Суриков василий «покорение сибири ермаком» описание картины, анализ, сочинение

Суриков Василий

1895 г. Масло, холст. 285 x 599 см Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

 Описание картины Сурикова В.И. «Покорение Сибири Ермаком»

На картине изображена многолюдная эпическая сцена экспансии России в Сибири. Ермак – казачий атаман, успешно начавший по приказу Ивана Грозного войну с ханом Кучумом. В 1581 году войско из более 1,5 тыс. человек под руководством Ермака организовало поход против Кучума и победило в битве.

На картине изображена кульминация битвы – обстрел из пушек и пищалей татарского войска и ответные действия татар – стрельба из луков. Сражение происходит посредине реки, которая видна только на переднем плане, а дальше скрыта под человеческими массами.

Именно реки служили в те давние времена в неосвоенной Сибири основными ориентирами и своего рода дорогами.

Многофигурное полотно, тем не менее, воспринимается гармонично и естественно. Картина условно разделена на 2 части: слева – казаки, справа – татары. С характерным для Сурикова правдивым историзмом переданы одежды воинов, их атрибуты – лодки, оружие, знамена.

Особое внимание привлекают изображенные на знаменах лик Христа и фигура Георгия Победоносца, подчеркивается идейная правота казаков, действующих «за правое дело» с Божьей помощью, тогда как на стороне татар шаманы исполняют языческие пляски. Даже лица и позы воинов передают ощущения силы/бессилия.

Казаки изображены уверенными в себе, напористыми, их позы выдают стремление идти до конца, тогда как татары выглядят беспомощными и побежденными, на их лицах если не паника, то тревога.

Картина была показана на 23 выставке Общества передвижников и оказалась неожиданно актуальной: как раз в это время праздновалось открытие Транссибирской железной дороги и 300-летие покорения Сибири. Картину приобрел царь Николай II, и за нее Совет Академии Художеств присвоил Сурикову звание академика.

Лучшие картины Сурикова В.И.

Суриков Василий Суриков Василий Суриков Василий Суриков Василий
Суриков Василий Суриков Василий Суриков Василий Суриков Василий
Суриков Василий

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/surikov-v-i/surikov-v-i-pokorenie-sibiri-ermakom/

Василий Иванович Суриков, Изображений: 231

Трудно рассказывать о человеке, который овеян легендами и прочими вещами, которые сопутствуют знаменитым людям. Василий Иванович Суриков ещё при жизни стал великим художником и удивительным мастером исторического полотна.  

Суриков Василий Взятие снежного городка. 1891Суриков Василий Переход Суворова через Альпы в 1799 году1. 1899Суриков Василий Степан Разин. 1906Суриков Василий Боярыня Морозова. 1887Суриков Василий Сибирская красавица. Портрет Е. А. Рачковской. 189…Суриков Василий Богач и Лазарь. 1873Суриков Василий Букет. 1884Суриков Василий Утро стрелецкой казни. 1881Суриков Василий Покорение Сибири Ермаком 1. 1895Суриков Василий Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петер…Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с уч…Искушение Христа. 1872ЕнисейВид на Кремль зимой. 1876Девушка с косами. Портрет А. А. Добринской. 1910Меншиков в Березове. 1883Второй Вселенский Констан тинопольский Собор. 1876Пир Валтасара. 1874Зима в Москве. 1884-1887Портрет О. В. Суриковой , дочери художника, в детс…Автопортрет. 1879Автопортрет. 1915Боярышня со скрещенными на груди рукамиЗубовский бульвар зимою. 1885-1887Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собо…Енисей у Красноярска. 1909Изгнание Христом торгующих из храма. 1873Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей ма…Вечер в Петербурге. 1871Императрица Анна Иоанновна в петергофском Тампле с…Портрет А. В. Суворова. 1907Портрет неизвестной на желтом фоне. 1911Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии…Первый Вселенский Никейский Собор. 1876Иллюминация Москвы. 1882Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены худож…Убийство Юлия Цезаря. Около 1875Посещение царевной женского монастыря. 1912Четвертый Вселенский Халкидонский Собор. 1876Покорение Сибири Ермаком 2. 1895С гитарой. Портрет княгини С. А. Кропоткиной. 1882Третий Вселенский Эфесский Собор. 1876Флоренция. 1884Боярыня Морозова. 1881Горы близ Красноярска. 1909Женский портрет. 1902Автопортрет. 1902Боярышня. 1886Боярыня Морозова 1. 1881-1884Царевна. 1911Изба. 1873Портрет девочки в красном платье. Не позднее 1896Сибирский пейзаж. Торгошино. 1873Сибирячка. 1909Церковь в селе Дьякове. 1910-еАвтопортрет. 1883-1884Голова смеющейся девушки. 1890Самовар. 1876Сцена из римского карнавала. 1884Исцеление слепорожденного Иисусом Христом. 1888Палач. 1891Борьба добрых духов со злыми. 1875Горожанка. Портрет Александры Ивановны Емельяновой…Казаки в лодкеПереход Суворова через Альпы. 1898Портреты Меншиковых. 1882В лодкеГолова женщины в черном платке. 1886Головка девушки. Портрет З. С. Хаминовой. 1908Итальянка. 1884Крым. Ай-Петри. 1908Минусинская степь. 1873Портрет Е. В. Суриковой. 1908Портрет Е. К. Дерягиной. 1879Задумавшийся подросток. 1885Портрет О. М. Величкиной, урожденной баронессы Кло…Юродивый, сидящий на снегу. 1885Вид на Красноярск с сопки. 1890-еКолизей. 1900Покорение Сибири Ермаком 2. Около 1891Вид на Кремль. 1913Лампада. 1881-1882Покорение Сибири Ермаком. 1891Табун лошадей в Барабинской степи. 1890-еКнягиня Ольга встречает тело князя Игоря. 1915Колизей. 1884Коломенское. 1910-еНерукотворный образ. 1872Окрестности Красноярска. 1890-1914Покорение Сибири Ермаком 3. Около 1891Портрет П. Ф. Суриковой . 1887Старшая дочь Меншикова. 1882Церковь. 1910Автопортрет. 1913Вид Москвы. 1908Крыши зимой. 1880-еПортрет княгини П. И. Щербатовой. 1910Севилья. Бой быков. 1910Старик-огородник. 1882Флоренция. Прогулка . 1900Зубовский бульвар зимой. 1880-1882Меншиков в БерезовеНатурщица в старинном русском костюме. 1882Петр I перетаскивает суда из Онежского залива в Он…Портрет К. М. Верхотуровой. 1890Портрет Н. Ф. Матвеевой. 1909Старуха в узорчатом платке. 1886Боярыня Морозова. 1885Венеция. Собор Св. Марка. 1884Голова боярыни Морозовой1. 1886Голова боярышни. 1890Портрет А. Н. Третьяковой. 1910-еПортрет Н. С. Матвеева. 1881Портрет Т. К. Доможиловой. 1891Рука боярыни МорозовойВид Красноярска. 1887Голова боярыни Морозовой2. 1886Голова Марии. 1913-1914Голова монахиниПортрет А. И. Сурикова. 1887-1890Римский карнавал. 1884Берлин. Набережная. 1912Боярышня в фиолетовой душегрее. 1885-1886Девушка в красной кофте. 1892Красноярский бунт 1695 года. 1902Монах. 1900-еНеаполитанская девушка с цветами в волосах. 1883-1…Портрет хакаски. 1909Пугачев. 1911Степан Разин. 1910Анфиса. 1900-еБоржом. 1899Венеция. Палаццо дожей. 1900Казаки. 1819Покорение Сибири Ермаком 1. Около 1891Портрет доктора А. Д. Езерского. 1910Портрет М. П. Кончаловского в детстве. 1915Портрет молодой женщины. 1911Севилья. Альказар. 1910Сквер перед Музеем изящных искусств в Москве. 1910…Собор Святого Петра в Риме. 1884Человек с больной рукой. 1913А. И. Суриков в шубе. 1889-1890Боярыня Морозова 2. 1881-1884Боярыня Морозова 2В Алупке. 1913Площадь Сан-Фернандо в Севилье. 1910Под дождем в дилижансе на Черную речку. 1871Портрет А. А. Добринской. 1911Портрет А. П. Юргенсон. 1908Портрет А. С. Матвеева в детстве. 1881Портрет Е. А. Суриковой. Не позднее 1888Портрет молодой женщины в кокошнике. 1892Портрет молодой женщины в шубе с муфтой. 1890Портрет О. В. Суриковой. 1880-еРека Обь. 1895Севилья. 1910Снежные горы. 1897Собор Св. Марка в Венеции. 1900Странник. 1885Странник. 1886Автопортрет на фоне картины Покорение Сибири Ермак…Женский портрет. 1885Нищий, стоящий на коленях. Не позднее 1887Покорение Сибири Ермаком. 1892Портрет А. И. Емельяновой. 1909Портрет И. Е. Крачковского. 1884Портрет И. С. Остроухова. 1884Портрет Л. Т. Маториной. Казачка. 1892Портрет юноши Леонида Чернышова. 1889-1890Голова девушкиЖенские фигуры, странник, юродивый. 1881-1887Иртыш. 1892Казак в красной рубахеКазак Дмитрий Сокол. 1893Неаполь. 1900Неаполь. Набережная. 1884Пейзаж с фигурой братаПерс. 1902Солдат с ружьем2. 1898Старый Красноярск. 1914Степан Разин 2. Около 1903Стрелец. Около 1880Боярыня Морозова 1ВенецияГолова Меншикова в профиль. Нижняя часть лица. 188…Голова солдата в треуголке. 1898Голова солдата- барабанщика. 1898Деревенская божница. 1880-еДонской казак РжидинКазак с ружьем. 1893Неаполь. 1884Портрет А. И. Емельяновой. 1903Портрет Е. Н. Сабашниковой. 1907Старый солдат, спускающийся по склону снежной горы…СтранникБоярышня в синей шубке. 1887Головы татар . 1893Гребец в лодке. 1912Миланский собор. 1884Неаполь. Везувий. 1884Портрет боярышниРазин. 1909Солдат с ружьем1. 1898Стреляющий казак. 1893Чернобородый стрелец. 1879Юродивый, сидящий на землеБоярыня Морозова. 1884-1885Голова казака. 1891Голова крестящегося солдата. 1897Голова Суворова. 1898Голова хакаса. 1893Дорога в Хотьково. 1884Ермак с казаками. 1894Казак с ружьем. 1901Казак-гребец. 1892Киргиз. 1894Переход Суворова через Альпы в 1799 году2. 1899Покорение Сибири Ермаком 2Помпея. Улица. 1884Солдат с барабаном. 1898Солдат, спускающийся по склону снежной горы. 1898Стрелец в шапке. 1879Стреляющий казак. 1890-еАвтопортрет. 1910Александр Николаевич Пестунов. 1890Казак. 1893КазакиПокорение Сибири Ермаком 1Солдат. 1898Степан Разин 1. Около 1903

Трудно рассказывать о человеке, который овеян легендами и прочими вещами, которые сопутствуют знаменитым людям. Василий Иванович Суриков ещё при жизни стал великим художником и удивительным мастером исторического полотна. Кто не помнит его полотна такие как «Утро стрелецкой казни» или же «Боярыня Морозова».

Это далеко не единственные его работы, просто перечислять бессмысленно. Мы все его полотна помним и знаем. Но Сурикова интересовал не только исторический жанр, он прекрасно работал и как пейзажист. Кроме того, он написал достаточно много эскизов ко многим своим полотнам.

Некоторые эскизы так и остались эскизами, потому что большие полотна так и не были осуществлены. А к концу жизни Суриков неожиданно увлёкся портретами. Он и раньше писал портреты, но в основном это были исторические портреты.

Но на данном этапе жизни он вдруг вернулся к портретам простых людей или же личностей весьма заурядных. Но главное он работал. А ведь был период, когда он совершенно отошёл от живописи и не прикасался к краскам. Это случилось сразу после того, как он внезапно потерял жену.

Она умерла настолько неожиданно, что для него это оказалось ударом и неожиданной потерью. Он перестал писать. Можно представить каково это было, ему знаменитому, тому самому кто написал «Меньшиков в Берёзове», да ту же «Боярыню Морозову»… Депрессия в самой тяжёлой форме захлестнула мастера.

И тут на подмогу пришла любовь дочерей. Они как могли, помогали ему вынести потерю, и кто знает, может быть именно эта любовь к отцу и вернула его к жизни, а, следовательно, к живописи. И он вернулся и вернулся триумфально.

В своей депрессии он всё чаще обращался к священной книге Библии, читал её и перечитывал, молился в храме и его часто на Ваганьково видели сидящим у могилы жены. Но он вернулся к краскам и на свет явилось полотно «Исцеление слепорождённого Иисусом». Вскоре после этого он вместе со своим братом совершил сибирское путешествие и там снова родился шедевр «Взятие снежного городка».

И его талант прорвал эту самую плотную пелену забвения, которая окутала его после смерти жены. Но заботы о двух дочерях и работа над полотнами, можно сказать придало ему сил. Кроме уже названных двух шедевров позже им было написано ещё несколько и практически все на исторические темы. Конечно, же при создании полотен делались этюды, зарисовки. Это всё сейчас хранится в музеях.

Его последними словами перед смертью были слова: «Я исчезаю…». Может быть, он так думал, что о его работах и о нём никто не вспомнит или же он имел в виду что его путь закончен, и он уходит в небытие, но полотна, его труд, остаются. Он ушёл, они остались. Они свидетели его таланта, свидетели его любви к Родине.

Хотя публика, для которой он писал, не всегда благосклонно принимала его труд. То же «Взятие снежного городка» по началу просто не поняли и всячески осуждали. Мол, не того мы ждали от Сурикова, мы, дескать, ждали от него снова что-то потрясающее историческое. И никто тогда не понял что в этом полотне как раз гимн русскому раздолью, гимн русской несдержанности.

Критика это полотно оценила много позже, публика ещё позже. Но ведь всё-таки приняли. А его полотно «Степан Разин»? Как он долго готовился к его разработке, как он мучился в поисках главного героя. Суриков долго искал позы, долго искал, как изобразить этого народного героя. Такие же сложности были и с полотном «Покорение Сибири Ермаком».

Те же самые мучения, изыскания и наконец, кропотливая работа над образами. В итоге получилось нечто потрясающее.

Так что, не исчез его образ. Не исчезло значение его творчества. наоборот, оно обогатило русское искусство на века.

Алексей Васин

Передвижники

Источник: https://gallerix.ru/album/Surikov

Картина "Покорение Сибири Ермаком" Сурикова :

Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» — один ярчайших шедевров русской живописи XIX века. Она входит в собрание знаменитых полотен русских авторов, посвященных событиям русской истории.

Василий Суриков и его картины

Автор картины «Покорение Сибири Ермаком» — представитель старинного казачьего рода, издревле проживавшего на землях Придонья.

Известно, что предок Василия Ивановича Сурикова в XVI веке ушел с Дона с дружиной Ермака и воевал на Иртыше с ханом Кучумом. Позже предки Сурикова обосновались на сибирских землях у Енисея. Сам В. И.

Суриков говорил, что «идеалы исторических типов» Сибирь воспитала в нем с детства.

Суриков Василий

Картины Сурикова, в том числе и «Покорение Сибири Ермаком», полны патриотизма, глубокого национализма, высокой гражданственности. Автор мастерски воссоздал сибирские пейзажи. Внимательно относился к мельчайшим деталям, подчас достигая археологической точности. Пытливо изучал многочисленные исторические источники.

Именно поэтому образ эпохи, воссозданный им в полотнах, так ярок и близок к реальности. Василий Суриков – мастер демократического реализма. Он полагал, что только через понимание истории своей страны возможно осознать ее настоящее. Яркий пример — его картина «Покорение Сибири Ермаком».

Сюжет и история

В основу сюжета картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» легли подлинные факты русской истории. Иван Грозный присоединил к Руси Астраханское и Казанское княжества, а также Поволжье. В 1555 году ему подчинился сибирский хан Едигер на условиях выплаты небольшой дани. Она состояла из шкурок соболей и белок, в избытке водившихся в сибирских лесах.

Читайте также:  Руссо "заклинательница змей" описание картины, анализ, сочинение

В 1563 году земли Сибирского ханства захватил Кучум. Он отказался выплачивать установленную дань Москве. Кроме того, от набегов сибирских отрядов стали вновь страдать приуральские земли. Тогда, без согласия Ивана Грозного, бароны Строгановы снарядили против Кучума отряд, состоявший из казаков.

Суриков Василий

Его возглавил атаман Ермак Тимофеевич. Казаки перевалили Уральские горы и разбили отряды местных правителей. А затем и воинов Кучума. Был покорен Кашлык – столица Сибирского ханства.

Преимуществом русского войска в борьбе с ханскими войсками было владение огнестрельным оружием. Но завоеванием Кашлыка не закончилось противостояние с Кучумом, сбежавшим на юг и собравшим новое войско. Тем временем ряды зимовавшего в Сибирской столице отряда Ермака редели. И когда летом 1584 года вновь набранное войско Кучума осадило Кашлык, Ермак был вынужден покинуть город.

По пути на юг отряд казаков расположился лагерем на отдых. Ермак забыл или не посчитал нужным выставить дозор. Внезапное нападение войска Кучума внесло смятение в казачий отряд, который в результате понес большие потери, а сам атаман Ермак, спасаясь вплавь через Иртыш, утонул. Лишь в 1598 году в Сибирь из Москвы было вновь отправлено войско, довершившее разгром Кучума.

Краткое описание картины В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Обратимся к самому полотну. Выполняя описание картины «Покорение Сибири Ермаком», следует отметить, что Суриков использовал скупое, почти монохромное, решение колорита произведения. Единственное яркое пятно, выделяющееся на землисто-коричневом фоне, — красный кафтан одного из воинов атамана Ермака.

Можно предположить, что такое решение неслучайно – автор мог таким способом концентрировать взгляд зрителя на главном персонаже произведения – русском войске.

Именно войске, так как сам атаман практически неотделим от своих воинов, составляя с отрядом единое целое.

Хоругвы с ликом Иисуса Христа, развевающиеся над головами русских воинов, осуществляют Божью помощь и поддерживают казаков в последнем бою с ханским войском.

Суриков Василий

Отплывающие от берега кучумовские лодки и скачущие от горизонта на подмогу хану воины составляют противовес отбивающимся с отплывающих лодок казаков, что создает ощущение «замершей сцены», дающей возможность зрителю самостоятельно завершить события исторического момента.

Однако многие культурологические источники выражают мысль, что Суриков в своей картине «Покорение Сибири Ермаком» хотел показать именно победу русского войска над Кучумом. В качестве аргументов приводятся искаженные лица мечущихся в панике врагов. А лодки казаков не отплывают, а, наоборот, устремляются навстречу ханскому войску.

Общие сведения

Суриков Василий

Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», написанная автором в 1895 году, создавалась около четырех лет. Полотно имеет не очень большие размеры — 285 х 599 см, написано маслом на холсте. Является одной из жемчужин коллекции произведений живописи XIX века Государственного русского музея Санкт-Петербурга (Инженерная ул., 4).

Источник: https://www.syl.ru/article/319513/kartina-pokorenie-sibiri-ermakom-surikova

Покорение Сибири Ермаком

Живопись русских художников Картина Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Холст, масло, размер картины 285 × 599 см.

Едва завершив «Взятие снежного городка», Суриков начал работу над грандиозным полотном «Покорение Сибири Ермаком». Эта тема не могла не волновать человека, предки которого пришли в Сибирь вместе со знаменитым атаманом.

С детства он слышал предания и рассказы о Ермаке и его доблестных сподвижниках, которые смогли победить несметную армию хана Кучума.

В сборе материалов помогли и ранние акварели, написанные в Минусинских степях, и личный опыт кулачных боев «стенка на стенку». Василий Иванович колесил по всему краю, заезжая в самые дальние села в поиске типов татар, остяков, вогулов, жизнь и быт которых почти не изменились с XVI века.

Побывал он и на Дону – родине своих далеких предков, чтобы зарисовать характерные черты донских казаков еще без примеси разноплеменной сибирской крови.

Каждый сантиметр огромной картины впитал в себя историческую достоверность, каждая ее деталь, будь то элемент одежды воинов хана Кучума, наконечники и оперение их стрел, пищали и казацкие сабли ермаковцев, лодки и весла обеих армий – все добывалось в долгих поисках по всей необъятной стране.

Суриков Василий

Полотно поражает масштабностью и величием изображенного исторического события. Композиция выстроена таким образом, что зрители смотрят на ханское войско со стороны казаков, словно плывут в соседней лодке. Прямо перед глазами, почти переплескиваясь через раму, кипит серо-бурой зыбью Иртыш.

Мы становимся невольными участниками битвы под древним знаменем, с которым еще Дмитрий Донской ходил на Мамая, и удивительным образом сливаемся в едином порыве с ермаковцами. Очевидно, что сила на стороне Ермака и его рати. Воины хана (на правой стороне), несмотря на многочисленность, шаманские пляски, призывающие на помощь богов, и натянутые луки, выглядят беспомощными и побежденными.

Их лица почти парализованы растерянностью перед напором казаков и страхом при виде огнестрельного оружия.

Суриков Василий

Создавая эту большую горизонтальную картину, Суриков впервые получил возможность работать в мастерской, расположенной в одной из башен Исторического музея. Все предыдущие писались им дома, где из-за тесноты художник порой с трудом мог разглядеть их полностью.

Для этого приходилось отходить к дальней стене прихожей и смотреть сквозь открытые двустворчатые двери.

Теперь же закончить картину «Покорение Сибири Ермаком» в доме оказалось совершенно невозможно: некуда было отойти, чтобы на расстоянии проверить верность цвета и композиции.

Хмурым холодным утром начала февраля 1895 года Василий Иванович следил, как свернутую картину заколачивают в ящик, чтобы отправить в Петербург на Двадцать третью выставку передвижников.

Странное гнетущее беспокойство не покидало мастера, и он не мог понять его причины…

В те же дни, 6 февраля, в далеком Красноярске заколачивали гроб с телом его матери Прасковьи Федоровны, о чем художник узнал только спустя три недели.

За день до открытия выставки передвижников ее посетил царь Николай II с царицей. Венценосная чета приобрела новую работу Сурикова за сорок тысяч рублей.

В это время как раз праздновались трехсотлетие покорения Сибири и открытие Транссибирской железной дороги, так что Василий Иванович случайно «попал в точку», оказавшись в неловкой для себя роли «официального» живописца.

Совет Академии 20 марта 1895 года присудил Сурикову звание академика.

Перейти к следующей работе мастера ►

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/surikov_pokorenie_sibiri_ermakom.html

Сочинение по картине Покорение Сибири Ермаком Сурикова

Тема покорения Сибири близка и понятна художнику. Ведь он родом из Красноярска. Он писал картину долго и тщательно. На это ушло четыре года. Ермак — это боевой казачий атаман.

По приказу царя Ивана Грозного завоёвывал Сибирь. В те времена на этой обширной территории жили племена монголо-татар и правил ими хан Кучум. Они периодически делали набеги на русские земли.

Этому надо было положить конец.

Естественно, по доброй воле он не собирался отдавать свои владения. Ермак воевал против него. Решительная битва происходит прямо в реке.

Интересен тот факт, что войско Ермака по численности было меньше войска хана Кучума. Как известно, русские воюют не числом, а напором и умением.

Войны Ермака вооружены уже ружьями и пиками, а у монголо-татар только стрелы и кривые мечи. Куда им тягаться против пули!

За спиной воинов хана Кучума виден обрыв высокого берега. Там видна мечущаяся конница. У Ермака конницы нет, одни люди в лодках. Но у него преимущество в вооружении. Вот он вытянул левую руку в направлении берега. Возможно, он что-то кричит своим соратникам «Вперёд!» или «На приступ!» С левой стороны виден какой-то острог. Возможно, это будущий город Красноярск.

Суриков прорисовывает каждого участника событий. С исторической достоверностью изображены одежда, ружья, лодки, знамёна. На них изображён лик Христа и фигура Георгия Победоносца.

Этих художник подчёркивает тот факт, что Ермак и его товарищи бьются за правду. В любой битве, любом бою знамёна всегда впереди, они ведут людей за собой. Они придают идейную направленность битве.

Это не просто массовое побоище, а битва за правое дело.

Видя знамёна в первых рядах, казаки рвутся вперёд. Сильные руки мужиков уверенно налегают на вёсла и продвигают лодки вперёд и вперёд. Воинам Кучума отступать некуда – сзади подпирает высокий обрыв. Ещё мгновение – и лодки врежутся друг в друга, только затрещит дерево, и полетят щепки. Казаки пойдут на абордаж.

Суриков не мог присутствовать и воочию видеть эту битву. Сюжет, он, как великий мастер, выдумал. Но глядя на картину, кажется, что всё происходящие списано с натуры. Настолько оно реалистично. Художник поэтому так долго и писал картину, что ему пришлось материал для неё собирать по крупицам. Он отдельно делал эскизы на каждого участника битвы. Прорисовывал его доспехи, вооружение.

Картина была написана как раз во время. Праздновали 300-летие покорения Сибири. Царь Николай Второй приобрёл её. Теперь она хранится в Санкт-Петербурге в Русском музее. А художник получил звание академика.

Описание картины Сурикова Покорение Сибири Ермаком 8 класс

Василий Иванович Суриков – один из известных русских художников XIX в. Он жил в то время, когда создавались монументальные труды по истории России. Всё образованное русское общество активно интересовалось событиями и героями в исторической судьбе Отечества. Естественно, что и художники также обращались в своём творчестве к этой теме.

В истории русского государства одно из важнейших событий – присоединение Сибири. Оно определило дальнейший путь развития страны, расширило ее территорию и её богатства. Неудивительно, что В.И. Суриков использовал его ля одной из тем своего творчества.

Тем более, что художник был сам родом из Сибири и хорошо знал легенды этого далекого и сурового края.

Соединив исторические сведения и фольклор, результаты научных исследований и предания, сохранившиеся в народной памяти, он запечатлел возникшие образы в масштабном полотне.

Ключевое событие похода – взятие столицы ханства, города Сибирь, изображено на картине. Батальная сцена показывает столкновение двух войск – татарского и русского на реке, недалеко от городских укреплений.

Картина построена на противопоставлении, что прослеживается в деталях. Командир татарского войска – вдалеке, наблюдает с обрыва за сражением. Командир казаков – Ермак – вместе с ними, в гуще боя.

Войско сибирского хана вооружено луками и стрелами, на щитах нарисованы языческие символы. Напротив, русские воины стреляют из огнестрельного оружия, над ними развеваются хоругви с изображением Спасителя.

Выбранный ракурс подчеркивает храбрость казаков – их число гораздо меньше, чем противника. Нагнетают обстановку и несколько мрачные тона изображения: серое, в тучах небо, темный, крутой обрыв, бурное течение реки.

Победа дружины Ермака очевидна из названия полотна, но изображение передает всю напряженность момента боя. Ясно, что обе стороны понесут серьезные потери. Кровью и смертями оплачено величие России.

Картина В.И. Сурикова стала растиражированным изображением. Её можно увидеть во всех материалах, посвященных истории России и Сибири. Её помещают и в школьные учебники. Образ, рождённый художником, формирует наши представления об эпохальных событиях истории.

Другие сочинения:

← Боярыня Морозова↑ Суриков В.И.Взятие снежного городка →

Суриков Василий

  • Анализ рассказа Голубое и зеленое Казакова
    Произведение по жанровой направленности относится к лирической прозе, отдельными фрагментами воспринимающейся в форме прозаичного стихотворения.
  • Сочинение на тему Любимая природа рассуждение
    Любимая природа у меня вся. То есть я люблю всю природу, а она такая разная! Не только на земном шаре, но даже в одной стране, в одном городе бывает самая разная природа
  • Сочинение Идеальное государство каким я его вижу
    Идеальное государство, в первую очередь должно обеспечить достойную жизнь, проживающих в нем. У граждан данного государства должна быть полная уверенность в завтрашнем дне, хорошие зарплаты, достойное жилье
  • Образ и характеристика Миньки в рассказе Ёлка Зощенко сочинение
    В рассказе «Елка». Зощенко описывает события, произошедшие сорок лет назад, на одном из новогодних праздников. Миньке пять лет, он уже большой мальчик, и знает, что елка – это веселый праздник
  • Сочинение История любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой 6 класс
    История романтических отношений Владимира Дубровского и Маши Троекуровой — это пример истинной, бескорыстной любви, для которой не существует никаких препятствий в виде разных сословий. Молодые люди влюбляются

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-surikova-v.i/pokorenie-sibiri

Сочинение по картине Покорение Сибири Ермаком Сурикова

Всем известная картина писалась около четырёх лет. Василий Иванович передал все тонкости того сражения. Россия наконец смогла освободиться от ига. Татарский хан был повержен. Русская армия воевала с Кучумом, который потерпел позорное поражение.

Ермак отличался достижениями и умениями в ведении военных действий. Он имел настоящий талант и прекрасно руководил полками. Его никогда не пугала сила и мощь противоборствующей стороны. Герой боролся за освобождение своего государства и добился поставленной цели.

Читайте также:  Левитан "саввинская слобода" описание картины, анализ, сочинение

Покорение Сибири – значимое действие в истории Российского государства. Ермак – смелый и уверенный воин, который упорно пробирается вперёд. Его нисколько не смущает отпор противоборствующей стороны. Русский воин знает зачем пришёл на эту землю и не собирается уходить отсюда с пустыми руками.

Уверенность Ермака ярко видна по его позе. Он твёрдо стоит на ногах, плечи расправлены, оружие направлено на неприятеля. Умелый воин целится, чтобы поразить недруга. Боец готов сражаться. В герое отчётливо виден русский боевой дух. Он пришёл и победит.

Примечательно то, что автор не выделяет Ермака. Да, зритель знает, что перед ним полководец. Однако, автор даже не показывает его лица. Герой повернут к нам спиной. Мы можем увидеть только то, как главный герой раздаёт приказы и ведёт армию вперёд. Василий Иванович не случайно поступает таким образом.

Художник показывает, что победа над татарским ханом заслуга российской армии, а не только талантливого полководца. В единстве скрывается неведомая сила, которая не свойственна одному человеку.

При всём своем желании, даже самый сильный боец не сможет добиться подобного результата. Единственное, что он сможет сделать – это героически умереть. Но, чтобы быть эффективным – нужна армия.

Армия представляет собой особую силу и мощь, которая может нагонять страх одним только присутствием. Не менее важен её настрой.

Военнослужащие решительно настроены. Настрой задаёт полководец. Если уверен ведущий, подчиненные будут чувствовать, что всё идёт по плану и беспокоиться не о чём. В этом случае бойцы нацелены на победу.

В армию набирают храбрых людей, которые не дрогнут перед взрывами, выстрелами и копьями. Все воины сосредоточены. Они не спускают глаз со своего противника. Военнослужащие неустанно ведут огонь по надвигающейся волне татар.

Русские бойцы подбираются к берегу. Вода относительно спокойная, чего нельзя сказать о приближающейся волне татар с натянутыми луками и копьями. Страшное зрелище. Татары готовы зарубить любого, кто приблизиться к ним чуть ближе. Обычный человек дрогнул бы только от стука подков приближающихся воинов.

Наши воины проявили невероятную стойкость, уверенность и храбрость. Им не ведом страх. Даже вооруженная до зубов толпа их нисколько не испугала. Даже не ввела в замешательство. Каждый русский воин знал, что от него требуется и качественно выполнял свою работу. Полководец не только отдавал приказы, но и твердо шёл впереди, прокладывая дорогу своим подчиненным. Это настоящий пример лидерства.

Исход войны определяет последующую жизнь нашего народа. Никому не понравится жить в рабстве, платить дань, быть подотчетными чужому народу. К сожалению, русские допустили большую ошибку и попали под иго. Однако, наш смелый народ не опустил руки, а стал разрабатывать стратегию победы.

Вариант №2

Василий Суриков – признанный мастер исторических полотен, изображавший знаковые события отечественной истории. Его работы, содержащие множество проработанных деталей и десятки персонажей, часто создавались на протяжении нескольких лет.

Так было и с картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», над которой Суриков работал четыре года. Впрочем, стоит взглянуть на нее, чтобы сразу понять, насколько сложной была задача художника.

На огромном полотне Суриков изобразил кульминацию битвы казачьего войска против армии хана за один из городов Сибири. Примечательно, что самого Ермака художник разместил так, что далеко не сразу можно понять, кто из сражающихся под православными знаменами и есть сам Ермак. Только в указующем жесте руки можно разгадать, что человек в шлеме – предводитель.

Суриков не наделил его подчеркнуто выдающейся фигурой, заметным ростом, ярким плащом. Он не выделил Ермака и с помощью цвета. Только разглядывая картину внимательно можно отметить, что Ермак подобен капитану на мостике корабля – он расположен чуть выше других фигур казаков и в то же время находится как бы на острие атаки армии.

Его вытянутая рука задает направление для боя.

Еще современники отмечали, что такое композиционное решение позволило Сурикову выдвинуть на первое место не личность полководца, а народ. Первыми в глаза зрителю бросаются лица и образы людей, имена которых история не сохранила. Они представляют на картине весь русский народ с его характерными чертами. Так Суриков подчеркивает первостепенную роль именно простых людей в покорении Сибири.

Выражения лиц казаков достаточно похожи. На них свирепость и решимость. Они не испытывают сомнений и не боятся. Их косматые бороды и всклокоченные волосы передают настроение самого сражения. Лица противников совсем другие. На них растерянность, паника, смятение. Кто-то целится из луков, кто-то бежит, кого-то уже настигла смерть от выстрелов лучше вооруженных казаков.

На высоком берегу справа можно увидеть всадников, наблюдающих за происходящим. Возможно, это татарские военачальники. И здесь тоже можно разглядеть противопоставление – Ермак в самой гуще своих людей, он ведет за собой и первым встречает опасность.

Цвета, которые художник использовал, в основном темные. Грязная вода реки, обрыв, серые контуры города, мрачное небо. Цвета лишают картину оттенка удали, веселья, торжества. Это героизм и мужество на пределе сил. Типичный русский характер, привыкший противостоять не только на войне, но и в сражении с самой природой.

Яркими пятнами художник расставляет акценты.  Красный кафтан человека, развернутого к зрителям спиной, желтый – убегающего противника на берегу. Лиц этих людей не видно, но за них все говорят фигуры.

Эту картину, безусловно, можно долго рассматривать. Выхватывать отдельные лица или отстраняться от личностей, наблюдая столкновение двух сил. Мне кажется, здесь можно найти много ответов на вопросы о сущности души русского человека, его ценностях, характере и привычках. Здесь можно почувствовать связующую эпохи нить, которая протянулась через многие века к нам, в современность.

Суриков Василий Суриков — Покорение Сибири Ермаком

Сейчас читают:

  • Образ солнца и огня в живописи, литературе, музыке — сочинение, реферат, доклад
    Солнце и огонь издавна почитались нашими предками, так как даруемые ими свет и тепло были очень ценными ресурсами, без которых жизнь была невозможна
  • Сочинение Белгород — мой город
    Городом первого фейерверка с 1943 года признан Белгород. Это мой город и он поистине уникален. Ближе, дороже и роднее его для меня нет. Здесь я родилась и живу. Учусь и общаюсь с друзьями. Здесь живут близкие и родные мне люди.
  • Сочинение по картине Билибина Баба-яга 5 класс
    Первый раз увидев эту картину я вспомнил все те сказки про Бабу-ягу которые когда-то давно мне читал дедушка. В них она описывалась как злая старушка, которая пыталась обхитрить и съесть маленьких детишек.
  • Теория Раскольникова в романе Преступление и наказание сочинение
    Роман «Преступление и наказание» раскрывает многие идет, теории. Одной их таких теорий является теория Родиона Раскольникова. Родион Раскольников в прошлом был студент. Но не смог доучиться из-за нехватки средств. Живёт в самом бедном районе Петербурга.
  • Основной конфликт в пьесе Гроза сочинение
    Само по себе название произведения «Гроза» уже предполагает, что в нём будет освещен какой-то конфликт. Ведь если задуматься, то гроза — это природное явление, которое редко у кого вызывает положительные эмоции. Поэтому дав именно такое название
  • Сочинения 6 класс

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-kartinam/pokorenie-sibiri-ermakom

Описание картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Суриков Василий

Эта картина далась автору непросто, он писал ее года четыре. Закончил над ней работу только в 1895 году. Ведь он совсем не случайно решил написать именно эту картину, потому, что очень значимым оказалось для России освобождение от татарского хана. Помимо этого, сам автор был рожден на Сибири, поэтому испытывал глубокие чувства к своей Родине.

На полотне картины изображено сражение отряда отважного Ермака с кучумовцами. Четко видно, что русские берут «верх». Сам же герой никак не выделен художником, как бы сообщая о том, что полководец не слишком-то и выделял себя из отрядов своих воинов. Единственное, что выдало нам атамана, это его рука, точнее жест, который твердо и решительно направляет свои войска на битву и в атаку.

Лица казаков наоборот выражают бурю различных эмоций – несокрушимые воля и стремление к победе и свободе. Не важно, что битва только в разгаре, но уже четко видно, как и чем закончится сражение. Поверженные, полчища татар в панике бегут с поля битвы.

Не без скрытого умысла выбран для борьбы и мрачный пейзаж – осеннее небо в серых тонах, быстрые воды реки также не прозрачны, берег реки скользок и глинист. Глядя на это пасмурное изображение реального сражения, невольно становишься его участником, наблюдателем, болельщиком…

Отчетливыми остаются лишь блестящие стволы орудий и вспышки выстрелов вздымаются над полем битвы розовыми облачками. Особое место определено и для пятна крови. Алое пятно досталось именно казаку, как признак преданности и самопожертвования во имя Родины и чести.

Даже простой зритель, не искушенный искусством, найдет в этой картине массу чувств и переживаний, станет лучше принимать, понимать и воспринимать русскую культуру, задумается над тем, за что сражались наши предки и каких целей добивались.

Полотно «дышит» войной, всепоглощающей битвой, в которой нет ни победителей, ни побежденных. Но все равно становится понятно, что кровопролития не удалось бы избежать. Поэтому и спасителем для народа стала именно она – омывающая кровью и поливающая слезами война.

Данная картина один из великих памятников российской истории, который сохранил в себе воспоминания людей, которые нам об этом событии никогда не расскажут.

Описание картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» | источник

Источник: http://sochinenie-o.ru/opisanie-kartiny-vasiliya-surikova-pokorenie-sibiri-ermakom.html

Сочинение-описание по картине Покорение Сибири Ермаком Сурикова

Художник писал картину 4 года. Тема картины – начало освобождения России от татаро-монгольского владычества. По приказу царя Ивана Грозного казачий атаман Ермак отправился расширять границы и отвоевать у хана Кучума Сибирь.

На картине изображен момент атаки казаков на татар. Дело происходит на мелководье. Одни казаки сидят в лодках, самые нетерпеливые стоят по колено в воде и стреляют. Казаки настроены решительно – прижали татар к высокому берегу и добивают. Русских не остановило то обстоятельство, что из воды атаковать сложнее. Это завершающий момент битвы.

Картина выполнена в тёмных тонах. Нет ни солнца, на сером небе повисли свинцовые тучи. И вода в реке серая, холодная. И серый берег. И одежда у казаков серого, зелёного, коричневого цветов. Не на парад же собрались – такая одежда практичная и немаркая. Только у одного из них красный кафтан. Татары отчаянно сопротивляются, но у них нет шансов – они прижаты к высокому берегу.

И даже конница на берегу их не спасёт. Тем более, что она удаляется с поля боя. В воде она будет бессмысленна. Казаки просто расстреляют и людей, и лошадей из ружий. Итак, уже весь берег завален мертвыми людьми. Конница устремляется к стоящей на берегу крепости – видны высокие сторожевые башни.

У казаков огнестрельное оружие, на боку у каждого сабля, сзади топор. У татар луки и стрелы. Над казаками развеваются знамёна с изображением Христа и Георгия Победоносца. Это значит – « с нами Бог и небесная сила». У татар нет ни знамён, ни стягов. Они не знают, что это такое.

Ближняя к нам лодка с казаками, которая находится в левом нижнем углу картины. Всё чётко прописано – одежда, амуниция, даже видно выражение лица казаков. Художник изобразил, как старательно они прицеливаются, и пули летят точно в цель.

Когда кончатся пули, в ход пойдут сабли и топоры. А если дело дойдёт до рукопашной схватки, то у татар нет шансов. Русские дерутся до последнего вздоха, казаки подобрались сильные не только телом, но и духом. И настроены решительно.

Казак в центре картины, указывающий рукой вперёд, и есть атаман Ермак. Это крупный мужчина. На голове железный шлем в виде луковки, как у древних русских витязей. Вокруг него сгрудились его казаки. Он руководит боем. Видно, что победа по праву достанется казакам.

2 вариант сочинения

Василий Иванович Суриков писал данную картину в течение четырёх лет. Полотно художника достаточно быстро завоевало интерес публики. Данное произведение описывает освобождение Сибири русским атаманом Ермаком. Событие, изображённое на картине, имеет очень большое значение для российской истории.

Данный исторический момент очень близок для художника, так как Василий Иванович родился в Красноярске. Сибирь – родной край автора произведения.

Ермак – полководец, храбрый и мужественный воин, известный атаман русской армии. Во время событий, разворачивающихся на картине, правил Иван Грозный, именно он издал указ о завоевании Сибири.

Читайте также:  Левитан "лесистый берег. сумерки" описание картины, анализ, сочинение

Тогда на территории этих земель жили монголо-татары, которые постоянно совершали набеги на наши земли. Правителем монголо-татар был хан Кучум. Постоянные набеги неприятелей раздражали российского царя.

Он хотел, как можно быстрее покончить с ними.

Перед нами предстаёт поле боя, действия происходят на реке. Два войска переплавляется на лодках и выходит лоб в лоб. Русское войско вооружено огнестрельным оружием, в отличие от монголо-татар, которые вооружены только луком для стрельбы. Силы неравны. Ермак уверенно и твёрдо движется вперёд.

Художник не выделяет полководца, внимание зрителя направляется на всю армию. Через это автор хочет сделать акцент на духе единства и патриотизма русского народа, который всегда действует сообща. Ермак уверенно протягивает руку вперёд, что свидетельствует о его уверенности в победе над врагом.

Василий Иванович изобразил развязку, кульминацию битвы.

Русский народ стремительно продвигается вперёд, его ничто не останавливает. Стоит обратить внимания на суровые и смелые лица воинов. Они идут напролом, русские бойцы уверены в победе. Выстрелы луков соперника только веселят русских солдат.

Однако, выстрелы из русских орудий сражают неприятеля. Русские отомстят за каждый набег, каждого убитого и раненого бойца.

Стоит обратить внимание, что русские всегда идут на войну со знамёнами и иконами, это подтверждает то, что русский народ всегда полагается на Божественную помощь.

Если всматриваться в сторону монголо-татарских войск, можно увидеть, что воины стремительно приближаются. На горе виднеются всадники, которые стремятся к месту боевых действий. Но в конечном итоге монголо-татары оказываются прижаты к собственному городу. Они не успевают переплавиться, их быстро встречают русские войска.

8 класс

`

Популярные сочинения

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/surikov/pokorenie-sibiri-ermakom

Сочинение по картине Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”

Знаменитый художник Василий Иванович Суриков родился и вырос в Сибири. Живописец очень любил свою родину и тщательно изучал обычаи и историю казаков.

Картина “Покорение Сибири Ермаком” написана в 1895 году по историческим мотивам. Художник старательно передает отважный характер казаков, борющихся с татарскими войсками, предводителем которых выступил хан Кучум. Сражение происходило в 1581 году. Движения воинов полны решимости пасть смертью за свою цель.

С левой стороны холста расположились донские казаки, держащие в руках православные регалии. С одного из флагов на зрителя смотрит лик Христа. На донских воинах блестят металлические доспехи, в руках у них- ружья. Отважный герой, решительно указывающий на Кучума- герой, чье имя носит картина, атаман Ермак.

Татарские воины так же прекрасно вооружены. Они укрываются щитами со своими отличительными эмблемами и грозят казакам изогнутыми мечами.

За победу в этой битве Ермак был особо отмечен царем Иваном Грозным, который простил казаку все прежние пригрешения. Особая заслуга Ермака состояла и в том, что численность армии казаков была значительно меньше численности татар. В историю этот человек вошел как покоритель Сибири.

К сожалению, хитрым татарам все же удалось убить этого воина. Возвращаясь с разведки, воин был подстережен врагами. Пытаясь спастись бегством, воин нырнул в реку Иртыш, где под тяжестью доспехов утонул.

Мрачная серая природа, изображенная на картине, прекрасно подчеркивает драматизм ситуации. Тусклое серое небо и мутная темная вода помогают передать обстановку. А яркие красные вкрапления создают дополнительный накал страстей.

Работая над картиной “Покорение Сибири Ермаком”, Суриков делал множество портретных зарисовок. Ему пришлось проделать огромную работу по изучению исторических костюмов и оружий- щитов, мечей, луков, стрел и так далее. Сохранилось множество эскизов к этому произведению.

Впервые картина была показана публике на передвижной выставке в 1895 году. Произведение сразу было хорошо принято и нашло поклонников как среди народа, так и в лице членов царской семьи, которая приобрела картину за большую сумму денег. В том же году за данное произведение академия художеств присвоила художнику звание академика.

В настоящий момент произведение находится в Санкт-Петербурге в коллекции Русского музея.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-surikova-pokorenie-sibiri-ermakom.html

Анализ легенды о покорении Сибири Ермаком

Рассказ начинается с того что Царю Ивану не давали покой земли находящиеся за Уралом, которые были насыщены большими богатствами. Знал он, что те земли Сибирью называют и обладают они всяким добром, да вот только далеко эти богатства от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, все думал, как этими землями овладеть.

Царю помог его бедный слуга, обыкновенный мужик из крестьянского рода. Подходит к Царю, слуга из крестьян и спрашивает: «Может, чем помогу я тебе?». И пошел после мужик за Ермаком.

Вскоре он находит семью Ермака и передает ему просьбу Царскую от батюшки Ивана. Сослужи-ка ты царю службу верную та добрую.

За Уралом богатые земли лежат, ты пойди на ту землю, та разведай, поймай хана Кучума, а людей его подчини и к царской службе приучи.

О покорении Сибири Ермаком нам говорится с гордостью, с уважением к великому Ермаку и его делам. Ермак представляется нам как крепкого телосложения мужик с сильным духом победителя. К его личным качествам относятся такие черты как доблесть, доброта, упорство и благородство.

В основном он представлен нам в булатных латах в шлеме и с богатырским мечем. Именно так мы и видим Ермака во время покорения Сибири. Также мы видим в нем патриотизм, так как он называет Русь «святой», а главная его награда это благословение отчизны.

Кроме патриотизма героя мы еще видим смысл в его жизни, это подтверждается такими строками «а мы — не праздно в мире жили!».

В те далекие времена, татарские войска считались очень хорошими и не непобедимыми. На протяжении большого времени, татарские воины не знали поражений, и покорить их было практически невозможно. Вопреки всем слухам о не непобедимом хане и его войске, Ермак разбил последнего. 

Это легенда своей манерой повествования очень похожа на сказку, а само завоевание Сибири проходит как по волшебству.

Да и само поведение царя Ивана описано как у сказочного персонажа (сказочного царя). Хотя это легенда основывается на реальных событиях, нам она преподносится как сказка.

Сам герой действительно существовал и возможно обладал теми чертами, которые мы увидели в строках легенды.

Картина В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» показывает нам решающую битву, произошедшую в 1581 году между отрядами Ермака и Кучума. На данном полотне мы видим, как казаки во главе с Ермаком тиснят татар. Сам Ермак изображен среди остальных воинов ничем неприметный, только подняв руку, указывая направление для наступления.

Unknown

Источник: https://www.lang-lit.ru/2014/10/legenda-oermake.html

Картина Покорение сибири Ермаком Суриков В. 1895 г

Картина Покорение Сибири Ермаком 1895 год.

Суриков будучи сам родом из Сибири, очень страстно уважал свою родину, художник отличался от многих других художников некой закрытостью духа и обладал крепким сибирским характером и вполне вероятно далекие предки возможно тоже были казаками. Он любил свою родину и казаков и их обычаи и изучал прошлое Сибири и исторические эпизоды русской истории происходившие в далеком таежном крае.

В картине Покорение Сибири Ермаком Суриков стремился показать непоколебимый характер казаков в битве с татарами под руководством хана Кучума.

Перед зрителем на полотне представлены две враждующие стороны готовые биться на смерть, картина насыщена движением масс враждующего народа, С левого фланга картины разношерстно разодетые донские казаки с христианскими православными флагами и регалиями, часть казаков по своему статусу хорошо экипирована, защищенные от стрел, мечей и копий нательными куяками и юшманами, дополняют эту экипировку блестящие металлические шлемы, многие русские воины из палят из ружей, матерятся с озлоблением глядят в сторону противника. Среди них атаман Ермак повелительным жестом руки указывает казакам расположение на верху прибрежного косогора наблюдающего за битвой хана Кучума с его князьями.

Напротив русских казаков, полчища не менее отважных и хитрых татар держащих круглые щиты с ихними эмблемами, вооруженные татарскими изогнутыми мечами, метко стреляющие из своих луков, их стрелы летят на казачков и не долетая падают в воду втыкаясь в дно реки еще секунда и кому то из казаков вопьется татарская стрела, слышны душераздирающие крики и стоны.

В этой битве Ермак придумал план победы, и надеялся, что он обязательно сработает ведь казаков по численности было намного меньше и только великой хитростью атамана можно было предрешить исход событий данной битвы. Собственно все так и вышло Ермак вошел в историю России, как победитель и покоритель необъятной Сибири.

В честь данного события царь Иван Грозный простил Ермаку все прошлые грехи, и принял его очень ласково, за Сибирь многих казаков наградил и дал в подмогу дополнительно 300 воинов во главе с князем Семеном Болховским, правда помощь эта была не совсем своевременна.

Татары хитростью и обманом выманивали атаманов со товарищами и убивали и брали в плен.

Сам Ермак возвращавшийся из разведки останавливался для ночевки на одном из островов реки Иртыш, но его нахождение было известно татарам по тайному донесению.

И когда ночью татары неожиданно напали на пристанище Ермака, он пытался бежать, прыгнул в реку, но неудачно и под весом тяжелой брони не смог плыть и утонул

  • Работать над детализированной картиной Покорение Сибири Ермаком Сурикову пришлось много, им написано много характерных образов героев произведения, казаков, татаров, остяков, множество этюдов, выискивал различные ружья, щиты, луки со стрелами, кольчуги со шлемами, православные штандарты, одежду татар, лодки и многочисленные детали необходимые к картине, делал зарисовки в разных композициях и решал какие использовать потом в работе, в которой Суриков чрезвычайно глубоко продемонстрировал эпизод тех массовых и трагических событий в истории России.
  • Картина была продемонстрирована на передвижной выставке в 1895 году получила много различных положительных откликов общественности, картина была по нраву и царской чете, которые тоже ценили те исторические события и готовились к трехсотлетнему юбилею покорения Сибири, соответственно царем работа была выкуплена за 40 тысяч рублей, в этом же году академии художеств Василию Сурикову за данное произведение было присвоено почетное звание академика.
  • Сегодня картина Сурикова Покорение Сибири Ермаком находится в Русском музее в Санкт Петербурге, ее размер 285 см на 599 см

Источник: https://www.art-portrets.ru/pokorenie-sibiri-ermakom.html

Покорение Сибири Ермаком. Описание картины Сурикова

  • Василий Иванович Суриков
    «Покорение Сибири Ермаком»
    1848—1916 год
    Государственный русский музей, Санкт-Петербург
  • Одним из лучших, значительнейших произведений Сурикова является грандиозное историческое полотно «Покорение Сибири Ермаком», которое он писал в течение четырех лет , много путешествуя по местам, связанных с тематикой картины.
  • Сибирь, с ее суровой природой, с ее смелым вольнолюбивым народом, хранящим традиции древних обычаев , — место, где родился и вырос Суриков, — была очень близкой ему.

Финальная битва армии Ермака с многочисленной ордой татарского хана Кучума — сюжет картины. Художник, как всегда, выбрал решающий момент, апогей битвы, что дало возможность автору с максимальным драматизмом и напряженностью показать исторический момент.

«Две стихии встречаются» — так определил суть картины сам автор. Слева мы видим казачий авангард, который является центром композиции и доминирует в картине.

Мощным клином он врезается во вражеские ряды. Для создания впечатления тесной сплоченности и целенаправленности массы людей художник пользуется определенными ритмами, цветовыми и линейными повторами, сходными психологическими характеристиками.

Например, решительный жест Ермака поддержан и акцентирован ритмически вторящими ему горизонталями ружейных стволов в руках казаков или почти одинаковыми поворотами фигур и голов, слитностью силуэтов и жестов. Так достигается эмоциональный накал момента.

Иначе решена правая часть картины. В очень разном по составу войске хана Кучума, зажатого глинистым склоном и беспорядочно вдоль его растянувшемуся, видны уже признаки начинающейся паники.

Замыкающая это войско отвесная стена берега, на котором рваным силуэтом вырисовывается скачущая в смятении конница, ограничивает пространство и создает впечатление безысходности положения.

Самой композицией, в основе которой лежит сложное движение, художник как бы определил близкий исход боя. Особое внимание Суриков уделяет проработке образов.

В разношерстной толпе прежде всего выделяются «ярые сердцем» казаки с резкими профилями, со сверкающими из под насупленных бровей глазами. Мужественные и сдержанные они были для Сурикова идеалами исторических типов, которые воспитала в нем Сибирь.

С большой правдивостью, уважительно и гуманно охарактеризованы Суриковым воины вражеского лагеря, инородцы, собранные Кучумом в подвластных ему племенах. Репин писал о «Покорении Сибири Ермаком»: «Впечатление от картины так неожиданно и могуче… Зритель ошеломлен этой невидальщиной. Воображение его потрясено…»

Автор сочинения: Рыженко Елена

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/pokorenie-sibiri-ermakom-opisanie-kartiny-surikova.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector