, Дрезден), «Обнаженная Маха» Гойя (1797–1800, Прадо, Мадрид), «Олимпия» Мане (1863, Музей д'Орсэ, Париж) и другие.

Интересны так же картины Гогена «И золото их тел» (1901, Лувр, Париж), «Натюрморт с попугаями» (1902, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С.

Пушкина, Москва), «Женщины на берегу моря» (1902, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Белая лошадь» (1898, Музей д'Орсе, Париж).

В этих произведениях творческие искания живописца нашли свое наивысшее воплощение, принеся мастеру заслуженное признание.

Женщины на берегу моря. 1902

В 1901 художник перебрался с Таити на остров Доминик, входящий в Маркизский архипелаг. Здесь он провел последние полтора года жизни, активно создавал не только живописные, но и литературные произведения, писал статьи.

Гоген прекрасно осознавал свою роль в искусстве: «Мое творчество, рассматриваемое как непосредственный результат в области живописи, имеет гораздо меньшее значение, чем его окончательный моральный результат: освобождение живописи, отныне избавленной от всех препон, от всех гнусных сетей, сплетаемых школами, академиями, а главное — посредственностями»[12].

В апреле 1903 Гоген выступил с про тест ом против плохой) обращения с туземцами, за что был приговорен к трем месяцам тюрьмы. Через месяц мастер скончался от острой сердечной недостаточности.

Его сын Эмиль, рожденный от брака с Техурой, умер в полной нищете в возрасте восьмидесяти лет в январе 1980.

Художник, непонятый и отвергнутый три жизни, после смерти получил полное, безоговорочное признание и сейчас по праву является величайшим живописцем своей эпохи.

вернуться

Там же, с. 101.

вернуться

10 Там же, с. 74.

вернуться

Там же, с.94.

Источник: https://www.rulit.me/books/pol-gogen-read-479309-8.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector