Кранах Лукас Старший (1472 — 1553).Северное Возрождение
Последний художник немецкого Ренессанса, живописец и график. Учился, вероятно, у отца. Он рано приобрел популярность и был приглашен ко двору курфюста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников в Витенберге. Имел обширную мастерскую и множество учеников.
Лукас Кранах писал в основном на религиозные сюжеты. Его картины полны движения, красок,света,но в центре их — всегда человек. Особенно часто писал женщин — их мягкие, изысканные фигуры на его картинах причудливо вытянуты, грациозны. Лица на его полотнах округлы, с чуть раскосыми глазами, приподнятыми к вискам — по ним легко можно узнать почерк художника Кранаха.
Борьба Самсона со львом (1525)
Здесь изображен сюжет из христианской мифологии. Самсона, обладающего огромной силой, часто отождествляют с Давидом и Гераклом, которые боролись со львом. Как гласит мифология, Самсон, когда подходил с отцом своим и матерью своею к виноградникам Финафским, молодой лев, рыкая, вышел навстречу ему. И сошел на него Дух Господень, и он разорвал льва как козленка, хотя в руках у него ничего не было. На самом деле Самсон разорвал именно льва, а не пасть его, однако, в некоторых рассказах сюжет отклоняется, описывая, как Самсон разорвал пасть льву.
Эдем (1536)
Христианская религия гласит, что Бог создал как первого человека. так и позаботился о том, чтобы человеку жилось вольготно на земле, и создал на востоке рай, или сад, в Эдеме, в нем имелось все, что требовалось для приятной и вольготной жизни. Человеку не нужно было трудиться. В Эдеме по Божьему повелению стали произрастать разные деревья, приятные на вид и с плодами, годными для пищи. В самом центре Эдема он посадил еще одно дерево, которое называлось деревом познания добра и зла. Он сделал это с целью испытать послушание человека, его следование Божеским заповедям. Поселив человека в саду Эдемском, Бог сказал ему: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания и зла не ешь ничего; ибо в тот день, когда ты вкусишь от него, смертию умрешь». И тогда же понял Бог, что нехорошо быть человеку одному, нужен ему помощник. он собрал всех полевых животных, всех птиц небесных, привел к человеку, чтобы тот дал название каждому. И человек дал названия всем скотам и птицам и всем зверям, но сам по-прежнему был один. Понял Бог, что человеку нужна пара. И навел Он на Адама крепкий сон, взял одно из его ребер и создал из него женщину. Он привел ее к Адаму и сказал, что это кость от кости его, плоть от плоти его и называться она будет его женою, потому что взята от мужа. Адам назвал жену Евой, что на иудейском языке означало «жизнь», и она должна была стать прародительницей всех людей на земле. Адам и Ева жили в спокойствии и радости, они были нагие и не стыдились своей наготы. Они не боялись ни болезней, ни голода, ни смерти. И окружавшие их животные были ласковы с ними, сильные не трогали слабых, и все питались травой и плодами с деревьев, и всем всего хватало.
Мученичество святой Екатерины (1506)
Это третья часть триптиха «Мученичество святой Екатерины». Сюжет из известной христианской легенды. Одно время в Александрии правила царила Екатерина, которая хотела стать христианкой. Ее желание исполнилось: она была крещена отшельником. В то же время в Александрии находился император Максенций, который стремился подорвать истинную веру женщины. Он подослал к ней 50 ученых мужей, но они не смогли поколебать преданность Екатерины христианству. Более того, Екатерина сама смогла так убедить этих мужей в правдивости христианства, что эти мудрецы сами решили стать христианами. Однако, жестокий Максенций казнил их всех до одного. Теперь император приказал изготовить Екатерине колесо с шипами, в котором ее будут пытать, пока она не отречется от веры. Но замысел императора так и не воплотился в жизнь: ударила молния и разрубила адское приспособление на две части. Разгневанный император приказал Екатерину обезглавить. Художник изобразил этот самый страшный момент в судьбе отважной женщины — вот-вот она будет обезглавлена стоящим за нее палачом, но лицо Екатерины спокойно, она уверена в правильности своего поступка.
Адам и Ева (1526)
В ветвях дерева познания и зла спрятался змей и стал искушать наивную, доверчивую Еву, что несмотря на наказ Бога не есть плоды с этого дерева, стоит их попробовать, т.к. от этого они не умрут, но у них на многое откроются глаза, и они станут сами как боги, научившись отличать добро от зла. Эти слова разбудили у Евы любопытство. Она подошла к дереву ближе и увидела прекрасные плоды, которые своим внешним видом вызывали желание их попробовать. Она сорвала плод и съела его. Он так понравился Еве, что она дала его попробовать и Адаму. И он тоже съел. Так впервые люди поддались искушению дьявола в виде змея и согрешили, нарушив одну из главных Божеских заповедей. Когда Адам и Ева съели плод, то сразу заметили, что они наги, на них нет одежды. Им стало стыдно. Они сшили из листьев смоковницы опоясания и надели их.Так был совершен первородный грех.
Юдифь с головой Олоферна
Укрепленный израильский город Ветилуя, располагавшийся в горах, осадили войска ассирийского царя Навуходоносора. Ими командовал выдающийся полководец Олоферн. Он уже предвидел скорую победу, но этому помешала жившая в городе богатая вдова Юдифь. Юдифь призывала людей не сдаваться, подбадривала их. как могла. а затем сама решила спасти свой город и осажденных в нем людей. Юдифь была очень красива и знала о своих чарах. Она оделась в богатые одежды и вместе со своей служанкой пошла к великому полководцу Олоферну, сказав его слугам, что несет ему дары. Олоферн, увидев прекрасную Юдифь, сразу же воспылал любовью к ней и пригласил к столу. Они долго беседовали, пировали. Когда наступила ночь, Олоферн отпустил своих слуг. Слишком много выпив, он быстро уснул. Тогда Юдифь помолилась,попросив у Господа прощения, схватила Олоферна за голову и изо всех сил ударила мечом по его шее. Брызнула кровь, и голова Олоферна оказалась в ее руках. Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра. Осторожно подошли Юдифь со служанкой к воротам своего города и показали осажденным жителям голову жестокого Олоферна. Восторг и ликование охватил всех жителей города. А ассирийские воины утром обнаружили труп обезглавленного полководца. Панический ужас охватил воинов и, прихватив тело Олоферна, они бежали из города Ветилуя.
Венера и Амур (1530)
На небольшом полотне художник изобразил прекрасную женщину и маленького Амура, подающего ей медовые соты. Эта навеянная литературными источниками и двусмысленная в своем эротизме сюжетная композиция имела большой успех и неоднократно варьировалась художником.
Особую пикантность Венере придает то, что на ней, обнаженной, роскошная, опушенная перьями шляпа. Ее шею украшают цепи. Венера держится за ветку, на которой висят прекрасные яблоки.
Художник будто намекает, что это, может быть, и не Венера, а Ева. Фигуры Венеры и Амура смотрятся светлыми силуэтами на фоне темной листвы леса, в которой можно разглядеть головы оленя и косули.
Правый край картины занят чудесным пейзажем, написанным с точностью миниатюриста.
Курфюстр Фридрих Мудрый на охоте (1529)
С одной стороны, это историческая картина, потому что изображает конкретный случай — охоту, устроенную курфюстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана. Вместе с тем это — один из лучших видов природы в европейском искусстве. Такого чарующего пейзажа Кранах не создал за всю свою жизнь: панорама с холмами и лесами, лужайками, омываемыми рекой; в ложбине приютился город с остроконечными шпилями церквей; на холме возвышается гордый замок. Темные купы деревьев, светлая зелень лугов, благородный серый цвет реки и голубизна неба создают фон, по которому рассыпаны, как мозаика драгоценных камней, фигурки людей и животных. Один за другим чередуются эпизоды охоты, и трудно оторвать взгляд от этой веселой, бесхитростной, но бесконечно занимательной картины.
Мадонна с младенцем под яблоней (1530)
Поза молодой женщины, отдыхающей под яблоней в саду, полна безмятежного покоя и умиротворенности. В ее лице нет той тревоги и печали, которые трогают нас в русских иконах. Младенец Христос, стоящий в полный рост на коленях у матери, кажется нам обыкновенным играющим ребенком, он изображен без нимба — сияния над головой, символа святости.
Природа на дальнем плане дышит величием и покоем. Но не все в картине так просто. В те времена многие вещи и предметы на картинах имели еще другой, тайный смысл.
Яблоки здесь — это не просто вкусные фрукты, это напрминание о райском саде, где жили Адам и Ева, где Ева нарушила запрет бога, вкусив яблоко. Яблоки означают также дары жизни, изобилие земли, плоды знания. Христос держит в одной руке яблоко, словно протягивая его людям.
Портрет герцога Генриха Благочестивого Саксонского и герцогини Екатерины Макленбургской (1514), диптих
Перед нами парные портреты герцога Генриха Благочестивого Саксонского и его супруги герцогини Екатерины Макленбургской. Вместе они смотрятся очень эффектно. Оба изображены на черном фоне, что особенно подчеркивает золото экстравагантных костюмов, придающих портретам изысканную декоративность. Рядом с ними собаки — у герцогини маленькая, ручная, у герцога — сильная охотничья гончая.
- Портрет молодой дамы (1526)
- Святые Женевьева и Аполлония (1506)
- Оленья охота короля Карла V близ замка Торгау (1544)
- Венера и амур (1509)
Красивая молодая женщина изображена в свободной, спокойной позе. Она задумчива, ее фигура грациозна, очерчена гибкими, плавными линиями. Женщина полна достоинства, даже высокомерия. Угадывается властный характер высокородной дамы, роскошно одетой по моде того времени; на ней множество украшений. Портрет написан яркими, праздничными красками. Изображения служили внешними створками знаменитого алтаря Святой Екатерины. На темном фоне изображены две нарядно одетые девушки, в облике которых Лукас Кранах, как всегда, выразил свой идеал женской красоты. Над Святыми — золотой орнамент из плодов и листьев. Одна из заказных работ мастера, своеобразная по жанру картина, изображающая любимое развлечение его августейших покровителей — охоту на оленей. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Опушка леса с лужайками, куда бравые конные охотники выгоняют целые стада оленей, извилистая речка, виднеющийся вдали замок — весь этот реальный природный мир полон жизни и движения. Скачущие всадники, преследуемые гончими псами олени, в страхе бросающиеся в воду, поджидающие их на другом берегу знатные охотники с арбалетами. лодки на реке — одни подбирают убитых оленей, на других — придворные дамы, любующиеся столь завлекательным зрелищем, — вся композиция пронизана движением, звуками гона. лаем собак.
Эффектная картина, выполненная в гамме желтых и золотистых тонов, благодаря чему фигуры богини и ее сына кажутся отлитыми из бронзы. Выделяются лишь красные бусы на шее Амура.
Обнаженная Венера позирует перед зрителем, рукой придерживая маленького божка любви, готового выстрелить из лука в чье-то сердце. Каштановые волосы богини ручейками стекают по ее плечам, прозрачная ткань подчеркивает то, что ей надлежит таить. Венера Кранаха — рослая, длинноногая женщина, ее жесты как изысканны, так и несколько неуклюжи, скованны.
- Кранах, изображая обнаженное женское тело, будто желая оправдаться, помещает на фоне картины двустишие в назидание зрителю: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослепленной душой не овладела Венера».
- Венера и купидон (1520)
- Иоганн Фридрих Великолепный (6 лет) 1509
- Адам и Ева, диптих (1528)
- Ева (1528)
- Христос и грешница
- Христос на кресте (1552 — 1555)
- Портрет юриста (Иоганн Стефан Реус) 1503
- Меланхолия (1532)
- Нимфа фонтана (1534)
- Нимфа источника (речная нимфа) 1518
- Оплакивание Христа (1538)
- Отдых на пути в Египет (1504)
- Расплата (мезальянс) 1532
- Закон и Благодать (1529)
- Святое семейство (1509)
- Святые Кристина и Оттилия
Двор немецких курфюстов не любил унылых, церковных проповедей, поэтому им нравились сюжеты, близкие итальянскому Ренессансу. С восхищением пишет художник пленительную фигуру юной Венеры. Чтобы подчеркнуть ее целомудренную красоту, он одевает богиню в прозрачную накидку, добавленную легкой, зеленой. Только бусы украшают женщину. Образ полон любви и нежности.
Источник: http://cvetamira.ru/kranah-lukas-starshiy-1472-1553
Адам и Ева
Братья Лимбург. Прекрасный часослов герцога Беррийского. Начало 15 в. Грехопадение Адама и Евы, их изгнание из рая – самые распространенные ветхозаветные сюжеты в европейском искусстве Средневековья и Возрождения. Мы видим фигуры Адама и Евы в скульптурном декоре соборов и на фресках, в живописи складных алтарей, в книжной миниатюре и гравюре. Для того чтобы понять, почему этот сюжет был так популярен, вспомним, как трактовали христианские теологи историю грехопадения. Ева, поддавшись искушению коварного змея, отведала плодов с запретного древа познания добра и зла и уговорила Адама последовать ей. Узнав об этом, разгневанный Бог проклял первых людей и изгнал их из рая. Отныне люди стали смертными; женщина, как более виновная, должна была во всем подчиняться мужу и в муках рожать детей, а мужчина — в поте лица добывать хлеб свой.Английский миниатюрист. Изгнание из рая. Йоркская псалтырь, 1170 г.По Библии, изгнание из рая – точка отсчета земной истории человека, и в этом христианство сходится с иудаизмом. Однако для иудеев это сказание — лишь одна из многочисленных историй о людском непослушании и божественном наказании, которыми полна Тора: вспомните Всемирный потоп, Вавилонскую башню, Содом и Гоморру. История грехопадения выделялась лишь тем, что имела для людей наиболее серьезные последствия. В христианстве же постепенно сложились представления о том, что вина за первородный грех распространяется на всех потомков Адама, и искуплением этой вины стало распятье Иисуса. Сцены грехопадения и изгнания из рая сопоставлялись в алтарных композициях и фресках со сценами Благовещенья, Рождества Христова, Распятия или Страстей Господних и призваны были напоминать верующим о смысле искупительной жертвы: Христос, «новый Адам», пришел в мир, чтобы очистить людей от греха и дать человечеству жизнь вечную.
Мозаика собора в Монреале, Сицилия. 1180-е гг.
Французская псалтырь. 1279 г.Изображая грехопадение и изгнание из рая, художники следовали определенным канонам. Парадоксально, но эти каноны не совсем точно отражали библейское сказание. В сцене грехопадения нагие Адам и Ева стоят у древа познания, внимая речам змея или срывая плоды. В Библии не уточняется, какие именно плоды росли на древе познания, но в Средние века прочно утвердилась традиция изображать на райском древе яблоки (в самых ранних произведениях – гранаты). На иврите слово «змей» — мужского рода, но змей-искуситель (в котором видели воплощение дьявола) традиционно изображался в виде женщины со змеиным телом, что символизировало греховность женского рода. В сцене изгнания из рая безутешных ослушников преследует ангел с карающим мечом. Однако в Библии не сказано, что прародителей изгнал из рая именно ангел: Бог «изгнал Адама и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся» (Бытие, 3:24).
Тильман Рименшнайдер. Адам и Ева. Статуи южного портала капеллы Марии в Вюрцбурге.Кон. 15 — нач. 16 вв.
Джиованни ди Паоло. Сотворение Земли и изгнание из рая. 1445Традиционная трактовка сюжета, присущая средневековому искусству, сохранялась и в эпоху раннего Возрождения. Посмотрим на изумительное «Благовещение», написанное около 1434 г. флорентийским художником, монахом-францисканцем Фра Беато Анджелико. Когда зритель отводит взгляд от златокрылого ангела и благоговейно внимающей ему девы Марии, он замечает в левом верхнем углу картины почти сливающуюся с пейзажем сцену изгнания из рая. У Фра Беато Анджелико, художника умиротворенного и просветленного, эта сцена не столь драматична, сколь печальна. Ангел не пылает гневом, не вздымает воинственно свой меч. Он почти по-отечески положил руку на плечо безутешного Адама, не изгоняя, а словно сочувственно выпроваживая согрешившую пару из райских врат.Фра Беато Анджелико. Благовещение. 1434 г.В первой трети 15 в. параллельно с каноническим появился новый подход к изображению прародителей. Происходила постепенная ломка средневекового мировоззрения: гуманисты утверждали новые представления о природе, о человеке и его месте в мире, и образы Адама и Евы начали интересовать художников сами по себе, а не только как воплощение первородного греха. Каков человек по сути своей? Что крылось за его желанием отведать плодов с древа познания: легкомыслие, глупость, порочность или благородное стремление проникнуть в тайны природы, так хорошо знакомое гуманистам эпохи Возрождения?
Ян и Губерт ван Эйк. Гентский алтарь. 1422-1432 гг.Первыми художниками, по-новому трактовавшими традиционные фигуры прародителей, были нидерландские мастера – братья Ян и Губерт ван Эйк, авторы знаменитого Гентского алтаря, созданного в 1422-132гг. для собора Св. Бавона в Генте. Грандиозный складной двухъярусный алтарь объединяет двадцать шесть картин, на которых изображено 258 человеческих фигур. Но нас сейчас интересуют только две из них – Адам и Ева. Когда алтарь раскрыт, и перед зрителем предстают лучезарные картины преображенного мира, который должен воцариться после свершения Страшного суда, лишь фигуры Адама и Евы слева и справа от центральной композиции контрастируют с общим ликующим настроением. Возникающее впечатление очень точно описал автор книги «Антверпен. Гент. Брюгге» Михаил Герман: «Как чужие, входят в сияющий райскими соцветиями складень Адам и Ева, внося с собою тяжелое дыхание реальной, ничуть не облагороженной людской плоти. Они входят в алтарь с противоположных сторон, оставив за плечами глухой черный мрак, настороженные и недоверчивые, некрасивые, усталые, даже уже немолодые».
Ян и Губерт ван Эйк. Адам и Ева. Створки Гентского алтаря.Фрагмент.1422-1432 гг.Образы Адама и Евы и в этом алтаре служат, как это было принято, вечным напоминанием о первородном грехе, но их значение – композиционное и смысловое – изменилось, усилилось. Мысленно уберите фигуры прародителей с картины «Благовещение» Фра Беато Анджелико: прекрасное произведение потеряет не так уж много. Но попробуйте убрать изображения Адама и Евы с Гентского алтаря – и торжество жизни вечной уже не будет казаться столь полным без сравнения с жизнью бренной, а аккорды красок уже не будут столь ошеломляюще звонкими без этих выступающих из тьмы фигур.Томмазо Мазаччо. Капелла Бранкаччи.Изгнание Адама и Евы из рая. 1428Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи созданы примерно в то же время, что «Благовещение» Фра Беато и Гентский алтарь – в 1428 г., но в это, право же, трудно поверить. Двадцатисемилетний Томмазо Мазаччо работал над фресками капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. В разгар работы художник внезапно умер. Незаконченные росписи капеллы Бранкаччи свидетельствуют о том, что Мазаччо стоял на пороге великих свершений. Капелла стала местом паломничества живописцев последующих поколений, мастерством безвременно ушедшего гения восхищались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.Самая поразительная из фресок капеллы Бранкаччи — «Изгнание Адама и Евы из рая». Немного найдется в европейском искусстве произведений, в которых средствами живописи были бы столь сильно и убедительно выражены человеческие страдания. Фигуры Адама и Евы каждым жестом, каждой складкой тела вопиют о своем горе. «Главное здесь – не библейский сюжет и не внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и темным провалом искаженного криком рта», — пишет о фреске историк искусства Татьяна Каптерева.Иероним Босх. Рай. Левая створка алтаря«Страшный суд». Ок.1504 -1508 гг.
Иероним Босх. Рай. Левая створка алтаря«Сад земных наслаждений». Ок.1504 г.
Перенесемся, однако, снова в Нидерланды. Через семь десятков лет после появления Гентского алтаря, в первые годы 16 в., Иероним Босх создал удивительные алтарные композиции, в которых интересующий нас сюжет предстает в совершенно неожиданном свете. Собственно говоря, эти работы Босха можно назвать алтарями лишь условно.
Хотя «Воз сена», «Сад земных наслаждений» и «Страшный суд» сохраняют традиционную форму трехстворчатого складного алтаря, эти произведения предназначены скорее для философских раздумий, чем для молитвы. Здесь нет возвышенного святого образа, перед которым верующий мог бы преклонить колени. На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай.
Изображен по-разному, но всегда в сложных смысловых взаимосвязях с сюжетами центральной и правой створок. В «Возе сена» и «Страшном суде» запечатлена история прародителей – создание Евы, грехопадение и изгнание из рая. В «Саду земных наслаждений» на левой створке представлена только сцена создания Евы, но более детально написан сам райский сад и населяющие его удивительные существа.
Во всех трех алтарях степень греховности изображаемого возрастает от левой «райской» композиции к правой — «адской».Иероним Босх. Рай. Фрагмент левой створки алтаря«Сад земных наслаждений». Ок.1504 г.Всмотримся повнимательнее в босховский рай. У затейливого фонтана мирно пасутся слоны и жирафы, прелестные единороги вышли на водопой.
Мрачная фантазия художника еще не разыгралась в полную силу, но и здесь, в раю, происходят нелепые и неприглядные метаморфозы всего живого. В «Возе сена» и «Страшном суде» прямо из облаков под божественным престолом высыпаются тучи уродливых насекомых с лягушачьими конечностями.
В «Саду земных наслаждений» из отверстия в фантастическом райском растении выглядывает сова (на языке символов Босха – воплощение зла), в пруду брюхом вверх плавает дохлая летучая рыба (символ греха), в пасти богомерзкого гибрида исчезают лапы какой-то другой твари, а кошка с мышью в зубах деловито пробегает мимо Адама и Евы, которых благословляет Творец.
Адам и Ева выглядят трогательно невинными: безмятежные лица, фарфорово-хрупкие фигурки… Первородный грех еще не совершен, но зло уже пустило ростки в райском саду, мир изначально порочен, и грехопадение — не трагическая случайность, но закономерное начало мировой истории.
В трактовке Босха, безгрешный непременно согрешит, дорога из рая неминуемо приведет в сад мирских наслаждений, в царство земных пороков, а оттуда – прямо в ад.Микеланджело Буонарроти. Грехопадение.Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. 1510 г.
Современник Босха Микеланджело Буонарроти увидел в библейском сказании гордый вызов человека, желающего постичь законы мироздания и сравняться мудростью с Богом. Во фреске на потолке Сикстинской капеллы (1510 г.) Ева предстает перед нами не как неразумное любопытное созданье, словно во сне внимающее сладким речам змея, а как сильная, зрелая, вполне осознающая свои поступки личность.
Ее рука уверенно тянется к запретному древу, глаза бестрепетно встречают взгляд женщины-змея. Напряженная ритмика рук Евы, Адама, женщины-змея, ангела с мечом объединяет разделенные древесным стволом части композиции, придавая фреске импульс энергичного движения, которое завершается уже где-то за пределами панно – там, куда уходят первый человек и его подруга, чтобы начать свою земную жизнь.
Рафаэль Санти. Грехопадение. Станца делла Сеньятура, Ватикан. 1508-11 гг. Микеланджеловская Ева, смело бросающая вызов судьбе, величественна и горда, но ее никак нельзя назвать женственной.
То, что прародители, кроме всего прочего, мужчина и женщина, то, что их прозрение, их стыд за свою наготу означали пробуждение чувственной любви, не находило полного отражения в произведениях искусства, пока свое слово не сказал Альбрехт Дюрер. Сравним его первое произведение на нашу тему — гравюру на меди «Адам и Ева» 1504 г. — и картины, написанные в 1507 г.
Гравюра Дюрера стала новым словом в искусстве немецкого Возрождения. Побывав в Италии, художник перенес в родную Германию достижения итальянского Ренессанса: никогда еще обнаженное тело не изображалось со столь безупречным соблюдением пропорций. Однако на гравюре Адам и Ева выглядят как бы сделанными «из одного теста»: мускулистая мощная Ева кажется лишь несколько смягченной копией Адама.
Сразу же после второго итальянского путешествия художник, находившийся под сильным впечатлением от искусства античности, создал две парные картины – «Адам» и «Ева». В немецкой живописи эпохи Возрождения это было первое изображение полностью обнаженной человеческой фигуры в натуральную величину.
Дюрер писал, что коль скоро прародители были сотворены по образу и подобию Божьему, их тела должны являть образец совершенной красоты. И действительно – его Адам и Ева пленительно красивы, но красивы по-разному: юная мужественность Адама подчеркивает мягкую женственность его подруги. Кажется, что нежное тело Евы расцветает в ожидании счастливой земной любви.Альбрехт Дюрер. Адам и Ева.
1507 г.Картина первоначально предназначалась для заказного алтаря, в ней есть все непременные атрибуты сцены грехопадения – древо, яблоки, змей (правда, уже не в обличии женщины, а в виде обычной змеи), но по неизвестным причинам алтарь не был написан, и вряд ли это случайность.
Могла ли такая картина исполнить традиционную роль, напоминая набожному прихожанину церкви о греховности рода человеческого? Слишком обаятельны юные грешники, чтобы не вызвать сочувствия, слишком сладостным рисуется их грех, чтобы в нем раскаиваться.Ганс Бальдунг Грин. Грехопадение. 1511 г.Эта работа Дюрера несколько десятилетий вдохновляла его последователей. На гравюре Ганса Бальдунга Грина «Грехопадение» 1511 г. Адам, едва отведав яблоко, решительно обнимает Еву, а на картине того же автора 1525 г. Ева выглядит стыдливо-целомудренной. У Лукаса Кранаха Старшего (а он создал семь композиций на тему грехопадения!) Ева кокетлива и соблазнительна… Наступали новые времена, рядом с церковным искусством утверждалось светское, и прозорливые художники Возрождения учились видеть в образах Адама и Евы не только первых людей и первых грешников, но прежде всего — просто людей со всеми их грехами и добродетелями.Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1528 г.
Иллюстрации с сайтаhttp://www.wga.hu/index1.html
Источник: https://marinagra.livejournal.com/99698.html
…Адам и Ева в живописи XII-XIIV вв
?
Category: Оригинал взят у rbsysnn в …Адам и Ева в живописи XII-XIIV вв. Оригинал взят у felisata в …Адам и Ева в живописи XII-XIIV вв. Братья Лимбург. Прекрасный часослов герцога Беррийского. Начало 15 в. Грехопадение Адама и Евы, их изгнание из рая – самые распространенные ветхозаветные сюжеты в европейском искусстве Средневековья и Возрождения. Мы видим фигуры Адама и Евы в скульптурном декоре соборов и на фресках, в живописи складных алтарей, в книжной миниатюре и гравюре. Для того чтобы понять, почему этот сюжет был так популярен, вспомним, как трактовали христианские теологи историю грехопадения. Ева, поддавшись искушению коварного змея, отведала плодов с запретного древа познания добра и зла и уговорила Адама последовать ей. Узнав об этом, разгневанный Бог проклял первых людей и изгнал их из рая. Отныне люди стали смертными; женщина, как более виновная, должна была во всем подчиняться мужу и в муках рожать детей, а мужчина — в поте лица добывать хлеб свой. Английский миниатюрист. Изгнание из рая. Йоркская псалтырь, 1170 г. По Библии, изгнание из рая – точка отсчета земной истории человека, и в этом христианство сходится с иудаизмом. Однако для иудеев это сказание — лишь одна из многочисленных историй о людском непослушании и божественном наказании, которыми полна Тора: вспомните Всемирный потоп, Вавилонскую башню, Содом и Гоморру. История грехопадения выделялась лишь тем, что имела для людей наиболее серьезные последствия. В христианстве же постепенно сложились представления о том, что вина за первородный грех распространяется на всех потомков Адама, и искуплением этой вины стало распятье Иисуса. Сцены грехопадения и изгнания из рая сопоставлялись в алтарных композициях и фресках со сценами Благовещенья, Рождества Христова, Распятия или Страстей Господних и призваны были напоминать верующим о смысле искупительной жертвы: Христос, «новый Адам», пришел в мир, чтобы очистить людей от греха и дать человечеству жизнь вечную. Мозаика собора в Монреале, Сицилия. 1180-е гг.
Французская псалтырь. 1279 г. Изображая грехопадение и изгнание из рая, художники следовали определенным канонам. Парадоксально, но эти каноны не совсем точно отражали библейское сказание. В сцене грехопадения нагие Адам и Ева стоят у древа познания, внимая речам змея или срывая плоды. В Библии не уточняется, какие именно плоды росли на древе познания, но в Средние века прочно утвердилась традиция изображать на райском древе яблоки (в самых ранних произведениях – гранаты). На иврите слово «змей» — мужского рода, но змей-искуситель (в котором видели воплощение дьявола) традиционно изображался в виде женщины со змеиным телом, что символизировало греховность женского рода. В сцене изгнания из рая безутешных ослушников преследует ангел с карающим мечом. Однако в Библии не сказано, что прародителей изгнал из рая именно ангел: Бог «изгнал Адама и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся» (Бытие, 3:24). Джиованни ди Паоло. Сотворение Земли и изгнание из рая. 1445 Традиционная трактовка сюжета, присущая средневековому искусству, сохранялась и в эпоху раннего Возрождения. Посмотрим на изумительное «Благовещение», написанное около 1434 г. флорентийским художником, монахом-францисканцем Фра Беато Анджелико. Когда зритель отводит взгляд от златокрылого ангела и благоговейно внимающей ему девы Марии, он замечает в левом верхнем углу картины почти сливающуюся с пейзажем сцену изгнания из рая. У Фра Беато Анджелико, художника умиротворенного и просветленного, эта сцена не столь драматична, сколь печальна. Ангел не пылает гневом, не вздымает воинственно свой меч. Он почти по-отечески положил руку на плечо безутешного Адама, не изгоняя, а словно сочувственно выпроваживая согрешившую пару из райских врат. Фра Беато Анджелико. Благовещение. 1434 г.
Из ЖЖ: http://vakin.livejournal.com/730621.html
В первой трети 15 в. параллельно с каноническим появился новый подход к изображению прародителей. Происходила постепенная ломка средневекового мировоззрения: гуманисты утверждали новые представления о природе, о человеке и его месте в мире, и образы Адама и Евы начали интересовать художников сами по себе, а не только как воплощение первородного греха. Каков человек по сути своей? Что крылось за его желанием отведать плодов с древа познания: легкомыслие, глупость, порочность или благородное стремление проникнуть в тайны природы, так хорошо знакомое гуманистам эпохи Возрождения? Ян и Губерт ван Эйк. Гентский алтарь. 1422-1432 гг. Первыми художниками, по-новому трактовавшими традиционные фигуры прародителей, были нидерландские мастера – братья Ян и Губерт ван Эйк, авторы знаменитого Гентского алтаря, созданного в 1422-132гг. для собора Св. Бавона в Генте. Грандиозный складной двухъярусный алтарь объединяет двадцать шесть картин, на которых изображено 258 человеческих фигур. Но нас сейчас интересуют только две из них – Адам и Ева. Когда алтарь раскрыт, и перед зрителем предстают лучезарные картины преображенного мира, который должен воцариться после свершения Страшного суда, лишь фигуры Адама и Евы слева и справа от центральной композиции контрастируют с общим ликующим настроением. Возникающее впечатление очень точно описал автор книги «Антверпен. Гент. Брюгге» Михаил Герман: «Как чужие, входят в сияющий райскими соцветиями складень Адам и Ева, внося с собою тяжелое дыхание реальной, ничуть не облагороженной людской плоти. Они входят в алтарь с противоположных сторон, оставив за плечами глухой черный мрак, настороженные и недоверчивые, некрасивые, усталые, даже уже немолодые». Ян и Губерт ван Эйк. Адам и Ева. Створки Гентского алтаря. Фрагмент.1422-1432 гг. Образы Адама и Евы и в этом алтаре служат, как это было принято, вечным напоминанием о первородном грехе, но их значение – композиционное и смысловое – изменилось, усилилось. Мысленно уберите фигуры прародителей с картины «Благовещение» Фра Беато Анджелико: прекрасное произведение потеряет не так уж много. Но попробуйте убрать изображения Адама и Евы с Гентского алтаря – и торжество жизни вечной уже не будет казаться столь полным без сравнения с жизнью бренной, а аккорды красок уже не будут столь ошеломляюще звонкими без этих выступающих из тьмы фигур. Томмазо Мазаччо. Капелла Бранкаччи. Изгнание Адама и Евы из рая. 1428 Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи созданы примерно в то же время, что «Благовещение» Фра Беато и Гентский алтарь – в 1428 г., но в это, право же, трудно поверить. Двадцатисемилетний Томмазо Мазаччо работал над фресками капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. В разгар работы художник внезапно умер. Незаконченные росписи капеллы Бранкаччи свидетельствуют о том, что Мазаччо стоял на пороге великих свершений. Капелла стала местом паломничества живописцев последующих поколений, мастерством безвременно ушедшего гения восхищались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Самая поразительная из фресок капеллы Бранкаччи — «Изгнание Адама и Евы из рая». Немного найдется в европейском искусстве произведений, в которых средствами живописи были бы столь сильно и убедительно выражены человеческие страдания. Фигуры Адама и Евы каждым жестом, каждой складкой тела вопиют о своем горе. «Главное здесь – не библейский сюжет и не внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и темным провалом искаженного криком рта», — пишет о фреске историк искусства Татьяна Каптерева. Иероним Босх. Рай. Левая створка алтаря «Страшный суд». Ок.1504 -1508 гг. Иероним Босх. Рай. Левая створка алтаря «Сад земных наслаждений». Ок.1504 г. Перенесемся, однако, снова в Нидерланды. Через семь десятков лет после появления Гентского алтаря, в первые годы 16 в., Иероним Босх создал удивительные алтарные композиции, в которых интересующий нас сюжет предстает в совершенно неожиданном свете. Собственно говоря, эти работы Босха можно назвать алтарями лишь условно. Хотя «Воз сена», «Сад земных наслаждений» и «Страшный суд» сохраняют традиционную форму трехстворчатого складного алтаря, эти произведения предназначены скорее для философских раздумий, чем для молитвы. Здесь нет возвышенного святого образа, перед которым верующий мог бы преклонить колени. На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай. Изображен по-разному, но всегда в сложных смысловых взаимосвязях с сюжетами центральной и правой створок. В «Возе сена» и «Страшном суде» запечатлена история прародителей – создание Евы, грехопадение и изгнание из рая. В «Саду земных наслаждений» на левой створке представлена только сцена создания Евы, но более детально написан сам райский сад и населяющие его удивительные существа. Во всех трех алтарях степень греховности изображаемого возрастает от левой «райской» композиции к правой — «адской». Иероним Босх. Рай. Фрагмент левой створки алтаря «Сад земных наслаждений». Ок.1504 г. Всмотримся повнимательнее в босховский рай. У затейливого фонтана мирно пасутся слоны и жирафы, прелестные единороги вышли на водопой. Мрачная фантазия художника еще не разыгралась в полную силу, но и здесь, в раю, происходят нелепые и неприглядные метаморфозы всего живого. В «Возе сена» и «Страшном суде» прямо из облаков под божественным престолом высыпаются тучи уродливых насекомых с лягушачьими конечностями. В «Саду земных наслаждений» из отверстия в фантастическом райском растении выглядывает сова (на языке символов Босха – воплощение зла), в пруду брюхом вверх плавает дохлая летучая рыба (символ греха), в пасти богомерзкого гибрида исчезают лапы какой-то другой твари, а кошка с мышью в зубах деловито пробегает мимо Адама и Евы, которых благословляет Творец. Адам и Ева выглядят трогательно невинными: безмятежные лица, фарфорово-хрупкие фигурки… Первородный грех еще не совершен, но зло уже пустило ростки в райском саду, мир изначально порочен, и грехопадение — не трагическая случайность, но закономерное начало мировой истории. В трактовке Босха, безгрешный непременно согрешит, дорога из рая неминуемо приведет в сад мирских наслаждений, в царство земных пороков, а оттуда – прямо в ад. Микеланджело Буонарроти. Грехопадение. Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. 1510 г. Современник Босха Микеланджело Буонарроти увидел в библейском сказании гордый вызов человека, желающего постичь законы мироздания и сравняться мудростью с Богом. Во фреске на потолке Сикстинской капеллы (1510 г.) Ева предстает перед нами не как неразумное любопытное созданье, словно во сне внимающее сладким речам змея, а как сильная, зрелая, вполне осознающая свои поступки личность. Ее рука уверенно тянется к запретному древу, глаза бестрепетно встречают взгляд женщины-змея. Напряженная ритмика рук Евы, Адама, женщины-змея, ангела с мечом объединяет разделенные древесным стволом части композиции, придавая фреске импульс энергичного движения, которое завершается уже где-то за пределами панно – там, куда уходят первый человек и его подруга, чтобы начать свою земную жизнь. Рафаэль Санти. Грехопадение. Станца делла Сеньятура, Ватикан. 1508-11 гг. Микеланджеловская Ева, смело бросающая вызов судьбе, величественна и горда, но ее никак нельзя назвать женственной. То, что прародители, кроме всего прочего, мужчина и женщина, то, что их прозрение, их стыд за свою наготу означали пробуждение чувственной любви, не находило полного отражения в произведениях искусства, пока свое слово не сказал Альбрехт Дюрер. Сравним его первое произведение на нашу тему — гравюру на меди «Адам и Ева» 1504 г. — и картины, написанные в 1507 г. Гравюра Дюрера стала новым словом в искусстве немецкого Возрождения. Побывав в Италии, художник перенес в родную Германию достижения итальянского Ренессанса: никогда еще обнаженное тело не изображалось со столь безупречным соблюдением пропорций. Однако на гравюре Адам и Ева выглядят как бы сделанными «из одного теста»: мускулистая мощная Ева кажется лишь несколько смягченной копией Адама. Сразу же после второго итальянского путешествия художник, находившийся под сильным впечатлением от искусства античности, создал две парные картины – «Адам» и «Ева». В немецкой живописи эпохи Возрождения это было первое изображение полностью обнаженной человеческой фигуры в натуральную величину. Дюрер писал, что коль скоро прародители были сотворены по образу и подобию Божьему, их тела должны являть образец совершенной красоты. И действительно – его Адам и Ева пленительно красивы, но красивы по-разному: юная мужественность Адама подчеркивает мягкую женственность его подруги. Кажется, что нежное тело Евы расцветает в ожидании счастливой земной любви. Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1507 г. Картина первоначально предназначалась для заказного алтаря, в ней есть все непременные атрибуты сцены грехопадения – древо, яблоки, змей (правда, уже не в обличии женщины, а в виде обычной змеи), но по неизвестным причинам алтарь не был написан, и вряд ли это случайность. Могла ли такая картина исполнить традиционную роль, напоминая набожному прихожанину церкви о греховности рода человеческого? Слишком обаятельны юные грешники, чтобы не вызвать сочувствия, слишком сладостным рисуется их грех, чтобы в нем раскаиваться. Ганс Бальдунг Грин. Грехопадение. 1511 г. Эта работа Дюрера несколько десятилетий вдохновляла его последователей. На гравюре Ганса Бальдунга Грина «Грехопадение» 1511 г. Адам, едва отведав яблоко, решительно обнимает Еву, а на картине того же автора 1525 г. Ева выглядит стыдливо-целомудренной. У Лукаса Кранаха Старшего (а он создал семь композиций на тему грехопадения!) Ева кокетлива и соблазнительна… Наступали новые времена, рядом с церковным искусством утверждалось светское, и прозорливые художники Возрождения учились видеть в образах Адама и Евы не только первых людей и первых грешников, но прежде всего — просто людей со всеми их грехами и добродетелями. Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1528 г.
Из ЖЖ: http://vakin.livejournal.com/730621.html
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://ludabelka.livejournal.com/577809.html
Искусствоед.ру – Образовательный и культурно-просветительский сетевой ресурс об искусстве и культуре
Адам (ивр. אָדָם — Сын Земли или человек) и жена Ева (ивр. חַוָּה, Хава — живущая или дающая жизнь) — в Библии первые люди на Земле, сотворённые Богом и прародители человеческого рода.
В Пятикнижии (Быт. 2—4) приводится довольно подробное описание жизни первой человеческой пары. Основные сюжетные элементы включают в себя создание Адама и Евы, искушение и грехопадение; изгнание из Эдема; а также последующее расселение людей по миру вне Эдемского сада.
Хендрик Гольциус. Грехопадение, 1616
Согласно первому варианту (Быт.
1:26-29), прародители человечества — мужчина и женщина — созданы Богом: Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.
1:26). Священное Писание говорит далее: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). В конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землёй и живыми существами (Быт. 1:27).
Позже Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину — Еву, которая стала женою для первого человека (Быт. 2:21-22). «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».
Грехопадение и изгнание из Эдема
Среди Эдемского сада было два особых дерева: Древо Жизни и Дерево познания Добра и Зла. Господь разрешил Адаму есть «от всякого дерева в саду» и лишь плоды от Дерева познания Добра и Зла запретил ему есть, предупредив, что последствием непослушания будет смерть.
Змей же (образ Сатаны), который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла . Женщина отказывается, говоря, что Бог запретил им есть с этого дерева, так как съевший плод умрёт.
Змей же отвечает ей, что она не умрёт: «Вы будете как боги, знающие добро и зло». Наконец, женщина поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа, после чего дала попробовать плод и Адаму . В результате, Адам и Ева познали добро и зло, осознали свою наготу и спрятались от Бога.
По словам Иоанна Златоуста, изначала Бог создал этого человека самовластным, иначе Он не стал бы наказывать его за преступления заповеди либо награждать за её соблюдение. Грехопадение заключалось в желании человека присвоить себе Божественное право решать, что такое добро и зло.
За проступком последовало наказание: Змей был проклят, и обречён ползать на животе и питаться прахом, женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него».
Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.
После этого Бог сделал людям одежду и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят». Чтобы люди не смогли вкусить плодов Древа жизни, у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся»).
Жизнь после изгнания из Эдема
Адам познал свою жену Еву, и та родила Каина. Затем Адам ещё раз познал Еву, и она родила второго сына — Авеля (Быт. 4:1-2). В 130 лет у них родился третий сын — Сиф (Шета), который, будучи предком Ноя, стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества; потомки же других сынов Адама и Евы погибли во время Всемирного потопа (Быт. 7:21).
В искусстве
Источник: http://iskusstvoed.ru/2017/05/04/vethij-zavet-adam-i-eva-sotvorenie-gr/
Описание картины Лукаса Кранаха Старшего «Адам и Ева»
Эту картину мастера Северного Ренессанса, написанную приблизительно в 1526 году, порой называют русским Кранахом в силу того факта, что она в начале ХХ столетия была обнаружена в России, но потом продана на Запад.
В творчестве Лукаса Кранаха Старшего, немецкого живописца эпохи Возрождения, библейский сюжет об искушении прародителей запретным плодом повторяется примерно 50 раз.
Мифологические сюжеты у художника в этот период были преобладающими, а приемы изображения он использовал декоративные. В написании портретов его кисть становится все более изысканной и вычурной.
Он предпочитал выбирать сюжеты, в которых можно было бы обойти запрет церкви и показывать обнаженное тело, что весьма нравилось высокопоставленным заказчикам.
«Адам и Ева» стало идеальным полотном, отражающим эти тенденции. Ранние версии картины включают лишь участников события, на более поздних появляются животные, которых создал Бог. Композиция всех картин идентична: Древо познания добра и зла, которое у художника всегда является яблоней, делит произведение пополам. В конкретном случае – это две доски.
Герои картины запечатлены в эдемском саду в момент согрешения. Кранах добивается не анатомической точности, а изысканной духовной чувственности. Вытянутые изображения Адама и Евы явственно выделяются на сумрачном фоне. Их позы можно назвать сценическими, неестественными, движения – подчеркнуто нарочитыми. Этим Кранах открывал путь маньеризму.
Художник привлекает внимание к эротической красоте обнаженной героини, держащей в руке яблоко. Он использует классические приемы воссоздания пространства и интерпретации человеческих тел.
Полотно отличается образной успокоенностью, композиционной уравновешенностью, размеренной пластичностью силуэтов, смягченностью конфигураций. Однако образы лишены индивидуальности, неповторимости.
Это безупречное и совершенное изображение великолепных человеческих тел, созданные по классическим образцам, которые показывают нам вершину прекрасного.
(1 votes, average: 5,00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-lukasa-kranaxa-starshego-adam-i-eva/
История прародителей: Адам и Ева в живописи
«Изгнание», Павел Попов
В европейском изобразительном искусстве всегда были популярны библейские сюжеты, особенно в эпоху Средневековья и Возрождения. Но если к началу XXI столетия зритель и художник охладели к притчам и отдельным отрывкам из библейских писаний, то тема «Адам и Ева» до сих пор остается актуальной. И это неудивительно, ведь люди и наука все еще не сошлись в единой позиции относительно своего происхождения. А значит, бывшие жители райского сада остаются единственными «официальными» прародителями всего человечества.
Уильям Блейк. «Творение Адама»Микеланджело. «Сотворение Евы»Микеланджело Буонаротти. «Сотворение Адама»
Все картины с Адамом и Евой условно можно разделить на четыре основные темы — сотворение, пребывание в Эдемском саду, грехопадение и изгнание из Рая. Интересно наблюдать, как менялось представление о каждом из этапов жизни первых людей не только у разных художников, но и в разные исторические эпохи.
Гюстав Моро. «Ева»
Например, на средневековых полотнах, изображающих Акт творения, Бог предстает перед зрителем в образе Иисуса Христа — второго лица Троицы (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух). Именно таким его можно увидеть на фрагменте «Рай» триптиха «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха (Jheronimus Bosch). Однако позже был введен «патриархальный» тип Бога-Отца, от которого больше не отходили.
Иероним Босх. «Сад Земных наслаждений», фрагмент
Некоторые живописцы посвятили этой теме по несколько работ. К примеру, Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Ältere) обращался к Адаму и Еве много раз, но всегда рисовал райский сад и момент грехопадения, ни разу не изобразив жизнь прародителей после изгнания. Они всегда беспечны и обнажены, окружены животными и, в зависимости от сюжета, находятся в компании Бога-Отца или Змия-искусителя.
Лукас Кранах Старший. «Адам и Ева, Грехопадение»Лукас Кранах Старший. «Искушение»
Эдемский сад в воображении каждого живописца привязан к региону, где тот проживал. Если это художник из Северной Европы, то в раю всегда много пышной зелени, крутых тропинок, петляющих между лесными опушками и уютными полянами. Жители южных широт рисовали Эдем в виде оазиса, затерявшегося в пустыне, и с четырьмя примыкающими к нему реками.
Питер Рубенс и Ян Брейгель. «Адам и Ева в Эдеме»Марк Шагал. «Сад Эдема»Фрэнсис Пикабиа. «Эдем»
Согласно библейскому сюжету, Адам придумывает имена животным. Но таких милых пасторальных полотен не так уж и много. Зрителям всегда нравились более интригующие и трагические моменты, поэтому большинство художников посвятили свои работы грехопадению и изгнанию.
Тамара де Лемпицки. «Адам и Ева»Марк Шагал. «Адам и Ева»Поль Гоген. «Адам и Ева»
Мужчина и Женщина стоят возле Древа познания. Возле них — Змей-искуситель. Он либо обвивает ствол дерева, либо прислонился к нему. Рафаэль Санти (Raffaello Santi) и Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio) показали Змия с головой и торсом женщины, отсылая зрителя к истории про Лилит.
Рафаэль. «Грехопадение»Хуго Ван дер Густ. «Грехопадение»Херберт Плобергер. «Грехопадение»
Но традиционно искуситель представлен в облике пресмыкающегося. Ева срывает с дерева или протягивает Адаму надкушенный плод. До трагедии — полсекунды.
Владимир Матвейцев. «Адам и Ева»Янна Хробак. «Адам и Ева»Альбрехт Дюрер. «Адам и Ева»Уильям Этти. «Адам и Ева»
Изгнание каждый видит по-разному.
Как правило, Адам и Ева покидают райскую обитель, прикрывая руками обнаженные тела. На лицах — отчаяние и печаль.
Некоторые живописцы, и среди них Мазаччо (Masaccio), ввели в сюжет ангела, который держит в руках кнут или меч и изгоняет согрешивших из Эдема.
Мазаччо. «Изгнание из Рая»Кузьма Петров-Водкин. «Изгнание»Франциско Байеу и Субиас. «Изгнание»
Последний сюжет — жизнь на земле. Адама и Еву часто изображают с детьми — Каином и Авелем. Адам работает — копает лопатой, пашет или засевает поля. Ева ему помогает или занимается своими делами. А потом они умирают.
«Адам и Ева после изгнания», средневековая миниатюраСпасибо за внимание!Ставьте нравится, если нравится!Подписывайтесь на канал!
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cbdb3d48bcaaa00b3d724d2/5debafebe6e8ef00afe39d52
Лукас Кранах Старший. Известные работы
Краткая биография
Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. Приблизительно в 1500–1504 годы находился в Вене, где сблизился с гуманистами, а с 1505 — при дворе курфюрста Саксонского в Виттенберге.
Там художник создает мастерскую, с 1519 многократно становится членом Городского совета и бургомистром.
Под влиянием искусства альпийских стран и произведений Альбрехта Дюрера Кранах рано выработал свой стиль в живописи, в котором гармонично соединены жанровые сцены и ландшафт при общей романтичности композиции.
Такой подход, имевший большое значение для развития южно-немецкой живописи, дает право считать Кранаха основателем дунайской школы. Новые творческие импульсы ему дало итальянское и нидерландское искусство, с которым он познакомился во время пребывания в Голландии в 1508.
Известные картины
Портрет дамы, 1526. Дерево, масло, 88,5*58,6 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Богатые одежды и украшения молодой, умной, красивой женщины выписаны художником с миниатюрной тщательностью.
В портрете переплелись тенденции искусства северной и южной Европы. Идеально пропорциональные черты лица свидетельствуют о влиянии на художника традиций ломбардской живописи.
Его картины с элементами как готики, так и маньеризма были популярны при дворе саксонских курфюрстов.
Мадонна с младенцем под яблоней, около 1530. Дерево, масло, перенесено с дерева на холст, 87*59 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Живописец обращается к идее искупительной жертвы Христа и представляет младенца как нового Адама. Яблоко наряду с грехопадением символизирует возможность искупления первородного греха и спасение через грядущую жертву Христа.
Фигуру Девы Марии и младенца с яблоком в руке отделяет от пейзажа на заднем плане усыпанная плодами яблоня.
Портрет Мартина Лютера, 1543. Дерево, масло, 21*16 см. Уффици, Флоренция.Глубокая духовная близость связывала Кранаха и Мартина Лютера (1483–1546). Художник создал несколько его портретов.
Будучи пламенным сторонником и проводником идей Реформации, он пытался отразить их в изобразительном искусстве и создал знаменитую серию гравюр для вышедшей в 1522 «Библии Лютера».
Для заказчиков-католиков он писал иконы в традиционной манере.
Портрет доктора Иоганна Ширинга, 1529. Дерево, масло, 51,5*35 см. Королевский музей изящных искусств, Брюссель. Кранах создавал замечательные портреты представителей бюргерства. Он передавал индивидуальные черты заказчиков, проникая в глубину их характеров и находя для их воплощения изобразительные средства, отражающие влияние итальянской портретной живописи.
Отдых на пути в Египет, 1504. Темпера, масло, 60*51 см. Картинная галерея, Берлин. Первое датированное и подписанное художником произведение отличают четкая композиция и свободное расположение фигур в пространстве.
Кранах переносит евангельскую сцену в типичный для Южной Германии лесной предгорный пейзаж. Состояние природы создает неповторимое настроение, подчеркиваемое мастерски выполненными тональными переходами.
Это близкая к романтизму трактовка уникальна для немецкой живописи.
Адам и Ева, 1528. Дерево, масло. Левая часть 172*63 см, правая часть 167*61 см. Уффици, Флоренция. Без сомнения в трактовке образов прародителей человечества Кранах опирается на одноименные творения Дюрера.
Библейская тема дала художнику возможность изображать красоту человеческого тела.
В моделировании стройных фигур Адама и Евы, не обладающих большой пластичностью, обнаруживается сочетание готических и маньеристских тенденций.
Венера, 1529. Дерево, масло, 38*22 см. Лувр, Париж. Частое обращение к образу Венеры, для трактовки которого характерны тонкие, изящные линии, свидетельствуют о влиянии на Кранаха итальянского стиля.
Одним из первых среди немецких художников он начал писать картины на античные и мифологические сюжеты с изображением обнаженного женского тела. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст.
Прозрачная вуаль — пример художественного мастерства — выписана таким образом, что не прикрывает, а подчеркивает прелести богини.
Отдыхающая речная нимфа, после 1537. Дерево, масло, 48*73 см. Музей изящных искусств, Безансон.
Знаменитые изображения обнаженных женских фигур Кранаха отвечают идеалу утонченной грации и манящей чувственности.
Он постоянно обращался к классическим женским образам. Полотно Джорджоне «Спящая Венера» вдохновило Кранаха на создание цикла о нимфах. Надпись «Не беспокой сон нимф священного ручья» несет в себе аллегорический подтекст.
Художник создал три варианта картины.
Источник молодости, 1546. Дерево, масло, 122,5*186,5 см. Картинная галерея, Берлин.
Тема картины — бессмертие и вечная молодость, мистическая вера в очищающую и живительную силу воды.
К источнику, принадлежащему Венере и Купидону, приезжают пожилые женщины, которым даруется преображение; они купаются и выходят из него молодыми и прекрасными. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам.
Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами.
Источник: https://artrue.ru/style/renessans/lukas-kranax-starshij-izvestnye-raboty.html