Архипов «северный пейзаж» описание картины, анализ, сочинение

Самый смысл искусства живописи заключен уже в чудесном слове, его определяющем, — «живопись», т. е. живое письмо, или письмо о живом

Конец 19 века был ознаменован всплеском интереса русских художников к Северу России – краю с удивительными пейзажами и архитектурой.

Его природа, величественная и суровая, покоряет бескрайними лесами и бесчисленными озерами, морскими просторами и каменистой тундрой.

Самобытную часть местной культуры составляет деревянное народное зодчество, бесценные памятники которого сохранились и до наших дней. На фоне живописных пейзажей они выглядят особенно гармонично и естественно.

Русский Север становился источником вдохновения для многих художников, среди которых: К.А. Коровин, В.В. Верещагин, В.А. Серов, П.П. Кончаловский, С.А. Виноградов, С.Г. Писахов. Из своих путешествий они привозили не только редкие по красоте и поэтичности картины, но и живые, интересные воспоминания.

Одним из первых побывал на Русском Севере К.А. Коровин.

Восхищенный гармоничным сочетанием местной архитектуры и природы, «незлобивостью» диких животных и незнакомой прежде атмосферой, он пишет такие картины, как «Архангельский порт на Двине», «Пристань в Архангельске», «Архангельск».

Неброская красота края дала возможность таланту художника проявиться во всей его полноте и оригинальности. По признанию самого живописца, нигде не встретишь такого разнообразия оттенков, как на кажущемся монохромным Севере.

В Архангельск вместе с К.А. Коровиным отправился В.А. Серов, которого город также не оставил равнодушным. Считается, что «серебристая» и «серая» гамма, присущая стилю художника, берет начало именно в этой его поездке.

Но на картине «Рыболовецкие суда в Архангельске» еще преобладают теплые цвета, которые создают ощущение летнего солнца и согретого им песка.

«Речная» тема неоднократно найдет отражение и в творчестве других мастеров, побывавших на Русском Севере.

В конце XIX века путешествие по Северной Двине совершил В.В. Верещагин. В результате им были созданы многочисленные этюды и рисунки, отражающие спокойную и величественную красоту края.

Из них наиболее известен пейзаж «Северная Двина», который передает атмосферу простора и покоя.

Этюду присущ мягкий колорит, гармоничное и тонкое сочетание цветов, в целом непривычные для прежних работ живописца.

Нередко приезжал в Архангельск С.А. Виноградов. Здесь он создал произведения, запечатлевшие виды речного порта и живописных местных деревень.

Творчество современного художника Г.А. Лемана также неразрывно связано с Русским Севером. В центре внимания мастера – живописные места вблизи небольшого города Каргополя в Архангельской области. В работах Г.А. Лемана Север открывается с новой стороны: трогательная и беззащитная красота русской природы, сел и деревень приобретает лиричные и светлые ноты.

Поездка художника в эти места стала своего рода определяющей для его последующего творчества, во многом благодаря обретенным здесь новым образам и сюжетам. Несколько изменился и живописно-пластический почерк мастера, индивидуальные черты которого прочитываются в изображении сельских и природных пейзажей. Глядя на них, невозможно не проникнуться простой и поэтичной красотой Русского Севера.

Под впечатлением от путешествия на Русский Север в 1982 году Г.А. Леман пишет серию полотен, посвященных окрестностям Каргополя.
Одним из них стала картина «На Каргополье», на которой изображена северная деревня в солнечный день.


Пейзаж удивительно светел и выразителен: ясное и безоблачное небо, яркие цветущие травы делают его воздушным и легким.

Даже крепкие деревянные дома, которым отведено центральное место на полотне, не производят впечатления массивности и тяжеловесности.

Художник использует бело-голубые, желтовато-зеленые и теплые коричневые тона, пишет легкими и точными мазками. В результате зритель видит простой, будничный и вместе с тем прекрасный северный пейзаж.

  • Архипов
  • Архипов
  • Архипов
  • Архипов
  • Архипов
  • Архипов
  • Архипов
  • Архипов
  • Архипов
  • Архипов

На главную   
Пейзажи Академички   
Биография художника   
Каталог картин Перейти к началу страницы

Источник: http://artleman.ru/peyzazhi_russkogo_severa.html

Сочинение по картине Фёдора Васильева Мокрый луг Урок

Архипов Архипов Архипов Архипов Архипов Архипов Архипов Архипов Архипов Архипов

Рассмотрим картину внимательно. □ Что изображено на картине? □ Какое время суток и какое время года? □ Какова композиция (построение) картины? Что мы видим на картине? □ Колорит картины? Какие краски использовал художник? □ Какое настроение создаёт картина?

Познакомимся с мнением специалистов 1. Галина Чурак, искусствовед, сотрудник Государственной Третьяковской галереи «Картина очень проста. Вот такой среднерусский, даже северорусский пейзаж. Незамысловатый. Равнинный, с легкими такими неровностями. На переднем плане, почти в центре, маленькое озерцо, почти болотце. Только что прошел дождь.

И уходят тучи, ветер разгоняет эти тучи, небо освобождается. Трудно даже сказать, что является здесь главным героем: часть земли, или небо, которое над этой землей. Здесь все живет и дышит единой жизнью.

Меняют свои очертания облака: в одной части картины — справа от нас — они более темные, в левой части они уже чуть-чуть освещены пробившимся лучом солнца. Художник показал перемену погоды, перемену состояния природы.

Это то состояние, которое любой из живущих на земле людей и могущих что-то сопереживать и чувствовать в природе, испытывает всякий раз, когда поднимает глаза от земли к небу» . Задание первой группе: Выпишите любое предложение с однородными членами. Подчеркните их, составьте схему.

2. Статья из энциклопедии: «Картина написана по воспоминаниям в Ялте, где художник поселился из-за болезни. В основе картины – контраст застывшей, будто уснувшей земли, с крошечным озерцом, полным стоячей воды, и бурного неба с клубящимися облаками. Н. Н. Ге говорил, что Васильев «открыл мокрое, светлое, движущееся небо» .

Главная тема художника – просветление высшим светом всего темного, косного, не пробужденного в природе. Это одновременно и коллизия человеческой души» . Задание второй группе: Найдите в словаре значение слов «косный» и «коллизия» , составьте с ними словосочетания. Подготовьте выразительное чтение текста, познакомьте с ним класс.

План сочинения 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. О художнике. Какое время года и время суток изображены на картине. Общее состояние природы. Передний план картины (луг, трава, цветы, болотце). Что изображено на картине слева и справа (холмы, лесок). Небо (грозовые тучи справа и освещённые солнцем облака слева). Колорит картины. Какое настроение создаёт картина и какие мысли вызывает?

Возможное начало сочинения: □ Ф. А. Васильев – известный русский художникпейзажист. Он прожил всего 23 года, но оставил после себя картины, которые хранятся в лучших музеях нашей страны.

Одна из таких картин – «Мокрый луг» . □ Эту картину Васильев писал в Крыму, но изобразил на ней не пышную южную природу, а родной северный пейзаж. □ На картине изображён летний день.

Только что прошёл дождь…

Прочитайте продолжение сочинения. Что вам в нём понравилось? О чём ещё можно написать? На переднем плане изображены луг и трава, мокрая от дождя. Кое-где она ещё примята тяжестью дождевых капель, гнётся к земле. Такая же мокрая земля. В центре картины – небольшое озеро, почти болото.

Вода в нём неподвижная и отражает небо. Такие озёра нередки в окрестностях Санкт. Петербурга, в сыром климате Севера. На дальнем плане художник изобразил холмы и редкий, невысокий лес. Большую часть картины занимает небо. Только что закончился дождь, и всё оно в тёмных дождевых тучах.

И всё-таки дождь уже позади, и скоро выглянет солнце. Мы понимаем это, глядя на то, как художник изобразил небо. Справа небо тёмное, грозовое, а слева гораздо светлее. Сквозь облака в левой части картины уже проглядывает солнце. Мы словно видим, как небо на картине живёт, движется, как меняется его освещение.

Общий колорит картины – тёмный, приглушённый. Самые яркие краски: изумрудная зелень мокрой травы и синева светлеющего после дождя неба. И хотя картина называется «Мокрый луг» , главное в ней именно небо.

Художник словно хочет нам сказать: как в природе вслед за дождём выглянет солнце, так и в жизни человека вслед за ненастными обязательно придут светлые, радостные дни.

Пишем сочинение – описание картины Ф. Васильева «Мокрый луг»

Домашнее задание □ Закончить написание сочинения- описания картины

Использованные ресурсы □ Русская живопись. Васильев Федор Александрович http: //www. artsait. ru/art/v/vasilev. F/main. htm □ Рассказы о шедеврах живописи. Васильев Ф. «Мокрый луг» http: //www. nearyou. ru/100 kartin/100 karrt_59. html

Источник: https://present5.com/sochinenie-po-kartine-fyodora-vasileva-mokryj-lug-urok/

Русский пейзаж в музее Орсей: Александр Борисов

В парижском музее Орсей висит уникальный пейзаж русского художника Александра Борисова.

В  обзоре русской живописи  в музее Орсей я обещал написать отдельный пост о художнике Александре Борисове. Выполняю обещание.

Итак, неожиданно для себя в одном из залов музея Орсей я  увидел этот арктический пейзаж.

Имя автора и название картины ни о чем мне не говорили, хотя было понятно, что это явно российский художник и российский пейзаж. Однако сам сюжет приковал внимание.

В каталоге музея эта работа выглядит так:

Alexandre Sergejewitch Borisoff — Les glaciers, mer de Kara

Архипов Александр Борисов- Les Glaciers, mer de Kara (Льды Карского моря) -1906 год

Именно в Орсее эта картина смотрится уникально. Краски и сюжет  картины разительно отличаются от всего остального. По-моему, ни один другой пейзаж в этом музее не изображает арктические льды.

Орсей открыл для меня живопись талантливого и очень самобытного пейзажиста Alexandre Borisoff. В Москве я посвятил время изучению его творчества и обнаружил, что увиденная мною «ледовая» картина уникальна только для Орсея, но совсем не уникальна для самого Борисова, если рассмотреть все его творчество целиком.

А вот живопись Александра Борисова оказалась уникальной. И главное, что сам художник оказался личностью незаурядной и поистине уникальной не только для России, но и для всего мира.

Первый же поиск в Интернете выявил непростительную ошибку администрации музея – художник  Борисов оказался на деле Александром Алексеевичем, а совсем не Александром Сергеевичем (как указано в каталоге Орсей)!  Надо будет как-то при случае им это сообщить.

Архипов Алекандр Борисов -Долина реки Маточки на Новой Земле-1896 год

Итак, самые интересные факты из необычной и захватывающей биографии  Александра Алексеевича Борисова (1866-1934) и мои любимые пейзажи этого художника:

Александр борисов — художник

Архипов Александр Борисов -Усть-Цильма на Печоре -1898 г.

В 1895 году технику рисунка А. А. Борисов постигал в мастерской И.Шишкина, а через год после его ухода из Академии — у А.Куинджи.

В 1897 за картину  «В области вечного льда. Лето» Александр Борисов  получил звание художника.

Архипов Александр Борисов — В области вечного льда. Лето -1897 г.

Видно, что идея арктического льда заинтересовала художника с самого начала. Третьяков купил эту картину прямо с выставки.

Коллекция произведений Александра  Алексеевича  Борисова включает более 400 работ. Почти все произведения, с которыми Борисов в начале XX века с триумфом проехал по городам Европы, хранятся сейчас в Архангельске. Многие работы А. Борисова хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Вологодской картинной галерее, Ненецком окружном музее и других музеях России.  Ну и в Орсее конечно.

Архипов Александр Борисов-Северный пейзаж-1896 г.

А.А. Борисов — первый живописец Арктики. Он первый в мире с кистью и палитрой работал в сложнейших условиях Заполярья.

По этому поводу сам художник впоследствии напишет: «…Работать было очень трудно: приходилось обрезать кисти, делать щетину короткой, растирать краски почти немыслимо. Стужа превращает краски в густое тесто, которого кисть не берет и которое не размазывается по полотну.

Со мной бывали случаи, когда во время моих «полярных» работ, что даже скипидар, единственное средство, которое могло бы сделать краски жидкими, не помогал, потому что сам начинал кристаллизоваться на этом адском холоду. У меня есть этюды, которые я писал на морозе в 28,8 С, 3-4 этюда при 37,5 С.

При этом кисть приходилось держать в кулаке, прикрытом рукавом малицы, и изо всех сил прижимать к полотну, нанося на него краски. Кисть трещит, ломается, коченеющие руки отказываются служить…».

Архипов Александр Борисов -Лед ранней весной во время морского отлива в губе Средняя — 1896

Летом 1894 года Борисов отправился на пароходе «Ломоносов» в поездку  по Северу. Художник осуществил мечту побывать в Ледовитом океане и стал вынашивать идею высокоширотной художественной экспедиции. Из поездки он привёз около 150 этюдов. Эти работы вызвали восхищение В. Васнецова, И Репина, А.Куинджи.

Архипов Александр Борисов — Полярные льды-1904 год

И.Репин (кстати, его картина тоже присутствует в Орсее) так отозвался о работах молодого художника:

«Это все превосходные и верные, как зеркало, картинки, строго нарисованные и необыкновенно правдиво написанные.

В них ярко выразилась любовь этого русского Нансена к черной воде океана с белыми льдинами, свежесть и глубина северных тонов, то мрачных, то озаренных резким светом низкого солнца.

Горы, наполовину покрытые снегом во время самого жаркого лета, берега, дали, лодки, самоеды в оленьих шкурах… — всё это дышит у него особенной красотой Ледовитого океана и производит впечатление живой правды».

Архипов Александр Борисов -Материковый лёд -1899 г.

Картины Борисова приобретает император Николай II. Третьяков увидел в нем национального русского художника, отразившего в своих полотнах северные окраины России, и приобрел 65 работ на очень крупную по тем временам сумму — 8000 рублей.

Архипов Александр Борисов-Закат-1906 г.

Александр борисов — исследователь

В 1900 году А. А. Борисов и восемь его спутников отправились на Новую Землю. Они обследовали и наносили на карту берега заливов Чекина, Незнаемый и Медвежий, давая бухтам, проливам, горным вершинам и мысам имена художников. Благодаря Борисову на карте появились мысы Шишкина, Крамского, Репина, Куинджи, Васнецова, Верещагина и ледник Третьякова. Экспедиция длилась четырнадцать месяцев.

Архипов Александр Борисов -Среди льдов -1896 г.

Борисова по-праву можно назвать выдающимся художником-исследователем-ученым-путешественником. Рядом – только отец и сын Рерихи.

Художник пишет: «..Я построил парусную яхту «Мечта», специально для плавания среди льдов, на которой в 1899 и 1900 гг.  предпринял с зоологом Т. Тимофеевым экспедицию на Новую Землю и Карское море.

Во время этого путешествия нам пришлось пережить ужасную драму на плавучих льдах Карского моря, и мы не померли с голода, благодаря лишь тому, что у нас осталось ещё несколько патронов, что дало нам возможность стрелять тюленей, сырое мясо и внутренности которых служили нам пищей, а кровь питьём».

(Александр Борисов. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. Санкт-Петербург, 1907).

Александр Борисов -Лунная ночь. Медведь на охоте -1899 г.

В своих научных докладах и проектах он исследует экономическую жизнь Севера, высказывается о необходимости строительства Северного железнодорожного пути и соединения северных и сибирских рек каналами.

Его картины являлись ценнейшим материалом для многих зарубежных исследователей Арктики.

Александр Борисов -Летняя ночь в Карском море -1928 г.

В 1916 году А. А. Борисов разрабатывает проект строительства Обь-Мурманской железной дороги, строительство которой было поддержано царским правительством, а также сменившим его после революции Совнаркомом. Из-за гражданской войны проект был реализован только через десятки лет.

В 20-30-ы Борисов принимал активное участие в разработке проекта железной дороги Обь- Котлас-Сорока, а в 1922 году по инициативе А. А. Борисова на базе соляного источника недалеко от Красноборска был открыт курорт «Солониха», первым управляющим которого стал сам художник.

Александр Борисов-Река Териберка и треско-промысловые шняки- 1896 г.

Александр борисов в европе и америке

Из своих экспедиций Борисов вернулся знаменитостью. Слава первого художника Арктики бежала впереди него. В 1902 году по приглашению Венского общества художников А. А. Борисов устраивает выставку в столице Австрии.Затем выставки с триумфом проходят по всей Европе. Прага, Лондон, Берлин, Гамбург, Кельн, Дюссельдорф, Мюнхен,Париж…

лександр Борисов -Драма свершилась. Новая Земля -1896 год

В Париже Александр Алексеевич выставил 227 работ! Правительство Франции наградило его орденом Почетного легиона и приобрело картину «Льды в Карском море».

Теперь понятно, как она попала в Musee d’Orsay!

Александр Борисов — Айсберг в Карском море-1901 год

В 1907 году по представлению Нансена, посетившего его выставку в Лондоне, художник от имени правительств Норвегии и Швеции награжден орденом Святого Олафа. Нансен сам и вручил его русскому художнику.

Александр Борисов -Весенняя ночь на Мурмане-1896 год

Британское правительство наградило художника Орденом Бани.

Александр Борисов — В Кандалакшском заливе

Большое  впечатление картины Борисова произвели на президента США Теодора Рузвельта. В начале 1908 года Борисов приехал в США. Выставка его картин была проведена прямо в Белом Доме. Борисов стал первым русским художником, которого принял Президент США.

Александр Борисов — Мурманская гавань в марте -1896 год

Зимняя сказка александра борисова

Зиму 1912-1913 годов художник провел у себя на даче, в Красноборске Архангельской губернии, а в летнюю пору ездил на Соловки. Так был создан цикл работ, который можно назвать «Зимняя сказка».

Александр Борисов -Зимняя Сказка -1913 год

Поразительной чертой художника Борисова является верность теме. Ничего, кроме северных мотивов, он никогда не писал, не искал никакой другой темы — только Русский Север! Вслед за Борисовым Крайний Север также посетили  В.

Серов и К. Коровин (кстати, тоже соседи Борисова по Орсею!), но для них северный мотив был лишь мимолетным эпизодом творческой биографии. Борисов же Крайнему Северу посвятил всего себя, с ученических лет и до конца своих дней.

Александр Борисов -Часовня на берегу Югорского Шара -1898 г.

Умер Александр Алексеевич Борисов 17 августа 1934 года у себя в мастерской, во время работы над картиной об Арктике.

Источник: https://safiullin.su/?p=595

Описание картины Абрама Архипова «В гостях»

Архипов

Абрам Архипов родился в деревне Рязанского края и потому тема села прослеживается во многих его произведениях. «Архиповский» стиль настолько уникальный, что его трудно спутать с любым другим. Это отражается в гротеске размаха движения кисти, яркости цвета, насыщенности жизнью каждой его картины.

С начала 1910-х годов живопись его становится широкой до размашистости, краски – интенсивно-яркими, декоративно-звучными. Типичной в этом отношении является картина «В гостях».

Героини Архипова – молодые рязанские крестьянки, каждая из которых олицетворяет бытующее в народе представление о женской красоте. Это крепкие, здоровые, цветущие женщины с румянцем во всю щеку, знающие себе цену.

В их облике, позах, жестах – величавость, уверенность, достоинство.

Несмотря на обобщенность образов, данных преимущественно в своеобразии внешне броского облика, и типизированность лиц, художник передает и индивидуальные черты своих моделей.

  • Применяя в размещении четырех женских фигур на полотне принцип кольцевой композиции, Архипов сдвигает всю эту группу вправо и акцентирует на ней внимание зрителя сочно взятыми, широко положенными пятнами освещенных солнцем одежд.
  • Те же цветовые удары – от бледно-розового и сиреневого до карминного, желтого, белого и зеленого, что звучат в фигурах крестьянок, художник дает и в натюрморте левой части холста, создавая ощущение праздничности и какой-то неуемной жизнерадостности.
  • После написания картины «В гостях», художник настолько был упоен своим успехом, что решил выставить ее на вернисаже, но будучи достаточно суеверным, категорически отказывался кому-либо показывать ее до выставки.

«В гостях» была логическим продолжением и завершением предшествующей картины «В весенний праздник». Архипов искал пути, краски, лица и, наконец, достиг апогея творчества, уменьшив область интерьера и одновременно увеличив количество фигур, участвующих в композиции.

Картина действительно имела успех и стала лучшей в творчестве Архипова этого периода. Ученики, которых было немало, искренне хвалили творчество художника.

Архиповым интересовались художники и искусствоведы того времени. К. Ф. Юон дал короткую, но емкую характеристику его творчества. Он олицетворял его как влюбленного, национального поэта, вскормленного рязанскими песнями, деревенскими девушками, который умеет «живо писать» и отдает всю душу свою искусству живописи.

  1. Год написания картины: 1915.
  2. Размеры картины: 105 x 154 см.
  3. Материал: холст.
  4. Техника написания: масло.
  5. Жанр: жанровая живопись.
  6. Стиль: импрессионизм.
  7. Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/arhipov-abram/v-gostyah/

Сочинение по картине Васнецова «Северный край»

Аполлинарий Васнецов считается прекрасным пейзажистом, который мог удивительно передавать красоту русской природы.

В одной из своих картин он показал необычный и дивный Северный край, где можно увидеть просторы, не имеющие границ и невероятно дикую и нетронутую человеком природу, прозрачные реки и чистый воздух.

И вот такие места будут вызывать восторг у любого обычного человека, поэтому художник, который тонко улавливал красоту в мире, не мог пройти мимо этого и не запечатлеть на своем полотне. Так родилась потрясающая картины «Северный край».

Архипов

Так, лес, густой и непроходимый, изображен талантливым художником в бледно-зеленых тонах, потому что в нем тоже холодно. И в таком лесу никогда не был ни один человек, но зато там живут редкие виды птиц и экзотические животные, которые могут вынести такие суровые условия жизни.

Наверное, страшно будет одному человеку оказаться в таком лесу, ведь выйти из него окажется довольно сложно и трудно.

Понимал это и сам художник Аполлинарий Васнецов, когда писал свой удивительный пейзаж, поэтому и использовал темные цвета, чтобы усилить эффект от темноты и непроходимости леса.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Кажется, что вся картина пронизана эти холодом. На темном небе плывут необычайно мрачные и тяжелые облака. Но солнышко еще старается хоть немного пробиться сквозь них, и редкие солнечные лучи падают на эту холодную местность, где практически нет ничего живого. И от такого сумрачного состояния природы становится еще холоднее.

Аполлинарий Михайлович изобразил край, где суровая погода, но зато она спокойная и очень таинственная. Смотришь на картину и начинаешь понимать и осознавать, насколько суров этот край, который находится в далекой северной стороне. Природа там свободолюбивая, но, самое главное, она независимая.

И в этом кроется основная мысль всей этой картины.

Аполлинарий Васнецов попытался запечатлеть на своем полотне один лишь миг жизни такой природы, когда день уже прошел и вот она готовиться ко сну. Медленно начинает приближаться темнота, а солнце, которое и так не радует своим ярким сиянием этот край, собирается совсем спрятаться.

И художник все это показывает с помощью приемов, которые помогают сделать этот северный пейзаж гениальным. День на картине художника легко сменяется ночью, и такое природное явление выглядит прекрасным, так как Аполлинарий Михайлович успешно и мастерски передает это на своем полотне.

Одна дневная тайна на васнецовской картине сменяется другой, ночной. И это нетронутую и загадочную природу нужно не только увидеть взглядом обыкновенного человека, но нужно ее рассмотреть, заметить все ее прелести.

Это и сделал замечательный художник Аполлинарий Васнецов, а потом эту чудесную и дивную красоту, которая проста и удивительна одновременно, показал всем.

И теперь любой человек может понять, как прекрасна русская земля в любом ее уголке — на дальнем севере или теплом юге.

Художнику Аполлинарию Васнецову удается показать необычную, восхитительную и удивительную красоту северной природы. Живописец выбирает прозрачные и холодные цвета красок, чтобы показать, насколько загадочна природа в этом краю.

Поэтому взор человека снова возвращается к живописному полотну и в какой-то момент уже его оторвать от картины невозможно, ведь природа, изображенная художником, не только поражает своей красотой, какой-то силой и единством, но и завораживает.

Эти реальные картины природы, созданные Аполлинарием Михайловичем, принесли ему признание и известность, а сама картина стала настоящим художественным шедевром.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/02/sochinenie-po-kartine-vasnecova-severnyj-kraj.html

Художник Ефим Ефимович Волков: закат передвижников

Юбилейная выставка двух живописцев, организованная в 1902 году Академией художеств, вдруг получила самый неожиданный поворот.

Вместо хвалебных од поклонников Владимир Маковский и Ефим Волков были «выпороты» прилюдно будто «сорвавшимися с цепи» критиками, а на передвижничестве вообще попытались поставить жирный крест.

Событие неприятное, но ожидаемое. Уже громко заявили о себе Николай Рерих, Борис Кустодиев, Александр Бенуа, и «Мир искусства» наступал на пятки слишком дотошным реалистам.

Публика требовала побольше зрелищ, ярких затейливых образов, ухода от скучного быта, а передвижники принципиально не желали отказываться от народности, изрядно всем поднадоевшей.

«Украинский пейзаж с хатой», 1910″Золотая осень. Тихая речка»»Деревенский пейзаж»

На этой-то почве и случился конфуз, для Ефима Ефимовича Волкова ставший началом конца. Нет, конечно, он не бросил писать, ведь никуда не делись печальные болота и пыльные дороги окрестностей Петербурга.

Их он писал без устали до конца своей жизни, потому что просто не мог жить без природы и своего мольберта, которые были для него, по сути, одним целым. Кстати, первая большая картина, сделавшая Волкова «знаменитым русским пейзажистом», называлась «Болото осенью». Тогда, в далёком 1872 году, «Болото..

» имело ошеломляющий успех, несмотря на приглушённые краски и какой-то уж очень обыденный сюжет.

«Пейзаж с болотом», 1898″Осень»»Лесной пейзаж»

Это, собственно, и произвело самое сильное впечатление на современников, воспитанных на колоритных пейзажах Алексея Саврасова и Ивана Шишкина.

Уже в первой работе Ефим Ефимович применил эффект дымки, которая так часто наблюдается в живой природе в утренние и предзакатные часы, но технически сложна в передаче.

Очертания предметов как бы слегка покрываются туманной поволокой, теряя чёткость, при этом перспектива картины читается во всех деталях.

Удачный дебют принёс сразу две медали, одна из которых была прислана аж со Всемирной Лондонской выставки, и, как следствие, всеобщее признание и любовь. Отныне каждое новое полотно встречалось с воодушевлением, и со временем возникла целая галерея проникновенных сельских образов с лесными опушками, таинственными озёрами, изъезженными полевыми путями.

«В лесу. По весне», 1877«Болото осенью»,1871″Ручей в лесу»

«По дороге на пастбище», появившуюся в 1884 году, можно считать «одной из…», хотя для привычных волковских работ на этой картине чересчур людно.

Целая ватага деревенских подростков отправляется в ночное, перегоняя лошадей на дальнее пастбище, и, о, чудо, присутствие детей приводит в движение каждый миллиметр холста! Затихшее на ночь ржаное поле; серое гаснущее небо, уже проводившее солнце на покой; темнеющий на краю поля лес и блестящая от липкой грязи дорога, – всё окрест замерло в недоумении, разбуженное внезапным шумом.

«По дороге на пастбище»,1884

Стая ворон мечется в небе, ругая на чём свет беспечных пастухов, собака мчится вдогонку, напоминая о себе лаем, и далеко в вечернем чутком воздухе разносятся возбуждённые детские голоса. Не по-летнему тёплые одёжки и котомки через плечо сигналят о полной боевой готовности к холодной августовской ночи и долгим задушевным разговорам у костра.

Лошади послушно топают по вязкой грязи, и даже подотставшим седокам видны очертания пастбища. Туманная дымка серой поволокой уже растушевала задний план картины, и передние всадники вступили в её зыбкие пределы.

Только подвижные фигуры маленьких пастухов да лошади, помахивающие хвостами в такт шагам, мешают ночному оцепенению окончательно овладеть всем пространством холста.

«Пожар»«Ранний снег»,1883″Летний пейзаж с рыбачком»

Возможно, на чей-то вкус Ефим Волков был художником слишком однообразным, слишком влюблённым в неказистый русский северный пейзаж. Но любая его работа – это вдохновенная ода природе, на которую в чутком сердце зрителя всегда найдётся отклик, искренний и благодарный.

«Заход солнца над озером»



Источник: https://zen.yandex.ru/media/zhivopis/hudojnik-efim-efimovich-volkov-zakat-peredvijnikov-5dda132111c0cc5b6d12414a?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=986453417.584.1581869260750.14383

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector