Фри́да Ка́ло де Риве́ра или Магдале́на Ка́рмен Фри́да Ка́ло Кальдеро́н — мексиканская художница, наиболее известная автопортретами.
СОДЕРЖАНИЕ
- Биография художницы
- Творчество Фриды Кало
- Интересные факты о Фриде
- Картины мексиканской художницы
- Библиография
Кало Фрида (Kahlo Frida) (1907—1954), мексиканский художник и график, жена Диего Риверы, мастер сюрреализма.
Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году, в семье еврейского фотографа, родом из Германии. Мать — испанка, рождённая в Америке. В шесть лет она перенесла полиомиелит, и с тех пор правая нога стала короче и тоньше левой.
В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Кало попала в автокатастрофу: сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах. Врачи не могли поручиться за ее жизнь.
Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время Кало попросила у отца кисть и краски.
Для Фриды Кало сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида Кало могла видеть себя.
Она начала с автопортретов. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
В 1929 году Фрида Кало поступает в Национальный институт Мексики. За год, проведенный почти в полной неподвижности, Кало всерьез увлеклась живописью. Снова начав ходить, посещала художественную школу и в 1928 году вступила в компартию. Ее работы высоко оценил уже знаменитый к тому времени художник-коммунист Диего Ривера.
В 22 года Фрида Кало вышла за него замуж. Их семейная жизнь бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Их связывали отношения — страстные, одержимые и порой мучительные.
Древний мудрец сказал о подобных отношениях: «Ни с тобой, ни без тебя жить невозможно».
Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Мексиканская художница восхищалась «трибуном русской революции», тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют.
Больше всего в жизни Фрида Кало любила саму жизнь — и это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные физические страдания, она могла развлекаться от души и широко кутить. Но поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе.
Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты.
В 1950 году ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке, после чего могла передвигаться только в инвалидной коляске.
В 1952 году Фриде Кало ампутировали до колена правую ногу. В 1953 году в Мехико проходит первая персональная выставка Фриды Кало.
Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой.
Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода.
Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего Ривера и Фрида Кало собирали всю жизнь, находится в саду «Голубого дома» (дома-музея).
Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, 13 июля 1954 года.
«Я весело жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться. Фрида».
Прощание с Фридой Кало проходило в «Бельяс Артес» — Дворце изящных искусств. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики.
Творчество Фриды Кало
В работах Фриды Кало заметно очень сильное влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами.
Однако в нём заметно и влияние европейской живописи — в ранних работах отчётливо проявилась увлечённость Фриды, например, Боттичелли. В творчестве присутствует стилистика наивного искусства.
Большое влияние на стиль живописи Фриды Кало оказал её муж, художник Диего Ривера.
Специалисты полагают, что 1940-е — это эпоха расцвета художницы, время её самых интересных и зрелых работ.
Жанр автопортрета преобладает в творчестве Фриды Кало.
В этих работах художница метафорически отражала события своей жизни («Госпиталь Генри Форда», 1932, частное собрание, Мехико; «Автопортрет с посвящением Льву Троцкому», 1937, Национальный музей «Женщины в искусстве», Вашингтон; «Две Фриды», 1939, Музей современного искусства, Мехико; «Марксизм исцеляет больную», 1954, Дом-музей Фриды Кало, Мехико).
Госпиталь Генри Форда
Автопортрет посвященный Леву Троцкому (Между занавесок)
Две Фриды
Выставки
- В 2003 выставка работ Фриды Кало и её фотографий прошла в Москве.
- Картина «Корни» выставлялась в 2005 году в лондонской галерее «Tate», а персональная выставка Кало в этом музее стала одной из самых удачных в истории галереи — её посетили около 370 тысяч человек.
Дом-музей
Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Толстые стены наружного фасада, плоская крыша, один жилой этаж, планировка, при которой комнаты всегда оставались прохладными и все открывались во внутренний двор, — почти образец дома в колониальном стиле.
Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Снаружи дом на углу улицы Лондрэс и улицы Альендэ выглядел точно так же, как и другие в Койоакане, старом жилом районе на юго-западе пригорода Мехико. В течение 30 лет облик дома не менялся.
Но Диего и Фрида сделали его таким, каким знаем его мы: дом в преобладающем синем цвете с нарядными высокими окнами, украшенный в традиционном индейском стиле, дом полный страсти.
Вход в дом охраняют два гигантских Иуды, их фигуры двадцати футов высотой, из папье-маше, делают жесты, будто приглашая друг друга к разговору.
Внутри палитры и кисти Фриды лежат на рабочем столе так, будто она только что их там оставила. У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина.
Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. К сожалению, надпись неточна. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года.
Но выбрав нечто более значительное, чем ничтожные факты, она решила, что родилась не в 1907 году, а 1910, в год начала Мексиканской революции.
Поскольку в годы революционного десятилетия она была ребёнком и жила среди хаоса и залитых кровью улиц Мехико, то решила, что родилась вместе с этой революцией.
Ярко-голубые и красные стены дворика украшает ещё одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год».
Она отражает сентиментальное, идеальное отношение к браку, что снова расходится с реальностью. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. В 1934—1939 они жили в двух домах, построенных специально для них в жилом районе Сан-Анхэле.
Затем последовали долгие периоды, когда, предпочитая жить независимо в студии в Сан-Анхэле, Диего вовсе не жил вместе с Фридой, не говоря уже о том годе, когда оба Ривэра разъезжались, разводились и снова сочетались браком. Обе надписи приукрасили действительность.
Как и сам музей, они — часть легенды о Фриде.
Интересные факты о Фриде
Характер
Несмотря на полную боли и страданий жизнь, Фрида Кало имела живую и раскрепощённую экстраверсивную натуру, и её ежедневная речь была усеяна сквернословиями.
Будучи сорванцом в юности, она не лишилась своего пыла в поздние годы.
Кало изрядно курила, в избытке употребляла спиртные напитки (особенно текилу), была открытой бисексуалкой, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки.
Стоимость картин
В начале 2006 года автопортрет Фриды «Корни» («Raices») оценён экспертами Sotheby’s в 7 миллионов долларов (первоначальная оценка на аукционе — 4 млн фунтов стерлингов).
Картина была написана художницей маслом по листу металла в 1943 году (после повторного брака с Диего Риверой).
В том же году эта картина была продана за 5,6 миллионов долларов США, что стало рекордом среди латиноамериканских работ.
Рекордом стоимости картин Кало остаётся ещё один автопортрет 1929 года, проданный в 2000 году за 4,9 млн долларов (при первоначальной оценке — 3 — 3,8 млн.).
Коммерциализация имени
В начале XXI века венесуэльским предпринимателем Карлосом Дорадо был создан фонд Frida Kahlo Corporation, которому родственники великой художницы предоставили право на коммерческое использование имени Фриды. В течение нескольких лет появилась линия косметики, марка текилы, спортивная обувь, ювелирные изделия, керамика, корсеты и нижнее белье, а также пиво с именем Фриды Кало.
Библиография
В искусстве
Яркая и неординарная личность Фриды Кало нашла своё отражение в произведениях литературы и кинематографа:
- В 2002 году был снят фильм «Фрида», посвящённый художнице. Роль Фриды Кало сыграла Сальма Хайек.
- В 2005 году был снят неигровой арт-фильм «Фрида на фоне Фриды».
- В 1971 году вышел короткометражный фильм «Фрида Кало», в 1982 году — документальный, в 2000 году — документальный фильм из серии «Великие художницы», в 1976 году — «Жизнь и смерть Фриды Кало», в 2005 году — документальный «Жизнь и времена Фриды Кало».
- У группы Alai Oli есть песня «Фрида», посвящённая Фриде и Диего.
Литература
- The diary of Frida Kahlo: an intimate self-portrait / H.N. Abrams. — N.Y., 1995.
- Teresa del Conde Vida de Frida Kahlo. — Mexico: Departamento Editorial, Secretaría de la Presidencia, 1976.
- Teresa del Conde Frida Kahlo: La Pintora y el Mito. — Barcelona, 2002.
- Drucker M. Frida Kahlo. — Albuquerque, 1995.
- Frida Kahlo, Diego Rivera and Mexican Modernism. (Cat.). — S.F.: San Francisco Museum of Modern Art, 1996.
- Frida Kahlo. (Cat.). — L., 2005.
- Леклезио Ж.-М. Диего и Фрида. — М.: КоЛибри, 2006. — ISBN 5-98720-015-6.
Источник: https://allpainters.ru/frida-kalo-zhizn-i-tvorchestvo-hudozhnitsyi.html
Фрида Кало (Frida Kahlo)
Для большинства из нас Фрида Кало не является открытием, многие смотрели фильм-биографию «Фрида», другие видели картины, читали биографию by Хайден Эррера и т.д. Но я думаю, не будет лишним еще раз упомянуть об этой ярчайшей женщине…
Да и согласитесь, не так-то просто в сфере искусства выделить женщин, добившихся значительного успеха. В свое время, еще Шопенгауэр писал о том, что самые великие произведения искусства созданы мужчинами (ну, вроде как у женщин предназначение другое!).
Так вот, Фрида Кало для меня — это образец не_женской стойкости характера, силы воли, пылкого нрава в сочетании с абсолютно самобытной красотой, обольстительностью и трагической судьбой…
что и нашло прямое отражение в ее картинах, на которых и хотелось бы остановится поподробнее.
Я не буду акцентировать внимание на любовных связях Фриды и Диего, хотя многим это может показаться самым интересным… Затрону только факты и события, помогающие понять сущность некоторых ее картин и достижения художницы.
Как известно, родилась Фрида Кало в 1907 году, в Мексике, г. Койоакан. В 6 лет заболела полиомиелитом, после чего на всю жизнь осталась хромота, а правая ступня остановилась в росте.
Когда Фриде было 18 лет, она попала в тяжёлую аварию, получив перелом позвоночника, перелом ключицы, сломанные рёбра, сломанный таз, 11 переломов в правой ноге, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, живот и матка были проколоты металлической перилой.
Год она была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем сопровождали ее всю жизнь. После этой трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа, к кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла себя видеть.
Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что я сама ‒ это тот предмет, который известен мне лучше всего».
Автопортреты Фриды Кало помогли ей сформировать представление о себе, найти путь к самопознанию. Лицо художницы почти всегда одинаково уподоблено маске, не показывает чувства и настроение. Ее произведения следует рассматривать как метафорические конспекты конкретных переживаний. Она черпает приемы из мексиканского народного искусства, доколумбовой культуры, местных ретабло.
В 1928 г. она показывает свои работы Диего Ривере. Картины произвели на него большое впечатление: «Они передавали исполненную жизни чувственность, которую дополняла беспощадная, но очень чуткая, способность к наблюдению. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей».
А в следующем году они поженились. Диего получил заказы на работу в США, где, в общей сложности, они провели 4 года, а Фрида перенесла несколько неудачных беременностей.
После второго выкидыша она пишет картину «Больница Генри Форда», 1932.
Мы видим, как Фрида лежит на больничной койке. Белая простыня залита кровью. Над животом, еще округлым от беременности, она держит три красные, как артерии, ленты. Конец первой ленты превращается в пуповину, которая ведет к зародышу, это ребенок, потерянный при выкидыше. Над изголовьем кровати витает улитка. Это символ медленного течения неудавшейся беременности.
Розовая анатомическая модель нижней части туловища над изножьем кровати, так же как и модель кости внизу справа, указывают на причину выкидыша — поврежденные при аварии позвоночник и таз. Устройство внизу слева может символизировать собственные «негодные» мускулы, которые не позволили ей сохранить ребенка в утробе.
Пурпурную орхидею, изображенную в центре под кроватью, принес Фриде в больницу Диего. Хотя мотивы картины изображены тщательно и детально, композиция в целом избегает реалистического жизнеподобия. Предметы извлекаются из обычного окружения и включаются в новые сочетания.
Для Фриды оказывается гораздо важнее воспроизвести эмоциональное состояние, нежели запечатлеть с фотографической точностью реальную ситуацию. Она изображала реальность не такой, какой она ее видела, но какой она ее чувствовала.
В «Автопортрете на границе между Мексикой и США», 1932 Фрида выразила свои взгляды и размышления того периода, отношение к Америке, показала свою оторванность от родины.
Она стоит, подобно статуе, на пьедестале, на границе между двумя разными мирами. В левой части предстает пейзаж древней Мексики, где правят силы природы и естественные жизненные циклы. Справа мы видим пейзаж Северной Америки, где властвует технология.
В одной руке Фрида держит мексиканский флаг, а в другой – сигарету. Облака в мексиканском небе перекликаются с клубами дыма, вырывающимися из труб заводов Форда, а пышная растительность слева уступает место образцам электрического оборудования справа, чьи провода превращаются в корни, высасывающие энергию из земли.
И Фрида разрывается между этими двумя противоположностями.
Когда в следующем году они с Диего вернулись в Мексику, Фрида была готова броситься в живопись, но проблемы со здоровьем вынудили ее снова оказаться в больнице, а еще через год пришлось прерывать очередную беременность.
В 1938 г. Фрида отправилась в США для подготовки своей выставки, организованной Андре Бретоном, в галерее Жюльена Леви.
Несмотря на экономическую депрессию, охватившую США, половина выставленных работ были проданы.
Клер Бут Льюс, издательница журнала «Vanity Fair», заказала у Фриды портрет своей подруги, актрисы Дороти Хейл, которая незадолго до открытия выставки выбросилась из окна апартаментов.
Подобно покадровой съемке, Фрида фиксирует разные стадии падения, а само тело располагает внизу на переднем плане. В надписи внизу кроваво-красными буквами изложена история события. Когда Клер Бут Льюс получила картину, она хотела уничтожить ее.
«Я всегда буду помнить потрясение, которое я испытала, когда вытащила картину из ящика. Мне стало действительно физически плохо.
Что я должна была делать с этим отвратительным изображением разбившегося тела моей подруги? Я бы не заказала изобразить таким окровавленным даже заклятого врага, а тем более свою несчастную подругу».
В следующем году Андре Бретон решил устроить выставку работ Фриды в Париже, с организацией помогал Марсель Дюшан. Выставка прошла в известной галерее Рену и Колле., но под приближающейся угрозой войны финансового успеха не имела.
Из-за этого Фрида отменила следующую выставку в галерее Гуггенхайма в Лондоне. Тем не менее картина Фриды Кало Автопортрет «Рама», 1937 стала первым произведением мексиканской художницы ХХ в.
, приобретенным Лувром.
- В том же году Фрида и Диего разводятся, свои переживания она воспроизводит в автопортрете «Две Фриды», 1939, составленном из двух разных индивидуальностей.
Та часть ее существа, которую уважал и любил Диего Ривера, – мексиканская Фрида в теуанском платье, – держит в руках медальон с портретом мужа в детстве. Рядом сидит ее alter ego, европейская Фрида в кружевном белом платье.
Сердца двух женщин выставлены напоказ, их соединяет лишь одна тонкая артерия. Вместе с потерей своего возлюбленного европейская Фрида утратила часть самой себя. Кровь капает из только что перерезанной артерии, ее удерживает лишь хирургический зажим.
Есть опасность, что отвергнутая Фрида может истечь кровью до смерти.
В этот период Фрида бросилась в работу. Она старалась обеспечить собственную жизнь, занимаясь живописью. В следующие годы появляется ряд автопортретов, различных исключительно атрибутами, фоном, цветовой гаммой, через которые выражено настроение.
В 1940 г. она повторно вступает в брак с Диего Риверой.
С 1943 г. Фрида начала преподавать в Школе живописи и скульптуры, но через несколько месяцев из-за плохого состояния здоровья Фрида была вынуждена вести преподавание на дому. Ей пришлось носить стальной корсет, который появляется в ее автопортрете «Сломанная колонна», 1944.
Ремешки корсета кажутся единственным, что удерживает в вертикальном положении части треснувшего пополам тела. Ионическая колонна, разломанная на несколько частей, занимает место поврежденного позвоночника.
С зияющей в теле трещиной перекликается безжизненный растрескавшийся ландшафт, который становится символом ее боли и одиночества. Гвозди, воткнутые в лицо и тело, взывают к образам мученичества св. Себастьяна, пронзенного стрелами. Белая ткань, обернутая вокруг бедер, перекликается с Плащаницей Христа.
Она заимствует элементы христианской иконографии, чтобы придать особенно драматическое выражение своей боли и страданию.
В 1946 г. Фрида переносит операцию на спине, в том же году получает гос. премию от Министерства просвещения за картину «Моисей, или Ядро творения», 1945.
В конце 1940-х гг. наступило серьезное ухудшение здоровья Фриды. В 1950 г. она провела девять месяцев в больнице, перенесла семь операций на позвоночнике. После 1951 г. она испытывала такие невыносимые боли, что больше не могла работать без болеутоляющих средств.
Ее живопись начинает характеризоваться слабой, торопливой, почти небрежной работой кисти, что является следствием приема сильных препаратов.
Желание художницы включить в работы политическое измерение, чтобы «послужить Партии» и «принести пользу Революции», становится особенно явственным в картинах 1954 года «Марксизм даст здоровье больным», «Фрида и Сталин» и в незаконченном портрете Сталина.
В 1953 г. Лола Альварес Браво организовала в своей галерее первую в Мексике персональную выставку работ Фриды. В вечер открытия состояние здоровья Фриды было настолько плохим, что доктора запретили ей вставать. Она приветствовала посетителей прямо на кровати.
Спустя несколько месяцев ей ампутировали правую ногу до колена, что повлекло за собой глубокую депрессию.Летом 1954 г. Фрида заболела воспалением легких, но вопреки советам врачей, принимала участие в демонстрации против североамериканского вторжения в Гватемалу.
Вскоре после чего она скончалась.
- Через год после ее смерти Диего Ривера передал дом мексиканскому народу в качестве музея.
- Дерево надежды, стой твердо, 1946
- Мои родители, мои прародители и я, 1936
- Любовные объятия вселенной, 1949
- Раненый олень, 1946
- Что дала мне вода, 1938
Источник: http://www.lookatme.ru/flow/posts/art-radar/65132-frida-kalo-frida-kahlo
Фрида Кало – Дерево надежды, стой прямо!
Матерщинница, бисексуалка, пьяница, любимая женщина Троцкого, наркоманка и коммунистка. Гениальная художница и символ Мексики. Фрида Кало. Сегодня ее картины висят в лучших музеях мира, а на аукционах продаются за миллионы долларов.
Бесконечная боль, нечеловеческая сила и всепоглощающая страсть — этими словами можно описать жизнь и картины Фриды Кало, самой известной мексиканской художницы.
Она умерла в июле 1954 года — 59 лет назад. Умерла в своем доме в богемном районе Мехико, через 29 лет страданий и борьбы. Всю жизнь ее сопровождали боль физическая и боль душевная. Они нашли выражение в ее картинах и ее дневнике.
Фрида Кало — Дерево надежды, стой прямо!
Коммунистка, сквернословица, экспрессивная и эксцентричная Фрида, любившая смеяться, текилу и курить, стала известна как художница лишь незадолго до своей смерти. Сейчас ее картины стоят миллионы.
«Корни» были проданы в 2006 году за 6 миллионов долларов, а один из многочисленных автопортретов в 2000 году за 5. Ее превозносят феминистки, хотя сама Фрида таковой не являлась.
Важны только ее вселенская боль и то, как она выражалась в живописи.
В шесть лет маленькая Фрида перенесла полиомиелит. Болезнь иссушила ее правую ногу и заставила всю жизнь хромать и прятать ногу под брюками или длинными юбками национальных платьев. «Фрида — деревянная нога», дразнили ее сверстники.
Фрида Кало — Дерево надежды, стой прямо!
Еще через 12 лет она попала в страшную автокатастрофу. В автобус, в котором она ехала со своим другом Алехандро, врезался трамвай. Алехандро отделался легко, а Фриду покалечило так, что врачи были единодушны в своих неутешительных прогнозах.
Тройной перелом позвоночника, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей и так настрадавшейся правой ноги, раздробленная стопа, переломы ключиц и ребер. Железный прут прошил ее живот и таз, навсегда лишив ее возможности иметь детей.
Фрида Кало «Мое рождение»
Фрида выжила — невзирая и вопреки. Но все внутри нее так и осталось покалеченным. 32 операции, годы в гипсе и на инвалидной коляске, бесконечная боль. И первые шаги в живописи. Зеркало над кроватью и специальный подрамник, позволявший писать лежа.
Фрида Кало — Дерево надежды, стой прямо!
Автопортреты — то, что Фрида рисовала постоянно, потому что фактически она сама была единственным, что могла видеть, прикованная к постели. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
Через несколько лет, восстановившись после автокатастрофы, художница приехала к Диего Ривере показать свои автопортреты, созданные в течение года, который она провела в постели, закованная в ортопедический корсет.
Картины Фриды Кало впечатлили известного художника: «Они передавали исполненную жизни чувственность, которую дополняла беспощадная, но очень чуткая, способность к наблюдению.
Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей».
Фрида Кало — Диего Ривера
К тому времени страстный Ривера уже расстался со своей второй женой, и ничто не мешало ему увлечься двадцатилетней художницей, остроумной, смелой и талантливой. Пленил его и незаурядный интеллект Фриды.
Диего был старше Фриды на 20 лет, страшен, огромен и толст. Растущие клочьями волосы, выпученные от возбуждения или, наоборот, прикрытые набрякшими веками глаза.
Он напоминал людоеда, но «людоеда доброго», как сказал о Диего Максимилиан Волошин, встречавшийся с ним в Париже. Сам себя Ривера любил изображать в виде толстобрюхой лягушки с чьим-то сердцем в руке.
Его всегда обожали женщины, Диего отвечал взаимностью, но как-то признался: «Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее я хочу заставить их страдать».
Фрида Кало — Дерево надежды, стой прямо!
«В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего». Одно из самых известных высказываний Кало, передающее весь смысл их отношений. А одна из самых известных картин на эту тему — «Всего несколько уколов». Кровавая постель и мужчина с ножом, стоящий над распростертым телом Фриды.
Ривера изменял жене направо и налево. «Я пыталась утопить свои печали, но эти ублюдки научились плавать…», и она тоже стала изменять.
Ривера ревновал и бесился — ей не было позволительно то, что он позволял себе.
В конце концов, Ривера совратил младшую сестру Кало, Кристину, что стало последней каплей, после пяти лет скандалов, упреков и ссор они с Фридой развелись, но через год поженились снова.
Правда, добропорядочной жены из нее не получилось. Она пила, курила, материлась, заводила романы, в том числе и лейсбийские.
Связь с Фриды с Троцким долго не афишировалась
Связь с Фриды с Троцким долго не афишировалась – в 1960-е живопись коммуниста Диего была очень популярна в СССР, а о его жене никто не вспоминал. «Ты вернула мне молодость и отняла рассудок.
С тобой я чувствую себя семнадцатилетним мальчишкой» — писал Троцкий в одном из любовных писем к Кало. Ривера вдруг страшно заревновал.
Поговаривали, что если бы не ледоруб Меркадера, Троцкий бы точно умер мучительной смертью от тяжелой руки Диего.
Ни на одном автопортрете Фрида не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные черные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Идея ее картин зашифрована в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Или рядом с двумя Фридами.
Ей часто приходилось будто разделяться. Она до аварии — она после аварии. Она страдающая — она спокойная. На людях она почти всегда была бодра, весела, заразительно хохотала, громко материлась, пила, курила и вела себя будто она самый счастливый человек на свете.
Ее истинные внутренние переживания находили выход в картинах и дневнике.
Фрида Кало — Дерево надежды
Фриду таскали на многочисленные «обеды по случаю», тостирующие приправляли хвалебные речи магическим словом «сюрреализм». Фрида, как в свое время Сальвадор Дали, отметала рамки: «Мои картины − само откровение. Я ненавижу сюрреализм!» Ничего не помогало: французские художники обожали ярлыки.
Многие из них, безотносительно к табличкам, были восхищены самобытностью полотен и самой «м-м Риверой». Пикассо был сражен наповал. На устроенном собственноручно обеде он даже подарил «заокеанской орхидее» странноватые сережки в форме кисти руки с растопыренными пальцами.
И все-таки настоящим итогом поездки стало другое − картину «Рамка» купил Лувр.
Не хуже встречали Фриду и в Америке, где они с мужем прожили несколько лет после истории с Троцким. Ривера трудился над росписями в Нью-Йорке и Сан-Франциско, а Фрида лечилась в клинике от алкоголизма и нервного истощения.
В общей сложности она перенесла больше тридцати операций на позвоночнике, и упрекнуть ее в увлечении болеутоляющими и легкими наркотиками у близких не хватало духу. Каждый день приносил новую боль и разочарование.
Эта «Маленькая серна» была утыкана дротиками почище Св. Себастьяна. Сочилась кровь.
Фрида Кало — Дерево надежды, стой прямо!
Когда она в Штатах потеряла второго своего ребенка (а всего неудачных беременностей было три), то прямо в больнице написала картину «Госпиталь Генри Форда». Это исповедь женщины, утратившей не только своего ребенка, но и свою женственность, свой род, свое предназначение и будущее.
По горизонту — урбанистический ландшафт Америки, в центре — железная больничная кровать, на которой лежит истекающая кровью Фрида, символично связанная пуповиной с зародышем, улиткой и анатомическим макетом.
Лаконизм и простота символов Фриды обнажают силу ее переживаний, статичность образов подчеркивают немую, застывшую боль.
Боль и счастье Фриды Кало — известной мексиканской художницы
Больше всего в жизни Фрида любила саму жизнь — и это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные физические страдания, она искрилась юмором, могла хохотать до изнеможения, подшучивать над собой, развлекаться и от души кутить.
И только взяв кисть, позволяла себе думать о неизбежном. Она мечтала о ребенке, но страшная травма не позволила ей иметь детей. Три беременности — а это был настоящий подвиг в ее положении — закончились трагично. И тогда она стала рисовать детей.
Чаще всего — мертвых.
Последние 10 лет Фрида Кало вела дневник, успев исписать и изрисовать скромные 170 страниц, которые теперь являются частью ее наследия. Сорок лет он пролежал в закрытом архиве мексиканского правительства, прежде чем был опубликован. 170 страниц с акварелями и коллажами, воспоминаниями о детстве, записями о болезни и мучительной любви к мужу.
Имя Diego встречается в ее дневнике чаще других слов. Она мучается от того, что не может найти слов, чтобы высказать ему все о своих чувствах, от того, что они невыразимы.
«Диего — начало, Диего — мой ребенок, Диего — мой друг, Диего — художник, Диего — мой отец, Диего — мой возлюбленный, Диего — мой супруг, Диего — моя мать, Диего — я сама, Диего — это все».
Это к нему будет обращено обведенное и многократно подчеркнутое слово ternura — нежность. Его лицо будет проступать в случайных образах ее беглых зарисовок. В 1953-м году, будучи в одиночестве и вдали от него, она по-своему отпразднует его день рождения, записав в дневнике «8 декабря… Диего… Любовь».
Она рисует в дневнике птицу с опущенными крыльями. Над птицей Фрида пишет: Te vas? — Ты уходишь? И отвечает — Нет. Alas rotas — Сломаны крылья. Ей никуда не деться ни от сломанных костей, ни от истерзанного сердца. Не получится ни улететь, ни уйти, ни даже уползти.
В 1950 году ей сделали еще 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке и теперь уже навсегда осталась в инвалидной коляске. В 1953 году, за год до смерти, ей ампутировали правую ногу, чтобы остановить гангрену. И в это же время в Мехико открылась ее первая персональная выставка. На открытие Фрида прибыла на машине скорой помощи с включенными сиренами.
Она улыбалась, в одной руке была неизменная сигарета, во второй — бутылка текилы, в волосах — цветок, в смехе — радость и ирония.
Фрида Кало — Viva la vida – «Да здравствует жизнь»
Боль и счастье Фриды Кало — известной мексиканской художницы. Эту картину она написала за восемь дней до смерти. Viva la vida – «Да здравствует жизнь». Солнечный арбуз рисовала уже лежа, с ампутированной ногой, приписав напоследок: «Я весело жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться. Фрида»
А потом она все же смогла найти слова, в которых выразила свою любовь к Диего Ривере.
«… В слюне
в бумаге
в затмении
Во всех строчках
Во всех красках
во всех кувшинах
В моей груди
снаружи, внутри…
- «Диего — начало, Диего — мой ребенок, Диего — мой друг, Диего — художник, Диего — мой отец, Диего — мой возлюбленный, Диего — мой супруг, Диего — моя мать, Диего — я сама, Диего — это все».
- ДИЕГО в моих устах в моем сердце в моем безумии в моем сне в промокательной бумаге в кончике пера в карандашах в пейзажах в еде в металле в воображении в болезнях в витринах в его уловках в его глазах в его устах в его лжи».
Она записала их на клочке бумаги. Клочок с вырванным искалеченным, но таким живым сердцем художницы передали Диего за несколько дней до его собственной смерти.
Мексиканская художница широко известна на родине. Кое-кто даже умудряется наживаться на этом. Еще десять лет назад венесуэльский предприниматель Карлос Дорадо создал фонд Frida Kalho Corporation, который получил право на использование звонкого имени.
Фрида Кало сегодня − это не только картины, но и косметика, нижнее белье, корсеты, обувь, ювелирные украшения, керамика, пиво и даже марка ее любимой текилы. Портрет пары Кало-Ривера красуется на банкнотах 500 песо.
Но при такой ярмарочной известности картины Фриды Кало не становятся менее загадочными, расшифровывать их можно бесконечно.
«Фрида» — фильм 2002 года
- «Фрида» — фильм 2002 года, рассказывающий о жизни мексиканской художницы Фриды Кало, роль которой исполнила Сальма Хайек.
- Сценарий ленты, над которым работали Клэнси Сигал, Диана Лэйк, Грегори Нава, Анна Томас и Эдвард Нортон (как сценарист не включен в титры), основан на книге Хейден Эрреры «Фрида: Биография Фриды Кало».
- Режиссёром фильма выступила Джулия Тэймор, музыка к картине написана Эллиотом Голденталем.
- В 2002 году фильм «Фрида» завоевал две премии Оскар в номинациях «Лучшая музыка к фильму» и «Лучший грим».
Источник: https://nnd.name/2015/06/frida-kalo-derevo-nadezhdyi-stoy-pryamo/
Мексиканская художница с драматической судьбой – Фрида Кало: краткая биография девушки в корсете
Холодной зимой 2016 года в Петербурге проводилась первая в России выставка-ретроспектива, посвященная знаменитой художнице. Разобраться, кто такая Фрида Кало, поближе познакомиться с ее творчеством получили возможность тысячи россиян. Эта женщина прошла нелегкий путь, перенесла множество физических страданий и душевных трагедий, но сумела не утратить неуемную жажду жизни, вопреки всему. Давайте выясним, как сложилась ее судьба, чтобы лучше понимать ее необычное творчество.
Знаменитая художница: биография девушки с двумя десятками корсетов
Яростная коммунистка и феминистка, настоящая бунтарка, вечный пациент и икона стиля для многих, всепрощающая обожающая супруга и нежная влюбленная школьница – все эти слова с огромной долей правды отражают характер мексиканской рисовальщицы.
Несмотря на более чем шесть десятков лет, прошедших с даты смерти Фриды Кало, она остается интересной публике не только яркостью и необычностью своего таланта, но также волевым характером и трудной, изломанной во всех смыслах, женской судьбой.
Так какой же она была, одна из самых эпатажных личностей в истории живописи и искусства в целом?
Важно
В год своего совершеннолетия Фрида угодила в страшную автокатастрофу, после которой полностью поправиться не смогла никогда. Тяжелейшие переломы и травмы повлекли за собой более трех десятков сложных и опасных операций.
Это происшествие не только полностью переориентировало направление ее устремлений и планов на будущую жизнь, но и дало направление искусству.
В полотнах Кало превалируют темы боли, страдания, хрупкости человеческой оболочки и смерти.
Краткая характеристика жизни и деятельности
Рожденная в семействе немецкого фотографа и мексиканской индианки, будущая художница с раннего детства познала боль и лишения. Она перенесла полиомиелит, который в начале двадцатого века не умели ни предупредить, ни толком лечить.
Однако, вопреки знакам судьбы девочка занималась спортом, упорно училась.
После страшной катастрофы она впервые заинтересовалась рисованием и действительно нашла в этом деле свою отдушину, позволяющую выразить чувства, спроецировать их из глубин собственной души на зрителя.
Творчество Фриды – это своего рода дневник, в котором она показывает самое сокровенное, тайное и настоящее свое нутро. Большинство ее картин – автопортреты.
В них есть непрекращающаяся боль от сломанных костей и вывернутых суставов, предательство любимого мужчины, неспособность к материнству при огромном желании и множество иных трагических чувств.
Тем не менее современники говорили, что более жизнерадостного и влюбленного в окружающий мир человека они не знали.
В молодости девушка увлеклась идеями коммунизма и до самого конца яростно боролась за их воплощение в жизнь в своей стране. Она приютила у себя опального революционера из далекой холодной России – Льва Троцкого.
Фрида рано стала известной, объездила много государств и повидалась с большим количеством известных личностей. Она дождалась большой выставки и в своей стране, после чего решила, что может уходить.
После кончины женщины о ней на время забыли, но уже с приходом нового тысячелетия ее имя снова зазвучало – ее признали наиболее самобытной художницы двадцатого века.
Рождение горячей мексиканки
Если кратко, биография Фриды Кало полна разнообразными трагическими событиями и происшествиями, что не могло не отразиться на ее творчестве в будущем. Отец девочки, Гильермо Кало, был немецким художником из лютеран. Позже она любила утверждать, будто он имел еврейские корни, однако это заблуждение, так как предков его можно без труда отследить вплоть до шестнадцатого столетия.
Мужчина поселился в пригороде столичного Мехико, городке под названием Койоакан. Там он познакомился с юной красоткой Матильдой Кальдерон, которая вела свой род от древних ацтеков. Шестого июля 1907 года она родила девочку, названную Фридой.
Та стала самой младшей в семье и самой «проблемной». В шесть лет она умудрилась заразится полиомиелитом и ее очень долго лечили.
Вытерпев нечеловеческие боли, кроха навсегда осталась инвалидом – ее нога стала тоньше и короче другой, что и пришлось скрывать под длинными и пышными юбками, которые она так любила.
Становление характера
Дети в школе дразнили маленькую Фриду, ведь она хромала. Они называли ее «Деревянной ногой» и даже пытались травить. Сперва она надевала на одну ногу несколько чулок, чтобы скрыть ее толщину, но это плохо помогало – хромота все равно была заметна. Сломаться под натиском жестоких одноклассников Кало себе не позволила – она записалась на бокс, ходила на плавание, с удовольствием гоняла с соседскими мальчишками в футбол. Все это помогло восстановиться после тяжелой болезни и снова ощутить себя здоровой и счастливой.
В 1922 году Фрида подала документы в Национальную подготовительную школу под названием «Препаратория», одну из лучших в стране. Оценив способности девушки, ее приняли, и она стала одной из тридцати пяти особ женского пола из двух тысяч учащихся.
Там ее сразу оценили и полюбили, она приобрела большой авторитет и даже организовала закрытый клуб под названием «Качучас», в который входило восемь человек. В то время, когда ее сестрицы с удовольствием наряжались в модные платья и обсуждали дамские шляпки, сама девушка носила мужскую тройку. Многие считали ее поведение скандальным и эпатажным.
Как раз в это время она впервые увлеклась рисованием, делая на этом поприще первые несмелые шаги.
Последствия аварии и первое творчество
Через несколько месяцев после совершеннолетия, семнадцатого сентября двадцать пятого года, ничего не подозревающая Фрида вместе со своим приятелем ехали в автобусе. Водитель сильно отставал от графика, спешил и не справился с управлением. Большая и хлипкая машина с деревянными бортами на скорости врезалась в движущийся навстречу трамвай.
Следует знать
Фрида пострадала в аварии чрезвычайно сильно, хотя другие пассажиры отделались ушибами и ссадинами. У несчастной девушки было изломано все тело: в трех местах был поврежден позвоночник, правая нога сломана в одиннадцати, а таз в трех местах, почти в щепки раздроблена стопа, задеты ключица, ребра, вывихнуто плечо. Кроме того, металлический поручень прошил ее насквозь, задев матку и почку.
Выжить любой ценой
Посмотрев на повреждения, врачи разводили руками. Они считали, что даже если девушка выживет, то едва ли когда-то поднимется с постели. Однако они не знали, с кем имеют дело. Воля к жизни не позволила ей сдаться. Именно благодаря этой аварии, как потом вспоминала сама Фрида, на свет появилась не просто мятежница и бунтарка, а настоящая художница, а толчок этому дал ее отец Гильермо.
Чтобы дочке не было скучно лежать днями, неделями и месяцами подряд, а восстановление затянулось на долгие два года, он смастерил ей специальный станок-мольберт.
На нем закреплялся холст и можно было рисовать, не поднимаясь с постели. Под сводом кровати с балдахином установили большое зеркало.
Ее первым полотном оказался собственный портрет, что определило направление всего дальнейшего творчества.
Политические взгляды Фриды
Еще будучи ученицей, девушка прониклась коммунистической идеологией, которая была чрезвычайно популярна. Она сознательно и охотно вступила в коммунистическую партию в двадцать восьмом, но через год уже покинула ее ряды. Ее мировоззрение не изменилось, причина была в другом – ее супруг был оттуда исключен. Кало возобновила свое членство только спустя десять лет.
В начале тридцатых годов ее муж отправился в Соединенные Штаты, и художница устремилась вслед за ним. Там была непривычная для нее обстановка тотальной индустриализации, против знакомой мексиканской размеренности и медлительности.
После этого она стала намного острее ощущать связь с родной страной, национальными традициями и культурой своих предков.
Фрида стала коллекционировать предметы прикладного искусства, а надоевшие серые юбки сменила на цветастый национальный костюм.
Личная жизнь мексиканской бунтарки
Будущая художница мирового масштаба была натурой страстной, темпераментной. Она умела заражать своим огнем окружающих своим огнем, но в семейной жизни ей не повезло – брак оказался несчастливым.
Диего Ривера
Во время обучения в «Препаратории» Фрида Кало познакомилась с популярным испанским художником-муралистом, который трудился там над росписью под названием «Созидание».
Он придерживался крайне левых взглядов и был на два десятка лет ее старше, был обладал двойным подбородком и грузной фигуры, но это не остановило девушку. Уже после мучительного восстановления в 1929 году они поженились.
Журналисты назвали их брак «союзом слона и голубки», но ей было совершенно все равно. Они выстроили знаменитый «Голубой дом» на улице Лондрес в Койоакане.
К огромному сожалению, со временем оказалось, что слухи о крайней любвеобильности мужчины были правдивыми.
Несмотря на то, что его называли земляной жабой, он имел настолько сильную харизму, что женщины буквально сходили по нему с ума.
Она прощала все его интрижки и измены, но пережить связь с ее родной сестрой Кристиной не сумела и подала на развод. Спустя несколько лет она сказала, что в ее жизни было две катастрофы – авария и Диего.
Через двенадцать месяцев мужчина пришел к ней в мастерскую и предложил стать его женой. Фрида настолько любила этого мужчину, что снова согласилась, но поставила ряд условий.
Основным было полное отсутствие интимной близости между ними навсегда, раздельный бюджет и комнаты.
Она трижды была беременной до этого, но родить так и не смогла, а повторять еще раз утрату долгожданного малыша больше не собиралась.
Русская любовь и не только
В 1937 году в жизни и доме Кало появился русский коммунист и революционер Лев Троцкий, с которым у нее разгорелся неожиданный бурный роман. Однако его супруга вовремя обнаружила страстные взгляды мужчины и женщины. Он был вынужден тут же съехать.
Во время очередного лечения в Испании Фрида встретила еще одного художника – страстного Хосе Бартоли. Вернувшись домой, она отказалась с ним встречаться, но еще долгие года переписывалась с ним.
Поговаривали, что у художницы была связь с еще одним русским – Владимиром Маяковским. Однако историки считают, что на самом деле они никогда не встречались. Известный совместный фотоснимок, где он с сигаретой, а она с револьвером, является подделкой.
Среди возлюбленных Фриды можно отыскать не только мужчин. Многие считают, что у нее был роман также с женщиной – Чавелой Варгас. Она была певицей и обладала красивым высоким голосом. Связь их не доказана, а единственным подтверждением могут служить фото, где наша героиня в мужском костюме утопает в горах кружев полураздетой шансоньетки.
Выставки и общественное признание
Мексиканская художница Фрида Кало с одной бровью далеко не сразу получила признание в мире. Ее работы, наполненные пестрым очарованием культурного наследия древних цивилизаций американского континента, насыщены оригинальными фетишами и символизмом, понятным не каждому. Колоссальное влияние на ее развитие, формирование таланта и собственной манеры оказал Ривера, на которого она всегда смотрела с обожанием. Однако в ранних полотнах можно отследить также влияние европейской живописной школы, к примеру, отголоски Боттичелли. Чаще всего творчество Фриды относят к наивному искусству или примитивизму.
Главной темой полотен Кало всегда оставалась она сама. Автопортреты метафорически отражали события ее жизни и удары судьбы. Их довольно хорошо принимали на родине, они были близки и понятны. Но настоящим фурором стало путешествие в Париж в тридцать девятом году. Там выставка имела оглушительный успех, а одно из полотен даже было куплено Лувром, где хранится до наших дней.
Индивидуальный вернисаж на родине организовали только в пятьдесят третьем. На тот момент она уже не поднималась с постели, так как полученные травмы обернулись серьезными осложнениями. В центре главного зала ей организовали ложе, а саму художницу внесли туда на носилках.
Смерть влюбленной в жизнь и увековечивание имени горячей художницы
Вскоре после последней выставки врачи рекомендовали ей новую операцию – началась гангрена. Ей ампутировали часть ноги, но это не очень-то помогло. Резать дальше врачи просто не успели. Фрида Кало скончалась тринадцатого июля 1954 года. Причиной стала пневмония от долгого нахождения в лежачем положении. Посмертное вскрытие решено было не проводить, хотя многие считали, что она умерла от передозировки опиатами, которыми увлеклась еще в молодости. Но если и так, то причиной тому была сильная физическая боль, с которой она прожила большую часть своего земного пути.
Прощались с художницей во Дворце изящных искусств, куда пришел сам президент Мексики – Ласаро Карденас дель Рио — любимый супруг и все, кто ее помнил и знал, а также огромное количество поклонников.
В следующем году Диего выехал из «Голубого дома» навсегда. Там был организован музей художницы.
В девяносто четвертом году прошлого века джазовый флейтист из Соединенных Штатов Джеймс Ньютон представил альбом, под названием Suite for Frida Kahlo, под лейблом AudioQuest Music. Весной 2001-го изображение женщины было напечатано на почтовой марке США.
В восемьдесят третьем году писательница, историк и биографист Хейден Эррера опубликовала книгу под названием «Фрида Кало».
Она не претендует на полную степень достоверности, однако в ней использованы материалы приватных дневников художницы. В 2002-м по данному произведению был снят сериал с непревзойденной Сальмой Хайек в главной роли.
В многосерийной художественной киноленте «Лев Троцкий» (2017) режиссера Александра Котта мексиканскую бунтарку сыграла Виктория Полторак.
На заре нового века предприниматель и инвестор Карл Дорадо из Венесуэлы организовал фонд Frida Kahlo Corporation. Родственницы нашей героини предоставили ему право на коммерческое применение ее имени. Благодаря этому появились духи, марка экологической косметики, повседневная и спортивная обувь, натуральное нижнее белье и даже семидесятиградусная текила, которые носят имя Фрида Кало.
Принимаем эстафету
Эта поразительная женщина прошла через колоссальное количество испытаний, но не утратила здорового оптимизма и желания жить. Ее железная воля позволили не смириться с положением инвалида, а снова подняться и творить. Выбравшись из бездны чудовищных травм и нечеловеческой боли, она подарила миру десятки настоящих шедевров, которыми восхищаются потомки.
Искусство Фриды особенное, не прикрытое, манящее, а порой пугающее и даже мучительное. Она не боялась выражать свое отношение к миру через изображение страданий и боли, которые ей пришлось пережить. Все это позволило ей сформировать характер, жесткий стержень, который поддерживал, ее даже когда физические силы были на исходе.
Источник: https://profylady.ru/articles/biografii/meksikanskaya-khudozhnicza-s-dramaticheskoj-sudboj-frida-kalo-kratkaya-biografiya-devushki-v-korsete.html