Дорога в березовом лесу
В последнее время за рулём можно увидеть симпатичных девушек. Их число растёт, из-за чего порой создаются разные смешные ситуации. К…
Любой завод состоит из цехов. Иногда их большое количество, а в некоторых случаях — всего один. В каждом цехе кипит…
Профессия архитектор существует уже много тысячелетий, а возникла она с появлением первых городов. Во время их строения нужно было учитывать…
Пристань — место причала речных судов, расположенных у берега. Обычно это деревянная плотина, на которой можно посидеть тёплым летним вечером,…
Заброшенные дома есть в каждом городе. Проходя мимо них, человек невольно обращает взгляд и пытается посмотреть внутрь, возможно, чтобы разглядеть…
В некоторых городах есть набережная — особое место для влюблённых, романтиков и обычных людей, желающих уединиться и отдохнуть душой. Многие…
Сноубордист — спортсмен, который на спецдоске (сноуборде) спускается со снежного склона. Первым из них в 60-х годах стал Шерман Поппен,…
Девушки особенно любят фотографироваться с лошадьми, показывая, какие они смелые и отважные наездницы. В специальных костюмах представительницы прекрасного пола смотрятся…
Верблюд — необычное животное, прямо-таки состоящее из особенностей. Но если обратить внимание на его место обитания, всё становится на свои…
Некоторые девушки используют накладные ногти, которые обычно продаются вместе со специальным клеем. Их можно обрезать под любую длину, создать из…
Пони — маленькая лошадка, непрестанно катающая детей на себе. Завидя её, мальчики и девочки радуются и веселятся, а их мамы…
Рабочий — человек, трудоустроенный по найму. Обычно это персонал технологического производства, или тот, кто занимается физическим трудом. Рабочие задействованы в…
Источник: https://ClassPic.ru/blog/foto-dorog-mira.html/doroga-v-berezovom-lesu
Иосиф Андреевич Павлишак
Васильев Федор Александрович — [10(22).2.1850, Гатчина, ныне Ленинградской области, — 24.9(6.10). 1873, Ялта], русский живописец-пейзажист. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). Был близок с И. Н. Крамским. Исключительно одарённый, В. своей недолгой художественной деятельностью оставил глубокий след в русском искусстве. В его живописи образы природы приобрели особую поэтичность и глубину чувств. Написанные сияющими, насыщенными красками, полные упоения чувственной красотой мира, произведения В. проникнуты одухотворённостью, романтическим волнением. Эти черты определились уже в небольших по размеру пейзажах 1868-69 («Возвращение стада», «Перед дождём» — оба в Третьяковской галерее), запечатлевших жизнь природы в яркие, эффектные моменты. В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка. Большое значение для творчества В. имела его поездка на Волгу совместно с И. Е. Репиным (1870). Итогом её явились рисунки и живописные произведения («Вид на Волге. Баржи», 1870, Русский музей, Ленинград; «Волжские лагуны», Третьяковская галерея), в которых сказалось пробуждающееся стремление художника к картинной обобщенности пейзажного образа, тональному единству цветовой гаммы, лирическому переживанию природы. По возвращении в Петербург В. создал одно из главных своих произведений — «Оттепель» (1871, Третьяковская галерея). Проникнутое тоской и грустью, навеянными горькими раздумьями о жизни русской деревни, оно несёт в себе большое социальное содержание. В 1871 В. заболел туберкулёзом и переселился в Ялту. В Крыму по старым этюдам и воспоминаниям он написал широкое эпическое полотно «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Строгая по композиции картина поражает свежестью и глубиной цвета, его богатой внутренней градацией; это — синтетический образ природы, таящий в себе сложную гамму чувств. Последняя работа В. — «В крымских горах» (1873, Третьяковская галерея) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном; образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. В творчестве В. проявилось свойственное мастерам русской пейзажной живописи 1860-70-х гг. стремление сделать пейзаж одухотворённым, выражающим передовые обществ, идеалы.
Баржи на берегу 1870г Русский МузейСанкт-Петербург | Берег Волги после грозы 1871г | Берег реки Ветер 1869г Русский МузейСанкт-Петербург | Берег. Штиль 1867г Русский Музей Санкт-Петербург | Берег реки Ветер 1869г Русский Музей Санкт-Петербург | Кроны деревьев 1867г 32×28,5 см |
Березовая роща к вечеру 1869гСаратов Государственный музей | Близ Красного Села 1868гПенза Галерея | Болото в лесу Туман 1873г Русский Музей Санкт-Петербург | Болото в лесу. Осень1873г | Облака | Осенний лес 1873г ТретьяковскаяГалерея Москва |
Бревна у дороги 1869г Саратовский Государственный Музей Искусств | Быстрый поток 1870г Русский МузейСанкт-Петербург | В дубовой роще Русский музей | В Крымских горах 1873г ТретьяковскаяГалерея Москва | Облака Русский Музей Санкт-Петербург | Облака. Этюд ТретьяковскаяГалерея Москва |
В Крымских горах. Ручей 1873г Третьяковская Галерея Москва | В Крыму. После дождя 1873г ТретьяковскаяГалерея Москва | В окрестностях Петербурга 1868г | В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря 1867г Русский Музей Санкт-Петербург | Облака за холмами 1870г Русский МузейСанкт-Петербург | Облака Музей им. Горькогов Кирове |
Валаам Скалы 1867г Русский Музей Санкт-Петербург | Вечер 1869г | Вечер 1871г ТретьяковскаяГалерея Москва | Вечер в Крыму 1873г Третьяковская Галерея Москва | На реке. Ветреный день 1869г | Облака 1868г Третьяковская галерея Москва |
Вечер перед грозой 1869г | Вид на Волге. Барки1870г | Возвращение стада 1868г | Волжские лагуны 1870г 70х127см Третьяковская Галерея Москва | На Неве 1871г Третьяковская Галерея Москва | На острове Валааме 1869г |
Волна 1872г Русский МузейСанкт-Петербург | Волны рядом с пристанью 1872г ТретьяковскаяГалерея Москва | Горы в Крыму осенью 1872г Русский МузейСанкт-Петербург | Горы в облаках 1873г | На берегу моря 1873г | На Мойке 1871г |
Грозовые облака 1871г | Гумно 1868г | Деревенская улица1868г Третьяковская Галерея Москва | Деревенский двор 1869г Русский МузейСанкт-Петербург | Мост через ручей 1870г Русский Музей Санкт-Петербург | На берегу Волги 1870г |
Деревня 1868г Галерея Дейнеки в Курске | Деревня 1869г Русский Музей Санкт-Петербург | Деревья 1869г Художественный музей в Харькове | Деревья 1870г СаратовскийМузей Искусств | Мокрый луг 1872г ТретьяковскаяГалерея Москва | Море с кораблями 1873г |
Дорога в березовом лесу 1869г Третьяковская галерея Москва | Дорога в лесу 1869г Третьяковская Галерея Москва | Дубы 1868г ТретьяковскаяГалерея Москва | Заброшенная мельница 1873г Русский Музей Санкт-Петербург | Лошади на водопое 1869г | Мокрый луг 1872г 70х114см ТретьяковскаяГалерея Москва |
Заброшенная мельница 1873г | Заброшенная мельница Этюд 1873г | Залив ТретьяковскаяГалерея Москва | Заря в Петербурге 1870г Русский Музей Санкт-Петербург | Лето. Речка в Красном Селе 1870г Художественный Музей Казань | Лодка 1870г ТретьяковскаяГалерея Москва |
Землянка 1870г | Зима 1871г | Зима в Крыму 1873г ПермьХудожественная Галерея | Изба 1869г | Крымский пейзаж 1873г ТретьяковскаяГалерея Москва | Летний жаркий день 1869г |
Иллюминация в Петербурге 1869г ТретьяковскаяГалерея Москва | Кипарисы в Крыму 1872г ТретьяковскаяГалерея Москва | Крестьяне с лодкой на солнечном берегу 1868г Омск Музей Современного Искусства | Крестьянская семья в лодке 1870г | Крым. Ялта 1873г | Крымские горы зимой 1873г ТретьяковскаяГалерея Москва |
Осень 1869г | Оттепель 1868г 53х107см Третьяковская Галерея Москва | Парусники 1868г | Пасека Русский МузейСанкт-Петербург | Пасмурный день 1869г | Пейзаж с крестьянскими хатами и прудом близ Петербурга 1871г Русский Музей Санкт-Петербург |
Пейзаж с облаками 1868г | Пейзаж со скалой и ручьем1867г | Пейзаж. Крым 1873г | Пейзаж. Парголово Вид в Парголове 1868г | Перед грозой 1868г | Перед грозой 1869г Русский музей Санкт-Петербург |
Перед грозой Третьяковская Галерея Москва | Перед дождем 1871г Третьяковская Галерея Москва | Пирамидальные тополя на берегу озера. Вечер 1871г Русский Музей Санкт-Петербург | После грозы 1868г Третьяковская Галерея Москва | После дождя Весна в Петербурге 1867г Третьяковская Галерея Москва | После дождя 1869г |
После дождя. Проселок 1869г | После проливного дождя 1870г ТретьяковскаяГалерея Москва | Прибой волн 1873г | Пруд и закат 1871г ТретьяковскаяГалерея Москва | Раннее утро 1868г ТретьяковскаяГалерея Москва | Рассвет 1873г |
Рожь 1870г ТретьяковскаяГалерея Москва | Ручей в лесу ТретьяковскаяГалерея Москва | Сараи 1870г | Сельский домик 1863г | Сосновая роща у болота1873г | Ствол старого дуба1869г |
Тёплый солнечный день 1869г ТретьяковскаяГалерея Москва | Тополи 1870г СмоленскийМузей Искусств | Тополя освещенные солнцем 1870г ТретьяковскаяГалерея Москва | У водопоя 1868г | Утро 1873г Русский Музей Санкт-Петербург | Утро1873гРусский МузейСанкт-Петербург |
Утро в деревне 1869г Русский Музей Санкт-Петербург | Эриклик. Фонтан Крым 1872г Русский МузейСанкт-Петербург | Эриклик. Фонтан Крым 1872г Тpетьяковская Галерея Москва |
Материал из Википедии — свободной энциклопедии: В 1870 году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей.
Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых — «Вид на Волге. Барки» и «Волжские лагуны». По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С.
Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Центральное произведение о крымской природе — большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
Ф. А. Васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Могила находится там же, на Поликуровском кладбище.
Источник: http://pavlishak.ru/vasilev_feodor.html
Васильев Фёдор Александрович (1850-1873) часть 1
studiapriz
Оригинал взят у about_artart в РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Васильев Федор Александрович (1850-1873) часть 1Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной,.. он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин. (Ге Н.Н.)Портрет художника Федора Александровича ВасильеваКрамской Иван НиколаевичФедор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но вклад его в русское искусство велик: он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом.Несомненный талант признавали за ним все современники: и художники, и критики. Крамской сравнивал его со сказочным богачом, не знающим счета своим сокровищам и щедро и безрассудно бросавшим их, где попало. Перед его холстом, особенно когда он писал или переписывал облака, в изумлении останавливались и Крамской, и Репин.В его пейзажах всегда присутствует живое волнение художника, влюбленного в красоту природы.Современники, да и поздние исследователи видели в Васильеве художника, который мог бы совершить громадный переворот во всей пейзажной живописи, если бы не ранняя смерть.
Русский живописец, пейзажист Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 г. в Петербурге, в семье мелкого почтамтского чиновника. Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. С ранних пор пристрастившись к рисованию, будущий художник отдавал все свободное от работы на почтамте время любимому занятию.
Заря в Петербурге. 1870Детство художника было омрачено не только бедностью, но и трагичной судьбой его отца, после смерти которого в 1865 году Васильев стал опорой семьи — на плечи 15-летнего юноши легли заботы о хлебе насущном.На Неве. 1869-1871Васильев работал у реставратора Академии художеств П. К. Соколова и продолжал свои занятия искусством. Окончательно избрав путь художника, он поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств, где общается с талантливой молодежью, активно включается в творческую жизнь. Атмосфера, окружившая будущего художника, помогла ему прочувствовать и осознать перемены, происходившие тогда в и искусстве, и вообще в жизни.Сельский домик. 1863Большой любовью и авторитетом пользовался преподававший в школе И. Н. Крамской, с которым художник был близок всю свою недолгую жизнь. Несколько позже Васильев сближается с И. И. Шишкиным, который становится авторитетным наставником начинающего художника.В июне 1867 года Шишкин и Васильев отправляются на Валаам, где начинающий художник, знакомый до этого только с техническими приемами рисунка, постигает особенности метода работы на натуре. Прислушиваясь к советам Шишкина будущий пейзажист одновременно расширяет круг выбираемых мотивов и приемов их изображения. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. В 1867 г. Васильев написал несколько этюдов с натуры, которые были выставлены в Обществе поощрения художеств. Его лучшей валаамской работой считается этюд “На острове Валааме. Камни.”«На острове Валааме. Камни»1867г.
«В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря»1867Холст, масло. 43 x 67 смГосударственный Русский музей«После дождя (Весна в Петербурге)»1867Бумага на холсте, масло. 21.7 x 26.6 смГосударственная Третьяковская галереяДеревенский двор. 1867«Бревна у дороги»1867Холст, маслоСаратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева«Берёзовая роща вечером»1867-1869Холст, масло. 42.5 x 35 смСаратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева«Кроны деревьев»1867Бумага, акварель 32 х 28,5Частное собраниеДорога в березовом лесу. 1867-1869«Берег. Штиль»1867Холст, маслоГосударственный Русский музейВечер перед грозой (Вечер). 1867-1869«Пейзаж со скалой и ручьем»1867Холст, маслоТаганрогская картинная галерея«Перед грозой» 1867-1869Холст, масло. 29 x 36 смГосударственный Русский музей«После дождя. Просёлок» 1867-1869Холст, масло 57,5 х 82Государственный Русский музейСанкт-ПетербургДорога в лесу. 1867-1869Изба«На пароходе. Возвращение с богомолья»1867г.Лошади на водопое. 1867-1869Пейзаж с облаками«Художники, работающие на берегу озера»1867г.Образы природы приобрели в живописи художника одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств. Эти черты определились уже в пейзажах “Возвращение стада”, “Перед дождём”, в которых художник запечатлел яркие и эффектные моменты жизни природы. В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка.В 1868 году художник представил на конкурс в Общество поощрения художников картину “Возвращение стада”, которая представляла собой итог его годичной работы. Картина получила высокую оценку.Возвращение стада. 1868Пейзаж. Парголово (Вид в Парголове). 1868Известные картины художника “Деревенская улица” и “После грозы”, исполненные в это же время, прочно связаны с актуальной для Васильева темой деревенского пейзажа и характеризуются полужанровым сюжетом, мотивом дороги, стремлением вывести содержание картины за пределы изображенного.«Деревенская улица»1868г.Холст, масло. 52.5 x 44.5 смГосударственная Третьяковская галерея
«После грозы»1868Холст, масло. 53.5 x 45 смГосударственная Третьяковская галерея«У водопоя»1868г.Бумага на картоне, масло. 16.6 x 20.3 смГосударственный Русский музейГумно. 1868Близ Красного Села. 1868В окрестностях Петербурга. 1868Грозовые облака. 1868-1871Дорога в березовом лесу. 1867-1869Ствол старого дуба. 1867-1869Васильев постоянно находится в творческом поиске, не удовлетворяясь достигнутым. Большое влияние в этот период оказали на художника произведения художников барбизонской школы Т. Руссо, Ж. Дюпре, М. Диаза, поразившие его одухотворенным восприятием природы, изображенной в простых сюжетах.Дальнейшее творчество Васильева оказывается свободным от каких-либо влияний, вместе с накоплением опыта у художника созревает своя концепция искусства. Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. К этой задаче Васильев подошел в своих работах, связанных с поездкой в Тамбовскую губернию, где он испытал чувство приобщения к природе, полной жизненных сил и поэтического очарования. Художник тогда находился в состоянии творческого воодушевления, которое он постарался выразить в своих картинах. Восхищаясь чувственной красотой природы, он стремиться показать радость своей духовной причастности к ней. Известны такие картины этого периода: “Раннее утро, “После дождя”, “Вечер”, “Деревня” и др.Вечер. 1869«Деревня»1869г.холст, масло, 61х83 см«Летний жаркий день»1869г.Холст, масло 33,4 х 41Государственная Третьяковская галереяМосква«На реке. Ветреный день»1869г.Холст, масло. 31 x 41.5 смГосударственный Русский музей«После дождя»1869.Холст, масло 30,2 х 40Государственная Третьяковская галереяМоскваНа острове Валааме. 1869Деревья. 1870Вечер. 1869-1871В 1870 году Васильев вместе с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге, в результате которой появились рисунки и живописные произведения “Вид на Волге. Баржи”, “Волжские лагуны”, “Зимний пейзаж”, “Приближение грозы”, “Перед грозой” и др. Здесь художник стремился к картинной обобщенности пейзажного образа, тональному единству цветовой гаммы, лирическому переживанию природы.На берегу Волги. 1870Парусники. 1870«Вид на Волге. Барки»1870г.Холст, маслоГосударственный Русский музейСанкт-ПетербургВ пейзаж Васильева все ощутимее входит человек, не столько как действующее лицо, сколько как «лирический герой», определяющий настроение картины. И берега Волги, и степи, и села для Васильева — свидетели и участники людских мыслей и чувств.В ряд с волжскими пейзажами, утверждавшими в своих образах положительный идеал и мечту о гармонии «естественного человека и природы», неожиданно включается еще одна, не схожая с ними картина «Волжские лагуны». Оставшаяся неоконченной, она тем не менее приковала к себе всеобщий интерес художников на посмертной выставке Васильева и была приобретена П. М. Третьяковым для его собрания.«Волжские лагуны»1870Холст, масло 70 х 114Государственная Третьяковская галереяМоскваЕё романтический образ сразу же приковывает внимание зрителя и захватывает напряженностью переданного в картине предгрозового состояния природы. Грандиозным и устрашающим кажется поднявшееся над равниной небо с громоздящимися тучами, нависшими над низким берегом Волги с затерявшейся среди жесткой травы лагуной. Но присутствие в картине радуги — предвестника грядущего просветления — расширяет содержание чисто пейзажной темы и становилось ключом к истолкованию замысла этого пейзажа.Лодка. 1870
Крестьянская семья в лодке. 1870«Перед дождем»1870Холст, масло 39,7 х 57,5Государственная Третьяковская галереяМоскваЛето. Речка в Красном Селе. 1870Сараи. 1870Землянка. 1870После проливного дождя. 1870Ф. А. Васильев был исключительно одарённым художником, одним из самых талантливых русских пейзажистов. Его произведения написаны сияющими, насыщенными красками, проникнуты одухотворённым восприятием природы и романтическим волнением, поэтичностью и восхищением чувственной красотой мира. Несмотря на непродолжительность своей художественной деятельности, Васильев оставил глубокий след в русском искусстве.«Илюминация в Петербурге»1869г.Холст, масло. 35.5 x 37.5 смГосударственная Третьяковская галерея
Васильев Фёдор Александрович. Часть 2.http://to-priz.livejournal.com/82244.html
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://to-priz.livejournal.com/82542.html
Васильев Ф.А
Для увеличения — нажмите на изображение
Иван Крамской. Портрет художника Ф.А.Васильева
«Гениальный мальчик» — такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева. Подвижный, остроумный, необычайно обаятельный, он казался всем, кто видел его впервые, родившимся в сорочке. Что-то напоминающее Моцарта или молодого Пушкина было в натуре Васильева, солнечной и артистичной.
«Нет у нас пейзажиста-поэта в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев», — говорил о художнике его современник И. Крамской. И. Крамской постоянно восхищался необыкновенной талантливостью юноши, сравнивая его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища пoлнoй горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их».
Замечательному русскому художнику-пейзажисту Васильеву судьба отпустила до обидного мало: всего 23 года жизни. Но и за это время он оставил заметный след в русском искусстве.
Фёдор Васильев родился 22 февраля 1850 года в Петербурге, в семье бедного почтамтского чиновника. Двенадцатилетним ребенком Федор был отдан на службу на главный почтамт.
С ранних пор он пристрастился к рисованию и отдавал все свободное от работы время любимому занятию. Детство Васильева было омрачено бедностью и смертью отца, после которой на плечи 15-летнего Фёдора легли заботы о хлебе насущном.
Васильев работал у реставратора Академии художеств Соколова и продолжал свои занятия искусством. Он поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств, в ней преподавал Крамской, с которым Васильев был близок всю свою недолгую жизнь. Впоследствии Васильев сближается с Шишкиным, который стал авторитетным наставником начинающего художника.
В июне 1867 года Васильев с Шишкиным отправляется на Валаам, где он учится работе на натуре. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. В 1867 г. Васильев пишет несколько этюдов с натуры, которые затем были выставлены в Обществе поощрения художеств.
Образы природы приобрели в живописи Васильева одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств. Эти черты определились уже в пейзажах 1868 — 69 “Возвращение стада”, “Перед дождём”, в которых художник запечатлел яркие и эффектные моменты жизни природы. В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка.
Известные картины художника “Деревенская улица” и “После грозы”, исполненные в это же время, прочно связаны с актуальной для Васильева темой деревенского пейзажа и характеризуются полужанровым сюжетом, мотивом дороги, стремлением вывести содержание картины за пределы изображенного. Васильев постоянно находится в творческом поиске. Большое влияние на него оказали произведения художников барбизонской школы Т. Руссо, Ж. Дюпре, М. Диаза. Они поразили его одухотворенным восприятием природы, изображенной в простых сюжетах.
В 1868 году Фёдор Васильев представил на конкурс в Общество поощрения художников картину “Возвращение стада”, и она получила высокую оценку.
Дальнейшее творчество художника оказывается свободным от каких-либо влияний. Восхищаясь чувственной красотой природы, Васильев стремиться показать радость своей духовной причастности к ней.
Известны такие картины этого периода: “Раннее утро, “После дождя”, “Вечер”, “Деревня”…
В 1870 году Васильев с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге, в результате появились живописные произведения “Вид на Волге. Баржи”, “Волжские лагуны”, “Зимний пейзаж”, “Приближение грозы”, “Перед грозой”.
Вернувшись в Петербург Васильев пишет одну из своих главных картин — “Оттепель”. Весной 1875 года она на конкурсе в Обществе поощрения художников удостоилась первой премии. «Оттепель» проникнута тоской и грустью, навеянными горькими раздумьями о жизни русской деревни.
Зимой 1870 Фёдор Васильев простудился, у него обнаружилось сильное заболевание легких, а с наступлением весны болезнь обострилась и перешла в туберкулез. По предложению Строганова Васильев лето 1871 года провел в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях.
К этому периоду его творчества относятся: пленэрный пейзаж “Рожь”, “Тополя, освещенные солнцем”, неоконченный пейзаж “Деревня”. Несмотря на благоприятные условия жизни у Строганова, его здоровье не поправилось.
Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств, ему присвоили звание художника 1-й степени с условием выдержать экзамен.
Общество поощрения художеств дало Васильеву средства на поездку в Крым. Он переселился в Ялту, забрав с собой рабочий альбом с этюдами и набросками украинских деревенских мотивов.
В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно “Мокрый луг” (1872). Строгая по композиции картина поражает свежестью, глубиной и богатой внутренней градацией цвета.
Образ природы, запечатленный Васильевым, таит в себе сложную гамму чувств, переживаний художника. Эта картина глубоко взволновала Крамского.
В Крыму Васильев провел два года; степень напряженности его творческой жизни была поразительной. Делая из-за болезни вынужденные перерывы в работе, исполняя заказанные ему картины, отнимавшие большее количество времени, весной 1872 года художник осваивает мотивы крымской природы.
Кроме множества рисунков, он написал две картины: “Болото” и “Крымский вид”, за которые ему в 1872 году была присуждена премия от Общества поощрения художеств. Он начинает картину “В крымских горах”, работает над полотном “Прибой в Ялте”.
Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Последняя законченная работа Васильева — “В крымских горах” (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых серовато-коричневым тоном; природы приобретает оттенок героического величия.
Эту картинуа Крамской признал гениальной.
Последние работы Васильева “Утро”, “Болото в лесу. Осень”, “Заброшенная мельница” частично не закончены. “Заброшенная мельница” представляет собой лучший пример такого живописного решения, о котором мечтал художник.
Он старался на практике проверить выношенное им понимание колорита.
Эти картины означали новый этап в творчестве художника, связавшего по новому им осмысленные романтические традиции XIX века с пейзажной живописью второй половины XIX века.
Весной 1873 года занятия живописью продолжались. Художнику было необходимо закончить заказанную и уже оплаченную картину “Рассвет”, но смерть оборвала его творчество. Федор Васильев 24 сентября 1873 скончался.
На устроенной в Петербурге посмертной выставке его произведений все картины были распроданы еще до её открытия. Два альбома художника были приобретены императрицей Марией Александровной.
Фёдор Александрович Васильев — один из самых талантливых русских пейзажистов. Его произведения написаны сияющими, насыщенными красками, проникнуты одухотворённым восприятием природы и романтическим волнением, поэтичностью и восхищением чувственной красотой мира.
* * *
Галерея (67 изображений)
* * *
Источник: http://gorenka.org/index.php/vasilev-f-a