Дега «мисс ла-ла в цирке фернандо» описание картины, анализ, сочинение

Дега

В день смерти художника

27 сентября 1917 года, ушел из жизни великий живописец Эдгар Дега. К моменту его смерти в возрасте 83 лет он был уже признанным мастером, чьи картины продавались по баснословным ценам и имели признание критиков.

Это неудивительно — его необычные ракурсы, динамичный рисунок и необыкновенная игра красок выделяли его среди видных художников-импрессионистов того времени. В отличие от них, Дега никогда не стремился уловить игру света и тени и не любил рисовать на природе.

Он предпочитал творить в привычной ему студии или театре и запечатлевать на своих полотнах движение.

В каком-то смысле Дега всегда стоял чуть в стороне от импрессионистов, хотя исправно участвовал в их выставках и водил дружбу со многими известными представителями это направления: Эдуардом Мане, Клодом Моне, Жан-Луи Фореном и другими. Сегодня, спустя 95 лет со дня смерти Эдгара Дега, Buro 24/7 предлагает вспомнить лучшие работы этого прекрасного художника.

Дега

«Абсент»

Дега

«Балетная школа»

Дега

«Гладильщицы»

Дега

«Голубые танцовщицы»

Дега

«На пляже», 1869-70

Дега

  • «Мытье»
  • Дега
  • «Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо», 1879

Дега

«Семейство Беллели»

Дега

  1. «У модистки»
  2. «Лошади на пути в Лонгшамп» 
  3. «На скачках», 1877–1880

Василиса Зинарь wm-painting.ru, rudata.ru, art-line.co.ua

Источник: https://www.buro247.ru/culture/collections/11125.html

ЛитЛайф

илл. 99

Дега

Эдгар Дега. Испанский танец. Бронза. 1882—1895 гг. Нью-Йорк, Метрополитен-музей.

илл. 102

Дега

Эдгар Дега. Жокеи перед скачкой. Ок. 1881 г. Шотландия, собрание Кэрджилл.

илл. 103

Интерес к узкопрофессиональной характерности движений, поз, жестов, свобода от какой-либо поэтизации — характерная черта ряда полотен Дега, посвященных скачкам. Достаточно сравнить почти репортерскую точность в анализе профессиональной стороны дела в его «Проездке скаковых лошадей» (70-е гг.

; ГМИИ) с образом стремительного порыва скачущих всадников в «Скачках в Эпсоме» Жерико, чтобы ощутить ограниченную сторону аналитически наблюдательного искусства Дега.

Не случайно его пастель, в которой он пытается передать поэзию танца, «Балерина на сцене» (1876—1878; Лувр), не относится к числу его наиболее значительных произведений.

И вместе с тем при всей своей специфической односторонности и, может быть, в связи с этой односторонностью искусство Дега обладает особой силой, художественной убедительностью и содержательностью.

В своих наиболее значительных картинах Дега с большим мастерством раскрывает в косвенно ассоциативной форме сложный мир внутреннего состояния человека, атмосферу отчужденности и одиночества, столь характерные для общества, в котором живет Дега.

Так, уже в небольшой картине «Танцовщица перед фотографом» (70-е гг.

; ГМИИ) Дега изобразил одинокую фигурку танцовщицы из кордебалета, застывшей в хмуром тусклом ателье в заученно беспомощной танцевальной позе перед громоздкой тумбой тогдашнего павильонного фотографического аппарата. Почти гротескной остротой характеристики отличается его пастель «Певица из кафе» (1878; Кембридж (США), музей Фогг).

Дега

Эдгар Дега. Певица из кафе. Пастель. 1878 г. Кембридж (США), музей Фогг

цв. илл. стр. 96-97

Дух горечи и одинокой безнадежности с особой силой сумел выразить Дега в своем «Абсенте» (1876; Лувр). В тусклом освещении уголка пустого кафе Дега изобразил две одинокие фигуры мужчины и женщины, полных неопределенного унылого безразличия друг к другу и к окружающей их пустоте.

Усталое беспокойство фактуры, как бы пыльная вялость колорита, однотонность которого едва нарушается цветом полувыцветшей розовой кофты женщины, мутное, зеленоватое мерцание бокала с абсентом удивительно гармонируют с печальной безнадежностью лица женщины, с ее поникшей позой, с сумрачной задумчивостью бледного, одутловатого лица бородатого мужчины.

Дега

Эдгар Дега. Портрет молодой женщины. Ок. 1867 г. Париж, Лувр.

илл. 100

Дега

Эдгар Дега. Абсент. 1876 г. Париж,Лувр.

илл. 101

И в других лучших работах Дега также явственно звучит, как это было в «Абсенте», тема одиночества и безнадежности, тема чуждости и враждебности человеку жизни большого капиталистического города. В какой-то мере к этой линии в творчестве Дега могут быть отнесены и его «Гладильщицы белья» (ок. 1884; Лувр), передающие ощущение безрадостной тяжести труда, и некоторые другие композиции.

Дега

Эдгар Дега. Танцовщицы в фойе. Пастель. 1879 г. Париж, частное собрание.

илл. 104

Интерес Дега к характеру человека, к своеобразной выразительности его поведения, мастерство динамической композиции, заменяющей традиционно построенную композицию принципом нахождения наиболее выразительной точки зрения как бы в самом движении жизни, отличают его искусство от более созерцательного подхода к миру К. Моне, Сислея да в известной мере и Ренуара.

Такова его более ранняя «Контора по приему хлопка в Новом Орлеане» (1873; По, Музей), вызвавшая естественной жизненностью и общей правдивостью своего решения восхищение Э. Гонкура.

Остротой восприятия, точной выразительностью в передаче характера движения отличается и картина, изображающая акробатку под куполом цирка («Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо», 1879; Лондон, Национальная галлерея).

Таковы и выполненные пастелью «Танцовщицы в фойе» (1879; Париж, частное собрание) — блестящий анализ смены разнохарактерных движений в пределах одного сюжетного мотива. Иногда этот прием сближает Дега с Ватто, с характерным для него вниманием к оттенкам одного и того же мотива движения.

Однако достаточно сравнить рисунок Ватто, где изображена серия движений скрипача, держащего под мышкой свой инструмент, с упомянутой композицией Дега, чтобы почувствовать всю противоположность концепции Ватто и Дега.

Ватто стремится уловить зыбкую переходность одного движения в другое, так сказать, ее полутона, что чувствуется в изящных тонких вариациях перехода одного движения в другое у персонажей его галантных празднеств. Чуткость к бесконечно малым, ускользающим оттенкам присуща Ватто. Дега же свойственна резкая контрастная смена мотивов движения. Он стремится к их сопоставлению и столкновению — порывисто резкому, доходящему до угловатости. Он улавливает динамическое развитие сменяющихся мотивов, соответствующих лихорадочной смене явлений современной ему жизни.

Дега

Эдгар Дега. Купанье. Пастель. 1886 г. Париж, Лувр.

илл. 105

С конца 80-х — начала 90-х гг. в творчестве Дега намечается некоторое нарастание декоративных мотивов, связанных с ослаблением реалистической силы и зоркости его художественного восприятия. Если в его посвященных обнаженному телу композициях начала 80-х гг.

, например в «Женщине, выходящей из ванны» (1883; Париж, бывшее собрание Руар), передача жизненной выразительности движения интересует художника гораздо больше, чем изображение женской красоты, то к концу 80-х гг. позиция художника заметно видоизменяется.

В пастели «Купанье» (1886; Лувр) внимание Дега в равной мере занимают и формально изящное вписывание склонившейся фигуры купальщицы в круг ванны-таза и передача гибкой грации ее молодого тела. В 90-е гг.

моменты формально выразительного, ритмического построения композиции, тяга к связанной с влиянием модерна плоскостно-декоративной трактовке образа лишают работы Дега их былой реалистической убедительности. Искусство стареющего мастера все более и более приобретает декоративный характер.

Наиболее последовательно-программно все сильные и ограниченные стороны импрессионизма, все логические этапы его развития воплотились в творчестве Клода Оскара Моне (1840—1926).

Дега

Эжен Буден. Морской порт. 1872 г.

илл. 81

Сын скромного бакалейщика, переехавшего из Парижа в Руан, юный Моне сначала учился у жившего в Руане пейзажиста Эжена Будена (1824—1898). Буден был одним из создателей пленэрного реалистического пейзажа. Скромным по формату пейзажам Будена, которые он начал выставлять с 1859 г.

, присуще очарование ясных и простых ритмов природы его родной Нормандии и вообще всего побережья северной Франции и Бельгии. Тонкое чувство поэзии влажного серебристого воздуха, высоких прозрачных облаков, скользящего мерцающего света подготовило появление импрессионизма. Хороши его работы 60—70-х гг.

, например «Морской порт» (1872). Позже его искусство утратило свою непосредственную свежесть, стало более условным и монотонным. Буден сумел привить будущему художнику любовь к натуре, ее внимательному наблюдению и правдивой ее передаче. В дальнейшем К. Моне переезжает в Париж.

Посещение мастерской посредственного живописца академического направления П. Глейра уже не могло сбить с пути молодого художника.

Гораздо больше, чем занятия у Глейра, дало Моне общение с группой молодых художников, ярых критиков салонного академизма и поклонников искусства Курбе, Милле и барбизонцев, собиравшихся в скромном «Кабачке мучеников».

Источник: https://litlife.club/books/204605/read?page=36

Искусство импрессионистов (стр. 4 из 5)

4. Изображение людей городского дна, отверженного буржуазным обществом

Но не всем представителям импрессионизма присуще жизнерадостное восприятие мира.

Ряд новых творческих задач поставил перед собой Эдгар Дега (1834-1917). Он примыкал к направлению импрессионистов, хотя его живописные приемы были иными.

В центре искусства этого художника стоит изображение человека.

Он писал людей различных общественных слоев: модисток, прачек и гладильщиц за работой, балерин в минуты отдыха, на репетициях или во время выступлений на сцене; бытовые сценки — в кафе, на улице, на скачках.

Дега умел подметить необычный выразительный жест, найти редкий угол зрения (сверху или сбоку), сообщающий изображению остроту и новизну.

При первом взгляде на его полотна кажется, что это случайно увиденный, как бы выхваченный кусок действительности. На самом деле в них всё тщательно продумано.

Вот этой четкой композицией, а также вниманием к определенности и четкости линий произведения Дега отличаются от работ других импрессионистов.

Цель своего творчества французский художник видел в воплощении правды жизни, которая была для него слишком значительной, чтобы нуждаться в приукрашивании. Каждое его произведение — итог длительных наблюдений и такой же упорной работы по их претворению в законченный образ.

Дега – внимательный наблюдатель, быстро и точно схватывая все характерно выразительное в беспокойной калейдоскопической смене жизненных ситуаций, передавая ритм жизни большого города, создает своеобразный вариант бытового жанра, посвященный городу.

К реалиям современного города Дега ищет подход, напоминающий приемы будущего кино: кадрирование, показ фрагментов, наезды камеры.

Интерес Дега к современной жизни распространялся не только на людей, но и на технические новинки своего времени, от нового способа гравировки сухой иглой с применением электричества до фотографий Эдварда Мейбридта. Дега и сам был искусным фотографом.

Некоторым его работам свойственна почти фотографическая бесстрастность персонажей. Для картин Дега, начиная с 70-х гг.

, также очень типично умение найти неожиданно свежую точку зрения на изображаемое событие, решительно ломающую традиционные каноны академически построенных композиций.

Интерес к узкопрофессиональной характерности движений, поз, жестов, свобода от какой – либо поэтизации – характерная черта ряда полотен Дега.

Также, Эдгар Дега, вновь обращаясь к забытой пастели, гуаши, даже к темпере (которой писали декорации), пытаясь преодолеть ограниченность масляных красок. Совершив революцию в формировании пространства внутри картины, он занялся внешней средой, окружавшей картины, включая оформление и освещение выставочного зала.

За сдержанностью и ироничностью Дега просвечивается беспокойный ум и обостренная чувствительность. Он единственный среди импрессионистов давал доступ в живопись безотказным настроениям, хотя и здесь оставался сдержан.

И вместе с тем при всей своей специфической односторонности и, может быть, в связи с этой односторонностью искусство Дега обладает особой силой, художественной убедительностью и содержательностью.

Читайте также:  Кустодиев борис "ярмарка" описание картины, анализ, сочинение

В своих наиболее значительных картинах Дега с большим мастерством раскрывает в косвенно ассоциативной форме сложный мир внутреннего состояния человека, атмосферу отчужденности и одиночества, столь характерные для общества, в котором живет Дега.

Так, уже в небольшой картине «Танцовщица перед фотографом» Дега изобразил одинокую фигурку танцовщицы из кордебалета, застывшей в хмуром тусклом ателье в заученно беспомощной танцевальной позе перед громоздкой тумбой тогдашнего павильонного фотографического аппарата. Почти гротескной остротой характеристики отличается его пастель «Певица из кафе».

Дух горечи и одинокой безнадежности с особой силой сумел выразить Дега в своем «Абсенте». В тусклом освещении уголка пустого кафе Дега изобразил две одинокие фигуры мужчины и женщины, полных неопределенного унылого безразличия друг к другу и к окружающей их пустоте.

Усталое беспокойство фактуры, как бы пыльная вялость колорита, однотонность которого едва нарушается цветом полувыцветшей розовой кофты женщины, мутное, зеленоватое мерцание бокала с абсентом удивительно гармонируют с печальной безнадежностью лица женщины, с ее поникшей позой, с сумрачной задумчивостью бледного, одутловатого лица бородатого мужчины.

Сумрачная коричневато-жёлтая гамма, убогая посуда, пустые столики воспроизводят обстановку дешёвенького парижского кафе, которое служит единственным приютом для двух отверженных в огромном враждебном им мире. С сочувствием и глубоким психологизмом художник раскрывает традицию людей, соединенных общим несчастьем.

Полотно «Абсент» написано в совершенно иной манере, нежели другие работы Э. Дега. Здесь нет места светлому цвету, неуместна улыбка, весёлое слово.

И в других лучших работах Дега также явственно звучит, как это было в «Абсенте», тема одиночества и безнадежности, тема чуждости и враждебности человеку жизни большого города. В какой-то мере к этой линии в творчестве Дега могут быть отнесены и его «Гладильщицы белья», передающие ощущение безрадостной тяжести подневольного труда, и некоторые другие композиции.

Интерес Дега к характеру человека, к своеобразной выразительности его поведения, мастерство динамической композиции, заменяющей традиционно построенную композицию принципом нахождения наиболее выразительной точки зрения как бы в самом движении жизни, отличают его искусство от более созерцательного подхода к миру других художников – импрессионистов — Клода Моне, Сислея, да в известной мере и Ренуара. Такова его более ранняя «Контора по приему хлопка в Новом Орлеане», вызвавшая естественной жизненностью и общей правдивостью своего решения восхищение Гонкура. Остротой восприятия, точной выразительностью в передаче характера движения отличается картина, изображающая акробатку под куполом цирка («Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо»). Таковы и выполненные пастелью «Танцовщицы в фойе» – блестящий анализ смены разнохарактерных движений в пределах одного мотива [14, с. 65].

Для Дега, прежде всего, интересен человек. Это был единственный импрессионист, отразивший в своих работах окружавшую жизнь – жизнь посетителей ночных кафе, танцовщиц.

Оценивая творчество Эдгара Дега, начинаешь чувствовать, насколько остро и динамично художник воспринимал окружающую его жизнь во всем ее многообразии. Именно такое восприятие отразилось в его работах, которые не оставляют человека равнодушным, производят сильное впечатление, вызывают душевный трепет.

По-моему, Дега удалось главное – передать в своих произведениях непосредственное впечатление от современного ему города с его подвижной, импульсивной и разнообразной жизнью. При взгляде на картины Дега ощущаешь, что он запечатлел мгновение… Мгновение из жизни людей. Людей простых, далеких от сильных мира сего.

В отличие от официального искусства, он поражал зрителя строго выверенной асимметричной композицией, гибким и точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур, с характерным поведением и обликом натур.

Отход от реалистического романтизма, стремление к самовыражению через чувства отображаемыми на холсте, привели Дега в ряды выдающихся художников современности.

5. Значение творчества импрессионистов в мировой культуре

В истории мировой культуры импрессионизм оставил яркий, неповторимый след, оказав глубокое воздействие на обогащение чувства прекрасного. Для человека XIX столетия осмысление импрессионистических открытий равнозначно, прежде всего, приобщению к тайне мгновения, и к многоликому сиянию уникальных проявлений бытия.

Реалистический характер и художественное обаяние исканий импрессионистов бесспорны.

Решающее значение для судеб художественного развития Франции и Западной Европы в целом имели новаторские реалистические искания Эдуарда Мане и Огюста Родена, остро выразительное искусство Эдгара Дега и, наконец, творчество группы художников, наиболее последовательно воплотивших принципы искусства импрессионизма: Клода Моне, Писсаро, Сислея и Ренуара. Эти художники вписали яркую главу в историю реалистического искусства XIX века. Их заслуга в том, что они страстно боролись со всеми штампами холодного академизма и с бравурной пошлостью, идейным убожеством салонного искусства того времени стремились к воплощению возвышенных идей и чувств, разрешению посредством искусства сложных этических и психологических проблем своей эпохи.

Великая эпоха импрессионизма длилась чуть больше десятилетия. К 1886 г. он завоевал весь мир искусства, распространился в США, Британии, Германии, Скандинавии, где существовал еще долгие годы.

Импрессионизм, с одной стороны, завершает развитие всего послеренессансного искусства, ведущим принципом которого было отражение окружающего мира в зрительно достоверных формах самой действительности, а с другой — является началом крупнейшего после Ренессанса переворота в истории изобразительного искусства, заложившего основы качественно нового его этапа — искусства XX века.

Художники – импрессионисты внесли свежую струю в ход развития изобразительного искусства. Нельзя не отметить новаторскую роль импрессионистов в создании реалистического городского пейзажа, расширившегося тем самым возможности этого жанра.

Они стремились уловить в своих пейзажах непосредственный трепет жизни природы и найти наиболее точные и гибкие средства ее живописного воплощения.

Импрессионисты совершенствовали свое мастерство мгновенного и острого схватывания беспокойно-калейдоскопического ритма жизни большого города, точной фиксации характерных для него персонажей, типов и ситуаций.

Источник: https://mirznanii.com/a/128954-4/iskusstvo-impressionistov-4

Читать онлайн Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883 страница 37. Большая и бесплатная библиотека

Любимым развлечением импрессионистов на Монмартре был цирк Фернандо. На первых порах это было довольно скромное заведение, раскинувшее после многочисленных выступлений в парижском предместье шатер на пустыре на углу улицы Мартир и бульвара Рошешуар.

Добившись успеха, его владелец, бельгиец, наездник, взявший псевдоним Фернандо, в 1875 году построил для своего цирка капитальное здание, известное сегодня под именем «цирк Медрано» (речь идет о том самом Медрано, знаменитом клоуне Бум-Буме, любимце парижской детворы, к которому цирк перешел от первого владельца).

Ренуар обожал атмосферу цирка, наряды, украшенные мишурой и сверкающие при ярком свете газовой рампы. Во время работы над «Балом в «Мулен де ла Галетт»», возвращаясь к себе на улицу Сен-Жорж, он частенько наведывался сюда. Разумеется, это привело к созданию нескольких полотен, навеянных волшебной магией цирка: «Белый клоун», «Жонглерки»…

Дега, живший тогда на улице Бланш, — на улицу Виктор-Массе он переехал только в 1886 году, — по вечерам часто бывал в цирке Фернандо со своими приятелями Жерве и Фореном. Кроме Бум-Бума здесь блистала еще одна звезда, мулатка мисс Ла-Ла, так называемая Женщина-пушка.

Почему она получила это прозвище, остается загадкой; номер ее заключался в том, что циркачка по гладкому канату взбиралась под купол цирка и под грохот барабанов, удерживаясь одними зубами, повисала над бездной.

Внимательно изучая жесты акробатов, Дега сделал в цирке множество зарисовок, использованных затем для большой картины «Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо». Картина не имела успеха у критиков, а у помпьеристов и подавно: всех шокировал угол зрения, под которым была изображена акробатка.

Критики, столь же невежественные, сколь и самодовольные, не сумели распознать использованную художником плафонную перспективу, применявшуюся в XVIII веке Тьеполо и другими итальянскими живописцами.

Цирк Медрано неизменно привлекал к себе живописцев и после импрессионистов, этот интерес просуществовал почти до сегодняшнего дня.

Тулуз-Лотрек посвятил ему свою знаменитую серию «Цирк», написанную, чтобы доказать свою вменяемость, когда его поместили в психиатрическую лечебницу Сент-Джеймс; Сёра написал «Парад» и «Цирк» — картину, изображающую номер с наездниками; Руо, Ван Донген, Пикассо и многие другие современные художники часто именно здесь находили сюжеты для самых удачных своих полотен. У Пикассо цирку посвящены почти все картины «розового периода», справедливо названного Фернандой Оливье «периодом арлекинов».

Мир кафешантанов

Став добровольным затворником в собственном доме на аллее Туманов, Ренуар довольствовался обществом своих близких и редко спускался на бульвары, где бурлила ночная жизнь Монмартра, иногда сомнительно праздничная, а кое-где и откровенно распутная.

Мане не брезговал посещать подобные места и в начале 1880-х годов написал множество портретов певиц, но наиболее точное свидетельство об этих заведениях оставил аристократ и завсегдатай элегантных салонов парка Монсо Эдгар Дега, опередивший на целое десятилетие в разработке кафешантанной темы Тулуз-Лотрека.

На протяжении последней трети XIX века, до появления кинематографа, кафешантаны оставались любимым местом отдыха парижан. Эти заведения были весьма разнообразны и встречались всюду, как в наши дни кинотеатры: на Монмартре, Страсбургском бульваре, на Елисейских Полях и в пригороде.

Самыми привлекательными были конечно же те, что открывались летом, на свежем воздухе, в садах, иллюминированных белыми газовыми шарами. Дега, не любивший открытого пространства, предпочитал искусственное освещение, и газовая подсветка помогала ему находить новые решения.

Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная». И тем не менее сцены из жизни кафешантанов на его полотнах отвечали первейшей задаче, поставленной перед собой импрессионистами, — отражать современность.

Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Такая атмосфера забавляла и развлекала его.

Там встречались самые неординарные личности: чревовещательницы, эксцентрики, патриотки, крестьянки, сентиментальные дамочки, эпилептики… Типажи подобного рода существуют до сих пор, и, если поразмыслить, любую современную звезду эстрады можно причислить к одной из этих категорий.

У Дега не было предпочтений; он охотно посещал как элегантные заведения на Елисейских Полях, Ла Скала, Ба-Та-Клан, Элизэ-Монмартр, так и сомнительные кабаки Бельвиля и Ла Вилет, где его привлекали необычные силуэты.

Среди знаменитостей у него были фаворитки, такие как мадемуазель Бека, — Дега запечатлел ее концерт в кафе «Амбассадор», — или Эжени Бюффе («Вояка с фортификаций»), обладательница изумительного стана, от популистско-анархистских песенок которой волосы становились дыбом.

Любимицей Дега оставалась Тереза, которая производила фурор, распевая зычным голосом гвардейские песенки: «Я убила капитана», «Жена извозчика», «Я интересная женщина» и «Марсельезу», вызывавшие в эпоху разгула шовинизма бурю аплодисментов.

Дега в восторге писал другу после концерта Терезы: «Она открывает рот, и из глотки несется голос наигрубейше, наиделикатнейше, наиостроумнейше нежный.

А душа певицы, а ее вкус, где еще можно отыскать что-нибудь подобное? Это просто чудо!» Страстное увлечение принесло свои плоды, у Дега появились превосходные работы: «Песня собаки», «Певица с перчаткой», «Кафешантан»… Лишь в одно кафе он не зашел ни разу, отмечает Постав Кокийо, — это «Табарен», находившееся как раз напротив его дома. Да, удивительнейший человек был этот господин Дега, явно не желавший, чтобы соседи видели его входящим в сомнительное заведение. Кстати, с певицами кафешантанов он редко дружил, зато с танцовщицами из Оперы был очень близок. Вероятно, певицы были для него слишком вульгарны. И тем не менее он настолько проникся жизнью кафешантанов, что мог вполне компетентно судить о таланте певиц. Его мнение всегда было авторитетным.

Читайте также:  Крамской иван "русалки" описание картины, анализ, сочинение

Загадочный мир Дега

Этот чудак был всей душой привязан к Монмартру.

С наступлением ночи он отправлялся гулять по нагретым за день улицам у подножия холма, особо Дега ценил рубиновые и изумрудные огни фонарей, освещавших витрины аптек, обожал рыться в лавках старьевщиков — в районе улицы Мартир они встречались на каждом шагу, — подолгу разыскивая какой-нибудь набросок Гаварни, или Домье, или же что-то из примитивистов, предпочитая полотна монастырских мастеров. Чаще всего человека с пронзительным и надменным взглядом из-под густых бровей можно было встретить прогуливающимся по улочкам, где на каждом шагу попадались девицы легкого поведения, или на улицах Фонтен, Бреда (ныне улица Клозель), Наварен, по обе стороны которых тянулись дома свиданий, меблированные комнаты, общественные бани, склады угля и вина и др. Он подолгу задерживался у крохотных прачечных, наблюдая за работой женщин при золотистом свете керосиновых ламп. По свидетельству Жана Габриэля Домерга, который, будучи подростком, часто сопровождал Дега на прогулках, женщины его терпеть не могли. Они осыпали его оскорблениями, принимая за любителя поглазеть на дамские прелести. В общем-то это была правда, хотя мотивы подобного поведения были иными, нежели представляли себе гладильщицы. Страсть поглазеть была в высшей степени присуща Дега; возвратившись с прогулки, он делал в блокнотах множество набросков, несколькими быстрыми и точными штрихами фиксируя поразившие его лица и движения.

Как же не принять его за простого любителя подглядывать, ведь он написал целую серию картин о публичных домах! Но в своих высказываниях он был настолько целомудрен, что о его интимной жизни нам ничего не известно, хотя именно кисти Дега принадлежат проницательные, почти жестокие портреты «девиц, по ночам выходящих охотиться на панель».

Его знание высших сфер продажной любви, судя по картинам, было просто поразительным; «заведения» в окрестностях площади Пигаль встречались на каждом шагу, и трудно поверить в то, что художник, подталкиваемый чисто эстетическим интересом, не вылезал из них… Что же тогда? Возможно, как и Тулуз-Лотрек, он чувствовал какое-то умиротворение в обществе этих девиц, освобождаясь от комплексов, которые исподволь мучили его.

Эротические работы были выполнены Дега по заказу Людовика Алеви для задуманного им роскошного издания своего романа «Семья Кардиналь».

С этой целью было исполнено множество литографий и рисунков; тема заинтересовала Дега, и он с воодушевлением продолжал разрабатывать ее в духе Рабле, несмотря на то, что Алеви вскоре отказался от своего замысла.

При жизни Дега эти работы видели лишь немногие счастливчики, среди которых был Ренуар, приходивший от них в восторг. Воллару удалось заполучить несколько рисунков, и он использовал их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи.

Лишь благодаря такому счастливому стечению обстоятельств эта малоизвестная сторона творчества Дега дошла до нас. Рене де Га, желая оставить память о брате незапятнанной, под этим предлогом уничтожил большую часть рисунков на фривольные темы, найденных им в мастерской после смерти Эдгара.

Источник: https://dom-knig.com/read_371600-37

Великий Дега без балерин. Художник Эдгар Дега (1834-1917)

Великий Дега без балерин.

Художник Эдгар Дега (1834-1917)

Пристанет иногда клише на годы и даже на века, будь то простой человек или знаменитый художник, и несет он это груз на себе, изнемогая, а изменить ничего не может.

.. Вот так и с Эдгаром Дега случилось. Когда называют это имя, что сразу представляется? Конечно, балерины… А у него столько картин талантливейших на другие темы!!!

Предлагаю посмотреть только на малую их часть. Оговорюсь сразу, преобладание женской тематики в подборке — на моей совести)))

Концерт в кафе, 1877

Ф.Лист — Утешение

В 1855 г. Дега поступает в Школу изящных искусств в Париже в класс французского художника Луи Ламота, ученика великого живописца Ж.Д. Энгра. Но в 1856 г.

неожиданно для всех бросает учебу и уезжает на два года в Италию, где с большим интересом изучает работы великих мастеров XVI в. и Раннего Возрождения. В этот период кумирами для него становятся А.Мантенья и П.

Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника.

В 1860-е гг., копируя старых мастеров в Лувре, Э.Дега знакомится с Э.Мане, с которым его сближает общее неприятие академического салонного искусства.Э.Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин.

Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э.

Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин, используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы.

Вернувшись во Францию, Э.Дега вновь оказывается в компании своих близких друзей: Э.Мане, О.Ренуара и К.Писсарро, но, будучи человеком замкнутым, предпочитает проводить большую часть своего времени за работой, а не за бесконечными спорами о судьбах искусства.

Тем более что вскоре один из его братьев попадает в затруднительное финансовое положение, и Э.Дега вынужден в уплату его долгов отдать большую часть своего состояния и продать несколько своих картин. И он с головой уходит в работу.

Как нельзя кстати, пригодилось знакомство с импрессионистами — Дега участвовал почти во всех их выставках, начиная с 1874 года.

Будучи выдающимся рисовальщиком, Дега умел изображать современную ему жизнь с мастерством, достойным кисти художников былых времен.

Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым, и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств.

После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов.

При работе над женскими образами, по словам самого художника, его в первую очередь занимает цвет, движение и строение их тела. Женщины на его полотнах лишены тепла, но от этого они не становятся менее привлекательными и волнующими. В середине 1880-х годов Э.

Дега начинает использовать пастель. Причиной этому явился прогрессирующий конъюнктивит, которым художник заболел, находясь на военной службе в качестве добровольца при осаде Парижа. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры.

В последние годы жизни, когда прогрессирующая болезнь глаз (он начал терять зрение — сначала ослеп на один глаз, а позже — на оба) заставила почти отказаться от живописи, художник много работал в скульптуре.

Стоит отметить, что Эдгар Дега был практически универсальным художником не только в плане жанров, но и в плане техники, в которой он выполнял свои работы.

Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.

Он жил один. В то время как Ренуар и Моне наслаждались теплом семейного очага, Дега жил все более одиноко в своей холостяцкой квартире, захламленной хаотическим нагромождением роскошных и пыльных холстов, вещей и редких ковров.

Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей. Поль Валери, иногда заходивший навестить Дега в мастерской, оставил описание безрадостного существования почти ослепшего художника, который уже не мог писать, и лишь немного рисовал углем.

Однако к 80 годам он был уже признанным художником, его картины продавались по баснословным для того времени ценам.

Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 г. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом.

Согласно последней воле Дега похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен.

Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».

Женщина в ванной моет ногу, 1883-1884

Эдгар Дега обладал сложными личностными качествами. Одновременно он мог быть и сдержанным и эмоциональным. Любая опасность потерять независимость вызывала у Дега приступы ярости.

Уединение, 1883

Дега был человеком невысокого роста, с грустным, но, в то же время, чуть насмешливым взглядом и любил носить круглые широкополые шляпы. Предпочитал тишину и спокойствие, не переносил шум и суету. Художник избегал повышенного внимания к себе и был достаточно скрытым. 

Мадемуазель Мало, 1877

Дега был неуклюжим, неловким и искренним человеком, о чем не раз свидетельствовали его друзья и родные. Из-за частого бухтения и ворчания его ласково называли «медвежонком». Несмотря на свою неуклюжесть, Дега с легкостью владел мимическим актерским мастерством. Французский поэт Поль Варлен отметил, что этот дар он унаследовал благодаря своему итальянскому происхождению.

Женщины на террасе кафе вечером, 1877

Эдгар Дега был скрытен в своей личной жизни. Об этой части его жизни нет практически никаких свидетельств. Он не был женат, никто не мог предположить, есть ли у него любовница.

Нет также подтверждений о том, были ли какие-то любовные отношения с его натурщицами, красоту тел которых он так прекрасно передавал в своих произведениях.

Для многих исследователей его биографии, эта скрытая часть его жизни дала повод к версии, что Дега не нуждался в физической близости. 

Площадь Согласия, 1875

Художник любил глазами, получал наслаждение любованием красотой женского тела. Но и это всего лишь предположение. Так же можно предположить, что в силу своей замкнутости и скрытности, и не желания сплетен, Дега мог пользоваться услугами проституток.

Этих женщин редко интересовало искусство и разговоры, поэтому для него это могло быть оптимальным способом для сохранения тайны своей личной жизни. Но и это – предположение. С ранней юности художник не желал ощущать на себе навязчивого интереса окружающих.

Читайте также:  Поленов "бабушкин сад" описание картины, анализ, сочинение

 

Педикюр, 1873

Возможно, высказывание Э.Мане о том, что Дега не способен любить женщину, небеспочвенно.

Сюзанна Валадон, неоднократно позировавшая художнику, на вопрос, была ли она его любовницей, ответила: » Никогда! Он слишком боялся! Никогда мужчина не делал мне столько комплиментов по поводу моей кожи, моих волос, моих мускулов акробатки. Его восхищение было исключительно духовным…» Всю свою жизнь Эдгар Дега так и оставался одиноким: он ни разу не был женат и не имел детей.

Женщины, облокотившиеся на перила, 1890

Его желание стать знаменитым, получать все блага от этого, но при этом оставаться в тени от суеты, разговоров и пересуд о нем. Поэтому гипотеза об использовании услуг проституток тоже имеет место. Об этой тайне его личной жизни многие исследователи строили и будут строить много предположений…

  • Коляска на скачках, 1872

Портрет мадемуазель Мало, ок.1877 Анри Дега и его племянница Люси Дега, 1876 Мадам Жантод в зеркале, 1875 После купания, 1885-1886 Мадам Рене Дега, 1872-1873 Мадемуазель Мари Дихо, 1868 После купания, 1890-1895 Мадемуазель Фиокр на балете Источник, 1867-1868 Меланхолия, 1874 Эдмонд и Тереза ​​Морбийи, 1865-1866 Модистки, 1882 Начало охоты, 1863-1865 Эмма Добиньи, 1869 Обед на балу, 1879 Обиженная, 1869 Женщина с зонтиком, 1876 Пляжная сцена, 1877 Портрет мадам Рене Дега, уродженной Эстеллы Муссон, 1872-1873 Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо, 1879 Русские танцовщицы, 1899 Семья Беллели, 1860-1862 Портрет Жозефины Гойелен, 1867 Скачки в Лонгшамп, 1873-1875 Скрипач и молодая женщина, 1872 Портрет после костюмированного бала (Портрет мадам Дитз-Моннен), 1879 У зеркала, 1885-1886 У модистки, 1883

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/14826004.html

Реферат: Искусство импрессионистов

Значительное место в жизни художника занимала актриса Жанна Самари, ее образ запечатлен в трех работах, считающихся одними их лучших. Вряд ли найдется в мировой живописи много портретов, где бы так естественно сочетались мысль и чувство, румянец жизни и обаяние человеческого разума.

На портрете Жанна Самари изображена в естественной позе, обращенной к зрителю, однако в ее внутреннем состоянии есть и некоторая отрешенность: женственно-прекрасная и обаятельная, она — здесь, перед нами, и в то же время, словно чуть-чуть отдалена от нас.

Самый сильный цветовой акцент в картине — розовый фон — определяет общее состояние всего портрета. Это скорее общая среда, из которой постепенно возникают очертания фигуры. Белый холст, просвечивая через тонкий красочный слой, придает розовому цвету особую светоносность и подвижность.

На розовом фоне горят золотистые волосы Жанны Самари, подвижные мазки кисти художника намечают ее плечи; уплотняясь, они отчетливо лепят форму руки с золотым браслетом, которой актриса слегка подпирает голову.

И, наконец, последний акцент — четко прорисованные глаза и губы Жанны Самари. Они будто рождаются из розового цвета, который становится частью ее существа. Образ как бы рождается на глазах зрителя, переходит от общего состояния, определяемого розовой средой фона, к частному, конкретному — к красоте руки и женственности мягкого взгляда.

Ренуар любил писать парижанок, его привлекало их лукавство, шарм, изящные движения. В портрете «Девушки в черном», написанном в начале 1880 годов, Ренуар показывает другую красоту, красоту юных лиц, не знающих грима и косметики. Черный цвет отливает синим, лиловым, так как он освещен лучами солнца.

Портрет Ренуара, обычно называемый «Девушка с веером», предположительно изображает юную дочь господина Фурнеза, хозяина ресторана «Лягушатник», расположенного невдалеке от Парижа, где часто бывали Ренуар и другие импрессионисты.

В этом портрете Ренуар, оставив в стороне психологический облик модели, великолепно раскрыл перед нами, как хороши молодость, красота, здоровье, свежесть и то, еще бездумное, наслаждение жизнью, которое свойственно лишь очень молодым людям.

Палитра Ренуара, наполненная светлыми мягкими красками, как нельзя более подходит для передачи образа девушки. Даже ее черные волосы переданы сочетанием синего и лилового с другими цветами. Нежными переливающимися тонами написано лицо.

Они же сгущаются в радужном веере и звучат ослепительно яркими аккордами в живописной гамме платья и фона. Каждый цветовой удар состоит из множества оттенков, переходящих из одного в другой, как в перламутровой раковине.

Отдельные мазки краски как бы вплавлены в общую цветовую поверхность.

Этот портрет, написанный яркими, почти спектральными тонами, как бы иллюстрирует импрессионистическую систему живописи. Мадемуазель Фурпез относится к числу тех ренуаровских героинь, которые как бы составляют основу своеобразного типа женской красоты, которому искусство художника придало столько неподдельного очарования.

По-новому раскрыта Ренуаром красота женщины в традиционном для 19 века жанре обнаженной натуры. Нагота впервые предстает как образ естественной красоты. В картине «Обнаженная», написанной в 1876 году, Ренуар любуется мягкими формами женского тела, передает холодноватые тени, скользящие по нему, подчеркивая его живую трепетность, дышащую теплом [11, с. 99].

Портреты О. Ренуара не отличаются сложным внутренним психологизмом, присущим его предшественникам, но особое очарование придает им ощущение сиюминутности происходящего.

4. Изображение людей городского дна, отверженного буржуазным обществом

Но не всем представителям импрессионизма присуще жизнерадостное восприятие мира.

Ряд новых творческих задач поставил перед собой Эдгар Дега (1834-1917). Он примыкал к направлению импрессионистов, хотя его живописные приемы были иными.

В центре искусства этого художника стоит изображение человека.

Он писал людей различных общественных слоев: модисток, прачек и гладильщиц за работой, балерин в минуты отдыха, на репетициях или во время выступлений на сцене; бытовые сценки — в кафе, на улице, на скачках.

Дега умел подметить необычный выразительный жест, найти редкий угол зрения (сверху или сбоку), сообщающий изображению остроту и новизну.

При первом взгляде на его полотна кажется, что это случайно увиденный, как бы выхваченный кусок действительности. На самом деле в них всё тщательно продумано.

Вот этой четкой композицией, а также вниманием к определенности и четкости линий произведения Дега отличаются от работ других импрессионистов.

Цель своего творчества французский художник видел в воплощении правды жизни, которая была для него слишком значительной, чтобы нуждаться в приукрашивании. Каждое его произведение — итог длительных наблюдений и такой же упорной работы по их претворению в законченный образ.

Дега – внимательный наблюдатель, быстро и точно схватывая все характерно выразительное в беспокойной калейдоскопической смене жизненных ситуаций, передавая ритм жизни большого города, создает своеобразный вариант бытового жанра, посвященный городу.

К реалиям современного города Дега ищет подход, напоминающий приемы будущего кино: кадрирование, показ фрагментов, наезды камеры.

Интерес Дега к современной жизни распространялся не только на людей, но и на технические новинки своего времени, от нового способа гравировки сухой иглой с применением электричества до фотографий Эдварда Мейбридта. Дега и сам был искусным фотографом.

Некоторым его работам свойственна почти фотографическая бесстрастность персонажей. Для картин Дега, начиная с 70-х гг.

, также очень типично умение найти неожиданно свежую точку зрения на изображаемое событие, решительно ломающую традиционные каноны академически построенных композиций.

Интерес к узкопрофессиональной характерности движений, поз, жестов, свобода от какой – либо поэтизации – характерная черта ряда полотен Дега.

Также, Эдгар Дега, вновь обращаясь к забытой пастели, гуаши, даже к темпере (которой писали декорации), пытаясь преодолеть ограниченность масляных красок. Совершив революцию в формировании пространства внутри картины, он занялся внешней средой, окружавшей картины, включая оформление и освещение выставочного зала.

За сдержанностью и ироничностью Дега просвечивается беспокойный ум и обостренная чувствительность. Он единственный среди импрессионистов давал доступ в живопись безотказным настроениям, хотя и здесь оставался сдержан.

И вместе с тем при всей своей специфической односторонности и, может быть, в связи с этой односторонностью искусство Дега обладает особой силой, художественной убедительностью и содержательностью.

В своих наиболее значительных картинах Дега с большим мастерством раскрывает в косвенно ассоциативной форме сложный мир внутреннего состояния человека, атмосферу отчужденности и одиночества, столь характерные для общества, в котором живет Дега.

Так, уже в небольшой картине «Танцовщица перед фотографом» Дега изобразил одинокую фигурку танцовщицы из кордебалета, застывшей в хмуром тусклом ателье в заученно беспомощной танцевальной позе перед громоздкой тумбой тогдашнего павильонного фотографического аппарата. Почти гротескной остротой характеристики отличается его пастель «Певица из кафе».

Дух горечи и одинокой безнадежности с особой силой сумел выразить Дега в своем «Абсенте». В тусклом освещении уголка пустого кафе Дега изобразил две одинокие фигуры мужчины и женщины, полных неопределенного унылого безразличия друг к другу и к окружающей их пустоте.

Усталое беспокойство фактуры, как бы пыльная вялость колорита, однотонность которого едва нарушается цветом полувыцветшей розовой кофты женщины, мутное, зеленоватое мерцание бокала с абсентом удивительно гармонируют с печальной безнадежностью лица женщины, с ее поникшей позой, с сумрачной задумчивостью бледного, одутловатого лица бородатого мужчины.

Сумрачная коричневато-жёлтая гамма, убогая посуда, пустые столики воспроизводят обстановку дешёвенького парижского кафе, которое служит единственным приютом для двух отверженных в огромном враждебном им мире. С сочувствием и глубоким психологизмом художник раскрывает традицию людей, соединенных общим несчастьем.

Полотно «Абсент» написано в совершенно иной манере, нежели другие работы Э. Дега. Здесь нет места светлому цвету, неуместна улыбка, весёлое слово.

И в других лучших работах Дега также явственно звучит, как это было в «Абсенте», тема одиночества и безнадежности, тема чуждости и враждебности человеку жизни большого города. В какой-то мере к этой линии в творчестве Дега могут быть отнесены и его «Гладильщицы белья», передающие ощущение безрадостной тяжести подневольного труда, и некоторые другие композиции.

Интерес Дега к характеру человека, к своеобразной выразительности его поведения, мастерство динамической композиции, заменяющей традиционно построенную композицию принципом нахождения наиболее выразительной точки зрения как бы в самом движении жизни, отличают его искусство от более созерцательного подхода к миру других художников – импрессионистов — Клода Моне, Сислея, да в известной мере и Ренуара. Такова его более ранняя «Контора по приему хлопка в Новом Орлеане», вызвавшая естественной жизненностью и общей правдивостью своего решения восхищение Гонкура. Остротой восприятия, точной выразительностью в передаче характера движения отличается картина, изображающая акробатку под куполом цирка («Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо»). Таковы и выполненные пастелью «Танцовщицы в фойе» – блестящий анализ смены разнохарактерных движений в пределах одного мотива [14, с. 65]

Источник: https://cwetochki.ru/ref-referat-iskusstvo-impressionistov.html?page=3&per-page=30

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector