«Полюбите эту красотку и она непременно ответит вам взаимностью»Слова эти принадлежат моему институтскому преподавателю высшей математики Нине Константиновне Артмеладзе.. Видимо желая пробудить интерес предмету говорила она их нам, своим нерадивым студентам, имея ввиду эту самую математику.
Сказать что мы тогда понимали реальный смыл этих слов не могу однако то, что математика может доставлять истинное удовольствие можно было по ней самой, сидя и наблюдая как экспрессивно, увлеченно и темпераментно она вела нам свой предмет.
Вероятно, Нины Констаниновны уже давно нет в живых, однако ту сухонькую старушку лет 70-ти с горящими не по годам глазами, я помню до сих пор, и это, одно из многих других ее ярких изречений, которое вывела в эпиграф, вспомнила совсем недавно…после посещения выставки Маурица Корнелиуса Эшера….
Итак Эшер. Сказать по правде имя это хоть и было мне знакомо, не говорило практически ни о чем. Собралась идти на выставку больше за компанию и даже подумать не могла, что придется прикладывать усилие чтоб оттуда уйти…К некоторым его работам я возвращаюсь и по сей день и все, о чем пойдет мой рассказ ниже, узнала спустя время… …
Интерес Эшера к рисунку был отчасти делом случая. Родители маленького мальчика, далеко не бедные люди, мечтая видеть в сыне архитектора отдают его в частную школу, где среди прочих предметов он занимался рисованием.
Ничего явно выдающегося и выделяющего его среди сверстников им в то время создано не было, однако его учителем был художник Самуэль де Мескита, оказавший на молодого человека огромное влияние. Эшер поддерживал дружеские отношения с Мескитой на протяжении всей жизни последнего. Здоровье не позволило Эшеру получить архитектурное образование, его семья поселяется на юге Италии. Он был очарован природой и красотой здешних мест.
- Любимым занятием становятся пешие многочасовые прогулки во время которых делаются зарисовки.
- По наставлению учителя, Эшер уделяет гравюрам особое внимание.
Здесь, в Италии, он проявляет интерес к перспективе трехмерного пространства в рисунке, обращает внимание на математическую точность схождения линий, для придания видимости перспективы.
Особенно вдохновляла его в этом смысле Флоренция, где он посетил галерею Уффици, знакомясь с мастерством живописи древних мастеров. Произведения Микеланджело, работы Леонардо да Винчи привлекали пристальное внимание Эшера. Со временем, уже будучи женатым человеком, он поселяется в вечном городе.
Это может показаться странным, но днем он не видит в Риме ничего для себя интересного. И совсем другое дело ночь…
Долгие часы он проводил в соборе Св. Петра работы великого Микеланджело. Здесь он пытался осмыслить глубину архитектурного пространства. Так постепенно зарождается его увлечение зрительными парадоксами. То, что было скрыто для большинства постепенно открывалось Эшеру благодаря его тонкой наблюдательности, и, думаю, именно это качество стало залогом успеха многих его картин.
Эшер был человеком замкнутым даже с родными. Иногда он черпал вдохновение в своих снах.
При всей кажущейся любви к уединению Эшер любил путешествовать. Путешествуя из Испании в Италию на грузовом судне VERDI Эшер посещает Сицилию и Мальту.
- Был и такой этап в жизни Эшера, когда ему удалось убедить одну из итальянских круизных компаний «Адрия» взять его с супругой пассажирами на борт корабля, в ответ он обязался изображать корабли и гавани, в которые те заходили, для рекламных буклетов компании.
На удивление Эшера его предложение было принято. Среди множества городов, которые он посетил, Сенглеа на Мальте приглянулся ему особенно. Здесь, на острове с богатой историей, родились многие его зарисовки и замыслы. Одна из известных- «Балкон», где Эшер впервые применяет эффект лупы, с помощью которого можно разглядеть цветок на балконе на отдаленном расстоянии.
- Этот прием можно будет рассмотреть и в других его работах.
Математические открытия вдохновляли Эшера на создание некоторых картин. Однако его искусство, в свою очередь, являлось притягательным для математиков. Они признавали его математический дар. Предметом восхищения было то, как ему, человеку далекому от математики, удавалось отобразить суть математических задач.
Его картины разбирали и обсуждали на математических симпозиумах и конгрессах. «Когда я увидел впервые его гравюру «День и ночь», я лишился дара речи»— вспоминает математик и физик Роджер Пенроуз , «у него был явно математический талант зрительно изображать свою интуицию на листе бумаги».
Эшер был человеком интересующимся всем необычным. если его что то сильно увлекало, он старался докопаться до сути явления и мастерски делал это в своих работах, изображая рукой художника то, как он это себе представлял.
Так работы Эйнштейна вдохновили Эшера на создание гравюры «Относительность». Посмотрите как меняется картинка , если на нее смотреть под разными углами . Три силы тяжести направлены перпендикулярно одна другой. Три объекта прорезают друг друга под прямым углом и каждый населен людьми.
Обитатели соседних маленьких миров не могут ходить, сидеть или стоять на одном и том же полу поскольку у них разные представления о горизонтали и вертикали. Однако они могут пользоваться одной и той же лестницей.
Мы видим, как наверху два человека идут рядом по лестничным ступенькам как будто в одном направлении, тем не менее один движется вверх, а другой вниз. Контакт между ними невозможен, т.к. они живут в разных мирах и не подозревают о существовании друг друга.
В литографии «Вверх и вниз» одна и та же картина представлена дважды, но рассматриваем ее с двух разных точек.
Верхняя часть – вид, который откроется наблюдателю, если он поднимется тремя этажами выше, нижняя- то, что он увидит стоя на земле,т.е. на площадке выложенной плитками. Подняв голову наверх, он увидит тот же самый плиточный пол, повторенный как потолок в центре композиции, однако он в тоже время служит полом верхней сцены.
Вверху плиточный потолок повторяется, на этот раз как настоящий потолок. Эшер все чаще обращается к теме так называемых «невозможных пространств». Его привлекают зрительные парадоксы.Одна из ранних работ в этом направлении –«Вавилонаская башня».
Она иллюстрирует библейский миф о трудностях перевода и невозможности коммуникаций.
Фигура невозможного треугольника, придуманного математиком Роджером Пенорузом , мы можем наблюдать в картине «Водопад». Здесь два невозможных треугольника соединены в невозможную фигуру, создается впечатление, что вода снизу поднимается наверх, по типу вечного двигателя, а разноэтажные башенки смотрятся почти вровень.
Статья английского математика Роджера Пенроуза о невозможных фигурах была опубликована в британском журнале психологии в 1958 году «ожила» в картине Эшера «Спускаясь и поднимаясь».
Сама иллюзия для обывателя вряд ли будет заметна, скорей вы отметите здесь некий визуальный абсурд: монахи неизвестного ордена совершают нескончаемую прогулку про круговой галерее на крыше своего монастыря, те кто идет во внешнем ряду все время взбираются вверх, а те, кто шествует во внутреннем ряду, постоянно спускаются вниз.
Как такое может быть? Для математиков картина представляла колоссальный интерес наглядностью решаемых ими задач.
Ничего удивительного, но и психологи свою очередь находили в картинах Эшера нечто для себя интересное. «Столкновение» — вот прекрасный пример того, как одно и тоже изображение или явление может восприниматься по-разному, т.е. наглядно изображен принцип двоякости нашего сознания в зависимости от того, на чем концентрировать внимание…
Фигура ( в центре картины) или, если хотите, «проблема» может быть «плоской» т.е. не выделяющейся и мало значимой на общем фоне и посмотрите что с ней происходит если концентрироваться на чем то одном, это «одно» выходит на первый план становится «объемным» т.е.
захватывает нас целиком…Здесь же у нас есть выбор, на чем концентрироваться, на черном или на белом, и это тоже зависит от конкретного человека, от его настроя на восприятие мира….
Картина в некоторых источниках называется «Оптимист и пессимист» и это наиболее точно, как мне кажется, обозначает суть рисунка…
Еще одна из известных работ Эшера –«Рептилии». Здесь мне видится схожий эффект. Плоская и ничем не привлекающая картинка, может «ожить» если на ней сосредоточится. Рептилии путешествуют из мозайки в реальную жизнь и обратно транзитом через учебник зоологии.
Эмоциональное наполнение произведений Эшера уникально.
Почти каждую его работу, мне хотелось охарактеризовать как «пограничное искусство». Пограничное по исполнению, по восприятию и по ощущению которое она оставляет.. Погранично оно и в том, как мастерски переплелись в его работах архитектура, математика, психология и даже биология. Говорят, что постощущения и эмоции от картин Эшера сродни эмоциям математиков.
Недаром они видели в нем «родственную душу».
Юг Испании и в частности Альгамбра, оставляет свой след в творчестве Эшера. Дворцы Альгамбры и великолепное мавританское искусство пробуждают в нем интерес к симметрии. Принцип симметрии, который так любили математики, теперь захватывает и Эшера.
Различные симметричные построения, путем заполнения плоскости тождественными фигурами становится темой многочисленных его работ.
- Пиком этого увлечения, как мне кажется, являются его многочисленные метаморфозы.
От них вообще нереально оторваться…
насколько это просто по идее и совершенно непостижимо по исполнению…
Правильные многогранники и многоугольники имели особое очарование для Эшера. Но часто они встречаются лишь в качестве вспомогательных элементов.На литографии «Хаос и порядок» изображен малый звездчатый додекаэдр, один из четырех многогранников Кеплера-Пуансо а вокруг предметы выброшенные за ненадобностью…
- На гравюре «Звезды» мы видим объединение тетраэдров, кубов и октаэдров и для сложности восприятия всей этой и без того громоздкой фигуры, Эшер поместил внутрь хамелеонов.
Чтобы представить картину целиком нам надо отвлечься от привычного восприятия …
Невозможный куб можно встретить в картине «Бельведер». Ребра куба скрещиваются самым невероятным образом, оно невозможно в трехмерном пространстве
Бесконечные мозайки наглядно демонстрировали любовь Эшера к геометрии. Элементы начертательной, проективной геометрии явно просматриваются в его рисунках.
- В тоже время в его мозайке биологи видят с молекулярные модели, с их тождественностью вирусных соединений сфер и многогранников, а кристаллографы находят в них нечто близкое себе, связанное с описание идеальных кристаллов. Стремление Эшера создать на плоскости иллюзии трехмерного пространства, которого на самом деле нет, создание искусственной перспективы и зрительной головоломкой привлекало и привлекает по сей день … Его любимая тема – бесконечность…Она была у него внутренней( плоской)
- внешней(объемной) –«Предел круга»
- циклической – «Рисующие руки»…
- Однако пикового эффекта тема бесконечности достигла в его «Выставке гравюр» Самая непостижимая, самая загадочная из его картин, явилась воплощением тайны, она многими считается шедевром….
Художник пытался создать в ней эффект бесконечности, который наблюдал в парикмахерских при наведении зеркал и одновременно использовал уже известный свой прием-«картинка в картинке». Подобная «анфилада» картинок называется «эффектом Дросте» по названию голландской марки какао Droste которая впервые использовала этот эффект в своей рекламе.
Помимо этого, в своей картине он пытается исказить пространство по типу бутылки Клейна, чтобы создать эффект постоянного движения. Эшер решил замкнуть две плоскости в единое целое.
Человек на переднем плане любуется гравюрой, висящей в галерее, в которой изображен он сам…Он видит себя, смотрящего на себя, смотрящего на себя, смотрящего на себя….
и так до бесконечности…это явление находится на грани возможного, его трудно охватить глазом, но оно очень понятно математикам и Эшер этот эффект четко представлял.
Он создал галерею, в которой череда картин является зрительным противовесом череде зданий , но замкнуть рисунок по периметру невозможно не исказив его и не выйдя за рамки …Картина словно представляла дефект, а пустой центр только разжигал любопытство многих. …Одни видели в ней т.н. поверхность Римана —абстрактную поверхность с отверстием внутри, другие основу концепции инь и янь, а третьи — черную дыру.
Работой Эшера заинтересовался голландский математик Хендрик Ленстра. Анализируя «Выставку гравюр», он, как математик, решил «закончить незаконченное», но для этого попытался разложить деформированную решетку кручения т.
н решетку Эшера пошагово …
В этой решетке Эшер помимо кручения сохранил квадраты канвы … «Решетка основана на повторяемости— дает пояснение математик– деформированный квадрат будет выглядеть квадратом только в том случае, если углы его будут равны 90 град, но эффект этот достигается еще и за счет вращения вокруг оси».
Ленстра объясняет то, что изобразил Эшер в своей гравюре, сложно воспринимать человеческим глазом, поскольку изображение и при повторении изменяет свои размеры в 256 раз, но очень просто понять математику. Понять можно, но изобразить математику это оказалось не под силу и на помощь пришли мощные компьютеры.
Рисунок оказалось возможным развернуть и тогда пустой центр принял форму спирали, берущей начало в центре литографии и идущей до ее рамки… Но решение заключалось не только в этом, а еще и в бесконечной мозайке Эшера с соблюдением двойной симметрии, со смещением оси….
Рисунок оказался выполнен как на карандашной стружке, которая заворачивается при точении и как если бы мы эту стружку распрямили…Но математик задался еще одним вопросом- «случайно ли Эшер применил кручение вправо?» Команда Ленстра попыталась «раскрутить рисунок» в обоих направлениях и тут открылась тайна во всей эшеровской красе- «рисунок в рисунке».
Думаешь что можешь разглядеть центр, но уходишь все «глубже» и так до бесконечности….к тому же проблема заполнения центра, тождественная заполнению пространства вокруг изображения- т.е. она невозможна…Интуиция Эшера пришла к этому безо всяких компьютеров и математических исследований не позволила ему заполнить центр оставив его незаполненным. Здесь нужен был механизм более совершенный чем карандаш…Мы же можем погрузится в рисунок с помощью компьютера.
Гениальному Эшеру удалось ближе всего наглядно подобраться к бесконечности . Когда он пришел к выводу, что рисунок не может быть закончен, он поставил в центре свою монограмму.
«Ничего более странного я в жизни не делал»— пишет Эшер своему сыну по завершению работы..
И здесь он приходит к выводу-«возможно это и есть искривленное пространство, о котором говорил Эйнштейн».
- По материалам статьи Геометрия Эшера
- фильма «Мауриц Эшер. Закончить незаконченное»
- многочисленных статей из сети….
Источник: https://alisha-96.livejournal.com/163223.html
Мауриц Эшер, мастер оптических иллюзий
Мауриц Эшер (Maurits Escher) — выдающийся голландский художник-графист известен во всем мире своими работами.
В центре Гааги, в музее, открытом в 2002 году, и названном в его честь «Escher in het Paleis», открыта постоянная экспозиция из 130 работ мастера. Вы скажите, что графика — это скучно? Возможно…
возможно, так можно сказать о работах художников, занимающихся графикой, но только не об Эшере. Художник, известен своим необычным видением мира и игрой с логикой пространства.
Фантастические гравюры Эшера, в буквальном смысле, можно воспринимать, как графическое изображение теории относительности. Работы, на которых изображены невозможные фигуры и перевоплощения буквально завораживают, они не похожи ни на что другое.
Мауриц Эшер был настоящим мастером головоломок и его оптические иллюзии показывают то, чего на самом деле не существует. На его картинах все меняется, плавно перетекает из одной формы в другую, лесницы не имеют начала и конца, а вода течет вверх. Кто-то воскликнет — этого не может быть! Смотрите сами.
Знаменитая картина “День и ночь”
“Восхождение и спуск”, где люди все время идут по лестнице вверх… или вниз?
“Рептилии” — здесь аллигаторы из нарисованных превращаются в объемных…
- “Рисующие руки” — на которой две руки рисуют друг друга.
- “Встреча”
- “Рука с отражающим шаром»
Главной же жемчужиной музея является 7-метровая работа Эшера — “Метаморфозы”. Эта гравюра позволяет испытать связь между вечностью и бесконечностью, где время и пространство объединяются в единое целое.
Музей, расположился в бывшем Зимнем дворце королевы Эммы — прабабушки, правящей ныне королевы Нидерландов Беатрикс. Эмма купила дворец в 1896 году и жила в нем до самой своей смерти, в мае 1934 года. В двух залах музея, которые называют “Королевские комнаты”, сохранилась мебель и фотографии королевы Эммы, а на шторах – информация о внутреннем интерьере дворца тех времен.
На последнем этаже музея расположилась интерактивная выставка “Смотри, как Эшер”. Это настоящий волшебный мир иллюзий. В магическом шаре появляются и исчезают миры, стены двигаются и изменяются, а дети выглядят выше родителей. Чуть дальше находится необычный пол, который оптически проваливается под каждым шагом, а в серебряном шаре можно увидеть себя глазами Эшера.
А, еще в музее восхитительные люстры, созданные по эскизам художника, из Роттердама, Хансома ван Бентем. Художник сделал их дизайн специально для музея, под впечатлением работ мастера графики и они, как нельзя лучше, дополняют невероятный мир, который создал Мауриц Эшер.
- Видео «Метаморфозы»
А, так могло бы выглядеть рабочее место Маурица Эшера
Источник: https://elligo.ru/muzei_i_dostoprimechatelnosti/mauric-esher-kartiny.html
Мауриц Корнелис Эшер: логические парадоксы и иллюзии в рисунках изразцов и мозаике
Рисунок на изразцах ручной работы – это творческое отражение внутреннего мира художника, оплот его мыслей и воображения, передача настроения и чувств. В красках и линиях оживает тщательно выношенная задумка или сиюмоментное внутреннее состояние. Поэтому глубокое удивление и восторг вызывает рисунок изразцов, основанный на выверенных закономерностях и научных принципах.
Речь идёт о необычном подходе к своему творчеству Маурица Корнелиса Эшера. Нидерландский художник придал исследовательский характер своим гравюрам, литографиям и орнаменту керамических изразцов и мозаики. При создании своих работ художник оперировал математическими понятиями бесконечности и симметрии, а также психологическими особенностями восприятия трёхмерных объектов.
Творчество Маурица Эшера многогранно как в идейном плане, так и в использовании средств. В арсенале его работ есть ксилографии, литографии, гравюры, мозаики и другие виды изображений. Мастер в своей работе охватил различные материалы. Его фантазии и эксперименты воплотились в дереве, металле, керамике.
Появление рисунков Маурица Эшера на изразцах и мозаике
Мауриц Эшер приходит к необычному виду реализации научного познания не в самом начале творческого пути, а только лишь в возрасте 39 лет.
От изображения пейзажей он переходит к геометрическим рисункам, вдохновившись мавританскими узорами в стенах испанской Альгамбры. Но восточный рисунок на изразцах привлекает его внимание под необычным углом зрения.
Находясь под впечатлением от увиденных орнаментов, художник увлекается заполнением плоскости.
Первые эксперименты Маурица Эшера воплощаются в литографиях. Художник опирается на научные математические статьи и черпает в них идеи. Спустя некоторое время автор становится широко известным. Первоначальное признание он получает от математиков, физиков и других представителей науки, а уже после обретает мировое имя как художник.
Став популярным, мастер выполняет работы на заказ. Именно это и сопутствует переходу изображений с гравюр и литографий на картинки изразцов и форму мозаичных фрагментов. Панно Маурица Эшера можно встретить в отделке фасадов и декоре помещений, также множество работ находятся в частных коллекциях.
Научные эксперименты в творчестве художника
Одно из основных направлений творчества Маурица Эшера регулярное замощение плоскости. Такой подход к созданию рисунка предусматривает разбиение плоскости на одинаковые фигуры без пробелов между ними и пересечения отдельных элементов.
Математически доказано, что в таком заполнении плоскости могут участвовать 3 фигуры: треугольник, квадрат, шестиугольник. На основе этого мастер при помощи трансформации данных фигур творит свои неповторимые работы.
Регулярные мозаики используются художником для оформления нескольких зданий в Гааге.
Колонны одной из гаагских школ украшают изразцы с рисунком в виде регулярной мозаики. Чётко выверенные фигуры выполнены в чёрно-белом цвете в 3 различных композициях: с цветами, с птицами и с рыбами. Особую графичность удивительной отделке придают тонкие рельефные штрихи орнамента изразцов.
Керамическое панно на стене здания Национального музея керамики Принцессехоф в Леувардене показывает страсть Маурица Эшера к игре с формами. Здесь хорошо просматривается власть гения над упорядочиванием, казалось бы, непригодных для этого элементов. В данной работе фигуры птиц складываются не просто в прямоугольную плоскость, а в очертание одной большой птицы с распахнутыми крыльями.
Ещё одно панно из фигур рыб и птиц украсило промышленное здание в Гааге. И снова просматривается необычный подход художника. Работу выделяет и излюбленное автором слияние двухмерного и трёхмерного пространства, и необычная конфигурация, охватывающая сразу 2 стены. Снова автор играет со зрителем, создавая взаимодействие света и тени, объёма и плоскости, угла зрения и точек обзора.
Фасад ещё одной школы в Гааге отделан плиткой с пегасами. Вновь чёрно-белое исполнение делает акцент на линиях и формах. Данная работа особенно интересна с точки зрения научного подхода. Автор использует в качестве фигур для замощения плоскости и шестиугольники, и квадраты одновременно.
По мотивам работ Маурица Эшера в области замощения плоскости однородными объектами создаётся множество вариантов керамического декора и отделки.
Рисунок и форма изразцов сошли с гравюр и литографий и украсили стены и пол помещений, фасады зданий, перенеслись на панно.
Наибольшую популярность получили ящерицы, которых можно увидеть как в виде отдельных элементов мозаики, так и в виде картинок на изразцах.
Заполнение плоскости тождественными формами является не единственным направлением работы Маурица Эшера в двухмерном пространстве. Мастер использует также нерегулярные мозаики. В этом варианте замощения плоскости одни фигуры постепенно трансформируются в другие. Такие метаморфозы порождают целые сюжеты в основе его работ.
Поглощённый игрой с плоскостью, Мауриц Эшер идёт дальше и экспериментирует с переходами от плоскости к объёмному изображению и наоборот. Одной из тематик этого направления его творчества является самовоспроизведение.
Наибольшую популярность среди работ этой серии получила литография «Рисующие руки». Несмотря на то, что подобные задумки не получили отображение в керамики рукой автора, их всё равно воспроизводят на рисунках изразцов.
Мастер иллюзий и автор логических парадоксов Мауриц Эшер считал себя далёким от своих коллег художников. Он стал представителем необычного направления, называемого научным искусством.
Но именно этот необычный подход к созиданию сделал его произведения известными и узнаваемыми.
Творчество знаменитого графика занимает умы ценителей искусства, математиков, психологов, имеет последователей, используется в кинофильмах и даже встречается в детских книгах занимательной физики.
Сберечь творческое наследие художника призван фонд Эшера, основанный им в 1968 году.
Благодаря работе данной организации люди могут познакомиться с работами мастера на персональных выставках, узнать о жизни и творчестве художника из книг и фильмов, созданных фондом.
Постоянная экспозиция работ автора находится в стенах бывшего королевского дворца в Гааге и приглашает окунуться в мир загадок и шифров, глубокомысленных и порой философских сюжетов, захватывающих иллюзий и ловушек для логики и восприятия.
Источник: https://ceramicadecor.ru/blog/maurits-kornelis-esher-logicheskie-paradoksy-i-illyuzii-v-risunkah-izraztsov-i-mozaike/
Художник недели: Мауриц Корнелиус Эшер
11 декабря в главном здании ММСИ на Петровке, 25, в рамках Года Нидерландов в России — 2013 открылась масштабная (более 100 работ) выставка Маурица Корнелиуса Эшера
11 декабря в главном здании ММСИ на Петровке, 25, в рамках Года Нидерландов в России — 2013 открылась масштабная (более 100 работ) выставка Маурица Корнелиуса Эшера. Творчество этого художника вдохновило многие идеи современного дизайна и анимации и, как следствие, повлияло на окружающую нас действительность, во многом этими дизайнерами и созданную.
- Мауриц Корнелиус ЭШЕРАвтопортрет. 1943ЛитографияИсточник: wikipaintings.org
Мауриц Корнелиус Эшер родился 17 июня 1898 года в Леевардене, административном центре провинции Фрисландия в Голландии. Третий, младший сын инженера-гидравлика Г. А.
Эшера и его второй жены, Сары Гличман (у отца Эшера было еще 2 сына от первого брака, так что для него Мауриц был пятым ребенком), Мауриц с самого раннего детства имел возможность развивать свои природные таланты. И хотя учеба не давалась Маурицу совсем, заниматься тем, что ему было интересно, ему никто не запрещал.
Так, с 1907 года Мауриц учился плотницкому делу и игре на пианино в небольших мастерских города Арнема, куда его семья переехала из Леевардена в 1903-м.
Общее образование, по-видимому, не числилось в списке приоритетов будущего художника, раз он так и не смог нормально сдать выпускные экзамены средней школы (в которой проучился с 1912 по 1918) и даже, если верить некоторым источникам, завалил рисование.
Хотя вне школы искусство, очевидно, занимало его вполне серьезно: известна, например, линогравюра 1916 года «Портрет отца художника», которую 18-летний Эшер исполнил самостоятельно и на вполне достойном уровне.
В 1917 году Эшер посещал мастерскую художника Герта Стигемана, в которой он впервые встал за станок, конечно, не догадываясь, что так или иначе простоит за ним всю жизнь.
Следуя воле отца, желавшего, чтобы его сын имел диплом о высшем образовании и приличную профессию, созвучную, впрочем, талантам сына, Мауриц Эшер в 1919 году поступил на отделение архитектуры Школы архитектуры и орнамента в Харлеме.
Однако натура взяла свое, и уже спустя несколько месяцев он перевелся в класс графического дизайна под руководством Самюэля Джесерана де Месквита. Впоследствии Эшер вспоминал, что, «как и большинство его учеников, я долго находился под влиянием могучей индивидуальности художника».
Можно даже сказать, что на раннем этапе творчества Эшера это влияние было определяющим для формирования его художественного стиля.
Однако искусство Эшера формировалось не только и не столько под влиянием академической школы и творчества де Месквита. Лето1921 года семья Эшера провела на побережье итальянской Ривьеры, и неожиданно для себя молодой художник нашел источники вдохновения в южной природе: итальянские виды заворожили Маурица — и он бесконечно рисовал все что видел вокруг.
Тогда же, в 1921 году, окрыленный новыми эмоциями и впечатлениями, Эшер начал экспериментировать с новой для себя ксилографией — гравюрой по дереву. Одна из серий таких гравюр, «Цветы Пасхи», даже была опубликована в журнале.
Италия настолько поразила художника, что он уже самостоятельно вернулся туда после окончания колледжа в 1922 году. А в сентябре того же года Эшер впервые посетил испанскую Альгамбру — шедевр мавританской архитектуры. Пораженной красотой декора Альгамбры, он отмечал его «колоссальную сложность и математическо-художественный смысл».
1920-е — начало 1930-х годов в творчестве Эшера — время многочисленных экспериментов.
Он много и продуктивно работает в тиражной графике, экспериментируя как со стилем, так и с техниками: «…с 1922 года приблизительно до 1935…я выполнил около семидесяти ксилографий (продольных и торцовых) и более сорока литографий».
Позже Эшер писал: «…многолетнее изучение техники графических искусств пошло мне на пользу; ремесло стало не только второй моей натурой, но и крайней необходимостью при переходе к репродукционной технике, открыв мне возможность одновременно общаться с широкой публикой, чего, собственно, я и добивался».
Уже в 1923 году состоялась его первая персональная выставка в Сиене, а в 1924 году — в Гааге. В том же 1924-м Эшер женился на Джетте (Jetta Umiker), которую встретил годом ранее в Италии. Вообще, Италия с ее мягким климатом, живописными видами и разнообразной и сложной архитектурой на долгое время стала домом для художника.
Здесь он жил и работал, здесь родились его старшие сыновья. В 1926 году родился Георг, в 1928 году появился Артур. Мотивы итальянского пейзажа и архитектуры раз за разом возникали на листах его работ. Эшер работал над орнаментикой, выполнял иллюстрации для различных изданий, занимался разными видами коммерческой графики.
Однако его настоящий творческий интерес лежал совсем в другой области.
Еще со времен учебы и чем дальше, тем больше Эшера захватывала идея выхода за границы: за границы жизни — тема смерти, за границы привычных понятий — мистические и сюрреалистические мотивы, за границы реального пространства — различные оптические и пространственные эффекты.
Его работы, наполненные оптическими иллюзиями, такие завораживающе необычные и явно опередившие свое время (термин оп-арт — от opticalart — появился лет через тридцать), быстро набирали огромную популярность. Одна за другой проходили выставки в Италии, только в 1929 году в Голландии и Швейцарии прошло сразу пять его персональных выставок; открылась постоянная экспозиция в одном из музеев Голландии.
До 1935 года он много путешествовал: проехал по Европе, в очередной раз побывал в Испании, совершил поездку в Тунис; в основном его интересовали арабески, местные традиционные орнаменты и узоры, архитектура.
В 1935 году, несмотря на былое благоволение Муссолини, жить в Италии, где фашисты все больше набирали силу, стало опасно; Эшер был вынужден переехать в нейтральную Швейцарию, где жизнь и благополучие семьи были практически гарантированы.
Это событие не только оказалось важным для Эшера — отца семейства, но и стало поворотным моментоv в развитии Эшера-художника.
После залитой солнцем Италии природа и архитектура северных стран его совсем не вдохновляли, и он вновь обратился к идеям, почерпнутым еще во время изучения итальянской архитектуры и мавританских орнаментов.
Изначально довольно простые, в новых работах Эшера они, продуманные и просчитанные, воплощались в сложных композициях, детально разработанных схемах.
Таким образом, от оп-арта Эшер перешел к имп-арту (от impossibleart — изображению невозможных с точки зрения геометрии пространственных фигур и объектов, оптических иллюзий) и от конкретного сюжета — к часто абстрактным или сюрреалистичным мотивам.
Существует легенда, что однажды он показал одну из своих абстрактных работ своему брату Биру, профессору геологии, занимавшемуся проблемой конструирования и выращивания кристаллов.
Брат был настолько впечатлен сложностью конструкции, композиции и совершенством симметрии рисунка, что решил использовать его идеи в кристаллографии. (На этом, к слову, связь творчества М.
Эшера с миром науки не оборвалась: в 1959 году художник выступал на международном конгрессе кристаллографии в Англии с докладом на тему симметрии, а в 1965-м вышла книга «Аспекты симметрии в творчестве М. К. Эшера».)
Переезд в Швейцарию и близость войны не сделали Эшера домоседом. Уже в 1936 году он снова отправился в Испанию. Сложность орнаментики и узоров Альгамбры не отпускала художника долгое время, и он снова погрузился в изучение и копирование мавританских изразцов.
Прием правильного периодического деления плоскостей на пропорциональные части, веками используемый в прикладных целях — для построения орнаментов, узоров, — Эшер одним из первых перенес в графику и создал самостоятельные изображения, напоминающие сложные мозаичные симметричные картинки калейдоскопа, практически предвосхищая в них идею фракталов.
К 1938 году, когда на свет появился третий сын, Ян, Эшер практически полностью сосредоточился на решении сложных композиционных задач. Более того, он усложнял свои композиции, используя в качестве элементов орнамента максимально упрощенные фигуры реального мира.
Так возник мотив двух летящих навстречу друг другу птиц — черной и белой (вообще, они могли быть двух любых контрастных цветов). Этот сюжет лег в основу его знаменитой работы «День и ночь», а позже птицы трансформировались в рыб в работе «Небо и вода» (1938).
В 1941 году Эшер с семьей переехал на родину, в Голландию, и с этого времени жизнь художника обрела видимую оседлость. Погруженный в решение пространственных задач и логические построения, он больше не нуждался во вдохновляющей натуре в такой степени, как раньше.
В 1940-х годах в творчестве Эшера возник объем. Двухмерное пространство, изученное и покоренное, стало ему уже не так интересно, куда больше его стало занимать противоречие между плоскостью и пространством. Эшер снова выходит за границы. Теперь это границы плоскости листа.
Его рисунки теперь объемно вторгаются в наш мир, споря в своей реалистичности с предметами реального пространства. Симметричность его работ теперь дополнена и усложнена сферичностью пространства.
Сфера как геометрическая фигура и сферичность пространства как прием становятся важнейшими элементами его композиций; именно в этот период появляется одна из самых известных его работ, «Рисующие руки» (1948).
В 1948 году Эшер начал читать лекции о симметрии и сложном пространстве своих работ, и к 1950 году его выступления вполне серьезно воспринимала не только публика, но и научное сообщество. В том же 1950-м с успехом прошла первая персональная выставка Эшера в США.
В творчестве 1950-е — время, когда трехмерные элементы его работ обретают перспективу. Художник использует перспективное сокращение фигур, достигая эффекта «ухода в бесконечность» — уменьшения до точки. Первая работа, в которой был использован этот прием, получила название «Меньше и меньше» (1956).
Интересно, что до 1958 года объекты в работах Эшера уменьшаются по мере приближения к центру картины, а после 1958 — наоборот, по мере удаления от него.
Начиная с 1956 года Эшер применяет этот прием практически в каждой своей работе, включая листы из последней серии «Змеи», над которой он работал в 1969 году.
Эшер работал до самого конца жизни, хотя ее последнее десятилетие потребовало от него мужества и напряжения всех сил. В 1964 году он решил навестить сына, живущего в США, однако в поездке заболел и вынужден был вернуться с дороги.
В следующие 8 лет Эшер с переменным успехом перенес несколько серьезных операций; в периоды улучшений он работал.
Однако в марте 1972 года состояние 73-летнего художника резко ухудшилось, и 27 марта 1972 года Маурица Корнелиуса Эшера не стало.
Эшер — редкий пример художника, имевшего при жизни профессиональное признание как среди «физиков» — научного математического сообщества, так и среди «лириков» — в мире искусства. А наше время, когда дизайнерские решения все реже обходятся без цифровых технологий, по-видимому, создало идеальные условия для восприятия, понимания и оценки творчества этого незаурядного художника.
Его работы неизменно завораживают и интересуют и публику, и специалистов — искусствоведов, галеристов и т.п. А количество графики Эшера на выставках, в музеях и галереях вполне соизмеримо с ее количеством на арт-рынке. Работы Эшера немногим более тысячи раз выставлялись на открытые торги, а самые высокие результаты были показаны в последние десять лет, с 2002 по 2012 год.
Наибольшим успехом на рынке пользуются серии «Метаморфоза» (1939–1940). Каждый лист в них представляет собой гравюру размером 20–30 на 400 см (есть даже почти семиметровые работы), на которой изображен единый, неразрывный ряд изменяющихся, перетекающих друг в друга органических и геометрических (живых и неживых) форм, расположенных в определенном четком ритме.
Все три самые дорогие работы Эшера принадлежат к одной и той же серии «Метаморфоза II». Рекордная продажа отмечена 2 октября 2008 года, когда на торгах Sotheby’s (Лондон) лист 1940 года был продан за 115 000 фунтов (при эстимейте 40 000–60 000 фунтов).
Следующие результаты скромнее: 100 000 евро за лист, датированный периодом с октября 1939 по март 1940 года, на Sotheby’s (Амстердам) 13 декабря 2010 года и 90 000 за лист 1939 года на торгах аукционного дома Ketterer Kunst (Мюнхен) 4 июня 2008 года.
Эшер частый гость аукционных каталогов и в этом году: только за последние 30 дней, с 17 ноября по 17 декабря, на торгах появилось 11 его работ, большая часть которых была продана.
Мария Кузнецова, AI
Источники: mcesher.ru; escher.ru; academic.ru; wikipaintings.org; artprice.com; artinvestment.ru
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
Источник: https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20131219_echer.html
8 фактов о Маурице Корнелисе Эшере и его литографиях из «невозможной реальности»
Несмотря на то, что имя Маурица Эшера (1898-1972) известно любому человеку, хоть немного разбирающемуся в искусстве, этот художник всегда стоял особняком среди коллег. Некоторые искусствоведы даже сомневаются, стоит ли относить его работы к современной живописи. И с ними сложно поспорить, ведь за всю свою карьеру Эшер не написал ни одного живописного полотна
Детство
Хотя Мауриц с ранних лет проявлял способности к рисованию, его успехи в учебе были весьма посредственными, а в средней школе он даже умудрился провалить экзамен по рисованию. Эшер мечтал о карьере архитектора, но вынужден был отказаться от нее из-за слабого здоровья.
Автопортрет
Первой известной работой Эшера, в которой начинает проявляться характерный для его последующего творчества мотив искажения пространства, стал его автопортрет, также известный как «Рука с зеркальным шаром», которую художник создал 37-летним, в 1935 году.
Рука, которая держит сферический шар, нарисована крайне реалистично, так что видны все линии жизни и ума и каждая складочка на пальцах. Внутри шара мы видим отражение самого Эшера и его студии в Риме: искаженные шаром мебель, окна и потолок. На стенах просматриваются книжные полки, картины в рамах.
Одна из них изображает куклу индонезийского кукольного театра. Возможно, на эту работу Эшера вдохновила одна из его любимых книг — «Алиса в Зазеркалье».
Натюрморт с улицей
Первой картиной Эшера в жанре «невозможной реальности» стал «Натюрморт с улицей», написанный в 1936 году. Плоскость стола, отдаляясь, неожиданно оказывается уличной мостовой, по обе стороны которой возвышаются дома.
На них в свою очередь опираются лежащие на столе стопки книг. Источником вдохновения для этого рисунка послужила небольшая улица в городе Савона, неподалёку от итальянской Генуи.
Впоследствии Эшер называл эту картину одним из своих любимых произведений, хотя подчёркивал, что она могла бы получиться ещё лучше.
Рептилии
Литография «Рептилии» была впервые напечатана в 1943 году. На ней изображен стол, с расположенными на нем предметами и рисунком рептилий собранных в виде мозаики.
Рептилии оживают, ползают по кругу по предметам расположенным на столе и в конечном итоге возвращаются обратно в плоский рисунок. Ящерицы маленького размера, но не кажутся безобидными, имеют настоящие клыки.
Одна из рептилий, сидящая на грани додекаэдра, выпускает пар из ноздрей. Для создания этой картины художник использовал фигурку из пластилина, которую передвигал по столу.
- Рисующие руки
- На литографию «Рисующие руки» Эшера вдохновил набросок Леонардо да Винчи к «Портрету Джиневры Бенчи».
Относительность
Пожалуй, самой популярной картиной Эшера стала литография «Относительность», на которой изображена архитектурная структура нескольких плоскостей, объединенных лестницами, в которой не применяются реальные законы природы. Три силы тяжести направлены перпендикулярно одна другой, и для людей, живущих в этом мире, но в разных плоскостях реальности, одна и та же лестница направлена или вверх, или вниз.
Эта картина впоследствии использовалась в кино и мультфильмах. Например, в фильме «Лабиринт» (1986, реж. Джим Хенсон) одна из комнат Города Гоблинов сделана по ее мотивам.
Математический подход
Эшер использовал в работе приемы, основанные на математических принципах. В 1960 году Эшер даже прочитал в Кембридже лекцию о симметрии на международной кристаллографической конференции. Ученые-кристаллографы используют его гравюры (например, такие как «День и ночь», 1938) для иллюстраций своих статей.
Бельведер
В 1958 году физик и математик Роджер Пенроуз опубликовал в журнале British Journal of Psychology статью о невозможных фигурах, в том числе и о ставшем знаменитым «Треугольнике Пенроуза» (который на самом деле был открыт еще в 1934 году шведским художником Оскаром Реутерсвардом).
Позже Пенроуз вместе со своим отцом Лайонелом разработали модель невозможной лестницы, по которой можно либо бесконечно подниматься вверх, либо опускаться вниз, в зависимости от направления движения.
Ряд исследователей полагают, что на Пенроузов повлияли некоторые работы Эшера с геометрическими фигурами, которым нет места в реальном мире. А их статьи, в свою очередь, вдохновили Эшера на превращение невозможной геометрии в невозможную архитектуру.
Благодаря Пенроузам появилась литография «Бельведер», а также «Восхождение и нисхождение» (1960) и «Водопад» (1961).
В «Бельведере» привлекают внимание множество персонажей: юноша, держащий в руках невозможный куб (бельведер за его спиной выстроен в том же невероятном стиле), пленник в подвале, просовывающий голову сквозь прутья решетки (которую не воспроизвести в реальном мире), люди, поднимающиеся по лестнице, чтобы снова оказаться в отправной точке.Однако ряд исследователей полагают, что картина — метафора испортившихся отношений художника с женой. В этом случае главными героями становятся мужчина и женщина, разглядывающие окружающий пейзаж с разных этажей бельведера и лишенные возможности встретиться, поскольку один из них всегда будет находиться внутри строения, а другой — снаружи. После появления этой картины супруги прожили вместе еще десять лет, после чего Джетта оставила Эшера в Нидерландах, где ей никогда не нравилось, и уехала доживать свой век в Швейцарию.
Пейзаж тоже немаловажен: он изображает горы в итальянской местности Абруццо. Страна, в которой Мауриц и Джетта познакомились, поженились, и в которую возвращались при любой возможности, становится здесь печальным напоминанием о минувших счастливых днях.
Источник
Источник: https://subscribe.ru/group/obo-vsyom-ponemnogu/13935433/