«Таинственные», «загадочные» — такими словами часто описывают женские портреты кисти Ф.С. Рокотова. Это уже давно стало общим местом.
Но вот его «Неизвестная в розовом платье» — очень юная, почти девочка, с острым подбородком и тонкой шеей. Ее фигура и пышные волосы тают в темном пространстве фона; розовые и дымчато-серые оттенки одеяния выписаны с артистизмом — легкой, уверенной и быстрой кистью. Все это сообщает облику модели что-то неуловимо притягательное.
В образе неизвестной наиболее выразительны глаза — узкие, затененные, но такие живые, что перед портретом останавливаешься в желании что-то угадать в этой женщине-подростке, а может быть, в самом себе.(Полуулыбка)
Женские портреты – портрет Струйской, Портрет Александры Струйской, несомненно, самый блестящий образ идеально прекрасной женщины во всей русской портретистике. Изображена обаятельная юная женщина, полная пленительной грации.
Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчивый, отсутствующий взгляд. В ее глазах – гордость и душевная чистота. Портрет написан переливами цвета и света. Тени неуловимо переходят в свет, пепельно-серые тона перетекают в голубые, а розоватые — в бледно-золотые.
Световые переливы и цветовые градации не ощутимы и создают легкую дымку, быть может, какой-то загадки
портрет Суровцевой,
Притягательная сила портрета заключена в одухотворенности и тонкой задушевности образа. Художник создает представление о женской красоте, прежде всего как красоте духовной, полной высокого достоинства и глубины чувств.
Варвара Николаевна Суровцева (Суровцова), урожденная Пашкова. Ее родная сестра Екатерина была замужем за графом Девиером.
Потрет Новосильцевой
Гордо откинута голова, смотрит на нас сверху вниз, на губах улыбка.
Не похоже на традиционный парадный портрет, легкие одеяния. Самоуверенность, но в то же время легкая грусть.
Мужские: портрет Майкова,
Портрет молодого человека в треуголке.
Крупнейшим русским портретистом 2 половины 18 века, успешно работавшим,как в парадном, так и в камерном портрете, был Дмитрий Григорьевич Левицкий – 1735-1822. Отец- гравер Киево-печорской Лавры.
ДАТА КОТОРУЮ НУЖНО ЗНАТЬ:
В 1757 году в Санкт-Петербурге учреждена Императорская Академия Художеств.
Родом с Украины, первоначальное худ. образование получил у отца – гравёра Киево-Печерской лавры, в Петербурге – в 1757 году – по распоряжению Сената учреждается Императорская академия художеств. 1756 – выходит указ, но вступает в силу он только через год.
1770-ым г г имя Левицкого хорошо известно – в 1773 году получил от самой государыни высокий заказ – на выполнение серии портретов «смолянок» — учениц Смольного института благородных девиц. Смольный – это привилегированное уч заведение, где занимались девочки из знатных родов. Портреты в рост в театральных костюмах
1773-76 г. Г. – левицкий выполнил 7 портретов смолянок в театральных костюмах. лл
1773 год – портрет Нелидовой – лучший из серии Смолянок.– парадный, хотя модель в халате
Изображена в роли служанки — на заднем плане – декорация
Будущая фаворитка императора Павла изображена танцующей менуэт на фоне театральной декорации — пейзажного парка.
На 15-летней девушке надет сценический костюм (светло-коричневое, с сероватым отливом, отделанное розовыми лентами платье из упругого шелка, кокетливая соломенная шляпка, украшенная цветами и лентами), один из тех, в которых она выступала в придворных балетах.
Полагают, что она изображена в костюме Сербины — очаровательной и остроумной плутовки из оперы Перголези «Служанка-госпожа», её удачному выступлению в этой роли вместе с Борщовой (Пандолфой) посвящены стихи Ржевского и Сумарокова[11]. Поза Нелидовой — секундное мгновение между завершением одного танцевального па и переходу к следующему.
Парный портрет – портрет Хаванской и Хрущевой.
Девочки разыгрывают сцену из комической оперы-пасторали Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Смуглая 10-летняя Хрущова (слева) играет мужскую роль влюбленного пастушка и одета в соответствующий костюм — в институте, где учились одни девочки, она прославилась этим амплуа. «Пастушок» треплет по подбородку свою партнершу жестом опытного волокиты.
Портрет Демидова – известного мецената, промышленника. На его деньги построен Воспитательный дом. Но… почему он в халате?
На портрете в полный рост изображен пожилой человек в роскошном домашнем одеянии.
Стоя в свободной позе, левой рукой он облокотился на садовую лейку, стоящую на столе, рядом с которой — луковицы растения и раскрытая книга с изображением цветка, а правой указывает на цветочные горшки и на здание московского Воспитательного дома, изображенное на дальнем плане. В самой композиции, построении картины заключена идея бережного ращения, умелого и разумного воспитания. Цветок распускается в результате долгих и кропотливых усилий человека, который, в свою очередь, становится украшением государства и общества лишь после трудов, затраченных на его воспитание. Подчеркнуто неофициальный костюм Демидова говорит о его причастности к широкой общественной благотворительной деятельности, не зависящий от государства.
Источник: https://infopedia.su/1×9601.html
Фёдор Рокотов
Фёдор Рокотов Материализованный портрет души…..
Друзья, всем привет! Сегодняшний мой блог в рубрике «Искусство и культура» посвящается тем, кто не смог попасть на выставку — собрание полотен Фёдора Рокотова, проходившую весной этого года. Но, пожалуйста, не огорчайтесь — ведь полотна Рокотова есть и в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галерее :0).
Татьяна Козлова. На выставке Ф.Рокотова
И сегодня у нас с вами будет необычная встреча…. — без иллюстраций. «Но как?»,- скажете вы.- «Как можно говорить об искусства, полотнах художника не видя их???» Друзья, извините, что нет фото — к сожалению, нельзя было снимать на выставке (а из инета качать не хочу), поэтому мы с вами будем привлекать всё наше воображение, фантазию, воспоминания для восприятия прекрасного :0).
Итак, следуйте за мной к Фёдору Рокотову….
… Передача тона…. «светоцвет» — главное средство того времени — слияние портрета с фоном. Это показывает единство, снимает реальность объема и трехмерности, таким образом, всё направлено только на восприятие внутреннего мира героя портрета. Это сознательный приём, вот только присмотритесь к портрету А.М.Римского-Корсакова.
Левое плечо практически «не читается» на картине, оно размыто, уходит в фон портрета. И какой же эффект? — мы с вами полностью сосредотачиваемся на лице, на «внутреннем» портрете героя….
Ещё пример. Портрет неизвестной дамы в розовом: весь портрет решён в едином стиле… и цвет — только розовый и даже фон портрета — тоже розовый.
Моя фотка в постЕ как раз подле репродукции этой картины :0).
Друзья, очень интересный факт — Рокотов был первым портретистом, который сам продумывал всю композицию картины и выставлял свет! А так как он писал «интимный» портрет — портрет души, то свет выставлялся таким образом, чтобы он мягко падал именно на лицо и наиболее выгодно подчеркивал черты лица героя картины.
В те времена были очень распространены парные портреты — портрет супругов обязательно подле друг друга, а значит, — это единая композиция, соответственно, Рокотов продумывал, как они будут смотреться рядом, как будет играть и сочетаться цвет и свет. Причём, «муж» — это всегда рацио, с четкими цветами — синий и зеленый, броский пурпурный, которые непременно сгармонизированы «женой» — мягкостью и нежностью, цветами — розовым жемчужным сливочным.
Невозможно определить официальный статус героя картины, контур лица расплывается (портрет Воронцова), но очень тонкая живопись фона — одухотворенная среда — пишем ауру героя портрета. Грунт картины выбран тоже не зря — охра- теплый и поэтому создаётся ощущение «подсвечивания» золотистым сиянием.
Это интересно: Портрет Н. Струйского, биографию рассказывать не буду (вы её и без меня легко найдёте в инете), расскажу о том, что не пишут в сети — о забавных фактах его жизни. Писал стихи, считал их гениальными и заставлял всех своих близких и друзей слушать их декламацию :0). Во время чтения он входил в тай раж, что начинал щипать своих слушателей :0). Вот, Друзья, приходите вы так-с сказать на званый ужин-с, а вас тут щиплют-с.
Печатал свои стихи на шелке и непременно золотом и отсылал Екатерине, а она хвасталась перед иностранными послами — смотрите какие книги печатают у нас в провинции (что ж в столице-то делается :0)! Ещё интересный факт -портрет Струйского был смыт при ранней реставрации ( ну, не умели в прошлые времена реставрировать полотна), поэтому портрет кажется немного «размытым».
И ещё факт про Струйского. Он просто-таки обожал Екатерину и, узнав о её смерти, впал в забытьи, и умер через 2 дня, так и не придя в себя. Г-жа Струйская родила своему супругу 19 детей, один из которых является прародителем поэта Полежаева (!) (19 век).
В 80 годы любимый формат портрета Рокотова — овальный, начался период классицизма, который повлиял на Рокотова — усиливается момент конкретики, дамы на его портретах уже более «холодные» и отстраненные.
Меняется художественная система — портрет Суровцевой в утреннем туалете, присмотритесь, Друзья, здесь уже сочетаются локальные и тональные эпизоды (тонкие кружева и яркий бант), чётко «читается» аристократизм в живописной манере.
Это интересно: На что ещё стоит обратить внимание? Вот, например, прототип героини «Пиковой дамы» Пушкина — портрет Е.А. Голицыной 1790~
А ещё — прабабушка Пушкина — также запечатлена кистью Рокотова — Сарра Юрьевна Ржевская.
Большинство портретов поясных.
Рокотов Фёдор Немного о художнике.
Это интересно: Рокотов считается самым крутым и таинственным портретистом совей эпохи (XVIII в).
Что таинственного в Рокотове и примечательного в полотнах Рокотова? А вот: например, до сих пор витают тайны вокруг происхождения Фёдора Рокотова – то он – крепостной, получивший вольную, то – он незаконнорождённый сын известных фамилий :0), то – он из «простых», самоучка, достигший таких высот в искусстве. Кстати, даже дата его рождений по сих пор – загадка.
Эта выставка собрала уникальную коллекцию картин со всей России. Т.к. Рокотов был , как я уже писала, известен и вхож в дома самых влиятельных лиц той эпохи, то полотна ему заказывали по всей Руси, соответственно его картины можно найти во многих музеях нашей Родины.
И вот опять тайна – как говорят историки, не все полотна признаны за Рокотовым, вроде бы и подпись стоит «по сырОму», и стиль его, и композиционность его, но есть мнения, что картины выполнены не Рокотовым, а его учениками, которых было много.
На выставке была сделана просто уникальная подборка – полотна Рокотова вместе с предметами интерьера той эпохи + книги + на мой взгляд, самое уникальное — это картины родовых имений, размещённые рядом с портретами владельцев кисти Рокотова.
Картины старой Москвы — сейчас это центральные части города Тверская застава, Петровский дворец, сады в Кузьминках… :0). Зал экспозиции совсем маленький — даже не верится, как здесь могли поместиться около 40 картин.
Друзья, если вы пойдёте знакомиться с полотнами Рокотова, то позвольте, я дам вам рекомендацию: не стесняйтесь, смотрите и рассматривайте портреты Рокотова «нос к носу» — по возможности, близко-близко.
Почему? Это уникальный случай разглядеть все «краски души» портрета.
Всем любителям Русской истории, всем, кому интересен портрет (собирательный образ) великих той эпохи, советую – сходите в Третьяковку на Лаврушенском.
Желаю вам, Друзья, «разноцветных» впечатлений при соприкосновении с прекрасным!
До встречи в рубрике «Искусство и культура» блога Татьяны Козловой!
Follow me Art and Culture!
Источник: http://kozlovatatiana.a-range.ru/2016/08/19/fyodor-rokotov/
Рокотов, Фёдор Степанович
План Введение
1 Биография
2 Творчество 3 Наиболее известные произведения 4 Память 5 Галерея 6 Библиография
Введение
Фёдор Степа́нович Ро́котов (1735? — 1808) — русский художник, портретист, представитель стиля рококо.
1. Биография
Рокотов родился в тридцатых годах XVIII века в селе Воронцово (входит в нынешнюю территорию Москвы) в семье крепостных. Получил начальное художественное образование под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и П. де Ротари, усвоив изобразительные принципы стиля рококо. В 1760 году по распоряжению заметившего его вельможи и мецената И. И. Шувалова живописец был взят в Академию художеств в Петербурге.
В 1765 году удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и картину «Венера и Амур». С конца 1766 года жил и работал в Москве. В позднем творчестве Рокотова заметен переход от рококо к классицизму. Последние известные работы Рокотова датируются 1790-ми.
Художник скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года. Похоронен на кладбище Новоспасского монастыря.
2. Творчество
Фёдор Степанович Рокотов — один из лучших русских портретистов. Получив художественное образование под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и графа Пьетро Ротари, работал в манере этого последнего, но больше него вникал в натуру и был старателен в исполнении.
В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную Санкт-Петербургскую академию художеств за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе.
Когда Екатерина II вступила на престол, то поручила ему, в 1763 г., написать её портрет, для которого давала ему сеансы в Петергофе: портрет этот, изображающий императрицу во весь рост, в профиль, среди красивой архитектурной обстановки, был подарен графу Г.
Орлову и в настоящее время находится в Гатчинском дворце.
Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Рокотовым также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 году). Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он — «из самых похожих».
Портрет был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне.
Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах; большинство их приписывается самому Рокотову.
Кроме этих двух изображений Екатерины, из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один — в московской Оружейной палате, два — в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший — в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и других.
Самой загадочной работой Рокотова, пожалуй, является портрет неизвестного в треуголке, поскольку до сих пор исследователи не установили, кто изображен на нём: либо Екатерина в мужском платье, либо внебрачный сын императрицы от графа Орлова.
Портреты графа Струйского и его жены Александры Струйской — граф изображен человеком надменным, который будучи интеллигентым и образованным, лично порол крепостных и бил жену. Жена же предстает на портрете грустной, с печальными глазами. «Ангел, сошедший на землю», — говорили о ней. Несмотря на жестокость мужа, лечила крепостных.
Портрет Майкова невероятно реалистичен, он великолепно отражает суть этого человека: ядовитая усмешка, хитрый взгляд. Все люди высшего света боялись этого человека, поскольку он был острословным и циничным, а его эпиграммы были настолько язвительными, что после них, люди боялись выйти в свет.
3. Наиболее известные произведения
· Портрет неизвестной в розовом платье,
· Портрет А. И. Воронцова,
· Портрет И. И. Воронцова,
· Портрет Г. Г. Орлова в латах,
· Коронационный портрет Екатерины II,
· Портрет князя И. И. Барятинского,
· Портрет А. П. Струйской,
· Портрет поэта В. И. Майкова,
- · Портрет графа Вырубова,
- · Портрет неизвестного в треуголке.
- · Портрет Суровцевой
- · Опекунская серия
- 4. Память
· В честь Ф. С. Рокотова названа улица Рокотова на юго-западе Москвы, в районе Ясенево.
- 5. Галерея
- · Квашнина-Самарина
- · Орлов
· П. Н. Ланская 1797. ГТГ, Москва
- · Портрет неизвестной в розовом
- · Струйская
- · Шувалов
- · Екатерина II
· Поэт В. И. Майков
· В. П. Лачинов 1760-е. ГХМ, Куйбышев.
· Портрет неизвестного в треуголке
· А. М. Дурасова-Писарева
· Графиня Е. В. Санти (ур. Лачинова).
ок. 1785. ГРМ, СПб
6. Библиография
· Лебедев А. В. Ф. С. Рокотов, М. — Л., 1945.
· Лапшина Н. Ф. С. Рокотов, М., 1959.
· Сучков С. В. Ф. С. Рокотов. Л., 1976.
· Молева Н. Загадки Рокотова. М., 1994.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Рокотов,_Фёдор_Степанович
Источник: https://botanim.ru/content/rokotov-fyodor-stepanovich-889.html
Русский портрет XVIII века
- Слайд 0
- Русский портрет XVIII века
- Слайд 1
У истоков русского портретного искусства
Художник и искусствовед И.Э.Грабарь писал: «Одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета… Портрет – единственная область живописи, в которой Россия… временами шла в уровень с Европой».
XVIII столетие часто называют веком портрета. Действительно, в это время особенно усилился интерес к человеческой личности. Ее ценность во многом определялась интеллектуальными и душевными качествами, а не титулами, чинами и званиями. Именно в портретном жанре, занявшем ведущее место в искусстве, были достигнуты подлинные вершины художественности.
Слайд 2
Жанр портрета в русском изобразительном искусстве восходит к парсуне (ПАРСУНА (искажение слова «персона»), условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон. 16-17 вв.
, сочетающих приемы иконописи с реалистической образной трактовкой. В них чувствуется некая застылость, идеализация образов. Но заметно стремление художников передать индивидуальные, характерные черты известных особ.
Портрет М.В.Скопина-Шуйского.
Неизвестный художник. 1620-1630 гг.
Слайд 3
Парсуна. Федор Иванович.
Неизвестный художник.
Слайд 4
В «Портрете Якова Тургенева», выполненном неизвестным художником, заметны не только черты парсунной живописи, но и новая техника изображения. Широкоплечая фигура лишена объемности и занимает почти все пространство холста.
Иначе написано лицо, передающее характерные черты портретируемого: усталые умные глаза, проницательный взгляд крупный нос. Грустное, скорбное выражение лица контрастирует с торжественной позой.
Неизвестный художник. Портрет Якова Тургенева. 1690 г.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Слайд 5
Портрет Петра I. Никитина И.Н.
Иван Никитич Никитин был одним из «птенцов гнезда Петрова». Он был послан Петром для обучения в Италию, впоследствии он наградил его званием «персонных дел мастера». Никитину было дозволено рисовать персону его величества. Он изображал Петра победителем военных сражений, неутомимым тружеником, который «пуще бурлака работал».
Слайд 6
Он же запечатлел Петра на смертном одре. Петр I на смертном ложе. Никитин И.Н.
Слайд 7
Вершиной творчества И.Н.Никитина стал «Портрет напольного гетмана» — боевого соратника Петра I, деливший с ним и ратный труд, и славу военных побед. Гетман изображен в пронизанной светом среде. Отчетливо выделяется на освещенном фоне его обветренная, темная от загара кожа. Перед нами человек, погруженный в собственные мысли.
Его усталая поза, слегка опущенная голова, напряженно сжатые губы – все подчеркивает нелегкий жизненный путь сильного и мужественного человека. В нем не ослабла крепкая воля, не угасла огромная сила. Из-под седых нахмуренных бровей глаза смотрят сурово и решительно.
И.Н.Никитин. Портрет напольного гетмана. 1720 г. Государственный русский музей.
Санкт-Петербург.
Слайд 8
И. Н. Никитин. «Портрет государственного канцлера графа Г. И. Головкина». 1720-е годы. Третьяковская галерея.
Слайд 9
В 1727 г. после 11 лет обучения в Голландии на Родину возвращается Андрей Матвеевич Матвеев. Лучшее из того, что создал художник, — «Автопортрет с женой», ставший определенным этапом в русской портретной живописи. Удивительно тонко переданы чувства взаимной любви и нежности супругов. Бережно художник обнимает жену за плечи.
Его взгляд смел, брови решительно сдвинуты, застенчивая улыбка женщины явно располагает к ней зрителей. Приглушенная цветовая гамма подчеркивает интимный, камерный характер портрета.
Матвеев прожил короткую жизнь. Он умер, когда ему не было и сорока лет. Но то, что он успел сделать навсегда останется в истории русского искусства.
А.М.Матвеев. Автопортрет с женой. 1729 г.
государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Слайд 10
АНТРОПОВ Алексей Петрович (1716-95), русский живописец. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, живописные приемы барокко (портрет Петра III, 1762).
Преодолевая условности парсунного портрета, Алексей Петрович Антропов делает еще более смелый и решительный шаг на пути к реалистическому искусству.
Ему принадлежит заслуга в создании камерного, интимного портрета своих современников.
Слайд 11
Подлинным шедевром его живописи является «Портрет статс-дамы А.М.Измайловой». И хотя в нем еще чувствуется следы парсуны (некоторая застылость позы, взор, устремленный прямо перед собой), это, безусловно, глубокий психологический портрет немолодой женщины. Она умна, властна и насмешлива.
Роскошная одежда по моде того времени, дорогие украшения – все подчеркивает ее богатство и власть над окружающими. На устах тонкая улыбка превосходства, во взгляде карих глаз – снисхождение и возможность покровительства.
А.П.Антропов. Портрет статс-дамы А.М.Измайловой. 1754 г. Третьяковская галерея.
Москва.
Слайд 12
А.П.Антропов. Портрет Петра III.
Слайд 13
Иван Петрович Аргунов, будучи крепостным художником, всю свою жизнь писал портреты своих господ Шереметьевых. Он прекрасно овладел стилем парадного портрета, который отличали глубина психологической характеристики жизненная убедительность.
Одно из самых совершенных творений И.П.
Аргунова «Портрет крестьянки в русском костюме». Высокий, шитый золотом кокошник на голове подчеркивает благородную, почти царственную осанку. Ласковая, приветливая улыбка, чистота открытого взора. Скромность делают этот образ еще более совершенным и привлекательным. И.П.Аргунов. Портрет крестьянки в русском костюме.
1784 г. Третьяковская галерея, Москва.
Слайд 14
Николай Иванович Аргунов в 1816 получил вольную. Был высокоодаренным портретистом, соединившим принципы классицизма с предромантическими веяниями. Наиболее известны исполненные им образы крепостных актрис Т. В. Шлыковой-Гранатовой (1789) и П. И.
Ковалевой-Жемчуговой в красной шали (1802). Эффектная репрезентация сочетается в этих картинах с живостью характеров, переданных с эмоциональной, даже несколько интимной непринужденностью. И.П.Аргунов. Портрет Прасковьи Шереметьевой.(П.И.
Ковалевой-Жемчуговой). 1802.
Слайд 15
Шедевры русских портретистов
Во второй половине XVIII столетия в живописи русских мастеров появились новые жанры: бытовой, исторический и пейзажный, однако самые значительные произведения по-прежнему создавались в жанре портрета. Среди живописцев этого времени следует особо выделить Ф.С.Рокотова (около 1735 – 1808), Д.Г.Левицкого (1735 -1822) и В.Л.Боровиковского (1757 -1825).
Слайд 16
Федор Степанович Рокотов
Федору Степановичу Рокотову суждено было стать одним из самых изысканных и тонких живописцев в европейском искусстве XVIII в. В его произведениях поражают необыкновенная поэтичность и одухотворенность образов.
В них всегда есть что-то таинственное и загадочное, какая-то недосказанность, которая открывает простор воображению. Его главной заслугой стало создания интимного, камерного портрета, максимально раскрывающего внутренний мир человека, его сокровенные мысли и чувства.
В историю мировой живописи Рокотов вошел и как блестящий мастер светотени и колорита. До сих пор поражает изысканное благородство его палитры, едва уловимые переходы полутонов, скольжение то приглушенно мерцающего, то ярко вспыхивающего света.
Особого мастерства Рокотов достиг в создании женских образов: «Портрет неизвестной в розовом платье», «Портрет В.Е.Новосильцевой», «Портрет В.И.Суровцевой» принадлежат к лучшим творениям художника.
Слайд 17
В «Портрете А.П.Струйской» молодая женщина запечатлена на нейтральном темном фоне и как прелестное видение выплывает «из тьмы былого». Мягкий мерцающий свет подчеркивает ее тонкое одухотворенное лицо с чуть прищуренными глазами. Она смотрит откуда-то издалека: серьезно, немного грустно, с едва уловимым, легким сожалением.
Спустя много лет едва заметная улыбка ее прекрасных глаз будет воспета поэтом Н.А.Заболоцким:
Ее улыбка – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана.
Покрытых мглою неудач.
В ее благородной осанке, в развороте фигуры, взгляде – сознание отдаленности, причастности к тайне.
Ф.С.Рокотов. Портрет А.П.Струйской. 1772 г.
Третьяковская галерея, Москва.
Слайд 18
Ф.С.Рокотов. Портрет Суровцевой.
Слайд 19
Более удачны интимные портреты Рокотова, которые принято целиком связывать с его московским периодом. Среди ранних вещей этого периода особенно значителен портрет В. И.
Майкова, излучающий бодрую, мажорную уверенность поэта в себе, в своих творческих силах; гораздо живее и легче становится мазок, гармоничней колорит, в котором цветовые контрасты смягчаются за счет теплых тонов грунта, проступающих через верхние слои краски.
Ф.С.Рокотов. Портрет В.И.Майкова. 1765 г. Третьяковская галерея.
Слайд 20
Дмитрий Григорьевич Левицкий.
Дмитрий Григорьевич Левицкий с одинаковым мастерством работал в жанре парадного и камерного портретов, создавал костюмированные, детские и семейные портреты своих современников – вельмож и философов, промышленников и купцов, военных и дипломатов, писателей и музыкантов.
Он мастерски умел передавать материальную красоту вещей: дымчатого шелка, шуршащего атласа, золотой парчи, легких, воздушных кружев. В парадных портретах он всегда помещал модель в такую обстановку, где она приобретала значительность и торжественность.
Слайд 21
«Портрет П.А.Демидова». Одного из богатейших людей своего времени,- лучшее художественное достижение Левицкого. Известный горнозаводчик изображен на фоне величественных колонн и драпировок. За колоннами – здание Воспитательного дома, на строительство которого он пожертвовал большие денежные суммы.
Левицкий добился полноты психологической характеристики персонажа. Художнику удалось создать правдивый образ человека со сложным и противоречивым характером, наделенного проницательным умом, способного совершать сумасбродные поступки, быть добрым и расточительным. Д.Г.Левицкий. Портрет П.А.Демидова. 1773 г.
Третьяковская галерея. Москва.
Слайд 22
Вершиной творчества Левицкого стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц находившегося под особым покровительством императрицы Екатерины II. В портретах смолянок звучит настоящий гимн вечной юности.
Одни показаны в танце на фоне театральных декораций, другие разыгрывают трогательную комическую сценку, музицируют, демонстрируют светские манеры.
В «Портрете Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущевой» молодые смолянки пытаются серьезно разыграть галантную сценку для взрослых.
Бесхитростный пасторальный сюжет сценки позволяет художнику раскрыть два разных, но очаровательных милых детских образа.
Д.Г.Левицкий. Портрет Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущевой. 1773 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Слайд 23
Д.Г.Левицкий. Портрет Нелидовой.
Слайд 24
Д.Г.Левицкий. Портрет Екатерины II.
Слайд 25
К числу лучших работ Левицкого принадлежат также камерные, погрудные, еще более непринужденные портреты М. А. Дьяковой-Львовой (1778), У. Мнишек (1782; оба — в Третьяковской галерее). Д.Г.Левицкий. Портрет Урсулы Мнишек.
Слайд 26
Портрет М. А. Дьяковой-Львовой (1778),Третьяковская галерея. Москва.
Слайд 27
Владимир Лукич Боровиковский
Славу русского портрета приумножил талантливейший живописец конца XVIII – начала XIX в. Владимир Лукич Боровиковский. Созданная им галерея глубоко поэтических женских образов – это то лучшее, что до сих пор остается в русском портретном искусстве.
Художник не стремился к разнообразию композиционных приемов: его героини часто изображены на фоне парковых ландшафтов, опирающимися на какой-либо постамент.
Главное внимание автор сосредотачивает на лицах своих моделей, передавая юный задор и веселье, строгость и доброту, задумчивость и мечтательность.
Слайд 28
Одним из самых поэтических произведений Боровиковского является «Портрет М.И.Лопухиной». С большой любовью и задушевностью представлен образ молодой мечтательной женщины. Томный, немного грустный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность позы прекрасно переданы художником.
Ее лицо далеко от идеала классической красоты, но в то же время исполнено очарования и душевной прелести. Воздушная дымка и изысканные сочетания цветов белого платья, голубого пояса, сиреневого шарфа усиливают впечатление меланхолического раздумья молодой девушки. На этом портрете Марии Лопухиной 18 лет, в 24 года она ушла из жизни… В.Л.
Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной. 1797 г. Третьяковская галерея. Москва.
Слайд 29
В.Л.Боровиковский. Портрет Екатерины II гуляющей в саду.
Слайд 30
В.Л.Боровиковский. Портрет А.Б.Куракина.
Слайд 31
В.Л.Боровиковский. Портрет Безбородко с детьми.
Слайд 32
В.Л.Боровиковский. Портрет Державина Г.Р.
Слайд 33
Мастера скульптурного портрета
В начале XVIII в. в России работали в основном скульпторы иноземцы.
В из произведениях воплотились черты барочного парадного портрета, а также простота и ясность искусства классицизма, существенный вклад в развитие декоративно-монументальной скульптуры внес итальянец Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744). Отец прославленного архитектора, приглашенный на государственную службу из Франции в 1716 году.
Слайд 34
Самое замечательное в его творческом наследии – это парадные портреты коронованных особ. Выполненные в стиле барокко. Лучший из них – бронзовый бюст Петра I, в котором мастерски передан величественный образ первого российского императора. Еще в 1719 г.
Растрелли снял маску с живого Петра I. Скульптор сохранил важнейшие черты его облика, подчеркнуты его ум, воля и энергия. Особенно впечатляют его грозный, устремленный в даль взгляд. Б.К.Растрелли. Петр I. 1723-1730 гг.
государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Слайд 35
Б.К.Растрелли. Портрет неизвестного.
Слайд 36
Федот Иванович Шубин
Федот Иванович Шубин – «первый статуйных дел мастер» — был сыном холмогорского помора. Как и его земляк М.В.Ломоносов, он прошел суровую школу жизни.
Благодаря ходатайству Ломоносова Шубин был отдан на учение в петербургскую академию художеств, а затем стажировался в Европе. Шубин умел метко и остро запечатлеть выражение лица, мимику, взгляд, поворот, посадку головы.
Он создал целую галерею портретов прославленных и менее известных особ Екатерининской эпохи.
Слайд 37
В «Портрете М.В.Ломоносова» Шубин воплотил обаятельный образ выдающегося русского ученого, поэта и мыслителя. Вопреки принятой моды, он выполняет бюст Ломоносова без парика.
В лице Ломоносова нет ни напыщенной чопорности, ни вельможной надменности, ни чрезмерной гордости, но есть живость ума, одухотворенность и благородство. Ф.И.Шубин. Портрет М.В.ломоносова. 1792 г.
русский музей. Санкт-Петербург.
Слайд 38
Ф.И.Шубин обладал мастерством «истину царям с улыбкой говорить». В глубоко реалистическом «Портрете Павла I» правдивость граничит с гротеском и едким сарказмом.
Величие монарха подчеркнуто торжественным облачением – горностаевой мантией, украшенной императорскими регалиями. К сожалению, так понравившийся портрет не принес художнику желаемой свободы и материального благополучия.
Через несколько лет он умер в забвении и нищете… Ф.И.Шубин. Портрет Павла I. 1800 г. русский музей. Санкт-Петербург.
Слайд 39
Ф.И.Шубин. Портрет князя А.М.Голицина. 1773 г. Третьяковская галерея. Москва.
Слайд 40
КОЗЛОВСКИЙ Михаил Иванович (1753-1802), русский скульптор и рисовальщик. Представитель классицизма. Творчество Козловского проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью. Козловский М.И. Памятник А. В. Суворову в Санкт-Петербурге, 1799-1801.
Слайд 41
МАРТОС Иван Петрович русский скульптор. Представитель классицизма.
Слайд 42
Над проектом памятника К. Минину и Д. Пожарскому, принесшему скульптору наибольшую известность, Мартос начал работать еще в 1804. Проект Мартоса выиграл конкурс, объявленный в 1808. Памятник был сооружен на сбор средств по народной подписке.
Работа над ним совпала с Отечественной войной 1812 года, патриотическим подъемом в стране, ростом национального самосознания. Бронзовые фигуры выдержаны в тоне гражданского пафоса, суровой торжественности. Роль горожан отражена в бронзовых рельефах на гранитном постаменте.
За его создание Мартос получил звание действительного статского советника и ежегодную пенсию.
И.П.Мартос. Памятник К.Минину и Д.Пожарскому
Слайд 43
Задания:
Подготовить сообщения: «Русская парсуна XV – XVII вв.»
«Персонных дел мастер» И.Н.Никитин».
«Герои портретов Д.Г.Левицкого».
«Мастера русского скульптурного портрета».
«Творчество Ф.С.Рокотова».
Источник: https://officemagazine.ru/fashion_beauty/27213