Давно хотелось поближе познакомиться с легендой о СУДЕ ПАРИСА.Прежде всего потому,что она вдохновила многих художников на написание прекрасных картин,которые стали шедеврами мировой живописи.Вам предстоит выбрать среди них те,которые наиболее соответствуют вашему представлению о Суде Париса.
ПРЕДЫСТОРИЯ ЛЕГЕНДЫ.
Парис — в древнегреческой мифологии троянский царевич, сын Приама и Гекубы. Когда Гекуба была беременна, ей приснился страшный сон, что она родила горящий факел, от которого сгорела Троя. Прорицатели истолковали сон так: родившийся сын Гекубы станет виновником гибели Трои.
Когда сын родился, Приам велел оставить его на горе Иде, надеясь, что ребёнка растерзают дикие звери. Однако мальчик был вскормлен медведицей и взят на воспитание пастухом, давшим ему имя «Парис» ( «борец»). После того, как Парис храбро отразил нападение на пастухов шайки разбойников, он получил второе имя — «Александр».
ЛЕГЕНДА.
В обширной пещере кентавра Хирона праздновали олимпийские боги свадьбу Пелея и Фетиды . Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир , решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей» .
Тотчас между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой — возник спор: кому по праву принадлежит яблоко? Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьёй. Зевс отдал яблоко Гермесу и велел отвести богинь в окрестности Трои к прекрасному сыну царя Трои Парису, который и должен выбрать прекраснейшую из трёх богинь.
Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды. Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина — военные победы и славу. Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет.
При этом она в восторженных выражениях описала ему Елену Прекрасную, дочь громовержца Зевса и Леды, и жену Менелая, царя Спарты. Это привело к похищению Елены Парисом, что и стало причиной Троянской войны. Парис стал любимцем Афродиты, и она во всём помогала ему. Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.
Жак Луи Давид.Елена и Парис.
Тема выбора прекраснейшей из богинь волновала многих живописцев.Каждый из них представлял это по своему.
- СУД ПАРИСА- ПЕРВЫЙ КОНКУРС КРАСОТЫ.
- Фреска из Помпей.
- Суд Париса», Лукас Кранах Старший, ок. 1528,
- Суд Париса», Лукас Кранах Старший, ок. 1528,
- Петер Пауль Рубенс, 1632-1633, Национальная галерея, Лондон
- Петер Пауль Рубенс, 1638-1639, музей Прадо,Мадрид
- Ренуар, 1908-1910, Phillips Collection,Вашингтон
Анжелика Кауфман.Суд Париса.
- Энрике Симоне, 1904
- Франс Флорис, ок. 1548
- Йоахим Эйтевал Суд Париса
- Francois-Xavier Fabre — Суд Париса
- Поль Сезанн, 1862-1864 г., частная коллекция
- Франс Флорис, ок. 1550
- Неизвестный итальянский художник.
Сальвадор Дали .Суд Париса.
Врубель.Суд Париса.
Источники:
http://www.liveinternet.ru/users/3485865/post121466606/
http://top-antropos.com/mythology/greek/item/74-paris
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4_%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B0
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Judgement_of_Paris?uselang=ru
Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/2539043
Суд Париса
?
Галина Чванина (kazanocheka) wrote, 2016-09-24 16:16:00 Галина Чванина kazanocheka 2016-09-24 16:16:00 Category: Суд Париса — всем известный сюжет о выборе прекраснейшей богини, в результате приведший к Троянской войне. Возможно благодаря ему и стали проводится все последующие конкурсы красоты, благо без таких ужасающих последствий, все же претендентками были уже простые смертные красавицы. Первые участницы богини:
Гера,
Афина Афродита Судьей был выбран Парис, греческий юноша, тоже отличавшийся необыкновенной красотой. Париса принято было изображать безбородым красавцем юношей в фригийской шапке. (греч. Πάρις, Ἀλέξανδρος), или Александр, второй сын царя Приама и Гекубы. До его рождения Гекубе приснилось, что она родила пожар, распространяющий свое пламя по всей Трое. Когда растолковали этот сон в том смысле, что ее сын будет причиной гибели родного города, то Приам передал Париса пастуху Агелу и приказал снести его на гору Иду и оставить там. Но Парис не погиб: сначала его кормила медведица, а затем пастух Агел вернулся за ним. Так Парис стал пастухом. Имя Александр («отражающий мужей») он получил оттого, что храбро защищал стада, когда вырос. На горе Иде он женился на прорицательнице Эноне, дочери речного бога Кебрена, и жил с ней в уединении весьма счастливо. В дальнейшем после всех пережитых перепетий, Парис, тяжело раненый отравленной стрелой Геракла, вернулся на Иду к оставленной им первой жене нимфе Эноне. Но та, рассерженная на Париса за измену, отказала ему в помощи. Парис умер, а Энона, раскаявшаяся в своей жестокости, повесилась с горя. Так завершился жизненный путь Париса, но в легендах на многие века он так и остается молодым красавцем, выбравшем самую прекрасную из богинь — Афродиту, и отдавшим предпочтение любви и красоте перед властью, славой и богатством. Ведь другие богини обещали ему именно такое вознаграждение: Гера — власть и богатство, Афина — мудрость и славу, и только Афродита — самую красивую жену, которой стала Прекрасная Елена, что принесло множество бед и несчастий не только Парису. Все троянцы возненавидели его как виновника войны. «Суд Париса». Ок. 510 до н. э. Чернофигурная аттическая гидрия. Государственное античное собрание. Мюнхен Миф о суде Париса, как часто случается с мифологическими историями, значительно варьировался в зависимости от источника. В «Илиаде» Гомера — эпосе о Троянской войне содержится лишь упоминание о суде Париса. Более полная версия сюжета излагалась в Кипрских сказаниях («Ки́прии»), утраченной части «Эпического цикла» после пожара Александрийской библиотеки в 273 году., от которой известны лишь фрагменты и надежный пересказ. Более поздние авторы — Овидий (Героиды), Лукиан (Диалоги богов) и некоторые другие — пересказывая этот сюжет, вводят в легенду дополнительные детали – так, например, золотое и волшебное яблоко, которое должен был вручить Парис победительнице. Самый древний артифакт с изображением сцены суда Париса — костяной гребень, датированный 7 в. до н. э., найденный в Спарте; этот сюжет часто использовался и в вазописи.
Суд Париса (деталь крышки саркофага с мифом о Селене и Эндимионе). Париж, Лувр.
Суд Париса (ок.1485) (Венеция, галлерея Джорджио Чини) Боттичелли Благодаря Овидию легенда о суде Париса была хорошо известна в средневековой Европе. Впоследствии ее разрабатывали такие разные художники, как Кранах, Рубенс, Ватто, Клод, Ренуар, Гоген и др. The Judgment Of Paris, Niklaus Manuel.(Swiss, 1484 — 1530) По-видимому, изображения суда Париса практически мгновенно приобрели известность потому, что даже Три Грации не давали такой возможности продемонстрировать пикантных неодетых женщин: обнажённые женские тела не только представали перед зрителем в трёх разных позах, — в традиционном изображении в анфас, со спины и в профиль, — они являли собой дразнящий контраст с двумя полностью и надлежащим образом одетыми мужчинами, и всё это — в совершенно приличном классическом контексте.
Антон Рафаэль Менгс
-
- Кипрские песни
-
Клод Лоррен, ок. 1645-1646 Поэма начинается с рассказа о том, как Гея страдала от множества людей, переполнивших землю. Зевс сжалился и решил устроить войну, чтобы облегчить Землю. 1 (1) В оные дни разрослось по земле повсеместно без счету Племя людское, давящее Геи простор пышногрудой. Сжалился видевший это Зевес и во частых раздумьях Мысль возымел облегчить от людей всекормящую землю, Распрю великую битв Илионских на то возбуждая, Опустошение тягостной смертью дабы наступило. Гибли у Трои воители: Зевсова воля свершалась. Петер Пауль Рубенс, ок. 1638-1639 Петер Пауль Рубенс, ок. 1625 Когда боги празднуют свадьбу Пелея и Фетиды, Эрида разжигает спор между Герой, Афиной и Афродитой, кто из них красивее. По приказу Зевса Гермес отводит богинь на гору Ида, где их должен рассудить Александр (Парис). Сохранились строки первой песни поэмы, описывающие наряд Афродиты и ее спутниц перед судом (или после него?) Ангелика Кауфман, ок. 1770-1797 2 (4) Тело свое облачила в покровы: Хариты и Оры Их сотворили, окрасивши соками вешнего цвета. Оры ступают в покровах таких: гиацинта, шафрана, Пышноцветущей фиалки, прекраснейшей завязи розы, Сладким нектаром пропитанных в чашечках пищи бессмертной, В благоухающем цвете нарцисса. И так Афродита В ткань облачилась, хранящую каждой поры благовонье. Judgment of Paris Anselm Feuerbach Энрике Симоне, 1904 3 (5) В сонме прислужниц своих Афродита с улыбкою нежной, Свивши венки из душистых цветов луговых, возложила Их на главу, и за нею богини в повязках блестящих — Нимфы, Хариты и с ними сама Афродита златая, Песнь возглашая на Иде — прекрасной горе многоструйной. Александр выносит решение в пользу Афродиты, которая обещала ему брак с Еленой. Эта история и стала причиной обещанной Зесвом Гее Троянской войны, в которой отвергнутые Парисом Гера и Афина выступили на стороне ахейцев. Макс Клингер, ок. 1886-1887 Лукас Кранах старший, ок. 1530 Сохранилось около дюжины картин и две гравюры суда Париса немецкого художника Кранаха и художников его мастерской. Фактически, Кранах был первым немецким представителем станковой живописи, писавшим на эту тему, которая прежде раскрывалась лишь в виде гравюр (woodcut, print) и книжных иллюстраций. Самая ранняя датированная версия Суда Париса Кранаха, где одна из богинь носит берет, относится к 1528 году (Базель). «Суд Париса», Лукас Кранах Старший, ок. 1528, музей Метрополитен, Нью-Йорк Почему интересен именно Кранах (помимо берета на обнаженной фигуре) — у Кранаха богини являли собой еще и алхимические символы: Богини подходили и для возвышенных целей духовных алхимиков, которых не интересовало материальное достижение получения золота, но которые стремились к всеведению, всемогуществу и вечной любви и гармонии — именно тем трём дарам, что предложили Парису Афина, Юнона и Венера в ходе знаменитой попытки подкупа. Михаил Врубель, 1893 Интересно, что в 1503 году грецист Николай Маршалк (N. Marschalk; ок. 1470–1525) выбрал его темой для речи на церемонии присвоения степени первым двадцати четырём университетским baccalaurei (бакалаврам) Виттенбергского университета, как устрашающий пример того, что может случиться, если предпочесть vita voluptaria (жизнь чувственную) vita contemplativa (созерцательной жизни) или даже vita activa (деятельной жизни). Имеется ввиду начавшаяся после Троянская война Глубинный, нравоучительный смысл мифа был вероятно утрачен потомками, мы его воспринимаем как древний конкурс красоты и восхищаемся выбором Париса. И еще варианты пасторального конкурса красоты
Художник — Фрэнк Уильям Варвик Тофем Уэстолл Ричард, Суд Париса, 1791. The Judgement Of Paris Painting by Hermann Koch Три грации, отель Caesars Palace, Лас-Вегас.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Суд_Париса
http://www.rulife.ru/mode/article/558/ http://100legend.ru/?p=140 http://www.onlinedics.ru/slovar/mif/o/sud_parisa.html http://turba-philosophorum.narod.ru/transl/Nickel/1_Cranach_Paris. http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-pitera-rubensa-sud-parisa/ http://www.livejournal.com/media/227982.html http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-pitera-rubensa-sud-parisa/ http://lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer01.txt http://simposium.ru/ru/node/6012 http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/645870 Серия сообщений «Мой взгляд. Мифы и легенды»: Часть 1 — Нарцисс (мифы и легенды)Часть 2 — Дафнис и Хлоя…
Часть 46 — Многоликая АФИНА
Часть 47 — Великая ГераЧасть 48 — Суд Париса
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://kazanocheka.livejournal.com/147673.html
«Суд Париса»? Нет, жизнь художника
События в семействах богов, полубогов и прочих таинственных обитателей Эллады вдохновляли и по сей день вдохновляют художников и скульпторов, наверное, потому, что за их сказочной формой скрыты особенности реальных отношений между людьми, некая философия жизни.
Один из таких сюжетов — «Суд Париса». Что же это такое? Парис — сын троянского царя Приама и Гекубы. Его рождение сопровождалось настолько страшными пророчествами, что отец велел отнести сына в горы и там оставить (почему-то не дал приказ убить, видимо, пожалел).
Главный пастух царя (во простота нравов — у царя был в те времена главный пастух!) выполнил приказ, но через пять дней решил проверить, что осталось от младенца. Младенец был жив, потому что его нашла и кормила медведица (как это установил пастух — не написано).
Пастух забрал Париса к себе домой.
Прошло лет этак пятнадцать (или что-то около этого). Мальчик стал красивым и храбрым, за что и выбрала его нимфа Энона — дочь речного бога Кебрена, которая впоследствии родила ему сына. Парис и Энона вместе пасли скот и охотились на горе Ида.
Именно туда явился Гермес (покровитель стад, торговли, ловкости, обмана и даже воровства) и привел с собой трех олимпийских богинь: Геру — законную жену Зевса, Афину — первую дочь Зевса (но не от Геры), и Афродиту — богиню любви (почему Зевсу в качестве судьи понадобился пастух — в легенде ни слова, ни полслова).
Гермес дал Парису золотое яблоко и указание Зевса разрешить с его помощью ссору трех богинь — отдать какой-нибудь одной, на выбор бедного пастуха. А яблоко это с нацарапанной надписью «Прекраснейшей» подбросила на какой-то свадьбе коварная богиня раздора Эрида, из-за чего богини сильно повздорили (ну, всё как у людей!).
Представляете себе положение Париса: рассудить трех особ женского пола, одна могущественнее другой?!
Парис предложил богиням скинуть с себя все тряпки и прочие вещи, поскольку иначе пришлось бы судить красавиц по их одежке (Афродита должна была снять свой волшебный пояс, благодаря которому всякий влюблялся в ее обладательницу, а Афина — свой шлем). Напомню, что у Париса была прекрасная жена, но отказаться от такой возможности и чести — посмотреть на голых богинь — было выше его сил.
Первой вышла Гера, показалась вся и заявила, что, если яблоко достанется ей, Парис будет самым могущественным.
Следом появилась Афина с обещанием, что он будет побеждать во всех своих битвах, а также будет самым красивым и мудрым человеком в мире.
Однако золотое яблоко Парис присудил Афродите, которая пообещала ему любовь самой красивой женщины на свете — Елены, жены спартанского царя Менелая (обратите внимание на эту пикантную деталь — Парису богиня обещает чужую жену!).
Итак — выбор в пользу любви: не надо ни могущества, ни ума, ни красоты — дайте любящую женщину! Последствия — самые неприятные: кражи, войны, убийства.
Петера Пауля Рубенса этот сюжет волновал до конца жизни. Первый вариант картины датирован 1605 годом (Рубенсу 28 лет). На картине слева на переднем плане спиной к зрителю вполоборота сидит Парис, в левой руке — яблоко. Обнаженный Гермес стоит левее Париса. На то, что Парис — пастух, слабо намекает пес у его ног.
Перед ними богини. В центре — Афродита, слева от Афродиты — Гера, справа боком к зрителю — Афина, у ее ног щит и шлем. Амурчики (или кто там еще) помогают богиням освободиться от драпировок. И богини явно сопротивляются этому (пожалуй, только Афродита не препятствует обнажению: понимает, что так она лучше, чем в тряпках).
Следующий вариант картины — 1625 год (спустя 20 лет, Рубенс уже 16 лет женат на Изабелле Брандт, которая моложе него на 15 лет, и счастлив в браке). Слева Гермес одет и сидит, у Париса в правой руке яблоко, которое забирает его избранница Афродита.
На лице Париса сомнение в том, что он получит обещанное — любящую женщину. У Афродиты на лице спокойная уверенность в собственных возможностях, Парис получит Прекрасную Елену! Гера страшно недовольна. Укоризна, гнев, недоумение, угроза — как можно отказаться от могущества? У Афины на картине не видно лица, а на спине совершенно невозможно прочитать ее (Афины) чувства.
Третий вариант картины (1636 год, Рубенс 6 лет как женат на Елене Фоурмент, которая моложе него на 37 лет): меньше фигур, появились овцы, на щите Афины — изображение Медузы Горгоны.
Но изменилось не только это, изменилось и отношение художника к происходящему: он пишет Париса с яблоком в руке, которое он протягивает вперед, но не ясно — кому. И Гермес в напряженном ожидании! А дамы — без эмоций.
С одной стороны, Парис как бы решение принял — он протягивает яблоко. Но на его лице сомнение, и богини еще не знают, кому оно достанется!
Почему художник не оставлял эту тему? Что было в ней привлекательного для него? Можно предположить, что в первом варианте картины, написанном за 4 года до женитьбы на Изабелле Брандт, в полотно прорвалось желание художника найти любимую и любящую женщину. И надо было сделать выбор между могуществом, мудростью и любовью. Видимо, для 28-летнего художника это было не очень просто. Поэтому Парис раздумывает.
Во втором варианте «Суда Париса», за год до смерти любимой жены, выбор сделан в пользу любви. И это — несмотря на гнев Геры, которая обещала ему могущество. Не исключено, что это — отголоски каких-то переживаний самого Рубенса, который был и красив, и элегантен, и дипломатичен, и образован.
Третий вариант картины появился в 1636 году, через 6 лет после второй женитьбы Рубенса. Парис протягивает яблоко именно Афродите, но на его лице вопрос: «А я получу обещанное?»
1639 год — четвертый вариант картины: Парис в раздумьи, 1640 год — смерть Рубенса.
В композициях картин — отражение смены предпочтений художника. В молодости — может быть, не любовь самое важное в жизни? Постарше — любовь прежде всего! С возрастом — может быть, любовь и важна, но… Перед смертью — глубокое сомнение в том, что для любви можно пожертвовать всем.
Четыре полотна. Одно совершеннее другого. Вся жизнь великого художника.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/35052/
Суд Париса — 1635-1638 Рубенс
Июль 25, 2014
„Произведения Рубенса отличались от работ его предшественников, прежде всего, утонченным колоритом… Впечатление от его картин сравнимо с чувством, которое пробуждает в нас букет полевых цветов” Джошуа Рейнолдс Эти слова в полной мере можно отнести и к картине «Суд Париса».
Суд Париса
1635-1638 | 144,8х193,7 см | дерево, масло | Национальная галерея, Лондон
На сегодняшний день известны две картины Рубенса, на написание которых его вдохновил известный миф о яблоке раздора. Первая из них была написана художником в молодости, во время поездки в Италию, вторая же, в которой вновь отчетливо проявляется влияние Тициана, относится к последнему периоду его творчества.
С одной стороны, обращение Рубенса к этой теме позволяло ему вступить в своеобразный художественный диалог с античными живописцами и художниками итальянского Ренессанса, у которых она пользовалась большой популярностью, и это в какой-то мере удовлетворяло его профессиональные амбиции. С другой стороны, это был прекрасный повод лишний раз поупражняться в изображении обнаженной женской натуры.
Богиня раздора Эрида, в отместку за то, что ее не пригласили на свадьбу Пелея и Фетиды, подбросила гостям яблоко, на котором было написано: «Прекраснейшей». На яблоко оказалось три претендентки, и Зевс коварно предоставил право выбора Парису, сыну троянского царя Приама. Какие только блага ни сулили богини своему судье!
Гера обещала Парису землю и богатство, Афина — победы в войнах, Афродита же обещала наградить его любовью той женщины, которую он выберет, и в качестве примера привела красавицу Елену, дочь спартанского царя Менелая. Парис, конечно же, объявил победительницей Афродиту, а после этого отправился в Спарту, похитил царевну и привез ее в Трою. Так была развязана троянская война…
Картина Рубенса «Суд Париса» представляет сцену суда и не дает даже намека на ужасные события, последующие за тем, как сын Приама вынесет свой вердикт. И это замечательно! Перед нами — милая пасторальная сценка с Парисом и Меркурием в роли пастухов и прекрасными обнаженными богинями в образах пастушек.
Тем не менее, Рубенс не дает нам забыть о том, что на картине изображены мифологические персонажи: Геру он изображает с ее верным спутником — павлином, Афину — с эгидой (щитом с изображением головы Горгоны) и шлемом, а Афродиту — в сопровождении Купидона, хотя его, похоже, мало интересует происходящее…
Кстати, сегодня не подвергается сомнениям тот факт, что богиню любви Рубенс писал со своей второй жены — Елены Фоурмен. Ее же мы видим и на картине «Сад любви» — в центре композиции, как и в «Суде Париса», но на сей раз лицом к зрителю.
(1577-1640) Рубенс
Поделиться ссылкой в социальных сетях
«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях.
«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.
Добавляйте знания и делитесь ими!
Знаете ли вы … …откуда мансарды?
Первым перекрытие, позволяющее устраивать жилую комнату под двухскатной крышей, придумал французский архитектор Франсуа Мансар. Отсюда и название. Кроме как этим изобретением, Мансар почти ничем не знаменит.
Источник: http://www.filoli.ru/artists/063-rubens/sud-parisa.php
Суд Париса
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Питера Пауля Рубенса. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Питера Пауля Рубенса на натуральном холсте.
Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. После смерти мужа, в 1587 году, мать вновь приняла католичество и вернулась с детьми в Антверпен. В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу.
В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца. Старший брат Питера, действительно, получив юридическое образование, степень доктора обоих прав, стал секретарем Антверпена. А Питер с 14 лет начал обучаться живописи, имея к этому непреодолимое желание.
Занимался в мастерской Отто ван Веена, придворного художника, мастера исторической живописи.
В 1598 году Питер получил звание свободного художника антверпенской гильдии Святого Луки.
В 1600 году отправился в Италию оттачивать свое мастерство. Рубенс поступил на службу к герцогу Винченцо Гонзасу придворным живописцем.
По поручению герцога, крупного коллекционера произведений искусства, Рубенс копировал картины в Риме, Генуе, Венеции, Флоренции.
Первыми самостоятельными работами художника были портреты, которые пополняли галерею герцога «красивейших дам в мире: как принцесс, так и женщин не титулованных».
Но талант Рубенса требовал более широкого спектра деятельности.
Его дарование значительно раскрылось в больших алтарных композициях, созданных для итальянских церквей. Выполненные заказы позволили молодому фламандцу войти в число первых живописцев Рима.
В 1608 году Рубенсу пришлось внезапно вернуться в Антверпен, получив известие о смертельной болезни матери. Хотя успешное исполнение заказов для церквей открывало перед ним в Италии большую перспективу, он остался на родине. В 1609 году Рубенс женился на 18-летней дочери ученого-адвоката Яна Бранта Изабелле.
К 1611 году, исполнив заказ для зала антверпенской ратуши в виде картины «Поклонение волхвов» и двух огромных триптихов — «Водружение креста» и «Снятие с креста», он стал ведущим живописцем Антверпена, его называли «богом живописцев».
Желающих поступить в его мастерскую оказалось так много, что просьбы пришлось отклонять. Рубенс умел учить не только ремеслу, но и развивать способности каждого из своих учеников.
Зарисовки с памятников античного искусства, которые Рубенс привез из Италии, не раз впоследствии служили ему источником вдохновения. Античность для него всегда оставалась школой подлинного вкуса и истинного мастерства.
Присущей художнику была и способность одухотворять, в ней заключалась суть рубенсовской эстетики. Яркое воплощение данная черта нашла в работах второй половины 1610-х годов.
К их числу относится картина «Союз земли и воды», написанная им в 1618 году.
С начала 1620-х годов Рубенс начинает дипломатическую деятельность. После смерти Эрцгерцога Альберта в 1621 году в качестве доверенного лица инфанты Изабеллы он выполняет секретные поручения брюссельского двора.
Богатство натуры Рубенса позволило ему также в эти годы руководить работой граверов и живописцев своей мастерской, оформлять книги самого разнообразного содержания для издательства Платена, делать картоны для шпалер, выполнять проекты скульптурных рельефов и различных изделий художественного ремесла, выпустить двухтомный увраж «Дворцы Генуи с их планами, фасадами и разрезами»
Столь разносторонняя деятельность художника стала возможна благодаря размеренному образу жизни, который он вел:
По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». Он вставал в четыре часа утра и слушал раннюю мессу, уверяя, что такое начало дня помогало ему сосредоточиться и ощутить необходимое для работы спокойствие духа.
Затем он садился за мольберт, работая всегда в присутствии чтеца, читавшего ему вслух Плутарха, Тита Ливия или Сенеку. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить».
Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре».
Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. При всем разнообразии интересов художника, главной его страстью все же оставалась живопись.
В 1620-е годы Рубенс много и с равным успехом трудился как в области «кабинетной» живописи, так и над созданием крупных монументально-декоративных ансамблей.
Рассчитанные на восприятие в пространстве больших помещений, они всегда задумывались живописцем в единстве с архитектурой, для которой предназначались.
И здесь композиционное мастерство Рубенса, его изобретательность, неисчерпаемость фантазии не знали себе равных.
В январе 1622 года Рубенс отправился в Париж, где с французской королевой Марией Медичи, матерью Людовика XIII, заключил договор на исполнение картин для двух галерей из нового Люксембургского дворца.
Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV. Вторая серия осталась неосуществленной.
А первая, состоящая из двадцати четырех картин, ныне экспонируется в специальном зале Лувра.
В 1620- е годы Рубенс также переживает неоднократные удары судьбы:
в 1623 году — потерю дочери, а в 1626-м, вероятно от эпидемии чумы, свирепствовавшей тогда в Антверпене, умирает и его жена, Изабелла Брант.
Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. В 1627 году он едет с секретным поручением в Париж, а затем, под видом живописца, совершающего путешествие с целью изучения искусства, — в Голландию, где ведет тайные переговоры с поверенным английского министра герцога Бэкингема.
В 1628 году Рубенс отправляется в Мадрид для встречи с испанским королем, а в 1629-м — в Лондон для завершения переговоров.
В 1630 году многолетние усилия художника наконец венчает успех: мир между Испанией и Англией подписан, то есть окончена морская война, в которую Испанию втянула в 1625 году Англия и от которой страдали и Южные Нидерланды.
В декабре 1630 года художник в возрасте 53-х лет вступает во второй брак, женившись на шестнадцатилетней Елене Фоурмент, младшей дочери богатого торговца шпалерами Даниеля Фоурмеита.
Итогом творчества Рубенса можно считать его картину «Вакх».
«Вакх» — настоящее чудо живописи. Вероятно, Рубенс писал ее для себя, а не на заказ и очень ею дорожил: эта картина оставалась в мастерской художника до самой его смерти. И тогда она не была продана, а перешла к его племяннику Филиппу Рубенсу, который лишь в 1676 году продал ее герцогу Ришелье.
Последние несколько лет Рубенс жил довольно уединенно, проводя большую часть года в купленном им в 1635 году поместье Стен с настоящим средневековым замком в живописной местности, расположенной между Малином и Антверпеном. Там он писал свои последние пейзажи, наблюдая жизнь окрестных сел, крестьянские праздники и гулянья.
Но последние годы художника серьезно омрачала жестокая болезнь, приступы которой становились все сильнее и чаще и с 1638 года подолгу мешали работать. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни.
Он продолжал руководить своими помощниками, заботился об учениках, а когда уже не смог держать в руках перо, диктовал письма.
Рубенс скончался от паралича сердца. По свидетельству Иоахима фон Зандрарта, художник «был похоронен самым торжественным образом. Перед гробом несли золотую корону на подушке из черного бархата, к месту вечного успокоения тело сопровождали в великом горе любители искусства».
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Питера Пауля Рубенса не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
Источник: https://bigartshop.ru/painters/rubens-piter-paul/sud-parisa-0