Гоген «таитянские горы» описание картины, анализ, сочинение

Поль Гоген отчетливо понимал обманчивость капитализма и благ цивилизации. Ото всех навязанных европейских ценностей, вместе с работой на бирже и богемной жизнью в Париже, художник отказался в пользу простой жизни на островах. Гоген подал пример первым европейским дауншифтерам, опередив на сотню лет тренды современной жизни.

«Гоген» и «Таити» — слова, которые вызывают неразрывные ассоциации друг с другом. Широкой публике Поль Гоген знаком прежде всего тем, что бросил жену и детей, уехал в Полинезию и рисовал экзотичных таитянок. Прекрасный пример гедонизма, ужасный — побега от жизненных трудностей.

Гоген

«Таитянские пасторали», 1892

Тому, что Гоген уехал на Таити, предшествовала целая цепочка событий. Самые известные из них — освоение французами Полинезии в конце XIX века и отрезанное ухо его близкого друга Винсента Ван Гога. Правда, одним ухом дело не обошлось — Гоген бросил работу на бирже, истратил все свои сбережения и не мог продать свои картины. Но давайте обо всем по порядку.

Детство в Перу

Отец художника Кловис Гоген был радикальным республиканцем и журналистом, поделившимся своими взглядами в газете “Насьональ”. В 1849 году, после неудавшегося антимонархического переворота, Кловис сбежал с семьей в Перу ради политической безопасности.

Почему именно в Перу? Его жена, мать Поля, была оттуда родом. Кловис умер от сердечного приступа по пути в Южную Америку, а Поль воспитывался в богатой креольской семье матери до 7 лет.

В окружении ярких национальных костюмов, солнца круглый год и экзотической природы.

Гоген

«Таитянские горы», 1891

Море

Ранние воспоминания о тропиках и размеренной жизни не покидали Гогена и в Париже, где он провел свою юность. В 15 лет Гоген стал учеником лоцмана и отправился в кругосветное плавание. За 7 лет он побывал в Южной Америке, Индии, Средиземном и Северном морях — местах, далеких от европейских традиций и условностей. Гоген

«У моря», 1892

Биржа

В своем завещании мать Поля посоветовала ему “сделать карьеру, ведь он совершенно не способен вызвать к себе расположение людей и может вскоре оказаться очень одиноким”. Умерла она как раз тогда, когда Поль покорял океаны, так что ему пришлось вернуться во Францию.

Давний друг семьи Гюстав Ароза устроил его брокером на Парижскую биржу. Но биржа в этой истории — не главное. Ароза был страстным коллекционером, фотографом и поклонником современной живописи. Под его влиянием Гоген начал коллекционировать работы импрессионистов, а позже и сам рисовал городские пейзажи.

Работу он потерял спустя 10 лет, пытаясь прокормить семью из 5 детей на скромные доходы от продажи картин. Правда, кроме его друзей Камиля Писсарро, Эдгара Дега и Эдуарда Мане они мало кому нравились.

Гоген  «Видение после проповеди», 1888

Датское хюгге

В 1884 году Поль Гоген вместе с женой-датчанкой Метте решили переехать из дорогого Парижа в еще более дорогой Копенгаген. Спорное решение, скажете вы, но Метте рассчитывала на помощь своих родственников. Вместо того чтобы поддержать молодую семью, они начали уговаривать ее разойтись с Полем, считая его ничтожеством, неспособным прокормить семью.

Спустя год художник сбежал от семейных скандалов в Париж. Он по-прежнему любил свою жену, которая верила в его талант финансиста, но не художника. Поль и Метте не разошлись окончательно — каждый из них верил, что расставание временное.

Гоген

«Когда же ты выйдешь замуж?», 1892

Париж

Точкой отсчета к его отъезду стала зима 1885-1886 годов. “Я знаю, что значит подлинная нужда, что значит холод, — писал Поль в своих воспоминаниях. — К этому привыкаешь. Но что действительно делает нужду ужасной — она мешает работать и разум заходит в тупик.

Это прежде всего относится к жизни в больших городах вроде Парижа, где борьба за кусок хлеба отнимает три четверти вашего времени и половину энергии”. Поль не собирался бросать живопись и работать в банке, как хотела Метте.

Он получал копейки за расклеивание афиш, прочувствовал трудности жизни художника и понимал, что из Парижа нужно уезжать.

Гоген  «Потеря невинности (Пробуджение весны)», 1891

Эмиль Бернар

Примерно в то же время Гоген получает письмо от друга-неоимпрессиониста Эмиля Бернара. В нем Бернар говорит, что Таити намного лучше африканского Мадагаскара. Правда, к такому выводу он пришел после прочтения любовного романа, не побывав ни в одном из этих мест.

В этой книге Пьер Лотти пишет: “В Океании не знают, что такое тяжелый труд. Леса сами по себе производят все нужное, чтобы прокормить эти беспечные племена. Годы проходят для таитян в полной праздности и нескончаемых грезах.

Эти большие дети не могут представить себе, что в нашей прекрасной Европе многие люди должны убивать свою жизнь на то, чтобы добывать хлеб насущный”.

Гоген

«Автопортрет с портретом Эмиля Бернара», Поль Гоген, 1888

Гоген ответил, что роман флотского офицера о его любовных похождениях на острове, скорее всего, далек от правды. В ответ Бернар нашел справочник, изданный министерством колоний. Один из авторов, побывавших в Полинезии, описывал высоту гор, цены на рынке, местные обычаи и погоду.

В общем, Гоген увлеченно читал о красоте таитянских женщин и тепле, которого ему так не хватало в холодном Париже: “Уроженцам широт, где никогда не бывает зимы, достаточно протянуть руку, чтобы собрать плоды хлебного дерева и бананы.

Они никогда не трудятся, а рыбная ловля, которой они занимаются для разнообразия стола, — это скорее удовольствие, которого они не хотят лишаться”.

Гоген

«Женщина с фруктами», 1893

Все тот же справочник лестно отозвался о красоте местных женщин: “Таитянские женщины, как правило, безупречные модели для ваятеля. Ясные и красивые карие глаза, очень полные губы и замечательно белые зубы. У них спокойное, открытое лицо, которое никогда не омрачается облаком заботы или тревоги”.

Отчаяние

Гоген отчетливо понимал, что блага цивилизации порой даются слишком трудно, а все, что ему нужно от жизни: краски, еда и тепло, — есть и в более доступных местах, чем дорогая французская столица.

Когда Гоген узнал, что французские власти оплачивают дорогу в Полинезию, а в тамошних морях есть жемчужины, которые можно выгодно продать голландцам (чутье финансиста не покинуло его и в художественном отречении), Гоген утвердился в своем решении.

Гоген

«Две таитянки», 1891

“Я уже решил. Вскоре я уезжаю на Таити, маленький островок в южных морях, где можно жить без денег, — рассказал он в письме датскому художнику Виллюмсену.

— Я твердо намерен забыть о своем жалком прошлом, писать свободно, как мне хочется, не думая о славе, и в конце концов умереть там забытым всеми в Европе”. В Париж он возвращаться не планировал.

Что до жены и детей, которых он не видел уже семь лет, художник надеялся, что они приедут к нему, как только он устроится на острове.

Ухо Ван Гога

До того как отправиться в Полинезию в 1891 году, Гоген работал в Бретани с художниками-символистами (жить там было куда дешевле, чем в богемном Париже). С бретонским художником Шарлем Лавалем он отправился в путешествие на остров Мартиника в Карибском море, а оттуда уехал в Панаму.

Гоген

«Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой», Винсент Ван Гог, 1888

В 1888 году он приехал к Винсенту Ван Гогу в Арль, на юг Франции. После ссоры и эпизода с отрезанным ухом Гоген окончательно решил уехать в тропики.

С 1891 года он писал таитянских женщин, яркие плоды и голубое (или красное в интерпретации постимпрессионистов) море — все как говорилось в справочнике.

В 1893 году Гоген вернулся во Францию, но из-за болезни и отсутствия денег спустя два года навсегда уехал в Океанию. Там художник несколько раз женился, писал красочные пейзажи и рассказы о жизни в тропиках.

«Трое таитян», 1899

Жизнь Гогена на Таити была далека от пейзажей, описанных европейскими колонистами. Художник долгое время страдал от депрессии и пытался покончить с собой, а умер от сифилиса и десятка других болезней, распространенных в тропиках.

 История одного цвета: Синий Ива Кляйна

Источник: https://officiel-online.com/news?id=15359

Читать онлайн Поль Гоген страница 90. Большая и бесплатная библиотека

Стога, или Картофельное поле.1890 г.

Гоген

Караибская женщина. 1889 г.

Гоген

Автопортрет с «Желтым Христом». 1890 г.

Гоген

Экзотическая Ева. 1890 г.

Гоген

Мечтания, или Женщина в красном платье. 1891 г.

Гоген

Ее зовут Вайраумати. 1892 г.

Гоген

«Почему ты ревнуешь?» 1892 г.

Гоген

Таитянские горы. 1893 г.

Гоген

Одна. 1893 г.

Гоген

«Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» Фрагмент. 1897 г.

Гоген

«Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» Фрагмент.

Nevermore. 1897 г.

Груди с красными цветами. 1899 г.

Подсолнечники на кресле. 1901 г.

Натюрморт с яблоками и цветами. 1902 г.

Автопортрет в очках.1903 г.

Основные даты жизни и творчества поля гогена

1848, 7 июня — в Париже, в семье журналиста Кловиса Гогена и Алины Шазаль родился сын, Эжен Анри Поль Гоген.

1849 — Семья отправляется в Перу (август). 30 сентября умирает Кловис. 1855- Возвращение во Францию с овдовевшей матерью. В Орлеане Поль посещает коллеж, затем поступает в семинарию.

1862 — Поль приезжает в Париж, чтобы готовиться к поступлению в военно-морское училище.

1865–1871 — Служит в военном флоте, сначала курсантом, потом младшим лейтенантом, затем — матросом третьего класса. В апреле 1871 г. оставляет морскую службу. По рекомендации Ароза становится биржевым маклером и делает первые шаги в живописи.

1873, 22 ноября — женитьба на Метте Софи Гад.

1876 — Выставляет пейзаж в Салоне. Покупает картины Мане, Сезанна, Писсарро и др.

1878— Знакомится с Писсарро, рисует и пишет в духе импрессионистов.

1879 — Участвует в четвертой выставке импрессионистов. Во время отпуска работает с Писсарро в Понтуазе.

1880 — Участвует в пятой выставке импрессионистов. Выставляет семь картин.

1881 — Участвует в шестой выставке импрессионистов. Выставляет восемь картин и две скульптуры; получает высокую оценку Гюисманса. Летом отправляется с Сезанном и Писсарро на этюды в Понтуаз.

1882 — Принимает участие в седьмой выставке импрессионистов. Выставляет 12 картин и пастелей.

1883 — Оставляет работу в банке. Уезжает в Руан к Писсарро с женой и пятью детьми.

1884 — Живет в Руане, затем переезжает с женой в Копенгаген, там пытается организовать выставку своих картин; выставка запрещена Академией.

1885 — Возвращается из Дании, оставив там семью (июнь). Затем отправляется в Бретань, где ссорится с Дега. Возвращается в Париж. На короткое время едет в Лондон.

1886 — Выставляет 19 картин на восьмой выставке импрессионистов.

Ссорится с Сёра. Июнь — живет в Понт-Авене, встречается с Бернаром. Зимой встречается в Париже с Винсентом Ван Гогом. Мечтает о поездке в тропики.

1887 — Вместе с Шапле делает керамику. 10 апреля — отправляется в Панаму, работает на строительстве канала. Затем с Лавалем едет на Мартинику, где оба заболевают. В ноябре возвращается в Париж; снова встречается с Ван Гогом.

1888 — Февраль — октябрь — живет в Понт-Авене. Работает с Бернаром, Лавалем и де Хааном. Пишет картину «Иаков, борющийся с ангелом». Ноябрь — выставляется в галерее Тео Ван Гога. 23–24 октября приезжает к Винсенту Ван Гогу в Арль. 24 декабря — ссорится с Винсентом и возвращается в Париж.

1889 — Январь — март — живет в Париже. Затем едет в Понт-Авен с Лавалем и Серюзье, позднее живет в Ле Пульдю с де Хааном (октябрь)

1889 — ноябрь 1890). Выставляется в Брюсселе с «Группой двадцати». Во время Всемирной выставки организует групповую выставку в кафе Вольпини. Через Бернара знакомится с Орье, пишет для него несколько статей.

1890 — Январь — июнь — живет в Париже. Мечтает побывать в Тонкине, на Мадагаскаре и Таити. Возвращается в Бретань. Зимой посещает символистов в кафе «Вольтер». Признан вождем художников-символистов. Дружит с Орье, Морисом, Редоном, Малларме и др. Решив уехать, подготавливает распродажу своих произведений.

1891 — Вся зима — в жестокой нужде. Работает в мастерской де Монфреда, делает скульптуры. Выставляется в Салоне Марсова поля, а также с «Группой двадцати» в Брюсселе. Яростные нападки бельгийской критики.

22 февраля — аукцион в Отеле Друо дает удовлетворительные результаты. Разрыв с Бернаром. Начало марта — едет в Копенгаген навестить семью. 23 марта — банкет в честь Гогена под председательством Малларме. 4 апреля покидает Париж, 8 мая прибывает на Таити.

Поселяется в Матайэа, подальше от столицы.

1892 — Переписывается с женой, Монфредом, Серюзье. Живет с Техурой. В феврале-марте серьезно болен: кровохарканье. Подумывает об отъезде, подает прошение о репатриации. Жена собирает его картины в Париже для выставки-продажи в Копенгагене. Гоген посылает семь таитянских полотен Монфреду. Собирается покинуть Таити в начале следующего года.

1893 — В мае отплывает во Францию. 3 августа прибывает в Марсель с четырьмя франками в кармане. Живет в Париже, в мастерской Монфреда. Получает наследство после смерти дяди, скончавшегося в Орлеане. Снимает мастерскую на улице Верцингеторига, живет с яванкой Аннах, устраивает еженедельные приемы. Ноябрь — персональная выставка у Дюран-Рюэля. Оказывает влияние на «набидов».

1894 — Февраль — едет в Бельгию на выставку группы «Свободная эстетика». Смотрит в музеях картины Мемлинга и Рубенса. Апрель — едет в Бретань.

В Конкарно, во время драки из-за Аннах, получает серьезную травму ноги, два месяца проводит в постели. Аннах обкрадывает его. Гоген принимает решение уехать в Океанию, и на этот раз — навсегда.

22 ноября в Париже друзья-символисты устраивают в его честь банкет в «Варьете».

1895 — Февраль — выставки в мастерской Гогена и в Отеле Друо. Распродажа дает ничтожные результаты. Март — новые выпады Бернара. Ссора с Шуффенекером. Распродав по возможности картины, 8 июля Гоген садится на корабль. Прибыв на Таити, арендует клочок земли, строит хижину на берегу моря и живет там с вахиной Пахурой. Зимой 1895/96 года — болеет.

1896 — Весна — ложится в больницу в Папеэте; в августе выходит из больницы. Жестокая борьба за выживание — отсутствие денежных поступлений из Франции. Шуффенекер собирает пожертвования. Несмотря на болезни и нужду, Гоген продолжает напряженно работать.

1897 — Обострение отношений с католическим духовенством и колониальными властями. Апрель — узнает о смерти дочери Алины. Переселение на новое место. Работает над рукописью «Ноа-ноа» и думает о смерти. Создает картину «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?».

Источник: https://dom-knig.com/read_182342-90

Поль Гоген «Таитянские горы». Описание картины

Ещё в 1889 году Гоген загорелся идеей погрузиться в таинственный мир Полинезии – его манил остров Таити. Это было эксцентричное стремление уйти от чересчур меркантильного европейского общества, туда, где люди живут по другим законом бытия – ближе к истокам, природе.

Для того чтобы реализовать поездку художник распродаёт все свои картины, а на вырученные деньги пускается в бега от недокучливого и раздражающего буржуазного общества.

По приезду Гогена ждёт разочарование – вместо нетронутой девственной цивилизации, мастера ждала обжитая колония, живущая по обычным европейским законам.  Стремясь уйти от ненужных ему благ, Гоген покупает маленькую хижину в глухой деревеньке, и, перебравшись на новое место жительство, открывает для себя удивительный и диковинный мир местной природы.

Необычный природный колорит значительно обогатил письмо мастера, привнеся в его работы и новые краски, и новый характер.

На первых порах Гоген много пишет пейзажей, стремясь досконально изучить и запечатлеть красоту таитянской природы. В окружающем его пейзаже Гоген видел буйство красок, ярких и смелых.

Работа «Горы на Таити» была создана после многочисленных опытов в написании пейзажей, в которых художник усложнял свой стиль, композицию и экспериментировал с красками.  В итоге ко времени написания данной работы, в манеру художника вернулась его отличительная черта – декоративность.

Ведущую партию в картине ведёт сложный цвет. Сегодня трудно разгадать приём мастера, но удивительные краски этого полотна как будто бы светятся изнутри.

Картина изображает коричневые горы на фоне яркого синего неба и живописной зелени. Повозки и люди давно вытоптали две колеи на зелёном покрывале, по одной из которой неспешно бредёт человек с грузом на плечах.

Такое гармоничное созвучие человека с окружающим его миром – ещё одна черта творчества Гогена его первого таитянского периода.

Гоген

Картина художника Поля Гогена «Таитянские горы» (Горы на Таити) 1893 г.
Холст, масло. 73 x 93 см. Институт искусств Миннеаполиса, Миннесота, США

Источник: http://vangogen.ru/pol-gogen-taityanskie-gory/

Поль Гоген «Жёлтый Христос».1889 В В 1889 году Гогену сообщили, что его последние картины не пользуются спросом в Париже. Страшно расстроенный художник, — презентация

1 Поль Гоген

2

3 «Жёлтый Христос».1889 В В 1889 году Гогену сообщили, что его последние картины не пользуются спросом в Париже. Страшно расстроенный художник, пытаясь выразить свои переживания, написал несколько полотен на тему Страстей Христовых. Христос, напоминающий Гогена, везде изображен на фоне бретонских ландшафатов. «Желтый Христос» — не исключение.

Меланхолическое настроение здесь подчеркивает осенний ландшафт. Бретонские женщины представляют собой трех Марий, традиционно изображаемых на картинах, трактующих этот сюжет. Картина поразила многих друзей художника.

Октав Мирбо назвал эту картину «тревожной и острой смесью варварской пышности, католической литургии, индийской медитации, готического вымысла и тонкого символизма.

4 Аве Мария Это таитянский вариант религиозных полотен, созданных Гогеном в Бретани. Композиция картины очень необычна.

Присутствие ангела ассоциируется с Благовещеньем (библейский эпизод, в котором ангел приносит Деве Марии благую весть о предстоящем рождении Христа), а центральные фигуры напоминают сцену поклонения волхвов.

Прелестная фигура матери с ребенком написана Гогеном с натуры, и, если не считать сияющего нимба, она совершенно реалистична. Гоген не был ортодоксальным христианином, и его картина пронизана языческим мистицизмом.

Художник отдавал отчет, что подобная трактовка может возмутить чувства верующих христиан. Вообще, до 1951 года, по требованию католической церкви, изображения библейских персонажей должны были ориентироваться на европейский антропологический тип.

5 «Дух мертвых бодрствует».1892 На этой картине наблюдается характерное для художника смешения вымысла с явью. Молодая девушка списана с Техуры, юной таитянской жены Гогена. Она познакомила его с множеством таитянских легенд. Толчком к созданию полотна стало вполне конкретное событие.

Однажды Гоген отправился в Папеэте и задержался там дотемна. В светильнике закончилось масло, и поджидавшая художника Техура осталась лежать в темноте. Она была очень встревожена.

Впрочем, причиной тому был вовсе не тупапау (дух, охраняющий мертвых), В реальности все было гораздо прозаичней — Техуру мучили подозрения, что Гоген решил навестить проституток.

6 «Автопортрет с нимбом» Автопортреты, эксплуатирующие евангельские темы, отражают одиночество и страдания Гогена. У него есть, впрочем, и другие.

Они написаны совершенно в другом ключе, и их можно считать разновидностью саморекламы.

На этих автопортретах Гоген писал себя за работой, как, например, на «Автопортрете с палитрой», 1893, или, в некоторых случаях, в роли сразу нескольких персонажей, отчего полотно превращалось в целую галерею автопортретов.

7 Парау Парау — Беседа Надпись, сделанная художником на холсте, переводится с языка островитян как «слова, слова» или «сплетни».

Сидящие кружком женщины заняты беседой, но будничность сюжета не мешает ощущению таинственности происходящего.

Художник не столько изображает конкретную реальность, сколько создает образ вечного мира с неизменным течением жизни. Экзотика таитянской природы — органичная часть этого мира.

8 Деревянная скульптура Покину Францию, Гоген не оставил своих занятий деервянной скульптурой. Постоянно испытывая нужду, он часто был не в состоянии купить краски. Тогда художник брался за нож и дерево. В этом виде искусства его зрелый стиль тоже можно назвать примитивистским.

Двери своего дома на Маркизских островах, названного Гогеном «Домом наслаждений», он украсил искусно вырезанными панелями. Покину Францию, Гоген не оставил своих занятий деервянной скульптурой. Постоянно испытывая нужду, он часто был не в состоянии купить краски. Тогда художник брался за нож и дерево. В этом виде искусства его зрелый стиль тоже можно назвать примитивистским.

Двери своего дома на Маркизских островах, названного Гогеном «Домом наслаждений», он украсил искусно вырезанными панелями.

9 Куда идешь? (Женщина, держащая плод). Название картины на языке племени маори, в среде которого жил Гоген на Таити, «Eu haere ia oe» — переводится как формула таитянского приветствия «Куда идешь?».

Простой мотив приобретает почти ритуальную торжественность — тыква, в которой носили воду, становится символическим атрибутом Евы таитянского рая.

Художник свободно объединяет на плоскости богатые ритмические мотивы, изысканные краски вносят в картину ощущение солнечного света, который материализуется в медно- смуглом теле таитянки, в ее огненно- красном парео.

10 Три таитянки на желтом фоне Картина были написана в Полинезии, где прошли последние годы жизни Гогена. Воображение художника, соединившее впечатления от Таити и от древних культур, создавало загадочные, насыщенные символами образы экзотического мира. Эти образы не всегда поддаются расшифровке.

Возможно, и в данном произведении есть неразгаданный символический смысл. В то же время — это декоративная картина, в которой достигнута гармония цветовых пятен и ритмичных линий. В позах женщин — особая грация и пластика. Центральная из туземок напоминает фигуру, изображенную на рельефе храма Боробудур на острове Ява.

Мир «дикарей» сохраняет ту естественную гармонию, которую утратила цивилизованная Европа.

11 «Видение после проповеди, или Борьба Иакова с ангелом».1888 В феврале 1888 года Гоген снова отправился в Бретань, в Понт- Авен. Здесь он играл роль наставника для молодых художников, которые сплотились вокруг него: Шарль Лаваль, Эмиль Бернар, Анри Море и другие. Гоген с новым пылом взялся за работу.

  • 12 «Таинственный источник».1893
  • 13 «В былые времена».1892
  • 14 «Таитянские горы».1893

15 «Когда ты выходишь замуж?».1892

  1. 16 «Корова на берегу моря».1886
  2. 17 «Ферма и Бретани».1889
  3. 18 «Зеленый Христос, или Бретонская Голгофа».1889
  4. 19 «Автопортрет».1903
  5. 20 «Сладкие грезы».1894
  6. 21 «Свинопас».1888

22 «А, ты ревнуешь?».1892

Источник: http://www.myshared.ru/slide/284591/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector