Кончаловский петр «сухие краски» описание картины, анализ, сочинение

Петр Кончаловский – выдающийся российский и советский живописец, наследовавший традиции живописи Сезанна. Ему повезло быть признанным еще при жизни, а сегодня живопись и графику художника рады заполучить музеи и коллекционеры не только России, но и европейских стран.

Детство и юность

Петр Петрович Кончаловский родился в городе Славянске Харьковской губернии 9 февраля 1876 года. Его отец происходил из дворянского рода и был успешным переводчиком и издателем. Раннее детство будущего художника прошло в родительском имении, но так как Кончаловский-старший оказался причастен к революционной деятельности, вскоре обстоятельства жизни переменились.

Кончаловский Петр Автопортрет Петра Кончаловского

Отца художника арестовали и сослали в Холмогоры, имение при этом было конфисковано. Позже Кончаловские уехали жить в Харьков, где 8-летний Петя начал обучаться в художественной школе.

В 1889 году семья вновь переехала, на этот раз в Москву, где мальчик, сильно увлекшийся живописью, стал посещать вечерние курсы Строгановского училища. По настоянию отца Петр чуть не изменил искусству и поступил в Московский университет на факультет естественных наук. Однако оставить живопись не сумел и, уговорив отца, уехал в Париж – продолжать обучение.

Кончаловский Петр Автопортреты Петра Кончаловского

2 года, с 1896-го по 1898-й, Петр Кончаловский учился в академии Жулиана и за это время окончательно понял, что хочет быть только художником. Работы молодого человека во Франции получили положительные оценки. Вернувшись в Россию, он поступил в Академию художеств, в которой в итоге выбрал мастерскую живописца-баталиста Павла Ковалевского.

Впрочем, батальные картины Петра не интересовали, и он подолгу сидел в ботаническому саду, зарисовывая природу. Диплом Академии художеств Кончаловский получил в 1907 году.

Живопись и творчество

Творческий путь Петра Кончаловского был долгим: начав с классической живописи, он прошел период поиска новых способов самовыражения и в итоге вернулся к реалистичной стилистике. Проследить это можно на примере автопортретов художника, написанных в разных направлениях и с использованием диаметрально противоположных цветовых решений.

Сначала стилистика Кончаловского напоминала творчество Константина Коровина, но, завершив учебу, художник отправился в Париж, где побывал на выставке картин Винсета Ван Гога. Впечатления от живописи гениального фламандца наложили отпечаток на творчество Кончаловского: по словам художника, Ван Гог раскрыл Петру глаза на собственное творчество.

Кончаловский Петр Работы Петра Кончаловского, сделанные под влиянием живописи Ван Гога и Матисса

В работе того периода легко заметить влияние и других прославленных художников: Поля Сезанна и Анри Матисса – их картины поражали Кончаловского до глубины души.

В начале 1910-х годов Петр Петрович вместе с коллегами по цеху организовал художественную группу «Бубновый валет». Ее участники демонстративно пренебрегли канонами реалистической живописи и следовали по пути формализма. Основами творчества стали постимпрессионизм, кубизм и фовизм.

Кончаловский Петр Портрет семьи кисти Петра Кончаловского

В этот период биографии сформировался собственный стиль Кончаловского: плотный, насыщенный, изобилующий яркими красками и лишенный ненужных деталей. Характерной особенностью, с которой Петр Петрович в то время писал натуру, является статичность: в натюрмортах, портретной и композиционной живописи художника нет и намека на динамику.

В 1912 году Кончаловский попробовал себя в качестве театрального художника и сделал костюмы и декорации для оперы «Купец Калашников» в постановке Антона Рубинштейна.

Этой работой, стилизованной под лубок, Петр Петрович остался доволен и до конца жизни считал ее лучшим своим произведением в этом жанре. В это время в картины художника вместе с примитивизмом приходит «движение», внутренняя энергия.

Это хорошо заметно по таким работам, как «Печка» и «Сухие краски».

Кончаловский Петр Эскиз декорации Петра Кончаловского для оперы «Купец Калашников»

Когда началась Первая мировая война, Петр Петрович ушел на фронт, но воевал недолго – в 1915 году художника контузило, и его направили в тыл, на лечение. После этого Кончаловский участвовал в «Выставке картин левых течений», а также вышел из «Бубнового валета», перейдя в объединение «Мир искусства».

После революции в живопись Петра Петровича начал возвращаться реализм, хотя краски остались по-прежнему яркими.

Кончаловского привлекала «радость жизни», хотя он умел совмещать ее с действительностью, придавая картинам как комический, так и трагический колорит.

Это видно по портрету Всеволода Мейерхольда, который на момент написания картины уже лишился театра: яркие краски приглушены, а выражение лица режиссера говорит само за себя.

Кончаловский Петр Портрет Всеволода Мейерхольда кисти Петра Кончаловского

Особое место в живописи Кончаловского всегда занимали натюрморты, особенно цветочные. Художник говорил, что пишет их по причинам, сходным с теми, по которым пианисты играют гаммы – это трудное и необходимое упражнение.

«Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучить, и так же глубоко, как и все другое».Кончаловский Петр Натюрморт Петра Кончаловского «Сирень в корзине»

Наиболее яркими представителями цветочной тематики в произведениях Петра Петровича являются картины «Сирень в корзине», «Пионы у окна» и «Всякие цветы».

Важным этапом творчества Кончаловского стал период увлечения фигурой Михаила Лермонтова. В 1927 году Петр Петрович уехал на Кавказ, и результатом поездки стала серия картин, основанных на творчестве поэта.

В 40-е годы художник писал портрет Михаила Юрьевича, выбрав для изображения трудный период биографии Лермонтова.

На картине поэт изображен в момент отдыха на станции Казбек, на которой он остановился, следуя в первую ссылку.

Кончаловский Петр Натюрморт Петра Кончаловского «Пионы у окна»

Советская власть мало повлияла на творчество Кончаловского – художник всегда старался держаться как можно дальше от политики, но при том – не вступать с ней в конфронтацию.

Петру Петровичу даже удалось избежать написания портрета Иосифа Сталина, хотя ему предлагали – он сослался на то, что, будучи реалистом, не может использовать в качестве натуры фотографию. Допускать к настоящему «великому вождю» художника, разумеется, никто не собирался. И даже при этом Кончаловский получил в 1942 году Сталинскую премию за многолетние выдающиеся заслуги в области искусства.

Личная жизнь

Личная жизнь художника была определена еще в его детстве: в 14 лет Петр познакомился с будущей женой Ольгой Суриковой – дочерью живописца Василия Сурикова. После этого 12 лет молодые люди толком не общались, пока Кончаловский не отправил девушке письмо с признанием в любви. Решение пожениться молодые приняли через 3 дня после первого свидания, и свадьба состоялась 10 февраля 1902 года.

Кончаловский Петр Петр Кончаловский с женой (автопортреты)

Отношения в браке были нежными: Кончаловский звал жену Лёлечкой, она его – Дадочкой.

У супругов было двое детей – дочь Наталья и сын Михаил. Их нежно любили оба родителя, хотя и старались не баловать. Петр Петрович не меньше супруги был вовлечен в процесс воспитания: он укладывал детей спать, обучал основам живописи, рассказывал сыну и дочке сказки.

Кончаловский Петр Петр Кончаловский с семьей

Ольга Васильевна слыла жестким и властным человеком, но взаимоотношений с мужем это не касалось – еще до свадьбы молодые люди поклялись, что их семья будет необыкновенной. Поэтому женщина знала меру и никогда не попрекала мужа, а тот ее глубоко уважал и считал ближайшим другом и советчиком. Без одобрения жены Петр Петрович решений не принимал и советовался с ней даже по вопросам творчества.

Смерть

Петр Кончаловский умер в 79 лет, 2 февраля 1956 года, в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 2017 году открылся музей-мастерская художника. Он расположен в Москве на Большой Садовой улице, в 10-м доме (том самом, где находится и «Нехорошая квартира» из «Мастера и Маргариты») – там Кончаловский с семьей жили с 1912 года.

Могила Петра Кончаловского

На церемонии открытия выступили не менее известные, чем сам Петр Петрович, потомки живописца: внуки Андрей Кончаловский и Никита Михалков.

Картины

  • 1910 — «Наташа на стуле»
  • 1910 — «Любитель боя быков»
  • 1917 — «Шахерезада»
  • 1922 — «Кусты»
  • 1923 — «Автопортрет с женой»
  • 1926 — «Миша, пойди за пивом»
  • 1928 — «На Ильмень-озере»
  • 1929 — «Девушка под зонтиком»
  • 1929 — «Балаклава. Балкон»
  • 1933 — «Ученики в мастерской»
  • 1935 — «Натюрморт. Персики»
  • 1943 — «Автопортрет с внучкой»
  • 1948 — «С покоса»

Источник: https://24smi.org/celebrity/19307-petr-konchalovskii.html

Пётр Кончаловский: жизнь и творчество художника

Пётр Петрович Кончаловский (9 [21] февраля 1876 года, Славянск — 2 февраля 1956, Москва) — русский, советский художник. Народный художник РСФСР (1946). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

Читайте также:  Айвазовский иван "спокойное море" описание картины, анализ, сочинение

Содержание

  • Биография Петра Кончаловского
  • Творчество Кончаловского
  • Работы художника
  • Картины Петра Кончаловского
  • Библиография

Петр Петрович Кончаловский родился 9 февраля 1876 года в Славянске в семье видного литератора. Самые ранние годы он провел в Харьковской губернии, в имении родителей. Однако вскоре отец был арестован за участие в революционной деятельности и сослан в Холмогоры. Имение конфисковали.

Когда семья переехала в Харьков, Петр уже с восьми лет начал посещать школу живописи Раевской. В 1889 году все перебрались в Москву. Именно в это время отец предпринял издание сочинений Лермонтова, а потом и Пушкина с иллюстрациями лучших художников — Сурикова, Поленова, Репина, Айвазовского, Серова, Васнецова, Шишкина, Врубеля…

В Москве Петр Кончаловский начал посещать вечерний класс Строгановского училища. Но отец уговорил его поступить на естественный факультет Московского университета. Однако живопись неудержимо влекла Петра.

И вместе с Коровиным Кончаловский попросил своего отца отпустить его в Париж. Там с 1896 по 1898 год он занимался в академии Жулиана.

По возвращении домой Петр Кончаловский сразу поступил в Академию художеств и в 1907 году получил звание художника.

Картины его хвалили, ему предсказывали большое будущее, а он сам чувствовал, что еще не нашел в творчестве чего-то очень важного. И, недовольный, часто смывал свои картины с полотна.

Творчество Кончаловского

Расцвет творчества Кончаловского пришелся на начало двадцатого века, когда художественные традиции стремительно менялись и пересматривались.

Кончаловский стал одним из основателей общества «Бубновый валет» и его председателем впоследствии. Это объединение стремилось к воплощению живых, натуральных, осязаемых форм на холсте. Эти художники обращались к непрофессиональной и народной живописи.

Кончаловский в раннем своем творчестве стремится сделать каждую вещь как бы крепкой и плотной. Его натюрморты часто посвящены рыночному подносу, который неизменно отличается яркими красками («Красный поднос»).

При этом цвет призван подать саму вещь, придать ей массу и форму. Ранние натюрморты выполнены в духе фовизма и кубизма. То же относится и к изображению человека.

Он показан мощно и цельно («Потрет матадора», «Семейный портрет», «Портрет художника Г.Б. Якулова»).

Кончаловский Петр

Мировоззрение, а следовательно, и творческую манеру художника значительно скорректировала революция. После этого события Кончаловский все больше пишет реалистичные образы.

В его живописи прочно утверждается мотив любви к жизни. В 20-е годы в его работах появляется тонкость цветовых переходов, контрастов («Зеленая рюмка», «Миша, пойди за пивом»).

Поездка на Кавказ, предпринятая художником в 1927 году, вдохновила его на создание нескольких полотен, посвященных творчеству Лермонтова («Пятигорск. Дом Лермонтова», «Казбек», «С развалин Мцыри», «Мцыри. Гроза»).

Работу над картинами Кончаловский сочетал с работой в театральном оформлении и иллюстрации. Он принимал участие в оформлении оперы «Купец Калашников» А.Г. Рубинштейна.

Также художник активно занимался преподаванием. С 1918 года он работал в «Свободных художественных мастерских» в Москве, а с 1926 года стал преподавателем во ВХУТИНе. В 1946 году Кончаловский получил звание народного художника РСФСР, а годом позже стал действительным членом Академии художеств СССР.

Работы художника

  • Зима. Мельница на Кегострове, (1903, холст, масло. 51 × 62 см. Приобретена в 1960 у И. И. Подзорова, ранее в собрании Н. С. Арханникова, Москва)
  • Букет цветов в белой вазе. (1908, холст, масло, 73 × 60)
  • Портрет Дмитрия Петровича Кончаловского (1876—1956). (1909, холст)
  • Портрет Г. Б. Якулова (1910, ГТГ)
  • Пейзаж. Столярная в Абрамцево. (1911, холст, масло)

Кончаловский Петр

Зима. Мельница на Кегострове.

Кончаловский Петр

Автопортрет с женой.

Кончаловский Петр

А. Н. Толстой в гостях у художника.

  • Пиво и Вобла. (1912)
  • Гладиолусы. (1912)
  • Автопортрет. (1912)
  • Палитра и краски. (1912)
  • Сухие краски (1912, ГТГ)
  • Семейный портрет, т. н. «Сиенский» (1912, в собрании семьи)
  • Агава (1916, ГТГ)
  • Верстак (1917, в собрании семьи)
  • Натюрморт. (1918, холст, масло. 122 × 129)
  • Автопортрет с женой. (1923, ГТГ)
  • Миша, сходи за пивом! (1923)
  • Новгород. Антоний Римлянин, (1925)
  • Портрет О. В. Кончаловской, (1925, ГТГ)
  • Возвращение с ярмарки, (1926, ГРМ)
  • Листья табака (1929, собрание семьи Кончаловских)
  • Новгородская серия (серия пейзажей, 2-я половина 1920-х гг.)
  • Петергоф (1931, Частное собрание. Москва)
  • Сирень в корзине (1933, ГТГ)
  • Портрет В. Э. Мейерхольда (1938, ГТГ)
  • А. Н. Толстой в гостях у художника (1941, ГТГ)
  • Портрет писателя К. А. Тренева (1941, холст, масло, Луганский областной художественный музей)
  • Автопортрет, (1943, ГТГ)
  • Портрет Героя Советского Союза летчика А. Б. Юмашева. (1941, ГРМ)
  • Портрет М. Ю. Лермонтова (1941—1943, холст, масло)
  • Полотёр, (1946, ГТГ)
  • Хлеб, ветчина и вино, (1948, ГТГ)
  • С покоса (после 1932)
  • Глухари,
  • Подсвечник и груши,
  • Клубника,
  • Яблоки,
  • Битая дичь.
  • Портрет народной артистки РСФСР А. О. Степановой
  • Натюрморт с трубкой. (холст, масло, 60,3 × 72,5)
  • Окно поэта

Библиография

  • Иванов Вс. Лермонтов Кончаловского // «Литература и искусство», 1943, 18 апр.
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: История создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
  • Вакар Ирина. Пётр Кончаловский: взгляд из нового века // Наше наследие. — 2011. — № 99.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, art-spb.

ru, avangardism.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Пётр Кончаловский: картины художника

Пётр Кончаловский — все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Пётр Кончаловский: жизнь и творчество художника

3.8 (75.07%) 69 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/konchalovskij-pjotr.html

Описание картины Сухие краски – Петр Кончаловский

Петр Кончаловский – выдающийся художник XX века, любимым жанром живописи которого были натюрморты. А звание лучшего среди них по праву носит написанная в 1913 году картина “Сухие краски”.

На раннем этапе творчества Кончаловский был увлечен идеями кубизма и фовизма, подражал технике письма лидеров этих направлений – Сезанну и Ван Гогу. Густые крупные мазки, насыщенные сочные цвета, характерная передача форм и линий – все это нашло отражение в рассматриваемом натюрморте.

Какие ассоциации возникают при слове “натюрморт”? Фруктово-овощное изобилие, изысканный стол, ломящийся от будоражащей вкус снеди? Это традиционное понимание натюрморта.

Кончаловский же изобразил совсем иное.

Основную часть картины занимает рабочий стол художника, заставленный все тем, что может понадобиться ему в процессе создания шедевра изобразительного искусства.

Всевозможные бутылочки и колбочки, кисти в кувшине, баночка с клеем и растворителем, скребки для корректировки написанного, сами краски.

Очертания предметов показаны расплывчато, размыто, они словно служат простым вместилищем для цвета, которым заполнил их художник – синий, красный, зеленый, коричневый, черный.

Красочная карусель радужным фонтаном бьет с холста, превращая натюрморт в яркую мозаику цветовых оттенков.

Деревянный стол, напротив, прорисован до мелочей: каждая трещинка в древесине, каждая линия ее рисунка выписана со скрупулезной четкостью. Фоном картины служит глубокого синего цвета занавеска, тоном полотна приносящая гармонию в буйство показанных на первом плане красок.

Настоящей находкой в создании этого натюрморта стало наклеивание на бутыльки и тюбики с краской настоящих ярлычков. Благодаря столь необычному приему художнику удалось соединить мир художественный и материальный, а саму картину – оживить и сделать все изображенное на ней осязаемым и реальным.

Изобразив то, что сам хорошо знал и любил, Кончаловский сделал это необыкновенно талантливо. “Сухие краски” сегодня стоят в одном ряду с величайшими картинами мира. Увидеть этот натюрморт можно в Третьяковской галерее, где он бережно хранится уже много лет

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://art.goldsoch.info/suxie-kraski-petr-konchalovskij/

Сочинение по картине П. Кончаловского “Сирень в корзине”

  • В жизни счастье одно Мне найти суждено,
  • И то счастье в сирени живет; На зеленых ветвях,
  • На душистых кистях Мое бедное счастье цветет…

К. К. Романов

Петр Петрович Кончаловский родился в 1876 г. в городе Славянск на Украине в семье помещика. Учился живописи в Петербургской академии ху­дожеств и в Академии Жюлиана в Париже. В твор­честве П. П. Кончаловского ощущается значитель­ное влияние тестя художника, знаменитого живописца В. И. Сурикова, а также французского импрессиониста П. Сезанна.

Читайте также:  Серов "портрет иды рубинштейн" описание картины, анализ, сочинение

П. П. Кончаловский был одним из основателей

общества “Бубновый валет”, члены которого рас­сматривали творчество П. Сезанна как образец.

Художники, вошедшие в это объединение, отлича­лись особым интересом к изображению цветовой фактуры предметов, фольклорным мотивам в жи­вописи.

Среди работ П. Кончаловского можно найти произведения различных жанров изобразительно­го искусства: это натюрморты, пейзажи и портре­ты.

Искусствоведы пришли к выводу, что многие работы художника очень близки к таким направ­лениям в изобразительном искусстве, как кубизм и фовизм.

Для кубизма было свойственно экспери­ментирование с изображением формы предмета, а для фовизма – эмоциональность, резкость цве­та.

Наиболее известными работами Кончаловско­го, выполненными в традициях упомянутых на­правлений, принято считать “Сиенский портрет”, “Сухие краски”, “Портрет Г. Б. Якулова”.

В 1920-х гг. стихийная резкость живописной манеры Кончаловского уступает место более мягко­му и романтическому подходу. В качестве примеров можно привести картины, посвященные историче­ским темам: “Новгород”, “Антоний Римлянин”.

Нужно отметить, что творчество Кончаловского достаточно многолико и неоднозначно: среди его работ и “Портрет В. Э. Мейерхольда”, выполнен­ный в драматической манере (режиссер запеча­тлен как раз в период начавшихся на него гоне­ний), и “Портрет А. Н.

Толстого”, как нельзя более вписывающийся в официальные каноны.

1943 г. отмечен для П. П. Кончаловского присуж­дением Сталинской премии. Скончался художник в начале 1956 г. в Москве.

А теперь следует обратиться непосредственно к творчеству художника. “Сирень в корзине” напи­сана в 1933 г. В СССР прошла коллективизация; начались сталинские репрессии. Каждый день “че­рный ворон” в одночасье может разрушить чью-то “маленькую жизнь”. В этом же году в Германии пришли к власти нацисты во главе с А. Гитлером.

Пройдет еще несколько лет, и мир будет втянут в кровавую бойню, по масштабам не сравнимую не с одной из прежних войн.

А мы смотрим на карти­ну Кончаловского и видим букет сирени – такие же охапки цветов каждую весну видели в беспоща­дной и мудрой древности, в мрачную и фанатичную эпоху Средневековья… И мы тоже каждый год ви­дим, как вновь и вновь на ветвях распускаются ду­шистые кисти цветов.

Их будут видеть наши внуки и правнуки, и многие поколения людей, пока стоит этот мир. События прошлого – материал для исто­рика; а художник и поэт тем и отличается от учено­го, что может увидеть и запечатлеть мимолетно-ве­чное: то, что быстро уходит и вновь возвращается.

“Сирень в корзине” – это вечный мотив тор­жества жизни, ее красоты и мудрости, о которых мы, люди, нередко забываем в суматохе повседнев­ности.

Так ли часто обыкновенный человек остана­вливается, чтобы посмотреть, как распускаются листья на деревьях, отмечает, какого цвета сего­дня небо, есть ли на нем звезды?..

Вероятно, в том и призвание художника – поймать и запечатлеть преходящие мгновения, чтобы дать возможность другим людям всмотреться в них?..

Кончаловский на своем полотне не изобразил никаких лишних деталей. Букет хорошо вписы­вается в пространство картины, заполняет его. Полотно ориентировано в горизонтальном направ­лении: легко заметить, что для выбранной компо­зиции это является оптимальным вариантом.

Она вписывается в воображаемый эллипс, вытянутый в горизонтальном направлении. Вертикальное на­правление на картине задает изображение корзи­ны, помещенной в центре живописного полотна; однако мы видим лишь нижнюю часть корзины, в то время как ее верхняя часть тонет в густой пене цветов. Художник четко разграничил поверх­ность, на которой установлена корзина, и общий фон полотна.

Это достигнуто благодаря цветовому контрасту: поверхность стола темно-коричневая, в то время как общий фон – светлый, неоднород­ный, размытый, желтовато-блеклый.

Корзина, на которую падает густая тень от буке­та, выделяется на фоне темной поверхности стола благодаря коричневато-золотистым отблескам, живо передающим естественную окраску ивовой лозы.

Букет составлен из веточек сирени разных сор­тов. Присмотревшись, можно прийти к выводу, что веточки сирени не просто засунули в корзину как попало, а продуманно и тщательно составляли композицию. Справа и слева, а также в центре мы видим по две лиловых “кисти”. Между лиловыми цветами помещены ветки сирени с цветами голу­боватой окраски.

На переднем плане среди белой сирени вставлены две веточки с цветами чистого сиреневого оттенка. Зелень листьев, кое-где золо­тистых от падающего на них света, оживляет ком­позицию, придает ей естественность и безыску­сность. Свет на картине падает справа.

Особенностью картины является нечеткость, размытость изображения.

Художник не стремился тщательно прорисовывать отдельные цветки в “кистях” сирени – он старался верно передать общее впечатление от созерцания пышного букета, огромной шапкой громоздящегося над корзиной.

Подобное осмысление реальности было характер­но для живописной школы импрессионистов, чье влияние отчетливо просматривается в творчестве П. П. Кончаловского.

Необходимо отметить и некоторые особенности цветовых решений, использованных художником. Сразу бросается в глаза резкий контраст нижней и верхней частей картины. В темных тонах изобра­жены корзина и поверхность, на которой она сто­ит.

Общий фон и букет – светлые, причем темная нижняя часть изображения занимает на картине гораздо меньше места.

Глоссарий:

  1. – сочинение по картине сирень в корзине
  2. – сочинение сирень в корзине
  3. – сирень в корзине сочинение
  4. – сочинение по картине сирень в корзине п п кончаловский
  5. – кончаловский сирень в корзине

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-po-kartine-p-konchalovskogo-siren-v-korzine/

Кончаловский пётр петрович

Кончаловский пётр петрович  — российский живописец, график, сценограф.

Дед А.С. Кон­ча­лов­ско­го и Н.С. Ми­хал­ко­ва, брат М.П. Кончаловского.

Учил­ся в Ри­со­валь­ной шко­ле М.Д. Ра­ев­ской-Ива­но­вой в Харь­ко­ве (1885 год), Стро­га­нов­ском училище в Мо­ск­ве (1889 год) у В.Д. Су­ха­но­ва, в ака­де­мии Р. Жю­лиа­на в Па­ри­же (1896-1898 годы) у Ж.Ж. Бен­жа­мен-Кон­ста­на и Ж.П. Ло­ран­са, в пе­тербергской АХ (1898-1907 годы) у Г.Р. За­ле­ма­на, П.О. Ко­ва­лев­ско­го, В.Е. Са­вин­ско­го.

В 1904 году по­се­тил Фран­цию, Ис­па­нию, Гер­ма­нию, Ве­ли­ко­бри­та­нию, Ита­лию (ку­да при­ез­жал пе­рио­ди­че­ски в 1907-1914 годы); в 1924 году — Ита­лию и Фран­цию. В 1914-1917 годы на­хо­дил­ся на во­енной служ­бе. На фор­ми­ро­ва­ние твор­че­ст­ва П.П.

Кончаловского боль­шое влия­ние ока­за­ли руссийская реа­ли­стическая жи­во­пись (был дру­жен с В.И. Су­ри­ко­вым, на до­че­ри ко­то­ро­го был же­нат) и но­вей­шее французское искусство. Один из ос­но­ва­те­лей объ­е­ди­не­ния «Буб­но­вый ва­лет» (1910 год).

В ран­них про­из­ве­де­ни­ях П.П. Кончаловский фор­маль­ные по­ис­ки в ду­хе твор­че­ст­ва П. Се­зан­на и на­чаль­ных эта­пов ку­биз­ма со­че­та­ют­ся со сти­хий­ной празд­нич­но­стью кра­сок, с оп­ти­ми­стич.

вос­при­яти­ем ми­ра: «Бой бы­ков», порт­рет Г.Б.

Яку­ло­ва (оба 1910 год), «Се­мей­ный порт­рет» («Си­ен­ский порт­рет», 1912 год), «Су­хие крас­ки» (1912-1913 годы; все — в ГТГ), ви­ды Сие­ны, Юга Фран­ции, Су­да­ка; так­же на­тюр­мор­ты.

По­сле 1917 году П.П. Кончаловский стал од­ним из ве­ду­щих мас­те­ров советской жи­во­пи­си; был чле­ном общества «Бы­тие» (1921-1930 годы). В твор­че­ст­ве П.П. Кончаловского 1920-х годов ощу­ти­мо влия­ние искусства ста­рых мас­те­ров («Ав­то­порт­рет с же­ной», 1923 год, ГТГ; «Гер­ку­лес и Ом­фа­ла», 1928 год, со­б­ра­ние се­мьи ху­дож­ни­ка, Мо­ск­ва).

Вплоть до 1950-х годов мно­го пу­те­шест­во­вал по стра­не, ра­бо­тал в Нов­го­ро­де, Кры­му, на Кав­ка­зе, в Мур­ман­ске и Апа­ти­тах (пи­сал но­во­строй­ки пер­вых пя­ти­ле­ток).

Чув­ст­вен­ная кра­со­та ми­ра, бо­гат­ст­во его кра­сок во­пло­ще­ны в на­тюр­мор­тах П.П.

Кончаловского («Си­рень», 1933 год; «Хлеб, вет­чи­на и ви­но», 1948 год, оба — в ГТГ), пей­за­жах и жан­ро­вых кар­ти­нах («Воз­вра­ще­ние с яр­мар­ки», 1926 год, ГРМ; «Ку­па­ние Крас­ной кон­ни­цы», 1928 год, Центральный му­зей Воо­руженных Сил РФ; «По­ло­тёр», 1946 год, ГТГ). Его порт­ре­ты жиз­не­ра­до­ст­ны (же­на, О.В.

Кон­ча­лов­ская, 1925 год; пиа­нист В.В. Соф­ро­ниц­кий за роя­лем, 1932 год; ком­по­зи­тор С.С. Про­кофь­ев, 1934 год; все — в ГТГ; «А.Н. Тол­стой в гос­тях у ху­дож­ни­ка», 1941 год, ГРМ), ино­гда от­ме­че­ны дра­ма­тиз­мом (В.Э. Мей­ер­хольд, 1938 год, ГТГ).

Как сце­но­граф ра­бо­тал в Мо­ск­ве с 1904 года («Ура­ган» А. Брю­но, московская Ча­ст­ная русская опе­ра С.И. Ма­мон­то­ва); оформ­лял спек­так­ли Опер­но­го те­ат­ра С.И. Зи­ми­на («Ку­пец Ка­лаш­ни­ков» А.Г. Ру­бин­штей­на, 1912 год, и др.), позд­нее — МХАТа («Хо­зяй­ка гос­ти­ни­цы» К. Голь­до­ни, 1933 год), ГАБТа («Кар­мен» Ж. Би­зе, 1945 год).

Те­ат­раль­ным ра­бо­там П.П. Кончаловского при­су­щи яр­кая жи­во­пис­ность и звуч­ность цве­та, реа­ли­стическая трак­тов­ка сре­ды (мес­та дей­ст­вия). Ос­та­вил так­же зна­чительное гра­фическое на­сле­дие (пей­за­жи, порт­ре­ты). Пре­по­да­вал в ГСХМ (1918-1921 годы) и Вху­теи­не (1926-1929 годы; проф.) в Мо­ск­ве.

  • Государственная премия СССР (1943 год).
  • Его сын — жи­во­пи­сец Ми­ха­ил Пет­ро­вич Кон­ча­лов­ский (1906-2000 годы).
  • Сочинения:
Читайте также:  Боттичелли "мадонна магнификат" описание картины, анализ, сочинение

Кон­ча­лов­ский П.П. Ху­до­же­ст­вен­ное на­сле­дие. М., 1964.

Литература

  • Му­ра­тов П. П. Жи­во­пись Кон­ча­лов­ско­го. М., 1923
  • Ней­ман М.Л. П.П. Кон­ча­лов­ский. М., 1967
  • Вы­став­ка про­из­ве­де­ний П. П. Кон­ча­лов­ско­го. (Кат.). М., 1976

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/konchalovskii_piotr_pietrovich

Петр Петрович Кончаловский (1876-1956) — русский живописец

Петр Петрович Кончаловский (1876-1956) — русский живописец

 

Лермонтов Петра Кончаловского…

  В 1941 году великий русский поэт увиделся Петру Кончаловскому молодым драгунским офицером, который, переезжая из Тифлиса во Владикавказ, сделал остановку в пути и вот теперь присел на диван, задумался… Он грустен, но грусть его светла, именно из такой грусти и рождается вдохновение, рождаются возвышенные поэтические строки…      

  В детстве Петр знал наизусть всего «Мцыри». А когда его отец-переводчик решил в 1880 издать сочинения Лермонтова с иллюстрациями лучших русских художников, Петр Кончаловский мог наблюдать, как работал над рисунками сам Врубель, и позже он вспоминал: «Все потом его узнали и оценили. А тогда он голодал.

Отец, чтобы помочь ему в работе, поселил его у нас… Писал он все время, а я торчал у него тоже все время. Мешал, наверное, страшно. Рисунок ему не понравился — он изрежет, выбросит, а я подберу, склею и под подушку к себе… Мне казалось, что он рвет и бросает какую-то часть Лермонтова…

»      Кончаловскому часто предлагали написать что-нибудь на лермонтовскую тему, но он всегда отказывался. Когда немцы в 1941 году бомбили Москву, он вдруг решил написать этот портрет… В мастерской было холодно, и он перенес полотно домой. Но и здесь писать приходилось в полушубке и перчатках.

На время бомбежки он прерывал работу и спускался в бомбоубежище. Так рождался один из лучших его портретов.

В свое время, досконально изучив французскую живопись, проникшись духом Сезанна и разобравшись в кубизме, Петр Кончаловский, один из основателей объединения «Бубновый валет», поражал всех необыкновенной, стихийной праздничностью красок, большим оптимизмом. Он удивительным образом открывал глубинную, чувственную красоту мира. Его натюрморты, пейзажи, портреты чаще всего жизнерадостны, жизнеутверждающи. Говорят, что в семьдесят лет Кончаловский радовался жизни так же, как в семь.

Кончаловский Пётр Петрович «Автопортрет». 1943

  Петр Петрович Кончаловский родился 21 февраля 1876 года в Славянске в семье видного литератора. Самые ранние годы он провел в Харьковской губернии, в имении родителей. Однако вскоре отец был арестован за участие в революционной деятельности и сослан в Холмогоры. Имение конфисковали.

Когда семья переехала в Харьков, Петр уже с восьми лет начал посещать школу живописи Раевской. В 1889 году все перебрались в Москву.

Именно в это время отец предпринял издание сочинений Лермонтова, а потом и Пушкина с иллюстрациями лучших художников — Сурикова, Поленова, Репина, Айвазовского, Серова, Васнецова, Шишкина, Врубеля…

  В Москве Петр Кончаловский начал посещать вечерний класс Строгановского училища. Но отец уговорил его поступить на естественный факультет Московского университета. Однако живопись неудержимо влекла Петра.

И вместе с Коровиным Кончаловский попросил отца отпустить его в Париж. Там с 1896 по 1898 он занимался в академии Жулиана.

По возвращении домой Петр поступил в Академию художеств и в 1907 году получил звание художника.

 Художник Петр Кончаловский. Портрет дочери Натальи. 1938 год

 Картины Петра Кончаловского хвалили, предсказывали ему большое будущее, но он чувствовал, что не нашел чего-то очень важного. И, недовольный, часто смывал свои картины с полотна. В 1907 году Кончаловский поехал в Париж, посетил там выставку Ван Гога и она потрясла его. «Произведения Ван Гога, — писал позже Кончаловский, — раскрыли мне глаза на мою живопись.

  Я ясно почувствовал,  что не топчусь больше на месте,  а иду вперед, знаю,  как должен художник относиться к природе. Не копировать ее… а настойчиво искать в ней характерное…»      

До этого он писал работы в духе Коровина. А в 1908-09 прошел своеобразную стадию фовистской активизации цвета. Влияние Ван Гога ощутимо в «Доме в розовом» и других пейзажах Южной Франции.

Сухие краски

  В это время Кончаловский, Машков, Лентулов, Фальк, Куприн образовали общество «Бубновый валет». Они очень внимательно изучали принципы кубизма, увлекались Сезанном, сохраняя, однако, верными натуре.

В своих ранних произведениях Кончаловский стремился соединить конструктивность цвета Сезанна со стихийной праздничностью красок, родственной русскому народному искусству; формальные поиски сочетаются в них с полнокровным, оптимистическим восприятием мира (портрет Г. Б. Якулова, 1910, «Сухие краски»,  Семейный портрет», 1912, «Агава», 1916, «Верстак» 1917)   Семейный портрет («сиенский»)

  В семейных портретах 1911, 1912 годов, первый из которых Муратов назвал «черным», а второй «сиенским», особенно заметно «нагнетание характерности».

Мы видим жену Ольгу Васильевну, сына Мишу, дочь Наташу, которую Кончаловский любил рисовать. Впоследствии Наталья Кончаловская стала известной писательницей, вышла замуж за поэта Сергея Михалкова.

Их сыновья Андрон и Никита стали известными в мире кинорежиссерами.

В 1910-12 годах в работах Кончаловского появилась так называемая «подносно-черная» основа, которая присутствует не только в натюрмортах, но и в некоторых портретах, давая возможность еще полнее ощутить звучность красок. В это время были написаны натюрморт «Пиво и вобла» и натюрморты с цветами.

  По-новому написаны итальянские пейзажи «Сан-Джиминиано», «Сиена». В них ощущается внутреннее движение, жизнь. Лентулов вспоминал: «Кончаловский писал колоссальное количество этюдов ежегодно, не менее шестидесяти».

В 1914 году Петр Кончаловский попал на фронт артиллерийским офицером и сражался против немцев. После Октябрьской революции Кончаловский перешёл от принципов живописи «Бубнового валета» к более реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи; основной темой полотен Кончаловского становится поэтическое утверждение радости, счастья жизни.

  Своим духовным отцом Кончаловский всегда считал Сурикова. В конце 20-х годов ему пришлось подолгу жить и работать в Новгороде, и художник вдруг с особой остротой ощутил необходимость воплощения национального начала, которое так полнозвучно звучало в творчестве его духовного наставника.

  Очень интересны портреты, на которых Кончаловский показывает человека в мгновение особого вдохновения. Это портреты Пушкина, Лермонтова, Прокофьева, «Автопортрет», портрет режиссера Мейерхольда.

Одной из наиболее интересных работ художника в театре было оформление оперы Рубинштейна «Купец Калашников» для театра Зимина, где Кончаловский, увлеченный в это время примитивами, использовал стилизацию «под лубок».

  Кончаловский называл композицию душой художественного произведения, умел выстраивать полотно. Но все же самым ценным его качеством оставалось умение видеть и воплощать чувственную красоту…

Натюрморты Кончаловского полны упоением чувственной красотой мира, богатством его красок («Листья табака», 1929; «Сирень», 1933, «Хлеб, ветчина и вино», 1948).

  «Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучить и так же глубоко, как и все другое, — говорил Кончаловский. — Цветы — великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица.

В цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах; и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными.

Я ищу их, как музыкант играет гаммы…»

http://www.ikleiner.ru/

«Автопортрет с Женой». Кончаловский Петр Петрович. 1923

Документальный фильм к 100-летию литератора, переводчика Натальи Петровны Кончаловской. «Уже потом, когда ее не стало, я с пронзающей силой понял, чем она была для нашей семьи, каким надежным стержнем, каким мощным силовым притяжением, какой защитой, какой удивительной созидательной энергией…»            (Н. Михалков)

Она выросла в русской православной семье с глубокими культурными традициями.

Внучка великого живописца Василия Сурикова, дочь замечательного русского художника Петра Кончаловского Наталья Петровна Кончаловская в полной мере унаследовала от своих предков и необыкновенную одаренность, и творческое ощущение жизни, и ту энергию любви, которая навсегда стала знаком ее отношения не только к собственным детям, но и ко всему окружающему миру.

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/9623675.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector