Ван дейк антонис «семейный портрет» описание картины, анализ, сочинение

Ван Дейк Антонис

Младший современник Рубенса,  крупнейший  фламандский живописец  Антонис Ван Дейк родился в Антверпене  22 марта 1599 г семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка.  Начал получать   художественное образование с 10-ти лет, и с 1618 года уже имел собственную мастерскую. Тогда же начался его творческий союз с Рубенсом. Однако в мастерской своего прославленного земляка Ван Дейк работает только помощником. Положение второго живописца Фландрии  не удовлетворяло талантливого и честолюбивого юношу. Дело в том, что Ван Дейк, будучи выходцем из зажиточных слоёв буржуазии, всю жизнь стремился войти в избранные круги аристократического общества, в которое был принят его великий учитель. Но происхождение подкачало. Питер Пауль  Рубенс был сыном крупного юриста — Яна Рубенса, блестяще образованного и, по-видимому, неотразимого мужчины. В пользу этого предположения говорит то обстоятельство, что у него была любовная связь с Анной Саксонской, супругой Вильгельма Молчаливого.

Ван Дейк Антонис

Ван Дейк же мог рассчитывать только на свой талант художника. Ни происхождение, ни иные заслуги или обстоятельства не могли помочь ему стать признанным в аристократических кругах.

К тому же в 16-17-х веках профессия художника вовсе не делала человека кем-то избранным, она всего лишь обеспечивала или не обеспечивала ему доход, а, в сущности, считалась ремеслом, а не искусством. Многие живописцы всю свою жизнь оставались неизвестными подмастерьями у своих прославленных современников, как, например, у Рубенса.

Так что Ван Дейку было просто необходимо выйти из тени своего великого учителя, и в конце 1620 года он уезжает в Англию, где работает при дворе английского короля Якова I. Здесь, наконец,  его талант портретиста проявляется в полной мере.

В Англии того периода живопись находилась в полном упадке, и появление такого талантливейшего художника как Ван Дейк, оживило аристократическое общество, стремившееся запечатлеть свои высокородные черты на память потомкам.

Таким образом, английская знать и Ван Дейк, можно сказать, нашли друг друга и образовали удачный альянс – художник писал аристократов, аристократы принимали его в своём кругу. Антонис Ван Дейк создал свой неповторимый стиль портретного искусства, завоевавший широкую популярность в высших кругах многих европейских стран.

Заказчиков привлекало не только блестящее мастерство художника , но и его индивидуальный подход в решении аристократического парадного портрета. Самым притягательным в искусстве Ван Дейка было его представление об идеале, которому он следовал во всех своих произведениях. Его портреты как бы приподняты над повседневностью, лишены отпечатка заурядности, внутренне облагорожены. Художник стремиться передать духовную утончённость каждого человека, не впадая в поверхностную идеализацию, он создаёт романтические и изысканные образы, обладающие поэтической привлекательностью

Ван Дейк Антонис

Семья Ван Дейка. Автопортрет

Ван Дейк Антонис

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером. 1633

Ван Дейк Антонис

 Рубенс и Ван Дейк. Неизвестный художник.

В 1627 года художник снова работает на родине, в Антверпене. Дело в том, что в этот период Рубенс уезжает в длительную дипломатическую поездку и Ван Дейк фактически становится первым художником Фландрии. Но после возвращения Рубенса в 1632 году снова уезжает в Англию и становится придворным художником Карла 1.

Здесь, наконец – то полностью осуществляются его честолюбивые мечты. Он получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря, становится королевским  художником. Живописец получает солидное жалование, удачно  женится. Благодаря женитьбе на Мэри Расвен, происходившей из обедневшей, но очень древней фамилии, Ван Дейк становится членом высших кругов чопорной английской аристократии.

И вот уже всё это высшее общество добивается чести позировать сыну фламандского торговца тканями. Это ли не «сбытие мечт»?Художник  остаётся верен своему стремлению облагородить своих аристократов, сделать их ещё более одухотворёнными и утончёнными.

Он даже возит с собой слепки идеальных рук, все его модели  на портретах- обладатели этих самых рук – тонких, изящных, с удлинёнными пальцами. Такие же изящные, холёные и нежные руки и на автопортретах Ван Дейка. Всю свою жизнь он служит своему внутреннему идеалу красоты. Однако портреты английской знати, которые художник пишет в эти годы, достаточно однотипны.

Эффектные костюмы и украшения не могут скрыть невыразительность характеров. Возможно, это вызвано надменной замкнутостью заказчиков – благородные дамы и господа никого  не желали допускать в мир своих чувств. 

Ван Дейк Антонис Ван Дейк Антонис Ван Дейк Антонис Ван Дейк Антонис Ван Дейк Антонис

Зато Ван Дейку открылся мир их детей. В Англии художник написал замечательные детские портреты, то забавно важные, то обаятельно непосредственные, эти портреты стали образцом совершенства для художников и предметом восхищения ценителей жанра детского портрета.

Пятеро детей карла 1

 Столь блестяще начатый путь закончился для Ван Дейка драматично. В 1641 году художник отправился в Париж для того, чтобы выполнить декоративные работы в Лувре. Для чего ему это было нужно? Ведь Ван Дейк не был обделён заказами и при английском дворе. Однако в этот период в Англии назревали политические перемены, и художник искал более спокойное место для работы.

Но за свой труд в Лувре Ван Дейк запросил непомерную, по мнению заказчиков, цену, и ему было отказано. Такой удар по самолюбию художника сказался на его здоровье, и  без того подорванном долгой дорогой. В Англию он вернулся тяжело больным.

Карл 1 пообещал поистине царское вознаграждение лекарю, который сумел бы вылечить любимого королевского живописца, но все было тщетно. Ван Дейк умер неделю спустя после рождения дочери, 9 декабря 1641 г. в Лондоне, и был погребен в Соборе святого Павла. Художнику были устроены пышные похороны, по желанию Карла Первого на могиле Ван Дейка был воздвигнут памятник.

Сам король пережил Ван Дейка всего на несколько лет. В 1649 ему отрубили венценосную голову.  Две его дочери, увековеченные художником, умерли  от горя, а королева бежала из Англии. Да и большинство высокородных заказчиков сэра Антониса Ван Дейка разорились или пали на полях сражений.

И в довершение этой драматической истории в разразившемся в 1666 году в Лондоне пожаре сгорел собор Святого Павла, а вместе с ним могила Ван Дейка с его останками,  и памятник, надписанный королем Карлом Первым.

Но память о выдающемся художнике не могли уничтожить ни пожар,  ни время, остались его прекрасные картины, и сэр Антонис Ван Дейк остаётся одних из лучших мировых портретистов. А созданный художником тип идеализированного парадного портрета стал образцом для многих живописцев последующих веков.

Источник: http://svetart.by/portretnoe-skhodstvo/nepovtorimyj-stil-van-dejka

Семейный портрет: Антонис Ван Дейк

Ван Дейк Антонис

Эта картина на нашей репродукции одна из наиболее ярких страниц в творчестве Ван Дейка. И вместе с тем — одна из наиболее загадочных.

Трудно сопротивляться властному обаянию «Семейного портрета», его интригующей силе, он будит воображение, заставляет домысливать характеры, думать об участи молодой семьи, которую Ван Дейк изобразил с таким мастерством и сочувствием.

Вглядимся, и чем дольше мы будем смотреть, тем труднее будет истолковать выражения этих прекрасных лиц.

Какая-то загадочная тень будет проступать все более зримо… Конечно, в известном смысле, гениальная живопись всегда загадочна, но тут приходится говорить скорей о фактической, чем о живописной стороне дела.

Кто он, этот печальный, с кротким взглядом и бледным лицом человек в кружевах, положивший нервную «вандейковскую» руку на спинку стула, обитого кожей, тисненой золотом?

Психологическая драматургия образа великолепна: Ван Дейк показал, что вся полнота счастья, которым проникнут этот человек, не исключает, а, напротив, даже предполагает безмолвную тихую печаль, а кроме того — глубоко потаенную тревогу, опасение беды, словно угрожающей хрупкому зданию счастья, беды, от которой во что бы то ни стало должно уберечь жену и ребенка, приняв на себя удар судьбы. В этой впечатляющей драме любви и тревоги жена и ребенок играют подчиненную роль; мужчина, несомненно, в центре портрета, Внимательный зритель заметит, что даже композиционно Ван Дейк обособил фигуру мужчины, написав ее как бы в ином пространстве; оно, конечно, соприкасается с тем, в котором написаны женщина и ребенок, но только соприкасается, а существует отдельно, само по себе…

Так все-таки кто же он? Знай мы об этом, мы смогли бы судить, предугадал ли Ван Дейк действительную угрозу, нависшую над молодым семейством, или счастливому мужу и отцу он, по нередкому обыкновению портретистов, приписал собственные страхи и беспокойство. Но пока лишь одно известно доподлинно: моделью Ван Дейку служил кто-то из художников огромной мастерской Рубенса в Антверпене — той самой, где Ван Дейк некогда начинал свой короткий и блистательный творческий путь.

Ван Дейк Антонис

Ван Дейк, фламандец, родился в Антверпене в 1599-м, умер в Блакфрейерсе в Англии в 1641 году. Его отец, богатый негоциант, дал ему отличное воспитание.

Мальчиком десяти лет он стал заниматься живописью и уже в 1615 году открыл было мастерскую, проучившись несколько лет перед тем в мастерской Хендрика Ван Балена, который был, правда, посредственным художником, но зато умным и добрым человеком и оказал сильное влияние на своего питомца. О первых портретах кисти Ван Дейка исследователь писал, что в них проявилась та «своеобразная атмосфера семейственности, солидности и порядочности, которая окружала его в антверпенских… домах, в частности в доме учителя, где он остался жить и после того, как сделался самостоятельным, входящим в известность мастером».

Мы не знаем истинных причин, заставивших Ван Дейка в 1618 году снова поступить в ученики — на этот раз к великому живописцу фламандского барокко Питеру Паулю Рубенсу, и работать у него в мастерской целых два года, впрочем, в отличие от других учеников, больше в качестве соработника, чем подмастерья.

Как раз в те годы Рубенс становится человеком-легендой своей родины, слава которого беспрецедентна, личность ослепительна, а творческая мощь выглядит беспредельной. «Мой талант таков,- говорил Рубенс,- что как бы огромна ни была работа, сил моих она ни разу не превзошла».

Мягкой и восприимчивой натуре Ван Дейка Рубенс наверняка импонировал мужественностью своих проявлений как в живописи, так и в жизни.

Основным вкладом Ван Дейка в европейскую живопись считается аристократический портрет, канон которого он создал за годы неустанного труда. Ван Дейк подолгу жил за границей, в 1621—27 годах — в Италии (в Генуе и Венеции) и там глубоко усвоил уроки старой итальянской живописи, особенно Тициана и Тинторетто.

Называют и много других художников, так или иначе повлиявших на него. Уникальным свойством Ван Дейка было умение воспринимать влияния, но не подчиняться им, а обращать на пользу своему стилю. Чувство меры, гармонии, такта и вкуса было развито у него в гениальной степени. Врожденной чертой Ван Дейка, говорил Э.

Фромантен, было изящество, и «частицу своего собственного изящества» он научился передавать своим моделям.

Поэтому на его долю выпал большой и быстрый успех, слава его гремела повсюду, европейская знать добивалась, как чести, возможности позировать ему, а последние годы жизни он провел в звании придворного живописца короля английского Карла Стюарта.

В портретах Ван Дейка чувствуется несколько меланхолический, даже печальный, но притом безусловно доброжелательный взгляд на человека. Он был глубоким и пристальным наблюдателем повседневных душевных состояний, причем — это надо подчеркнуть — не только модели, но и своих собственных.

Возвращаясь к нашей картине, заметим, что именно в ней отразилась глубокая душевная раздвоенность Ван Дейка, преследовавшая его всю жизнь, которую, казалось, он старался избыть, забываясь среди бесконечных причуд и удовольствий, рассказами о которых заполнены книги о нем, которые многие принимали за выражение его настоящей сути. Художник вельмож и королей, он по рождению и складу натуры всецело принадлежал к третьему сословию, хотя и старался выглядеть кавалером, оставался на деле буржуа. Сам труженик, он не понимал и не любил праздности. Душевное здоровье и нравственная крепость были ближе его сердцу, нежели блеск аморальной аристократии.

Этому, видимо, и надо приписать редкое у Ван Дейка душевное волнение, так сильно сказавшееся в «Семейном портрете». Видно, что его безымянные друзья по-человечески близки и понятны ему.

И хотя и тут Ван Дейк сохранил декорацию аристократического портрета — взгляните на тяжелые складки бордового бархата, образующего фон, на драгоценности в убранстве женщины, оцените холодок замкнутости, которым веет от нее, и строгую грацию позы,- тем не менее, все это пересиливает интонация человеческого участия художника в моделях, а главное — отсутствие дистанции между художником и моделью.

Вообще говоря, картин, подобных «Семейному портрету», Ван Дейк написал не так уж много, но именно в них он больше, чем когда-либо, являлся самим собой.

В. АЛЕКСЕЕВ
Журнал «Семья и школа»

Источник: http://mapania.ru/semejnyj-portret-antonis-van-dejk/

Антонис Ван Дейк «Семейный портрет»

Ван Дейк Антонис

Эта картина на нашей репродукции — одна из наиболее ярких страниц в творчестве Ван Дейка.

И вместе с тем — одна из наиболее загадочных. Трудно сопротивляться властному обаянию «Семейного портрета», его интригующей силе; он будит воображение, заставляет домысливать характеры, думать об участи молодой семьи, которую Ван Дейк изобразил с таким мастерством и сочувствием.

Вглядимся, и чем дольше мы будем смотреть, тем труднее будет истолковать выражения этих прекрасных лиц. Какая-то загадочная тень будет проступать все более зримо… Конечно, в известном смысле, гениальная живопись всегда загадочна, но тут приходится говорить скорей о фактической, чем о живописной стороне дела.

Кто он, этот печальный, с кротким взглядом и бледным лицом человек в кружевах, положивший нервную «вандейковскую» руку на спинку стула, обитого кожей, тисненой золотом?

Психологическая драматургия образа великолепна: Ван Дейк показал, что вся полнота счастья, которым проникнут этот человек, не исключает, а, напротив, даже предполагает безмолвную тихую печаль, а кроме того — глубоко потаенную тревогу, опасение беды, словно угрожающей хрупкому зданию счастья, беды, от которой во что бы то ни стало должно уберечь жену и ребенка, приняв на себя удар судьбы.

В этой впечатляющей драме любви и тревоги жена и ребенок играют подчиненную роль; мужчина, несомненно, в центре портрета. Внимательный зритель заметит, что даже композиционно Ван Дейк обособил фигуру мужчины, написав ее как бы в ином пространстве; оно, конечно, соприкасается с тем, в котором написаны женщина и ребенок, но только соприкасается, а существует отдельно, само по себе…

Так все-таки кто же он? Знай мы об этом, мы смогли бы судить, предугадал ли Ван Дейк действительную угрозу, нависшую над молодым семейством, или счастливому мужу и отцу он, по нередкому обыкновению портретистов, приписал собственные страхи и беспокойство.

Но пока лишь одно известно доподлинно: моделью Ван Дейку служил кто-то из художников огромной мастерской Рубенса в Антверпене — той самой, где Ван Дейк некогда начинал свой короткий и блистательный творческий путь.

Ван Дейк, фламандец, родился в Антверпене в 1599-м, умер в Блакфрейерсе в Англии в 1641 году. Его отец, богатый негоциант, дал ему отличное воспитание.

Мальчиком десяти лет он стал заниматься живописью и уже в 1615 году открыл было мастерскую, проучившись несколько лет перед тем в мастерской Хендрика Ван Балена, который был, правда, посредственным художником, но зато умным и добрым человеком и оказал сильное влияние на своего питомца.

О первых портретах кисти Ван Дейка исследователь писал, что в них проявилась та «своеобразная атмосфера семейственности, солидности и порядочности, которая окружала его в антверпенских… домах, в частности в доме учителя, где он остался жить и после того, как сделался самостоятельным, входящим в известность мастером».

Мы не знаем истинных причин, заставивших Ван Дейка в 1618 году снова поступить в ученики — на этот раз к великому живописцу фламандского барокко Питеру Паулю Рубенсу, и работать у него в мастерской целых два года, впрочем, в отличие от других учеников, больше в качестве соработника, чем подмастерья.

Как раз в те годы Рубенс становится человеком-легендой своей родины, слава которого беспрецедентна, личность ослепительна, а творческая мощь выглядит беспредельной. «Мой талант таков, — говорил Рубенс, — что как бы огромна ни была работа, сил моих она ни разу не превзошла».

Мягкой и восприимчивой натуре Ван Дейка Рубенс наверняка импонировал мужественностью своих проявлений как в живописи, так и в жизни.

Основным вкладом Ван Дейка в европейскую живопись считается аристократический портрет, канон которого он создал за годы неустанного труда. Ван Дейк подолгу жил за границей, в 1621-27 годах — в Италии (в Генуе и Венеции) и там глубоко усвоил уроки старой итальянской живописи, особенно Тициана и Тинторетто.

Называют и много других художников, так или иначе повлиявших на него. Уникальным свойством Ван Дейка было умение воспринимать влияния, но не подчиняться им, а обращать на пользу своему стилю.

Чувство меры, гармонии, такта и вкуса было развито у него в гениальной степени. Врожденной чертой Ван Дейка, говорил Э. Фромантен, было изящество, и «частицу своего собственного изящества» он научился передавать своим моделям.

Поэтому на его долю выпал большой и быстрый успех, слава его гремела повсюду, европейская знать добивалась, как чести, возможности позировать ему, а последние годы жизни он провел в звании придворного живописца короля английского Карла Стюарта.

В портретах Ван Дейка чувствуется несколько меланхолический, даже печальный, но притом безусловно доброжелательный взгляд на человека. Он был глубоким и пристальным наблюдателем повседневных душевных состояний, причем — это надо подчеркнуть — не только модели, но и своих собственных.

Возвращаясь к нашей картине, заметим, что именно в ней отразилась глубокая душевная раздвоенность Ван Дейка, преследовавшая его всю жизнь, которую, казалось, он старался избыть, забываясь среди бесконечных причуд и удовольствий, рассказами о которых заполнены книги о нем, которые многие принимали за выражение его настоящей сути.

Художник вельмож и королей, он по рождению и складу натуры всецело принадлежал к третьему сословию, хотя и старался выглядеть кавалером, оставался на деле буржуа. Сам труженик, он не понимал и не любил праздности.

Душевное здоровье и нравственная крепость были ближе его сердцу, нежели блеск аморальной аристократии.

Этому, видимо, и надо приписать редкое у Ван Дейка душевное волнение, так сильно сказавшееся в «Семейном портрете». Видно, что его безымянные друзья по-человечески близки и понятны ему.

  • И хотя и тут Ван Дейк сохранил декорацию аристократического портрета — взгляните на тяжелые складки бордового бархата, образующего фон, на драгоценности в убранстве женщины, оцените холодок замкнутости, которым веет от нее, и строгую грацию позы, — тем не менее, все это пересиливает интонация человеческого участия художника в моделях, а главное — отсутствие дистанции между художником и моделью.
  • Вообще говоря, картин, подобных «Семейному портрету», Ван Дейк написал не так уж много, но именно в них он больше, чем когда-либо, являлся самим собой.
  • В. АЛЕКСЕЕВ По материалам журнала «Семья и школа»

Источник: http://baby.liferus.ru/museum_1.aspx

Творчество Ван Дейка и барокко. Семейный портрет, Отдых на пути в Египет

Нашу сегодняшнюю встречу мы начнем с рассказа о фламандском живописце и графике — Антонисе Ван Дейке.

Надо сказать, что Ван Дейк «задал тон» развитию фламандской школы. Большое количество портретов, написанных Мастером, сегодня украшают мировые музеи. В каталоге «Зарубежная живопись в музеях СССР»(выпуск от 23 декабря 1970 года) говорится о шедевре Ван Дейка — «Семейном портрете».

В частности, источник сообщает, что «Семейный портрет» — «одна из лучших ранних работ знаменитого фламандского живописца Антониса ван Дейка. По свидетельствам современников, на картине, возможно, изображена семья пейзажиста Яна Вильденса.

Молодая мать, сидящая в кресле, держит на коленях ребенка, который, запрокинув головку, смотрит на отца. Супруги не демонстрируют свои чувства друг к другу, но компактная монолитная композиция создает впечатление доверительной близости и согласия между ними.

В открытом, приветливом взгляде женщины угадываются ум и чувство собственного достоинства. Сдержанность, деликатность и серьезность подчеркивает художник в облике мужчины…

Основное внимание живописца сконцентрировано на спокойном безмятежном лице женщины и бледном, несколько болезненном, с заострившимся чертами лице мужчины, его пристальном сосредоточенном взгляде.

Выразительны руки портретируемых, во многом дополняющие психологическую характеристику и усиливающие ее остроту: в них выявлена и подчеркнута несхожесть характеров вандейковских моделей.

Портрет исполнен с большим мастерством: фактура холста, разнообразные по форме мазки, сдержанный лаконичной колорит — вся виртуозная живописная техника ориентирована на создание единой психологической атмосферы, на передачу ощущения, возникшего у художника при встрече с подлинными живыми людьми».

Здесь мы хотим сделать небольшое лирическое отступление. Постоянные участники наших встреч уже должны привыкнуть к подобным отступлениям, так как они помогают нам более широко осветить ту или иную тему. На это раз мы поговорим о не совсем обычных «копиях» портретов.

Мы не случайно поставили термин в кавычки. Дело в том, что некоторые домовладельцы хотят видеть на полотнах великих живописцев свое изображение. «Семейный портрет» Ван Дейка — яркое тому подтверждение. Безусловно, искусствоведы относятся негативно к подобным интерпретациям.

Одни называют это кощунством, другие — издевательством над шедеврами. Мы же не будем столь категоричны в оценке желания (и воплощения этого желания) внести в шедевр коррективы, придав портрету черты хозяина дома.

Во-первых, на шедевр такая картина претендовать не будет, как бы искусно она ни была выполнена. Во-вторых, данное желание, все же, следует воспринимать как шутку, которая с «глумлением» над шедевром не имеет ничего общего. И, в-третьих, данные картины, создаются «для внутреннего пользования».

Поэтому, если лица, изображенные на портретах, до боли напоминают лица хозяев дома, не стоит к этому относиться, как к стремлению испортить портрет.

Конечно, иначе обстоит дело, если на картине с изображением Христа, в облике Спасителя улавливаются черты хозяина дома. Здесь мы полностью согласны не только с искусствоведами, но и со всеми верующими, считающими данные коррективы кощунством. Такого же мнения мы придерживаемся, если речь идет о полотнах с библейскими сюжетами.

Что же касается портретных интерпретаций, то, по нашему мнению, каждый вправе вносить в данные картины «штрихи», о которых мы говорим. В любом случае, религиозные чувства в данном случае не затрагиваются.

Всё это в полной мере можно отнести к «Семейному портрету» Ван Дейка, на котором гости вдруг увидят лица хозяев дома. Мы ни в коем случае не пытаемся навязать свое мнение собравшимся.

Мы лишь высказываем свою точку зрения на проблему.

На этом лирическое отступление заканчивается, и мы продолжаем разговор о творениях Ван Дейка.

Прославился великий художник не только благодаря портретам. Среди его работ много картин, отражающих религиозные сюжеты. В работе, посвященной творчеству Ван Дейка, автор, пожелавший остаться неизвестным, говорит, что «из наиболее интересных религиозных композиций художника можно упомянуть картину «Отдых на пути в Египет».

Ван Дейк Антонис В этом произведении Ван Дейк достиг небывалой композиционной законченности, и в то же время большой лиричности и проникновенности образов. Старик Иосиф и совсем еще юная, прекрасная Мария с ребенком, измученные трудностями пути, расположились на отдых. Прильнув к груди матери, крепко уснул усталый младенец. Боясь его потревожить, неподвижно сидит Мария.  В ее красивом, усталом лице есть что-то печальное, даже скорбное. С трудом ей только что удалось вырвать сына из рук смерти, но будущее тревожит ее еще больше. Через ее плечо с неподвижностью смотрит на спящего ребенка Иосиф. В глубине картины — широко и свободно написанный пейзаж.

  • Картина выдержана в теплых, мягких тонах, напоминающих колорит полотен Тициана».  
  • О картинах Ван Дейка можно говорить долго, но позволить себе мы этого не можем, так как впереди у нас еще разговор о других живописцах барокко, чьи картины (копии) будут прекрасным дополнением в интерьере XVII века.
  • Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: izoselfportrait, priestt, portretlavka, fact-inter.blogspot, tteshka.livejournal

Источник: http://www.dkd.ru/design/book/806/

Описание картины Семейный портрет – Энтони Ван Дейк

Эта картина – одна из самых ярких в творчестве живописца. Но она таит в себе некую загадку. Достаточно сложно сопротивляться обаянию этого чудесного портрета. Его сила действительно интригует.

Он помогает пробудить воображение, желание домыслить характеры. Зрителю хочется придумать историю жизни этой семьи.

Чем дольше мы смотрим на эти лица, тем сложнее понять их выражения. В них достаточно зримо проступает тень, которая необъяснима. Но это фактическая сторона дела, а не живописная.

Образ, созданный Ван Дейком удивляет. Художник смог показать, что человек проникнут счастьем. Но именно оно и предполагает печать. Где-то в глубине таится тревога, предчувствие беды, которая вполне может случиться совсем скоро.

Такое ощущение, что над хрупким счастьем нависла беда. Мужчина стремится уберечь от нее ребенка и жену. Весь удар он собирается принимать лишь на себя. Нам хочется, во что бы то ни стало, узнать, кто перед нами.

Мы стремимся понять этого человека с лицом бледного оттенка и взглядом, выражающим кротость. Он облокотился на спинку роскошного стула из кожи.

Эта драма любви действительно впечатляет. Ребенок и женщина являются второстепенными персонажами. Центр портрета – мужчина. Если зритель очень внимателен, то он сможет даже увидеть, что фигура его выделена даже композиционно. Он написан словно в другом пространстве.

Конечно же, оно имеет соприкосновение с тем, в котором написаны два других персонажа картины, но существование его полностью обособлено.

Если бы нам дано было знать, кто перед нами, мы могли бы выяснить, смог ли художник предугадать ту опасность, которая, как черное пятно, нависла над этой семьей. А может быть, он, как многие портретисты, зря приписал этому отцу семейства ложные страхи.

В портрете можно почувствовать печальный взгляд художника, который со стороны наблюдал за состоянием души своих героев. В этом творении отразилась раздвоенность души живописца. Она преследовала его на протяжении всей жизни.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://art.goldsoch.info/semejnyj-portret-entoni-van-dejk/

Антонис Ван Дейк. Гениальный и честолюбивый портретист

Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 1622-1623 гг. Государственный Эрмитаж. Wikipedia.org

Фландрия. Антверпен. В зажиточной купеческой семье в 1599 году родился Антонис Ван Дейк. Он был седьмым по счёту ребёнком. Его мать родит ещё пятерых. И умрет вскоре после 12-ых родов. Антонису было всего 8 лет.

Его отец не видел ничего дурного в том, что сын хочет стать художником. Ведь его мать виртуозно вышивала. Сам он в молодости увлекался рисованием. Поэтому с лёгким сердцем в 10 лет отец отдал мальчика в обучение к художнику.

Имея талант и необыкновенную усидчивость, уже через 4 года обучения юный Ван Дейк начал работать самостоятельно.

Ван Дейк был вундеркиндом

Вот его автопортрет, написанный в 14 лет. Ван Дейк явно был вундеркиндом. Согласитесь, уже видно, что этот мальчик слеплен из особого теста. Во взгляде читается и честолюбие, и самоуверенность.

Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 1613 г. Музей истории искусств в Вене. Wikipedia.org

Его успехи замечены. В 18-летнем возрасте его принимают в гильдию св. Луки, которая объединяла художников. Только в рамках этой гильдии художник имел право принимать заказы и получать за них деньги.

А приняли его в гильдию благодаря серии потрясающих работ. Он создаёт “Головы апостолов”. Вот один из этюдов.

Антонис Ван Дейк. Головы старца. 1618 г. Музей “Дом Рококса” в Антверпене, Бельгия

По этой работе уже можно сказать, что быть Антонису Ван Дейку великим портретистом.

Но пока он этого ещё не осознал, он попадает в ученики к великому Рубенсу.

Кто лучше, Ван Дейк или Рубенс ?

Рубенс редко писал портреты. Чаще он получал заказы на алтарные картины или картины на мифологические сюжеты. Под его влиянием Ван Дейк создаёт немало полотен на эти же темы.

Вот одна из ранних его картин на мифологический сюжет о Самсоне и Далиле.

Антонис Ван Дейк. Самсон и Далила. 1619 г. Далвичская картинная галерея, Лондон. Commons.wikimedia.org

Сама по себе эта картина великолепна. Однако за основу Ван Дейк взял работу Рубенса. Найдите 10 отличий.

Питер-Пауль Рубенс. Самсон и Далила. 1609-1610 гг. Национальная Лондонская галерея. Commons.wikimedia.org

А если серьёзно, то Ван Дейк уже внёс много чего своего, особенного. Он не стал изображать Самсона с гипертрофированными мышцами, как его учитель. Сделав героя более человечным. При этом усилил драму, добавив эмоций. Посмотрите, как взбудоражена женщина рядом с Далилой.

Рубенс более роскошен и монументален. Ван Дейк более эмоционален и человечен. Что и сделает его впоследствии великим в портретном жанре.

По словам современников 20-летний Ван Дейк писал с тем же мастерством, что и зрелый Рубенс. До сих пор по части работ не установлено авторство. Так обстоит дело с “Пьяным Силеном”.

Антонис Ван Дейк (?). Пьяный Силен. 1620 г. Национальная Лондонская галерея. Nationalgallery.org.uk

Достигнув уровня мастерства учителя, Ван Дейк задумался. А стоит ли ему тягаться с Рубенсом на поприще исторической живописи?

Тогда он начал больше принимать заказов на портреты.

Портреты, которые общаются с нами

Уже в 20-летнем возрасте Ван Дейк пишет портреты аристократов, отличающиеся невероятным мастерством. Как будто оно с неба на него свалилось. Такого уровня иные художники достигают к 40 годам.

Посмотрите на знаменитый «Семейный портрет».

Антонис Ван Дейк. Семейный портрет. 1621 г. Государственный Эрмитаж

Герои картины очень естественны. Особенно их руки. Вообще Ван Дейк будет всегда уделять особое внимание рукам. Именно по ним вы можете узнать его портреты.

Если видите красивые руки с длинными пальцами, грациозно расслабленные, значит перед вами творение Ван Дейка.

Герои “Семейного портрета” не просто позируют, они “общаются” с нами. Они рассказывают, какие у них интересы. Как они любят тихие семейные вечера. Какие у них отношения. Как они ещё узнают друг друга, поженившись пару лет назад. Но уже успев построить тёплые отношения.

Однако в этом портрете ещё мало того индивидуального стиля, по которому Ван Дейк узнаваем. Его современнники-портретисты писали в том же ключе.

Сравните его портрет с работой Корнелиса де Воса. Написанный в том же 1621 году. Правда мастер на 14 лет старше Ван Дейка.

Корнелис де Вос. Семейный портрет. 1621 г. Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе, Бельгия. Wikipedia.org

Ван Дейк чуть не стал итальянским художником

В 22 года Ван Дейк уезжает в Италию. Где он проведёт 6 лет. Путешествовать он направился по настоянию Рубенса, который был немного задет талантом ученика. И решил, что так будет лучше для всех.

Здесь Ван Дейка привлекли шедевры Тициана. Изящество поз, которым он в будущем наделит каждого английского аристократа, он позаимствует именно у этого художника Эпохи Возрождения.

В 24 года Антонис пишет свой очередной шедевр. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо.

Антонис Ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. 1625 г. Палаццо Питти, Флоренция

Что же особенного в этом портрете? А то, что перед нами не просто облеченный властью церковный чиновник. Перед нами человек с определенным характером. Интеллигентный и начитанный. Честолюбивый дипломат. Гвидо был противоречивой личностью.

С одной стороны он сделал многое, чтобы предотвратить повторение Варфоломеевской ночи*. С другой стороны, он был одним из тех, кто подписал смертный приговор Галилео Галилею. Хотя когда-то был его учеником.

Заказов в Италии было достаточно. Но в 1627 году Ван Дейк возвращается в Антверпен.

Ван Дейк мог стать религиозным художником

Вернуться художника заставило несчастье в семье. Серьёзно заболела его сестра. Однако живой он не успел ее застать.

Несколько лет Ван Дейк сосредотачивается на религиозных сюжетах. Видимо под влиянием происшедшего. Так появилась его картина “Вознесение Марии”.

Антонис Ван Дейк. Вознесение Марии. 1628-1629 гг. Национальная галерея Вашингтона. Nga.gov

Почему-то Ван Дейк всех святых дев изображал с толстыми шеями. Да и некоторые ангелочки у него весьма странные. Вот зачем один из них обернул голову покрывалом? Да ещё так своенравно на нас смотрит.

Вот для сравнения картина Рубенса на ту же тему.

Питер Пауль Рубенс. Вознесение Марии. 1618 г. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф. Artchive.ru

У Рубенса больше возвышенности, религиозной торжественности. Его герои не подразумевают двусмысленности. Мария безукоризненна. Ангелы тоже.

Нет, все-таки не зря Ван Дейк отступил. Зачем бороться с гением? Когда можно уехать в другую страну и стать равным по величию, но в другом жанре. Так Ван Дейк и поступил.

Почему Ван Дейк переехал в Англию

В 1632 году Ван Дейк получил предложение от короля Англии Карла I стать придворным художником.

Он согласился. В Англии у него были все шансы стать художником номер один. Алтарные картины англичанам были не нужны. Этим они отличались от католиков. А вот портреты с удовольствием заказывали.

Вот какой портретная живопись в Англии была до приезда Ван Дейка.

Портреты Уильяма Ларкина. Слева: Леди Лове. 1610-1620 гг. Частная коллекция. Справа: Джордж Вилльерс, Букингемский герцог, 1616 г. Национальная портретная галерея, Лондон

Что вы видите? Абсолютно неподвижных кукол. С цветом кожи и худобой тяжело больных существ. И оживить этих людей не может ни яркий румянец, ни парадная одежда.

Ничего удивительного, что Ван Дейк пленил английскую аристократию. И в первую очередь короля Карла I.

Вот самый известный его портрет, созданный Ван Дейком. “Карл I на охоте”.

Антонис Ван Дейк. Портрет Карла 1 на охоте. 1635 г. Лувр, Париж. Renessans.ru

Перед нами живой человек. Джентельмен. Никаких тяжёлых платьев, а лишь охотничий костюм. Непринужденная, но аристократичная поза. Томный взгляд человека, наделённого властью.

Королю было, от чего прийти в восторг. И он заказывает свой портрет, а также портреты жены и детей 30 раз!

Антонис Ван Дейк. Королева Генриетта-Мария и сэр Джеффри Хадсон. 1633 г. Национальная галерея Вашингтона

Ван Дейк, конечно, приукрашивал своих заказчиков. Судить об этом мы можем по воспоминаниям их современников. Одна дама видела портреты Ван Дейка. По которым заключила, что все дамы в Англии красивы.

Но была сильно разочарована, когда вживую увидела Королеву Генриетту-Марию. Вместо миловидной женщины ей явилась немолодая особа с тощими руками, кривыми плечами и торчащими изо рта передними зубами.

Звёздный час Ван Дейка

Мастеру был присвоен титул дворянина. Он получил из рук короля звание рыцаря. Мечты сбылись.

Ему позируют самые знатные вельможи британского общества. У него нет отбоя от дорогостоящих заказов.

Ван Дейк виртуозно чувствует и передает на холсте атмосферу королевского окружения. Портретист придает осанке своих клиентов горделивость, а позам и жестам элегантное благородство.

Вот отпрыски семейства Стюарт. Один из самых известных портретов Ван Дейка.

Антонис Ван Дейк. Лорд Джон Стюарт и его брат Лорд Бернард Стюарт. 1638 г. Национальная лондонская галерея. Nationalgallery.org.uk

Этим кавалерам всего по 17 и 16 лет. Оба они погибнут в возрасте 23 лет на Гражданской войне. В результате которой погибнет и сам Карл I. Он будет единственным казнённым английским королём за всю историю Англии.

Антонис Ван Дейк. Леди д’Обиньи и графиня Портленд. 1638-1639 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

А эти дамы рассказывают свою семейную историю. Та, что слева, сестра мужа той, что справа. Портрет был написан в знак их примирения. Ведь граф Стюарт женился на девушке без согласия семьи. Через некоторое время его родственники признали этот брак. И сестра графа благосклонно это демонстрирует.

Еще Ван Дейк был непревзойдённым детским портретистом. Хоть и изображает он их во взрослых позах и взрослой одежде. А иначе не позволял этикет.

Но в их глазах мы можем уловить озорство. А ещё читается у каждого свой характер.

Антонис Ван Дейк. Старшие дети короля Карла 1. 1636 г. Королевское художественное собрание Виндзорского замка, Великобритания

Горшочек, не вари

Ван Дейк был по горло завален подобными заказами. Каждый аристократ жаждал быть запечатлённым Ван Дейком.

В результате получилось как в сказке, “Горшочек, не вари”.

Работа была поставлена на поток. Художник уделял заказчику в день менее часа. Своей рукой он изображал лишь главное, а все остальное писали его ученики с приглашенных натурщиков.

Либо он писал все сам, но торопился. Работая над двумя, а то и пятью портретами одновременно. В работах появилась некоторая небрежность.

Но заказчиков это не отпугивало. Наоборот, его тонкий слой краски и быстрые мазки делали изображение более живым, вибрирующим. Что на самом деле нравилось его моделям.

Антонис Ван Дейк. Портрет сэра Энтони-Джорджа Дигби. 1638 г. Далвичская картинная галерея, Великобритания. Commons.wikimedia.org

Личная жизнь Ван Дейка

В Англии у Ван Дейка была возлюбленная Маргарет Лемон. Она была его натурщицей. У них были отношения не один год.

Но жениться он решил на аристократке. Мисс Лемон была в полном шоке, когда узнала о помолвке возлюбленного. Устроила скандал, попытавшись откусить художнику палец. Чтобы он не смог больше писать. Но благо ей не удалось этого сделать.

Антонис Ван Дейк. Маргарет Лемон (портрет не окончен). 1639 г. Хэмптон-корт замок, Великобритания. Royalcollection.org.uk

Несчастной пришлось смириться. И в 40 лет художник женился на Мэри Ратвен, молоденькой фрейлине королевы. Так он сам стал английским аристократом.

Антонис Ван Дейк. Портрет Марии Русвен, жены художника. 1639 г. Музей Прадо, Мадрид. Artchive.ru

Была ли это любовь? Или очередной тщеславный поступок? Неизвестно. В любом случае семейное счастье длилось очень недолго.

Однажды Ван Дейк поехал в Париж, где занимался росписями галерей Лувра. Там он серьезно заболел. Вернувшись домой в декабре 1641 г., он скончался. Ему было всего 42 года.

Похоронен он был в день крестин своей новорожденной дочери. Которой на тот момент было всего восемь дней.

Почему Ван Дейк так известен

Ван Дейк стал величайшим портретистом. Что само по себе феноменально. Так как в этом жанре мало известных имён. По одной простой причине.

Портретист вынужден угождать заказчику. А в таких тисках мало кому удаётся привнести что-то своё. А уж тем более повлиять на развитие живописи.

Ван Дейку удавалось и то, и другое. И заказчики были довольны. И имя он своё прославил на много поколений вперёд. Потому что он поднял планку на следующий уровень.

Теперь уважающий себя художник не имел права изображать неподвижных кукол. Отныне в глазах каждой модели обязан читаться характер. Как это делал гениальный Ван Дейк.

О другом выдающемся художнике Эпохи Барокко читайте в статье “Караваджо. 5 невероятных фактов о жизни и творчестве”.

* Вночь на 24 августа 1572 года католики устроили массовое убийство гугенотов (протестантов) на улицах Парижа. Погибло 6000 человек.

  • Оксана Копенкина
  • Перейти на главную страницу

Источник: https://arts-dnevnik.ru/van-deyk/

Антонис ван дейк (anthony van dyke) — 1599 — 1641

studiapriz

Margaret, Lady Tufton,1632

Антонис (Антон, Энтони) ван Дейк (нидерл. Antoon van Dyck, английский вариант написания имени — Anthony, Энтони; 22 марта 1599 — 9 декабря 1641) — южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. Он был седьмым из двенадцати детей. В 1609 году в 10 — летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические темы.

Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, — портрет 70 — летнего старика.

С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов».

К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств),

отличающийся изяществом и элегантностью.

В 1618—1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. В феврале 1618 года ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской. Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты.

С 1618 по 1620 гг. он работал в мастерской Рубенса. Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621

1й берлинский вариант — не сохранился; 2й — Мадрид, Прадо); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618—1620, 1й вариант — Мадрид, Прадо; 2й — Минеаполис, Институт искусств); «Несение креста» (ок. 1617—1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); «Св. Мартин и нищие» (1620—1621, 1й вариант — Виндзорский замок, Королевское собрание; 2й вариант — Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (1624—1625, Мюнхен, Старая Пинакотека). В конце 1620 — начале 1621 г. ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, но затем вернулся в Антверпен. Некоторое время жил в Италии, в основном, в Генуе. С 1621 — 1627 Ван Дейк живет и работает в Германии. В 1627 году ван Дейк вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении. С 1632 г. живописец снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 г. король посвятил его в рыцари, а в 1633 г. пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование. В Англии в 1639 году он женился на дочери лорда Рутвена Мэри Ратвен.

Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 г. в Лондоне, погребен в Соборе святого Павла в Лондоне.

Inna Sh опубликовала запись в подборке Живопись созвучная поэзии.

Автопортрет

Император Карл V на коне 

Молодая женщина с ребенком

Двойной портрет художника Франса Снейдерса и его жены (c.1621)

  • Портрет неизвестной женщины (c.1630)
  • Портрет Анны Докит, графини Мортон и леди Анны Кирк (c.1631)
  • Джеймс Стюарт, герцог Леннокский и Ричмондский 
  • Королева Генриетта Мария и её карлик Сэр Джеффри Хадсон (1633)
  • Диана Сесил, графиня Оксфорд 
  • Леди Люси Перси 
  • Сэр Роберт Шерли
  • Margaret, Lady Tufton,1632
  • Авраам и Исаак 
  • Вознесение Богородицы 
  • Картины художника:http://classic-online.ru/ru/art/painter/Van-Dyck/6582

Генуэзский аристократ Генуэзская дворянка с сыном Портрет Марии Луизы де Тасси  Портрет дамы в черном перед красной портьерой (c.1630)   Карл I Английский и Генриетта Французская  Карл I, король Англии на охоте Портрет Анны Карр, графини Бедфордской  Королева Генриетта Мария Джорджа Дигби, 2-й граф Бристольский и Уильям Рассел , 1-й герцог Бедфордский (1637) Леди Борлас  Лорд Джон и лорд Бернар Стюарты (c.1638) Портрет леди Д`Обиньи  Вильгельм II, принц Оранский и принцесса Генриетта Мария Стюарт, дочь Карла I Английского (1641) Августино Паллавичини Анна Уэйк Семейный портрет Терезия, леди Ширли   Портрет дамы  Портрет королевы Генриетты Марии Королева Генриетта Мария   Св. Варфоломей  Жена и дочь Колина де Ноле  Дева Мария с младенцем и святые Иоанн Креститель в пустыне  Христос на кресте Снятие со креста Апостол Апостол Иуда    Амур и Психея 

Оригинал взят: http://www.liveinternet.ru/users/truskovalent/post387546433

Источник: https://to-priz.livejournal.com/148214.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector