Босха «семь смертных грехов и четыре последние вещи» описание картины, анализ, сочинение

             Продолжаем глубже вникать в творчество Иеронима Босха.Сегодня познакомимся с чрезвычайно интересной картиной Семь смертных грехов.Сюжет картины настраивает зрителя на размышления.

             Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале (Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал — монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II, расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама.), где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II.

              С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в музей Прадо.

Босха

Монастырь Эскорил.История монастыря начинается с 1557года.

  • Босха
  • Семь смертных грехов и Четыре последние вещи, 1475—1480
  • РАЗБОР КАРТИНЫ           

      В центре полотна мы видим нечто вроде всевидящего ока. В середине – подобие зрачка, в котором по бедра изображен Христос, стоящий в саркофаге. Христос все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза. 

Босха

     Ниже надпись: «Берегись, берегись, Бог видит всё».

                    Это не собственно глаз, но явный намек на него. Всевидящее око зрит все, но оно по неисповедимым, непонятным для нас причинам, не вмешивается в ход вещей. Муки Христа — зарок человечества — оказываются едва ли не напрасными.

Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но это воззвание оказывается почти никем не услышанным.                               Широкая полоса, идущая вокруг этого зрачка напоминает радужную оболочку.

Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки.

                              И, наконец, на внешней, самой широкой полосе изображены семь сцен, которые символизируют семь смертных грехов.

Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки.

                   Семь смертных грехов в католической традиции – это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам. 

                        Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия.

Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары.

Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.

  1. Босха
  2.               Начертанные на развевающихся свитках слова:
  3.   «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»
  4.      и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»

     Смертный грех- так в христианстве называют грехи, которые ведут к гибели души.Вопреки распространённому заблуждению, концепция «Семи смертных грехов» не является частью христианского вероучения, но служит одним из возможных способов описания греховности человека.

  •                         В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощён человеку  «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31-32)»
  • Босха      ГНЕВ.
  •                        Прямо перед Вами сцена ревности, драка, изображающая ГНЕВ.

               На зелёной лужайке перед гостиницей — драка. Человек в необычном, для того времени, головном уборе, бросив плащ, накинулся на женщину. Второй (возможно, соперник) — одел на голову стол, как шлем, тоже вынул нож и приготовился вступиться за неё.Перевёрнутый стол, шляпа на полу, кувшин в руках у женщины говорят, что это люди изрядно выпили, и это не начало ссоры.

Босха

    ГОРДЫНЯ.

 Здесь видим сцену показывающую ГОРДЫНЮ Женщина любуется собой, глядя в зеркало, педлагаемое демоном. Зеркало часто используется Босхом, чтобы показать гордыню, тщеславие, которые внушает демон.

Босха

 В центре — сцена, показываюшая СЛАДОСТРАСТИЕ, ПОХОТЬ.

                      В палатке — две влюблённые пары, занятые прелюдией к полному выражению страсти. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты.      Со времен раннего христианства отцы церкви всячески поносили «непристойные пляски и телодвижения».

                       Они клеймили бродячих актеров и актрис как «детей сатаны» и «вавилонских блудниц» — людей безнравственных, распущенных, возбуждаемых «демоном блуда».

                    В связи с безнравственной музыкой бичевал разврат и Иероним Босх, который возводил в абсолют греховность земного существования. На его картинах музыкальные инструменты — символ похоти.

Босха      ЛЕНЬ(уныние)                         Женщина, пришедшая к священнику(или монахиня), пытается призвать его выполнять свои обязанности, о которых он забыл(то ли уснув, то ли предавшись мечтам)

Босха

О ЧРЕВОУГОДИИ, ненасытности говорит эта сцена. Взъерошенный, полный человек ест и не может насытиться. Ребёнок просящий есть, худой человек, которого не приглашают к столу, бедная обстановка комнаты говорят: ненасытность приводит к бедности и эгоизму.

Босха

 Шестой смертельный грех — АЛЧНОСТЬ,ЖАДНОСТЬ. Босх показывает в виде помощника шерифа, решение которого зависит от взятки.

                        ЗАВИСТЬ изображается пожилой парой, завистливо глядящей на соседа с редкой и дорогой птичкой. А другой прохожий с завистью смотрит на другую «птичку» — их дочь,красавицу и помощницу, о ценности которой родители позабыли.Собаки выражают фламандскую пословицу: «Две собаки с одной костью редко договариваются»  

                                  Четыре угла картины украшены сценами «четырех последних вещей» с которыми каждый встретится в конце жизни (по выражению проповедников того времени.)Смерть, Страшный суд, Ад и Небесные вратаСмертное ложе.

        Лежит истощенный человек. Последние минуты жизни, смерть уже рядом. Его окружают монахи и врач.           Под внимательным взглядом ангела-хранителя, монах молится о спасении души умирающего. Но, как в большинстве работ Босха, зло всегда рядом — подобный обезьяне, демон примостился рядом с ангелом.

 Страшный суд.

  Четыре тубящих ангела возвещают о начале Страшного суда. Христос сидит на прозрачном шаре, по обе стороны от него — избранные праведники. Внизу умоляющие о прощении проклятые грешники, которые тонут, отправляясь в Ад.

 АД.

                                  Ад является самым поразительным из четырех сцен. Здесь показаны различные наказания, соответствующие семи смертным грехам.

Cлевa — пара в кровати, покрытая красным (символ прелюбодеяния).

Вокруг — множество демонов, готовящихся к пыткам.В центре фигура, которую пытает демон в костюме монахини.Следующая — лежит на каменной плите, готовая к расчленению.Внизу — пару, (похожую на Адама и Еву), пытают и угрожет демон, несущий сферу.

    РАЙ.             Небесные врата(низ, правый угол)

                             Небесные врата…

    У входа Св Пётр и небесное трио ангелов приветствует новых граждане Города Бога, которые появляются в воротах голыми, как новорожденные малыши.

                        Даже здесь, у входа, притаился демон, надеясь сбить с пути праведную душу(слева, внизу). Но зоркий Архангел в красном плаще — на страже.

                          Христос с открытой книгой(в центре круга), сообщает решение Бога. Вокруг Дева Мария, апостолы и четыре коленопреклонённых ангела.

    Справа — те, кто принимает прибывших и проводит их в Рай.

                       Семь смертных грехов в католической традиции – это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам. Семи грехам традиционно, как вы знаете, противостоят семь добродетелей. Три религиозные христианские добродетели четыре мирские.

    Читайте также:  Венецианов "девушка с бураком" описание картины, анализ, сочинение

         Босх, изображая грехи, не обращается к отвлеченным образам. У Босха это сценки, довольно жизненные по смыслу,  окарикатуренные по манере изображения.

                      По-видимому, пока жив хоть один человек, концепция семи смертных грехов не устареет. Но вот, насколько важно не допускать в себя эти грехи, решать каждому в отдельности.

                      Верующим людям проще – они следуют морали своей религии, стараются не грешить, а если грешат, то после духовного наказания получают отпущение грехов.

                     Неверующих хранит только желание остаться человеком, не навредить своему разуму и не отягчить что-то зыбкое, называемое совестью. Но совесть основана на страхе перед осуждением, а за что осуждать человека, живущего как все?

    •                         Хочется пожелать всем побыстрее разобраться со своими грехами без жалости к себе любимому и сделать это – из простого чувства самосохранения.
    • Как вы считаете?
    • Актуальна ли картина Босха в наше время?
    • Что выдумаете о семи смертных грехах?
    • Источники.

    http://smallbay.ru/article/bosch5.html

    http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post127067250/

    http://spasi-i-sohrani.com/start.php?m=greh

    http://www.nearyou.ru/bosch/seven.html

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C_%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1​%85_%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2_%D0%B8_%D0%A7%D0%B5%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1​%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B8_%28%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%​D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%B0%29

    Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/3323053

    Иероним Босх. Семь смертных грехов | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

    Май 27th 2010 —

    Босха

    Семь смертных грехов и четыре последние вещи: 1475—1480, Прадо, Мадрид. Иероним Босх.

    Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус (собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken) (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец.

    Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (“Искушение святого Антония”, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи  “Сад наслаждений”, “Поклонение волхвов” – все в музее Прадо; “Корабль дураков”, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

    Около трёхсот лет картина висит в Эскориале (Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал), где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.

    Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит».

    Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.

    Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках.

    Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце.

    Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев.

    Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»(Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»(Второзаконие 32:20)

    • Смертный грех- так в христианстве называют грехи, которые ведут к гибели души.
    • Вопреки распространённому заблуждению, концепция «Семи смертных грехов» не является частью христианского вероучения, но служит одним из возможных способов описания греховности человека.
    • В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощён человеку, всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31-32)
    • Босха
    • Центральная часть  — Всевидящее Око Божье, в зрачке которого — Христос, показывающий на раны, тем самым смотрящего

    В этой картине практически нет случайных или ненужных деталей, всё взаимосвязано и подчинено некоей мысли — и ни прибавить, ни отнять. Как бог в центре всего мироздания и мира человека верующего, так и глаз этот — в центре картины.  «Cave, cave, Deus videt» — гласит надпись во втором круге:  «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит».

     Вот главная нравоучительная мысль, видимо раньше нравы были много проще, художник не скрывает её, ставит в центр, возвеличивая.  Впрочем, эта надпись — не последняя.

    На картине 2 штандарта, на которых — цитаты из текста Ветхого Завета (книга Второзакония 32:28-29 и 32: 20), лично мне показалось (не поленился, полез, нашёл перевод) — они поясняют: почему собственно нужно бояться. Сверху:

    Босха

    28 Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла.
    29 О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!

    1. Снизу:
    2. Босха
    3. 32:20 И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности.

    В последнем центральном круге, самом широком и живописном, разделённом на семь секторов — по числу грехов, можно видеть жанровые сценки, иллюстрирующие каждую из греховных страстей.

    Даже в этой близости «греховного» круга к стилизованному Оку Божьему, есть своя мысль:  греховное — всегда на глазах у господа, всегда в центре его внимания, его не скрыть, не спрятать, за него отвечать.

    И было бы даже скучно, нравоучения и поучения — что хорошего, если бы не гротескные, полные грубоватого юмора житейские сценки, больше похожие на карикатуры — по одной на каждый грех и внизу, как и положено — подпись: с чем дело имеем.

    Босха

    Смерть (Death). Иероним Босх.

    Вот умирающий. Смерть на пороге.  Ангел-хранитель — слева, за спиной. Рядом  —  священники, смею надеяться — врач.  Но зло всегда рядом, попирая смердящим  задом и святость (ангел) и благочестие и саму жизнь

    Босха

    Ад (Hell)(низ, левый угол). Иероним Босх.

    Босха

    Страшный суд (Last Judgement) (верх, правый угол). Иероним Босх.

    Босха

    Рай (Paradise)Небесные врата(низ, правый угол). Иероним Босх.

    В Книге Притчей говорится:

    Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:
    — глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, Притч 30:13
    — сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
    — лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.

    Притч 19:5
    — Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; Притч 1:8; 23:22
    навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.

    Втор 6:8; Притч 3:3
    — Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: Притч 3:23
    — ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни, Пс 118:105; 2Петр 1:19

    • — чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Притч 2:16;7:5; Сир 26:13

    Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/kartiny/ieronim-bosx-bosch-hieronymus-van-aeken.html

    История одного шедевра: «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» Босха

    ?

    Вадим Алешин (vakin) wrote, 2018-06-23 12:15:00 Вадим Алешин vakin 2018-06-23 12:15:00 Category: Босха Иероним Босх. Семь смертных грехов и четыре последние вещи. 1475—1480Доска, масло. 120 × 150 см

    Прадо, Мадрид

    Кликабельно — 2863px × 2441px«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» (нидерл. Zeven Hoofdzonden) — картина нидерландского художника Иеронима Босха.Предположительно эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Её также называют «столешницей» по её функциональному предназначению, которое она, впрочем, никогда не выполняла. Сюжет картины настраивает зрителя на религиозные размышления. Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.ОписаниеЦентральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, d[omi]n[u]s videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в секторах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех уныния; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (вор стаскивает монету), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, рай и ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» (Втор. 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Втор. 32:20)

    Читайте также:  Гаэтано доницетти: биография, интересные факты, видео, творчество

    Отдельные части картины

    ГневПохотьБосха УныниеБосха ОбжорствоБосха АлчностьБосха ЗавистьГордыняСмертьСтрашный судАдРайИисус Христос

    Литература:

    * Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.* Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.* Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.* История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982* Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974* Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992* Г. Мартин. Босх. М., 1992* К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1986

    * Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998

    Источник — Википедия

    via mi3ch.livejournal.com

    Источник: https://vakin.livejournal.com/2216739.html

    Описание картины Семь смертных грехов и четыре последние вещи – Иероним Босх

    Семь смертных грехов” – одна из самых ранних известных работ Босха. Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. Эта работа обладает довольно усложненной структурой: пять разного диаметра окружностей на темном фоне.

    Предполагают, что это крышка стола – столешница, расписанная мастером.

    Обычай расписывать столы был тогда достаточно распространен. Такой работой не гнушались и именитые художники. Мы знаем, например, что самым ранним дошедшим до нас произведением великого немца Ганса Гольбейна Младшего была как раз расписная крышка стола, очень поврежденная, но сохранившаяся. Именно эта работа Босха висела в личных покоях испанского короля Филиппа II.

    Она находилась между его кабинетом и спальней, так что, проходя из комнаты в комнату по нескольку раз в день, монарх мог созерцать символы человеческих грехов и размышлять о греховной природе человека.

    Это одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Ветхого Завета из книги “Второзаконие”.

    Начертанные на развевающихся свитках слова: сверху: “Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла “О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!” ; снизу: “Сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности. определяют тему этого произведения.

    В центре – нечто вроде всевидящего ока. В середине – подобие зрачка, в котором по бедра изображен Христос, стоящий в саркофаге. Христос все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза.

    Ниже надпись: “Берегись, берегись, Бог видит все”.

    Это не собственно глаз, но явный намек на него. Всевидящее око зрит все, но оно по неисповедимым, непонятным для нас причинам, не вмешивается в ход вещей. Муки Христа – зарок человечества – оказываются едва ли не напрасными.

    Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но это воззвание оказывается почти никем не услышанным. Широкая полоса, идущая вокруг этого квази-зрачка напоминает радужную оболочку. Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки.

    И, наконец, на внешней, самой широкой полосе изображены семь сцен, которые символизируют семь смертных грехов. Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки. Таким образом, Босх создает обобщенную картину человечества, погрязшего в грехах.

    Интересно обратить внимание вот на что: мы традиционно говорим о семи грехах, хотя строго говоря, это ведь не грехи, как поступки – кража, убийство или другие греховные деяния человека.

    Семь смертных грехов в католической традиции – это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам. Семи грехам традиционно, как вы знаете, противостоят семь добродетелей.

    Три религиозные христианские добродетели четыре мирские. Босх, изображая грехи, не обращается к отвлеченным образам.

    У Босха это сценки, довольно жизненные по смыслу, но гротесковые, окарикатуренные по манере изображения. Дальше следует надпись – представлениe семи смертных грехов, способных погубить душу, с их латинскими названиями:

    У Иеронима Босха, если “читать”,согласно композиции, от “шести часов” против часовой стрелки: ГНЕВ, ТЩЕСЛАВИЕ, СЛАДОСТРАСТИЕ, ЛЕНЬ, ЧРЕВОУГОДИЕ, АЛЧНОСТЬ, ЗАВИСТЬ. Художник находит для каждого из них понятный, жизненный пример, показанный с насмешкой.

    (1 votes, average: 5.00

    Источник: https://art.goldsoch.info/sem-smertnyx-grexov-i-chetyre-poslednie-veshhi-ieronim-bosx/

    Four Last Things. Семь смертных грехов и четыре последние вещи — Офтоп на DTF

    «Бойся, бойся, ибо Господь все видит» – эти слова, размещенные в центре известной картины Иеронима Босха «Семь смертных грехов и четыре последние вещи», как нельзя лучше описывают жизнь рядового христианина на протяжении всего Средневековья. Герой прелестной point-and-click-адвенчуры Four Last Things в должной мере соблюдает это предписание.

    Проснувшись однажды утром после беспокойного сна – с участием Адама и Евы, Господа Бога и всяких инфернальных сущностей, – пожилой паломник отправляется в ближайшую церковь, дабы исповедоваться и обрести душевный покой перед приближением Суда Небесного.

    По странному распорядку местного духовенства, отпущение грехов населению может производиться лишь в том же округе, где они совершались (бюрократия такая бюрократия).

    Так что нашему бедолаге, в молодости основательно покуролесившему в Нюрнберге и Любеке, отдельно отличившись сами знаете по какой заповеди в каждой портовой гавани южнее Осло, для получения полной индульгенции теперь требуется заново совершить семь главных прегрешений. Что поделать – правила есть правила, а в Рай всем хочется…

    Вот где грехи совершали, туда и идите!

    Собственно, вот и весь геймплей: перемещаясь между локациями, вы изыскиваете способы для вычеркивания пунктов из вашего to-do-списка (как при походе в магазин; можете справиться с бумажной версией в инвентаре), попутно прикарманивая все плохо и хорошо лежащее.

    Даже для типичных point-and-click-продуктов игра несколько коротковата – со всеми земными делами можно управиться за час.

    Кроме того – на что прямо указывает название игры, отсылающее к вышеупомянутой картине Босха, – в рамках предлагаемого маршрута вы посетите такие сверхпопулярные туристические места, как Рай и Ад, и примете участие в незабываемых мероприятиях – Смерти и Страшном Суде. Не забудьте панамку!

    Неповторимое очарование Ренессанса, заставляющее умиленно улыбаться отнюдь не только чванливого эстета, – заслуга графического исполнения, целиком основанного на шедеврах мастеров Северного Возрождения.

    В процессе прохождения можно нехило подковать себя в данной области, чтобы затем блеснуть эрудицией на какой-нибудь викторине: мало того что каждый активный предмет (и персонажа, хе-хе) можно осмотреть, ощупать/взять и прокомментировать от лица главного героя, узнав о его происхождении, так еще и одна из локаций представляет собой целую картинную галерею, в которой можно с упоением рассматривать исходники. Кстати о них!

    «Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет» и «Пейзаж со святым Иеронимом» Патинира вместе с «Извлечением камня глупости» и «Концертом в яйце» Босха – в одном коллаже

    Читайте также:  Архипов "северный пейзаж" описание картины, анализ, сочинение

    В 15-16 вв. значимым центром изобразительных искусств Западной Европы были нидерландские города, где творили небезызвестные Ян ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший и сыновья, Ян Провост, Иоахим Патинир и другие.

    В конце 16 века в результате разделения государства на Голландию и Южные Нидерланды (Фландрия, Брабант и более мелкие провинции) здесь образовались две национальные художественные школы – голландская (Ян Стен, Адриан ван Остаде) и фламандская (Антонис ван Дейк, Давид Тенирс Младший).

    Так вот, характерные полотна всех названных художников, а также представителей Дунайской школы типа Лукаса Кранаха Старшего и Альбрехта Дюрера, и используются в игре, причем не просто как статичные красочные задники – а как полноценные локации.

    Рассматривая детали, можно проследить, как в голландской живописи фокус постепенно перемещался на мирскую тематику, а вместо так называемого «космического панорамного пейзажа» и сцен из Библии появлялись мирские портреты и бытовая живопись.

    Совмещая элементы разных картин (в одной локации их может быть больше десятка) с помощью искусного коллажирования, разработчику удалось добиться аутентичного и при этом слегка карикатурного эффекта.

    Над персонажами тоже пришлось потрудиться: например, прототипом тела нашего героя послужил «Блудный сын» того же Босха, а голова взята из портрета работы Адриана ван Утрехта. Отдельно стоит отметить забавную анимацию, в которой критики единогласно усматривают влияние Терри Гиллиама.

    Благодаря всему этому проходить игру не только в высшей мере познавательно, но и довольно весело.

    Поздравляем вас, гражданин, согрешимши!

    Оттеняет визуальные изыски прекрасный саундтрек, состоящий из сочинений классических композиторов: Баха, Вивальди, Каваччо, Тосканини, Форе…

    (Лично мне полюбилась Tirsi e Clori Клаудио Монтеверди: то и дело напеваю уже месяц, спаси-и-и-ите-е-е!) Примечательно, что музыка взята из открытого доступа, что существенно сэкономило издержки на производство проекта – вместе с очевидным отсутствием претензий правообладателей на живопись. Весьма показательно на фоне вечно стенающих разработчиков: при должном желании можно и в бюджет вписаться, и приличный продукт выпустить…

    Воплотил все это искусствоведческое безумие в жизнь независимый шотландский разработчик Джо Ричардсон, собравший для производства игры на Кикстартере свыше 4 тысяч фунтов.

    В его портфолио, кстати, еще одна единолично выполненная игра со схожей механикой и коллажной графикой – The Preposterous Awesomeness of Everything, но эстетика там явно хромает. Что же касается «Четырех вещей», игра была выпущена меньше года назад – 23 февраля 2017 года – и отмечена несколькими фестивальными наградами.

    Сам разработчик презентует ее как «если бы Monkey Island создавалась в 16 веке во Фландрии путешествующим во времени фанатом „Монти Пайтона“…».

    Апостол Петр говорит по-ангельски

    Несмотря на простенький геймплей, незамысловатый сюжет и крохотные локации, творение Джо Ричардсона обладает явным преимуществом на фоне множества других инди-проектов: оно не только стильное, эстетически выверенное и полное самоиронии в лучших постмодернистких традициях, но и содержит по-настоящему глубокий образовательный потенциал. Пожалуй, это один из лучших примеров того, как разные виды искусства – живопись, музыка и игровой дизайн – могут органично взаимодействовать, одаривая внимательного игрока наслаждением истинного гурмана.

    Memento mori, читатель, – и успешного грехопадения!

    Оригинал опубликован на GameRulez.

    Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

    Написать

    Источник: https://dtf.ru/flood/13384-four-last-things-sem-smertnyh-grehov-i-chetyre-poslednie-veshchi

    7 основных работ Иеронима Босха

    Рожденный около 1450 года в голландском городе Хертогенбош, Иероним Босх был художником религиозной иконографии, чьи фантастические, почти сюрреалистические сцены сделали его одним из самых важных художников позднего средневековья. Мы рассмотрим некоторые из основополагающих работ Босха.

    Семь смертных грехов и Четыре последние вещи

    Семь смертных грехов и Четыре последние вещи, 1475—1480 гг.

    В центре произведения находится Христос наряду со словами «Пещера», «Осторожно, осторожно, бог смотрит» , окруженный изображениями каждого из семи смертных грехов, а более мелкие сцены изображают «Четыре последние вещи» — смерть, суждение, ад и славу.

    Искушение святого Антония

    Искушение святого Антония, 1490 г.

    Здесь, Святой Антоний изображается как пожилой человек, медитирующий, представляющий свои годы, проведенные в одиночестве в пустыне, и, хотя он окружен демоническими существами, склоненными к соблазнению святого, сцена остается серьезной безмятежной работой.

    Смерть скупца

    Смерть скупца, 1494 г.–1516 г.

    Картина изображает человека на смертном одре и его борьбу — между силами добра, представленными ангелом и распятием, и злом, представленным несколькими демонами.

    Искушения святого Антония

    Искушение святого Антония (триптих), 1505—1506 гг.

    Искушения святого Антония сосредотачивается вокруг духовных мучений, пережитых Энтони Великим. Закрытый, триптих показывает окончательное путешествие Христа на гору Голгофа до распятия, а его три внутренние панели изображают жизнь святого Антония его битвы против искушения, его пути к спасению как отшельника. Это сюрреалистично в отношении включения чужих, чудовищных существ — резкий контраст с его более ранним изображением Святого Антония.

    Фокусник

    Фокусник, 1475 г.–1505 г.

    Картина представляет критический взгляд на доверчивость человечества. Группа зрителей собирает вокруг фокусника, зачарованные его волшебством, они не замечают как его помощник крадет их вещи.

    Поклонение волхвов

    Поклонение волхвов (триптих), ок. 1510 г.

    Триптих изображает трех мудрецов, дающих подарки младенцу Иисусу после Рождества. Возвышающиеся, фантастические здания на фоне триптиха представляют Вифлеем, в то время как любопытный полуобнаженный персонаж, выглядывающий из двери сарая на переднем плане, был источником споров для искусствоведов в течение многих лет с различными учетными данными, идентифицирующими фигуру как Адама, Короля Ирода или Антихриста.

    Страшный суд

    Страшный суд (триптих), 1482 г.

    Триптих показывает три сцены слева направо — во-первых, сочный зеленый пейзаж, представляющий Эдемский сад и падение человека; во-вторых, описание наказания грешников во время Судного Дня; и, наконец, адский пейзаж, где сатана получает души проклятых.

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b388d27c18d2501f09dda40/5b435098d2574f00a94af5be

    Описание картины Иеронима Босха «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»

    Ерун Антонисон ван Акен или Иероним Босх. Известный нидерландский художник эпохи Северного Возрождения.

    До наших дней сохранились 25 картин и 8 рисунков этого живописца. Наиболее известная картина — «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи».

    Подобно Данте Алигьери из «Божественной комедии», который спустился в Чистилище и познал все его круги, Иероним Босх воссоздал на своем полотне грехи человека, согласно религиозным канонам своего времени. Картина написана излюбленной техникой художника – алла прима, когда первые мазки масляной краски создают окончательную фактуру полотна.

    «Семь смертных грехов» — уникальный шедевр художника. Имея форму своеобразной «столешницы» (хотя ею никогда не являлась), написанная для демонстрации человеку его греховной природы и философского назидания, картина производит неизгладимое впечатление.

    На темном фоне полотна нарисована многоструктурная композиция из пяти окружностей разного диаметра.

    В самом центре расположено подобие всевидящего ока, внутри которого находится Иисус Христос, наблюдающий за всеми событиями в этом мире и замечая все греховные деяния человека.

    Вокруг Иисуса, против часовой стрелки, как изначально задумал автор, изображены жанровые сценки, написанные в детализированной манере старой голландской школы живописи.

    Каждая сценка наглядно демонстрирует все человеческие пороки:

      гнев — изображен в виде драки двух мужчин и женщины, которые изрядно выпили перед этим; гордыню — женщина, жадно всматривающаяся в зеркало, служившее излюбленной аллегорической демонстрацией Босха тщеславию и гордыне, т. к. оно считалось инструментом дьявола; похоть — две влюбленные парочки, охваченные страстью; лень — невыполнение своих обязанностей священником, к которому на исповедь пришла прихожанка; чревоугодие — толстый человек, который пожирает все, что есть на столе и никак не может насытиться; алчность — подкуп судьи, от решения которого зависит судьба человека; зависть — выражена в косых взглядах пожилых супругов на своего соседа, который сделал дорогую покупку).
    • Внизу каждого изображения имеется надпись на латинице или цитата из Ветхого Завета (например, под оком Господа написано Cave, cave, Deusvidet – «Бойся, ибо Господь все замечает»).
    • По четырем углам картины расположены четыре окружности одинакового размера (так называемые тондо), которые дополняют смысл картины, демонстрируя итоги человеческой жизни – смерть (умирающий человек в окружении священников, в изголовье которого стоит сама госпожа Смерть, Ангел и демон);
    • Страшный Суд (апостолы, души ждущие справедливого суда и ангелы с иерихонскими трубами);
    • Ад (очень реалистичное изображение грешников, кипящих котлов, пыток и чертей) и Рай (апостол Петр открывает врата перед праведниками, Всевышний на троне и святые).
    • Почти все картины Иеронима Босха пронизаны ироничным сарказмом над тщетностью человеческого бытия, но картина «Семь смертных грехов» заставляет задуматься и переосмыслить свою жизнь, чтобы сделать ее чище и духовнее.

    (4 votes, average: 5,00

    Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ieronima-bosxa-sem-smertnyx-grexov-i-chetyre-poslednie-veshhi/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector