Веласкес диего «завтрак» описание картины, анализ, сочинение

Веласкес Диего

Веласкес Диего (барокко)

Диего Родригас де Сильва Веласкес — самый замечательный художник «золотого испанского века», мастер реалистической живописи, автор правдивых портретов, картин придворной жизни, исторических и мифологических сюжетов.

Почти 40 лет он был придворным художником короля Филиппа IV-го. С его многочисленных полотен смотрят на нас представители разных слоев Испании 17-го века: принцы и шуты, короли и полководцы, карлики и кардиналы, принцессы и пряхи.

Жизнь Веласкеса была сосредоточенным подвигом служения истине, истине искусства, как он ее понимал.

Он был придворным, но если за этим словом встает представление о пышной, светской, рассеянной жизни, то оно нисколько не подходит к Веласкесу.

Он только писал картины, а кроме того, исполнял различные чисто деловые должности, вроде заведующего дворцовыми помещениями, которые ему были в тягость. Он был скромен и небогат.

Какое-то грустное братское чувство проглядывает в том, как он пишет королевских шутов, тоже прикованных к своей нелегкой придворной службе.

Но все-таки положение Веласкеса при дворе избавляло его по крайней мере от необходимости работать по заказам церкви. Ничто церковное не вяжется с его искусством, боготворившим реальность.

Только потому, что Веласкес пользовался покровительством короля, ему позволили то, чего никому из испанских живописцев не разрешалось, — хоть однажды написать нагое женское тело. И художник написал Венеру.

Веласкес любил простой типаж, простые лица и всячески искал случая их писать, отдыхая от чопорных придворных.

К шестидесяти годам линия творческого развития Веласкеса поднималась все выше и выше, и каждое следующее произведение было совершеннее предыдущего.

В 1660 году Веласкес умер. На его памятнике высечено два слова: «Живописцу истины».

Воспитание Богоматери (1618)

Веласкес Диего

Пряхи или Миф об Ариадне (1657)

Веласкес Диего Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. На полотне изображена шпалерная мастерская, в которую пришли придворные дамы, чтобы полюбоваться на искусство прях. Они рассматривают гобелен, изображающий миф об Арахне, простой девушке, вздумавшей превзойти своим искусством Афину, которая и покарала ее за это, превратив в паука. Этот известный сюжет, изложенный Овидием , перекликается в картине Веласкеса с реальной сценой на переднем плане, где и изображены сами пряхи — арахны. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Наряды дам сливаются с изображением на ковре, да и сами фигуры почти тонут, растворяются в этом золотом свете, в то время как на первом плане полутемное помещение, куда проникает свет только слева из окна, он выхватывает головы и спины прях, колесо прялки. Веласкес воссоздает атмосферу труда, творящего искусство, и вся картина прославляет само искусство.

Аполлон в кузнице Вулкана (1630)

Веласкес Диего На картине сюжет из греческо-римской мифологии. Аполлон пришел к Вулкану, богу и кузнечных дел, чтобы сообщить, что его жена, прекрасная Венера, неверна Вулкану. Надо сказать, что Вулкан был хромоног и некрасив, и Венера, его жена, постоянно изменяла мужу. Художник изобразил весь сюжет как обычную жизнь обычных людей. Мы видим кузницу, видим испанца за работой. Вместо пещеры Вулкана — великолепно изображенный очаг в глубине кузницы. Мастерски передано яркое пламя розово-оранжево-желтого цвета. Видны даже мелькающие искры. общая тональность колорита — светло-коричневые тона, оттенки желтого, а также бурого и красного — в изображении плаща бога солнца, листа железа, раскаленном до предела, жаркого пламени. По контрасту с кузницей небо, венок Аполлона изображены в гамме оттенков серовато-голубых красок.

Портрет Филиппа IV в коричневом с серебром костюме (1632)

Веласкес Диего Филипп IV — сын и преемник короля Испании Филиппа III, вступил на престол в возрасте 16 лет. Подобно отцу, он не имел ни охоты, ни призвания к государственной деятельности и все бремя управления государством возложил на своего любимца, графа-герцога Оливареса, человека властолюбивого, алчного, мстительного. Двор при Филиппе IV утопал в роскоши, сам он всецело предавался удовольствиям придворной жизни, а народ находился в бедственном положении. Первой женой Филиппа была юная Изабелла Бурбонская, которая родила ему 8 детей. А после ее смерти в 1644 году Филипп повторно женился на Марианне, невесте своего умершего сына Бальтазара, дочери императора Фердинанда III. В ту пору самому Филиппу было уже 42 года, а Марианне всего 13, как и его первой жене Изабелле, когда он женился на ней. Правда, когда состоялась свадьба, Марианне уже стало 15 лет.

Портрет королевы Изабеллы Бурбонской (1632)

Веласкес Диего Изабелла — принцесса Франции, супруга испанского короля Филиппа IV. В 1621 году на испанский престол взошел король Филипп IV. За 6 лет до этого события он женился на французской принцессе Элизабет Бурбонской, которой в ту пору было всего 13 лет. Конечно,это был исключительно политический брак. Элизабет дали имя на испанский манер — Изабелла. Юная королева отличалась редкой красотой и обаянием. А еще она была очень умна, с детства была скромна и застенчива, не любила позировать художникам. Изабелла была образованна, любила театр, разбиралась в изобразительном искусстве и литературе. Народ Испании не остался равнодушным к красоте и душевным качествам своей молоденькой королевы. Великие испанские поэты воспевали ее в своих стихах. Муж Изабеллы, король Филипп IV, был известен своими любовными похождениями. Двор недоумевал — зачем Филиппу другие женщины, когда рядом такая жена? Однако, Изабелла все-таки завоевала любовь и уважение супруга. Хотя он и не отказался от связей на стороне, но все же прекратил все любовные романы во дворце, чтобы не унижать жену. Сама Изабелла, хотя и была всегда верна своему мужу, старалась быть ему хорошей женой, но не пылала к нему страстью, возможно, из-за слишком раннего замужества. Тем не менее этот брак считается удачным среди других королевских пар.

Конный портрет графа-герцога Оливареса (1638)

Веласкес Диего На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Герцог приказал изобразить себя полководцем на коне, на фоне сражения, хотя первый министр никогда не учавствовал ни в одной битве, а войнами руководил из своего кабинета, причем неудачно. И вот на картине герцог гарцует на коне и указывает рукой туда, где идет бой, где видны далекие дымы пожарищ. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней? Он смотрит на зрителя, словно желая удостовериться, что его фигура производит впечатление на зрителя. В картине много атрибутов знатности и власти. И шляпа с пером, и жезл полководца, и покрытый золотом эфес шпаги. Атласная перевязь с пышным бантом сверкает оттенками розового и малинового. Великолепная фигура на мощном коне передает самодовольство и самолюбование министра.

Шут по прозвищу «Дон Хуан» Австрийский (1633)

Веласкес Диего На картине в полный пост изображен королевский шут, носивший пародийное прозвище «Дон Хуан Австрийский» в честь одного из монарших родственников. Вокруг него на полу разбросаны доспехи и оружие — мушкет, фрагменты доспехов, пушечные ядра. Рука шута лежит на жезле, другая на шпаге — это воинственная, представительная поза. Шут, чье настоящее имя неизвестно, мог получить это прозвище в рамках традиции давать шутам «королевские» имена и прозвища, распространенной на протяжении веков, он служил при короле «человеком для развлечений».

Менины (1656)

Веласкес Диего

Самая знаменитая картина Веласкеса. Словом «менина» называли молоденьких девушек из знатных семей, служащих фрейлинами у принцесс, начиная с детских лет.

Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. В центре картины — инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Рядом с ним любимица Маргариты — карлица с одутлватым лицом.

Стройная фигурка маленькой инфанты с распущенными золотыми волосами одета в пышное, странное для ребенка, платье с кринолином.Девочка стоит неподвижно, оцепенело, скованная этим кринолином. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.

Однако,прелестное лицо девочки по-детски надменно, оно уже выражает сознание своего особого положения, своей недосягаемости.

В Испании 17-го века существовал очень строгий дворцовый этикет подачи инфанте питья, что и изобразил художник. Слева одна из менин, преклонив колено, подает инфанте на серебряном подносе воду в малиновом кувшинчике. Другая менина, справа, приседает в почтительном реверансе.

В глубине картины дверь, в ней стоит какой-то придворный. Рядом с дверью зеркало, в котором отражаются король и королева.

Меркурий и Аргус (1659)

Веласкес Диего Сюжет из римской мифологии. Юпитер был в отчаянии — вот уже долгое время он не мог ни поговорить со своей возлюбленной Ио (которую он превратил в корову, чтобы спрятать от своей жены Юноны), ни вернуть ей человеческий облик. Тогда он попросил своего помощника Меркурия спасти Ио. Меркурий узнал, что Юнона давно обо всем догадалась и приказала своего друга Аргуса ( у которого было много глаз) охранять Ио. Тогда Меркурий захватил с собой несколько маковых головок, пришел к Аргусу и предложил ему послушать сказки, которые Меркурий ему расскажет, чтобы скоротать время. Всем было известно, что Меркурий известный рассказчик, и Аргус с удовольствием согласился. Меркурий стал монотонно рассказывать такие длинные сказки, что Аргус вскоре стал засыпать и закрыл половину из своих тысячи глаз. Продолжая говорить, Меркурий осторожно вытряс маковки на голову великана, и вскоре все его глаза закрылись — он погрузился в сон. Тогда Меркурий взял в руки меч и отсек голову Аргуса. Меркурий помог бежать Ио, спасая ее от разгневанной Юноны. Ио бежала в Египет, переплыв через море ( с тех пор его стали называть Ионическим). Здесь Юпитер вернул ей человеческий облик, и она родила ему сына Эпафа — первого царя Египта и основателя Мемфиса. А Юнона горько оплакивала смерть своего верного друга Аргуса. Собрав в корзину все его глаза, она прикрепила их на хвосты своих любимых птиц павлинов, чтобы они всегда напоминали ей о преданном друге.

  • Сдача Бреды (1635)
  • Портрет инфанты Маргариты (1659)
  • Портрет инфанты Марии Анны Испанской королевы Венгрии (1630)
  • Портрет папы Иннокентия X (1650)

Картина посвящена единственному победному событию в бесславной для испанцев борьбе с голландцами. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители — испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название «Копья»). Лица обеих групп реальны. В центре две фигуры: комендант голландской крепости Юстин Нассауский и испанский полководец Спинола. Их позы и жесты живые, естественные. Действие происходит на фоне равнины и горящей крепости. Краски скупые, построены на немногочисленных, но богатых тонах — черных, желтых, розовых и зеленых. Все они объединены серым цветом разной силы, от темно-серого до жемчужного. Серебристый свет создает атмосферу раннего утра. Здесь инфанта Маргарита уже на три года старше, чем она изображена в картине «Менины». Обаятельное лицо выглядит старше, взгляд серьезнее; цвет громоздкого платья уже более соответствует взрослой женщине. Инфанта Мария Анна — испанская принцесса, первая жена Фердинанда III, короля Венгрии. Мария Анна — младшая дочь испанского короля Филиппа III и Маргариты Австрийской, а также младшая сестра французской королевы Анны Австрийской и испанского короля Филиппа IV/

Читайте также:  Лентулов "новый иерусалим" описание картины, анализ, сочинение

Правдивость изображения и глубина проникновения в истинную сущность человека с особой силой проявились в портрете папы Иннокентия X, который Веласкес написал в Италии, куда приехал вторично в 1649г. уже прославленным художником.

Сидящий в кресле Иннокентий X остается как бы один на один со зрителем.

Его пронизывающийй умный взгляд холодных светлых глаз, его сжатые губы выдают характер целеустремленный, жестокий, если не беспощадный, волю непреклонную, темперамент активный, даже на восьмом десятке лет, натуру, не знающую ни в чем преград и сомнений, но безусловно незаурядную. Современники утверждали. что, увидев свой портрет, папа воскликнул:»Слишком правдиво».

Портрет написан в два цвета: белым и красным, но красный дан во множестве оттенков, от алого до розового. Мантия, кресло, головной убор, занавес — все написано в красных тонах, но красные отблески есть и на белом стихаре и даже на руках и лице.

  1. Святые Антоний и Павел (1633)
  2. Коронование Богоматери (1648)
  3. Марс (1640)

Святой Антоний Великий или аббат Антоний, он из Верхнего Египта. После смерти родителей Антоний удалился в пустыню. Павел Отшельник, или Павел Фиванский, первый пустынник Египта, обитавший в окрестностях г.Фивы. Оба христианские святые известны как великие отшельники. Хотя они оба из богатых семей, но оба покинули отчий дом, чтобы вести одинокую и богоугодную жизнь. В Священном Писании ничего не говорится о том, что после вознесения на небеса Мария была коронована. Тем не менее еще с 12 века появилась традиция и стала очень популярной воплощать эту тему в религиозном искусстве. На картине корона еще не надета на голову Девы Марии. Коронует ее Святая Троица. Мария находится между Отцом и Сыном, которые увенчивают ее короной, а вверху над ними — голубь, Святой Дух.

Древние римляне почитали богом войны Марса, он помогал римлянам завоевывать победы, дарил благополучие и процветание, поэтому в Риме его, наряду с богом Юпитером, высоко ценили, всячески почитали, посвятили специальный месяц в годовом календаре — март. Этот первый весенний месяц древние римляне считали наиболее благоприятным для начала военных действий.

Римляне считали Марса отцом Ромула и Рема (хотя их родила Рея Сильвия).

Марс поэтому считался родоначальником города, его хранителем, в честь его совершали жертвоприношения, а около Рима появилось Марсово поле, на котором также в его честь был сооружен священный храм.

По верованиям того времени, чтобы не подвергать город опасности, вооруженному римскому войску запрещалось входить в пределы городской черты.

Служителями святилища бога Марса были жрецы, называемые салии, их насчитывалось 12 человек. Они все избирались из благородных семей — патрициев. По легенде, второму царю Рима Нуму Помпилию 1 марта с неба в руки упал щит. Это посчитали знамением богов. Щит стал залогом непобедимости римского войска. По его образцу создали еще 11 щитов, которые назвали священными и передали салиям.

Перед началом боевого похода полководцы приходили в храм Марса, они поклонялись священным щитам. Когда наступала осень и военные действия прекращались, священные щиты убирали, и только 1 марта их выставляли снова. В этот день салии в военных доспехах возглавляли торжественную процессию. Она двигалась по Риму и останавливалась у дверей святилища Марса.

Венера перед зеркалом (1651)

Это первое изображение обнаженной фигуры в испанской живописи. Венера изображена со спины, ее вытянутый плавный силуэт полон покоя и неги. В зеркале, которое держит амур, отражается ее простое, милое лицо, задумчивое и спокойное. Голова с тяжелой копной волос покоится на нежной шее.

Эта единственная испанская Венера не похожа на своих бесчисленных итальянских, фламандских и французских сестер. Она легкая, гибкая, у нее очень тонкая талия и лицо типичной испанской махи — девушки из народа.

Художник использует в картине множество оттенков красного, розового и золотистого для передачи прекрасного обнаженного тела и окружающей обстановки. Веласкес вкладывает в картину свое представление об идеале женской красоты.

  • Поклонение волхвов (1619)
  • Портрет Антонии де Ипеньяррьета -и-Гальдос с сыном Луисом (1632)
  • Инфанта Маргарита
  • Портрет Филиппа IV
  • Завтрак (1618)

Источник: http://cvetamira.ru/velaskes-diego-1599-1660

«Завтрак» Веласкеса : Мир искусства

June 17, 2012

Веласкес Диего

Реалистическая направленность искусства Веласкеса (1599–1660) ярко проявилась и в его жанровых работах. Подобные картины приверженцы религиозной живописи презрительно именовали «бодегонес» («кабачок»). Эрмитажный «Завтрак», написанный молодым Веласкесом,– один из нескольких вариантов его картин на эту тему.

Проста, но выразительна композиция: фигуры расположены в пространстве, по сторонам от стола, накрытого белой скатертью. Лица людей, изображенных за трапезой (представителей трех возрастов – разных этапов человеческой жизни), портретны и встречаются в ряде произведений Веласкеса.

Возможно, молодой человек, иронически смотрящий на нас,– это сам Веласкес, которому было в то время около восемнадцати лет. Обращает на себя внимание натюрморт с отдельно расположенными предметами.

Висящие сверху на стене шляпа и воротничок (их снимали во время еды), а также оружие, какое носили в Испании простые свободные люди – идальго, дополняют жизненную достоверность запечатленной Веласкесом сценки.

В картине сказалось известное влияние Караваджо (несколько тяжелая и плотная живопись, подчеркнутая объемность вещей, темный фон, резкие контрасты света и тени). Творчество последнего великого испанского живописца XVII века Бартоломе Эстебана Мурильо (1617–1682) представлено в Эрмитаже тринадцатью произведениями.

В искусстве этого мастера отразилось характерное для многих художников середины и особенно конца XVII века стремление к идеализации и декоративности. Однако лучшие работы Мурильо пленяют лиричностью и мягкой задушевностью, меткая наблюдательность сочетается в них с поэтической одухотворенностью. Это можно почувствовать, в частности, в ряде детских образов, созданных художником.

Веласкес Диего

Гмии им. пушкина. иорданс

Веласкес Диего

Гмии им. пушкина. рубенс

Веласкес Диего

Гмии им. пушкина. фламандцы

Веласкес Диего

ГМИИ. Немецкое Возрождение

Веласкес Диего

Гмии им. пушкина. нидерланды xv—xvi

Веласкес Диего

Гмии им. пушкина. итальянцы xv—xvi

Веласкес Диего

ГМИИ: пластика малых форм

Веласкес Диего

Гмии им. пушкина. итальянцы xiii—xv

Веласкес Диего

Гмии им. пушкина. египет и византия

Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса

Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей

Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея

Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж

Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека

Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея

Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже

Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе

Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»

Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»

Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»

Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса

Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса

Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур

Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена

Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»

Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца

Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе

В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля

Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора

Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь

На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия

Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд

Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь

Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»

Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Источник: http://ourarts.ru/?p=276

Знаменитые “завтраки” в живописи

Художник Диего Веласкес (1599 – 1660) по праву считается величайшим представителем золотого века испанской живописи. Уже в 18 лет он сдал экзамен на звание мастера и был принят в гильдию живописцев Севильи.

Свои первые картины начинающий художник создавал в жанре бодегонес (bodegón – харчевня, трактир), который  сочетал в себе элементы бытовых сценок из народной жизни и натюрморта.

К ним относится и картина “Завтрак” (Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Старик, мальчик и молодой человек (существует мнение, что это автопортрет Веласкеса) изображены за незамысловатым завтраком.

Наиболее яркая часть композиции – строгий и скупой натюрморт на белой скатерти. Висящие на стене короткополая шляпа и шпага указывает на благородное происхождение одного из присутствующих.

Несмотря на бедность обстановки, персонажи на картине излучают оптимизм и радость.

Веласкес Диего  Веласкес Диего

 Эта картина идентична другому полотну художника, выполненному годом позже – “Крестьянскому завтраку” (Музей изобразительных искусств, Будапешт). Тот же акцент на белой скатерти, но натюрморт не так скуп – рыба, лимон, морковь, хлеб и вино, которое девушка сосредоточено наливает в прозрачный бокал.

Пожилой человек и юноша заняты беседой. Запоминающиеся народные типы, полные естественного достоинства, выбор сюжета, контрастность освещения, плотность письма характерны для  раннего творчества Веласкеса, на который оказали большое влияние работы Караваджо.

Читайте также:  Перов василий "савояр" описание картины, анализ, сочинение

До наших дней сохранилось всего 9 картин этого периода, в том числе и два “Завтрака”.

Франсуа Буше, “Завтрак” (1739)

Франсуа Буше (1703–1770), придворный художник Людовика XV, получивший звание “первого живописца короля”, был обласкан славой и почетом. Он проявил себя как яркий представитель эпохи рококо, которую во Франции называли временем Купидона и Венеры.

Законодатель моды и образец стиля, любимец знати и протеже мадам Помпадур, Буше прославился как талантливый декоратор и художник. Его славу живописца составили многочисленные  пейзажи и пасторали, картины на мифологические и библейские сюжеты.

Веласкес Диего Несколько особняком в его творчестве стоит  “Завтрак”  (Лувр, Париж). Домашняя сцена в элегантной гостиной,  где за кофейным столом (новый и модный на ту пору напиток) собрались члены одной семьи. Исследователи считают, что здесь Франсуа Буше изобразил собственную семью: жену (справа), сестру (слева), двоих детей и себя самого. Теплая атмосфера, царящая за столом, подчеркивается мягким золотым светом, пронизывающим комнату. Картина запечатлела на века счастливое мгновение внутренней близости, домашнего покоя и семейного счастья.

“Завтрак” в полной мере раскрывает многогранный талант Буше  не только как живописца, но и как дизайнера и оформителя. Художник  тщательно и подробно, с большим  мастерством выписал все детали интерьера – большое позолоченное зеркало с резным декором, витые ножки стола, часы, фигурки на полочках.

«В те времена слово «красивый» являлось знаменем Франции. Это стиль жизни целой эпохи, это дух свободы и атмосфера роскоши, это, наконец, гений Буше» (Эдмон и Жюль де Гонкур, 1881)

П.А. Федотов, “Завтрак аристократа” (1849—1850)

Павел Андреевич Федотов(1815 – 1852) вошел историю искусств как родоначальник критического реализма в жанровой живописи.

Оставив военную карьеру ради любви к искусству, он вначале пробует себя как художник-баталист. Но настоящим его призванием становится  бытовой жанр.

 Лучшие работы Федотова  —  “Свежий кавалер”, “Сватовство майора”, “Разборчивая невеста” —  по праву вошли в золотой фонд русской живописи.

Веласкес Диего В этом ряду стоит и “Завтрак аристократа” (Государственная Третьяковская галерея, Москва). Авторское название картины  — “Не впору гость”, а свое ироническое сегодняшнее название  полотно получило  уже после смерти художника. На картине изображен молодой дворянин, который с испугом прикрывает ломоть ржаного  хлеба, весь свой скудный завтрак, услышав шаги незваного гостя.  Художник подробно выписывает материальный мир  молодого повесы – коробку из-под распечатанной колоды карт под столом, модный романчик в желтой обложке (им и прикрывается более чем скромный завтрак), театральную афишу на спинке стула, афишу с рекламой устриц (поедание устриц – обязательное времяпровождение светских молодых людей того времени), щегольской халат по последней парижской моде. Но красноречивее всего – опустошенный вывернутый кошелек. Тщеславие, суетность, жизнь напоказ, тщательно скрываемая убогость под личиной внешнего лоска и благополучия – любимые федотовские темы, ярко раскрытые в этой картине. Такой герой был достаточно характерен для того времени, и нашел свое отображение  не только в живописи, но и в  литературе. Вот красноречивый диалог из повести Владимира Александровича Соллогуба “Тарантас”(1840):

— Мы с самого детства все заражены одной болезнью.
— Право? Да как же называется эта болезнь?
— Она называется просто: жизнь сверх состояния.

Зинаида Серебрякова, “За завтраком” (1914)

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884 – 1967)  занимает почетное место в истории русской живописи не только как замечательная художница, но и как одна из первых женщин, оставившая яркий след в изобразительном искусстве.

По мнению  Александр Бенуа, идеолога “Мира искусства” и дяди художницы, “в детских и женских портретах Серебрякова не знает себе соперников”. И картина “За завтраком” (Государственная Третьяковская галерея)  – тому подтверждение.

Веласкес Диего

На полотне изображены трое из четырех детей художницы – старший восьмилетний Женя пьет воду, семилетний Шура на мгновение оторвался от еды и повернулся к зрителю, и трехлетняя Таня в ожидании супа положила руку на тарелку. Самой маленькой годовалой Кати нет за столом. Бабушка, мать Серебряковой, разливает суп из фарфоровой супницы.

В семье художницы придерживались европейского распорядка приема пищи: рано утром – маленький завтрак из булочки и молока, а в 12 часов – большой завтрак, больше напоминающий обед. Именно он и показан на полотне. Картина наполнена спокойствием и безмятежностью.

Чистые яркие тона, совершенство техники, удивительная душевная атмосфера, пронизанная любовью… Это картина — искренний рассказ любящей матери о своих детях.

Вскоре после революции Зинаида Серебрякова потеряла мужа и осталась одна с четырьмя маленькими детьми на руках.  В 1924 году художница покинет страну и навсегда уездет во Францию.

Спустя 2 года к ней присоединятся Александр и Катя, двое других детей по независящим причинам останутся в Советской России вместе с бабушкой. Долгими десятилетиями они смогут общаться только посредством писем, а увидятся только в начале 60-х годов незадолго до смерти художницы.

Все дети Серебряковой посвятят себя искусству: Евгений станет архитектором и реставратором, остальные – художниками.

В 1955 году картина “За завтраком” была приобретена Третьяковской галереей у Лидии Руслановой, знаменитой певице русских народных песен и известной собирательнице картин русских художников и антиквариата.

Пабло Пикассо, цикл “ Завтрак на траве. По Мане ” (1950- 1960)

Наиболее известный “завтрак” в истории живописи — “Завтрак на траве” Эдуарда Мане.

Новаторская картина произвела неизгладимое впечатление не только на современников, но и на  многочисленные последующие поколения художников.

Пабло Пикассо (1881 – 1973) увидел ее впервые в 1900 на Всемирной выставке в Париже и стал на долгие годы ее поклонником. Позднее он скажет: “Когда я увидел “Завтрак на траве”, я сказал себе —  это моя проблема на будущее”.

Как известно, Пикассо в разные периоды творчества обращался  к живописи гениальных предшественников, создавая циклы картин-реплик на тему того или иного художника или отдельного произведения.

Великие работы живописцев служили для него не только вдохновением, но и вызовом. В 1950-1960-е годы Пикассо создал серию картин “Завтрак на траве.

По Мане”, самую обширную в тот период.

Веласкес Диего  Веласкес Диего

Цикл вариаций включал  26 полотен (14 из них — в музее Орсэ в Париже), шесть линогравюр,  140 рисунков  и  ряд скульптурных композиций.  Пикассо прежде всего интересовали сюжетно-смысловые трансформации оригинала.

На первых картинах и рисунках изменения не велики —  художник сохраняет и облик персонажей и их позы, но в дальнейшем тема оригинала постепенно видоизменяется, превращаясь в другие – “купание”, “античная идиллия”, “ночная беседа”.

На картинах меняется облик персонажей, их взаимоотношения, окружающая среда и даже эпоха. Также разнообразно и изобразительное решение “завтраков”.

Странными и дерзкими композициями Пикассо ведет “диалог сквозь века” с Мане — великим мастером изобразительного искусства прошлых лет, своим примером передавая эстафету последующим поколениям художников.

Источник: http://www.art-eda.info/znamenitye-zavtraki-v-zhivopisi.html

Диего Веласкес: жизнь и творчество художника

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodríguez de Silva y Velázquez; 6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид) — испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи.

  • Биография Диего Веласкеса
  • Творчество Веласкеса
  • Известные картины художника
  • Картины Диего Веласкеса
  • Библиография

Веласкес родился в Севилье в 1599 г, в небогатой дворянской семье выходцев из Португалии. Точная дата его рождения неизвестна, но зафиксирован день крестин — 6 июня (а в те времена младенцев старались крестить сразу после рождения).

Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству, и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии, ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина.

У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами.

Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.

Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью.

Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями».

По совету учителя Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански — бодегонес.

В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. В практическом смысле эта поездка оказалась не слишком удачной — достойного места Веласкес себе не нашел. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась.

Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал.

Слухи о молодом художнике достигли двора, и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля.

Эта не дошедшая до нас работа произвела столь приятное впечатление на короля, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника. Тот без раздумий принял это предложение.

Так же немалую пользу в жизни художника принесла встреча с Рубенсом, в качестве дипломата в 1628 году прибывшим в Мадрид. На протяжении девяти месяцев великие живописцы интенсивно общались.

Видимо, именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Вскоре после отъезда Рубенса Веласкес упросил короля дать ему разрешение на эту поездку, длившуюся с августа 1629 года по январь 1631 года.

Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды.

Творчество Веласкеса

Смелый, испанский живописец, которого от всех отличало то, что как никто другой он мог проникнуть в характер модели, обладая при этом обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита.

По утверждению ранних биографов, он схватывал все буквально на лету, очень рано научился читать и уже в детстве начал собирать библиотеку, которая к концу жизни художника выросла в собрание, поражавшее современников своей величиной и универсальностью.

Судя по составу этой библиотеки, Веласкес серьезно интересовался литературой, архитектурой, астрономией, историей, математикой и философией. Но сильнее всего его манила живопись…

Творчество Диего Веласкеса — вершина испанского искусства эпохи расцвета. Он сумел показать сложность и противоречивость натуры человека, его многогранность внешнего и внутреннего облика, он создал образы, проникнутые огромной жизненной силой.

Один из друзей Диего Веласкеса писал: «каждый мазок — сама правда», настолько художник обладал мастерством колорита, яркой передачей характеров людей, передачей светотеней и это все поражало современников.

Еще будучи юношей Диего Веласкес написал в 1617 г. картину «Завтрак» и в 1620 г. картины «Продавец воды», «Старая кухарка», эти картины написаны еще в темной манере, с резкими контурами света и тени, художник обратился к жанровой живописи, с любовью изображая простых людей, исполненных спокойного достоинства.

Читайте также:  Брюллов "последний день помпеи" описание картины, анализ, сочинение

Когда Веласкесу исполнилось 23 года он стал придворным живописцем короля Филиппа IV, с того времени художник был навсегда привязан к королевскому двору, но ему удалось сохранить творческую свободу.

В мифологической картине «Вакх» (вакх — древнегреческий бог вина), которая была написана в 1628 — 1629 г. и хранится в мадридском музее Прадо, Веласкес изобразил гулянье крестьян под открытым небом. В этой картине еще остались некоторые детали от ранней темной манеры художника.

В исторической картине «Сдача Бреды», Веласкес запечатлил победу, которую одержали над голландцами испанские войска. Т

Веласкес будучи придворным художником постоянно писал портреты короля, королевы, принцев и принцесс.

Но Веласкес не хотел изменять своему реалистическому искусству, он умел в каждом человеке, кем бы он ни был, найти основные черты характера и передать их ярко и красиво. Так, например, в портрете, написанном в 1644 г.

, короля Филиппа IV, одетого в роскошную красновато-розовую одежду, Веласкес изобразил безвольным, вялым, болезненным человеком. Графа Оливареса — суровым всесильным министром.

Веласкес Диего

The Waterseller of Seville

Веласкес Диего

Portrait of Pope Innocent X

Веласкес Диего

Las Meninas

Веласкес писал портреты не только знати, но и придворных шутов, которые были призваны забавлять королевский двор. Он сумел подчеркнуть характеры этих шутов: скромную сдержанность умного карлика Эль Примо, трагическую напряженность калеки Моро. Портреты всех этих шутов были написаны художником в 1640 — х г. и хранятся они в музее Прадо.

«Портрет папы Иннокентия X», написанный в 1650 г. в Риме, считается вершиной мастерства портретного искусства Веласкеса.

В этом портрете он сумел правдиво и ярко изобразить характер, показав за внешней грубостью папы — жестокость, злобу, железную волю и упрямость.

С большим мастерством Веласкес передал все оттенки багрового лица папы, блеск малинового шелка одежды, пены белых кружев. Еще никто и никогда из художников не осмеливался так правдиво показать характер главы католической церкви.

В последние годы своей жизни Веласкес написал две знаменитые картины — «Менины» в 1656 г и «Пряхи» в 1657 г.

1652 г. художник был назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность Веласкеса (в его обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе) отнимала много сил и времени.

После большого праздника на границе с Францией, посвященного бракосочетанию инфанты Марии-Терезии с французским королём Людовиком XIV, художник тяжело заболел, и вскоре после возвращения в Мадрид, 6 августа 1660 года скончался.

Известные картины художника

Религиозные, исторические и мифологические сюжеты

«Поклонение волхвов» (1619, Прадо, Мадрид)..
«Христос в доме Марфы и Марии» (1620, Национальная галерея, Лондон).
«Изгнание мавров» (1627, Прадо, Мадрид).
«Триумф Вакха, или Пьяницы» (1628, Прадо, Мадрид).

«Кузница Вулкана» (1630, Прадо, Мадрид).
«Окровавленный плащ Иосифа приносят Иакову» (1630, монастырь Сан — Лоренсо, Эскориал)
«Распятый Христос» (1632, Прадо, Мадрид).

«Сдача Бреды (Лес Копий)» (1634—1635, Прадо, Мадрид).

  1. «Бог войны Марс» (около 1640, Прадо, Мадрид)
  2. Веласкес Диего
    «Эзоп» (около 1640, Прадо, Мадрид)
    «Коронование Марии» (1645, Прадо, Мадрид)
  3. «Меркурий и Аргус» (около 1659, Прадо, Мадрид)

Портреты

«Портрет молодого испанца» (1630—1631, Старая Пинакотека, Мюнхен)
«Портрет графа Оливареса» (ок.1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Веласкес Диего
«Конный портрет короля Филиппа IV» (1635, Прадо, Мадрид).
«Автопортрет» (1640, Музей изящных искусств, Валенсия)
«Дама с веером» (1640—1642, Собрание Уоллеса, Лондон)
«Портрет Филиппа IV в военном костюме, называемый Ла Фрага» (1644, Нью-Йорк, Галерея Фрик)
«Портрет Филиппа IV» (1656, Прадо, Мадрид).
(Всего было написано около полутора десятков портретов короля в течение 37 лет).
«Портрет папы Иннокентия X» (1650, Рим).
«Портрет инфанты Марии Терезы» (1651, собрание Леман, Нью-Йорк).
«Портрет инфанты Маргариты» (1660, Прадо, Мадрид).

«Менины (Фрейлины)» (1657, Прадо, Мадрид).

Библиография

  • C. Justi, «Diego Velazquez und sein Jahrhundert» (Бонн, 1888, 2 т.);
  • W. Stirling Maxwell, «Velazquez und seine Werke» (перев. с английского, Берлин, 1856)
  • Paul Lefort, «Velazquez» (общедоступный труд, входящий в состав серии книжек: «Les Artistes célébres»).
  • Camon Aznar J. Velazquez. T. 1-2. Madrid, 1964.
  • Знамеровская Т. П. «Прядильщицы» как итог развития бытового жанра в творчестве Веласкеса (ко 300-летию со дня смерти) // Научные доклады высшей школы. Серия исторических наук. № 2, 1961
  • Знамеровская Т. П. Веласкес, М., 1978.
  • Каптерева Т. П. Веласкес и испанский портрет XVII века. М., 1956.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: vis-ua-arts, ru.wikipedia.org, bibliotekar.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Диего Веласкес: картины художника

Диего Веласкес — все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Диего Веласкес: жизнь и творчество художника

3 (60%) 1 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/velaskes-diego.html

Сочинение по картине Завтрак — Диего Веласкес

Веласкес Диего

Испанский художник Диего Веласкес родился и вырос в Севилье. Его первые произведения — к ним принадлежит и эрмитажный «Завтрак» — написаны в этом городе.

Испанское искусство долго было сковано рамками религиозных сюжетов. На рубеже XVI и XVII столетий появляются картины, герои которых-не персонажи священных писаний, а обычные люди.

Большое распространение получают так называемые Бодегонес — изображения сцен в темном интерьере, освещенном только узко направленным пучком света, с одинокой или немногочисленными фигурами и обязательным натюрмортом.

В творчестве Веласкеса севильского периода этот жанр занял ведущее место.

«Завтрак» — одно из наиболее ранних произведений молодого мастера. В нем чувствуется увлечение натурой, стремление передать сцену как можно реальнее. Веласкесу позировали хорошо знакомые люди, их изображения встречаются во многих работах художника.

Так, старик слева повторяется в сходном варианте Будапештского музея. Мальчика, находящегося в центре нашей картины, можно видеть в «Музыкантах» , в «Приготовлении яичницы» и «Севильском продавце воды» .

Что касается фигуры справа, то существует предположение, что это автопортрет Веласкеса. Несмотря на желание художника сделать сцену непринужденной, персонажи выглядят позирующими. Здесь еще нет той свободы, артистичности исполнения, которые свойственны произведениям Веласкеса зрелого периода.

С большой тщательностью выполнен натюрморт. Художник старается воспроизвести фактуру вещей. Он любуется игрой вина в стакане, красной мякотью и коричневой кожурой граната.

Увлекаясь передачей объемов, Веласкес помещает нож на самом краю стола, как будто не вмещающимся в пределы картины, «разрывающим» ее плоскость.

В этой детали видно наивное восхищение молодого художника беспредельными возможностями живописи.

«Завтрак» — одна из тех работ, которые не только помогают понять истоки независимого и по-особенному свежего творчества живописца, но одновременно представляют интерес и для общего понимания истории испанского искусства в один из переломных и самых значительных ее этапов, в период становления реализма XVII века.

Картина Веласкеса принадлежит к наиболее ранним приобретениям Эрмитажа; поступила до 1772 года.

(1

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/velaskes-diego/zavtrak-diego-velaskes/

«Завтраки» Диего Веласкеса: еда как символ

Диего Веласкес, чье творчество пришлось на «золотой век» испанской живописи, был придворным художником Филиппа IV и любимым мастером жестокого, но щедрого графа Оливареса, в руках которого более 20 лет была фактически сосредоточена власть. Именно поэтому творчество художника носит светский характер, что совсем не характерно для его ярких современников, например, Мурильо и Сурбарана, создававших картины преимущественно религиозного характера.

В испанской литературе того времени был очень популярен плутовской роман, возникший в пику средневековому рыцарскому роману.

Плут и мошенник, от лица которого чаще всего ведется повествование, – это рыцарь не только без страха и упрека, но и без каких-либо моральных принципов.

Тем не менее и читатели, и зрители проникались к нему симпатией, хотя жертвами его проделок становились не только чиновники, алчные купцы и самодовольные аристократы, но и добропорядочные обыватели.

Диего Веласкес. Завтрак. ГЭ, Петербург

Этот жанр был настолько популярен, что большое число исследователей склонно интерпретировать работу Веласкеса, которому на тот момент не было и 20 лет, как иллюстрацию к одному из эпизодов такого романа. Эта картина носит название «Завтрак»: три человека сидят в харчевне за накрытым скатертью столом.

На нем нехитрая еда: два граната, хлеб, вино, тарелка с мидиями, в руках старика – корень пастернака, забытого овоща, который теперь даже на рынке не всегда можно найти в отличие от имбиря или маргеланской редьки. Отдаленно он напоминает белую морковь и, хотя очень полезен, за свой резкий запах не очень любим.

Некоторые исследователи, правда, полагают, что это мог бы быть кальмар или каракатица, но в Музее изобразительных искусств в Будапеште хранится более поздний вариант «Завтрака», близкий по своей композиции с эрмитажной работой. Вместо юноши в центре – молодая девушка с кувшином вина.

Она наполняет им бокал, за которым тянется старик, увлеченный беседой, в то время как корень пастернака в забвении лежит у края стола.

Эти работы имели отношение и к еще одному жанру – «бодегону», что в переводе означает «таверна» или «трактир». Такие произведения украшали стены кабачков или зазывали посетителей внутрь, обещая радушный прием, вкусную еду и приятную компанию.

Тем не менее, герои этой картины, мальчик, держащий вино, и юноша, сидящий справа в желтом кафтане, больше похожи на искусных шарлатанов, которые решили поживиться за счет почтенного идальго.

Он, не желая запачкать за завтраком свой белоснежный воротник, повесил его вместе со шляпой на крюк, и уже готов был попробовать дары моря, когда за его стол, накрытый на одного человека, подсели молодые люди. И вот уже графин вина у смеющегося мальчугана, и вряд ли молодые люди собираются за это вино платить.

Диего Веласкес. Завтрак. МИИ, Будапешт

Но есть у этой работы, на первый взгляд довольно прозаичной, и более интересная трактовка.

Стол, накрытый на одного, три персонажа разных возрастов, еда, имеющая символическое значение: вино – Кровь Христова, хлеб – его Тело, гранаты как традиционный символ воскресения.

При желании можно действительно отнестись к работе Веласкеса как к изображению Троицы, особенно учитывая то, что на более поздней работе вместо мидий на картине художник изображает рыбу, которая стала символом Иисуса Христа еще у первых христиан.

Художник, который часто играет со зрителем, то оставляя зашифрованные послания на полотне, то строя композицию так, что ее можно читать по-разному и поражаться многоплановости работы, вполне может использовать символическое значение обыденных вещей.

Еда как неотъемлемая часть жизни становится инструментом в его руках, позволяющим не только продемонстрировать свое мастерство рисовальщика или усадить героев за накрытый стол, выстроив композицию будущего шедевра, но и почувствовать себя тем самым трикстером, плутом, и если не обвести нас вокруг пальца, то заставить поломать голову за бокалом вина.

Любовь Лебедева

Анонс новостей в нашем канале Я.Дзен

Источник: https://allcafe.ru/reviews/excursions/zavtraki-diego-velaskes/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector