Репин «дуэль» описание картины, анализ, сочинение

Главная страницаПушкин

Репин
Дуэль Онегина и Ленского.
Художник И. Репин. 1899

Дуэль Онегина и Ленского является одной из самых печальных сцен в знаменитом романе «Евгений Онегин» Пушкина.

В этой статье представлено описание дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского, анализ причин дуэли, ее последствий т.д. Сцену дуэли можно найти в 6-ой главе романа.

Смотрите: 
Краткое содержание романа
Все материалы по «Евгению Онегину»

Как известно, Владимир Ленский вызывает Евгения Онегина на дуэль после именин Татьяны. Что происходит на этих именинах?

Во-первых, на именинах Татьяны Онегин скучает и злится на Ленского за то, что тот привез его на этот праздник. Кроме того, Онегина раздражает вид влюбленной в него Татьяны Лариной.

Онегин решает отомстить Ленскому за этот скучный вечер у Лариных:«…Поклялся Ленского взбесить / И уж порядком отомстить…»Для этого Онегин танцует несколько танцев с невестой Ленского, ветреной Ольгой Лариной. Онегин прекрасно знает, что у Ольги и Ленского скоро свадьба, но это его не останавливает:
«…Онегин, втайне усмехаясь, / Подходит к Ольге. Быстро с ней / Вертится около гостей…»

Репин
Онегин танцует с Ольгой на именинах Татьяны.
Художник А. Самохвалов

Онегин танцует с Ольгой. Ленский и остальные гости наблюдают за этой сценой и не понимают, что происходит:
«…Вновь с нею вальс он продолжает; / Все в изумленье. Ленский сам / Не верит собственным глазам…»ОНЕГИН, танцуя с Ольгой, шепчет ей какие-то пошлости:
«…И, наклонясь, ей шепчет нежно / Какой-то пошлый мадригал…» Ольге приятны ухаживания Онегина. Она не понимает, что это ранит ее жениха Владимир Ленского:
«…и запылал / В ее лице самолюбивом / Румянец ярче…»

Ленский решает вмешаться. Он приглашает Ольгу на танец, но та продолжает танцевать с Онегиным. Не в силах перенести эту измену, Ленский уезжает с именин и вскоре вызывает Онегина на дуэль:

«…Не в силах Ленский снесть удара; / Проказы женские кляня, / Выходит, требует коня / И скачет. Пистолетов пара, / Две пули – больше ничего — Вдруг разрешат судьбу его…»Таким образом ветреность Ольги, слепая ревность Ленского и жестокость Онегина все вместе становятся причинами страшной дуэли.

Репин
Дуэль Онегина и Ленского.
Художник Ф. Константинов

Через своего знакомого Зарецкого Ленский вызывает Онегина на дуэль. Евгений понимает, что дуэли еще можно избежать. Он прекрасно осознает, что был неправ и повел себя жестоко с Ленским. Однако ни Ленский, ни Онегин не идут на перемирие:«…Он обвинял себя во многом: /Во-первых, он уж был неправ, / Что над любовью робкой, нежной / Так подшутил вечор небрежно…»Наконец противники встречаются на дуэли в назначенном месте (утром на мельнице):
«…Они на мельницу должны / Приехать завтра до рассвета, / Взвести друг на друга курок /И метить в ляжку иль в висок…»Онегин намеренно опаздывает на дуэль. Для чего он это делает? По правилам дуэли из-за опоздания дуэль можно было перенести. Онегин рассчитывает, что дуэль будет отменена. Однако Ленский не обращает внимание на этот нюанс. В качестве секунданта Онегин привозит на поединок своего слугу Гильо, чем также нарушает некоторые правила дуэли. Однако Ленский не обращает внимания и на это нарушение:«Мой секундант? – сказал Евгений, — Вот он: мой друг, monsieur Guillot…»«…слуга француз Гильо…»Наконец Онегин и Ленский берут пистолеты и встают на позиции:
«…Зарецкий тридцать два шага / Отмерил с точностью отменной, / Друзей развел по крайний след, / И каждый взял свой пистолет…»Ленский готовится стрелять, но Онегин опережает его и выстреливает первым:
«…И Ленский, жмуря левый глаз, / Стал также целить – но как раз / Онегин выстрелил… Получив ранение, Ленский падает и мгновенно умирает на месте:
«…На грудь кладет тихонько руку / И падает. Туманный взор / Изображает смерть, не муку…»Онегин понимает, что он только что убил своего друга. Евгений зовет на помощь секундантов:
«…Убит!.. Сим страшным восклицаньем / Сражен, Онегин с содроганьем / Отходит и людей зовет…»

Тело Ленского кладут в сани. Онегин увозит убитого с места дуэли:

«…Зарецкий бережно кладет / На сани труп оледенелый; / Домой везет он страшный клад…»Далее все, что нам известно, это то, что Онегин не был наказан за эту дуэль (дуэли были официально запрещены). Вероятно, смерть Ленского была преподнесена полиции как самоубийство. Нам лишь известно, что на могиле Ленского был поставлен простой памятник:
«…Там у ручья в тени густой / Поставлен памятник простой…»Вскоре после гибели Ленского ветреная Ольга Ларина забывает о своем женихе и выходит замуж за другого человека. Это было описание дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин», анализ ее причин и т.д.

Смотрите: Все материалы по «Евгению Онегину»

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/06/dujel-onegina-i-lenskogo-evgenij-onegin-pushkin.html

Илья Репин: картины, биография художника

Репин

Искусство Репина не знало равно­душия зрителей и критики. С са­мых первых лет его жизни в ис­кусстве вокруг работ Репина скрещивались противоборствую­щие мнения и взгляды. Его под­держка начинаний передвижников многое предопределила в общест­венном признании и судьбах их демократической по своим соци­альным позициям живописи. И уже в бурные двадцатые годы нашего столетия, в совершенно иную ис­торическую эпоху имя Репина не раз всплывало в разгар самых острых творческих дискуссий.

 На протяжении десятилетий его искусство выступало как бы в роли своего рода эталона, с кото­рым сверяли свои произведения как последователи, так и оппоненты мастера.

Искусство Репина менялось, раз­вивалось, оно знало периоды высокого взлета и годы относитель­но неудачные. (Как разочаровал он, скажем, всех почитателей своего таланта написанным к юбилею Гоголя в 1909 году полот­ном «Самосожжение Гоголя. Го­голь жжет свои рукописи».

) Но всегда Репин был верен одному из главных принципов своего творчества — его картины обра­щались к «массовому» зрителю, смело вмешивались в идейные споры, в лучшем смысле этого сло­ва отвечали «злобе дня». Для Репина жизнь, сама русская действительность в ее поразитель­ных противоречиях была вели­чайшим источником творческого вдохновения.

Жизнь он воспри­нимал страстно, темпераментно, с несравненной эмоциональностью. «Бурлаки, как тяжелая туча, заслонили веселое солнце»,— эти репинские слова из воспоминаний

об истории возникновения замыс­ла одной из самых известных кар­тин художника чрезвычайно харак­терны и примечательны для него.

В молодости ему Франция наску­чила прежде всего потому, что не хватало контактов с неприглаженной, непосредственной жизнью и их не могли заменить и восполнить ни впечатления от современных па­рижских салонов, ни вызывавшее у него глубокое волнение старое, классическое искусство.

Позже он не раз бывал в европейских стра­нах, «заметил» некоторых из импрессионистов, хотя в целом и отрицал необходимость подоб­ной художественной работы в рус­ском искусстве, изучал сложную гармонию Рембрандта, но всегда спешил возвратиться в Россию, окунуться в повседневную толчею жизни. Здесь он чувствовал себя настоящим художником, нужным людям.

Вот Репин пишет «Бурлаков», «Крестный ход в Курской губер­нии», «Не ждали» — любая из его больших капитальных работ — изобразительный роман, продуман­ный и согласованный во взаимо­действии всех деталей. Репин не иллюстрирует сюжет, а психологи­чески обосновывает, выстраивает его смысловую композицию.

Долго можно изучать характеры и типы в репинской картине, вникать в их взаимоотношения. Сочиненные им композиции обладают убедитель­ностью реальной жизни. Каждая деталь для мастера, подобно голосу в хоре, важна и необходима.

Как далека от благостности, например, самодовольная купчиха с иконой в «Крестном ходе в Курской губер­нии», как важно в «прочтении» картины выражение лиц персона­жей «Не ждали». Репин с увлече­нием описывает неповторимость внешнего облика каждого челове­ка.

Он не задается обычно целью дать всесторонний психологиче­ский анализ его внутреннего мира, нюансы душевных порывов.

Но эта внутренняя жизнь несомненно ска­зывается в яркости и сочности внешнего своеобразия героя, кото­рый выступает чаще всего как определенный социальный и психо­логический тип, порой (например, в «Протодьяконе») как образ обоб­щенный и собирательный. Правда жизни, убедительность психологической ситуации возни­

кают во взаимоотношениях персо­нажа со средой. Для Репина при точности и реальности всех дета­лей важна и общая эмоциональная атмосфера действия.

Зритель, гля­дя на репинские полотна, ощущает изнуряющую, знойную жару лет­него полдня в «Крестном ходе в Курской губернии», а само это красочное шествие толпы по пыль­ной дороге как бы теряет свою торжественную привлекательность и великолепие и воспринимается как весьма разоблачительное изображение разноречивого крестьянского быта, вызывает раз­мышления о сложности и драмати­ческих контрастах жизни. Худож­ник выступает как умный наблю­датель и критик социальной дей­ствительности.

Читайте также:  Николай пимоненко "сваты" описание картины, анализ, сочинение

В «Не ждали» скромная комната, наполненная и преображенная светом, становится как бы камер­тоном общего настроения картины.

Лучи солнца, играющие на стенах, скользящие по мебели, и струйки недавнего дождя на стекле балкон­ной двери — все это делается созвучным нежданной радости семьи, в которую возвращается по­литический ссыльный.

Сама мрач­ная келья в полотне «Царевна Софья» в не меньшей мере выра­зительна, чем грузная, тяжеловес­ная фигура женщины, которой тесно в этом сдавленном простран­стве. Радостный солнечный пей­заж в портрете Л. Н. Толстого — тоже своего рода психологическая черта характеристики его внутрен­него мира.

Репин написал множество чело­веческих типов, его картины обычно «населены» плотно.

Перед нами проходит уникальная гале­рея типов России от самого импе­ратора и его родовитых сановников в большом (написано с ученика­ми) парадном портрете-картине, изображающей Государственный Совет, до девочки-нищенки, изо­браженной с большой любовью и сочувствием. Именно по репинским портретам мы представляем себе облик многих деятелей культуры, его современников (М. Мусорг­ского, А. Фета).

Многоопытный, незаурядный порт­ретист, умевший писать точно, метко и выразительно, живо, Репин отдавал предпочтение показу ге­роя в моменты необычные, когда все свойства его характера, натуры

выявляются рельефнее ц ярче. Этот дар психологического вос­создания в творческой фантазии необычайного события, воссозда­ния глубокого реального ц убеж­дающего, в высшей степени ха­рактерен для Репина. Именно этот дар лежит в основе непреходящего успеха такого ре­пинского полотна, как «Иоанн Грозный и сын его Иван.

16 октяб­ря 1581 года», обычно называемо­го просто — «Иван Грозный уби­вает своего сына». Репин ведет работу сразу в двух направлениях, напоминая в этом театрального режиссера: проникается духом истории, эпохи и ищет прототипы прошлого в сегодняшнем дне.

Для него было немаловажным то, например, обстоятельство, что ему для картины позировал человек такого драматического мироощу­щения, как писатель Всеволод Гаршин, лицо которого уже само по себе как бы выражало траге­дию.

Другой момент, характерный для творчества Репина периода зре­лости,— стремление к тому, чтобы живописное решение картины ста­новилось вкупе с другими компонентами выразителем смысла.

Так, охвативший царя ужас, при­ступ безумия, вызванный свер­шившимся, раскрывается и пла­стическими средствами: кровавые пятна на красном ковре, красное на красном, придают особую зло- вещность сцене. Красочность кар­тины становится контрастным фоном трагического эпизода.

Пластическая сила, своеобразие репинского искусства выдвинули его из «общего ряда», сделали его картины значительнейшим явле­нием истории русского искусства, утвердив идею единства искусства и жизни народа как основу реали­стического метода.

Картины Репина

Видеопрезентация картин Репина

Источник: https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1444-repin.html

Сочинение Дуэль Печорина и Грушницкого анализ эпизода сцены

Одним из главных персонажей романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова является Григорий Александрович Печорин.

Произведение построено таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть характер данного героя. Ведь образ Печорина собирательный, в нём автор хотел показать героя времени.

Именно поэтому все эпизоды являются значимыми и по очереди раскрывают то одну, то другую грань личности героя.

Дуэль Печорина с Грушницким является очень показательным моментом характера Печорина, а также показывает насколько он отличается от того же Грушницкого и других героев. Печорин вынужден просить вызов на дуэль, вследствие того, что Грушницкий начал плести интриги и распространять недобросовестные слухи.

Перед дуэлью ГригорияАлександровича занимают важные вопросы, он задумывается о том, для чего жил. В ходе размышления он приходит к тому, что не смог угадать своего предназначения.

Именно здесь раскрывается важная черта характера Печорина, это его честность перед самим собой. Сосредоточенное состояние позволяет ему увидеть красоту утра по дороге к месту дуэли.

Несмотря на большой риск Печорин контролирует себя и являет образец самообладания.

Грушницкий не смог осуществить свой хитрый план и не выстрелить в Печорина. Но его самолюбие не позволяет ему признаться во всём. Он становится жертвой своего неудачного предприятия против Печорина, который ведёт себя весьма благородно. Даже зная о замысле врагов, он всё де лаёт шанс Грушницкому.

После дуэли Печорин чувствует себя подавленным, солнце, которые до этого события казалось ярким, теперь кажется ему тусклым. Дуэль заставила героя много перечувствовать и передумать, а это очень важно для развития его личности.

В данном эпизоде автор поставил героев перед лицом смерти. Противоречивый характер Печорина раскрывается здесь в полной мере, как и мелочность натуры Грушницкого. Печорин убивает его не от злости, скорее он ещё не готов переступить через общественное мнение. Эта сцена показывает героя времени таким, каким видел его автор

Сочинение на тему Дуэль Печорина и Грушницкого

При помощи описания дуэли Лермонтов хотел более точно передать характеры героев. С самого начала произведения перед читателем представляется два совершенно противоположных героя. Грушницкий больше романтик, который идет больше за модой, а не за душой. Из этого следует, что Грушницкий играет свою жизнь и свои чувства, подстраиваясь под окружение. Он наполнен ненастоящими чувствами.

Важную роль играла дуэль для Печорина. Он вполне настроен на смерть и готов умереть. Печорин решается изменить правила дуэли, выбирает опасное место, где нет ни малейшего шанса на выживание. Таким место была выбрана вершина горы.

Изначально была заметна ненависть Грушницкого к Печорину, нельзя назвать точной причины, но противник явно был мудрее и сильнее.

Грушницкий идет на дуэль зная, что проиграет и так получается, что он не может даже выстрелить. Печорин всячески пытался пойти на примирение, давал возможность противнику уйти, но тот в свою очередь продолжал играть в свою игру не понимая, что заходит слишком далеко.

Описание дуэли можно разделить на несколько частей, первая охватывает день перед дуэлью, а вторая само происшествие. Печорин всегда знал, что он делает и отдавал отчет своим действиям, поэтому он никогда не сомневался и ни жалел ни о чем. Лермонтов не открыл полностью образ Печорина, поэтому читатель не может до конца дать ответ на вопрос о том, каким же точно был герой.

Но главным является то, что автор построил произведение таким образом, что каждый читатель найдет что-то для себя. Так же сцена дуэли не дает нам четкого представления о человеке. Автор добавил много внутренних монологов, которые добавляют атмосферы в дуэль.

Главное, что можно вынести из произведения это, что автор путем передачи образа Печорина призывает человека посмотреть на себя со стороны и заглянуть в свою душу, дабы понять есть ли следы печоринских черт у самого себя.

Репин

  • Главные герои произведения Вождь краснокожих О Генри
    В произведении О. Генри «Вождь краснокожих» рассказывается о забавной истории, случившейся в штате Алабама. Её участниками становятся два авантюриста, мальчик Джонни и его отец Эбенезер Дорсет.
  • Сочинение Платон Михайлович в комедии Горе от ума Грибоедова
    Платон Михайлович – для читателя это самый запоминающийся герой второго плана в повествовании комедии «Горе от ума». Он часто приходит в гости к Фамусовым, все потому что он давний друг и знакомый Чадского
  • Сочинение Мое любимое блюдо (пицца, борщ, блины)
    Может ли быть нечто лучше, чем пицца? Если спросят, меня, то ответ будет прямым и ясным, ничего лучше пиццы объективно не существует, и иные мнения могут свидетельствовать только о непонимании.
  • Сочинение Моя любимая страна Россия
    Россия — страна с бескрайними территориями, покрытыми зелёными лесами с бескрайними полями. Красота природы России поражает, за это я её люблю. Летом вся страна утопает в зелени
  • Анализ произведения Шукшина Крепкий мужик
    Рассказ написан в типичном для Шукшина жанре «рассказа – характера». Только, если обычно характерными героями являются «деревенские чудики», то здесь главный герой персонаж откровенно отрицательный, «дружок черта»

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/lermontov/duehl-pechorina-i-grushnickogo-analiz-ehpizoda-sceny

Дуэль

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ильи Репина.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Ильи Репина  на натуральном  холсте.

Илья Репин родился в семье военного поселенца. Склонность к рисованию проявилась в раннем детстве, когда в дом Репиных двоюродный брат отца принес акварельные краски. Первые уроки живописи одаренный подросток получил от живописцев родного города Чугуева: с 11 лет 2 года учился в школе топографов, после упразднения школы – в иконописной мастерской Бунакова.

Читайте также:  Фредерик шопен: биография, интересные факты, творчество

Став востребованным художником в чугуевских окрестностях, в 16 лет получил предложение работать в кочевой иконописной артели.

Собрав заработанные деньги, в 19 лет Илья поехал в Петербург поступать в Академию художеств. Уже через месяц после поступления он за свои рисунки получает первые номера.

  • Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871).
  • В 1872 году Илья Ефимович женился на Вере Алексеевне Шевцовой, которую знал с детских лет.
  • В 1873 году Репин испытал первый настоящий успех благодаря выставленной картине «Бурлаки на Волге».

В том же году, когда родившаяся дочь немного подросла, семья Репина, имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже.

В 1876 году за картину «Садко» Репин получил звание академика.

Вернувшись в Россию, Репин в течение года — с октября 1876 по сентябрь 1877-го — жил и работал в родном Чугуеве, затем переехал в Москву, в 1878 году вступил в Товарищество передвижников.

Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен.

В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название — «Речь Александра III к волостным старшинам»). Работа над картиной была завершена в 1886 году.

Брак с Верой Шевцовой продлился 15 лет. За эти годы Вера родила 4 детей, занималась их воспитанием, салонный образ жизни, к которому стремился Репин, был ей в тягость. Они разошлись в 1887 году, поделив детей: старшие остались у отца, младшие – с матерью. Семейная драма сильно повлияла на душевное состояние художника…

Как в годы супружества, так и после ухода из семьи Репин писал много портретов своих близких.

Весной 1888 года по рекомендации Василия Матэ в мастерскую Репина пришла учиться живописи Елизавета Званцева. Художник настолько сильно увлекся своей ученицей, что, по словам его самого, «искусство отошло куда-то». « Никогда никого я не любил так непозволительно, с таким самозабвением», — признавался он в одном из писем.

Отношения были настолько мучительными, что Званцева даже сменила педагога, перейдя в мастерскую к Павлу Чистякову. Однако встречи продолжались до тех пор, пока в 1891 году Елизавета Николаевна, так и не завершившая учёбу в Академии, не покинула Петербург.

А второй женой Репина стала писательница Наталья Борисовна Нордман, писавшая под псевдонимом Северова. В конце 1900 года художник перебрался к ней в имение Пенаты, расположенное в Куоккале, взяв с собой портрет Званцевой, который висел в столовой художника до его последних дней.

В 1894 году Репин, уже получивший к тому времени звание профессора живописи, вернулся в Академию художеств в качестве руководителя живописной мастерской, с 1898 по 1899 был ректором академии.

С возрастом у Репина возникли проблемы с правой рукой: она перестала подчиняться художнику.

Друзья, беспокоясь о здоровье Ильи Ефимовича, начали прятать от него кисти и карандаши; Репин, не желая отрываться от любимого дела, стал писать левой рукой.

Когда ослабевшие, почти негнущиеся пальцы перестали держать палитру, художник скрепил доску для красок специальными ремнями, перебросил их через шею и продолжал работать. В последние годы он обращался к библейским сюжетам.

Жена Репина, Нордман, заболев туберкулезом, уехала из своего имения в одну из зарубежных больниц. Она умерла в 1914 году в Локарно, завещав, чтобы пожизненным владельцем усадьбы стал Илья Ефимович.

В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина».

Ознакомившись с текстом завещания, Репин перечислил на счёт Академии 40 000 рублей, предназначенные для организации будущего музея.

После 1918 года, когда Куоккала стала финской территорией, Репин оказался отрезанным от России. В 1920-х годах он сблизился с финскими коллегами, сделал немалые пожертвования для местных театров и других учреждений культуры — в частности, подарил большую коллекцию картин Гельсингфорскому музею.

Общение с прежними друзьями было только заочным.

Дальнейшая переписка с друзьями свидетельствовала об угасании Репина.

После его смерти хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина, Вера Ильинична. Первый музей Репина, появившийся в 1940 году, просуществовал недолго: в 1944 году здание было разрушено.

Архив, заблаговременно вывезенный из Куоккалы в Академию художеств, не пострадал. Сохранившиеся картины, письма, вещи стали основой при восстановлении усадьбы.

Элементы оформления сада были воссозданы по рисункам Репина и воспоминаниям тех, кто бывал в Пенатах. Дом-музей был открыт летом 1962 года.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Ильи Репина  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/repin-ilya/duel

Сочинение по картине И. Е репина «Пушкин на лицейском экзамене» Урок развития речи в 6 классе был посвящен подготовке к сочинению-повествованию по картине И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»,

Мирсаева Альбина Айратовнаучитель русского языка и литературыМОУ “Аксаринская средняяобщеобразовательная школа» Заинского муниципального района

Сочинение по картине И. Е Репина «Пушкин на лицейском экзамене»

Урок развития речи в 6 классе был посвящен подготовке к сочинению-повествованию по картине И. Е.

Репина «Пушкин на лицейском экзамене»,цель которого – воспитание наблюдательности и любознательности, осуществление межпредметных связей и воспитание у учащихся интереса к литературе, к краеведению (к личности А.Пушкина и Г.Р.

Державина); формирование их эстетических вкусов, интереса к живописи; любви к творчеству русского писателя и поэта А. С.

Пушкина; развитие и совершенствование навыков устной и письменной речи; закрепить знания о прилагательных как важного выразительного средства; активизация в речи учащихся имен прилагательных, употребляемых для описания картины.

Оборудование урока: репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене», выставка репродукций картин: Н. Н.Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском», А. А. Наумов «Дуэль Пушкина с Дантесом», И. Е. Репин и И. К. Айвазовский «Прощай, свободная стихия».

^ : учащиеся заранее заучивают стихотворения А.С.Пушкина.

Ход урока

Вступительное слово учителя

1. Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи.

    • Ребята, сегодня мы с вами в гостях у великого русского писателя и поэта в картинной галереи, посвященной А. С. Пушкину. Как видите, здесь чувствуется дух поэта. Нас окружают картины художников, которые так охотно обращались к личности писателя. Мы с вами не просто посетим картинную галерею, но и обогатим свои знания о Пушкине, соберем материал для предстоящего сочинения.
  1. Беседа.
    • Что вы знаете о жизни и личности А. С. Пушкина?
    • Какие его сказки и стихотворения вы читали и изучали?
    • Что вам понравилось в них?
    • Что можете прочитать наизусть? (чтение наизусть стихотворений и отрывков)

-Молодцы! Ребята, мы знаем, что развитию поэтического дарования Пушкина способствовали годы учебы в лицее. Это было специальное учебное заведение для детей дворян. Лицеисты издавали рукописные журналы, в которых появлялись и стихи Пушкина. Как-то прочитав в журнале опубликованное стихотворение Пушкина, В. А. Жуковский (приложение 1), известный тогда поэт, приехал в лицей специально, чтобы познакомиться с ним. А позже в письме к своему другу, поэту П. А. Вяземскому (приложение 2), он писал: «Я сделал приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным… Милое живое творение! Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». Поэтому сегодня мы с вами задержимся у картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене», который изобразил событие, которое описано Пушкиным. (один из учеников читает воспоминание А.С.Пушкина о том, как произошла встреча с Державиным, текст дан на карточке-информаторе):«Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, взволновались… Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел подперши голову рукою… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…Не помню, как я окончил чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении: он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли».- Ребята, кто же такой Г. Р. Державин? Давайте познакомимся с историко-литературным материалом о Державине. (один из заранее подготовленных учащихся рассказывает о Г. Р. Державине). (приложение3)В 1815 году на экзамене по русской словесности А. Пушкин встретился с Гаврилом Романовичем Державиным, одним из крупнейших русских поэтов XVIII века, нашим земляком. Он родился в 1743 году недалеко от Казани, в селе Сокуры (ныне село Державино Лаишевского района), учился в Казанской гимназии, увлекался поэзией, музыкой, рисованием. Был так хорошо знаком с историей местного края, что даже будучи гимназистом возглавлял археологическую экспедицию. Когда Державину пришлось уехать из Казани, которую называл «колыбелью своих первоначальных дней», он в течение многих лет поддерживал тесную связь с нашим городом: неоднократно приезжал, переписывался с казанскими студентами – начинающими литераторами, помогал им. А после смерти поэта его вдова пожертвовала немалую для того времени сумму денег (30 тысяч рублей) на стипендии нуждающимся студентам Казанского университета.В Казанском Государственном музее до сегодняшнего дня хранятся некоторые подлинные вещи Державина.

Читайте также:  Иванов "ветка" описание картины, анализ, сочинение

^

    • Итак, ребята, мы с вами окунулись в мир Пушкина. Но прежде чем приступим к работе над картиной художника И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене» поговорим о творце этого произведения.
  1. Чтение стихотворения поэта С. Городецкого о И. Е. Репине (приложение 4)

Какой старинной красотойУединенный сад цветет,Где жизнью мудрой и простойХудожник радости живет…Светлый весь, глаза сияют,Голубую сединуВетер утренний ласкает,Будто легкую волну.Не устал он, не измаян,Полон силы и борьбы, Сада яркого хозяин,Богатырь своей судьбы…

    • Какие сведения о художнике вы получили из домашнего упражнения 427?
    • Какие его картины вы знаете?
  1. Анализ произведения живописи.
    • Ребята, прежде чем приступить к анализу произведения живописи необходимо помнить о том, что жанр произведения живописи определенным образом «диктует» тип сочинения. Так пейзаж, портрет, натюрморт требует, как правило, описания и рассуждения; жанровая картина – повествования с элементами описания (рассуждения). (Высвечивается слайд с таблицей) (приложение 5)
    • К какому жанру живописи относится картина «Пушкин на экзамене»? (Историко-бытовая)
    • Сочинение какого типа мы с вами будем писать (и составлять устно)? (Повествование с элементами описания и рассуждения).
    • Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Пушкин на лицейском экзамене» и изучите все детали картины. ( ребята внимательно рассматривают репродукцию). (приложение 6)
    • Нравится ли вам картина? Чем она привлекает? Что в ней интересного? (Она открывает страницы жизни великого поэта.)
    • Почему И. Е. Репин обратился к теме Пушкина? Что хотел сказать своей картиной? (Художник очень любил поэта, преклонялся перед его творчеством, хотел выразить свою любовь к нему и внести свой вклад в пушкиниану. У него еще есть картина о Пушкине, написанная совместно с художником И. К. Айвазовским «Прощай свободная стихия», где поэт изображен на берегу Черного моря, а так же картина «Пушкин над Невой», над которой работал долгих двадцать лет, но так и не поставил под ней своей подписи.)
    • Поясняет ли название картины замысел автора? Почему она называется «Пушкин на экзамене», а не «А. С. Пушкин на экзамене»? (Художник хотел показать момент открытия таланта молодого Пушкина, тогда еще никому не известного.)
    • О чем художник рассказывает в своей картине, каков его сюжет?
    • А чтобы лучше понять произведение живописи давайте «перенесемся» в далекие события и сопоставим его с картиной. ( Учащиеся знакомятся с текстом описания эпизода экзамена, который дан на карточке-информаторе)

«Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. В глазах рябило от сияния золотых эполетов, шнуров и вензелей. За столом сидели лицейские начальники и профессора в парадных формах. Лицеисты стеной стояли вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них были торжественные и отчаянные. Спрашивали Пушкина. Поэт стоял перед экзаменатором Галичем, закинув назад растрепанную голову.

    • Осмелюсь просить внимания Вашего, Гаврила Романович. Господин Пушкин сочинил стихи под названием «Воспоминания о Царском Селе»,- сказал Галич.

Пушкин кашлянул и неуклюже вытащил из-за обшлага бумажку. Но он не заглянул в него, а скомкал в кулаке и начал читать:Навис покров угрюмой нощиНа своде дремлющих небес…Державин открыл глаза, посмотрел на Пушкина удивленно и повернул к нему левое ухо.Пушкин читал все больше воодушевляясь. Голос его становился все увереннее и звонче. Руки его задвигались, глаза засияли.Пушкин читал о нашествии Наполеона, о родной Москве, о победе над врагом. Голос его звенел металлом.Галич сложил ладони на животе и удовлетворительно покачивал головой в такт. Державин поднялся и протянул обе руки к Пушкину. Пушкин дико посмотрел кругом и вдруг заметил, что в зале сидит множество людей, что за столом экзаменаторы, а у Державина на щеке слёза. Он тряхнул кудрями и бурно устремился к выходу из зала. Среди гостей прокатился гул». Высвечивается слайд (приложение 7)ЭполетыВензельБотфортыФракОбшлаг

  1. Знакомство с опорными словами и словосочетаниями.

( ещё раз обратить внимание учащихся на роль прилагательных в языке как важного выразительного средства).а) упр. 429.

  1. Ответы на вопросы упр. 428.

а) ответы на вопросы данные в учебнике;б) вопросы требующие размышления и доказательства:

    • Кто является главным действующим лицом: Пушкин или Державин? Почему?
    • Как это сумел показать художник? (Композицией: Пушкин стоит на открытом пространстве в необычной позе; Красками: ни у кого из изображенных людей нет такого светлого лица; бросаются в глаза белые панталоны, пуговицы на фраке и т.д.)
    • Что привлекает внимание в облике Державина?
    • Какова реакция окружающих на происходящее?
    • Какие чувства и мысли она вызывает?
    • Что хотел сказать И.Е.Репин своей картиной?
    • Какой может быть основная мысль сочинения?

III. Работа по готовому плану.

  1. Высвечивается слайд (приложение 8)

План.

  1. Экзамен в Лицее.
  2. Обстановка, в которой проходил экзамен (зал, присутствующие).
  3. А.С.Пушкин – главный герой картины (выражение лица, глаз, поза поэта, настроение).
  4. Чтение стихотворения «Воспоминание в Царском Селе».
  5. Отзыв поэта Г.Р.Державина о юном поэте.
  6. Моё впечатление от картины.

^

  1. Составление учащимися самостоятельных высказываний по плану, в ходе которых исправляются речевые недочеты. Особое внимание уделяется роли прилагательных в языке как важного выразительного средства.

^

    • Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями, ответили на все поставленные вопросы. Да, картина И.Е.Репина «Пушкин на лицейском экзамене» — светлая, правдивая, добрая, что художник, очень любивший поэта, называвший его «гением из стали», сумел выразить эту любовь к нему и веру в то, что Пушкин станет «солнцем русской поэзии».

В одном из своих писем И.Репин писал: «Я люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни» и, поэтому он был назван «художником радости»

Второй урок развития речи проводится в форме письменной работы учащихся.

Источник: http://lit-yaz.ru/literatura/37465/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector