Борисов-мусатов виктор «призраки» описание картины, анализ, сочинение

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович, русский художник. Один из самых значительных мастеров символизма в русской живописи. Родился в 1870 году в Саратове. Выходец из семьи железнодорожника.

С 1890 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в петербургской Академии художеств у П.П. Чистякова в 1891–1893 годах, а также в студии Ф. Кормона в 1895–1898 в Париже.

С 1898 жил главным образом в Саратове, с 1903 года – в Подольске и Тарусе.

Борисов-Мусатов Виктор

Окно, 1886 год, Третьяковская галерея

Борисов-Мусатов Виктор

Одиночество, (Грусть) 1903 год, Серпуховской музей

Борисов-Мусатов Виктор

Розы и сережки, 1903, Художественный музей, Саратов

Испытав влияние Пьера Пюви де Шаванна и отчасти мастеров импрессионизма, Борисов-Мусатов соединил тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией, преображающей эту среду в поле миражей и ностальгических грез. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно», 1886, Третьяковская галерея).

Борисов-Мусатов Виктор

Автопортрет с сестрой, 1898, Русский музей

Борисов-Мусатов Виктор

Венки васильков, 1905, Третьяковская галерея

Борисов-Мусатов Виктор

Весна, 1901, Русский музей

Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии).

Борисов-Мусатов Виктор

Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. В большинстве своих работ мастер предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь особой, «тающей» легкости мазка.

Борисов-Мусатов Виктор

Водоем, 1902, Третьяковская галерея

Борисов-Мусатов Виктор

Цветы, 1902, Государственная картинная галерея Армении

Борисов-Мусатов Виктор

Цветы на бумаге, 1894 год, Художественный музей, Саратов

От картины к картине («Гобелен», 1901; «Водоем», 1902; «Призраки», 1903) чувство «мира иного» нарастает; в «Реквиеме» (1905), написанном в память умершей сестры, мы видим уже целое многофигурное таинство, где умершую сопровождают ее «астральные двойники».

Параллельно мастер создает и чистые, безлюдные пейзажи, полные тончайшего лиризма («Куст орешника», «Осенняя песнь», оба – 1905).

Борисов-Мусатов тяготеет к большому, монументальному стилю настенной живописи, но все замыслы такого рода (например, цикл эскизов на тему времен года, 1904–1905, все – Третьяковская галерея) так и не удается осуществить в архитектуре.

Мечтательный темперамент художника («Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов», – пишет он Александру Бенуа в 1905 году из Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности.

Две сидящие дамы, 1899, Русский музей

Дафнис и Хлоя, 1901, частное собрание

Мотив без слов, 1900, ГТГ

Поэтика усадебной жизни наполнена у Борисова-Мусатова (так же, как в литературе того времени – в произведениях А.П. Чехова, И.А. Бунина, А. Белого и др.) предчувствием приближающихся роковых, катастрофических рубежей.

Ранняя смерть мастера усилила восприятие его образов как лирического реквиема, посвященного старой России. Борисов-Мусатов явился непосредственным предшественником художников «Голубой розы», которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.

Умер Борисов-Мусатов 26 октября 1905 в Тарусе. По материалам статьи из «Энциклопедии Кирилла и Мефодия» (km.ru).

Портрет Надежды Юрьевны Станюкович, 1903, Русский музей

Девушка в желтой шали, 1904, Третьяковская галерея

Девушка с агавой, 1897, Третьяковская галерея

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/borisov-musatov.html

Борисов-Мусатов, Виктор (1870 – 1905). Картины художников

Совершая туры по России, можно посетить город Саратов. Город хранит память об одном из самых поэтичных российских художников, стоявших у истоков живописи символизма – В. Борисове-Мусатове. Фасад маленького одноэтажного дома смотрел на густо заросшую лебедой площадь с солидным названием Плац-парад.

А позади постройки был главный источник радости Виктора – сад с разнообразными фруктовыми деревьями и множеством цветов, за которыми он увлеченно ухаживал, недаром родные звали его садоводом. Любовь к цветам, к растениям сохранилась до конца жизни, воплотившись позже во многих произведениях. Рисовать он начал в шестилетнем возрасте.

Отец, художника, человек мягкий и тихий, со вниманием отнесся к художественному творчеству мальчика и следил, чтобы у него всегда были карандаши и акварельные краски. Еще раньше, когда резвому, подвижному ребенку было лишь три года, он повредил спину, упав со скамейки. Ушиб повлек хронический воспалительный процесс в позвоночнике.

Излечить его не удалось…

Борисов-Мусатов Виктор

Майские цветы, В. Борисов-Мусатов 1894 г.

Осенью 1881 года Мусатов поступил во второй класс саратовского реального училища

Полнокровная, чистая, ясная живопись Мусатова берет свое начало в детских и юношеских впечатлениях.В училище, Виктор вскоре стал лучшим рисовальщиком. Особенно здорово он чертил и раскрашивал географические карты.

Учитель, Федор Андреевич Васильев, поощрял стремление мальчика к необычайной тщательности и аккуратности изображения. Осенью 1883 года в училище пришел только что окончивший Академию художеств Василий Васильевич Коновалов. В свои двадцать лет он обладал высокой культурой, обширными познаниями, завидной энергией.

И вскоре, покорил сердца всей увлекавшейся искусством саратовской молодежи. Оценив с первого взгляда способности Виктора, стал заниматься с ним особо не только рисунком и живописью, но и расширением кругозора, снабжал книгами по искусству.

Когда подростку исполнилось четырнадцать, Коновалов уговорил его родителей дать согласие на то, чтобы сын целиком посвятил себя живописи. Поскольку художественной школы в Саратове тогда еще не было, Коновалов взялся сам учить Виктора. Педагогом он был отличным, пройдя, в свое время, школу П.П.Чистякова.

Вечерами Виктор занимался на квартире у Коновалова, где образовался своего рода художественный клуб. Рисовали гипсы, по воскресеньям и праздникам писали маслом. Спорили об искусстве, о роли художника в обществе, обсуждали прочитанные книги.

Великую роль в развитии дарования Виктора сыграл Радищевский музей, открытый в Саратове внуком писателя, выдающимся пейзажистом А.П.Боголюбовым. Коллекции его картин могла позавидовать любая первоклассная галерея здесь были произведения Брюллова, А.Иванова, Репина, Поленова, малых голландцев, Ватто, Коро…

Борисов-Мусатов Виктор

Водоём, В. Борисов-Мусатов, 1902

В 1890 году Мусатов перехал в Москву и постуил в Училище живописи, ваяния и зодчества

Получив соответствующую подготовку, вскоре уезжает в Петербург и поступает вольнослушателем в Академию художеств, а также в частную мастерскую Чистякова. Знаменитый педагог был крайне требователен к рисунку с натуры, к колориту. Он учил не только рисовать, но и думать, решать сложные творческие задачи.

И Мусатов работал увлеченно, с великим старанием. Позже признавался П.П.Чистякову: Вы первый заставили смотреть меня на искусство как на дело самое важное, как на дело, требующее самого серьезного и нравственного к себе отношения и самых больших жертв… Искусство такая штука, что всегда чувствуешь себя только учеником….

Кормона и Чистякова он считал своими главными учителями.

Борисов-Мусатов Виктор

Осенний вечер. В.Борисов-Мусатов. Эскиз неосуществлённой фрески из цикла Времена года, 1905 г

Из-за болезни и неблагоприятного петербургского климата Мусатов оставил Академию и возобновил занятия в Москве. После летних месяцев в родном Саратове и путешествия по Кавказу, он направляется в Париж, чтобы восполнить пробелы в рисунке, которым владел еще слабо. Восполнить пробелы ему помог Фернан Кормон, прекрасный рисовальщик и опытный педагог.

Штудируя натуру, прислушиваясь к советам наставника, Мусатов впитывал все, что отвечало его характеру и вкусам в творчестве мастеров прошлого и настоящего. Усердно изучая Лувр и другие музеи, обрел кумиров в лице Тинторетто и Веронезе – они волновали Мусатова как истинного колориста.

А как поэта и мечтателя пленили одухотворенные, покоряющие прозрачностью и чистотой живописи картины Фра Беато Анжелико. Музыкальные ассоциации, а музыку Мусатов любил бесконечно, вызывали картины Ватто, сочетавшие поэзию чувств и настроений с непринужденной, свободной живописью, с блестящим, легким, ритмичным рисунком.

Творчество Ватто пробудило в нем уже знакомое влечение к прошлому, овеянному очарованием и изяществом. Виктор мечтал об интенсивных, солнечных, чистых красках. Ибо лишь соединение безупречного рисунка с совершенной живописью позволяло воплотить мечты о прекрасном, гармоничном мире будущих произведений.

Вот почему он ехал в Париж не только оттачивать графическое мастерство, но и увидеть работы кумира молодых художников, жаждавших грез, эмоций и поэзии Пьера Пюви де Шаванна. Его символы, а точнее – аллегории облечены в формы, полные сдержанного благородства, пластической ясности. Этот мастер оказал в свое время огромное влияние на М.Нестерова и Н.

Рериха, не говоря уже о многих его соотечественниках. Он был признан лишь на склоне жизни, а лучшую свою работу закончил в год смерти. Панно и фрески Пюви де Шаванна стали для Мусатова эталоном совершенства.

О жизни в Париже он писал: Мои художественные горизонты расширились, многое, о чем я мечтал, я увидел уже сделанным, таким образом я получил возможность грезить глубже, идти дальше в своих работах. Учеба в мастерской Кормона не прошла даром: рисунок стал уверенней, свободней, остро и выразительно передающим позы и движения человека.

Обратно в Саратов, Мусатов  возвращался через Москву

Теперь, много повидав, он смотрел на нее иными глазами: Красивый город удивительно. Даже в Европе таких нет.

Но в целом, окружающая действительность, с ее резкими контрастами, а также провинциальный быт, давали все меньше поводов для вдохновения, и он все настойчивее стремится уйти от грязи и скуки, от чертова болота, от мещанских пересудов, гуляний и танцевальной музыки, доносящейся из Очкина сада. Выход нашелся в создании живописного мира, населенного полувымышленными, полуреальными героями, глубоко чувствующими, духовно утонченными.

Борисов-Мусатов Виктор

За вышиванием, В. Борисов-Мусатов 1901 г.

В жаркие дни июля 1898 года Мусатов приступил к картине, в которой  надеялся соединить идеальное с конкретным – мечту о гармоничном мире с восторгом перед совершенством природы, восхищением ее прелестью. В саду, на фоне подстриженных деревьев сидит девушка в белом платье оно было специально сшито матерью Мусатова по моде 1850-х годов.

Прическу украшает роза, на шее мерцающее ожерелье, в ушах серьги, руки на коленях безвольно расслаблены, в правой сложенный веер. Погруженная в мечты барышня давно минувшей эпохи. Возле чайного столика фигура самого художника будто невзначай вписанная в угол полотна и частично срезанная его краем. Лицо словно изваяно, черты строги и четки, взгляд зорок.

Читайте также:  Маковский владимир "объяснение" описание картины, анализ, сочинение

Это Автопортрет с сестрой. Именно таким картинам-панно Мусатов отныне отдает предпочтение. Потому-то отказывается от масляных красок в пользу темперных, которые лишены дополнительных эффектов, по фактуре близки фреске и гобелену и потому наиболее подходят для создания монументальных произведений.

Мусатов обладал уникальным даром: постигший законы пленэрной живописи, способный запечатлеть сияние летнего дня, горячие блики и холодные тени, ослепительные лучи и прохладно-звонкие рефлексы, умел все это облечь в формы монументально-декоративные, в полотна лирико-романтического содержания.

Много лет назад юноша нашел идеал красоты и поэзии в дворянском имении Слепцовке, расположенном в Сердобском уезде Саратовской губернии. Как внук крепостного, Мусатов знал, что в прошлом далеко не все было идиллией.

Однако отбрасывал конкретное историческое содержание и мысленно погружался в аромат печальной поэзии, лирических грез, образов, возникающих в старинной усадьбе, заросшей акациями и сиренью, с красивым домом и верандой, увитой виноградными лозами, с длинными анфиладами молчаливых комнат, где, как в музее, стоит старинная мебель и висят портреты бывших владельцев.

Время, которое отныне воспевает Мусатов вне конкретных границ и противоречий. Это, по его словам, просто красивая эпоха. Но костюмы этой эпохи открывают простор для любых живописных открытий, а грация медленных, плавных движений идеально отвечает ритму композиций, где нет места диссонансам и контрастам окружающей реальности.

Борисов-Мусатов Виктор

Цветы. В. Борисов-Мусатов.

Один из самых плодотворных периодов в короткой жизни Мусатова – лето 1901 года

К этому времени, художник многому научился не только у иностранных художников, но и у Н.Ге, В.Поленова, М.Нестерова, М.Врубеля и других соотечественников. Уровень мастерства теперь позволял решать любые творческие задачи. Он завершает “Весну”, которая была начата еще несколько лет назад. Грустная тишина.

Среди цветущих вишен, по непримятой траве и не тронутым дыханием ветра одуванчикам неслышно ступает печальная, словно призрак давно ушедших дней, девушка. Она загадочна еще и потому, что мы не видим ее лица, ее взора, устремленного в сторону старинного дома, освещенного прощальными лучами солнца.

Наряд ее как бы включается в кружева зелени и нежных цветов, своими красками, узорами и складками вторя оттенкам прекрасной декорации.И грусть наша лишь возрастает оттого, что это видение исчезает… Да, оно скоро скроется за краем полотна. Такова магия этого холста, ее изумительной композиции.

Расположение фигуры намного правее центра картины, тонко переданное ощущение ее движения, которому вторит ритм стволов, ветвей, стеблей, трав, направление складок платья, свисающих концов шали все неуловимо вторит этому движению и делает его необратимым.

Борисов-Мусатов Виктор

Весна. В. Борисов-Мусатов.

В том же году Мусатов создает одно из самых совершенных своих произведений – “Гобелен” –  живописную элегию, музыку в красках, ясную и прозрачную

Обобщенные статичные пятна, размеренный ритм линий, форм рождают настроение печального угасания. Лица обеих девушек грустно-спокойные, движения плавные, медленные. Многочисленные оттенки сведены к серовато-розовым и перламутрово-сиреневым. Техника исполнения подобна вытканному блеклым шелком гобелену.

Почувствовав, что возможности станковой картины ограничивают ту степень декоративной выразительности, к которой Мусатов так стремился, последующие большие работы он решает целиком по законам монументально-декоративной живописи. Таков Водоем. Как и всегда, проведена большая подготовительная работа этюды, наброски, эскизы… Героини полотна сестра и невеста художника.

Это уже не мираж Гобелена, а чарующая элегия, поэтическое преломление прекрасной реальности. Линии горизонта изображать не понадобилось: гладь водоема не только стала изумительным фоном для двух мечтательных созданий, но и отразила синее в кружевах полуденных облаков небо, высокие деревья и приземистые кусты.

Все разнообразие теплых и холодных красок дивного летнего дня слилось в чарующую мелодию стройную, светлую, возвышенную. Столь же гармоничны и плавные очертания обеих фигур; линии одной как бы повторяются или продолжаются в повороте головы, торса, рук другой, изгибах складок одежды, в округлых очертаниях пруда.

Три стихии земля, вода, небо и в их окружении очаровательные создания, высшее творение природы. “Дама в голубом”, “Призраки”, “Прогулка при закате”, “Девушка в ожерелье”, “Реквием”… Все сильнее ощущалась тоска по прошлому, переходящая в скорбь по ушедшим.

Борисов-Мусатов Виктор

Гобелен. В. Борисов-Мусатов, 1901 г.

Последние свои дни Мусатов провел в Тарусе, где создал пастель “Куст орешника”, которому предшествовал ряд акварельных этюдов. Художник прожил всего тридцать пять лет, и был похоронен на высоком берегу Оки, на месте, которое он сам указал. Но остались его поэтичные и одухотворенные живописные элегии, чарующие музыкой линий, форм и красок.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи “Живописные элегии Борисова-Мусатова” А. Алехина, М. 1992 г.

Источник: https://www.5arts.info/simvolizm-borisova-musatova_1870-1905/

Просто красивая эпоха: Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов

Борисов-Мусатов Виктор

Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей. Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. Но в трехлетнем возрасте мальчик упал, да так сильно, что со временем у него стал расти горб. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Этому способствовала безграничная родительская любовь. До наших дней сохранилась самодельная книжечка П.П. Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве. Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием.

Рисовать он начал в шесть лет. «Около Саратова на Волге есть остров, — вспоминал позднее сам Борисов-Мусатов. — Этот остров называется Зелёным. В детстве он был для меня чуть ли не “Таинственный остров”. Я знал только один ближайший его берег. Он был пустынен, и я любил его за это. Там никто не мешал мне делать первые робкие опыты с палитрой».

С 11 лет Виктор — ученик второго класса Саратовского реального училища. Учиться мальчику нравилось, но особенно старателен он был в черчении и рисовании. Контурные карты в его исполнении становились целыми картинами. Море около берегов обводилось необыкновенно живописной краской, горы растушевывались с удивительной тщательностью, реки и озера покрывались волнами.

В училище Виктор обзавелся большим количеством друзей. Ребята к нему относились по-доброму, не смеялись над его бедой, да и Виктор «…был великолепный товарищ, всегда отзывчивый и даже, насколько я помню, веселый, что придавало особенную трогательность его маленькой фигурке», — вспоминал впоследствии один из его соучеников.

С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью. Художественной школы в Саратове не было. Обучать рисунку и живописи мальчика взялся преподаватель училища, Василий Васильевич Коновалов. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика.

В 1885 году в Саратове открылся Радищевский музей, содержавший большое количество художественных произведений признанных классиков живописи. Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту. И, несмотря на то, что здоровье его было слабым, а от нагрузок сильно болела спина, Виктор решает навсегда связать свою жизнь с живописью.

Одна из первых картин, написанная им в те годы и сохранившаяся до наших дней, «Окно» находится в Государственной Третьяковской Галерее.

Борисов-Мусатов Виктор

В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет. Параллельно — он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств.

Он очень хочет продолжать свое обучение в Петербурге, но сырой питерский климат плохо влияет на его здоровье. Художник вынужден оставить Петербург. Учась в МУЖВЗ, Виктор посещает кружок, где в жарких спорах и долгих дискуссиях молодые художники пытаются найти новые способы и стили в живописи.

Там впервые он встретится со своей будущей женой Еленой Владимировной Александровой, тоже художницей.

После окончания МУЖВЗ Борисов-Мусатов хочет продолжить свое художественное образование. Для этого он готовится к поездке во Францию. Но сердце все время напоминает о Елене Владимировне. Он предлагает ей ехать вместе. Но нет…Ее чувств к нему еще слишком мало, чтобы отважиться на такой поступок. И он едет один.

Три зимы Борисов-Мусатов проводит в Париже.

“Мои художественные горизонты расширились, — рассказывал он впоследствии, — многое, о чем я мечтал, я увидел уже сделанным, таким образом, я получил возможность грезить глубже, идти дальше в своих работах”.

Так значимо было все то, что этот усердный ученик и неутомимый исследователь нашел в современном французском искусстве. Больше всего Борисов-Мусатов интересовался импрессионизмом и художниками-символистами.

Но каждое лето он проводил в родном Саратове, в окружении родных — матери и младших сестер. Особенно он был близок с сестрой Еленой. Она была его самая частая модель.

Для нее мать по просьбе художника сшила платье под старину, а кринолин Виктор сделал сам. Ему очень нравится этот женский образ – чистый, неотмирный, из каких-то далеких времен.

«Женщина в старинном платье с кринолином менее чувственна и больше похожа на облака и на деревья…» — считал Мусатов.

Борисов-Мусатов Виктор

В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей.

Но где же взять натуру, где взять моделей? Позировать странному, похожему на доброго гнома художнику, хотя и сохранявшему в одежде и в облике парижскую элегантность, для многих провинциальных девиц — дело предосудительное! «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может.

Где я найду моих женщин прекрасных? Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам?»- пишет художник. И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру. С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника. Ученичество позади.

Надо искать себя и пытаться воплотить неземно прекрасный и мучительно трудный образ женской красоты, который не дает покоя художнику. «Есть художники, — писал о Борисове-Мусатове М. Волошин, — которые всю свою жизнь влюблены в одно лицо. Их волнует не красота, т. е.

Читайте также:  Робби уильямс: биография, лучшие песни, интересные факты, слушать

не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Этой некрасивости посвящают они все свое творчество, украшают ее всеми сокровищами своего таланта, опрозрачивают, возводят ее на престол и силой своей любви создают из «некрасивости» новую Красоту».

А за натурой Борисов-Мусатов ездит в старинные дворянские усадьбы: Слепцовка, Зубриловка, Введенское. Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году. Туда он отправился в сопровождении сестры Елены и, теперь уже невесты, Елены Владимировны Александровой.

По рассказу сестры художника Елены Эльпидифоровны, Мусатов «усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин». Признанным шедевром этого года стал «Водоем». В. К. Станюкович вспоминал о первом впечатлении, полученном от встречи с картиной «Водоем»: «Мы пришли к Виктору из мутной жизни.

Мы были ослеплены, красками, не понимали… Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали. Стояла тишина. Виктор ходил в другой комнате. «Как хорошо… Боже, как хорошо!» — прошептал кто-то тихо. И широкая струя счастья залила наши сердца, словно не было низенькой мастерской, дождя за окном, этих длинных провинциальных буден.

Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели — счастливые, радостные. И Виктор улыбался, радостно смущенный».

Борисов-Мусатов Виктор

В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой.

«Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», — пишет В. Станюкович. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Её изображение мы видим на многих работах мужа. Она помогала давать названия картинам. «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» — все эти названия были даны ею. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна, которая пойдет по стопам родителей. Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище. Станет книжным графиком. Доживет до 1991 года.

По воспоминаниям сестры В. Э.

Борисова-Мусатова Елены Эльпидифоровны: «Елена Владимировна… любила живопись, но рисовала в другом жанре — предпочитала пейзажи, заглохшие места в лесу, или где-нибудь у реки, иногда писала портреты.

В отношении к брату она очень хорошо понимала и чувствовала стремление его к творчеству, и всегда старалась внимательно поддерживать в моменты его меняющихся душевных настроений».

Мусатов много работает. В год создавал по 6-9 законченных полотен. Но его стиль приходится по вкусу далеко не всем. Он мало выставляется, его картины редко покупают. Но зато его много критикуют или не говорят о нем вовсе. Но есть верные друзья.

Борисов-Мусатов Виктор

Они не оставляют его, зная, как трудно живется семье художника. Особенно близки им были Владимир Константинович и Надежда Юрьевна Станюкович. Владимир Станюкович станет одним из первых биографов Борисова-Мусатова.

А Надежда Юрьевна была одной из постоянных моделей художника и просто очень близким по духу человеком. Поэтому ее ранняя тяжелая кончина не могла не отразиться на художнике.

«Ее смерть, — писал он, — примирила меня со смертью вообще… В мою душу, я чувствую, вливается какое-то спокойствие».

Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Ему было 35 лет. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях.

Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе. А в родном Саратове чудом уцелел флигель, в котором Борисов-Мусатов жил еще до отъезда во Францию. Теперь там — филиал Саратовского государственного художественного музея имени А. Н.

Радищева с постоянной экспозицией, посвященной художнику.

Источник: https://www.pravmir.ru/prosto-krasivaya-epoxa-viktor-elpidiforovich-borisov-musatov/

Виктор Борисов-Мусатов — Краткая биография художников — Изобразительное искусство

Имя при рождении Виктор Борисов-Мусатов Фотография Борисов-Мусатов Виктор Виктор Борисов-Мусатов Информация

Русский художник, представитель символизма. Перенесенная в детстве травма сделала его горбуном и подорвала здоровье, но не помешала стать одним из прекраснейших лирических художников своего времени. В молодости Борисов-Мусатов проявил особый интерес к живописной системе импрессионистов, что сказалось на его ранних работах В1898 году художник написал картину «Автопортрет с сестрой», впервые пытаясь создать свой прекрасный мир. где реальность переплетена с вымыслом Он рисовал молодых женщин в старинных нарядах на фоне русских усадеб, соединяя материальность предметов и эфемерность мечты. Но это были не костюмированные реконструкции прошлого, а элегическая поэма о безвозвратно ушедшем («Гобелен», 1901; «Водоем». 1902). Своей эстетской утонченностью, отрешенностью от земных забот дамы Борисова-Мусатова напоминали героинь полотен М. Дени, Творчество мастера было высоко оценено в России и за рубежом, однако это не принесло ему достатка на протяжении всей жизни художник бедствовал.

Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После жил и работал в Париже. Под влиянием французской школы живописи сформировался особенный стиль художника. Критики отмечали новаторское, экспериментальное начало в его картинах. Был одним из руководителей Московского товарищества художников. Просмотреть картины Борисова-Мусатова
Биография и творческая деятельность

Известный русский художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года. Вследствие несчастного случая мальчик в трехлетнем возрасте сделался горбатым. В 1881 году будущий художник поступает в саратовское реальное училище.

Именно здесь проявились художественные способности молодого человека. Из всех предметов Виктор больше нравилась живопись. Его первым педагогом по рисованию был выпускник петербургской Академии художеств В.

Коновалов, который и посоветовал мальчику посвятить себя живописи.

В 1890 году Борисов-Мусатов успешно сдал экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, однако предпочел переехать в Петербург. Здесь он становится вольнослушателем Академии художеств, начинает посещать частную мастерскую П. Чистякова, учениками которого в разные годы были И. Репин, В. Серов, М. Врубель.

Этот петербургский период стал важным этапом становления художника Борисова-Мусатова. Однако в 1893 году вследствие обострившейся болезни живописец покидает Петербург и возвращается в Москву. Здесь он окунается в атмосферу творческих исканий. Молодые художники — И.И. Левитан, М. Нестеров, В.А. Серов, К.А. Коровин, А.Е.

Архипов — новаторы в живописи — боролось за обновление искусства. Знакомство с творчеством Н.Н. Ге и его новой картиной «Распятие», а также их беседы оказали большое влияние на творческое мировоззрение молодого художника. Борисов-Мусатов продолжил обучение в МУЖВЗ под руководством В. Поленова, а в 1895 уехал учиться в Париж.

В Париже за три года ежедневных посещений Лувра и мастерской Кормона художник выработал свой стиль и получил признание. Борисов-Мусатов уже собирался возвращаться в Россию, однако внезапное обострение болезни вынудило его задержаться.

По возвращении в Россию в 1898 году живописец поселяется в Саратове, где продолжает много работать.

Смерть матери и необходимость заботиться о малолетней сестре заставили его переехать в Москву. В 1899 году Борисов-Мусатов вступает в члены московского Товарищества художников и становится одним из руководителей этой организации. В его обязанности входило организация выставок Товарищества в Москве и Петербурге, на которых, кстати, были показаны все наиболее значимые работы художника.

1901 год — период наибольшего творческого расцвета мастера. С 1901 по 1904 годы Борисов-Мусатов создает наиболее значительные свои произведения, некоторые из которых были признаны шедеврами русской живописи. Можно отметить полотна «Весна», «Гобелен» (1901), «Водоем» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903 — 04), «Призраки» (1903).

Критика отмечала новаторское, экспериментаторское начало в его картинах. По словам К. Петрова-Водкина, Борисов-Мусатов придал поэзии «прочную живописную форму». Его произведения отличались почти архитектурной выстроенностью. Его стилистические открытия оказали большое влияние на художественный язык русского искусства на рубеже XIX и XX веков.

Он создал живописную систему, суть которой — единение реального мира и мира условного, призрачного видения.

В 1904 году персональная выставка Борисова-Мусатова с успехом прошла в Германии. Работы художника вызвали восторженные отклики критики. В это же время живописец получил заказ в Москве на исполнение двух циклов монументально-декоративных росписей.

Однако этим замыслам не суждено было воплотиться. Последние месяцы жизни художник провел в Тарусе, создал ряд великолепных пейзажей, выполненных акварелью и пастелью.

В планах художника была большая картина «Венки васильков», он создал немало эскизов для циклов росписей, начал работу над «Реквиемом».

Умер Борисов-Мусатов 26 октября (8 ноября) в 1905 году в Тарусе.

Дата рождения 2 (14) апреля 1870 Дата смерти 26 октября ( 8 ноября ) 1905 (35 лет) Фотографии работ Борисов-Мусатов Виктор Борисов-Мусатов Виктор Борисов-Мусатов Виктор Жанры Стили и направления

  • Академизм
  • Ар — нуво
  • Импрессионизм
  • Модерн
  • Постимпрессионизм
  • Символизм

Техника

  • Акварель
  • Гуашь
  • Масляная живопись
  • Пастель
  • Сангина
  • Темпера
  • Тушь

Видео Страна Россия Влияние

Заголовок Фотография

Источник: https://xn—-7sbcgnakcfedyj2aihfx3aballv1t.xn--p1ai/art/2-kratkaya-biografiya-hudojnikov/2918-viktor-borisov-musatov

В.Э. Борисов-Мусатов «Призраки»

Борисов-Мусатов Виктор

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905)

   Ярким представителем элегии (эле́гия — лирический жанр, основой которого являются разные романтические переживания, выражения печали, или эмоциональные результаты философских размышлений, выраженные в свободной стихотворной форме), в отечественном изобразительном искусстве, был лидер Московского товарищества художников Борисов-Мусатов.

   Все живописные шедевры, автор создал за последние пять лет своей недолгой жизни.

Художник выработал свой неповторимый утончённый живописный стиль, состоящий из глубоко переработанных принципов импрессионистической пленэрной живописи с некоторым декоративизмом и символизмом.

В наполненных элегическим чувством полотнах, нашли эмоционально-проникновенное отражение, настроения «серебряного века» русской культуры.

   Большое внимание художник уделял красивым пейзажам, проникнутым мистическим таинством, в которых подчёркивалась гармония человека и природы. Борисова-Мусатова называли певцом «дворянских гнёзд» за его любовь к старым усадьбам, тенистым паркам и зеркальным прудам.

Читайте также:  Ив монтан: биография, лучшие песни, интересные факты, слушать

Одним из таких любимых мест в Саратове было старинное поместье Зубриловка.

Именно там художник черпал вдохновение и проявил свою опоэтизированную богатую фантазию, а его музами, которых он чаще всего изображал на своих загадочных лирических полотнах, были его сестра и жена.

Борисов-Мусатов Виктор

Призраки. 1903. Холст, темпера. 117х144,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

   Картина «Призраки» стала признанной вершиной творчества художника и заняла почётное место в государственной Третьяковской галерее. На первый взгляд картина может показаться невыразительной и мрачноватой. Художника на создание этой мистической работы вдохновила грустная осенняя пора с её блеклыми тонами красок увядающей природы, большими тёмно-серыми тучами, густыми белыми туманами.

   Поражает необычная техника исполнения работы: смелая широкая манера нанесения мазка кистью, уравновешенный колорит, интересная ритмичная композиция. Темпера нанесена таким тонким слоем, что можно видеть крупнозернистую структуру холста. Этим приёмом живописец показал не материальность изображённого им сюжета.

   На переднем плане картины изображены загадочные женские фигуры в широких, длинных, атласных платьях.

В поздних сумерках они, словно сотканные из тумана, проплывают по партерному парку в своих старинных, соприкасающихся с землёй, одеяниях.

Одна уже на половину скрылась за рамкой холста, другая с опущенными вниз глазами грациозно движется за первой. Кто эти загадочные дамы? Возможно это обитательницы большого дворца с высокими колоннами.

   Это воздушное нерукотворное сооружение, словно упирается в небо своим шпилем и почти сливается с осенними серыми тучами.

Рядом с ним видны странные белоснежные фигуры, стоящие по краям лестницы ведущей к входу в таинственный дворец, они похожи на ожившие каменные статуи, которые решились вслед за призрачными дамами, спуститься с лестницы и погулять в окрестностях парка.

Эти пастельные размытые видения настолько зыбки, что в любой момент могут изменить свою форму, стать ускользающей дымкой.

   К необычной картине Борисова-Мусатова хорошо подходят проникнутые элегическим тоном сочинения Василия Андреевича Жуковского, жившего в ту эпоху, которую так сильно любил художник.

Стихотворение В.А.Жуковского — Таинственный посетитель.

  • Кто ты, призрак, гость прекрасный?
  • К нам откуда прилетал?
  • Безответно и безгласно
  • Для чего от нас пропал?

Где ты? Где твое селенье?

Что с тобой? Куда исчез?

  1. И зачем твое явленье
  2. В поднебесную с небес?
  3. Не Надежда ль ты младая,
  4. Приходящая порой
  5. Из неведомого края
  6. Под волшебной пеленой?
  7. Как она, неумолимо
  8. Радость милую на час
  9. Показал ты, с нею мимо
  10. Пролетел и бросил нас.
  11. Не Любовь ли нам собою

Тайно ты изобразил?..

  • Дни любви, когда одною
  • Мир для нас прекрасен был,
  • Ах! тогда сквозь покрывало

Неземным казался он…

  1. Снят покров; любви не стало;
  2. Жизнь пуста, и счастье — сон.
  3. Не волшебница ли Дума
  4. Здесь в тебе явилась нам?
  5. Удаленная от шума
  6. И мечтательно к устам
  7. Приложивши перст, приходит
  8. К нам, как ты, она порой
  9. И в минувшее уводит
  10. Нас безмолвно за собой.
  11. Иль в тебе сама святая

Здесь Поэзия была?..

  • К нам, как ты, она из рая
  • Два покрова принесла:
  • Для небес лазурно-ясный,
  • Чистый, белый для земли;
  • С ней все близкое прекрасно,
  • Все знакомо, что вдали.
  • Иль Предчувствие сходило
  • К нам во образе твоем
  • И понятно говорило
  • О небесном, о святом?
  • Часто в жизни так бывало:
  • Кто-то светлый к нам летит,
  • Подымает покрывало
  • И в далекое манит.

   Изображённый сюжет полотна завораживает своим необычным спокойным музыкальным ритмом. По-моему картина воспринимается как окно в «иной мир», где существует свой закон, свои правила, где всё тихо и умиротворённо.

Здесь соединяется поэтическое воображение и утончённое чувство воздушной успокаивающей атмосферы. Автор картины, испытывая грусть по прошедшей эпохе, людям, населявшим её, настолько проникся той очаровательной средой, что невольно открыл дверь в тонкий духовный мир.

С помощью красочных симфоний, художник сумел выразить лирические эмоциональные переживания своей нежной и любящей души.

Статью подготовил Петряков Руслан

Источник: http://iz-sssr.ucoz.ru/publ/opisanija_kartin/v_eh_borisov_musatov_prizraki/6-1-0-54

Борисов-Мусатов В.Э. Призраки. 1903 г

1luga

Борисов-Мусатов В.Э. Призраки. 1903. Холст, темпера. 117 х 144,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

… грядет осень 1902 г., Борисов-Мусатов остается один в усадьбе — он тяжело переживает это время года. Картина «Призраки» — две грани, два полюса его душевного мира. Гармония счастья и тревога утраты, осеннее умирание надежд как предчувствие собственного осеннего ухода.

Замысел картины «Призраки» родился в 1902 году под впечатлением осенних  дней, проведенных в старинном поместье Зубриловка. Однако достоверное воспроизведение архитектурных ансамблей никогда не занимало художника (в отличие от современников — мирискусников), и его романтические дворянские усадьбы были таким же плодом воображения, что и населявшие их очарованные персонажи.

В красочных симфониях русского живописца нашла выражение та сложная духовная реальность, что была соткана из тончайших лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов — она, как казалось, до Мусатова была подвластна лишь музыке или поэтическому гению.

Атмосфера безмолвной грусти царствует в Призраках, в поздних сумерках проплывают по партерному парку женские фигуры, словно материализовавшиеся из тумана печальные «гении местности»; смутные видения столь зыбки, бестелесны, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть, не исключая и громаду старинного дворца.

Грань между полувымыслом-полуреальностью, полусном-полуявью не умел, не хотел провести сам поэт-живописец — о магической двойственности сцены говорят и странные белые фигуры, фланкирующие лестницу: то ли оживают в неверном свете каменные статуи, то ли процессия призраков медленно   скользит   в   сад   своей   земной   жизни…

Настроения «серебряного века» русской культуры наиболее полное, любовно-проникновенное отражение нашли в творчестве Борисова-Мусатова. Изменчивая неуловимость и ирреальность его поэтических фантазий парадоксальным, но весьма убедительным образом сочеталась с пластической монументальностью живописи.

Темпера, нанесенная тонким матовым слоем, не скрывает рельефа крупнозернистого холста, и полотна выдающегося живописца с их широкой манерой письма, великолепным ритмом, сгармонизированным колоритом превращались в своеобразные нетканые гобелены, способные своим декоративным размахом «держать» обширные стенные плоскости подобно фреске или настоящим коврам.

Эта работа завершает саратовский период творчества Бори­сова-Мусатова. Есть соблазн этой своеобразной «прощальностью» объяснить ее настроение — настроение щемящей грусти, почти тоски. Но вряд ли тут существует какая-то пря­мая связь.

Борисов-Мусатов — художник одной темы, одной художественной идеологии, однако эта тема интерпретиру­ется в «лучах» разного настроения.

На этот раз зубриловский пейзаж становится вместилищем и выражением мысли о скоротечности жизни; о том, что все кончается, истончает­ся, исчезает; об умирании без воскресения, в конце концов.

Минутная прихоть художественного гения? Наверное, нет. Борисов-Мусатов — при всей своей мягкой элегичности — художник трагического мировосприятия.

Без сомнения, в этой картине он выступает наиболее последовательным сим­волистом: в мистические тени здесь у него превращаются не только люди, но и парк, и сам барский дом.

Но вместе с тем на глазах материализуется символ «иного мира», становящего­ся реальностью в краткие предрассветные часы. «Призраки» были одной из первых картин, приобретенных (в 1905 году) Третьяковской галереей у вдовы Борисова-Мусатова.

  • Картина «Призраки» в деталях
  • Мистическое видение

Вереницы фигур — одна из отличительных черт мусатовского мира. Эта работа — не исключение, но здесь эта вереница призра­ков «проплыла» в мгновение, предшест­вующее изображен­ному. Свидетельством тому — обрезанный левой границей хол­ста край старинного платья исчезающей на наших глазах фигуры.

Уже знакомый нам зубриловский барский дом с характерной полу­ротондой и лестницей, «обрамленной» стату­ями, в неверном пред­рассветном свете тоже кажется призраком былого.

  1. Последний призрак, помещенный в компози­ционный центр картины, напоминает вибриру­ющее пятно тумана, которое вот-вот растает в первых лучах восходящего солнца.
  2. Художник вновь пишет темперой по холсту, но на этот раз достигает иного эффекта: про­свечивающий сквозь краску холст делает сам образ, созданный Бори­совым-Мусатовым, зыб­ким и ненадежным.
  3. Источники:
  • Борисов-Мусатов: 50 художников. Шедевры русской живописи. 2010 год, вып. 48./ текст Александр Панфилов. – М.: ООО «Де Агостини», 2011. – 31 с.
  • Русские художники от «А» до «Я»./ Е.М. Адленова, И.А. Борисовская, Т.И. Володина, Е.С. Гордон и др. — М.: Слово/ SLOVO, 1996. — 216с.

Источник: https://1luga.livejournal.com/532960.html

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Призраки»

Эта картина является завершающим штрихом к саратовскому циклу художника, написанному в Зубриловке в период между 1902 и 1903 годом. До этого Борис-Мусатов успел написать в усадьбе другие полотна («Водоем», «Дама у гобелена»), которые мотивно соотносились с «Признаками», уступая им по мощи создаваемого настроения. Как вспоминает жена художника, сама осенняя природа с ее тоскливыми днями способствовала созданию исполненных поэтической грусти полотен. Это же настроение переживала и некогда цветущая усадьба, которая в былые времена принимала Державина и Крылова, а сейчас находилась в запустении. Именно Зубриловка, а вернее, ее южная сторона, была запечатлена в «Призраках».

Полотно изображает удаляющиеся полупрозрачные фигуры женщин. На лице одной из них запечатлено печальное молчание, понимание невозможности выразить внутреннюю драму словами. Вообще, женщина в понимании философов и литераторов Серебряного века олицетворяла «Душу Мира», некую трансцендентную сущность.

В данном полотне женщины не лишены черт таинственности, однако основной смысл, вкладываемый в их образы, другой: прощание со старым дворянским укладом, канувшим в Лету, и ожидание нового, «железного» века.

Нечто подобное испытывали и герои «Вишневого сада» А. Чехова… Из-за тематики своих произведений художник прослыл «певцом дворянских гнезд», а его полотна называли лирическим дневником умирающей прежней России.

Художественная манера Борисова-Мусатова оказывается близкой стилю живописцев XVIII века (Рокотова, например), и символистов изображением мира, как некой дымки, легкой завесы над таинственным Нечто.

В «Призраках» этот эффект достигается применением особой гаммы красок, из-за которых расплываются и сливаются черты не только признаков, но и самой усадьбы. Все это создает впечатление миражности, зыбкости полотна.

Кажется, что под изображением кроется еще одна реальность, однако и она сама не прочнее газовой ткани.

(3 votes, average: 5,00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-viktora-borisov-musatova-prizraki/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector