Энгр доминик «апофеоз гомера» описание картины, анализ, сочинение

Энгр Доминик

Энгр Жан Огюст Доменик (классицизм)

Энгр — один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Учился в Тулузской академии изящных искусств. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида.

Усвоив классицистическую систему с ее культом античности, Энгр намеренно отказался от революционности классицизма Давида, отрицая современность и выражал своим творчеством единственное желание — уйти от жизни в мир идеального. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею.

Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому.

В начале 19-го столетия Энгр уезжает в Италию, где много рисует архитектуру Вечного города, а в одном из маленьких тондо (круг), выполненных маслом, изобразил домик Рафаэля. Этот великий итальянский художник всю жизнь был кумиром, образцом подражания для Энгра.

В Риме художник создает один из лучших портретов своего друга — художника Франсуа Мариуса Гране. По настроению портрет предвещает новое мироощущение романтиков. Неким отходом от привычного классицизма, предвестием романтического направления было появление в произведениях Энгра такого экзотического мотива, как одалиски с их восточными атрибутами: чалмой, веером, чубуком и пр.

В женских портретах у Энгра появлется чрезмерное увлечение антуражем, аксессуарами, разнообразной фактурой предметов: шелком, бархатом, кружевами, штофом обоев. Все это создает сложный орнаментальный узор.

В тематических картинах 10-х годов Энгр остается верен классицизму — темы берет из мифологии, из истории древних времен.

Развивая традиции французского карандашного портрета, Энгр создает «Портрет Паганини», групповые портреты французского консула Стамати, женские карандашные образы и пр.

Но главным трудом его в этот период становится алтарный образ для церкви его родного города Монтабана, получивший название «Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства». Именно это творение принесло художнику успех, отныне он становится признанным главой официальной французской школы.

В 1824 году Энгр возвращается после 18-летнего отсутствия на родину, избирается академиком, награждается орденом Почетного легиона, открывает свое ателье и отныне до конца дней остается вождем официального академического направления. Энгр всегда был далек от политики и не принимал участия в событиях 1830г.

Последние годы мастера, общепризнанного и всеми почитаемого, омрачены жесточайшими битвами его сначала с романтиками во главе с Делакруа, затем с реалистами, которых представлял Курбе. Энгр много работает в эти преклонные годы, не теряя творческой активности.

Энгр умер, когда во Франции уже давно процветал реализм ничем не прикрашенной действительности.

Портрет мадам Ривьер (1805)

Энгр Доминик Перед нами мадам Ривьер, портрет которой вместе с дочерью был заказан ее мужем. Особое значение имеет избранная им композиция овала, вписанная в прямоугольник. Этот овал подчеркивает текучесть складок платья, кашемировой шали, мягкость голубых бархатных подушек.

Портрет художника Франсуа Мариуса Гране (1807)

Энгр Доминик Это портрет друга художника Франсуа Гране, тоже художника. Энгр помещает его на фоне римского пейзажа, вполоборота, спокойно глядящим на зрителя. Но за этим внешним спокойствием скрыто врутреннее напряжение, которое ощущается в предгрозовой атмосфере, в сизых тучах, нависших над Римом. Эти серо-зеленоватые тучи перекликаются с десятками полутонов, которыми написан плащ модели. Весь портрет по настроению предвещает новое мироощущение романтиков.

Портрет Луи Франсуа Бертена (Старшего) — 1832

Энгр Доминик Это замечательный портрет главы политической прессы 30-х годов, владельца газеты. Это могучий седой старик с умным, спокойным взглядом «хозяина жизни и обстоятельств». Портрет написан с такой силой и верностью, что современники называли его изображением «Юпитера-Громовержца нового времени», а когда Бертен появлялся на улице, говорили:»Вот идет портрет Энгра».

Источник (1856)

Энгр Доминик Картина написана в конце жизни художника. Это самое пленительное произведение старого мастера. Здесь изображена юная девушка, держащая кувшин, из которого льется вода, — аллегорический образ живительного вечного источника жизни, в котором ему удалось с необычайной силой и страстностью прославить жизнь.

Обет Людовика XIII (1824)

Энгр Доминик Это алтарный образ для церкви города Монтобана, получивший название «Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства». Энгр нарочито решил образ мадонны близким к Сикстинской мадонне, выражая свое преклонение перед Рафаэлем и следование заветам художника. Полотно принесло художнику небывалый успех.

Портрет мадам Девосе (1807)

Энгр Доминик Доверчиво и просто смотрит на нас молодая, прекрасная и счастливая женщина, исполненная достоинства и независимости. Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. И лишь полураскрытый веер, который она держит в руке, придает скромному облику юной женщины оттенок легкой шаловливости. Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик. Темный бархат платья мягко контрастирует с теплой, золотистой кожей, с алой шалью и красной спинкой кресла. Из коричневого фона картины выступает изящная голова с гладко причесанными каштановыми волосами. Портрет мадам Девосе считают самым пленительным портретом кисти Энгра.

Портрет мадемуазель Ривьер (1805)

Энгр Доминик

Одно из наиболее известных полотен художника. Фигура девушки в белом платье, словно статуя, возвышается на фоне пейзажа. Энгр стремился запечатлеть прекрасный облик девушки, сохранить во времени такой хрупкий, такой недолговечный дар, как молодость и красота. Круглое лицо девушки обрамлено гладкой прической, на нем выделяются удлиненные глаза, черные густые брови, яркие полные губы.

Художник несколько изменил пропорции девушки — слишком удлиненная шея, выступающая спинка носа — однако это не портит впечатление от портрета.

Фигура девушки, ее взгляд выражают доброжелательность и гордое чувство собственного достоинства, однако, с чуть заметным налетом грусти. Кажется, девушка предчувствует свою судьбу, т.к. в год написания портрета юная Каролина (ей было лет 15) умирает.

Отец Каролины был придворным Наполеона. Он заказал художнику три портрета — свой, жены и дочери.

Юпитер и Фетида

Энгр Доминик Сюжет картины заимствовавн из первой песни «Илиады». Чтобы сильнее подчеркнуть эмоциональность образов, художник пишет Юпитера непомерно огромным рядом с Фетидой, тело которой также как будто лишено анатомической правильности: неестественно вывернута ее левая рука, слишком велика шея, — и все это с целью усилить взволнованность ее состояния, страстность ее мольбы.

Послы Агамемнона в шатре у Ахилла (1804)

Энгр Доминик

  • Антиох и Стратоника (1)
  • Антиох и Стратоника (2)
  • Апофеоз Гомера (1827)
  • Большая одалиска
  • Эдип и Сфинкс (1808)
  • Мадонна
  • Мадонна перед чашей с причастием
  • Наполеон I
  • Одалиска с рабыней (1839)
  • Одиссей (этюд)
  • Персей и Андромеда
  • Портрет месье де Норвана (1811-1812)
  • Портрет баронессы Ротшильд (1848)
  • Портрет герцога Фердинанда-Филиппа Орлеанского(1844)
  • Портрет Иосифа-Антуана Молтедо
  • Портрет мадам Дельфины Рамель (1859)
  • Портрет мадам Эймон (1806)
  • Мадам Гортензия Рейзет (1846)
  • Портрет мадам Инес Муатессье (1856)
  • Портрет мадам Луизы Лебланс
  • Портрет мадам Муатессье (1851)
  • Портрет принцессы Альберт де Бролье (1853)
  • Рафаэль и Форнарина
  • Ромул, победитель Акрона, несет его доспехи в храм Зевса
  • Руджиер, освободивший Анджелику (1839)
  • Въезд дофина, будущего Карла V, в Париж (1821)
  • Портрет виконтессы де Оссонвиль
  • Юпитер и Антиопа (1851)

Источник: http://cvetamira.ru/engr-zhan-ogyust-domenik-1780-1867

Гомер « Книжная лавка

Энгр Доминик ГОМЕ́Р (греч. Homeros — «Заложник») — древнегреческий эпический поэт (возможно, находился в Элладе как заложник), о жизни которого мало достоверных данных.  Принадлежал к школе эолийских аэдов с о. Хиос, возможно, родом из Смирны в Малой Азии.  Предполагаемый автор поэм «Илиада» (ок. 730 г. до н. э.) и «Одиссея».

Содержание поэм, выросшее из сказаний микенской эпохи и древнегреческих мифов, служило источником тем и сюжетов античного искусства, а также, на протяжении многих столетий, — искусства Средневековья, эпохи Возрождения, Классицизма, Барокко, Романтизма, многих художественных стилей, течений, школ.  Поэзию Гомера изучали в древнегреческих и византийских школах.  В античности Гомера считали автором «Гомеровских гимнов» (см. Элевсинские мистерии) и комической поэмы «Батрахомиомахия».

По преданию, Гомер был слепым, боги наказали его за клевету на Елену Прекрасную.  Сохранились античные скульптурные портреты Гомера, в которых он представлен бородатым старцем с незрячими глазами, иногда с лавровым венком на голове.

  Гомер также изображается рядом с музой или с лирой в руках, а его стихи записывает на дощечку Каллиопа, муза эпической поэзии (рис. 192, 193).  На фреске Рафаэля «Парнас» (1508) в «Станцах Рафаэля» в Ватикане изображен в лавровом венке слепой Гомер, декламирующий стихи.

  Рядом с ним — Данте и Вергилий (см. также Данте в изобразительном искусстве).

Энгр Доминик

Рим. Станца дела Сеньятура.Рафаэль. Парнас (1510-1511 гг.)

Под влиянием композиции Рафаэля живописец французского академизма Ж.-О.-Д. Энгр в 1826—1827 гг. создал большую картину «Апофеоз Гомера» (использовав античный термин апофеоз, апофеосис).

Энгр Доминик

Жан Огюст Доминик ЭнгрThe Apotheosis of Homer 1827

Картина написана по заказу генерального директора Лувра для украшения зала средневекового искусства этого музея.  Художник изобразил восседающего на троне Гомера на ступенях перед фасадом древнегреческого храма ионического ордера (рис. 194).  Богиня победы Нике осеняет его голову лавровым венком.

  У подножия трона — аллегорические женские фигуры — «Илиада» и «Одиссея».  Вокруг расположились великие художники, поэты, композиторы, государственные деятели разных времен, в чьих делах, по мнению Энгра, «отразилась духовная сущность Гомера».

  Среди многих фигур узнаются Гесиод, Перикл, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Данте; из живописцев — Рафаэль, Н. Пуссен, Ш. Лебрен (сравн. «Вдохновение поэта»).

Яндекс.Словари › Словарь изобразительного искусства. — 2004—2009
Энгр Доминик

Сальватор Дали «Апофеоз Гомера»(Дневной сон Гала). 1944-1945.

Энгр Доминик

Скульптура Клодиона:Гомер, атакованный собаками, 1810

ГОМЕР  (Homeros),  греческий  поэт,  согласно  древней  традиции, автор Илиады  (Ilias)  и  Одиссеи  (Odysseia),  двух  больших  эпопей, открывающих
историю европейской литературы.

О жизни Гомера у нас нет никаких сведений, а сохранившиеся   жизнеописания  и  «биографические»  заметки  являются  более поздними  по  происхождению  и  часто  переплетены  с легендой (традиционные истерии  о  слепоте Гомера, о споре семи городов за право быть его родиной).

С  XVIII  в.  в  науке  идет  дискуссия  как  относительно  авторства, так и относительно  истории создания Илиады и Одиссеи, так называемый «гомеровский вопрос»,  за  начало  которого повсюду принимается (хотя были и более ранние упоминания)  опубликование в 1795 г. произведения Ф. А.

Вольфа под заглавием Введение  в  Гомера  (Prolegomena  ad  Homerum).  Многие  ученые,  названные плюралистами,  доказывали, что Илиада и Одиссея в настоящем виде не являются творениями Гомера (многие даже полагали, что Гомера вообще не существовало), а созданы в VI в. до н. э.

, вероятно, в Афинах, когда были собраны воедино и записаны  передаваемые  из поколения в поколение песни разных авторов. А так называемые  унитарии отстаивали композиционное единство поэмы, а тем самым и единственность  ее  автора.

  Новые  сведения об античном мире, сравнительные
исследования  южнославянских  народных  эпосов  и детальный анализ метрики и стиля   предоставили  достаточно  аргументов  против  первоначальной  версии плюралистов,  но  усложнили  и  взгляд  унитариев.

Историко-географический и языковой  анализ Илиады и Одиссеи позволил датировать их примерно VIII в. до н.  э.,  хотя  есть  попытки  отнести  их  к  IX  или  к VII в. до н.э. Они, по-видимому,  были  сложены  на  малоазийском  побережье  Греции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов.

Читайте также:  Суриков "вид памятника петру i на сенатской площади" описание картины, анализ, сочинение

В  настоящее  время  не подлежит сомнению, что Илиада и Одиссея явились результатом  долгих веков развития греческой эпической поэзии, а вовсе не ее началом.

  Разные  ученые  по-разному  оценивают,  насколько велика была роль творческой   индивидуальности  в  окончательном  оформлении  этих  поэм,  но превалирует  мнение, что Гомер ни в коем случае не является лишь пустым (или собирательным)  именем.

  Неразрешенным  остается  вопрос, создал ли Илиаду и Одиссею  один  поэт или это произведения двух разных авторов (чем, по мнению многих  ученых,  объясняются  различия в видении мира, поэтической технике и языке  обеих  поэм).

  Этот  поэт  (или поэты) был, вероятно, одним из аэдов, которые,  по меньшей мере, с микенской эпохи (XV-XII вв. до н.э.) передавали из  поколения  в  поколение  память  о  мифическом  и  героическом  прошлом.

Существовали,   однако,  не  пра-Илиада  или  пра-Одиссея,  но  некий  набор устоявшихся  сюжетов и техника сложения и исполнения песен. Именно эти песни стали  материалом  для автора (или авторов) обеих эпопей.

Новым в творчестве Гомера  была свободная обработка многих эпических традиций и формирование из них  единого  целого с тщательно продуманной композицией. Многие современные ученые  придерживаются  мнения,  что  это  целое  могло  быть создано лишь в письменном  виде.

  Ярко  выражено  стремление  поэта  придать  этим объемным произведениям определенную связность (через организацию фабулы вокруг одного основного  стержня,  сходного построения первой и последней песен, благодаря параллелям,  связывающим отдельные песни, воссозданию предшествующих событий и   предсказанию   будущих).

   Но   более  всего  о  единстве  плана  эпопеи свидетельствуют  логичное,  последовательное  развитие  действия  и  цельные образы    главных   героев.   Представляется   правдоподобным,   что   Гомер пользовался  уже  алфавитным  письмом, с которым, как мы сейчас знаем, греки познакомились  не  позднее  VIII  в.

  до  н.э.  Реликтом традиционной манеры создания  подобных песен было использование даже в этом новом эпосе техники, свойственной   устной   поэзии.   Здесь  часто  встречаются  повторы  и  так называемый  формульный  эпический  стиль.

  Стиль  этот  требует употребления сложных   эпитетов   («быстроногий»,  «розовоперстая»),  которые  в  меньшей степени   определяются   свойствами  описываемой  особы  или  предмета,  а в значительно  большей  —  метрическими  свойствами самого эпитета.

Мы находим здесь  устоявшиеся  выражения, составляющие метрическое целое (некогда целый стих),  представляющие  типические ситуации в описании битв, пиров, собраний и  т.д. Эти формулы повсеместно были в употреблении у аэдов и первых творцов письменной  поэзии  (такие  же формулы-стихи выступают, например у Гесиода).

Язык  эпосов  также является плодом долгого развития догомеровской эпической поэзии.   Он   не   соответствует   ни  одному  региональному  диалекту  или какому-либо  этапу  развития греческого языка.

По фонетическому облику ближе
всего  стоящий  к  ионийскому  диалекту  язык Гомера демонстрирует множество архаических  форм,  напоминающих  о греческом языке микенской эпохи (который стал  нам  известен  благодаря  табличкам  с  линеарным письмом В). Часто мы встречаем   рядом   флективные   формы,  которые  никогда  не  употреблялись одновременно  в  живом языке.

Много также элементов, свойственных эолийскому диалекту,  происхождение  которых  до  сих  пор  не выяснено. Формульность и архаичность  языка  сочетаются  с  традиционным размером героической поэзии, которым был гекзаметр.

В плане  содержания  зпосы  Гомера  тоже  заключают  в  себе множество мотивов,  сюжетных линий, мифов, почерпнутых в ранней поэзии. У Гомера можно услышать  отголоски  минойской  культуры  и даже проследить связь с хеттской мифологией.

  Однако  основным  источником эпического материала стал для него микенский  период. Именно в эту эпоху происходит действие его эпопеи.

Живший в  четвертом  столетии  после  окончания  этого  периода,  который он сильно идеализирует,   Гомер  не  может  быть  источником  исторических  сведений о политической,   общественной   жизни,   материальной  культуре  или  религии микенского  мира.

Но в политическом центре этого общества, Микенах, найдены, однако,   предметы,  идентичные  описанным  в  эпосе  (в  основном  оружие и инструменты), на некоторых же микенских памятниках представлены образы, вещи
и   даже   сцены,   типичные   для  поэтической  действительности  эпопеи.

К микенской  эпохе были отнесены события троянской войны, вокруг которой Гомер развернул  действия  обеих  поэм. Эту войну он показал как вооруженный поход греков  (названных  ахейцами,  данайцами,  аргивянами) под предводительством микенского  царя Агамемнона против Трои и ее союзников.

Для греков троянская война  была  историческим  фактом, датируемым XIV-XII вв. до н. э. (согласно подсчетам Эратосфена, Троя пала в 1184 г.).  Сегодняшнее  состояние  знаний  позволяет  утверждать,  что, по крайней мере,   некоторые   элементы   троянской  эпопеи  являются  историческими. В
результате  раскопок,  начатых  Г.

  Шлиманом,  были  открыты  руины большого города,  в том самом месте, где в соответствии с описаниями Гомера и местной вековой  традицией  должна  была  лежать  Троя-Илион, на холме, носящем ныне название  Гиссарлык.  Лишь  на  основании  открытий  Шлимана  руины на холме Гиссарлык  называют  Троей.

Не совсем ясно, какой именно из последовательных слоев   следует   идентифицировать   с  Троей  Гомера.

  Поэт  мог  собрать и увековечить  предания о поселении на приморской равнине и опираться при этом на  исторические события, но он мог и на руины, о прошлом которых мало знал, перенести героические легенды, первоначально относившиеся к другому периоду,  мог  также  сделать  их  ареной  схваток,  разыгравшихся  на  другой  земле.

Действие Илиады происходит в конце девятого года осады Трои (другое название города  Илиос,  Илион,  отсюда  и  заглавие поэмы). События разыгрываются на протяжении нескольких десятков дней. Картины предшествующих лет войны не раз возникают   в  речах  героев,  увеличивая  временную  протяженность  фабулы.

Энгр Доминик

Гнев Ахилла. Шпалера по картону Рубенса. 1630—1635 гг.

Ограничение  непосредственного  рассказа  о  событиях столь кратким периодом  служит  для  того,  чтобы  сделать  более яркими события, решившие как исход  войны,  так  и  судьбу  ее  главного  героя.  В соответствии с первой фразой  вступления,  Илиада  есть повесть о гневе Ахилла.

Разгневанный унижающим его  решением  верховного  вождя  Агамемнона,  Ахилл  отказывается от дальнейшего  участия  в  войне.  Он  возвращается  на поле боя лишь тогда, когда его друг  Патрокл  находит  смерть  от  руки  Гектора,  несгибаемого  защитника  Трои,  старшего сына царя Приама.

Ахилл примиряется с Агамемноном и, мстя за друга,  убивает  Гектора  в  поединке и бесчестит его тело. Однако в конце концов он  отдает тело Приаму, когда старый царь Трои сам приходит в стан греков, прямо  в  палатку убийцы своих сыновей.

Приам и Ахилл, враги, смотрят друг на друга  без  ненависти,  как люди, объединенные одной судьбой, обрекающей всех людей  на боль.

Наряду  с  сюжетом  о  гневе  Ахилла,  Гомер описал четыре сражения под  Троей,  посвящая  свое внимание действиям отдельных героев. Гомер представил  также  обзор  ахейских  и  троянских  войск  (знаменитый  список  кораблей и  перечень  троянпев во второй песне — возможно, наиболее ранняя часть эпопеи)  и  приказал  Елене показывать Приаму со стен Трои самых выдающихся греческих  вождей.

  И  то  и  другое  (а  также  многие  иные эпизоды) не соответствует  десятому  году борьбы под Троей. Впрочем, как и многочисленные реминисценции  из  предшествующих  лет  войны,  высказывания  и предчувствия, относящиеся к  будущим событиям, все это устремлено к одной цели: объединения поэмы о гневе  Ахилла  с  историей  захвата  Илиона,  что  автору  Илиады  удалось поистине  мастерски.

 Зайцев А. И. «Древнегреческий героический эпос и “Илиада” Гомера»

(текст  приведен  по изданию: «Античные писатели. Словарь.» СПб, изд-во «Лань», 1999)

 Читать по теме:

  • Гомер, краткая биографическая справка
  •  Гомер «Илиада»
  • Гомер «Одиссея»

Источник: https://ogurcova-portal.com/gomer/

Описание картины жана огюста энгра «эдип и сфинкс» — Описание картин

04.12.2018
Энгр Доминик

Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Учился в Тулузской академии изящных искусств. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида.

Усвоив классицистическую систему с ее культом античности, Энгр намеренно отказался от революционности классицизма Давида, отрицая современность и выражал своим творчеством единственное желание – уйти от жизни в мир идеального. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею.

Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому.

В начале 19-го столетия Энгр уезжает в Италию, где много рисует архитектуру Вечного города, а в одном из маленьких тондо (круг), выполненных маслом, изобразил домик Рафаэля. Этот великий итальянский художник всю жизнь был кумиром, образцом подражания для Энгра.

В Риме художник создает один из лучших портретов своего друга – художника Франсуа Мариуса Гране. По настроению портрет предвещает новое мироощущение романтиков. Неким отходом от привычного классицизма, предвестием романтического направления было появление в произведениях Энгра такого экзотического мотива, как одалиски с их восточными атрибутами: чалмой, веером, чубуком и пр.

В женских портретах у Энгра появлется чрезмерное увлечение антуражем, аксессуарами, разнообразной фактурой предметов: шелком, бархатом, кружевами, штофом обоев. Все это создает сложный орнаментальный узор.

В тематических картинах 10-х годов Энгр остается верен классицизму – темы берет из мифологии, из истории древних времен.

Развивая традиции французского карандашного портрета, Энгр создает “Портрет Паганини”, групповые портреты французского консула Стамати, женские карандашные образы и пр.

Но главным трудом его в этот период становится алтарный образ для церкви его родного города Монтабана, получивший название “Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства”. Именно это творение принесло художнику успех, отныне он становится признанным главой официальной французской школы.

В 1824 году Энгр возвращается после 18-летнего отсутствия на родину, избирается академиком, награждается орденом Почетного легиона, открывает свое ателье и отныне до конца дней остается вождем официального академического направления. Энгр всегда был далек от политики и не принимал участия в событиях 1830г.

Последние годы мастера, общепризнанного и всеми почитаемого, омрачены жесточайшими битвами его сначала с романтиками во главе с Делакруа, затем с реалистами, которых представлял Курбе. Энгр много работает в эти преклонные годы, не теряя творческой активности.

Энгр умер, когда во Франции уже давно процветал реализм ничем не прикрашенной действительности.

Источник:

Доминик Энгр – Dominique Ingres

Энгр Доминик

Наполеон на императорском троне. 1806

ДОМИНИК ЭНГР – DOMINIQUE INGRES

Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres 1780-1867. Французский художник,один из ярких представителей неоклассицизма в живописи.

Энгр родился в южно-французском городе Монтабане, в семье талантливого скульптора и живописца. В детстве он посещал классы Тулузской Академии живописи и одновременно учился игре на скрипке, однако музыкальность художника гораздо полнее проявилась позже в мелодичных и гибких линиях его картин и рисунков.

В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину “Послы Агамемнона у Ахилла” и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами.

Читайте также:  Перов василий "утопленница" описание картины, анализ, сочинение

Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841).

  • В искусство XIX века Энгр вошел прежде всего как “наследник” Давида, продолжатель классических традиций конца предыдущего столетия.
  • Однако холодный и строгий классицизм учителя в творчестве ученика превращается в утонченный и самобытный стиль, свободно сплавляющий классические, романтические и реалистические веянья начала века.
  • Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества.

В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы (“Эдип и сфинкс”, “Зевс и Фетида”, “Сон Оссиана”, “Паоло и Франческа”, “Роже и Анжелика”, “Въезд дофина в Париж” и др.), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи.

Образы Энгра глубоко поэтичны и при всем своем классицизме зачастую более “странны” и загадочны, чем образы его романтических антиподов Делакруа и Жерико.

Вместе с его произведениями в живопись нового времени впервые входят открытый и чистый цвет готических и персидских миниатюр, плоскостность и деформация формы, подчиненной не только законам анатомии и классическим нормам, но также эмоциональному порыву художника.

Стремясь к ритмической выразительности и чисто пластической экспрессии, Энгр порой смело нарушал анатомические пропорции – и не удивительно, что его образы вдохновляли впоследствии таких “неканонических” мастеров, как Одилон Редон и Пабло Пикассо.

Однако начиная с 1820-х годов в тематических произведениях Энгра под влиянием живописи Рафаэля начинают звучать академические ноты. В таких работах, как “Обет Людовика XIII”, “Апофеоз Гомера”, “Святой Симфорион, идущий на казнь” или “Мадонна с причастием”, свободный творческий порыв мастера и оригинальность его видения ослабляются и гаснут, подчиняясь требованиям академической догмы.

Высшие достижения Энгра были связаны не с этими холодными холстами, а с “бессюжетным” изображением обнаженной натуры. Здесь он не был скован официальными требованиями, не пытался достичь монументального величия Рафаэля и не подражал его мадоннам.

В знаменитых “купальщицах” и “одалисках”, которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни (“Купающаяся женщина”, “Купальщица Вальпенсон”, “Маленькая купальщица”, “Большая одалиска”, “Одалиска с рабыней”, “Источник”, “Турецкая баня”), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы совершенной красоты. В отличие от своего антагониста Делакруа, искавшего красоту в непрестанном движении, в порыве и трагическом противоборстве страстей, Энгр воплощал ее в гармонических, устойчивых, скульптурно-четких, масштабных и одновременно филигранных образах. Вместе с тем он был далек от одноплановости. Его обнаженные целомудренно строги и чувственно полнокровны, интимны и экзотичны, загадочны и классически ясны по форме – и при этом окружены не менее прекрасными вещами – драгоценной утварью, узорными цветными тканями и т. д. Для живописной манеры художника характерны плотная лепка, гладкая фактура, воссоздающая как бы твердую оболочку предметов, и утонченная красота колорита. Но хотя Энгр владел тайной гармонических отношений цветовых масс, главным средством его выражения оставалась линия. В изображениях обнаженной натуры она кажется особенно чистой и музыкальной, поистине поющей – передающей в своих ритмах не застывшие черты модели, но саму жизнь и движение формы.

Другой полюс искусства французского мастера – портретная живопись. Энгр ценил ее значительно меньше сюжетной и в юности зачастую обращался к ней в поисках заработка, а в расцвете своей славы – уступая просьбам знатных заказчиков. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства.

К числу наиболее известных его портретов относятся портреты семьи Ривьер, издателя Л. Бертена, пейзажиста Ф. Грене, графа Гурьева, г-жи Зенон, г-жи Девосей, баронессы Джеймс Ротшильд.

Энгр создавал парадные изображения Наполеона I, в которых есть нечто от ван-эйковского великолепия, и трезвые, но полные внутренней силы образы буржуазных деятелей времен Июльской монархии, типа знаменитого Луи Бертена, однако все его произведения отмечены печатью классического статуарного величия.

Характерное для XIX века иллюзионистическое правдоподобие в изображении модели сочетается в них с несравненной утонченностью эстетической интерпретации, с яркостью деталей, изысканностью линейных ритмов и смелостью цветовых сочетаний. Особенно декоративны женские портреты мастера, впоследствии восхищавшие своей красочностью Огюста Ренуара.

Особая область искусства Энгра – его графический портрет, в котором он наследовал лучшие традиции французского карандашного портрета XVI века.

Здесь поражает умение художника передать средствами чистой графики ощущение внутренней жизни модели и все пластическое и фактурное разнообразие окружающей действительности.

Для рисунков Энгра характерны каллиграфическая точность, изящество деталей и смелое противопоставление подробно прорисованной головы модели обобщенному абрису ее фигуры. В его образах запечатлено конкретное и при этом как бы очищенное, вневременное и гармоническое бытие мира.

Они кажутся непосредственными и идеальными, чеканно-твердыми и музыкально легкими, лишенными тяжести материи. Именно в карандашном портрете в полной мере проявился высший дар Энгра – его почти магическое владение линией, которое вдохновляло в XIX веке Дега, Сера и Ренуара, а в XX веке обрело в творчестве Пикассо и Матисса.

  1. Принцесса де Брогли. 1851
  2. Мадам Муатессьё 1856
  3. Графиня Луиза де Оссонсвиль 1845
  4. Мадам Паула Сайгисберт 1851
  5. Баронесса Ротшильд. 1848
  6. SAHALLIN
  7. Источник:

«Нам темны дела царей…»

Источник: https://infocentereurope.ru/pejzazhi/opisanie-kartiny-zhana-ogyusta-engra-edip-i-sfinks.html

Энгр: картины, биография художника

Энгр Доминик

1804. Автопортрет  (Шантильи, музей Конде)

«Меня упрекали и, быть может, справедливо, что я слишком часто повторяю свои композиции, вместо того чтобы создавать новые. …Примером для меня служит великий Пуссен, часто повторявший одни и те же сюжеты». Так писал в 1859 году один из старейших художников Франции, пронесший через все бури 19 столетия верность высокому идеалу, — Жан-Огюст-Доминик Энгр.

На протяжении уже полутора сотен лет произведения Энгра считаются примером академического искусства. История сохранила легендарный образ художника — хранителя классической традиции, непримиримого борца против романтизма, прославленного директора Французской академии в Риме, исполнителя официальных заказов на исторические сюжеты.

Но этот образ, инспирированный самим художником, создает ложное представление об искусстве Энгра. За свою семидесятилетнюю творческую жизнь Энгр написал лишь несколько картин, которые можно было бы назвать академической живописью. Среди них — одна из первых работ молодого художника, за которую он был удостоен Большой римской премии 1801 года.

Вполне в духе классицизма звучало название этой композиции: «Послы Агамемнона, посланные умиротворить Ахилла, находят его в шатре с Патроклом за вос­певанием подвигов героев» (1801, Париж, Школа изящных искусств).

Построенная по аналогии с античным барельефом, сцена из IX песни гомеровской «Илиады» производит впечатление мастерски написанной штудии по мотивам Пуссена.

Всю свою сознательную жизнь Энгр стремился создать совершенную художественную форму.

Будь то стилизация греко-романского искусства в композиции «Ромул, победитель Акрона» для резиденции Наполеона в Риме (1812, Париж, Школа изящных искусств) или лаконичная пластическая формула классицизма во втором варианте «Вергилия, читающего «Энеиду» (1819, Брюссель, Музей изящных искусств) — на столько законченная, что даже фигура Вергилия убрана за рамки композиции; будь то развернутая просветительская программа «Апофеоза Гомера» (1827, Париж, Лувр) или изобра­зительная метафора гармонии во фреске «Золотой век» (1843—47, Франция, замок Дампьер) — везде Энгр фанатически преследовал идею воплощения красоты, очищенной от недостатков живой натуры. Однако лучшими и бесспорными достижениями художника оказались другие произведения — те, где формула выведена не из априорных «законов стиля», а из свойств самого предмета изображения.

Жан-Огюст-Доминик Энгр родился в 1780 году в городе Монтобане на юге Франции. Отец его был художником-декоратором, членом Тулузской академии живописи, скульптуры и архитектуры. В своем раннем «Автопортрете» (1804, Шантильи, Музей Конде) Энгр предстает настоящим южанином — невысокого роста, смуглым, черноглазым, полным сдержан­ной энергии.

К тому времени годы учения были уже позади. Получив первые уроки рисунка и живописи у своего отца, ко­торый обучал его также пению и игре на скрипке, Энгр в возрасте 11 лет был отправлен в Тулузу.

В 1797 году он приехал в Париж, чтобы поступить в мастерскую великого Жака-Луи Давида, первого художника Франции, создателя стиля ре­волюционного классицизма.

Энгр посещал мастерскую Давида до 1801 года, когда он по­лучил право на поездку в Италию и четырехлетнее пребыва­ние во Французской академии в Риме. Но по финансовым при­чинам поездка была отложена на пять лет, и тогда молодой Энгр начал заниматься самостоятельным творчеством.

В этот парижский период художник написал несколько портретов, поражающих оригинальностью концепции. Много лет спустя Энгр как-то сказал: «На закате моей жизни я такой же, каким был и в начале ее».

Действительно, у него не было произведений, которые можно было бы назвать ученическими, — Энгр начал с шедевров.

С ранней юности будущий художник вынужден был зара­батывать на жизнь; еще учеником Тулузской академии он иг­рал в оркестре. В Париже он стал брать заказы на живопис­ные портреты. Этот жанр Энгр всегда воспринимал как обузу, как досадную помеху, отвлекающую его от основного при­звания — исторической картины.

Именно в жанре историче­ской картины, границы которого он существенно расширил, Энгр хотел создать «самое прекрасное и самое главное произ­ведение всей жизни».

Такие попытки он неоднократно делал на протяжении всего своего творчества (достаточно назвать «Обет Людовика XIII», 1824; «Апофеоз Гомера», 1827; «Му­чение святого Симфориона», 1834, или позднюю композицию «Жанна д'Арк на коронации Карла VII в Реймсском соборе», 1854).

Но на исходе своего пути, составляя список лучших работ для показа на Всемирной выставке 1865 года, Энгр вклю­чил в него многие портреты, завоевавшие признание совре­менников. Так, об «Автопортрете» Энгра 1804 года, также во­шедшем в этот список, Теофиль Готье писал: «Это один из тех волнующих портретов, с которыми человек не бывает в ком­нате один, — словно некто следит за ним из глубины своих темных зрачков».

В 1805 году Энгр создал три портрета членов семейства Ривьер, находящиеся сейчас в Лувре. Виртуозный по форме, но суховатый по характеристике портрет главы семейства Фи- либера Ривьера, крупного чиновника наполеоновской Импе­рии, уступает женским образам этой эффектной группы.

Гос­пожа Ривьер с ее скульптурной полнотой и белоснежной ат­ласной кожей небрежно откинулась на спинку дивана в обрам­лении причудливого узора разнообразных по фактуре и цвету драпировок. Роскошный каскад складок обладает автоном­ной, почти абстрактной красотой.

«Восхитительная мадемуа­зель Ривьер», как называл сам Энгр ее пятнадцатилетнюю дочь, стоит на балконе на фоне отдаленного пейзажа. Схема портрета напоминает построение изображений в живописи раннего итальянского Возрождения.

Читайте также:  Леонардо да винчи "тайная вечеря" описание картины, анализ, сочинение

Заостренная характер­ность угловатой полудетской фигуры и слишком крупных черт круглого лица превращена художником в чеканную фор­мулу вечной юности. (Как свидетельствуют воспоминания госпожи Ривьер, она так и не смогла понять, почему Энгр так пленился внешностью ее болезненной дочери.

) Узнаваемый облик конкретной модели становится символом пробуждаю­щейся жизни и одновременно — хрупкости ее. Двойствен­ность портретной концепции вызывает тревожное чувство, же­лание разгадать загадку «французской Джоконды», как на­зывают портрет мадемуазель Ривьер.

Энгр мучительно ощущал трудность той двойной задачи, которую он ставил перед собой: сквозь черты изображаемых лиц прозреть идеальный прообраз, сохранив сходство и пере­дав индивидуальность. «Женский портрет! Нет на свете ничего более трудного, это невыполнимо», — жаловался художник.

И вместе с тем всю свою жизнь Энгр писал блистательные жен­ские портреты: «Прекрасная Зели» (1806), Мари Маркоз (1814), графиня Луиза д'Оссонвиль (1845), баронесса Рот­шильд (1848), Инее Муатессье (1856) и другие царицы аристо­кратических и буржуазных салонов увековечены кистью по­следнего олимпийца 19 века.

Написанный в Риме «Портрет госпожи Девбсэ» (1807, Шантильи, Музей Конде) более, чем все другие произведения Энгра на современный сюжет выдает его постоянное стремле­ние к идеалу. Прекрасная возлюбленная французского послан­ника при папском дворе изображена в простом и благород­ном черном платье.

Как драгоценное изваяние» выделяется на фоне глубоких золотисто-коричневых и красноватых тонов голова на точеной шее. Формат картины прямоугольный, но плавно завершенный силуэт и круглящиеся линии придают ей вид тондо.

Портрет заставляет вспомнить лучшие создания Рафаэля — не внешним сходством, но чувством гармонии и любви к идеалу.

Однако» будучи сыном своего века Энгр едва заметно нарушает гармонию, даже допускает анатомическую неправильность: чересчур длинная шея, отсутствие видимых суставных сочленений, кажущаяся бескостность модели вы­дают диктат высшего закона, которому подчинил свое твор­чество Энгр.

Художника часто обвиняли в погрешностях против анато­мии. Большинство произведений, где присутствовала обна­женная натура, подвергались строгому разбору со стороны критиков.

«Купальщица Вальпенсон» (1808» Париж» Лувр) с ее мягким, как бы стекающим силуэтом «Юпитер и Фети­да» (1811, Экс-ан-Прованс, Музей Гране), где изумительная по красоте женская фигура распластана на плоскости подобно орнаментальному арабеску, знаменитая «Большая одалис­ка» (1814» Париж» Лувр)» у которой насчитывали на три по­звонка больше анатомической нормы» — все эти произведения вызывали недоумение с точки зрения законов академического рисунка. Завершением этого направления поисков абстракт­ной гармонии стало одно из последних значительных произ­ведений Энгра — «Турецкая баня» (1862» Париж» Лувр). В сравнительно небольшом пространстве двадцать пять об­наженных женских тел, прихотливо изгибаясь» образуют безу­пречную «симфонию линий».

Внешние события жизни Энгра складывались в биографию благополучного и преуспевающего художника. Плодотворно работавший при всех режимах, Энгр дважды писал Наполео­на — Первым консулом (1804) и императором на троне (1806), выполнял заказы членов королевской фамилии, а позднее — Карла X» Луи-Филиппа» Наполеона III.

Двадцать четыре го­да художник провел в Италии: с 1806 по 1820 год в Риме, до 1824 года во Флоренции, с 1835 по 1841 год вновь в Риме на посту директора Французской академии. Получивший в 1825 году звание академика и орден Почетного Легиона из рук самого Карла X, Энгр постоянно удостаивался почестей и на­град.

В 1858 году галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет для коллекции портретов знаменитых ху­дожников всех школ и эпох.

Сам Энгр хотел видеть себя «хранителем добрых доктрин, а не новатором ». Постоянным объектом художественной по­лемики служили для Энгра произведения его главного со­перника — великого художника-романтика Эжена Делакруа. Противоположность их характеров выразилась в июльские дни революции 1830 года, когда оба художника охраняли со­кровища Лувра во время уличных боев в Париже.

Делакруа находился возле любимого им Рубенса, Энгр — у полотен сво­его кумира Рафаэля. Но и Энгр испытал воздействие роман­тизма. Проницательный современник назвал Энгра «китай­ским художником, заблудившимся в развалинах Афин» (Теофиль Сильвестр).

Метафора оказалась удивительно точной: причудливые извилистые линии, отсутствие теней, пряный колорит придают даже самым классическим сюжетам худож­ника экзотический привкус Востока. Сочетание чувственности и холодной отстраненности в искусстве Энгра вносит тот не­классический диссонанс, который выдает его безусловную принадлежность 19 столетию.

Неудивительно, что искусством Энгра восхищались будущие импрессионисты Эдгар Дега и Огюст Ренуар; его творчество высоко ценили и крупнейшие мастера 20 века — Пабло Пикассо и Анри Матисс.

Е.ГОРДОН

Галерея картин Энгра

Источник: https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2668-engr.html

Описание картины Жана Огюста Доминика Энгра «Апофеоз Гомера»

Главным персонажем данного полотна является Гомер — великий старец, чьи мысли и изречения передаются из уст в уста уже множество веков. Лицо старца выражает мудрость и ясность ума, а плечи и колени мудреца накрыты белой тканью. Слава — прекрасный ангел в белом одеянии и сверкающими крыльями увенчивает старца золотыми лаврами. Лицо Славы выражает радость и симпатию к мудрецу.

Ниже трона мудреца изображены две фигуры, выступающие в роли аллегории Илиады и Одиссеи. По бокам от двух женщин расположены еще сорок две фигуры, среди которых только одна женщина — Сапфо. Люди, окружающие трон, являются великими художниками, литераторами и политиками с древних времен и до XVII века. Художник крайне избирательно относился к великим деятелям, которых вносил в полотно.

Энгр хотел сделать картину максимально динамичной, так, можно различить Апеллеса — древнегреческого живописца, ведущего за руку Рафаэля в направлении к трону, Пиндар справа от Гомера протягивает роскошную лиру мудрецу.

Мужчина с резцом и молотом — Фидий, изображенный с главными атрибутами своей профессии. В нижней части полотна можно обнаружить Николу Пуссена, срисованного Энгром с известного автопортрета художника.

Мягкая цветовая палитра изображения идет в паре с обилием ярких цветов, присутствующих в одеяниях персонажей. Экспрессивность фигур, тщательная прорисовка лиц, текстур, элементов фонового здания, внимательный подход к выбору великих лиц — все это демонстрирует серьезный подход автора к написанию работы.

Сам мастер говорил о том, что именно это полотно должно стать главным и основополагающим произведением всей его жизни. Нельзя не заметить и потрясающую проработку неба, его мягкий, но яркий колорит.

Перелив фона из темно-синего в практически белый цвет в направлении к действующим лицам придает мистическую атмосферу целой композиции, создается ощущение того, что небо обволакивает каждого человека, присутствующего на холсте.

(5 votes, average: 4,20

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-zhana-ogyusta-dominika-engra-apofeoz-gomera/

Апофеоз Гомера (Энгр) — The Apotheosis of Homer (Ingres)

Апофеоз Гомера является большой 1827 картина Энгр , теперь выставлены в Лувре , как INV 5417. Симметричная композиция изображает Гомер коронован крылатой фигуройолицетворяющей Победа или Вселенной. Сорок четыре дополнительная цифра отдать дань поэту в виде классической исповедание веры.

история

Государственная комиссия декорировать потолок Musée Чарльз X в Лувре (ныне древнеегипетские галереи), он являлся частью проекта реконструкции по заказу Карла X , чтобы сам вспомнил в великой традиции Бурбонов строительных работ в Лувре.

Условием комиссии было то , что оно должно было быть завершено в течение времени года. После получения комиссии, Энгр задумана идея для его картины быстро, она была источником гордости для него , что он требуется только час , чтобы установить в общих чертах его композиции.

Последующий уход он взял в развитие его идеи проявляется в более чем 100 рисунков и многочисленных нарисованных эскизов для него , которые выживают, в которых его можно увидеть что делает композицию и детали более и более точным.

Уровень Энгра по исследованиям можно увидеть портрет на картине о Николя Пуссен , который непосредственно копируется из Пуссена 1650 автопортрета сейчас в Лувре.

Композиция представляет собой симметричную группировка сосредоточена в классическом образом в передней части древнего греческого храма. Запись каталога окрасочных в момент его первой выставки описывает его как «Homer принимающем почтения от всех великих людей Греции , Рима и современности. Венцы Вселенной Нём, Геродот сжигает благовония . Илиада и Одиссея сидеть у его ног.»

Цвета лакирования являются очень свежо и ясно, что создает впечатление фрески .

Энгр хотел , чтобы конкурировать с Рафаэлем через эту картину (она сильно вдохновлена итальянский художник Парнас ) и Рафаэль видно в левом верхнем углу (в черно-белом платье эпохи Возрождения), будучи во главу с Апеллесом (в синем плаще).

Другие цифры , показанные включают Данте , который показан будучи во главе с Вергилием , как и в первой от второго Божественной комедии (крайнее левое положение , за Пуссена) и Мольера (справа, на ногах персонификации Odyssey ).

Искусствовед Роберт Розенблюм сказал Апофеоз Гомера представляет «наиболее доктринерское заявление Энгра его веры в иерархии вечные ценности, которые основаны на классическом прецеденте.

» Это весьма успешным в своем жанре, но оставляет впечатление холодности, впечатление , которое было укреплено в момент его производства на выставке Делакруа «s Смерть Сарданапала в том же году в Парижском салоне .

Энгр был рассмотрен революционер в начале своей карьеры, но этот контраст теперь перед покинуть Romantic обновления под Делакруа против самой чистой классической традиции , как показан Энгр. Апофеоз Гомера был снесен от своего первоначального сайта в 1855 году и заменен позже в том же году с копией Павлом и Раймонда Balze (в сотрудничестве с Мишелем Dumas).

Цифры показали

Ближайший Гомер поэты, художники, философы , как древние , так и современные, современные персонажи в основном ограничиваются нижним регистром композиции, хотя Энгр считается Рафаэлем и Микеланджело достойным возвышения , чтобы стоять рядом с древними. Цифры:

Позже повторы

Энгр вновь объект в нескольких последующих работах, в том числе без даты акварелью (Лилль, Музей изящных искусств) и картины , такие как Гомер и его руководство (1861; Брюссель, Royal Collection) и Одиссеи (Лион, Музей изящных искусств) , В 1854 году будет началась работа над чертежом композиции для использования в качестве модели для резчика Calamatta . Этот рисунок, в котором Энгр объявил о своем намерении «усиливать и закончить» свою концепцию, не был завершен до 1865 года, как художник заседая в длине в выборе соответствующих исторических персонажей , которые будут включен. В конце концов он добавил десятки новых фигур, в том числе Ictinus , Джулио Романо , Джон Флаксмана , Жак-Луи Давид , Плиния Старшего , Плутарха , Козимо де Медичи , Людовик XIV , и папа Лев X . Ingres также усовершенствовал свой выбор, за исключением Шекспира, Тассы и Камоэнса с 1865 года рисунка, как он пришел к выводу , что они были слишком тесно связаны с романтической тенденцией олицетворяющей его соперником Делакруа.

Заметки

Рекомендации

  • Кондон, Патрисия; Кон, Марджори В .; Mongan, Агнес (1983). В стремлении к совершенству: Искусство J.-A.-D. Энгр . Луисвилл: Художественный музей JB Speed. ISBN  0-9612276-0-5
  • Радиус, Эмилио (1968). L'опера Completa ди Ingres . Милан: Риццоли. OCLC  58818848
  • Розенблюм, Роберт (1990). Энгр . Нью — Йорк: HN Abrams. ISBN  0810934515 .

внешняя ссылка

Источник: https://ru.qwe.wiki/wiki/The_Apotheosis_of_Homer_(Ingres)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector